Имам шамиль и абхазы. Имам Шамиль. Биографическая справка Финансовое состояние войск

До своего пленения в 1859 году имам Шамиль оставался непреклонным противником Российской империи. Он до сих пор остается символом независимости Кавказа. О его роли спорят историки, а режиссеры снимают фильмы.

ШАМИЛЬ И КРЫМСКАЯ ВОЙНА

К середине 50-х годов XIX века имамат Шамиля уже прошел пик своего могущества и медленно, но неизбежно клонился к закату. Политика Шамиля в период Крымской войны содержала ряд весьма интересных и противоречивых действий.

Начало войны связано с активизацией военных действий имама. Один за другим следует ряд набегов на Баташ-Юрт, Новую Атагу, Гельдиген и Кахетию. Но с 1855 года картина меняется. Одним из ключевых факторов изменения позиции Шамиля стало то, что союзники не вникали в тонкости Кавказа, рассматривая регион только как сферу своего влияния.

Если в начале имам возлагал большие надежды на помощь Османской империи и Англии, то вскоре у самого Шамиля, не пожелавшего быть марионеткой в чужих руках, опустились руки. Сложилось своеобразное равновесие, больше похожее на перемирие, когда русские войска не предпринимали операций против горцев. В то же время и Шамиль отказался от набегов на русские крепости. Во всяком случае во время решающих событий под Карсом осенью 1855 года Шамиль бездействовал, развязав российскому наместнику на Кавказе Н. Н. Муравьеву руки.

Сам Муравьев так охарактеризовал позицию имама: "Шамиль имел к союзникам нового рода едва ли не большее еще отвращение, ибо он мог ожидать, что мнимые благодетели, хотя бы то были единоверные ему турки, потребуют от него покорности ".

В дальнейшем русские войска вплоть до появления на Кавказе Барятинского масштабных операций против имамата не предпринимали. Только после завершения Крымской войны в российских верхах будет поставлен вопрос о дальнейшей войне или мирном сосуществовании с признанием власти Шамиля на подконтрольной ему территории.

В конце концов победили сторонники Барятинского, выступавшего за военное решение вопроса.

Барятинский, благодаря своему личному влиянию на царя, не без труда добился сосредоточения на Кавказе огромных сил и средств, о которых ни Ермолов, ни Воронцов не могли даже мечтать. Численность войск была доведена до 200 тыс. человек, получавших новейшее по тем временам вооружение.

Избегая крупных рискованных операций, Барятинский медленно, но методично сжимал кольцо вокруг остававшихся под контролем Шамиля аулов, занимаю одну твердыню за другой. Последним оплотом Шамиля стал высокогорный аул Гуниб, взятый 25 августа 1859 года.

ПЛЕНЕНИЕ ШАМИЛЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ РЕАКЦИЯ

Пленение Шамиля и фактическое окончание боевых действий в Чечне и Дагестане вызвали немалый международный резонанс, а также напрямую отразилось на неподконтрольном Шамилю побережье Черного моря. Кавказская война , самая продолжительная война России в XIX веке, подходила к концу.

Европу беспокоила раздутая до невероятных размеров угроза проникновения России в страны Среднего Востока. Австрийский посол в Лондоне отозвался кратко: "Теперь дорога в Азию открыта (для России)". Ряд представителей британских деловых кругов даже указал королеве Виктории на измену Шамиля, "защищавшего доступ России к Азии ". Примечательно, что после 1859 года боевые действия на Северо-Восточном Кавказе пошли на спад, и, наоборот, на побережье Черного моря вспыхнули с новой силой, где помимо сопротивления горцев России пришлось столкнуться с особо жестким противодействием Англии и других европейских держав, активно разыгрывавших "кавказскую карту".

ШАМИЛЬ В КИНЕМАТОГРАФЕ

Образ Шамиля нашел отражение в художественной литературе, в солдатских песнях Кавказской войны, живописи. Не обойден он и кинематографом. Шамилю, при относительно небольшом количестве кинопроизведений по Кавказской войне, посвящены три исторических художественных фильма. Первый был снят на "Мосфильме" в 1992 году и, несмотря на отдельные огрехи является классическим историческим фильмом, задумывавшимся как часть трилогии об одной из центральных фигур Кавказской войны. Он охватывает период от гибели Кази-Муллы в 1834 году и до и установления имамата Шамиля.

Снятое 17 лет спустя на киностудии "Дагестан" продолжение "Последний бой имама" по сути является не историческим фильмом, а полным абсурдом, начиная изображением исторических деятелей и до элементарных батальных сцен. Короткая лента повторяет сюжет предыдущего фильма на новый лад, касаясь лишь гибели Кази-Муллы, а личность Шамиля скрывается за полосой не связанных с ним событий и явлений.

Последняя попытка показать образ Шамиля также была сделана на киностудии "Дагестан", в 2012 году. Фильм "Последняя битва" выглядит не столь абсурдным, как предыдущий, наделен элементами компьютерной графики, но вновь оказался слабым с исторической точки зрения и посвящен падению в 1859 году последнего оплота Шамиля - аула Гуниб. Шамиль также является героем итальяно-французского фильма "The Cossacks", снятого в 1960 году. Роль Шамиля исполняет британский актер Эдмонд Пьюдом.

Кавказской войне

Нравственные уроки кавказской войны

Рассказывают, Однажды царь спросил Шамиля : " Если бы ты знал, что моя страна такая огромная и сильная, ты воевал бы против нее 25 лет?" Шамиль ответил ему таким же вопросом: "А если бы Вы знали, что Вы воюете с таким маленьким народом, с такай маленькой страной, Вы воевали бы 25 лет?"

В 1997 году народы праздновали 200-летие со дня рождения имама Дагестана и Чечни Шамиля. И трудно представить себе историческую личность, образ которой так часто низвергался бы и возносился, как образ этого великого человека и гражданина. Равнодушным он никого не оставил. Такова энергетическая природа личности Шамиля. Но времена меняются, с их высоты более отчетливо просматривается то, что нельзя было увидеть раньше. Нельзя жить только прошлым и его оценками. Героизм имама Шамиля, его образ священны для горцев, ибо он, будучи представителем малочисленных народов, продемонстрировал всему миру высокий пример защиты национального достоинства. Однозначно одно: он не был врагом России. Он был лишь патриотом Дагестана, Чечни, Кавказа в целом, а впоследствии - верноподданным и другом России.

Многие видные военные и политические деятели России выступали против покорения Кавказа силой оружия. Это были сторонники торгово-экономического и культурного влияния на Кавказе. Даже генералы не были единодушны в оценке политики царского самодержавия на Кавказе. Генерал-фельдмаршал Милютин, в частности, говорил, что надо совершенно изменить образ действия русских на Кавказе: не применять насилие, не посягать на обычаи и образ жизни, а убедить горцев, что Россия тем могущественна и велика, что спокойствие и благо края суть единственная цель ее устремлений. В одной из своих статей он писал о вреде применения оружия, предлагал строить взаимоотношения на базе экономического и культурного общения. Особенно подчеркивалась при этом культурная самобытность народов Кавказа. Известный публицист Ясин-Иванов, как и многие другие просветители, выступал за культурно-экономическое сближение горцев с русскими на Кавказе. И таких примеров много. Во времена Шамиля война с горцами оценивалась многими в России как вредное и тяжелое бремя для русского народа.

Может быть, трагедия имама Шамиля, причина неадекватности его образа в истории состоит в том, что он был представителем малочисленных народов? Или в том, что судьбой ему предначертано было воевать именно с Россией, а не с Турцией или еще с кем-то? В этом случае его имя в нынешней России, в нашем общем Отечестве, понятно, звучало бы по-другому. Во всяком случае это одна из причин противоречивых оценок его борьбы.

Те, кто пренебрежительно относятся к личности Шамиля, его образу и борьбе, видимо, не всегда руководствуются истиной. Приведу такое известное высказывание: "Если мы сами рабы, для нас не может быть героев". Думаю, именно в этом природа подобных фальсификаций. Есть люди, которые желают представить дело таким образом, будто имам Шамиль - олицетворение дикого, фанатичного и кровожадного народа, жаждавшего крови русских солдат. Об этом говорили многие, начиная с тех, кто находился в постоянном шовинистическом угаре ненависти к другим народам во времена имперской России, и кончая советскими ненавистниками народов типа Берии и Багирова. Я не говорю уже о современных горе-ученых и писателях вроде Виноградова и Пикуля, которые тенденциозно, а порой и оскорбительно характеризовали горцев, имама Шамиля. Подобные оценки, к великому сожалению, имеют хождение до сегодняшнего дня. Тем самым реанимируются поверхностно- однобокие представления о Кавказской войне . Нельзя не видеть и однозначной идеализации образа горцев, имама Шамиля и некоторыми выходцами из Кавказа - журналистами, писателями, псевдоучеными. Посылка такая: имам Шамиль - национальный герой, а у героев, как известно, недостатков не бывает.

Рамазан Абдулатипов "Знамение судьбы"

Имам Шамиль был человеком. И этим все сказано.

Для прогрессивных мыслителей, военных и общественных деятелей России и многих других стран имам Шамиль, освободительная борьба горцев Кавказа однозначно и ясно раскрыли самобытную красоту и богатство культуры народов Кавказа. А. Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов , Лев Николаевич Толстой , Александр Бестужев Марлинский и многие другие великие сыны России, которые были на Кавказской войне, выражали свое восхищение имамом Шамилем и горцами Кавказа. Они называли воюющий с Россией Кавказ страной любви в отличие от тех "патриотов", которые представляют даже сегодня Кавказ как "страну ненависти" и тем самым толкают сынов различных национальностей России в пучину новых войн. Так восхищаться противником, с которым пришлось воевать, могли только люди, которые олицетворяли духовное величие России, ее высокую нравственность. Нравственный урок Кавказской войны должен быть один - мы воевали, чтобы жить в мире и братстве. В этом - высшая правда.

Рассказывают. Будучи в плену у царя, Шамиль держался достойно. Показывая ему царский дворец, спросили: “Видел ли ты в горах такую красоту и такой высокий потолок?” На это Шамиль ответил: “Над моими горами потолок еще выше и красивее - родное небо”.

Не стану приводить слова известных деятелей многих стран, восхищавшихся Шамилем. Позволю себе лишь еще раз обратиться к воспоминаниям графини Чичаговой: "Знакомство с этой симпатичной и замечательной личностью оставило во мне навсегда самое приятное впечатление. Жизнь этого героя, так храбро и стойко выдерживавшего двадцатипятилетнюю войну с могущественной Россией, полна изумительных эпизодов отчаянной храбрости, тяжких испытаний и лишений. Одаренный гениальным умом, он управлял своим народом не только с беспощадной строгостью, которую он считал необходимой, но имел сильное нравственное влияние на него, служа ему примером безукоризненной честности и строгой нравственности. Его подданные боялись его, страшились его гнева, но веровали в его непреклонную силу воли; удивлялись его мужеству, его обширному уму. В газетных статьях о Дагестане Шамиля признавали за гения мусульманского мира, называли его человеком добродушным, справедливым, щедрым на милостыни, бескорыстным до незнания счета деньгам, чуждым хитрости!"

Это русская женщина оценивает человека, сражавшегося против российских войск. Рядом с такими оценками всякого рода измышления и оскорбления в адрес имама Шамиля выглядят жалко и неубедительно. И в наше время экологических и нравственных катастроф крайне важно сохранить ледниковую чистоту и родниковое начало национального достоинства. Это относится и к Дагестану, и к Чечне, ко всему Кавказу и России. И лучшим стимулом может послужить образ такого человека, как Шамиль, который стал частью не только кавказской, но и российской истории. Нравственный урок Кавказской войны в том. чтобы не использовать войну для унижения и оскорбления человека и народа.

Как мужественный и мудрый человек, имам Шамиль осознал гибельность дальнейшего продолжения войны для своего народа, смог на последнем этапе принять решение о ее окончании. Имам Шамиль не был националистом или сепаратистом в современном понимании этих слов. Он защищал свой народ, самостоятельное государство, честь и достоинство народов Кавказа, воевал против оскорбительного бесчинства царской военной администрации. Тогда Дагестан формально, да и фактически, еще не находился в составе России.

Рамазан Абдулатипов "Знамение судьбы"

Нынешняя Россия, к сожалению, недостаточно знает Кавказ, плохо знает имама Шамиля.

Конфликты возникают от незнания, от неприятия друг друга. Имам Шамиль - не просто воин, а крупный государственный деятель и мыслитель своего времени. Для горцев, дагестанцев имам Шамиль - это Александр Невский, Сергий Радонежский, Минин, Пожарский, Кутузов и Петр Первый . При этом мы, дагестанцы, во всяком случае те, кого знаю я, с величайшим уважением относимся к великим людям России, знаем и чтим их. Соответственно и дагестанцы вправе ожидать такого же отношения к их свободолюбивым предкам. Надо все уравновешивать, негоже низвергать истинных героев и восхвалять героев ложных. Именно так следует учиться смотреть на лидеров других народов и государств. Оскорбительные сравнения и нападки недостойных и невежественных людей на имама Шамиля крайне негативно воспринимаются на Кавказе, и особенно в Дагестане. Отвергая Шамиля, мы тем самым усиливаем негативный потенциал тех, кто хочет вражды между братскими народами России.

Составитель проекта об "успокоении дагестанских племен" Николай Бирон писал: "Надо признаться, что Шамиль есть величайший гений, какого когда-либо производил Кавказ". И гениальность эта заключалась не только и не столько в его полководческих успехах, которые позволили ему четверть века при ограниченных ресурсах противостоять одной из самых сильных в мире армий, сколько в его широчайшей реформаторской деятельности, затрагивающей все стороны дагестанского общества . Эпоха Шамиля - яркая страница государственного строительства Дагестана, качественно нового уровня цивилизационного развития на Кавказе. Шамиль своей борьбой, своей жизнью не оттолкнул Дагестан от России, а приблизил его к ней.

Шамиль, создавая государство горцев - имамат , в своей борьбе руководствовался Кораном и хадисами пророка, которые применял с учетом национальных особенностей Дагестана, с учетом исторических задач, стоящих перед его народом, перед его родиной, а не из чувства фанатизма. Он в своей борьбе решал в большей степени важнейшие социально-политические задачи. Борьба с российским самодержавием лишь мешала ему в этом.

Можно с сожалением отметить, что навязанная горцам Кавказа жесточайшая война не дала возможности в полной мере воплотить идеи государственного строительства, которые разрабатывал и внедрял имам Шамиль в самые тяжелые годы. Он хотел создать единое дагестанское государство . Если Россия регулировала бы свои отношения демократическим путем, то она получила бы в подданство достаточно дружественное государство. Думаю, что государства, где феодальная власть была бы фактически уничтожена, на Востоке еще не было. Да вряд ли это было возможно тогда и в Дагестане. Но реальные процессы к этому вели, хотя исторические условия еще не сложились. И Шамиль был во главе этих процессов.

Рассказывают. При встрече Шамиля с российским императором тот сказал ему: "Как же ты мог воевать против такой огромной страны в течение 25 лет?" На это Шамиль ответил: "Я всегда спал на пуховой постели, ел только мед и масло и через каждый месяц брал новый конец одеяла". Удивленному императору, что такое мог себе позволить дикий горец во время войны, Шамиль пояснил: "Я всегда ложился спать смертельно усталым, поэтому, хоть я и спал на земле, положив под голову камень, мне казалось, что я лежу на пуховой постели. Ел я, только сильно проголодавшись, когда любая пища казалась мне медом. Только соскучившись, шел я в комнату жены, и она мне казалась невестой. Только очень усталый и измученный садился я на коня. И любой конь был для меня мягок, как покрытое одеялом сиденье".

Имам был одновременно политическим, военным и духовным вождем. Он беспощадно ломал многие патриархально-феодальные традиции обустройства жизни дагестанского общества, старался возрождать на основе шариата наиболее ценные, традиционные атрибуты горской демократии и права. Он строил свое законодательство на принципе абсолютной свободы и равноправия людей, равенства всех перед законом и Аллахом. Он не только создал государство Имамат в Дагестане и в Чечне , но и стремился к государственному объединению всех народов Кавказа. При этом, объединяя многие народы и племена в своем государстве, Шамилю удавалось наладить между ними нормальные отношения. Имам Шамиль жестко пресекал случаи межнациональных распрей и конфликтов. Он любил говорить, что на Кавказе есть разные языки, но нет разных народов: мы все горцы, дочери и сыны этих вершин, говорил он.

Рамазан Абдулатипов "Знамение судьбы"

Царское самодержавие навязывало свои порядки взаимодействия культур, языков и традиций народов Кавказа, противопоставляя их по национальному и религиозному признакам.. В военно-политических целях использовалось казачество. В основном это были в прошлом беглые крестьяне, впитавшие в себя дух свободы и воинственности Кавказа. Исторически казаки постепенно входили в жизнь горцев, налаживалась определенная система их взаимоотношений в хозяйственной и культурной жизни . Но при этом царское самодержавие с активизацией своей политики на Кавказе стало постоянно стравливать казаков и горцев, придавая первым изначально несвойственные им полицейско- карательные функции.

Подчеркиваю, что ядро казачества сформировалось на юге России еще до прихода сюда царского военно-политического режима. Казаки и горцы нашли приемлемые формы взаимодействия и хозяйствования. После упразднения на Кавказе должности военного наместника постепенно стали создаваться новые военно-административные управленческие традиции. В Петербурге был издан указ об учреждении управления Кубанской и Терской областями и Черноморским округом. Этот указ от 21 марта 1888 года был направлен на то, чтобы усилить военно-административное управление краем, и главной задачей было "восстановление у казаков боевого духа и военных привычек". В канун XXI века в России опять кто- то хочет этим заняться. И как здесь не сказать: люди, остерегайтесь ступать на уже пройденную однажды трагическую тропу.

Казаки действительно занимались хозяйством, принесли много нового в жизнь Кавказа, стали налаживать сотрудничество с местным населением. Но это было невыгодно для военной администрации на Кавказе, и власти начали постепенно отменять возникшие там элементы гражданского самоуправления. Их и надо восстанавливать сегодня, а не возрождать "боевой дух и военные привычки". В то время управление горцами было передано в подчинение военного министерства и установлено военное казачье управление во главе с наказными атаманами и начальниками областей. Соответственно создавались разные условия для жизнедеятельности на Кавказе казаков и горцев, христиан и мусульман. Все управление было передано в руки казачьих атаманов, которым были предоставлены широкие привилегии. Привилегии зачастую оскорбительные, в том числе для самих казаков, противоречащие сути созидательных, культурных традиций казачества, содержащие опасный конфликтный потенциал. Надо тем не менее понять, что это были методы другой эпохи, другого государства. Ныне казакам необходимо вернуть свою самобытность и полную защйту, где бы они ни проживали. Казаки и горцы давно побратались, и не надо их вновь сталкивать. Трагедии в Чечне одинаково будоражат горцев и казаков. И после этого понятно, что казаки и горцы ищут шанс самосохранения, защиты. Но лучшая защита - жить, объединясь друг с другом в понимании и сотрудничестве.

Шамиль жил в условиях военного времени и был вынужден формировать весьма жесткую структуру власти, но вместе с тем он сохранял структуру гражданского общества. Исполнительная и судебная власть, административное деление и управление были достаточно эффективными. Наибов, судей (кадиев) и других лиц имам назначал, руководствуясь исключительно их моральными, деловыми качествами. Он всячески поощрял развитие промышленности и торговли, построил эффективную централизованную финансово-налоговую систему. Систематически собирались съезды алимов - ученых и религиозных авторитетов, на которых решались наиболее важные военные и государственные вопросы. Совет (диван-хана) при Шамиле собирался ежедневно, кроме пятницы. Заседание Совета проходило весьма демократично. Он утверждал указы (низамы), положения, регламентирующие все стороны жизни имамата. Имамат стал уникальным государственным образованием на Кавказе и в целом на Востоке. Были даже министерства по науке, по делам христиан и веротерпимости. Религия и политика, шариат и закон тут переплетались теснейшим образом. И нельзя забывать, что все это делалось в обстановке постоянно ведущейся войны.

Рамазан Абдулатипов "Знамение судьбы"

Первейшей функцией государства было управление сообществом народов, исходя из принципов свободы, равенства и справедливости. Насущные вопросы жизни общества решались на джамаатах демократическим путем. Для решения самых сложных вопросов созывался съезд представителей всех народов имамата. Но сохранялось жесткое единоначалие под руководством имама.

Свою "блистательную эпоху" (Н. Добролюбов) военных побед имам Шамиль обеспечивал хорошо организованной армией, которая состояла из пехоты, конницы и артиллерии. Артиллерия главным образом собиралась из трофеев, а потом с помощью русских перебежчиков было налажено собственное производство пушек. Армия в лучшие годы достигала до 50 тысяч человек и, конечно, тяжелым бременем ложилась на плечи и без того бедно живущих горцев. В армии были знаки отличия и целая система наград. Проявившему трусость пришивался особый знак на рукава или спину. И снимали его только после проявления храбрости. Все военные операции имам Шамиль проводил на основе тщательной подготовки и разведывательных данных.

Во многих частях Кавказа были наибы Шамиля. Назначая наиба, Шамиль наставлял: порядок и законность начинаются с себя и своих близких, а потом уже их нужно требовать от других людей. Ничто так не развращает народ, как бесконтрольная и безответственная власть. Шамиль подбирал своих наибов по принципу честности и неподкупности, хотя найти таких людей было непросто. "Человек не может править другими людьми, если не превосходит их мужеством, знаниями и нравственностью",- любил повторять Шамиль. Таковы были его требования к себе и другим.

Основные моменты жизнедеятельности человека и почти все правоотношения в государстве Шамиля строились на основе норм шариата. Надо отметить, что законы шариата составляют конституционно-правовую основу некоторых современных государств, но они сильно адаптированы к современности. Поэтому, видимо, они не мешают их цивилизованному, культурному и научно-техническому развитию. Более того, путем органичного единства духовно-нравственная жизнь ряда таких сообществ на порядок выше, чем во многих других государствах. Сегодня, конечно, находясь в одном правовом пространстве с Российской Федерацией, невозможно однозначно руководствоваться нормами шариата, но местное нормотворчество возможно. В большей степени они должны быть нравственными нормами, а не законом. Шамиль вовсе не относился догматически к нормам шариата, а применял их, учитывая широкую базу обычного права горцев, задачи того периода дагестанского общества.

Добролюбов и другие русские революционеры-демократы выступали за доброжелательные, добрососедские отношения со всеми народами Кавказа. Добролюбов подчеркивал, что все те, кто не умеет отделить русское правительство от русского народа, ничего не понимают. Он подвергал резкой критике всеху кто именовал горцев хищниками, изуверами, необузданными фанатиками. Он говорил: "Возникновение движения - это не выражение вражды между мусульманами и христианами, а действия отдельных узурпаторов". Статья Добролюбова "О значении наших последних подвигов на Кавказе" убедительно доказывала, что движение горцев возникло прежде всего на местной социально- экономической и политической почве, подчеркивала, что не русский народ, а самодержавие осуществляет на Кавказе насилие. Добролюбов говорил о необходимости гуманного и справедливого управления делами других народов. Он выражал братскую поддержку нерусским народам, которые не хотели порвать с Россией, дорожили дружбой, говорил о необходимости объединения в одном едином государстве русских и нерусских, близких по духу, воспринимал настоящий патриотизм как проявление любви к человечеству, которая исключает неприязненное отношение к отдельным народностям. Чернышевский также выражал симпатии горцам, однако осуждал жестокости, которые допускал Шамиль в Дагестане и Чечне.

Рамазан Абдулатипов "Знамение судьбы"

Известно, что российские феодалы потратили более 150 лет на внедрение в России крепостничества. Свободолюбивый дух русского народа велик. И вот почему такое сочувствие русских к борьбе горцев. Свободные крестьяне-уздени были вынуждены резко протестовать, когда чиновники царской военной администрации стали относиться к ним как к крепостным в России. Целые джамааты выражали свое недовольство, а местные феодалы истолковывали это как выступления против русских и вместе с царской военной администрацией жестоко усмиряли горцев. Все это провоцировало горцев оказывать местным феодалам и военным достойное, организованное сопротивление.

Для свободного горца призыв к газавату был понятнее, чем репрессивные директивы Ермолова .

Честь и достоинство даже самый простой крестьянин ставил в горах выше своей жизни. Прекрасно чувствуя настроения людей, Гази-Магомеду и Шамилю пришлось прежде всего бороться против своих ханов и феодалов, пересмотреть ханские порядки, когда подчиненный снимал шапку перед начальством. В горах "устроилось совершенное равенство" (Р. Фадеев). От Шамиля бежали в свое время Ахмед- хан Мехтулинский, Эрпелинский правитель Уллубий, беки Казикумухского ханства, шам- хал Тарковский и многие другие феодалы. Им удавалось вернуться в свои владения только вместе с царскими войсками. Возвращаясь, они возобновляли поборы, взятки, похищение девушек, издевательства и т. д. Война всегда развращает часть народа.

Именно к этой части Шамиль был жесток. Но он был жесток к бездельникам, бандитам, предателям и трусам. Грузины рассказывают, что Шамиль однажды сказал в адрес предателя: "Ты знаешь, что тебя ожидает?" - "Нет", - ответил тот. "От меня - смерть, от Аллаха - ад, от мусульман - презрение".

При всех недостатках, жестокостях важно понять самое существенное: в государстве имама Шамиля горец провозглашался свободным человеком. Тут были отменены многие феодальные подати и повинности, что было привлекательным для народа. Шамиль отменил рабство. Социальная политика и свобода личности в имамате Шамиля были на порядок более прогрессивными, чем это было в России и ряде феодальных владений Кавказа. Многие исследователи пишут о тяжелом положении горцев в имамате Шамиля. Они будто забывают, что шла жесточайшая война. Многие горские семьи оказались на грани голодной смерти. Да и сам Шамиль не благоденствовал, не строил дворцов. Он сказал, что вынужден был прекратить войну, потому что горцы стали есть траву. За 25 лет борьбы Шамиль предпринял много шагов, чтобы достойно завершить неравную и кровопролитную битву. Он завершил ее, по сути, пожертвовав многими своими принципами во имя спасения своего народа. Таковы исторические реалии.

Особое место в раскрытии психологии этой войны, характера горцев принадлежит Льву Николаевичу Толстому. Он - за добровольные, добрососедские отношения и дружбу между русским и кавказскими народами. "Не знаю - писал Толстой, - является ли Кавказ страной вдохновения, но он, несомненно, страна любви". В своем дневнике 1854 года Л. Н. Толстой оставил такую запись: "Я начинаю любить Кавказ хотя и посмертной, но сильной любовью". Толстой показал сложные взаимоотношения между Шамилем и Хаджи-Муратом , между Шамилем и Николаем I. Простой солдат Прокопенко говорит: "Горцы - самый геройский народ. Да и то треба сказать: он свою ридну землю, свое ридне гниздечко оберегав. Якщо по правди сказаты, то его тут правда була, не наша". Казаки, писал Толстой, борются, но вместе с тем уважают горцев и хотят наладить с ними добрососедские отношения.

Таков еще один урок этой войны. И эти уроки нужны для мира и добра. В сегодняшнем и вечно едином Отечестве, в котором Дагестан занимает и должен занимать достойное место.

Рамазан Абдулатипов "Знамение судьбы"

Война шла по своим законам, но и жизнь не прекращалась. Мирных русских не встречали как врагов. Рассказывают, что, когда пришла пора солдатам оставлять после зимних квартир селение, горцы провожали их более пяти верст, везли хлеб, мед, молоко и с истинным сожалением расставались с русскими. Так что была не только вражда, было и взаимопонимание в тех случаях, когда русские солдаты вели себя уважительно к местным жителям.

В 1857 году Шамиль писал французскому послу в Стамбуле: "Ученые и почетные лица просили меня обратиться к державам с ходатайством, чтобы во имя человечности они положили конец этим беспримерным в истории жестокостям... мы находимся на исходе сил... у нас нет оружия, ни всего необходимого для продолжения войны ". Только величайший талант и государственная мудрость имама Шамиля позволили ему долгие годы оказывать достойное сопротивление. Главным образом он опирался на поддержку народов Дагестана и Чечни. Шамиль стремился консолидировать Кавказ, напомнить своим соседям и братьям об общности судьбы, обычаев и традиций, о достоинстве сынов гор Кавказа. Главнокомандующий генерал Нейд- гардт докладывал военному министру в Санкт- Петербург о том, что "весь Дагестан принимает живое участие в успехах Шамиля". Феодалы старались помогать своим новым хозяевам и создали отряды из "мирных" горцев для борьбы с Шамилем . Но нередко милиционеры из этих отрядов тут же переходили на сторону имама. Симпатизировали ему кабардинцы, адыги, хотя около 200 кабардинских феодалов и получили награды "За отличие в военных действиях против Шамиля".

Обращаясь к черкесам, имам писал в 1845 году: "Не бойтесь, не унывайте, ибо вы высоко еще стоите. Не склоняйтесь на богатства, которым враги владеют, и не давайте веры тем отступникам среди вас, которые предпочитают неверных своим братьям правоверным из опасения, чтобы вас не постигла жалкая участь!" Но Кавказ не был един. Многое разобщало этот край. И соответственно мешало и царской администрации налаживать диалог с мелкими правителями.

Нередко репрессивные методы политических режимов просто называли "усмирением", а горцев - "шайкой разбойников", "извергами", "бандой необузданных варваров". Причину войны видели в "привычке горцев жить войною". Выступали с подстрекательскими проповедями вроде "упорного варварства" кавказцев.

Эти благоглупости эксплуатируются по сей день теми, кто не в состоянии понять, что культура России, ее великая доброжелательность - антиподы завоевательским амбициям рьяных политиков и генералов.

Нам нужен мир для созидания единого Отечества. И главный исторический урок всей этой войны только в стремлении сделать все для укрепления единого Отечества, а не в желании сохранить "набеговое производство", которое осуществлялось ими.

Рамазан Абдулатипов "Знамение судьбы"

Горцы создавали веками вовсе не "набеговое производство", а высочайшую культуру металлургии, ремесленничества, производства зерна и развития животноводства. Чтобы понять все это, надо прочитать не только генерала Ермолова , но и Карамзина, Соловьева, Услара, Крачковского и Вавилова, побывать в горах и пройтись по тамошним тропинкам, пообщаться с людьми, посмотреть на их натруженные руки, уникальные террасы земледелия, сады и огороды на склонах гор.

Во время Великой Отечественной войны имя Шамиля звучало патриотически. Была даже танковая колонна "Шамиль". Но закончилась война, и уже в 1947 году некий ученый Аджимян X. Т. выступает со статьей "Об исторической сущности кавказского мюридизма". В очередной раз реанимировался старый тезис колонизаторов о том, что не царское самодержавие, а горцы с помощью Турции и Англии инспирировали войну. Была развернута кампания с целью доказать, что движение горцев было реакционным. Шамиль и Дагестан обвиняются в том, что их сопротивление ослабляло Россию. Аргумент достаточно смешной и одновременно грустный.

В подкрепление подобных "идей" в 1953 году в Тбилиси был составлен и издан специальный сборник "Шамиль - ставленник султанской Турции и английских колонизаторов". Вот так, однозначно.

В книгах подобного рода исподволь разжигается межнациональная рознь. Древнейшие народы с великими культурными и нравственными традициями, создавшие тысячелетие тому назад свою государственность и развитые формы горской демократии, представлены в таких "исследованиях " как народы, веками пребывавшие в состоянии полной анархии, вольности, как "человеческое стадо ", которое при цивилизованном нашествии войск царского самодержавия было поставлено под неусыпный надзор "пастухов-мюридов " с их верховным вождем....

Скажем словами Монтеня: "Ложь - это удел рабов, а свободные люди должны говорить правду ". Ложь обычно процветает там, где есть для нее почва, а это, как правило, антинародный режим. И убеждаешься: в интересах русских и кавказцев надо чаще говорить и писать правду о Шамиле и шамилевской эпохе Кавказа. Правда, какой бы горькой она ни была, не может оскорбить память предков, если даже они когда-то воевали друг против друга. Оскорбляют память те, кто продолжают войну после мира.

Народно-освободительная борьба горцев под руководством Шамиля требует очень внимательного анализа, учитывающего все аспекты сложнейших по своей сути историко-политиче- ских реалий. Это важно, чтобы снова и снова не впадать в крайности, способные и впредь искажать или мифологизировать образ Шамиля, горцев и всей сложнейшей в своем переплетении проблематики Кавказской войны. В связи с этим, по нашему мнению, прежде всего следует учитывать:

социально-экономический и социально-этнический аспекты исторической жизнедеятельности народов Дагестана вплоть до XIX века;

самобытность, обустройство и историческое единство народов внутри Дагестана, традиции их взаимоотношений друг с другом, ориентации и идеалы;

Рамазан Абдулатипов "Знамение судьбы"

естественный процесс включения Дагестана, всего Кавказа в российское подданство;

колониальный характер политики царского самодержавия, бесчинства его военной администрации на Кавказе как главный фактор начала широкомасштабного военного кровопролития;

характеристику освободительной борьбы горцев и ее идеологии - мюридизма как знамени сопротивления и защиты своего отечества;

Рамазан Абдулатипов "Знамение судьбы"

Кавказских народов является Имам Шамиль. Биография этого человека позволяет сделать вывод, что жизнь его была полна крутых поворотов и интересных событий. Он долгие годы возглавлял восстание горских народов против Российской империи, а в настоящее время является символом свободы и непокорности на Кавказе. Биография Имама Шамиля кратко будет изложена в этом обзоре.

Происхождение героя

Без истории семьи не будет полностью доступна для понимания биография Имама Шамиля. Краткое содержание истории рода этого героя мы попробуем пересказать ниже.

Шамиль происходил из довольно древнего и знатного аварского или кумыкского дворянского рода. Прапрадед героя Кумык-Амир-Хан пользовался большим авторитетом и уважением у соплеменников. Дед Шамиля Али и отец Денгав-Магомед были узденями, что является аналогом дворян в России, то есть принадлежали к высшему сословию. Кроме того, Денгав-Магомед был кузнецом, а эта профессия считалась очень почетной у горцев.

Мать Шамиля звали Баху-Меседу. Она была дочерью знатного аварского бека Пир-Будаха. То есть и по отцовской, и по материнской линии у него были знатные предки. Об этом сообщает жизнеописание такой известной личности, как Имам Шамиль (биография). Национальность героя пока полностью не выяснена. Достоверно известно лишь то, что он является представителем горцев Дагестана. Точно установлено, что в его жилах текла аварская кровь. Но с некоторой долей вероятности можно сказать, что по отцу он был кумыком.

Рождение Шамиля

Биография Имама Шамиля, само собой разумеется, начинается с даты его рождения. Это событие случилось в июне 1797 года в поселки Гимры на территории Аварии. Данный населенный пункт сейчас расположен в западных регионах Республики Дагестан.

Изначально мальчика назвали в честь деда по отцовской линии - Али. Но вскоре он заболел, и малышу, согласно обычаям, чтобы защитить от злых духов, сменили имя на Шамиль. Оно является вариантом библейского имени Самуил и переводится как «услышанный богом». Так же звали брата его матери.

Детство и обучение

В детстве Шамиль был довольно худым и болезненным мальчиком. Но в итоге он вырос на удивление здоровым и сильным юношей.

Ещё с детства стал вырисовываться нрав будущего предводителя восстания. Он был любознательным, живым мальчиком с гордым, непреклонным и властолюбивым характером. Одной из черт Шамиля была невиданная храбрость. Обучаться владению оружием он начал с раннего детства.

Очень трепетно к религии относился Имам Шамиль. Биография этого человека неразрывно связана с религиозностью. Первым учителем Шамиля стал его товарищ Адиль-Мухаммад. В двенадцать лет он стал проходить обучение в Унцукуле под руководством Джамалуддина Казикумухского. Тогда он освоил грамматику, риторику, логику, юриспруденцию, арабский язык, философию, что для горских племен первой половины XIX считалось очень высоким уровнем образованности.

Кавказская война

Очень тесно связана с жизнь нашего героя, и об этом не раз упоминает биография Шамиля. Кратко описать этот военный конфликт между горскими народами и Российской империей стоит и в данном обзоре.

Военный конфликт между горцами Кавказа и Российской империей начался ещё во времена Екатерины II, когда шла русско-турецкая война (1787-1791 гг.). Тогда горцы под предводительством шейха Мансура стремились остановить продвижение и укрепление России на Кавказе, воспользовавшись помощью своих единоверцев из Османской империи. Но турки проиграли в этой войне, а был взят в плен. После этого царская Россия продолжила наращивать свое присутствие на Кавказе, притесняя местное население.

Фактически сопротивление горских племен не прекращалось и после заключения мира русских с турками, но особенной силы противостояние достигло после назначения генерала Алексея Ермолова командующим на Кавказе и завершения русско-персидской войны 1804-1813 гг. Ермолов попытался раз и навсегда решить проблему сопротивления местного населения силовым путем, что привело в 1817 году к полномасштабной войне, продлившейся почти 50 лет.

Несмотря на довольно жестокие боевые действия, русские войска действовали вполне успешно, ставя под свой контроль все большие территории на Кавказе и подчиняя новые племена. Но в 1827 году император отозвал генерала Ермолова, подозревая того в связях с декабристами, а на его место был направлен генерал И. Паскевич.

Возникновение имамата

Тем временем в борьбе с наступлением Российской империи началась консолидация кавказских народностей. В регионе распространяется одно из течений ислама суннитского толка - мюридизм, центральной идей которого был газават против неверных.

Одним из главных проповедников нового учения являлся богослов Гази-Мухаммад который был родом из того же селения, что и Шамиль. В конце 1828 года на собрании старейшин племен Восточного Кавказа Гази-Мухаммад был провозглашен имамом. Таким образом, он стал фактическим главой новообразованного государства - Северо-Кавказского имамата - и предводителем восстания против Российской империи. Сразу же после принятия титула имама Гази-Мухаммад объявил священную войну против России.

Теперь кавказские племена были объединены в единую силу, и их действия приобрели особенную опасность для русских войск, тем более что полководческий дар Паскевича все-таки уступал таланту Ермолова. Война разгорелась с новой силой. С самого начала деятельное участие в конфликте принимал и Шамиль, став одним из лидеров и помощников Гази-Мухаммада. Они плечом к плечу сражались в битве за Гимры в 1832 году, за их родное селение. Повстанцы были осаждены царскими войсками в крепости, которая пала 18 октября. В ходе атаки был убит имам Гази-Мухаммед, а Шамилю, несмотря на полученное ранение, удалось прорваться из окружения, изрубив нескольких русских солдат.

Новым имамом стал Гамзат-бек. Этот выбор был продиктован тем, что Шамиль на тот момент был тяжело ранен. Но Гамзат-бек пробыл имамом менее двух лет и погиб в кровопролитной борьбе с одним из аварских племен.

Избрание имамом

Таким образом, основной кандидатурой на роль главы Северо-Кавказского государства стал Шамиль. Он и был избран на собрании старейшин в конце 1834 года. И до конца жизни он именовался не иначе, как Имам Шамиль. Биография (краткая в нашем изложении, но весьма насыщенная на самом деле) его правления будет представлена нами ниже.

Именно избрание имамом знаменовало начало важнейшего этапа в жизни Шамиля.

Борьба с Российской империей

Все свои силы положил на то, дабы борьба с русскими войсками была успешной, имам Шамиль. Биография его полностью гласит, что сия цель сделалась едва ли не главной в его жизни.

В этой борьбе Шамиль проявил немалый военный и организаторский талант, он умел вселять в воинов уверенность в победе, не принимал поспешных решений. Последнее качество отличало его от предыдущих имамов. Именно эти характеристики позволяли Шамилю оказывать успешное сопротивление численно превышающим его воинство русским.

Управление имаматом при Шамиле

Кроме того, используя ислам как элемент пропаганды, Имам Шамиль сумел объединить племена Чечни и Дагестана. Если при его предшественниках союз племен кавказских народов был достаточно рыхлым, то с приходом к власти Шамиля он приобрел все черты государственности.

В качестве закона он ввел исламский шариат вместо древних канонов горцев (адата).

Северо-Кавказский имамат был разделен на округи, во главе которых поставил наибов имамам Шамиль. Биография его пестрит подобными примерами попыток максимальной централизации управления. Судебной властью в каждом округе ведал муфтий, который назначал судей-кади.

Пленение

Двадцать пять лет относительно успешно правил на Северном Кавказе имам Шамиль. Биография, краткая выдержка из которой будет помещена ниже, свидетельствует о том, что 1859 год стал переломным в его жизни.

После окончания и заключения активизировались на Кавказе действия российских войск. Против Шамиля император бросил опытных военачальников - генералов Муравьева и Барятинского, которым в апреле 1859 года удалось захватить столицу имамата. В июне 1859 года последние группы повстанцев были подавлены либо вытеснены из Чечни.

Национальное освободительное движение вспыхнуло среди адыгейцев, а также переместилось в Дагестан, где находился и сам Шамиль. Но уже в августе его отряд осадили русские войска. Так как силы были неравны, Шамиль был вынужден сдаться в плен, правда, на весьма почетных условиях.

В плену

А что может поведать нам о том периоде, когда в плену находился имам Шамиль, биография? Краткая биография этого человека не нарисует нам вей картины его жизни, но позволит составить хотя бы приблизительный психологический портрет данной личности.

Уже в сентябре 1859 года имам впервые встретился с российским императором Александром II. Это случилось в Чугуеве. Вскоре Шамиль был перевезен в Москву, где прошла его встреча со знаменитым генералом Ермоловым. В сентябре имам был доставлен в столицу Российской империи, где был представлен императрице. Как видим, к предводителю восстания при дворе относились весьма лояльно.

Вскоре Шамилю и его семье было назначено постоянное место жительства - город Калуга. В 1861 году произошла вторая встреча с императором. На этот раз Шамиль просил отпустить его для совершения паломничества в Мекку, но получил отказ.

Через пять лет Шамиль и его семья принесли присягу на верность Российской империи, таким образом, приняв российское гражданство. Через три года, согласно указу императора, Шамиль получил дворянский титул с правом передавать его по наследству. За год до это имаму разрешили сменить место жительства и переехать в более благоприятный по климатическим условиям Киев.

Невозможно описать в данном коротком обзоре все то, что пережил в плену имам Шамиль. Биография вкратце говорит о том, что плен этот был, однако, довольно комфортным и почетным, по крайней мере, с точки зрения русских.

Смерть

Наконец, все в том же 1869 году Шамиль сумел-таки испросить позволения императора на хадж в Мекку. Путешествие туда заняло больше года.

После того как Шамиль воплотил задуманное в жизнь, а случилось это в 1871 году, он решил побывать во втором священном городе для мусульман - Медине. Там же он и умер на семьдесят четвертом году жизни. Похоронен имам не на родной кавказской земле, а в Медине.

Имам Шамиль: биография, семья

Семья занимала в жизни этого человека значимое место, впрочем, как и у всякого кавказского горца. Давайте подробнее узнаем о родных и близких великого борца за независимость своего народа.

Согласно мусульманским обычаям, Шамиль имел право иметь трех законных жен. Правом он этим воспользовался.

Старшего из сыновей Шамиля звали Джамалуддином (родился в 1829 г.). В 1839 году он был отдан в заложники. Обучался в Санкт-Петербурге наравне с детьми родовых дворян. Позже Шамиль сумел обменять сына на другого пленника, но Джамалуддин умер в 29-летнем возрасте от туберкулеза.

Одним из главных помощников отца был второй сын - Гази-Мухаммед. Во время правления Шамиля он стал наибом одного из округов. Умер в 1902 году в Османской империи.

Третий сын - Саид - умер ещё в младенческом возрасте.

Младшие сыновья - Муаммад-шефи и Мухаммад-Камил - умерли в 1906 и в 1951 году соответственно.

Характеристика Имама Шамиля

Мы проследили жизненный путь, который прошел имам Шамиль (биография, фото представлены в статье). Как вы могли удостовериться, внешность этого человека выдает самого настоящего горца, выходца из Кавказа. Видно, что это смелая и решительная личность, готовая ради высшей цели поставить на кон многое. О твердости характера Шамиля не раз свидетельствовали его современники.

Для горских народов Кавказа Шамиль всегда будет оставаться символом борьбы за независимость. В то же время некоторые методы знаменитого Имама далеко не всегда соответствуют современным понятиям о правилах ведения войны и гуманности.

Шамиль - имам Чечни и Дагестана.

Шамиль родился в июне, 26-го числа, в 1797 году. Родился он в селении Гимры.

Будучи ребёнком, Шамиль очень часто болел, но начал выздоравливать и даже расти после того, как его первое имя «Али» заменили на «Шамиль».

Шамиль имел такую силу, что никто из сверстников не мог победить его ни в прыжках, ни в беге, ни в борьбе - Шамиль одерживал вверх всегда! Ходят легенды, что, если Шамиль видел на улице ишака, нагруженного дровами, то просто перепрыгивал через него.

С самых юных лет дядя Шамиля по материнской линии учил его читать Коран. А когда тот достиг возраста 10-ти лет, мальчика был отправлен в медресе на дальнейшее обучение.

Шамиль был очень храбрый, смелый и решительный. Об этих его качествах знали все, поскольку проявлялись они в любом его действии. Однажды,когда Шамилю в конец надоело видеть отца дома пьяным (а тот любил приложиться к бутылке), то он прямо сказал ему, что, если он вздумает ещё хоть раз выпить вина, то его сын в то же день бросится со скалы прямо в реку. Отец отлично знал характер мальчика, а потому, пить немедленно бросил.

Рассказывают, что с ним б ыл и такой случай: в то время, когда он учился в медресе в ауле Кудуль, к нему подошёл человек. Звали его Мазулав. Он сказал Шамилю: «Слышал я, что ты являешься самым сильным борцом среди всех койсубулинцев. Я желаю это проверить. Давай поборемся и удостоверимся, кто же из нас сильнее!» На что Шамиль ему ответил: «Оставь меня в покое, у меня нет никакого желания с тобой драться!» Но Махулав отнёс сказанное на испуг Шамиля и начал дразнить его, не прекращая.

Друзья сказали Шамилю о том, что тот не отстанет, пока не получит желаемого. Подумав, Шамиль согласился.

Поднявшись на плоскую крышу мечети, Махулав и Шамиль бросились на друга и начали драться. Махулав схватил Шамиля за пояс, после чего ударил его в грудь своей головой! Но Шамиль крепко держал Махулава за его рубашку, не отпуская, хоть удар Махулава был так силён, что после него у Шамиля затрещали кости.

Разозлившись, Шамиль бросил противника на пол, наступил коленом ему на живот, после чего сказал: «Если ты мужчина, вставай!». Махулав так и не сумел подняться, пока Шамиль не сошёл с него. После этой драки Шамиль болел целый месяц - сказался удар по груди.

Однажды, Шамиль и его друг Газимухаммад разговаривали на тему плавания. Газимухаммад сказал Шамилю о том, что в их ауле никто ещё не сумел переплыть то место, где сливались две реки - настолько силён там был водоворот. В том месте воды сильно бурлили, и там был водоворот.

Шамиль сказал: «Я смогу переплыть на ту сторону». «Хоть ты и хороший пловец, однако сможешь ли ты выбраться из водоворота?» - спросил его Газимухаммад. А Шамиль ему ответил: «На всё это воля Аллаха. Суждено мне - переплыву. А нет - погибну»

Шамиль. Газимухаммад и позванные сверстники отправились к реке. Там Шамиль снял с себя всю одежду и смело бросился прямо в воду! Прямо в водоворот.

Долго бился Шамиль с потоками воды, попадая то в один, то в другой. На некоторое время он вырывался из водоворота и плыл к берегу, но всякий раз сильное течение, производимое водоворотом, тянуло его обратно.

В какой-то момент Шамиль и вовсе исчез из виду.

«Мы лишились своего друга» - растерянно произнёс Газимухаммад.

В этот самый момент, Шамиль, будучи под водой и почти потерявший последнюю надежду, начал читать шахаду. А потом, он собрал в кулак все последние, оставшиеся у него силы и всё же доплыл до берега! Все свидетели его победы были восхищены этим торжеством силы человека, и его веры.

Шамиль старался радовать свою мать. Она была им очень довольна, всегда просила Аллаха: «Возвысь моего сына, сделай его тем человеком, который занимает высокий уровень» И уже пребывая в статусе имама, Шамиль нередко говорил: «Скорее всего, Аллах принял молитвы от моей матери»

Когда Шамиль был ещё пока что мутаалимом, он находился в мечети другого аула. Дело было в месяц Рамадан. В руках у каждого из муталлимов было толокно - по три комочка у каждого. Они получили его в виде саадака.

В то же время, в ту же мечеть вошёл нищий человек и начал просить еды. Однако, никто не захотел давать нищему человеку ту еду, что он приготовил для себя на ранний завтрак перед днём поста. А Шамиль подошёл к человеку и отдал ему толокно.

«Да возвысит твою ступень Аллах!» - произнёс благодарный нищий.

Уже будучи имамом, Шамиль нередко говорил, что этот нищий мог быть никем иным, как Пророком Хизри (мир ему!).

Есть и другой случай. Однажды, Шамиль со своими сверстниками отправился в аул, который находился далеко в горах, чтобы учится в медресе, находящейся там. На ночлег они все остановились в мечети. У них не было тех условий, которыми обладают современные люди - гостиниц, и прочего.

Прошло некоторое время, и один из его друзей отметил, что Шамиль встаёт и куда-то выходит за два часа до утреннего намаза. Когда он рассказал об этом другим ребятам, то они решили проследить за Шамилем, чтобы выяснить - куда он уходит и зачем он это делает.

Поначалу, они решили, что он завёл себе девушку, влюбившись в неё.

Когда пришло время, то все мутаалимы легли спать, словно ни в чём не бывало. Но каждый только притворялся спящим и не спал. Все ждали, когда Шамиль опять поднимется и куда-то пойдёт. Так и произошло. Шамиль вновь куда то встал.

Как только Шамиль поднялся и куда-то пошёл, все немедленно поднялись и отправились вслед за ним.

Шамиль отправился к полуразваленному дому и зашёл в него. Не далее, чем через несколько минут, он вышел оттуда с несколькими кувшинами, отправился к роднику. Там он наполнил их и пошёл обратно, занёс их в дом. Прошло полчаса. Шамиль вышел из дома и направился в сторону мечети.

Его товарищи были полны подозрений и сомнений. Они думали, что в доме находится возлюбленная Шамиля. Желая изобличить и пристыдить своего товарища, они вошли в дом, намереваясь найти там возлюбленную Шамиля. Но нашли там старуху, которая едва-едва ходила по комнате. Их изумлению не было предела!

В итоге, дело оказалось так: приехав в село, Шамиль первым делом выяснил, кому здесь требуется помощь. Его привели к всеми покинутой старухе. И, выяснив, что здесь живёт одинокая, всеми покинутая старуха, он взялся помогать ей - убираться в комнате, а также приносить воду каждую ночь.

У старухи уже давно не было ни детей, ни родственников, ни кого-либо ещё, кто бы мог ухаживать за ней. И Шамиль всё это время восполнял заботу о ней со стороны её возможных родственников, которых не было у старухи.

Будущий имам втайне от всех ходил к этой старухе, ухаживал за ней, убирался, после чего возвращался в мечеть, обратно. Вот таков был Шамиль ещё в самом юном возрасте, до своего становления имамом.

Шамиль был чрезвычайно остроумен и красноречив. Как рассказал о нём разумный и сообразительный Мухаммад Касыр (что означает «короткий») Эндиреевский Мухаммад Карахскому следующие слова: «Русские, а именно их начальство желает проявить уважение Шамилю. Они хотят возвеличить его, не хотят сделать его презренным и унизить. Тому имеется следующее доказательство: Между мною, а также князем Чавчавадзе состояние дружбы. И однажды, после того, как уехал Шамиль к русскому царю, мне удалось посетить своего друга - князя - а также встретить там учёного, который ранее был приближённый у того же Шамиля, заменявшего его. Чавчавадзе меня усадил подле себя и положил мне руку на плечо. После чего спросил: «Ты не спросишь о своём приятеле Шамиле?» Ответил я: «Я не знал, что ты бывал у него, поистине» Он сказал: «И я не был у него, однако до меня дошли слухи о нём». И учёный рассказал, что Шамиль в последнее время, в состоянии глубокой старости, начал стареть и слабеть умом.

Чавчавадзе так и заявил: «В России в наше время широко распространено мнение о том, что ум Шамиля совершенен, а храбрость безгранична. А иначе и быть не может, ведь Шамиль вытерпел двадцати пятилетнюю борьбу с царизмом, и русский царь этого не выдержал, после чего принял решение идти на мировую!»

Упомянутый здесь же Мухаммад Касыр говорил о том, что тот же Чавчавадзе говорил и рассказывал ему про разговор с Шамиля и архиерея. А ведь архиерей - это один из самых великих монахов. И Чавчавадзе сказал: «Архиерей выше у нас, чем даже царь»

И вышло так, что, в процессе разговора, Шамиль спросил у архиерея: «Разве заменять предшествующие предписания от пророков не в обычае Аллаха заменять предписаниям пророка, который пришёл после? Ведь заменены была определённые скрижали другими. Предписание скрижалей была также заменено Торой от пророка Моисея (мир ему), а та же Тора была в свою очередь заменена Евангелием» И Архиерей ответил: «Конечно, это всё так». Шамиль продолжил: «И почему же Вы не можете признать замену Евангелия Кораном?» И далее он сказал: «Эту тему мы оставим, но принесите мне Евангелие, которое написано на арабском». Ему принесли экземпляр. И, когда Шамиль прочитал Евангелие, то он сказал: «Евангелие запрещает свинину, вино и прелюбодеяния. Вместе с тем, Вы не поступаете с ним сообразно!»

Чавчавадзе сказал: «Следовало ли Шамилю говорить эту речь столь уважаемому человеку, и неужели в Коране нету того, что не исполняете вы?»

«Да» - признал учёный. - «В Коране есть вещи, которые мы не исполняем»

Но я же сказал: «Мы делаем предписания Корана. Мы молимся, платим закят, держим пост в священный месяц Рамадан, а также воздерживаемся от нечестивости и прелюбодеяния. В том же случае, что выпьет пьющий, либо украдёт укравший - то это только от их личной порочности».

Чавчавадзе сказал. Положив руку мне на плечо: «Мухаммад, ты обвиняешь меня в этом».

То же самое сообщения излагают по-другому. Об этом писали и в русских газетах, приходивших к Темир-Хан-Шуру. В них говорилось о том, что архиерей пригласил в итоге Шамиля в гости в свой дом, вместе с русским царём.

Шамиль нашёл архиерея дряхлым стариком, спросил его: «Нет разве у тебя жены?»

«Нет, ответил архиерей. Пророк Иисус не женился, я же следую за ним»

Посмотрел Шамиль - дом архиерея был уставлен золотом, серебром, лампадами и сосудами.

«Разве дом Иисуса был уставлен золотом и богатством?» - спросил он архиерея.

«Нет» - отвечал тот.

«Так почему же ты следуешь за пророком только в одном безбрачии, однако избегаешь следования за ним во всём, что касается богатства?»

Архиерей смутился и замолчал.

Имам Шамиль, третий имам Чеченских и Дагестанских земель, ушёл из этого мира 4-го февраля 1871.