Культура общения беседа для старшеклассников. Культура общения Беседа для старшеклассников Печёркина Светлана Николаевна учитель начальных классов МОУ ООШ п. Ново- Гурьевское. “Сокровищница народной мудрости”

Мы педагоги!!! И наша задача вырастить "людей с большой буквы". И мы не перестаем сражаться с проблемой общения между учащимися, между учащимися и их родителями, учащимися и педагогами. Я стараюсь донести до обучающихся, что общение - это начало всей начал. Ведь пословица гласит: "Встречают по одежке, а провожают по уму". А это что значит??? Это твое умение правильно выражать свои мысли..., правильно высказываться, обращая внимание на интонацию..., и.т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 имени И.А. Флерова»

Профилактическая беседа с учащимися 9-11 классов

Тема: Культура общения

Ход беседы:

Умеете ли вы общаться?

По данным статистики среди опрошенных 80% ответов - «да», 20%- думаю, да или не знаю.

Для чего надо уметь общаться?

Если мы хотим, чтобы нас понимали правильно, нужно, чтобы и форма, и содержание и мысли того, что мы хотим сообщить, гармонично сливались.

Культура общения, как Вы уже догадываетесь, включает в себя не только словесные формы выражения вежливости, сочувствия. Слова и действия не должны вступать в противоречие с внешним видом человека, его одеждой. Иными словами, этикет полностью не соблюден, если - при всей правильности и вежливости поведения - молодые люди являются в театр в джинсах и пестрых майках. Еще хуже, если в яркой экстравагантной одежде кто-нибудь присоединится к похоронной процессии.

"По одежде встречают, по уму провожают" гласит русская народная мудрость. Иными словами, в общении важны и внешний вид, и сказанные Вами слова. Иными словами, даже одеваясь, надо иметь в виду, что одежда, походка, манера стоять, сидеть, даже смеяться образуют своеобразную знаковую систему; так или иначе одетый человек о чем-то заявляет, что-то сообщает о себе другим. Например, свадебное платье, праздничный костюм - знаки предстоящего торжества; спортивный костюм, теннисная ракетка в руках "говорят", что человек - спортсмен; небрежная прическа и неопрятные джинсы - о том, что человек пренебрегает эстетическими чувствами других. Грязь под ногтями и запачканная одежда вовсе не сигнализируют о принадлежности человека к рабочему классу. Это просто признаки неряшливости. Значит, человеку недоступны ни правила личной гигиены, ни понятия об эстетике внешнего вида. Громкие переговоры во время киносеанса, неснятая в помещении шапка - признаки невоспитанности и эгоизма.

Культура общения регулируют общение, взаимодействие людей. Надо серьезно, с умом относится к этикету, к умению общаться. Правило довольно просто: то, что в данной ситуации неприятно Вам, скорее всего, неприятно окружающим.
Итак, что же все-таки необходимо, чтобы правильно общаться? Надо, в первую очередь, уважать собеседника, слушать его с возможным вниманием, не перебивая и давая высказаться, не "зашумлять" каналы связи. Необходимо также выглядеть соответствующим образом, чтобы не было рассогласования, стараться говорить только то, что думаем, дабы не вносить диссоциации.
Всё это если не универсальные способы культурного общения, то они, по крайней мере, помогут правильнее общаться и находить общий язык с людьми.

Что, значит, быть коммуникабельным?

Значит, быть способным легко контактировать с другими людьми, общаться с ними, вступать в коммуникативные отношения.

Быть коммуникабельным в узком смысле слова - быть склонным к общению с людьми, быть инициативным в этом общении, уметь и хотеть говорить.

Коммуникабельных и охотно, инициативно вступающих в общение людей называют - экстравертами . Не коммуникабельных - интравертами.

Коммуникабельным в широком смысле слова можно назвать вообще отзывчивого человека, реагирующего активно на окружающий его мир, стремящегося к познанию и деятельности совместно с другими. Такие люди любят не только говорить, но и читать, размышлять о прочитанном. Их коммуникабельность может быть шире обычной.

Имеются данные, что немало интровертов среди ветеринарных врачей и врачей-педиатров, лечащих маленьких детей. По многим наблюдениям художники и композиторы не очень часто бывают экстравертами, они предпочитают выражать свои мысли и чувства через свои произведения. Как не покажется странным, но есть и писатели, эти большие мастера слова, которые тоже в повседневном общении не очень разговорчивы, часто молчаливы и углублены в себя. Там в «себе» они ведут беззвучные диалоги со своими героями, о которых мы потом узнаем из книг.

Особые способности общения обнаруживают дрессировщики, обучающие животных всевозможным, чаще внешне человеческим действиям. У дрессировщиков свои методы общения, свой «язык» понятный животным.

Вся наша жизнь личная и общественная, производственная и научно-теоритическая деятельность строится на общении и коммуникации. Вы общаетесь, обращаясь к кассиру с деньгами, и получаете билет на поезд, в кинотеатр. Вы спрашиваете и отвечаете на вопросы.

Вопросы для обсуждения :

1.Для чего человеку необходимо уметь общаться?

2.Как правильно наладить контакт с людьми?

3.Какие правила расположить к себе людей вы знаете?

4.Почему уметь общаться нужно не только на работе, но и дома?

5.Как вы думаете, почему одним из самых тяжёлых наказаний считается наказание одиночеством?

6.Что является важным условием подлинного общения?

7.Почему общаются люди?

8.Как вы думаете, важно ли общение ради общения? Почему?


Внеклассное занятие в 3-4 классе «Культура приветствия, обращения и знакомства»

Цель: обратить внимание учащихся на культуру речи, на общепринятые нормы произношения и формы речи, приветствия.

Эпиграф: «Заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ).

Ход мероприятия

Ребята! Сегодня мы поговорим о самых распространенных формах речи, потому что выбранные вами обороты речи должны вызывать нужное впечатление у собеседника.

— Как мы приветствуем друг друга, взрослых людей, знакомых? (Здравствуйте! Рад вас видеть! Приветствую вас! Добрый день!)

Приветствие может быть дополнено улыбкой, небольшим поклоном или кивком.

Если расстояние между здоровающимися большое, имеет смысл обменяться поклонами.

— Что такое поклон?

Поклон — это фиксация головы в наклонном положении 1-2 с.

(Дети отрабатывают умение выполнять поклон.)

При приветствии лучше пользоваться традиционным выражением «здравствуйте!». Оно восходит к старославянскому глаголу «здравствовать», т. е. «быть здравым», здоровым. Впервые приветствие встречается в Письменах и бумагах Петра Великого.

В деловом мире распространено приветствие, указывающее на время встречи.

Доброе утро! (до 12 часов).

Добрый день! (до 18 часов).

Добрый вечер! (после 18 часов).

Доброй ночи! (после 24 часов).

Согласно правилам этикета первым приветствует:

Мужчина — женщину;

Младший по возрасту — старшего.

Обращение к собеседнику - важный момент речевого этикета.

— Какие формы обращения вы знаете?

(Дети называют, например, «по имени и отчеству», «товарищ полковник», «дамы и господа», «ваша честь», «господин» и т. д.)

В западных компаниях, как правило, принято обращение на «ты» и по имени. Помните, что если вам не предложили другой способ обращения, то к старшим по возрасту всегда следует обращаться на «вы».

. «Ты» мы говорим наиболее близким, родным, друзьям, знакомым.

. «Вы» — официальное обращение к кому-либо.

Этикет, или культура знакомства, тоже имеет свои речевые формы.

— Какие речевые формы мы используем?

(Дети перечисляют, при необходимости учитель дополняет.)

Разрешите с вами познакомиться...

Меня зовут... Ответная форма:

Очень приятно...

Меня зовут...

Хочу вам представить...

Ситуация 1. Вы едете в транспорте, вам нужно передать деньги на билет.

— Как вы поступите? Как вы обратитесь к соседу по транспорту?

Прошу вас...

Будьте добры...

Будьте любезны...

Ситуация 2. При выходе из кинотеатра, вам наступили на ногу и сразу же извинились.

— Как нужно ответить на извинение?

Пожалуйста.

Ничего страшного.

Не стоит извинения.

Ситуация 3 . Ваш одноклассник высказывает мнение, с которым вы не согласны.

— Как вы выразите свое несогласие?

Я не согласен с тобой, потому что...

Прости, но ты не совсем прав.

Вынужден с тобой не согласиться, потому что...

— Как можно выразить словами свое согласие с тем, что вы услышали?

Вы правы.

Несомненно.

У меня нет возражений.

Занятие с элементами тренинга «Поговорим о культуре общения»».

Участники: учащиеся 8-11 классов.

Количество участников: группы по 10-15 человек.

1. Развитие взаимопонимания и взаимоуважения при общении со сверстниками и взрослыми.

2. Развитие коммуникативных навыков.

3. Формирование умения «слушать» и «слышать» собеседника.

4. Профилактика асоциального поведения.

Ход занятия:

Организационный момент: звучит песня о дружбе. Учащиеся садятся по кругу, учитель среди них.

Учитель:(или психолог)

Мы собрались сегодня в такой дружеской обстановке, чтобы поговорить о культуре общения. На прошлой неделе мы провели анкетирование для того, чтобы выяснить, на сколько хорошо Вы чувствуете себя в школе, как складываются взаимоотношения у каждого из нас с одноклассниками и взрослыми людьми в школе. С помощью анкеты Вы сможете узнать личностные особенности. Давайте послушаем результаты анкетирования.

Психолог рассказывает о результатах анкетирования.

Учитель:

Итак, на основании результатов анкетирования можно сделать выводы о том, что в основном наш класс дружный, что ученикам нашего класса комфортно в школе, и все ученики позитивно и доброжелательно относятся к учителям, стремятся улучшить результаты своей учебы. Но у нас есть и такие учащиеся, правда их совсем немного, которые не испытывая негативных эмоций к школе и ее обитателям, тем не менее отстраняются от взаимоотношений с одноклассниками, от участия в общественных делах и т.д., вступают в пререкания с педагогами. Почему они это делают – неважно. Это могут быть психологические особенности или бравирование подростковым желанием выразить свою независимость, а может это стремление привлечь внимание и неумение общаться. Мы здесь не для того находимся, чтобы ругать кого-то или порицать, а для того, чтобы выяснить, чем опасно такое поведение для этих учеников, поучиться основам общения, это всем будет полезно.

Я сейчас расскажу вам рассказ Л.Н.Толстого «Отец и сыновья» о единении и о силе единства.

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии, они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

Сломайте!

Сколько не бились сыновья, не могли сломать.

Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному прутику. Они легко переломали прутья по одиночке. Отец и говорит:

Так- то и Вы: если в согласии жить будете, никто Вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит!»

Есть много сказок. Басен, рассказов и песен о дружбе, о совместном труде, товариществе, о помощи друг другу.

Приведите примеры. («Теремок», «Лебедь, рак и щука», «Соломинка, пузырь и лапоть» и многие другие.

Одному человеку трудно живется! Почему! Почему человек может остаться один? Как он может приобрести друзей?

Вот и давайте учиться искать друзей. Поиграем в игру «Найди себе друзей!».

Психолог проводит игру «Найди себе друзей». Сидя в кругу дети передают друг другу клубок ниток, говоря при этом комплимент другу. В конце игры образуется паутина, которая связывает весь класс. Затем ребята возвращают клубок, а вместе с ним благодарят за хорошие слова.

Учитель:

Поняли ли Вы, как искать друзей? Трудно ли это было? Как лучше: говорить друг другу хорошие слова или показывать свой цинизм и пренебрежение к людям?

С помощью игры «Да – диалог» попробуем улучшить наши взаимоотношения с учителями и всеми педагогическими работниками.

Психолог проводит игру «Да – диалог».

Учащиеся и учитель садятся в круг и начинают диалог. Учитель произносит фразу на заданную тему, ученик должен откликнуться, высказав свое согласие с тем, что сказал первый, и продолжить диалог. Главное - во всем соглашаться, обязательно отражая мысль партнера. Другие учащиеся следят за тем, чтобы участники диалога не выходили за рамки заданного режима работы, т.е. не стали возражать друг другу или не ушли в сторону от заданной темы.

Предлагаются следующие темы для диалогов:

- во время урока учитель вправе ожидать дисциплины, так как учителю нужно, чтобы все слышали и понимали объяснение нового материала;

- во внеурочное время педагогический коллектив школы может предъявлять ученикам требования, связанные с учебой, общественными делами и трудовыми, так как задачей школы является не только учеба, но и воспитание;

- работники школы могут попросить кого-то о помощи, потому что в школе много работы и им одним не справиться;

- администрация школы может потребовать выполнения режимных моментов, потому что их невыполнение нарушает работу школы;

- к старшеклассникам могут предъявляться повышенные требования, так как их возможности больше, чем у младших ребят.

Учитель:

Будут ли отношения с учителями более доброжелательными, если ученики будут соблюдать правила поведения в школе? А изменится ли ваше самочувствие? Сможете ли Вы наладить отношения на работе с более взрослыми и опытными людьми, имея навыки общения, приобретенные в школе?

Мы хорошо знаем друг друга, и можем все вместе каждому из ребят в классе дать хороший совет, который поможет им в дальнейшей жизни.

Психолог проводит игру «Пожелание другу».

На доске вывешиваются пожелания, ребята определяют вместе (или по одному) – кому какое пожелать и раздают карточки с советами.

Будь вежливым с учителями.

Не обзывай одноклассников.

Не опаздывай на уроки.

Не мешай классу заниматься на уроках.

Не кури – это вредно для несформировавшегося организма.

Не зацикливайся на электронных играх – в жизни есть более интересные вещи.

Выбери профессию.

Учись общаться.

Относись к жизни позитивно.

Не играй на уроках в телефон! Ты пропускаешь новые знания!

Проснись для жизни! Не пропускай учебу.

Ищи достойных друзей.

Не стесняйся на уроках. Больше отвечай. Ты знаешь больше, чем кажется.

Не высказывай своего пренебрежения к людям, они могут ответить тебе тем же.

Можно придумать свои пожелания.

Психолог подводит итог занятия.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ,СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА №26 г. КРАСНОДАРА,

Воспитательский час:

«О культуре общения»

Воспитатль

Коломейко Н.А.

2014-2015 учебный год

Беседа: «О культуре общения».

Цели и задачи: Привлечь внимание к культуре русского языка, воспитать бережное отношение к родному языку. Дать возможность учащимся «посмотреть на себя со стороны», обратить внимание на общепринятые нормы произношения и формы речи.

Оборудывание: Плакаты с названием эмоций, фразы, карточки со стихами.

Воспитаель: У всех, наверное, бывали такие случаи: едим в транспорте, за спиной разговаривают. Обернуться неудобно, но по голосу мы можем сформировать впечатление о говоряще можем: возраст, пол, уровень культуры, воспитанность и многое другое. То же самое, когда мы присутствуем при разговоре незнакомых людей. Мы их не знаем, но давольно много можем узнать из их манеры речи, из употребляемых ими слов и выражений.

Если мы соблюдаем правила речевого этикета и культуры речи, мы производим благоприятное впечатление, с нами хотят общаться, готовы помочь, выполнить любую просьбу. Кто захочет общаться с грубияном? Работа над своей речью – трудная задача, но каждый человек должен следить за правильностю речи, дикцией, правильном произношении, соблюдать нормы общения.

Л.Н.Толстой писал: «Выразить словами то, что понимаешь, так, чтобы другие поняли тебя, как ты сам, - дело самое трудное».

Выполним несколько заданий.

    На доске вы видите слова, названия эмоций: радость, сожаление, горе, угроза, недоверие…

Произнесите фразу «Скоро каникулы» с выбранным эмоциональным настроем, а мы угодаем, что вы смогли выразить в этой фразе.

(Учащиеся работают.)

2.Русский язык обладает способностью передавать прямое и противоположное значение одной и той же фразе. На доске записаны фразы, которые вы сейчас произнесете, придавая им прямой и противоположный смысл.

Рад тебя видеть. Спасибо за помощь. Спасибо за диск. Я в восторге. Мне это очень нравится.

3.Произнесите фразу «Меня зовут (назовите себя)» следующим образом:

Громко, чтобы привлечь внимание;

Кратко и вежливо, чтобы не привлекать внимание;

Намного растянуто, чтбы подчеркнуть, какое у вас красивое имя;

Смело и решительно;

С угрозой, чтобы вас все начали бояться;

Виновато, чтобы все поняли, что вы пришли повиниться.

4. А теперь почитаем стихи. (Дети получают карточки со стихами).

Перед тем, как вы начнете готовиться, напомню, что при выразительном чтении важны те эмоции, которые хотел передать поэт, а также эмоции того, кто читает. (Читают стихи по карточкам).

5. Прочтите гневно, сердито. Чтобы учащиеся почуствовали эмоциональное состояние и настроение короля Боровика:

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил куаком

И стучал каблуком.

Был король Боровик в духе:

Короля покусали мухи.

В Приходько

6. Прочтите с гневом, стремлением устрашить:

Я страшная Гиена,

Я гневная гиена,

От гнева на моих губах

Всегда вскипает пена.

М. Чистяков.

7. Прочтите весело, шутливо как просьбу, так и как ответ:

Дайте мне

Кусок щекотки,

Дайте смеха –

Две щепотки,

Три столовых ложки

Ветра

И грозы –

Четыре метра!

Писку – визгу

Двести граммов,

Плюс пол-литра

Шумов – гамов,

Да еще

Глоток веревки

И моточек газировки!

Дам все,

Что вы хотите,

Если вы

В обмен дадите

Тюк

Мальчишек,

Пуд

Девчонок

Да бочонок

Собачонок!

Б. Заходер.

Наше занятие подошло к концу, еще раз напомню, что работа над речью – это трудный процесс, но каждый человечек должен помнить, что это очень важно.

Сценарий внеклассного мероприятия для детей начальной школы «Вежливый слушатель»

Цели : развивать навыки общения; воспитывать хорошие манеры.

Ход мероприятия

Мы можем беседовать со своим приятелем, можем беседовать в кругу своих друзей. Что в беседе главное? Какие правила беседы мы должны соблюдать?

В процессе беседы мы делимся новостями, рассказываем о чувствах и переживаниях, узнаем мнения своих собеседников. Что же главное в беседе? Может быть, главное — умение вести беседу? Да, очень важно быть хорошим рассказчиком. Но не менее важно быть хорошим слушателем. Настоящий друг может всегда вас выслушать. Станьте таким другом. Не спешите говорить только о себе. Выслушайте своего товарища, задайте ему вопросы. Научитесь слушать — вас станут уважать: какой хороший собеседник! Старайтесь помнить то, что вам рассказали. При встрече с приятелем не просто спросите, как дела, а вспомните, что ваш друг рассказал прошлый раз, на что пожаловался, чем поделился с вами. Сейчас мы в этом и поупражняемся.

Ситуация 1 . Одному из группы детей предлагается рассказать что-то интересное. Например, о своем щенке, котенке, о том, как провел каникулы. Остальным участникам разыгрываемой ситуации предлагается задать вопросы говорящему, т. е. поддержать беседу. Например, а чем ты кормишь своего котенка? Во что он любит играть? Где он спит?

Ситуация 2. Катя перед расставанием рассказывает своей подруге Оле, что она очень волнуется за свою бабушку, которая заболела и попала в больницу. Представьте, что прошло три дня. Девочки встретились вновь.

— О чем должна спросить Оля при встрече с Катей? (Ответы детей.)

Да, конечно, настоящая подруга при встрече обязательно поинтересуется, как здоровье бабушки.

Одно из правил беседы — помнить о том, что тебе рассказали. Сейчас мы и проверим, насколько хорошо вы помните, что говорит ваш товарищ.

Одному из учащихся дается текст, в котором, например, с°держится объявление о предстоящем походе в театр. Пятеро Учащихся выходят из класса. В это время учащийся, получивший Текст, проговаривает его всем учащимся, оставшимся в классе.

«Ребята, через две недели в Театре юного зрителя будет премьера спектакля "Не хочу быть собакой". Билет стоит 70 рублей. Мы должны выйти из школы в 14 часов. Встречаемся в половине первого у школы. Можно к театру дойти вместе с родителями. У театра собираемся без двадцати минут два».

После прослушивания этого текста в класс приглашается один из учеников, стоящих за дверью. Один из учащихся, слушавший текст, передает его содержание вошедшему. Следующий шаг: этот ученик передает услышанное следующему ученику, стоявшему за дверью. Так цепочкой передается содержание всем вышедшим за дверь. Последний повторяет услышанное, и все сверяют его с первоначальным текстом. Это позволяет детям наглядно увидеть, как часто бывает, что не все слышим, когда слушаем.

Еще несколько правил хорошего собеседника:

Если к вам обратились, а вы в это время заняты, оставьте все свои дела и посмотрите на собеседника, выразите свою готовность участвовать в разговоре.

Слушайте внимательно и до конца. Не перебивайте. Не подсказывайте говорящему слова, не заканчивайте за него фразы, не делайте по ходу беседы замечаний. Учтите и то, что человеку иногда надо просто выговориться.

Если в вашем разговоре участвуют несколько человек, не реагируйте на речь, которая обращена не к вам.

В вашем присутствии допустили бестактность, резко и раздражительно заговорили. Постарайтесь сразу прекратить разговор, но сделайте это без вызова.

Насмешничают или обзывают других? Переведите разговор на другие темы.

Старайтесь слушать собеседника внимательно и участливо, чтобы у него было ощущение, что вы с ним говорите.

Игра на развитие внимания и речи «Снежный ком»

Учащиеся садятся на поставленные по кругу стулья лицом к центру. Ведущий предлагает составить рассказ «Мой щенок». Каждый из игроков должен повторить предложение, составленное предыдущим игроком, и добавить свое так, чтобы получился рассказ. Например:

Учащийся 1. У меня есть щенок.

Учащийся 2. У меня есть щенок. Его зовут Джим.

Учащийся 3. У меня есть щенок. Его зовут Джим. У Джима гладкая шерсть коричневого цвета с белым пятнышком.