Облако закрыло солнце корни деревьев. Имя существительное

Видеть сияние солнца - хорошее событие.

Видеть только что взошедшее в безоблачном небе солнце - великое счастье.

Глотаешь солнце или луну - должен родиться благородный наследник.

Кланяешься с почтением солнцу или луне - предвещает большое счастье и процветание.

Облака неожиданно закрывают солнце - тайные махинации, гнусные дела.

Облака рассеиваются, появляется солнце - разрешится несчастливая ситуация

Огнем пылают солнце или луна - поддержка большого человека.

Плыть в лодке к солнцу или луне - богатство.

Сидя в лодке, смотрите на луну или солнце - назначение на должность.

Солнце входит вам в грудь - родится благородный сын (луна - дочь).

Солнце и луна вот-вот появятся на небосклоне - получишь пост.

Солнце и луна освещают твое тело - получишь важную должность.

Солнце и луна с небес падают - горе, потеряешь родителей.

Солнце и луна скрываются за горой - слуга обманывает хозяина.

Солнце и луна соединяются - жена родит сына.

Солнце и луна тускнеют - жена понесла.

Солнце и луна, которые только что появились на небе - в семье процветание и достаток.

Солнце светит прямо в комнату - получишь хорошую должность по службе.

Толкование снов из Китайского сонника

Подпишись на канал Сонник!

- Вдруг над самой головой Егорушки оглушительным треском разломилось небо он нагнулся и притаил дыхание ожидая когда на его затылок и спину посыплются обломки.

Можно применить другой вариант подобного задания.

Найдите отличительные признаки предложений, представленных в виде схем:

, a . , (когда…).

Логика. Этот аналитико-синтетический мыслительный навык помогает устанавливать причинно-следственные отношения. Большие возможности для развития самостоятельного логического мышления представляет, в частности, решение упражнений определенного типа, к которым относятся, например:

· продолжите ряд понятий (составить логические цепочки)

Простое предложение может быть осложнено однородными членами,…

Продолжите ряд

-мест. сущ. ; сущ. не сущ.

· найти лишнее понятие

Найдите лишнее понятие. Почему?

-Вводные конструкции, обращения, прямая речь, косвенная речь, цитаты, диалог

Найдите лишнее предложение. Объясните почему.

-Без труда не может быть чистой и радостной жизни.

- Синий блеск молний.

- Оседлаю коня, коня быстрого.

· составить или перестроить предложения в соответствии с заданием

Составьте предложения со словами «надежный друг», используя их как…

-Алексей, надежный друг, Обособленное приложение

поддержал меня в трудной

ситуации.

.- ? Необособленное приложение

- ? Именная часть сказуемого

- ? Подлежащее

- ? Обращение

Вывод (оценка) – умение определить ценности материалов и методов, когда заданы цели, стандарты и критерии. Этот мыслительный навык наиболее успешно формируется в процессе выполнения упражнений, подобных данным.


· На основании теста сформулировать свою точку зрения и обосновать её.

-В современной синтаксической науке существует два подхода к исследованию словосочетания. Одни ученые (Виноградов и др.) рассматривают как словосочетание лишь те слова, которые соединены подчинительной связью; другие (Бабайцева и др.) называют

словосочетаниями все соединения полнознаменательных слов, которые образуются в составе предложения и вычленяются из него.

Какова твоя точка зрения на эту проблему? Обоснуй свое мнение.

- Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржание, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

Определите, с какой целью использует в своей поэме «Полтава» назывные предложения? Насколько это оправданно?

Опираясь на пример из учебника математики, оцените, насколько правомерно использование обособленных членов предложения в научной речи.

- Эта теорема доказывается методом от противного. Этот метод заключается в том, что сначала делается предположение, противоположное тому, что утверждается теоремой. Затем путем рассуждений, опираясь на аксиомы , а нередко на доказанные ранее теоремы, приходят к выводу, противоречащему либо условию теоремы, либо одной из аксиом, либо известной ранее теореме.

Проведите стилистический эксперимент, переделав бессоюзные предложения (с тире) в союзные, и сделайте вывод: в каких предложениях больше динамики, в каких стилях речи уместны бессоюзные сложные предложения.

- Впереди пробирался старшой, подавая команду осторожным движением руки: поднимет руку над головой – все тотчас же останавливались и замирали; вытянет руку в сторону с наклоном к земле – все в ту же секунду быстро и бесшумно ложились; махнет рукой вперед – все двигались вперед; покажет назад – все медленно пятились назад.

· Представить ранее изученный материал в форме таблицы, схемы.

Представьте тему «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» в виде таблицы.

IV . 2. Методика применения контрольно-измерительных материалов

Cозданные контрольно-измерительные материалы, на мой взгляд, довольно универсальны в своем применении. Они могут быть использованы как дидактический материал для развития, отработки, закрепления определенного мыслительного навыка, с одной стороны, и достижения определенного уровня обученности по конкретной теме синтаксиса, с другой стороны.

1. Закрепление изученного материала.

А). Найдите соответствие (какими частями речи может быть выражено дополнение):

- существительное Разделите десять на два.

- числительное Завтра не будет похоже на сегодня .

- наречие Старик ловил неводом рыбу.

- глагол Приплыла к нему рыбка.

- междометие Старый Тарас думал о давнем .

- причастие в роли существительного Кукушка одно свое ку-ку твердит.

- прилагат. в роли существительного Я бежал к бабушке и

спрашивал о забытом.

Б). Подчеркните грамматическую основу и дополнения, укажите, чем отличаются дополнения, встретившиеся в этом предложениях.

Облако закрыло солнце. Корни деревьев питают листья. Я привез тебе гостинец. Левинсон, оставшись наедине с Баклановым, приказал ему увеличить лошадям порцию овса.

В). Дайте ответ на вопрос:


- он обозначает предмет;

- отвечает на вопросы косвенных падежей;

- чаще всего относится к сказуемому;

-различают два вида: прямые и косвенные?

Урок русского языка в 9 классе . Тема «Сложносочиненные предложения».

1. Закрепление изученного на уроке материала. Тренировочные упражнения.

А). Найдите предложения, соответствующие схеме , и . Знаки препинания не расставлены.

- Я створки распахну и сад пущу в окно.

- Вдали темно и чащи строги.

- Как разны земли моей племена и разен язык и одежды.

- Реки широко разлились и все никак не хотели входить в берега.

- Черная река зябла и струйки пара перебегали всюду.

Б). Перестройте простые предложения с однородными членами так, чтобы получились сложносочиненные.

-Девочка подошла к ребенку и ласково улыбнулась.

- Поднялось солнце и высушило росу.

- Розы цвели чудесно и радовали маленькую хозяйку.

В). Спишите данные сложные предложения, расставьте запятые. Сделайте вывод, почему в одном из них запятая не ставится.

- Лишь изредка с внезапной звучностью плеснет бойкая рыба и прибрежный тростник зашуршит едва колеблемый набежавшей волной.

- Из калитки выходила сияющая барыня садилась в коляску и начиналась бешеная езда.

Г). Прочитав теоретический материал учебника (параграф 4), составьте таблицу «Сложносочиненные предложения», положив в ее основу группы союзов.

Д). Определите, о какой группе сочинительных союзов идет речь, если известно, что:

- простые предложения, входящие в состав сложносочиненных, указывают на то, что явления чередуются.

Е). Установите соответствие. Знаки препинания не расставлены.

- Сереже многое еще хотелось узнать С соединительными союзами.

но он не решался спросить.

- В горах всходило солнце и сизый С разделительными союзами.

устоявшийся за ночь туман над

морем редел и расползался.

- То ли жизнь становится напевней С соединительными союзами.

то ли в каждом доме соловьи.

Ж). Спишите предложения, расставьте запятые, Ответьте на вопрос: « Что общего и чем различаются эти предложения?»

-Лишь составы бегут за составами да кого-то скликают гудки.

- Зацветает степь лесами а в лесах поля цветут.

Таким образом применяя этот материал, имею возможность в ходе урока на конкретном предметном материале целенаправленно формировать умение выделять основные признаки того или иного синтаксического понятия, сравнивать, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким основаниям и т. д., то есть развивать мыслительные навыки,

которые в свою очередь способствуют значительно более успешному закреплению ЗУНов по теме.

Представленные в приложении КИМы можно использовать в ходе промежуточного или итогового контроля знаний по теме.

Урок русского языка в 8 классе. Тема урока «Дополнение».

I. Проверка домашнего задания (т. е. промежуточный контроль).

1. Назовите основные отличительные признаки второстепенного члена предложения определение.

Возможен другой вариант формулировки задания.

Дайте ответ на вопрос:

О каком второстепенном члене предложения идет речь, если известно, что:

- обозначает признак предмета;

- отвечает на вопросы «какой?», «чей?», «который?»;

- чаще всего зависит от существительного или местоимения;

- различают два вида: согласованные и несогласованные?

2. Запишите предложение, сделайте его синтаксический разбор, укажите, чем отличаются определения, встретившиеся в этом предложении.

-Под монотонный стук маятника по комнате ходила женщина пожилых лет.

Так как в данном случае одной из целей урока является определение уровня усвоения предыдущего материала каждого ученика класса, то подобная работа проводится письменно в течение 8 – 10 минут.

Не менее целесообразно использование этих КИМов в качестве итогового замера уровня ЗУНов после прохождения определенной темы.

После прохождения темы «Сложное предложение» провожу следующую работу:

1. Установите соответствие.

- Голубоглазый малыш зачарованно смотрел,

как угасают огоньки. Простое.

- Вздыхают, жалуясь, басы, и, словно в

забытьи, сидят и слушают бойцы –

товарищи мои. Сложносочиненное.

- Было темно, сеялся мелкий теплый дождичек. Сложноподчиненное.

- Потрескивая, дружно горели еловые шишки,

и со всех дорог был виден костер на бугре. Бессоюзное.

2. Определите, о каком сложном предложении в каждом случае идет речь, если известно, что оно:

РАЗРЯД IV

ДИЧЬ ЛЕСНАЯ

Вся лесная дичь живет более или менее в лесу, некоторые же породы никогда его не покидают. Итак, я предварительно рассмотрю и определю, сколько умею, разность лесов и лесных пород.
Я сказал о воде, что она «краса природы»; почти то же можно сказать о лесе. Полная красота всякой местности состоит именно в соединении воды с лесом. Природа так и поступает: реки, речки, ручьи и озера почти всегда обрастают лесом или кустами. Исключения редки. В соединении леса с водою заключается другая великая цель природы. Леса - хранители вод: деревья закрывают землю от палящих лучей летнего солнца, от иссушительных ветров; прохлада и сырость живут в их тени и не дают иссякнуть текучей или стоячей влаге. Убыль рек, в целой России замечаемая, происходит, по общему мнению, от истребления лесов (Есть много селений, навсегда потерявших воду от истребления леса, которым некогда обрастали головы их речек или родниковых ручьев. Некоторые деревни заменили их колодцами, а некоторые переселились на другие места. Я видел пример, как значительное село, сидевшее на прекрасной родниковой речке (Большой Сююш), которая поднимала постоянно мукомольный постав, в один год лишилось воды. Это случилось очень просто: в жестокую буранную зиму крестьяне, чтобы не ездить далеко, вырубили на дрова березник и олешник (ольховый лес), густо росший около кругловидной паточины, из которой вытекало более двадцати родников, составлявших речку Сююш. Весна была сухая; все обнаженные от лесной тени родники летом иссякли, и речка пересохла. Только в третий год, когда чивая ольха опять подросла, начали вновь открываться родники, и только лет через десять потекла речка попрежнему.) .
Все породы дерев смолистых, как-то: сосна, ель, пихта и проч., называются красным лесом, или краснолесьем. Отличительное их качество состоит в том, что вместо листьев они имеют иглы, которых зимою не теряют, а переменяют их исподволь, постепенно, весною и в начале лета; осенью же они становятся полнее, свежее и зеленее, следовательно встречают зиму во всей красе и силе. Лес, состоящий исключительно из одних сосен, называется бором. Все остальные породы дерев, теряющие свои листья осенью и возобновляющие их весною, как-то: дуб, вяз, осокорь, липа, береза, осина, ольха и другие, называются черным лесом, или чернолесьем. К нему принадлежат ягодные деревья: черемуха и рябина, которые достигают иногда значительной вышины и толщины. К чернолесью же надобно причислить все породы кустов, которые также теряют зимой свои листья: калину, орешник, жимолость, волчье лыко, шиповник, чернотал, обыкновенный тальник и проч.
Красный лес любит землю глинистую, иловатую, а сосна - преимущественно песчаную; на чистом черноземе встречается она в самом малом числе, разве где-нибудь по горам, где обнажился суглинок и каменный плитник. Я не люблю красного леса, его вечной, однообразной и мрачной зелени, его песчаной или глинистой почвы, может быть, оттого, что я с малых лет привык любоваться веселым разнолистным чернолесьем и тучным черноземом. В тех уездах Оренбургской губернии, где прожил я большую половину своего века, сосна - редкость. Итак, я стану говорить об одном чернолесье.
По большей части чернолесье состоит из смешения разных древесных пород, и это смешение особенно приятно для глаз, но иногда попадаются места отдельными гривами или колками, где преобладает какая-нибудь одна порода: дуб, липа, береза или осина, растущие гораздо в большем числе в сравнении с другими древесными породами и достигающие объема строевого леса. Когда разнородные деревья растут вместе и составляют одну зеленую массу, то все кажутся равно хороши, но в отдельности одни другим уступают. Хороша развесистая, белоствольная, светлозеленая, веселая береза, но еще лучше стройная, кудрявая, круглолистая, сладко-душистая во время цвета, не ярко, а мягко-зеленая липа, прикрывающая своими лубьями и обувающая своими лыками православный русский народ. Хорош и клен с своими лапами-листами (как сказал Гоголь); высок, строен и красив бывает он, но его мало растет в знакомых мне уездах Оренбургской губернии, и не достигает он там своего огромного роста. Коренаст, крепок, высок и могуч, в несколько обхватов толщины у корня, бывает многостолетний дуб, редко попадающийся в таком величавом виде; мелкий же дубняк не имеет в себе ничего особенно привлекательного: зелень его темна или тускла, вырезные листья, плотные и добротные, выражают только признаки будущего могущества и долголетия. Осина (Народ говорит: горькая осина и употребляет эти слова в бранном смысле. Кора осины точно горька, но зайцы предпочтительно любят глодать молодой осинник.) и по наружному виду и по внутреннему достоинству считается последним из строевых дерев. Не замечаемая никем, трепетнолистная осина бывает красива и заметна только осенью: золотом и багрянцем покрываются ее рано увядающие листья, и, ярко отличаясь от зелени других дерев, придает она много прелести и разнообразия лесу во время осеннего листопада.
Зарость, или порость, то есть молодой лес приятен на взгляд, особенно издали. Зелень его листьев свежа и весела, но в нем мало тени, он тонок и так бывает част, что сквозь него не пройдешь. Со временем большая часть дерев посохнет от тесноты, и только сильнейшие овладеют всею питательностью почвы и тогда начнут расти не только в вышину, но и в толщину.
Чернея издали, стоят высокие, тенистые, старые, темны леса, но под словом старый не должно разуметь состарившийся, дряхлый, лишенный листьев: вид таких дерев во множестве был бы очень печален. В природе все идет постепенно. Большой лес всегда состоит из дерев разных возрастов: отживающие свой век и совершенно сухие во множестве других, зеленых и цветущих, незаметны. Кое-где лежат по лесу огромные стволы, сначала высохших, потом подгнивших у корня и, наконец, сломленных бурею дубов, лип, берез и осин (Дуб живет многие столетия; липа-более ста пятидесяти лет, береза - за сто, а осина - менее ста лет. Общий признак старости дерев, даже при зеленых, но уже редких листьях - повисшие книзу главные сучья; этот признак всего заметнее в березе, когда ей исполнится сто лет.) . При своем падении они согнули и поломали молодые соседние деревья, которые, несмотря на свое уродство, продолжают расти и зеленеть, живописно искривясь набок, протянувшись по земле или скорчась в дугу. Трупы лесных великанов, тлея внутри, долго сохраняют наружный вид; кора их обрастает мохом и даже травою; мне нередко случалось второпях вскочить на такой древесный труп и - провалиться ногами до земли сквозь его внутренность: облако гнилой пыли, похожей на пыль сухого дождевика, обхватывало меня на несколько секунд... Но это нисколько не нарушает общей красоты зеленого, могучего лесного царства, свободно растущего в свежести, сумраке и тишине. Отраден вид густого леса в знойный полдень, освежителен его чистый воздух, успокоительна его внутренняя тишина и приятен шелест листьев, когда ветер порой пробегает по его вершинам! Его мрак имеет что-то таинственное, неизвестное; голос зверя, птицы и человека изменяются в лесу, звучат другими, странными звуками. Это какой-то особый мир, и народная фантазия населяет его сверхъестественными существами: лешими и лесными девками, так же как речные и озерные омута - водяными чертовками, но жутко в большом лесу во время бури, хотя внизу и тихо: деревья скрипят и стонут, сучья трещат и ломаются. Невольный страх нападает на душу и заставляет человека бежать на открытое место.
На ветвях дерев, в чаще зеленых листьев и вообще в лесу живут пестрые, красивые, разноголосые, бесконечно разнообразные породы птиц: токуют глухие и простые тетерева, пищат рябчики, хрипят на тягах вальдшнепы, воркуют, каждая по-своему, все породы диких голубей, взвизгивают и чокают дрозды, заунывно, мелодически перекликаются иволги (Иволги имеют еще другой, противоположный крик или визг, пронзительный и неприятный для уха. Находя в этих звуках сходство с отвратительным криком грызущихся кошек, народ называет иволгу дикою кошкой.) , стонут рябые кукушки, постукивают, долбя деревья, разноперые дятлы, трубят желны, трещат сойки; свиристели, лесные жаворонки, дубоноски и все многочисленное крылатое, мелкое певчее племя наполняет воздух разными голосами и оживляет тишину лесов; на сучьях и в дуплах дерев птицы вьют свои гнезда, кладут яйца и выводят детей; для той же цели поселяются в дуплах куницы и белки, враждебные птицам, и шумные рои диких пчел (Дуплястое дерево, занимаемое пчелами, называется борть. Заметив отверстие, в которое лазят пчелы, его выдалбливают и обделывают должеями, чтоб можно было вынимать их и свободно доставать соты душистого зеленого меда, известного под именем липца. Бортевые промыслы в Оренбургской губернии были прежде весьма значительны, но умножившееся народонаселение и невежественная жадность при доставанье меда, который нередко вынимают весь, не оставляя запаса на зиму, губят диких пчел, которых и без того истребляют медведи, большие охотники до меда, некоторые породы птиц и жестокость зимних морозов.) . Трав и цветов мало в большом лесу: густая, постоянная тень неблагоприятна растительности, которой необходимы свет и теплота солнечных лучей; чаще других виднеются зубчатый папоротник, плотные и зеленые листья ландыша, высокие стебли отцветшего лесного левкоя да краснеет кучками зрелая костяника; сырой запах грибов носится в воздухе, но всех слышнее острый и, по-моему, очень приятный запах груздей, потому что они родятся семьями, гнездами и любят моститься (как говорят в народе) в мелком папоротнике, под согниваю-щими прошлогодними листьями.
В таком чернолесье живут, более или менее постоянно, медведи, волки, зайцы, куницы и белки (В некоторых, более лесных уездах Оренбургской губернии, где растут породы и смолистых дерев, водятся олени, рыси и росомахи; в гористых местах - дикие козы, а в камышах и камышистых уремах по Уралу - кабаны.) . Между белками попадаются очень белесоватые, почти белые, называемые почему-то горлянками, и белки-летяги: последние имеют с обеих сторон, между переднею и заднею лапкою, кожаную тонкую перепонку, которая, растягиваясь, помогает им прыгать с дерева на дерево на весьма большое расстояние. Во время такого прыжка, похожего на полет, я убил однажды летягу на воздухе, и вышло, что я застрелил зверя в лет. Хищные птицы также в лесах выводят детей, устраивая гнезда на главных сучьях у самого древесного ствола: большие и малые ястреба, луни, белохвостики, копчики и другие. В густой тени лесных трущоб таятся и плодятся совы, сычи и длинноухие филины, плачевный, странный, дикий крик которых в ночное время испугает и непугливого человека, запоздавшего в лесу. Что же мудреного, что народ считает эти крики ауканьем и хохотом лешего? Если случится ехать лесистой дорогою, через зеленые перелески и душистые поляны, только что выедешь на них, как является в вышине копчик, о котором я сейчас упомянул. Если он имеет гнездо неподалеку, то обыкновенно сопровождает всякого проезжего, даже прохожего, плавая над ним широкими, смелыми кругами в высоте небесной. Он сторожит изумительно зоркими своими глазами, не вылетит ли какая-нибудь маленькая птичка из-под ног лошади или человека. С быстротою молнии падает он из поднебесья на вспорхнувшую пташку, и если она не успеет упасть в траву, спрятаться в листьях дерева или куста, то копчик вонзит в нее острые когти и унесет в гнездо к своим детям. Если же не удастся схватить добычу, то он взмоет вверх крутой дугою, опять сделает ставку и опять упадет вниз, если снова поднимется та же птичка или будет вспугана другая. Копчик бьет сверху, черкает, как сокол, на которого совершенно похож. Иногда случается, что от больших детей вылетают на ловлю оба копчика, самка и чеглик, и тогда они могут позабавить всякого зрителя и не охотника. Нельзя без приятного удивления и невольного участия смотреть на быстроту, легкость и ловкость этой небольшой, красивой хищной птицы. Странно, но самому жалостливому человеку как-то не жаль бедных птичек, которых он ловит! Так хорош, изящен, увлекателен процесс этой ловли, что непременно желаешь успеха ловцу. Если одному копчику удастся поймать птичку, то он сейчас уносит добычу к детям, а другой остается и продолжает плавать над человеком, ожидая и себе поживы. Случается и то, что оба копчика, почти в одно время поймают по птичке и улетят с ними; но через минуту один непременно явится к человеку опять. Копчик - загадочная птица: на воле ловит чудесно, а ручной ничего не ловит. Я много раз пробовал вынашивать копчиков (то же, что дрессировать собаку), и гнездарей и слетков; выносить их весьма легко: в три-четыре дня он привыкнет совершенно и будет ходить на руку даже без вабила (кусок мяса); стоит только свистнуть да махнуть рукой, стоит копчику только завидеть охотника или заслышать его свист - он уже на руке, и если охотник не протянет руки, то копчик сядет на его плечо или голову - живой же птички никакой не берет. Эта особенность его известна всем охотникам, но я не верил, пока многими опытами не убедился, что это совершенная правда (И все-таки это неправда! Из «Книги сокольничья пути» очевидно, что копчиками травили: итак, мы не умеем только их вынашивать.- Позднейшее примечание сочинителя.) . Потеряв всякую надежду, чтобы копчик стал ловить, я обыкновенно выпускал его на волю, и долго видели его летающего около дома и слышали жалобный писк означающий, что он голоден. Получал ли копчик прежнюю способность ловить на воле, или умирал с голоду - не знаю. Лес и кусты, растущие около рек по таким местам, которые заливаются полою водою, называются уремою. Уремы бывают различны: по большим рекам и рекам средней величины, берега которых всегда песчаны, урема состоит предпочтительно из вяза, осокоря, ракиты или ветлы и изредка из дуба, достигающих огромного роста и объема; черемуха, рябина, орешник и крупный шиповник почти всегда им сопутствуют, разливая кругом во время весеннего цветения сильный ароматический запах. Вяз не так высок, но толстый, свилеватый пень его бывает в окружности до трех сажен; он живописно раскидист, и прекрасна неяркая, густая зелень овальных, как будто тисненых его листьев. Зато осокорь достигает исполинской вышины; он величав, строен и многолиствен; его бледнозеленые листья похожи на листья осины и так же легко колеблются на длинных стебельках своих при малейшем, незаметном движении воздуха. Его толстая и в то же время легкая, мягкая, красная внутри кора идет на разные мелочные поделки, всего более на наплавки к рыболовным сетям, неводам и удочкам. Такие уремы не бывают густы, имеют много глубоких заливных озер, богатых всякою рыбою и водяною дичью. Везде по берегам рек и озер, по песчаным пригоркам и косогорам, предпочтительно перед другими лесными ягодами, растет в изобилии ежевика (в некоторых губерниях ее называют куманикой), цепляясь за все своими гибкими, ползучими, слегка колючими ветками; с весны зелень ее убрана маленькими белыми цветочками, а осенью черно-голубыми или сизыми ягодами превосходного вкуса, похожими наружным об-разованьем и величиною на крупную малину. Хороша такая урема: огромные деревья любят простор, растут не часто, под ними и около них, по размеру тени, нет молодых древесных побегов, и потому вся на виду величавая красота их.
Уремы другого рода образуются по рекам, которых нельзя причислить к рекам средней величины, потому что они гораздо меньше, но в то же время быстры и многоводны; по рекам, протекающим не в бесплодных, песчаных, а в зеленых и цветущих берегах, по черноземному грунту, там редко встретишь вяз, дуб или осокорь, там растет березник, осинник и ольха (Ольха самое чивое к росту дерево; она любит почву сырую и обыкновенно густо растет по берегам небольших речек и ручьев, если же грунт болотист, то покрывает и гористые скаты. Ольха достигает довольно большого роста и толщины, но дерево ее мягко, хрупко и непрочно; однако столяры употребляют его, распилив на филенки, для обклейки разной мебели.) ; там, кроме черемухи и рябины, много всяких кустов: калины, жимолости, боярышника, тальника, смородины и других. Эти-то уремы особенно мне нравятся. Многие деревья и предпочтительно таловые кусты пронизаны, протканы и живописно обвиты до самого верха цепкими побегами дикого хмеля и обвешаны сначала его зелеными листьями, похожими на виноградные листья, а потом палевыми, золотыми шишками, похожими на виноградные кисти, внутри которых таятся мелкие, круглые, горькие на вкус, хмельные семена. Множество соловьев, варакушек и всяких певчих птичек живет в зеленых, густорастущих кустах такой уремы. Соловьи заглушают всех. День и ночь не умолкают их свисты и раскаты. Садится солнце, и ночники сменяют до утра усталых денных соловьев. Только там, при легком шуме бегущей реки, посреди цветущих и зеленеющих деревьев и кустов, теплом и благовонием дышащей ночи, имеют полный смысл и обаятельную силу соловьиные песни... но они болезненно действуют на душу, когда слышишь их на улице, в пыли и шуме экипажей, или в душной комнате, в говоре людских речей.
По небольшим рекам и речкам, особенно по низменной и болотистой почве, уремы состоят из одной ольхи и таловых кустов, по большей части сквозь проросших мелким камышом. Изредка кое-где торчат кривобокие березы, которые не боятся мокрых мест, равно как и сухих. Такие уремы бывают особенно густы, часты и болотисты, иногда имеют довольно маленьких озерков и представляют полное удобство к выводу детей для всей болотной и водяной дичи; всякие звери и зверьки находят в них также безопасное убежище (В Оренбургской губернии урему, поросшую разными мелкими кустиками, постоянно заливаемую, занимаемую весной полою водою, называют иногда займищем; а урему, состоящую исключительно из одних таловых кустов, плотно растущих,- талы.) .
И этот лес, так поверхностно, недостаточно мною описанный, эту красу земли, прохладу в зной, жилище зверей и птиц, лес, из которого мы строим дома и которым греемся в долгие жестокие зимы,- не бережем мы в высочайшей степени. Мы богаты лесами, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним недалеко до бедности: срубить дерево без всякой причины у нас ничего не значит. Положим, что в настоящих лесных губерниях, при всем старании не так многочисленного их населения, лесу не выведут, но во многих других местах, где некогда росли леса, остались голые степи, и солома заменила дрова. То же может случиться и в Оренбургской губернии. Не говорю о том, что крестьяне вообще поступают безжалостно с лесом, что вместо валежника и бурелома, бесполезно тлеющего, за которым надобно похлопотать, потому что он толст и тяжел, крестьяне обыкновенно рубят на дрова молодой лес; что у старых дерев обрубают на топливо одни сучья и вершину, а голые стволы оставляют сохнуть и гнить; что косят траву или пасут стада без всякой необходимости там, где пошли молодые лесные побеги и даже зарости. Все это еще не в такой степени губительно, как выварка поташа и сиденье, или сидка, дегтя: для поташа пережигают в золу преимущественно ильму, липу и вяз, не щадя, впрочем, и других древесных пород, а для дегтя снимают бересту, то есть верхнюю кожу березы. Хотя эта съемка сначала кажется не так губительною, потому что береза гибнет не вдруг, а снятая осторожно, лет через десять наращает новую кожу, которую снимают вторично; но станут ли наемные работники осторожно бить бересту, то есть снимать с березы кожу? и притом ни одна, с величайшею осторожностью снятая береза не достигает уже полного развития: она хилеет постепенно и умирает, не дожив своего века.
Из всего растительного царства дерево более других представляет видимых явлений органической жизни и более возбуждает участия. Его огромный объем, его медленное возрастание, его долголетие, крепость и прочность древесного ствола, питательная сила его корней, всегда готовых к возрождению погибающих сучьев и к молодым побегам от погибшего уже пня, и, наконец, многосторонняя польза и красота его должны бы, кажется, внушать уважение и пощаду... но топор и пила промышленника не знают их, а временные выгоды увлекают и самих владельцев... Я никогда не мог равнодушно видеть не только вырубленной рощи, но даже падения одного большого подрубленного дерева; в этом падении есть что-то невыразимо грустное: сначала звонкие удары топора производят только легкое сотрясение в древесном стволе; оно становится сильнее с каждым ударом и переходит в общее содрогание каждой ветки и каждого листа; по мере того как топор прохватывает до сердцевины, звуки становятся глуше, больнее... еще удар, последний: дерево осядет, надломится, затрещит, зашумит вершиною, на несколько мгновений как будто задумается, куда упасть, и, наконец, начнет склоняться на одну сторону, сначала медленно, тихо, и потом, с возрастающей быстротою и шумом, подобным шуму сильного ветра, рухнет на землю!.. Многие десятки лет достигало оно полной силы и красоты и в несколько минут гибнет нередко от пустой прихоти человека.

8 класс

Тест по теме: «ДОПОЛНЕНИЕ»

Вариант 1

1 : Генерал прочел приказ.

а) генерал

б) приказ

2. : Свойство зеркальце имело…

а) прямое дополнение

б) косвенное дополнение

3. :

А) Облако закрыло солнце.

А) Мы очень тревожились (наши волейболисты)._______________________

Б) Все особенно беспокоились (капитан команды). _____________________

__________________________________________________________________

В) Мы были рады предостеречь их (возможные ошибки). ________________

___________________________________________________________________

8 класс

Тест по теме: «ДОПОЛНЕНИЕ»

Вариант 1

Фамилия, имя уч-ся _________________________________________________

1 . Укажите дополнение в предложении : Генерал прочел приказ.

а) генерал

б) приказ

2. Определите тип дополнения в предложении : Свойство зеркальце имело…

а) прямое дополнение

б) косвенное дополнение

3. Определите способ выражения дополнения в предложении : Я удивленно поглядел на вошедшего.

а) причастие б) существительное в) глагол г) наречие

4 . Подчеркните в данных предложениях дополнения:

А) Облако закрыло солнце.

Б) Врач советовал мне посещать бассейн.

В) Мы регулярно читаем «Московский комсомолец».

Г) Корни деревьев питают листья.

Д) Восемь не делится на пять без остатка.

5 . Составьте предложения, используя слова, данные в скобках. Выберите необходимые предлоги, подчеркните дополнения.

А) Мы очень тревожились (наши волейболисты).____________________________

______________________________________________________________________

Б) Все особенно беспокоились (капитан команды). __________________________

В) Мы были рады предостеречь их (возможные ошибки). _____________________

8 класс

Тест по теме: «ДОПОЛНЕНИЕ»

Вариант 2

Фамилия, имя уч-ся _________________________________________________

1. Бабушка написала письмо .

а) бабушка

б) письмо

2. Определите тип дополнения в предложении : Царь с царицею простился…

а) прямое дополнение

б) косвенное дополнение

3. Определите способ выражения дополнения в предложении :

4. Подчеркните в данных предложениях дополнения:

Б) Солнце закрыло облако.

5. Составьте предложения, используя слова, данные в скобках. Выберите необходимые предлоги, подчеркните дополнения.

а) Завтра мы будем играть (наши соперники). ___________________________

___________________________________________________________________

б) Капитан особенно беспокоился (вратарь). ____________________________

___________________________________________________________________

в) Нам очень помогла вера (победа). __________________________________

___________________________________________________________________

8 класс

Тест по теме: «ДОПОЛНЕНИЕ»

Вариант 2

Фамилия, имя уч-ся _________________________________________________

1. Укажите дополнение в предложении: Бабушка написала письмо .

а) бабушка

б) письмо

2. Определите тип дополнения в предложении : Царь с царицею простился…

а) прямое дополнение

б) косвенное дополнение

3. Определите способ выражения дополнения в предложении : Я попрошу говорить по существу!

а) местоимение б) инфинитив в) существительное г) наречие

4. Подчеркните в данных предложениях дополнения:

А) Проводник попросил всех выйти.

Б) Солнце закрыло облако.

В) Многие страны ведут торговлю с Арабскими Эмиратами.

Г) Городские улицы украшают многоэтажные дома.

Д) Умножьте шесть на тридцать два.

5. Составьте предложения, используя слова, данные в скобках. Выберите необходимые предлоги, подчеркните дополнения.

а) Завтра мы будем играть (наши соперники). _______________________________

_______________________________________________________________________

б) Капитан особенно беспокоился (вратарь). ________________________________

_______________________________________________________________________

В) Нам очень помогла вера (победа). _______________________________________

________________________________________________________________________

8 класс

Тест по теме: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ»

Вариант 1

Фамилия, имя уч-ся _________________________________________________

а) оба согласованные

б) оба несогласованные

в) в лунном - несогласованное, бледная - согласованное

г) в лунном - согласованное, бледная - несогласованное

8 класс

Тест по теме: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ»

Вариант 1

Фамилия, имя уч-ся _________________________________________________

1. Укажите определение в предложении: Женщина помоложе больше ничего не могла сказать.

а) женщина б) помоложе в) больше г) ничего

2. Определите тип подчеркнутых определений в предложении: В лунном свете светилась бледная ширь улицы.

а) оба согласованные

б) оба несогласованные

в) в лунном - несогласованное, бледная - согласованное

г) в лунном - согласованное, бледная - несогласованное

3. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые (знаки препинания не расставлены).

Собаки наши (1) привязанные к деревьям (2) вдруг (3) почему-то залаяли (4) и как-то глупо смотрели на землю.

А) 1, 2, 3, 4 б) 1, 2, 3 в) 1, 2 г) 1, 2, 4

4. Определите вид связи, при помощи которой определение в предложении связывается с определяемым словом:

Вечерняя вода застыла неподвижно.

а) согласование б) управление в) примыкание

5. Подчеркните определения в предложениях, укажите вид (согл., несогл.):

а) Книги в библиотеке выдавала высокая девушка с черными глазами.

б) В нашем отряде оказались ребята разного возраста.

в) За узкоколейкой непроходимым частоколом стоит молодой сосняк.

г) На витрине стояла ваза из горного хрусталя.

д) Шофер одет в кожаную куртку.

8 класс

Тест по теме: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ»

Вариант 2

Фамилия, имя уч-ся _________________________________________________

1. Укажите определение в предложении:

2. Определите тип подчеркнутых определений в предложении: Хороший обычай ездить в гости к соседям не нами выдуман.

а) оба согласованные

б) оба несогласованные

Несогласованнее

г) хороший - несогласованное,

3. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые (знаки препинания не расставлены).

а) согласование б) управление в) примыкание

5. Подчеркните определения в предложениях, укажите вид (согл., несогл.):

8 класс

Тест по теме: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ»

Вариант 2

Фамилия, имя уч-ся _________________________________________________

1. Укажите определение в предложении: На мгновение Андрея охватило желание отвернуться.

а) на мгновение б) желание в) отвернуться г) Андрея

2. Определите тип подчеркнутых определений в предложении: Хороший обычай ездить в гости к соседям не нами выдуман.

а) оба согласованные

б) оба несогласованные

в) хороший - согласованное, ездить в гости - несогласованнее

г) хороший - несогласованное, ездить в гости - согласованное

3. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые (знаки препинания не расставлены).

Под пологом просторной палатки (1) стояли (2) сдвинутые в один ряд (3) столы (4) накрытые клеенками.

а) 2, 3, 4 б) 1, 2, 4 в) 1, 3, 4 г) 1, 2, 3

4. Определите вид связи, при помощи которой определение в предложении связывается с главным словом:

Однажды отец катал меня на лодке с парусом.

а) согласование б) управление в) примыкание

5. Подчеркните определения в предложениях, укажите вид (согл., несогл.):

а) Вытертые тарелки с шумом летят на стоящую рядом скамью.

б) Девушка была одета в красивое платье из бархата.

в) В моей практике был интересный случай.

г) На проспекте появилось здание из стекла и бетона.

д) У нас было огромное желание победить.

8 класс

Тест по теме: «ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Вариант 1

Задание:

1. Короткие осенние деньки.

2. Рассвет с сумерками встречается посреди ненастного дня.

Ответ_________________________

3. Днем пасмурно и туманно.

Ответ_________________________

4. По ночам уже подмораживает.

Ответ_________________________

5. Хмурое, мглистое, низкое небо.

Ответ_________________________

6. Под таким небом чувствуешь себя неуютно.

Ответ_________________________

7. Скромных и спокойных синичек словно подменили.

Ответ_________________________

8. Матерые выводки волков собираются в стаи.

Ответ_________________________

9. Следы волчьего разбоя обнаружили в соседней деревне.

Ответ_________________________

10. Скоро пойдем на охоту за зайцами.

Ответ_________________________

11. Вьюгой перемело все тропинки в лесу.

Ответ_________________________

12. Нет теперь из лесу ходов-выходов.

Ответ_________________________

8 класс

Тест по теме: «ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Вариант 2

Фамилия, имя уч-ся _______________________________________________

Задание: В данных предложениях подчеркните главные члены, укажите вид односоставных предложений.

1. Бежит небольшая извилистая речка.

Ответ_________________________

2. Заросли тростника и осоки.

Ответ_________________________

3. Бродишь по этим зарослям как в дремучем лесу.

Ответ_________________________

4. Кругом тихо и пустынно.

Ответ_________________________

5. Среди густых зарослей нашли брошенное гнездо.

Ответ_________________________

6. У речки дышится особенно легко.

Ответ_________________________

7. Тихая вода, белые и желтые кувшинки.

Ответ_________________________

8. Речка поворачивает вправо к низкому берегу.

Ответ_________________________

9. Целый день будем здесь купаться.

Ответ_________________________

10. За долгие годы много песка нанесло рекой.

Ответ_________________________

11. Вскоре на песке построили настоящий замок.

Ответ_________________________

12. Таких песчаных пляжей больше нет на всей речке.

Ответ_________________________

8 класс

Тест по теме:

Фамилия, имя уч-ся _________________________________________________

1. Расставьте знаки препинания, укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения.

г) Породы лошадей по их использованию можно разделить на три группы верховые легкоупряжные и тяжеловозные.

2. Расставьте знаки препинания

г) Гранит железо дерево суда и Меркурию.

3. Расставьте знаки препинания

8 класс

Тест по теме: «Однородные члены предложения. Обобщающее слово при однородных членах предложения»

Фамилия, имя уч-ся _________________________________________________

1. Расставьте знаки препинания, укажите предложение с обобщающим

словом при однородных членах предложения.

а) Самые мягкие и трогательные стихи и картины написаны об осени.

б) Все кругом и сверкало и переливалось и искрилось на солнце.

в) В Азовском море водятся судак и лещ скумбрия и хамса.

г) Породы лошадей по их использованию можно разделить на три

группы верховые легкоупряжные и тяжеловозные.

2. Расставьте знаки препинания , укажите предложение, в котором есть обобщающее слово и нужно поставить двоеточие.

а) Письма пишут разные слезные болезные иногда прекрасные чаще бесполезные.

б) Собаки лошади куры все мокро уныло робко.

в) Матрос встречал людей то крикливых и насмешливых то робких и гостеприимных.

г) Гранит железо дерево суда и люди все дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию.

3. Расставьте знаки препинания , укажите предложение, в котором есть обобщающее слово и нужно поставить тире.

а) Все человечество Каштанка делила на две очень неравные части на хозяев и заказчиков.

б) Река роща деревня и поле все было залито утренним светом.

в) Герасим ничего не слыхал ни быстрого визга падающей Муму ни тяжкого всплеска воды.

г) Рояль мог петь обо всем о порыве человеческого духа к великому о любви и грусти.

4. Расставьте знаки препинания.

а) Сквозь молочно-голубую дымку мутно голубело все кругом лес скалы острова.

б) Во всех комнатах в лакейской в зале в гостиной было прохладно и сумрачно.

в) Шум брань мычание блеяние рёв всё сливалось в один нестройный говор.

г) Все эти птицы утки всех пород и лебеди почти не боятся человека.

8 класс. ПОВТОРЕНИЕ

Тест по теме: «

8 класс. ПОВТОРЕНИЕ

Тест по теме: « Корни с чередующимися гласными»

Фамилия, имя уч-ся ___________________________________________

1. Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена буква О.

а) пол…жить, заг…релся, к…сается

б) притв...ряться, уг…релый, з...ря

в) скл...нение, неук...снительно, р...стение

г) прик...снуться, отл…жить, подр...сли

2. Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена буква А.

а) пол…гаться, з...рница, р...сток

б) выр…щенный, приг…рело, з...рянка

в) отр...слевой, р…стениеводство, к...сательная

г) разл...жить, водор...сли, прил…гательное

3. Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена буква И.

а) бл...стать, соб...рательный, раст...рание

б) выч…тать, раст...реть, зан…мать

в) подп...рая, бл…стела, выт...рать

г) разд…рёшь, оп...раться, зам...реть

4. Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена буква Е.

а) заст…лил, проч...тать, пож…мать

б) зап...реть, соч...тать, уд...рёт

в) прот…реть, ум...реть, расст...лается

г) соч...тание, соб...рётся, заж…гаю

5. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?

а) обг...рел, под...рить, оз…ренный

б) пор...сль, откл...нение, предл…жение

в) выр...сший, неприк...сновенный, зап...сной

г) предпол…гать, р…сточек, упл...тнение

6. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?

а) проскл…нять, г...рный, оз...ренный

б) выг...рело, запл...тить, накл...няется

в) отр…сль, неприк…сновенный, раств...ритель

г) предл…гать, пог...рельцы, заг...родить

8 класс. ПОВТОРЕНИЕ.

Тест по теме: ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В ПРИСТАВКАХ

1 в.

Фамилия, имя уч-ся ________________________________________________

Задание: Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена одна и та же

Буква в приставке

а) ра…граничить, ра…говор, бе…ропотный

б) ра…ставание, и…ход, ра…дать

в) в…валить, в…ходить, бе…корыстный

а) ра…чет, в…дрогнуть, в…бежать

б) ни…ходить, ни…вергать, ра…писка

в) ра…каты, ра…сердиться, ра…чет

а) ра…пустить, …делать, ра…катать

б) …жечь, ра…толкать, в…дрогнуть

в) …давать, …десь, …дание

а) ра…гром, ра…задорить, ра…сказ

б) под…казка, …десь, ра…крутить

в) ра…делать, ра…ъезд, …доровье

а) и…бежать, во…горание, в…дохнуть

б) бе…страшный, бе...шумный, бе…ошибочный

в) не…говорчивый, бе…дарность, во…делывать

а) бе…жизненный, бе…платный, ни…вергаться

б) в…махнуть, и...гиб, бе…вкусный

в) ра…щелина, в…дыхать, …правиться

а) об...рваться, преп…дать, в…круг

б) н…дпилить, под…двинуть, от…рвать

в) з…пахнуть, под…звать, об…гнать

а) на…строить, о…дать, по…ставить

б) на…писать, о…таять, по…держать

в) на…резать, по…жать, пре…ставить

а) с…рвать, об…драть, н…ехать

б) в…скликнуть, от…звать, под…рвать

в) по…ъехать, по…смотреть, о…мерить

8 класс. ПОВТОРЕНИЕ.

Задание 16. * Укажите, в каких предложениях от порядка слов зависит
синтаксическая функция члена предложения.

1. Облако закрыло солнце. 2. Корни деревьев питают листья. 3. Леса сохраняют
реки. 4. Тополь перерос клен. 5. Деревья защищают дороги.

Задание 17. Составьте предложения, в которых дополнениями были бы
следующие слова и словосочетания.

1. История, речь, письмо, экзамен, рассказ; 2. несколько слов, что-то смешное,
ничего нового, самое главное, много интересного.

Задание 18. От данных глаголов образуйте существительные и с этими
существительными составьте предложения.

Бояться (чего?), жаловаться (на кого-что?), освободиться (от чего?), изучать (что?),
привыкнуть (к чему?), составлять (что?), стремиться (к чему?), сообщить (о чем?),
завершать (что?), просить (о чем?), участвовать (в чем?), убеждаться (в чем?).

Задание 19. Установите различие в значении словосочетаний. Составьте с ними
предложения, указав, какими членами предложения являются зависимые от глагола
существительные.

1. Купить молоко - купить молока; выпить сок - выпить сока; съесть суп - поесть
супа; принести яблоки - принести яблок.
2. Надеть перчатки - не надеть перчаток; носить с собой портфель - не носить
портфеля; видеть эту картину - не видеть этой картины.

Задание 20. Соедините сочетающиеся по смыслу слова из разных столбиков. С
полученными сочетаниями слов составьте предложения.

От друзей-соперников
играть

Значение

Над врагом
произвести

Поражение

Труса
одержать

Впечатление

При изучении
облечь

Доверием

Депутата
потерпеть

Презрением

В заговоре

Задание 21. По графическим схемам составьте предложения.

Подлежащее
2. сказуемое
3.


согласованное определение
4.

Несогласованное определение
5. ⎯ ⎯ ⎯
дополнение

⎯ ⎯ ⎯
2.
⎯ ⎯ ⎯
3.
⎯ ⎯ ⎯
4.
⎯ ⎯ ⎯
121
Урок 27

Типы односоставных предложений. Безличные и инфинитивные предложения.

Задание 1. Найдите односоставные предложения. Чем выражен в них главный
член?

1. На перевале караван задержался. 2. Тянуло вечерней прохладой. 3.
Присаживаемся к костру. 4. Густой туман. Изморозь. Ветер гонит с гор дождь. 5. На
противоположном берегу вспыхивает сигнальный дымок: нас заметили.

Задание 2.
Замените
двусоставные
предложения
синонимичными
односоставными.

1. На небе были видны звезды. 2. Ты едешь теперь мимо родных мест. 3. Я никогда
не забуду тот счастливый солнечный день. 4. Вечером диктор сообщил последние
новости. 5. Вы останетесь здесь.

Задание 3. Прочитайте стихотворение. Найдите односоставные предложения.
Определите, чем выражается главный член в этих предложениях.

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слова, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу, -
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
В.С.Шефнер

Задание 4. Определите, какие типы простых предложений использованы в
пословицах. Укажите способы выражения главного члена.