Настоящая аврора. Что достаточно знать о крейсере «Аврора»

Корабль уже давно стал символом революции, и не все теперь знают, что за его кормой десятки тысяч миль океанских походов, участие в трех войнах, а также многие тысячи подготовленных для флота офицеров.

«Аврора» была заложена на Санкт-петербургской судостроительной верфи «Новое адмиралтейство» в мае 1897 года, а 11 мая 1900 года спущена на воду. Свое название крейсер получил в честь парусного 44-пушечнного фрегата «Аврора», прославившегося в боях на Дальнем Востоке во время войны 1853−56 годов. В строй боевых кораблей российского флота крейсер вступил в июле 1903 года. Это был типовой корабль, параллельно с ним строились еще два крейсера этого же проекта — «Диана» и «Паллада».

При солидных размерах (длине 126,7 метров и ширине 16,8 метров), «Аврора» имела слабое бронирование — корабль относился к разряду бронепалубных крейсеров 1-го ранга. Первоначально на нем даже часть артиллерийских орудий не имела бронещитов. Крейсер обладал хорошим вооружением, на нем было установлено: 152-мм орудий — 8, 75-мм — 24, 37-мм — 8, 63,5-мм — 2, а также три торпедных аппарата. Впоследствии количество, и калибр орудий неоднократно менялись, появились зенитные орудия, пулеметы и устройство для установки минных заграждений.

При столь солидном вооружении крейсер имел невысокую скорость: максимальную — чуть больше 19 узлов, экономическую — всего 11 узлов (для сравнения, у было 24 и 16 узлов) и небольшую дальность автономного плавания (2500 миль на экономической скорости и 1320 миль на максимальной), что значительно снижало возможности его боевого применения. «Аврора» предназначалась для самостоятельных действий на небольшом удалении от мест базирования, а также для поддержки в бою броненосцев при действиях в составе эскадры.

В свой первый поход крейсер вышел уже 25 сентября 1903 года, предполагалось, что он поступит на усиление . Но в связи с началом войны с Японией, крейсер «Аврора», присоединившийся в средиземном море к отряду кораблей контр-адмирала А. А. Вирениуса, был возвращен на Балтику.

В новый поход крейсер «Аврора» отправился в августе 1904 года в составе эскадры вице-адмирала З. П. Рожественского, шедшей в Тихий океан для участия в Русско-японской войне. Поход для крейсера начался неудачно. 10 октября в него по ошибке попало несколько снарядов с других русских кораблей, обстрелявших английские рыболовные суда, принятые в тумане за миноносцы. На крейсере погиб корабельный священник и был ранен один матрос.

Боевое крещение крейсер «Аврора» принял в Цусимском бою 14 мая. В ходе боя, длившегося для крейсера с 14:30 до 18:00 часов, «Аврора» получила около 10 прямых попаданий снарядов. На крейсере неоднократно возникали пожары, было затоплено несколько отсеков, вышли из строя пять орудий и все дальномерные станции. Погибли командир корабля капитан 1 ранга Е. Р. Егорьев и 14 членов экипажа, 83 человека было ранено. Но корабль не потерял хода и ночью вместе с крейсерами «Олег» и «Жемчуг», отбившись от японских миноносцев, смог оторваться от преследования противника. Пробиться на север в сторону Владивостока крейсера не смогли, и вынуждены были уйти в нейтральный филиппинский порт Манила, где были интернированы американцами.

На Балтику крейсер «Аврора» вернулся в 1906 году. Корабль прошел капитальный ремонт, после чего стал учебным судном, на котором проходили практику кадеты и гардемарины Морского корпуса. В то время ученики кадетского корпуса, успешно прошедшие полный курс наук, получали звание корабельных гардемаринов и направлялись в длительное (до года и более) плавание на боевых кораблях, после которого сдавали экзамены и получали первый флотский офицерский чин «мичман».

До лета 1912 года «Аврора» совершила несколько плаваний с отрядами гардемаринов Морского корпуса других учебных заведений флота, какое-то время была кораблем-стационером в бухте Суда на Крите. В период Первой мировой войны «Аврора» в составе 2-й бригады крейсеров воевала на Балтике, в основном выполняя разведывательные и дозорные функции, прикрывая постановку минных заграждений и действия легких кораблей. В это время была усилена огневая мощь корабля, вместо шести 75-мм орудий были установлены 152-мм орудия, а также пять зенитных пушек.

В конце 1916 года крейсер «Аврора» стал на ремонт в Петрограде, где и принял участие в революционных событиях. В экипаже крейсера было сильно влияние большевиков, поэтому в период подготовки к вооруженному восстанию 25 октября 1917 года кораблю поручили войти в Неву и взять под защиту Николаевский мост, соединяющий Васильевский остров с центральной частью города. Именно оттуда и прозвучал знаменитый выстрел «Авроры». По мнению ряда историков, выстрел был дан значительно раньше, чем начался штурм Зимнего. Принципиальной роли это уже давно не играет, так как именно «Аврора» стала символом революции.

Благодаря участию в тех событиях, «Авроре» было сохранено название, хотя большинство боевых кораблей были новой властью переименованы. В ходе Гражданской войны экипаж «Авроры» значительно поредел. И в 1919 году корабль поставили на консервацию. Решение о возвращении корабля в строй было принято осенью 1922 года. Крейсер «Аврора» снова стал учебным кораблем, на котором до 1940 года проходили морскую практику курсанты военно-морских учебных заведений.

Великую Отечественную войну крейсер «Аврора» встретил в порту Ораниенбаума (ныне юго-западная часть Санкт-Петербурга). Непосредственно сам крейсер практически не участвовал, кроме отражения налетов вражеской авиации. На корабле оставалась лишь небольшая часть экипажа, остальные моряки, сняв с крейсера большинство орудий, громили врага на подступах к Ленинграду.

За три года блокады в крейсер неоднократно попадали бомбы и снаряды. Корабль пришлось посадить на грунт, так как через пробоины в трюмы поступило большое количество воды. Но даже в таких тяжелейших условиях маленький экипаж «Авроры» не прекращал борьбы за живучесть корабля. Уже летом 1944 года крейсер был поднят с грунта и направлен на ремонт.

В 1948 году отремонтированный крейсер «Аврора» был поставлен на якоря у Петроградской набережной. До 1956 года он использовался как учебный корабль Ленинградского Нахимовского училища, а затем на нем был открыт музей, ставший филиалом Центрального Военно-морского музея. В 1992 году на крейсере «Аврора» снова (через 75 лет!) был поднят Андреевский флаг.

Уже 110 лет крейсер «Аврора» находится в строю. После того, как он стал музеем, крейсер посетили десятки миллионов человек, чтобы прикоснуться к живой истории славного российского военно-морского флота. Естественно, что от подлинной «Авроры», спущенной на воду в мае 1900 года, на крейсере осталось менее 50 процентов, но это не умаляет историческую ценность корабля, с честью пронесшего Андреевский флаг через легендарное Цусимское сражение. Не даром же говорят, что на борту «Авроры» оживает история.

Корабль Военно-морского флота номер один вернулся после ремонта на Кронштадтском морском заводе к месту своей вечной стоянки у Петроградской набережной в Санкт-Петербурге. Все работы на нем успешно завершены. Гордость российского флота, любимец Северной столицы восстановил свой прежний архитектурно-исторический облик. И это важный знак того, что мы, наконец, начинаем беречь реликвии собственной истории вне зависимости от виражей идеологической конъюнктуры. Корабль, который в советское время олицетворял старт победоносной Октябрьской революции, после завершения реконструкции возвращается в центр Петербурга, чтобы украсить морскую столицу и дать богатую пищу для ума и повод для гордости представителям самых разных поколений и культур.

Корабль номер один отечественного Военно-морского флота передан ему в присутствии заместителя главкома вице-адмирала А.Н. Федотенкова и отбуксирован в Санкт-Петербург. Приемный акт по итогам ремонта «Авроры» подписан 15 июля 2016 года в торжественной обстановке на Кронштадтском морском заводе.

Операция по возвращению корабля к месту вечной стоянки проведена ночью, когда уровень воды в Неве максимально высок. Крейсер «Аврора» покинул Кронштадтский морской завод в 21.00.

Сопровождали крейсер к месту вечной стоянки пять буксиров, один из которых приписан к Ленинградской военно-морской базе, водолазный и пожарный катера.

«Аврора» первой пошла в плановую разводку мостов с 15 на 16 июля. Все остальные суда, входящие и выходящие из Невы, пропустили легендарный крейсер. График ночного прохождения корабля по Неве был заранее согласован с графиком разводки мостов - Благовещенского, Дворцового и Троицкого.

Глубокой ночью корабль при полной иллюминации подошел к месту своей стоянки, где была проведена сложная операция по его раскантовке и заводке на место стоянки между четырьмя установленными бочками, заведению швартовых и постановке трап-моста весом в 17 тонн. Все эти действия завершились к утру 16 июля.

К возвращению крейсера место его стоянки готовили специальные плавсредства из состава Ленинградской военно-морской базы. Промеры, проведенные военно-морскими гидрографами, и штурманские расчеты показали, что запас глубины под килем «Авроры» у Петроградской набережной составит 1,75 метра. Это, по мнению моряков, гарантирует безопасность стоянки корабля первого ранга. Пока «Авроры» не было на месте, город реконструировал Петроградскую набережную и провел осмотр коммуникаций, к которым подключен крейсер.

Тактико-технические характеристики крейсера «Аврора»

«Аврора» - бронепалубный крейсер первого ранга Балтийского флота типа «Диана». Построен на Новом Адмиралтействе в Санкт-Петербурге в 1903 году.

Крейсер «Аврора» был вооружен 42 пушками четырех различных калибров, тремя торпедными аппаратами. Полное водоизмещение его - 7130 тонн, а толщина брони - от 63,5 мм на палубе до 152 мм - на рубке. Идти он мог со скоростью 19,2 узла, а максимальная дальность его составляла 4000 морских миль. Экипаж крейсера насчитывал 570 человек, в том числе 20 офицеров. Длина крейсера составляет 126,8 метров, ширина - 16,8 метров, а глубина осадки - 6,4 метров.

История службы крейсера «Аврора»

Боевое крещение «Аврора» получила во время Русско-японской войны - она была одним из двух русских кораблей, уцелевших в Цусимском сражении в мае 1905 г. После войны в 1906 г. крейсер вернулся в Санкт-Петербург и стал учебным кораблем, на котором проходили практику кадеты и гардемарины Морского корпуса. С корабля была частично снята малокалиберная артиллерия, добавлены два орудия калибра 152 мм.

С началом Первой мировой войны в 1914 г. крейсер вошел в состав 2-й бригады крейсеров Балтийского флота, проводил артиллерийские стрельбы и нес дозорную службу. К лету 1914 г. на «Авроре» были установлены четырнадцать 152-мм орудий и четыре 75-мм зенитных пушки.

После Октябрьской революции

7 ноября (25 октября по ст. ст.) 1917 г. корабль оказался в центре революционных событий: считается, что холостой выстрел «Авроры» стал сигналом к захвату большевиками Зимнего дворца. Впрочем, по свидетельствам ряда очевидцев событий, штурм тогда начался без сигнала с корабля.

Крейсер «Аврора»: гордость флота России

После революции крейсер находился в резерве флота, его орудия были сняты и переданы на вооружение Волжской флотилии. В 1922 г. было принято решение восстановить «Аврору» как учебный корабль.

В этом качестве крейсер получил десять новых орудий калибра 130 мм и вошел в состав Морских сил Балтфлота.
С началом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. личный состав и орудия «Авроры» приняли участие в обороне Ленинграда, а сам корабль, находившийся в Ораниенбауме, был включен в систему противовоздушной обороны Кронштадта, получив новые зенитные орудия. После попадания нескольких артиллерийских снарядов 30 сентября 1941 г. корабль сел на грунт в Ораниенбаумской гавани.

Учебная база и корабль-музей

В октябре 1948 г. «Аврору» после восстановительного ремонта поставили на вечную стоянку у Петроградской набережной в Ленинграде. До 1956 г. крейсер был учебной базой Ленинградского Нахимовского училища. 5 июля 1956 г. на корабле силами личного состава и ветеранов был открыт Корабельный музей как филиал Центрального военно-морского музея. В 1960 г. постановлением Совета Министров СССР корабль был взят под государственную охрану как историко-революционный памятник и стал одним из символов революции 1917 г. и Ленинграда. В частности, его изображение было помещено на орден Октябрьской революции, этим орденом в 1968 г. был награжден и сам крейсер.

В первой половине 1980-х гг. корпус «Авроры» пришел в аварийное состояние, и в 1984 г. были начаты ремонтно-восстановительные работы. 16 августа 1987 г. крейсер был возвращен на место своей стоянки.

26 июля 1992 г. на корабле был поднят возвращенный Военно-морскому флоту России Андреевский военно-морской флаг.
В 1990-х - 2000-х гг. музей на крейсере «Аврора» ежегодно посещали около 500 тыс. человек, проводились более 2 тыс. экскурсий. На борту корабля хранились свыше тысячи исторических экспонатов и документов. В экспозиции - 10 флагов и знамен корабля, 14 орденов и 24 медали, которыми в разные годы были награждены члены команды крейсера. Была открыта выставка подарков от правительственных, военных и общественных организаций разных стран. За время работы музея его посетили свыше 30 млн человек из более чем 160 стран мира.

1 декабря 2010 г. крейсер приказом министра обороны РФ был выведен из боевого состава ВМФ и передан на баланс Военно-морского музея. Воинское подразделение, несшее службу на корабле, было распущено. 6 февраля 2012 г. «Аврора» была включена в состав федерального государственного учреждения культуры и искусства «Центральный Военно-морской музей» Министерства обороны в качестве филиала.


История ремонтов крейсера «Аврора»

Исторический бронепалубный крейсер «Аврора», действовавший в составе русского императорского, а затем советского Балтийского флота, многократно проходил ремонты в доках Кронштадтского морского завода и других заводов Петербурга-Петрограда-Ленинграда. Результаты крайнего последнего можно будет увидеть уже сегодня.

«Аврора» в бетонной рубашке. Ремонт с 1945 по 1947 годы.

Великую Отечественную войну корабль встретил у стенки в гавани Ораниенбаума (ныне Ломоносов) на южном берегу Финского залива. Во второй половине сентября 1941 года во время массированных налетов германской авиации крейсер получил пробоины, в трюме взорвались снаряды. Приняв на борт тысячи тонн воды, корабль сел на грунт и оставался в полузатопленном состоянии почти до конца войны.

В 1944 году было принято решение о восстановлении крейсера в качестве памятника революции. Летом 1945 года «Аврору» подняли, откачали воду, заделали пробоины. Состояние «Авроры» было тяжелым: после аварийного ремонта крейсер дал течь и снова сел на грунт. Корабль отбуксировали в Кронштадт, где он прошел докование на Морском заводе.

Осенью 1945 года крейсер был переведен в Ленинград, где ремонтно-восстановительные работы продолжались до конца 1947 года.

В ходе капитального ремонта внешний вид корабля изменился, приблизившись к тому, что он имел в 1917 году. «Авроре» восстановили надстройки, в том числе полностью заменили дымовые трубы, сильно поврежденные во время войны. Установили вооружение, однотипное с тем, что стояло в 1917 году, но на береговых станках. Восстановили носовой мостик, деревянный настил верхней палубы сделали сосновым. Значительные изменения произошли и внутри корабля. С «Авроры» сняли изношенные котлы, заменили их на два новых, разобрали две из трех главных паровых машин, разрезали и удалили броневые шахты машинных и котельных отделений, часть вспомогательных механизмов. Всего с крейсера выгрузили около тысячи тонн различных механизмов.

Изменения особенно затронули подводную часть корпуса. Обследование, проведенное в 1945 году, показало, что он находился в состоянии, допускающем его дальнейшую эксплуатацию на плаву. Водонепроницаемости решили добиться при помощи внутреннего бетонирования обшивки.

Заделка повреждений корпуса при помощи бетона считалась в те годы наиболее эффективной и долговечной. Работы по герметизации выполнялись работниками завода «Судобетонверфь» на плаву, одновременно с другими работами, проводившимися в надводной части корпуса. Бетонированию предшествовала трудоемкая зачистка поверхностей. Затем к набору приварили стальную арматуру из прутков диаметром 6–8 мм, образовавшую сетку с ячейками 70х70 мм, и залили в нее бетон из цемента высокой марки. Облицовка железобетоном производилась по всей внутренней поверхности наружной обшивки примерно до высоты одного метра над ватерлинией. В результате получилась водонепроницаемая бетонная «рубашка» толщиной от 50 до 90 мм и весом около 450 т.

С ноябре 1947 года корабль поставили на Большой Невке у Петроградской набережной (ныне Петровская набережная). Многие годы «Аврора» служила учебной базой для курсантов Нахимовского военно-морского училища.

Музей на «Авроре» начал создаваться с 1950 года силами личного состава, ветеранов и энтузиастов. С 1956 года музейная экспозиция крейсера стала филиалом Центрального военно-морского музея.

Удержаться на плаву. Ремонт с 1984 по 1987 годы

К концу 1970-х годов вновь проявилась проблема: наружная подводная часть корпуса подверглась коррозии, внутренняя бетонная «рубашка» во многих местах потрескалась и потеряла герметичность. Корабль стал принимать воду, которую приходилось откачивать с помощью насосов. Вопрос ремонта встал с новой остротой.

Соответствующие работы с 1984 по 1987 год осуществил Ленинградский судостроительный завод им. А.А. Жданова () по проекту . Ремонту предшествовали изыскательские и проектно-конструкторские работы. В Центральном государственном архиве флота специалисты изучили около 6000 дел из 13 фондов, более 500 чертежей, описаний, документов, альбомов по механической установке и артиллерийскому вооружению.

По мнению разработчиков проекта ремонта, крейсер был инженерным сооружением, живущим по законам и традициям флотской службы. А значит, при его сохранении необходимо было читывать такие качества, как прочность, непотопляемость, пожаробезопасность и стойкость к воздействию агрессивных факторов окружающей среды.

«Корабль было решено восстанавливать не в образе застывшего монумента, а как живую быль исторических дней Великой Октябрьской революции, содержать крейсер на плаву под флагом ВМФ СССР с сохранением и обновлением музея», – писал научный руководитель работ по восстановлению и сохранению «Авроры» Виктор Буров. Однако такой подход предполагал жесткие требования к состоянию корпуса, механизмов и установок.

Концепция «Авроры» как корабля-памятника на плаву в составе флота диаметрально расходилась с концепцией, которую отстаивали многочисленные оппоненты.

Вкратце их предложения сводились к щадящему ремонту и тщательной реставрации корпуса, оборудования и механизмов.

Предлагалось несколько вариантов защиты от воздействия внешней среды: от постановки крейсера на подводный постамент до создания плавающего подводного дока.

В результате аргументы разработчиков ремонтного проекта были приняты – разрушающаяся подводная часть до 1,2 м выше ватерлинии была сочтена непригодной для ремонта и срезана. Новую подводную часть изготовили из современных материалов. Деревянная и медная части обшивки корпуса не воссоздавались. Новую подводную и старую надводную части корпуса соединили путем сварки.

Надводную часть разделили на четыре секции, установленные на новой подводной части. В машинном отделении создали котельное отделение, поместив туда музейные экспонаты – макеты двух котлов системы Бельвиля – Долголенко и элементы оборудования кочегарки.

Привели в порядок и установили кормовую главную машину. Заново изготовили карапасную палубу. На нее вернулась большая часть старых броневых листов.

Но самой главной задачей было воссоздание внешнего архитектурно-исторического облика и внутреннего устройства корабля накануне Октябрьской революции.

Были восстановлены все верхнепалубные сооружения и оборудование: артиллерийские установки, рубки, мостики, радиостанция, шлюпочное и прожекторное вооружение, аварийное и швартовое устройства, грузовые приспособления и др. Потребовались значительные работы по воссозданию внутренних помещений, связанных с боевой деятельностью крейсера. Трубы и мачты крейсера были изготовлены заново. Впрочем, те, что стояли до ремонта, также не были оригинальными – их установили в конце 40-х годов. Орудия решено было оставить на береговых станках.

Практически все внутренние помещения корабля были перепланированы. На батарейной палубе разместились музейный отсек с экспозицией и рабочими помещениями для сотрудников, пищеблок команды с камбузом, жилой блок офицеров, кают-компания и командирский салон. Ниже, на жилой палубе, расположились жилые помещения команды, оборудованные согласно требованиям обитаемости на современном Военно-морском флоте. Модернизированы системы коммуникаций, электроэнергии, пожаротушения.

По утверждению разработчиков ремонта, примененная технология позволила в максимальной степени использовать подлинные детали корпуса. Были, скажем, полностью сохранены обводы и такие уникальные конструкции, как бронзовые литые форштевень и архерштевень с пером руля.

Задача возрождения в возможно большей мере облика исторического крейсера и деталей его конструкции, вооружения, оборудования времен 1917 года была признана выполненной. После ремонтно-восстановительных работ, продолжавшихся три года, «Аврора» в августе 1987 года была возвращена на место стоянки – на Петроградскую набережную у Нахимовского ВМУ.

Итоги ремонта специалистами и общественностью были восприняты неоднозначно.

Основная претензия оппонентов заключается в том, что, по их мнению, проведенные работы были переделкой, а не реставрацией.

Многие обращали внимание на утерю в ходе ремонта многих ценных элементов оборудования и механизмов исторической «Авроры», подвергалось критике и решение оставить крейсер на плаву, тогда как его можно было бы установить на подводном постаменте или в специальном плавающем доке.

Особенное неприятие до сих пор вызывает решение о срезе всей подводной части и прикреплении сварной новой, тем более что со старой срезанной частью обошлись действительно варварски. Ее не демонтировали и не утилизировали, а вместе с множеством сохранившихся деталей оборудования бросили ржаветь в одной из бухт неподалеку от Петербурга. До сих пор огромные, более чем стометровые, останки исторической «Авроры» выглядывают из вод Финского залива. Это дает многим основание называть нынешнюю «Аврору» муляжом или макетом старого крейсера.

Не затихают слухи, будто существуют две «Авроры» – фальшивая нынешняя и утопленная настоящая. Во всяком случае, по подсчетам, от «Авроры» исторической осталось не более 40%.

Однако при справедливости многих критических замечаний нужно учитывать, что за сто лет существования корабль не раз перестраивался, модернизировался и переоборудовался. То есть к 1984 году он был далек от оригинала, спущенного на воду в 1900 году.

Ремонт корабля-музея 2014–2016 годах

Крейсер отбуксировали на ремонт на Кронштадтский морской завод 21 сентября 2014 года. По данным попечительского совета «Авроры», стоимость ремонта крейсера составила около 840 млн рублей, которые были направлены на обновление корпуса корабля и на создание новой экспозиции филиала Центрального военно-морского музея, действующего на «Авроре».

Наиболее существенный объем работ корабелы провели во внутренних помещениях "Авроры". Была обновлена музейная экспозиция, восстановлены помещения экипажа крейсера, установлены современные системы видеомониторинга и пожаротушения. Как утверждают специалисты, в будущем "Авроре" необходимо будет раз в 5-10 лет вставать в док для оценки утоньшения корпуса с течением времени.

Проведение ремонтных работ «Авроры» на Кронштадтском морском заводе в 2014–2016 годах, в отличие от всех предшествующих ремонтов, не предполагало какого-либо вмешательства в конструкцию корабля, перестраивания корпуса, коренного переоборудования внутренних помещений. В основе ремонтной концепции стоит восприятие исторического крейсера как действующего корабля флота, корабля-памятника на плаву.

Осенью 2014 года был произведен доковый ремонт крейсера. Особое внимание уделили тщательному обследованию состояния корпуса, особенно его подводной части, и механизмов, соприкасающихся с внешней средой. Ультразвуковое обследование корпуса установило, что за годы, прошедшие со времени последнего ремонта, динамика коррозии корпуса практически отсутствует.

Обследование донно-забортной арматуры, привело к решению о ее полной замене. В ходе докового ремонта были произведены очистка и покраска наружного корпуса корабля, подводной и надводной частей. Кроме того, отремонтировали цистерны, танки и ряд других механизмов, провели опрессовку и проверку герметичности примыкания бронзовых штевней и стального корпуса. Несмотря на то, что штевни были изготовлены в годы строительства корабля, никаких повреждений не обнаружили. Обследование соединений корпуса, сделанных в 1987 году выявило их качественность.

Повторное докование «Авроры» было проведено весной 2016 года. Из крупных ремонтных заданий следует выделить освидетельствование силовых кабель-трасс, замену электросети, ремонт палуб, мачт и всех систем жизнеобеспечения корабля, установку рангоута, замену такелажа, ремонт шлюпочных устройств, катеров, шлюпок, восстановление надстройки, конструкций корпуса и дельных вещей.

За время ремонта обновлен не только сам корабль, но и его системы жизнеобеспечения. В частности, на нем установлена новейшая отечественная система пожаротушения «водяной туман». Она обеспечивает тушение пожаров тонкораспыляемой водой высокого давления, или так называемым водяным туманом с размером капли менее ста микрон и по характеристикам не уступает лучшим зарубежным образцам. Новая система видеонаблюдения из 52 камер практически полностью исключает возможность незамеченного проникновения на корабль.

Основные работы были проведены силами специалистов Морского завода.

Корабль-музей

В 1956 году было решено основать на борту легендарного крейсера музей военно-морской и революционной славы, а в экспозиции этого необычного музея-крейсера хранить экспонаты, которые подробно в деталях помогут проследить его славную историю: документальные фотографии, корабельные предметы и документы, которые представляют собой немалую историческую ценность.

В 1960 году «Аврора» вошла в число охраняемых государством памятников. В 1968-м она была награждена орденом Октябрьской Революции, на котором сама же и была изображена. С 2013 году крейсер возвращен в состав Военно-морского флота. На борту крейсера расположен филиал Центрального Военно-Морского музея.

В ходе ремонта, который завершился в июле 2016 года, восстановлен исторический облик каюты флагмана, дизайн-проект которой был утвержден главнокомандующим ВМФ России. В кубриках экипажа и кают-компании проведен косметический ремонт.

Помимо доковых работ и обновления оборудования корабля, переделана музейная часть. Обновлена палуба из тикового дерева,

На борту «Авроры» в ходе ремонта создана новая музейная экспозиция. Она расширена, изменен и ее характер. Если раньше музей рассказывал об «Авроре» в первую очередь как о крейсере Октябрьской Революции, то сейчас он представляет корабль как ветерана трех войн: Русско-японской 1904-1905 годов, Первой мировой и Великой Отечественной.

Новой частью экспозиции стал медицинский блок, на котором впервые в России было применено рентгеновское оборудование.

Место экспозиции обеспечено системами освещения, кондиционирования и пр. Экспозиция увеличена с 6 до 9 залов. Созданы экспозиции, насыщенные мультимедийным оборудованием.

Корму «Авроры» украсил новый орденский флаг, разработанный геральдической службой Вооруженных Сил РФ.

Корабль является объектом культурного наследия Российской Федерации. Про него был снят мультфильм «Аврора», также он был показан в фильме «Крейсер «Варяг»». «Авроре» посвящен ряд песен, она изображена на множестве почтовых марок, как советских, так и зарубежных. Кроме того, изображение крейсера было отчеканено на юбилейных монетах 1967 года достоинством 10, 15 и 20 копеек.

Фоторепортаж о ремонте крейсера «Аврора» на Кронштадтском морском заводе (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации).

Крейсер «Аврора» . Корабль номер один российского военно-морского флота. Корабль-символ, корабль-легенда, корабль-миф и... корабль-проклятие. Хранимая той, в чью честь она была наречена, «Аврора» почти на век пережила своих «сестер» по проекту и прихотью судьбы, похоже, обречена на бессмертие.

Ангел-хранитель «Авроры»

Есть в российском флоте добрая традиция - давать новым кораблям имена их славных предшественников, отслуживших свой век. Вот и бронепалубный крейсер 1-го ранга, заложенный в 1897 году на верфи «Новое Адмиралтейство» в Санкт-Петербурге, был наречен в честь парусного фрегата «Аврора», героически сражавшегося с превосходящими силами английской эскадры при обороне Петропавловска-Камчатского в 1854 году.

В свою очередь, имя фрегату дал Николай I в честь одной из самых красивых женщин Петербурга - фрейлины императрицы Авроры Демидовой-Карамзиной, в которую император, вероятно, был тайно влюблен. Но над этой дамой тяготело родовое проклятие, своеобразный «венец безбрачия».

Все мужчины, решившиеся связать с нею свою судьбу, уходили в мир иной преждевременно. Не зря эту роковую женщину называли в светских салонах «Зарей, обрученной со смертью». Но сама она прожила долгую жизнь и не считала себя несчастной, преследуемой злым роком, поскольку любила и была любима.

Узнав, что ее имя будет носить новый крейсер, Аврора Карловна воскликнула:

Ах, только бы это не отразилось трагически на его судьбе!

Но опасения женщины, ставшей, очевидно, ангелом-хранителем «Авроры», были напрасными. Этот в общем-то заурядный, ничем особенным себя не проявивший крейсер по иронии судьбы вознесся на самую вершину славы, прожил невероятно долгую для боевого корабля жизнь, и путь его еще не закончен.

Чудесные спасения

«Аврора» была «младшей сестрой» однотипных бронепалубных крейсеров «Диана» и «Паллада». Отношение моряков к этим трем «богиням отечественного производства» было весьма скептическим. Эти корабли имели массу конструкционных недостатков, их механизмы часто выходили из строя. Не отличались они ни скоростью хода, ни мощью вооружения.

Но ангел хранил «Аврору». В первый раз он спас ее от верной гибели в Цусимском сражении. Крейсерский отряд контр-адмирала Энквиста выполнял задачу прикрытия транспортов. Но это оказалось не под силу четырем крейсерам, на которые обрушился шквальный огонь 16 японских кораблей. Во время боя «Аврора» получила 18 попаданий снарядов среднего и малого калибра, причинивших крейсеру довольно серьезные повреждения.

Крейсер "Аврора" (1916 год)

Особенно существенный урон претерпела корабельная артиллерия. Экипаж потерял 15 человек убитыми и 82 ранеными. Погиб командир крейсера капитан 1-го ранга Евгений Егорьев, смертельно раненный в голову осколком вражеского снаряда на боевом посту, в рубке. Сама же «Аврора», выпустив почти две тысячи снарядов, серьезного урона врагу не причинила.

От геройской гибели русские крейсера спасла колонна случайно подошедших броненосцев, которые отогнали неприятеля. Тем не менее изрядно потрепанные корабли не смогли прорваться во Владивосток и ушли на юг, в филиппинский порт Манила, где были интернированы до конца войны властями США, под чьим протекторатом находились в то время Филиппины.

Хранила судьба «Аврору» и в Первую мировую войну. 11 октября 1914 года на входе в Финский залив германская подводная лодка U-26 обнаружила два русских крейсера: «Аврору» и «Палладу» (не «старшую сестру», погибшую в Порт-Артуре, а новый крейсер, построенный после Русско-японской войны).

Командир субмарины капитан-лейтенант фон Беркхейм правильно оценил ситуацию и предпочел выпустить торпеду по более лакомой цели - «Палладе». Новый крейсер затонул вместе со всем экипажем, а ветерану удалось укрыться в шхерах. Так «Аврора» вторично избежала гибели.

Вообще же ничего героического за всю историю своего существования эта «заурядная богиня» не совершила.

Выстрел, которого не было

«А как же легендарный выстрел, послуживший сигналом к штурму Зимнего дворца и ознаменовавший начало новой эпохи в истории человечества?!» - спросите вы. Да не было никакого такого выстрела. В октябре 1917 года «Аврора» продолжала находиться на капитальном ремонте, и с нее был снят весь боезапас. Случайно на борту оказался один холостой заряд, им и стрельнули, призвав тем самым суда, стоящие на Неве, «к бдительности и готовности». Но произошло это днем, задолго до штурма.

24 октября военно-революционный комитет поставил «Авроре» задачу восстановить движение по Николаевскому мосту, разведенному накануне юнкерами. Увидев приближающийся к мосту крейсер, юнкера бежали, и корабельные электрики сумели опустить пролеты. Сам же корабль оказался за мостом, отрезавшим его от Петропавловки и Зимнего дворца.

Так что нанести урон защитникам Временного правительства он не мог, даже если бы имел боезапас. А сигнал к штурму Зимнего дворца был дан из Петропавловской крепости. С ее бастионов было сделано около 30 орудийных залпов, но во дворец попало только два снаряда - артиллеристы не хотели убивать своих соотечественников.

Никаких документальных свидетельств о выстреле «Авроры» нет. Вахтенные журналы 1917 года, в которых скрупулезно записывались все действия экипажа корабля, бесследно исчезли. И можно с полной уверенностью утверждать, что героический крейсер революции - всего лишь один из пропагандистских символов и великих мифов революционной власти.

Мистическая душа корабля

Незримая мистическая сила и в дальнейшем неоднократно спасала «Аврору» от гибели. Причем всякий раз, когда ее пытались уничтожить, это оборачивалось катастрофой для страны. Так, когда в 1917 году командование Балтийского флота подготовило приказ о затоплении крейсера в фарватере Финского залива, на подступах к Кронштадту, чтобы не допустить к Петрограду немецкие эскадры, этому воспрепятствовала революционно настроенная команда корабля - а через несколько месяцев произошел Октябрьский переворот.

В 1941 году намечалось вывести «Аврору» из состава военно-морского флота и «пустить на иголки» - и началась Великая Отечественная война.

А в 1984 году Совет министров СССР постановил капитально отремонтировать легендарный крейсер к 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции. К тому времени подводная часть корабля попросту сгнила, представляла собой сплошное решето. Из трюмов день и ночь откачивали воду, не спасала даже заливка днища слоем бетона.

Требовалась серьезная реконструкция нижней части корпуса. Но времени на это дело корабелам Ждановского завода было отпущено слишком мало. И тогда замминистра судостроительной промышленности Игорь Белоусов подал спасительную идею - отрезать старую подводную к часть, сделать такую же новую и сверху поставить старую надводную часть, и поступили. И никто не узнал бы о случившемся, но корабелы не смогли или не решились сдать старый корпус на металлолом.

Отрезанную часть решили спрятать в Лужской губе, в районе деревни Ручьи, где еще в 1930-е годы силами зеков Лужлага строился «0бъект-200» - Комсомольск-на-Балтике, база Балтийского военно-морского флота. Этот современнейший по тем временам город так и не был заселен: его взорвали в начале Великой Отечественной войны, чтобы не сдать врагу, да так и не стали восстанавливать. Сохранились остатки довоенного бетонного причала. Неподалеку от него и решили затопить корпус «Авроры», для чего выкопали на дне подобие траншеи.

К тому времени местные жители основательно раскурочили легендарные останки, сняв все что смогли: от бронзовых вентилей, стальных трапов и иллюминаторов до медных листов обшивки. А когда стали опускать в траншею 120-метровую махину, промахнулись, корпус не лег так, как было задумано, и часть его осталась торчать над водой.

В день 70-летия Октября обновленную «Аврору» принимал сам генсек Михаил Горбачев. С почтением рассматривал знаменитую шестидюймовку, бабахнувшую по Зимнему, не подозревая, что и это - подмена: настоящее баковое орудие погибло в боях на Дудергофских высотах в составе батареи «А» вместе с другими пушками, снятыми с «Авроры» для защиты Ленинграда от фашистских захватчиков.

И тем более не было видно ему подводной части крейсера, где стальные листы соединены не заклепками, как раньше, а сварными швами. Потом-то Горбачев, узнав, как его надули, рвал и метал, но дело сделано, ничего уже не поправить. «Аврора» же снова отомстила за надругательство над нею - распадом Советского Союза.

А впрочем, из-за чего весь сыр-бор? Отдельные специалисты утверждают, что нынешняя «Аврора» - не настоящая, а всего лишь реплика легендарного крейсера. Но ведь заменена только нижняя часть, а верхняя сохранилась, в том числе и интерьер помещений. Не будем же мы отказывать в праве на звание человека инвалиду, потерявшему ноги, которые заменены у него на протезы?! «Аврора» сохранила главное - свое имя, мистическую душу, ангела-хранителя.


Крейсер Аврора в Санкт-Петербурге – легендарный военный корабль, пришвартованный у Петроградской набережной северной столицы. На корабле постоянно несут боевую службу моряки Военно-Морского флота. Крейсер Аврора в Санкт-Петербурге является одним из символов северной столицы.

Из истории крейсера Аврора

Корабль был заложен 23 мая 1897 года на судостроительной верфи Новое Адмиралтейство. Построенный по проекту К.М.Токаревского в 1900 году он был спущен на воду. Это был третий из серии кораблей Первого ранга, после «Паллады» и «Дианы». В 1904-1905 гг. корабль совершил переход в составе 2-й Тихоокеанской Эскадры на Дальний Восток и принял боевое крещение в Цусимском сражении 14-15 мая 1905 года. Возвратившись на Балтику, корабль использовался как учебный. В 1811 году он участвовал в торжествах во время коронации сиамского короля в г. Бангкоке в Тайланде.

Корабль активно проявил себя в боевых действиях во время Первой мировой войны и в революционных событиях 1917 года. В феврале 1917 года корабль хотели вывести из Петрограда. Но матросы восстали и подняли над кораблем красный флаг революции. 25 октября 1917 года холостой выстрел корабля послужил сигналом к захвату Зимнего дворца . До 1940 года корабль был в строю. На нем проходили практику курсанты военно-морских училищ.

Во время Великой Отечественной войны экипаж корабля проявил мужество и героизм, защищая город на его подступах. Во время блокады корабль стоял у г. Ораниенбаума и принял множество обстрелов и бомбовых ударов врага. В пробоины поступила вода. Корабль сел на мель и был полузатоплен. Орудия с корабля были установлены на Дудергофских высотах и на броненосце "Балтиец". В 1944 году был поднят с грунта и поставлен на ремонт. С 1948 года корабль находится у Петроградской набережной на "вечной стоянке" у причальной стенки Большой Невки. Он стал учебной базой Ленинградского нахимовского училища.

Крейсер Аврора в Санкт-Петербурге как филиал музея

С 1956 года на корабле открыт филиал Центрального Военно-морского музея . После капитального ремонта в 1984-1987 гг. судно было воссоздано заново. При посещении музея Вы увидите машинное и котельное отделения, радиостанцию и фотографии. На борту корабля посетители также осмотрят вооружение начала 20 века. В музее хранятся документы и личные вещи экипажа.

В 1924 году легендарный корабль был награжден орденом Красного Знамени ЦИК СССР, в 1927 году - орденом Красного Знамени и в 1968 году - орденом Октябрьской революции. В 1992 году над ним был вновь поднят Андреевский военно-морской флаг как символ морской мощи России. В 2010 году крейсер Аврора в Санкт-Петербурге отметил свое 110-летие. 01 декабря 2010 года команда корабля сошла на берег. Такое решение было принято в связи с сокращением численности войск. Став филиалом Военно-морского музея, корабль останется на балансе Балтийского флота. Так же, как и раньше, теперь уже курсанты нахимовского училища здесь ежедневно будут поднимать и опускать Андреевский флаг.

большинство людей живших при советской власти знают, как символ социалистической революции. Легендарным крейсер стал после того, как гром его орудий возвестил о государственном перевороте в России и о приходе к власти большевиков. Об этом нам рассказывают учебники, но только ли этим знаменит крейсер? Нет. История крейсера Аврора начинается 17-тью годами ранее. Именно в 1900 году корабль был спущен на воду и за семнадцать лет успел избороздить половину земного шара. И так, что мы знаем?

Крейсер Аврора - корабль, рождённый на стыке веков.

И так давайте познакомимся поближе с нашей богиней. родился на стыке 19-го и 20-го века, а именно 23 мая 1897 . В то время Русский флот подвергался, как модно сейчас говорить, глобальной реформе. Аврора была заложена вместе с еще двумя крейсерами. Диана и Паллада были однотипными сёстрами. Так же с ними был спущен на воду крейсер Громобой . Все вместе они должны были заменить более старые модели крейсеров, типа «Рюрик» .

Крейсер Аврора, относился к бронепалубным кораблям. Это такой тип кораблей, у которых основная защита возложена на палубу для того, что бы защитить жизненно важные узлы и экипаж от навесного огня с кораблей противника. Борта у бронепалубных крейсеров были защищены слабо и вступать в сражение с тяжёлыми броненосными силами противника они не могли. Тем не менее, крейсера обладали большей подвижностью и манёвренностью, что позволяло им выполнять возложенные на них боевые задачи.

История крейсера Аврора

В российском флоте существовала (и существует) традиция преемственности названий кораблей, и новые крейсера унаследовали имена парусных фрегатов. Постройка корабля заняла более шести лет - "Аврору" спустили на воду 11 мая 1900 года в 11 часов 15 минут, а в состав флота (после завершения всех достроечных работ) крейсер вошёл только 16 июля 1903 года.

Каким-то уникальным по своим боевым качествам этот корабль отнюдь не являлся. Ни особо резвой скоростью хода (всего 19 узлов - эскадренные броненосцы того времени развивали скорость 18 узлов), ни вооружением (8 шестидюймовых орудий главного калибра - далеко не потрясающая огневая мощь) крейсер не мог похвастаться. Корабли другого принятого тогда на вооружение русского флота типа ("Богатырь") бронепалубных крейсеров были гораздо быстроходнее и в полтора раза сильнее. И отношение офицеров и команд к этим "богиням отечественного производства" было не слишком тёплым - крейсера типа "Диана" имели массу недостатков и постоянно возникающих технических неполадок.

Тем не менее, своему прямому назначению - ведение разведки, уничтожение торговых судов неприятеля, прикрытие линейных кораблей от атак вражеских миноносцев, дозорная служба - эти крейсера вполне соответствовали, обладая солидным (около семи тысяч тонн) водоизмещением и, вследствие этого, хорошей мореходностью и автономностью. При полном запасе угля (1430 тонн) "Аврора" могла без дополнительной бункеровки дойти от Порт-Артура до Владивостока и вернуться обратно.

Все три крейсера предназначались для Тихого океана, где назревал военный конфликт с Японией, и первые два из них уже находились на Дальнем Востоке к моменту вступления "Авроры" в строй действующих кораблей. Третья сестра тоже спешила к родственницам, и 25 сентября 1903 года (всего через неделю после укомплектования, закончившегося 18 сентября) крейсер Аврора с экипажем в 559 человек под командованием капитана 1-го ранга И. В. Сухотина покинула Кронштадт.

В Средиземном море крейсер присоединился к отряду контр-адмирала А. А. Вирениуса, состоявшего из эскадренного броненосца "Ослябя", крейсера "Дмитрий Донской" и нескольких миноносцев и вспомогательных судов. Однако на Дальний Восток отряд опоздал - в африканском порту Джибути на русских кораблях узнали о ночном нападении японцев на порт-артурскую эскадру и о начале войны. Следовать дальше было признано слишком рискованным, поскольку японский флот блокировал Порт-Артур, и существовала высокая вероятность встречи с превосходящими силами противника ещё на подходе к нему. Высказывалось предложение выслать навстречу Вирениусу отряд владивостокских крейсеров в район Сингапура и идти вместе с ними во Владивосток, а не в Порт-Артур, но это вполне разумное предложение принято не было.

"Любимица" адмирала Рожественского

5 апреля 1904 года "Аврора" вернулся в Кронштадт, где был включен в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала Рожественского , готовившейся к походу на Дальневосточный театр боевых действий. Здесь на ней шесть из восьми орудий главного калибра прикрыли броневыми щитами - опыт боев артурской эскадры показал, что осколки фугасных японских снарядов буквально косят незащищённый личный состав. Кроме того, на крейсере сменился командир - им стал капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев. 2 октября 1904 года в составе эскадры "Аврора" вторично отправилась в путь - к Цусиме.

Адмирал Рожественский был, скажем так, личностью оригинальной. А среди многих "причуд" адмирала была следующая - он имел привычку давать вверенным ему боевым кораблям прозвища, весьма далёкие от образчиков изящной словесности. Так, крейсер "Адмирал Нахимов" именовался "Идиотом", броненосец "Сисой Великий" - "Инвалидным убежищем", и так далее. В составе эскадры были два корабля с женскими именами - бывшая яхта "Светлана" и "Аврора". Первый крейсер командующий прозвал "Горничной", а "Аврора" удостоилась и вовсе скабрёзного титула "Проститутка подзаборная". Знал бы Рожественский, какой корабль он так малопочтительно именует!

"Аврора" состояла в отряде крейсеров контр-адмирала Энквиста и в ходе Цусимского боя добросовестно выполняла приказ Рожественского - прикрывала транспорты. Задача эта была явно не по плечу четырём русским крейсерам, против которых действовали сначала восемь, а потом шестнадцать японских. От геройской гибели их спасло только то, что к ним случайно подошла колонна русских броненосцев, отогнавших наседавшего неприятеля.

Чем-то особенным крейсер в бою не отличился - автором приписываемых "Авроре" советскими источниками повреждений, которые получил японский крейсер "Идзуми", на самом деле был крейсер "Владимир Мономах". Сама же "Аврора" получила около десятка попаданий, имела ряд повреждений и серьёзные потери в людях - до ста человек убитыми и ранеными. Погиб командир - его фотография экспонируется ныне в музее крейсера в обрамлении пробитого осколком японским снарядом стального листа обшивки и обгорелых досок настила палубы.

Аврора после Цусимского сражения

Крейсер 1-го ранга "Аврора" на рейде Манилы после Цусимского сражения, июнь 1905 года

Ночью же, вместо того, чтобы прикрыть израненные русские корабли от бешеных минных атак японцев, крейсера "Олег", "Аврора" и "Жемчуг" оторвались от своих главных сил и направились на Филиппины, где и были интернированы в Маниле. Впрочем, обвинять команду крейсера в трусости нет никаких оснований - ответственность за бегство с поля боя лежала на растерявшемся адмирале Энквисте. Два из этих трёх кораблей впоследствии погибли: "Жемчуг" был потоплен в 1914 году германским корсаром "Эмден" в Пенанге, а "Олега" в 1919 году потопили английские торпедные катера в Финском заливе.

На Балтику Аврора вернулась в начале 1906 года вместе с несколькими другими кораблями, уцелевшими от японского разгрома. В 1909-1910 годах "Аврора" вместе с "Дианой" и "Богатырём" входила в состав отряда заграничного плавания, специально предназначенного для прохождения практики гардемаринами Морского корпуса и Морского Инженерного училища, а также учениками Учебной команды строевых унтер-офицеров.

В спасении жителей Мессины от последствий землетрясения 1908 года команда "Авроры" не участвовала, но медаль за этот подвиг от благодарных жителей города получили русские моряки с "Авроры" при посещении крейсером этого сицилийского порта в феврале 1911 года. А в ноябре 1911 года авроровцы принимали участие в торжествах в Бангкоке в честь коронации сиамского короля.

Аврора В Первой мировой войне

Первую модернизацию крейсер прошёл после русско-японской войны, вторую, после которой принял сохранённый ныне внешний облик, - в 1915 году. Усилили артиллерийское вооружение корабля - число 152-мм орудий главного калибра сначала было доведено до десяти, а затем и до четырнадцати. Многочисленную 75-мм артиллерию демонтировали - размеры и живучесть эсминцев возросли, и трёхдюймовые снаряды уже не представляли для них серьёзной опасности.

Крейсер получил возможность принимать на борт до 150 мин - минное оружие широко применялось на Балтике и доказало свою эффективность. А зимой 1915-1916 на "Авроре" установили новинку - зенитные пушки. Но до второй модернизации славный крейсер мог и не дожить...

Первую Мировую войну "Аврора" встретила в составе второй бригады крейсеров Балтийского флота (вместе с "Олегом", "Богатырём" и "Дианой"). Русское командование ожидало прорыва мощного германского Флота Открытого моря в Финский залив и удара по Кронштадту и даже по Санкт-Петербургу. Для парирования этой угрозы спешно ставились мины, и оборудовалась Центральная минно-артиллерийская позиция. На крейсера же возлагалась задача несения дозорной службы в устье Финского залива с тем, чтобы своевременно известить о появлении германских дредноутов.

Крейсера выходили в дозор парами, и по истечении срока патрулирования одна пара сменяла другую. Первого успеха русские корабли добились уже 26 августа, когда у острова Оденсхольм сел на камни германский лёгкий крейсер "Магдебург". Подоспевшие крейсера "Паллада" (старшая сестра "Авроры" погибла в Порт-Артуре, и эта новая "Паллада" была построена после русско-японской войны) и "Богатырь" попытались захватить беспомощный корабль противника. Хотя немцы и сумели взорвать свой крейсер, на месте аварии русские водолазы нашли секретные германские шифры, которые в ходе войны сослужили добрую службу и русским, и англичанам.

Но русские корабли ждала новая опасность - с октября на Балтийском море начали действовать германские подводные лодки. Противолодочная оборона на флотах всего мира находилась тогда в зачаточном состоянии - никто не знал, как и чем можно поразить скрывающегося под водой невидимого врага, и как избежать его внезапных атак. Ни ныряющих снарядов, ни, тем более, глубинных бомб и гидролокаторов ещё и в помине не было. Надводные корабли могли рассчитывать только на старый добрый таран - ведь не принимать же всерьёз разработанную анекдотическую инструкцию, в коей предписывалось накрывать замеченные перископы мешками и сворачивать их кувалдами.

11 октября 1914 года на входе в Финский залив германская подводная лодка "U-26" под командованием капитан-лейтенанта фон Беркхейма обнаружила два русских крейсера: заканчивающую дозорную службу "Палладу" и подошедшую ей на смену "Аврору". Командир германской субмарины с немецкой педантичностью и скрупулёзностью оценил и классифицировал цели - по всем статьям новый броненосный крейсер представлял собой куда более заманчивую добычу, нежели ветеран русско-японской войны.

Попадание торпеды вызвало на "Палладе" детонацию погребов боезапаса, и крейсер затонул вместе со всем экипажем - на волнах осталось только несколько матросских бескозырок...

"Аврора" развернулась и укрылась в шхерах. И снова не стоит обвинять русских моряков в трусости - как уже говорилось, бороться с подводными лодками ещё не умели, а русское командование уже знало о случившейся десятью днями раньше трагедии в Северном море, где немецкая лодка потопила сразу три английских броненосных крейсера. "Аврора" вторично избежала гибели - судьба явно хранила крейсер.

В огне революций и войн

На роли "Авроры" в событиях октября 1917 года в Петрограде особо задерживаться не стоит - об этом сказано более чем достаточно. Заметим только, что угроза расстрелять Зимний дворец из орудий крейсера была чистой воды блефом. Крейсер стоял в ремонте, и потому весь боезапас с него выгрузили в полном соответствии с действовавшими инструкциями. А штамп "залп "Авроры" неверен чисто грамматически, поскольку "залп" - это одновременно произведённые выстрелы из как минимум двух стволов.

В гражданской войне и в боях с английским флотом "Аврора" участия не принимала. Острая нехватка топлива и прочих видов снабжения привела к тому, что Балтийский флот сократился до размеров ДОТа, - "действующего отряда" - состоявшего всего из нескольких боевых единиц. "Аврору" вывели в резерв, а осенью 1918 года часть орудий с крейсера сняли для установки на самодельных канонерских лодках речных и озёрных флотилий.

В конце 1922 года "Аврору" - единственный, кстати, корабль старого императорского российского флота, сохранивший своё данное ему при рождении имя, - решено было восстановить в качестве учебного корабля. Крейсер отремонтировали, установили на нём десять 130-мм орудий вместо прежних 6-дюймовых, две зенитки и четыре пулемёта, и 18 июля 1923 года корабль вышел на ходовые испытания.

Затем в течение десяти лет - с 1923 по 1933 год - крейсер занимался уже знакомым ему делом: на его борту проходили практику курсанты военно-морских училищ. Корабль совершил несколько заграничных плаваний, участвовал в маневрах вновь возрождавшегося Балтийского флота. Но годы брали своё, и из-за плохого состояния котлов и механизмов "Аврора" после очередного ремонта в 1933-1935 годах стала несамоходной учебной базой. В зимнее время её использовали как плавбазу подводных лодок.

Во время Великой Отечественной войны старый крейсер стоял в гавани Ораниенбаума.

Орудия с корабля в очередной раз сняли, и девять его установленных на береговой батарее "стотридцаток" обороняли подступы к городу. Немцы не обращали особого внимания на дряхлого ветерана, стремясь прежде вывести из строя лучшие советские корабли (такие, как крейсер "Киров"), однако свою порцию вражеских снарядов корабль всё-таки получил. 30 сентября 1941 года повреждённый в результате артиллерийского обстрела полузатонувший крейсер сел на грунт.

Но корабль снова - уже в третий раз за свою более чем сорокалетнюю историю - выжил. После снятия блокады Ленинграда в июле 1944 года крейсер вывели из состояния клинической смерти - подняли с грунта и (в который уже раз!) поставили в ремонт. С "Авроры" сняли котлы и бортовые машины, гребные винты, кронштейны бортовых валов и сами валы, а также часть вспомогательных механизмов. Установили вооружение, стоявшее на корабле в 1915 году, - четырнадцать 152-мм орудий Канэ и четыре 45-мм салютные пушки.

Теперь крейсеру предстояло стать кораблём-памятником и одновременно учебной базой Нахимовского училища. В 1948 году ремонт был закончен, и восстановленная "Аврора" встала туда, где она стоит и по сей день - к Петроградской набережной напротив здания училища нахимовцев. А в 1956 году на борту "Авроры" открыли Корабельный музей, как филиал Центрального военно-морского музея.

Учебным кораблем для воспитанников Ленинградского Нахимовского училища "Аврора" перестала быть в 1961 году, однако статус корабля-музея сохраняет и поныне. Дальние плавания и морские сражения остались в прошлом - пришла пора заслуженной и почётной пенсии. Кораблю редко выпадает такая судьба - ведь корабли обычно или гибнут в море, или заканчивают свой путь у стенки завода, где их режут на металлолом...

Ветеран широкого профиля

В советские годы, естественно, основное (да, пожалуй, и единственное) внимание уделялось революционному прошлому крейсера. Изображения "Авроры" присутствовали везде, где только можно, и силуэт трёхтрубного корабля сделался таким же символом города на Неве, как Петропавловская крепость или Медный всадник. Всячески превозносилась роль крейсера в Октябрьской революции, и существовала даже шутка-анекдот: "Какой корабль в истории имел самое мощное вооружение?" - "Крейсер "Аврора"! Один выстрел - и целая держава рухнула!".

В 1967 году в Советском Союзе широко праздновалось 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции. В Ленинграде у Смольного горели костры, возле которых, опершись на винтовки, стояли люди в солдатских шинелях и в бушлатах революционных матросов семнадцатого года с непременным атрибутом - с перекрещенными на груди и на спине пулемётными лентами.

Понятно, что заслуженный корабль просто не могли обойти вниманием. К юбилею был сделан фильм "Залп "Авроры", где крейсер играл главную роль - самого себя. Для вящей достоверности изображаемых событий все съёмки производились на натуре. "Аврору" отбуксировали на историческое место к Николаевскому мосту, где снимался эпизод захвата авроровцами вышеупомянутого моста. Зрелище было впечатляющее, и тысячи ленинградцев и гостей города следили за тем, как серая трёхтрубная красавица медленно и величественно плывёт по Неве.

Впрочем, самой "Авроре" не впервой было выступать в роли кинозвезды. Ещё в 1946 году, в ходе ремонта, "Аврора" сыграла роль крейсера "Варяг" в одноимённом кинофильме. Тогда "Авроре", как истинной актрисе, пришлось даже загримироваться под свой персонаж - с орудий сняли щиты (на "Варяге" их не было), и установили четвёртую фальшивую трубу для правдивости образа самого геройского крейсера русско-японской войны.

Последний ремонт "Аврора" прошла в середине 80-х годов прошлого века, и с этим связаны слухи о "ненастоящей "Авроре". Дело в том, что у крейсера полностью заменили днище, а старое отволокли в Финский залив и там бросили. Вот эти ампутированные останки и породили слухи.

На корабле в 1992 году вновь подняли андреевский флаг, крейсер числится в составе военно-морского флота России, и в настоящее время на корабле служат офицеры и матросы (пусть даже их вдесятеро меньше, чем было когда-то). Конечно, отойти от места вечной стоянки "Аврора" сама уже не сможет, но все вспомогательные механизмы и системы жизнеобеспечения поддерживаются командой крейсера в работоспособном состоянии. В рабочем ухоженном состоянии и корабельные орудия.

Сегодня основное занятие крейсера "Аврора", возраст которого уже перевалил за сто лет, - это служить музеем. И музей этот очень посещаемый - на борту корабля бывает до полумиллиона гостей в год. И честное слово, музей этот стоит посетить - и не только тем, кто ностальгирует по безвозвратно ушедшим временам.

Прекрасно, что "Аврора" дожила до наших дней. Во всём мире подобные корабли-памятники можно пересчитать по пальцам: "Виктория" и "Катти Сарк" в Англии, "Куин Мери" в США, "Микаса" в Японии. Остаётся только пожелать ветерану доброго здоровья на следующие сто лет; ведь холостой выстрел в октябре 1917 года - это всего лишь одна из многих страниц долгой биографии славного крейсера. А из неё, как из песни, слова не выкинешь...