На какой улице в люцерне памятник льву. Что представляет собой памятник «Умирающий лев»? Если бы король был королем

  • Адрес: Denkmalstrasse 4, 6002 Luzern, Швейцария
  • Телефон: +41 41 227 17 17
  • Скульптор: Бертель Торвальдсен, Лукас Ахорн
  • Строительство: 1818-1821 годы

У любой страны есть печальные страницы истории, которые из поколения в поколения чтят как память, проводят молебны или ставят мемориалы и грустные памятники. К сожалению, и имеет не только радостные, но и скорбные , например, памятник умирающему льву в Люцерне.

Что представляет собой памятник «Умирающий лев»?

«Умирающий лев» – известная скульптурная работа в Швейцарии, в городе . Автором эскиза является датский скульптор Бертель Торвальдсен. Вся экспозиция посвящена доблести и отваге погибших швейцарских гвардейцев, которые до последнего охраняли дворец Тюильри и сопротивлялись штурму в день народного восстания 10 августа 1792 года.

Создателем всей композиции является талантливый швейцарский скульптор Лукас Ахорн, который выдолбил всю скульптуру в скале и завершил работу к 7 августа 1821 года. И в ближайшую годовщину штурма монумент был открыт в присутствии выживших гвардейцев и европейской знати. Сам Торвальдсен смог посетить «Умирающего льва» в Люцерне только через двадцать лет и остался очень доволен. Памятник настолько впечатлил зрителей и известных гостей, которые были на открытии, что позднее копии «Умирающего льва» из Швейцарии поставили в США и Греции. Кстати, это первый памятник в Европе с изображением животного.

Описание скульптуры «Умирающий лев»

Скульптурная композиция представляет собой каменный горельеф, который был высечен мастером прямо в монолитной скале в выступе над небольшим прудом. Во времена всех событий «Умирающий лев» находился за городом, в наши дни – практически в центре Люцерна.

Изваяние льва создано в нише длиной 13 метров, а высотой 6 метров. Умирающий царь зверей лежит, положив голову на лапу, которая придавила щит с изображением лилии – символа французской короны. У самого изголовья ниши изображен и герб Швейцарии. Левое плечо льва пронзено смертельным копьем. Автор очень старался передать страдания животного, навеять на зрителя романтическую грусть и символичность. Фигура льва очень реалистична и душевна.

Выше скульптор оставил надпись на латинском языке, в переводе: «Верности отваге швейцарцев», а под горельефом две цифры: 760 и 350, означающие павших и выживших гвардейцев. Имена всех погибших за свой долг и своего короля офицеров вырезаны в камне у подножия монумента. В наши дни у скалы проходит ежегодный Международный музыкальный фестиваль.

Как добраться до «Умирающего льва»?

Вся экспозиция находится в городе Люцерн около площади Lowenplatz, доступ круглосуточный и бесплатный. Добраться до небольшого парка, где сейчас находится скала, достаточно просто: вам необходимо сесть на автобус № 1 или 19 и доехать до остановки Wesemlinrain (Автостанция). Также вы можете добраться на такси или самостоятельно по координатам.


В живописном уголке Швейцарии, в центре города Люцерн можно увидеть великолепный мемориал, получивший название «самый печальный памятник». «Умирающий лев» - памятник, высеченный в отвесной скале песчаника - появился над озером Люцерн в 1821 году и стал символом отваги и преданности. А события, которые послужили поводом для появления этого памятника, трогают сердце и сегодня, хотя с тех пор прошло более 200 лет.

«Умирающий лев» (1821) - памятник, высеченный в отвесной скале песчаника над озером Люцерн - один из самых всемирно известных творений рук человека.



«В Люцерне есть удивительный памятник, высеченный в дикой скале. Во впадине лежит умирающий лев; он ранен насмерть, кровь струится из раны, в которой торчит обломок стрелы; он положил молодецкую голову на лапу, он стонет, его взор выражает нестерпимую боль; кругом пусто, внизу пруд; всё это задвинуто горами, деревьями, зеленью» ,- так написал об «Умирающем льве» Александр Герцен, посетив Швейцарию.


Это аллегорическое скульптурное изваяние носит масштабный характер: девятиметровая фигура льва лежит в огромной нише шестиметровой высоты и длиной в тринадцать метров. Лев своим телом прикрыл щит с изображением лилии, символизирующей монархию Франции, которую так самоотверженно защищали швейцарские гвардейцы. А перед изголовьем раненного льва лежит щит с гербом Швейцарии - их родины, честь которой они не имели права уронить.


Над нишей в скале выбита надпись на латыни HELVETIORUM FIDEI AC VIRTUTI- «Верности и отваге швейцарцев». Под скульптурной композицией высечены цифры 760 и 350, которые соответствуют числу погибших и уцелевших гвардейцев. У самого подножия мемориала поименно перечислены солдаты и офицеры, с честью отдавшие жизни за французскую монархию.


Трагическая страница истории, послужившая идеей создания памятника "Умирающий лев"



1792 год. Париж. Шел третий год великой буржуазной французской революции. В конце лета двадцать тысяч повстанцев держали в осаде дворец Тюильри, за стенами которого скрывался правящий король Людовик XVI со своим семейством. Восставшим противостояло небольшое французское войско и дворцовая охрана, состоящая из тысячи швейцарских гвардейцев.


Утром 10 августа начался штурм дворца. Королевское войско почти сразу же, предав своего монарха, перешло на сторону восставших. Но престол все еще держался благодаря отважной тысяче гвардейцев. Они, верные своей присяге, готовы были защищать монарха до последнего. Король же, увидев натиск наступающей толпы, в последний момент отдал приказ: «Не стрелять».


Этим милосердным решением Людовик хотел остановить, рвущихся во дворец повстанцев и доказать, что не хочет кровопролития и зла своему народу. Гвардейцы, не посмев ослушаться приказ короля, остались практически безоружными. И уже ничто уже не могло остановить разъяренную толпу, жаждущую крови.


Озверевшие повстанцы беспощадно убивали всех на своем пути, не щадя ни детей, ни женщин. А гвардейцев они просто зверски растерзали. Сам же дворец был варварски разграблен и разрушен. Этот день стал страшной трагедией в истории двух стран - 786 швейцарских воинов сложили свои головы в одночасье за французского короля. Еще около двухсот было взято в плен и казнено немного позже. Королевскую семью также постигла их участь. А казнь Людовика XVI была назначена на январь 1793 года. Он с достоинством выслушал свой приговор и шагнул на эшафот. После его смерти Франция погрязла в войнах.


Участником этих событий был сам Наполеон Бонапарт - совсем юный бригадный капитан. Бродя уже по разрушенному дворцу, залитому кровью, в недоумении воскликнул: «Какое безумие! Как они могли позволить этой черни вломиться во дворец? Почему не расстреляли пушками несколько сотен? Остальные бы живо убрались со сцены» . Он тогда не знал о самоубийственном приказе короля. Наполеон получил серьезный урок из этой истории. Ибо когда уже будучи у власти, он придушил восстание, не задумываясь расстреляв бунтарей.


История создания памятника, увековечившего жертв французской революции

Карл Пфюффер, благодаря которому и высечен в скале этот памятник, был одним из тех гвардейцев дворцовой охраны короля Людовика XVI. И лишь благодаря тому, что в это время был в отпуске, его миновала страшная участь. Узнав о такой нелепой гибели сослуживцев и соотечественников, был настолько потрясен, что решил, во что бы то ни стало, увековечить память о них.


На службе в армии Карл еще пробыл несколько лет. А вернувшись в 1801 году на родину, возглавил Люцернское общество искусств при городском совете. Но замыслу боевого офицера, вынашиваемому уже несколько лет, пока не суждено было исполниться. Швейцария в то время пребывала под властью Франции. И сооружение какого либо памятника жертвам французской революции не было бы одобрено Наполеоном Бонапартом. Лишь в 1813 году Швейцария снова стала независимой. И Карл Пфюффер незамедлительно начал работу над проектом.


И вот уже в 1818 году проект строительства необыкновенного памятника был обнародован. Начался сбор средств на начало строительства. Неоценимым был вклад русской царской семьи и многих знатных родов Европы. Первоначальный проект Карл представил в виде горельефа мертвого льва, заваленного сломанным оружием и щитами. Интересным в композиционном решении было то, что высечен этот памятник должен был быть в отвесной скале, с подступающим к ней озером удивительной красоты, за пределами Люцерна.


Карл долго искал мастера, который бы взялся за создание макета памятника. И лишь датский скульптор с мировым именем - Бертель Торвальдсен верно понял замысел отставного офицера, и создал потрясающий макет. От себя Бертель добавил лишь то, что льва изобразил не мертвым, а умирающим. А швейцарский скульптор Лукас Ахорн по этому макету мастерски высек из цельного куска скалы, возвышающаяся над озером Люцерн, символическую фигуру умирающего льва.

Открытие памятника было приурочено к 29 годовщине тех ужасающих событий. 7 августа 1821 года к монументу собрались почтить память знать со всей Швейцарии, аристократы Европы, и ветераны-гвардейцы которые чудом остались в живых после того кровавого месива.

100%" height="400" src="https://www.youtube.com/embed/x7lFKyodHA4" frameborder="0" allowfullscreen="">

Уже почти 200 лет приходят люди на это место, что бы почтить память гвардейцев короля. Здесь нет ни флагов, ни венков, здесь не говорят пафосные речи. Марк Твен в свое время это аллегорическое каменное изваяние назвал: "Самым грустным, но в то же время и самым трогательным каменным изваянием в мире".


Швейцария, никогда ни с кем не воевавшая, уже несколько последних веков держит полный нейтралитет в отношении военных конфликтов. Но армия у нее всегда была и есть поныне. Это надежные, смелые и преданные солдаты, верные традициям и присяге. Доблестная швейцарская гвардия в наши дни охраняет Ватикан и Папу Римского.
И вот уже сколько столетий неизменный девиз швейцарских военных гласит: «Главное – не потерять доверие народа».

Все революции и войны всегда забирали жизни лучших сынов отечества. Европа очень часто проливала свою кровь, и не только, изменяя режимы, пока не научилась щадить себя. Во Франции установлен , погибших в Первую мировую войну на французской земле.

А ещё в Швейцарии можно увидеть настоящих мультяшных овечек.
Эти .

Швейцарская гвардия - старейшая армия в мире. И хотя сегодня наемные военные из страны часов и сыра несут службу лишь в одном государстве, но зато каком - Ватикане! Словом, швейцарские солдаты - это знак качества. Впервые их военные дарования оценил французский король Карл XII еще в XV веке. С тех пор швейцарская гвардия неизменно состояла сначала при дворе Вапуа, а потом и Бурбонов. И хотя на счет наемников злословили: «Нет денег - нет и швейцарцев», они исправно несли свою службу и оставались верны французским монархам, даже когда от тех отворачивался собственный народ...

Я не хотел, мадам...

14 июля 1789 года штурмом была взята Бастилия: во Франции началась революция, вошедшая в учебники истории под именем Великая. Но то книги. Реальность обернулась террором, владычеством мадам Гильотины, залившей кровью всю страну, и анархией...

Но пока Людовик XVI оставался на троне: он уже ничего не решал, но его именем совершались все государственные дела и начинались войны. В частности, с Австрией. Людовик был расстроен - ведь, по сути, он объявил войну своей теще, с которой всегда находился в прекрасных отношениях. Он даже написал ей извинительное письмо. Депешу перехватили - и без того темное небо над королем заволокли черные тучи. По всему Парижу поползли слухи, что в город вот-вот явятся дикие «кроаты» и устроят резню, а виноват во всем - Людовик! Так давайте же уже свергнем его - и дело с концом!

10 августа 1792 года огромная толпа из национальных гвардейцев и революционно настроенных парижан окружила дворец Тюильри. Сколько их было на самом деле? Историки сходятся на 25 ООО человек. А против них - всего 1 000 солдат швейцарской гвардии, единственной защиты, что осталась у Людовика XVI. На стороне революционеров были злость и ярость вкупе с пушками, пиками и ружьями. За швейцарцев же стояли только колоссальный опыт и огромное чувство долга.

Удачная судьба

Следует пояснить, что за швейцарских гвардейцев Франции приходилось раскошеливаться дважды. Она платила непосредственно солдатам, а еще - самой Швейцарии, сдававшей «внаем» своих лучших сынов. И «арендатор» вполне мог отказаться от оплаты, если находил службу наемников не безупречной. Потому гвардейцы чувствовали двойную ответственность - и перед законным правительством Франции, и перед своим собственным. Каждый мальчик в Швейцарии знал: служить римскому папе, германскому князю или французским лилиям - почетно. Это пример удачной судьбы. И потому те счастливчики, которые оказались достаточно смелы, сильны и здоровы для того, чтобы стать солдатами, оказавшись на иноземной службе, не щадили живота своего. За деньги, да. Но при этом смерть была вполне приемлемой оплатой труда для каждого швейцарского солдата...

В тот ужасный августовский день Дантон отдал приказ: «Осадить дворец, уничтожить там всех и особенно швейцарцев, захватить короля и его семью». Гвардейцам не оставили ни малейшего шанса. Они, разумеется, не знали об этом, но, увидев, как революционные массы заполняют площадь перед Тюильри, поняли, чем для них кончится это столкновение. Покидая казармы, они спрятали свои знамена в подвале...

Некого охранять

Анархия есть анархия. Дантон, руководивший восставшими, не знал, что король и его министры ранним утром покинули Тюильри и отправились в Национальное собрание: брать в заложники было просто некого. Как, впрочем, и защищать. Но этого, в свою очередь, не знали швейцарцы: еще на рассвете командира их гарнизона вызвали в городскую ратушу, где объявили изменником и убили. По сути, гвардейцы уподобились слепым котятам, оказавшись в информационной блокаде...

Долг и честь послужили им верными ориентирами. На предложение перейти на сторону революционеров они ответили отказом. И точно так же отреагировали на предложение сдаться.

Толпа жаждала захватить дворец, швейцарцы обязаны были его удерживать. А еще - не стрелять без приказа. Первыми нервы сдали у восставших: пушечный выстрел ознаменовал начало схватки.

Тогда швейцарцы принялись делать то, ради чего они прибыли в Париж: воевать. И очень скоро в их руках оказались все пушки парижан. Но на выручку последним приходили все новые и новые подкрепления. А у гвардейцев кончились патроны. Тогда они сломали ружья, чтобы те не достались противнику...

Прибыть в собрание!

Тут прибыл гонец с посланием: «Король приказывает швейцарцам отступить в свои казармы. Он находится в Собрании». Однако напуганный глашатай все перепутал и прокричал: «Приказ короля - прибыть в Собрание!» Вместо спасения - верная гибель! Но приказ, который, кстати, услышали далеко не все солдаты, есть приказ. Около 300 человек развернулись, подхватили королевское знамя с лилиями и под градом пуль начали прокладывать себе путь к Людовику XVI...

Когда они ворвались в зал Национального собрания, некоторые из заседавших там депутатов так напугались, что повыпрыгивали в окна. Казалось, еще мгновение - и горстка швейцарцев выйдет победительницей из схватки. Но прозвучал убийственный приказ короля: «Сдайте оружие Национальной гвардии.

Я не хочу, чтобы столь храбрые люди, как вы, погибли».

Глупый толстяк - он и правда надеялся остановить кровопролитие своей «практикой невмешательства», своей кротостью...

Если бы король был королем...

Гвардейцы, оставшиеся в Тюильри, погибли все до одного. Толпа растерзала даже раненых и врача, который делал им перевязки. Не пощадила двух барабанщиков - совсем еще мальчишек, - рыдавших над телом своего убитого отца.

Но настоящий кошмар начался, когда парижане добрались до винного погреба Тюильри: все 10 000 бутылок были тут же откупорены и выпиты. Королевскую мебель свалили во дворе и подожгли. И прямо в этот костер начали бросать тела гвардейцев...

За всем этим безумством, стараясь оставаться незамеченным, наблюдал человек, чья природа претила тому, чтобы оставаться в тени. Это был никому тогда еще не известный артиллерийский офицер Наполеон Бонапарт - будущий император Франции. Потом он признавался: «Никогда позже ни одно из моих полей сражений не производило на меня такого впечатления от множества трупов, как это, сплошь усеянное телами убитых швейцарцев. Я видел там женщин, совершавших самые дикие издевательства над трупами: они вырезали сердца погибших солдат и пожирали их».

И в то же время Наполеон был уверен, что исход сражения висел на волоске. Гвардейцам, несмотря на то, что силы противника превосходили их в 25 раз, не хватило одной-единствен-ной малости, чтобы одержать победу, - воодушевления! «Если бы король показался верхом на лошади, победа осталась бы за ним», - написал Бонапарт своему брату в день штурма Тюильри. Впоследствии, кстати, Наполеон всегда старался вдохновлять своих солдат личным примером. Он никогда не прятался за армией. Свидетельство тому - почти два десятка лошадей, убитых под Бонапартом в бесконечных сражениях. Но это все впереди. А 10 августа 1792 года он сочувствовал швейцарцам и сетовал на их деликатность: по его мнению, следовало палить в толпу из пушек! Но гвардейцы были солдатами, обученными воевать с вооруженным противником: стрелять в женщин, пусть и обезумевших, они просто не могли.

И поплатились за это жизнью. Та же участь постигла и Людовика XVI: очень скоро он, не терпевший крови, угодил прямо в объятия мадам Гильотины. И по большому счету, этим только и запомнился: вошел в историю как король, сложивший голову на плахе революции...

Самое грустное изваяние

А вот подвиг гвардейцев не остался забытым. В 1821 году в швейцарском Люцерне появилось «самое грустное и самое трогательное каменное изваяние в мире». Так о памятнике, изображающем сраженного льва, отозвался Марк Твен. Никто не мог остаться равнодушным, глядя на «Умирающего льва». И хотя скульптура являлась данью памяти швейцарцев своим землякам, погибшим в Париже, она была настолько хороша, что ее копии установили в Греции и США. Всюду «Умирающий лев» признали непревзойденным воплощением печали и скорби. Памятник удостоился бесконечной череды эпитетов, суть которых, впрочем, сводилась к одному: лучше просто не бывает! И это действительно так.

Огромный величественный зверь лежит на сломанных копьях и двух щитах. На одном щите - знаменитые французские лилии, а на другом - швейцарский крест. Латинская надпись над изваянием гласит: Helvetiorum fidei ас virtuti, что значит «Верности и отваге швейцарцев». Под фигурой смертельно раненного зверя выгравированы латинские же цифры: 760 и 350, указывающие на число павших и уцелевших воинов соответственно. И чуть ниже - имена и фамилии гвардейцев, отдавших свои жизни за чужого короля...

Надежда Бутрина

«Умирающий лев» – это, возможно, самый печальный швейцарский памятник. Он посвящен швейцарским гвардейцам, которые погибли при штурме дворца Тюильри 10 августа 1792 года. Эти гвардейцы защищали французского короля Людовика XVI; следует заметить, что французские короли, равно как и другие европейские правители, вообще любили нанимать в качестве охранников швейцарцев. Во Франции основоположником этой традиции стал Людовик XI, правивший в 1461-1483 годах.

Как оказалось в ходе французской революции, не зря короли предпочитали именно швейцарцев. Французские воинские подразделения стали одно за другим переметываться на сторону восставших, и в итоге король остался только под охраной швейцарских гвардейцев: их было около 1100 человек.

Людовик XVI был не слишком-то жесткосердным государем, но и не слишком умным: он отдал приказ не стрелять по восставшим из орудий, но приказа оставлять дворец не было. А ведь восставших было гораздо больше тысячи человек! Целые полчища устремились на штурм Тюильри, этого уютного гнездышка слегка потерявших чувство реальности аристократов и царедворцев. Неудивительно, что восставшие успешно ворвались во дворец и перебили значительную часть швейцарцев; еще пара сотен гвардейцев попала в плен, но большинство плененных были затем убиты.

Самого короля вывезли из дворца прямо перед началом штурма, но долго он не прожил: ему отрубили голову 21 января 1793 года. Из 1110 швейцарцев в живых остались лишь около 350 человек, причём большая часть этих людей выжила только потому, что была отправлена в Нормандию за несколько дней до 10 августа 1792 года.

Присутствовавший при штурме Тюильри Наполеон сильно удивлялся и королевской глупости, и слепому повиновению швейцарцев. Как он писал, достаточно было бы несколько раз пальнуть по толпе из пушек, и она живо бы рассеялась. Однако король, возможно, подумал, что это вызвало бы в народе ярость и только ускорило бы его казнь. А может, в сердце короля внезапно проснулось чувство сострадания к восставшим. Не знаю.

Как бы то ни было, в Швейцарии новость о гибели более семи сотен гвардейцев вызвала шок. Один из гвардейских офицеров, находившийся в это время в отпуске в Люцерне, стал собирать деньги на памятник, но только более 25 лет спустя, через несколько лет после свержения Наполеона. Деньги быстро собрали и наняли датского скульптора Бертеля Торвальдсена (Bertel Thorvaldsen, жил в 1770-1844 годах).

Торвальдсен сделал эскиз памятника, а Лукас Ахорн (Lucas Ahorn) выточил памятник в скале, которая в то время находилась на окраине Люцерна – в бывшем карьере, откуда добывали песчаник. В 1821 году изготовление памятника было завершено, и «Умирающий лев» стал первым памятником в Европе, изображавшим животного, а не человека.

Памятник этот весьма крупный, и снабжён он несколькими латинскими надписями. Надпись надо львом – Helvetiorum Fidei ac Virtuti - переводится на русский язык как «Верности и храбрости швейцарцев». Нижняя надпись – очень длинная – содержит имена погибших офицеров, а также сообщает примерное число погибших и выживших гвардейцев (соответственно 760 и 350).

В плече льва торчит копье; одной лапой лев покрывает щит с гербом Бурбонов (династия французских королей), а возле головы животного располагается еще один щит - с гербом Швейцарии. Сам лев заполз в расщелину, а на лице его можно прочесть большую скорбь и обиду на чудаков на букву «м», которые одним росчерком пера или поворотом языка отправляют сотни людей в могилу во имя Ничего.

Марк Твен, повидавший памятник несколько десятилетий спустя, назвал его «the most mournul and moving piece of stone in the world». На русский язык это принято переводить как «самый грустный и трогательный кусок скалы в мире», хотя я бы перевел эти слова как «самый скорбный и выразительный кусок скалы в мире».

«Умирающий лев» – это один из наглядных аргументов в пользу того, чтобы ходить по городам с информативным путеводителем или экскурсоводом. Турист, который не знает, что это за памятник и в честь чего он выточен в скале, возможно, просто с пошловатым интересом посмотрит на него, да ещё и сфотографируется на его фоне. А фотографироваться рядом с подобными памятниками, на мой взгляд – это примерно то же, что фотографироваться на фоне могил, то есть демонстрировать проявление либо легкомысленности, либо нездорового цинизма.

Справочная информация

Памятник расположен рядом с площадью Lowenplatz. Открыт он круглосуточно, а смотреть на него, конечно же, можно бесплатно. Думаю, что для осмотра этого памятника большинству людей будет достаточно 15 минут.

Швейцарский городок Люцерн с первого взгляда может показаться совершенно непримечательным . Образовался старинный город в 7-м веке , в то время эта земля принадлежала монастырю. Он имеет ту же красивую архитектуру, средневековые здания, узкие витиеватые улицы, мощеную дорогу, как и остальные европейские города. Однако есть одна изюминка, которая отличает Люцерн и делает его заманчивым местом для туристов.

Речь идет об изваянии очень грустного, но, по словам Марка Твена , одновременно трогательного памятника в виде лежащего льва. Находится лев аккурат рядом с озером Люцерн, что на окраине города.

Великая французская революция

Из-за чего же был установлен памятник " Умирающий лев " в Швейцарском Люцерне? Вернемся в далекие 90-е годы 18-го века , во времена, когда Швейцарией правила французская монархия. Начало буржуазной революции положило взятие Бастилии.

Революция была действительно народной, так как в ней участвовали представители всех слоев общества: чернь, ремесленных дел мастера, знать, буржуазная прослойка и, конечно, крестьяне.

Причины революции

В то время как другие европейские государства (Великобритания, Нидерланды) уже перешли от феодализма к капитализму, во Франции на этот счет были большие противоречия. Хозяйство велось фактически капиталистическим способом, а вот порядки все еще оставались феодальными: велись таможенные сборы внутри страны, каждая провинция имела свою систему измерений, народ был ограничен в купле и продаже земельных участков, городские власти регулярно превышали свои полномочия, имели место реакционные действия церквей.

Нарастающее недовольство подогревалось увеличивающимися богатствами высших слоев , тогда когда простой народ жил в нищете. Крестьяне пустили слух об отсутствии харизматичности короля, а королеву обвинили в расточении государственной казны. Существующие проекты экономических реформ обрезали на корню, не дав жизни административным работникам Тюрго и его сподвижникам. Зато другая реформа превратила Францию в страну с тысячами безработных. Развернулась деятельность философских мыслителей, которые полностью описывали нынешнее состояние страны и обличали существующие порядки, параллельно призывая к изменениям.

События в королевском дворце

Охрана французского монарха состояла из гвардейцев, подданных Швейцарии. В 1792 году, в конце лета, повстанцы-революционеры подошли к самому королевскому дворцу в Париже. В Тюильри пряталась вся королевская семья Людовика Шестнадцатого. Помимо охраны во дворце находилось небольшое французское войско, которое во время осады быстро сменило свое мнение и перешло на сторону восставших.

Август, 10-е число: начало штурма дворца. Гвардейцы в количестве тысячи человек остались единственными защитниками престола. Когда Людовик увидел наступающую толпу, то приказал не стрелять в предателей, чтобы показать народу свою милосердную волю. Гвардейцы с первых дней своей службы принимали особую присягу: стоять до последнего на защите короля, однако ослушаться приказа своего правителя они не могли. Фактически королевский приказ обезоружил их.

Но это решение не спасло ситуацию: повстанцы, как дикие звери, кинулись вперед , ими двигала жажда крови.

Трагические последствия

Безжалостные мятежники, обозленные на французскую власть, кинулись убивать всех, кто попадался им под руку. Гвардейцы были растерзаны, их смерть была чудовищной. Бунтари, подобно варварам, разграбили и разрушили дворец.

День народного восстания вошел в историю обеих стран и явился ужасной трагедией. Около 780 швейцарцев отдали свои жизни за своего короля. Более 200 взяли в плен и казнили.

Король Людовик XVI

Королевскую семью постигла та же печальная участь, что и их защитников. Их казнили одного за другим , и последним смерть принял сам Людовик. После исполнения приговора и умерщвления короля в январе 1793 г. вся французская земля превратилась в огромное поле войн и битв.

На тот момент молодой капитан Бонапарт, расхаживая по бывшему дворцу, был очень озадачен. По его словам, сложить оружие и перейти в полное бездействие было полным безумием. Он не понимал, почему гвардейцы не расстреляли революционеров из пушек. Также он не знал, что король сам вынес себе смертный приговор, приказав охране отступить. Эта ситуация, кстати, преподнесла Наполеону хороший урок. Бонапарт приказал убить всех учинивших бунт во время его правления.

Памятник жертвам Французской революции

История массовых убийств гвардейцев все же имеет продолжение. Один швейцарец из дворцовой охраны, Карл Пфюффер , во время всех событий находился на отдыхе, в отпуске. Поэтому ужасная участь быть растерзанным разъяренной толпой его миновала. Однако он пришел в дикий ужас, узнав о содеянном, и понял, что обязан увековечить честь и память своих сослуживцев.

Его отчизной был швейцарский город Люцерн, и, отработав на службе еще пару лет , он вернулся на родину. Шел 1801 год, Швейцария все еще была французской. Правителем стал уже упомянутый выше Наполеон Бонапарт, который отверг бы любые попытки по сооружению " Умирающего льва" в швейцарском Люцерне. Несколько лет Карл вынашивал эту идею, и осуществилась она только после обретения Швейцарией независимости в 1813 году.

"Умирающий лев": история создания

В 1818 году наконец настал момент обнародования материалов по дизайну и строительству мемориала. Боевой офицер Карл в то время уже возглавлял общество искусств Люцерна при городском совете. Поэтому ему не составило труда начать массовый сбор денег на строительство. Изначально проект представлял собой горельеф мертвого льва. Лев был завален поломанными щитами и разным оружием. А изюминкой памятника являлось то, что изваяние должны были высечь в настоящей отвесной скале, которая находится как раз у знаменитого городского озера .

Начались длительные поиски мастера. Но оценить весь масштаб и замысел смог только известный скульптор из Дании, в то время он уже успел заработать себе имя, гремевшее на весь мир. Бертель Торвальдсен взялся за работу, изменив лишь состояние льва. Вместо мертвого он его сделал умирающим. Но вызывать скульптора из Дании в Швейцарию было достаточно дорого для небольшого городка, поэтому Бертель создал на всякий случай две статуи и отправил их в Люцерн.

К великому сожалению Карла, ни один из львов не доехал в целости и сохранности, во время перевозки они превратились в белую мелкую крошку. Тогда было решено пойти другим путем - воспользоваться услугами местных скульпторов, но работать они должны былипо эскизам датского мастера. Бертель создал макет, по которому уже Лукас Ахорн (взявшийся за дело после смерти первого назначенного мастера по камню) сотворил существующее изваяние из цельной скалы.

Долгожданное открытие

Открытие памятника состоялось 07.08.1821. " Умирающего льва" в швейцарском Люцерне посетили не только все аристократы страны и Европы, но также чудом выжившие гвардейцы того времени.

Торвальдсен , фактический создатель " Умирающего льва" в Швейцарии, навестил свое детище лишь через 20 лет. Он был восхищен настоящим произведением искусства и сказал, что этот памятник станет самым известным, и ничто не сможет ему в этом помешать. И действительно, раненый умирающий лев является прекрасной моделью, отображающей всемирную скорбь и печаль народа.

"Умирающий лев": описание памятника

Живописный уголок города Люцерна рядом с озером прекрасно подошел в качестве места размещения задуманной композиции.

Скульптура имеет крупномасштабный вид. Высота лежащего льва составляет девять метров. Огромная ниша, в которой он пребывает, имеет шесть метров в высоту и тринадцать в длину. Подо львом находится щит, на котором изображен символ французского абсолютизма - лилия. Животное как бы закрывает своим телом королевскую семью, с такой же самоотверженностью, как закрывали своими телами монарха его гвардейцы. Так как гвардейская охрана не имела права уронить честь своей страны, то около головы льва расположили щит со швейцарским гербом.

Над скульптурой, сверху на скале, выгравирована надпись, с латыни она переводится как " Верности и отваге швейцарцев" . А снизу изваяния выбиты цифры, означающие количество погибших и выживших - 760 и 350 соответственно. Внизу у памятника находится мемориальная доска со всеми именами погибших гвардейцев.

А. Герцен описал " Умирающего льва" в швейцарском г. Люцерне как печальное воплощение нестерпимой боли от потери. Смертельно раненный лев с кровоточащими ранами и обломком стрелы в могучем теле кладет свою голову на лапы, его стон и взгляд показывают полную беспомощность перед неминуемой смертью.

Прошло почти двести лет, а люди продолжают идти сюда, чтут память своих предков. За всю историю памятника " Умирающий лев " ни разу не было возложения цветов или флагов. Сама Швейцария никогда не воевала, будучи страной, держащей нейтралитет во всех спорных вопросах Европы. Несмотря на это, она имеет свою армию, которая, так же как и в дни волнений 18 - 19-го веков , верна своим традициям и держит присягу с честью. По их словам, самое главное для военных людей - это доверие простого народа.

В наши дни швейцарские солдаты несут службу в Ватикане, охраняют папу римского. На своих постах гвардейцы Швейцарии одеты, как и столетия назад, в костюмы сочетания желтого , синего и красного цветов.