Конспект урока "для чего изучают природу"

Какие бывают киты?

Самые маленькие киты длиной один - два метра. А самый большой кит - самое крупное животное в мире. Это синий кит - длина его превышает тридцать метров. Он относится к группе беззубых китов (другая группа называется «зубатые киты»). Самое большое животное в мире обходится без зубов.

Как же у него это получается? Во рту на нёбе (верхней части рта) у китов растут сотни роговых пластинок, которые называются китовым усом и образуют что-то вроде сита. Кормится усатый кит всякой морской мелочью: рачками, рыбкой, креветками. Он быстро проплывает через скопление добычи, набирает в свой огромный рот воды и с силой через ус - цедилку выпускает её обратно. Вода вытекает, а во рту кита остаётся еда.

У
зубатых китов есть зубы - у некоторых почти три сотни! Ими они не жуют свою жертву, а заглатывают целиком. Среди зубатых китов самые крупные - кашалоты. Они имеют огромную голову и в длину достигают двадцати метров. Кашалоты охотятся на крупных морских жителей – тюленей, кальмаров.

Из-за того, что киты живут в воде и имеют рыбообразное тело, мы часто сравниваем их с рыбой. Но киты дышат лёгкими, рождают детёнышей, которых кормят своим молоком, поэтому относятся к морским млекопитающим.

Основная часть

Постарайся выполнить все задания этой части. Выполняй их по порядку.

Задание 1.

О ком говорится в первом абзаце текста?

Ответ. В нём говорится о ___________________________________.

Задание 2.

Найди в тексте ответ на вопрос: «Какой кит самый большой в мире?» Спиши это предложение.

______________

_____________________________________________________________________________________________________________

Проверь свою запись. Если надо, исправь.

Запиши слово «большой», разделяя на слоги, и поставь в нём знак ударения.

_______________________

Определите в нём количество слогов, букв и звуков.

Запишите: ______ слога; ______ букв; _______ звуков.

Задание 3.

1.Найди в выписанном тобой предложении слово, обозначающее действие (глагол). Запиши в таблицу.

2. Найди в выписанном тобой предложении слова, обозначающие предметы (имена существительные). Запиши в таблицу.

Существительное (предмет)

Глагол (действие предмета)

Задание 4.

1. Найди и выпиши из текста по одному названию животных.

Усатый кит

Зубатый кит :___________________________________________________

2.Подчеркни в выписанных словах буквы мягких согласных.

Задание 5.

Длина синего кита – 30 метров, длина кашалотика - 10 метров.

    Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием.

_____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Решите задачу и напишите ответ.

Ответ: __________________________________________________________

Задание 6.

Отметь значком V , у какого животного длина тела больше, чем у дельфина, но меньше, чем у кашалота.

Длина Длина Длина Длина

100 см 2 м 20 м 4 м



А  Б В  Г 

Дополнительная часть

Задания 7 – 11 можно выполнять в любом порядке. Постарайся выполнить не меньше трёх заданий.

Задание 7. Реши задачу, используя данные текста.

Синий кит - самое крупное животное на Земле. А про какое животное говорится, что его длина на десять метров меньше, чем длина синего кита? Запиши название этого животного. Ответ поясни вычислениями.

_____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8.

Заполни таблицу, используя данные из текста и основной части заданий.

Животное

Длина тела

Кто на первом месте по длине?

Какие места у остальных?

Акула

Кашалот

Синий кит

Тюлень

Дельфин

Задание 9.

Ответь на вопрос и коротко поясни свой ответ. Если нужно, перечитай текст.

Многие считают, что киты – это большие рыбы. А кто они на самом деле? Отметь ответ значком V .

А. Киты живут в воде, значит они - крупные рыбы.

Б. Киты - это морские млекопитающие.

В. Киты похожи на больших рыб и питаются другими животными, поэтому киты - это хищные рыбы.

Объяснение

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10.

Изучать живую природу - это очень интересное дело. А как ты можешь изучать природу?

________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11.

Напиши, что означает слово «нёбо».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

перевести текст на французский. Здравствуй Михаил. Я получила твое письмо,спасибо. В большинстве случаев заставить наркомана начать лечение

дело хлопотное и друдноовыполнимое. Но я очень хочу тебе помочь! В первую очередь ты должен понять это сам. Ведь есть жизнь другая, более интересная чем наркотики.Ты можешь найти себе зантие: танцы,музыка,книги,спорт. Это в свою очередь тоже наркотик,только полезный. А то что употребляют наркоманы - не приятное занятие и к тому же разрушает организм. Органы перестают нормально функционировать и ты медленно умираешь. Мозг перестает одыкватно мыслить и думать. Ты превращаешься в зверя. Разве такая жизнь тебе нравится? Наркотики не помогут решить твои проблемы. Я помогу тебе!Давай вместе решим все сложности! Я надеюсь что ты прислушаешься к моему мнению.Жду твоего решения!

Помогите пожалуйста очень срочно нужно это практическая работа 1 как называется животное какого она размера формы окраски чем покрыто тело животного чем

различается покров на разных участках тела какие органы находятся на голове животного как они выглядят есть ли у животного хвост если есть то напиши какого она размера формы. Животное кошка

Переведите пожалуйста на немецкий этот текст, заранее благодарен!

Наш факультет находится в старом здании. У нас плохо работают лифты, нет современного оборудования и старая мебель. Но мне наоборот это нравится. Также нравится то, что наш факультет находится в роще. На занятиях физкультуры мы там бегаем. Сейчас мне трудно учится, так как у меня появились новые предметы, которые я не изучал в школе. Но я стараюсь. На факультете много хороших преподавателей,
особенно мне нравится преподаватель немецкого языка. К своему предмету у него особый подход. Также у меня появилось много новых друзей. Они очень веселые и хорошие ребята. Возле нашего университета находится столовая. Мы ходим туда на большом перерыве, но готовят там не очень хорошо. Я из многодетной семьи, поэтому получил льготы на общежитие. Это очень хорошо, потому что снимать в Минске квартиру очень дорого.

Нужно перевести текст с русского на немецкий Меня зовут Настя, мне 17 лет. Живу я в Мариуполе, который находится в Донецкой области на

юго-востоке Украины, на берегу Азовского моря в устье рек Кальмиус и Кальчик. Я уже успела закончить школу. На данный момент моей главной работой является обучение в университете и учёба в училище. В училище я учусь шить и мне это очень нравится. Заочная учеба тоже завлекает своей необычностью, ведь не многие обучаются дистанционно. Кроме учёбы я успеваю находить время для творческого развития. Например, я хожу в театральную студию, пою, танцую и у меня это очень хорошо получается. Хотя в школьные годы я не решалась заниматься какой-либо самодеятельностью. Хоть у меня и совсем не большой опыт работы на сцене, я бы хотела иметь отношение к театру, кино, музыке. Эти увлечения добавляют красок в мою жизнь и я уже всерьез задумываюсь получить какое-нибудь творческое образование. Что касается выбора профессии, то мне пришлось очень сложно. Даже в 11 классе я не смогла определиться со своим будущим. Я пустила всё на самотёк и довольна таким поворотом событий. На самом деле у меня нет определённого стремления к одной профессии, их даже очень много. Мне придётся поменять несколько видов деятельности для того чтобы понять своё призвание и я надеюсь что для этого мне не придется потратить всю жизнь.

В сравнительно недавнем прошлом человек практически ничего не знал о мире, в котором жил. Не стоит считать, что человек начал познавать природу недавно: постепенно совершенствуя свои познания, он учился отбирать только полезные и съедобные растения, приспосабливал окружающий ландшафт для своей жизни. Так можно ли спрашивать о том, для чего люди изучают природу?

Без накопления сведений о ней мы бы никогда не достигли такого положения в иерархии животного мира, оставшись на уровне шимпанзе. Даже каменные орудия, которые дали название целому историческому периоду (палеолит), для своего изобретения и изготовления требовали огромного количества навыков.

Так, без наблюдательности и постоянного изучения окружающего мира человек бы вряд ли выяснил, что попадающиеся в отвалах куски камня можно раскалывать, вытачивать из них разнообразные орудия и оружие. А для чего люди изучают природу, как не для облегчения своей жизни?

Только представьте себе, как сильно улучшился зарождающейся цивилизации, когда неведомый нам предок заметил, что при ударе двух кусков кремня друг о друга появляется искра. Как бы ему удалось догадаться, что искры можно использовать для разжигания костра, если бы он не смотрел на молнии, которые приводили к лесным пожарам? Словом, без знаний об окружающем мире мы бы долго не протянули.

Прошло много тысяч лет. Зачем люди изучают природу в более позднее время? Все с той же целью: они ищут способы сделать свою жизнь комфортнее и безопаснее. Наблюдая за ветром, они придумали паруса и Смотря, как на пламени походного костра закипает чайник, как пар сталкивает с него крышку, человек придумал Внимательно изучая последствия некие мыслители древности научились плавить руду... Список можно продолжать до бесконечности!

Как только появилось сельское хозяйство, уже никто не спрашивал о том, для чего люди изучают природу. Без подробных и максимальных сведений о ней фермеры бы не смогли получать те объемы молока, которые в тысячи раз превосходили аналогичные результаты их предков.

Думаете, что выращиваемая на современных полях пшеница имеет много общего с теми злаками, которые колосились на полях сотни лет назад? Если бы! С колоска современных злаков мы получаем в десятки раз больше зерна и муки, чем ученые могли бы представить себе в самых смелых мечтах каких-то 30-40 лет назад! Но для чего люди изучают природу сегодня?

Кто-то может подумать, что прямой необходимости в этом нет: все уже узнали и сумели, можно продолжать развивать науку и технику без оглядки на нее… К счастью, это не так. Даже вертолеты, подводные лодки, линзы и водопровод, которым мы пользуемся каждый день, были созданы после долгих наблюдений за природой.

Практически все выдающиеся открытия современности совершаются теми учеными, которые не жалеют своего времени и сил для изучения природных явлений и процессов. Более того, сегодня за окружающим миром должен наблюдать каждый: все люди должны знать, какой это хрупкий и сложный механизм. Если вы объясните, зачем люди изучают природу, своему другу, то поможете сохранить ее богатство для грядущих поколений.

Как важно и интересно изучать природу. Но необходимо знать, как это правильно делать.

Для познания природных явлений исключительно большое значение имеет метод, которым пользуется ученый («методос» – с греческого означает способ познания, путь).

Главные из них – наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.

Наблюдение – это способ изучения предметов и явлений с помощью органов чувств.

Наблюдение – это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.

Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.

А как использует человек наблюдения в своей повседневной практической деятельности?

  1. Наши деды и прадеды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ.
  2. Знания, полученные при проведении одних наблюдений, используют затем в других наблюдениях. Например, в ходе наблюдений установили, что клесты, белки, дятлы питаются семенами шишек ели, но делают они это по-разному. Затем по шишкам можно определить, какие животные питались в том или ином месте.
  3. Английский учений Ч. Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие.


Чтобы объяснить, почему происходят те или иные явления, какие при этом факторы влияют на ускорение или замедление наблюдаемых процессов, человек проводит эксперименты, или ставит опыты.

В переводе с латинского языка «эксперимент» означает опыт, «проба».

На основе данных, полученных при наблюдениях, ученые делают научные предположения, которые затем проверяются в эксперименте.

С помощью опытов изучают живую и неживую природу:

  1. Поведение животных. Перелетные птицы в своих длительных перелетах ориентируются по Солнцу, звездам. Изменяя направление солнечных лучей, с помощью зеркальца, ученые смогли изменить траекторию движения полета.
  2. Учёные исследуют, как влияют удобрения на растения.
  3. Изучают человека (пищеварение, память, внимание и т. д.)

Вот несколько простых опытов, которые можно провести дома:

  1. Проведите опыт с магнитом. Определите, какие тела он притягивает, а какие нет.
  2. Растворите сахарный песок в воде. Растворите речной песок в воде.
  3. Погрузите в один стакан с водой железный гвоздь, в другой - кусочек пробки. Что наблюдаете? Расскажите о результатах своего эксперимента.
  4. На срез клубня картофеля с помощью пипетки капните раствор йода. Что наблюдаете?


Часто наблюдения и опыты сопровождаются измерениями. Так были получены данные о размерах Земли, океанов, морей, длине рек, определено число планет входящих в Солнечную систему, и их спутников.

Несколько простых измерений ты можешь провести самостоятельно:

  1. Проведите измерения площади стола с помощью измерительной ленты.
  2. Проведите измерения роста всех членов своей семьи.
  • Занятие составлено по учебнику А. А. Плешаков, Э. Л. Введенский (5 класс)
  • Приветствие учащихся.

    Сегодня на уроке мы с вами закрепим знания о твёрдых, жидких и газообразных телах природы; узнаем для чего изучают природу.

    Прежде чем перейдём к изучению нового материала, повторим то, что изучали на прошлом уроке.

    Какую тему изучали на прошлом уроке?

      Какие неживые тела природы называют твёрдыми, а какие – жидкими или жидкостями?

      Приведите примеры твёрдых и жидких природных тел.

      Назовите известные вам газообразные тела.

      Чем они отличаются от твёрдых и жидких тел?

      Приведите примеры превращения твёрдого тела в жидкое, а жидкого в газообразное.

    - Кроссворд «ПРИРОДА»

    И Ж Л Е

    С И О Ж

    К П Б Д Р И

    О А Ж Е К О В

    П Р И Р О Д А

    А В Е С Я

    Е А Ч Т

    М Я Ь Ь

    - В прошлом люди мало что знали о природе. Для питания они собирали сочные части растений, семена, червей, улиток, насекомых, ловили рыбу, охотились на крупных травоядных животных. Жильём им служили углубления в скалах и пещеры.

    При собирании грибов, ягод и других даров природы, на охоте люди получали знания о неживых и живых телах, накапливали и передавали знания новым поколениям. Постепенно они научились отёсывать камни и делать из них орудия, при помощи которых можно было легче добывать сочные корни и клубни растений, охотиться на животных, использовать для различных нужд деревья и кустарники. Значительно улучшилась жизнь людей, когда они научились добывать огонь и использовать его для приготовления пищи на кострах, обогрева пещер, защиты от хищников.

    Проходили века. Люди узнали, что можно не только собирать пригодные для пищи растения, но и выращивать их, не только охотиться на животных, но и приручать, разводить их. Из шкур и шерсти животных, волокон растений они научились делать одежду, из стеблей деревьев и кустарников- сооружать жилища. Со временем люди «заставили» ветер и воду вращать жернова мельниц для измельчения зерна, из песка и глины научились делать кирпичи и строить из них дома. Позднее они стали из металлических горных пород выплавлять металлы и использовать их для изготовления различных орудий труда, многих видов транспорта и другой техники.

    С развитием сельского хозяйского хозяйства, увеличением количества фабрики заводов, появлением различной техники люди стали влиять на природу, использовать её для своих нужд. Происходил быстрый рост населения, расширялись участки земли для выращивания сельскохозяйственных растений и разведения животных, увеличивалось количество городов и сёл.

    Всё это оказывало большое влияние на природу: мелели и загрязнялись реки и моря, сокращались леса, загрязнялись воздух, почва, уменьшались запасы каменного угля, торфа и других полезных ископаемых, исчезали многие виды растений и животных.

    Настало время, когда каждый человек должен как можно больше знать о природе и делать всё, чтобы не наносить ей вреда. Природу нужно беречь, сохранять её для себя и будущих поколений людей.

    - Стр. 12-13. Чтение вслух по цепочке.

    Ответить на вопросы в учебнике стр.13

    - Какую тему изучали на уроке?

    Что вам запомнилось?

    Стр. 12-13.

    Оценить работоспособность учащихся.

    Спасибо за работу на уроке.