Методы и приемы в обучении. Методы и приемы, используемые на занятиях

Метод обучения (от греч. methodos - «путь, способ достижения цели») - система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение учебного материала.

Метод - понятие многомерное и многоаспектное. В педагогической науке нет единого подхода к выделению методов. Разными авторами выделяются следующие методы обучения: рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнение, лабораторный метод, практический метод, контрольная работа, опрос (разновидности: устный и письменный, индивидуальный, фронтальный, уплотнённый), метод программированного контроля, тестовый контроль, реферат, дидактическая игра и др.

Приёмы обучения обычно определяют как элементы методов. Приём - это ещё не метод, а его составная часть, однако практическая реализация метода достигается именно с помощью приёмов. Так, в методе работы с книгой можно выделить следующие приёмы: 1) чтение вслух; 2) составление плана текста; 3) заполнение таблицы по прочитанному материалу; 4) составление логической схемы прочитанного; 5) конспектирование; 6) подбор цитат.

Один и тот же метод в различных ситуациях может осуществляться с помощью разных приёмов. Например, работа с книгой в одном случае может включать чтение вслух и составление плана текста, в другом случае - составление логической схемы и подбор цитат, в третьем случае - конспектирование.

Один и тот же приём может входить в разные методы. Так, составление логической схемы может являться частью объяснительно-иллюстративного метода (например, учитель, объясняя новый материал, чертит схему на доске), а может применяться и как часть исследовательского метода (например, ученики составляют схему, отражающую самостоятельно изучаемый ими материала).

Практическое применение методов и приёмов обучения возможно только при наличии необходимых материальных средств. Так, для работы с книгой необходима книга, для лабораторного метода - соответствующее лабораторное оборудование и т.д.

Средства обучения - это предметная поддержка учебного процесса: материальные и материализованные объекты, используемые в качестве инструментов деятельности педагога, а также в качестве носителей информации в учебном процессе. К материальным средствам обучения относятся учебники, наглядные пособия (иллюстрации, муляжи, чучела животных, коллекции минералов и др.), дидактический материал, технические средства обучения (ТСО), прочее оборудование, применяемое при обучении. Материализованные средства - это речь, мимика и жесты, а также различная деятельность (трудовая, познавательная, коммуникативная и др.)

Функции средств обучения обусловлены их дидактическими свойствами. В учебном процессе средства обучения выполняют четыре основных функции:

1) компенсаторную (средства обучения облегчают процесс обучения, помогают достичь цели с наименьшими затратами сил и времени);

2) адаптивную (средства обучения помогают учителю приспособить содержание образования к возрастным и индивидуальным возможностям детей, создать благоприятные условия для обучения: помогают организовывать необходимые демонстрации, самостоятельную работу учащихся, дифференцировать учебные задания и т.д.);

3) информативную (средства обучения либо являются непосредственным источником информации (например: учебник, учебный видеофильм), либо способствуют передаче информации (например: компьютер, проекционная аппаратура, лабораторное оборудование);

4) интегративную (использование средств обучения позволяет рассматривать изучаемые предметы и явления многосторонне, выявлять и наблюдать разнообразные свойства изучаемого, глубже проникать в его суть, например, при изучении какого-либо закона физики применение учебно-лабораторного оборудования позволяет наблюдать действие этого закона, понять его значение и т. д.).

Путь от ученика до профессионала лежит через преодоление трудностей. Выбор метода обучения влияет на эффективность и быстроту усвоения знаний, ведь взаимодействие ученика и учителя – процесс обоюдный, зависящий от умения учителя правильно преподать материал.

Классификация методов обучения

Методы обучения - упорядоченные способы подачи знаний, умений и навыков от преподавателя к обучающемуся. Без этого процесса невозможны: реализация целей и задач, познания и усвоения материала. Виды методов обучения:

  1. Практические - относятся к активным методам, главная цель которых закрепление учащимися теоретических навыков на практике. Формируют высокую мотивацию к дальнейшей деятельности и обучению.
  2. Наглядные методы – осуществляются посредством интерактивных средств. Подача материала становится более успешной и максимально задействует визуальную сенсорную систему человека.
  3. Словесные методы обучения- традиционные способы, считавшиеся единственно возможными несколько веков назад. С помощью слова, в течение занятия можно передать большой пласт информации. Задействуется аудиальный канал восприятия.

Активные методы обучения

Активные или практические методы обучения происходят в демократическом ключе и направлены на активацию мышления, пробуждают активность у учащихся, что обеспечивает:

  • принудительную и устойчивую вовлеченность в процесс обучения;
  • стимулирование учебной деятельности;
  • взаимодействие между учениками и преподавателем;
  • самостоятельное принятие учащимся решений, что благоприятно сказывается на мотивации и выработке позитивных эмоций при успешно выполненной деятельности;
  • прочное усвоение материала в результате совместной рефлексии о результатах деятельности.

К активным методам обучения относятся:

  • лабораторные работы;
  • практикумы;
  • конференции;
  • круглые столы;
  • семинары;
  • дискуссии;
  • разыгрывание ролей;
  • коллективное обсуждение проблем.

Интерактивные методы обучения

Наглядные методы обучения, или в современном звучании интерактивные, одно из важных направлений для овладения учебным материалом в совершенстве. Как инновация - интерактивный подход возник в начале 90-х годов XX в. и активно используется сейчас. Интерактивные методы направлены на решение следующих задач:

  • создание комфортных условий для учащихся;
  • обучение коммуникации и взаимодействию, командной работе;
  • формирование профессиональной компетенции и мнения;
  • преодоление конфликтов и разногласий во время процесса обучения.

Примерами интерактивных методов могут служить:

  1. Мозговой штурм, как метод обучения был изобретен в конце 30-х гг. А. Осборном. Мозговая атака предполагает стимуляцию творческих решений, которые набрасываются в большом количестве и на первоначальном этапе не анализируются.
  2. Метод синектики – эвристический метод усовершенствованного мозгового штурма. Развивает творческое воображение через объединение разнородных, неподходящих по смыслу элементов и участники ищут аналогии, или точки соприкосновения несовместимых объектов.

Пассивные методы обучения

Традиционные методы обучения или пассивные считаются классикой в образовании и с успехом применяются в современное время. Положительным аспектам такого вида обучения является возможность устной подачи большого объема материала за определенный промежуток времени. К недостаткам словесных методов относится односторонность процесса (отсутствие эффективной коммуникации преподаватель↔ студент).

Пассивные методы включают в себя следующие формы обучения:

  1. Лекция (урок) – последовательное изложение лектором определенной темы в словесной форме. Подача материала даже скучной темы может заинтересовать учащегося, если оратор обладает харизмой и интересом к своей специальности.
  2. Видеокурс - современный метод обучения. Обладает высокой эффективностью, если используется совместно с обсуждением просмотренного материала в аудитории с преподавателем и другими студентами.
  3. Семинар - проводится после курса лекций по конкретной тематике с целью закрепления пройденного материала. Происходит двухсторонняя коммуникация и обсуждение.

Современные методы обучения

Сфера образования стремительно развивается, необходимость нововведений диктуется самим временем. Инновационные методы обучения начали внедряться в процессы обучения к 60-х годах XX в. Принято разделять современные инновационные методы на 2 вида: имитационные (подражающие - направлены на создание искусственно смоделированной среды) и неимитационные.

Имитационные методы обучения:

  • ролевые игры;
  • дидактические игры (физические, психологические, интеллектуальные);
  • исследовательские проекты;
  • деловые игры (игровое вхождение в профессию с применением атрибутики).

Неимитационные методы обучения:

  • метод многомерных матриц (морфологический анализ проблем, поиск недостающих элементов);
  • метод ключевых вопросов;
  • коучинг;
  • консалтинг;
  • тематические обсуждения.

Методы контроля и самоконтроля в обучении

Обучение – процесс, нуждающийся в контроле, для того чтобы выявить усвоен материал учащимися и насколько глубоко. Если усвоение знаний низкая, преподавателями анализируются и пересматриваются методы и приемы обучения. Существует несколько форм контроля обучающего процесса:

  1. Предварительный контроль – производится в начале учебного года, для оценки общей ситуации подготовленности учащихся, закрепление предыдущих лет учебы.
  2. Текущий контроль – проверка пройденного материала, выявление пробелов в знании.
  3. Тематический контроль – пройденная тема или раздел нуждаются в проверке, для этого проводятся контрольные работы, зачеты.
  4. Самоконтроль – метод предполагает работу с аналогичными образцами решений, предлагаются ответы к задачам – цель обучающегося найти такое решение, которое приведет к правильному ответу.

Выбор методов обучения

Преподаватели используют различные методы профессионального обучения для успешного педагогического процесса. Выбор обучающих методов зависит от множества факторов:

  • общие цели и задачи образования;
  • уровень подготовки учащихся;
  • личные особенности преподавателя;
  • материальная оснащенность обучающего заведения (современное оборудование, технические средства).

Условия эффективности методов обучения

Эффективные методы обучения предполагают высокий результат на выходе обучения, который отслеживается с помощью средств контроля. Обучающие методы можно считать эффективными, если учащийся демонстрирует:

  • глубокие знания, умеет проводить межпредметные связи;
  • готовность применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях;
  • системность и структурность знаний, умеет обосновать и доказать.

Методы обучения - книги

Основные методы обучения используются в системе образования и дошкольных учреждений и ВУЗов. Людям, выбравшим стезю преподавательства сложно сориентироваться в различных классификациях методов. На помощь приходит профессиональная литература:

  1. «Основы обучения: дидактика и методика» . Учеб. пособие для ВУЗов Краевский В.В., Хуторской А.В. - в книге описаны методы современного обучения для педагогов.
  2. «Активные методы обучения:новый подход» . Генике Е.А. интересно и профессионально описаны новые интерактивные методы обучения.
  3. «Педагогика» (под ред. Пидкасистого) . Учебное пособие для студентов педагогических колледжей.
  4. «Методика преподавания общественных дисциплин в высшей школе» . Ляудис В.Я. – для студентов и преподавателей.

Понятие методах и приемах и их взаимосвязь. Обучение осуществляется различными методами. В пе­реводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели.

Метод обучения - это система последо­вательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, ко­торые направлены на достижение дидактических задач.

В таком определении метода подчеркивается двусторон­ний характер процесса обучения. Методы обучения не ог­раничиваются деятельностью педагога, а предполагают, что он с помощью специальных способов стимулирует и направ­ляет познавательную и связанную с ней практическую дея­тельность самих детей. Таким образом, можно говорить о том, что в методах обучения отражается взаимосвязанная деятельность педагога и детей, подчиненная решению ди­дактической задачи.

Каждый метод состоит из определенных приемов педа­гога и обучаемых. Прием обучения в отличие от ме­тода направлен на решение более узкой учебной задачи . Прием – обусловленное методом конкретное действие воспитателя или ребенка, структурная единица метода Со­четание приемов образует метод обучения. Чем разнообраз­нее приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. Например, в старшей группе проводит­ся беседа об осени. Педагог может использовать распрост­раненные приемы метода беседы: вопросы к детям, поясне­ние, рассказывание самими детьми. А может начать беседу под тихое звучание музыки П. И. Чайковского «Октябрь» (из цикла «Времена года»), а далее демонстрировать в качестве иллюстративного материала творческие работы детей (ри­сунки, аппликации, поделки из шишек, желудей, рассказы детей, записанные на магнитофон), организовать прослуши­вание фрагментов из знакомых детям литературных произ­ведений, анализирование календаря природы, который ве­дется в группе, и др. Нетрудно предположить, что второй вариант сочетания приемов обучения окажется более резуль­тативным, поскольку эти приемы вызовут в памяти и вооб­ражении детей яркие картины осени, окрашенные их соб­ственными переживаниями, что, в свою очередь, повлечет за собой активизацию мыслительной и речевой деятельности. Одни и те же приемы могут входить в разные методы обучения. Например, приемы запоминания, использования загадки, показа действий, вопросов входят в состав мето­дов наблюдения, беседы, упражнения, экспериментирова­ния и др.



Классификация методов и приемов: В современной педагогике нет единой общепринятой классификации методов обучения. В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются практические, наглядные, сло­весные, игровые методы. Следует напомнить, что все эти методы в реальном процессе обучения используются в со­вокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

Наглядные методы: Познавательная и практическая деятельность на заня­тиях может быть организована на основе наглядного по­каза соответствующих предметов и явле­ний. К группе наглядных методов обуче­ния относятся наблюдение, демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слай­ды, видеозаписи, компьютерные программы).

Наблюдение - это умение всматриваться в явления ок­ружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их при­чины, делать выводы. Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, уме­ние сосредоточиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом (А. К. Матвеева, П. Г. Саморукова).

Непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов имеет важное значение для формирования пол­ноценных представлений и развития познавательных про­цессов - восприятия, памяти, мышления, воображения. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка: поиск ответов на по­ставленные вопросы, сравнение, сопоставление. Глубоко прав был К.Д.Ушинский, когда отмечал: «Если учение имеет претензию на развитие ума в детях, оно должно уп­ражнять их способность наблюдения».

Наблюдения проводятся на специальных занятиях (на­блюдение за рыбкой, кошкой с котятами), на экскурсиях. Однако педагог должен уметь использовать для организа­ции наблюдения и любую незапланированную ситуацию, если она дает возможность обогатить детей яркими пред­ставлениями, вызвать у них гамму чувств (удивление, вос­хищение, наслаждение красотой и т.д.). Например, на уча­сток прилетела стайка снегирей, на небе появилась радуга, рабочие ремонтируют крышу веранды и т. п.

В обучении дошкольников наблюдение развивается по двум направлениям. Прежде всего, постепенно расширяется круг наблюдаемых объектов : наблюдения в групповой ком­нате, затем в других помещениях дошкольного учреждения (кухня, медицинский кабинет, изобразительная студия и др.), на участке и, наконец, за его пределами: в сквере, в парке, на школьном стадионе, у реки, на остановке городского транс­порта и др. Соблюдается и концентричность наблюдения, когда при знакомстве с одними и теми же объектами детей ведут от узнавания объекта при первом знакомстве к выде­лению существенных признаков, при повторных наблюде­ниях - к сравнению с другими объектами и, наконец, - к обоб­щению. Например, в первый раз на остановке городского транспорта дети наблюдают троллейбус и автобус, учатся правильно их называть; при повторном наблюдении их вни­мание сосредоточивают на признаках автобуса и троллей­буса; в следующий раз дети учатся сравнивать троллейбус и автобус, их подводят к обобщению представлений и форми­рованию понятия «городской транспорт».

В обучении дошкольников используют разные виды на­блюдений: кратковременные и длительные наблюдения, а также повторные и сравнительные. Длительные наблюдения дают возможность знакомить детей с процессом развития, с изменением состояния того или иного объекта, что пред­ставляется необходимым материалом для развития мысли­тельной деятельности (сравнение, различение, выделение существенных признаков, установление причинно-след­ственных связей). Для длительных наблюдений подбирают различные объекты, находящиеся в стадии преобразования, изменения, развития (строительство дома; птицы, прилета­ющие на участок дошкольного учреждения; растение, вы­ращиваемое в уголке природы или на огороде, в цветнике).

Сравнительные наблюдения представляют особую цен­ность для развития мыслительной деятельности детей. Де­тям среднего дошкольного возраста предлагают для срав­нения два непосредственно наблюдаемых объекта: воробья и ворону, березу и ель. Старшие дошкольники могут срав­нивать наблюдаемый объект с другим, непосредственно не воспринимаемым в данный момент (сравнение по представ­лению): автобус и трамвай, река и пруд, газета и письмо, сквер и лес.

В дошкольной педагогике разработаны дидактические требования к наблюдению как методу обучения (Е. А. Флерина, Е. И. Радина, П. Г. Саморукова и др.), а именно:

- объект наблюдения должен быть интересен для детей, так как при наличии интереса формируются более отчет­ливые представления;

- объект наблюдается в таких условиях, которые позво­ляют выявить его характерные особенности. Поэтому по возможности следует проводить наблюдения в естествен­ной обстановке (кролика лучше наблюдать на лужайке дет­ского сада, а не в групповой комнате и т.п.);

- педагог намечает цель наблюдения, определяет круг но­вых знаний, продумывает, как их связать с опытом детей;

- детям дается целевая установка для наблюдения, что обеспечивает полноту восприятия (будем наблюдать за кро­ликом, потом его нарисуем, придумаем о нем рассказ);

- усвоенные в процессе наблюдения знания, зародивши­еся чувства и отношение к наблюдаемому должны получить свое дальнейшее развитие в деятельности детей (в пересказывании, рисовании, лепке, художественном труде, игре);

- обеспечивать последовательность и планомерность наблюдения в соответствии с поставленными задачами, особенностями объектов, возрастом детей;

- наблюдение следует сопровождать точным конкрет­ным словом: называть предметы, их признаки, действия.

Демонстрация (рассматривание) картин, репродукций, ди­афильмов, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств - важный метод обучения дошкольников, позволя­ющий решать ряд дидактических задач. Наглядные средства дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых пред­метов . С помощью картин, картинок, схем у детей формиру­ются статические наглядные образы. Технические средства обучения (ТСО) используются для создания динамических наглядных образов.

На картине (в том числе и показанной с помощью ТСО) можно подробно рассмотреть предмет, его составные час­ти, выявить свойства, которые в жизни ребенку удается за­метить не всегда. Благодаря этому осуществляются уточнение, расширение, углубление представлений об окружа­ющем мире.

Рассматривание картин, картинок и других наглядных средств помогает развивать наблюдательность, мыслитель­ные процессы (сравнение, различение, обобщение, анализ), обогащать речь, оказывать влияние на интересы. Картин­ка дает пищу для воображения, творческой деятельности ребенка.

Большую роль демонстрация наглядных средств играет в расширении кругозора детей , поскольку появляется воз­можность дать представление о тех событиях, явлениях, предметах, которых нет в опыте обучаемых, которые они не могут непосредственно воспринимать. Например, живот­ные разных географических широт, события прошлых лет, труд взрослых, города и страны и многое другое.

В дошкольном учреждении используются разные виды картин. Прежде всего - это специально созданные дидакти­ческие картины, часто объединенные в специальные серии (о временах года, животном мире и др.). Приобщению детей к культуре, искусству служат репродукции картин известных художников (например, «Грачи прилетели» А. К. Саврасова, «Золотая осень», «Март» И.И.Левитана, «Иван-царевич на Сером Волке», «Аленушка» В. М. Васнецова и др.). В каче­стве наглядного средства обучения используется и книжная графика (иллюстрации в книге) , с помощью которой ожива­ют герои произведения, возникают страны и города, где про­исходят события. Кроме того, педагог подбирает предмет­ные картинки, классифицирует их по темам («Игрушки», «Транспорт», «Труд взрослых», «Животные», «Наш город» и др.), оформляет и использует для индивидуальных заня­тий с детьми, а также в качестве раздаточного материала для групповых и фронтальных занятий.

В учебных целях на занятиях демонстрируются слай­ды, диафильмы, видеофильмы, применяются компьютер­ные программы. С помощью слайдов может иллюстриро­ваться рассказ педагога, что сделает его убедительнее, ярче. Диафильмы и видеофильмы дают возможность при­общать детей к учебному кино, особенностью которого является познавательное содержание.Восприятие такого фильма требует подготовки детей, постановки перед ними вопросов, на которые они должны ответить после про­смотра. Поэтому демонстрация фильма - это часть занятия, длительность которого не превышает 10 мин.После просмотра проводится беседа по ранее предложенным де­тям вопросам. Через несколько дней организуется повторный показ филь­ма, после чего целесообразно побеседовать с детьми, по­буждая их не столько к пересказу содержания, сколько к анализу фактов, установлению связи между ними.

Необходимо учитывать, что простая демонстрация ка­кого-либо предмета, явления, его изображения еще не обес­печивает выделение ребенком нужных сторон и свойств данных объектов. В связи с этим важен порядок вопросов, посредством которых педагог руководит рассматриванием картины. В начале он использует вопросы, помогающие восприятию общего смысла картины («Что нарисовано на картине?»; «Что изобразил художник?»). Затем перед детьми ставятся вопросы, побуждающие к анализу содержания (кто и что изображено, каковы их свойства, особенности, действия). После этого предлагаются вопросы, требующие установ­ления связей между изображенными предметами, лицами. Далее следуют вопросы, которые стимулируют воображе­ние ребенка, побуждают к самостоятельным выводам, суж­дениям. Оправдывает себя такой прием, когда детям пред­лагают представить себя какими-либо персонажами карти­ны и рассказать об их действиях, переживаниях, «озвучить картину».

Таким образом, наглядные методы обучения направле­ны на формирование у ребенка отчетливых представлений о предметах и явлениях окружающего мира, на развитие мышления, познавательных процессов.

В обучении детей используются наглядные приемы обучения: показ способов действий, показ образца, рассматривание. Эти приемы основаны в значительной мере на подражании и его роли в усвоении ребенком знаний и умений.

Рассматривание – основной прием наглядных методов. необходимо учить детей правильному восприятию предметов и явлений (см. сенсорное воспитание)

Показ действий , способов работы, последователь­ности ее выполнения применяется на физкультурных, музыкальных занятиях, на занятиях по изобразительной дея­тельности, в трудовом обучении. Этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направля­ет их внимание, память, мышление.Показ должен быть чет­ким, точным . Необходимо, чтобы дети увидели каждое дви­жение, заметили особенности его выполнения. Каждое свое действие воспитатель обозначает словом : «Делаю лунку в земле, но не очень глубокую. Теперь осторожно беру чере­нок. Осторожно, потому что у него очень тонкие корешки, их легко повредить». Слово должно дополнять движение, характеризовать его направление . Иногда к показу отдель­ных движений, действий педагог привлекает кого-то из вос­питанников, подготовив ребенка заранее.

Показ образца используется в обучении изобрази­тельной деятельности, труду, особенно ручному, художе­ственному. Педагог привлекает детей к анализу образца, определяет этапы выполнения.

В зависимости от уровня знаний и умений воспитанни­ков педагог предлагает им или полный образец (первичное обучение приемам), или частичный (только новые элемен­ты), или несколько образцов на выбор (творческое вопло­щение ранее усвоенных приемов).

Практические методы обучения - это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности де­тей, усвоению новых знаний, умений практический харак­тер. Это значит, что деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого ребенок познает такие их свойства, связи, которые недоступны непосред­ственному восприятию. Например, с помощью несложных опытов дети осознают свойства магнитов, убеждаются, что для роста и развития растений необходимы свет, тепло, вла­га и т. п. Практические методы широко используются в обу­чении родному и иностранному языкам, танцам, пению, конструированию, лепке, рисованию, аппликации, ручно­му труду, математике.

Педагог должен учитывать познавательную ценность различных видов деятельности с тем, чтобы ставить перед детьми последовательно усложняющиеся практические за­дачи. Например, привлекая детей к уходу за комнатными растениями, «озадачивать» вопросами типа: все ли расте­ния нуждаются в одинаковом поливе? Почему стебель рас­тения наклоняется в сторону солнца? Какой из этого мож­но сделать вывод?

Задачи школы

Методы и приёмы обучения

Результат развития

словесный

наглядный

практический

игровой

Общеобразова-

тельная школа

1. Дать целому поколению учеников универсальное, общее образование.

2.Обеспечить готовность к профессиональной ориентации учащихся .

3.Воспитать образованного, культурного человека.

Материал можно изучать целыми блоками (В.Ф. Шаталов), объём его большой и разнообразен по научным направлениям и применению в самостоятельной жизни

Получение молодым поколением граждан такого уровня образования и воспитания, который обеспечит каждому выпускнику возможность и оптимальные пути «вхождения в общество», достижения им достойного уровня в социальной иерархии - социализации и всей полноты самореализации.

Беседа,

рассказ,

учебная лекция,

дискуссия

Иллюстрации,

демонстрации

Упражнение,

тренировка, исследование, эксперимент,

опыт, экскурсия, диспут, семинар, наблюдение, лабораторная работа,

летние задания, изготовление изделия.

Дидактические игры,

Игры – путешествия,

соревнования, трудовая бригада, научно – практическая конференция, конкурс, ярмарка идей, фестиваль талантов, вечер загадок и т.д.

Коррекционная школа

1.Наиболее полно скорректировать недостатки познавательной деятельности и личностных качеств учащихся с ОВЗ. 2.Дать учащимся такие доступные основные знания, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.

3.Воспитывать у учащихся личностные, в том числе регулятивные качества, способствующие их социализации в современном обществе.

Материал делится на маленькие порции, повторяется из урока в урок на разном материале, его объём расширяется на немного из года в год. В самостоятельной жизни имеет практическое применение в основном в самообслуживании.

Достижение школьником с ОВЗ максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации.

Беседа,

рассказ.

Никогда - лекция

Иллюстрации,

демонстрации

Упражнение,

тренировка,

опыт, экскурсия, эксперимент, наблюдение, изготовление изделия.

Никогда – исследование, лабораторная работа, летние задания, диспут, семинар.

Дидактические игры, игры – путешествия,

соревнования, трудовая бригада, конкурс, ярмарка идей, фестиваль талантов, вечер загадок и т.д. Никогда - научно – практическая конференция

  1. Словесный метод.

Рассказ может быть использован в любом классе. Отличия будут в степени его доступности, длительности, сочетания с наглядными и другими методами. В менее подготовленных классах (коррекционных), надо больше заботиться о доступности, наглядности, о длительности и объеме информации, содержащейся в рассказе. В более подготовленном классе общеобразовательной массовой школы рассказ может быть объемным, более сложным, содержащим меньше примеров, иллюстраций и пр., но в должной мере доступным для этих учеников. Рассказ используется и в ходе проверки знаний учеников. Дети сами готовят свои ответы в общеобразовательной школе в виде рефератов, докладов, презентаций по конкретной теме по заданию учителя или по его вопросам. В коррекционной школе дети готовят сообщения только под руководством учителя или при непосредственном его участии.

Метод беседы во всех видах школы предполагает работу учителя с учениками с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению фактов, понятий или закономерностей или целой системы знаний. Возможны беседы, в ходе которых ученики вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенный материал, делают выводы, подыскивают новые примеры использования в жизни изученного ранее явления, закона и пр. Такие беседы носят в основном объяснительный характер и рассчитаны на актуализацию знаний, на активизацию памяти учеников. В процессе обучения применяются также вводные, основные и заключительные беседы по изучаемой теме. Метод беседы открывает уникальные возможности для привлечения учеников к формулированию выводов и обобщений.

Учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большей ёмкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Лекция, как правило, охватывает весь урок или занятие. В коррекционных школах лекция не применяется.

Высока роль словесных методов в вооружении учащихся общеобразовательной школы умениями аргументировать, доказывать, сопоставлять, противопоставлять факты, события, явления. В небольшой мере этими умениями овладевают и школьники коррекционных школ, но именно в небольшой мере и, в основном, при направляющей роли учителя.

  1. Наглядный метод.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов, предметов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и диафильмов, сегодня - проведение уроков с презентацией. Оба метода применимы в общеобразовательной и коррекционной школах. Но в коррекционной школе необходимо более тщательные пояснения и более конкретные иллюстрации, желательно, чтобы в картине, например, было не более трёх объектов. В ходе применения наглядных методов используются приемы: показа, обеспечения лучшей видимости (экран, подкрашивание, подсвет, подъемные приспособления и др.), обсуждения результатов проведенных наблюдений, демонстраций и пр .

Наглядные методы обучения обеспечивают не только приобретение учащимися новых знаний на уроках, но и приучают школьников правильно воспринимать, видеть существенные признаки, устанавливать связи в изучаемых явлениях, например между предметом – кусок сахара, геометрическим телом - куб и его развёрткой - полной поверхностью куба.

  1. Практический метод.

Этот метод предусматривает практическую работу, как под руководством учителя, так и самостоятельно. Упражнения любого направления всегда дают понимание, осмысление и закрепление конкретного знания и умения. Тренировка формирует понятие и качество навыка конкретного знания. Неправильно поступают те учителя, которые предоставляют полную самостоятельность учащимся, особенно средних (5-8 классов) при проведении практических работ, считая это высшим проявлением их "творческого поиска" даже в условиях общеобразовательной массовой школы. Никогда не надо забывать, что развитие самостоятельности идет постепенно. Например, в начале курса ботаники практические работы проводятся фронтально и по команде учителя. В конце же курса ботаники и в последующих курсах биологии (зоологии, физиологии, общей биологии) учащиеся работают все с большей степенью самостоятельности (группами, парами, индивидуально с разными вариантами и не по команде, а по книге, инструкции на доске, листке, тетради. А в коррекционной школе руководство работой учеников постоянно и всегда лежит только на учителе.

Для опытов на пришкольном участке, особенно в коррекционной школе, надо подбирать культуры, не съедобные в сыром виде (свекла, картофель), что обеспечивает сохранность до завершения опыта. Во время опыта проводятся точные наблюдения с измерениями. Эта работа приучает учащихся к дисциплине, организованности, культуре, аккуратности, развивает любовь к труду, земле, растениям, воспитывает бережное отношение к природе, увязывает теорию с практикой. Детям, в целом, нравится работа на огороде, так как в этой работе они могут проявить себя с лучшей стороны - «трудяги и отличники». А ещё их привлекает возможность увидеть и «пощупать» результаты своего практического труда.

В коррекционной школе не используются такие практические формы, как диспут, семинар, лабораторные работы, исследования, летние задания только потому, что здесь высока роль словесных методов и растянутых во времени действий. Учащимся для подтверждения своих позиций необходимо аргументировать, доказывать, сопоставлять, противопоставлять факты, события, явления, делать логические выводы, заключения, что соответствует высокому интеллектуальному развитию. В коррекционных школах, в основном, обучаются дети с ОВЗ, в том числе с интеллектуальными нарушениями. Им очень сложно сравнивать и доказывать конкретными примерами свою точку зрения из – за нехватки слов (малый словарный запас) и слабости аналитического и синтетического видов мышления.

Многообразие форм практической организации учебной деятельности позволяет сделать учебный процесс богаче, глубже познать окружающий мир.

  1. Игровой метод.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую деятельность к главной цели - творческо-поисковой. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения. Игра - изначальная школа поведения.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа - предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки - предметы - дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п

II группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности. В школе в форме игры уроки - путешествия. Они носят характер географических, исторических, математических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по специально продуманным картам. Все путешествия совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, открывателя, топографа, искателя и т.д. Отличительная черта этих игр - активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры - уроки можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних и практических действий.

III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей - это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.

Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное - знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело, скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

IV группа игр - трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать нужный материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

V группа игр, интеллектуальных игр - игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность (Конкурс «А ну – ка, мальчики!»).

Игра вызывает важнейшее свойство учения - потребность учиться и знать. Игра, как средство обучения, используется с древности для любой категории и любого возраста людей. Различаются игры в общеобразовательной и коррекционной школе наполнением и глубиной материала, количеством содержания. В коррекционной школе меньше самостоятельности у школьников с ОВЗ в выборе средств в составе игры.

В коррекционной школе нет научно – практических конференций, как в массовой общеобразовательной школе. Дело в том, что при подготовке исследования для защиты на научно – практической конференции необходимо прочитать и отобрать из большого объёма различного документального и художественного материала самую главную часть, суть задания. К тому же это научное ядро надо подтвердить примерами и исследованиями. Детям с ОВЗ эта работа крайне затруднительна в силу интеллектуальных нарушений.


Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучения. Педагогическая наука и практика предлагают преподавателю богатый арсенал методов и приемов обучения. Творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе методы, обеспечивающие наилучшее достижение поставленной цели.

Разнообразие методов и приемов создает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебным занятиям.

В педагогике приняты несколько классификаций методов обучения, имеют,их разные основания: по источнику учебной информации (наглядные, словесные, игровые, практические), по способам взаимодействия обучающих и обучающихся (объяснительноиллюстративный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский). Нами рассматривается классификация, в основании которой лежит направленность методов на решение тех или иных дидактических задач. Пользуясь ею, преподаватель может выбрать из общего набора методов те, которые наиболее способствуют решению конкретной дидактической задачи на конкрегном этапе обучения: в процессе первичного ознакомления с учебным материалом, при закреплении и совершенствовании знаний, в процессе формирования умений и навыков.

В предлагаемой классификации методы делятся, прежде всего, на две группы: методы, направленные на первичное овладение знаниями, и методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний и овладению умениями и навыками. В зависимости от степени активности студентов в процессе обучения методы первой группы делятся на информационно-развивающие и проблемно-поисковые, второй - на репродуктивные и творчески-воспроизводящие.

В последние десятилетия широкое распространение получили так называемые активные методы обучения, побуждающие обучающихся к самостоятельному добыванию знаний, активизирующие их познавательную деятельность, развитие мышления, формирование практических умений и навыков. Именно на решение этих задач направлены проблемно-поисковые и творчески-воспроизводящие методы.

Новая образовательная парадигма ориентирована, прежде всего, на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, а следовательно, и на расширение использования методов самостоятельной работы студентов, самоконтроля, использования активных форм и методов обучения.

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение студентом, а на самостоятельное овладение студентом знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности.

Для активизации познавательной деятельности студентов используются традиционные методы обучения с применением таких приемов, как постановка вопроса при изложении материала, включение в него отдельных практических упражнений, ситуационных задач, обращение к наглядным и техническим средствам обучения, побуждение к ведению записей, созданию опорных конспектов.

Особенности активных методов обучения состоят в побуждении студентов к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено возникающими перед процессом обучения новыми задачами, состоящими в том, чтобы не только дать студентам знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Вели раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век бурных темпов роста информации их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

Познавательная активность означает интеллектуальноэмоциональный отклик на процесс познания, стремление студента к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других студентов.

Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание понять не только усваиваемую учебную информацию, но и способы ее добывания, критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

Познавательная а!стивность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности человека к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности. Отсутствие условий для проявления активности и самостоятельности приводит к тому, что они не развиваются. Вот почему только широкое использование активных методов, побужда-

ющих к мыслительной и практической деятельности, причем с самого начала процесса обучения, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его деятельное желание в постоянном овладении знаниями и применении их на практике.

Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса: при первичном овладении знаниями, закреплении и совершенствовании знаний, формировании умений и навыков. Нельзя резко разделить имеющиеся методы обучения на активные и неактивные. Используя разнообразные приемы активизации познавательной деятельности, преподаватель добивается повышения познавательной активности студентов.

Активные методы, направленные на первичное овладение знаниями, способствуют развитию мышления, познавательных интересов и способностей, формированию умений и навыков самообразования, однако при их планировании следует помнить, что они требуют значительного времени. Именно поэтому невозможно перевести весь учебный процесс только на применение активных методов. Наряду с ними используются и традиционные: обычная лекция, объяснение, рассказ.

При выборе метода обучения следует прежде всего проанализировать содержание учебного материала и использовать активные методы там, где наиболее действенно могут проявиться творческое мышление студентов, их познавательные способности, жизненный опыт, умение адаптироваться в реальной деятельности.

В преподавательской деятельности часто пользуются термином «прием обучения». Прием - это часть метода, которая усиливает, повышает его эффективность. Так, в практике обучения широко используются наглядные приемы обучения, сопровождающие лекцию, объяснение, рассказ, беседу: показ изображений на таблицах, плакатах, учебных картах, демонстрация моделей, натуральных объектов, устройств, механизмов. Объяснение учебного материала может сопровождаться демонстрацией опытов, слайдов, показом диа- и кинофильмов и их фрагментов, видеозаписей, телефильмов и т.п. Использование наглядных приемов не только помогает понять и лучше запомнить учебный материал, но и создает эмоциональное отношение к изучаемому, повышает интерес к нему. Особенно сильное эмоциональное воздействие на учащихся оказывает демонстрация видео- и кинофильмов, кинофрагментов, которые могут быть использованы и в качестве иллюстративного материала, и для создания проблемных ситуаций, на основе которых строится эвристическая беседа, учебная дискуссия.

В качестве приема, создающего эмоциональное отношение к изучаемому материалу, широко используется чтение стихотворений или отрывков из них, фрагментов литературной прозы, публицистических материалов. В обстановке приподнятых чувств обостряется внимание к теоретическому материалу, происходит приобщение студентов к актуальным проблемам жизни общества, придается новая окраска изучаемому содержанию, повышается его значимость в представлениях студентов.

Широкое применение имеют и практические приемы обучения, направленные на формирование практических учебных и профессиональных умений и навыков. Умениям и навыкам обучают, прежде всего, на практических занятиях. Но они, как правило, создают условия для однократного решения типовых задач и упражнений, а внимание и деятельность студентов должны быть постоянно сосредоточены на овладении умениями решать различные практические задачи. Речь идет прежде всего о формировании общепрофессиональных умений: для техников - это вычислительные, измерительные, расчетно-графические умения и навыки, на развитие которых ежедневно должны быть направлены упражнения и задачи большинства учебных дисциплин. Задания, небольшие по объему, должны быть связаны непосредственно с изучаемым материалом, включаться в разные этапы учебного занятия (проверка знаний, изучение нового учебного материала, закрепление знаний, самостоятельная работа на учебном занятии, задание для самостоятельной внеаудиторной работы). Время на выполнение заданий не должно превышать 2-10 мин, но проводить их следует обязательно и систематически.