Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков Ж-З. Животные в пустыне. Произношение звуков «З», »Ж» в слогах

1. Читай целыми словами:

- ёж – уж - ужи – лужи – лужа – луза – лоза – коза – кожа – корж – морж – мороз
- жара – жаба – жбан – звал – знал – зной - злой – зола – жила – жить – жизнь – жезл
- лезу – лежу – гляжу – взгляд – лязг – визг – зигзаг – загнул – заснул –жасмин – ужасно
– грузил – кружил – дружил – Дружок – друзья – груздь – пружина – снежинка –слезинка

2. Прочитай слова, добавляя слоги:

ЗА, ЖА: сту _, гро _ , Ли _ , лу _ , ба _ , _ ба, _ бры, _ вод, _ бор, _ пах, _ рил, _ гадка;
ЗУ, ЖУ: ви _ , ве _ , бу _ , жуж _ , ска _ , _ бры, _ ки, _ равль, _ рчит, _ бной, _чка;
ЗИ, ЖИ: _ ма, _ вут, _ раф, _ лет, пока _ , приве _ , ма _, лы _ , е _ , пол _.

3. Прочитай слова, вставляя буквы З, Ж:

а) _ нать, _ дать, _алеть, _ алить, _мурки, Мур _ ик, де _ урный, кру _ ева, пи _ ама,
ре _ ина, _ ёлтый, _елёный, поле _ ный, сне _ ный, бере _ но, бере _ а;

б) _ и _ нь, _ а _ да, _ а _ им, _ еле _ о, _ ве _ да, _ а _ игать, _ ано _ а, во _ мо _ но,
_ емчу _ ина, _ акру _ ил, _ а _ евал, _ а _ венел, _ алю _ и, _ у _ _ т.

4. Вставьте пропущенные буквы Ж или З в слова.

Подчеркните на каждой строчке "лишнее" слово.

Автра, _ атва, дру _ ья, во _ ы
са _ а, пры _ ок, гво _ дика, кру _ ить
_ амер _ ать, _ ано _ а, _ авя _ ать, _ у _ елица
_ еле _ о, _ ар _ авел, ра _ дра _ ение, _ а _ ила

5. Зачеркни цифру, соответствующую месту заданного звука в слове.

6. Измени слова по образцу: дрожал – задрожал

жарил, жевал, зеленел, жёг, звонил, брезжил, журчал, звучал, жужжал, визжал.

7. Подумай, как правильно расставить слоги, чтобы получились слова:

9. Разгадай кроссворд.

По горизонтали: 1. предмет мебели. 4. Орган речи и средство общения. 5. Два берёзовых коня по снегам несут меня (загадка). 8. Детёныш лошади. 10. степная птица. 11. Кустарник с цветками в виде жёлтых шариков.

По вертикали: 2. Капустница – бабочка, а божья коровка - … 3. Садовый колючий кустарник с зелёными ягодами. 6. Неядовитая змея. 7. Африканская полосатая лошадь. 9.В нём можно увидеть своё отражение.

10. Подбери к прилагательным существительные.

Составь словосочетания.


11. Внимательно прочитай словосочетания.

Найди ошибки.


12. Закончи каждую строчку подходящим словом.


13. Составь словосочетания.

Поставь ударение в именах существительных.


14. Прочитай предложения, вставляя пропущенные буквы.

Дру _ ья поу _ инали _ асветло. Ко _ лёнок _ алобно _ аблеял. _ адро _ али _ айки, увидев волка на лу _ айке. В _ арослях е _ евики _ или е _ и. Де _ урный
_ апомнил _ рнал. Вечером на _ аводе _ а _ игают про _ екторы.

15. Закончи предложения, добавляя слова с буквами З, Ж, подходящими по смыслу.

а) Женя нашёл зелёного … Зина вырастила в саду … В зоопарке живут … и … . Зимой можно бегать на …

б) На воротах гаража висит (какой?) замок. В воздухе кружились (какие?) хлопья. Коза и корова (какие?) животные. Серёжа подарил Лизе (какие?) хризантемы.

в) Жанна (что сделала?) варежки дома. В овраге (что делает?) ручеёк. Над кустами жасмина (что делают?) шмели. На вечернем небе (что сделали?) яркие звёзды.

Логопедические игры для закрепления произношения трудных звуков

Дифференциация звуков Ж-З в играх

Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.

Цель: дифференциация звуков Ж-З.

Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильного звукопроизношени, умения дифференцировать звуки Ж-З в своей речи,употреблять их правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильногозвукопризношения, заинтересовать детей.

Описание: Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Известно, что дидактическая игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми. Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям."Повтори, не ошибись"
Ребенок внимательно слушает, а затем повторяет за логопедом.
За-жа-за
Заяц, жаба и коза,
Зы-жи-зы,
Розы, вожжи и тазы.
Жи-зы-жи,
Этажи, тазы, моржи.

Данную игру я провожу как с одним ребенком, так и с группой детей (устраиваем, например, конкурс "Кто лучше скажет")

"Угадай-ка"

Взрослый предлагает ребенку отгадать, какой звук слышится в лове. Услышав звук, ребенок должен показать соответствующую букву (Ж или З). Данная игра может проводиться как с одним ребенком, так и группой детей.

Слушай внимательно и угадай!
Правильно звуки ты выделяй!

Розы, лужа, забор, золотой, ножи, слеза, жираф, запах, коза, жук, живой, звезда, бужу, ваза, злой, жить, кожаный, Жанна, Зоя, зонтик, желудь.

Данную игру можно видоизменить: предложить ребенку (детям), услышав какой звук в слове, "жужжать" или "зудеть"; на звук Ж - хлопать (присеать), а на звук З - топать (подпрыгивать).

"Закончи правильно предложение"
Добавь слог ЗУ или ЖУ
Я тяжелый груз ве... (зу).
Я сестренку в садик отво... (жу).
Я тебе по секрету что-то ска... (жу).
Я бантик завя... (жу).
Я мороженое языком сли... (жу).
Я сорву колючую ро... (зу).

Добавь слоги ЗЫ или ЖИ.
Зимой нам нужны санки и лы... (жи).
На лугу пасутся ко... (зы).
От обиды по лицу текут сле... (зы).
На столе лежат острые но... (жи).
Ты мне сказку расска... (жи).

Добавь слоги ЗА или ЖА.
На столе лежит красная ро... (за).
Чтобы сшить куртку, нужна хорошая ко... (жа).
На лугу пасется ко... (за).
От дождя на асфальте лу... (жа).
Сегодня будет дождь и гро... (за).

В эту игру я играю так же как с одним ребенком, так и с группой детей. С группой устраиваем соревнование "Кто быстрее" - важно не только быстро сказать, но и правильно произнести звук.

Игра с Петрушкой "Путаница"

Кукла Петрушка приходит в гости и веселит детей - говорит неправильные предложения. Дети должны исправить Петрушку. Данная игра может проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей.

Зайка играет с Жанной.
Забор красит Женю.
Жук поймал Захара.
Ежик кормит Лизу.
Зонтик держит Жору.
Лыжи катаются на Зине.
Земля ползет по ежику.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [Ж] И [Ш]

1. Прочитай слова и ответь, какой звук [Ж] или [Ш] слышно в словах:

Жар, шар, шаль, жаль, шаткий, жатка, жаба, шапка, ежата, мышата, мешать, лежать, лошадка, вожатый, ложа, лошадь, Луша, лужа, лёжа, Лёша, кожа, коша.

2. Назови последний слог в словах:

Гру ша , лу жа , Ма ша , ло жа , кры ша , ко жа , лу жа , ме жа .

Шёпот, жёлоб, жёлудь, шёл, шёлк, жёлтый, лужок, пушок, дружок, вершок, рожок, горшок, мешок, должок, пирожок, порошок, дружок, петушок, жонглёр, шофёр.

4. Добавь слоги «ЖОК» и «ШОК» и прочитай слово.

утю- дру- творо- сапо-

ро- фла- бере- сте-

лу- пиро- пры- дол-

пу- вер- арти- малы-

гор- коре- пету-

ме- реме- гребе-

5. Измени слова по образцу:

Я жую – ты жуёшь.

Я живу – ты … Я режу – ты …

Я ожидаю – ты … Я стригу – ты …

Я провожаю – ты … Я бегу – ты …

7. Послушай, как звучат слова. Если услышишь в слове звук [Ш] – хлопни тихо, если звук [Ж] – хлопни громко.

Жить, шить, ширь, жир, жила, шило, пружинка, пушинка, машина, пружина, наживка, нашивка, ужин, ужи, уши, лыжи, мыши.

8. Добавь слоги «ЖИ» или «ШИ» и прочитай слова.

У- лы- у- малы-

мор- мы- гало-

е- кры- ер-

голы- ланды- камы-

Обожжешься, поживёшь, дружишь, жалеешь, пожнёшь, ожидаешь, бежишь.

10. Составь предложения из данных слов:

Журавль, жить, болото, у.

Лягушка, жить, болото, в.

Швея, желтый, шить, жакет.

Бабушка, на, лежанке, лежать.

Книжки, положить, в, книжный, шкаф.

Бабушка, Женя, варежки, вяжет.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «СА», «ША»

1. Прочитай слова и определи, какой звук слышно в словах: [С] или [Ш]?

Шапка, сайка, шалун, салют, сапёр, шахтёр, шалаш, салат, шалфей, салфетка, решать, тесать, писать, мешать, лошадка, посадка.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «СО», «ШО»

1. Послушай слова, покажи нужные карточки.

Шорох, сорок, мешок, лесок, пушок, кусок, вершок, песок, носок, ремешок, мышонок, спросонок.

(язык вниз)

(язык вверх)

Зашифруй эти слова буквами «С» и «Ш»

2. Объясни значение слов:

ШОК – СОК

3. Добавь нужный слог «ШОК» или «СОК» и прочитай слово.

пу- реме- пе- ку-

гор- арти- но- коло-

ме- пету- ви- голо-

вер- гребе- вы- поя-

коре- малы- ле-

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «СУ», «ШУ»

1. Зашифруй слова, используя вместо букв знаки:

(губы в улыбке)

(губы круглые)

Шутки, сутки, шумно, сумка, суметь, шуметь, пишу, несу, пасу, плясун, пашу, пляшу.

Проверь свои шифровки:

2. Добавь слоги «СУ» или «ШУ» и прочитай слоги.

Надо писать, и я ПИ-

Надо плясать, и я ПЛЯ-

Надо пахать, и я ПА-

Надо нести, и я НЕ-

Надо пасти, и я ПА-

Надо просить, и я ПРО-

Надо махать, и я МА-

УПРАЖНЕНИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «СЫ», «СИ», «ШЫ»

1. Добавь нужный слог «ШИ» или «СЫ» прочитай слово.

У осла длинные У- (ши) У мамы красивые БУ- (сы)

Красивые ВОЛО- У Кати две КО-

Распустились ЛАНДЫ- В магазине ВЕ-

Малыши-ГОЛЫ- На доме КРЫ-

В детском саду МАЛЫ- Вкусные КОЛБА-

На валенках ГАЛО- У тигра ПОЛО-

В реке плавают ЕР- Жужжат О-

На берегу реки КАМЫ- На земле РЕЛЬ-

В магазине КАС- Две пушистые ЛИ-

Капельки РО- В подвале КРЫ-

В подвале МЫ-

2. Посмотри на свою ладонь, её положение напоминает положение языка.

Прочитай слова и покажи руками звуки [С] или [Ш].

Ваш, вас, нас, наш, басня, башня, красный, каска, кашка, часто, чашка, паста, пашня, рубашка, колбаска, рос, грош, камыш, кумыс, Яшка, ясно, клюшка, люстра, пошла, росла, пешки, песни, мести, мешки, мишка, миска, вишня, виснет, виски, тиски, рис, шляпа, слякоть, смел, шмель, шторы, шпалы, спали.

3. Игра «Наоборот».

Подними руку ладошкой вверх – произнеси слог со звуком [Ш]; опусти ладонь вниз – произнеси слог со звуком [С]. А теперь все наоборот:

ША – СА СА – СЫ – ШИ –

СЭ – ШЕ – ШО – СО –

ШУ – СУ – АС – АШ –

ОС – ОШ – УШ – УС –

ЭС – ЭШ – ЫШ – ЫС –

ЯС – ЯШ – ЕС – ЕШ –

ЁС – ЁШ – ЮШ – ЮС –

ИШ – ИС –

4. Игру «Наоборот» продолжи словами:

сутки – шутки крыса –

шутки – сутки крыша –

усы – каша –

уши – касса –

кашка – мишка –

каска – миска –

вас – нас –

ваш – наш –

пасу – шуметь –

пашу – суметь –

басня – шок –

башня – сок –

маска – Машка –

5. Исправь ошибки в предложении:

На лугу поспела каска,

Каску ест корова Машка.

Машке нравится обед –

Ничего вкуснее нет!

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

Я пасу землю.

Я пашу корову.

Вот высокая басня.

Вот поучительная башня.

Мы сварили кассу.

Заплатили деньги в кашу.

Маленький Миска

Ест из мишки.

У кота длинные уши.

У осла длинные усы.

6. Произнести слова:

Саша, суша, сушки, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест, слушать, слышать, Сашенька, Сашуля, старший, страшно, солнышко, стёклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить, стишок, смешно, несёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, сынишка, трусишка, старушка, смышлёный, расшумелась, суша, пастушок, веснушки, скворушка, шустрый, машинист.

7. Произнеси все слова, не переставляя звуки [С] и [Ш].

СКОРО В ШКОЛУ!

Слыхали радостную весть?

Мне скоро будет ровно шесть!

А если человеку шесть,

И у него тетрадки есть,

И счетных палочек не счесть,

То, значит, он (вернее я),

То, значит, он (вернее я),

Он в школу собирается!

И. Токмакова

8. Прочитай вслух текст.

У Саши машина.

У Сашеньки босоножки.

Саша шла со старушкой.

Паша-трусишка, страшно ему.

Кошки сидят на окошке и греются на солнышке.

Испугался петушок, упал с крыши на шесток.

Сквозь цветное стёклышко я взглянул на солнышко.

Шесть котят есть хотят.

Расшумелись на опушке птицы: сойки и кукушки.

По шоссе несутся машины.

Наташа ест сушку.

Мыло душистое и полотенце пушистое.

Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

9. Объясни, как ты понимаешь пословицу:

Как постелешь, так и поспишь.

Песней поле не выпашешь.

Поспешишь – людей насмешишь.

Отольются кошке мышкины слёзки.

Не спеши языком, а спеши делом.

10. Прочитай с выражением:

Тише, тише, тише, тише,

Шелестят на крыше мыши.

Под мышиным серым флагом

Маршируют шаг за шагом.

Впереди идут старшины,

Запевают гимн мышиный:

«Тише, тише, тише, тише.

Шаг ровней держите мыши!

Люди сыты, кошки сыты,

Для мышей столы накрыты.

Затихает шорох шинный,

Наступает час мышиный.

Ночью пусть пируют мыши.

Тише, тише, тише, тише!»

И. Токмакова

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «ЗА», «ЖА»

1. Прочитай слова и определи, какой звук слышно в каждом слове [З] или [Ж]?

Жал, зал, пожар, базар, заря, жара, залей, жалей, база, баржа, дерзать, держать, лужайка, зайка, лизать, лежать, сажать, сказать, вязать, бежать, закат, жакет, берёза, лёжа.

2. Добавь нужный слог «ЗА» или «ЖА» и прочитай слово.

ва- берё- ко- гла-

ро- лу- гро- ко-

ме- ли- дере- ло-

блу- ло- поль- зано-

ба-

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «ЗО», «ЖО»

1. Внимательно слушай слова. Вместо слова со звуком [З] нарисуй (губы в улыбке); вместо звука [Ж] – (губы круглые).

Зоя, Жора, узор, лужок, стожок, возок, глазок, флажок, должок, дозор, прыжок, разок.

Проверь свою запись:

2. Добавь нужный слог «ЗОК» или «ЖОК» и прочитай слово.

утю- сапо- во- ро-

сте- гла- лу- сто-

ра- дру- дол- фла-

пиро- пры- творо- бере-

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «ЗУ», «ЖУ»

1. Зашифруй слова со звуком.

(язык вниз)

(язык вверх)

Жук, зуб, везу, вяжу, гляжу, внизу, в грозу, грожу, грызу, брожу, вижу, снизу, хожу, ползу.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «ЗЫ», «ЗИ», «ЖИ»

Тазы, ножи, жидкий, зыбкий, жир, пузырь, ежи, возы, кожа, козы, рыжий, сизый, ёжики, языки, музыка, рыжики, похаживать, показывать, называть, наживать, снежинка, корзинка, вези, лежи.

2. Добавь слог «ЗЫ» или «ЖИ» и прочитай новое слово.

ко- гро- но- ло-

ро- берё- мор- ва-

зано- е- ли- ба-

у- блу- во- лу-

зака- нака- лы- отка-

та- ло- ме-

3. Определи, чем отличаются слова:

козы – кожи

лозы – ло́жи

узы – ужи

4. В каждом слове движениями руки повтори движения языка:

Важный, разный, гораздо, каждый, монтажник, проказник, дружный, грузный, таёжный, слёзный, грозный, тревожный, дождик, гвоздик, поздно, можно, дорожный, паровозный, пирожное, мороженое, морозное, обождать, опоздать, полезный, денежный, подожди-ка, гвоздика, книжный, капризный, нежный, резвый.

5. Прочитай слова.

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заряжать, заслужить, закружить, зажигалка, завизжал, железный, возможно.

6. Добавь к каждому слову предлог «за» по образцу.

бежать – забежать

держать –

ржать –

служить –

кружить –

7. Повтори фразы:

Жеребёнок забежал во двор.

Захар заряжал ружьё.

Залежи железной руды.

Женя заслужил награду.

Он помог задержать врага.

Пёс лежал и лизал лапу.

Он кричит на весь базар, будто сделался пожар.

Мы поедем на лужок и возьмём с него стожок.

Женя резал хлеб.

Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк.

Заседали в полдень зайки возле лужи на лужайке.


Конспект урока на тему: «Дифференциация звуков [Ж] и [З] в слогах, в словах, в предложениях» для учащихся 2 класса.

Ф.И.О. Швецова Наталья Александровна
Должность и место работы: учитель МАОУ "СОШ № 30" г. Стерлитамак Республики Башкортостан
Описание работы : Занятие предназначено для учеников вторых классов, но некоторые задания можно использовать и в 3-4 классах с нарушениями письма (дисграфией). В занятие прослеживается поэтапность закрепления звуков от простого к сложному, от слогов к предложениям. А также в занятие присутствуют логопедические моменты-артикуляционная гимнастика, задания на интонирование слогов.Данным конспектом урока могут воспользоваться учителя-логопеды, учителя начальных классов и родители.

Цель: научить различать звуки [ Ж ] и [ З ] в слогах, в словах, в предложениях.
Задачи:
1. Коррекционно - образовательные:
Уточнение и сравнение артикуляции звуков 3 - Ж;
Развитие навыка словообразования;
Закрепление правописания жи -ши;
Формирование навыка чтения.
2.Коррекционно - развивающие:
Развитие внимания и памяти;
Совершенствовать фонематическое восприятие;
Совершенствование мелкой моторики рук.
Улучшать зрительное восприятие, пространственной ориентировки.
3. Коррекционно - воспитательные:
Воспитание любви к родному краю и бережного отношения к природе.
Создание эмоционального контакта между учениками.
Оборудование: предметные картинки, ребусы, карточки со слогами, карточки с буквами, слоговые таблицы, таблицы слов, различные таблицы. Фишки (за правильный ответ).
Ход урока.
Организационный момент.
Дети стоят возле стульев.
- Присядут на стулья те дети, которые правильно назовут первый звук в словах, которые я произнесу.Слушайте внимательно. Уточка, мороз, живот, нотки, куница, яма, доктор, калина, юбка, яблоко. Молодцы!
Разминка. Артикуляционная гимнастика.
Приоткрыл язык окно
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся
Широко нам улыбнулся.

А потом пошёл гулять
По ступенечкам шагать.

Затем увидел маляра,
Красить потолок пора.

Вот и краска с банкой рядом
Обновить заборчик надо.

Язычок наш погулял
Много нового узнал.
Он немного притомился
К себе в домик воротился.

Сообщение темы занятия.
- Чтобы определить тему занятия, вы должны отгадать загадки:
Летом серый, зимой белый,
Никого не обижает, а сам всех боится. (заяц)

Сижу - молчу,
Ползу - молчу,
А кок только я взлечу,
Тогда вдоволь пожужжу. (жук)

Сегодня мы будем учится различать [ Ж ] и [ З ] в слогах, словах, предложениях.
Сопоставление звуков по артикуляции.
Работа с индивидуальными зеркалами.
а) сходство: эти звуки звонкие;
б) различие: место образования
Язык - при звуке [ З ] кончик языка в нижнем положении (за нижними зубами). При звуке [ Ж ] кончик языка в верхнем положении "Чашечка"
Губы - при звуке з губы улыбаются.

При звуке ж губы круглые, вытянуты вперед.
Воздушная струя - при звуке з – холодная.
При звуке ж – тёплая.
Чтение слоговой таблицы.
Фишки раздаются детям – за правильный ответ.
Выделение звуков на слух.
-Ребята, когда услышите слово в котором есть звук [ З ] поднимите карточку с буквой з, звук [ Ж ] - карточку с буквой ж.
Незабудки, абажур, зоопарк, стрекоза, ужи, животное, зубр, журавли, этажерка, зажатый, кожа, закат, жасмин, гвоздики, железо.
Дифференциация в слогах.
(Фишки – за правильный ответ).
Речевая зарядка.
-Повторите за мной в том же ритме, с той же интонацией и ударным слогом.
Жа – за – жа
Жа – жа – за – за
Жа –за –жа –за
Зы – жи –зу –жу
Аз – ож – аз
Здо – ждо – здо
Озда – ожда
Письменное задание.
- Ребята, на столах листы с заданием. Нужно вставить слоги, чтобы закончить слово.
Упражнение 1. Подчеркни з и ж.
ЗА или ЖА

Вспомним правило. Жи - Ши пиши с буквы и.
ЗЫ или ЖИ

Дифференциация в словах.
(Логопед напоминает учащимся, что при произнесении звука з язык находится внизу ротовой полости, за нижними зубами, а при произнесении звука ж язык поднимается вверх, за верхние зубы.
Фишки – за правильный ответ).

Игровое упражнение. «Запомни и повтори».
Фишки – за правильный ответ.
ЗАЙКА – ЖАБА – ЗАМОК – ЖУК
ЗОНТ – ПИЖАМА – ЗАНОЗА – НОЖИ
ЖУК – ГВОЗДИК – ДОЖДИК – ТАЗ
ВАЗА – ЕЖЕВИКА – МУЗЫКА – УЖИ
ЯЗЫК – ПОЖАР – ФЛАЖОК - ПРЫЖОК

Игра «Измени слово».
Фишки – за правильный ответ.
Залей – жалей
Зевать – жевать
Коза – кожа
Называть – наживать
Разок – рожок
Зал – жал

Игра «Назови ласково».
Фишки – за правильный ответ.
Друг – дружочек
Рог - ….
Берег - ….
Утюг - ….
Снег - ….
Круг - …..

ФИЗМИНУТКА.

Под листочком жук проснулся,
Потянулся и встряхнулся.
Брюшко, нос, глаза, усы.
Вымыл капелькой росы
Загудел и полетел
У него немало дел.

Дифференциация в предложениях.
- Посмотрите упражнения 2.
Упражнение 2. Составь из слов предложения. Запиши их, подчеркивая буквы З,Ж.

- Упражнение 3 сделаем устно. Скажем по образцу. Я не обижаю Зину.
Я забыл жёлтый зонт.
Ты ______________
Он_______________
Она _____________
Мы ______________
Вы_______________
Они______________

Молодцы! И последнее упражнение 4 . Вставьте в стихотворение пропущенные буквы З,Ж.
Съесть е____а не мо___ет он.
Объегорил _____лого волка.

Итог урока.
- Какие два звука сегодня сравнивали? Какие это звуки? Какое правило есть с буквой Ж? Подсчитаем фишки. У кого большее количество фишек, соответственно 5 баллов.
- Домашнее задание выучить стихотворение "Про волка и ежа".

Задания для учеников. (лежат у каждого на столе заранее)
Упражнение 1. Подчеркни з и ж.
ЗА или ЖА
Бере____, ко_____, стра______, ро_______, бир______, ко______, лу_______, сле_____, гла______, стреко_______.

ЗЫ или ЖИ
Ро_____, та_____, у______, гро____, ________вот, моро______, _______раф, я______ки, пу_____рёк.

Упражнение 2. Составь из слов предложения. Запиши их, подчеркивая буквы З,Ж.
1. жук, жужжать, цветок, над.
2. пиджак, висеть, вешалка, на.
3. жить, в, обезьяны, зоопарк.
4. Женя, и, Зина, вырастили, и, розы, жёлтые, розовые.

Упражнение 3. Скажите по образцу. Я не обижаю Зину.
Я забыл жёлтый зонт.
Ты ______________
Он_______________
Она _____________
Мы ______________
Вы_______________
Они______________

Упражнение 4. Вставьте в стихотворение пропущенные буквы З,Ж.
Выучи его наизусть.
Волк у____асно ра____ъярён -
Съесть е____а не мо___ет он.
Ё ____, съё____ась, выставил иголки.
Объегорил _____лого волка.

№ 1 Звуки З-Ж

  1. Слоги: за-жа, зо-жо, зу-жу, зы-жи, зла-жла, зло-жло, узл-ужл, изл-ижл, жа-за-за, зо-жо-зо, зы-зы-жи, жу-зу-зу.
  2. Слова-паронимы: ужи - узы, кожа - коза, жал - зал, жевать - зевать, залей - жалей, везу - вяжу, разок - рожок, называть - наживать, лоза - ложа, лежать - лизать.
  3. Четвёртый лишний: Зайка, замок, жаба, зубы (жаба). Жук, ёжик, одежда, фазан (фазан). Зонт, пижама, гвоздика, незабудка (пижама). Ваза, ежевика, ужи, ножи (ваза).
  4. Образование существит. с уменьшит.-ласкат. суффиксами: снег - снежок, стог - стожок, сапог - сапожок, флаг - флажок, утюг - утюжок, луг - лужок, глаз - глазок, глазик, воз - возок, обоз - обозик, таз - тазик, Камаз - Камазик, Автоваз - Автовазик.

№ 2 Звуки З-Ж

  1. Выделение звуков «З»,»Ж» и проговаривание слов: заяц, жуки, жаба, живот, желудь, зовут, жеребец, зимовать, жареный, зяблик, жуткий, жонглёр, зоркий, жуткий, жвачка, зрачок, свежий, название, пожарный, лизать, одежда, гражданин, здание, тормоза, пижама, загадка
  2. Закончи слово слогом ЗА или ЖА: сту(жа), гро(за), лы(жи), Ли(за), бар(жа), лу(жа).
  3. Слова: железо, зажигалка, жажда, зажим, жизнь, зажал, заложник, жемчужина, закрутила, зазевала, жижа, звезда, заноза, возможно, желтизна, задолжать, заржать, заслужить, закружить, жалюзи, завизжать, жезл.
  4. Добавь звук «З»или «Ж»: .аба, .автра, .айка, .акет, .абры, .атва, .апах, .убы, .мурки, .абор, .уравль.

№ 4 Звуки З-Ж

  1. Словосочетания: ждать поезд, забыть пижаму, жгут валежник, выложил узор, окружил заботой, сторожил зерно, заметил пожар, забыл зонт, жаворонок запел, вымазаться в саже, запах жасмина, побежать назад, забежать за здание.
  2. Предложения: Во время дождя нужен зонт. В джунглях живут обезьяны. По зелёной траве ползут ужи. в живом уголке живет заяц. У Зины в корзине ежевика. В зале ожидания Зоя увидела Жанну. Таёжный посёлок занесло снегом. На земле лежит железная лопата. Зажглась лампа под зеленым абажуром. Зоя поставила жасмин в вазу. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Женя загадал сложную загадку. Завизжала железная пила, застучал тяжелый молоток. Женя резал ржаной хлеб.

№ 5 Звуки З-Ж

Стихи : Не знали медвежата, что колются ежата,

И давай с ежатами играть, как с медвежатами.

Вдруг медвежата в слёзы: - Ёжики - занозы,

Испугались ёжики, несут щипцы и ножики.

И давай по штучке вынимать колючки.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Кушать хочется, да лень ворочаться.

Вот и ждёт рыжий кот - может миска подползёт.

Вот сегодня день хороший, запушило путь порошей.

Лыжи катятся, хрустят, и снежинки шелестят,

Эй, быстрее, ноги-лыжи, к той опушке ближе, ближе!

Обижается свинья: «Не грязнуля вовсе я!

Знать пора бы всем, что лужи мне

Целебной ванной служат!»

№ 6 Звуки З-Ж

Встретил ёжика бычок и лизнул его в бочок,

Но, лизнув его, бычок уколол свой язычок.

А колючий ёж смеётся: - В рот не суй, что попадётся!

Я нашла себе жука на большой ромашке.

Не могу держать в руках, пусть сидит в кармашке.

Лапок шесть, а глаза два, трещинка на спинке.

Вот хорошая трава, на - поешь травинку!

Ах, упал, упал из рук! Нос измазал пылью!

Улетел зеленый жук, улетел на крыльях!

Мы не заметили жука и рамы зимние закрыли,

А он живет и жив пока, жужжит в окне, расправив крылья…

И я зову на помощь маму: - Там жук живёт! Раскроем раму!

№ 7 Звуки З-Ж

Рассказы: Вдоль линии железной дороги стоят высокие зелёные ёлки. «Зелёный пояс» загораживает путь от снежных заносов. Ежегодно железнодорожники высаживают много молодых саженцев. Каждый год сажают множество ёлок, акаций, тополей. Саженцы железнодорожники заранее готовят в своих питомниках.

Жасмин.

В саду цвел жасмин. Сережа перелез через забор и стал рвать жасмин. Где-то вдали залаяла собака. Сережа испугался, бросил жасмин и побежал. Когда он перелезал через забор, он очень торопился и занозил руку. Сережа больше никогда не рвал чужой жасмин и не лазил через забор.