Гиперактивность: что делать, если ребёнок непоседа? От имени мам…. Непоседа или гиперактивный ребенок

Случается, дети такие непоседы, что не могут ни минуты спокойно поиграть или посмотреть картинки. Родители очень непоседливых, неусидчивых детей часто беспокоятся, не повлияет ли это плохо на их развитие? Как бороться с неусидчивостью ребенка в 1,5 — 2 года?

Когда ребенок в конце первого года жизни овладевает умением ходить самостоятельно, он большую часть своего досуга проводит в движении. Если вовремя не приучать оебенка к умению заниматься игрушками, к рассматриванию книжек, наблюдению за окружающим, то из всех видов деятельности будет преобладать ходьба. Со временем она может стать помехой для спокойной, сосредоточенной деятельности и даже для развития речи. Как поступить, чтобы этого не произошло?

В раннем возрасте поведение ребенка, в частности его умение обращаться с игрушками, целиком зависит от того, чему научил его взрослый. Специалисты советуют:

  • обучать ребенка игровым действиям, доступным его возрасту. Например, научите его складывать небольшую, из 3-4 колец, пирамидку, заниматься с матрешкой-вкладышем, накладывать друг на друга кубики и складывать их в коробку, укладывать спать мишку, купать куклу и т. п. При этом ассортимент игрушек должен быть таким, чтобы действия с ними не были слишком сложны для ребенка. Новые игрушки давайте только после того, как действия с предыдущими уже в какой-то степени освоены.
  • Само движение ходьбы можно упорядочить. Ставьте перед неусидчивым, непоседливым малышом определенные задания: принести мишку, прокатить его в машине и т. п.
  • Во время кормления, одевания, укладывания, умывания следите, чтобы у непоседы не было излишней двигательной активности, вырабатывайте у него спокойный, «деловой» тип поведения. Вы достигнете этого своим спокойным, ровным тоном, созданием удобного места для еды, умывания, сна, а также тем, что будете давать малышу посильные для его возраста поручения.
  • Приучайте непоседливого ребенка к умению есть самостоятельно (сначала густую пищу), пить из чашки, при одевании или раздевании подавать различные части одежды, протягивать ручку, нагнуть головку, перед сном или сборами на прогулку собрать игрушки. Вместе с ним посмотрите картинки в книге, заводную игрушку.
  • Не перевозбуждайте ребенка, не активизируйте его деятельность перед сном. Но и не впадайте в другую крайность: не устраивайте «тихих», ничем не заполненных минут, так как такие преднамеренно тихие и пустые минуты вместо успокоения могут вызвать обратный эффект - возбуждение, стремление к активной деятельности.

Дети активно познают мир и, вполне возможно, что ваш ребенок не неспоседа, а просто любопытный, интересующийся окружающим миром малыш. И это плюс в его развитии.

Гиперактивность определяется как чрезмерная физическая активность или движения, которые не имеют цели. Некоторые считают, что не расстройство нервной систем, а просто дефицит внимания родителей и понятием «гиперактивность» они только прикрывают свои пробелы в воспитании ребёнка.

Что характерно для поведения гиперактивного ребёнка?

Гиперактивные малыши никогда не сидят без дела, они постоянно в движении. Они много говорят и развивают бурную деятельность. Такие дети неусидчивы и не могут спокойно слушать, постоянно отвлекаясь и находя себе любые занятия. Они импульсивны, возбудимы и невнимательны. В последнее время это психоневрологическое нарушение диагностируется всё чаще. Раньше это списывали на недостаток воспитания.

Генетические факторы, влияющие на гиперактивность

Хотя это и нельзя назвать правилом, но чаще всего гиперактивность у детей наблюдается в тех семьях, где есть родственники с такой формой поведения.

Как понять, страдает ли ребёнок гиперактивностью?

Чем раньше обнаружить расстройство, тем лучше оно поддастся коррекции. Однако не стоит сразу ставить ребёнку диагноз, тем более самостоятельно, ведь иногда родители могут принять веселье малыша, невнимательность или слишком активное поведение за гиперактивность. Если есть подозрения, изложите их специалисту, который сможет точно диагностировать проблему.

Симптомы гиперактивности

Чтобы поставить окончательный диагноз, необходимо понаблюдать за поведением ребёнка несколько месяцев. Окончательные выводы можно сделать только по прошествии некоторого времени и выявления характерных симптомов гиперактивности: невозможность ребёнка сконцентрироваться, несмотря на интерес к деятельности, невнимательность к деталям, частые ошибки из-за небрежности, отсутствие реакции на обращение и сложности в самоорганизации.

Как направить гиперактивность в нужное русло?

Во-первых, родителям успокоится и меньше нервничать. Разговор и разбор конфликтных ситуаций должны проходить в спокойной обстановки и без криков. Если ребёнок заслуживает похвалы, то не скупитесь на них, он будет чувствовать ваше внимание и поддержку, это положительно повлияет на его поведение и старания. Также старайтесь, чтобы у ребёнка был режим дня и он не переутомлялся – это может усугубить гиперактивное поведение. Направляйте его интересы в нужное русло, ведь его увлечения могут в будущем стать его профессией.

Часто приходится слышать, как мамы жалуются, что их ребенок непоседлив, требует постоянного внимания и его ни на минуту нельзя оставить одного. Возникает вопрос, как же быть с таким ребенком. Непоседа доставляет много хлопот и забот родителям, ведь уследить за его передвижениями, а тем более обезопасить его практически невозможно.

Непоседа или гиперактивный ребенок?

Давайте попробуем разобраться, что же скрывается за этим веселым, приносящим кучу забот термином “непоседа”. Сразу же нужно уяснить, что непоседа и гиперактивный ребенок — это не одно и то же. Хотя поведенческие линии и внешние проявления схожи, однако первопричины, которые стоят за каждой из моделей поведения очень сильно разнятся. Родителям в этом вопросе без помощи специалиста разобрать практически не возможно.

Гиперактивный ребенок — болезнь современности?

Пусть Вас не пугает тот факт что термин гиперактивный ребенок встречается в медицинской терминологии, а непоседа – только в разговорной речи. Необходимо обратиться к врачу, чтобы именно специалист разобрался в возникшей ситуации. Гиперактивность детей может сопровождаться таким заболеванием как синдром дефицита внимания, который станет большой проблемой при посещении ребенком школы, ведь он приводит к рассеиванию внимания, плохой концентрации, быстрой утомляемости во время умственных нагрузок. И если упустить время, то очень сложно что-то исправить.

Гиперактивный ребенок часто имеет заниженную самооценку и, как правило, очень остро реагирует на пустяковые ситуации, но в то же время успокоить такого малыша очень сложно. Такой ребенок очень раздражителен и обидчив.

В целом, симптомами гиперактивного ребенка являются: неусидчивость, непоследовательность, непослушность, упрямство, рассеянность, неаккуратность, неуклюжесть. У более старших детей взбалмошность и неусидчивость обычно проходят, но вот неспособность концентрации внимания остается, иногда даже на всю жизнь.

А кто же такой этот непоседа?

  • Во-первых – это такой ребенок, который непрерывно доставляет родителям массу хлопот. Он держит своих родителей в постоянном напряжении, ведь в любой момент может куда-то залезть, что-то перевернуть, нанести увечья себе или чему-то вокруг.
  • Во-вторых – такие малыши практически никогда не слушаются, делают только то? что хочется им, при этом не обращая никакого внимания на крики, просьбы и уговоры взрослых.

Понятное дело, что всем родителям хочется, чтобы их ребенок рос послушным, воспитанным, не принося при этом никаких забот и хлопот. Понятное дело, что такого практически никогда не бывает, но когда поведение ребенка переходит все допустимые границы, мы просто теряемся, не зная как быть и что же предпринять. А, не выдержав, срываем свой гнев на ребенке, и от этого все становится еще хуже. И хотя обещаем себе, сдерживаться в будущем, но когда чаша терпения переполняется в очередной раз, все происходит сначала.

Что же делать и как выбраться с этого замкнутого круга?

Ребенок непоседа – это образ жизни и состояние души Вашего ребенка, поэтому придется смириться.

Но не забывайте о возрастной динамике, ведь начавшись, как острая потребность в исследовании окружающего мира, эта особенность может перерасти в одну из негативных черт характера ребенка, если встретит непонимание со стороны родителей.

Когда ребенок становится на ноги (примерно в 12 месяцев) и начинает исследовать предложенные для него просторы, дайте ему определенную свободу, ведь запреты вызовут и него желание добиться своего любой ценой. Будьте рядом, чтобы прийти на выручку, когда это будет необходимо. Конечно, это требует большого количества терпения и самоотдачи от родителей в этот сложный и непростой период времени. Но потом Вам не придется ломать голову над тем, что же делать с несносным характером своего ребенка.

Чем больше запретов и ограничений, тем больше соблазн вырваться за их пределы и попробовать все то, что запрещено. Конечно, и полная свобода не выход, но постарайтесь дать ее максимально. Постарайтесь по возможности удовлетворять запросы Вашего ребенка в познании окружающего пространства.

Дорогие родители, проявите фантазию и творческие способности, а также постарайтесь максимально задействовать ребенка в свободное время. Таким образом, предлагая ему альтернативу и возможность узнать что-то новое и интересное, Вы избавите себе от проблем с ребенком непоседой, а он с пользой проведет свое свободное время.

Дети непоседы. Ребёнок не усидчив и неспокоен, что делать? Не вдаваться в панику сравнивая его с другими детьми. Потому что другие дети реагируют на чужого человека спокойно.

Если на все уговоры малыш не слушается и ведёт себя крайне перевозбуждено, то следует поинтересоваться у него, что его так обрадовало. Почему он так себя ведёт. Если ответ не услышан, и он продолжает в том же духе не нужно ругать его в обществе людей. Это может дать обратную реакцию, и он обидится. Придя домой нужно не забыть объяснить, что он себя вёл некрасиво. Сравнить его поступок с отрицательным персонажем из какой-нибудь сказки, но только поступок, а не его самого. Дать подумать над собой.

Часто ребёнок начинает баловаться из-за однообразия. Он от этого устаёт. Нужно уделять время прогулкам на свежем воздухе. Объяснять детям, как вести себя при незнакомых людях. Спокойно, не обращать на себя внимание. Чтобы он понимал где хорошо, а что нет.

Необходимо наблюдать за ребёнком и оценивать его поведение со стороны. Подавать пример и объяснять ему, в чём он неправ. Обязательно нужно стараться объяснить спокойной интонацией. Так, ребёнок лучше запомнит и поймёт информацию. Кричать на детей не в коем случае нельзя. Это не приведёт к хорошему поступку, а только разрушит мировоззрение малыша. Он со временем сам станет много кричать, будет часто капризничать, не понимая, что так нельзя. Ребёнок думает, родители на меня кричат, нервничают, значит, и я так могу делать.

Возможно, источником раздражения является интерьер в его комнате. Красные, сиреневые и золотистые обои раздражают нервную систему и приводят к стрессу. Рекомендуется их сменить на более успокаивающие оттенки. К таким относятся, зелёный и все его оттенки, светло-голубой, бело-розовый.

Дети непоседы часто дерутся и обижают младших братьев или сестёр, в этом случае следует обратиться к врачу. Он проведёт ряд необходимых исследований. И порекомендует что-нибудь успокоительное, пропить травяной чай и т.д. Вполне возможно, что проявляется гиперактивность — подробнее .

Снова и снова вы просите своего ребенка убрать за собой игрушки, аккуратно есть, внимательно слушать, посидеть на месте хоть пять минут, не раскидывать вещи, быть послушным, не отвлекаться? Вновь и вновь порядок в доме разрушен до самого основания, причем, вместе с вашей нервной системой? Вы просите, требуете, приказываете, наказываете? Поздравляем, в вашем доме растете ребенок-непоседа!

Какие они, непоседы?

Давайте заглянем внутрь проблемы слишком активного, на ваш взгляд, ребенка. Непоседа очень любознателен, потому что ему все интересно. Он совершенно искренне любит этот мир, открытий полный. И также искренне недоумевает, почему родителей это так сердит. Это же так интересно – исследовать предмет на ощупь и на вкус. Посмотреть, что с ним будет, если его кинуть вот так вот. А мама что делает при этом? Снова возвращает. Потрясающе! Полный восторг! А теперь вот так кинем. А теперь постучим. А после сломаем. А затем…. А затем начинается все самое интересное. Ладошки хлопают. Ножки ходят. Вокруг красота и лепота. Ему все интересно и все ново. Он занимается исследованиями, свершает открытия, а родители ему препятствуют.

Родители, вы такие смешные!

Малышу так увлекательно наблюдать за эмоциями мамы и папы. А какая у них будет реакция, если я сделаю вот так? Ого! Здорово! А если повторить? Ух-ты! А если еще и вот это вдобавок? Вот это фейерверк эмоций! Весело! Ну, все – теперь меня не остановить. Я готов на все, лишь бы вновь и вновь играть виртуозную симфонию на нервах родителей. Пусть ругаются. Пусть по попе шлепают. Пусть я не посмотрю сегодня мультфильм. И даже останусь без сладкого…

Подумайте, а был бы ребенок таким активным и непоседливым, если бы родители позволяли ему, искренне, от всего сердца, познавать мир в таких количествах и столько, сколько ему необходимо? Может быть, и был бы, но родительское отношение к его открытиям было бы другим. Ребенку в этом случае вряд ли пришлась бы по вкусу та шалость, на которую реакция со стороны родителей не была бы столь бурной. А пока его «развлечения» не знают границ.

Он − бунтует. Он − требует своего. Он отказывается ходить на горшок и есть самостоятельно. Он плохо спит. Он рыдает на улице по любому поводу. Он делает все вопреки просьбам и требованиям. Чего он требует? Что и все дети в кризисе двух-трех лет. И даже больше того. Ему нужна не только любовь. Не только понимание. Ему нужны вы. Целиком и полностью!!! И он перейдет снова все границы: предусмотренные природой и дозволенного вами.

Непоседам – особый подход

Если ваш ребенок оказался живым сверх всякой меры в полном здравии, то просто радуйтесь, что он у вас здоров, и цените его неуемную жажду жизни, его личность, то, что он у вас есть. Примите его таким с благодарностью. И помните, что только вы можете ему помочь. И только любовью и терпением. Помните, любой ребенок, развивающийся в нормальных условиях, будет заниматься исследованием окружающего пространства и человеческих эмоций. Хорошо, если ваш любознательный малыш исследует мир в пределах досягаемости. Да еще при этом отличается усидчивостью и сосредоточенным вниманием. А если горизонты интересного для него гораздо шире его возможностей – физических и интеллектуальных?

В первую очередь, не попустительствуйте хулиганству ребенка. Очертите рамки того, что ему дозволено делать в доме. Обычно ограничения – это то, что угрожает жизни и здоровью ребенка и окружающих его людей и живой природы. Терпеливо объясняйте малышу, почему этого делать нельзя. Не старайтесь объяснить ему это обычным языком. Сделайте все возможное, чтобы ребенок услышал и понял. Всегда говорите с ним на понятном ему языке. Не требуйте от него того, что он не может сделать на данном этапе развития.

Стоит ли наказывать непоседу?

Общих рекомендаций в этом вопросе не существует. Ищите свой индивидуальный подход. Интуиция и материнское чутье обязательно приведут вас к правильному решению. Главное, успокойтесь. И слушайте себя. Первым делом сделайте глубокий вдох. Очень глубокий. Остановитесь. Выдохните из себя весь негатив. Стали спокойны? Нет? Еще раз то же самое. Пока не почувствуете, что в данный момент вы любящий родитель своего малыша. Действительно ли он сделал то, за что требуется наказание? Или все же вы чуть было не сорвали на него свое зло? Очень важно ответить на этот вопрос. И ответить честно. Если наказание необходимо, то вы это сделаете так, что не придется потом жалеть о своей горячности. Наказывайте в спокойном расположении духа, но наказывайте сразу. Чем меньше малыш, тем дороже каждое мгновение. Пока он не отвлекся на другой объект и уже не в состоянии вспомнить то, о чем вы сейчас с ним говорите.

Бить ребенка нельзя!

Запомните это. Берегите своих родных деток. Не переходите сами границы, когда будете их поведение корректировать под ваши рамки. Но самый лучший способ – эти рамки не дать перейти ребенку. Сдерживайте эти порывы малыша. Включайте всю свою мудрость, чтобы не травмировать кроху. Никогда не унижайте и не обижайте своего ребенка. Если чувствуете, что перестарались, не оставляйте это без внимания. Попросите прощения у ребенка. И обязательно объясните ему, почему вы так поступили.

Не бойтесь говорить о своих чувствах

Если сердитесь – так и скажите. Если он сделал вам больно – не скрывайте этого от него. Он еще только знакомиться с миром. Не пугайте его своими эмоциями. Не ленитесь объяснять своим детям все-все-все-все-все. То, что для вас элементарные вещи − для него удивительная диковина, невидаль из мира непознаваемого. Если дадите ему волю самому все изучать, его детство будет очень увлекательным, но очень травмоопасным. К тому же, из ребенка, которого ни в чем не ограничивают в детстве, скорее всего, получится личность, не знающая меры ни в чем и в зрелые годы.

Родительская любовь творит чудеса!

Внимание, проявленное с заботой и любовью, не бывает лишним. Что может быть чудеснее для ребенка, как знать, что мама его всегда любит, всегда ему рада, всегда найдет для него время, всегда его пожалеет и поймет. Не бойтесь лишний раз присесть, и глядя на равных прямо в глаза, сказать малышу, что вы его очень любите. Не стоит бояться лишний раз погладить ребенка по головушке и похвалить за самое маломальское достижение. Не бойтесь его обнимать и радовать подарками. Бойтесь постоянно критиковать, делать замечания, отгонять от себя, игнорировать его вопросы или поиск контакта с вами. Старайтесь объяснять ему его чувства, свои чувства, чувства других людей или персонажей мультфильмов и сказочных героев. Играйте с ним, повторяйте его действия, пытайтесь находиться с ним на одной волне, вплоть до того, что орите как он и беситесь вместе с ним, если по-другому понять его не получается.

Ребенку не нужно позволять все

Нужно просто уметь показать, что вы и таким его любите. И у него не возникнет желание вновь и вновь проверять вас на наличие к нему любви. Необходимо обладать высочайшим искусством управлять желаниями ребенка. Вы можете спокойно прекратить его попытки как следует похулиганить, но при этом у него не возникнет сомнений в том, что вы делаете это с любовью, учитывая его интересы, уважая его как личность. И он будет тянуться к вам. Ему приятно будет находиться в родных объятиях при чтении книжки с интересными картинками. Он с удовольствием будет засыпать, прижавшись всей душой и телом. Он в полном восторге будет утром залезать в постель к родителям, чтобы успеть первым пожелать доброго утра и поцеловать. И в конце концов, у него будет желание делать вашу жизнь радостной и счастливой. Он очень будет стараться. Стараться так, как вы сейчас стараетесь для него.

Наталья Кудрявцева