Образ революции в поэзии маяковского. Тема революции в произведениях маяковского

Едва ли среди подлинных художников слова мы найдем писателя или поэта, который бы так решительно и безоговорочно принял революцию, как Маяковский. Все представители русской творческой интеллигенции конца XIX - начала XX века так или иначе ожидали революцию и связывали с ней свои надежды. Но далеко не все понимали, насколько разрушительным будет вихрь, который сметет все старое и отжившее. Мало кто осознавал масштабы массового террора, который неизбежно сопутствует завоеваниям революции, - ведь в первую очередь от него пострадала интеллигенция, рассуждавшая о необходимости “очистительной жертвы” во имя свободы.

Маяковский никогда не обманывался, представляя себе грядущую мировую революцию, и с самого начала был готов заплатить любую цену за “светлое будущее”. Он так ненавидел старый уклад жизни, что его творчество буквально пропитано этой ненавистью, желанием разрушить старое “до основания”. Сломать, растоптать нужно было все, чтобы не оставалось никаких нитей, связывавших его со старым. Пафос разрушения был направлен в его поэзии на культуру и ее ценности, традиции, язык.

Маяковский безжалостно ломает все привычные представления о жизни, любви, красоте. Он борется с ходульным восприятием искусства, выступая как полноправный хозяин, который смело наводит порядок в своем мире, не заботясь ни о чьем мнении, никому не давая права голоса.

О, если б был я

как солнце!

Очень мне надо

сиянием моим поить

земли отощавшее лонце!

В своих стихах Маяковский уже совершил революцию, последовательно и вместе с тем страстно отрекаясь от “старого мира” во имя новизны, нарушая языковые нормы русского языка, изобретая новые слова.

С отвращением смотрит он на предреволюционную российскую действительность:

Мокрая, словно ее облизали,

Прокисший воздух плесенью веет.

нельзя ли

чего поновее?

“Издинамитить старое” - вот установка Маяковского в поэзии и в жизни. Но разрушительная сила этого динамита ему понадобится и при созидании новой жизни. Для него созидание - то же, что и разрушение, ибо в глазах поэта процесс строительства никак не мог быть “мирным”, это всегда война - с косной материей, уснувшей природой, человеческой инерцией. Не случайно его стихи изобилуют словами, заимствованными из военной лексики: “борьба”, “армия”, “таран”, “оружие”. Слишком жесток у поэта его новый мир! В нем правят бездушные машины, дым фабрик заменяет там “дым кадильный”; копоть автомобилей желаннее, чем зеленые листья, “чернила нефти” нужнее журчащих ручьев. Где уж тут пробиться солнечному лучу! Для строительства такого города будущего нужно обуздать природную стихию, поработить ее. Пусть в нем трудятся миллионы машин, а если для этого потребуются человеческие жизни, то их не жалко отдать: “Ваше слово, товарищ маузер!”; “Мы смерть зовем рожденья во имя. / Во имя бега, / паренья / реянья!” Слово “строить” в поэзии Маяковского становится синонимом слов “рушить”, “громить”, “ломать”.

Маяковский ненавидит и презирает бездействие, пассивность. “Рваться в завтра, вперед!” - вот его лозунг. Революция олицетворяет для поэта движение, активность:

Наш бог бег,

Сердце наш барабан.

“Запутавшемуся миру на выручку” нужно мчаться, “обгоняя погони пуль”, главное - не задерживаться, не оглядываться, не останавливаться ни перед чем...

Маяковский, как и все атеисты, жаждал искоренить внешнее зло внешними же средствами. Он думал, что революцию можно осуществить чисто механически, главное - это запустить на всю катушку ее чудовищную Машину. Задача казалась ему простой: есть враг, носитель зла - буржуй, есть цель - уничтожить врага, есть средства - пули и штыки.

Но революция отгремела, старый мир был разрушен, а в

обществе вновь воцарились все те же продажность, взяточничество, бюрократизм. Оказалось, что революция, какой бы разрушительной она не была, не способна убить зло, которое живет не во внешней действительности, но внутри, в сердце человека. Маяковский не вынес разочарования и ушел из жизни. Последней жертвой разрушительного пафоса, который он воспевал в своих стихах, стал он сам.

Владимир Владимирович Маяковский был создателем нового типа лирики, необычайно раздвинувшей свои границы, вышедшей на широкий простор политической и социальной действительности. Подобные «прорывы» совершались, конечно, лирикой и в прежние времена, но никогда - в таком масштабе. Определяющая черта лирики Маяковского - личное восприятие явлений общественного характера. Он сознательно совершал революцию в поэзии, противопоставляя создаваемую им лирику традиционной и демонстративно подчеркивая, что для него именно такая, социально значимая, лирика - выражение самых интимных, самых личных чувств и переживаний. Возьмем, к примеру, стихотворение «Атлантический океан», в котором Маяковский обращается как будто к одной из традиционных поэтических тем - теме природы. Секрет оригинальности и самобытности этого стихотворения в том, что образные средства для поэтизации океана поэт черпает из сферы, наиболее для него близкой и значимой, - мира революции. Рождение образа революции из глубин океанской стихии в стихотворении не случайно, оно «объяснено» самим поэтом, обнажившим его внутренний «механизм»:

Волны
будоражить мастера:
детство выплеснут;
другому -
голос милой.
Ну, а мне б
опять
знамена простирать!
Вон -
пошло,
застарело,
загромило!

Величие водной стихии, ее гипнотическая завораживающая мощь пробуждают в человеке самые интимные переживания, душа полнится тем, что ей наиболее дорого и близко. Для Маяковского это не умиляющие воспоминания детства, не любовные мечтания - это святая святых его сердца - Революция. И сказано о ней так («Ну, а мне б опять знамена простирать…»), что в вольном ритме строки (особенно остро ощущающемся после информационно-будничных первых двух строк) и в ее торжественно-праздничной лексике читается большое и волнующее романтическое чувство, по своему напору равное океанскому валу. Недаром в следующей строке: «Вон - пошло, затарахтело, загромило», - рисующей океанскую мощь и ширь, уже угадывается образ революции. «Дать бы революции такие же названия, как любимым в первый день дают!» - восклицает Маяковский. Эти слова - символ, образное выражение того внутреннего, неповторимо индивидуального преломления, которому подвергалась в его поэзии социальнополитическая тематика, вылившаяся в интимную лирику высокого накала. В этой строке нельзя не ощутить вызова традиционным представлениям о лирике как жанре преимущественно любовном. Вопреки этим представлениям поэт утверждает лирику своего страдающего сердца, для которого самым важным и близким является то, что значимо для всего народа. Эту новую ипостась прекрасного - сферу активной политической борьбы, общественных интересов - поэт намеренно противопоставляет также и другой традиционной лирической теме - теме природы.

Чье сердце
октябрьскими бурями вымыто,
тому ни закат,
ни моря революции,
тому ничего,
ни красот,
ни климатов
не надо -
кроме тебя,
Революция!

В этих стихах вызов лирике, воспевающей природу, звучит открыто, явно. Но иногда Маяковский не вступает в открытую полемику, а, перенеся ее вглубь произведения, пронизывает ею внутреннюю его структуру, строит стихотворение как бы на негативном звучании метафор, обычно сопровождающих пейзажную лирику. В этом случае рождается нечто похожее на поэтическую декларацию:

Поэтом не быть мне бы,
если б
не это пел -
в звездах пятиконечных небо
безмерного свода РКП.

Утверждая право поэта на творческое освоение сферы социальной жизни, Маяковский не случайно использует здесь образы неба и звезд. Он привлекает их для того, чтобы тут же перечеркнуть, дискредитировать эти традиционные атрибуты лирики, противопоставив им иное «небо» и иные «звезды». Лирика Маяковского послеоктябрьского периода - своеобразная энциклопедия тринадцати героических лет жизни страны. Ничто не ускользало от внимания поэта, все вызывало его страстный, заинтересованный и горячий отклик. Все, чем бурлила жизнь двадцатых годов, пропитало собой «слова-бичи» и «нежность слов» поэта, художественно преломилось в его творчестве, сделав его своеобразной лирико-героической летописью революции.

Конечно же, лирика Маяковского не была неизменной. Она прошла сложный путь, отражая в себе идейно-художественную эволюцию поэта, развитие его творческого метода и стиля. И естественно, вместе с поэтом этот тернистый путь прошел и лирический герой. Он становится героем эпохи. Он совершает революцию, защищает ее в огненной буре гражданской войны. Он, как и сам поэт, хочет, чтобы «в дебатах потел Госплан,.. давая задания на год»; он - пламенный патриот и великий интернационалист; он беззаветно трудится, в холод и зной, воздвигает в далеких, необжитых краях завод-гигант, способный «в сотни солнц мартенами воспламенить Сибирь», строит город-сад будущего…

Обновление, возрождение души человека, души народа поэт связывает с обновлением мира, революционным его переустройством. Именно поэт с предельной обнаженностью души и сердца, поэт, с юных лет открыто связавший свою судьбу с передовыми революционными идеями века, страстно мечтавший «делать социалистическое искусство», бескомпромиссно отвергавший мир буржуазного стяжательства и беззакония, где все покупается и продается, - только такой поэт мог сказать в дни крушения старого и рождения нового мира: «Моя революция».

«О, четырежды славься!» - такими словами В. Маяковский встретил Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Он был убежден, что революция и поэзия были нужны друг другу.

Маяковский искал духовную опору. «Я в Ленине мира веру славлю и веру мою», - сказал он после Октября.

«Моя революция» - это принятие идеалов свободы и демократии. Однако скоро поэт увидел, как они отражаются на всех этапах управления власти. Появилась сатира, злое осмеяние коммунистов-заседателей.

Ведущим пафосом в поэзии Маяковского становится тема отрицания. В стихотворении 1917 года «Братья писатели» поэт призывает товарищей по цеху не пустословить, а бороться за лучшее будущее:

Если
такие как вы,
творцы -
мне наплевать на всякое искусство.

В сентябре 1917 года В. Маяковский выступает в Москве в Политехническом музее с докладом «Большевики искусства». Вернувшись в Петроград, он пишет двустишие:

Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит, буржуй.

Это стихотворение стало гимном людей, борющихся за равенство. По свидетельству петроградских газет, напевая эти строки, матросы шли на штурм Зимнего дворца.

В первые революционные годы поэт на поток поставил изготовление плакатов. Любого, кто сомневался в необходимости революционного насилия, Маяковский зачисляет в разряд обывателей, противников пролетариата. Он верит, что революция поможет людям освободиться от духовной нищеты:

Я ж
С небес поэзии
бросаюсь в коммунизм,
потому что
нет мне
без него любви.

«Ода революции», написанная к первой годовщине Октября, отражает представления о революционных процессах. Поэт стремится осмыслить суть контрастов «нового мира». Самые высокие слова и уничтожительные, весомые эпитеты и самые простые подбирает Маяковский, провозглашая революцию:

О, звериная!
О, детская!
О, копеечная!
О, великая!

Он подчеркивает и нужность революции, и ее жестокость по отношению к людям, борющимся за изменение жизни:

Ты шлешь моряков
на тонущий крейсер,
туда,
где
забытый
мяукал котенок.

В конце оды поэт проклинает и в то же время славит революцию.

В стихотворении «Призыв по армии искусства» В. Маяковский призывает близких ему по взглядам футуристов поддержать революцию, «воспеть ее» в своих произведениях:

На улицы, футуристы,
Барабанщики и поэты!

Гимном пролетарской мощи явилось новое произведение 1918 года - «Левый марш». Поэт призывает к борьбе с врагами революции:

За голод,
За мора море
шаг миллионный печатай!
Пусть бандой окружат нанятой,
стальной изливаются леевой, -
России не быть под Атлантой.
Левой!
Левой!
Левой!

Во время выступления в Доме комсомола 25 марта 1930 года Маяковский рассказал об истории создания этого стихотворения: «Мне позвонили из бывшего гвардейского экипажа и потребовали, чтобы я приехал читать стихотворение, и вот я на извозчике написал «Левый марш». Конечно, я раньше заготовил отдельные строфы, а тут только объединил адресованное к матросам».

Поэма «150 000 000», написанная в 1919 - 1021 годах, утверждала ведущую роль русского народа в социалистической революции. Ленин воспринял произведение отрицательно, видя в нем образец футуризма. Восторженное отношение сопровождается у Маяковского сатирой и руганью. Поэма, созданная «во славу множествам», сюжетно разыгрывается как «Чемпионат всемирной классовой борьбы!».

Такая упрощенная манера будет преобладать до конца жизни В. Маяковского.

В первой советской пьесе («Мистерия - Буфф») идет вовлечение зрителя в переживание грандиозности свершившихся событий. Поэт активно воздействует на зрителя.

Сегодня
Это лишь бутафорские двери,
а завтра
болью сменится театральный сор
Мы это знаем!
Мы в это верим!
Сюда, зритель!
Сюда, художник!

В условной, фантастической форме обобщается здесь гуманистический смысл революции.

«Ода революции», «Левый марш», «Мистерия-Буфф» - это первые образцы социалистического искусства Великого Октября, которые покоряют верой поэта в будущее.

Необыкновенное в его произведениях тех лет вырастает из жизни.

  1. Новое!

    Маяковский пристально вслушивался в пульс своего времени и постоянно искал новые поэтические решения, которые бы соответ­ствовали духу эпохи великих перемен. Его излюбленный приём - метафора, особенно гиперболиче­ская, построенная на преувеличении....

  2. Владимир Маяковский широко известен прежде всего как поэт революции. Это и не удивительно - долгое время его стихи были своеобразным манифестом советской России. Поэт жил в очень сложное время, время социальных потрясений и больших перемен в обществе....

    Поэзия XX века значительно отличалась от поэзии XIX века. В XX веке сформировались различные литературно-художественные направления (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм). Поэты, принадлежащие к тому или иному направлению, по-разному определяли принципы...

  3. Новое!

    Маяковский был больше, чем кто-либо другой, характерен для своего времени и трудно понимаем из иной эпохи. Начало поэтической деятельности Маяковского совпало с общемировоззренческим кризисом первого десятилетия XX в., с его крушением этических идеалов...

В автобиографии «Я сам» под заголовком «Октябрь» Маяковский пишет: «Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня не было. Моя революция». Революция для Маяковского - это крушение старого мира, которое ожидалось во всем дооктябрьском творчестве, поэтому с ним связано ощущение грани, перелома во всем, в том числе и творчестве. Поэт видит двоякое отношение к революции- «Обывательское: - «О, будь ты трижды проклята!», «И мое, поэтово: - «О четырежда славься, благословенная!», но он спорит с обывателем и в конце стихотворения «Ода революции» поет славу ей. Примечательно и то, что пишет о революции Маяковский оду, которая изначально предполагает прославление, причем прославление общенациональной величины. Воскрешение этого жанра, ассоциирующегося с монументальным и грандиозным классицизмом, особое понимание времени Маяковского. При революции время идет очень быстро («Наш бог бег»), все постоянно находится в движении, с чем связана тема движения потока и потопа.

Потоп - это полная гибель старого мира, но это - гибель во имя рождения, и поэтому революция - это и молодость нового мира, дара строящегося.

Время меняет все вокруг и ставит вопрос: «Что делать поэту после революции?» И рождается новое понимание поэта.

Маяковский решительно перечеркивает старую культуру: «В «Полное собрание сочинений», как в норки, классики забились». Но жалости нет!

«...Футуристы прошлое разгромили, пустив по ветру культуришки конфетти», но «мы смерть зовем рожденья во имя», и революция позволяет «расправить спину искусства», создать новое искусство. Роль армии искусства в революции - сражаться наравне со всеми и вести народ за собой. Нет смысла в домашнем искусстве, и Маяковский провозглашает: «На улицы, футуристы, барабанщики и поэты!»

Поэт обязан в сером хламе мира лить свое солнце стихов. При революции искусство приобретает огромный размах: «Улицы - наши кисти, площади - наши палитры».

Маяковский впервые провозглашает то, что поэзия - это работа. «Кто выше - поэт или техник, который ведет людей к общественной выгоде? - Оба». «Мы равные. Товарищи в рабочей массе. Пролетарии тела и духа». Поэт и рабочий должны быть вместе. Поэзия становится «сложнейшим, но производством».

После революции поэт наконец сливается со своим народом. Слова «мы», «наш» появляются в первом же стихотворении о революции- «Наш марш». Народ, все 150 ООО ООО - имя автора стихов, народ же становится и новым героем поэзии Маяковского: «В бою славлю миллионы, вижу миллионы, миллионы пою». Резко меняется и понимание Бога. Народ - это миллионы безбожников, язычников и атеистов, и поэтому время призывает нового бога: «Выдь не из звездного нежного ложа, боже железный, огненный боже, боже не

Марсов, Нептунов и Вег, боже из мяса - бог-человек!» Новый бог людей, новый советский человек - Всехсветный Иван.

Революция не только изменяет представления о поэте, она рождает новое, непохожее искусство. «Дайте новые формы, дайте новое «искусство»- вот требование времени. Переиначиваются все поэтические атрибуты: «В новом свете раскроются поэтом опоганенные окаянные розы и грезы, - розы столиц в лепестках площадей».

Революция дает искусству новые жанры - марш, оду, приказ, возобновляется героический жанр (150 ООО ООО). Так как поэт сливается со своим народом, Маяковский-лирик и Маяковский-эпик после революции - одно лицо.

Революция врывается в стихи звучанием. Отсюда- новое построение поэзии: грохот, гром, нагромождение, звуков. «Есть еще хорошие буквы: Эр, Ша, Ща». Возрастает роль аллитерации, к примеру: «Жаром, жженьем, железом, светом, жарь, жги, режь, рушь!» В стихотворении «Наш марш» слова сближаются не только по смыслу, но и по звуку: «бог - бег, топот - потоп, бой - бей». В ритм стиха врывается барабанный бой: «Наш бог бег, сердце наш барабан».

Мосты к отступлению сожжены, дорога одна - в будущее. Будущее - судья революции - подтверждает эту право ту.

Реферат

Тема «Изображение революции в творчестве Блока, Есенина и Маяковского».

Работу выполнила ученица 11-го класса

МБОУ «СОШ» пст. Мадмас

Малашенко Инна

2013год

План.

1.Введение.

2.Отношение к революции В. Маяковского.

3.Отношение к революции А.Блока и С.Есенина.

4.Заключение.

5.Список используемой литературы.

Введение.

Революция - коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности.

Октябрьская революция стала знаковым событием в истории России 20 века. Она кардинально изменила не только строй, режим в стране, но и жизнь миллионов людей. Эти перемены, безусловно, отразились в искусстве того времени, в частности, в литературе.

В творчестве трех крупнейших поэтов начала 20 века - Блока, Есенина и Маяковского – тема революции после 1917 года стала одной из основных. Эти поэты по-разному относились к переменам, произошедшим со страной, по-разному освещали их, художественно воплощали в своих произведениях.

1.Отношение В.Маяковского к революции.

Самое прямолинейное – положительное - отношение к революции было у В. Маяковского. Он полностью принял все события, произошедшие с его страной, встал на сторону большевиков. Больше того, всего себя, все свое творчество Маяковский поставил на служение делу социалистической революции:

Граждане, за ружья!

К оружию, граждане…

Большое место в этом деле Маяковский отводил именно поэту, которого сравнивал с солнцем. Поэт – это во многом вершитель судеб, он помогает людям усвоить «правильные» истины:

Светить всегда,

Светить везде,

До дней последних донца,

Светить -

И никаких гвоздей!

Вот лозунг мой

И солнца!

Именно поэтому Маяковский долгое время работал в «Окнах РОСТА», создавал агитплакаты и агитлубки, выполняя сложную, возможно, лишенную творчества, но нужную, по его мнению, работу:

Рабочий!

Глупость беспартийную выкинь!

Если хочешь жить с другими вразброд -

Всех по очереди словит Деникин,

Всех сожрет генеральский рот.

2.Отношение к революции А.Блока и С.Есенина.

Отношение Блока и Есенина к революции 1917 года не было таким однозначным. Известно, что Блок восторженно принял революцию как обновление, как изменение, как шаг к чему-то новому, лучшему. Но, в то же время, он прекрасно понимал, что этот сложный процесс не может происходить совершенно гладко, без потерь, крови и страданий.

В своей поэме «Двенадцать» Блок отразил собственное понимание и отношение к революции:

Так идут державным шагом –

Позади – голодный пес,

Впереди – с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди – Исус Христос.

Символика поэмы отчасти позволяет нам проникнуть в смысл данного произведения. По улицам города идет красногвардейский патруль – двенадцать. Он состоит из малообразованных людей «из народа» – новых «хозяев» жизни. Автор объективно оценивает их – «на спину б надо бубновый туз».

«Голодный пес» в поэме - это прошлое, которое осталось позади и его уже не вернешь. А впереди – идет «с кровавым флагом», но сам Иисус Христос.

О символике этого образа в данном произведении ведутся долгие споры. Мне кажется, что все же этот образ несет в себе позитивный смысл – преображения, надежды поэта на светлое будущее.

В отличие от Маяковского и Блока, С. Есенин труднее всех принимал свершившиеся события. Он видел в революции, прежде всего, утрату своей родины, былой Руси, на смену которой пришла совсем другая страна, где поэту уже нет места. Поэт делает вывод:

Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

Есенин так до конца и не принял революцию, а тем более, не был согласен воспевать ее в своем творчестве. Он смирился с тем, что все поменялось в его любимой стране, в его жизни, но предать себя и поставить свою лиру на службу того, что он не принимает, этот поэт не мог:

Цветите, юные! И здоровейте телом!

У вас иная жизнь, у вас другой напев.

А я пойду один к неведомым пределам,

Душой бунтующей навеки присмирев.

Заключение.

Таким образом, Маяковский, Блок и Есенин по-разному относились к революции 1917 года. Свое отношение они передали в стихотворениях, ставших во многом свидетельствами того сложного времени. Если В. Маяковский отражал позицию пролетариата – «выигравшего класса», то Блок - позицию интеллигенции, которая всеми силами пыталась понять, осмыслить, принять свершившиеся события. С. Есенин же так и не сумел влиться в новую жизнь, принять ее идеалы, устремления. Он чувствовал себя «лишним на этом празднике жизни», как, впрочем, и еще миллионы его соотечественников.

Список используемой литературы.

1.Wikipedia.