Конспект покорение космоса старшая группа. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Покорение космоса. Развивающая игра «Зарядка с веселыми человечками»

Цель : Расширять и углублять представления детей о космосе.

Задачи:

  • Закрепить знания о планетах солнечной системы.
  • Расширять запас слов, связанных с понятием «Космос».
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • Закреплять умение отвечать на вопросы.
  • Закреплять навык составления простых и сложных предложений.
  • Закреплять умение образовывать слова-антонимы с приставкой без- .
  • Воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы, патриотизма.

Оборудование:

  • Модели планет на плакате, аудиозаписи, портреты.
  • Глобус.
  • Мнемотаблицы.

Предварительная работа :

  • Беседы на тему «Космос»
  • Рисование на тему «Инопланетяне», «Космос»
  • Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе
  • Изготовление поделок, альбомов, аппликаций о космосе
  • Игровые ситуации «Космодром», «Найди планету»

Ход занятия

Дети сидят полукругом.

Звучит космическая музыка.

Воспитатель:

Давно, когда люди жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появились следующей ночью. И там, где днем сверкало Солнце, ночью сияла ЛУНА, которая меняла свою форму.

Почему это происходит, люди не понимали, и объяснить не могли. Но прошли тысячи лет и на многие вопросы они нашли ответы.

Давайте и мы с вами вспомним сейчас все то, что мы знаем о космосе.

Дети, давно, когда на свете не было вас и даже меня, мир облетела радостная весть: человек покорил космическое пространство.

Кто же был первым космонавтом планеты? (Первым космонавтом планеты был Ю.А. Гагарин).

А есть ли в нашем городе памятник космонавтам? (В нашем городе есть памятник Юрию Алексеевичу Гагарину).

А где он находится? (Он находится на улице Гагарина)

Как называлась космическая ракета, на которой Гагарин поднялся к звездам? (Восток)

Юрий Гагарин - настоящий герой не только нашей страны, но всей планеты Земля! А еще мы гордимся Валентиной Владимировной Терешковой. Кто она? (Первая женщина - космонавт)

А кто еще летал в космос кроме людей? (В космос летали собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже обезьяна).

А как вы думаете, какими должны быть космонавты?

Дидактическаяигра «Каким должен быть космонавт?»

Космонавт должен быть смелым, сильным, храбрым, решительным, умным, ловким, выносливым, трудолюбивым, отважным, мужественным, дисциплинированным, скромным.

Ребята давайте скажем, кто же может попасть в отряд космонавтов?

Дидактическая игра «Добавь слово»

Воспитатель: Космонавтом хочешь стать, должен много- много…

Дети: Знать.

Воспитатель: Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит …

Дети: Труд.

Воспитатель: Ждут нас быстрые ракеты

Для полетов на..

Дети: Планеты.

Воспитатель: Самый дружный будет наш

Наш веселый…

Дети: Экипаж.

Воспитатель: Если в космос мы хотим

Значит скоро …

Дети: Полетим.

Для полета мы построим космический корабль и назовем его «Дружба». Как называется дверь в космическом корабле? (Дверь в космическом корабле называется люк).

Через люк мы заходим на борт корабля.

Повторяем правило дружбы «Один за всех и все за одного».

Начинаем отсчет времени: «10, 9, …., пуск»

Физкультминутка (под музыку)

Невесомость . Какая наша голова? (Легкая); какие наши руки, ноги? (Легкие); какое наше тело? (Легкое). (Упражнения для рук, ног, шеи).

Ой, что-то ударилось о наш космический корабль? (Это метеорит).

Как называется явление, когда много метеоритов падает на Землю? (Метеоритный дождь).

Как называется окно в космическом корабле? (Иллюминатор).

Давайте посмотрим в иллюминатор. Что мы видим? (Планеты, Солнце, Луну, хвостатую комету, астероид, метеорит, звезды).

А пока мы летим, я загадаю вам загадки

Загадки о космосе

Сверкая огромным хвостом в темноте,

Несется среди ярких звезд в пустоте,

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной…(Комета)

Осколок от планеты

Средь звезд несется где-то.

Он много лет летит-летит,

Космический…(Метеорит)

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам…(Луна)

Планета голубая,

Любимая, родная.

Она твоя, она моя,

А называется…(Земля)

Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)

В небе виден желтый круг

И лучи, как нити.

Вертится Земля вокруг,

Словно на магните.

Хоть пока я и не стар,

Но уже ученый —

Знаю, то — не круг, а шар,

Сильно раскаленный. (Солнце)

Ночью с Солнцем я меняюсь

И на небе зажигаюсь.

Сыплю мягкими лучами,

Словно серебром.

Полной быть могу ночами,

А могу — серпом. (Луна)

По темному небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки,

И только тогда, когда утро настанет,

Вся карамель та внезапно растает. (Звезды)

Мы в космическом пространстве. Нас окружают звезды и планеты. Перечислим их!

Пальчиковая гимнастика «Солнечная система»

Наш корабль прибыл на неизвестную планету (выходят через люк, встречают инопланетянина).

И: Здравствуйте. С какой планеты вы прилетели?

В: Мы с планеты Земля.

И: Значит, вы земляки?

Дети: Земляки - это люди, которые живут в одной деревне, одном городе, области.Если мы с планеты Земля, то мы - земляне.

И: Я прошу вас о помощи. В Заливе Радуги перепутались все цвета, если не построить радугу правильно, может случиться беда - моя планета сойдет с орбиты.

А пока идем в Залив Радуги, я покажу вам свою планету. (Идут по планете). Здесь много перевалов. Вы стоите на тропинке, но вы не увидите на ней ни травиночки. На моей планете много гор из камней. Есть здесь моря и океаны, только в них совсем нет воды.

А сейчас мы подошли к кратеру, который образовался от метеоритов. Посмотрите, какой он глубокий!

И: Вот мы и в Заливе Радуги. Посмотрите, что случилось.

В: А мы знаем слова, с помощь которых можно правильно построить радугу.

Д: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Один ребенок строит радугу, а дети называют цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

И: Спасибо вам, Земляне, за помощь.

Я уверен, что моя планета сохранится. Нравится ли вам на моей планете?

Д: Да, но на Земле лучше, потому что там все живое.

В: А на твоей планете нет воздуха - планета безвоздушная.

Нет воды - безводная.

Нет людей - безжизненная.

Нет радости - безрадостная.

И: Спасибо, Земляне, я буду часто вас вспоминать. Но мне очень грустно, потому что я никогда не увижу вашу красивую планету Земля.

В: Давайте подарим инопланетянину глобус - модель нашей Земли. А нам надо возвращаться на Землю. (Прощаются. Идут к космическому кораблю. Через люк заходят на корабль).

Начинается отсчет времени: «10,9,…, пуск»

Наш корабль летит к земле.

Давайте, пока мы летим к Земле, расскажем о Солнце. Нам помогут символы.

Рассказ о Солнце с помощью символов.

Звезда или планета?(звезда)

По размерубольшое или маленькое? (большое)

По форме круглое или квадратное? (круглое)

По освещенностияркоеили тусклое? (яркое)

По температуре горячее или холодное? (горячее)

По расстоянию от Земли далёкое или близкое? (далёкое)

Ребята, Солнце очень яркая звезда. Чтобы сохранить наше зрение мы не будем долго смотреть на Солнце без темных защитных очков. Это очень вредно. Встаньте возле кресел. Сделаем теплый расслабляющий массаж для глаз.

Массаж для снятия напряжения глаз

Теперь мы смело посмотрим в круглое окно космического корабля. Как оно называется, помните? (иллюминатор)

Что мы видим? (Землю - нашу любимую планету)

Благодаря нашей дружбе мы смогли помочь инопланетянину. А давайте соединим наши ладони, и тогда дружба увеличится в несколько раз и по живой цепочке передастся от одного к другому. Вот так, взявшись за руки, люди всей нашей планеты смогут сохранить мир на Земле и природу во всей ее красоте. Вот мы и прилетели на Землю. (Дети выходят из корабля и садятся полукругом).

Планета Земля - наш общий дом.

Расскажем вам сейчас о нем!

И вновь нам пригодится

«Помощница - таблица»!

Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу («по цепочке»)

«Земля - планета. Она имеет форму шара. Земля - большая, но Солнце еще больше. Земля - разноцветная. Голубая, потому что есть реки, озера, моря и океаны. Коричневая - это суша: земля, песчаные пустыни, горы. Зеленая - это растения: деревья, кустарники, травы. Белый цвет - это облака, укутывают Землю, словно одеяло. На Земле есть жизнь: люди, животные и растения!

Наша планета самая красивая из всех планет. На Земле все живое: люди, растения, животные»

Какое счастье, что нам довелось родиться и жить на удивительной планете Земля, которую мы должны беречь! Об этом после своего полета просил всех землян Ю.А. Гагарин:

«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!»

Спасибо ученым, конструкторам, космонавтам за то, что открыли нам удивительный мир Космоса. В нём еще много тайн и загадок и именно вы, когда станете взрослыми, сможете их раскрыть.

Земля нам подарила

Хорошего немало,

И ждет она в тревоге,

Чтоб мы ее спасли.

Она для всех на свете -

Единственная мама,

А мы родные дети

У матери Земли.

Пускай над вашим краем,

Пускай над нашим краем

Цветут, не увядая,

Весенние сады.

Обнимем нашу Землю,

Как маму обнимаем,

И защитим, как маму,

От горя и беды!

Мы с вами сегодня совершили увлекательное и познавательное большое космическое путешествие и узнали много интересного о космосе.


«Юрий Гагарин»
В космической ракете
С название «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
Ежегодно 12 апреля в России и в странах всего мира отмечают Международный День космонавтики
-
первый полет человека в космос
-
космонавта Юрия Гагарина.
Волей судьбы 1961 год не только для России, но и для всей планеты стал исторической датой - Советский Союз вывел на орбиту Земли космический корабль-спутник

«Восток». Длительность полета составила 1 час 48 минут. Корабль сделал один виток вокруг Земли и совершил посадку в Саратовской области. На высоте нескольких километров от Земли Гагарин катапультировался и приземлился с парашютом недалеко от спускаемого аппарата. Космонавт получил звание Героя Советского Союза, а день 12 апреля объявили государственным праздником - Днем космонавтики.
9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала ещё одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полётов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Андреевича Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а 11 марта Гагарин вместе с семьёй выехал к новому месту работы. С 25 марта начались регулярные занятия по программе подготовки космонавтов.
Сказал
«
поехали
»
Гагарин,
Ракета в космос понеслась.
Вот это был рисковый парень!
С тех пор эпоха началась.
Эпоха странствий и открытий,
Прогресса, мира и труда,
Надежд, желаний и событий,
Теперь все это

навсегда.
Наступят дни, когда пространство
Кто хочет, сможет бороздить!
Хоть на
Луну
, пожалуйста, странствуй!
Никто не сможет запретить!
Вот будет жизнь! Но все же вспомним,
Что кто-то первым полетел


Майор Гагарин, парень скромный,
Открыть эпоху он сумел.
К

далеким планетам
Пути полегли -
По трассам Вселенной
Летят корабли.
По трассам Вселенной
Ведут корабли
Отважные люди Земли
.
...
КОСМИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО (РОСКОСМОС)| Биография Ю.А.Гагарина
Биография Ю.А.Гагарина. Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне
Клушино

Гжатского
района Западной области РСФСР...
federalspace.ru

Федеральное космическое

?id=88

ещё
копия

COSMOC
ВПТ:: 50 ЛЕТ ПОЛЕТА ЧЕЛОВЕКА В КОСМОС » Биография Ю.А. Гагарина

БИОГРАФИЯ ЮРИЯ ГАГАРИНА »Биография ». ...Семья, в которой я родился, самая обыкновенная...
cosmos.technicum.ru

gagarin
/index_1.html

ещёкопия

OSMOS
.
TECHNICUM
.
RUS
.
TECHNICUM
.
RU
30сайт научной тематики - стихи, песни

Биография Юрия Гагарина. первый полет
челов
... Первые космонавты. … стихи, песни. Константин СИМОНОВ."САМЫЙ ПЕРВЫЙ". Рассвет.
ilmir.ucoz.ru

index
/
stikhi_pesni
/0-13
ещёкопия

Гагарин, Юрий Алексеевич
-

Википедия
Биография Семья Психологическая характеристика
Он первый

А вы сумели бы, как он,
Прорвав земное тяготенье,
Раздвинув звёзд столпотворенье,
Воздвигнуть над планетой трон?

Там звёзды, весело кружа,
Ему дорогу освещали,
Маня в непознанные дали
И расступаясь не спеша.

Да! Он был первым из землян!
Эпохи космоса – начало!
И имя Юрий прозвучало
По репродукторам всех стран.

С тех пор прошло немало лет.
Прогресс шагает с нами в ногу,
Но помнят люди ту дорогу,
В сердцах оставившую след.
(В.
Гринцов
■)
Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне
Клушино

Гжатского
района Западной области РСФСР (ныне
Гагаринский
район Смоленской области), неподалёку от города
Гжатск
(ныне Гагарин). По происхождению является выходцем из крестьян: его отец, Алексей Иванович Гагарин (1902
-
1973),
-
плотник, мать, Анна Тимофеевна Матвеева (1903
-
1984),
-
свинарка.
Детство Юрия прошло в деревне
Клушино
. 1 сентября 1941 года мальчик пошёл в школу, но 12 октября деревню заняли немцы и его учёба прервалась. Почти полтора года деревня
Клушино
была оккупирована немецкими войсками. 9 апреля 1943 года деревню освободила Красная армия, и учёба в школе возобновилась.
24 мая 1945 года семья Гагариных переехала в
Гжатск
.
27 марта 1968 года он погиб при невыясненных обстоятельствах вблизи деревни Новоселово
Киржачского
района Владимирской области во время одного из тренировочных полётов. Похоронен у Кремлёвской стены на Красной площади.


Мать и сын

Вот оно, свершилось, это чудо!
…Мать идёт – посторонись, народ:
Сын вернулся, да ещё откуда –
Из самих космических широт!

Это он ворвался в наше завтра,
Что самой фантастике под стать…
Первого на свете космонавта
Обнимает и целует мать.

И с такой материнской силой,
Радость всенародную деля,
Обнимает сына вся Россия,
Рукоплещет сыну вся Земля!
12 апреля 1961 года, был начат отсчет космической эры человечества - на корабле "Восток"
стартовал
первый космонавт Юрий Гагарин.

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности:

«Покорение космоса»

в старшей

Подготовил: воспитатель Степанова Г.Ф.

Виды детской деятельности:

игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-ис-следовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Ц е л и: познакомить детей с историей освоения космоса и с первыми космонавтами, расширить кругозор путём популяризации знаний о достижениях в области космонавтики; воспитывать чувство патриотизма и гражданственности;

Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать от-ношения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10 .

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

Продолжать формировать умение видеть в окружающих предме-тах форму знакомых геометрических фигур (плоских).

П л а н и р у е м ы е рез у л ь т а ты:

уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения;

М а т е р и а л ы и о б о р у д о в а н и е:

Презентация «Он первым на планете подняться к звездам смог»

книги о космосе, портреты космонавтов

Картинка с изображением космичес-кого пространства и космического корабля, мяч, карточки с изобра-жением предметов разной формы (по количеству детей), силуэтное изображение ракеты, состоящей из геометрических фигур, соответ-ствующих эмблемам детей, шнуры, физкультурные палки.

Ра з даточный материа л.

Геометрические фигуры-эмблемы (по количеству детей), наборы плоских геометрических фигур, листы бу-маги, круги.

Музыкальное сопровождение

Вводное слово воспитателя.

Отгадайте загадку:

Чудо - птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звезд.

(Ракета . )

Сегодня мы с вами совершим путешествие на космической ракете и постараемся узнать, как люди стали осваивать космическое пространство и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.

Рассказ воспитателя о покорении космоса.

(сопровождается показом презентации)

Пройдут годы, десятилетия, века, но этот день 12 апреля люди будут помнить всегда. именно с этого дня - 12 апреля 1961 года - человек начал освоение космоса. В России мы чаем День космонавтики в ознаменование первого полета человека в космос. Раньше, давным- давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой ч которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звезд. С тех пор прошло несколько тысяч лет. На нашей Земле выросло поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля - шар. А астрономы доказали, что Земля вращается вокруг Солнца, один оборот за год, а вокруг своей оси - за 24 часа. 12 апреля 1961 года - день полета первого в мире космонавта, гражданина России Юрия Гагарина. Этот день стал большим всенародным праздником в честь летчиков-космонавтов, конструкторов, инженеров, служащих и рабочих, которые создают ракеты, космические корабли и искусственные спутники Земли.

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни Весенняя капель:

Навеки будут вместе Гагарин и апрель.

В . Сте п а н ов

Кем же был Гагарин?

Юрий Алексеевич Гагарин родился в семье колхозника в деревне Клушино Гжатского района

Смоленской области. В 1951 г. он с отличием окончил ремесленное училище в под fном г. Люберцы (по специальности формовщик-литейщик) и одновременно школу рабочей молодёжи. В 1955 г. - с отличием индустриальный техникум и аэроклуб в Саратове, поступи, Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. К. Е. Ворошилова, которое окончил в 1957 году. Затем служил военным лётчиком в частях истребительной авиации Северного флота, с 1960 г. в отряде космонавтов, с 1961 г. стал его командиром. В 1968 г. с отличием 1)" военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского.

После полёта в космос Гагарин постоянно совершенствовал своё мастерство и обучал космонавтов. Он трагически погиб в авиационной катастрофе при выполнении тренировочного полёта на самолёте. В целях увековечения памяти Гагарина город Гжатск и Гжатский Смоленской области переименованы в город Гагарин и Гагаринский район. имя Гагарин присвоено Военно-воздушной академии в Монино. Учреждена стипендия им. Ю. А. Гагар курсантов военных авиационных училищ. Международной авиационной федерацией (ФАИ) учреждена медаль им. Ю. А. Гагарина. имя Гагарина носят Центр подготовки космонавтов._ учебные заведения, улицы и площади многих городов мира. В Москве, Гагарине, Звёздном г Софии установлены памятники космонавту; мемориальный дом-музей в Гагарине. Именем Гагарина назван кратер на Луне.

Да, это верно - не забудем ни малой мелочи о нём.

И жизнь его изучат люди

Всю - год за годом, день за днём.

Он вровень встал с грядущим веком. Но скорбь лишь глубже оттого,

Что до бессмертья своего

И он был смертным человеком.

В. Туркин

В ряду десятилетий каждый год Мы метим новыми Космическими вехами.

После Юрия Гагарина в космосе побывало 436 человек.

Но помним:

К звездам начался поход

С гагаринского

Русского «Поехали!»

Игровая ситуация

« Поле т в космос » .

Воспитатель вместе с детьми рассматривает иллюстрации с изоб-ражением космического пространства и космического корабля. Пред-лагает совершить полет в космос и раздает эмблемы в форме разных геометрических фигур.

Тренировка «космонавтов» перед полетом.

. Дид а к т ич е ская игр а « Сч ит ай д ал ь ш е» .

Игра проводится с мячом. Воспитатель называет число, передавая мяч ребенку, а дети считают от названного числа до 10.

Игра «Назови соседей».

Воспитатель называет число, а дети его соседей (на один больше

и на один меньше) ..

Под музыку дети имитируют полет.

Иг ровое упраж н ение «Найди с в о й с ув е нир» .

Дети приземляются на неизвестную планету. На стульчиках и по-доконниках разложены карточки с изображением предметов разной формы. Дети находят «сувенир», форма которого соответствует фор-ме эмблемы, и объясняют свой выбор.

Под музыкальное сопровождениедение дети имитируют полет.

Игровое упражне н ие « Соберем ра ке т ы » .

Воспитатель показывает макет ракеты (силуэтное изображение) и предлагает детям помочь инопланетянам собрать космические корабли. Дети запоминают строение ракеты и выкладывают такие же из гео-метрических фигур, стоя у столов.

Под музыкальное сопровождение полет продолжается.

Воспитатель предлагает продолжить полет с помощью ручного уп-равления. Дети берут листы бумаги и устанавливают круг - пульт уп-равления в середине листа.

Воспитатель дает команды:

Впереди планета Марс, ее надо облететь, переведя пульт управ-ления в верхний правый угол;

Навстречу нам движется метеоритный дождь, переводим пульт управления в нижний левый угол;

Приближаемся к искусственному спутнику Земли и переводим пульт управления в нижний правый угол;

Пересекаем созвездие Большой Медведицы и переводим пульт управления в верхний левый угол;

Переходим на автоматическое управление, переводя пульт управ-ления на середину.

Полет продолжается под музыку.

Иг ра « На й д и сво й кос м одро м».

Дети приземляются на свои космодромы, формы которых соответ-ствуют формам эмблем (космодромы составлены из шнуров и физ-культурных палок и имеют формы квадрата, круга, прямоугольника, овала, треугольника).

Рефлексия

Какое задание понравилось вам на занятии?

Конспект

организованной образовательной деятельности по ФЦКМ

с использованием информационно-коммуникативных технологий

на тему: «Космос»

для детей старшей группы

Воспитатель
Зорина Виктория Алексеевна
ГБДОУ детский сад №9 комбинированного вида
Пушкинского района СПб

Цель: Систематизация знаний о космосе, космонавтах и их работе.

Задачи:

Обучающие:

    вспомнить ранее изученный материал о космосе;

    уточнить знания по пройденному материалу;

    систематезировать знания по теме «Космос».

Развивающие:

    Фонематический слух;

    развивать и речь;

    Логическое мышление.

Воспитательные:

    воспитывать интерес к космосу, к космонавтам;

    воспитывать .

Оборудование: ноутбук, презентация «О космосе», «солнышки» для отметки правильных ответов, награда всем участникам викторины.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I . Вводная часть.

Мы с вами много говорили о космосе. Давайте вспомним всё, что мы знаем. Сейчас мы посмотрим презентацию о космосе. Слушайте и смотрите внимательно, потом у нас будет викторина про космос.

II . Основная часть.

1. Просмотр презентации «О космосе».

Мы с вами живём на планете Земля. Вот как она выглядит из космоса. Такой её видят космонавты. Какого она цвета? Голубое и синее это что? А зелёное? А жёлтое?

А это Луна – наш естественный спутник, спутник Земли. Она вращается вокруг Земли.

Но наша планета не одна. Мы живём в Солнечной системе и в ней есть ещё планеты:

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И ещё одна планета

Под названием Плутон.

Меркурий – это самая маленькая планета системы, которая находится ближе других к Солнцу. На ней очень жарко. Почему? Венера – вторая по близости к Солнцу планета солнечной системы. Своими размерами Венера лишь немного уступает Земле, поэтому её иногда называют «сестрой Земли». Земля – это единственная известная на сегодня планета во Вселенной, на которой есть жизнь. Марс – «Красная планета». Поверхность Марса – это кратеры и вулканы, долины и пустыни, ледяные полярные шапки. Юпитер – это самая большая планета Солнечной системы. Сатурн . Чем уникальна эта планета? Чем она отличается от других? (Кольца из пыли и камней ледяных и обычных камней). Уран , покрытый льдами – седьмая планета. За ним тоже ледяная планета Нептун . Плутон – самая удалённая планета от Солнца. Там очень холодно. Чем дальше планета от Солнца, тем на ней холоднее. Всего у нас 9 планет.

Ещё с давних времён люди стали думать над вопросами: что такое космос? Если жизнь на других планетах? И тогда учёные и конструкторы создали первый космический корабль «Восток». Посмотрите, вот на таких ракетах-кораблях летают люди в космос. С помощью этой капсулы они возвращаются на землю.

Прежде чем человек полетел в космос, там побывали животные. Первой в космос отправилась собака Лайка. Но в то время люди ещё очень мало знали о космосе, а космические аппараты ещё не умели возвращать с орбиты. Поэтому Лайка навсегда осталась в космическом пространстве.

Через 3 года после неудачного полета собаки Лайки, в космос отправляются уже две собаки – Белка и Стрелка. В космосе они пробыли всего один день и удачно приземлились на Землю.

В космос посылали не только собак. Также туда летали обезяны, черепашки, крысы и даже кошки Таким образом, именно животные проложили дорогу в космос человеку.

И 12 апреля 1961 года в космос полетел первый человек. Им стал Гагарин Юрий Алексеевич. Он облетел вокруг нашу планету 1 раз. А что у нас сказал Юрий Гагарин, в момент старта полёта? Полетели, поехали или вперёд?

А это Герман Степанович Титов – он полетел в космос после Юрия Гагарина. Герман Титов – это второй космонавт.

А это Валентина Владимировна Терешкова – первая женщина-космонавт.

Вот это Сергей Павлович Королёв – он делал ракеты.

В космосе ничего нет, кроме пустоты и солнечного света. Именно свет питает космический корабль через солнечные батареи. В космосе нет воздуха, чтобы дышать, там нет воды, тем более там нет еды. Всё это загружается на космический корабль на земле и затем расходуется в полёте.

Так как в космосе нет воздуха, то главной одеждой космонавта является скафандр. Космонавты не всегда в скафандре. Они надевают скафандры при запуске и спуске ракеты, или когда выходят в открытый космос.

На корабле, все предметы находятся в состоянии невесомости. Внутри космического корабля все предметы закреплены на специальных держателях. Если их бы не закрепили, то они все бы летали. Посмотрите, здесь человек без скафандра, он дышит воздухом, который был закачан в корабль на земле.

Вот так выглядит корабль снаружи, а вот так внутри.

А вот чем питаются космонавты. Вся пища в космосе упакована в пакетики и тюбики. Пища у космонавтов вкусная. Только в невесомости ощущения меняются. То, что нравилось на Земле, здесь кажется невкусным. И наоборот. Посмотрите, тут и творог, и сосиски в банках, и соус, и колбаса.

Космонавт – это по-настоящему опасная и сложная профессия. Стать космонавтами могут только избранные люди с очень крепким здоровьем. Для отправки в путешествие они проходят трудные испытания. Космонавты должны уметь работать с приборами, суметь отремонтировать поломку на корабле. Космонавты выходят в открытый космос, ремонтируя корабль. Они исследуют планеты, помогают определить, где случится шторм или ураган. В космосе космонавты находятся по полгода. Это сколько? Долгих 6 месяцев или целое лето и осень и даже дольше. Представляете, сколько они не видят своих родных? Трудная профессия космонавта или лёгкая? Полезная? Важная? Почему?

Люди помнят о тех, кто первыми побывал в космосе. В Москве открыт памятник первому живому существу, покорившему космос, собаке Лайке. Также поставлен памятник первому космонавту Юрию Гагарину. Все люди будут помнить его подвиг, и каждый год все празднуют 12 апреля праздник День … (Космонавтики).

2. Физминутка.

Раз, два -- стоит ракета (руки вверх).

Три, четыре -- самолет (руки в стороны).

Раз, два -- хлопок в ладоши.

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре -- и на месте походили.

Тик-так, тик-так -- целый день вот так (руки на пояс, наклоны в сторону).

3. Викторина по просмотренной презентации.

А теперь викторина! Сейчас я разделю вас на 2 команды. Я буду задавать вопросы, вы будете поднимать руку и отвечать. За каждый ответ вы получите вот такое «солнышко». Выкрикивать ответы нельзя, они считаться не будут. Та команда, которая получит больше «солнышек» выиграет и получит приз. Как вы должны отвечать на вопросы? (Поднимать руку). Итак, викторина начинается, поехали!

    Как называется планета, на которой мы живём? (Земля.)

    Спутник, который вращается вокруг нашей планеты? (Луна.)

    Почему Меркурий – самая горячая планета? (Находится ближе к Солнцу ближе, чем все остальные планеты.)

    Какую планету называют «сестрой Земли»? (Венера.)

    Какую планету называют «Красной»? (Марс.)

    Самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер.)

    Чем отличается планета Сатурн от других планет? (Есть кольца из камней и пыли.)

    Сколько всего планет в Солнечной системе? (9 – Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)

    Какие животные летали в космос раньше человека? (Собаки, крысы, черепашки, обезьяны и кошки.)

    Как звали первая собаку-косонавта? (Лайка.)

    Кто полетел в космос вслед за Лайкой? (Собаки Белка и Стрелка.)

    Когда был совершён первый полёт человека в космос? (12 апреля 1961 года.)

    Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин.)

    Как звали первую женщину-космонавта? (Валентина Владимировна Терешкова).

    Чего нет в космосе такого, что человеку очень нужно? (Воздух).

    Что есть в космосе, чего нет на Земле? (Невесомость.)

    Специальная одежда космонавта. (Скафандр.)

    В чём хранится еда космонавтов? (В тюбиках, пакетиках и консервных банках.)

    Что делают космонавты в космосе? (Исследуют другие планеты, следят за погодой.)

    В честь подвига Юрия Гагарина 12 апреля каждый год люди отмечают праздник. Как он называется? (День Космонавтики.)

III . Заключительная часть.

    Подведение итогов викторины, награждение.

Конспект занятия по познанию в старшей группе.

Тема: «Покорение космоса».

Программное содержание:

    Объяснить детям, что такое космос, космическое пространство.

    Познакомить с названиями планет солнечной системы.

    Рассказать о первом космонавте Юрии Гагарине.

    Объяснить значение космических исследований в наше время.

    Воспитывать уважение к трудной профессии космонавта.

Демонстрационный материал. Иллюстрации: космос, ночное небо, солнечная система, космический корабль, Ю. Гагарин, белка и стрелка, земля, скафандр, ракета, Валентина Терешкова.

Раздаточный материал. Звезды (3), треугольники(3), квадраты(3), круги(2), ½ листа А4 синего цвета.

Ход занятия:

Ребята, послушайте стихотворение и скажите о чем оно.

— Я хотел бы слетать на луну,

В неразгаданный мир окунуться.

И подобно красивому сну

К самой яркой звезде прикоснуться.

Долететь до далеких орбит,

Неизвестных всем нам измерений,

Где загадочный космос хранит

Много тайн необъятной вселенной.

(Стихотворение о космосе)

— Верно. А вы знаете, какой праздник к нам приближается? – День космонавтики.

— 12 апреля 1961 года – человек начал освоение космоса. В России мы отмечаем этот день «День космонавтики – первый полет человека в космос».

— Раньше, давным – давно, когда люди только начали узнавать Землю, они представляли ее повернутой чашей, которая стоит на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Это чудо – черепаха плавает в море – океан, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба с множеством сверкающих звезд.

— С тех пор прошло много лет. На нашей земле выросло много умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что земля – шар. (Показываю иллюстрацию).

— А астрономы доказали, что Земля вращается вокруг Солнца, делая один оборот за год, а вокруг своей оси за 24 часа.

— Вначале в космос полетели животные. А вы знаете, как их зовут? – Белка и стрелка (Показываю иллюстрацию).

— 12 апреля – полетел человек в космос. Как его зовут, вы знаете? – Юрий Гагарин (Показываю иллюстрацию).

— В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

Поют об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

— Вот такое стихотворение сочинили про Гагарина.

— Ученые определили, что в нашей Солнечной системе 9 планет.

1. Ближе всех к Солнцу расположена самая маленькая планета, ее поверхность каменная и пустынная, на планете нет воды и воздуха. Она называется – Меркурий.

2. А эта планета затянута облаками, на ней очень жарко. Это Венера.

3. Третья планета от Солнца, окрашена в разные цвета: голубой, синий, зеленый, коричневый, желтый, но больше всего синего и голубого цвета. Это планета – Земля.

4. Четвертая планета – красная планета, на ее поверхности углубления, похожие на пересохшие каналы. Это Марс.

5. Следующая планета самая большая, она состоит из жидкости и газа. Она называется – Юпитер.

6. А эта планета окружена кольцами. Называется она Сатурн.

7. Эта единственная планета, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета» — Уран.

8. Эта планета холодная и синяя. Это огромный шар, состоящий из газа и жидкости – Нептун.

9. Очень холодная, так как находится далеко от Солнца – Плутон.

— А чтобы запомнить названия планет и очередь нам поможет «Астрономическая считалка».

На земле жил звездочет,

Он планетам вел подсчет.

Меркурий – раз, Венера – два,

Три – Земля, четыре – Марс,

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восьмой – Нептун,

— В космос летали не только животные и Юрий Гагарин, но еще и женщина.

— Кто из вас знает, как её зовут? – Валентина Терешкова (Показываю иллюстрацию).

— Космонавты отправляются в космос в защитной форме, которая называется скафандр. Он защищает человека, который находится в космосе от жидкостей, газов и излучений. В комплект входят: оболочка, шлем, перчатки и ботинки (Показываю иллюстрацию).

— Ребята, а сейчас проходим за столы на свои места. Вы сейчас создадите свой космодром, на котором будут только ракеты.

— Сначала вы раскладываете на листе и смотрите, где, что будет располагаться, затем аккуратно убираете и начинаете клеить.

— Клей наносим на фигуру, начиная с середины и к углам.

— После того как закончите работу, берете и прицепляете ее к доске, а затем убираете свое рабочее место.