Мягкий знак на конце слов после шипящих. Дефис в наречиях и местоимениях. Когда пишется Ь после шипящих в глаголе

Правила русского языка достаточно сложны в освоении, ведь многие из них предполагают разные условия написания, а также исключения из правил. Поэтому чтобы грамотно писать, нужно четко знать и понимать, как действуют правила русского языка на письме. Сегодня мы поговорим о том, как пишется мягкий знак в разных словах.

Правописание мягкого знака

  • Когда пишется разделительный мягкий знак? Здесь все просто: разделительный мягкий знак пишется после согласных и перед гласными е, и, ю, я внутри слов (но не после приставок). Примеры: семья, вьюга, карьера, бурьян.
  • Мягкий знак пишется на конце слов после парных согласных для обозначения мягкости: прорубь, изморозь, тетрадь.
  • Мягкий знак пишется после буквы «о» в некоторых словах иностранного происхождения. Примеры: почтальон, бульон.
  • В сложных числительных, образованных от простых, в которых имеется мягкий знак, также пишется эта буква. Например: пять - пятьдесят; девять - девятьсот. Но исключением являются подобные числительные: семнадцать, шестнадцать и т. д. В середине этих числительных не пишется мягкий знак.
  • Мягкий знак пишется в глаголах в повелительном наклонении перед -те и -ся (отправиться - отправься, отправьте) и в неопределенных формах перед -ся (вернуться, подстричься, уменьшиться).
  • Часто мягкий знак пишется для обозначения мягкости на конце слов после твердой согласной (темень, варить) и в середине слова (косьба, меньше).
  • Мягкий знак употребляется в форме множественного числа творительного падежа: четырьмя, детьми.
  • Если согласная стоит перед другой мягкой согласной, то между ними ставится мягкий знак в двух случаях. Первый: если после изменения слова вторая мягкая согласная становится твердой, а первая остается мягкой (свадьбе - свадьба). Второй: для того чтобы обозначить мягкость «л»: льнет, мальчик, сельдь.
  • Мягкий знак пишется в середине сложносокращенного слова, если его первая часть оканчивается на ь: утильсырье, сельсовет.

Мягкий знак после шипящих

Мягкий знак чаще не употребляется в словах после шипящих ж, ч, ш и щ. Но есть несколько случаев-исключений. Где пишется мягкий знак после шипящих?

  • В окончаниях глаголов после «ш» в форе 2-го лица ед. ч. будущего и настоящего времен: рисуешь - рисуешься, играешь - играешься.
  • На конце существительных женского рода в именительном и винительном падежах: мышь, дочь, рожь.
  • На конце глаголов повелит. наклонения в ед. числе: поешь, мажь - мажься.
  • Также в повелительном наклонении в глаголах пишется мягкий знак перед -тесь и -те: мажьтесь, поешьте.
  • Мягкий знак пишется в неопределенной форме глагола: стеречь, беречься.
  • Мягкий знак используется во всех наречиях, которые оканчиваются на ш и ч, а также на концах частиц: прочь, сплошь, напрочь, лишь, бишь. Мягкий знак не пишется после шипящей ж в следующих словах- исключениях: невтерпеж, уж, замуж.

Где не пишется мягкий знак

  • В глаголах в форме 3 лица ед. числа (что делает?): готовит, рисует, пишет.
  • В существительных в форме род. падежа множ. числа после -ен: черешен. Исключения: барышень, деревень, боярышень.
  • В существительных множ. числа род. падежа с основой на шипящий: зрелищ, стрельбищ, рощ.
  • На конце существительных мужского рода: мяч, врач, нож.
  • На конце кратких прилагательных: хорош, горяч.
  • Между двумя мягкими л: иллюминация.
  • В сочетаниях чн, чк, рч, нч,нщ, рщ: ярче, фонарщик, нянчить.
  • В других сочетаниях между двумя согласными (кроме тех, что в прошлом пункте): гроздь, трость.

Вот такая непростая буква - мягкий знак. Когда пишется он в разных словах, Вы теперь знаете. На первый взгляд, очень непросто запомнить это правило с многочисленными пунктами, однако стоит его только усвоить на примерах, как по аналогии Вы уже будете писать похожие слова правильно, точно зная, ставить в них мягкий знак или нет.

Почему надо знать правило

Буквы Ш и Ж обозначают только твёрдые звуки, а буквы Ч и Щ - только мягкие. Ь после этих букв не слышен, так как он не способен дать мягкость твёрдым звукам или добавить мягкости без того мягким.

Ь после шипящих считают буквой, которая обозначает форму слова, но носителям языка форма слова понятна и без Ь. Наоборот, по форме слова мы и определяем, надо или не надо писать Ь.

Таким образом, написание в русском языке Ь после шипящих не имеет рационального объяснения и практического смысла. Ь после шипящих - дань традиции. Но правило придётся выучить, так как пока его никто не отменил.

Правило

Шипящие выпадают на конец слова с следующих формах слов:

В одних словах из этого перечня Ь пишется, в других - не пишется.

После шипящих (ж, ч, ш, щ) буква ь пишется только в следующих случаях:

В существительных

На конце существительных женского рода в им. и вин. пад. ед. ч., например: рожь, ночь, мышь.

В глаголах

  • В окончании 2-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени глагола после конечного ш, например: несёшь - несёшься, носишь - носишься, примешь - примешься.
  • На конце глагола в ед. ч. повелительного наклонения , причём буква ь сохраняется и перед -ся, например: мажь - мажься; спрячь - спрячься; ешь.
  • Во множ. ч. повелительного наклонения перед -те, -тесь, например: мажьте - мажьтесь; спрячьте - спрячьтесь; ешьте.
  • На конце глагола в неопредёленной форме , причём буква ь пишется и перед -ся, например: стричь, стричься.

В наречиях

Во всех наречиях после конечных ш и ч, например: сплошь, вскачь, прочь, а также в наречии настежь.

Точь -в-точь пишется с двумя Ь и дефисами.

В частицах

На конце частиц: вишь, бишь, лишь, ишь.

Примеры

Умываешь - глагол 2-го лица.

Умываешь ся - глагол 2-го лица.

Намажь - глагол повелительного наклонения.

Намажь ся - глагол повелительного наклонения, буква ь сохраняется и перед -ся.

Намажь те - глагол повелительного наклонения, буква ь сохраняется и перед -те.

Намажь тесь - глагол повелительного наклонения, буква ь сохраняется и перед -тесь.

Полночь - существительное женского рода 3 скл. в им. пад.

Врач - с уществительное мужского рода.

И-за туч - существительное в род. пад.

Напрочь - наречие с Ч на конце.

Невтерпёж - наречие с Ж на конце.

Лишь - частица.

Горяч - прилагательное в краткой форме.

История правила

Правописание Ь после шипящих остаётся неизменным со времён первых учебников орфографии.

До реформы 1918 написание Ь в существительных имело, если не смысл, то логику: в конце существительных женского рода с шипящими на конце писался Ь, в конце существительных мужского рода - Ъ. Вот копия страницы учебника 1915 года.

Ненужность правила осознавали еще первые филологи, описавшие русскую грамматику.

Во время реформы 1918 года необходимо было убрать лишние, нечитаемые Ь и Ъ на конце слов, что и предлагала комиссия ученых-филологов в 1912 году, но по какой-то причине большевики Ъ убрали, а Ь оставили.

С тех пор во время всех реформ орфографии филологи предлагают довести дело до конца: убрать правила про Ь после шипящих и не писать его после ч, щ, ш, ж вообще. Например, это предлагалось сделать во время орфографической дискуссии 1929 - 1930 годов , в 60-е годы при оформлении свода правил русской орфографии и в последующие годы при попытках реформ.

На что обратить внимание

  • Хотя для наречий выделен особый пункт правила, на данный момент в языке существует всего 9 наречий с шипящими на конце. Проще запомнить правописание 8 слов и 3 исключений, чем всю жизнь помнить правило. Без Ь: уж, замуж, невтерпёж. С Ь: сплошь, вскачь, напрочь, настежь, прочь, невмочь, наотмашь, навзничь, точь-в-точь.
  • Не путайте наречия с краткими прилагательными, которые пишутся без Ь: горяч, тягуч, вонюч.
  • В правиле перечислены все глагольные формы, имеющие на конце шипящий. А это значит, что в глаголах после шипящих всегда пишется Ь.

Ь здесь пишется по ПРИНЦИПУ ГРАФИКО-МОРФОЛОГИЧЕСКИХ АНАЛОГИЙ.

Буква ь - графический уравнитель парадигм склонения существительных типа ночь, рожь (как ель) и как графический уравнитель морфологических категорий повелительного наклонения: режь (как брось), а также инфинитива: беречь(как брать). Это происходит только на письме, что, однако, при известной автономности письменной речи чрезвычайно важно. Традиционно считается, что написание буквы ь выполняет функцию грамматического сигнала

1: буква ь сигнализирует о женском роде слов ночь, рожь и т.д.

Однако "сигнализирующая функция" буквы ь в определенных категориях слов - это лишь следствие, а не причина его употребления. Причиной является влияние определенных графико-морфологических моделей, т.е. морфологическая аналогия. Слова женского рода типа рожь, ночь дают одинаковую графическую парадигму склонения со словами типа дверь (ср.: дверь - дверью, рожь - рожью, ночь - ночью ), в то время как слова мужского рода типа врач, шалаш имеют такую же графическую парадигму, как и слова типа стол (ср.: стол - столом, врач - врачом, шалаш - шалашом ).

При распределении слов по типам склонения употребление буквы ь после шипящих в качестве ведущего признака родового значения слов в русских грамматиках обычно не учитывается. К третьему склонению относят существительные женского рода с "основой на мягкие согласные и на шипящие ж и ш"

  1. Однако то, что буква ь создает графическое единообразие парадигм склонения, учитывается как ведущий признак при подаче этого материала нерусским.

С чисто звуковой точки зрения употребление мягкого знака после шипящих в словах женского рода является избыточным: и без него конечные /ч/ и /щ/ (ночь, мощь) произносились бы мягко, как произносятся они в словах ключ, плющ, а в словах рожь, мышь с чисто звуковой точки зрения написание мягкого знака иногда даже вредно, так как, например, при изучении русского языка в условиях диалекта может натолкнуть на неправильное мягкое произношение твердых /ш/ и /ж/.

Буква ь после шипящих в повелительной форме графически закрепляет, конечно, относительное единообразие, поскольку в языковом отношении эти формы не едины: одни из них образуются при помощи суффиксов /и/ (сиди) и /ы/ (лежи), другие выступают в виде чистой основы (гуляй, кинь). Буква ь графически объединяет только формы повелительного наклонения с чистыми основами на шипящие (не плачь) и формы повелительного наклонения с чистыми основами на конечный парный по твердости-мягкости согласный (кинь).

Кстати, В древнерусском языке в соответствующих грамматических формах после всех шипящих, поскольку они были исконно мягкими, писался "ерь" (т.е. ь как знак редуцированного гласного переднего ряда). Писалось не только дочь, ночь, мышь, но и врачь, ножь, мужь и т.п. Однако со временем, после отвердения /ж/ и /ш/ и исчезновения редуцированных гласных, эти написания "сбились". После ж и ш начинают употреблять не только ь, но и ъ. В "Российской грамматике" Ломоносова представлены написания: речь, дочь, ключь, мечь, но: ковшъ, ножъ.

Итак, буква ь (фонетически отнюдь не необходимая) употребляется прежде всего не как сигнал различия (чтобы по его наличию или отсутствию различать ночь и врач, плач и не плачь), а как письменный графический уравнитель однозначных (грамматических) категорий

Конспект урока по русскому языку. 1 класс. Тема «Сочетания чк, чн.»

1.Мотивация к учебной деятельности

Вспомним, чему были посвящены наши последние уроки? (Обозначение мягкости и твердости шипящих согласных звуков на письме)

Сегодня мы с вами продолжаем работу и откроем еще одно новое знание.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

С чего начнем наш урок? (Запишем число классная работа)

Открываем тетради на с.12, записываем число, классная работа.

Вспомним, какие шипящие согласные звуки всегда мягкие? [ч, щ ]

Вспомним, какие шипящие согласные звуки всегда твердые? [ж, ш ]

Вспомним, сочетания ча, ща пишу … (с буквой а)

Сочетания чу, щу пишу…. (с буквой у)

Сочетания жи, ши пишу… (с буквой и)

Откроем учебник на с.55. Найдем алфавитную ленту. Восстановим алфавитную ленту.

Какая первая пропущенная буква в алфавитной ленте? (буква «эм»)

Какое важное, главное слово начинается с этой буквы? (мама)

По-русски – мама, по-грузински – нана, а по-аварски – ласково баба. Как же на других языках звучит слово «мама». Французское «маман», итальянское «мамма», румынское «мама» и испанское «мама». Какой можем сделать вывод? (звучит похоже и имеет общий слог)

Скажите, как вы ласково называете свою маму?

(на доске карточки МАМОЧКА – МАМОЧЬКА)

3.Выявление места и причины затруднения

Чем различны написания этих слов?

Подумайте, выберите правильное написание слова.

Почему вы испытали затруднение. (Мы не знаем правила)

4.Построение проекта выхода и затруднения. (цели, тема, способ, план)

Какая тема нашего урока?

Какую цель поставим? (узнать как пишется сочетание чк. Выявить правило, научиться им пользоваться)

Вспомним, какой звук обозначает буква «че»? (шипящий, мягкий, согласный звук)

Какой можно сделать вывод: поэтому не надо предавать дополнительную мягкость с помощью мягкого знака.

Значит какое слово написано верно?

Сделаем вывод. (Чк пишется без мягкого знака)

Упр.1 Какое еще сочетание встретилось в отрывке из сказки?

Докажите, что это сочетание пишется без мягкого знака.

А теперь немного отдохнем.

Мамам дружно помогаем:

Сами в тазике стираем.

И рубашки и носочки.

Через двор растянем ловко

Для одежды три веревки.

Светит солнышко-ромашка

Скоро высохнут рубашки.

5.Первичное закрепление

Работа над словарным словом.

Маме помогают все. Ребенок, но не мальчик. (Девочка)

Упр.3 Прочитайте образец. (река-речка-речной)

Как выполнить задание? (образовать слово с сочетанием чк, которое отвечает на вопрос что?; образовать слово с сочетанием чн, которое отвечает на вопрос какой?)

Повторим план.

Первое слово выполняем вместе. Второе, третье самостоятельно.

Тетрадь с.12 – письмо сочетаний.

6.Рефлексия

Какую цель вы поставили в начале урока? (узнать как пишется сочетания чк, чн)

Вы достигли поставленной цели?

В чем у вас было затруднение?

Как вы открыли новые знания? (вспомнили, что звук [ч] всегда мягкий и смягчать его не нужно)

У вас на партах лежат цветные карточки. Зеленая означает положительный ответ. Желтый – сомнение. Красная – отрицательный.

Я вам буду говорить некие утверждения, а вы поднимать карточки согласия, сомнения или отрицания.

Я знаю, правописание сочетаний чк, чн.

Я знаю, как объяснить, почему эти сочетания пишутся без мягкого знака.

В самостоятельной работе у меня все получилось.

Я доволен своей работой на уроке.

Методическая разработка урока русского языка в 3-б классе по теме "Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»

Данный урок был разработан по новым стандартам ФГОС., по программе «Перспектива». В соответствии с ФГОС на уроке формируются 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Тема урока: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Цель урока: знакомство учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи:

Познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных после шипящих;

Учить планировать и оценивать свою работу

Развивать память, мышление, внимание.

Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, умение слушать мнение других и высказывать свою точку зрения;

Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Дидактические материалы: раздаточный материал (карточки)

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день, ребята! Сегодня наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день прибавляет нам частицу мудрости»

Как вы понимаете её?

Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём эти знания и используем их.

Давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу хорошее настроение. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

Сегодня на уроке, ребята, вам предстоит выполнить много интересных заданий, сделать очень важное открытие, а помощниками вам в этом будут: внимание, находчивость, ваши знания.

2. Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения

1)Минутка чистописания

Жж Шш Чч Щщ ьь

Что вы можете сказать про эти буквы? Какая из них лишняя?

Запишите эти буквы в тетрадь на первой строке, чередуя их.

Вторая строка: камыш, печь, рожь, мяч, дочь, малыш, плач, молодёжь

Что можете сказать про эти слова. (это сущ-е, ед.ч, оканчиваются на шипящие звуки)

2)Фиксирование затруднения.

Назовите одним словом данные определения:

Футбольное соревнование (матч)

Двенадцать часов ночи. (Полночь.)

Маленький ребёнок (Малыш)

Добыча охотника (дичь)

Какие затруднения испытывали в написании слов? (Где писать ь, а где – нет.)

Какой вопрос возникает? (Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других словах не пишется).

Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Правописание ь на конце существительных после шипящих).

Какую цель поставим перед собой на уроке? (Выяснить когда ь пишется, а когда не пишется)

3. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи

матч, полночь, мякиш, дичь

Запишите слова с мягким знаком на конце в один столбик, а без мягкого знака в другой.

Что объединяет слова первой группы? (сущ, ед ч., ж.р) А второй? (сущ., ед.ч., м.р.) Чем отличаются слова первой группы от второй? В каком роде мягкий знак пишется, а в каком не пишется?

Какой вывод можно сделать? (у существительных женского рода мягкий знак на конце пишется, у мужского рода - не пишется)

Это ваша гипотеза, верна ли она? Ответить на этот вопрос помогут страницы учебника.

Прочитайте правило, давайте сравним его с выводом, который мы сделали. Совпадают они? (да)

Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных женского рода. Это орфограмма.

А сейчас давайте поработаем в парах и попробуем составить алгоритм написания мягкого знака в слове ночь (дети работают в группах самостоятельно)

Составляется следующий алгоритм:

1. Определить часть речи.

2. Определить род.

3. Если существительное женского рода- мягкий знак пишется.

4. Если существительное мужского рода- мягкий знак не пишется..

(Проверяем и сравниваем)

Вернёмся к словам, которые писали на минутке чистописания, проверьте правильность нашей гипотезы.

– А дайте проверим, не попадётесь ли вы в ловушку, выполняя такое задание?

Ноч.. – ноч..ка доч..- доч..ка

В чём ловушка?

(Это совсем другая орфограмма).

4.Включение в систему знаний и повторение.

1)- Сегодня мы составили алгоритм правильного написания мягкого знака на конце существительных женского и мужского рода. А для чего? Когда вам пригодится этот алгоритмом? (Когда будем писать диктант, выполнять задания, для того, чтобы грамотно писать).

А для того, чтобы проверить, хорошо ли вы всё усвоили, поработаем самостоятельно.

Задание для самостоятельной работы вы найдёте на карточках, которые лежат у вас на партах.

В данных на карточках словах вы либо пишите мягкий знак, либо не пишите. Докажите правильность своего выбора.

Ключ…, лещ…, печ…, вещ…, ноч…, мыш…, карандаш…, багаж…,карандаш…, мелоч…, глуш…, мяч…, тиш…

Обменяйтесь карточками и проверьте правильно ли выполнил задание ваш сосед по парте (взаимопроверка).

5.Физминутка

Мы задания выполняли

И немножечко устали.

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам всем, друзья.

Я буду называть существительные, а вы, если в слове мягкий знак пишется приседаете, если не пишется –хлопаете: ночь, клещ, вещь, дрожь, малыш, шалаш, кирпич, грош, мышь, товарищ, мяч, печь.

6. Самостоятельная работа

1)Спишите словосочетания, вставьте нужные слова с шипящей на конце.

Перочинный …, холодный …, полярная …, душистый …, скорая …, звонкий…

2)Игра «Четвёртый лишний»

Карандаш… плащ… мыш… шалаш…

Кирпич… мелоч… ноч… доч…

Туш… ключ….вещ…. печ….

Грач….помощ…. палач….калач….

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Скажите, над какой темой мы работали сегодня на уроке? Какую цель ставили?

Продолжите фразы:

До этого урока я не знал(а)…

Теперь я знаю….

Могу…

Результатом своей работы на уроке я …..

На уроке я работал(а)…

Моё настроение…

Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным и вам легко на уроке работалось. Спасибо за работу!