Крымская война художник. Крымская война в фотографиях

Мы конечно любим нашего лучшего Мариниста Ивана Айвазовского и восхищаемся многочисленные картины с кораблями.Это практически единственный автор той эпохи, который показывает нам наш русский парусный тлот,который уничтожили англичане в Крымской Войне. Так продуктивно, как Айвазовский наверно никто художников ещё не работал, но получается, что именно Айвазовский накликал беду на Россию - Крымскую Войну. Крымская Война в началась в 1853 году, сразу после того, как Айвазовский обнародовал свои раскопки античности в Феодосии. Он открыл Ящик Пандоры, сам не подозревая того.
Вот, нашла сегодня:
"Айвазовский помнил, как в его родном городе Феодосии дорожили каждым камнем, на котором высечены надписи или видны следы орнамента. Все, что говорило о старине, по давней традиции принято было бережно хранить. Такое отношение к следам древних культур воспитано было в художнике всем укладом окружающей его жизни.

В годы учения в академии, в мастерской M. Н. Воробьева, рассматривая его дорожные альбомы с рисунками, сделанными во время путешествия по Малой Азии в Иерусалим, Айвазовский почувствовал глубокое внимание своего профессора ко всему, что относилось к старине.
Это, в свою очередь, расширило и укрепило интерес Айвазовского к истории родного города и подготовило его к археологическим раскопкам в Феодосии.
Многие годы среди ученых шли споры о местоположении древней античной Феодосии. Было известно, что она, обладая большим портом, имела широкие торговые отношения с Афинами и другими греческими городами великой российской Империи. Некоторые считали, что античная Феодосия лежала на мысе Ильи, в двух-трех километрах к югу от крепостных стен генуэзской Кафы. Но никаких вещественных доказательств никто не мог представить. Другие ученые были склонны искать античную Феодосию на противоположном берегу Феодосийской бухты, на горе у мыса Опук. Искали ее и у более отдаленных берегов, пока археолог Сибирский не нашел в 1852 году вблизи Феодосии серебряную монету V века до н. э., отчеканенную в античной Феодосии. В то время это было единственное подтверждение того, что древний город следует искать в непосредственной близости от современной Феодосии. Известие о находке Сибирского не могло ускользнуть от внимания Айвазовского и, возможно, послужило поводом для начала раскопок, тем более, что вопрос о местонахождении античной Феодосии также волновал художника.
Айвазовский обратился в министерство уделов. Для раскопок ему отпустили средства, инструменты, материалы. Весной 1853 года Иван Константинович приступил к пробным раскопкам пяти курганов. В пятом кургане с женским погребением, кроме мелких золотых украшений, какие в античном мире нашивались на богатые женские платья, нашли изумительной красоты золотую серьгу в виде сфинкса с женской головкой.
В отчете о раскопках Айвазовский писал: «...как артист я в восхищении от Феодосии. Эта находка дает надежду, что не напрасны будут наши труды, и все эти открытия доказывают, что древняя Феодосия была на этом месте».
Ожидания Айвазовского оправдались. Раскопав в течение лета 1853 года 80 курганов в окрестностях Феодосии, в одном из них, на самой южной возвышенной точке мыса Ильи, Айвазовский вскрыл еще одно женское погребение с невиданными по красоте золотыми женскими украшениями IV века до н. э. Эти находки - серьги, ожерелья, цепочки и сегодня числятся среди наиболее ценных экспонатов Государственного Эрмитажа.
Ценность найденных художественных ювелирных изделий заключалась в работе изумительной тонкости, имитировать которую не смогли самые искусные европейские ювелиры второй половины XIX века. И именно в 1853 года англичане начинают Восточную войну или Крымскую Войну.
Айвазовский похвастался в Европе, желая заказать себе копии, но европейцы не смогли выполнить его заказ. Тогда европейцы, пронюхвшие, что в Крыму открыты несусветные богатства, напали на Россию, решив отобрать себе Крым, к тому же там святые места, где крестилась Древняя Русь, подстрекая сперва Туров воевать с Россией, ослабить русский флот перед нападением, а затем уже сами начали Крымскую Войну 1853-1856 года......... И вся эта показанная Айвазовским Античность и красота были сразу вывезены их Крыма в Англию в Лондонские музеи...... Англичане эшелонами вывозили скифское золото из Крыма, разбомбили все античные храмы и скульптуры, а что не смогли увезти уничтожили, оставив после себя выжженную пустыню.


Англичане разворовывают Крым. Севастополь, Балаклава 7362 лета или 1854 год по новому стилю.
Гугл эту картинку определяет, как violence.


Балаклава, Севастополь. Фотографии Роджера Фентона,
Roger Fenton Head of the Harbor Balaklava Russia Google Art Project
Англичане вывозят из Севастополя награбленные ценности. #Крым .
Крымская Война 1853-1856. На Западе эту Войну назвали Восточная Война.


Откуда англичане пронюхали?... Видимо Айвазовский все-таки похвастался своей находкой или жена англичанка проболталась
Вот что англичане оставили после своего ухода в Севастополе":






обратите внимание на древнюю вязь подчеркнутую красным.


Генрих Семирадский.
Англичане увезли всё и уничтожили,всё что было создано русскими в Крыму.
Видела на фотографиях античные храмы в Севастополе,точно такой и ещё целый на фото. Найду фото поставлю обязательно, сюда в тему. Там точно такой храм.Ставила на Инофоруме, но форум закрыт и где архив не понятно.


Айвазовский. Железная Дорога. Крым.
Айвазовский мало того, что накликал беду на Крым, так ещё и показал англичанам, каким образом можно легко вывезти все!..... И только тут вcпоминаешь, что настоящая фамилия У Айвазовского - Айвазян и находишь, что Айвазовский женился на англичанке Джулии Гревс. Может конечно это тоже совпадение, но 15 августа 1848 года женившись на Джулии, дочери Якова Гревса, англичанина-лютеранина, Айвазовский венчался в армянской церкви, с условием, " дети мои от этого брака тоже будут крещены в армянской святой купели», – сообщает Айвазовский Эчмиадзинскому Синоду. Не знаю приняла ли жена англичанка православие, знаю, что в третей раз Айвазовский женился уже в 63 года, прям, как мой любвиобильный дед, который женился вообще в 73 года третий раз. Вот интересно,в Англии у дочерей Айвазовского остались его картины и наши корабли?
Да, не все так просто в нашей Истории. и Нам предстоит сделать ещё очень много любопытных открытий. То что англичане нашли в Крыму и не успели забрать и немцы им в 1945 году не принесли Крым на голубой тарелочке, как предполагалось. Видимо попытаются повторить поход.

Основные события Крымской войны 1853-1856 годов и в особенности героическая оборона Севастополя прочно вошли в летопись русской военной истории. Однако в искусствоведческой литературе закрепилось устойчивое мнение, во многом благодаря категоричным утверждениям известного критика XIX века В. В. Стасова, о «равнодушии искусства», о том, что тема Крымской войны не нашла широкого отражения в живописных и графических произведениях художников второй половины XIX века.

Нахимов Павел Степанович (23.06.1802 – 30.06.1855), выдающий русский флотоводец, один из организаторов обороны Севастополя 1854-1855, адмирал

Тимм Василий Федорович. Адмирал П.С.Нахимов. Карандаш. Рисунок с натуры. Февраль 1855 г.

Василий Федорович Тимм создал единственное прижизненное изображение героя обороны адмирала П.С. Нахимова. За серию севастопольских рисунков в 1855 художник получил звание академика батальной живописи.
Всецело преданный службе, он вне нее не знал и не имел никаких интересов.

Сослуживцы составляли его семью, а все его честолюбие заключалось в строгом исполнении своего долга», – так о Нахимове отзывались близко знавшие его.

О его отваге и презрении к смерти ходили легенды, поэтому появление адмирала на батареях и бастионах сопровождалось громким восторженным «Ура!».

С начала военных действий у крымских берегов Нахимов вступил в командование судами, стоящими на рейде Севастопольской бухты, а через пять дней «назначен в случае отсутствия В. А. Корнилова главно-начальствующим над флотом и морскими батальонами».

Нахимов принял командование укреплениями Южной стороны города, развил активную деятельность по усилению боевой готовности личного состава на судах и береговых батареях, по укреплению морских подступов к Севастополю.

Кроме того, было построено несколько береговых батарей, затемнены маяки, организована служба наблюдения за противником.


Прянишников И.М. Адмирал П.С.Нахимов на 5-м бастионе во время первой бомбардировки 5 октября 1854 года. Масло. 1871-1872 гг. Альбом «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 годов».

С начала обороны Нахимов стал первым помощником вице-адмирала В.А. Корнилова по организации отпора неприятелю с моря, переводу моряков на сушу, формированию морских батальонов, созданию резервов. Выдающимся достижением Нахимова явилась образцовая организация огневой поддержки действий сухопутных войск кораблями флота.

Несомненная его заслуга в том, что 5.10.1854 англо-французский флот, имея 12-кратное превосходство сил и выпустив из своих орудий 50 тыс. снарядов, не смог подавить береговую оборону города, штурм Севастополя был отложен. Это радостное событие было омрачено известием о смерти В.А. Корнилова, после гибели которого вся ответственность по руководству обороной практически легла на П.С. Нахимова.

При отражении первой бомбардировки 5.10.1854 был ранен в голову, 26.05.1855 при штурме французами Камчатского люнета контужен, но скрывал от окружающих мучившие его боли. Его личный пример был самой действенной силой для защитников.


Маковский В.Е. Смертельное ранение адмирала П.С.Нахимова 28 июня 1855 года. Масло. 1872 г. Альбом «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 годов»

28.06.1855 в 12 ч. дня П.С. Нахимов направился на 3-й бастион, осмотрел все его батареи и поехал на Малахов курган. Прибыв на место, прошел один к обычному своему месту и стал через бруствер осматривать в зрительную трубу позиции неприятеля. Адмиральские эполеты Нахимова были заметной мишенью. Несколько пуль ударились в мешок с землей на бруствере возле самого адмирала. Не успел он выговорить: «Ловко стреляют», как упал смертельно раненный. Пуля прошла выше виска, над левым глазом, пробила череп и затронула мозг. П.С. Нахимов скончался 30.06.1855. Похоронен в склепе собора св. Владимира, рядом с М.П. Лазаревым, В.А. Корниловым, В.И. Истоминым.

Малахов курган


Тимм Василий Федорович. Внутренний вид батареи на Малаховом кургане. Литография. 1855 г. Рисунок с натуры

Малахов курган. Находится на Корабельной стороне. Впервые его название появилось на «Генеральном плане города Севастополя 1851 г.» незадолго до Крымской войны. На нем был построен главный бастион Корабельной стороны.

На Малаховом кургане 5.10.1854 был смертельно ранен вице-адмирал В.А. Корнилов. С этого времени курган получил официальное название – Корниловский бастион.

28.06.1855 на бастионе был смертельно ранен адмирал П.С. Нахимов. С падением Малахова кургана, ключевой позиции обороны, 27.08.1855 защитниками была оставлена Южная часть Севастополя и закончилась его 349-дневная оборона.

Камчатский люнет – укрепление периода обороны Севастополя 1854-1855, построенное для защиты Малахова кургана – ключевой позиции в системе укреплений Корабельной стороны. Люнет стал называться Камчатским по имени полка, возводившего его


Прянишников И.М. Отражение ночного штурма защитниками Камчатского люнета. Масло. 1871-1872 гг. Альбом «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 годов»

На Камчатском люнете были установлены корабельные орудия. В течение трех месяцев удерживали защитники Камчатского люнета, пресекая попытки французов штурмом овладеть им. Ежедневно защитники теряли на люнете от 50 до 150 чел. 7.03.1855 недалеко от люнета погиб контр-адмирал В.И. Истомин.

На месте его гибели в 1904 был воздвигнут памятник из инкерманского камня с изображением ордена св. Георгия.

Матрос Кошка


Тимм Василий Федорович. Севастопольские матросы. Литография. 1855 г. Рисунок с натуры (слева направо: Афанасий Елисеев, Аксений Рыбаков, Петр Кошка, Иван Димченко и Федор Заика)


Маковский В.Е. Матрос Петр Кошка в разведке. Масло. 1871 г. Альбом «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 годов»

Даша Севастопольская - первая российская народная сестра милосердия


Тимм В.Ф. Первая русская сестра милосердия Даша Севастопольская перевязывает раненых во время боя при Альме. Литография. 1855 г.

Даша Севастопольская (1831 – после 1911) - дочь матроса, участница обороны Севастополя 1854-1855. Впервые 8.09.1854 на поле Альминского сражения перевязывала раненых под огнем неприятеля. Ее повозка с чистыми тряпицами, хлебом, бочонками воды и вина стала первым в Крыму передовым перевязочным пунктом, а Дарья – первой российской народной сестрой милосердия.

Изображена художником Ф.А. Рубо на живописном полотне севастопольской панорамы. В 1954 к 100-летию обороны Севастополя 1854-1855 именем Даши Севастопольской названа улица в Нахимовском районе, между ул. К. Пищенко и Брянской.

В 2004 больнице №3 г. Севастополя присвоено имя Даши Севастопольской, а в 2005 на территории этой больницы открыт памятник.

Девичья батарея действовала в период обороны Севастополя 1854-1855, входила в тыловую линию оборонительных сооружений Городской стороны

Располагалась на южном склоне Городского холма, севернее Театральной площади (ныне пл. Ушакова). Возводилась под руководством двух саперов исключительно женщинами Севастополя, носившими землю в корзинах, платках и передниках.

В 1892 был установлен памятник с надписью «На этом месте женщинами Севастополя в 1854 г. была построена батарея».

Ныне здесь находится Севастопольский индустриально-педагогический колледж.

Альминское сражение – первое полевое сражение Восточной (Крымской) войны на территории Крыма

Произошло на р. Альме 8.09.1854 между русскими войсками и англо-франко-турецкими, высадившимися 2-6 сентября 1854 близ Евпатории.

7 сент. 62-тысячная армия союзников при 134 орудиях двинулась на Севастополь. Совершив 15-километровый переход, они подошли к р. Булганак и остановились на ее левом берегу в 6 км от р. Альма.

За время высадки противника главнокомандующий военно-сухопутными и морскими силами в Крыму кн. А.С. Меншиков сосредоточил русскую армию для обороны за р. Альмой (33600 чел. при 96 орудиях).

Французы потеснили русские войска на левом фланге и в центре, заставив их отступить к р. Кача. После успеха французов в наступление перешли английские войска. Они выбили русских с занятых позиций в садах и виноградниках у реки. Понеся значительные потери, некоторые полки, две легкие батареи стали отходить.

Прянишников И.М. Владимирский полк идет в штыковую атаку во время боя при Альме 8 сентября 1854 года. Тушь. 1871 г.

Тяжесть последней фазы сражения приняли на себя егерский Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Николаевича (Казанский), Владимирский и Суздальский полки. Желая воспрепятствовать переправе англичан через р. Альму, батальоны полков шли в штыковую атаку.

Особенно отличился Владимирский пехотный полк, который трижды ходил в атаку, заставив англичан отступить с занятых позиций, потеряв большую часть личного состава. Преградить путь на Севастополь не удалось, однако стойкость, мужество, храбрость русского солдата в Альминском сражении показали союзникам, что Крымская кампания может принять затяжной характер.

На месте Альминского сражения 8.09.1884 открыт памятник – четырехгранный обелиск из инкерманского камня на постаменте с надписью на северо-западном фасаде: «Памяти воинов, павших в Альминском сражении» и датой «8 сентября 1854 г.» на противоположной стороне.

8.09.1902 в 45-ю годовщину сражения открыт памятник воинам Владимирского полка.

В Париже в честь победы англо-французских войск над русскими войсками в Альминском сражении именем Альма названы: мост, площадь, проезд и станция метро.


Филиппов Константин Николаевич. В осажденном Севастополе. Масло

Тотлебен Эдуард Иванович (8.05.1818 – 19.06.1884), граф, генерал-адъютант, военный инженер-генерал, член Государственного Совета, участник обороны Севастополя 1854- 1855


Филиппов Константин Николаевич. Дом на Бельбеке, в котором жил генерал-майор Э.И.Тотлебен во время лечения раны, полученной при обороне Севастополя. Литография. Русский Художественный листок. 1857.

В 1854 в чине подполковника прибыл в Севастополь, назначен исполняющим должность начальника инженерной службы Севастопольского гарнизона, которую занимал до конца обороны.

Под руководством и непосредственным наблюдением Тотлебена велась инженерная оборона Севастополя, в т.ч. контрминная война. 8.06.1855 ранен пулей в ногу на батарее №6, до конца осады лечился на Бельбеке.

Почетный гражданин Севастополя. В 1876 занимался укреплением Керчи, Севастополя, Очакова, Одессы. В сент.-нояб. 1877 – руководил осадой и взятием турецкой крепости Плевна.

В 1878-1879 главнокомандующий действующей армией на Балканах.

Именем Тотлебена названо несколько населенных пунктов в Болгарии. Перезахоронен с Петровского лютеранского кладбища в Риге на Братское кладбище в Севастополе.

Памятник Тотлебену установлен на Историческом бульваре.


Прянишников И.М. Строительство укреплений в Севастополе. Масло. 1871-1872 гг. Альбом «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 годов»

Коля Пищенко. Дети крымской войны


Маковский В.Е. 10-летний севастополец Коля Пищенко на батарее. Масло. 1872 г. Альбом «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 годов»

Пищенко Николай Тимофеевич (1844-?), участник обороны Севастополя 1854-1855, сын матроса, служившего на батарее Забудского (в районе 5-го бастиона).

Мальчик находился рядом с отцом на батарее с самого начала обороны Севастополя. После гибели отца перешел на редут № 1 и по разрешению командира стрелял из девяти мортирок под наблюдением матроса-инвалида. Там находился до конца обороны города.

За оборону Севастополя был награжден медалью «За храбрость», замененную позже на Знак отличия военного ордена на Георгиевской ленте. Был уволен в запас в возрасте 22 лет.

Именем Коли Пищенко в Севастополе названа улица в Нахимовском районе.


Маковский В.Е. Игры севастопольских детей. Масло. 1871 г. Альбом «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 годов»

Тема Крымской войны не нашла широкого отражения в живописных и графических произведениях художников второй половины XIX века.

Основные события Крымской войны 1853-1856 годов и в особенности героическая оборона Севастополя прочно вошли в летопись русской военной истории.

Однако в искусствоведческой литературе закрепилось устойчивое мнение, во многом благодаря категоричным утверждениям известного критика XIX века В. В. Стасова, о «равнодушии искусства», о том, что тема Крымской войны не нашла широкого отражения в живописных и графических произведениях художников второй половины XIX века.

Подобное мнение в первую очередь объясняется непопулярностью данной войны среди разных слоев русского общества, фактическим поражением России и драматическими для нее последствиями.

Яркие и эмоциональные высказывания Стасова не совсем справедливы, ведь художники разных поколений и разных стилистических направлений неоднократно обращались к теме Крымской войны, к массовому героизму солдат, их командиров и жителей города, причем не только к трагическим страницам обороны Севастополя, но и к славным победам Черноморского флота.

Изобразительное искусство не «молчало», хотя, конечно же, было несопоставимо по своей жизненной убедительности, мощи и художественным достоинствам с литературой, которая, считал Стасов, «давно приученная Пушкиным и Гоголем к живописанию одной глубокой истинной правды, страстно хваталась за могучее перо и рукой одного из высочайших русских художников, Льва Толстого, чертила картины великой Крымской войны, навеки стоящие колоссальными скрижалями правды, исторической глубины и творческой талантливости».

Большой популярностью в годы Крымской войны пользовался «Русский Художественный листок» – периодический сборник художественных литографий с объяснительными текстами. В нем отражались важнейшие события русской и отчасти международной жизни.

Его издателем и главным художником был знаменитый рисовальщик Василий Федорович Тимм, а среди других авторов следует назвать А.П. Боголюбова, К.Н. Филиппова, Г.Г. Гагарина, И.К. Айвазовского…

Это издание выходило три раза в месяц. Более ста номеров были посвящены Крымской войне и обороне Севастополя и наряду с художественной ценностью имели огромную историческую ценность так как большинство рисунков были сделаны с натуры.

Историко-документальное изображение героев событий, выполненное с натуры В.Ф. Тиммом, воспроизведенное в литографиях «РХЛ», отличалось глубокой наблюдательностью и правдивостью, искренней заинтересованностью автора и принесло ему заслуженную славу.

Василий Федорович Тимм создал единственное прижизненное изображение героя обороны адмирала П.С. Нахимова. За серию севастопольских рисунков в 1855 художник получил звание академика батальной живописи.

Константин Николаевич Филиппов делает первые попытки новой трактовки батальной темы в живописи, а именно - изображения войны преимущественно со стороны тех тягот и бедствий, которые она несет народу - солдатской массе и мирному населению.

Во время Крымской войны 1854 – 1855 годов он находился при русской армии в Крыму и был очевидцем «севастопольской страды». В 1856 награжден медалью «За оборону Севастополя».

Некоторые из его фронтовых рисунков с натуры были воспроизведены в виде литографий в «Русском Художественном листке» В.Ф. Тимма.


Филиппов Константин Николаевич. Военная дорога между Севастополем и Симферополем во время Крымской войны. 1858. Масло

На академической выставке 1858 года появилась его картина «Большая дорога между Симферополем и Севастополем в 1855 году», за которую он получил Большую золотую медаль и право на заграничное пенсионерство.

Картина Филиппова изображает, собственно говоря, не самую дорогу, а ее обочину. Дорога отнесена на задний план, и видно, что она загромождена подходящими войсками, так что транспорту раненых, повозкам с боевыми припасами и местному населению приходится поневоле довольствоваться лишь окольными, неудобными путями, преодолевать неровности, наполненные водой канавы и непролазную грязь.

Второй план картины ярко освещен и прежде всего привлекает внимание. В центре, на пригорке, изображены две повозки с ранеными. В одну из них впряжены два верблюда.

С другой повозки, влекомой двумя волами, русский санитар снимает тяжело раненного греческого волонтера в феске. Левее фельдшер перевязывает ногу лежащему на земле молодому защитнику Севастополя; голову раненого поддерживает сестра милосердия, защищая его от палящего солнца темно-зеленым зонтом.

Позади них священник благословляет проходящих по дороге солдат.

Затененный первый план разработан очень содержательно. В левом углу видна передняя часть телеги, как бы обрезанной рамой картины (прием отнюдь не традиционно-академический), и лошадь с жеребенком, выбирающаяся из наполненной водой балки.

Правее изображена телега, груженная ядрами, застрявшая в грязи и подталкиваемая сзади светловолосым солдатом в белой рубахе, белой фуражке и серой шинели на плече и пожилым чернобородым ополченцем в красной рубахе.

Рядом возница погоняет кнутом лошадей. Солдаты очень типичны, в них чувствуется та мужественная деловитость простых русских людей, которая «двигает горами». Навстречу им спускается с пригорка запряженная волами арба с сидящей в ней женщиной в белом покрывале и припавшей к ее коленям черноволосой девушкой в пестрой одежде.

Рядом идет, придерживая вола за рога, чернобородый мужчина в бурке с обнаженной смуглой грудью, его фигура полна эпического спокойствия. В глубине справа видны повозки, выезжающие из балки на обочину дороги. Вдали в тумане маячат горы. Небо у горизонта застлано дымом.


Филиппов Константин Николаевич. .Перед боем. Сцена из Севастопольской войны 1854-1855 гг. 1862. Акварель.

Большой интерес представляют две акварельные композиции Филиппова на сюжеты Крымской кампании, принадлежащие ныне Калужскому областному художественному музею: «Сцена из Севастопольской войны. Перед боем» и «Сцена из Севастопольской войны. После боя».

Они, по-видимому, представляют единое сюжетное целое и выполнены художником по наброскам с натуры, сделанным во время Крымской кампании. Первая композиция изображает отряд пехоты, выстроившийся на Екатерининской улице Севастополя перед отправлением в бой.

Перед отрядом расположилась группа офицеров верхом, повернувшихся лицом к выстроившимся солдатам. В этой сцене чувствуется значительность предстоящего дела: на площади собрано много войск, и создается впечатление, что командование разъясняет им основную задачу какой-то необычной операции.

Кроме того, из сообщений одного из биографов Филиппова, мы знаем, что художником в 1802 году в Риме была исполнена картина «Перевязочный пункт после дела на Черной речке в Крыму, 4 августа». Все эти соображения позволяют предположить, что интересующие нас акварельные композиции отражают эпизоды, связанные с боем на Черной речке 4/10 августа 1855 года, которым художник интересовался.

Знаменательным событием в художественной жизни России стала серия небольших картин, посвященная героической обороне Севастополя, созданная в 1871-1872 годах знаменитыми впоследствии передвижниками, московскими живописцами Владимиром Егоровичем Маковским и Илларионом Михайловичем Прянишниковым.

(Вся серия находится в Государственном историческом музее). Картины предназначались для «Севастопольского альбома» и были показаны в Москве на Политехнической выставке, организованной «Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии», состоявшем при Московском университете. Выставка, приуроченная к 200-летию со дня рождения Петра I, была открыта в 1872 году.

В программе альбома, изданной на правах рукописи и включающей 97 сюжетов, огромное место отводилось деятельности прославленных героев Севастополя П. С. Нахимова и В. А. Корнилова, но главное – подвигам простых русских солдат и матросов, показавших в этой войне примеры беззаветной храбрости и патриотизма.

Фотографии с картин Маковского и Прянишникова, сделанные И. Дьяговченко, вошли в альбомы, изданные под названием «Эпизоды Севастопольской жизни 1854/55 годов».

Картины писались жидким маслом на картоне, поэтому во всех документах и искусствоведческой литературе их называют рисунками.

Во время работы над серией художники встречались с очевидцами севастопольской страды, слушали их рассказы, знакомились с историческими документами, фотографиями, гравюрами, консультировались с военными специалистами.

Очень важную роль играли литературные источники, откуда были взяты многие сюжеты и на каждый составлены развернутые программы. Вероятнее всего, во время работы художники не были в Севастополе. Сроки были очень маленькие и жесткие, большой поспешностью объясняется некоторая недоработанность, эскизность картин. Общее их количество довольно велико: Прянишников исполнил 18 сюжетов, а Маковский – 21.

Следует отметить, что художники использовали не только литературный, но и изобразительный материал: народные лубки, картины и рисунки, о которых уже говорилось выше и, конечно же, работы В.Ф. Тимма.

И все-таки при изучении серии становится понятно, что самым главным источником для художников явились «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого, которые дали драгоценный материал для понимания самого духа защитников Севастополя. В них гениальный писатель замечательно выразил свое восхищение мужеством и стойкостью рядовых защитников Севастополя. Он преклонялся перед чувством глубоко осознанного патриотизма, любви к родине русских солдат.

Произведения Прянишникова и Маковского нельзя считать точными иллюстрациями «Севастопольских рассказов», вместе с тем художники сумели воспринять и отразить основные проблемы, затронутые Толстым, показать неприкрашенную правду войны, мужество, патриотизм народа.

Целый ряд картин посвящен подвигам героев, чьи славные имена вошли в историю Севастопольской обороны: адмирала П.С. Нахимова и простых матросов – П. Кошки, И. Шевченко, Г. Палюка…

Севастопольская серия неравноценна по своим художественным достоинствам, но в целом она сыграла значительную роль в развитии новых путей батальной картины, используя завоевания бытового жанра.

Не случайно знаменитый баталист Ф. А. Рубо тщательно изучал работы И.М. Прянишникова и В.Е. Маковского при создании севастопольской панорамы.

Война между Российской империей и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства. Боевые действия разворачивались на Кавказе, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Черном, Белом и Баренцевом морях, а также на Камчатке. Наибольшего напряжения они достигли в Крыму.

К середине 19 века Великобритания и Франция вытеснили Россию с ближневосточных рынков и подчинили своему влиянию Турцию. Император Николай I безуспешно пытался договориться с Великобританией о разделе сфер влияния на Ближнем Востоке, а затем решил восстановить утраченные позиции прямым нажимом на Турцию. Великобритания и Франция способствовали обострению конфликта, рассчитывая ослабить Россию и отторгнуть у неё Крым, Кавказ и другие территории.

Предлогом к войне явился спор между православным и католическим духовенством в 1852 г. из-за обладания "святыми местами" в Палестине. В феврале 1853 г. направил в Константинополь чрезвычайного посла А.С. Меншикова, который ультимативно потребовал, чтобы православные подданные турецкого султана были поставлены под особое покровительство русского царя. Царское правительство рассчитывало на поддержку Пруссии и Австрии и считало невозможным союз между Великобританией и Францией. Все эти расчеты оказались битыми. Англия и Франция объединились и вместе выступили против России, а Пруссия и Австрия предпочли враждебный к России нейтралитет.

Крах внешнеполитических расчетов царизма накануне Крымской войны во многом объяснялся личными качествами царя и его министра. Николай I решал дипломатические задачи самонадеянно и опрометчиво, а предостеречь и отрезвить его было некому. Его министром иностранных дел бессменно был граф Карл Васильевич Нессельроде - человек без роду и племени. Главное, это был человек без собственного лица. Весь смысл своей жизни и деятельности он видел в том, чтобы угадывать, куда склоняется воля царя, и спешно забегать вперед в требуемом направлении. Разумеется, такой министр не мог ни подсказать царю свое, ни исправить царское решение.

Ход событий в самом кратком виде.

В июне 1853 г. Россия разорвала дипломатические отношения с Турцией и оккупировала дунайские княжества. В ответ Турция 4 октября 1853 г. объявила войну. Русская армия, перейдя Дунай, оттеснила турецкие войска от правого берега и осадила крепость Силистрию. На Кавказе 1 декабря 1853 г. русскими была одержана победа под Башкадыкляром, что остановило наступление турок на Закавказье . На море флотилия под командованием адмирала П.С. Нахимова уничтожила турецкую эскадру в Синопской бухте. Но после этого в войну вступили Англия и Франция. В ночь на 4 января 1854 г. английская и французская эскадры прошли через Босфор в Черное море . Затем эти державы потребовали от России вывести войска из Дунайских княжеств. 27 марта Англия, а на следующий день Франция объявили России войну. 22 апреля англо-французская эскадра подвергла Одессу обстрелу из 350 орудий. Но попытка высадиться возле города не удалась.

Англии и Франции удалось высадится в Крыму, 8 сентября 1854 г. разбить русские войска у реки Альма. 14 сентября началась высадка союзных войск в Евпатории. 17 октября началась осада Севастополя. Руководили защитой города В.А. Корнилов , П.С. Нахимов и В.И. Истомин. Гарнизон города насчитывал 30 тыс. чел., город был подвергнут пяти массовым бомбардировкам. 27 августа 1855 г. французские войска захватили южную часть города и господствующую над городом высоту - Малахов курган. После этого русским войскам пришлось оставить город. Осада длилась 349 дней, попытки отвлечь войска от Севастополя (такие, как Инкерманское сражение), не дали желаемого результата, после чего Севастополь все же был взят союзными войсками.

Война закончилась подписанием 18 марта 1856 г. в Париже мирного договора, по которому Черное море объявлялось нейтральным, русский флот сводился до минимума, крепости уничтожались. Аналогичные требования были предъявлены Турции. Кроме того, Россия лишалась устья Дуная, южной части Бессарабии, захваченной в этой войне крепости Карс и права покровительства Сербии, Молдавии и Валахии.

Причины поражения и последствия.

Политической причиной поражения России в ходе Крымской войны стало объединение против нее основных западных держав (Англии и Франции) при благожелательном (для агрессора) нейтралитете остальных. В этой войне проявилась консолидация Запада против чуждой им цивилизации. Если после разгрома Наполеона в 1814 году во Франции началась антироссийская идеологическая компания, то в 50-е годы Запад перешел к практическим действиям.

Техническая причина поражения состояла в относительной отсталости вооружения русской армии. Англо-французские войска имели нарезные штуцера, которые позволяли рассыпному строю егерей открывать огонь по русским войскам до того, как те приближались на расстояния, достаточное для залпа из гладкоствольных ружей. Сомкнутый строй русской армии, рассчитанный преимущественно на один групповой залп и штыковую атаку, при таком различии в вооружениях становился удобной мишенью.

Социально-экономическая причина поражения состояла в сохранении крепостного права, что неразрывно связано с ограничивающей промышленное развитие несвободой как потенциальных наемных рабочих, так и потенциальных предпринимателей . Европа к западу от Эльбы смогла оторваться в промышленности, в развитии техники от России благодаря произошедшим там социальным переменам, способствующим созданию рынка капиталов и рабочей силы.

Следствием войны стали правовые и социально-экономические преобразования в стране в 60-е годы XIX века. Чрезвычайно медленное преодоление крепостного права до Крымской войны побудило после военного поражения форсировать реформы, что привело к перекосам в социальной структуре России, на которые наложились разрушительные идейные влияния, пришедшие с Запада.

Крымская война 1853 года в живописи

Получив координаты
Генералы, в ус смеясь,
Дирижерские канаты
Тянут, смерти не боясь.
Потому как кукловодам
Не пристало пасовать,
Когда Леты темным водам
Захотелось пировать. (с)

Война, начатая Россией против Турции за господство в черноморских проливах и на Балканском полуострове
и превратившаяся в войну против коалиции Англии, Франции, Османской империи и Пьемонта.


Richard Caton Woodville (1856-1927) „Атака лёгкой кавалерии“.

Ведущие европейские страны стремились к разделу турецких владений в целях расширения сфер влияния и рынков
сбыта. Турция стремилась взять реванш за предыдущие поражения в войнах с Россией.
Одной из основных причин возникновения военного противостояния стала проблема пересмотра правового режима
прохождения российским флотом средиземноморских проливов Босфор и Дарданеллы, зафиксированного в Лондонской
конвенции 1840-1841 гг.


Richard Caton Woodville (1856-1927)- «Бой легкой кавалерии в Balaklava»

Поводом к войне послужил спор о ключах от святых мест в Палестине между католиками и православными. Султан
передал ключи от Вифлеемского храма от православных греков католикам, интересы которых защищал император
Франции Наполеон III. Русский император Николай I потребовал от Турции признания его покровителем всех
православных подданных Оттоманской империи. 26 июня 1853 года он объявил о вступлении русских войск в
Дунайские княжества, заявив, что выведет их оттуда только после удовлетворения турками русских требований.


Боголюбов А. «Синопское сражение»

14 июля Турция обратилась с нотой протеста против действий России к другим великим державам и получила от них
заверения в поддержке. 16 октября Турция объявила России войну, а 9 ноября последовал императорский манифест
об объявлении Россией войны Турции


Медовиков Н.П. «Нахимов П.С. на палубе флагманского корабля во время Синовского сражения, 18 ноября 1853 года»

В ходе Крымской войны Франция потеряла 10 240 человек убитыми и 11 750 умершими от ран, Англия - 2755 и 1847,
Турция - 10 000 и 10 800, а Сардиния - 12 и 16 человек. Всего войска коалиции понесли безвозвратные потери в
47,5 тысячи солдат и офицеров. Потери русской армии убитыми составили около 30 тысяч человек, а умершими от ран -
около 16 тысяч, что дает суммарные боевые безвозвратные потери для России в 46 тысяч человек. Смертность от
болезней была значительно больше. В ходе Крымской войны от болезней погибло 75 535 человек французов, 17 225
англичан, 24,5 тысячи турок, 2166 сардинцев (пьемонтцев). Таким образом, небоевые безвозвратные потери стран
коалиции составили 119 426 человек. В русской армии от болезней умерло 88 755 русских. Всего же в Крымскую войну
небоевые безвозвратные потери в 2,2 раза превышали боевые.


Филлипов К. Н. «Дорога на севастополь в 1855 году»

13 (25) февраля 1856 начался Парижский конгресс, а 18 (30) марта был подписан мирный договор.
Россия возвращала османам город Карс с крепостью, получая в обмен захваченный у неё Севастополь, Балаклаву и
другие крымские города.
Чёрное море объявлялось нейтральным (то есть открытым для коммерческих и закрытым для военных судов в мирное
время), с запрещением России и Османской империи иметь там военные флоты и арсеналы.


Франц Алексе́евич Рубо – «Деталь панорамы Оборона Севастополя», 1904

Плавание по Дунаю объявлялось свободным, для чего русские границы были отодвинуты от реки и часть русской
Бессарабии с устьем Дуная была присоединена к Молдавии.
Россия лишалась предоставленного ей Кючук-Кайнарджийским миром 1774 года протектората над Молдавией и Валахией
и исключительного покровительства России над христианскими подданными Османской империи.
Россия обязалась не возводить укреплений на Аландских островах.


Robert Gibb - „Тонкая красная линия“

В ходе войны участникам антироссийской коалиции удалось предотвратить усиление России на Балканах и временно
лишить её Черноморского флота.


Штурм Малахова кургана французскими зуавами


Horace Vernet (1789-1862)-«Битва при Алма»