Имена собственные и нарицательные. Как определить собственное или нарицательное имя существительное. Типология нарицательных имен

Цель урока : Уточнение представлений учащихся о собственных и нарицательных именах.

Задачи урока :



3. Воспитывать уважение к родному краю, интерес к предмету, умение работать в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ № 31 с углубленным изучением отдельных предметов»

Тема урока:

Имена собственные и нарицательные

Учитель начальных классов

Шайдуллина В.И.

г. Нижнекамск, 2012-2013 учебный год

Тема урока: «Имена собственные и нарицательные» 2-й класс

Цель урока : Уточнение представлений учащихся о собственных и нарицательных именах.

Задачи урока :

1. Обобщить знания об именах собственных и нарицательных.
2. Развивать речь, внимание, память, воображение, логическое мышление, наблюдательность.
3. Воспитывать уважение к родному краю, интерес к предмету, умение работать в коллективе.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Я- маленькая частичка этого мира.

Внутри меня покой и согласие,

Покой и тепло. Своим теплом

Наш лучший друг – Глазастик.

Где же он?

Дети открывают глаза.

  1. Актуализация знаний.

1.Минута чистописания.

Откройте тетради. Напишите число, классная работа.

Классная работа.

Чч Цц Щщ Хх

- Прочитайте буквы. Запишите в тетрадь. Соблюдаем правила посадки при письме.

Охарактеризуйте звуки, которые они обозначают (согласные, глухие, непарные по звонкости-глухости)

Иван Ильич Щукин живёт в лесной сторожке.

Прочитайте предложение.

Какие орфограммы встретились в этих словах.

2. Словарная работа.

- Я буду загадывать загадки, вы будете их отгадывать.

  • Зверь лохматый, неуклюжий, не боится зимней стужи,
    Под корягою лесной спит под снежной пеленою.
    м..дведь
  • Закопали в землю в мае
    И сто дней не вынимали,
    А копать под осень стали-
    Не одну нашли, а десять!
    Как его названье, дети?
    к..ртоф..ль
  • Не живая, а идёт,
    Не подвижна, а ведёт.
    д..рога
  • У косого нет берлоги, не нужна ему нора.
    От врагов спасают ноги,
    А от голода - кора.
    за..ц
  • В два ряда дома стоят –
    Десять, двадцать, сто подряд,
    И квадратными глазами
    Друг на друга глядят.
    ул..ца
  • То он –блин, то он –клин,
    Ночью на небе один.
    мес..ц
  • Заворчал живой замок,
    Лёг у двери поперёк.
    с..бака
  • Назовите-ка, ребятки,
    Месяц в этой вот загадке:
    Дни его - всех дней короче,
    Всех ночей длиннее ночи.
    На поля и на луга
    До весны легли снега.
    Только месяц наш пройдёт,
    Мы встречаем Новый год.
    д..кабрь

Какие буквы мы вставим в слова? (гласные)

Назовите их. (Е А О Я И)

- Почему эти слова нам надо запомнить?

(Эти слова с безударной гласной непроверяемой ударением.)

- Запишите слова в тетрадь.

III. Физкультминутка.

IV. Работа над темой урока.

Когда я утром вошла в школу, охранник передал мне вот этот конверт:

- Так интересно подписан конверт, кому его отдать я не знала, а потом решила принести конверт вам, потому что исправив ошибки, вы сможете назвать тему нашего урока.

- Давайте, исправим ошибки (заклеить карточкой с заглавной буквой.)

- Попробуйте назвать тему нашего урока. (Заглавная буква в именах собственных, строчная в именах нарицательных.)

- Как вы думаете, почему имя называется собственным? (Собственно мне принадлежит, чья-то собственность)

- Какие у вас собственные имена? (Дети называют свои имена.)

- Да, у человека это имя. У города, реки, улицы - название. Назовите название нашего города, улиц, реки.

- А как пишутся собственные имена. (ответы детей)

- Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е. Измайлов.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города!
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой – уважения знак!

- Но, оказывается, у каждого из нас есть ещё имена и называются они нарицательные. Это множество одинаковых предметов, пишутся эти слова со строчной буквы.

Я подготовила для вас выставку словарей. Посмотрите, какие бывают словари.

А сегодня мы поработаем с орфографическим словарём.

А вы знаете, как расположены слова в словарях? (В алфавитном порядке)

Я предлагаю поработать со словом «город». В каждом словарике есть закладки. Откройте страницу и найдите слово «город». Прочитаем слово правильно и выделим ударение голосом.

Обратите внимание на написание этого слова. Произнесите, как правильно напишите это слово.

Слово «город» относится к именам нарицательным и является названием множества одинаковых предметов, пишется со строчной буквы.

- А сейчас помогите решить одну проблему (учитель поворачивается спиной к классу).

Азалия, когда у тебя День рождения?

А почему возникла пауза? (Две Азалии)

Какой выход из этой ситуации? (Назвать фамилию.)

- Давайте рассмотрим следующую ситуацию:

В нашей школе в одном классе учились два Ивановых Михаила и причём они были одной комплекции, одного роста, имели одинаковый цвет глаз и волос. Как к ним обращаться? Учительница нашла выход из данной ситуации, какой же это выход? (Называть мальчиков по имени и отчеству).

- Запишите в тетрадях свою фамилию, своё имя и отчество.

- Какое собственное или нарицательное имя вы записали?

А теперь запишите два имени нарицательных на тему «Зима»

- Назовите слова, которые вы записали. С какой буквы написали?

- Прочитайте словосочетания, объясните их написание.

Чёрное море – чёрное платье
река Быстрая – быстрая река
девочка Надежда – моя надежда

Игра «Лови ошибку» (работа в парах)

- Сейчас вы получите карточки, в каждой из них по два предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению: одно обозначает предмет, а другое – имя и фамилию. Запишите предложения в тетрадь пользуясь всеми правилами орфографии.

Цели :

  • систематизация знаний учащихся о правописании большой буквы в именах, отчествах, фамилиях;
  • знакомство с именами собственными, нарицательными;
  • учить отличать имена собственные от нарицательных; расширение словарного запаса детей;
  • развивать внимание, логическое мышление и интеллектуальное развитие учащихся.

Задачи:

Предметные:

  • познакомить с именами собственными и нарицательными;
  • учить применять правила правописания большой буквы в ФИО;
  • продолжить работу с толковым словарём;
  • создать условия для обогащения словарного запаса детей;
  • воспитание уважительного отношения к семье, к роду.

Метапредметные :

  • создавать условия для формирования интереса к новому учебному материалу;
  • развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в свою работу;
  • развивать умение работать в паре, оценивать своего товарища;
  • развивать воображение, анализировать, сопоставлять, обобщать;
  • формировать коммуникативные навыки (построение монологического высказывания, владение диалогической формой коммуникации, учёт мнения и позиции другого).

Личностные : формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям, развивать творческое воображение.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.

2. Минутка чистописания.

2 слайд. На доске записано: фмл ффмл

Определи порядок написания букв. Продолжи. (фффмл ффффмл )

Дайте характеристику звуку [ф].

3. Словарная работа. Знакомство с новым словом.

3 слайд . - К нам на урок пришли 2 девочки. Давайте с ними познакомимся. Но для этого надо решить задачу.

Оля и Юля имеют разные фамилии Сапожникова и Кузнецова. Какую фамилию имеет каждая из них, если Оля и Кузнецова живут в соседних домах? (Оля Сапожникова и Юля Кузнецова).

Но кто из них Оля, а кто Юля? Хотите узнать? (да)

- У девочки справа от вас в имени 4 звука. (Юля)

4 слайд. - Оля и Юля приготовили для вас задание.

5 слайд . Каждой букве соответствует знак. Составьте слово, которое зашифровано. (фамилия)

Что означает фамилия? (человек принадлежит семье)

Каким образом человек получает фамилию? (переходит от родителей)

Давайте посмотрим значение этого слова по словарю. Каким словарём нужно пользоваться? (толковым)

7 слайд. СЛОВАРЬ: Фамилия – 1. Наследственное семейное наименование, прибавление к личному имени. 2. Род. 3. Семья.

Какое значение слова нам ближе, понятнее? (семья)

Слово фамилия означает семья.

8 слайд . Запишем в тетрадь: ФАМИЛИЯ,

Как произошли фамилии? (версии детей)

9 слайд. Работа с учебником стр. 56. Страничка для любознательных.

Кем был твой прадед на Руси,
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов –
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва дёготь гнал.
В дегтярне горбил спину.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи.
В атаки воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучит как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Взглядись – и ты увидишь в них
Историю России.

Давайте вернёмся к нашим девочкам и подумаем, как образовались их фамилии? 10 слайд . – А знаете ли вы, что означает ваша фамилия? (версии детей)

Кроме фамилии у человека есть отчество. Как образовано оно? (от имени отца)

11 слайд. Запишем в тетрадь: ОТЧЕСТВО, ИМЯ.

В каком словаре проверим правильность написания слов? (орфографическом)

4. Введение в тему урока.

– Какая тема урока? Над чем мы сегодня будем работать? (...)

Мы будем работать над правописанием большой буквы в ФИО. Узнаем какие существительные относятся к именам собственным и нарицательным.

12 слайд. “ Тема урока”

5. Работа над новым материалом.

13 слайд . - Прочитайте. На какие две группы можно разделить слова?

Алёнушка. Сестрица. Петрович. Боря. Брат. Титов. Медведев. Отец. Сергеевич.

14 слайд . Ответы на задание.

Запишите в тетрадь слова, которые всегда пишутся с заглавной буквы.

Как вы думаете, эти слова называются имена собственные или нарицательные? (дети высказывают предположение)

15 слайд . Работа над правилом СТР. 52, 53 Имена собственные, нарицательные.

Ваше предположение оказалось верным?

6. Закрепление нового материала.

Упр. 90. Какое слово лишнее? Почему? Спишите слова в алфавитном порядке.

Какие ещё слова пишутся с заглавной буквы?

16 слайд.

Рассмотрите схему, объясните, какие существительные являются именами собственными?

17 слайд . Физкультминутка. Если вы услышите слово, которое надо писать с маленькой буквы, т. е имя нарицательное, то наклоняетесь вперёд и достаёте пол кончиками пальцев обеих рук. Услышав имя собственное, прогибаетесь назад, поднимаете руки вверх.

Юрий, космонавт, Андрей, пилот, Марина, ученица, солнце, Борисов, Семёнова, Таня, тетрадь, Оля.

Работа с текстом Упражнение 98.

Работа в паре. Ребусы. 18 слайд

Какие имена вы записали? Полные или краткие?

Назовите полные имена. Какое имя лишнее.

Как называют людей, у которых одинаковые имена? (тёзка)

А как называют людей, у которых одинаковые фамилии? (однофамильцы).

7. Подведение итогов.

Что нового узнали?

Что особенно запомнилось на уроке?

Какие задания вызвали затруднения?

Домашнее задание: творческое: Узнать происхождение своей фамилии. Написать рассказ о своей семье.

  • Красный – В следующий раз всё получится.
  • Жёлтый – Старался, но не всё получилось.
  • Зелёный – Я старался и всё получилось.

Имя собственное - это имя существительное, выраженное словом или , называющее конкретный предмет или явление. В отличие от имени нарицательного, обозначающего сразу целый предметов или явлений, имя собственное предназначено для одного, вполне определенного объекта этого класса. Например, « » - это нарицательное имя существительное, тогда как «Война и мир» - собственное. Слово «река» представляет собой имя нарицательное, но «Амур» - имя собственное.Именами собственными могут быть имена людей, отчества, названия книг, песен, фильмов, географические названия. Имена собственные пишутся с большой буквы. Для некоторых типов имен собственных нужны кавычки. Это относится к литературным произведениям («Евгений Онегин»), картинам («Мона Лиза»), фильмам («В бой идут одни старики»), театрам («Варьете»), и другим типам имен существительных.При переводе имен собственных на другие языки используются методы транскрипции и : Gogolya-street (улица Гоголя), radio Mayak (радио «Маяк»). В имена собственные не выделяются специально .Имена собственные и имена нарицательные не отделены друг от друга непроницаемой стеной. Имена собственные могут переходить в имена нарицательные, и наоборот. Например, «аватар» было только лишь нарицательным именем, пока не сняли «Аватар». Теперь это слово в зависимости от контекста играет роль нарицательного либо собственного имени существительного. «Шумахер» - фамилия определенного автогонщика, но постепенно «шумахерами» стали называть всех любителей быстрой езды.В имена нарицательные из имен собственных могут переходить товарные знаки, являющиеся уникальными производителями определенного вида товара или же просто монополистами. Ярким примером может служить фирма Xerox, выпускающая электрофотографические копировальные аппараты. Эта фирма существует и по сей день, но «ксероксами» сейчас называют все копировальные аппараты вообще.

Источники:

  • как пишутся имена собственные

Совет 2: Как определить, собственное имя или нарицательное

Имена существительные называют предметы, явления или понятия. Эти значения выражаются при помощи категорий рода, числа и падежа. Все существительные относятся к группам собственных и нарицательных. Собственные существительные, служащие названиями единичных предметов, противопоставлены нарицательным, обозначающим обобщенные наименования однородных предметов.

Инструкция

Для определения собственных существительных установите, является ли наименование индивидуальным обозначением предмета, т.е. выделяет ли это «имя » предмет из ряда однородных (Москва, Россия, Сидоров). Собственные существительные называют имена и фамилии лиц и клички животных (Некрасов, Пушок, Фру-фру); географические и астрономические объекты (Америка, Стокгольм, Венера); , организации, печатные органы (газета «Правда», команда «Спартак», магазин «Эльдорадо»).

Имена собственные, как правило, не изменяются по числам и употребляются только в единственном (Воронеж) или только во множественном (Сокольники) числе. Обратите внимание, что из этого правила существуют исключения. Собственные существительные употребляются в форме множественного числа, если обозначают разных лиц и предметы, называющиеся одинаково (обе Америки, однофамильцы Петровы); лиц, находящихся в родственных отношениях (семья Федоровых). Также собственные существительные могут употребляться в форме множественного числа, если называют определенный тип людей, «выделенный» по качественным характеристикам известного литературного персонажа. Обратите внимание, что в этом значении имена существительные теряют признак принадлежности к группе единичных предметов, поэтому допустимым является как употребление прописной, так и строчной буквы (Чичиковы, фамусовы, печорины).

Орфографическим признаком, различающим имена существительные собственные , является употребление прописной буквы и . При этом все собственные наименования всегда буквы, а названия учреждений, организаций, произведений, объектов употребляются как приложения и заключаются в кавычки (теплоход «Федор Шаляпин», роман Тургенева «Отцы и дети»). В состав приложения могут входить любые части речи, но первое слово всегда с прописной буквы (роман Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные морехода Робинзона Крузо»).

Имя существительное в русском языке обладает различными отличительными признаками. Чтобы показать особенности возникновения и употребления определенных языковых единиц, они подразделяются на имена нарицательные и собственные.

Инструкция

Нарицательными именами называют существительные, которые обозначают название определенных предметов и явлений, имеющих общий набор признаков. Данные предметы или явления принадлежат к какому-либо классу, но сами по себе не несут каких-то специальных указаний на этот . В лингвистике имя нарицательное также называется апеллятивом.

Нарицательные имена представляют собой знаки языковых понятий и противопоставляются именам собственным – , которые используются в качестве имен и прозвищ живых существ либо названий и наименований предметов и явлений. При переходе нарицательных имен в собственные они теряют название языкового понятия (например, название «Десна» от слова «десна» - «правая»).

Выделяют несколько видов нарицательных имен, среди которых - конкретные (стол), абстрактные или отвлеченные (любовь), материальные или вещественные (сахар), а также собирательные ().

Нарицательные имена могут обозначать не только классы предметов, но и какие-либо отдельные предметы внутри данного класса. Такое явление происходит, если индивидуальные признаки предмета теряют значение, например: «Не дразни собаку, иначе она укусит тебя». В данном случае слово «собака» означает любую собаку, а не какую-либо конкретную. Сюда же относятся ситуации, которые описывают лишь один предмет определенного класса, например: «Встретимся в полдень на углу», то есть собеседникам известно, о каком именно угле идет речь. Также нарицательные имена существительные используются для описания индивидуальных признаков предмета при помощи дополнительных определений, к примеру: «Я тот день, когда впервые увидел ее» - выделение конкретного дня среди других.

Имена нарицательные тесно связаны с именами собственными. Например, нарицательные могут становиться собственными в виде наименований, кличек и прозвищ (например, «Калита» как прозвище князя Ивана Даниловича), а собственные - нарицательными для обозначения однородных предметов. Такие переходы называются эпонимами и используются обычно в уничижительном или шутливом смысле (например, «эскулап» - собирательное название всех докторов, «пеле» - любителей футбола, а «шумахер» - поклонников быстрой езды). По правилам русского языка имена собственные принято с , а нарицательные – прописными буквами.

Множество существительных, обозначающих лица, предметы и явления, принято классифицировать в соответствии с объектом именования - так появилось разделение на имя нарицательное и имя собственное.

Имена нарицательные VS онимы

Нарицательные существительные (иначе - апеллятивы) именуют объекты, которые обладают неким общим комплексом признаков и принадлежат к тому или иному классу предметов или явлений. Например: мальчик, персик, осетр, встреча, траур, плюрализм, восстание.

Имена собственные, или онимы, называют единичные объекты либо отдельных лиц, например: писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин , город Ессентуки , картина «Девочка с персиками », телецентр «Останкино ».

Имена собственные и имена нарицательные, примеры которых мы привели выше, традиционно противопоставляются друг другу, так как обладают различным значением и не совпадают в сфере своего функционирования.

Типология нарицательных имен

Имя нарицательное в русском языке образует особые лексико-грамматические разряды, слова в которых сгруппированы в зависимости от типа объекта именования:

1. Конкретные имена (их еще называют "конкретно-предметными") служат именованиями лиц, живых существ, предметов. Эти слова изменяются по числам и сочетаются с количественными числительными: учитель - учителя - первый учитель; птенец - птенцы; кубик - кубики.

2. Отвлечённые, или абстрактные, существительные именуют состояние, признак, действие, результат: успех, надежда, творчество, заслуга.

3. Вещественные, или материальные, существительные (их также называют "конкретно-вещественными") - конкретные по семантике слова, именующие определенные вещества. Эти слова чаще всего не имеют соотносительной формы множественного числа. Существуют следующие группы вещественных существительных: номинации продуктов питания (масло, сахар, чай ), наименования лекарственных препаратов (йод, стрептоцид ), названия химических веществ (фтор, бериллий ), минералов и металлов (калий, магний, железо ), других веществ (щебень, снег ). Такие имена нарицательные, примеры которых приведены выше, могут быть употреблены в форме множественного числа. Это уместно, если речь идет о видах и сортах какого-либо вещества: вина, сыры ; о пространстве, которое заполнено этим веществом: пески Сахары, нейтральные воды .

4.Собирательные существительные именуют некую совокупность однородных предметов, единство лиц или других живых существ: листва, студенчество, дворянство.

«Сдвиги» в значении нарицательных имен

Иногда имя нарицательное заключает в своем значении указание не только на определенный класс предметов, но и на какой-нибудь вполне определенный предмет внутри своего класса. Это происходит, если:

  • Игнорируются индивидуальные признаки предмета как таковые: например, существует народная примета «Убьешь паука - сорок грехов простится », причем в данном контексте имеется в виду не какой-то определенный паук, а совершенно любой.
  • В описываемой ситуации имеется в виду один определенный предмет данного класса: например, «Приходи, посидим на лавочке » - собеседники знают, где именно находится место встречи.
  • Индивидуальные признаки объекта можно описать поясняющими определениями: например: «Я не могу позабыть чудесный день нашего знакомства », - говорящим выделяется конкретный день среди череды других дней.

Переход существительных из онимов в апеллятивы

Отдельные имена собственные иногда используют для того, чтобы обобщенно обозначить ряд однородных объектов, тогда они переходят в имена нарицательные. Примеры: держиморда, донжуан; торт наполеон; кольт, маузер, наган; ом, ампер.

Имена собственные, которые перешли в разряд апеллятивов, называют эпонимами. В современной речи обычно их используют для того, чтобы шутливо или уничижительно высказаться о ком-либо: эскулап (доктор), пеле (футбольный игрок), шумахер (гонщик, любитель быстрой езды).

Имя существительное одушевленное нарицательное может также стать эпонимом, если так называют какой-либо продукт, заведение: конфеты «Мишка на севере », масло «Кубанская буренка », ресторан «Сенатор ».

Номенклатурные единицы и товарные знаки-эпонимы

К классу эпонимов также относят любое собственное имя предмета или явления, которое начинает использоваться в качестве нарицательного для всего класса аналогичных объектов. Примером эпонимов могут служить такие слова, как "памперс", "тампакс", "ксерокс" , в современной речи используемые как имя нарицательное.

Переход собственного именования товарного знака в разряд эпонимов нивелирует ценность и уникальность в восприятии марки производителя. Так, американская корпорация Xerox , впервые в 1947 году представившая миру аппарат для копирования документов, «вытравила» из английского языка нарицательное xerox , заменив его на photocopier и photocopy . В русском языке слова "ксерокс, ксерокопирование, ксерокопии" и даже "ксерить" оказались более живучи, так как не существует более подходящего слова; "фотокопия" и его производные- не слишком удачные варианты.

Аналогичная ситуация с продуктом американской транснациональной компании Procter & Gamble - подгузниками Pampers . Любые подгузники иной фирмы с аналогичными влагопоглощающими качествами называют памперсами .

Правописание собственных и нарицательных имен

Имя нарицательное правило, регламентирующее орфографическую норму в русском языке, рекомендует писать со строчной буквы: малыш, кузнечик, мечта, достаток, секуляризация.

Онимы также имеют свою систему правописания, впрочем, несложную:

Обычно эти существительные пишутся с заглавной буквы: Татьяна Ларина, Париж, улица Академика Королева, пес Шарик.

При употреблении с родовым словом оним образует собственное название, обозначающее имя торговой марки, мероприятия, заведения, предприятия и т. д.; такое именование пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки: метро «ВДНХ», мюзикл «Чикаго», роман «Евгений Онегин», премия «Русский Букер».

Нарицательные и собственные имена существительные.

Цель урока:

сформировать знания и умения отличать собственные имена существительные от нарицательных,

научиться правильно писать имена собственные (с заглавной буквы и использованием кавычек).

Тип урока:

Образовательно-воспитательный.

Нарицательные существительные служат для названия классов однородных предметов, состояний и действий, лиц, растений, птиц и животных, явлений природы, общественной жизни. В большинстве своем имеют единственное и множественное число (гора – горы, ромашка – ромашки, дождь – дожди, победа – победы, демонстрация – демонстрации и др.). Нарицательные существительные пишутся с маленькой буквы.

Упражнение: Просмотрите сюжет. Назовите картинки, которые вы видели (пример: горы, моря и т.д.). Подходят ли они под группу нарицательных существительных?

Собственные существительные служат для названия отдельных (индивидуальных) предметов, которые могут быть единственные в своем роде.

Собственные существительные всегда пишутся с заглавной буквы и в большинстве случаев имеют форму единственного числа. Состоять они могут либо из одного слова (Жучка, Александр, Боинг, Сахара) либо из нескольких слов (Иван Васильевич, Красное море, Софиевская площадь).

Упражнение: Прослушайте песню Красной Шапочки. Запишите все запомнившиеся собственные и нарицательные имена существительные

Пишутся с большой буквы, но НЕ заключаются в кавычки:

1. Фамилии имена и отчества (Иванов Сергей Никонорович), псевдонимы (Максим Горький, Леся Украинка), имена действующих лиц в сказках (Иванушка, Аленушка, Буратино, Мальвина), рассказах (Овсов /Чехов «Лошадиная фамилия»/), баснях («Проказница Мартышка, Осёл, Козёл и косолапый Мишка задумали сыграть квартет.» (И. Крылов.).

2) Клички животных (собака Джулька, кот Джим, попугай Гоша, хомяк Петрушка).

3) Географические названия (Украина, Южный Ледовитый океан, озеро Байкал, горы Тибет, Черное море).

4) Названия небесных тел (Луна, Солнце, Юпитер, Орион, Кассиопея).

5) Названия улиц, площадей (улица Пироговская, Ленинградская площадь, переулок Гамарника).

8) Названия со словом имени (им.), даже в случае, когда подразумевается, но не пишется (парк имени Т. Г. Шевченко, парк Горького, школа им. В. Чкалова).

9) Названия организаций и высших государственных учреждений (Министерство образования и науки Украины, Верховный Суд Украины).

10) Названия орденов, памятников (орден Богдана Хмельницкого, орден Великой Отечественной Войны, орден Славы; памятник М.Ю. Лермонтову, памятник Неизвестному матросу).

11) Названия праздников, памятных дат (дней), исторических событий (День Победы, Новый год, День медработника, День учителя, День матери)

Пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки:

1) Названия газет и журналов, телевизионных программ (галета «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», журнал «Единственная», «Рыболов Украины», программа «Поле чудес», «Что? Где? Когда»).

2) Названия литературных и музыкальных произведений, произведения живописи, названия кинофильмов (роман «Преступление и наказание», «Мастер и Маргарита», стихотворение «Узник», «Свеча», картина «Черный квадрат», «Купание красного коня», кинофильм «Гостья из будущего», «Петербургские тайны») и т.д.

3) Названия заводов, фабрик, пароходов, самолетов, кинотеатров, гостиниц и так далее (при условии, что нет и не подразумевается слово «имени» (завод «Краян», фабрика «Рошен», теплоход «Тарас Шевченко», «Хаджибей», самолет «Боинг», «Ту-124», кинотеатр «Звездный», «Москва», гостиница «Красная», «Лондонская»).

4) Названия различных товаров (автомобиль «Жигули», духи «Шанель», холодильник «Самсунг», телевизор «Томсон» и др.).

Упражнение. Прочитайте отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Айболит». Подчеркните одинарной чертой собственные имена существительные, двойной чертой нарицательные имена существительные.

Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал:

"Вот вам телеграмма

От Гиппопотама!"

"Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей!"

"Что такое? Неужели

Ваши дети заболели?"

"Да-да-да! У них ангина,

Скарлатина, холерина,

Дифтерит, аппендицит,

Малярия и бронхит!

Приходите же скорее,

Добрый доктор Айболит!"

"Ладно, ладно, побегу,

Вашим детям помогу.

Только где же вы живёте?

На горе или в болоте?"

"Мы живём на Занзибаре,

В Калахари и Сахаре,

На горе Фернандо-По,

Где гуляет Гиппо-по

По широкой Лимпопо".

Упражнение. Выделить собственные имена существительные.

На заседании «Клуба знаменитых капитанов» собрались самые известные мореплаватели, путешественники, герои приключенческих романов. Самым молодым среди них был Дик Сенд, герой романа Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан». Самым веселым все считали Тартарена из Тараскона, героя романа Альфонса Доде, а самым «правдивым» был, конечно, барон Мюнхгаузен из книги Распе. Все члены клуба считались с мнением самого мудрого из них капитана Немо, одного из героев книги Жюля Верна «Таинственный остров».

Упражнение. Прослушайте песню из кинофильма "Три Мушкетера". Ответьте на вопрос: Бургундия, Нормандия, Шампань, Прованс, Гасконь - собственные или нарицательные имена существительные?

В русском языке существует множество примеров перехода имени собственного в имя нарицательное.

Вот некоторые примеры:

1. Торт Наполеон получил название от любившего данный вид кондитерского изделия императора Наполеона Бонапарта.

2. Саксофон – так назвал духовой инструмент бельгийский мастер Сакс.

3. Изобретатели Кольт, Наган, Маузер дали названия созданному оружию.

4. По месту, из которого были завезены, получили свои названия апельсин (голландское слово appelsien), персик (Персия), кофе (страна кафа в Африке), брюки (Брюгге – город в Голландии).

5. Нарцисс – цветок, названный в честь мифологического юноши Нарцисса, разгневавшего Богов тем, что из-за влюбленности в себя он только смотрел на свое отражение в воде и больше ничего и никого не замечал. Боги превратили его в цветок.

Вопросы на закрепление новой темы:

1. Какие имена существительные имеют единственное и множественное число?

2. Как правильно написать: кинотеатр Пушкина, кинотеатр Пушкин?

3. Отгадайте загадки:

«Летающий» город - ______________________________.

«Неживое» море - ________________________________.

«Цветные» моря - ________________________________.

«Молчаливый» океан - ____________________________.

Цветы с женскими именами - _______________________.

Домашнее задание:

Самостоятельно придумать 5-7 загадок, ответ которых будет содержать имя нарицательное (на примере загаданных в классе) на темы – интересные факты Земли, греческая мифология, русские народные сказки.