Ливан. история. Ливан под властью арабов и мамлюков

Согласно данным археологических исследований, на территории современного Ливана рыболовецкие племена проживали уже с 8 тысячелетия до н.э.
В 4-1 тысячелетиях до н.э. здесь располагалось несколько финикийских торговых городов -государств: Тир (современный Сур), Берит (современный Бейрут), Сидон (современная Сайда) и Библ или Библос (современный Джубейль). Многочисленных завоевателей сюда привлекало выгодное географическое положение этих земель. Среди завоевателей были хетты, египтяне, древние персы и ассирийцы.
В 4 веке до н.э. Финикия была завоевана Александром Македонским. Затем его империя распалась, после этого на территории современного Ливана установилось господство Селевкидов.
В 1 веке до н.э. эта территория была включена в состав римской провинции Сирия. Господство Римской империи закончилось в 4 веке н.э. В начале 4 века здесь начало распространяться христианство. В это время Ливан оказался под властью Византийской империи. В 7 веке эти земли были захвачены Арабским халифатом. Тогда же сюда проникли ислам и арабский язык. Но мусульмане не сумели полностью вытеснить христианские общины.
Спасаясь от преследований, христиане начали селиться в горах. Труднодоступные горы служили убежищем для христиан - маронитов, а также для исламистов-друзов.

В 11-13 веке Ливан находился во власти крестоносцев. В этот период марониты сумели наладить с ними контакт и признали верховенство папы. В 1261 году крестоносцы были изгнаны с этой земли египетскими мамлюками, правившими здесь до 1516 года.
В начале 16 века турки захватили Ливан и Сирию. Ливан был включен в состав Большой Сирии. Турки хорошо относились к маронитам, выдвигая их на важные политические позиции.

Османская империя распалась в начале 20 века. По мандату Лиги Наций, в 1919 году Ливан, в составе Сирии, отошёл Франции. Отделился Ливан от Сирии только в 1926 году, став самостоятельной республикой. В этом же году была принята конституция, которая заложила основы существующего и по сей день конфессионализма. Согласно этому закону, в политической жизни страны обязательно участвуют представители различных религиозных общин. Президентом страны стал христианин, а премьер-министром - мусульманин. Но с 1934 года президентами страны начали избирать только христиан-маронитов.

22 ноября 1943 года был отменён французский мандат, это дало Ливану полную независимость. В 1946 году страну покинули последние французские военные.
В 1948 году Ливан принял участие в арабо-израильской войне. Ее итогом стало подписание договора о прекращении огня и переселение в Ливан обширной общины палестинских беженцев.
До 1960-х годов в стране происходил экономический подъём.

Но в 1948 году было создано государство Израиль. На Ближнем Востоке началась война между арабским миром, который не хотел признавать Израиль, и странами запада. Эта война затронула и Ливан.
Здесь с 1975 по 1989 годы шла гражданская война, которая сильно ослабила экономику страны. Эта война шла между мусульманами, которые поддерживали палестинцев и сирийцев, и христианами. Она привела к большому количеству жертв среди мирного населения.

Сейчас ливанская экономика постепенно восстанавливается. Но этот процесс замедляют периодические столкновения с израильскими войсками и деятельность ливанских экстремистских группировок в южной части Ливана.

Израильские войска были выведены с территории Ливана ещё в 2000 году. Но до сих пор Израилем оккупирован небольшой участок земли под названием Ферма Шебаа, расположенный в Голанских высотах. Это место остается единственной спорной территорией на границе Ливана.

С ноября по апрель, а в некоторых местах и по май, в Ливане наступает горнолыжный сезон. Он привлекает в страну очень много поклонников горных лыж и сноубординга со всего Ближнего Востока. Это не удивительно. Ливан – единственное государство в регионе, где снег лежит несколько месяцев. К тому же, добраться сюда из соседних арабских стран можно быстро и недорого, поэтому в ливанских отелях во время горнолыжного сезона бывает достаточно многолюдно.

Любителей зимнего отдыха в Ливане принимает шесть горнолыжных курортов. Самый высокий из них – Cedars – находится в двух с небольшим часах езды от Бейрута. Его оборудованные трассы имеют общую протяженность 120 км и расположены на высотах между 2000 и 3000 м над уровнем моря. Они обслуживаются пятью подъемниками и предназначены для катания и новичков, и опытных горнолыжников. Cedars был отстроен относительно недавно – в середине 2000-х годов, поэтому здесь существует развитая инфраструктура – комфортные отели и современные пункты проката снаряжения.

Другое востребованное место зимних развлечений – Mzaar – значительно уступает высокогорному Cedars в общей протяженности трасс. Их здесь всего 80 км. Зато этот горнолыжный центр предоставляет туристам 42 спуска, оборудованных 18 подъемниками. Да и дорога от Бейрута до Mzaar короче и занимает всего один час.

Достопримечательности Ливана

Путешествовать по Ливану можно самостоятельно и в составе организованных групп. Туров на русском языке не существует, но всегда есть возможность примкнуть к англоговорящей экскурсии.

В столице страны есть на что посмотреть. Каждый, приезжающий в Бейрут, старается посетить красивую городскую набережную. В любое время суток и при любой погоде в этой части города многолюдно. Многие приходят на набережную, чтобы заняться спортом, другие – чтобы посидеть в уютных кафе и ресторанах.

В самом сердце Бейрута находится площадь Звезды или Сахат аль-Нэжма. Она действительно напоминает звезду. Из центра площади по сторонам расходятся небольшие улицы. Возле высокой башни с часами любят фотографироваться туристы, а прилегающие к площади кварталы давно стали центрами ночной жизни ливанской столицы.

Самый древний архитектурный памятник Бейрута – мечеть Омара. Здание было возведено во времена Крестовых походов. Им владели и христиане, и мусульмане, а мечеть существует здесь с 1291 года. Чтобы познакомиться с историей столицы Ливана, стоит заглянуть в национальный музей Бейрута. Другой интересный музей – Сурсок – находится в районе Ашрафия. В нем размещены частные коллекции произведений современного искусства и богатое собрание старинных книг.

Большой интерес для путешественников представляет визит в один из самых старых городов мира – Библос, который находится недалеко от столицы и сегодня носит имя Джебейль. Это настоящее приключение для любителей истории! В городе сохранилась мощная крепость и развалины замка крестоносцев. Здесь можно увидеть римский амфитеатр и царский колодец, древний некрополь с саркофагами и руины финикийских храмов.

В северной части страны, на высоте 2000 метров над уровнем моря, расположена самая большая в Ливане кедровая роща, которую именуют Божественным кедровым лесом «Хорш-Арз-эр-Раб». До природного памятника можно доехать на такси из Триполи, второго по величине города в Ливане. Во время путешествия по стране также стоит обратить внимание на горный монастырь IX века Дейр Мар Антониус Козхая, храмы Бахуса, Венеры и Юпитера в Баальбеке, природный парк в долине Кадиша, римский ипподром в городе Тир, собор Святого Павла в Джунии и пещеры Джейта.

Все достопримечательности Ливана

Транспорт

В Ливане такси считается наиболее удобным средством передвижения по городам и внутри страны. Машин такси здесь очень много, поэтому поездки в любое время суток не являются проблемой. На счетчики рассчитывать не стоит, тем более, что установлены они далеко не везде. Обычно цену за поездку оговаривают заранее с водителем, и делать это лучше еще до посадки в машину. Ливанские таксисты принимают оплату как в местных фунтах, так и в долларах.

Поймать машину нетрудно прямо на улице, но, при желании, такси можно вызвать и по телефону. Удобно также и то, что стоимость проезда в любом городе Ливана будет примерно одинаковой. И в Бейруте, и в отдаленном от столицы городке таксист попросит за одинаковые расстояния те же деньги. Однако за проезд между городами таксисты запрашивают дорого. Такие поездки обходятся примерно в 10 раз дороже, чем передвижение на микроавтобусе. Так, например, путешествие на такси из Бейрута в Библос обойдется в 25 долларов, хотя расстояние между этими двумя городами составляет всего 35 км.

Помимо привычного персонального такси, в Ливане существует «service taxi». В таких машинах водители подвозят по пути других пассажиров. «Service taxi» обходятся в 3-4 раза дешевле, но удобств в дороге значительно меньше. По местной традиции, в пятиместную машину сажают шесть пассажиров: двоих спереди, рядом с водителем, и четверых на заднее сидение. Правда, если кто-то из пассажиров хочет иметь больший комфорт, он может оплатить двойной тариф.

В стране нет внутренних авиарейсов и железной дороги, поэтому основным видом общественного транспорта здесь стали автобусы. При развитой сети автомобильных дорог и не менее развитом автобусном сообщении, в Ливане не существует рейсовых автобусов и привычных нам автовокзалов. В крупных городах есть стихийные парковки, куда съезжаются автобусы из разных мест. Самая крупная точка сбора автобусов в столице страны находится под развязкой автомагистрали Charles Helou, неподалеку от порта.

На большинстве автобусов и микроавтобусов нет четко обозначенных маршрутов, и поэтому узнать, куда отправляется машина, можно только у водителя. Иногда туристам, чтобы уехать в нужном направлении, приходится стоять у трассы и останавливать все автобусы подряд. Плату за проезд традиционно отдают водителю при выходе из автобуса. Фиксированных ценников, как и билетов, нет. Ориентировочно, поездка на расстояние в 30 км обходится в 2 доллара. Автобусы передвигаются по стране круглые сутки, но ночью их значительно меньше.

На больших туристических автобусах в Ливане перевозят только организованные группы. Для самостоятельных поездок более безопасными считаются большие микроавтобусы. Иностранным путешественникам не рекомендуют пользоваться маленькими 9-местными машинами. Их водители часто лихачат и попадают в аварии.

При желании, в Ливане можно арендовать машину. Как и во всем цивилизованном мире, в этой стране действуют международные права, а стоимость аренды определяется классом машины. Цены начинаются от 25 долларов за сутки.

Особенности национальной кухни

Традиционную ливанскую кухню отличает обилие овощей и рыбы. Мясные блюда, за исключением приготовленных из курицы или баранины, встретишь нечасто, а свинины практически нет. Овощи готовят по-разному и добавляют к ним много специй. Кроме того, в местной кухне много блюд из фасоли.

В Ливане делают превосходную шаурму, которую здесь называют «шавермой». По вкусу она отличается от шаурмы из Турции, так как ливанцы используют для нее специальные соусы. Придорожная шаверма имеет большие размеры и стоит 2 доллара.

В Бейруте для посетителей открыто около 400 ресторанов. В них подают блюда и ливанской, и международной кухонь. Самые дорогие рестораны существуют только в столице, во всех других местах общественное питание выглядит гораздо скромнее.

По всему Ближнему Востоку известно превосходное ливанское вино. Самым популярным считается Château Ksara. Оно бывает разных цветов. Продегустировать местные вина можно в любом ресторане.

Сувениры

В Бейруте не так много мест, где можно купить «тематические» безделушки с национальной атрибутикой или видами Ливана. Для того, чтобы приобрести сувенирные магнитики, кружки и футболки, стоит отправиться в центр города и посетить торговый центр «Саукс». Здесь, в магазине «Virgin Megastore», представлен самый большой выбор подобной продукции, а также книги и CD-диски.

Сувениры можно купить и в небольших лавках, открытых при музеях, а окаменелости на память – в исторических местах. Их можно вывозить из страны совершенно спокойно. А в отношении знаменитого ливанского кедра существует много запретов. Кедр в этой арабской стране считается священным деревом. Туристам запрещено вывозить из Ливана его семена. В качестве сувениров можно купить небольшие поделки из кедра, которые, по уверению продавцов, изготавливают исключительно из сломанных веток.

  • Несмотря на наличие национальной валюты – ливанского фунта – доллары в стране принимают повсеместно. Ими можно расплачиваться даже в государственных учреждениях.
  • Деньги обменивают в банках. Небольших обменных пунктов в Ливане нет.
  • В Ливан можно ввозить доллары наличными или снимать деньги в банкоматах. Сеть банкоматов существует не только в Бейруте, но и в небольших городках. В них получают деньги на выбор – в местной валюте или долларах.
  • Расплачиваться с помощью карточки можно лишь в крупных супермаркетах Бейрута. В остальных местах к оплате принимают только наличные деньги.
  • В Ливане говорят на арабском и французском языках. Большая часть уличных указателей и табличек также написаны на этих двух языках. Значительная часть населения владеет еще и английским. Среди англоговорящих ливанцев больше молодежи, а пожилые жители страны, как правило, не знают этого языка.
  • Ливанцы, как и жители всех арабских стран, очень любят торговаться. Совершенно нормальным считается торг между хозяином и продавцом в небольших магазинах и сувенирных лавках. Здесь принято торговаться в такси и с водителями автобусов, а также пытаться сбить цену на любую услугу.
  • Магазины открыты с 9.00 до 18.00. Немногочисленные супермаркеты работают до 22.00. Очень редко, когда торговое заведение закрывается на обеденный перерыв, как правило, в дневное время в нем просто становится меньше продавцов. По субботам и воскресеньям закрыта большая часть магазинов.
  • Вода из под крана не пригодна для питья, лучше всего пользоваться бутилированной водой.
  • Чаевые за обслуживание в этой арабской стране никогда не включают в счет. Если есть желание, официанта, портье или таксиста можно поощрить. Но здесь принято не оставлять деньги на столе – их отдают из рук в руки.

Визовые особенности и безопасность

Современный Ливан – государство, только начавшее переход к мирной жизни после большой войны. В южных районах, там где существуют очаги конфликта между Хезболлой и Израилем, до сих пор слышны выстрелы.

Граница между Израилем и Ливаном сегодня закрыта. Если путешественник имеет в паспорте печать о посещении Израиля, ему не разрешат въезд в Ливан. Даже если паспорт новый, всем туристам во время пограничного контроля задают вопрос – бывали ли они в Израиле. Аналогичная ситуация действует и в Израиле. С отметкой в паспорте о посещении Ливана, в эту страну попасть невозможно.

На приграничной с Сирией территории ситуация также не достаточно стабильна. Безопасной считается центральная часть Ливана, где расположена его столица. Иностранным туристам не рекомендуют путешествовать южнее Тира и севернее Триполи.

Внутри страны безопасность обеспечивает регулярная армия Ливана, полиция и члены Хезболлы. На улицах столицы очень много людей с оружием. Вполне обычное дело – досмотры содержимого рюкзаков или проверки на автотрассах. Тем не менее, ливанскую столицу признают вполне безопасным местом. Туристов просят только соблюдать простые правила в отношении личной безопасности и сохранности имущества во время прогулок по Бейруту. В отдаленных от центра районах и в темное время суток кражи здесь – обычное дело.

Как добраться

В Бейруте находится единственный ливанский аэропорт, который доступен для гражданской авиации. Сюда летают самолеты из Москвы, а также из некоторых городов Европы и Ближнего Востока. Добраться до Ливана можно как прямыми рейсами, так и с пересадкой.

Хотя страна имеет три крупных морских порта, остановку в них делают только круизные лайнеры. Раньше Ливан и остров Кипр связывал морской паром, но сегодня пассажирского сообщения на этом направлении нет.

По земле попасть в Ливан можно только через территорию Сирии. Между двумя странами на основных автотрассах работает несколько пропускных пунктов – Эль-Арида, Эль-Абудие, Маснаа и Ках. Они неплохо контролируются, однако, в настоящее время этот вариант нельзя считать полностью безопасным. В Сирии идут боевые действия, и поэтому КПП периодически закрывают на неопределенный срок.

По различным источникам, мнения историков о времени возникновения первых поселений людей на территории Ливана разделились. По одним данным – это 6 тысяч лет до н.э., по другим – 4 тысячи лет до н.э. Некоторые предметы раскопок в районе древнего города Библос, свидетельствуют о 7-8 тысячелетии до н.э. История Ливана как государства достаточно молода, однако вся она пронизана историческими нитями, которые тянутся из древности веков.

Сложная история Ливана

Финикия, первое торговое государство, образовавшееся на территории Ливана и успешно пользовавшееся большой протяженностью морского побережья. История Ливана прошла долгий период и пережила владычество персов, завоевание Македонского, царствование Селевкидов и Римской империи. В своей истории Ливан побывал и в королевстве крестоносцев и в Османской империи, был он и в составе Сирии и сирийским мандатом Франции. В каждый из этих периодов культура Ливана почерпнула все самое драгоценное и интересное и донесла это до наших времен.

Столица Ливана

Восточный Париж или Столица Восточной Франции, именно так называется путешественниками. Прекрасное местоположение всегда способствовало его активному культурному развитию. Даже несмотря на неоднократные разрушения в результате междоусобный войн, город остается кладезем исторических памятников и достопримечательностей.


Население Ливана

Порядка половины населения проживает в столице и ее окрестностях. Население Ливана составляет немногим менее четырех с половиной тысяч человек. Интересен факт, что практически 50 % женского и 50 % мужского населения. Снижению численности способствует миграция христианского населения, в этом году уже мигрировало 25500 человек. Общий прирост за год составил больше 10 000 человек.


Государство Ливан

В 1940 году Ливан, наконец, приобрел независимость. Согласно действующей Конституции – парламентская республика, где управление осуществляется Президентом, премьер-министром и Ассамблеей представителей. История страны создала определенную особенность – обязательное присутствие различных религиозных представителей в правительстве.


Политика Ливана

В стране политические силы делятся на два лагеря – просирийский и антисирийский. Места внутри партийных списков разделяются по клановому принципу, причем клан – жители какого-то отдельно взятого региона,которые, как правило, выдвигают одного и того же кандидата. Внешняя тесно связана с влиянием России, Франции, США.


Язык Ливана

Невзирая на то, что страна веками находилась под влиянием различных завоевателей, официальный – арабский.

ЛИВАН, Ливанская Республика, государство в Западной Азии на восточном побережье Средиземного моря. Граничит на севере и востоке с Сирией, а на юге с Израилем. Бльшую часть Ливана занимает одноименный хребет, от которого и произошло название страны. Территория Ливана вытянута вдоль побережья на 210 км. Ширина ливанской территории составляет от 30 до 100 км. В административном отношении она поделена на 5 провинций (мухафаз): Бейрут с окрестностями, Горный Ливан, Северный Ливан, Южный Ливан.
От античной эпохи до арабского завоевания. Уже в III тысячелетии до н.э. на побережье существовали города-государства, населенные финикийцами мореходами и торговцами. Важнейшими из них были Тир (совр. Сур), Сидон (совр. Сайда), Берит (совр. Бейрут) и Библ, или Библос (совр. Джубейль). В течение почти четырех веков, начиная с 16 в. до н.э. они находились под властью египтян. Финикийцы, особенно после 12 в. до н.э., когда их города-государства обрели независимость, основали множество колоний на побережье Средиземного моря, особенно в Тунисе (в частности, Карфаген), на западе Сицилии, на Сардинии, в южной Испании, Алжире и Марокко.
В 6 в. до н.э. финикийские города-государства были захвачены Персией. В 4 в. до н.э. их покорил Александр Македонский, а впоследствии они перешли во владения Селевкидов. После завоевания Египта и Сирии в 1 в. до н.э. Римом они подпали под его власть, а сама эта территория была включена в состав провинции Сирия.
Финикийские прибрежные города играли большую роль в экономической жизни Средиземноморья, по которому пролегали важные торговые пути вплоть до 7 в., когда Сирия, Египет и Северная Африка были завоеваны арабами. Мало что известно об истории горных районов Ливана в тот период, хотя развалины многочисленных римских поселений обнаружены на прибрежных холмах. Во внутренней области, у подножия хребта Антиливан, в плодородной долине Бекаа, находился город Баальбек - важный торговый и транспортный узел. В период правления Селевкидов и особенно в римское время Баальбек, называвшийся тогда Гелиополисом, был процветающим городом.
После того как арабские завоеватели овладели Сирией между 634 и 639 н.э., финикийские прибрежные города превратились в маленькие поселения, тогда как поселения внутренних районов Сирии - Халеб (Алеппо), Хама, Хомс и Дамаск - стали быстро развиваться как центры новой власти. Тем временем арабские завоеватели все более активно расселялись в горных районах Ливана, получающих достаточно атмосферных осадков и располагающих плодородными землями. Сильно пересеченный характер рельефа делал эту местность труднодоступной, в силу чего она неоднократно служила убежищем для преследуемых общин. Между 7 и 11 вв. в Северный Ливан из долины р. Эль-Аси (Оронт) переселилась христианская община монофелитов, известных как марониты. В начале 11 в. тайная шиитская секта, проповедовавшая о божественном происхождении аль-Хакима, фатимидского халифа Египта (996-1021), начала вербовать сторонников среди крестьян Сирии и особенно юга Ливана. Последователи Хакима стали называться друзами по имени одного из основателей секты Муххамада ад-Дарази.
Средние века. После захвата Библа в 1102 и Триполи в 1109 графом Раймоном де Сен-Жиллем и его преемниками и овладения Бейрутом и Сидоном в 1110 королем Иерусалимским Балдуином I все побережье Финикии, а также бльшая часть горных районов страны оказались в руках крестоносцев. Приморские и горные местности к северу от Библа вошли в состав графства Триполи, а Бейрут и Сидон с их землями стали ленами Иерусалимского королевства.
Крестоносцам Сидона удалось установить свое господство над соседней горной территорией Шуф, из Бейрута они контролировали лишь узкую прибрежную полосу. В горном районе Эль-Гарб, примыкающем к Бейруту, им успешно противостояли друзы под предводительством дома Бухтур. В знак признания заслуг друзов в борьбе с крестоносцами мусульманские властители Дамаска согласились с верховенством клана Бухтур в Эль-Гарбе. После изгнания крестоносцев из Сирии в 1291 клан Бухтур утвердился в Бейруте, и его представители поступили на службу к мамлюкам, правившим в то время в Египте и Сирии, в качестве кавалерийских офицеров и наместников. Мамлюки признали права Бухтуров на Гарб.
В северном Ливане марониты наладили отношения с крестоносцами. К концу 12 в. они согласились отказаться от монофелитства, заключили унию с Римом и признали верховенство папы.
Правление мамлюков и турок-османов. В период господства мамлюков, продолжавшийся с 13 до 16 в., северный Ливан входил в состав провинции Триполи; южный Ливан (Бейрут и Сидон) вместе с долиной Бекаа составлял округ Баальбек, один из четырех в провинции Дамаск. В провинции Триполи главы маронитских деревень, или мукаддамы, традиционно сохранявшие верность маронитскому патриарху, получили от мамлюков право собирать налоги, так что вмешательство в их внутренние дела было минимальным. В высокогорном районе Бшерри усилилось одно из семейств местных мукаддамов, которое взяло на себя защиту маронитских патриархов; оно сохраняло свое влияние до начала османского периода в истории страны. В южном Ливане и долине Бекаа мамлюки поддерживали туземных друзских и мусульманских вождей, или эмиров, таких как кланы Бухтур в Гарбе, Маан в Шуфе и Шихаб в Антиливане, чьи права на управление подвластными им территориями были подтверждены мамлюками. После завоевания Сирии и Египта османами в 1517 организация местной власти в Южном Ливане в целом осталась прежней. К концу 16 в. Мааны, эмиры Шуфа, были признаны верховными вождями друзов, а глава их семейства Фахр ад-Дин установил свою власть над всем южным Ливаном и долиной Бекаа.
Начало новой истории Ливана обычно датируют возвышением Фахр ад-дина II Маана (годы правления 1590-1635). Этот выдающийся государственный деятель постепенно подчинил себе населенные маронитами территории северного Ливана, а также значительную часть внутренних районов Палестины и Сирии. В своих ливанских владениях он стимулировал развитие шелководства, открыл порты Бейрута и Сидона для европейских купцов, добился помощи итальянцев в модернизации сельского хозяйства. Эмир благоволил лояльным и трудолюбивым христианам, особенно маронитам, и побуждал их переселяться на юг Ливана для расширения там шелкового производства. Поощряемое им политическое и экономическое сотрудничество между ливанскими христианами и друзами в дальнейшем послужило основой для возникновения ливанской автономии.
Независимость и достижения Фахр ад-Дина привели к росту напряженности в отношениях с Османской империей. В 1633 войска эмира были разбиты, а сам он попал в плен и позднее был убит в Стамбуле. Однако к 1667 его внучатый племянник Ахмед Маан сумел восстановить власть семейства Маанов над южным Ливаном и маронитским районом Касраван в центральной части страны, создав Ливанский эмират, ставший ядром современного Ливана.
В 1697, после смерти Ахмеда Маана, у которого не было сыновей, власть над эмиратом с одобрения Османов перешла к Шихабам из Антиливана, мусульманским родственникам друзских Маанов. К 1711 Шихабы кардинально изменили систему управления эмирата с тем, чтобы сохранить в нем свою власть. Позднее в том же веке правящая ветвь семейства приняла христианство и стала маронитами, что отражало усиливавшееся влияние этой общины. При эмирах Юсуфе (годы правления 1770-1789) и обратившемся в христианство Башире II (годы правления 1789-1840) власть Шихабов распространилась на север, включая весь Горный Ливан.
Башир II, выдающийся правитель из династии Шихабов, вступил в союз с пашой Египта Мухаммадом Али с целью ограничить при поддержке Египта власть различных местных правителей. В 1840 османы с помощью английских и австрийских войск разбили Мухаммада Али и сместили Башира II. Его преемник Башир III уже не мог контролировать друзских лидеров в южном Ливане и в следующем году покинул свой пост, положив тем самым конец существованию Ливанского эмирата. Прямое османское правление на этой территории так и не смогло укрепиться. Действия маронитов по реставрации эмирата усилили подозрения друзов, выступавших против этой политической акции. В 1842 Горный Ливан был разделен на два административных района, или каиммакамийи: Северную во главе с местным христианским губернатором и Южную под управлением друзов. Христиане, составлявшие к тому времени большинство на юге, выступили против такого раздела, и в 1845 между христианами и друзами вспыхнула война. После военно-политического вмешательства правительства Османской империи административная реформа все же была проведена. В 1858 маронитские крестьяне в Северной каиммакамийе подняли восстание против маронитской аристократии и добились отмены ряда ее привилегий. В 1860 ободренные этим событиями крестьяне христианского вероисповедания на юге стали готовить мятеж против друзских феодалов. Конфликт носил религиозную окраску. Друзы устроили резню, в которой погибло более 11 тыс. христиан.
Под давлением европейских держав, особенно Франции, традиционно защищавшей маронитов, османское правительство в 1861 ввело в Горном Ливане так называемый Органический статут. Горный Ливан был интегрирован в единый автономный район-мутасаррифийю, во главе с османским губернатором-христианином, или мутасаррифом, назначавшимся султаном с одобрения европейских держав. В качестве совещательного органа при губернаторе был создан административный совет, избиравшийся из представителей различных ливанских общин пропорционально их численности. Были ликвидированы основы феодальной системы; всем подданным были гарантированы гражданские свободы; на новую администрацию было возложено судопроизводство и исполнение законов. Данная система, с небольшими изменениями, внесенными в 1864, доказала свою жизнеспособность и просуществовала вплоть до 1915. Под руководством мутасаррифов Ливан развивался и процветал. Католические миссионеры из Франции и протестантские миссионеры из Америки и Великобритании основали в стране сеть художественных школ и колледжей, что сделало Бейрут одним из ведущих образовательных и культурных центров Османской империи. Развитие издательского дела и издание газет положили начало возрождению арабской литературы.
Французский мандат. В 1915, вскоре после того как Турция выступила на стороне Германии и Австро-Венгрии в войне против стран Антанты (Великобритании, Франции и России), действие Органического статута для горного Ливана было приостановлено, а вся власть перешла к турецкому военному губернатору. После победы Антанты в 1918 Бейрут и Горный Ливан, вместе Сирией были оккупированы французскими и британскими войсками. Верховный комиссар Франции в Бейруте генерал Анри Гуро присоединил к Горному Ливану прибрежные города Триполи, Бейрут, Сидон и Тир, долину Бекаа, а также территории, примыкающие к Триполи и Тиру, и провозгласил создание Государства Великий Ливан. Новое государство находилось под управлением французского губернатора, при котором действовал выборный Совет представителей, обладавший совещательными функциями. В 1923 Лига наций выдала Франции мандат на управление Ливаном и Сирией. В 1926 была разработана и принята конституция, согласно которой Государство Великий Ливан преобразовывалось в Ливанскую Республику.
В 1926 пост президента Ливанской Республики занял православный Шарль Диббас, но начиная с 1934 президентами Ливана избирались только марониты. После 1937 премьер-министрами назначались лишь мусульмане-сунниты. Нормой стало распределение должностей в правительстве и мест в однопалатном парламенте среди представителей различных религиозных общин в пропорции, приблизительно соответствовавшей их численности в стране. С 1943, когда было заключено соглашение о принципах государственного устройства Ливана, известное как «Национальный пакт», места в парламенте распределялись между христианами и мусульманами в соотношении 6 к 5, так что общее число депутатских мандатов было кратным одиннадцати.
Население Ливанской Республики почти в равной мере составляли христиане и мусульмане. Большинство суннитов, проживавших в различных частях Великого Ливана, находилось под влиянием сирийского национализма. Они враждебно отнеслись к французской оккупации и выступили за включение Ливана в состав Сирии. С другой стороны, марониты и часть друзов приветствовали провозглашение независимости страны и благожелательно относились к французам.
Ливан после провозглашения независимости. В июле 1941 администрация «правительства Виши», захватившая власть в Сирии и Ливане после поражения Франции от Германии в 1940, была изгнана из страны британскими войсками, при поддержке сил «Свободной Франции», которая обещала предоставить независимость обеим арабским странам. Однако выборы 1943 привели к власти режим, выступавший за немедленное обретение государственной независимости и ликвидацию французского влияния. Власти «Свободной Франции» арестовали вновь избранного президента Бешара аль-Хури и ведущих членов правительства. За этими событиями последовали демонстрации населения и вооруженные столкновения. Под давлением Великобритании и США власти были вынуждены освободить арестованных и восстановить законно избранное правительство. С тех пор этот день, 22 ноября, празднуется в Ливане как День независимости. В 1944 к правительству Ливана перешли все государственные функции, но британские и французские войска оставались в стране до 1946.
Одной из важнейших задач внешней политики Ливана после получения независимости было сохранение хороших отношений как со своими арабскими соседями, так и с государствами Запада. Ливан не принимал участия в разрешении Суэцкого кризиса 1956, однако большинство ливанских мусульман тогда поддержало Египет, а христиане в основном приняли сторону Англии и Франции. В 1958 раскол в ливанском обществе привел к политическому кризису, когда правительство президента Камиля Шамуна отказалось присоединиться к антизападной позиции Египта. Назревала гражданская война, но после высадки в Бейруте американских морских пехотинцев конфликт удалось погасить. Окончание кризиса совпало с завершением полномочий президента Шамуна. Новым президентом был избран командующий армией Фуад Шехаб. В 1964 его сменил Шарль Хелу, в 1970 президентом стал Сулейман Франжия, а в 1976 - Ильяс Саркис.
Ливан стремился избежать вмешательства в арабо-израильские войны 1967 и 1973. Однако после 1967 из лагерей беженцев в Ливане палестинские партизаны неоднократно наносили удары по Израилю. С его стороны последовали ответные вооруженные акции, и ливанское правительство попыталось ограничить военные вылазки палестинцев со своей территории. Напряженность возросла после событий «Черного сентября» 1970, когда силы палестинского сопротивления в Иордании были разгромлены усилиями регулярной армии, после чего были сосредоточены в Ливане.
Гражданская война и военная оккупация. Приток в страну палестинских партизан поставил Ливан в центр противостояния между Израилем, Сирией и палестинцами. Столкновения между ливанскими правительственными войсками и партизанами начались в мае 1973. В результате последние были вынуждены пойти на некоторые уступки в соответствии с Мелькартским протоколом, подписанным двумя сторонами в качестве приложения к Каирскому соглашению, заключенному в ноябре 1969. Ободренные успехами правительства, Фалангистская партия и другие умеренные организации потребовали усилить контроль над палестинскими отрядами, действовавшими против Израиля, так как ответные удары со стороны последнего имели негативные последствия и для коренных жителей южного Ливана. Большинство мусульманских политиков поддержали Организацию Освобождения Палестины (ООП). Крупнейшие движения создали свои собственные вооруженные формирования. С весны 1974 между ними возникали спорадические столкновения. После того как 13 апреля 1975 автобус с палестинцами подвергся нападению фалангистов в столичном христианском квартале Айн-Руммана в ответ на убийство телохранителей лидера Фалангистской партии Пьера Жемайеля, в Ливане вспыхнула гражданская война.
Таким образом, конфликт в стране начался со столкновений между консервативной христианской милицией и ООП. Ситуация быстро переросла в междоусобную войну, в ходе которой ливанцы разделились по вопросу о месте палестинцев в стране. Христиане видели в ООП «государство в государстве» и пытались поставить под контроль деятельность палестинских формирований, подобно тому как это было сделано в других арабских странах, например, в Иордании. Возглавляли приверженцев этой позиции Фалангистская партия «Катаиб» Пьера Жемайеля и бывший президент Камиль Шамун, усматривавшие в ООП опасность для национального суверенитета. В то же время они стремились представить действия ООП как идеологическую угрозу политическому устройству страны и тем самым консолидировать христианскую общину. Мусульманская община Ливана, со своей стороны, выступила в поддержку ООП. Ближайшим их союзником оказались Национально-патриотические силы Ливана (НПС) во главе с Камалем Джумблатом. Джумблат не только разделял цели ООП, но и предлагал использовать ее как ядро, вокруг которого удастся сплотить различные мусульманские общины, чтобы реформировать политическую систему страны и удовлетворить собственные амбиции. Джумблат перевел конфликт в стадию гражданской войны, выдвинув в августе 1975 программу политических преобразований, осуществление которой, по мнению лидеров Национально-патриотических сил, было необходимым условием прекращения внутренних военных междуусобиц.
Консервативный правохристианский лагерь надеялся опереться на ливанскую армию для того, чтобы принудить палестинцев по крайней мере принять Каирское соглашение и Мелькартский протокол, если не удастся разоружить их и изгнать из Ливана, как это сделал король Хусейн в Иордании в 1970-1971. В мае 1975 президент Сулейман Франжия, стремясь выполнить вышеназванные задачи, сформировал правительство из военных. Сразу после того, как Национально-патриотические силы вместе с ООП и большинством мусульманских политиков стали настаивать на замене военного кабинета министров так называемым правительством спасения во главе с Рашидом Караме, начались вооруженные столкновения. Президент Франжия был вынужден согласиться на выдвинутые требования. Главным посредником в формировании правительства выступила Сирия, пытавшаяся создать себе имидж беспристрастного партнера.
В действительности президент Сирии Хафез Асад преследовал свои интересы. Действия сирийского руководства в Ливане определялись двумя аспектами ближневосточного кризиса. Во-первых, Асаду было необходимо взять под свой контроль Ливан и ООП как участников в арабо-израильского мирного процесса, начавшегося после достижения договоренности между Египтом и Израилем о прекращении огня. Во-вторых, президент Асад вынужден был принять во внимание последствия заключенного самой Сирией соглашения с Израилем от 31 мая 1974 относительно Голанских высот, по которому на сирийско-израильской границе не допускались действия партизан. Ввиду того, что Иордания еще раньше выдворила со своей территории вооруженные соединения палестинцев, Асад мог поддерживать партизанскую войну против Израиля только с ливанской земли.
Поводами для сирийской военной интервенции в Ливане послужили два события. Прежде всего, в тупик зашли отношения между двумя основными ливанскими политическими силами. «Комитет по национальному диалогу», созданный в сентябре 1975 для выявления и окончательного урегулирования противоречий между христианами и мусульманами, погряз в спорах о повестке переговоров. Консервативные лидеры христиан требовали, чтобы страна сохранила суверенитет над всей своей территорией, тогда как НПС во главе с Джумблатом настаивали на внесении изменений в сложившуюся политическую систему, игнорируя проблему присутствия ООП в Ливане. Другими словами, одна сторона имела первоочередной целью защиту национального суверенитета, который ущемлялся деятельностью ООП, и возрождение законности и порядка, тогда как другая сторона выступала за проведение политических реформ и восстановление на новой основе равновесия между христианами и мусульманами.
Начало вмешательства Сирии в ливанские дела относится к январю 1976, когда консервативная христианская милиция начала активные действия, установив блокаду двух лагерей палестинских беженцев в пригородах Бейрута. Сирия умело управляла конфликтом через руководителя вооруженных сил ООП Зухейра Мухсена, лидера контролировавшейся Сирией организации «Ас-Сайка» («Удар молнии»), входившей в ООП. Президент Асад направил в помощь ООП и НПС Ярмукскую бригаду из состава Армии освобождения Палестины.
Второй импульс для вмешательства Сирии дал мятеж, поднятый в мусульманских частях ливанской армии молодыми офицерами, подстрекаемыми ООП и НПС, что привело к ее полному развалу в марте 1976.
Тем временем усилились требования со стороны НПС и политических лидеров мусульман об уходе в отставку президента страны. Сулейман Франжия отказался выполнить эти требования, но с помощью американского посланника Дина Мартина удалось достичь компромисса. В мае 1976 был избран новый президент Ильяс Саркис, который должен был вступить в должность 23 сентября 1976 после окончания срока полномочий Франжия, сохранив принцип преемственность власти.
Еще в середине апреля 1976 части сирийской армии перешли восточную границу Ливана и не собирались покидать страну. Опасаясь прибытия в Ливан французских войск, а такое предложение было высказано президентом Франции Валери Жискар д"Эстеном 22 мая 1976, Асад принял решение усилить военное присутствие Сирии. Было инсценировано нападение на два христианских города на севере Ливана, что подтолкнуло их жителей обратиться за помощью к сирийским вооруженным силам. Асад понимал, что военная интервенция Сирии может быть принята Израилем и США только в том случае, если она будет направлена на поддержку президента Ливана и консервативных лидеров христиан и против ООП и НПС. Учитывая данное обстоятельство, сирийская сторона к моменту полномасштабного вторжения в Ливан 1 июня 1976 поменяла союзников и начиная с этого времени вступила в конфликт с ООП и НПС. Сирию не остановили даже многочисленные посреднические усилия различных арабских стран, которым удалось лишь отсрочить продвижение ее войск в районы, контролировавшиеся НПС Джумблата и ООП.
После вступления в должность нового президента Ливана в Эр-Рияде 16 октября 1976 было проведено совещание глав ряда арабских государств, в котором приняли участие Саудовская Аравия, Египет, Сирия, Кувейт, Ливан, а также ООП. Арабские лидеры призвали к прекращению войны в Ливане, для чего предлагалось использовать межарабские силы сдерживания (МСС) численностью 30 тыс. человек (85% из них должны были составить сирийские войска, уже находившиеся в стране). Предлагалось также вернуться к положению, существовавшему до 13 апреля 1975, и соглашениям, заключенным между ООП и правительством Ливана.

С туристической точки зрения Ливан весьма перспективная страна, обладающая фантастически интересной и очень древней историей, большим количеством культурных, природных и религиозных достопримечательностей вкупе с неплохой инфраструктурой. В этом смогли убедиться участники ознакомительной поездки, организованной для российских и украинских журналистов и туроператоров Министерством туризма Ливана.

Приехать в Ливан нужно хотя бы для того, чтобы увидеть Баальбек. Я была в иорданском Джераше, гуляла по римскому Форуму, но развалины города, жители которого некогда поклонялись грозному божеству Баалу (отсюда и название), потрясли меня гораздо сильнее.

Для нас история Баальбека начинается в 332 году до нашей эры, когда его захватил неугомонный Александр Македонский. Однако город наверняка гораздо старше, так как здешние места издревле были плотно заселены. Если верить мифологии, то день его рождения теряется в допотопных, в смысле до всемирного потопа, временах. Многочисленные войны и смертоносные землетрясения изрядно Баальбек потрепали, но и сегодня он все еще выглядит величественно. Доподлинно известно, кстати, что какое-то количество камня на постройку первого храма царь Соломон брал именно отсюда. Древесину, а именно ливанский кедр, завозили в Иерусалим тоже из Ливана.

Сначала город сам бросает на тебя любопытные взгляды из-за высокого забора, затем, все еще уклоняясь от встречи, заставляет смотреть под ноги, когда приходится преодолевать хаос стройки, которая когда-нибудь облагородит подступы к нему, потом подводит к крутой высокоступенчатой лестнице, ведущей еще не в город, а только в его "прихожую" в виде шестиугольного двора.






И только потом распахивается перед тобой во всей красе.



Из всего грандиозного храмового ансамбля, поражавшего когда-то воображение современников, в более-менее первоначальном виде до нас дошел лишь так называемый храм Бахуса.



А вот от самого величественного из всех храмов, построенных когда-то римлянами, осталось всего лишь шесть колонн, но зато каких! Их высота – 22 метра! Диаметр – больше 2 метров! Посвящен храм был верховному божеству – Юпитеру.





Французский писатель Барре как-то справедливо заметил: "Если шесть колонн Баальбека упадут, мир утратит часть своего великолепия". При сравнении с ливанским храмом Юпитера афинский Парфенон выглядит просто смешным карликом.

Баальбек хранит много тайн и неразрешимых загадок. Вот лишь одна из них – зачем храм Юпитера воздвигли на террасе, которая мало того, что гораздо старше самого храма, но и состоит из каменных блоков, каждый весом более 300 тонн. И зачем в одну из ее стен встроены три самых больших в мире обработанных монолита. Им даже имя дали – Трилитон.



Длина каждого 29 м, высота 4 м и толщина тоже почти 4 м. Вес – больше 800 тонн. И этакие тяжеленные каменюки так точно соединили друг с другом, что между ними и сейчас, после стольких катаклизмов, почти невозможно просунуть даже иголку. Совершенно непонятно как их доставили из каменоломни, которая находится от места строительства на расстоянии около километра. Там до сих пор лежит просто чудовищный мега-монолит, который по неизвестной нам причине не успели, не смогли или не захотели дотащить к месту стройки. Он, его называют Южный, весит вообще 1000 тонн! Некоторые наиболее романтично настроенные исследователи полагают, что Баальбек – это заброшенный космодром пришельцев.

Или – что за странная стена, совершенно непонятного назначения "мегазабор", примыкает к храму Юпитера, никак не соприкасаясь с ним.



На территории Ливана находится и один из древнейших на земле городов – финикийский Библос. К тому же, это единственное на нашей планете поселение, которое никогда не покидали люди. Он так стар, что даже слово "библия" происходит от его имени. Немых свидетелей пролетевших над городом эпох и культур можно увидеть в археологическом парке, что рядом с небольшим, но помнящим еще крестоносцев портом.





За приблизительно 7 тыс. лет своего существования (впрочем, точный возраст города не установлен) он принадлежал Вавилонскому и Ассирийскому царствам, персам и римлянам, византийцам и мамлюкам, крестоносцам и арабам, туркам. Сегодня он вновь арабский, и носит имя Джбейл.

В Библосе хорошо бы задержаться до захода Солнца. Закаты здесь фантастические! Интересно, тысячелетия назад они были так же прекрасны?



Отсюда до столицы Ливана – Бейрута, меньше 40 км. Ливан – страна вообще небольшая. Вдоль Средиземного моря она протянулась на 210 км. Ширина же не превышает 100 км.

Бейрут – город-феникс. Впервые он упоминается в XV веке до нашей эры как финикийский Барут. За эти тысячелетия чего уж только с ним не происходило! А он все стоит и радует и удивляет гостей неожиданным сочетанием восточного колорита и европейской респектабельности.











Удивительно, но город, переживший так много, умудрился сохранить искреннюю жизнерадостность. Особенно это чувствуется на любимой ливанцами набережной Корниш. Она всегда, круглосуточно, полна гуляющих людей – кто-то просто сидит на скамейке с друзьями и болтает ни о чем, кто-то отдыхает в одном из многочисленных кафе, выстроившихся вдоль моря, кто-то совершает обязательную вечернюю или утреннюю пробежку. Здесь запросто может остановиться проезжающий шумный свадебный кортеж, и жених с невестой вовлекут всех, кто рядом, в танцевальный круговорот. Есть и те, кто в одиночестве тихо наслаждается дивным видом на местную достопримечательность – Голубиные скалы.





В Бейруте часто соседствуют мусульманская мечеть и христианская церковь (среди горожан 70% исповедуют ислам, 30% – христианство). Голос сзывающего на молитву муэдзина и гул колоколов, звонящих с той же целью, звучат одновременно, в унисон друг другу. И никто никому не мешает. Такую перекличку мне довелось услышать рядом с площадью, носящей очень парижское имя – площадь Звезды.





В Бейруте есть магазины всех ведущих мировых марок, а отельная база очень разнообразна, как говорится – на любой вкус и кошелек. Часть нашей группы разместили в отеле Movenpick Hotel & Resort Beirut 5*. Он стоит на самом берегу моря и поэтому имеет собственный пляж и марину для яхт, а также несколько бассейнов, обширный спа-салон и пять ресторанов.





Под боком у Бейрута, всего в 18 км от него, есть место, которое иначе как чудесным сном и не назовешь. Две отдельные, но близко расположенные карстовые известняковые пещеры в 1836 году обнаружил некий Уильям Томпсон, охотившийся в этих горах. Общая длина Джейта Гротто почти 9 км. Но это только разведанная часть, ливанские спелеологи продолжают активные исследования. Путешествие по нижней пещере возможно только на лодке, так как по дну ее течет полноводная подземная река. А вот верхнюю, сухую, оборудовали мостками с перилами и установили искусную подсветку, чтобы туристы могли безопасно для себя и пещеры любоваться окружающей красотой. Полюбуйтесь и вы. И помните, Джейта Гротто вошли в число 28 финалистов международного конкурса "7 новых чудес природы".







Еще одно чудо, на этот раз чудо святости, поджидало нас в горном монастыре в Анайе. Здесь покоится Святой Шарбель, к которому страждущие люди едут со всего мира.



Родившийся в бедной христианской семье Юсеф Маруф, едва достигнув 23-летнего возраста, ушел в эту обитель, посвященную Святому Марону. Маруф, взявший в монашестве имя антиохийского мученика II века Шарбеля, принадлежал к очень древней маронитской католической церкви, имеющей статус патриархата. Отец Шарбель еще при жизни заслужил славу святого, так как соблюдал очень строгую монашескую аскезу и никогда никому не отказывал в помощи. Умер он в 1898 году, в возрасте 70 лет. Его с почестями похоронили на монастырском кладбище, а через несколько месяцев над могилой появилось яркое свечение. Мощи святого источали, да и сейчас, спустя более 100 лет, источают сукровицу.



Мироточащие останки поместили специальную гробницу. Они привлекают в монастырь множество паломников. Случаи исцеления нередки. Те, кому Святой Шарбель помог, оставляют здесь ненужные уже им костыли, протезы, ортопедическую обувь.



Каждому, входящему в монастырские ворота, вручают абсолютно бесплатно пакетик с крохотной бутылочкой. В ней – масло с добавлением нескольких капель пота и крови Святого Шарбеля.

Рассказанное мною – лишь малая часть того, чем можно восхищаться в Ливане. Я не была во втором по значению городе страны – Триполи (не путать со столицей Ливии). А значит не бродила по его колоритным базарам, заставляющим вспомнить о сокровищах Али Бабы. Только издалека видела знаменитые ливанские кедры. Проехала на автобусе по сельскохозяйственной долине Бекаа, где стоит город Баальбек, и очень хочу попасть в долину Кадиша. ЮНЕСКО внесла ее в свой список мирового наследия за неповторимую красоту и древнейшие христианские монастыри, из-за обилия которых ее называют еще и Святой долиной. В стороне остался Тир, неоднократно упоминаемый в Библии. А знаете ли вы, что нынешняя благополучная Европа получила свое имя в честь дочери царя Тира Агенора – красавицы Европы? В Ливан обязательно нужно вернуться.

Любовь Булгакова