Как привить ребёнку любовь к природе? «Десять способов привить ребенку любовь к природе. Экологическое воспитание детей

Воспитание любви к природе

Воспитание любви к природе – ключ к развитию человечности в ребенке

Маленький человечек, развиваясь, познаёт мир. Изначально в детях живёт потенциал любви ко всему живому. И если малыш, подрастая, начинает губить природу, животных, то в этом виноваты, прежде всего, взрослые, потому что воспитание любви к природе начинается уже с младенческого возраста, и очень важно вовремя привить чувство ответственности за всё живое на земле.

Учим любить малое

Важно, чтобы ребёнок понимал: даже самое маленькое существо достойно жизни. Пусть воспитание любви к природе начнётся с насекомых. Годовалые малыши активно познают мир, и их внимание привлекают яркие бабочки, жучки, муравьи. Ребёнку всё хочется пощупать, испытать на прочность. Он ещё не понимает хрупкости окружающих его существ, поэтому нужно учить его бережно относиться даже к букашке.

Объясняйте малышу, что когда он сжимает в руке жука, то делает насекомому больно, больше рассказывайте ребёнку о мире насекомых, рассматривайте картинки в книжках. И ваши усилия постепенно начнут давать благодатные всходы.

Спасайте со своим ребёнком божьих коровок, жучков. Пусть малыш уберёт насекомое с дороги, где его могут раздавить, или достанет букашку из лужи. Похвалите маленького спасателя. Ведь он сделал хорошее, доброе дело.

Кошки и собаки – лучшие друзья

Очень часто домашние питомцы становятся любимцами малышей. Они прекрасно воспитывают юных исследователей большого мира. Игры с кошками или собаками учат ребёнка бережно относиться к животным, сопереживать. Нередко можно увидеть, как маленькие дети разговаривают с «меньшими братьями». Ведь для них такое общение – полезнее и лучше любых игрушек. И его не заменишь ничем.

Не испытывайте чувство страха, что с вашим ребёнком что-то не так, когда он пытается поднять котёнка за хвост или пальцем тыкает собаке в глаз. Это происходит не потому, что малыш жесток. Просто дети так познают мир, им всё нужно потрогать, провести маленький эксперимент. Ребёнок ещё не понимает, что животные испытывают боль так же, как и люди. И ваша задача – объяснить это. Расскажите, что животные хрупки, им можно причинить боль или вред. Не оставляйте малыша наедине с животным, всегда контролируйте процесс общения, чтобы всегда можно было подкорректировать действия ребёнка. Ваше совместное времяпровождение – ещё один вклад в воспитание любви к природе.

Больше рассказывайте ребёнку о повадках и привычках животных, чтобы малыш знал особенности маленьких питомцев, учился любить и понимать их. Привлекайте малыша к уходу за котиком или собачкой. Конечно, не сразу к ребёнку придёт привычка ухаживать или кормить любимца. Но постепенно доброжелательность с вашей стороны и теплота принесут результаты. У ребёнка начнёт вырабатываться ответственность и любовь.


Зелёные друзья

Земля – это наш дом и о ней нужно заботиться. Только если с самого раннего детства учить человека любить природу, он будет ценить её, беречь и лелеять.

Даже самых маленьких детей нужно постепенно знакомить с природой, с растениями и животными, с птицами и насекомыми. Сначала в этом помогут книги с красочными картинками, мультфильмы про зверушек и птичек. Детям в возрасте 5-7 лет будут полезны познавательные энциклопедии на природоведческую тематику. Но, несомненно, самый лучший способ привить ребёнку любовь к природе – это, непосредственно, «подружить» его с ней. Ребёнок может ухаживать за домашними животными, комнатными растениями, оказывать посильную помощь родителям в саду или на огородном участке.

Лучший пример для ребенка – это его родители . Если мама и папа сами не уважают природу, рвут и ломают растения, разбрасывают мусор, то о воспитании у ребенка бережного отношения к природе говорить не приходится. Зато если родители каждый день личным примером показывают ребёнку, с каким уважением они сами относятся к природе, ребёнок очень быстро усваивает такую модель поведения. Также существенную роль в прививании детям любви к природе играют дошкольные учреждения, младшие классы школы. От того, как педагоги преподают детям уроки природоведения, зависит будут ли они интересоваться природой или останутся к ней равнодушны. Замечательно, если в группе или в классе есть свой «живой» уголок. Детям старше 4-5 лет вполне по силам кормить рыбок в аквариуме или давать корм хомячку. Они могут поливать цветы или опрыскивать их листочки.

С первого класса дети изучают природоведение, а потом естествознание в средней и старшей школе. Как же так получается, что в итоге нам приходится учить детей защищать окружающую среду и вводить дополнительные курсы и предметы? Почему сами курсы Природоведения и Естествознания не прививают детям таких понятий, как беречь и охранять природу?
Наверное потому, что эти курсы дают детям голую сухую информацию об окружающем мире и законах его развития. Беречь можно только то что любишь. Разве можно любить информацию. Надо учить детей смотреть на природу глазами души.

Уроки природоведения должны быть интересны для детей . Вместо скучного изучения по книжкам, лучше выйти на коллективную прогулку в лес или к озеру. Но на такое «выездном» занятие обязательно должны дать согласие родители детей и лучше, если сопровождающих взрослых будет несколько! Перед «вылазкой» на природу нужно обязательно как можно доступнее объяснить детям правила поведения.
Гербарии, поделки из желудей и шишек позволяют детям общаться с природой, не «обижая» ее. А как потом приятно малышу вручить свое творение маме, папе или бабушке!

Сегодня природа находится зачастую просто в бедственном положении. Техногенные катастрофы, промышленные выбросы в воду и атмосферу, вырубка лесов – всё это рушит и без того хрупкий экологический баланс. Поэтому, прививая своим детям любовь к природе, мы поможем им построить будущее, в котором люди живут в гармонии с родной планетой.

Вдумайтесь в слова Михаила Пришвина «Внутренняя жизнь природы - это я, или душа человека, и если надо что-нибудь в природе понять, то надо просто углубиться в себя, не выпуская из вида внешнего облика того, что захотелось в природе понять».

Посмотрите, как трепетно любил природу Николай Сладков, написавший огромное количество книг о природе для детей: «Мир природы таинственен и прекрасен. Радость неведомого захлестывает тебя. Положи руку на пульс лесных дебрей, вслушайся в их тихий, затаенный стук. Не спеши обрывать крылья у бабочки: береги свое удивление!»

Как и всякое другое чувство, чувство природы должно быть развиваемо в детях с самого раннего возраста; чем позже, тем это делается труднее. В школе этому делу, естественно, должен служить предмет природоведения, начинающийся с первого года школьного обучения. Воспитание чувства природы - источника любви и тяготения к природе - должно составлять первую и главную задачу Экологии. Вот что об этом написал ещё в прошлом веке знаменитый русский ученый профессор Дмитрий Кайгородов:
Естественный и единственный верный путь для успешного куль-тивирования чувства природы, это - возможно частое общение с природой и возможно большее ознакомление с предметами и явлениями окружающей природы. Отсюда - необходимость частых экскурсий на природу и очевидная необходимость построения предмета природоведения на местной природе.

Соответственно своей цели, такие хрестоматии отнюдь не должны отдавать сухостью учебников. Имея целью содействовать воспитанию чувства природы, они сами должны быть согреты этим чувством (любовь вызывает любовь). Хорошую помощь в этом отношении оказывают соответственно выбранные стихотворения и отрывки художественной прозы.

Пора, пора об этом подумать... Мы оторвались от природы, перестали ее чувствовать и перестаем её любить. Оторвавшись от природы, мы потеряли здоровье - физическое и духовное. Нужно приблизить нарастающие поколения к природе, культивируя в них любовь к ней. Нужно культивировать в школе не МЁРТВУЮ НАУКУ о природе, а ЖИВУЮ ЛЮБОВЬ к природе и Божьим творениям, её составляющим.
Он написал об этом в своей книге «Природа в будущей школе» более 100 лет назад. Но эти слова актуальны и сейчас. Пока мы не научим детей любить окружающую их природу, никакой предмет, посвященный Экологии или Охране окружающей среды не заставит людей беречь природу.

А любовь начинается со сказки, стихотворения, с чувства близости к природе.

Сказка из книги «Сказки о цветах и деревьях»
Лесной гастроном

Однажды в городскую школу пришел учиться новый мальчик. Он был сыном лесничего и приехал издалека. Новый мальчик очень понравился ребятам. Он умел погоду предсказывать, знал интересные истории о жизни разных зверей и птиц. Но, когда все пошли на уборку листвы в городском парке, новый мальчик отказался работать вместе со всеми. Он сказал учителю:
- Не буду я листья опавшие и траву прошлогоднюю жечь, я деревьям не враг...
- Не говори глупостей, - строго прервал его учитель.
Мальчик махнул рукой и ушел из парка.
Ребята весело провели день, прыгая в кучах разноцветных листьев. Потом кучи листьев, опавших сучьев и сухой травы зажгли, и все ели бутерброды и пели песни.
Когда на следующий день ребята рассказали, как весело они провели время, мальчик снова насупился:
- Вы сами бутерброды ели, а у деревьев и цветов еду отобрали. Попробовали бы вы так в нашем лесу сделать, мой папа вас бы сразу из леса погнал.
- Какую еду? - удивились ребята. - Деревья из почвы и воздуха питаются, нам учитель рассказывал.
- Да, а откуда в почве питательные вещества берутся? - спросил ребят мальчик.
- В нее люди удобрения добавляют, - объяснили ребята.
- Где же вы видели, чтобы лес удобряли? - снова спросил мальчик.
- А лес и не надо удобрять, там сама по себе почва питательная. Сам в лесу жил и не знаешь, - удивилась одна девочка. - Когда мы с мамой в лес ходили, мама там питательной земли набрала для наших цветов.
- Я-то знаю, что само по себе ничего не бывает. Вы продукты в гастрономе покупаете, а лес сам свой гастроном пополняет. Листья и ветки сухие, трава старая - лучшая еда для почвы. Почвенные жители - черви, грибы и бактерии - все это едят и в питание для растений превращают. Так они каждый год друг о друге заботятся. А вы, когда парк чистили, почву без витаминов оставили. Теперь ей нечем травы, кустарники и деревья подкармливать. Деревья и травы старались, себе запасы готовили, а вы сожгли все.
- Ну, ты даешь, - удивленно сказали ребята. - Парк не лес все-таки. Да и деревья до сих пор живы, хотя листья в нашем парке каждый год сжигают.
- Конечно, все равно в почве питание остается, - согласился мальчик. - Только мало его. Вот и не растут в парке такие травы, цветы да ягоды, как в лесу.
Задумались ребята, не знают, что ответить.

Но, если вы сумеете «подружить» своего ребенка с природой, то это будет самый естественный способ привить малышу любовь к окружающему миру. В меру своих сил малыш может оказать помощь родителям на огороде или в саду, ухаживать за домашними растениями или животными, таким образом, учась заботиться о природе. Особенно полезно это ребенку, когда он переживает кризис 7 лет , так как общение с природой позволяет легче его пережить.

Знакомство с бабочками

Одними из красивейших и одновременно загадочных живых созданий на всем земном шаре являются бабочки. Они похожи на цветы, которые распустились, с причудливыми формами и волшебной окраской.

Приобщить ребенка к природе можно привив ему любовь к бабочкам. Их преимуществом является то, что они легко распознаваемы, непрозрачны и красочны, а также в отличие от других насекомых имеют характерную только для них форму. Они нравятся людям, особенно детям, и к ним не возникает отвращения как к большинству прочих насекомых. Наверное, это потому что они не кусают и не переносят болезни, а также не жалят и не причиняют особого урона.

Загадочное преобразование

С древних времен людей постоянно восхищало как изящество, так и небывалая красота бабочек. Наблюдая загадочное преобразование безобразной гусеницы в застывшую куколку, и потом из нее в порхающее прекрасное насекомое, у людей возникал страх перед неизвестными силами. Их также пугало таинственное тихое внезапное появление бабочек ночью. Каждый народ в мире имеет свои легенды или мифы об этих загадочных насекомых. В старину верили, что бабочки - прилетевшие души наших предков. Во время длительной засухи в Болгарии обращаются к обычной бабочке с просьбой о дожде. Так как, по их мнению, она находится ближе к богу и способна передать ему их прошение. Японцы уверены, что бабочка, которая залетела в дом, приносит счастье.

С самого раннего возраста следует постепенно знакомить малыша с окружающим миром, насекомыми, птицами, животными и растениями, это своего рода экологическое воспитание дошкольников теми, кто рядом с ними - мамами и папами, бабушками и дедушками. Знакомя своего малыша с окружающей средой, вы откроете и для себя много не только нового, но и интересного.

Красота всего мира начинается с экологического воспитания в семье. Чтобы дети понимали как беречь природу, необходимо показать на собственном примере. С раннего детства малыш наблюдает как мама поливает цветы, ухаживает за домашним питомцем, кормит вместе с ним птиц зимой. Подрастая, ребенок тянется ко всему живому: комнатным растениям, животным, упавшим листикам, жучкам и прочее. Обращайте внимание на любые мелочи, такие как, сломанная ветка, пойманная бабочка, все это влияет на правильное экологическое воспитание детей.

Экологическое воспитание детей

Малыш не полюбит природу, пока не поймет как она дорога для всех людей на земле.

Ценность экологии очень велика, задача родителей объяснить малышу как нужно вести себя в лесу, на водоемах, в парке, просто гуляя на улице. Предложите сыну или дочке вырастить дома в горшке лимон, поливать его, наблюдать как показывается из земли росток. Это воспитывает ответственность за зеленые насаждения.

Большое значение имеют выезды на природу. В лесу или в поле расскажите ребенку о жителях, их домах. Акцентируйте внимание на красоту деревьев, чистоту воздуха, тишину, пение птиц, легкое дуновение ветра. Во время единения с природой у ребенка развивается любознательность, забота об окружающем мире, интерес к животным и растительным объектам. Во время таких прогулок зарождается любовь к природе, приходит понимание ее ценности — что составляет сущность экологического воспитания детей. Открыто обсуждайте свои ощущения, задавайте вопросы, указывайте на красивые места.

Расскажите ребенку как вы счастливы находится в чистом лесу и дышать свежим воздухом.

В каждое время года необходимо обсуждать с ребенком изменения в природе. Теплое солнце, первая зеленая трава, пробудившиеся пчелы. Дети должны радоваться проявлениям весны, а не рвать первый цветок или ломать цветущие деревья. В жаркий период, после летнего дождя сходите семьей за грибами, только объясните детям о важности грибницы. Лучше гриб срезать ножом, чтобы грибы выросли еще на этом месте. Обязательно расскажите, а лучше покажите, что есть грибы не съедобные, даже ядовитые. Однако, это не повод их топтать и ломать! Такие грибы служат лекарством для животных — это необходимо знать юному грибнику. В зимнее время года все деревья засыпают и их лучше не беспокоить. Покажите на своем дачном участке, как вы готовите деревья к зимовке.

Кстати, помощь на даче является огромным вкладом в правильное экологическое воспитание.

Малыши очень любят животных, и для родителей очень важно научить правильно обращаться с ними. Сначала ребенок наблюдает за взрослыми, потом выполняет сам несложные задания. На прогулке с собакой крошка больше двигается, бегает, что благотворно влияет на физическое развитие.

Позвольте малышу вести собаку на поводке, тем самым он почувствует ответственность. Кошки тоже побуждают физическую активность. Если дите просит завести какую-либо зверушку, не торопитесь сказать “ нет”. Животное в семье объединяет.

Формы и методы экологического воспитания

Все мы знаем, что дети дошкольного возраста любят исследовать, пробовать, наблюдать. Выделяют три основных метода экологического воспитания: наглядный, практический и словесный .
Первостепенным методом экологического воспитания детей дошкольного возраста является наглядный. Таким методом знакомства с природой ребенок сам познает ее законы. Во время наблюдений развивается мышление, память, речь. Чтобы решались главные задачи экологического воспитания, необходимо:

  • воспитывать любовь к природе через непосредственное общение;
  • закладывать знания о природе, понимания того что человек — часть окружающего мира;
  • формирование правильного поведения в природе.

В детских садах создают экологическую среду, где дошкольники могут наблюдать, а также принимать участие в выращивании культур. Это же так интересно когда из семечка вырастает стебель, а затем и плоды.

Любые методы экологического воспитания хороши тогда, когда ребенок своими руками совершает полезные действия для природы. Это может быть уборка территории осенью, полив растений в саду, прополка дачных культур, изготовление кормушки зимующим птицам и прочее.

Практический метод хорошо помогает привить любовь к природе.
При чтении книг о природе, зверях, их образе жизни ребенок представляет себе жизнь в лесу и в поле, в озере и в море. Благодаря рассказам о животных можно донести до непослушного сына то, что маленьких обижать нельзя. Также можно использовать наглядный материал, узнавать о животных и их детенышах. Знакомить детей с новыми животными и природными явлениями, которые нельзя наблюдать в Вашем месте обитания.

Любому родителю понятно, что ведущий метод экологического воспитания является наглядный, но выделять и отделять от остальных методов не нужно.
Основной формой воспитания в детях любви к природе являются занятия. Занятия могут быть ознакомительными, углубленными и обобщающими. При ознакомлении детям рассказывают о видах животного и растительного мира, условиях жизни. На таких занятиях используется наглядный материал. В зависимости от возрастной группы на обобщающих занятиях дошкольникам необходимо сформулировать общие признаки знакомых нескольких животных или растений. При углубленной форме экологического воспитания детей раннего возраста занятия строятся на обсуждении конкретных знаний, изученных при наблюдении.

Немаловажно посещение экскурсий. Желательно проводить экскурсии в конкретном месте в разные времена года, чтобы дошкольники могли увидеть разницу и особенности.

Экологическое воспитание детей в детском саду проходит в игровой форме. На прогулке воспитатель обращает внимание на погоду: ветер, облака, солнце, холодно или тепло. Очень часто малыши делают поделки из природного материала, обычно это происходит осенью.

Экологическое воспитание детей в домашних условиях

Для того, чтобы экологическое воспитание детей проходило с интересом родителям необходимо придерживаться следующих советов:

  • наблюдайте с ребенком природные явления, фотографируйте их, затем разглядывайте и обсуждайте увиденное;
  • заведите “ журнал погоды”, туда записывайте, а ребенок зарисовывает, погодные условия на текущий день, анализируйте вместе;
  • приобретите книжки по уходу за растениями или животными, желательно с красочными картинками;
  • посмотрите документальный фильм о жизни животных, растений.

С раннего возраста родители должны использовать методы экологического воспитания. Читая книжку о зверях мама словесным методом воспитания учит малыша любить и оберегать природу. На прогулке взрослые должны уделять особое внимание экологически нравственному поведению не только ребенка, но и своему. Наглядный метод экологического воспитания детей в семье наиболее прост и доступен. По дороге домой из сада обращайте внимание на изменения погоды, силу ветра, осадки. Расскажите о множестве видов растений, о возможности их использования в лекарственных целях. Придя домой, оформите картину вашего двора (нарисуйте, сделайте аппликацию).

Привлекая ребенка в уход за домашними растениями рассказывайте почему необходимо поливать цветы, зачем они цветут и для чего нужны корни. Понаблюдайте вместе, как вода впитываясь в воду появляется в поддоне.
Правда, уход и общение с животными приносит больше впечатлений, чем с растениями. Кроме игр, малышу доверяйте кормление зверюшки, смену воды. Объясните зачем животные пьют и кушают. Взрослые должны контролировать процесс общения детей с животными, научить правильному обращению с братьями нашими меньшими. Порой свободное общение приносит только вред в экологическое развитие личности ребенка. Не потому что малыш хочет навредить, а попросту не умеет себя корректно вести.
В некоторых домах заводят рыбок или птичек (попугаи, канарейки).

За рыбками крошка может наблюдать, кормить их. Чистить аквариум лучше доверить взрослому, а малыш может помыть аксессуары для рыб (зАмки , камешки, искусственные водоросли). Чистку клетки, смену воды, кормление птичек можно возложить на маленького хозяина. Интересно наблюдать реакцию птичек на свет, как они устраиваются на сон. Выпавшие разноцветные перышки можно разглядывать.

Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни зависит в большей мере от близких. Показывая правильный пример, шанс вырастить экологически нравственного человека повышается. Уделяйте внимание мелочам, поощряйте крошку за выброшенный в урну мусор, рассказывайте истории о помощи животным.

Воспитание любви к природе у дошкольников

Чтобы воспринимать красоту природы, не нужно быть взрослым. Малыши воспринимают краски осени, первый цветок, сверкающие снежинки, разноцветную радугу. Задача родителей научить радоваться мелочам, окружающих вокруг. Любовь к природе развивает эстетическое отношение к животному и растительному миру. Разрешайте детям играть с песком, камешками, палочками.

Приучать малыша к любви к природе стоит с младенчества. Первой причиной для воспитания любви к природе является бережное отношение к животным и растениям. Второй причиной, немаловажной, является развитие сочувствия, добродушия , гуманности в сердцах людей.
Что же использовать для воспитания правильного экологического отношения у дошкольников? Во-первых, родители показывая положительный пример приучают детей к заботе о природе. Во-вторых, дети должны иметь обязанности по уходу за домашними питомцами и растениями (в соответствии с возрастом). В-третьих, чтение художественной и документальной литературы расширяют возможности познания о неизвестных видах животных и растений, их образе жизни. Просмотр увлекательного фильма про джунгли принесет много новых знаний. В детских садах проводят множество мероприятий, посвященных сохранению чистой экологии на земле. Здесь рассказывают о:

  • вреде выхлопных газов;
  • исчерпаемых источниках, добываемых людьми нерационально;
  • том, что запрещено жечь костры в лесу;
  • разновидностях животных (хищниках и травоядных), их взаимосвязь;

Мало сказать малышу, что ломать ветку нехорошо, нужно объяснить, что это чей-то дом. Необходимо преподнести информацию так, чтобы карапуз понял, что человек — это часть природы. Люди — не потребители природных богатств. Без растений, животных, насекомых человечество погибнет. Человек имеет большие возможности для сохранения и восстановления природной среды для будущего поколения.

Консультация для родителей на тему

«Как привить любовь к природе»

В настоящее время огромный интерес к изучению экологических процессов, вызванный резким ухудшением состояния окружающей среды, побуждает пересмотреть наши взгляды на взаимоотношения Человека и Природы. Природа – это не беспредельный склад, запасы её истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной; охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

Огромная роль в экологическом воспитании детей принадлежит семье. Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту. Много интересного в природе происходит каждый день. Нам лишь надо это уметь видеть самим и показывать это ребенку.

С наступлением тёплых дней нам очень хочется уехать за город, на природу. И очень хорошо, когда рядом с нами наши дети. И как замечательно, когда организуются загородные поездки всей семьёй. Во время прогулок покажите детям растения, занесённые в Красную книгу, познакомьте ребят с лекарственными травами, расскажите, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия растений, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. Расскажите своему ребёнку: природа - это солнце, звезды, воздух, вода. Это деревья, птицы, звери, бабочки. И человек - это тоже часть природы. Но природа - это не беспорядочный набор живых и неживых предметов и явлений. Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. Леса, луга, реки, озера - это наш общий дом, а животные и растения - наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Ко всему, что движется, и растет нужно относиться бережно.

И обязательно, вместе с ребёнком, вспомните правила поведения на природе:

На природе не следует ничего ломать, рвать просто так.

Заботливо относитесь к деревьям и кустарникам, которые растут на склонах, они укрепляют почву.

Для костра собирайте только сухостой.

Заботливо относитесь к живым существам леса, все они приносят пользу. В природе нет ничего лишнего и ненужного!

Не ловите и не приносите домой здоровых детенышей лесных зверей и птиц.

Берегите лягушек, жаб, головастиков, они поедают большое количество насекомых, с которыми человеку приходится бороться.

Не убивайте никаких змей - они нужны природе. (Если, конечно, никому не грозит смертельная опасность).

Не ловите бабочек, стрекоз, жуков, они тоже нужны природе.

Во время собирания ягод и плодов не повреждайте деревья и кусты, не срывайте недозрелых плодов и ягод.

Собирая грибы, осторожно срезать ножом, чтобы не повредить грибницу.

Не сбивайте несъедобные грибы, они нужны жителям леса: белочкам, ежикам, птичкам. Даже мухоморы нужны деревьям, они питают корни деревьев.

Правильно собирайте лекарственные растения, оставляя корни в земле.

Не загрязняйте озер, речек, не бросайте в них камни, мусор и остатки пищи. Не разрушайте родников и колодцев.

Не делайте надписей на деревьях.

Не рвите цветы в большие букеты.

Не разрушайте муравейники, муравьи – санитары леса. Помните: вы пришли в гости к природе. Не делайте ничего такого, что считали бы неприличным делать в гостях.

Эмоциональное отношение ребёнка к природе во многом определяется отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений.

Берегите землю!

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.