Международный конкурс «Русский медвежонок. Международный конкурс по языкознанию Русский медвежонок тренировочные задания

В основе урока русского языка находится правило, которое необходимо понять и запомнить. Такая форма подачи материала хоть и эффективна, но не всегда интересна. А вот «Русский медвежонок» 2017–2018 – это возможность посмотреть на языкознание под другим углом. Думать, рассуждать логически и не зубрить материал – с таким набором инструментов стоит подходить к изучению русского языка. Так считают организаторы олимпиады: центр дополнительного образования одарённых школьников, ООО «Слово», ООО «Игра». Научное руководство осуществляет Институт лингвистики РГГУ. Центральный оргкомитет расположен в городе Кирове.

В чём популярность «Русского медвежонка»?

Самая известная в стране международная олимпиада школьников по русскому языку «Русский медвежонок – языкознание для всех» проводится с 2000-го года и заслуженно стала одним из самых популярных соревнований в России и ближнем зарубежье. На протяжении уже шестнадцати лет во всех школах, лицеях и гимназиях проводится это замечательное интеллектуальное состязание. С чем связана такая популярность?

  1. Это очень интересная игра, в ней много необычных заданий, которые связаны с русским языком, иногда это задания, связанные с логикой.
  2. А вот выезжать никуда не надо. «Русский медвежонок» сам приходит в учебные заведения к ребятам.
  3. Участие или победа в конкурсе дают возможность пополнить портфолио учащегося значимым достижением: новой грамотой или дипломом.

Кто может попробовать свои силы?

Конкурс «Русский медвежонок» – это способ проверки себя в любом возрасте, начиная с начальной и заканчивая старшей школой. Участвовать в игре могут абсолютно все желающие без какого-либо предварительного отбора, даже если в дневнике по русскому языку не только «пять» и «четыре». Для участия в состязании формируются пять возрастных групп учащихся:

  • 2–3 классов;
  • 4–5 классов;
  • 6–7 классов;
  • 8–9 классов;
  • 10–11 классов.

Принимать участие могут и учащиеся профессиональных средних заведений, которые осваивают программу по русскому языку в рамках своего учебного курса.

Конкурс является международным. В нём принимают участие школьники из России, СНГ, Прибалтики, Индии, Японии, Греции, Израиля, Кубы, Польши, ОАЭ, Монголии, Великобритании, США и других стран.

Структура конкурса

«Русский медвежонок» – это три десятка нестандартных, интересных и занимательных вопросов (2-м и 3-им классам даётся 28 заданий) различной сложности и 75 минут (1 час 15 минут) на раздумья. Решения писать не нужно. Достаточно выбрать из пяти предложенных вариантов ответов правильный и отметить его номер на специальном бланке. Все задания выполняются в игровой форме.

Как проходит олимпиада?

Олимпиада «Русский медвежонок» проходит для всех участников по всей России и за её пределами в один день, как правило, в середине ноября текущего учебного года. В 2017-2018 учебном году он состоится в среду, 15 ноября. После того как задания выполнены, их передают в региональный оргкомитет, а уже оттуда отправляют в Москву, где и подводят итоги конкурса.

В январе после обработки бланков учебные заведения получают ведомости с результатами своих участников и местом каждого из них в общероссийском списке своей параллели. Лучших учащихся отметят призами. Всем без исключения участникам конкурса вручат сертификат участника всероссийского образца.

Особенности заданий

Большинство заданий по силам обычному школьнику, и всё же это не совсем обычные задания. Чтобы осилить задачки, заданные «Русским медвежонком», нужны не только глубокие знания русского языка, но и логическое мышление, смекалка, умение сопоставлять факты. Это задания, выстроенные по принципу ЕГЭ, то есть здесь дети учатся работать с бланком, правильно его заполнять, учатся работать с материалами заданий.

Задания олимпиады построены интересно, и участники могут отследить свой результат, потому что они ежегодно получают сертификаты, где указывается количество баллов (максимальное количество – 100 баллов), и место в общероссийском списке своей возрастной группы.

Регулярно участвуя в игре, ребята не чувствуют себя неловкими «медвежатами». Они тренируют ум, развивают память, приобретают необходимый багаж знаний.

Совет: чтобы хорошо подготовиться к соревнованию, необходимо решать задания «Русского медвежонка» прошлых лет, которые есть на официальном сайте конкурса. Здесь же можно найти задания и ответы олимпиад прошлых лет.

Русский – не скучный!

Языкознание кажется многим школьникам сводом сухих и скучных правил. Чтобы преодолеть это заблуждение, открыть детям красоту науки о языке, ежегодно проводится международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех». Ежегодно она привлекает участников из России и десятков зарубежных стран.

Статистика участия в конкурсе

За последние несколько лет конкурс приобрёл и размах, и популярность. По форме проведения он приближен к стандартам ЕГЭ. Вопросы назвать простыми нельзя, все они требуют не только эрудиции, но и умения размышлять. Интерес к конкурсу у ребят учителя объясняют тем, что он не только показывает красоту «великого и могучего», но и меняет представление о нём как о скучном предмете. Неслучайно, переходя из одного класса в другой, дети вновь решаются пройти это тестирование и пополнить свой багаж знаний новыми фактами из области языкознания.

Президент РФ о важности русского языка

Любите русский язык, изучайте и черпайте из него животворящую силу. Недаром Президент Российской Федерации В.В. Путин на встрече Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле назвал русский язык духовной общностью нашей нации: «Русский язык для нас – язык государственный, язык межнационального общения. Его ничем заменить нельзя. Он естественный духовный каркас всей нашей многонациональной страны».

Окунуться в атмосферу интеллектуального состязания можно, посмотрев видео:

Конкурс “Русский медвежонок” проводится уже не в первый год и становится всё более популярным среди учеников. В нём могут принимать участие все желающие проверить свои знания по русскому языку.

Для этого необходимо вовремя подать заявку на участие и заплатить взнос. Напомню, что чуть ранее конкурс также проводился и для педагогов.

В этом году конкурс будет проводиться пятнадцатого ноября, то есть завтра. Задания для учащихся делятся на классы, от 2-3 до 10-11 классов. И сегодня мы предлагаем ознакомиться с вопросами и ответами для 6-7 классов.

Русский медвежонок вопросы-ответы 6-7 класс

Здесь вы найдёте почти все вопросы и ответы для возрастной группы шестого – седьмого класса. Недостающие будут предоставлены для ознакомления чуть позже.

Все вопросы, которые были составлены для олимпиады, соответствуют уровню знаний учащихся данной возрастной категории.

  1. Кокошник – старинный женский головной убор. Как называется его задняя часть?

а) пощечина

б) оплеуха

в) затрещина

г) позатыльник

  1. Какое из этих сочетаний с наименьшей вероятностью встретится в тексте?

а) 48 языков

б) 45 языков

в) 44 языков

г) 42 языков

д) 41 языков

  1. Вот фрагмент стихотворения А. Шибаева “Тетрадки и загадки”:

Пришёл из школы Лев Кузьмич,

Стал проверять тетрадки.

Ах, неужели гвозди

Вбивают… молоком?!

(Написано у Кости

О чуде о таком.)

А кто-то тяпкой вытер стол!

(Ах, неужели тяпкой?)

А кто-то каской красит пол!

(Напрасно. Лучше - шапкой.)

А кто-то пишет: «Наш каток -

Такой хороший, гадкий»…

Ай-ай! - промолвил педагог

И отложил тетрадки. -

б) четыре

в) три

д) везде пропущена одна и та же буква

  1. В сочетании с каким существительным прилагательные полный и пустой не являются антонимами?

а) Стакан

б) Чайник

в) кошелёк

д) человек

  1. Даша и Маша дружили с первого класса, но потом между ними пробежала…

а) рыжая собака

б) черная кошка

в) серая мышка

г) чумазая хрюшка

д) неведома зверюшка

  1. Для какого слова форма единственного числа устроена иначе, чем для остальных?

а) дворяне

в) крестьяне

г) цыгане

д) граждане

  1. Какое слово не является русским по происхождению (см)?

а) покрывало

б) одеяло

в) матрас

г) перина

д) простыня

  1. Какого слова не существует?

а) разжаловать

б) разжалобить

в) раздобреть

г) задобрить

д) зажаловать

  1. Анне под 30. Борис разменял четвёртый десяток. Вере немного за 30. Геннадию 30 с хвостиком. Дине почти 30. Сколько человек здесь моложе 30?

а) Ни одного

в) два

д) четыре

  1. В слове из трех звуков первый согласный звук твердый, вторая буква И, а третий звук звонкий. Какое из утверждений об этом слове точно не верное?

а) это существительное в именительном или винительном падеже

б) это существительное в родительном падеже

в) это существительное во множественном лице

г) это краткое прилагательное

д) это глагол

  1. Саша и Аня стоят в Петербурге на Невском проспекте возле станции метро “Гостиный двор” и думают, как им добраться до соседней станции “Маяковская”.

На метро поедем или пешком пойдем? – спрашивает Саша.

Давай …- отвечает Аня.

а) прогуляем

б) прогуляемся

в) разгуляемся

г) загуляем

д) гульнём

  1. В слове активистка букву с можно условно назвать “лишней”. Догадавшись, почему это так, укажите в каком слове нет “лишней” буквы?

А) статус

Б) трафарет

В) акванавтка

Г) револьвер Д) геолог

  1. Послелогами называют такие слова, которые играют ту же роль, что предлоги, но стоят после того существительного, к которому относятся, а не перед ним. Какое слово, по мнению некоторых ученых, может употребляться как послелог в русском языке?

А) вбок Б) вверх В) наверх Г) назад Д) налево

  1. Макар да кошка, комар да мошка.

Митя попробовал из всех 12 звуков второй части скороговорки составить ее первую часть. Скольких звуков ему не хватило?

А) одного

Г) четырех

Д) ему хватило звуков

  1. В сказке С.Я.Маршака “Кошкин дом”, есть слова, обращенные к пожарной бригаде: Запрягайте … пар. Едем, едем на пожар.

Сколько лошадей будут запрягать пожарные?

А) восемь

Б) десять

В) пятнадцать

Г) двадцать

Д) тридцать

  1. В каком из этих слов нет суффикса, который есть в остальных четырех словах?

А) билетёр

Б) мушкетёр

В) полотёр

Г) шахтёр

Д) визитёр

  1. Какую из этих фраз можно понять по-разному:

А) Вчера я сидел и работал, пока не заснул.

Б) Над задачей думали всей семьей, пока не решили.

В) Он не хочет вставать, пока не прозвонит будильник.

Г) Будем биться, пока не иссякнут последние силы.

Д) Все фразы (А) – (Г) однозначны.

  1. Я вчера видел стаю… А я сегодня видел стадо… В обеих фразах пропущено одно и то же слово. Какое?

Даны варианты ответов: А) собак Б) коров В) орлов Г) ослов Д) гусей

  1. В составе одного русского глагола, по мнению некоторых ученых, можно увидеть два одинаковых корня. В каком существительном представлен тот же корень? А) миг б) час в) день г) год д) век
  1. Дима придумал способ зашифровать некоторые слова. Вот что у него получилось: слон – сл-3/1; як- 1/1-к; ямы – 1/1-1/2. Как он зашифрует слово вымыты?

(А) 2/2-1/2-2/1

(Б) 2/1-1/2-2/1

(В) 2/2-1/1-2-2

(Г) 1/2-2/1-2/1

(Д) 2/1-1/1-2/2

  1. Многих туристов в Праге привлекает Zrcadlové bludiště. А что это такое?

Примечание: в чешском языке š читается как ш, é и ě читается примерно как русское э.

Б) зоопарк

В) лабиринт

  1. Ира уверяет всех, что одно из этих слов может иметь значение “намного”. Какое?

б) куда

г) откуда

Д такого не может быть

  1. Какое слово нельзя вставить на место прочерка во фразе: у меня это … из памяти?

А) выбежало

Б) выскочило

В) вылетело

Г) выпало

Д) стерлось

  1. Гнёт, гнут, жгут, кнут.

Какие из слов в этом списке могут быть и существительными и глаголами?

А) только гнёт

Б) гнёт и гнут

В) жгут и кнут

Г) гнёт и кнут

Д) гнёт и жгут

  1. Какое из этих словосочетаний на многие языки мира может переводиться не двумя а одним словом:

а) большие ноги

б) большие руки

в) большие пальцы

г) большие глаза

д) большие уши

  1. Сколько разных букв пропустили ученики Льва Кузьмича?
    а) пять
    б) четыре
    в) три
    г) две
    д) везде пропущена одна и та же буква
  1. В пьесе Фонвизина “Недоросль” учитель Митрофана немец Вральман говорит: “Россиска крамат! Арихметика! Ах, хоспоти пожемой, как туша ф телеостаёса!”

В каком из выделенных примеров Вральман произносит согласные так, как произнес бы их русский?

А) крамат Б) хоспоти В) поже Г) туша Д) ф теле

  1. 28. В некоторых формах прилагательного больший в печатных текстах часто ставят ударение. Это, в частности, относится к форме…

а) род.падежа ед.числа м.рода

б) дат.падежа ед.числа м.рода

в) вин.падежа ед.числа ж.рода

г) твор.падежа ед.числа ж.рода

д) им.падежа ед.числа ср.рода

Вопрос в котором спрашивается про количество пропущенных букв во фрагменте, пожалуй, является одним из самых сложных.

Задания конкурса

«Русский медвежонок – языкознание для всех».

2-3 класс.

Презентацию выполнила

учитель начальных классов

МОАУ СОШ с УИОП № 10

им. К.Э.Циолковского г. Кирова

Ральникова Римма Яковлевна


Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск…

К. Г. Паустовский


Дорогие ребята!

Вам предстоит выполнить задания игры-конкурса "Русский медвежонок".Из пяти ответов нужно выбрать только один правильный.

Будьте внимательны, старательны! Не торопитесь, рассуждайте!

У вас всё получится!


Задачи, оцениваемые

в 3 балла.


  • «Послезавтра у меня день рождения», - сказала Лиза в воскресенье. В какой день недели у Лизы день рождения?

(А) в понедельник;

(Б) во вторник; (В) в среду; (Г) в пятницу; (Д) в субботу.


2.К какому слову нельзя добавить слово слишком?

(А) горячая; (Б) жидкая;

(В) солёная; (Г) манная;

(Д) кислая.


3.В одном из стихотворений С. Я. Маршака рассказывается, что Влас ― водопроводчик, Дима ― доктор, Толя ― тракторист, а Игорь ― …

(А) шофёр; (Б) учитель;

(В) художник; (Г) инженер; (Д) электрик.


4.В каком слове на месте прочерков нужно вставить не такие гласные, как в остальных словах?

(А) г_ л_дать;

(Б) г_ в_рить; (В) г_ л_ва; (Г) с_ п_ги; (Д) х_ р_шо.


5.Дождь льёт как из...

(А) чашки;

(Б) ложки;

(В) пушки;

(Г) тучи;

(Д) ведра.


6.Болгарский язык родствен русскому. Какие профессии по-болгарски называются разузнава́ч, кова́ч и чиста́ч?

(А) уборщик, разведчик, кузнец; (Б) разведчик, кузнец, уборщик; (В) уборщик, кузнец, разведчик; (Г) разведчик, уборщик, кузнец; (Д) кузнец, разведчик, уборщик.


Проверь себя!

1. (Б) во вторник

2. (Г) манная

3. (Г) инженер

4. (Г) с а п о ги

5. (Д) ведра

6. (Б) разведчик, кузнец, уборщик.


Максимальный бал – 18.


Задачи, оцениваемые

в 4 балла.


1.Писатель дал своим героям необычные имена. Какое из них он не сможет перенести со строчки на строчку?

(А) Фаэт; (Б) Кария;

(В) Аталь; (Г) Эолинь;

(Д) Астрель.


2.Бабушка связала Васе тёплый свитер и сказала: «Вот наступит зима, и пригодится тебе эта …».

(А) поделка; (Б) покупка;

(В) находка; (Г) новинка;

(Д) обновка .


3.На лужайке телёнок, ягнёнок, жеребёнок, овечка, овчарка. Кто из них родня барана?

(А) овечка и овчарка;

(Б) телёнок и ягнёнок;

(В) ягнёнок и овечка;

(Г) жеребёнок и овчарка;

(Д) овечка, ягнёнок и овчарка.


4.Учитель музыки попросил закончить ряд: гнездо, пюре, цунами, арфа, фасоль, кастрюля, … .

(А) сила; (Б) лягушка;

(В) такси; (Г) пианино;

(Д) желе.


5.В каком словосочетании слово листок можно понять по-разному?

(А) жёлтый листок;

(Б) дубовый листок;

(В) берёзовый листок;

(Г) опавший листок;

(Д) тетрадный листок.


6.Миша писал сочинение об осени и вспоминал подходящие слова. Тёмный и светлый - пара слов с противоположным значением. Если слова холодный, ясный, хмурый, тёплый, яркий разбить на такие пары, одно останется лишним. Какое?

(А) холодный; (Б) ясный;

(В) хмурый; (Г) тёплый;

(Д) яркий.


Проверь себя!

1. (В) Аталь

2. (Д) обновка

3. (В) ягнёнок и овечка

4. (В) такси

5. (А) жёлтый листок

6. (Д) яркий.


Посчитай количество своих баллов, запиши.

Максимальный бал – 24 .


Задачи, оцениваемые

в 5 баллов.


1.Сколько в современном русском алфавите букв, названия которых не включают в себя сами эти буквы?

(А) одна; (Б) две;

(В) три; (Г) четыре;

(Д) пять.


2.Сколько в русском языке названий месяцев, состоящих ровно из пяти звуков?

(А) ни одного; (Б) одно;

(В) два; (Г) три;

(Д) четыре.


3.Даны слова: выпучить, выпятить, надуть, оскалить. Что лишнее?

(А) щёки;

(Б) нос;

(В) зубы;

(Г) грудь;

(Д) глаза.


4.К 1878 году в семье известного русского купца и покровителя искусств Саввы Ивановича Мамонтова было четверо детей: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера. В 1878 году родилась дочь, которую назвали

(А) Вероника;

(Б) Александра; (В) Ольга; (Г) Елизавета;

(Д) Катерина.


5.Родители назвали дочь и сына именами, начинающимися с одного и того же звука. Детей зовут...

(А) Юля и Ян;

(Б) Оля и Олег;

(В) Маша и Миша;

(Г) Соня и Сеня;

(Д) Надя и Даня.


6.В семье Ивановых Вася - средний из сыновей, а Таня - младшая из дочерей. Что можно точно сказать про эту семью?

(А) в ней не больше четырёх детей;

(Б) в ней не больше пяти детей;

(В) в ней не больше шести детей; (Г) в ней не меньше пяти детей;

(Д) в ней не меньше шести детей.


Проверь себя!

1. (В) три

2. (Б) одно

3. (Б) нос

4. (Б) Александра

5. (А) Юля и Ян

6. (Г) в ней не меньше пяти детей


Посчитай количество своих баллов, запиши.

Максимальный бал –



Материалы взяты с сайта http://www.rm.kirov.ru.

Русский медвежонок - языкознание для всех.

Здравствуйте, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ. Вот и пришло время пополнить рубрику «Образование», которая уже покрылась плесенью, ведь недавно стартовал конкурс «Русский медвежонок». Ниже можно ознакомиться с вопросами и ответами для учащихся 4-5 класса за 2017-2018 учебный год. Также в этой же рубрике можно будет найти и ответы на вопросы для учащихся и других классов. Правильные ответы можно узнать сразу после вопросов, либо в вариантах ответа к вопросам, они выделены синим цветом.

1. В стихотворении Александра Шибаева о буквах есть такие двустишия:
Букву «…» в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Буква «…» - с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Какие буквы надо поставить вместо пропусков?
(А) П, Ь; (Б) П, Б; (В) Г, Р; (Г) П, В; (Д) Т, Б

2. В каком имени больше всего слогов:
(А) Юлия; (Б) Марья; (В) Ульяна; (Г) Евгения; (Д) Светлана

3. Дедушка водит Аню в детский сад
Папа очень хорошо водит машину
Саша водит собаку на поводке
Мы играем в прятки, Миша водит
Даня учится читать и водит пальцем по строчкам
Кого точно можно назвать водителем?
(А) дедушку; (Б) папу; (В) Сашу; (Г) Мишу; (Д) Даню

4. Каким из этих знаков препинания нередко заканчиваются предложения
(А)... (Б) " (В) - (Г) ((Д) ;

5. В Московском институте садоводства вывели земклунику. А что это?
(А) овощ; (Б) фрукт; (В) ягода; (Г) орех; (Д) гриб

6. Число 5 больше числа 4, но в слове четыре больше букв, чем в слове пять. Какая ещё пара устроена так же?
(А) 2 - 3; (Б) 5 - 6; (В) 7 - 8; (Г) 9 - 10; (Д) 11 - 12

7. Что часто встречается?
(А) агентство кладов; (Б) бюро находок; (В) контора потерь; (Г) офис пропаж; (Д) стол поисков

8. В данных словах буквы а и о заменены прочерками. В каком из слов пропущены две буквы а и одна буква о?
(А) к_р_в_; (Б) г_л_в_; (В) п_д_р_к; (Г) п_р_в_з; (Д) с_м_к_т

9. К какому слову нельзя добавить "э" и получить новое слово?
(А) тот; (Б) та; (В) то; (Г) те; (Д) так

10. В русском языке кошка мяукает, а в литовском она miauksi. Что по-литовски делают коза, корова, свинья? Примечание: û читается как долгий у.
(А) kriuksi, mûkia, mekena; (Б) mekena, kriuksi, mûkia;
(В) mûkia, kriuksi, mekena; (Г) mekena, mûkia,мkriuksi;
(Д) mûkia,mekena,kriuksi.

11. Пес Пиф из сказки Георгия Остера "Приключения Пифа" привык понимать все слова в прямом значении. Он понимает, что брать можно, например, косточку или корзинку. А вот как брать след, так и не понял. Какое еще выражение Пиф вряд ли поймет правильно:
(А) брать книги; (Б) брать тетради; (В) брать уроки; (Г) брать портфель; (Д) брать карандаши

12. - Мама, а глаза бывают коричневые? - Да, тогда говорят, что глаза … .
- А волосы? - Волосы … .
- И шерсть у животных тоже такая? Медведь какой? - А медведь … .
(А) каштановые, карие, бурый; (Б) бурые, каштановые, карий;
(В) карие, бурые, каштановый; (Г) карие, каштановые, бурый;
(Д) бурые, карие, каштановый.

13. Судя по происхождению слова мешок, раньше похожие предметы делали из...
(А) коры деревьев; (Б) шкур животных; (В) листьев; (Г) панциря черепахи; (Д) рыбьего пузыря.

14. В какой паре даны разнокоренные слова?
(А) молодой - моложе; (Б) низкий - ниже; (В) резкий - реже; (Г) тугой - туже; (Д) узкий - уже

15. Когда на электронных часах 16:00, то можно сказать: сейчас четыре часа. Что должны показывать часы, чтобы на вопрос «который час» можно было ответить, не называя число.
(А) 10:00; (Б) 13:00; (В) 14:00; (Г) 15:00; (Д) 18:00.

16. В каком из предложений слово человек значит не то, что в остальных?
(А) У калитки стоял какой-то человек в шляпе.
(Б) Человек остановился и посмотрел на меня.
(В) Мне показалось - человек сейчас заплачет.
(Г) В её квартире жил ещё один человек.
(Д) Человек ещё в древности научился сверлить камни.

17. Коля - Васин друг со школы. Какое утверждение точно верно?
(А) Коля и Вася вместе учатся в школе
(Б) Коля и Вася вместе работают в школе.
(В) Коля и Вася подружились, когда учились в школе
(Г) Коля учится в школе
(Д) Вася работает в школе

18. Футбольный тренер Юрий Павлович Сёмин известен среди болельщиков под шутливые прозвищем Шпалыч.С какой командой Юрий Сёмин добился наибольших успехов?
(А) Динамо Киев; (Б) Динамо Москва; (В) Торпедо; (Г) Металлист; (Д) Локомотив

19. В каком примере пропущено больше всего букв?
(А) кла_ный ча_; (Б) стари_ая гра_ота;
(В) ру_кая гра_атика; (Г) внекла_ное чте_ие;
(Д) на месте каждого пропуска пишутся удвоенные согласные.

20. В книжке-головоломке Атона Тилипмана "Зубака" во многих словах перепутались буквы. Вот, например, была азбука, стала зубака. Если вы правильно расставите буквы в данных ниже словах, в четырёх случаях получаются названия птиц, а в одном нет. В каком?
(А) волосей, (Б) задобрик, (В) усастр, (Г) паркоутка, (Д) йаканерка

21. Лёва социальные сети собрал группу всех друзей, чья фамилия образована от того же корня, что его. Кроме него, в этот список попали Добряков, Добров, Добрынин и Доброхвалова. Когда Лёва расставил фамилии по алфавиту, то его собственная оказалась в самой середине. Какая фамилия у Лёвы?
(А) Добрушин; (Б) Доброхвалов; (В) Добродеев; (Г) Добрин; (Д) Добролюбов.

22. Незнайка пишет окончание -ого через "в". Получая письма от Незнайки, Знайка при виде очередной такой ошибки язвительно пишет на полях: «Нет такого слова!». Про какое слово (в написании Незнайки) Знайка так не напишет?
(А) этого; (Б) такого; (В) всякого; (Г) большого;
(Д) Знайка напишет так про все эти слова.

23. В каком случае уменьшительное слово соотносится с исходным не так как в остальных?
(А) постелька; (Б) колыбелька; (В) кастрюлька; (Г) медалька; (Д) спиралька.

24. Какое из слов не образует устойчивого словосочетания со словом зрение?
(А) точка; (Б) угол; (В) поле; (Г) обман;
(Д) все слова (А-Г) образуют с ним устойчивые сочетания.

25. В 16 веке один английский издатель предложил для некоторых предложений использовать особый знак. Из пяти данных ниже вопросов учителей он подошёл бы к четырём. Определив его предназначение, выберите, для какого вопроса этот знак не подходит.
(А) А голову ты дома не забыл¿
(Б) Оценку вам тоже одну на двоих ставить¿
(В) Уроки за тебя Пушкин делать будет¿
(Г) Ты сделал домашнее задание¿
(Д) Третья парта, я вам не мешаю разговаривать¿

26. Маша набрала на компьютере слова: труд, трюк, турок, тара, кот, а шутник Яша заменил в них все буквы т одной и той же другой буквой. Как ни удивительно, после этого программа проверки орфографии подчеркнула как неправильное лишь одно слово. Какое Машино слово прекратилось в неправильное?
(А) труд; (Б) трюк; (В) турок; (Г) тара; (Д) кот

27. Про что в Словаре Академии Российской 1789 года говорится, что это когда-то называлось «крыльцо вислое»?
(А) балкон; (Б) вестибюль; (В) подъезд; (Г) навес; (Д) козырёк.

28. Какой из этих сборников рассказов был издан вскоре после сборника с похожим названием?
(А) "Дважды рассказанные истории" Натаниэля Готорна
(Б) "Светлячок и другие рассказы" Харуки Мураками
(В) "Рассказы из другого кармана" Карела Чапека
(Г) " Благородный жулик" О.Генри
(Д)" Белка в колесе " Александра Котова

Задания из школьной олимпиады по русскому языку «Русский медвежонок» — 2012 для 2-3 классов. Конкурс проводился 15 ноября 2012 года. Хотя приведённые ниже задания рассчитаны на школьников 2-3 классов, даже родителям решить некоторые из них будет не просто. Придется сильно напрячь свои извилины и перерыть массу справочной литературы. Кстати, раньше книгу считали лучшим подарком, а в телеигре «Что? Где? Когда?» книги даже были призами. Раньше книги были дефицитом, а сегодня лучшим, на мой взгляд, подарком или призом будет мобильный интернет подключение , что позволит в любом месте и в любое время получить практически любую книгу и массу другой полезной информации.
Все задания конкурса, а их 28, разделены на три группы по степени сложности. Сегодня я предлагаю размять мозги, выполнив задания первой группы.
Задачи, оцениваемые в 3 балла
1. По шахматным полям ходит
(А) пёс; (Б) кот; (В) конь; (Г) бык; (Д) петух.

Плохо понятно при чем тут русский язык, но ответ «В»

2. Какого слова не существует?
(А) прабабушки; (Б) правнуки; (В) прадети; (Г) прадедушки; (Д) все эти слова существуют.

3. Смех, грохот, шелест. Какой из этих звуков обычно самый тихий, а какой – самый громкий?
(А) самый тихий – смех, самый громкий – грохот;
(Б) самый тихий – шелест, самый громкий – смех;
(В) самый тихий – смех, самый громкий – шелест;
(Г) самый тихий – шелест, самый громкий – грохот;
(Д) самый тихий – грохот, самый громкий – смех.

Я надеюсь все догадались, что правильный ответ «Г»

4. Последняя согласная буква в алфавите – это
(А) Я; (Б) Ш; (В) Ъ; (Г) Щ; (Д) Ь.

5. Маленький Федот решил наблюдать за погодой. Утром посмотрел в окно – дождь идет. Записал в дневник: Идет дождь. Днем посмотрел – а дождя нет. Записал: Дождь перестал. Вечером ещё раз посмотрел в окно. А там дождь. Что записать Федоту?
(А) Дождь ещё идет. (Б) Дождь опять идет. (В) Дождь уже идет. (Г) Дождь всё идет. (Д) Дождь пока идет.

(Б) Дождь опять идет.

6. Какое слово нельзя вставить вместо многоточия во фразу
У меня есть … друзей?
(А) пара; (Б) трое; (В) пятерня; (Г) дюжина; (Д) сотня.

(В) пятерня

7. Винни-Пух и поросёнок Пятачок - друзья. В этом предложении подчёркнутые части можно поменять местами: Поросёнок Пятачок и Винни-Пух - друзья. В каком предложении этого сделать нельзя?
(А) Винни-Пух и Пятачок пошли в гости к Иа-Иа.
(Б) Винни-Пух сочинял кричалку и ел мёд .
(В) Пятачок споткнулся и упал .
(Г) Ослику подарили пустой горшочек и лопнувший шарик .
(Д) Иа-Иа было смешно и грустно .

(В) Пятачок споткнулся и упал. Наоборот ну никак не получится.

8. Никто никогда не видел
(А) стаю уток; (Б) стаю акул; (В) стаю волков;
(Г) стаю коров; (Д) стаю ворон.

(Г) стаю коров. Это потому что они улетают на юг темными ночами:-)