Геометрические фигуры цифра 5 средняя группа

Людмила Борисова

План-конспект открытого занятия ФЭМП (средняя группа )

Тема : "Геометрические фигуры . Счет до 5 ".

Воспитатели : Борисова Л. А., Угрюмова Е. С.

ГБОУ Школа1929г. Москва, д\о2.

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений, «Социально-коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» .

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкальная.

Цель : формирование элементарных математических представлений.

Задачи :

Упражнять в различении геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг) ;

Развивать у детей свободное общение и все компоненты устной речи в различных видах детской деятельности;

Развивать двигательную активность детей, укреплять физическое и психическое здоровье детей;

Формировать нравственную позицию детей по отношению к окружающему миру : доброту, взаимопомощь, отзывчивость, уважение и честность.

Планируемые результаты : имеет элементарное представление о геометрических фигурах , о составе числа 5; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15-20 минут; с интересом участвует в подвижных играх.

Материалы и оборудование : теремок, клубок ниток, маски героев сказки, карточки с цифрами от 1 до 5, счетные палочки , 4 обруча разного цвета, карточки с геометрическими фигурами .

Ход непосредственной образовательной деятельности.

1. Организационный момент :

Воспитатель1 :

Встаньте дети - шире круг

Ты мой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Воспитатель1 : Ребята мы с вами сегодня отправимся в сказочное путешествие. Хотите? (ответы детей)

А у меня есть волшебный клубочек. За клубочком мы пойдем, прямо в сказку попадем. (подходят к театральной ширме)

Воспитатель : Ребята, вы любите сказки (ответы детей) .

Воспитатель : Давайте вспомним русскую народную сказку “Теремок”.

2. Основная часть.

Воспитатель1 : Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок (обращаю внимание детей на домик) . Бежит мимо Мышка-норушка (ребенок в маске мышки, увидела теремок, остановилась и спрашивает :

«Мышка» :“Терем-теремок! Кто в тереме живет?”.

Воспитатель2

Воспитатель1 : Поможем Мышке-норушке?

Задание1 : Воспитатель вызывает 5 детей, раздает им в разнобой карточки с цифрами от 1 до 5.

Воспитатель 2 : В математику играю, в цифры вас я превращаю.

Встаньте цифры дружно в ряд : один, два, три, четыре, пять!

Дети перестраиваются лицом к другим детям, воспитатель уточняет, кто какой цифрой стал

Дети с цифрами поворачиваются в колонну друг за другом, а «мышка» отвечает кто стоит первым, третьим, пятым, четвертым. Воспитатель с остальными детьми контролирует ответы.

Воспитатель1 : Молодцы, справились с заданием, поэтому двери волшебного теремка открыты для Мышки. Вошла Мышка в теремок и стала в нем жить.

–ребята, посмотрите, прискакала к теремку Лягушка – квакушка, остановилась и спрашивает :

Ребенок в маске лягушки : “Терем теремок! Кто в тереме живет?”

Воспитатель2

Воспитатель1 :Поможем Лягушке-квакушке?

Задание2 Игра «Найди свой домик»

Воспитатель1 : Жили-были в своих домиках геометрические фигуры . Как они называются? Круг, квадрат, треугольник и прямоугольник (показывает и раскладывает в обручи карточки с геометрическими фигурами ). Затем раздает всем детям по одной геометрической фигуре .

Воспитатель2 :

В математику играю,

Вас в фигуры превращаю !

Раз, два, три, в домики беги! (дети-фигуры забегают в свой обруч) . Задания выполняют по музыку 2-3 раза, в конце игры собрать фигуры .

Воспитатель2 : Молодцы, ребята, справились и с этим заданием, поэтому двери волшебного теремка открыты для Лягушки. Вошла Лягушка в теремок и стали они жить вдвоем.

Воспитатель1

(Ответы детей :Зайчик-побегайчик)

Прибежал к терему Зайчик-побегайчик остановился и спрашивает : Ребенок зайчик

Воспитатель2 :“Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мое задание”.

Воспитатель1 : Поможем Зайчику-побегайчику? (Дети садятся за столы)

Задание3. Перед каждым ребенком набор счетных палочек .

Воспитатель2 : «Нужно выложить из них геометрические фигуры : треугольник, квадрат, (усложнение) прямоугольник».

Воспитатель1 : Молодцы, ребята, все вы правильно сделали поэтому двери волшебного теремка открыты и для Зайчика-побегайчика. Вошел Зайчик -побегайчик в теремок и стали они жить втроем. Посмотрите, прибежала к теремку Лисичка-сестричка, остановилась и спрашивает : Ребенок в маске лисички :“Терем теремок! Кто в тереме живет?”

Воспитатель2 :“Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мое задание”.

Воспитатель1 : Поможем Лисичке-сестричке (ответы детей)

Задание 4. Воспитатель2 : Пришла пора немного отдохнуть… Повторяйте за мной. (физкультминутка)

Раз – подняться, потянуться,

Два –друг к другу повернуться

Три – в ладоши 3 хлопка,

На четыре –руки шире,

Пять –потопали немножко

И присели осторожно.

Воспитатель1 : Ребята, а кто это еще прибежал к нашему теремку?

Ответы детей : Волчок - серый бочок

Прибежал к терему Волчок - серый бочок остановился и спрашивает : Ребенок в маске волка :“Терем теремок! Кто в тереме живет?”

Воспитатель2 : “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мое задание”.

Задание 5. «Подумай и ответь»

Воспитатель2 предлагает детям подумать и сказать, чего у всех и у каждого из них по два (два уха, глаза, две руки, ноги, два колена,две ладони и т. д.) Затем спрашивает, чего только по одному (один нос,рот, живот) Дети называют предметы,которых по пять (пять пальцев, пять пуговиц и т. д.)

Воспитатель1 : Дверь теремка и открылась для Волка. Стали звери дружно жить да поживать.

3. Заключительная часть.

Воспитатель1 : Вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться домой, становитесь все за мной : «За клубочком мы пойдем, прямо в группу попадем »

Ребята вам понравилось наше путешествие?

А каким животным вы помогли?

Какое задание вам особенно понравилось?

(ответы детей)

Воспитатель1 : Дети, вы быстро и правильно выполнили все задания и теперь можете отдохнуть.

Список литературы :

1. Колесникова Е. В. - Математика для детей 4-5 лет. Методическое пособие к рабочей тетради. – М.: ТЦ Сфера, страница 51.

2. Новикова В. П. - Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 4-5 лет . ФГОС. - М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ,2016.-80с.

3. Интернетресурсы









Образовательные области:

Приоритетная: познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений)

В интеграции: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие,

речевое развитие

Задачи:

1. Образовательные задачи по приоритетной образовательной области

Познавательное развитие:

    закреплять знания о геометрических фигурах; совершенствовать умение детей выделять лишние геометрические фигуры, совершенствовать счет до 5; познакомить с цифрой 5.

2. Образовательные задачи, решаемые в интеграции образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие

    совершенствовать умение детей правильно строить свой ответ и свободно общаться со взрослыми

    закреплять общепринятые нормы и правила построения взаимоотношений со сверстниками и взрослыми

Физическое развитие:

    совершенствовать у детей двигательные навыки.

Речевое развитие (восприятие художественной литературы и фольклора)

    продолжать формировать умения слушать и воспринимать художественный текст.

Предпосылки УУД:

Коммуникативные: Умение внимательно выслушивать вопрос педагога и отвечать на него.

Регулятивные: Умение соблюдать правила в играх.

Познавательные: Умение выделять существенные признаки предметов.

Личностные: Умение проявлять особый интерес к новому.

3. Развивающие и воспитательные задачи

    развивать внимание, память, предпосылки логического мышления, мелкую моторику рук

    воспитывать умение работать в коллективе, желание доводить начатое дело до конца.

Оборудование для детей: восковые карандаши, изображения героев мультфильма; карточки с геометрическими фигурами, счетные палочки.

Оборудование для педагога: магнитная доска, цифры от 1 до 5, картинка с ладонью и цифрой 5, мягкая игрушка «Лунтик» .

Приёмы и методы работы:

Словесный: вопросы, беседа

Наглядный: игрушка «Лунтик» , изображения геометрических фигур, цифры 1-5.

Игровой: подвижная игра «Найди свой домик» , пальчиковая гимнастика.

Планируемые результаты: имеет элементарное представление о цифрах от 1 до 5, о геометрических фигурах; сосредоточенно действует в течение 20 минут; умеет работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; активно участвует в подвижных играх.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Формы работы с детьми: коллективная, индивидуальная, в парах

Содержание организованной деятельности детей

I.Вводная часть

Однажды на луне родился необычный малыш и попал к нам на Землю, где нашел много друзей. Сегодня он пришел к нам в гости. И хочет узнать, какие бывают цифры и геометрические фигуры. Вы согласны помочь ему? (Дети отвечают)

II. Основная часть

1. Название геометрических фигур

Давайте проверим, какие фигуры знает Лунтик? (Воспитатель показывает фигуры и называет их неправильно. Дети произносят их верно) . Вы молодцы, ребята, помогли нашему гостю узнать геометрические фигуры. Но это еще не всё и нам надо продолжать дальше.

2. Задание.

Давайте поиграем в игру «Четвертый лишний» . Перед вами листы бумаги, на которых изображены геометрические фигуры. Подумайте и определите, какая фигура будет лишней на картинке, и раскрасьте ее. Объясните, почему вы считаете ее лишней. (Дети выбирают нужную фигуру - это круг и раскрашивают ее, объясняют, что в отличие от квадратов, у круга нет углов и сторон) .

Молодцы, вы всё правильно сделали, и теперь Лунтик запомнит и будет знать геометрические фигуры.

3. Пальчиковая гимнастика

(сжать кулачок, по очереди отгибать пальцы)

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:
Палец большой - парень с душой,
Палец указательный - господин влиятельный,
Палец средний - тоже не последний.
Палец безымянный - с колечком ходит чванный,
Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.

Вот теперь наши пальчики отдохнули, и мы продолжаем.

4. Счет до 4.

А сейчас ребята вместе с Лунтиком давайте повторим счет от 1до 4. Посмотрите на доску и поставьте цифры по порядку. (Воспитатель выставляет на магнитной доске цифры, предлагает детям расположить их в нужном порядке) .

5. Подвижная игра «Найди свой домик»

А теперь Лунтик приглашает вас поиграть в подвижную игру «Найди свой домик» .

(Воспитатель раскладывает в обручи цифры от 1 до 4. Раздает детям карточку с цифрой, и, пока звенит бубен, ребенок должен найти домик-обруч, в котором живет его цифра) .

6. Введение числа и цифры 5

Воспитатель загадывает детям загадку, они отгадывают ее.

На руке малышка Лена,
Любит пальчики считать!
У нее, на удивленье,
Каждый раз выходит...

(Пять)

7. Составление из палочек цифры 5

Воспитатель вывешивает образец на доску, дети по образцу выкладывают эту цифру.

8. Задание «Числовой ряд»

Ребята, давайте поможем Лунтику посчитать его друзей. Назовите, каким по счету стоит Мила, Кузя, Пчеленок, бабочка Эллина, паук Шнюк? (Воспитатель на столы детей кладет раздаточный материал) .

III. Заключительная часть

Вспомните, ребята, чему мы научили нашего гостя?

(Познакомили его с геометрическими фигурами - круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Повторили порядковый счет от 1до 5. Познакомились с цифрой 5)

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад № 159 компенсирующего вида

Березина Татьяна Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 49 "Радуга"
Населённый пункт: пгт.Краснобродский
Наименование материала: Конспект НОД по образовательной области познавательное развитие (ФЭМП) в средней группе
Тема:
Дата публикации: 20.06.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД по образовательной области познавательное развитие

(ФЭМП) в средней группе «Крепыши»

Тема: Геометрические фигуры. Счет до 5. Ориентирование в пространстве.

Цель:

формировать знания детей о геометрических фигурах, закрепить знания в

счете до 5, умение ориентироваться в пространстве.

Задачи:

Образовательные:

формировать умение в нахождении геометрических фигур, объяснять,

сравнивать, находить сходство и отличие;

учить отвечать на проблемные вопросы;

«Сколько?»;

упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат,

треугольник, прямоугольник).

Развивающие:

развивать логическое мышление, ловкость;

развивать двигательную активность дошкольников;

укреплять физическое и психическое здоровье дошкольников;

развивать у воспитанников свободное общение и все компоненты

устной речи в различных видах детской деятельности.

Воспитательные:

воспитывать умение работать в коллективе, желание прийти на

формировать нравственную позицию детей по отношению к

окружающему миру: доброту, взаимопомощь, отзывчивость, уважение

и честность.

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие"

(формирование элементарных математических представлений), социально-

коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-

эстетическое развитие, речевое развтие.

Материалы и оборудование:

Дидактический демонстративный материал с изображением геометрических

фигур, карточки с цифрами, картинки с изображением животных, магнитная

аудиозапись,

магнитофон,

карточки

графическим

диктантом,

карточки с изображением одного, двух, трех, четырех и пяти предметов,

Виды детской деятельности:

Игровая деятельность (игра с правилами), двигательная деятельность

(подвижная игра), коммуникативная деятельность (беседа, ситуативный

разговор), познавательно-исследовательская деятельность (решение

проблемных ситуаций), продуктивная деятельность (графическое задание),

чтение художественной литературы (слушание, обсуждение), музыкально-

художественная деятельность (импровизация под музыку с словесным

сопровождением), трудовая деятельность (дежурство).

Методы и приемы : словесный, практический, наглядный.

Планируемые результаты: имеет элементарное представление о

геометрических фигурах, о составе числа 5; удерживает в памяти при

выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно

действует в течение 15-20 минут; с интересом участвует в подвижных играх.

Ход занятия

1. Вводная часть.

Дети здороваются, становятся полукругом возле воспитателя.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте вспомним русскую народную сказку “Теремок”.

2. Основная часть.

Воспитатель: Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок

(обращаю внимание детей на домик). Бежит мимо Мышка-норушка

(иллюстрация мышки), увидела теремок, остановилась и спрашивает:

“Терем-теремок! Кто в тереме живет?”. А волшебный голос из теремка

задание”. Поможем мышке-норушке?

Задание 1. На доске расставить числа от 1 до 5 в правильном порядке.

Проверить, правильно ли расставлены числовые карточки.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, поэтому двери волшебного

теремка открыты для Мышки. Вошла Мышка в теремок и стала в нем жить.

–ребята, посмотрите, прискакала к теремку Лягушка – квакушка,

остановилась и спрашивает: “Терем теремок! Кто в тереме живет?” А

тому, кто выполнит мое задание

Поможем Лягушке-квакушке?

Задание 2. Графическое задание с карточками (повтори рисунок).

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились и с этим заданием, поэтому

двери волшебного теремка открыты для Лягушки. Вошла Лягушка в теремок

и стали они жить вдвоем.

А теперь давайте немножко отдохнем.

Физминутка: «Зайка серенький» (под музыкальное исполнение со словесным

сопровождением)

Воспитатель: Ребята, наш зайка тоже хочет жить в теремке со всеми

зверками? Давайте поиграем, что бы нашему зайчику открылись двери

Задание3. А теперь игра "Прыгни столько раз, сколько хлопну я сейчас"

Воспитатель: Молодцы, ребята, все вы правильно сделали, поэтому двери

волшебного теремка открыты и для Зайчика-побегайчика. Вошел Зайчик

Побегайчик в теремок и стали они жить втроем.

Посмотрите, прискакала к теремку Лисичка-сестричка, остановилась и

спрашивает: “Терем теремок! Кто в тереме живет?” А волшебный голос из

теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит

мое задание”. Поможем Лисичке-сестричке?

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в одну очень интересную игру.

Задание 4. Игра «Угадай – сколько?»

Дети строятся в две шеренги друг напротив друга. У детей одной шеренги

цифры от 1 до 5, у другой – карточки с изображением одного, двух, трех,

четырех и пяти предметов. По сигналу дети находят свою пару: к цифре 1- 1

предмет и т.д.

Воспитатель: Молодцы и с этим заданием справились. Двери волшебного

теремка открыты и для Лисички. Стали они жить вчетвером.

Воспитатель: Ребята, а кто это еще прибежал к нашему теремку?

Ответы детей (Волчок - серый бочок)

Прибежал к терему Волчок - серый бочок остановился и спрашивает:

“Терем теремок! Кто в тереме живет?” А волшебный голос из теремка

отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мое

задание”. Поможем Волку? Давайте присядем к столу.

Задание 5. Перед каждым ребенком на столе лежат различные

геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, овал). Нужно поднять

ту фигуру, которую озвучил педагог.

Воспитатель: Дверь теремка и открылась для Волка. Стали звери дружно

жить да поживать.

3. Заключительная часть.

– Ребята, сколько зверей в теремке?

– Кто первый прибежал?

– А кто прибежал последним?

А кто прибежал после Мышки?

– Ребята, вам понравилось помогать животным?

Какое задание вам особенно понравилось?

Что для вас было новым?

Воспитатель:

Ребята, мне так понравилось, как вы сегодня помогли

животным, за то, что вы быстро и правильно выполнили все задания, давайте

поблагодарим, друг друга за хорошую работу и улыбнемся друг другу. Руки к

солнышку поняли, лучики поймали, к сердцу прижали и людям отдали,

настроение отличное? Занятие закончилось.

Лактионова Ольга Геннадьевна, воспитатель, г.Междуреченск

Интеграция ОО: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений, познавательно-исследовательская деятельность, «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Задачи:

Упражнять в умении различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме. Совершенствовать умение определять пространственное направление от предмета: слева, справа. Учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос Сколько?

Демонстрационный материал: Картинки с шариками

Раздаточный материал: Геометрические фигуры

Вводная часть.

Воспитатель: Дети, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости?
Мышка: Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Я Мышка-норушка из сказки «Теремок». Послушайте, какая история сегодня со мной приключилась.
Прибежала я к теремку, остановилась и спрашиваю: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» А волшебный голос у теремка отвечает: «Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания». Вы поможете мне выполнить задания, которые дал волшебный Теремок?

Воспитатель: «Дети мы поможем мышке попасть в теремок? Вот вам первое задание»

Основная часть.

Задание «Найди отличия».

Воспитатель: «У меня две картинки. Что изображено на картинке?»

Ответ ребенка: «Шарики»

Воспитатель спрашивает: «Шарики на картинке одинаковые или разные?

Ответ ребенка: Разные

Воспитатель:Они разные,значит они отличаются.

Воспитатель спрашивает: «Они все одного цвета?

Ответ ребенка: «Нет»

Воспитатель: «Значит они отличаются по цвету»

Воспитатель спрашивает: «Все шарики одной формы?

Ответ ребенка: «Нет»

Воспитатель: «Значит они отличаются по форме»

Воспитатель: «Ребята мы с вами выяснили, что шарики отличаются по цвету и по форме. А давайте посчитаем шарики и узнаем сколько их»

Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько синих шариков на картинке? Ответ ребенка 5

Воспитатель спрашивает: «Сколько красных шариков на картинке?

Ответ ребенка 5

Воспитатель предлагает на верхнюю полоску карточки выложить столько красных кружков, сколько красных шариков на картинке.

А на нижнюю полоску выкладываем столько синих кружков, сколько синих шариков на картинке. Проверяю выполнение задания детьми

Воспитатель спрашивает: «Каких больше кружков красных или синих?»

Ответ ребенка: «Одинаково, потому что синих 5 и красных 5»

Воспитатель: «Молодцы справились с заданием»

Воспитатель «Следующее задание «Покажи геометрическую фигуру»

Воспитатель: «У вас на столе в тарелочке лежат геометрические фигуры. Сейчас я буду называть геометрическую фигуру, а вы поднимать её и показывать мне.»

Воспитатель: « Круг, квадрат, треугольник, квадрат, круг, треугольник»

Физминутка

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Воспитатель: « И последнее задание это математический диктант.Я называю фигуру вы на полоске выкладываете их в ряд»

Воспитатель: «Положили желтый квадрат, слева от него зеленый треугольник, справа от квадрата синий круг»

Воспитатель: «Под зеленым треугольником положили желтый круг, под желтым квадратом красный квадрат, под синим кругом зеленый треугольник»

Воспитатель: Ребята, вы правильно справились со всеми заданиями, поэтому двери волшебного теремка открыты для Мышки-норушки. Давайте попрощаемся с Мышкой, ей надо спешить в свою сказку.
Мышка: Спасибо, ребята. Вы очень помогли мне. До свидания.

Заключительная часть.

Воспитатель: Кто к нам сегодня приходил в гости?

Ответ ребенка «Мышка»

Воспитатель: Какая история с ней приключилась?

Ответ ребенка « Она не могла попасть в теремок»

Воспитатель: Какие задания мы выполняли?

Ответ ребенка «Показывали геометрические фигуры, шарики сравнивали.

Слева и справа выкладывали фигуры»

Воспитатель: « Вам понравилось помогать Мышке-норушке?»

Ответ ребенка «Да»