Научная медицина и ее характеристика. Медицина - это что такое? Зав.кафедрой оуфд, д.ф.н., профессор: шертаева к.д

1

В работе исследуется проблема классификации медицины как науки. Проведен анализ существующих классификаций. Предлагается новая классификация наук. Указано место медицины в этой классификации. Решаются вопросы: Что есть наука? Что есть медицина? Предмет медицины – это человек, его телесное и психическое здоровье, социальные связи и природная среда. В медицине аккумулированы, систематизированы знания о человеческом организме. Медицина – система теоретических и практических мер по диагностике, лечению, сохранению и укреплению здоровья человека. Медицина – гуманитарная наука, которая несет особую миссию системного изучения и познания человека. Гуманизм – это главная этическая категория медицины

медицина

здоровье

гуманизм

1. Бэкон Ф. О восстановлении наук. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lib.ru/FILOSOF/BEKON/nauka1.txt (дата обращения: 05.10.15).

2. Гиппократ. Сочинения. Кн.1. «О древней медицине». – М.: Сварог, 1994.

3. Гришунин С.И., Философия науки: основные концепции и проблемы. – М.: Урсс, 2009. – С. 15–17.

4. Заховаева А.Г. Биоэстетика как наука // Вестник Ивановской медицинской академии. – 2009. – № 1. – С. 45.

5. Заховаева А.Г. Гуманизм медицины и гуманизирующее образование // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 5. – С. 49–51.

6. Кедров Б.М. Классификация наук: в 3-х книгах. – М.: Мысль, 1985.

7. Хрусталёв Ю.М. Философия науки и медицины: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С. 209.

8. Хрусталев Ю.М., Царегородцев Г.И. Философия науки и медицина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С. 273.

Проблема классификации наук - одна из сложнейших в современной философии. Существует множество попыток систематизировать науки, но в большинстве случаев именно медицина оказывается вне этих исследований.

Для этого дадим определение понятию «наука». Что такое наука? Наука - сфера интеллектуальной, познавательной деятельности человека, направленная на формирование и систематизацию объективных знаний о реальности. Наука сложное социальное явление, самое её существование можно рассматривать в нескольких плоскостях бытия: как форму общественного сознания, как процесс познания, как социальный институт, как сферу культуры. Научное знание сложная развивающаяся система с многообразными типами знания, а так же уровнями: эмпирический и теоретический.

Цель исследования - попытаемся классифицировать медицину на современном этапе развития наук.

Существует несколько классификаций наук со времен античности. Всем известна классификация наук по Аристотелю в 5 в. до н.э.: первая философия - метафизика, вторая философия - физика, практическая философия - этика и политика, творческая философия - искусство и красноречие, практическая наука - техника (технэ).

До эпохи Нового времени проблема, по сути, была забыта, пока Френсис Бэкон не провозгласил «Знание - сила». В работе «О восстановлении наук» указывает на историю естественную и гражданскую (Глава П). В Книге 3, Главе 1 есть деление науки на теологию и философию. Ф. Бэкон пишет: «Разделение философии на три учения: о божестве, о природе, о человеке. Определение первой философии как общей матери всех наук». Глава III: Разделение естественной философии на теоретическую и практическую. Глава IV: «Разделение теоретического учения о природе на физику и метафизику, из которых физика исследует действующую причину и материю, метафизика - конечную причину и форму». Глава V: «Разделение практической части учения о природе на механику и магию, что соответствует делению теоретической части: механика - физике, магия - метафизике». Глава VI: «выделение математики и разделение её на чистую и смешанную». Книга 4, Глава 1: «Разделение учения о человеке на философию человека и гражданскую философию». Выделяется так же логика, этика, политика (CXXVII). При этом Ф. Бэкон не отделяет значимость науки и искусства. Пишет о практическом применении наук (CXXVIII). Наука для Ф. Бэкона - это - тайна «Сфинкс» (XXVIII. Сфинкс, или Наука). А как понимает Бэкон медицину? Глава II: «Разделение учения о человеческом теле на медицину, косметику, атлетику и науку о наслаждениях. Разделение медицины на три отдела: поддержание здоровья, лечение болезней и продление жизни». Медицина у Бэкона «одно из самых благородных искусств», «медицина, не основанная на философии, не может быть надежной».

О. Конт в XIX в. делит науки на теоретические и прикладные, а теоретические науки, в свою очередь, на абстрактные и конкретные. Абстрактные науки он выстраивает по степени абстрактности и сложности: математика, астрономия, физика, химия, физиология, социология. Здесь важно учитывать главный тезис Конта в науке - «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы избежать» («Savoir pour prevoir, prevoir pour prevenir»). Отсюда и принцип усложнения, ибо математика более предсказуема, чем социология, а именно социальные явления прогнозированию практически не поддаются. Собственно медицина у Конта не рассматривается.

На основе диалектического материализма, принципе субординации форм движения материи строит свою классификацию наук академик Б.М. Кедров: естественные - науки о природе (физика), науки об обществе (социально-гуманитарные), науки о мышлении (логика) . В этой теории нет место медицине.

Заложим в нашу классификацию принцип дедукции, а именно от общих (фундаментальных) установок к частному.

1. Фундаментальные науки - они дает общие универсальные, теоретические знания, основу для других наук. Это математика, физика, химия, биология и философия (если мы однозначно признаем философию наукой).

2. Естественные науки - науки о природе, природных процессах и явлениях. Например, ботаника, минералогия, астрономия и др.

3. Эмпирическо-технические науки - практические науки. Это космонавтика, инженерные науки (механика, энергетика) и т.д.

4. Трансдисциплинарные науки - науки находящиеся на стыке знаний. Это биохимия, геофизика, биоэстетика , генная инженерия и др.

5. Прикладные науки - непосредственный выход к жизненной практике. Это агрономия, криминалистика, кибернетика и др. Прикладные науки используют достижения фундаментальных наук для решения эмпирических задач.

6. Гуманитарные науки - те, что изучает человека и мир человека. Это история, педагогика, психология, искусствознание, политология, социология и др.

Где здесь место медицине? Что такое медицина? Медицина - (от лат. Medicina - «исцелять») - система теоретических и практических мер по диагностике, лечению, сохранению и укреплению здоровья человека.

Может ли медицина быть «фундаментальной наукой»? Нет, ибо она, во-первых сама основывается на базе биологии, во-вторых, её знания конкретны. Она не есть наука о природе, она не техническая наука, что очевидно. Не трансдисциплинарная, т.к. сама формирует межнаучные связи (биоэтика, космическая медицина, социология медицины и др.)

Возможно, она есть «прикладная наука»? Но для неё важно не само решение эмпирических проблем, а их «человеческое измерение».

Казалось бы, идеально выглядела классификация, если бы медицинские науки были выделены отдельно (терапия, педиатрия, гинекология, кардиология и др.). Но тогда бы, например, истории, тоже пришлось бы лишиться статуса гуманитарной, а именно появились бы в классификации наук - исторические науки (археология, историография, этнография и др.).

Обратимся к истокам, «отцу медицины» Гиппократу. Он утверждает, что «медицина - это искусство возвращать человеку утерянную вследствие болезни красоту» . Что имел в виду Гиппократ? Медицина не наука? Эпоха Гиппократа - это время формирования наук и искусств, где критерии не четки, нет системности. Возможно, медицина как искусство исцеления, понималась им, исходя из того, что в античности искусство ценилось выше науки.

Выводы, заключение

Предмет медицины - это человек, как личность, т.е. не только его телесное здоровье, но и психическое, а так же социальные связи, природная среда. В медицине аккумулированы, систематизированы знания о человеческом организме. Ф. Бэкон утверждает, что «человеческое во всех своих проявлениях является предметом медицины» (Кн. 4 Гл. 2.) . О гуманитарной составляющей медицины писал академик Н.Н. Блохин: «Медицина - это первая наука о человеке» .

Таким образом, медицина - это наука о Человеке, но это особая наука: «Медицина - синтетическая наука, объектом изучения которой является человек как социально-биологическое существо…» .

Гуманизм - это главная этическая категория медицины. «Гуманизм - это рефлектированный антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом человека. Гуманизм - человечность, любовь к человеку, вера в его безграничные возможности и способности к самосовершенствованию. Современное понятие гуманизма есть праксеологический срез «очеловечивания», связанный со всей совокупностью общекультурных, образовательных, просветительских и «социализаторских» основ общества. Гуманизм в медицине - это уважение к личности через милосердие и сострадание!» .

Медицина - гуманитарная наука она несет особую миссию системного изучения и познания человека во всей его целостности.

Библиографическая ссылка

Заховаева А.Г. МЕДИЦИНА: К ПРОБЛЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ НАУКИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 2-2. – С. 340-342;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8579 (дата обращения: 18.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Медицина - это наука, изучающая человека в здоровом и болезненном состоянии с целью укрепления его здоровья, охраны от болезней и лечения. Таким образом, в задачи медицинской науки входит не только лечение больных, но и укрепление здоровья здоровых.

Совершенно очевидно, что эти задачи нельзя решать, не зная, как устроен организм человека (т. е. анатомии) и как он функционирует (т. е. физиологии). Поэтому медицинская наука базируется прежде всего на этих двух науках - анатомии и физиологии.

Иногда ошибочно ставят знак равенства меяу1у физиологией и медициной. Эти науки имеют разные задачи и различные пути их решения. Отличие физиологии от медицины заключается прежде всего в том, что физиолог изучает общие закономерности функции абстрактного здорового человека, врач же изучает эти функции у конкретного обследуемого им лица. Кроме того, врач в отличие от физиолога должен знать не только, как функционирует здоровый организм, но и какие морфологические изменения и нарушения функций возникают при различных заболеваниях и патологических состояниях. Иначе говоря, он должен знать отклонения от нормы, т. е патологию. В противном случае он не сможет решить вопрос о состоянии здоровья спортсмена и поставить диагноз «здоров». А ведь именно этот вопрос является основным при занятиях физической культурой и спортом, так как именно от его решения зависит прежде всего допуск к занятиям физическими упражнениями и их дозировка. Кроме того, врач должен уметь лечить заболевания, повреждения и травмы, встречающиеся у спортсменов, что в функции физиолога не входит.

Медицина состоит из двух больших разделов: теоретического и клинического.

В теоретический раздел помимо анатомии и физиологии входят микробиология, фармакология и ряд других дисциплин.

В клиническом разделе, т. е. в так называемой клинической медицине, изучается как здоровый, так и больной человек - диагностика, предупреждение и лечение заболеваний, а также реакции здорового человека на различные внешние воздействия, факторы, влияющие на здоровье, пути его укрепления и поддержания.

Изучение различных заболеваний показало, что, несмотря на внешние отличия, у них имеются общие причины, общие симптомы и общие закономерности развития. Оказалось, что, хотя внешне заболевания значительно отличаются друг от друга, они подчиняются общим законам. Без знания, этих законов нельзя изучать ни здорового, ни тем более больного человека, так как, не усвоив общих закономерностей возникновения и развития патологических процессов, нельзя ни предупреждать, ни диагностировать, ни лечить заболевания.

Наука, изучающая эти общие закономерности, называется общей патологией. Поэтому, прежде чем изучать клиническую медицину, а спортивная медицина относится именно к этому разделу медицины, надо усвоить основы общей патологии.

Казалось бы, медицина, призванная оздоровлять и лечить человека, должна быть интернациональной и задачи здравоохранения должны быть одинаковыми как в социалистическом, так и в капиталистическом государстве. Однако это не так.

Здравоохранение в социалистическом государстве и здравоохранение в капиталистическом государстве существенно разнятся.

Задачи советской медицины определяются Программой КПСС, в которой есть специальный раздел «Забота о здоровье и увеличении продолжительности жизни». Таким образом, в нашей стране забота о здоровье советского человека является, как отмечалось выше, государственной задачей. Об этом говорил В. И. Ленин. Он рассматривал здоровье трудящегося в нашей стране не только как его личное благо, личное счастье, но и как общественное богатство, охранять которое призвано государство и расхищение которого преступно.

В. И. Ленин рассматривал народное здоровье в комплексе с условиями материальной и культурной жизни страны и считал необходимым решительно добиваться укрепления здоровья, предупреждения заболеваний, улучшения физического состояния, повышения трудоспособности и увеличения продолжительности жизни советских людей.

Все эти принципиальные указания В. И. Ленина и лежат в основе советской медицины, одной из составных частей которой является спортивная медицина.

Бесплатное медицинское обеспечение населения поликлинической и больничной помощью, тщательное наблюдение за состоянием здоровья с целью предупреждения возникновения различных заболеваний, начинающееся с первого дня появления на свет советского гражданина, и даже до его появления на свет - в женских консультациях для беременных, представляет собой огромное социалистическое завоевание.

Наша страна располагает широкой сетью государственных лечебно-профилактических учреждений (больниц, поликлиник, консультаций и т. д.), проведение всех профилактических мероприятий обеспечивается государством. В Советском Союзе (по данным на 1971 г.) работает 618 000 врачей, что составляет более 25% от числа врачей во всем мире.

Совершенно иначе обстоит дело в капиталистических странах, где квалифицированная медицинская помощь оплачивается самим больным, причем стоит это довольно дорого, и потому доступна далеко не всем. Там забота о здоровье человека является его сугубо личным делом, и государство не обеспечивает медицинского обслуживания населения в той мере, в которой это необходимо.

Все сказанное относится и к спортивной медицине, которая не существует изолированно от медицинской науки в целом.

В этой статье рассказывается о том, что такое медицина и как она появилась. Какие есть в ней направления и области, а также чем отличается традиционная медицина от нетрадиционной.

Возникновение

С самого начала человек нуждался в излечении от недугов и заболеваний. Слово «медицина» не употреблялось в истории долгое время. Люди считали, что человек, у которого есть проблемы со здоровьем, просто подвергся нападению злых духов. Не предпринимались никакие попытки его излечить, потому что в древних государствах не было ресурсов для решения таких проблем.

Со временем теории сменялись одна за другой. В конце концов человечество пришло к выводу, что болезнь - это нечто органическое, требующее вмешательства. Разумеется, тогда ещё не было и речи о применении каких-либо медикаментозных средств в силу того, что общество не достигло такого уровня развития, как, предположим, в XVI или XVII вв.

Многие философы и учёные ранних эпох писали труды об организме, душе и о том, и пришли к мысли, что лечение необходимо. Начали появляться люди, называвшие себя лекарями и знахарями, которые практиковали медицинские методы. В разных местах планеты можно было вырастить более 10000 видов трав, чем и занимались врачи того времени.

Стоит отметить, что их методы были настолько эффективны, что их используют и сегодня, но об этом чуть позже. Иногда люди верили, что обычный человек не может излечить другого, поэтому приписывали знахарям магические силы. Эпоха сменялась одна за другой, и медицина сформировалась в отдельную науку, которая изучается и по сей день.

Определение

Медицина - это наука, которую используют обученные специалисты для помощи другим в борьбе с определёнными нарушениями в человеческом организме. Чтобы лечение было максимально эффективным, врач должен быть в своем деле профессионалом.

Области медицины

Если говорить о современном мире, то сейчас эта наука насчитывает десятки направлений. Можно остановиться и рассмотреть несколько из них.

Онкология

Каждый 10-й человек на планете подвержен риску заболеть раком. Этот недуг подразумевает присутствие в организме клеток, способствующих развитию онкологических опухолей. Они являются новообразованиями в определённом органе и имеют способность прогрессировать. Причины их появления самые разные - от генетической предрасположенности до экологических условий, в которых проживает человек.

Чтобы нормализовать работу организма, пациентам назначают химиотерапию, которая может снизить риск летального исхода. По данным Всемирной организации здравоохранения, от рака излечивается лишь 10 % населения. Онкозаболевания бывают разные, и методы их лечения, соответственно, подбираются индивидуально для каждого.

Хирургия

Операции являются в 97 % случаев эффективными, когда медикаментозное лечение не дает никаких улучшений. Хирурги удаляют определенные наросты, скопления гнойных элементов и прочее. К ним обращается более 60 % населения.

Гинекология и урология

Многочисленные болезни, связанные с мочеполовой системой, послужили толчком для развития данной области медицины. Врачи-специалисты занимаются профилактическими мерами, диагностикой заболеваний мужских и женских половых органов, наблюдением за протеканием беременности, предупреждением опасных болезней.

Эндокринология

Здесь изучается работа гормональной системы, в результате нарушений которой могут возникнуть болезни определенных органов. Врач-эндокринолог специализируется на диагностике функций желез внутренней секреции. Поскольку эндокринная система является главной регулирующей системой человека, то данное направление считается одним из самых важных в медицине.

Дерматология

Для человека одним из самых важных аспектов жизни является его внешний вид, который напрямую зависит от здоровья кожного покрова. Дерматологи всего мира говорят о том, что предупредить определённую болезнь кожи - это значит не допустить возникновение серьёзных последствий для всего организма.

Различия подходов в медицине

Традиционная медицина - это терапевтические методы, которыми пользуются врачи для предотвращения болезней человека с помощью ранее апробированных средств. Сюда можно включить медикаменты, специальные формы диагностики, профессиональную аппаратуру. Традиционная медицина — это общепризнанное направление. Врачи, которые его придерживаются, скептически относятся к остальным методам лечения.

Это различные формы поддержания здоровья, основывающиеся не на официальном здравоохранении. Они могут включать в себя как фитотерапию, иглоукалывание, гомеопатию, так и заговоры.

У традиционных и нетрадиционных методов медицины есть свои сторонники и противники. Каждый должен сам выбрать, к какому из них прибегать в случае заболевания.

С момента своего появления медицина прошла долгий путь. Сегодня, как и раньше, она стоит на страже здоровья, помогая людям не потерять надежду на исцеление и дальнейшее выздоровление!

МЕДИЦИНА - одна из древнейших отраслей науки, имеющая своей задачей распознавание, лечение, предупреждение болезни и укрепление здоровья людей. На протяжении веков характер и уровень развития медицины менялся в зависимости от материальных условий жизни общества. Развитие медицины тесно связано с развитием естественных наук, философии и техники.

Современная медицина - сложный комплекс научных знаний, включающий данные о строении человеческого тела (анатомия, гистология), о его жизнедеятельности в здоровом и больном состоянии (физиология, патологическая анатомия и патологическая физиология), учение о распознавании болезни ( ), учение о лечении различных заболеваний (терапия, хирургия и другие), о лекарственных средствах и их применении (фармация и фармакология), гигиену, изучающую влияние условий жизни на здоровье человека и меры, направленные на предупреждение болезни. Развитие медицины привело к выделению частных медицинских дисциплин - акушерства и гинекологии, дерматологии и венерологии, неврологии, офтальмологии, отоларингологии, педиатрии, психиатрии, эпидемиологии и другое. Специализация позволила углубить и расширить знания о строении и функциях человеческого тела и значительно улучшила возможности борьбы с болезнями.

Медицина в социалистических странах и в странах капиталистических имеет принципиальные отличия. Медицинская наука в капиталистических странах находится под сильным влиянием различных реакционных идеалистических теорий. Материально зависимая от предпринимателей, от фирм, производящих лекарственные препараты, от частнопрактикующих врачей, она вынуждена прежде всего выполнять их заказы и требования. Государство, как правило, в очень небольшой мере помогает медицинской науке и практике. Крупные достижения выдающихся ученых капиталистических стран нередко становятся предметом эксплуатации и наживы. Передовые медицинские деятели борются за то, чтобы поставить медицину на службу народу.

Медицина в социалистических странах развивается в интересах всего народа, ставит своей задачей охрану здоровья трудящихся. Забота о здоровье трудящихся стала одной из важнейших функций социалистических государств, и государственный характер медицинской помощи стал одним из ее ведущих принципов. В СССР один из первых декретов Советского правительства отменил плату за оказание медицинской помощи. В законодательном порядке обеспечены материальные гарантии, дающие возможность пользоваться этим правом (право на отдых, материальное обеспечение в случае болезни и потери трудоспособности, а также в старости, государственная охрана интересов матери и ребенка и другие, (см. ) . Философской основой медицинской науки в СССР является диалектико — материалистическое понимание природы, общества и человека. Учение И. П. Павлова - естественно — научная основа медицины в СССР; оно помогает понять явления, происходящие в организме больного и здорового человека, и выяснить связь организма и внешней среды. Медицинская наука в СССР является предметом постоянной заботы государства.

Медицина возникла в глубокой древности - у первобытных народов. Потребность оказать помощь при повреждениях, при родах позволила накопить знания о признаках болезни, о лечебных средствах сил природы, а также о лекарствах из растительного и животного мира. На протяжении веков этот первоначальный опыт собирался, обогащался, а наиболее ценная его часть впоследствии использовалась научной медициной. Беспомощность первобытного человека перед силами природы привела к тому, что наряду с рациональными данными и приемами широкое распространение получили амулеты, заговоры, заклинания и другие приемы, носящие мистический характер. Еще за много веков до нашей эры в рабовладельческих классовых обществах разделение труда и возникновение ремесел, а вместе с ними - увечья и болезни, привели к появлению профессионалов — врачевателей. Вместе с тем медицинскую помощь в значительной степени взяли в свои руки представители различных религий - возникла так называемая храмовая, жреческая медицина, которая рассматривала болезнь как наказание бога и средствами борьбы с заболеваниями считала молитвы и жертвоприношения. Однако наряду с храмовой медициной сохранилась и продолжала развиваться медицина эмпирическая. Накапливая медицинские знания, врачи-профессионалы в Египте, Ассирии и Вавилонии, Индии и Китае открыли новые средства лечения болезней. Появление письменности дало возможность закрепить их опыт в первых медицинских сочинениях.

Древнекитайская медицина уже на ранних стадиях своего развития обладала многими знаниями по охране здоровья людей и их лечению. В Древнем Китае широкое распространение имела вариоляция - прививка содержимого пузырьков натуральной оспы здоровым людям с целью предохранения их от заболевания. Разумны были советы о гигиеническом режиме, который следует соблюдать для того, чтобы быть здоровым. В Китае применялись операции с обезболиванием при помощи гашиша и опия. Разнообразны были лекарства из растительного и животного мира (например, женьшень и панты- рога молодого пятнистого оленя - используются до сих пор в качестве лекарств). Были разработаны своеобразные китайские методы лечения: прижигание - мокса - и иглоукалывание - акупунктура, а также су джок акупунктура , получившие широкое распространение и применяемые поныне; появились первые крупные врачи, например Бянъ Цио, живший в 6 веке до нашей эры и оставивший «Трактат о болезнях», в котором описывается диагностика по состоянию пульса. Позднее широкую известность получил хирург Хуа Ту (2 век) и автор 52-томной фармакопеи Ли Ши-чжэн (16 век). Влияние китайской Медицина (Медицина) распространялось на многие страны Востока.

Индийская медицина также возникла в глубокой древности и развивалась самостоятельно. Медицинские сведения нашли отражение в сводах законов Ману (2 век до нашей эры) и в «Аюрведах» (книгах жизни), в которых, так же как и в китайской медицине, большое значение придавалось гигиеническим предписаниям: рекомендовались физические упражнения, осуждалось злоупотребление наркотиками и алкоголем, рекомендовалось соблюдение чистоты, уход за телом; обоснованы были правила питания - ограничивалось употребление мяса, рекомендовались растительная пища и молоко. Отчетливо описаны были многие болезни - проказа, геморрой, психические болезни, желтуха и другие. Появились специалисты - врачи, лечившие определенные заболевания, напр. хирургические или укусы ядовитых змей. Хирургия считалась в Индии первой и лучшей из всех медицинских наук. В древнеиндийской, как и в древнекитайской, медицине большое внимание уделялось исследованиям пульса и мочи. Выдающийся врач Суш-рута (один из авторов «Аюрведы») пытался разработать общую теорию медицины, где под опыт, добытый медицинскими приемами, подводилось теоретическое обоснование, указывалось, что в человеческом теле сочетаются три начала - воздушное, слизь и желчь. Однако, если практика индийской медицины давала удовлетворительные результаты, то теория ее была построена на фантастических предположениях.

Огромную роль в развитии медицины сыграли древнегреческие врачи. Знаменитый врач, философ и естествоиспытатель Гиппократ (460-377 гг. до нашей эры) учил врачей наблюдательности и внимательному исследованию больного. Требование лечить не болезнь, а больного было главным его принципом; задачей врача он считал - способствовать тому, чтобы природные силы организма одолели болезнь. В многочисленных его сочинениях, дошедших до нас в виде «Гиппократова сборника», изложена система взглядов, помогавшая врачам на протяжении многих веков распознавать болезни и лечить их. Материалистическое представление о болезни, на которое указывал Гиппократ, борясь с теми, кто давал им религиозное объяснение, отражало накопленный на протяжении веков опыт; особое внимание обращалось на среду, в которой живет человек, на влияние климата, воды, почвы, образа жизни на происхождение болезни. Гиппократ и его последователь римский врач Гален (131-210 гг. нашей эры), анатомические и физиологические представления которого служили основой медицины вплоть до 16 века, оказали огромное влияние на развитие медицины в Европе: на протяжении многих веков [до появления Авиценны (Ибн Сины, около 980-1037 гг.)] эти два авторитета в области медицины были наивысшими.

В эпоху средневековья медицина в странах Западной Европы была в подчинении церкви и находилась под влиянием схоластики. Врачи основывали диагноз и лечение не на наблюдении больного и рациональных лечебных мерах, а на отвлеченных рассуждениях; церковь запрещала вскрытие трупов, что тормозило развитие медицины. Так как врачам было запрещено выполнение операций, всегда связанных с кровотечением, хирургия, в противоположность терапии, находилась в руках необразованных цирюльников, костоправов и тому подобное. Немногочисленные медицинские факультеты университетов готовили ничтожное количество врачей; лишь в немногих из них - в Салерно и в Падуе (Италия) - велась научная работа.

В эту эпоху во всех странах Европы врачи руководствовались идеями знаменитой книги «Канон врачебной науки», созданной выдающимся среднеазиатским врачом Авиценной (Ибн Синой). Крупный философ, естествоиспытатель и врач Авиценна систематически изложил медицинские знания своей эпохи, обогатив каждый раздел медицины. Наблюдательность Авиценны позволила ему открыть новые пути в диагностике и лечении заболеваний. Большое значение Ибн Сина придавал влиянию среды, в которой живет человек; поэтому гигиенический раздел «Канона» был разработан особенно подробно. Средневековая восточная медицина выдвинула и других замечательных врачей: ар-Рази (864-У25 гг.) в своем труде об оспе и кори дал описание этих заболеваний, Али ибн Аббас (умер в 994 году), Ибн-аль-Хайсам (965-1038 гг.) и другие внесли в медицину много ценных открытий.

Эпоха Возрождения принесла новый расцвет медицины в 16 веке анатом фламандец А. Везалий, работавший в Падуанском университете, исправил ошибки Галена в учении о строении человеческого тела и заложил основы подлинно научной анатомии. Развитие естествознания, в частности физики и химии, помогло возникновению новых принципов в медицине - сделаны были первые удачные попытки использовать законы физики и химии при лечении болезней (иатрофизика и иатрохимия, от греческого iatros- врач). Хирургию развивали врачи-практики, среди которых французский хирург Амбруаз Паре внес ряд ценных методов, в частности в обработку ран (заменил прижигание ран раскаленным железом перевязкой из чистой ткани).

Развитие в 17-18 веке промышленности и увеличение числа рабочих выдвинули задачу изучения профессиональной патологии: итальянский врач Б. Рамаццини в труде «О болезнях ремесленников» описал около 50 профессиональных заболеваний. Английский врач У. Гарвей в 1628 году опубликовал свой труд о кровообращении. Это открытие было встречено официальной наукой враждебно, и потребовались многие годы для того, чтобы учение Гарвея стало общепризнанным. Клинический принцип наблюдения больного, сопровождающийся опытной проверкой лечения, приобретал все большее распростра-нение. Профессор Лейденского университета Г. Бургав воспитал плеяду видных врачей, стоящих на новых позициях: врача-материалиста Ж. О. Ламетри во Франции, Дж. Прингла в Англии, Г. ван Свитена в Австрии, А. Галлера в Германии и многих других.

В эту эпоху продолжалась борьба в медицине между материалистическими и идеалистическими течениями: витализму, согласно которому жизненными явлениями якобы управляют особые нематериальные, сверхъестественные силы («жизненная сила», «энтелехия», «душа»), противопоставлялись материалистические взгляды, развивавшиеся в Голландии Г. Леруа (1598 году - 1679 году), во Франции Ж. Ламетри (1709-51 гг., его книга «Человек- машина») и П. Кабанисом (1757 г. - 1808 г.), деятелем французской революции.

В 19 веке капитализм, победивший в Европе как общественно-экономическая формация, принес значительное, расширение исследований в области медицины. Однако, как и в предыдущих формациях, медицина была поставлена на службу господствующим классам. Успехи естествознания, в первую очередь физики, химии и биологии, позволили обогатить медицину новыми методами. Учение о строении и деятельности человеческого тела пополнилось новой дисциплиной - патологической анатомией, основоположником которой был падуанский врач Дж. Морганьи (1682 год - 1771 год). Патологическая анатомия дала возможность сопоставлять внешние проявления заболеваний со структурными изменениями органов и тканей при том или ином заболевании. Вскрытия умерших позволили не только накопить огромный материал, разъясняющий течение болезни, но и контролировать действия врача (прозекторские - помещения, в которых вскрывались трупы умерших больных, стали обязательной составной частью больницы); появилась возможность сравнивать данные прижизненного наблюдения с данными вскрытия. Новый подход в понимании болезни был прогрессивным и дал сильный толчок для развития медицины. Однако в процессе развития он привел к созданию теорий, преувеличивающих значение местных изменений.

Учение о тканях тела, созданное французским анатомом и хирургом медицины Биша (1771 год - 1802 год), было крупным этапом в изучении человеческого тела. Биша перечислил 21 ткань, из которых каждая имеет разные функции и свойства. Решающее влияние на развитие медицины оказало создание учения о клеточном строении растений и животных немецким ученым Т. Шванном. Открытие законов превращения энергии - второе великое открытие, которое способствовало развитию биологии и медицины. На основе этого закона развитие естествознания быстро двинулось вперед, а медицина получила в свои руки научный принцип, объяснивший многие явления физиологии. Биологическая химия и другие дисциплины, вызванные к жизни этим законом, позволили обогатить медицину новыми диагностическими и лечебными возможностями.

Эволюционное учение Ч. Дарвина - третье великое открытие, имевшее огромное значение для медицины. Благодаря открытию Дарвина естествознание не только стало системой материалистического познания природы, но и позволило подойти к решению таких проблем биологии и медицины, как наследственность и ее роль в развитии болезней человека, правильное понимание законов происхождения и развития болезней. Ученые России сыграли большую роль в разработке и пропаганде дарвинизма. Ожесточенная идейная борьба, развернувшаяся вокруг учения Дарвина, разделила естествоиспытателей на две группы - тех, кто сделал правильные материалистические выводы из учения, и тех, кто пытался, сопротивляясь дарвинизму, отстаивать идеалистические позиции, а также критиковать дарвинизм с позиций религии.

Развившийся капитализм привел к росту городов и скученности населения, что усилило опасность эпидемий. В новых условиях медицина пыталась решить задачи, выдвинутые жизнью. Английский врач Э. Дженнер в 1798 году успешно сделал прививку коровьей оспы человеку, разработав, таким образом, метод борьбы с инфекционными болезнями путем прививок. Оспопрививание, при поддержке передовых врачей, быстро распространилось по всем странам. Вопросы общественного здравоохранения, его задачи и формы были разработаны немецким врачом И. П. Франком; в капитальном труде «Полная система медицинской полиции» (1779 год - 1819 год) он исходил из мысли, что здравоохранение - дело государства. Другое решение предложил современник Франка немецкий ученый X. Гуфеланд, который во главу угла ставил личную гигиену.

Успехи медицины тесно переплетались с успехами естественных наук. В первой половине 19 века физиология вступила на путь широкого эксперимента. Английский хирург и физиолог Ч. Белл экспериментально изучил распределение чувствительных и двигательных волокон в передних и задних корешках спинномозговых нервов. Установление этого факта и разработка его франц. физиологом Ф. Мажанди способствовали выявлению значения деятельности нервной системы в организме, возникновению экспериментальной физиологии как основы медицины. Еще большее значение имели многочисленные открытия немецкого ученого И. Мюллера, который изучал строение и функции органов чувств, строение желез, состав крови и лимфы. Одним из первых Мюллер стал разрабатывать физиологическою химию. Экспериментальный метод с успехом применяли и многие ученики И. Мюллера - И. Либеркюн, К. Людвиг, Э. Геккель, Р. Вирхов, Г. Гельмгольц. Широко используя физиологический эксперимент, француский ученый К. Бернар в середине 19 века поставил своей целью объединить физиологию, патологию и терапию. Знаменитый опыт К. Бернара - повреждение дна мозгового желудочка у подопытного животного, вызывающее значительное увеличение сахара в крови, было одним из звеньев в серии его опытов по изучению функций печени и ее роли в процессе усвоения пищи. Физиологию К. Бернар ставил на службу клиники. Успехи его в изучении процессов пищеварения, кровообращения и болезней этих систем позволили ему выдвинуть тезис: «врач-экспериментатор - есть врач будущего». Однако успехи физиологов Мажанди, Мюллера, Бернара в конкретных областях но избавляли их от понимания процессов жизни с позиции идеалистической философии. Лишь с появлением работ русских исследователей, в первую очередь С. П. Боткина, И. медицина Сеченова, И. П. Павлова, впервые были правильно, материалистически, раскрыты и выяснены законы деятельности центральной нервной системы и всего организма в целом. Материалистическое, научное толкование психических явлений - мышления и сознания - было дано в работе Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863 год). Русские ученые перестроили физиологию и оказали глубокое воздействие на развитие медицины.

Развитие патологии в середине 19 века привело к борьбе двух ее направлений - гуморального (от латинского humor - жидкость) и так называемого клеточного. Представитель первого - венский патолог К. Рокитанский причиной болезненных явлений считал изменения в составе соков человеческого организма. Ему возражал немецкий патолог Р. Вирхов; в своей книге «Целлюлярная патология» (1858 г.) он доказывал, что источником заболевания является ненормальная деятельность клеток («вся патология есть патология клетки»). Заслугой Вирхова было приложение учения о клетке к изучению болезней. Им были выяснены изменения в тканях и клетках органов, вызванные болезнью, что обогатило клиническую медицину и облегчило диагностику. Однако теория Вирхова, его клеточная патология, переоценивала роль клеток, сводя сущность болезни только к поражению определенных клеток и отрицая тем самым единство организма и значение центральной нервной системы. Русские ученые медицины Сеченов, И. П. Павлов, Н. И. Пирогов, С. П. Боткин и другие, резко критиковали клеточную патологию Вирхова, противопоставляя ей идею единства организма и среды и ведущей роли в нем (как в здоровом, так и больном состоянии) центральной нервной системы.

Благодаря успехам естествознания клинической медицины обогатилась новыми методами диагностики и лечения. Возможности лечения расширились, в частности вследствие значительного улучшения методов клинического исследования. Врачи начали применять перкуссию (выстукивание), аускультацию (выслушивание), измерение температуры тела. Диагностическая методика в 19 веке была пополнена приборами, основанными на изучении физических и химических явлений: измерение кровяного давления, бронхоскопия, электрокардиография, микроскопическое изучение форменных элементов крови. Крупным шагом вперед было открытие в 1894 г. немецким ученым В. К. Рентгеном Х-лучей и применение их для диагностики и терапии (см. , ). Развитие химии, химической промышленности, а затем фармацевтической промышленности предоставило в распоряжение клиницистов большое число новых эффективных лекарств.

Хирургия в 19 веке пережила новый этап развития, так как хирурги осознали необходимость более глубокого изучения анатомии для успеха оперативных вмешательств. Большую роль в этом сыграл Н. И. Пирогов, разработавший новую дисциплину - топографическую анатомию - и издавший анатомо-хирургический атлас. Хирургический метод стал широко применяться во многих клинических специальностях - в лечении женских болезней, глазных и других.

Важнейшим этапом в медицине во 2-й половине 19 века, связанным с развитием , было установление французским ученым Л. Пастером роли микробов в возникновении инфекционных заболеваний. Были открыты возбудители сибирской язвы, возвратного тифа, амебной дизентерии, брюшного тифа, туберкулеза, чумы, холеры и другие. Были разработаны методы лечения и предупреждения инфекционных болезней: в 1881 г. прививки против сибирской язвы, в 1885 г. - против бешенства (Пастер, Франция), в 1890 г.-против дифтерии [Ә. Беринг (Германия), С. Китазато (Япония), Э. Ру (Франция)] и другие. Учение об иммунитете и возникшая новая отрасль науки - иммунология (одним из основоположников которой был И. И. Мечников) вооружили медицину новыми средствами борьбы с заразными болезнями - вакцинами и сыворотками (так называемая иммунотерапия). Дальнейшее развитие микробиологии в 20 веке привело к выделению в самостоятельную дисциплину учения о вирусах - вирусологии.

На основе открытий микробиологии сделала большие успехи и гигиена. Рост в 19 веке больших городов, крупных промышленных центров, их антисанитарное состояние ставили под угрозу жизнь и здоровье населения; это стимулировало развитие широких научных исследований в области гигиены и санитарии. Немецкий ученый медицины Петтенкофер применил экспериментальные методы исследования, давшие гигиене научную базу. Изучение влияния воздуха, воды и почвы на человеческий организм позволило поставить на научную почву устройство водопровода, канализации и жилищ. Ученики Петтенкофера - русские ученые Ф. Ф. Эрисман, А. П. Доброславин и другие - развили направление, созданное Петтенкофером, основав русскую школу гигиенистов, для которой характерным было изучение социальных факторов- систематического учета основных показателей статистики и динамики здоровья населения (рождаемости, смертности, заболеваемости, физического развития и тому подобное).

Широкое применение в медицине как для распознавания, так и для лечения болезней получили, помимо рентгеновых лучей, также радиоактивные вещества (см. , ). В 20 веке создано было учение о витаминах и установлена их роль в предупреждении болезней и их лечении [работы польского ученого К. Функа (1912 г.), подтвердившие выводы и опыты русских ученых Н. И. Лунина (1880 год) и В. В. Пашутина (1902 год)]. Развитие органической химии уже с начала 2-й половины 19 веке привело к возникновению химии синтетических лекарственных препаратов, а синтезирование в 1909 году немецким ученым П. Эрлихом мощного противосифилитического средства - сальварсана - положило основание современной химиотерапии. Крупнейшим достижением в области химиотерапии явилось открытие и применение с лечебной целью сульфаниламидных препаратов (немецкий ученый Г. Домагк, 1935 г.), а затем - антибиотиков.

В СССР медицина получила огромные возможности развития, предоставленные ей условиями нового социалистического общественного и государственного строя. В СССР медицинская наука развивается в соответствии с запросами охраны и укрепления здоровья населения, для выполнения которых создана широкая сеть научно-исследовательских учреждений.

Поскольку философской основой медицины в СССР является диалектический материализм, советские медики глубже и правильнее подходят к решению таких узловых вопросов медицины, как вопрос об отношении социального и биологического, о связи организма со средой, о ведущей роли нервной системы.

Профилактическая направленность медицины в СССР - наиболее характерная ее черта. Физиологическое учение И. П. Павлова, синтезирующее лучшие прогрессивные достижения мировой научной физиологии, творчески применяется во всех областях медицины. Тесная связь с практикой позволяет не только быстро откликаться на запросы жизни, но и пользоваться для научных исследований данными огромной сети медицинских учреждений.

Одним из важнейших принципов, лежащих в основе советской медицинской науки, является принцип развития, эволюции. Эволюционное направление нашло отражение особенно в крупных исследованиях А. А. Заварзина и Н. Г. Хлопина. Для морфологии характерен, кроме эволюционного направления, также принцип связи, единства формы (структуры) и функции. Наиболее яркое выражение это направление нашло в трудах В. Н. Тонкова и В. П. Воробьева, Б. И. Лаврентьева. В области топография, анатомии В. Н. Шевкуненко и его ученики разработали вопросы возрастной «типовой» анатомии, имеющей большое значение для практической хирургии. Патологическая анатомия в СССР в лице ее представителей А. И. Абрикосова, И. В. Давыдовского и других. последовательно развивает клинико-анатомическое направление.

Патофизиология в СССР непосредственно связана с клиникой. Ученик И. П. Павлова А. Д. Сперанский широко развил идею Павлова о нервной трофике и выдвинул ведущую роль нервного фактора в патогенезе различных заболеваний человека. Имеют значение труды Н. Н. Аничкова и его сотрудников по заболеваниям артерий, в частности атеросклерозу, по инфекционной патологии. Многочисленные работы А. А. Богомольца и его учеников посвящены проблемам долголетия. Большую роль играют труды И. П. Павлова в развитии отечественной фармакологии. В исследованиях Н. П. Кравкова, развивавшего идеи Павлова, следует отметить эксперименты на изолированных органах, работы по изучению внутренней секреции. С фармакологическими исследованиями связаны успехи химиотерапии в СССР и развитие химико-фармацевтической промышленности, синтез новых советских препаратов.

Социально-профилактическо е направление советского здравоохранения и медицинской науки особенно полное выражение находит в гигиенических дисциплинах (гигиена общая, коммунальная, гигиена труда, гигиена питания, школьная). Среди гигиенических дисциплин особое место заняла социальная гигиена, в развитии которой участвовали виднейшие теоретики и организаторы советского здравоохранения Н. А. Семашко, 3. П. Соловьев. Большое развитие получили: коммунальная гигиена в связи с возникновением и быстрым ростом новых городов, реконструкцией страны и гигантским жилищным строительством; гигиена труда, перед которой возникли новые задачи, вызванные механизацией сельскохозяйственного производства, введением новых производственных процессов и созданием новых отраслей промышленности; гигиена питания в связи с широким развитием общественного питания.

Видное место в советской медицине заняли эпидемиология, микробиология и вирусология. Разработаны и введены в практику новые высокоэффективные : противомалярийная, противосибиреязвенная, противобруцеллезная, противогриппозная и другое. Большие научные успехи достигнуты советскими микробиологами и эпидемиологами в решении проблемы вирусных инфекций - весенне — летнего энцефалита, японского (комариного) энцефалита на Дальнем Востоке, риккеттсиозов, геморрагических лихорадок и другое, в борьбе с малярией (работы П. Г. Сергиева, В. Н. Беклемишева и другие). Е. Н. Павловский и его ученики создали новую теорию о природной очаговости трансмиссивных болезней, показавшую, что источником инфекции для различных заболеваний не всегда является больной человек, но в некоторых случаях и различные животные, находящиеся в естественных условиях природы.

Из клинических дисциплин учение И. П. Павлова в первую очередь оказало влияние на развитие клиники внутренних болезней: работы В. П. Образцова, Н. Д. Стражеско, А. И. Яроцкого, Н. И. Лепорского, относящиеся к заболеваниям органов брюшной полости, исследования Г. Ф. Ланга и А. Л. Мясникова, В. Ф. Зеленина и другие по гипертония, болезни, болезням сердца и сосудов, Е. М. Тареева - по болезням почек. Советская хирургия избежала узко практического уклона (сведения хирургии к оперативной технике) и развивается как передовая научно-практическая, клиническая дисциплина с профилактическим направлением. Вопросы хирургии брюшной полости широко представлены в работах И. И. Грекова, С. С. Юдина и другие; блестящие работы в области хирургии сердца принадлежат А. Н. Бакулеву, А. А. Вишневскому, И. И. Джанелидзе, П. А. Куприянову, Е. Н. Мешалкину, Б. В. Петровскому; в развитии нейрохирургии много сделали Н. Н. Бурденко, А. Л. Поленов и другие; в области хирургия, лечения опухолей большое место занимают работы Н. Н. Петрова, П. А. Герцена, А. Г. Савиных, А. И. Савицкого, Н. Н. Блохина и др. Не менее успешно развиваются и другие отрасли клинической медицины.

Исследования в области медицины ведутся по государственным планам. Высшим научно-медицинским органом страны, осуществляющим руководство в этой области, является Академия медицинских наук СССР, основанная в 1944 году.

Успехи медицинской науки в СССР способствовали выдающимся и имеющим принципиальное значение достижениям - резкому снижению общей и детской смертности, повышению продолжительности жизни, снижению инфекционных заболеваний, ликвидации в СССР таких болезней, как чума, холера, натуральная оспа, возвратный тиф. Близки к ликвидации малярия, сифилис и многие другие заболевания.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 января 1960 г. «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охране здоровья населения СССР» способствовало значительному увеличению материальных возможностей развития Медицина в СССР и поставило перед ней задачи, разрешение которых позволит приблизиться к ликвидации наиболее тяжелых заболеваний (рак и другое) и на новую ступень поднять борьбу за здоровье человека и его долголетие.

Научная медицина - Означенный термин обыкновенно неправильно употребляется в смысле противоположности медицине практической ; но последняя во всех своих проявлениях - у постели больного, при решении санитарных или судебных вопросов, есть не что иное, как прикладное применение общих Научная медицина основ медицины к тем или других житейским, практическим целям, а потому она также должна быть Научная медицина Таким образом, под Научная медицина медициной следует подразумевать только ту совокупность теоретического и практического изучения врачебной науки, которая дает врачу разносторонней деятельности в области лечения и предупреждения болезней, равно как в содействии государству, обществу и отдельным лицам в решении вопросов, требующих знаний, приобретаемых врачебной наукой. , являясь частью естествознания, в то же время наука коллективная, включающая в себя целый ряд самых разнообразных отраслей знания. Успехи ее стоят в тесной связи с прогрессом естественных наук и уровень ее развития всегда соответствовал одновременному состоянию естествознания; на широкие обобщения природных явлений и их основной причины всегда отражались те или другие господствовавшие философские течения мысли. Наконец, не без влияния на уровень наших медицинских знаний сказалось и развитие социальных наук. Но для медицины имели и имеют естественные науки, особенно физика и химия, а в последние десятилетия - ботаника и зоология низших животных, оказавшие громадное влияние на развитие бактериологии и вообще указавшие на значение низших организмов в патологии. Это воздействие обуславливается не только тем, что естественные науки лежат в основе изучения человеческого организма, здорового и больного, но еще больше потому, что методы, которыми пользуются естествоиспытатели, служат также и для изучения медицины. Особенность естественных наук - это точность , обусловленная методами изучения природы: опытом , наблюдением и вытекающим из этого обобщением . Тем же началом руководствуются и в Научная медицина медицине. Так, например, открытие кислорода имело громадное значение для изучения физиологии дыхания. послужила основой изучения кровообращения; успехи знаний об электричестве открыли новые горизонты в физиологии нервной и мышечной систем. Закон борьбы за существование объясняет нам много явлений в области инфекционных болезней и т. д. Так как теперь в деле изучения природы господствует биологический принцип, то и медицина, открестившись от влияния прежде господствовавших философских систем - ятрохимиков, ятрофизиков, анимистов, натурфилософов и т. д., сама стала одной из отраслей биологических наук и, как таковая, по самому существу своему - наука индуктивная и, только по мере накопления многочисленных фактов, она может пользоваться и дедуктивными приемами мышления.

Основой изучения всякого организма вообще, человеческого организма в частности, является точное знание его нормального строения и нормальных отправлений, анатомия и тела. В этом отношении обе науки, особенно - первая, достигли в настоящее время необычайной высоты. ческое изучение человеческого организма, за м разве немногих органов, едва ли не закончено. Громадный толчок нашим современным знаниям анатомии дал в самом начале настоящего столетия известный Биша (1771-1802; см.), задавшийся в своем сочинении "О жизни и смерти" (Париж, 1800) целью указать, что все жизненные процессы являются непосредственным выражением физических и химических свойств органических образований. В этом принципе еще сказывалось влияние витализма, господствовавшего в медицинской школе Монпеллье. Но главная заслуга его состояла в изучении тканей организма как в их физиологическом, так и в патологическом отношениях. ическая анатомия в течение настоящего столетия также сделала громадные успехи, с одной стороны, благодаря усовершенствованию микроскопической техники и методов исследования (гистофизика, гистохимия, изолирование клеток, микротомия, окрашивание и фиксация препаратов и т. д.), с другой - замечательными открытиями а (1838) и Шванна (1839), особенно последнего, доказавшего тожественность растительных и животных клеток (см. ). Громадное значение в деле изучения тканей и органов приобрела , т. е. изучение развития зародыша из яичка, которой оказали незабвенные услуги два спб. академика Пандер (1773-1865) и Бэр (1792-1876). Усовершенствование микроскопической техники позволило изучить не только строение здоровой и больной клетки, в живом и мертвом ее состоянии, но и наблюдать процессы, в ней совершающиеся. Современное знакомство с инфекционными болезнями, с иммунитетом и др. вопросами физиологии, патологии оказалось возможным только благодаря изучению под микроскопом взаимодействия низших организмов и клеточек тканей, их борьбы и процессов, при этом происходящих.

Изучение отправлений организма, т. е. физиология (см.), также достигло необычайной высоты в настоящее время, благодаря замечательным трудам Иоганна Миллера (1801-1858), Дю-Буа-Реймона, Бишоффа в и, гениального Клода Бернара, а, Лонже, Чарльза Белля и др. Особенно отразились на наших физиологических познаний громадные успехи химии, из которой выделилась столь важная отрасль, как физиологическая химия, уяснившая вопросы дыхания, питания, обмена веществ и вообще химизма клеточек, тканей и соков. Точно так же и физика, особенно ее законы сохранения энергии и единства физических сил, дала много данных для уяснения наблюдаемых в здоровом и больном организме явлений. Знание нормального строения и нормальных отправлений организма позволяет нам оценивать все встречающиеся отклонения от них, т. е. усвоить себе патологическую анатомию и патологическую физиологию. ческая анатомия в своих успехах всегда следовала успехам нормальной и подобно последней не ограничивалась изучением одних лишь грубых, видимых простым глазом изменений, но, пользуясь микроскопом и экспериментируя на животных, проследила ход патологических изменений в тканях и органов, под влиянием различных условий. В этом отношении величайшие услуги оказал этой науке Вирхов, который из чисто описательного предмета поднял ее на чрезвычайную философскую высоту. Исходя из основного omnis cellula e cellula, т. е. всякая клетка из клетки, он подверг самой полной и всесторонней разработке почти все отделы патологической анатомии. Его известному ученику у принадлежит громадная заслуга изучения воспаления (см.), с указанием роли белых кровяных шариков. В настоящее время очень трудно отделить патологическую анатомию от общей патологии, настолько эти обе науки тесно связаны между собой. И в данных отраслях медицинских знаний наблюдение и эксперимент все более и более расширяли наши представления. Зная анатомическое строение, химический состав и физические свойства какой-либо ткани организма, можно указать, в чем выразилось изменение всех ее составных элементов. Так, например, мы определяем не только перерождения тканей, их качественное и количественное изменение, перемену химического состава крови, лимфы, различных выделений, видоизменения плотности костей, изменения цвета кожи и слизистых оболочек, но очень часто указываем и причины, повлиявшие на то. Точно так же мы можем судить и об отклонении от нормы различных отправлений организма. Зная нормальную температуру человеческого тела, степень сократительности мышечных волокон, явления нормальной гидродиффузии в тканях и причины, их обуславливающие, мы можем сопоставить с ними повышенную или пониженную температуру, уменьшение или даже потерю мышечной сократительности (парезы и параличи) или, наоборот, чрезмерное усиление её (судороги), выпотов и т. д. Знакомство с причинами этих уклонений, знание условий, при которых они произошли, позволяет ставить известную связь между ними. Так, например, повышенная сердца может повлечь за собой гипертрофию его. Зная это, уже легче искать причины повышенной деятельности. Таким образом, идя от общего к частному, можно найти, что повышенная деятельность обусловлена препятствиями для нормального кровообращения, требующими большого напряжения для устранения их, или что она может зависеть от введения в организм веществ, раздражающих ту часть нервной системы сердца, которая ускоряет деятельность его, или от паралича блуждающего нерва, задерживающего сердечную деятельность, и т. д. Наряду с этим, изучая соотношение причин и следствий, мы наталкиваемся и на тот факт, что одна и та же причина не ограничивается одним только определенным последствием, но вызывает целый ряд их, что зависит от одновременного действия на многие центры, или от того, что одно следствие неминуемо влечет за собой другие. Так, например, вводя в организм какой-либо яд, мы видим, что им поражается много органов и нарушается много отправлений. Каждое из этих уклонений, в свою очередь, влечет за собой целый ряд других. Таким образом, общая патология позволяет нам, изучением разнородности последствий, сводить их к одному общему началу, зная которое, нам легче определить, какое требуется воздействие, чтобы вернуть организм к норме. "Пользуясь всеми данными других наук, собирая из всех медицинских знаний, из всех отделов частной патологии материал для выяснения сущности и причины болезненных явлений, наконец, воспроизводя на животных болезненные изменения, аналогичные человеческим, современная общая патология отыскивает и устанавливает законы, по которым совершаются все возможные уклонения от нормы; она создает таким образом ряд типов болезненных процессов и является действительно общей частью всего объема частной патологии" (И. В. Подвысоцкий). Кроме изучения типических болезненных процессов, встречающихся во всех частях тела, в круг её входит всестороннее исследование основных уклонений от нормальной функция кровообращения, пищеварения и т. д. Число основных типов болезненных процессов, какими бы причинами и в каком бы органе они не были вызваны, весьма невелико, но, вследствие различной взаимной группировки их, или вследствие локализации болезненных процессов по различным частям тела, или вследствие различной напряженности в их обнаружении, количества отдельных видов и форм болезней достигают громадных размеров. Так, например, процессы воспаления (см.) везде одинаковы, но оно проявляется совершенно различно в слизистых оболочках кишечного канала и в костной системе. Лихорадочные процессы при инфекционных болезнях могут протекать совершенно различно у здорового мужчины, или у малокровного субъекта с тем или другим пороком сердца, или у беременной женщины. Знание общей патологии облегчает возможность изучения частной патологии, предмет которой будет составлять как отдельные болезненные формы, так и заболевания тех или других органов, симптомы, которыми они обнаруживаются, и изменения, которые они вызывают. Распознавание этих изменений и сущности страданий составляет предмет диагностики , которая в настоящее столетие приобрела чрезвычайное развитие, с одной стороны, благодаря введению физических методов исследования больного, с другой - микроскопическому и химическому анализу выделений или даже ткани организма (пробные проколы, удаление кусочков опухолей для исследования под микроскопом и т. д.). Громадную заслугу в этом отношении приобрели французы Корвизар (1755-1821) и Леннек (1781-1826), оба профессора медицины в Париже. Первый широко распространил предложенную до него Ауэнбруггером (в Вене) перкуссию, т. е. выстукивание внутренних органов. Метод Ауэнбруггера заключался в ударении по груди концами вытянутых и сложенных вместе пальцев. Корвизар усовершенствовал этот способ и достиг необычайной точности диагнозов для того времени. Наряду с этим громадная заслуга Корвизара лежала также в том, что он был основателем клинической медицины (см. ниже) во Франции, а его сочинение о болезнях и органических пороках сердца до сих пор по справедливости считается классическим. Из этой книги очевидно, что Корвизар во многих случаях уже прикладывал ухо к сердечной области. Значительным усовершенствованием перкуссии явился изобретенный французом Пиори (1794-1879) . Гораздо больше заслуга в области диагностики француза Леннека, изобретшего аускультацию, произведшую полный переворот в этом деле. Наряду с аускультацией и перкуссией (выслушивание и выстукивание) все большее и большее значение приобретают микроскопические исследования разных выделений, мокроты, опухолей, крови, мочи, кала (для открытия глистов или их яичек), химические анализы содержимого желудка, мочи, кала и т. д. Наконец, особенно важное значение приобрели в деле распознавания болезней , которая полностью есть достояние 2 -ой половины настоящего столетия (см. а), непосредственное наблюдение с помощью зеркал более или менее скрытых полостей (ларингоскопия, офтальмоскопия, исследование зеркалами мочевого пузыря и т. д.), исследование с помощью зондов и бужей и т. д. Ознакомившись с уклонением от нормы в деле строения и отправлений организма, равно как с причинами их, уже сравнительно легче изучать, какое требуется воздействие для возвращения его к норме, т. е. восстановить путем внешнего воздействия первоначальное строение и отправление как отдельных органов, так и всего организма. Таким путем , т. е. учение о действиях лекарств с ближайшими к ней специальностями, тоже легко было поставить на путь эксперимента и наблюдения. Строго говоря, совокупностью перечисленных предметов ограничивается круг Научная медицина медицины, так как перечисленные познания вели уже к прикладным целям медицины.

Из всего сказанного ясно, что знакомство с Научная медицина медициной немыслимо без лабораторий, анатомических театров, кабинетов, музеев и т. п. Но в жизни все наблюдаемые уклонения и расстройства и пути воздействия отдельных моментов на здоровый и больной организм представляют крайне сложные сочетания, а потому для необходимого изучения болезней, их своеобразного течения и условий воздействия на них, требуется непрерывное наблюдение над больными, что всего удобнее в клиниках - учреждениях, заслуга широкого развития которых принадлежит почти исключительно нашему столетию. Как уже выше было сказано, что в то время как число болезненных типов весьма незначительно, число отдельных болезней, по своему разнообразию, бесконечно громадно, распределяясь в отдельные группы внутренних болезней, хирургии, гинекологии, акушерства, детских болезней (педиатрия), заразных, ушных (отиатрия), глазных (офтальмиатрия), нервных душевных (психиатрия), горловых (ларингология) и т. д. Хотя сохранились следы преподавания клинической медицины греками, но только в XVII столетии фламандская школа в Лейдене, в лице знаменитого Бургава, дает ей большой толчок. Ученики Бургава, распространив его учение и идеи о клиническом преподавании из Лейдена в ю, Данию, Австрию, Италию, основывают центры клинического образования. Особенно возвысилось значение последнего, благодаря уже вышеупомянутому Корвизару. С того времени клиники, разнообразясь в числе, и клиническая медицина получают все более и более широкое развитие и в настоящее время преподавание без них немыслимо ни в одной врачебной школе.

Конечной целью Научная медицина медицины является лечение , терапия, которая считается наиболее отсталой отраслью из всех областей медицинских знаний. Еще начало настоящего столетия было захвачено господствовавшими метафизическими представлениями о сущности болезни, в силу которых лечили последние, а не больного. В этом отношении любопытно, что в начале настоящего столетия, под влиянием взглядов Биша, получила широкое развитие так называемая "физиологическая медицина", представителем которой явился Бруссе, старший врач Валь-де-Грасса, а затем профессор общей патологии в нем, признававший жизнь за результат действующих на нее внешних раздражений, болезнь - за избыток или недостаток последних. Исходя из таких взглядов, он находил необходимым устранять корень всевозможных страданий невероятными количествами пиявок. В своем отделении в Валь - де-Грассе он в иные годы (1819) употреблял для лечебных целей до 100000 пиявок. Учение его нашло много приверженцев, что видно из того, что в 1824 г. число ввезенных во Францию пиявок равнялось 300000 штук, а в 1827 г., в период наибольшего процветания учения Бруссе, 33 млн. Учение Бруссе увлекло даже немало врачей в Бельгии, Италии и Германии, господствовало около 20 лет и, вероятно, косвенно сильно повлияло на успехи гомеопатии, представлявшей полную противоположность своим диететическим режимом беспощадным кровоизвлечениям модной школы, рухнувшей, благодаря подъему патологической анатомии и в особенности диагностики. С того времени по настоящее почти не возникало шаблонных учений о терапии; напротив, последняя все более и более стремилась к индивидуализированию больного и болезни. При всем том упреке в значительной отсталости терапии в сравнении с другими отраслями Научная медицина медицины вполне не заслужен (см. ). Не говоря уже о хирургии, в которой, благодаря Листеру, сделались возможными операции в полостях, до недавнего времени считавшихся недоступными, нужно, однако, указать, что действие многих лекарств изучено в лабораториях самым тщательным образом, проверено в клиниках. Далее, громадная заслуга терапии настоящего столетия лежит в том, что она ввела целый ряд физических лекарственных деятелей, также изученных в высшей степени подробно, как, например, массаж и , климатотерапия. Точно так же получила весьма широкое развитие диететика больных, правила их питания и режима, во многих случаях оказывающие громадное влияние на течение и устранение болезней. В распоряжении врачей имеется целый ряд весьма подробно изученных специфических средств, как, например, железо и марганец при малокровии, хинин при перемежающейся лихорадке, салициловый натр при ревматизме, ртуть при сифилисе, много жаропонижающих, антиневралгических, наркотических, послабляющих средств; дело антисептики и дезинфекции, благодаря обилию противогнилостных и обеззараживающих лекарственных веществ, поставлено также на весьма широкую ногу. В самое последнее время тщательное изучение инфекционных болезней, жизнедействия бактерий и сущности иммунитета дало толчок к развитию в самых широких размерах серотерапии (см.), т. е. лечению сывороткой животных, сделанных невосприимчивыми к различным заболеваниям путем систематического введения в них ослабленных разводкой различных бактерий или производимых ими токсинов. Меньше успеха приобрела возникшая несколько лет тому назад (см.), т. е. введение в организм вытяжек здоровых органов какого-либо животного, при страдании этих органов у человека, или даже непосредственное кормление ими (щитовидная железа при зобе, слизистом отеке, почки при Брайтовой болезни и т. д.). В ряду заслуг Научная медицина медицины нельзя не указать и того, что, благодаря успехам общей патологии, ей вновь удалось сблизить между собой разнородные специальности, которые еще весьма недавно разошлись одна от другой. Так, например, в настоящее время доказано, что целый ряд нервных страданий оказываются лишенными своего "эссенциального" характера, а обуславливаются заболеваниями различных внутренних органов, являются следствием сифилиса, вызываются ю или болезнями половых органов. Многие страдания внутренних органов, суставов оказываются зависящими от перелоя, вследствие переноса гонококков током крови или лимфы в те или другие места. Тесная связь аутоинтоксикации (самоотравления) не вполне окисленными продуктами обмена веществ, вследствие недостаточной деятельности кишечника и различных органов, вызывает явления малокровия, истерии и даже психозов. С другой стороны, накопление многочисленных фактов и наблюдений, сделавшее затруднительным для одного лица разработку и изучение предмета, вызвало такое дробление специальностей, о котором прежде и думать нельзя было. Так, например, постепенно выделились из хирургии глазные, ушные, . ология, составляющая в сущности отдел общей патологии, разрослась в обширнейшую специальность. Будучи одной из самых юных наук, она, благодаря гению Пастера, заняла одно из самых выдающихся мест, как по точности своих данных, так и по исключительному значению найденных ею фактов, совершенно видоизменивших наши воззрения на болезни и давших неисчислимые результаты в деле предупреждения и лечения болезней. Сам Пастер и его многочисленные ученики, из которых особенно выдаются Дюкло, Ру и др., дали основы рациональной серотерапии. Другой знаменитый бактериолог, Кох, и его ученики Беринг, Китозато и др., также обогатили эту науку. Берингу мы обязаны противодифтеритной сывороткой. Японцу Китозато принадлежит заслуга открытия противостолбнячной сыворотки и т. д. Кожные болезни, приобретая все более и более тесную связь с внутренними и нервными страданиями, обособились в совершенно специальную науку, требующую участия многих работников.

Но не только лечение болезней является прикладным применением Научная медицина медицины. Ее успехи отразились и на широком государственном, общественном и индивидуальном развитии прикладной, предупреждающей болезни задачи - гигиены и профилактики, громадные успехи которой были бы совершенно непостижимы, если бы изучение их было основано исключительно на одном грубом эмпиризме. Только знание нормы строения и отправлений организма, условий содействующих им или нарушающих их правильное состояние и правильную деятельность, могли выработать ту прикладную науку, благодаря которой сократилась , удлинилась продолжительность средней жизни, уменьшилась болезненность и повысилась работоспособность человека. Наконец, только Научная медицина медицина могла придать судебной медицине тот характер безусловной точности, которой столь часто отличаются ее указания при решении тех или других вопросов, как, например, о вменяемости ов, тожественности лица, рода, характера и значения повреждений и т. д.

Таким образом из всего сказанного очевидно, что Научная медицина медицина существует одна для всех отраслей ее и врач-практик, желая в своей деятельности с успехом и сознательно относиться к своим обязанностям, должен не только полагаться на свои наблюдения и опыт, но следить и за успехами своей науки в лабораториях, клиниках и других учебно-вспомогательных учреждениях, помня, что эти успехи облегчают ему его задачу лечения больных и предупреждения болезней. Сама же наука медицины, как составная часть естествознания, и дальше может прогрессировать, не упуская из виду дальнейшего движения вперед других областей знания, с которыми она тесно связана общностью приемов изучения и мышления. Об успехах медицинских наук в России - см. Россия (Наука).