Идеографический словарь русского языка Что такое Выразительность, что означает и как правильно пишется. Средства выразительности в стихотворении. Что такое средства выразительности речи

Словарь Ушакова

Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник

Выразительность

коммуникативное качество речи. По мнению Б. Н. Головина, «если речь построена так, что самим подбором и размещением средств языка <...> воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя, такую речь называют выразительной». В. характеризует эффективность коммуникативно-целесообразного проявления индивидуальности автора речи с помощью различных речевых средств. Это качество речи характеризует ее с точки зрения соотношения речь-сознание (см. качества речи).

В. как коммуникативное качество речи - прежде всего критерий оценки эффективности речи (текста) в целом. В то же время понятие В. служит критерием оценки речевого мастерства, искусности автора речи (в рамках общего положительного эффекта). С этих позиций чаще всего оценивается эстетическая сторона высказывания и качество его произнесения (исполнения). Обе эти грани подразумевают также и средства, которые способствуют созданию выразительного эффекта. Различные грани В. взаимосвязаны и в высказывании, которое продуцирует (и произносит в том числе) автор речи, и в восприятии этого высказывания реципиентом, что предполагает «импрессию» (положительное впечатление от текста).

На первое место по значимости в создании выразительного эффекта выходит индивидуальность автора речи (при условии, что ему есть что выражать). На этом базируется и один из самых распространенных советов ораторам: «пропустить информацию через себя», т. е. выработать субъективно-оценочное отношение к предмету речи. Субъективно-оценочное отношение может иметь в своей основе как рациональную, так и эмоциональную оценку. В зависимости от этого выделяется два вида В. - информационная (предметно-логическая, логико-понятийная) и эмоциональная (чувственного выражения и воздействия). Оба эти вида имеют подвиды: открытую (экспрессивную) и скрытую (импрессивную) формы выражения. Понятие В. распространяется на тексты всех функциональных стилей. Соотношение видов и подвидов В. по основным стилям различно. Например, В. научной речи базируется на открытой логичности и точности словоупотребления, что в то же время не исключает воздействия на эмоциональную сферу сознания слушателя или читателя в целях усиления убедительности речи. В газетно-публицистической речи используются как информационные средства В. (вынесение существа официального сообщения в заголовок), так и эмоциональные (метафоры, сравнения, эпитеты и т. д.), как скрытые (размещение материала на газетной полосе, отбор фактов, их компоновка и т. д.), так и открытые (экспрессивные заголовки) (А.Н. Васильева).

Средствами В. могут являться все средства языка и речи (если они соответствуют коммуникативным целям автора речи). Но чаще всего как средства В. используются экспрессивные средства, поскольку экспрессивность основывается на выражении субъективно-оценочного отношения к предмету речи.

Лит.: Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988; Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М, 1990.

Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.

Выразительность речи зависит от многих причин и условий — собственно лингвистических и экстралингвистических.

Одним из основных условий выразительности является самостоятельность мышления автора речи, что предполагает глубокое и всестороннее знание и осмысление предмета сообщения. Знания, извлеченные из каких-либо источников, должны быть освоены, переработаны, глубоко осмыслены. Это придает говорящему (пишущему) уверенность, делает его речь убедительной, действенной. Если автор не продумывает как следует содержание своего высказывания, не осмысливает тех вопросов, которые будет излагать, его мышление не может быть самостоятельным, а речь — выразительной.

В значительной степени выразительность речи зависит и от отношения автора к содержанию высказывания. Внутренняя убежденность говорящего (пишущего) в значимости высказывания, интерес, неравнодушие к его содержанию придает речи (особенно устной) эмоциональную окраску. Равнодушное же отношение к содержанию высказывания приводит к бесстрастному изложению истины, которое не может воздействовать на чувства адресата.

При непосредственном общении существенны также взаимоотношения говорящего и слушающего, психологический контакт между ними, который возникает прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности: адресант и адресат должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы: первый — излагая тему своего сообщения, второй — следя за развитием его мысли. В установлении психологического контакта важно отношение к предмету речи как говорящего, так и слушающего, их заинтересованность, неравнодушие к содержанию высказывания.

Кроме глубокого знания предмета сообщения, выразительность речи предполагает также умение донести знания до адресата, вызвать у него интерес и внимание. Это достигается тщательным и умелым отбором языковых средств с учетом условий и задач общения, что в свою очередь требует хорошего знания языка, его выразительных возможностей и особенностей функциональных стилей.

Одной из предпосылок речевой выразительности являются навыки, позволяющие без затруднения выбирать нужные в конкретном акте коммуникации языковые средства. Такие навыки вырабатываются в результате систематической и осознанной тренировки. Средством тренировки речевых навыков является внимательное чтение образцовых текстов (художественных, публицистических, научных), пристальный интерес к их языку и стилю, внимательное отношение к речи людей, умеющих говорить выразительно, а также самоконтроль (умение контролировать и анализировать свою речь с точки зрения ее выразительности).

Речевая выразительность индивидуума зависит также от сознательного намерения добиваться ее, от целевой установки автора на нее.

К выразительным средствам языка обычно относят тропы (переносное употребление языковых единиц) и стилистические фигуры, называя их изобразительно-выразительными средствами. Однако выразительные возможности языка этим не ограничиваются; в речи средством выразительности способна стать любая единица языка всех его уровней (даже отдельный звук), а также невербальные средства (жесты, мимика, пантомимика).

Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет. Стилистика и культура речи — Мн., 2001г.

Образование

Средства выразительности в стихотворении. Что такое средства выразительности речи?

14 марта 2016

Тема нашей статьи - средства выразительности в стихотворении. Что это такое, мы расскажем ниже. В качестве примера анализа и для закрепления материала читателю предлагается обратить внимание на стихотворение Ф. Тютчева «Листья» и прекрасные поэтические строки Пушкина «Зимнее утро».

Что такое средства выразительности?

Средство выразительности речи - это комплекс звуковых (фонетических), синтаксических, лексических или фразеологических элементов, используемых для достижения лучшего эффекта от высказанного, привлечения внимания, подчеркивания некоторых аспектов в речи.

Выделяют:

  • Звуковые (фонетические) средства. Сюда относится использование определенных звуков, что периодически повторяются, придавая особое звучание. Такие способы часто использовали поэты-символисты. Например, всем известное стихотворение Константина Бальмонта «Камыши» завораживает шипящими звуками, что создают эффект шума камышей.
  • Синтаксические. Это особенности построения предложений. Например, у В. Маяковского - краткие, хлесткие фразы, что сразу же заостряют внимание на теме.
  • Фразеологические. Сюда относится применение автором фразеологических оборотов или так называемых крылатых выражений - афоризмов.
  • Лексические и семантические: связанные со словом и его значением.
  • Тропы. Наиболее часто присущи они именно художественной речи. Это метафоры и метонимии, гиперболы.

Видео по теме


Средства выразительности в стихотворении

Прежде чем перейти к стихотворению и изучению его средств выразительности, стоит обратить внимание на стиль данного жанра. Как мы уже говорили выше, средства выразительности для каждого жанра используются свои. Наиболее часто данные способы подчеркивания авторского замысла встречаются в художественном стиле. Поэзия - это однозначно художественный жанр (за некоторыми очень редкими исключениями), поэтому средства выразительности в стихотворении применяются для того, чтобы читатель мог воспринять больше информации, лучше понять автора. Писателям-прозаикам форма и стиль позволяют не быть стесненными в размерах их произведений, тогда как поэтам сложнее вместить в сравнительно недолгие строки свои чувства и мысли, видение и понимание.


Наиболее часто применяемые приемы выразительности в поэзии

Средства художественной выразительности в стихотворении достаточно разнообразны. Они не являются достоянием конкретного автора, так как создавались и совершенствовались десятилетиями. Но вот на конкретных примерах и по излюбленным средствам иногда узнать автора становится очень легко. Поэзия Сергея Есенина, к примеру, всегда наполнена красивыми эпитетами и удивительными метафорами. Если знающему его стиль человеку зачитать неизвестное стихотворение, скорее всего, автора он назовет без заминки.

Средства выразительности в стихотворении:

  • Аллегория. Суть ее в выражении объекта или черты характера через определенный образ. Например, волк в сказках и баснях - всегда аллегорический символ жестокости, свирепости, своеволия.
  • Гипербола и литота. Проще говоря, художественное преувеличение и преуменьшение.
  • Антитеза. Способ выразительности, который достигается при помощи сопоставления или размещения рядом двух и больше контрастных понятий. У А. С. Пушкина, например, о буре говорится: «То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя».
  • Анафора. Это одинаковое начало нескольких строк, как в гениальном стихотворении Константина Симонова «Жди меня».
  • Аллитерация. Употребление согласных звуков конкретного звукового ряда, как в «Камышах» Бальмонта, шипящие звуки, чередующиеся друг с другом, создают мистическое присутствие шума растений ночью.
  • Метафора. Переносное значение слова, обоснованное на одном или нескольких признаках. «Изба-старуха» у Есенина, например. Хлипкая избушка сравнивается со старухой в силу преклонного возраста обеих.
  • Метонимия. Одно слово вместо другого, или часть вместо целого.
  • Олицетворение. Прием, когда неживому предмету приписываются свойства живого.
  • Сравнение и эпитет. Первое - когда один предмет сравнивают с другим для лучшего эффекта передачи информации. Второй многим известен по урокам литературы и являет собой художественное определение.


Средства выразительности в стихотворении «Листья» Тютчева

Чтобы лучше закрепить тему, мы рассмотрим конкретные стихотворения и на их примере постараемся разобраться, что являют собой приемы выразительности.

Эта поэтическая попытка писателя понять смысл жизни, оплакать ее скоротечность - настоящий шедевр пейзажной лирики. Она - это как бы монолог листьев, что грустят о своей судьбе и так незаметно пролетевшем лете.

Здесь множество средств выразительности. Это и олицетворение (листья говорят, размышляют, автор представляет их читателю живыми существами), и антитеза (листья противопоставляют себя хвое), и сравнение («иголками ежа» они называют иголки сосен). Здесь же мы можем увидеть и приемы аллитерации (звуки «ж», «ч», «ш»).

Игра с временными формами глаголов помогает автору достигнуть эффекта динамики, движения. Благодаря этому приему читатель практически ощущает быстротечность времени и движения листьев. Ну и как любое стихотворение, «Листья» не обошлось без использования эпитетов. Их здесь очень много, они красочные и живые.

Обратите внимание на размер стихотворения. Всего в четырех небольших строках поэт использует множество средств выразительности и поднимает несколько философских вопросов. Всегда будьте внимательны при чтении поэзии, и будете приятно удивлены тем, как много всего говорит нам автор.

Стихотворение «Зимнее утро»

Средства выразительности стихотворения «Зимнее утро» радуют своим разнообразием. Это произведение - образец лучшей пейзажной лирики.

Приемы, которые А.С. Пушкин использует для достижения особого настроения - это в первую очередь антитеза. Противопоставление мрачного вчера и прекрасного сегодня выделяет обе картины природы - холодной снежной бури и прекрасного утра - в отдельные полотна. Читатель будто видит и шум вьюги, и ослепительный снег.

Особые положительные эпитеты «прелестный», «великолепный», «чудесный» подчеркивают настроение автора и передают его нам. Присутствует в поэзии также олицетворение. Вьюга здесь «злится», а мгла по хмурому небу «носилась».


В заключение

Средство выразительности речи не просто украшают и дополняют речь, они делают ее живой, художественной. Они - будто яркие краски, которыми художник оживляет свою картину. Их цель - подчеркнуть и обратить внимание, усилить впечатление, возможно, даже удивить. Поэтому, читая поэзию, не спешите, вдумайтесь, что хочет донести автор. Пропуская скрытые между строк мысли великих художников слова, вы много теряете.

Выразительность речи – это живость, яркость, образность, убедительность отражения мысли, то есть, по определению Б. Н. Головина, «такие особенности её структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя». В разных ситуациях общения используются различные типы речевой выразительности: информационная (предметно-логическая, логико-понятийная) – «интеллектуальная экспрессивность» (Васильева 1990:80) – подбор фактов, умелое использование понятий, доказательств и т.д. – и чувственно-воздействующая , которая создаётся интонационными, звуковыми, лексическими средствами, тропами, фразеологическими, графическими средствами, фигурами речи – стилистическими, речемыслительными, риторическими.

1.Средства информационной (предметно-логической, логико-понятийной) выразительности («интеллектуальной экспрессивности») : подбора фактов, точность словоупотребления, умелое использование понятий, логичность, доказательность, ясность, доходчивость изложения.

2. Графические средства выразительности : абзацное членение (красная строка), знаки препинания, нумерация, шрифтовые, цветовые выделения, подчёркивание и т.д.

3. Выразительность речи, воздействующую на чувства адресата, создают интонационные средства (мелодический (ритмический) контур речи, интенсивность движения тона, степень громкости, паузы, логические ударения), выражающие эмоциональное состояние говорящего, усиливающие смысловое и экспрессивное отношение к предмету речи, значение звучащей речи в целом.

4. Средствами звуковой выразительности являются: 1) аллитерация – повторение согласных (Гр ом гр емит, гр охочет ). 2) ассонанс – повторение гласных (Ск у чно нам сл у шать осенн юю вь ю г у ... (А. Некрасов)), 3) фигуры выделения : а) фонетическая анафора – повтор начальных звуков (С лавься! С ияй, с олнечная наша коммуна! (В. Маяковский)), б)фонетическая эпифора –повтор конечных звуков: Я вольный ветер, я вечно ве ю , Волну ю волн ы , ласка ю ив ы ... В ветвях вздыха ю , вздохнув, неме ю , Леле ю трав ы , леле ю нив ы (К.Бальмонт).

5. Активно используются в речи (особенно художественной, публицистической) лексические средства выразительности : 1) синонимы: а) семантические (исполин, гигант, титан ), б) стилистические (пришёл, прибыл, притащился ), в) стилевые (глаза, очи ), г) семантико-стилистические (блуждать, бродить, шататься, шляться ); 2) историзмы и архаизмы ; 3)специальные художественно-изобразительные средства – тропы –обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении на основе сопоставления с другим, близким в каком-то отношении, понятием в целях достижения большей художественной выразительности. Система тропов основывается на связи (сходстве или противоположности) понятий в качественном отношении (метафора, олицетворение, метонимия, ирония, синекдоха) или количественном(гипербола, мейозис, литота). 1) Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений: а) по форме (головка лука, кольцо садов), б) по качеству (шёлковые ресницы, тонкий слух, чёрные мысли), в) по расположению (Наш вагон в хвосте поезда), г) перенос значения с одного предмета на другой по схожести выполняемой функции – функциональный перенос (дворники автомобиля, ручка с золотым пером ). 2) Разновидностью метафоры является олицетворение – отнесение признака или действия живого существа (лица) к предметам, явлениям природы, абстрактным понятиям (Ветер злится ; Море смеялось и плакало ). Метафора является источником многозначности слов. 3) Метонимия – употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними: а) между предметом и материалом, из которого предмет сделан (Хрусталь уже на столе); б) между содержимым и содержащим (Ну, съешь тарелочку ещё!); в) между действием и его результатом, местом или предметом (За диктант она получила «пять». Утреннюю почту уже принесли); г) между действием и орудием этого действия (Труба звала в поход); д) между социальным событием, мероприятием и его участниками (Съезд постановил...); е) между автором и его произведением (Всего Чехова перечитал); ж) между местом и людьми, находящимися на этом месте(Аудитория шумела. Весь дом высыпал на улицу), з) между эмоциональным состоянием и его причиной (Радость моя ещё в школе). 4) Разновидностью метонимии является синекдоха - перенос значения с целого на часть и наоборот (Ноги моей здесь не будет! Слива у нас уже отцвела). 5) Эпитет – художественное, образное определение, которое возникает в сочетании с определяемым словом (зеркальная гладь воды, ядовитый взгляд). Часть эпитетов в русской речи являются постоянными, переходящими из одного высказывания, произведения в другое (солнце красное, тучи чёрные ). 6) Ирония – «троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. Отколе, умная , бредёшь ты, голова? (Крылов) (в обращении к ослу)» (Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. 1976: 137) (Он в шестьдесят ещё шустрый мальчик ). 7) Гипербола –преувеличение размера, силы, значения, усиление признака, свойства до таких размеров, которые обычно не свойственны предмету, явлению (Сто раз уже тебе говорил. Редкая птица долетит до середины Днепра). 8) Мейозис – «троп, заключающийся в преуменьшении интенсивности свойств (признаков) предмета, явления, процесса: оставляет желать лучшего (о плохом), это вам влетит в копеечку, ...не первой молодости, ... детинушка пустил в ход кулачки » (Русский язык. Энциклопедия, 1979: 138), неплохой (хороший), недурно (хорошо); Немалых (больших) денег стоит всё это). 9) Разновидностью мейозиса является литота – образное выражение, содержащее преуменьшение, ослабление свойства, качества, явления до немыслимых в реальности размеров (мальчик с пальчик, мужичок с ноготок; В двух шагах живу от школы). В одной и той же единице языка может совмещаться несколько видов тропов: «весенний ливень бурных слёз» (метафора + литота).

6. Фигуры речи(стилистические фигуры) – обороты речи (грамматические (синтаксические) средства), которые представляют собой словесные конструкции, образуемые соединением слов, словосочетаний, предложений, строф и оформляющие ход мыслей говорящего в особой форме, способствующей большей выразительности речи, эмоционально-стилистическому звучанию речи. Используются фигуры речемыслительные, риторические и синтаксические. 1. Употребление речемыслительных (семантических) фигур , выражающих близкие или сходные понятия (сравнения, аллегории, символа, перифразы, эвфемизма, аллюзии) или противоположные(градация, антитеза, оксюморон, каламбур), определяется ходом мысли говорящего, пишущего. 1.1. Сравнение – открытое развёрнутое сопоставление одного факта действительности с другим (обозначаемого и обозначающего) по одному или нескольким названным или неназванным признакам, несущее дополнительную информацию и помогающее наиболее полному раскрытию мысли автора, созданию нового взгляда на старое, известное. Части сравнения связываются с помощью а) сравнительных союзов (как, точно, словно, будто, чем и др.): Безнравственность, как радиация, постоянно убивает общество (А. Тулеев); б)специализированных слов (похожий, подобный, напоминающий и т. п.): Прошла девочка-цыганка, похожая на веник (Ю. Олеша); в) формы творительного падежа обозначающего слова: Дым вился кольцами над ним ; г) форм степеней сравнения прилагательных и наречий: Кто на свете всех милее, всех румяней и белее? (А.Пушкин). 1.2. Аллегория - выражение отвлечённого понятия или идеи при помощи конкретного образа, концептуально связанного с данным понятием и помещённого в определённый сюжет, ситуацию, чтобы показать сложное через простое (образы животных в сказках, в баснях, где они являются носителями определённых качеств, понятий: лиса – хитрости, осёл – глупости и упрямства, змея – коварства и мудрости и т. д.). 1.3. Символ – «многозначный предметный образ, объединяющий собой разные планы воспроизводимой действительности на основе их существенной общности, родственности» (А. Квятковский. Поэтический словарь). Символ связан с духовными ценностями, создаётся на основе других метафор, сравнения, эпитетов и наполняется содержанием не в словосочетании, а в тексте (описание сада Плюшкина как символа потерянного рая ).1.4. Перифраза (перифраз, парафраз, парафраза) – «выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова (Пишущий эти строки (вместо «я» в речи автора)) (Розенталь Д.Э., Теленкова М. А., 1976: 271); замена однословного наименования лица, предмета, явления описанием его существенных признаков, указанием характерных черт (царь зверей (вместо «лев» ), творец Макбета (Шекспир ). Перифраза, будучи многогранной, подвижной, эмоциональной, является средством, противоположным аллегории, для которой характерны определённость значения, жёсткость, логичность. 1.5. Особой разновидностью перифразы является эвфемизм , который предполагает уклонение от прямого наименования в силу запрета или сложившихся традиций (Она сильно поправилась (пополнела), заинтересованные лица, из достоверных источников ).1.6. Аллюзия – отсылка к какому-либо мифологическому, культурному, историческому, литературному факту без прямого указания на источник, своего рода скрытое цитирование, в основе которого культурно-исторический опыт говорящего и адресата (слава Герострата ).1.7. Градация (нарастание) «фигура, состоящая из двух или более значимых единиц, размещённых по возрастающей интенсивности (Я вас прошу, я вас очень прошу, я вас умоляю ) (Русский язык. Энциклопедия, 1979: 369). 1.8. Антитеза - фигура речи, заключающаяся в резком противопоставлении сравниваемых понятий, мыслей, образов, построенная на антонимии и синтаксическом параллелизме, служащая для усиления выразительности речи (Ученье свет , а неученье тьма ; Умный научит , дурак наскучит ); лежит в основе многих пословиц, поговорок, афоризмов. 1.9. Оксюморон (оксиморон) – соединение слов, обозначающих два противоречащих друг другу, взаимоисключающих понятия, но дополняющих друг друга, с целью отражения сложности и противоречивости явления, кажущегося, на первый взгляд, простым, однозначным, вскрытия его диалектической сущности, в результате чего происходит смысловое усложнение и обновление впечатления (…Мучительно счастлив (А. Пушкин); Ей весело грустить (А. Ахматова); Неповторимость повторится (Н. Матвеева)). 1.10. Каламбур – фигура, построенная на несовместимости понятий, обозначенных тождественно звучащими словами, или на «намеренном соединении в одном контексте двух значений одного и того же слова» (Русский язык. Энциклопедия, 1979: 107): А кругом как захохочут. Верно, говорит народ. Раз трамвай везти не хочет, тут уж ясно, не везёт (Б.Заходер). Строится каламбур на разрыве связи между словами: на столкновении омонимов, паронимов, разных значений многозначного слова.

2. Риторические фигуры (фигуры выражения эмоций) –это синтаксические конструкции, усиливающие не только выразительность, но и логический смысл речи. К ним относят: обращение, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое ответствование, умолчание и т. д. 2.1. Риторическое обращение заключается в том, что высказывание адресуется неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, отсутствующему лицу (Ветер, ветер , ты могуч, ты гоняешь стаи туч... (А. Пушкин); Мечты, мечты ! Где ваша сладость? (А. Пушкин)). 2.2. Риторический вопрос – фигура речи, содержащая утверждение или отрицание в вопросительном по форме высказывании, на которое не предполагается (не ожидается) прямого ответа (На кого не действует красота? ). 2.3. Риторическое восклицание – выражение попутно возникающего эмоционального состояния автора с помощью интонации, активно воздействующей на адресата даже без особых лексических, синтаксических средств и придающей живость, непринуждённость высказыванию, например, при повествовании (Сегодня(Боже мой, я совсем забыл купить кисти!) собираюсь пойти на пленэр) .2.4. Риторическое ответствование – стилистическая фигура, состоящая в том, что автор задаёт себе вопросы и сам же отвечает на них (Итак, что мы будем делать? Решим вот эту простенькую задачку? Нет, сначала мы поедим, отдохнём, а потом - за работу ).2.5. Умолчание –умышленно не завершённое высказывание, пропуск чего-то значимого и неоднозначного (многозначительный пропуск), с помощью которого несказанное приобретает большую значимость, чем если бы это было высказано открыто (Вот сдам экзамены и...; Скоро поедем к морю и... ). 2.6. Особой разновидностью умолчания является апосиопеза – недоговаривание конца фразы, произносимое с особой интонацией предупреждения или угрозы (Вот я тебе...Только попробуй... ).

3.Синтаксические фигуры речи «образуются путём особого стилистически значимого построения словосочетания, предложения или группы предложений в тексте, [в них] главную роль играет синтаксическая форма, хотя характер стилистического эффекта в значительной мере зависит от лексического (смыслового) наполнения. По количественному составу синтаксических конструкций различают «фигуры убавления» (умолчание, эллипсис, асиндетон (бессоюзие)) и «фигуры добавления» (повтор, подхват, пролепса, полисиндетон (многосоюзие))» (Русский язык. Энциклопедия, 1979: 369). К синтаксическим фигурам речи относят и инверсию, параллелизм, хиазм, анафору, эпифору, парцелляцию и др.

3.1. Эллипсис – «стилистическая фигура, состоящая в том, что один из компонентов высказывания в речи не упоминается, «опускается» с целью придания тексту большей выразительности, динамичности, с помощью эллипсиса передаётся быстрая смена событий, действий, общая динамика сцены, напряжённое психологическое состояние персонажа» (Русский язык. Энциклопедия, 1979: 404): Татьяна – в лес, медведь - за нею (А. Пушкин); Я за книжку, та – бежать...(К. Чуковский).

3.2. Асиндетон (бессоюзие) – бессоюзная связь однородных членов предложения или предикативных частей сложного предложения: Лес рубят –щепки летят (пословица). Север в облачные спины Тычет розовым багром, Тонконогие рябины Вышли к берегу рядком. Шевеля зубцами сосен, Зябнет утренняя рань... Говорят, гнилая осень! Это – правда, время – дрянь…. Рыбы высохшая связка, Сети, скрученные в жгут, Отыгравшая закваска Тихо льётся на Сургут…(С. Сметанин).

3.3. Повтор (повторение, удвоение) – «полное или частичное повторение корня, основы или целого слова, описательных форм, фразеологических единиц… как особый стилистический приём, например, для подчёркивания каких-либо деталей в описании, создании экспрессивной окраски: Прекрасный, чистый, учтивый извозчик повёз его мимо прекрасных, учтивых, чистых городовых по прекрасной, чистой, помытой мостовой, мимо прекрасных, чистых домов... (Л.Толстой)» (Розенталь Д.Э., Теленкова М.А., 1976: 289); еле-еле, крепко-накрепко, рука об руку (А.Некрасов).

3.4. Подхват (анадиплозис) – повтор части текста (сегмента – слова или группы слов: предложения, стихотворной строки) в начале следующей части текста (сегмента):… Придёт оно, большое, как глоток, – Глоток воды во время зноя летнего(Р. Рождественский).

3.5. Инверсия – перестановка слов – компонентов предложения, нарушающая их обычный порядок, позволяющая акцентировать внимание на этом компоненте, «приводящая к смысловому или эмоциональному выделению слов» (Русский язык. Энциклопедия, 1979: 94): Но тих был наш бивак открытый...(М. Лермонтов); И крепко-крепко наши спали России в роковую ночь....

3.6. Параллелизм – «фигура речи, заключающаяся в тождественности синтаксического строения двух или более смежных отрезков текста: В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай...(А. Некрасов)» (Русский язык. Энциклопедия, 1979: 369).

3.7.Хиазм – перемена позиций повторяющихся компонентов двух смежных отрезков текста («перекрещивание»): Поэзия грамматики и грамматика поэзии(Р. Якобсон) (См.: Русский язык. Энциклопедия, 1979: 369).

3.8.Анафора (единоначатие) – «фигура речи, состоящая в повторении начальных частей(слова, словосочетания, предложения) двух или более самостоятельных отрезков речи» (Русский язык. Энциклопедия, 1979: 369). Помимо фонетической анафоры (о которой говорилось ранее), используется а) анафора морфемная (...Черно глазый, черно бровый...); б) лексическая анафора (Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза (С. Есенин), Да будет ход твой и тих, и мудр, Дверь, открываемая вовнутрь. Да будет ясно в тебя входящим Друзьям и добрым, и настоящим, Что ждут их искренне и давно... (С. Сметанин)); в) синтаксическая анафора (Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь своим мечтам (А. Пушкин)) (См.: Розенталь Д.Э., Теленкова М.А., 1976: 24-25). В речи возможно и совмещение различных типов анафоры.

3.9. Эпифора – повторение конечных частей двух или более отрезков речи(стиха, строфы, предложения) (...Исправно платят все налоги Сто богатейших горожан.…Они ведут себя достойно – Сто богатейших горожан... (С. Сметанин)). В тексте возможно сочетание анафоры и эпифоры –одинаковых начальных и конечных элементов смежных отрезков текста – симплока (Этот день живёт во мне как первый день моей студенческой весны, этот день не забудется никогда как первый день нашей любви).

3.10. Парцелляция – расчленение, дробление высказывания, подача информации частями, что свидетельствует о большой взволнованности (Он тоже пошёл. За ней. Потому что не мыслил себя без неё).

Выразительность устных или письменных произведений разных стилей речи создаётся разными средствами. Выразительность разговорной речи достигается с помощью интонационных, грамматических средств, фигур выражения эмоций (риторических фигур). Выразительность научной речи достигается, в первую очередь, путём подбора фактов, точности словоупотребления, логичности, доказательности, ясности и доходчивости изложения (М. Н. Кожина называет такую выразительность интеллектуальной экспрессивностью. См.: Кожина 1983: 172). В создании выразительности письменной официально-деловой речи участвуют графические средства: абзацное членение, знаки препинания (красная строка, тире, нумерация и т.д.). Выразительность устной официальной речи достигается с помощью лексических, синтаксических, интонационных и других средств. Для достижения выразительности публицистической речи используются разнообразные средства выразительности: отбор фактов, их компоновка, ракурс подачи, размещение материала, смена типа речи(описание, повествование, рассуждение) и её формы (прямая, косвенная, несобственно-прямая), лексические, синтаксические, графические средства. Выразительность художественной речи связана с образностью, поскольку художественная речь воздействует не только на разум, но и в большой степени на чувства, эмоции адресата (читателя, слушателя), создаётся разнообразными средствами (фонетическими, лексическими, фразеологическими, грамматическими), зависит от рода и вида художественного произведения, литературного направления, авторского стиля, манеры. Наивысшим достоинством речевого произведения является не внешняя выразительность, яркость, а выразительность скрытая. Настоящий мастер избегает в своей речи, с одной стороны, неоригинальных средств (поэтических штампов), с другой – искусственности, вычурности этих средств.

Практические задания:

Упражнение 1. Назовите средства фонетической выразительности, используемые в данных предложениях, укажите их стилистическую функцию.

    Я вольный ветер, я вечно вею, волную волны, ласкаю ивы… 2. От ликующих, праздно болтающих, обагряющих руки в крови, уведи меня в стан погибающих за великое дело любви. 3. Воспоминание безмолвно предо мной свой длинный развивает свиток. 4. Между тучами и морем гордо реет Буревестник... (М. Горький). 5. У меня не жена, а Весна-Красна: взор лукавый, румяные щёки. Тает снег, тает лёд, где проходит она – приближаются летние сроки. Из-под ножки её в синь синички летят, из перчатки порхают голубки. Тонкоклювые пеночки строятся в ряд песне в лад, что поют её губки (С. Сметанин).

Упражнение 2. Прочитайте текст, попытавшись точно передать описанные автором изменения в состоянии природы, окружающей среды.

Звёзды сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошёлся сильный ветер. Лес ожил, зашумел. Свистящим шёпотом перекликнулись между собой сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженный ветвей (Б. Полевой).

Упражнение 3. Определите виды тропов, выделенных в следующих высказываниях (метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, перифраз, сравнение). Какова их функция в речи?

1.Ах,увял головы моей куст, засосал меня песенный плен, обречён я на каторге чувств вертеть жернова поэм (С.Есенин). 2. Не обгорят рябиновые кисти, от желтизны не пропадёт трава. Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова(С. Есенин). 3. И скоро ночь, по прошлому скорбя, опять раскинет звёзды как попало, закат осыплет облако малиной, дыханье ветра станет погрубей, и жалкий лист на ветке тополиной нахохлится, как старый воробей (С. Сметанин). 4. В смертельном обмороке бледная река чуть шевелит засохшими устами (Н. Заболоцкий). 5. И веет влажная прохлада вокруг неё, и каждый куст обрызган пылью водопада, смеётся тысячами уст (Н. Заболоцкий). 6. Согласно брякнули мундштуки, шумно скрипнули сёдла, и, колыхаясь в ночи, как огромная в омуте рыба, густая вереница людей поплыла туда, где из-за древних сихотэ-алиньских отрогов – такой же древний и молодой – вздымался рассвет (А. Фадеев). 7. На их горячие мольбы, на их сыновние просьбы, на их слёзы он [царь] ответил казацкими нагайками и солдатскими пулями (Из речи на митинге). 8. Защита считает себя не вправе прибегнуть к такого рода приёму, потому что настоящее дело похоже на палку, которая имеет два конца (Из речи адвоката).

Упражнение 4. Какие средства выразительности используются в данном тексте, какова их стилистическая функция?

Как сделать так, чтобы привлечь внимание всех слушателей? Нужно придать речи выразительность и чистоту, а также разобраться в том, речи и какими средствами она достигается. Как оказывается, это не так-то просто.

Выразительность речи - это такая ее особенность, благодаря которой поддерживается постоянное внимание и интерес слушателей и читателей.

Но таким образом преобразить свою речь может только человек, способный самостоятельно мыслить, обладающий яркой гаммой чувств, эмоций и переживаний. Именно эти качественные характеристики порождают у человека желание каким-то образом выразить и проявить себя. Потому он сделает все возможное, чтобы слушатели и читатели его поняли.

Выразительность речи для каждого индивидуальна. Она характеризует состояние человека в каждой конкретной ситуации. Очень ярким примером этого служат из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Каждое его изречение пестрит множеством оригинальных выражений и тем самым отличается оригинальностью, экспрессивностью и нестандартностью мышления.

Сами подумайте, если каждый из нас будет говорить одинаково, по шаблону, насколько скучным это будет занятием, причем не только для тех, кто слушает, но и для нас самих. Помните, что выразительности речи нельзя достичь только путем изучения специализированной литературы. Важно уметь слушать друг друга, черпать что-то новое из речи окружающих и, пропуская это через призму собственных эмоций и переживаний, интерпретировать все по-своему.

Выразительность речи нужна тем людям, у которых в результате внутренней духовной работы создается некий образ, нуждающийся в словесной интерпретации. Чем он богаче, тем ярче должна быть его словесная формулировка. Как правило, для этого используется множество среди которых различают эпитеты, метафоры, сравнения, параллелизм и прочее.

Помните, что умение человека владеть выразительными и правильно их применять в той или иной ситуации является условием культурной речи. Однако здесь важно еще и соблюдать а также найти правильное и доходчивое слово, способное и поразить слушателя, и быть ему понятным. А это - искусное умение. Потому существует понятие художественной речи, которое свойственно литературному произведению. Конечно же, на первый взгляд она может и не отличаться от общепринятой формы, однако, основная ее функция - эстетическая. Художественная речь всеми своими особенностями, мелкими деталями призвана реализовывать авторский замысел и раскрывать суть литературного произведения.

Заметим, что на различных этапах развития и становления литературы особенности художественной речи были различными. Она то строго регламентировалась (во времена классицизма), то полностью зависела от воображения писателя (во времена сентиментализма). Что касается современного положения вещей, сейчас приветствуется свобода творчества.

Заметим, что существование художественной речи не может быть без литературного языка. С одной стороны, она частично соответствует норме, потому что особенности литературного произведения этого требуют. С другой же, ее характерные особенности как раз начинают проявляться за пределами существующих догм и уставов. Потому для того, чтобы понять произведение, нужно ознакомиться с особенностями той эпохи, в которую оно было создано, чтобы почувствовать, где были осуществлены отступления.

Выразительность речи проявляется не только в поиске необычных и подходящих к месту слов. Нужно еще уметь грамотно подобрать нужную синтаксическую конструкцию.

Заметим, что основные элементы, помогающие «раскрасить» обыденности речи - это мышление, развитые речевые навыки, правильные фразы и интересные мысли.