Может ли слепой прозреть? Слепозрение. Может ли слепой человек "видеть"

Невероятные факты

По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2013 году на нашей планете насчитывалось 39 миллионов слепых людей.

Это те люди, которые просыпаются каждый день и смотрят на жизнь без помощи глаз.

По правде говоря, у любого слепого человека есть за плечами удивительная история, но есть такие уникальные личности, с которыми происходят невероятные вещи.

10. Слепой кинокритик

По своей природе фильм - это визуальная среда .

Можно предположить, что форма искусства, предназначенная в первую очередь для глаз, не должна интересовать слепого человека, но только не в этом случае.

Мало того, что Томми Эдисон (Tommy Edison) любит смотреть фильмы, он ещё и выставляет на них рецензии на YouTube. Несмотря на то, что он родился слепым , Эдисону всегда нравилось смотреть фильмы.

С тех пор, как он начал писать отзывы три года назад, его видео привлекли сотни тысяч зрителей.

Эдисон смотрит очень много разных фильмов, начиная от "Голодных игр" и заканчивая "Бешеными псами", но его подход к кино полностью отличается от того, каким видят его обычные киноманы.

"Меня не отвлекают красивые спецэффекты и привлекательные люди. Я смотрю фильм, чтобы увидеть действие" , - сказал как-то он. Из-за того, что он оценивает фильмы только по тому, что слышит, Эдисона не привлекают блокбастеры. Хотя он является поклонником "Крепкого орешка".

Ещё более захватывающим, чем его рецензии, является его второй канал на YouTube, где он отвечает на интересные вопросы своих читателей. К примеру, как слепой человек учится улыбаться, могут ли слепые люди понимать описание цветов, и захотел бы Эдисон видеть, если бы ему была предоставлена такая возможность.

Простые, но глубокие личные мысли Эдисона дают удивительное представление о мире слепых людей.

9. Солдат, который видит своим языком


Крейг Лундберг (Craig Lundberg) был 24-летним эфрейтором, служившим в Барсе, в Ираке, когда его жизнь изменилась навсегда. В 2007 году молодой солдат получил серьёзные ранения, в результат которых пострадали голова, лицо и руки. Более того, этот несчастный случай сделал его полностью слепым.

Врачи были вынуждены удалить его левый глаз, оставив правое глазное яблоко, которое также полностью утратило свои функции. Внезапно Крейг оказался в полной темноте .

Лундберг прошёл курс обучения, как жить, опираясь на действия собаки-поводыря , когда министерство обороны выбрало его для того, чтобы проверить свою фантастическую новейшую технологию под названием BrainPort.

После надевания пары тёмных очков, оснащённых видеокамерой, изображения с камеры преобразовывались в электрические импульсы и отправлялись в специальное устройство, расположенное на языке Лундберга .

Учёные до конца не уверены, что именно в данном случае начало работать: сигналы проходили через язык, либо через зрительную кору, или через соматосенсорную кору (часть мозга, которая обрабатывает прикосновения). В любом случае, Лундберг сейчас может видеть, в определённом смысле слова.

В то время ощущения от устройства на языке, по словам самого солдата, похожи на облизывание батарейки, Лундберг может «видеть» двухмерные изображения. Он смог определить простые формы без того, чтобы делать лишние движения.

Ещё более удивительным является тот факт, что он может видеть буквы , что даёт ему возможность читать. Пока устройство находится в дальнейшей доработке, но обещает дать Лундбергу новую жизнь. При этом сам солдат говорит, что никогда не избавится от своей верной собаки-поводыря.

8. Исследователь, который покорил Южный полюс


Бывший матрос королевского флота Алан Лок (Alan Lock) всегда мечтал стать офицером-подводником, но во время обучения он потерял зрение всего лишь за шесть недель из-за быстрой дегенерации жёлтого пятна.

Лок смотрит на мир через "матовое стекло с белыми пятнами". Однако он не позволил, чтобы такая мелочь как слепота потянула его жизнь по наклонной. Вдохновлённый своей инвалидностью, Лок решил покорить мир.

В период между 2003 и 2012 годами он участвовал в 18 марафонах, поднялся на гору Эльбрус и стал первым слепым человеком, который переплыл Атлантический океан. Однако, будучи неудовлетворённым таким списком достижений, Лок решил попробовать что-то ещё.

С помощью двух зрячих друзей и гида, 31-летний мужчина отправился с антарктического побережья к Южному полюсу. Таща за собой на санях 60 килограммов груза и борясь с замораживающими ветрами, Лок и его товарищи провели в путешествии 39 дней, пройдя 960 километров, питаясь по дороге обезвоженными продуктами и кусочками сливочного масла.

Мало того, что он стал первым слепым человеком, достигшим Южного полюса, он заработал более 25 000 долларов на помощь благотворительным организациям, занимающимся проблемами незрячих людей.

Слепые люди: невероятные особенности

7. Слепая женщина, которая видит движение


В 2009 году 29-летняя Милена Ченнинг (Milena Channing) перенесла инсульт, который уничтожил её первичную зрительную кору. Это должно было заставить её полностью ослепнуть, но Ченнинг клялась, что она видит, как дождь капает на землю.

Она видела автомобиль, со свистом пронёсшийся мимо её дома, она даже видит, как её дочь бегает и играет. Когда врачи проанализировали мозг женщины, они подумали, что Милена ошибается.

Это неврологически для неё невозможно : видеть что-то более, чем большая пустота. Они полагали, что возможно у молодой Ченнинг развился синдром Шарля Бонне, при котором слепые люди страдают от галлюцинаций.

Будучи убеждённой в том, что эти вспышки реальны, Ченнинг встретилась с Гордоном Даттоном (Gordon Dutton), единственным врачом, который ей поверил. Офтальмолог из Глазго подозревал, что Ченнинг на самом деле переживает феномен Риддока, странный синдром, из-за которого люди могут видеть лишь движущиеся фигуры, и больше ничего.

Чтобы проверить свою теорию, доктор в разговоре с Ченнинг сидел в кресле-качалке и двигался взад-вперёд. Вдруг она увидела его силуэт.

Спустя пять лет после инсульта, группа исследователей подтвердила, что часть мозга Милены, которая обрабатывала движения, была цела. Вместо того, чтобы посылать сигналы к зрительной коре, её глаза отправляли информацию в отдел мозга, интерпретирующий движение.

К счастью, с помощью доктора Даттона, женщина постепенно училась видеть вещи более ясно. Она до сих не разбирает лица людей, потому как часть мозга, отвечающая за это, не подлежит восстановлению, но тот факт, что она вообще может видеть что-либо, является чудом.

Слепой художник

6. Художник, который не может видеть собственное искусство


Эшреф Армаган (Esref Armagan) родился в 1953 году в Стамбуле. Однако, во время родов он получил серьёзные травмы. Мало того, что семья была очень бедной, так ещё и его глаза нельзя было даже назвать глазами. Один был размером с маленькую горошину, а второй и вовсе не работал.

Несмотря на это, Армаган был очень любопытным малышом. Желая исследовать мир, он начал трогать всё, что попадало ему в руки, и, в конце концов, стал рисовать. Начиная с шести лет, он прошёл путь от бабочек и цветных карандашей до портретов и масляных красок.

Работая в полной тишине, Армаган визуализирует изображение, а затем делает наброски с помощью стилуса Брайля. Затем он проверяет карандашный набросок, исследуя его чувствительной левой рукой.

После этого, он использует свои пальцы и краску, чтобы рисовать ветряную мельницу, виллу и даже Volvo.

В 2009 году шведская автомобильная компания наняла Армагана нарисовать их новый S60. Исследовав контуры автомобиля своими пальцами, он на скорую руку нарисовал впечатляющую картину. Учитывая отсутствие у человека зрения с рождения, это завораживает.

Картины Армагана выставлялись в Нидерландах, Чехии, США и Китае. Он даже появился в эпизоде передачи канала Discovery "Реальные суперлюди".

Однако, самое странное, что у Армагана очень необычный мозг . Гарвардские учёные попросили турка сделать несколько набросков, при этом они с помощью МРТ сканера записывали информацию.

Учёные были потрясены тем, что увидели. Как правило, зрительная кора слепого человека при сканировании отображается чёрным пятном. Именно так кора Армагана и выглядела, когда он не рисовал, но как только он брал в руки карандаш и начинал творить, его зрительная кора загоралась как новогодняя ёлка.

Это выглядело так, будто он обычный зрячий человек. Учёные до сих пор пытаются разгадать таинственный мозг мужчины, а он пока всё, что происходит в его голове, переносит на бумагу.

5. Человек, который взломал телефонную систему


Джо Энгрессия (Joe Engressia) был очень необычным парнем. Он родился слепым в 1949 году, и ему очень нравилось играть с телефонами, набирая случайные цифры и слушая голоса. Это был единственный способ, которым мальчик мог развлечь себя в 1950-х годах.

Он также был одним из тех детей, которым очень нравилось свистеть. Сочетание этих странных увлечений и привело к тому, что Джо проник в тайный мир телефонной системы.

Джо было восемь лет, когда он сделал звонок и начал свистеть, но тут запись внезапно оборвалась. Он попробовал снова и понял, что всякий раз, когда сила свиста доходила до 2600 Гц, сообщение прерывалось.

Благодаря своим певчим возможностям, он мог обмануть систему, которая "полагала", что Джо – это оператор. Его возможности, по сути, были безграничны. Он мог совершать бесплатно междугородние звонки или общаться с несколькими людьми одновременно на конференц-связи.

В конце концов, он так хорошо "надрессировался", что направил вызов самому себе через весь мир, и получил его на отдельном приёмнике.

Очевидно, что его действия были незаконными, поэтому Энгрессия был дважды арестован. Позднее он оказался в самом центре странной субкультуры. Как оказалось, Джо не был единственным, кто взламывал телефонные линии.

В 1970-х годах "фрикинг" (так называли то, чем занимался Джо и ему подобные) фигурировал везде, и Энгрессия стал одним из лидеров этой деятельности.

Некоторые из таких технически подкованных отпрысков "фрикинга", как Стив Джобс и Стив Возняк , пошли дальше. Энгрессии, однако, не так повезло.

Несмотря на то, что у него IQ был 172, неустроенная бытовая жизнь, а также сексуальное насилие со стороны преподавателя в детстве, полностью выбили его из колеи. В своей последующей жизни Энгрессия сменил фамилию на Джойбабблс (Joybubbles) и настаивал на том, что ему лишь 5 лет от роду.

Джойбабблс собирал игрушки, разговаривал с воображаемыми друзьями и жил под опекой организации по социальному обеспечению. К сожалению, Джо умер в 2007 году, оставив после себя впечатляющее, но удручающее наследие.

4. Человек, создавший круиз-контроль


Любой, кто водит автомобиль, должен быть благодарен Ральфу Титору (Ralph Teetor). В 1940-х годах он изобрёл одну из самых полезных функций в автомобиле – круиз-контроль . Это впечатляет, учитывая, что в возрасте пяти лет Ральф ослеп.

Он потерял зрение во время несчастного случая, однако, это не отбило у него желание придумывать и мастерить вещи.

На самом деле слепота даже дала ему преимущество, которого не хватает многим изобретателям. Он не только мог лучше концентрироваться на своих задачах, он также не был ограничен тем, что говорили ему его глаза.

Он был свободен, чтобы создавать то, что увидело его сознание, и он создал довольно много интересных вещей в своё время. В 1902 году 12-летний изобретатель построил автомобиль из подручных средств.

После окончания университета Пенсильвании в 1912 году он разработал новый вид удилища и катушки для рыбалки, запорный механизм, а также открыл способ балансировки роторов паровых турбин в торпедных катерах эсминцев.

В конце концов, он открыл свою собственную корпорацию, которая специализировалась на поршневых кольцах. Однако, его самое большое достижение было сделано во время Второй мировой войны, когда он ехал на машине, за рулём которой находился его адвокат.

Как гласит история, адвокат не мог одновременно говорить и управлять автомобилем. Всякий раз, когда он начинал говорить, автомобиль начинал ехать рывками. Тогда он останавливался и нажимал на газ. От такого вождения слепого пассажира быстро начинало тошнить.

Разочаровавшись в неспособности своего друга к вождению, Титор придумал концепцию круиз-контроля. Десять лет спустя он решил запатентовать своё изобретение , и вскоре после этого данная функция появилась у автомобилей Chrysler.

Сегодня почти каждый автомобиль на дороге оснащён этой функцией, а всё благодаря слепому изобретателю и плохому водителю.

Жизнь слепых людей


Вы когда-нибудь слышали о Лауре Бриджмен (Laura Bridgman)? Было время, когда она была самым известным человеком на планете. Родившись в 1829 году, Бриджмен утратила четыре из своих пяти чувств в возрасте двух лет после перенесённой скарлатины.

Оставшись только с чувством осязания, молодая девушка закончила институт Петерсона в Бостоне, управляющим которого был Сэмюэль Гридли Хоу (Samuel Gridley Howe). По сути своей это был неприятный человек, но случай Лауры его очень поразил, поэтому, когда малышке исполнилось семь лет, он решил научить Лауру, как общаться с внешним миром.

Бриджмен училась формировать буквы при помощи пальцев, контактируя с ладонью "собеседника", медленно создавая слова и предложения. Она также научилась читать, прощупывая пальцами выпуклые буквы.

Благодаря тяжелейшей работе, которая была ею проделана, а также постоянным отчётам Хоу, Бриджмен стала знаменитостью. К ней приезжали тысячи поклонников, просили автограф и прядь волос.

Лечением неврозов традиционно занимается психотерапия.

Православная Церковь решительным образов всегда высказывалась против всяких оккультных и магических действий. В “Книге правил,” основанной на решениях Вселенских Соборов и указаниях святых отцов и являющейся сводом церковных законов, четко и ясно определена эта деятельность как пагубная и сатанинская. Естественно, поэтому, никакой духовник не смеет советовать обратиться за помощью к знахарке, гадалке или экстрасенсу. А вот обратиться за помощью к профессиональному психотерапевту может благословит. Однако здесь больного нередко подстерегает серьезная опасность.

Психотерапия - особая медицинская специальность, связанная не столько с лечением в привычном понимании этого слова, сколько с воздействием на личность больного человека, на его душу. Она ставит перед собой благие цели, стремится утешить скорбящего человека, помочь обрести ему душевное равновесие. Однако на практике сложилась тяжелая ситуация, вызванная тем, что, теснейшим образом соприкасаясь с душой человека и пытаясь ее уврачевать, эта область медицины оказывается духовно несостоятельной, не имеющей нравственных ориентиров. Нельзя облегчить душевное бремя другого человека, не имея собственных духовных ценностей. “Может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму?” (Лк. 6:39).

Врач может иметь докторскую степень, звание профессора или академика, однако это не меняет сути, если он человек настроенный материалистически, или придерживается нехристианских воззрений. Его усилия не дадут душе нужного ориентира, более того, они могут завести ее в пучину грехов, и скорби болящего лишь умножатся. Сколько раз к нам обращались за помощью люди, пострадавшие от горе-психотерапевтов, психоаналитиков, гипнотизеров и др.

Духовная неопределенность, несостоятельность психологии и психотерапии, основанная на нравственном “плюрализме,” позволила внедриться в них огромному количеству оккультных психотехнологий - западных, восточных и “доморощенных,” которые являются нравственно неприемлемыми.

Один из принципов современных психологических практик - “цель оправдывает средства.” Зачастую врачи дают “советы,” которые наносят душе явный вред. Не раз мы сталкивались с ситуациями, когда врачи предлагали пациентам обзавестись внебрачными связями - с целью якобы нормализации семейных конфликтов, то есть попросту был рекомендован блуд. Человеку советуют лгать или манипулировать людьми, если это принесет ему выгоду (подобных рекомендаций много в книгах Дейла Карнеги).

Трагедия современной науки о душе состоит в том, что она потворствует страстям человека, всячески стремится поднять его самооценку либо делает упор на медитацию, психическую самоурегуляцию через состояния измененного сознания. Подготовка будущих психотерапевтов осуществляется на безнравственной основе. Так, экзаменационный компьютерный тест буквально пестрят непотребностями. Чтобы не быть голословными, приведем пример. На вопрос: “Что бы вы посоветовали читать больному психастенией для оживления его вялой подкорки?” - правильный ответ: “Произведения Ги де Мопассана.” Комментарии, как говорится, излишни...


Врач не выбирает пациентов. Чаще всего к нам на прием приходят люди неверующие либо те, кто не ведает истинного Бога, - иноверцы, неоязычники. Но немало и таких, кто находится в поисках Истины. Именно поэтому на психотерапевта возлагается ответственность как на врача и человека. Его задача - помочь пациенту, стесненному болезнями и конфликтами, неурядицами и потерями.

Для врача, посвятившего себя психотерапии, важно иметь подлинные духовные ценности, которые бы определяли его работу с пациентами. Без собственной, добавим - православной, духовной платформы он не сумеет отличить ситуационные (психосоциальные) и биологические причины заболеваний от экзистенциальных, мировоззренческих. Если же на приеме окажется человек, душа которого стремится обрести Господа, то православный психотерапевт должен помочь ему в этом.

Врач, конечно, не подменяет собой священника, он лишь предшествует ему, иногда представляя собой “заслон,” препятствующий пациенту впасть в еще большие искушения и грехи - пьянство, блуд, самоубийство.

К сожалению, ныне христиан среди психиатров и психотерапевтов - меньшинство. В этом, на наш взгляд, одна из причин низкой эффективности помощи при неврозах. Психотерапия сегодня насчитывает тысячи психокоррекционных техник. Уже само количество их говорит о том, что психотерапевты не знают, как вылечить человека. Истинное излечение от душевных недугов начинается с покаянного обращения к Богу. А в этой области большинство психотерапевтов - полные невежды.

Подводя итог, можно сказать, что только та психотерапевтическая помощь будет действенной и полезной, которая ведет ко Христу и проводится православным врачом или психологом, ведущим христианский образ жизни. В этом случае слово специалиста будет подкрепляться благодатной силой Божией и утешит болящего, укажет дорогу к Тому, Который - Истина, Путь и Жизнь!

Человек получает 90% информации об окружающем мире через зрение. Только десять оставшихся отведено под прочие органы чувств. Но как воспринимают мир люди незрячие?

Погружение во тьму

Когда мы закрываем глаза, обычно видим черный цвет, иногда с примесью светящихся пятен. Под этой картинкой мы подразумеваем «не видеть ничего». Но как видят мир те, у кого глаза всегда «закрыты»? Что такое тьма для слепого человека и как он ее видит?

Вообще, картина мира слепого во многом зависит от того, во сколько лет он потерял зрение. Если это произошло уже в сознательном возрасте, то человек мыслит теми же образами, что и зрячие люди. Просто информацию о них он получает с помощью других органов чувств. Так, слыша шелест листвы, он представляет деревья, теплая солнечная погода будет ассоциироваться с голубым небом, и так далее.

Если человек потерял зрение в детстве, после пяти лет, он может помнить цвета и понимать их значение. Иными словами, он будет знать, как выглядят стандартные семь цветов радуги и их оттенки. Но визуальная память все равно будет развита слабо. Для таких людей восприятие базируется, по большей части, на слухе и осязании.

Совсем по иному представляют себе мир люди, которые никогда не видели солнечного зрения. Будучи слепыми от рождения или с младенческого возраста, они не знают ни образов мира, ни его красок. Для них зрение, как и визуальное восприятие ничего не значит, поскольку область мозга, отвечающая за преобразование визуальной информации в изображение, у них просто не работает. На вопрос о том, что они видят перед глазами, они, скорее всего, ответят, что ничего. Вернее, они просто не поймут вопрос, поскольку у них не развита ассоциация предмета с изображением. Они знают названия цветов и предметов, но им неизвестно, как они должны выглядеть. Это лишний раз доказывает неспособность слепых, которым удалось вернуть зрение, узнать знакомые им по осязаниям предметы, увидав их воочию. Поэтому слепой никогда не сможет объяснить, какого цвета настоящая тьма, потому что он ее не видит.

Тактильные сны

Со снами похожая ситуация. Люди, утратившие зрение в сознательном возрасте, по их собственным рассказам, еще какое-то время видят сны «с картинками». Но по прошествии времени им на смену приходят звуки, запахи, осязательные ощущения.

Человек, который слеп с самого рождения, не увидит в своих снах абсолютно ничего. Зато почувствует. Предположим, что нам снится сон, в котором мы находимся на песочном пляже. Зрячий человек, скорее всего, увидит сам пляж, океан, песок, набегающую волну. Слепой услышит звук волны, почувствует песок, сыплющийся сквозь пальцы, ощутит легкий бриз. Невидящий с рождения видеоблоггер Томи Эдиссон описывает свои сны следующим образом: «Мне снится то же самое, что и вам. Например, я могу сидеть на футбольном матче, а через мгновение оказаться на своем дне рождения, когда мне исполнилось семь лет». Разумеется, он всего этого не видит. Но слышит звуки, которые вызывают у него соответствующие ассоциации.

Эхолокация


Зрячие люди получают 90 % информации благодаря своим глазам. Зрение для человека – главный орган чувств. Для слепого эти 90% или, по некоторым версиям 80%, приходятся на слух. Поэтому

большинство невидящих обладают очень чутким слухом, которому зрячий может только позавидовать – в их среде часто встречаются великолепные музыканты, например, джазовый исполнитель Чарльз Рэй или пианист-виртуоз Арт Тэйтум. Слепые не только могут по-настоящему слышать и внимательно следить за звуками, но и в некоторых случаях использовать эхолокацию. Правда, для этого нужно научиться распознавать звуковые волны, отраженные окружающими объектами, определять положение, удалённость и размер предметов, находящихся поблизости.

Современные исследователи более не относят этот метод к разряду фантастических способностей. Методику применения эхолокации для незрячих разработал такой же слепой с раннего детства американец Дэниэл Киш. В 13 месяцев ему удалили оба глаза. Естественная тяга к познанию мира у слепого ребенка вылилась в использование им способа отражения звука от разных поверхностей. Им же пользуются летучие мыши, живущие в полной темноте, и дельфины, использующие эхолокацию для навигации в океане.

Благодаря своему уникальному способу «видеть», Дэниэлу удалось жить жизнью обычного ребенка, ни в чем не уступавшего его более удачливым ровесникам. Суть его метода проста: он постоянно прищелкивает языком, посылая впереди себя звук, который, отражается от разных поверхностей, и дает ему представление об окружающих его предметах. Фактически то же самое происходит, когда слепые постукивают палкой – звук трости по дороге, отскакивает от окружающих поверхностей и передает человеку некоторую информацию.

Тем не менее, способ Дэниэля пока еще не получил распространения. В частности, в Америке, где он зародился, согласно мнению Американской национальной федерации слепых людей, его признали «слишком сложным». Но сегодня на помощь хорошей идее пришли технологии. Два года назад израильские ученые разработали специальную систему Sonar Vision, которая способна преображать изображение в звуковые сигналы. Она работает аналогичным образом, что и система эхолокации у летучих мышей, только вместо щебетания применяется видеокамера встроенная в очки. Ноутбук или смартфон преобразует изображение в звук, который в свою очередь передается на гарнитуру. Согласно проведенным экспериментам, после специального обучения, слепые люди с помощью устройства смогли идентифицировать лица, здания, положение объектов в пространстве и даже определять отдельные буквы.

Мир на ощупь

К сожалению, все вышеперечисленные способы восприятия окружающего мира подходят не всем слепым. Некоторые с рождения лишены не только глаз, но и ушей, а точнее слуха. Мир слепоглухих ограничивается памятью, в случае если они потеряли зрение и слух не с рождения, и осязанием. Иными словами, для них существует лишь то, чего они могут коснуться. Осязание и запах – единственные нити, связывающие их с окружающих миром.

Но даже для них есть надежда на полноценную жизнь. С ними можно разговаривать с помощью, так называемой, дактилологии, когда каждой букве соответствует определенный знак, воспроизводимый пальцами. Огромный вклад в жизнь таких людей внес шифр Брайля – рельефно-точечный тактильный способ письма. Сегодня выпуклые буквы, непонятные зрячему человеку, распространены повсеместно. Существуют даже специальные компьютерные дисплеи, способные преобразовывать электронный текст в выпуклую надпись. Однако такой способ применим лишь к тем, кто лишился зрения и слуха уже после того, как успел выучить язык. Тем же, кто слеп и глух с рождения, приходится уповать лишь на осязание или на вибрации!

Считывая вибрации


Совершенно уникальным в истории является случай американки Хелен Келлер, которая еще в младенчестве потеряла зрение и слух в результате перенесенной лихорадки. Казалось бы, ей уготована жизнь замкнутого человека, который в связи со своей инвалидностью просто не сможет выучить язык, а значит, не сможет общаться с людьми. Но ее стремление познавать мир наравне со зрячими и слышащими было вознаграждено. Когда Хелен подросла, ее определили в школу Перкинса, специализирующуюся на обучении слепых людей. Там ей выделили преподавателя Энн Салливан, которая смогла найти правильный подход к Хелен. Она научила языку девушку, никогда не слышавшую человеческой речи и не знающую даже приблизительного звучания букв и смысла слов. Они прибегли к методу «Тадомы»: прикасаясь к губам говорящего человека, Хелен ощущала их вибрацию, в то время как Салливан обозначала буквы на её ладони.

После освоения языка для Хелен открылась возможность использовать шифр Брайля. С его помощью, она добилась таких успехов, которым бы позавидовал обычный человек. К концу своего обучения, она полностью освоила английский, немецкий, греческий и латынь. В возрасте 24-х лет она с отличием окончила престижный институт Рэдклиф, став первым слепоглухим человеком, получившим высшее образование. Впоследствии она посвятила жизнь политике и защите прав людей с ограниченными способностями, а также написала 12 книг про свою жизнь и мир глазами слепых.

Может ли слепой прозреть?

Интегрированный урок по произведению В.Короленко «Слепой музыкант»

Оборудование : восьмицветовой набор теста Люшера, магнитофон, аудиокассета.

ХОД УРОКА

Всё видеть, всё понять,
всё знать, всё пережить,
Все формы, все цвета
вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Всё воспринять и снова воплотить.

М.Волошин

… он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных.

В.Короленко

Учитель биологии. Человеку непросто жить в мире, особенно тому, кто родился с физическими недостатками.

Учитель литературы. Об этом повесть русского писателя В.Короленко «Слепой музыкант». Она была задумана как экспериментальный этюд. В ней свобода художественного вымысла сочетается со строгими принципами научного анализа. В повести раскрываются два аспекта: биологический (слепорожденный мальчик тянется к свету) и социальный (естественная природа человека протестует против частного случая нарушения ее законов).

Учитель биологии. На земном шаре насчитывается более 40 млн человек, пораженных слепотой, 80% из них живут в развивающихся странах. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в мире число людей, теряющих зрение из-за болезней глаз, растет с каждым годом.
Каждые 5 секунд в мире слепнет 1 человек. В 80% случаев слепоту можно предотвратить.

1. Может ли человек тянуться к «неизведанному и недостижимому»? Или человек с физическими недостатками ограничен узкими пределами своих возможностей?
Автор утверждает: может, человек неизбежно стремится к свету, к полноте жизни.

2. А когда такой человек начнет познавать мир, как это отразится на его психике, его душевных качествах?
И автор показывает два пути: человек озлобится, будет мстить (как звонарь Егорий) или же постигнет чужое страдание, через которое духовно прозреет (как бандурист Юрко, звонарь Роман). Мы увидели, что Петрусь Попельский чуть не пошел по первому пути.
– Но кто ему помог? (Дядя, старый гарибальдиец, защитник свободы в Италии. Он убедил его, что сражаться можно не только саблей. )
Дядя Максим всем сердцем желал, чтобы слепой Петр стал активным участником жизни.
– Как дядя пробуждает Петра к активной жизни?

(Пересказ эпизодов: общение с деревенскими детьми; учеба; музыка; дружба с Эвелиной.)

– Достаточно ли этого было слепому? (Нет .)
– Чего хотелось Петру? (Познать мир. )
(Пересказ эпизода «Случай с аистом»).
– Почему дядя рассердился на сестру? (Зачитать цитату: «Максим хотел… закрыть внешние источники родников для блага слепого мальчика».)
– Это правильно? (Нет. Это было биологическое стремление ребенка к свету, познанию недоступного. )
– Забудет ли об этом Петруша? (Нет. Через несколько лет он побывает на колокольне звонаря Егория и услышит «красный звон». )
– Что захочет узнать Петр? (Цвета мира: красный, голубой, зеленый и др. )
– Возможно ли посредством звука передать какой-либо цвет? Как вы думаете?

Учитель биологии. Человек всегда жил в окружении цвета. Цвет для человека был внешним фактором, на который следовало реагировать определенным образом.
Темно-синий цвет ночного неба сигнализировал о наступлении ночи – времени отдыха, покоя, безопасности.
Ярко-желтый цвет восходящего солнца означал время пробуждения, надежды, интереса к новому дню.
Красный цвет крови говорил о необходимости мобилизовать силы для нападения и защиты.
Цвет определяет эмоциональное, и даже физиологическое состояние человека. А как в повести герои соотносят звук и цвет?

(Учитель обращается к 8-цветовому набору теста Люшера.)

Выделяют четыре основных цвета: зеленый, синий, красный, желтый. Что же они символизируют?
Зеленый – символизирует спокойствие, удовлетворенность, нежность, привязанность;
синий – настойчивость, самоуверенность, упрямство, самоуважение;
красный – силу воли, активность, агрессивность, наступательность, властность;
желтый – активность, стремление к общению, любознательность, оригинальность, веселость.

Учитель литературы. Но вот дядя сказал, что черный цвет – это символ смерти… И Петр, «видя» только черноту, заключил, что смысла в его жизни нет, он несчастнее всякого нищего. Мудрый дядя Максим говорит: «Если бы тебе было хуже, то, может быть, сам бы ты был лучше». И отправляет его познать «счастье» нищих. После этого Петр повзрослел, многое понял и, когда женился на Эвелине, что он однажды почувствовал? (Ему показалось, что он на миг прозрел и всё увидел. )
– Это возможно? Почему дядя Максим сказал: «Он прозрел»? (Он «видел» сердцем, накопленным опытом, пережитым страданием. )

Учитель биологии. А можно ли было Петра вылечить? (Повесть была написана в 1886 г. Тогда врожденную слепоту лечить не умели. )
Известно немало случаев рождения слепых детей. Причиной слепоты чаще всего бывает нарушение прозрачности одной из оболочек глаза – роговицы, так называемое бельмо. Когда-то судьба таких детей была трагичной. Однако во второй половине XX в. медики научились удалять бельмо и восстанавливать прозрачность роговицы. Многим слепым от рождения людям, уже достигшим возраста 40–50 лет, врачи вернули зрение. Но неожиданно оказалось, что слепым от рождения людям после восстановления зрения очень сложно научиться видеть.

Сообщения учащихся

    Врачи, конечно, понимали, что слепые от рождения люди не знают, что такое цвет, что им придется учиться разбираться в определении цветов и оттенков окружающих предметов и заучивать их названия: что мы называем красным, а что зеленым. Но оказалось, что прозревшие люди, легко замечая разницу между цветом предметов, долго не могут запомнить названия этих цветов.

    То же самое относилось к форме предметов. Прозревшим людям приходилось учиться отличать шар от куба, хотя на ощупь они прекрасно умели это делать.

    Описан случай, когда больной очень долго не мог отличить петуха от лошади. Видимо, в его мозгу неправильно сформировались представления о различных признаках. Путаницу внес хвост, достаточно пышный и у лошадей, и у петухов. Привлечь для опознания количество ног этот больной долго не догадывался.

    Большие затруднения у прозревших вызывало чтение. Больному в возрасте 52 лет, умевшему читать по выпуклым буквам (шрифту Брайля), почти не потребовалось специального обучения, чтобы научиться узнавать крупные печатные буквы. Зато мелкие прописные, о существовании которых он раньше не подозревал, долго ему не давались. В конце концов, за 3 года он сумел научиться читать только простые, короткие слова.

    Зрению приходиться учиться. Люди, прозревшие после оперативного вмешательства и уже научившиеся узнавать основные предметы, продолжали путаться при малейшем изменении ситуации. Если такой пациент научился узнавать тарелку, имеющую синий ободок, то такую же тарелку, но с золотым ободком он не узнает. Он не узнает ложки, если ее положить не перпендикулярно к краю стола или не тем концом к едоку.

    Обычно судьба поздно прозревших людей трагична. Большинство из них, в конце концов, отказываются пользоваться зрением и впадают в сильнейшую депрессию, несмотря на то, что до восстановления зрения они адаптировались к своему дефекту и были достаточно жизнерадостными людьми.

Учитель биологии. Как важны для человека первые годы жизни, во многом определяющие его личность! Приведенные примеры помогают нам понять, какое колоссальное значение имеет обучение, тренировка нервных клеток нашего мозга, без которой никакие задатки, полученные от родителей, не помогут человеку стать полноценным человеком.

Учитель литературы. И снова художественная литература учит нас поступать по законам добра и любви.

Учитель биологии. Еще в древности были известны упражнения, активизирующие кровообращение в мозге и области глаз. После таких упражнений люди чувствуют себя значительно бодрее, особенно хорошо эти упражнения снимают умственное утомление. В основе этого – определенные функциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов мозга.

Физзарядка для глаз

1. Крепко зажмурить глаза на 3–5 секунд, затем открыть их на 3–5 секунд. Повторить 6–8 раз.

Это упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению крообращения и расслаблению мышц глаз.

2. Быстрое моргание в течение 10–15 секунд. Способствует улучшению кровообращения.

3. Вращайте глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам. Глаза быстро «сбросят» усталость.

4. Несколько движений бровями вверх–вниз.