Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР. «В гости к осени. Сообщение темы занятия. Кто влетает в каждый дом

Конспект занятия-игры по формированию

лексико-грамматических категорий с элементами грамоты в подготовительнойкомбинированной группе для детей с ТНР с использованием ИКТ.

«Поможем бельчонку»

Возрастная группа: дети 6- 7 лет с ТНР.

Форма проведения : подгрупповое занятие.

Цель: Закрепление знаний детей о насекомых.

Коррекционно-образовательные задачи:

· закреплять умение называть времена года, дни недели по порядку, начиная от любого заданного;

· уточнять и расширять знания детей о насекомых;

· активизировать словарь по данной теме;

· совершенствовать грамматический строй речи;

· закреплять умение называть обобщающее понятие;

· закреплять навык чтения.

Коррекционно-развивающие задачи:

· развивать фонематическое восприятие;

· развивать память и внимание, зрительное восприятие;

· развивать умение подбирать прилагательные к существительному;

· развивать умение подбирать слова с противоположным значением;

· развивать логическое мышление;

· развивать общую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

· воспитывать способность к взаимопомощи; терпению по отношению друг к другу;

· воспитывать аккуратность, самостоятельность, стремление довести начатое дело до конца.

Оборудование: ИКТ, авторская игра-презентация, мяч, цветы из картона, солнышко из картона.

Раздаточный материал : «божьи коровки» с изображениями.

Ход занятия:

I. Организационно-мотивационный этап

Приветствие детей (Дети стоят в кругу, передают друг другу солнышко, называя друг друга ласково по имени с пожеланием доброго утра).

Уточнить время года, месяц, день недели.

Дети стоят перед интерактивной доской.

На доске изображение лесной опушки. (слайд 1).

Учитель-логопед: Ребята, сегодня необычный день, у нас гость (сюрпризный момент) (слайд 2)

Учитель-логопед: ребята, кто это? (Ответы детей).

Учитель-логопед: Правильно, это бельчонок. Он грустный, как вы думаете, почему? (Предположения детей).

Учитель-логопед: он гулял на лесной опушке, но налетел ураган и тропинку домой завалило сломанными деревьями. Теперь он не может попасть домой.

Проблемная ситуация.

Учитель-логопед: Ребята, что же делать? Как нам помочь бельчонку попасть домой? (Ответы детей - расчистить тропинку от сломанных деревьев).

Замечательно, что вы такие отзывчивые и готовы прийти на помощь.

II . Основной этап

1. Учитель-логопед : На пути у нас первая преграда.

Упражнение «Отгадай-ка - называй-ка»

На дереве лежат листья.

Дети отгадывают загадки, лист исчезает, появляется отгаданное насекомое.

(слайд 3)

1. Необычные цветы

Ты нашел среди листвы.

Не дотронуться рукой -

Улетит цветочек твой.

Яркая, как лампочка

Тут порхает … (Бабочка).

2. Что за чудо-вертолет

Мошкаре спать не дает?

Только высохнет роса,

Вылетает... (Стрекоза).

3. Скажите-ка, что за букашка?

На ней в черных точках рубашка,

Умеет карабкаться ловко

По листикам ….(Божья коровка).

4. У нее так много ног —

В них такая путаница,

Их хозяйка — ... (Гусеница)

5. Не пчела она, а жалит.

Мед, варенье обожает.

Есть на брюшке полоса.

Кто она, скажите-ка? .. ...(Оса)

6. Вот букашка-работяга.

Целый день трудиться рада.

Ношу на спине своей

Быстро тащит... (Муравей)

7. Что за гость с голодным брюхом

Все звенит у нас над ухом?

Из цветов не пьет нектар,

Покусает нас... (Комар)

8. Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

Надоедливая... (Муха)

9. В небе кружит,

Весело жужжит.

Приземлился на сук.

Кто же это?.. (Жук)

10. На поляне в васильках

Упражнялся он в прыжках.

Жаль, позавтракал им птенчик.

Кто же это был? (Кузнечик)

11. Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мёд свой в соты отдала,

Как зовут её? …(Пчела)

Учитель-логопед : ребята, как назвать всех, кто прятался под листьями одним словом? (Ответы детей)

Учитель-логопед: Молодцы, первая преграда пройдена.

2. Учитель-логопед : Продолжаем помогать бельчонку вернуться домой. На

пути новая преграда.

. Упражнение «Назови ласково». (слайд 4)


Учитель-логопед: Ребята, давайте назовем ласково насекомых и то нам чем они сидят.

(Ответы детей).

Цветок - цветочек Стрекоза - стрекозка Комар - комарик

Гусеница - гусеничка Жук - жучок Муравей - муравьишко

Пчела - пчелка Дерево - деревце

Учитель-логопед: Молодцы, преграда пройдена.

3. Учитель-логопед: на пути преграда.

· Упражнение «Найди половинку». (Работа с интерактивной доской) (слайд 5)

Учитель-логопед: Ребята, какая-то путаница произошла, посмотрите на бабочек.

(Дети соединяют нужные половинки бабочек при помощи «инструмента», затем проверяют правильно ли выполнено задание).

Учитель-логопед : Молодцы, преграда пройдена.

4. Учитель-логопед: Продолжаем помогать бельчонку. На пути преграда.

· Упражнение «Подбирай-ка». (Игра с мячом. Дети подбирают прилагательные).

Учитель-логопед : ребята, давайте скажем- бабочки какие?

Ответы детей: красивые, разноцветные, яркие, воздушные, легкие, прекрасные, маленькие, большие, пёстрые, хрупкие, порхающие, летающие.

Учитель-логопед: Молодцы, ребята, замечательные бабочки получились. Преграда пройдена.

5. Учитель-логопед : Продолжаем помогать бельчонку добраться домой. На пути новая преграда.

· Упражнение «Сосчитай-ка» (слайд 6), (слайд 7)

Учитель-логопед: давайте сосчитаем бабочек?

Дети считают бабочек: одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек., шесть бабочек.

Бабочки улетают. На слайде появляются стрекозы.

Дети считают стрекоз: одна стрекоза, две стрекозы, три стрекозы, четыре стрекозы, пять стрекоз, шесть стрекоз.

Учитель-логопед

6. Учитель-логопед : ребята, осталось мало сломанных деревьев и бельчонок скоро окажется дома.

· Упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом).

Муха быстрая, а гусеница…….медленная.

Жук шумный, а муравей….. тихий.

Жук большой, а божья коровка…..маленькая.

Бабочка яркая, а комар………. тусклый.

У осыкрылья короткие, а у стрекозы…длинные.

Гусеница длинная, а муравей ……короткий.

У жука усы толстые, а у бабочки… тонкие.

У шмеля спина широкая, а у осы… узкая.

Учитель-логопед: Молодцы, ребята. Очередная преграда пройдена.

· Физкультурная минутка

Учитель-логопед: пора отдохнуть. Представьте, что вы кузнечики.

(Дети под мелодию «В траве сидел кузнечик выполняют движения).

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели, травушку покушали,

Музыку послушали.

Выше, выше, высоко!

Прыгай на носках легко!

7. Учитель-логопе д: ребята, осталось мало сломанных деревьев.

· Упражнение «Разбирай -ка» (Работа с раздаточным материалом, божьи коровки с изображением предметов).

Учитель- логопед: посмотрите, на цветках нарисованы буквы Ж и Ш.

Какой звук обозначает буква Ж, дайте характеристику звуку. (Ответы детей)

(Звук Ж - согласный, всегда твердый, звонкий).

Какой звук обозначает буква Ш, дайте характеристику звуку.

(Звук Ш - согласный, всегда твердый, глухой). (Ответы детей)

Чем отличаются звуки от букв?

(Звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим, пишем, читаем). (Ответы детей).

Разнесите божьих коровок по цветочкам, если в названии изображения есть звук Ж - на цветок с буквой Ж, если звук Ш - - на цветок с буквой Ш.

Слова: пружинка, пушинка, шар, шаль, жёлудь, мешок, горшок, жаба, жук, пирожок, петушок, кошка, лыжи.

Дети рассаживают божьих коровок по нужным цветочкам.

Учитель-логопед : Молодцы, ребята. Очередная преграда пройдена.

8.Учитель-логопед : ребята, осталось мало сломанных деревьев, бельчонок скоро окажется дома. На пути преграда.

· Упражнение «Собери слово» (слайд 8)

Учитель-логопед: ребята, нужно разгадать зашифрованное слово.

На экране звуковая схема слова, дети подбирают название насекомого, подходящего к схеме.

Ответ: ЖУКИ.


Учитель-логопед: Молодцы, ребята. Осталось одно дерево. И бельчонок дома.

· Упражнение «Речевая дорожка» (слайд 9)

Учитель-логопед: давайте все вместе пройдем по дорожке, только идти нужно дружно, не обгоняя друг друга и не отставая.

Дети «идут» по речевой дорожке сначала в прямом, потом в обратном направлении.

(ПУШОК - ЛУЖОК - ПУШОК - ПУШОК - ЛУЖОК - ПУШОК - ЛУЖОК - ЛУЖОК).


Учитель-логопед : Молодцы, ребята, разобрали все деревья и бельчонок теперь дома.

Слайд 10


III. Заключительный этап. Рефлексия.

Учитель-логопед: Ребята, вы молодцы, помогли добраться до дома бельчонку.

Какие игры вам понравились больше всего? (ответы детей)

Какие игры вам показались самыми трудными? (ответы детей).

http://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/detskie-zagadki/zagadki-o-nasekomyh.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Начальная школа – детский сад

г. Ессентуки

Конспект подгруппового занятия

по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи

в подготовительной логопедической группе с ОНР 3 ур.

(2-й год обучения)

Тема: «Осень»

Цель:

Развивать навыки связной речи.

Задачи:

Продолжать наращивать и активизировать словарь по теме “Осень”;

Закреплять и уточнять знания детей по теме “Осень”;

Согласование сущ. С уменьшительно –ласкательными суффиксами

Образование синонимов, антонимов;

Учить составление сложносочинённых предложений с союзом «а»

Продолжать учить полному и последовательному составлению связного рассказа «Осень» по первым словам в предложении

Продолжать развивать слуховую память и внимание;

Воспитывать любовь к родной природе.

Здоровьесберегающие технологии

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики,

Использование динамических пауз по лексической теме

Оборудование:

- ёжик, (игрушка на руку)

Шарик Су-Джок

Набор картин «Времена года. Осень»

Орг. момент. Сядет тот, кто ласково назовёт (лист, солнце, ветер,дождь...)

Появляется Ёжик (игрушка на руке логопеда),и просится погреться. Дети приглашают его поиграть с ними.

Пальчиковая гимнастика «Ёжик» с шариком Су-Джок (упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на лево)

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают Су- Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи

(дети катают Су- Джок между ладонями).

Логопед: Ребята, а где можно увидеть ёжика?

Дети: В лесу.

Логопед: правильно ребята и я вас хочу пригласить в осенний лес

читает стихотворение:

Листья с деревьев в лесу осыпаются.

Дождик уныло по крышам стучит.

Светлое небо с землёю прощается.

Хмурая осень в окошко стучит.

Ребята какие чувства вы испытали, когда слушали стихотворение?

Что делают листья? Дождик? Небо?

Как можно сказать про осень. Осень, какая? Осенний день, какой? Осеннее солнце, какое? Осенние листья,какие?

Давайте расскажем ежику о приметах осени, которые мы уже знаем, и вспомним осенние месяцы. (Побуждать отвечать полными предложениями)

Игры с ёжиком. (шарик Су-Джок)

Д/У «Скажи иначе»

Унылая пора- скучная, грустная, тоскливая, хмурая;

Небо серое - тёмное, холодное, пасмурное.

Деревья нагие- голые, обнажённые (без листьев)

Цветы высохшие – увядшие, засохшие.

Д/У «Скажи наоборот»

Осень ранняя- поздняя;

День дождливый - солнечный;

Небо голубое - серое;

Погода пасмурная - ясная;

Трава мокрая – сухая;

Д/у «Исправь предложение» работа с деформированными предложениями

Дует, осень, ветер, холодный.

Желтеют на, листья, деревья.

Земля, трава, на, увядает.

Улетают, юг, на, птицы.

Мелкий, осень, моросит, дождь.

Д/У «Угадай слово»

Ветер дует, а ветры ….

Птица улетает, а птицы…

Лист желтеет, а листья…

Дождь моросит, а дожди …

Цветок увядает, а цветы …

Холод наступает, а холода …

Урожай созревает, а урожаи …

Лист падает, а листья …

Д/И «Помоги ёжику составить рассказ» Составление связного рассказа «Осень» по первым словам в предложении:

«Прошло лето, и наступила … Дни стали …, а ночи … Подул … Стало …

Люди одеваются … На деревьях …. На землю … Моросит … Увядает… Птицы … Люди собирают … Скоро наступит ….

Физминутка. «Мы листики осенние»

Мы листики осенние

На дереве сидели.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Завертел их, закружил

И на землю опустил

Дети повторяют рассказ без помощи логопеда, логопед стимулирует детей у которых более полные рассказы.

Итог:

Ежик: Какие ребята молодцы, как хорошо пересказали мой рассказ.

Логопед: А ещё они с тобой играли. Помогите Ёжику вспомнить, в какие игры мы играли и как правильно и красиво говорили. (Дети вспоминают и логопед подводит итог

Тема: Формирование лексико-грамматического компонента по теме «Осень».

Звук О. Средняя группа.

« Осенний листопад » .

Занятие проводится в парке им агарина

Активизировать и обогащать словарь по теме «Осень».

Уточнить артикуляцию и дать характеристику звуку О. Закрепить навык выполнения речедвигательного упражнение на звук О.

Совершенствование грамматических навыков словоизменения.

Углублять знания детей о растениях в парке им.Гагарина.

Развивать слуховое восприятие: выделять звук среди других звуков, в слогах, словах.

Развивать общую и мелкую моторику, навыки координации движений с речью, речевую память, внимание.

Воспитывать позитивное отношение к природе родного края.

Ход занятия.

Организационный момент. Дети с логопедом в парке Гагарина.

Двигательные упражнения «Прогулка в парк е ».

В парк отправились гулять,маршируют

Будем весело шагать.

По тропиночке идем«змейкой» между деревьями

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят взмахи кистями рук

И летят, летят, летят

Ответы на вопросы

Вот мы в нашем любимом парке! Сегодня в лесу чудесная погода: светит солнышко, по небу плывут облака. Все деревья, кусты, травы – в осеннем наряде. А под ногами ковер из осенних листьев.

Расскажите чего много в нашем парке? (много деревьев, листьев, травы, пней, веток, шишек,.)

Какие деревья растут в парке? (клены, ели, рябины, березы, вязы.)

– Какой наряд у клена? (разноцветные листочки: желтые, желто-красные, оранжевые, багряные)

На что похож лист клена?

– Какая березка? (стройная с золотыми листочками). Какой ствол у березки? (гладкий, белый с черными черточками).

– Подойдите к вязу, прикоснитесь рукой. Какой ствол у вяза? (шершавый)

Какие деревья в нашем парке не меняют осенью свой наряд? (ель,)

Подбор слов-действий.

Деревья - качаются, стоят, шумят, растут. Листья - осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят.

Упражнение на развитие речевого дыхания «Листопад».

Ветерок хочет с нами поиграть в игру «Листопад». А вы знаете, что такое листопад? Ответы детей.

Ветер щеки толстые надул, надул, надул

И на листочки пестрые подул, подул, подул.

Дыхательное упражнение. Дети дуют на листочки с различной силой, в зависимости от команды: «слабый ветерок» и «сильный ветер». По команде «листопад» отпускают листочки и они падают.

Речевая игра «Осенние листочки»

Дети берут по два осенних листочка (клена, вяза, березы, липы). Выполняют движения с речью.

Мы листики осенние (руки вверх, покачивающие движения влево – вправо)

На веточках сидели, (присели)

Дунул ветерок (подуть на листочки),

И мы полетели (круговые вращения вокруг себя)

Мы летели, мы летели (медленно приседать)

И на землю тихо сели (присесть).

Игра «Угадай и посчитай» Отгадывание загадок. Логопед показывает детям листочки, загадывает загадки о деревьях в парке. Дети отгадывают дерево и считают деревья рядом)

Упражнение «Услышь звук» .

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы полетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Это время года, как дети зовется? (осень)

Логопед предлагает детям определить какой первый звук слышим в слове «осень», уточняет артикуляцию звука, его характеристику. Дети хором и индивидуально произносят звук О.

Повторение и закрепление речедвигательного упражнения на звук О.

Игра «Зонтик». Логопед подставляет ладошку, а дети как под зонтик подставляют пальчики и должны их убрать, услышав звук О: а, са, о, у, уа, Оля, осень, ой, утка ….

Игра «Прятки». Закрепление выполнения инструкций логопеда и употребления предлогов в речи.

По заданию логопеда часть детей прячется за деревьями, другая - по инструкции логопеда ищет. («Найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким, у длинного корня, У короткого корня и т.д.»)

Одновременно отрабатываются предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на.

Итог занятия

Дети составляют букеты из осенних листьев.

Литература:

Выгодская И., Берковская Н. Звукоград. Буквоград. М., 1999.

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5- 6 лет. М.: ТЦ Сфера, 2005.

Коноваленко В.В. Артикуляционняя и пальчиковая гимнастика.

Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб., 2001.

Мухина А.Я. речедвигательная ритмика Москва Астрель 2010

Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР С-П «Детство-пресс» 2004

Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.

Сиротюк АЛ. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М., 1999.

Конспект лексико-грамматического занятия по теме «Осень» на основе пособия В.М. Акименко «Развивающие лексико-грамматические занятия» .

Цель: приобретение навыков лексико-грамматического оформления монологического высказывания с применением интеллектуальных карт.

Задачи:

1. Развитие навыков речевого общения.

2. Активизация словаря по тем «Осень».

3. Формирование навыка построения предложений и связных монологических высказываний.

4. Развитие навыков самоконтроля за построением связных высказываний.

5. Активизация психических процессов (памяти, мыслительных процессов, воображения).

Оборудование: интеллектуальные карты, картинки.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Введение в тему. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Осенние листья».

Опустел скворечник

Улетели птицы

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Всё летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

Загадки про осень.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад -

Это просто... (листопад)

Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный... (дождь)

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду... (лужи)

3. Речевая гимнастика . «Угадай звук». Назвать первый и последний звук в слове: осень, дожди, холода, заморозки, ветер, пальто, иней.

«Отхлопай слово». Выхлопывание слоговой структуры слова: лис-то-пад, дожд-ли-вый, вет-ра, ту-ман, хо-ло-да, ту-ча.

4. Лексико-грамматический анализ темы. Упражнения по подбору существительных, прилагательных, глаголов, антонимов, синонимов по теме.

Лексика: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, ветер, листопад, заморозки, туман, дождь, иней, туча, сырость, непогода, первое сентября, школа, урожай, наступать, желтеть, опадать, моросить, срывать, хмуриться, срывать, вянуть, лить, дуть, холодный, мокрый, хмурый, осенний, дождливый, сухой, серый, моросящий, проливной, пасмурный, золотая (осень), унылый, мокро, пасмурно, ненастно, холодно.

Задание 1 . Подбери слово и составь словосочетание.

холодный утро

морозное одежда

густой день

тусклое туман

тёплая заморозки

ранние солнце

короткий ветер

Задание 2 . Образование мн.ч. сущ. в им.п и род п.

Образец: лужа – лужи - много луж. Слова: туман, дерево, птица, ветер, лист.

Задание 3 . Подбор антонимов.

Весна тёплая, а осень… (холодная).

Летом день короткий, а осенью… (длинный).

Летом солнце яркое, а осенью… (тусклое).

Весной перелётные птицы прилетают, а осенью… (улетают).

Весной листья на деревьях распускаются, а осенью… (опадают).

Задание 4 . «Четвёртый лишний»: ветер, дождь, капель, листопад; холодный, туманный, мокрый, летний; сапоги, валенки, перчатки, пальто; утеплять, загорать, опадать, вянуть.

Задание 5 . «Скажи правильно».

Образец: осень холоднее весны. Что теплее? (панама или шапка, сапоги или сандалии). Что холоднее? (ветерок или ветер, ветер или вьюга). Что наступает позже? (осень или весна, зима или осень). Что сильнее? (дождик или ливень).

5. Физкультминутка. Дети стоят в кругу, взрослый бросает мяч по очереди каждому ребенку. Дети ловят мяч и, бросая его назад, называют любое слово по теме.

6. Работа по интеллектуальной карте. Ребята, мы сегодня говорим об осени. А как мы догадываемся, что осень наступила? Какие вы знаете осенние месяцы? Какие признаки имеет осень? Давайте составим с этими словами предложения. (Дети составляют предложения по каждой ветви).

7. Составление связного высказывания по интеллектуальной карте.

Наступила осень. Стало холодно. Часто идут дожди. Дни стали короче. С деревьев опадают листья. На юг улетели перелётные птицы. На огородах собирают урожай овощей. Осенью надо одеваться теплее.

8. Закрепление знаний по теме с помощью синквейна.

Осень

Поздняя, холодная, ветреная

Наступает, холодает

Осенью дует сильный ветер

Туман, заморозки, ветер, лёд, дождь

Дождь

Сильный, холодный, проливной, моросящий

Стучит, льёт, капает, идёт

По крыше стучит сильный дождь

Капли, туча, лужи, ветер, зонт

Ветер

Сильный, осенний, северный, слабый

Дует, срывает, воет

От сильного ветра опадают листья

Листопад, осень, дождь, холод

Учитель-логопед: Калинина Надежда Александровна, ГБОУ Школа 1566, Москва 2018г.

Цели:

  1. Активизация и накопление словаря по теме «Продукты питания» .
  2. Совершенствование навыков словообразования.
  3. Закрепление навыков практического использования относительных прилагательных в самостоятельной речи.
  4. Обучение согласованию относительных прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
  5. Упражнение детей в употреблении существительных в родительном падеже с предлогами в творительном падеже с предлогами.
  6. Развитие познавательной деятельности детей: зрительного восприятия и логического мышления.
  7. Воспитание и уточнение навыков культурного поведения в общественных местах.

Оборудование: Баночки с крупами, горшочки с разными продуктами, плоскостное изображение тарелок с овощами, плоскостное изображение банок и бутылок с фруктами, фрагментарное изображение чашек с компотами, персонаж «Веселый повар» .

Форма занятия: нетрадиционная.

Ход занятия.

1. Орг. Момент.

Сегодня мы с вами побываем в кафе. Кто из вас уже бывал в кафе? Что делают люди в кафе? (пьют, едят, кушают)

2. Подумайте, чтобы вы хотели заказать на обед. Давайте подойдем к витрине и посмотрим: какие салаты есть в меню.

Подойдите и возьмите тарелочку с салатом. Салат из каких продуктов будете есть? (Я буду есть салат из моркови. А я буду есть салат из свеклы. А я буду есть салат из капусты (из лука, из помидоров, из огурцов, из чеснока, из баклажанов)

Как называется салат из капусты? – салат капустный.

Как называется салат из моркови? – морковный салат.

Как называется салат из свеклы? – свекольный салат.

Как называется салат из лука? – луковый салат.

Как называется салат из огурцов? – огуречный салат.

Как называется салат из помидоров? – помидорный салат и т.д.

Как одним словом можно назвать огурцы, помидоры, капусту, лук, чеснок, баклажаны? – Овощи.

Мы едим салаты из овощей. Это салаты какие? – Овощные.

3. А теперь мы будем есть суп, а какой суп вы будете есть – догадайтесь?

У меня горох. Я буду есть суп гороховый.

У меня в кастрюльке вермишель. Я буду есть вермишелевый суп.

У меня фасоль. Я буду есть суп фасолевый.

У меня свекла. Я буду есть суп свекольный.

У меня картофель. Я буду есть суп картофельный.

У меня рис. Я буду есть суп рисовый.

У меня мясо. Я буду есть суп мясной.

У меня рыба. Я буду есть суп рыбный.

4. На второе блюдо будет каша. Из чего варят кашу? По вашей крупе назовите кашу.

У меня манка, из неё каша манная. У меня гречка, из неё каша гречневая.

У меня рис, из неё каша рисовая. У меня перловка, из неё каша перловая.

У меня пшёнка, из неё каша пшённая. У меня овсянка, из неё каша овсяная.

У меня горох, из неё каша гороховая.

5. Физминутка или динамическая пауза.

А сейчас мы с вами немного отдохнём.

В доме нашего Архипа

Что ни день, то просто смех

Заходите. Дверь открыта – угощенье есть для всех.

Прискакали две зайчихи –угостили облепихой.

Приходили петухи – поклевали колоски.

Прилетели мухи – съели хлебную краюху.

Вот притопали зайчихи – обобрали всю клубнику.

Черепахи ровно в три наконец-то приползли.

Им осталась только апельсина долька.

6. – Какой вкусный обед у нас получился. А что будет на третье? Компот.

У тебя какой компот?

Компот из яблок? – яблочный Компот из слив? - сливовый

Компот из груш? - грушевый Компот из вишни? – вишневый

Компот из клубники? – клубничный Компот из малины? – малиновый

7. А что бы вы хотели съесть на десерт?

Я бы хотел съесть вишневый пирог.

А я бы хотел съесть творожный торт.

Я бы хотел съесть клубничное желе.

8. Мы с вами отобедали в кафе. Вам понравился обед? А кто его приготовил? – Повар

Из чего повар приготовил обед? – Из продуктов. К нам гости пришёл весёлый повар и хочет с вами поиграть в разные игры.

А) Что можно приготовить из мяса? – суп, котлеты, тефтели, запеканку.

Суп из мяса какой? – мясной

А котлеты? – мясные

А запеканка? – мясная

Б) Что можно приготовить из творога? – сырники, торт, запеканку.

Сырники из творога какие? – творожные

А торт? – творожный

А запеканка? – творожная

В) А что можно приготовить из яблок? – компот, варенье, сок, пирог.

Компот из яблок какой? – яблочный

Варенье из яблок какое? – яблочное

Пирог из яблок какой? – яблочный

Г) А сейчас послушайте и назовите – что лишнее?

Грушевый сок, манная каша, вишневый компот.

Мясной суп, рыбный суп, клубничный торт.

Апельсиновый сок, гречневая каша, рисовая каша.

Д) Игра «Бывает – не бывает» .

Рыбный торт, мясной компот, картофельное пюре, гречневое варенье.

Е) Напиток из клюквы (какой?) – клюквенный напиток.

Пирог из яблок (какой?) – яблочный пирог.

Запеканка из творога (какая?) – творожная запеканка.

Котлеты из курицы (какие?) – куриные котлеты.

Оладьи из картофеля (какие?) – картофельные оладьи.

Суп из рыбы (какой?) – рыбный суп.

Борщ из свеклы (какой?) – свекольный борщ.

Компот из сливы (какой?) – сливовый компот.

Сок из фруктов (какой?) – фруктовый сок.

Бульон из мяса (какой?) – мясной бульон.

9. Веселый повар приготовил вам сюрприз. Приподнимите край скатерти и достаньте то, что там лежит. Это варенье. С каким вареньем вы пойдете пить чай в группу?

(Я буду пить чай с абрикосовым, вишневым, малиновым, яблочным, грушевым, сливовым, клубничным, персиковым вареньем)

10. Итог занятия. – Где мы сегодня с вами побывали? _ чем мы угостились? Давайте попрощаемся с нашим весёлым поваром и скажем ему спасибо за угощения.

Литература.

  1. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» М., 1991г.
  2. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина «Нарушение речи у детей» . М., 1993г.
  3. Т.А. Ткаченко «В первый класс – без дефектов речи» . С-П. 1999г.
  4. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» . М.2004г.
  5. Т.А. Матросова «Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями» М.2005г.