Можно ли влиять на наследственность? Поведение и гены. Наследственность и развитие Каким образом связаны наследственность

Рецидивирующее течение ЛАШ характеризуется возникновением повторного шокового состояния после первоначального купирования его симптомов. Чаще рецидивирующее течение шока наблюдается при лечении больных бициллином.

Длительное нахождение этого препарата в организме человека обусловливает возможность повторного возникновения шока.

В некоторых случаях рецидивы имеют более тяжелое и острое течение, чем начальный период и более резистентны к терапии. Лечение часто осложняется вторичными соматическими нарушениями. Мы наблюдали 21 больного с рецидивирующим течением шока. Приводим пример .

В этом случае тяжелый ЛАШ, возникший у больного после введения бициллина-5, при помощи активной терапии и реанимационных мероприятий был купирован на 2-е сутки от момента его развития. Лечение шока проводилось в основном правильно, хотя и с некоторым опозданием.

Однако в дальнейшем больной не получал препаратов, необходимых для профилактики послешоковых осложнений. В связи с пролонгированным действием бициллина-5 не учитывалась возможность рецидива шока. При рецидиве ЛАШ в терапевтическом отделении противошоковые мероприятия были недостаточно активны.

«Лекарственный анафилактический шок», А.С.Лопатин

Рецидивирующее течение ЛАШ наблюдалось не только при назначении бициллина, но и при лечении другими лекарствами. Рецидив шока протекал в этих случаях менее тяжело и симптомы его соответствовали клинической картине одного из вариантов шока. Приводим пример. Наблюдение 25 Больная В., 38 лет. Лечилась амбулаторно по поводу правосторонней бронхопневмонии. Аллергические заболевания и непереносимость лекарств отрицала. Отмечались покраснение…

Абортивное течение ЛАШ, наблюдавшееся у 220 больных, было наиболее благоприятным. Клинические симптомы у этих больных чаще проявлялись в виде вариантов типичной формы ЛАШ. Шок быстро проходил и легко купировался, часто без применения каких-либо лекарств. Особенно много случаев абортивного течения ЛАШ зарегистрировано врачами скорой медицинской помощи у больных, занимающихся самолечением. Чаще всего возникал асфиктический вариант ЛАШ,…

Клинические проявления ЛАШ весьма разнообразны и иногда возникают значительные диагностические затруднения. Вместе с тем своевременно и правильно поставленный диагноз играет решающую роль в назначении оптимального лечения. Однако в литературе, посвященной описанию ЛАШ, недостаточно внимания уделяется его клиническим разновидностям. В отечественной литературе лишь А. А. Польнер (1973), Е. С. Брусиловский (1977) и В. С. Донченко с…

При клиническом обследовании наблюдают частый нитевидный пульс на периферических сосудах, тахикардию, реже брадикардию, аритмию. Тоны сердца глухие, показатели АД быстро снижаются, в тяжелых случаях диастолическое давление не определяется. Одновременно возникают характерные нарушения дыхания, обычно появляются одышка, затрудненное частое дыхание с хрипами и пеной изо рта. При аускультации в начальном периоде шока определяются крупнопузырчатые влажные хрипы,…

Пожалуй, каждый когда-либо слышал подобные фразы: "весь в отца", "яблоко от яблони...", "на маму похожа". Все это говорит о том, что люди отмечают родственное сходство. Человеческая наследственность - способность организма на генетическом уровне передавать собственные черты будущему поколению. Прямого и эффективного воздействия на это не существует, однако есть определенные способы предотвратить развитие в характере человека негативных черт, полученных от родителей или других предков.

Что передается по наследству

Согласно исследованиям, любой индивидуум может передать своему потомству не только какие-либо внешние черты, болезни, а еще и отношение к людям, темперамент, способности к наукам. По наследству передаются следующие позитивные и негативные особенности человека:

  • Хронические заболевания (эпилепсия, психические заболевания и прочее).
  • Возможность произведения на свет близнецов.
  • Алкоголизм.
  • Склонность к нарушению законов и
  • Суицидальные наклонности.
  • Внешность (цвет глаз, форма носа и другое).
  • Талант к какому-либо творчеству, ремеслу.
  • Темперамент
  • Мимика, тембр голоса.
  • Фобии и страхи.

В данном списке указаны лишь некоторые признаки, передающиеся по наследству. Не стоит отчаиваться, если одна из негативных особенностей встречается у вас или ваших родителей, совсем необязательно, что она в полной мере раскроется именно в вас.

Можно ли влиять на наследственность, определив, что у человека имеется предрасположенность к нарушению закона? Согласно психологическим и социологическим исследованиям, предотвратить негативную ситуацию можно только в том случае, если будут соблюдаться определенные условия.

Влияние генов

Генетикой доказано, что человек в точности перенимает предпочтения и страхи его родителя. Уже во время формирования плода происходит закладка некой которая впоследствии даст о себе знать, проявившись под воздействием каких-либо факторов.

Можно ли влиять на наследственность? Обществознание, как и другие науки об обществе и человеке, сходятся здесь в одном: да, влиять на нее не только можно, но и нужно. Несмотря на то что гены и поведенческие особенности индивидуума тесно взаимосвязаны, наследственность не предопределяет его будущее. К примеру, если отец является вором или убийцей, то совсем не обязательно, что ребенок станет таким. Хотя вероятность подобного развития событий все же высока, и у потомка преступника больше шансов попасть за решетку, чем у ребенка из благополучной семьи, этого все же может не произойти.

Многие родители, обнаружив в генеалогическом дереве алкоголика или преступника, задаются вопросом о том, можно ли влиять на наследственность. Кратко на этот вопрос ответить нельзя, так как существуют различные факторы, усугубляющие развитие наследственных предрасположенностей. Главное - это своевременно обнаружить негативные особенности, передающиеся по наследству, и предотвратить их дальнейшее развитие, оградив ребенка от соблазнов и нервных срывов.

Наследственность и черты характера

При помощи родители передают своим детям не только предрасположенность к определенным негативным жизненным ситуациям, но еще и характер, темперамент. В большинстве своем манера общения с окружающими имеет "природные" корни - наследственность. Поведение, заложенное генами, чаще используется детьми и подростками ввиду их не сформировавшегося до конца характера.

На дальнейшее развитие черт характера и поведенческих особенностей человека влияет темперамент, передающийся только по наследству. Его нельзя приобрести или развить, он складывается из черт матери или отца (деда, бабушки, дяди и других) либо из смешения нескольких особенностей поведения родителей. Именно от темперамента зависит то, как себя будет вести ребенок в будущем, а также то, какое место в социуме он займет.

Можно ли влиять на наследственность? (5 класс, обществознание). Ответ на вопрос

Нередко можно встретить заявления о том, что на наследственность можно повлиять при помощи прямого вмешательства в гены человека. Однако наука еще не настолько развита, чтобы воздействовать на организм на таком уровне. На наследственность можно повлиять за счет воспитательного процесса, обучения, психологических тренингов, а также с помощью воздействия на человека общества и семьи.

Факторы, влияющие на наследование поведения

Помимо генетической передачи, существуют и другие способы копирования родительских черт в поведении ребенка. Существуют факторы и определенные условия, при которых дети начинают перенимать, наследовать поведение и отношение к жизни от взрослых:

  • Семья. То, как родители обращаются друг с другом и как они относятся к ребенку, глубоко проникает в его "подкорку" и закрепляется там в качестве нормальной модели поведения.
  • Друзья и родственники. Отношение к посторонним людям также не остается без внимания детей - они перенимают поведенческие особенности родителей и в дальнейшем общаются с окружающими именно так.
  • Быт, условия проживания.
  • Материальная обеспеченность (бедность, зажиточность, средний уровень жизни).
  • Количество членов семьи. Данный фактор в большей мере сказывается на будущем ребенка, на том, кого он изберет для создания семьи.

Дети полностью копируют своих родителей, но можно ли влиять на наследственность в данном случае? Да, но это полностью зависит от родителей. К примеру, если отец будет постоянно пить и избивать жену, то в будущем сын будет склонен к жестокости по отношению к женщинам, а также к алкоголизму. Но если в семье царят любовь и взаимопомощь, то эффект будет прямо противоположный предыдущему примеру. Стоит помнить, что мальчики копируют отцов, а девочки - поведение матерей.

Можно ли влиять на наследственность и почему это стоит делать

Саму генетическую предрасположенность к опасным заболеваниям устранить нельзя, однако можно значительно сократить вероятность развития болезни. Для этого необходимо вести здоровый образ жизни, не перенапрягаться, в меру заниматься спортом. Пытаться повлиять на наследственность нужно обязательно, так как это позволит оставаться здоровым длительное время.

Можно ли влиять на наследственность, пытаясь не поддаваться соблазнам? Этот вариант удобен, но ровно до того момента, как человек потеряет самоконтроль из-за нервного срыва или другой негативной ситуации (психологического потрясения, к примеру). Влиять на наследственность необходимо не только через контроль над своими слабостями, но и через круг общения. Ведь трезвенник, пускай и с никогда не запьет, если на то не будет причины: маргинального близкого окружения или потрясшей его трагедии.

Вопрос 1. Что такое жизнь? Попытайтесь дать свое определение.

Жизнь — это активное поддержание и воспроизведение определенной структуры, ко­торая обязательно включает белки, нуклеино­вые кислоты и представляет собой открытую систему. Понятие открытой системы, в свою очередь, означает способность к обмену веще­ствами и энергией с окружающей средой. Важнейший признак живых систем — исполь­зование внешних источников энергии в виде пищи, солнечного света и др. (см. также ответ на вопрос 1 к 2.10).

Вопрос 2. Перечислите основные свойства жи­вой материи.

Выделяют следующие основные свойства живой материи:

единство элементного химического со­става;
единство биохимического состава;
единство структурной организации;
дискретность и целостность;
обмен веществ и энергии;
способность к саморегуляции;
открытость;
размножение;
наследственность и изменчивость;
рост и развитие;
раздражимость и движение;
ритмичность.Вопрос 3. Объясните, в чем, по вашему мне­нию, заключаются принципиальные различия обме­на веществами в неживой природе и у живых орга­низмов.

В отличие от неживой природы, живые ор­ганизмы способны накапливать необходимые вещества, а также энергию в форме особых хи­мических соединений (АТФ). Кроме того, жи­вые организмы способны трансформировать химические вещества и превращать простые соединения в более сложные при помощи фер­ментов (часто с затратой энергии). Так, напри­мер, из мономера глюкозы синтезируются полимеры крахмал, гликоген, целлюлоза. Живые организмы обладают способностью ко­пировать наследственный материал. Такое копирование тоже является примером пре­образования простых веществ (отдельных нук­леотидов) в более сложные (нуклеиновые кис­лоты). Специальный комплекс ферментов спо­собен создать новую полинуклеотидную цепь по образцу материнской.

Вопрос 4. Каким образом связаны наследст­венность, изменчивость и репродукция в обеспече­нии жизни на Земле?

Способность живых организмов к репро­дукции (размножению) обеспечивает непре­рывность жизни на Земле и преемственность поколений. Воспроизведение базируется на ре­акциях матричного синтеза, идущих на основе молекул ДНК. Постоянство строения ДНК обеспечивает наследственность — способность организмов передавать свои признаки, свойст­ва и особенности развития из поколения в по­коление. Изменчивость — это свойство, проти­воположное наследственности. Она определя­ется как способность организмов существовать в различных формах, меняя свои признаки. Изменчивость создает разнообразный матери­ал для естественного отбора, который приво­дит к возникновению новых проявлений жиз­ни и новых биологических видов.

Вопрос 5. Дайте определение понятия «разви­тие». Какие формы развития вы знаете?

Развитие — это изменение строения и фи­зиологии организма с течением времени. При­нято выделять две основные формы разви­тия — онтогенез и филогенез.

Онтогенез (индивидуальное развитие) — это развитие живого организма от зарождения до момента смерти. Обычно онтогенез сопро­вождается ростом.

Филогенез (историческое развитие) — не­обратимо направленное развитие живой при­роды, сопровождающееся образованием новых видов и, как правило, прогрессивным услож­нением жизни.

Вопрос 6. Что такое раздражимость? Каково значение избирательной реакции организмов для их приспособления к условиям существования?

Раздражимость — это способность орга­низма реагировать на внешние воздействия и изменения собственной внутренней среды. От­ветную реакция организма на раздражения, осуществляемую при участии нервной систе­мы, называют рефлексом. Простейшие при­меры рефлексов: гидра втягивает щупальца в ответ на прикосновение или сильное движение воды; человек отдергивает руку, дотронув­шись до горячей поверхности; птенцы откры­вают клювы при появлении родителя на краю гнезда. Избирательность означает способность определенным образом реагировать на опреде­ленные стимулы. Она является необходимым свойством всякого нормального поведения. В результате в одних условиях организмы ре­ализуют пищевые рефлексы, а в других — брачное, родительское, оборонительное и мно­гие другие типы поведения.

Вопрос 7. В чем значение ритмичности процес­сов жизнедеятельности?

Биологические ритмы направлены на при­способление организмов к меняющимся усло­виям существования. В качестве основных можно выделить суточные и сезонные ритмы. К суточным относят циклические изменения сна и бодрствования, гормонального фона, интен­сивности работы внутренних органов. Примера­ми сезонных ритмических процессов служат зимняя спячка, миграции птиц и рыб, размно­жение (брачные игры, постройка гнезда, воспи­тание потомства), линька — смена шерсти или перьев, цветение, плодоношение и листопад у растений (см. также ответ на вопрос 2 к 5.4).

Наследственностью занимается наука генетика. Зачатки ее прослеживаются ещё в доисторические времена. Уже тогда люди понимали, что некоторые признаки могут передаваться от поколения к поколению. Но основы современных представлений о наследственности были заложены в середине XIX века благодаря открытию Г. Менделя. Он изучил дискретность наследственных факторов и разработал скрещивания и учета признаков у потомства. Менделевские законы наследственности заложили основу для величайшего открытия естествознания XX века - генной теории. Генетика превратилась в бурно развивающуюся отрасль биологии. В 1953 году Ф. Криком и Дж. Уотсоном была создана структурная ДНК в виде двойной спирали. Недавно возникло новое направление в генетике - генная инженерия. Это система приемов, позволяющих конструировать генетические системы.

Носителями наследственной информации являются гены. Ге­ны состоят из молекул ДНК. Благодаря наследственности все живые организмы сохраняют в своих потомках определенные характерные черты вида. Внутри ядра каждой клетки находятся хромосомы. Они могут со­держать тысячи и сотни тысяч пар генов. Каждый признак контролирует определенная генная пара. Во всех клетках человека, кроме половых, двойной набор хромосом. Хромосомы, определяющие пол человека, назвали X и Y. В яйцеклетке две X-хромосомы, а в мужском сперматозоиде - или Х-, или Y-хромосома. При оплодотворении пол плода определяется набором половых хромосом XX, мужской - набором XY.

Некоторые гены несут доминирующие признаки, а дру­гие - рецессивные. К примеру, гены кудрявых волос доминируют над генами прямых. Ученые изучили такие признаки, как цвет глаз, кожи, волос и могут сказать, как они унаследуются людьми. Ребенок, кроме внешних признаков, также наследует особенности центральной нервной системы, степень подвижности или уравновешенности, задатки способностей и одаренность.

К сожалению, многие заболевания тоже связанны с определенными генами. Вероятность заболевания особенно высока, когда наследуется от обоих родителей. Традиционно генетические заболевания делятся на 3 группы. Первая - это хромосомные болезни, обусловленные изменением структуры или числа хромосом. При этом изменены несколько генов. Наиболее известный пример - гемофилия. Этим заболеванием страдают, в основном, мужчины, но наследуется оно вместе с Х-хромосомой.

Болезни, вызванные мутацией одного гена, относятся ко второй группе. Это болезнь Альцгеймера, некоторые типы атеросклероза, фенилкетонурия. И третья группа представляет заболевания, вызванные мультифакторным наследованием. Они обусловлены изменением нескольких генов и факторами окружающей среды. Таким образом наследуется большая часть психических заболеваний.

Определить возможность наследования определенной болезни помогают генетические исследования. Благодаря им можно избежать наследственных заболеваний.