Кто с мечом на русскую. «кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет!» защитники земли русской

Анатолий Гаранин, «Артист Николай Черкасов и режиссер Сергей Эйзенштейн на съемках фильма

25 ноября 1938 года в Московском Доме кино состоялась премьера «Александр Невский» — киношедевр гениального советского режиссера Сергея Эйзенштейна. За оперативно выполненную работу (госзаказ) Сергей Эйзенштейн получает Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации.

Спустя всего через несколько дней после премьеры, картина выходит в широкий прокат, вызывая в народе самые трепетные патриотические чувства, примерно такие же, что и при просмотре четырьмя годами ранее другого киношедевра «Чапаев» (1934 г. режиссеры — братья Васильевы). С задачей — «показать идею и смысл героического похода великого русского народа против агрессора…» авторы фильма справились блестяще.

Госзаказ был выполнен в сжатые сроки. Начали снимать летом 1938 г. Естественно, главными «зимними» декоративными элементами стали крашенные белой краской пенопласт и фанера — именно под них проваливались рыцари тевтонского ордена в мосфильмовских павильонах. А смесь нафталина, соли и мела с успехом изобразили заснеженные берега Чудского озера. Вот так создавались главные киношедевры большой страны — на смекалке. Современным чудо технологиям далеко до большого настоящего кино…

Фотографии со съемок фильма Александр Невский:

Судьба у картины, несмотря на успех была непростой.

Спустя несколько месяцев после выхода ленты на экраны, в августе 1939 года, был подписан договор о ненападении между Германией и Советским Союзом (пакт Молотова – Риббентропа). После этого все фильмы, в которых немцы изображались негативно, в том числе и «Александр Невский», были изъяты из проката.
А позже, в связи с нападением Гитлера на СССР и началом Великой Отечественной войны фильм вновь стал очень актуальным и вернулся в кинотеатры.

В 1942 году, то есть в год 700-летия Ледового побоища, были выпущены плакаты с цитатой И. В. Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков». На одном из плакатов был изображен Александр Невский. Такое пристальное внимание Сталина не было случайностью, поскольку лента снималась по личному заказу вождя.

К работе Сергей Эйзенштейн подошел основательно. Каждая сцена, каждый штрих должен быть максимально приближен к оригиналу, быть правдоподобным и убедительным. Так например, для того, чтобы доспехи князя и его дружины были исторически точны, Эйзенштейн привез для изучения художникам-костюмерам из Эрмитажа предметы подлинного вооружения русских воинов XIII века.

Примечательна и история самой первой сцены в фильме — сцены рыбной ловли на Плещеевом озере и диалога Александра Невского с татарскими баскаками. Эйзенштейн снимал эту сцену на родине Александра Невского - у села Городище рядом с Переславлем-Залесским - холм и вал городища, где стояли тогда княжеские палаты, сохранились до сих пор.

«Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» — история знаменитой фразы

Несмотря на основательность и максимальную приближенность к исторической действительности, несколько «отклонений» в сценарии все же были. Ключевым отклонением, или так сказать «придумкой» в фильме стала фраза: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стояла и стоит русская земля!». Вот как она звучит в фильме:

Так вот. Принято считать, что эти слова принадлежат новгородскому князю Александру Невскому. И произнес он их якобы в назидание послам Ливонского ордена, которые после Ледового побоища (летом 1242 г.) прибыли к нему в Великий Новгород просить «вечного мира».

На самом деле Александр Невский к этим словам не имеет никакого отношения - в немногих летописных источниках, которые о нем повествуют («Софийская первая летопись» и «Псковская вторая летопись») нет никаких упоминаний ни этих слов, ни других, хотя бы отдаленно на них похожих.

Автор этих слов - советский писатель Петр Андреевич Павленко (1899-1951) — сценарист фильма «Александр Невский», где они впервые и появились. С 1938 года эти слова ассоциируются с именем Александра Невского как его личная, «историческая» фраза.

Петр Андреевич же позаимствовал эту фразу из известного евангельского выражения: «Взявшие меч, мечом погибнут». В полном виде: «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Евангелие от Матфея, гл. 26, ст. 52).

Любопытно, что фраза эта, а точнее — ее общий смысл был передан в доевангельские времена. Например, в Древнем Риме оно бытовало в качестве крылатого выражения: Кто воюет мечом, от меча и погибает - Quigladioferit, gladio perit (кви гладио фэрит, гладио пэрит). Цитируется как назидание и предостережение на будущее поверженному или потенциальному агрессору.

Вот такая история…

Вспоминаются также еще несколько интересных фактов, связанных с фильмом «Александр Невский»:

№1. Орден Александра Невского

В Российской империи существовал орден Святого Александра Невского, которым награждались как военные, так и гражданские лица. В 1917 году он был упразднён вместе с другими царскими орденами. Спустя четверть века 29 июля 1942 года — орден решили восстановить, только с небольшим отличием от предыдущего: на новом советском ордене Александра Невского архитектором И. С. Телятниковым изображен портрет актера Николая Черкасова в образе князя из фильма Сергея Эйзенштейна. По причине, что прижизненных изображений Александра Невского не сохранилось.

Вот этот портрет и был взят за основу, а ниже и сам Орден Александра Невского:

Актер Николай Черкасов на съемках
Орден Александра Невского

Кстати, Николай Черкасов похоронен в Петербурге, на территории Александро-Невской лавры.

№2. Название

Фильм не сразу назвали «Александр Невский». Создатели картины рассматривали разные варианты названия картины, среди которых были «Ледовое побоище», «Господин Великий Новгород», «Русь».

№3. Николай Черкасов — исполнитель главной роли

После оглушительного успеха в «Александре Невском», актер снялся в еще одной исторической картине — «Иван Грозный», режиссером которой как вы думаете кто бы мог быть? — Сергей Михайлович Эйзенштейн, разумеется.

Съемки велись в последний год Великой Отечественной войны. Очередной госзаказ поступил «с самого верха» — вождь был лично заинтересован в этой картине. Воспеть великого и мудрого правителя нужно было с принципиально важной стороны — оправдание его жестокости, ну, типо у царя выбора не оставалось, время было такое и всё в таком духе… О разговоре режиссера с вождем . А пока что — любопытный факт со съемок фильма.


Персонажи Иван Грозный и Анастасия Романова. Эпизод не вошедший в фильм.

Настоятель храма протоиерей Василий Гончар рассказал нашему корреспонденту о храмовых иконах:

История иконы Иоанна Крестителя очень необычна. В самом начале жизни храма она была принесена женщиной из семьи, в которой икону передавали по наследству. Икона эта одного из порушенных камчатских храмов, она сильно пострадала: была обгоревшей, и лика невозможно было различить. Нам тогда представлялось, что это икона Спасителя, и мы её разместили на подобающей такой иконе месте. Но с момента появления в храме она стала обновляться, и мы теперь видим, что на иконе изображён Иоанн Креститель. И её определили над исповедальней, ведь Предтеча призывал всех к покаянию. И то, что икона Иоанна Крестителя за эти годы обновилась – это маленькое чудо, и прихожане храма относятся к этому очень трепетно.

Икона Божией Матери «Порт-Артурская»:

Ровно за два месяца до начала русско-японской войны 11 декабря 1903 года в Киево-Печерскую лавру пришел поговеть старик-матрос Федор, участник обороны Севастополя. Он усердно молился о русском флоте в Порт-Артуре. Однажды во сне ему было видение: стоящая спиной к заливу моря Пресвятая Богородица. Божия Матерь успокоила охваченного страхом матроса и поведала, что вскоре начнется война, в которой Россию ждут большие испытания и потери. Владычица Небесная приказала изготовить образ, точно отображающий видение и отправить икону в Порт-Артурскую церковь, обещая покровительство и победу русскому воинству

Фото: Подлинная икона Божей матери Порт-Артурская на Камчатке

Когда пришло известие о начале войны, монахи и богомольцы Киево-Печерской лавры, знающие о видении матроса, собрали по пятачку (более от одного лица не принимали) на материалы для изготовления иконы. За работу мастера ничего не взяли. На образе эмалированной вязью было написано: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей».

Есть у нас в храме дорогая моему сердцу икона Божией Матери «Порт-Артурская», копия её сделана с подлинной иконы, которая сегодня находиться в одном из храмов г. Владивостока. Когда задумывался крестный ход по морским границам Российского государства, было первоначально предложено совершить его с подлинной иконой. Тогда ещё архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин дал согласие передать икону Божией Матери «Порт-Артурская» на время северного перехода, но после его окончания икону следовало вновь вернуть во Владивосток.

Нас такой вариант не устраивал, потому что хотелось, чтобы икона после столь продолжительного крестного хода осталась в нашей епархии. Еще мы задумали, чтобы на иконе была изображена наша Авачинская бухта, три брата и вулканы. Но без благословения Патриарха такие вещи совершать не позволительно, поэтому мы обратились к приснопамятному Патриарху Алексию и получили разрешение: «Благословляется, не изменяя вида Богородицы», то есть нам дозволялось изменить только вид бухты. Иконописные мастерские писать её не соглашались: икона необычная, да и написать её нужно было в короткие сроки. Для иконописцев мне пришлось готовить целый пакет документов и фотографии сопок, вулканов, бухты. Её закончили за неделю до начала крестного хода.

Фото:Икона Божией Матери Порт-Артурская храма свт. блгв. кн. Александра Невского

Наша икона Божия Матерь «Порт-Артурская» прошла три океана и десять морей, 200 тыс.500 морских миль или 20,0 тыс. километров, пересекла Охотское море, побывала в Магадане и завершая крестный ход, вернулась с военными кораблями на Камчатку. Теперь она пребывает в нашем храме.

Икона свт. блгв. князя Александра Невского: Нам была подарена, но она была большого размера и в нашем маленьком храме нам негде было её разместить, и мы подарили её воинскому храму св. апостола Андрея Первозванного в Рыбачий. На тот момент у нас уже была храмовая икона, на которой князь Александр Невский изображён с мечом в руках. Это ведь он сказал: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет»

Фото Светланы Лигостаевой. Храмовая икона свт. влгв. кн. Александра Невского

Но на иконе оружие – это скорее символ. Но когда мы говорим о защите Отечества, когда оно пребывает в опасности, то и служители церкви берутся за меч. Преподобный Сергий Радонежский благословив князя Димитрия, впоследствии Донского русскому воинству дал двух схимонахов – Александра Пересвета (бывший боярин Брянский) и Андрея Ослябю (бывший боярин Любецкий). Оба они были до принятия монашества опытными воинами и погибли на поле Куликовом. Поединок между Пересветом и Челебеем был больше духовной битвой, нежели физической.

Фото: Поединок Пересвета и Челебея

«…В понимании русских людей Куликово поле явилось «судным местом», где два войска собрались не просто помериться силами, но где должен был произойти Суд меры и правды Бога над человеком, где решался вопрос: быть ли Русской Земле и Русскому государству?»

А Александр Невский?! Будучи известным воином, идёт и кланяется хану Батыю, он выбирает между дикими монголами и латинским Западом. Он идёт в физическое пленение к диким племенам, спасая русский народ то пленения духовного.

ВРЕЗ: «Историческая задача, стоявшая перед Александром Невским, была двояка: защитить границы Руси от нападений латинского Запада и укрепить национальное самосознание внутри границ.

Спасение Православной веры и было основным камнем политической системы Александра Невского. Православие для него не на словах, а на деле было – «столп и утверждение истины».

Глубоким и гениальным наследственным историческим чутьем князь Александр понял, что в его историческую эпоху основная опасность для Православия и своеобразия русской культуры грозит с Запада, а не с Востока, от латинства, а не от монгольства. Монгольство несло рабство телу, но не душе. Латинство грозило исказить самое душу. Латинство было воинствующей религиозною системою, стремившеюся подчинить себе и по своему образцу переделать Православную веру русского народа.

Монгольство не было вовсе религиозною системою, а лишь культурно-политическою. Оно несло с собою законы гражданско-политические (Чингисова яса), а не религиозно-церковные. Основным принципом Великой Монгольской державы была именно широкая веротерпимость, или даже более – покровительство всем религиям

Два подвига Александра Невского – подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке – имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа.

Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной князем Александром. Племя Александра Невского построило Московскую державу».

Так что изображение с оружием на иконах Святых защитников Отечества и государства Русского от супостатов является данью их заслугам перед русским народом и Святой Русью.

Время создания записи: Суббота, марта 2, 2013 в 21:04 в рубрике . Вы можете отслеживать комментарии к этой записи через ленту. Вы можете , или отправить со своего сайта.

Принято считать, что эти слова принадлежат новгородскому князю Александру Невскому, герою сражения со шведами на Неве и с рыцарями-крестоносцами на Чудском озере. И произнес он их якобы в назидание послам Ливонского ордена, которые после Ледового побоища (летом 1242 г.) прибыли к нему в Великий Новгород просить «вечного мира».

На самом деле Александр Невский к этим словам не имеет никакого отношения - в немногих летописных источниках, которые о нем повествуют («Софийская первая летопись» и «Псковская вторая летопись») нет никаких упоминаний ни этих слов, ни других, хотя бы отдаленно на них похожих.

Автор этих слов - советский писатель Петр Андреевич Павленко (1899-1951), и впервые появились они в его киносценарии «Александр Невский». Их, согласно сценарию, и произносит главный герой фильма: Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стояла и стоит русская земля! (см.: Павленко Н. А. Александр Невский: Киноповесть //Собр. соч. Т. 4. М.,1954). Фильм (режиссер Сергей Эйзенштейн) вышел на экраны 1 декабря 1938 г., и с той поры эти слова ассоциируются с именем Александра Невского как его личная, «историческая» фраза.

Очевидно, в основе этой фразы лежит известное евангельское выражение: «Взявшие меч, мечом погибнут». Или в полном виде: «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Евангелие от Матфея, гл. 26, ст. 52).

Подобное выражение было хорошо известно еще в античном мире, в доевангельские времена.

Например, в Древнем Риме оно бытовало в качестве крылатого выражения: Кто воюет мечом, от меча и погибает - Quigladioferit, gladio pent [кви гладио фэрит, гладио пэрит).

Российский пенсионер из Воронежа обратился в Интернете к американскому лидеру и в прямом смысле приказал ему «остыть».

Господин Обама! Сегодня я узнал, что вы грозите России, если она введет войска на Украину. Вы грозите мне! Я живу в Воронеже, и я плевал на ваши угрозы. Никогда не смейте угрожать моей родине! Слышите? Никогда! – сказал он.

После его речи в кадре появилась маленькая девочка, которая попросила, чтобы война закончилась и больше никогда нигде не начиналась.

Наши ракеты ближе к вашим границам, чем ваши к нашим. И вы думаете выжить? Никогда не обижайте русского человека! Мы доказали всей своей историей, что кто к нам с мечом придет – от меча и погибнет. Мы понимаем, что годы рабства наложили определенную пелену на вашу историю. Прощайте! – подытожил пенсионер.

Александр Невский, который ничего подобного не говорил

Ни чьи. Из известных исторических деятелей слова «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет» не произносил никто.
Фразу, ставшую крылатой, придумал советский литератор П. А. Павленко (11 июля 1899 — 16 июля 1951). 1 декабря 1938 года на киноэкраны Советского Союза вышел фильм «Александр Невский», сценарий к которому написал Павленко. В нем главным героем и произносится этот текст Однако в исторических летописях нет упоминания подобной речи Невского. Известной стала она благодаря СМИ. Так сказать, «волшебная сила искусства»

Впрочем, у слов «кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет» всё-таки имеется первоисточник. Это Евангелие от Матфея

47 И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных.
48 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.
49 И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви́! И поцеловал Его.
50 Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его.
51 И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.
52 Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, ; (глава 26)

Интересно, что другой апостол — Марк, описывая сцену ареста Учителя, про меч и гибель от него ничего не говорит

43 И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин.
44 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно.
45 И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его.
46 А они возложили на Него руки свои и взяли Его.
47 Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо.
48 Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня (Евангелие от Марка: 14)

А апостол Лука так рассказывает эту историю

47 Когда Он ещё говорил это, появился народ, а впереди его шёл один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошёл к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.
48 Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?
49 Бывшие же с Ним, видя, к чему идёт дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?
50 И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо.
51 Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.
52 Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?
53 Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.
54 Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали. (Евангелие от Луки, глава 22)

И здесь ни слова про «взявшие меч, мечом погибнут».
Несколько иная трактовка события у евангелиста Иоанна

3 Итак, Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием.
4 Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете?
5 Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его.
6 И когда сказал им: «это Я», – они отступили назад и пали на землю.
7 Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея.
8 Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, –
9 да сбудется слово, реченное Им: «из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого».
10 Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх.
11 Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?
12 Тогда воины, и тысяченачальник, и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его, (Евангелие от Иоанна, глава 18)

Тут больше конкретики. Оказывается мечом размахивал Пётр, а потерявшего ухо звали Малх, но снова о предостережении «взявшие меч, мечом погибнут» ничего. Вобщем, тёмное дело

Применение евангелического текста в литературе

«хорошо ты говоришь об угнатом скоте, но жалко, что о забытом Христе плохо знаешь: меч изощряешь, мечом погубляешь и сам от меча можешь погибнуть » (Н. С. Лесков «Легенда о совестном Даниле»)
«Неужели можно упражняться мечом, когда Господь сказал, что каждый, взявшийся за меч, от меча погибнет ?» (Л. Н. Толстой «Царство Божие внутри вас»)
«Вложи меч в ножны. Поднявший меч, от меча и погибнет… » И он, князь ― убийца Костогорова, должен стать самоубийцей» (Н. Э. Гейнце «Князь Тавриды»)
«Первый собрал племена и народы земные под властью Меча. Но взявший меч от меча погибнет . И Рим погиб» (Д. С. Мережковский «Воскресшие Боги. Леонардо да Винчи»)
«Пусть гибнет сей еретик по закону, сказано бо есть: подъявший меч, от меча да погибнет! » (М. Н. Загоскин «Брынский лес»)

Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!
Принято считать, что эти слова принадлежат новгородскому князю Александру Невскому, герою сражения со шведами на Неве и с рыцарями-крестоносцами на Чудском озере. И произнес он их якобы в назидание послам Ливонского ордена, которые после Ледового побоища (летом 1242 г.) прибыли к нему в Великий Новгород просить «вечного мира».
На самом деле Александр Невский к этим словам не имеет никакого отношения - в немногих летописных источниках, которые о нем повествуют («Софийская первая летопись» и «Псковская вторая летопись») нет никаких упоминаний ни этих слов, ни других, хотя бы отдаленно на них похожих.
Автор этих слов - советский писатель Петр Андреевич Павленко (1899-1951), и впервые появились они в его киносценарии «Александр Невский». Их, согласно сценарию, и произносит главный герой фильма: Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стояла и стоит русская земля! (см.: Павленко Н. А. Александр Невский: Киноповесть //Собр. соч. Т. 4. М.,1954). Фильм (режиссер Сергей Эйзенштейн) вы-
шел на экраны 1 декабря 1938 г., и с той поры эти слова ассоциируются с именем Александра Невского как его личная, «историческая» фраза.
Очевидно, в основе этой фразы лежит известное евангельское выражение: «Взявшие меч, мечом погибнут». Или в полном виде: «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Евангелие от Матфея, гл. 26, ст. 52).
Подобное выражение было хорошо известно еще в античном мире, в доевангельские времена. Например, в Древнем Риме оно бытовало в качестве крылатого выражения: Кто воюет мечом, от меча и погибает - Qui gladioferit, gladio perit (кви гладио фэрит, гладио пэрит).
Цитируется: как назидание и предостережение на будущее поверженному или потенциальному агрессору.

  • - река в Тульской и Липецкой области РСФСР, правый приток Дона. Длина 244 км, площадь бассейна 6000 км2 Протекает на В. Среднерусской возвышенности. Питание преимущественно снеговое. Половодье в марте - апреле...

    Большая Советская энциклопедия

  • - река...
  • - шведско-норвежский военный орден, основанный в 1522 г. Густавом Вазой. Пять степеней. Знак ордена - осьмиконечный крест с короной; лента желтая, с голубыми полосками. Орден имеет доходы, употребляемые на пенсии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Из поэмы «Илиада» легендарного поэта Древней Греции Гомера. Иносказательно: 1...
  • - С латинского: Pereat mundus et fiat justicia ...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Из романа «Двенадцать стульев» советских писателей Ильи Ильфа и Евгения Петрова...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - угроза потенциальному спортивному противнику...

    Живая речь. Словарь разговорных выражений

  • - Ме́ча Краси́вая Ме́ча – правый приток Дона; по мнению Соболевского, от *мечька "медведица" , что сомнительно...

    Этимологический словарь Фасмера

  • - Устар. Быть в постоянной боевой готовности. - На то и мать родила нас, чтобы меча из рук не выпускали мы, защищали бы им свою святую родину...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Взявшие меч – мечом погибнут – выражение из Евангелия...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Из Библии...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - См. СМЕЛОСТЬ - ОТВАГА -...
  • - См. МОЛОДОСТЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Разг. Устар. Постоянно быть в боевой готовности. Ф 1, 98...
  • - Прибайк. О случайной, нелепой гибели. СНФП, 95...

    Большой словарь русских поговорок

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 река...

    Словарь синонимов

"Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!" в книгах

КТО С ПЕРОМ К НАМ ПРИДЕТ, ОТ ПЕРА И ПОГИБНЕТ!

Из книги Тайная жизнь великих писателей автора Шнакенберг Роберт

КТО С ПЕРОМ К НАМ ПРИДЕТ, ОТ ПЕРА И ПОГИБНЕТ! Ничто так не опускает писателя с небес на землю, как письмо из издательства с отказом. Даже самым великим авторам случалось получать от ворот поворот.Когда Эмили Дикинсон наконец набралась смелости отправить свои стихи на

Человечество погибнет?

Из книги Бессмертие: странная тема русской культуры автора Фрумкин Константин Григорьевич

Человечество погибнет? Парадокс иммортализма заключается в том, что если, с одной стороны, бессмертие есть фиксация индивида, предоставление ему возможности быть сравнительно неизменным в течение неопределенно долгого времени, то, с другой стороны, достичь бессмертия

Кто с мечом к нам придет…

Из книги «Русские идут!» [Почему боятся России?] автора Вершинин Лев Рэмович

Кто с мечом придет…

Из книги Валуа автора Сыпек Роберт

Кто с мечом придет… Брак Маргариты Валуа и Генриха де Бурбона должен был примирить католиков и протестантов. Но произошло иначе. Вскоре от чахотки умирает Карл IX, и на трон всходит его брат Генрих Анжуйский. Генриху постепенно удалось погасить локальные очаги

Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! Принято считать, что эти слова принадлежат новгородскому князю Александру Невскому, герою сражения со шведами на Неве и с рыцарями-крестоносцами на Чудском озере. И произнес он их якобы в назидание послам Ливонского ордена,

Глава первая. Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет

Из книги Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет автора Мавродин Владимир Васильевич

Глава первая. Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет Борьба восточных славян с кочевникамиС давних пор славяне жили на стыке леса и степи Восточной Европы. У самой кромки дремучих лесов тянулись их поселения, а дальше на юг, вплоть до берегов Черного и Азовского морей,

Кто с мечом к нам придет…

Из книги Идем на восток! Как росла Россия автора Вершинин Лев Рэмович

Кто с мечом к нам придет… А они перешли. Да иначе и быть не могло. Сразу после бегства отца Насриддин-хан (он стал популярен, поскольку налоги, которые никто не отменял, никто и не пытался взимать) объявил о необходимости восстановить ханство в его старых границах от

От меча и погибнет

Из книги Страхи (сентябрь 2008) автора Русская жизнь журнал

От меча и погибнет В дальнейшем рассказе будет три героя. И, прежде всего, речь пойдет о фельдмаршале. В официальном некрологе, опубликованном газетой «Киевская мысль», об Эйхгорне сообщалось следующее:«Генерал- фельдмаршал Эйхгорн родился 13 февраля 1848 г. в Бреслау.

И ПРИДЁТ НАРОД... И ПРИДЁТ НАРОД... Кто поможет Путину спасти страну Виктор Анпилов 19.12.2012

Из книги Газета Завтра 994 (51 2012) автора Завтра Газета

«КТО К НАМ С МЕЧОМ ПРИДЁТ - ОТ МЕЧА И ПОГИБНЕТ…»

Из книги Газета Завтра 773 (37 2008) автора Завтра Газета

«КТО К НАМ С МЕЧОМ ПРИДЁТ - ОТ МЕЧА И ПОГИБНЕТ…» МЕДВЕДЕВУ Д.А., ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПУТИНУ В.В., ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Уважаемый Дмитрий Анатольевич!Уважаемый Владимир Владимирович! Выражаем искреннюю поддержку решению о

25. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

25. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Самарянка не осмеливается делать Христу каких-либо возражений по поводу Его учения о преимуществах народа иудейского и о новом поклонении Богу: она видит в Нем пророка.

7. В тот день отбросит каждый человек своих серебряных идолов и золотых своих идолов, которых руки ваши сделали вам на грех. 8. И Ассур падет не от человеческого меча, и не человеческий меч потребит его, - он избежит от меча, и юноши его будут податью. 9. И от страха пробежит мимо крепости своей; и

автора Лопухин Александр

7. В тот день отбросит каждый человек своих серебряных идолов и золотых своих идолов, которых руки ваши сделали вам на грех. 8. И Ассур падет не от человеческого меча, и не человеческий меч потребит его, - он избежит от меча, и юноши его будут податью. 9. И от страха пробежит

3. Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; 4. скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. 5. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. 6. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь;

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

3. Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; 4. скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. 5. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. 6. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык

11. И придет на тебя бедствие: ты не узнаешь, откуда оно поднимется; и нападет на тебя беда, которой ты не в силах будешь отвратить, и внезапно придет на тебя пагуба, о которой ты и не думаешь.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

11. И придет на тебя бедствие: ты не узнаешь, откуда оно поднимется; и нападет на тебя беда, которой ты не в силах будешь отвратить, и внезапно придет на тебя пагуба, о которой ты и не думаешь. Надеясь на свое волшебство и чародейство, вавилоняне были убеждены, что они,

Кто к нам с мечом придёт…

Из книги Притчи.ру. Лучшие современные притчи автора Коллектив авторов

Кто к нам с мечом придёт… Молодой человек, радеющий за Учение, которому он следовал, очень переживал за несведущих людей. И всё время порывался нести простому люду свет истины, дабы открыть для них веру и взаимопонимание, любовь и доброту.Мудрый мастер не стал сдерживать