Краткий курс выживания руководителя: эмоциональные сотрудники. Какую цену мы платим за это

Однажды в кабинет директора ворвался тихий незаметный инженер. Он повалил директора на стол и начал душить. Хорошо, что директор был крупнее, а у инженера не было навыков ассассина.

Как оказалось, человека довели «до ручки» постоянные трения в коллективе и маленькая зарплата.

Эмоциональные всплески - нередкий «гость» в офисе. Безудержная эмоциональность на работе - большая проблема. Давайте разбираться, что с этим делать.

Кто склонен устраивать внезапные «извержения Везувия»

Условно таких людей можно разделить на две категории.

  • Сотрудники, которые обычно не склонны к всплескам и бурным проявлениям эмоций.
Причиной нервного срыва и эмоционального всплеска у сотрудников этого типа может быть синдром эмоционального выгорания . Если человек, с которым до этого не было подобных проблем, начинает агрессивно себя вести или рыдать в ответ на обычное рабочее замечание - это явный признак выгорания, которое развивается на фоне личных, семейных или рабочих проблем и стрессовой обстановки.

В этом случае перед менеджером стоит только одна задача - разобраться в ситуации и приложить все усилия, чтобы помочь сотруднику восстановить нормальное психологическое состояние.
  • Сверхэмоциональные и темпераментные сотрудники.
Для некоторых людей бурные проявления эмоций по любому поводу характерны в силу специфического склада характера.
В этом случае задача менеджера сложнее: определить, какое влияние эти всплески имеют на работу и принять решение о целесообразности присутствия в офисе такого работника.

Эмоции мешают работать: заглянем в мозг сотрудника

Понять это поможет информация о том, как устроен мозг человека и какие его части отвечают за эмоциональное и рациональное поведение.

Наш мозг состоит из трех систем.

  • Рептильный мозг отвечает за базовые функции организма и примитивные инстинкты - начиная с дыхания и заканчивая потребностью в безопасности и размножении.
  • Лимбический мозг - за эмоциональное восприятие действительности. Именно в нем рождается страх, гнев, радость, чувство эйфории и другие эмоции.
  • Неокортекс (или визуальный мозг) - за рациональное поведение и анализ.
Не будем останавливаться на всем этом подробно и ограничимся коротким выводом - за эмоции и за рациональность отвечают разные части мозга. Что это значит?

Эмоциональный всплеск не дает сотруднику возможности адекватно оценить ситуацию и сделать рациональные выводы.


Эмоциональный сотрудник не может в такие моменты адекватно воспринимать критику или похвалу.

Объективная информация ускользает от человека, полностью захваченного эмоциями. Вместо анализа фактов и ситуации он концентрируется на своем эмоциональном состоянии и отношении к этим фактам. Поиск рабочего решения заменяется поиском оправданий для своего состояния.

Что делать : просто подождать. Не пытаться перекричать и переубедить, срываясь в такой же эмоциональный стиль поведения.

Эмоции мешают сконцентрироваться на работе.

Всплеск эмоций - как негативных, так и положительных - ведет к выбросу гормонов. В результате сотрудник на некоторое время выпадает из рабочего процесса. Невнимательность, снижение концентрации и эффективности - все это является результатом гормонального выброса. Хуже, когда эмоциональный сотрудник начинает отвлекать других - разговорами или забегами до курилки и обратно.

Что делать: дать спустить пар. Отправить погулять, покурить, предложить посидеть в комнате переговоров.

Всплески эмоций у сотрудника - стрессовые ситуации для руководителя.

Когда менеджер делает замечание или хвалит сотрудника - меньше всего он ждет бурю эмоций в ответ. Что делать? Как утешить или утихомирить сотрудника? Как не потерять лицо? В голове проносятся десятки вопросов, нужно быстро принять правильное решение - а это всегда стресс, результаты которого очень сложно предугадать и предсказать заранее.

Что делать: сохранять ясную голову. Первое, что нужно сделать - не дать выхлопу распространиться, локализовать ситуацию. Второе - не принимать решения сгоряча. Дождитесь, пока эмоции улягутся, и выясните наконец,в чем причина срыва.

Эмоциями часто прикрывают попытки манипулирования.

Часто излишней эмоциональностью прикрываются банальные попытки манипулировать руководством: отменить взыскание, отпустить пораньше, войти в положение и так далее. И это только усугубляет стресс, который испытывает в этой ситуации руководитель.

Что делать: тем более сохранять ясную голову. Если ваш сотрудник-манипулятор привык получать от ошарашенного начальника желаемое сразу же, он будет ошарашен не меньше, когда вы не отреагируете на истерику. Сохраняйте спокойствие и оценивайте саму ситуацию, а не эмоции работника.


Бурные проявления эмоций одного сотрудника могут стать причиной конфликта в коллективе.

Неуместные проявления эмоций вызывают раздражение и непонимание со стороны коллег. Эти чувства многократно усиливаются, если кому-то удается таким образом продвигать и продавливать свои инициативы или избегать наказания за некачественно выполненную работу.

Что делать: работать над климатом в коллективе. Мы будем говорить об этом дальше - нужно разобраться в причинах таких всплесков, и от них уже зависят ваши действия.

Редкий случай, когда эмоции могут хлестать через край

Справедливости ради нужно сказать, что есть ситуации, когда всплески эмоций вполне оправданы. Такого «яркого» сотрудника нужно привлекать ко всем мероприятиям и приглашать на все корпоративы. И он будет служить катализатором радости.

Радостные и позитивные события в жизни компании и отдельных сотрудников - это как раз тот случай, когда бурные всплески эмоций более чем уместны. И более того - полезны для создания здоровой и доверительной атмосферы в коллективе.


Есть только одно НО : радость парализует работу компании на какое-то время. Поэтому объявления о любых радостных событиях, массовые поздравления и поедание тортиков лучше отложить на конец рабочего дня. Это как раз тот момент, когда все смогут по-настоящему расслабиться и насладиться радостным моментом, а проявления эмоций помогут сплотить коллектив.

Это был единственный случай, когда эмоции полезны

Вне этих ситуаций всплески эмоций - как позитивных (слезы радости, выкрики), так и негативных (плач, агрессия) - могут стать для компании серьезной проблемой.

Нет, мы не призываем превращать всех в бездушных роботов или шарахаться от излишне темпераментного сотрудника. Просто имейте в виду, что ваш работник может выйти за разумные пределы - и старайтесь предупреждать такие случаи.


Алгоритм действий для руководителя в случае бурного проявления эмоций:

Подводя итоги

  • Эмоциональные всплески отвлекают от рабочего процесса, мешают сконцентрироваться и негативно влияют на эффективность работы.
  • Неожиданные проявления эмоций сотрудника - это стресс для менеджера или руководителя. Кроме того, эмоциями часто прикрывают попытки манипулирования.
  • Причиной бурного проявления эмоций может быть как специфические черты характера сотрудника, так и синдром эмоционального выгорания.
  • Задача руководителя - распознать причину и не допустить конфликта в коллективе.
Самое главное: старайтесь сохранять спокойствие. Это самая важная часть работы руководителя: стоять над конфликтом, принимать объективные решения, не становиться частью толпы.

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 5-6 марта 2005 г. . 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6% .

"Семья и интимные отношения радикально и на глазах меняются" – за последние, наверное, лет десять без этого утверждения, фактически ставшего аксиомой, не обходится практически ни одна публикация на тему близких отношений. Но радикально меняются и сами публикации – из них практически ушло понятие "брачная (сексуальная) любовь" и его место прочно занял термин "эмоциональная работа". Эти два понятия оказались фактически приравнены друг к другу – что, как нам представляется, не только обедняет одно и другое, но и не дает возможность составить представление о подвижках, происходящих в культуре близких отношений.

Небольшой корпус публикаций, которые возвращают понятие "любовь" в социологию, только в сопоставлении "любви" и "эмоциональной работы" и улавливают то существенное, что происходит сегодня в близких и интимных отношениях людей.

Концептуализация понятия "эмоциональная работа" связана с несколькими традициями. Вернее, существуют несколько прецедентов социологических рассуждений о близких отношениях – как правило, рассуждений о семье как привычном оформлении близости. Первоначальная постановка вопроса принадлежит Т. Парсонсу, который еще в начале 1960-х годов обратил внимание на то, что в индустриальном обществе происходит ролевое распределение задач, и женщинам, как правило, приписывается и предписывается "эмоциональная работа" по поддержанию брачных связей и по обеспечению душевного комфорта членов семьи. Эта идея была подхвачена и продолжена феминистской критикой современного общества – но уже с позиции "разоблачения" патриархальной идеологии современного брака и фундирующей его идеи "любви". Так произошла первая реинтерпретация понятий: утверждалось, что в современном обществе женщины подвергаются эксплуатации со стороны мужчин, будучи загнанными в рамки "идеологии любви", и вынуждены, следуя ее правилам, посвящать себя браку и выполнять для мужчин эмоциональную работу.

В начале 1980-х появилась вторая ключевая в развитии понятия публикация – статья А. Хошчайлд "Эмоциональная работа, правила чувств и социальная структура" (в дальнейшем за ней последовала серия работ о "профессиональном" управлении эмоциями в обслуживающих профессиях).

Тезис о том, что переживание эмоций подчиняется строгим социальным правилам, а приведение эмоций в соответствие с ситуацией требует сознательной работы над ними, получил развитие в исследованиях брачных отношений и норм эмоциональности. Проблемным фокусом работ стала тема гендерной специфики выражения эмоций, а также изучение различий эмоциональных вкладов в отношения. Здесь произошла вторая реинтерпретация понятия эмоциональной работы; точнее – некоторое изменение тональности исследовательских оценок. Последователи этой традиции утверждают, что в современном обществе вся ответственность за эмоциональное поддержание отношений, за их эмоциональную артикуляцию ложится на плечи женщин – в результате чего последние оказываются в неравном положении с мужчинами.

Авторы большинства публикаций последних десяти лет, обращаясь к проблеме близких отношений, занимают одну из двух позиций в понимании и применении понятия "эмоциональной работы". В одном случае "эмоциональная работа" отождествляется с культурными и лингвистическими конвенциями относительно того, что такое любовь. В другом – эмоциональная работа приравнивается к "правилам чувств", и дальнейшие интерпретации так или иначе выходят на проблему гендерной дискриминации, идеологического порабощения женщин вмененной им ответственностью за производство и поддержание интимности.

Обращает на себя внимание сама смена терминов – когда брак был "на всю жизнь", любовь не ставилась под сомнение, но как только эта модель стала активно переосмысливаться, в обсуждениях брака и близких отношений все чаще говориться о дружбе – собственно, становящейся новым идеалом и идолом (заметим: зачастую в большей степени для исследователей, чем для их респондентов). По меткому замечанию И. Крэиба, за подобными изысканиями недвусмысленно просматривается идеал "трансформации интимности", ведущий к "чистым отношениям". Исследователи временами пребывают в недоумении, обнаруживая, что часто под этот идеал не удается подогнать реальность. Так, авторы одной из публикаций, столкнувшись с тем, что жены склонны оправдывать неравное участие своих мужей в домашних делах, интерпретировали это как проявление ложного сознания. Другая исследовательница после развернутого изложения феминистской перспективы любви несколько обескураженно добавила, что все же даже социологи влюбляются – несмотря на случившееся осознание всей ложности, идеологичности и сконструированности этой эмоции. И действительно, приравнивание эмоциональной работы к правилам эмоциональности мало приближает нас к пониманию того, что же действительно происходит в сфере близких отношений.

На сегодня, как нам представляется, идеологизация концепта "эмоциональной работы" гипертрофирована. Как результат, в исследованиях стереотипно воспроизводится односторонняя теоретическая схема, связанная с проблемой идеологии, нагруженная представлениями о гендерном равенстве и неравенстве, о "неестественном" доминировании гендерных стереотипов поведения и эмоциональности. Вторая же сторона понятия, непосредственно соприкасающаяся с проблематикой трансформации современных близких отношений, уходит в тень и пропадает из поля зрения исследователей. Именно на этом аспекте следует остановиться подробнее.

Речь идет о двух идеях, высказанных Т. Парсонсом и А. Хошчайлд. Согласно первой, над близкими отношениями нужно работать , а интимность – вырабатывать , такие отношения отнюдь не самоочевидны, не беспроблемны и не складываются естественным образом. Согласно второй, эмоции хотя и подлежат социальной регуляции, но сами по себе не являются чисто идеологической конструкцией. Обе эти перспективы совершенно теряются в условиях доминирующего ныне употребления понятия "эмоциональной работы".

Конечно, определенную результативность подчеркнутого внимания к идеологической и гендерной составляющим "эмоциональной работы" трудно отрицать: они обозначают контуры важных сдвигов, происходящих в сфере семьи и интимности. Можно согласиться с У. Беком, что в сфере семейной жизни современное индустриальное общество оставалось наполовину феодальным и эффективно функционировало за счет того, что на женщин ложились задачи по эмоциональному поддержанию структур частной жизни. В последнее же время культурные идеалы романтической любви теряют свою привлекательность и силу, а представления о должном образе поведения мужчин и женщин, представления о гендерном распределении семейных ролей активно пересматриваются. Вместе с тем, трудно отрицать также и очевидную односторонность подхода, базовый принцип которого проявляется как "идеологическая редукция": близкие отношения сводятся к направляющей их идеологии, от социальной связи не остается ничего, кроме ее лингвистической презентации и правил проигрывания. Кроме того, есть и еще один серьезный недостаток: профессиональная дискуссия, управляемая таким подходом, становится чересчур идеологически нагруженной, ее цели – предзаданными и зачастую лежащими вне пространства профессиональных исследовательских задач; и самое важное – отсекаются иные аналитические перспективы и блокируются возможности альтернативных теоретических разработок и проблематизаций.

Основной пункт критики "гендерного" понимания эмоциональной работы – оно не учитывает, что люди все же сходятся и живут вместе, а именно "совместность" и переопределяется в последние годы наиболее активно. Обратим внимание на еще одно терминологическое изменение – обсуждение "интимных" отношений по большей части заменилось обсуждением "близких" отношений. Интимность перестала быть самоочевидной и непременно желаемой и в последних публикациях стала интерпретироваться скорее как одна из опций, один из полюсов отношений. Что же касается гендерных моделей отношения и эмоциональности – то жалобы респондентов на то, что муж недостаточно эмоционально активен или что жена чересчур эмоционально требовательна, могут быть знаком попыток сохранить привычные модели отношений в меняющемся мире – а не изменить их, как предполагается обычно. Например, говорит Крэиб, они могут расшифровываться следующим образом: "до тех пор, пока ты любишь меня «правильно», я могу сохранять наши отношения; но как только ты будешь любить меня по-другому, я не буду знать, что делать". Собственно, это и составляет сердцевину проблематики, очерченной Беком в красивой, почти терминологической, метафоре "хаос любви": биографическая ситуация мужчин и женщин настолько изменилась, что они уже не могут следовать привычным моделям любви – даже если очень хотели бы этого; в результате любовь и личная жизнь превращаются в хаотичные попытки нащупать новые модели отношений, адекватные совместной жизни двух людей с независимыми биографиями.

За этой проблематизацией стоит иная интерпретация "эмоциональной работы" – как нам кажется, более близкая к интерпретациям "авторов" понятия и более адекватная проблеме. Близкие отношения нужно вырабатывать, с одной стороны, эмоционально в них инвестируясь, но с другой – совместно управляя допустимой и желаемой степенью интимности/независимости. Как нам представляется, такая перспектива оказывается гораздо более эвристичной и продуктивной – например, она подталкивает к предположению, затемняемому "гендерным" подходом, что в современных близких отношениях переосмысляются не только модели брака, но и само понимание близости. Скажем, грань между сожительством и браком зачастую становится неразличима, а для того чтобы считаться парой, любящим друг друга людям становится необязательно жить вместе. И, вопреки расхожим представлениям, возрастание независимости совсем не всегда ведет к снижению взаимной привязанности и длительности отношений. Скорее следовало бы говорить о том, что буквально на глазах прежняя модель эмоциональной работы перерождается в новую – которую, за неимением предустановленных шаблонов, современным мужчинам и женщинам зачастую приходится нащупывать вслепую, и каждому искать вариант по себе.



База данных ФОМ > >

Вконтакте

Одноклассники

Из этой статьи вы узнаете:

  • Откуда берется эмоциональный стресс на работе
  • В чем опасность эмоционального стресса на работе
  • Какие симптомы имеет эмоциональный стресс на работе
  • Как бороться с эмоциональным стрессом на работе

Эмоциональный стресс на работе, постоянно присутствующий в жизни многих трудящихся, современные психологи относят к заболеванию, тем самым подчеркивая серьезность и пагубность его воздействия на психику и организм человека. Если пустить ситуацию на самотек и никак не контролировать накапливающееся напряжение, это отразится не только на здоровье, но и на качестве выполняемых обязанностей. Поэтому обретение навыков саморегуляции и управления настроением становится для многих насущной задачей.

Причины и опасность эмоционального стресса на работе

Эмоциональный стресс на работе возникает из-за ежедневных внешних воздействий, с которыми человек сталкивается на рабочем месте. Как правило, причинами напряжения и эмоционального истощения являются:

  • физический дискомфорт из-за недостаточного освещения в помещении, перепадов температур, духоты, фоновых шумов, неисправной или неудобной мебели;
  • непродуманный рабочий процесс;
  • конфликты с начальством и коллегами, напряженные отношения в коллективе;
  • опасности, являющиеся частью трудовой деятельности;
  • дополнительные обязанности, высокая ответственность.

Эмоциональный стресс, обусловленный профессиональной деятельностью, может быть вызван разными факторами. Многие эксперты утверждают, что люди, которым приходится заниматься физическим трудом, испытывают меньше негативных эмоций на работе, а тем, кто занят напряженным интеллектуальным, крайне сложно выйти из рабочего режима и настроиться на отдых.

Как известно, эмоциональный стресс оказывает комплексное отрицательное воздействие на организм. Чаще всего страдают следующие системы:

  • Сердечно-сосудистая. Зафиксировано множество случаев, когда угнетенное эмоциональное состояние приводило к таким заболеваниям. Для сердца опасны страхи, раздражение и постоянная тревожность, сопровождающие человека на работе. Переживание этих эмоций провоцирует выброс в кровь дополнительных доз гормонов, заставляющих его сокращаться чаще, повышающих артериальное давление и сужающих сосуды. Организм, функционирующий в таком режиме, подвержен риску инфарктов и инсультов.
  • Опорно-двигательный аппарат. Действие эмоционального стресса, связанного с работой, аналогично синдромам борьбы или бега: мышцы всего тела напрягаются. Организм не отличает реальную, физическую угрозу от воображаемой, реагируя одинаково в обоих случаях. Напряженные мышцы давят на окружающие их сухожилия, связки и суставы с определенной нагрузкой, в результате чего могут появиться боли. Кроме того, сами мускулы тоже устают и ослабевают со временем. У тех, кто часто испытывает эмоциональный стресс на работе, нередки мигрени, боли в лопатках, спине и шее.
  • Желудочно-кишечный тракт. Под воздействием сильного эмоционального стресса (на работе, дома или в каких-то других ситуациях) у человека перестает выделяться слюна (либо, наоборот, слюноотделение усиливается). Желудочный сок вырабатывается в огромных дозах, в желудке образуется излишне кислая среда, из-за чего возникают изжога и тошнота, а в тяжелых случаях даже язва. Из-за эмоционального стресса страдают и нижние отделы ЖКТ, начинается диарея и т. д.
  • Иммунная система. Стрессы, сопровождающие человека на работе, подрывают его иммунитет, организм становится беззащитен перед инфекциями. По данным британских исследователей, наблюдается явная корреляция между сильными эмоциональными стрессами из-за проблем на работе (прежде всего, эмоцией страха) и онкологическими заболеваниями.
  • Дыхательная система. Люди, страдающие астмой, нередко переживают приступы сразу после сильного эмоционального стресса, возникшего на работе (из-за скандальных клиентов, тяжелого климата в коллективе и плохих отношений с руководством).

Из этого можно сделать вывод, что нервное напряжение само по себе практически не вызывает опасных болезней, но ослабляет организм, делает его более уязвимым. Незащищенные органы и отделы тела страдают больше всего, ведь в первую очередь поражаются именно они. Причем негативное воздействие эмоционального стресса необратимо.

Виды стресса на работе

Выявив на ранних стадиях признаки стресса и профессионального выгорания, можно предотвратить развитие хронических болезней. Все нервное напряжение, с которым люди сталкиваются на работе, можно условно разделить на четыре типа:

Они отличаются по своим причинам и последствиям.

  1. Социальный стресс.

Наиболее типичный вид напряжения, испытываемого людьми на работе. Многие привычные для нас эмоции и чувства, сопровождающие нас каждый день, далеко не всегда полезны для организма и могут вполне ощутимо подорвать здоровье.

Социальный стресс включает в себя не только отрицательные, но и положительные впечатления: от волнения при сдаче экзамена, прохождении важного собеседования или публичном выступлении до таких мелочей, как опоздание на встречу или запачканная на улице одежда.

Группа психологов из Калифорнийского университета провела исследование и выяснила, что ситуации, заставляющие нервничать, оказывают заметное негативное влияние на работу иммунной системы. Из-за этого люди с обостренной реакцией на социальные раздражители становятся более уязвимыми для простуд, ОРЗ, инфекций и даже онкологических заболеваний, часто имеют проблемы с функционированием сосудов и сердца.

  1. Коммуникативный стресс.

Он распространен еще шире, чем социальный. Этот тип неизбежен для должностей, которые предполагают работу с посторонними людьми и частые форс-мажоры, когда необходимо сохранять спокойствие. Коммуникативному стрессу подвергаются банковские служащие, продавцы и менеджеры по продажам, педагоги и преподаватели, медики, руководители разного уровня и т. д.

Студенты тоже часто испытывают его в связи с большой эмоциональной нагрузкой. Как правило, с этим видом стресса никто не борется, считая его временным явлением. Однако он может довести человека до беспричинных выплесков агрессии, девиантного поведения, депрессии.

  1. Эмоциональный стресс.

Эмоциональный стресс поджидает людей при смене места работы. Это и боязнь нового коллектива, и неготовность приспосабливаться к непривычным условиям, и страх не справиться с обязанностями. Данный тип нервных расстройств возникает при резком изменении социального статуса, повышении в должности, окончании какого-либо жизненного этапа. Человеку бывает сложно быстро адаптироваться к новой среде, взять на себя дополнительные обязанности и ответственность.

Некоторые психологи придерживаются мнения, что без эмоционального стресса невозможно взросление и правильное развитие личности. На работе, в учебе, в семье и других сферах жизни он необходим для того, чтобы человек научился справляться с проблемами, переживать сложные ситуации и принимать собственные решения.

Однако благотворной и развивающей является лишь короткая эмоциональная встряска, а вот затяжной и повторяющийся стресс, наоборот, разрушителен для психики и чреват апатической депрессией, которая может привести к пищевым расстройствам, упадку сил и повышению уровня сахара в крови.

  1. Информационный стресс.

Понятие информационного стресса объединяет в себе очень много различных вариантов эмоциональных перегрузок. Его последствия, переживаемые на работе, довольно неприятны: это забывчивость, трудности с концентрацией, ухудшение качества деятельности, замкнутость, синдром постоянной усталости.

К информационному стрессу могут приводить:

  • ожидание, когда результат работы будет оценен;
  • обилие новой информации;
  • изменение графика работы;
  • недосып;
  • работа много часов подряд, без регулярных перерывов.

Этот тип нервного напряжения типичен для тех, чья деятельность носит интеллектуальный характер и требует решения сложных творческих задач. Уровень моральной и эмоциональной нагрузки в данном случае таков, что человек не может расслабиться даже во сне, продолжая оставаться в интеллектуальном тонусе.

Однако многие люди справляются с информационным стрессом абсолютно нормально, переживая его без негативных последствий. Чтобы поддержать свою психику и организм при информационном и эмоциональном стрессе на работе, используют стресс-тестирование и диагностику, а затем подбирают комфортный режим труда и отдыха, расставляя приоритеты так, чтобы не допускать перегрузок и нервных расстройств.

Симптомы эмоционального стресса на работе

Эмоциональный стресс имеет свои характерные симптомы и проявления. Научившись их замечать, вы сможете самостоятельно диагностировать у себя нервное напряжение, вызванное работой или какими-либо другими причинами, и своевременно принимать меры по защите своего организма.

Проявляющиеся синдромы можно объединить в следующие четыре группы.

1. Физиологические проявления стресса:

  • Болевые ощущения неясного происхождения в различных частях организма – в животе, голове, спине.
  • Резкие изменения артериального давления без видимых причин.
  • Проблемы с пищеварением.
  • Напряженные мышцы.
  • Аллергические высыпания на теле.
  • Скачки веса (внезапное похудение или набор массы тела).
  • Иногда – спазмы и судороги мышц.
  • Бессонница, потеря аппетита.
  • Уменьшение сексуальной активности.

2. Эмоциональные проявления стресса:

  • Ярость, беспричинная злоба, раздражительность.
  • Сильная апатия, безразличие ко всему.
  • Депрессивные, угнетенные состояния, тоска.
  • Чувство одиночества, покинутости.
  • Повышенная тревожность.
  • Беспричинный стыд, чувство вины.
  • Падение самооценки, недовольство собой или результатами своей работы.

3. Поведенческие проявления стресса:

  • Пренебрежение гигиеной, потеря интереса к своему внешнему виду.
  • Увеличение числа ошибок в работе.
  • Расстройства сна и аппетита.
  • Конфликты на работе и в семье.
  • Обострение аддикций, особенно алкоголизма и курения.
  • Трудоголизм – человек отдает все свое время и силы работе в ущерб семье. Иногда, наоборот, в стрессе он почти не уделяет внимания должностным обязанностям, полностью уходя в личную и семейную жизнь. Постоянная суета, лишние надуманные дела, спешка.

4. Интеллектуальные проявления стресса:

  • Сложно сосредоточиться на чем-либо.
  • Проблемы с памятью.
  • Навязчивые идеи, разговоры на одни и те же темы.
  • Отрицательная эмоциональная реакция буквально на все.

Физиологические и эмоциональные симптомы стресса обычно проявляются больше всего.

Предполагается, что все женщины от природы чуткие, заботливые, у них развита эмпатия и интуиция. Короче говоря, что они от рождения склонны помогать и поддерживать родственников, партнеров, друзей и коллег. Далеко не все понимают, что это труд.

Эмоциональный труд - это затраты энергии и времени на удовлетворение чувств людей, на создание для них комфортных условий или на жизнь согласно социальных ожиданий. "Эмоциональным" его называют потому, что в конечном итоге он использует и часто истощает эмоциональные ресурсы.

Не поймите неправильно: просить у друзей совета, говорить с партнером о проблемных моментах и другие действия, которые мы упомянем, могут быть частью здоровых отношений. Проблема возникает, когда это не происходит взаимно, а определенные вещи от женщин ждут, как само собой разумеющееся.

Вот лишь некоторые примеры эмоционального труда, который ожидается, что женщины будут выполнять без компенсации или признания на протяжении всей своей жизни:

Беспокоится о партнере

Партнеры ожидают, что именно мы, женщины, начнем важные разговоры. Например о том, какие правила мы должны соблюдать в паре, куда движуться наши отношения, и как решать конфликты.

Считается, что мы должны держать в голове все бытовые вопросы и напоминать об обещаниях партнера, который взял на себя часть домашних обязанностей. Если он/она сказал, что заберет доставку, всегда будут выносить мусор или позвонит общим друзьям, часто услышим "Сделаю, только напомни об этом".

Если в отношениях мы говорим о том, чего нам не хватает, то рискуем услышать, что "ноем".

Мужчины, с которыми мы встречаемся, часто ожидают, что мы будем отдавать им все свое внимание. Если мы читаем, слушаем музыку или находимся в состоянии, когда нет желания поддерживать разговор, далеко не всегда партнер оставит свой рассказ на более удобное время.

Когда мы не хотим с кем-то отношений, нас могут обвинить в том, что мы не дали шанс "хорошему парню", который "заслуживает" нашего внимания.

Ухаживать за больными и детьми

Если у нас есть родственники или друзья с физическими или психическими заболеваниями, они и их близкие с большей вероятностью обратятся к нам, чем к мужчинам, чтобы заботиться о них.

Нас чаще, чем мужчин, просят присматривать, развлекать или помогать младшим братьям и сестрам и другим детям, потому что люди предполагают, что мы автоматически должны любить детей и, естественно, лелеять их.

Именно мы должны предоставлять родственникам, детям и другим людям под нашей опекой бОльшую часть эмоциональной поддержки и заботы, в которых они нуждаются.

Если мы долго не становимся родителями, не ставим детей на первое место, не считаем, что забота - наше главное предназначение. Если вообще не хотим детей, нас заставляют чувствовать, что с нами что-то не так.

Создавать дружескую атмосферу

В компании друзей ожидается, что кто-то из женщин возьмет на себя организацию общей встречи, позаботятся о климате внутри компании и комфорте, если между приглашенными есть конфронтация или личная драма. От женщин ждут, что они будут "сглаживать углы" и предотвращать разногласия.

От нас ожидают, что мы будем постоянно задавать вопросы и высказывать свои мысли, чтобы поддержать разговор, тогда как мужчины часто избегают этого, давая односложные ответы и ожидая, что кто-то другой задаст вопрос.

Друзья выгружают на нас свои проблемы - иногда серьезные проблемы, с которыми мы не обучены справляться, - не договариваясь заранее и часто ожидая немедленного ответа.

Быть милыми

Нас осуждают более резко, чем мужчин, за отсутствие социальных навыков и критикуют, если ведем себя не сентиментально и холодно, поэтому мы прилагаем большие усилия, чтобы оправдать ожидания во время общения.

Нас больше осуждают, если мы не держим в чистоте свое жилое пространство, плохо готовим, "плохие хозяйки" или недостаточно развлекаем гостей.

Люди часто говорят нам улыбаться и что-то еще сделать со своей внешностью и поведением, чтобы больше нравиться окружающим.

Нас чаще критикуют за ругательства, разговоры о сексе и другие "вульгарные" вещи, которые сходят с рук мужчинам, поэтому мы сильнее ограничиваем себя.

Люди, пристающие на улице и те, кто заставляет нас чувствовать себя некомфортно, делают нас виноватыми, если мы не отвечаем. Если мы не говорим "нет", считается, что мы этого хотим. А если отвечаем, то мы "недостаточно вежливы".

Считается, что мы должны молчать и мириться с неуважительным и объективирующим поведением мужчин, потому что "мужчины есть мужчины"

На работе нам приходится делать усилия, чтобы выразить свои идеи не слишком напористо, иначе нас посчитают "агрессивными". В то же время, мы должны делать усилия, чтобы быть достаточно напористыми, не слишком много извиняться, и в целом вести себя так, чтобы нас не посчитали "женственными", а следовательно плохими лидерами.

Наши сотрудники ожидают от нас помощи в разрешении конфликтов, идей для улучшения атмосферы в коллективе, и другие роли, которые обычно выполняет отдел кадров.

От нас ждут, что мы должны объяснить и разжевать все вышеперечисленные проблемы и другие проявления сексизма. Мужчины же будут сомневаются в наших словах, если они лично не видят или не испытывают этого.

Это всего лишь ряд случаев из бесконечного количества, в которых от нас ожидают, что мы будем регулярно тратить энергию и эмоции. И когда от вас требуется так много, невозможно, чтобы это не влияло на другие сферы вашей жизни.

По этой причине затраты на эмоциональный труд, который от нас требуют, усугубляют другие проблемы, с которыми женщины сталкиваются на работе, в политике и других сферах. Мы не можем бороться за гендерное равенство, когда уже потратили энергию, которую могли бы ему посвятить.

Если вы тот, от кого обычно не требуют тонны эмоциональной работы, возьмите ее часть на себя.

Например, если вы мужчина и у вас есть дети, возьмите на себя как минимум половину обязанностей по уходу за ними. Если вы гетеросексуал и хотите лучше понять трудности лесбиянок и бисексуалок, гуглите прежде, чем спрашивать у ваших подруг.

Эмоциональная работа не всегда очевидна, но может оказать огромное влияние на нашу жизнь. И если другие смогут взять ее на себя, это положительно повлияет не только на наше собственное психическое здоровье, но и на феминизм как движение.

СЛУШАЙТЕ ЛЕКЦИЮ ПСИХОТЕРАПЕВТКИ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ

Человек не может по щелчку отключить эмоции, переступая порог офиса в 9 утра, и включить, выходя из офиса в 6 вечера. Работа над собой начинается с принятия того факта, что эмоции неотделимы от нас. Они срабатывают быстрее, чем логика, и человек ничего не смог с этим сделать за последние 50 тысяч поколений.

Мы проводим на работе большую часть дня и бок о бок . Не все из них нам нравятся. Нас могут обидеть, расстроить, разозлить. Сами рабочие ситуации – дедлайны, многозадачность, ответственность и т.д. – расшатывают нервную систему. Чтобы не спровоцировать собственный нервный срыв, нужно как-то управлять эмоциями.

Под ударом – руководители

Чаще всего «руководитель» и - синонимы. А трудоголик еще больше подвержен стрессу. Маршрут «работа-дом-работа» для него привычный, ежедневные переработки, выход на работу даже в выходные, ни времени, ни сил на встречи с друзьями и устройство личной жизни не остается.

В режиме существования в облаке негативных эмоций практически невозможно творить, масштабно мыслить, трезво оценивать собственные действия.

Кроме того, на работе руководитель отвечает не только за свои действия, но и за действия подчиненных. А где большая ответственность – там . А еще необходимо постоянно общаться с огромным количеством людей.

Огромная ошибка – подавлять эмоции

Единственный механизм управления эмоциями, который большинство из нас используют изо дня в день – подавление. Мы не просто держим себя в руках, мы держим себя в ежовых рукавицах. Закричать нельзя – мы же живем в цивилизованном обществе. Заплакать нельзя – сочтут рохлей. Ударить кулаком по столу нельзя – скажут, ты агрессивен. В итоге мы затаиваем в себе эмоции.

Какую цену мы платим за это?

Головная боль. Раздражительность и готовность кидаться на всех. Постоянная усталость. А психосоматика, куда без нее? «Вдруг» начинаем чаще простужаться или обостряются хронические болезни (слабые места, имеющиеся практически у каждого).

Всё это связано не с количеством работы и загруженностью, а с нашим отношением к ней, с эмоциями в процессе работы.

Всё в дом: негатив не исчезает

Подавленные эмоции не уходят. «Выхлоп» просто задерживается. Всё то время, что мы давим эмоции, расходуются силы, уровень эмоционального напряжения только возрастает.

Зарядившись негативом на работе, мы несем его домой и выливаем на близких. «Ты поставил грязные ботинки мимо коврика!», «Ты недосолила суп!», «Опять принес из школы тройку!» – знакомо?

Ситуация, которая не задела бы нас, будь мы в хорошем настроении, вдруг провоцирует истерику и приводит к разладу в семье.

И ошибкой будет думать, что выплеснув негатив на других людей, мы от него избавились. Накричавшись, мы осознаем: были неправы, и вместо облегчения, наоборот, приходит чувство вины.

Циркуляция эмоций-2: из дома на работу

Обратная ситуация – когда человек несет негатив из дома на работу. Конфликт в семье, проблемы с жильем, неоплаченный кредит – что угодно может стать причиной погружения в нерабочие мысли на работе.

Если человек не может абстрагироваться от личных переживаний, он не может . Он тратит время на обдумывание проблемы, поиск решений. Работа стопорится.

Что делать?

Чтобы жить и работать в коллективе, нужно уметь:

  • распознавать свои эмоции,
  • понимать, что нас поддерживает, а что нам мешает.

Иначе недалеко до нервного срыва и эмоционального истощения.
Другой аспект управления эмоциями - способность воспроизводить эмоциональные состояния, приводящие к успеху.

Учитесь властвовать собой

Есть популярное высказывание: «Благодаря IQ вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ – делаете карьеру».

Что такое IQ, все знают – это уровень интеллекта. Что такое EQ? Это эмоциональный интеллект. Его, как и умственные способности, можно и нужно развивать.

Понятие эмоционального интеллекта ввели Питер Стайер и Джек Майер в 1990 году. Дэвид Гоулман в своей книге истолковывал его как «способность осознавать эмоции, достигать и генерировать их так, чтобы содействовать мышлению, пониманию эмоций и того, что они означают и, соответственно, управлять ими таким образом, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту».

Принципы EQ

  • Эмпатия

Проявляется в распознавании чужих и своих собственных эмоций, чуткости, понимании.

  • Осведомленность

Чтобы чувствовать себя счастливым, нужно разбираться в собственных чувствах. Для этого необходимо уметь отличать их оттенки.

  • Равновесие

Люди с высоким эмоциональным интеллектом способны овладевать эмоциональными всплесками.

  • Ответственность

Человек не должен приносить вреда ни себе, ни другим, должен уметь контролировать свои мысли, регулировать эмоции, принимать ответственность за возможность счастья и не винить других.

Недовольные сотрудники – минус в доходах

Эмоции отдельно взятого сотрудника влияют и на работу компании. Во-первых, если у сотрудника нет энергии на работу, он не в силах делать много, несмотря на то, что он может быть настоящим профи. Во-вторых, он может заразить своим эмоциональным настроем коллег, с которыми общается.

Для руководителя особенно важно поддерживать эмоциональную . Сотрудник, не вовлеченный в работу, чувствующий себя покинутым, может запросто согласиться на предложение от другой компании. Более того, не показывая сотруднику его важность, не приободряя его, в случае назревающего конфликта руководитель тем самым подталкивает его к увольнению.

Бывают в жизни периоды, в которые мы более эмоциональны. Разногласия с супругом, трудности с детьми, болезни родителей, да и просто личный жизненный кризис. В такие периоды мы можем быть особенно ранимы и уязвимы.

В нашей культуре принято либо скрывать эмоции, либо «вываливать» их на окружающих. С одной стороны – эмоции на работе не уместны, с другой – все эмоции надо выражать.

Ни то, ни другое не полезно. Постоянное подавление эмоций сказывается на здоровье человека, неконтролируемое проявление – разрушает отношения, а значит среду, которая питает человека.

Как же быть?

Слушайте себя, свои эмоции и переживания. Осознавайте, реакцией на какую ситуацию они являются, на кого направлены. Только тогда вы можете выбирать, что выражать, кому, в какой степени и форме. Этому можно и нужно учиться.

Когда совсем плохо

Не игнорируйте свое состояние, осознайте и примите свою особую уязвимость в этот период. По возможности не планируйте в это время особых «прорывов» на работе. Уход в работу от личных проблем – не очень здоровая идея, она грозит сильным перегревом.

Хорошо бы, чтобы вам было с кем обсудить свои проблемы, получить поддержку – друг, искренне заботящийся о вас коллега, психолог.
Осознавайте и выражайте эмоции по адресу. Тогда коллега или подчиненный, совершивший ошибку, не станет для вас «последней каплей».

Если «сорвались», накричали на коллегу или подчиненного, расплакались в их присутствии – не вините себя. Просто извинитесь перед коллегой или руководителем, поясните, что вам сейчас трудно.

Если вы – руководитель и заметили трудный период в личной жизни вашего сотрудника – позаботьтесь о нем. Искренней заботой невозможно избаловать.

Поговорите, покажите, что вы заметили его трудности и сочувствуете. Договоритесь с ним, сколько у него есть времени, чтобы решать свои личные проблемы. Дайте человеку время на решение его проблем – не давайте важных и срочных заданий в оговоренный период, перераспределите нагрузку в пользу более устойчивых сотрудников.

При этом важно помнить, что настоящая забота – не попустительство, не стоит излишне опекать такого сотрудника и полностью закрывать глаза на его работу.

Неформальное общение и межличностные связи

Во многих компания руководители придерживаются мнения, что неформальные встречи сотрудников спасают от негативных переживаний. Подобные встречи служат для сотрудников чем-то вроде щита от чрезвычайных обстоятельств и от бесчисленных повседневных проблем. Они не чувствуют себя одинокими, они вовлечены в деятельность компании и ощущают поддержку. В неформальном общении проще уладить конфликт и сказать, что мучает.

Личные усилия

Чтобы преодолеть стресс и справиться с негативом, приложите немного усилий.

  • Хобби

Займитесь плаванием, йогой, рисованием, вязанием – чем угодно, что нравится и успокаивает. После работы приятно не заняться домашними хлопотами, а посвятить время себе.

  • Пауза

Чувствуете, что эмоции захлестывают на работе? Выйдите на улицу, подышите воздухом. Выпейте чаю, поболтайте с приятелем или коллегой.

  • Релакс в офисе

Некоторые работодатели устанавливают в офисах массажные кресла, комнаты релаксации. Пользуйтесь!

  • Подумайте о близких

Вспомните о тех, кто вас любит, кто всегда за вас. Эти мысли греют и спасают в любых ситуациях.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!