Федор иванович тютчев детские годы. Любовная лирика в творчестве поэта. Россия в творчестве Тютчева

Творчество Федора Ивановича Тютчева сильно своей философской составляющей. Оно благотворно повлияло на становление русской поэзии. Работы Тютчева принадлежат к лучшим созданиям русского духа. Всё написанное поэтом Тютчевым носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, самобытного, грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства.

Начало поэтической деятельности
Сборник, состоящий из трёхсот стихотворений, треть из которых — переводные, ряд писем, да несколько статей – это творческий багаж Тютчева. Века проходят, а работы автора остаются востребованными и любимыми читателями.

Творческая судьба Ф.И.Тютчева была необычной. Довольно рано поэт начинает печатать свои стихотворения, но они долго остаются незамеченными. В девятнадцатом веке считалось, что его лирические монологи, внушённые картинами природы, были прекрасны. Но русская публика находила описания природы и в «Евгении Онегине», автор которого отзывался при этом на всё, что волновало современных читателей.

Так, бурный 1825 год вызвал у Тютчева два любопытных стихотворения. В одном, обращаясь к декабристам, он замечал:

«О жертвы мысли безрассудной,
Вы уповали, может быть,
Что станет вашей крови скудной,
Чтоб вечный полюс растопить.
Едва, дымясь, она сверкнула,
На вековой громаде льдов;
Зима железная дохнула —
И не осталось и следов».

В другом стихотворении он говорит о том, как «грустно идти навстречу солнцу и движенью за новым племенем плести», как для него «пронзительны и дики сей шум, движенье, говор, крики младого пламенного дня».

«Ночь, ночь, о, где твои покровы,
Твой тихий сумрак и роса?..»

Это писалось в то время, как Пушкин с ободряющим словом привета обращался «во глубину сибирских руд» и восклицал: «Да здравствует солнце, да скроется тьма».

Пройдут годы и только тогда современники разглядят несравненную словесную живопись Тютчева.

В 1836 году А.С.Пушкин основал новый журнал «Современник». С третьего тома в «Современнике» начали появляться стихотворения, в которых было столько оригинальности мысли и прелести изложения, что, казалось, только сам же издатель журнала мог быть их автором. Но под ними весьма чётко выставлены были буквы: «Ф.Т». Носили они одно общее название: «Стихотворения, присланные из Германии» (Тютчев тогда жил в Германии). Они и были из Германии, но не подлежало никакому сомнению, что автором их был русский: все они написаны были чистым и прекрасным языком и многие носили на себе живой отпечаток русского ума, русской души.

С 1841 года это имя уже не встречалось в «Современнике», в других журналах оно тоже не появлялось, и, можно сказать, с того времени оно вовсе исчезло из русской литературы. Между тем, стихотворения господина Ф.Т. принадлежали к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии.

Лишь в 1850 году фортуна улыбнулась — в журнале «Современник» Н.А.Некрасов лестно отозвался о русском поэте Тютчеве, и о нём заговорили в полный голос.

Одухотворение природы в поэзии Тютчева
«Ночная душа» Тютчева ищет тишины. Когда ночь спускается на землю и всё принимает хаотически неясные формы, его музу в «пророческих тревожат боги снах». «Ночь» и «хаос» постоянно упоминаются в стихотворениях Тютчева 20-30-х годов девятнадцатого века. Его «душа хотела б быть звездой», но только невидимой для «сонного земного мира» и горела бы она «в эфире чистом и незримом». В стихотворении «Лебедь» поэт говорит, что его не прельщает гордый полёт орла навстречу солнцу.

«Но нет завиднее удела,
О лебедь чистый, твоего!
И чистой, как ты сам, одело
Тебя стихией божество.
Она, между двойною бездной,
Лелеет твой всезрящий сон,
И полной славой тверди звездной
Ты отовсюду окружен».
.
И здесь та же картина ночной красоты. Война 1829 года, взятие Варшавы нашли негромкий отклик в душе Тютчева.

«Душа моя, Элизиум теней,
Что общего меж жизнью и тобою?»,

Так спрашивает себя поэт. В мраморно-холодном и прекрасном стихотворении «Silentium» (в переводе с латинского «Молчание») Тютчев повторяет слово «молчи».

«Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои!
Пускай в душевной глубине
И всходят и зайдут оне
Как звезды ясные в ночи:
Любуйся ими - и молчи».

У многих поэтов мы находим указания на эти муки слова, бессильного полно и правдиво выразить мысль, так чтобы «мысль изреченная» не была ложью и не «возмущала ключей» нравственного чувства. Молчание не могло быть спасением от этого состояния. Тютчев молчал только о тех мыслях, которые навевались «буйной годиной» современности, но с тем большим «пристрастьем» отдавался он впечатлением ночной и правдивой природы. Созерцая южное небо, вспоминая о родном севере, он вырывается из-под власти окружающих его красот природы, доходит до любви ко всей Вселенной. При взгляде на коршуна, высоко взвивавшегося к небу, поэту становится обидно, что человек, «царь земли, прирос к земле».

Нужно понять, полюбить всю природу, найти в ней смысл, обожествить её.

«Не то, что мните вы, природа —
Не слепок, не бездушный лик:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык».

Даже губительные силы природы не отталкивают поэта. Своё стихотворение « Mal’aria» он начинает строками:

«Люблю сей божий гнев, люблю сие, незримо
Во всем разлитое, таинственное зло…»

Стихотворение «Сумерки» выражает сознание близости поэта к замирающей природе:

«Час тоски невыразимой!
Все во мне – и я во всем…»

Поэт обращается к «тихому, сонному» сумраку, зовёт его «вглубь своей души»:

«Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай».

Поэт всюду говорит о природе, как о чём-то живом. У него «зима на весну ворчит», а «та ей в глаза хохочет»; весенние воды «бегут и будят сонный берег», природа сквозь сон улыбается весне; весенний гром «резвится и играет»; гроза «опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит»; «ночь хмурая, как зверь стоокий, глядит из каждого куста» и т.п. («Весна», «Весенние воды», «Ещё земли печален вид», «Весенняя гроза», «Как весел грохот летних бурь», «Песок сыпучий по колени»).

Высшие проявления человеческого духа поэт не выделяет из всех других явлений природы.

«Дума за думой, волна за волной –
Два проявленья стихии одной».

Развитие той же мысли мы находим в замечательном стихотворении «Колумб»:

«Так связан, соединён от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества.
Скажи заветное он слово -
И миром новым естество
Всегда откликнуться готово
На голос родственный его».

В этом пункте мировоззрение Тютчева соприкасалось с мировоззрением Гёте, и недаром так близки были отношения обоих поэтов, познакомившихся во время заграничной жизни Тютчева.

Пейзажная лирика Тютчева родом из тех четырёх времен года, что дарит нам природа. В поэзии Федора Ивановича нет разделяющей грани между человеком и природой, они – одной стихии.

Любовная лирика Тютчева не замыкается сама на себя, хотя во многом автобиографична. Она гораздо шире, общечеловечнее. Любовная лирика Тютчева – образец нежности и проникновенности.

«Еще стремлюсь к тебе душой -
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой…
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда…»

Творчество Тютчева преисполнено глубокого философского смысла. Его лирические размышления, как правило, не отвлечённые, они тесно связаны с реалиями жизни.

Приоткрыть занавес перед секретами мироздания, по мнению лирика, невозможно, но это может произойти для человека, находящегося на грани дня и ночи:

«Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие,
Как собеседника на пир…»
«Цицерон»

Большое ли творческое наследие надо оставить после себя, что стать великим? На примере судьбы Ф.И.Тютчева, можно сказать: «Нет». Достаточно написать несколько гениальных творений – и потомки не забудут о вас.

Адаптация текста: Ирис Ревю

(1803-1873)

Краткое сообщение о жизни и творчестве Федора Тютчева для детей 2, 3, 4, 5, 6, 7 классов

Жизнь Федора Ивановича Тютчева началась в селе Овстуг в 1803 году (сейчас это Брянская область).

Тютчев, кратко говоря, принадлежал к старинному роду дворян.

Детство Федор Тютчев провел в подмосковном селе Троицкое. В его семье царил патриархат, но веяния моды не остались в стороне - Тютчев активно изучал французский язык.

С. Е. Амфитеатров, учитель Тютчева, привил ему тягу к античным поэтам, поэтому уже в 13 лет Федор без труда мог перевести даже Горация, и даже придумал собственное стихотворение - «На новый 1816 год».

В 1819 году Федор Тютчев поступает на словесную специальность Московского университета. Уже здесь Федор знакомится с М. П. Погодиным - российским историком, издателем и журналистом. Долгое время они дружили.

В студенческие годы Тютчев увлекается немецким романтизмом. По окончанию университета в 1822 году Тютчева зачислили в Государственную коллегию и он уезжает в Мюнхен.

Краткая биография Федор Иванович Тютчев, после окончания университета.

В Мюнхене для Тютчева открывается новый период жизни, за границей он проводит почти 20 лет. Там он встречает свою невесту Элеонору Петерсон. В этот же период он пишет свои известные стихотворения «Весенняя гроза» и «Фонтан», переводит труды Шеллинга и Гейне.

В 1836 году Ф. И. Тютчев становится известным после публикации в «Современнике» «Стихотворений, присланных из Германии».

В 40-х годах Ф. Тютчева уличили в любовных отношениях с Эрнестиной Дернберг и перевели в Россию. Спустя несколько лет умирает его жена.

В 1841 г. Тютчев знакомится с Вацлавом Ганкой, который оказывает на него достаточно сильное влияние.

Вскоре Федор Иванович загорается идеей славянофильства и занимается деятельностью во имя России. Это повысило его авторитет в глазах Николая 1, и тот вернул его на должность в Министерство.

В 50-е годы Тютчев снова влюбляется, на этот раз его молодой пассией становится Елена Денисьева. Роман продолжался почти 14 лет, в это время в свете о Тютчеве говорили скверно, его не принимали. Елена Денисьева угасла от туберкулеза, в жизни Тютчева наступила череда неудач и смертей: в 1864 г. погибает его дочь, сын, которому едва исполнился годик, спустя год - его мать, затем смерть забирает старшего сына Дмитрия и напоследок дочь Марию. В результате организм Тютчева не выдерживает, здоровье ухудшается, и в 1872 году он умирает от удара.

Если говорить о Тютчеве кратко - то он оставил около 400 стихотворений. Среди них множество стихотворений, посвященных мукам и радостям любви, а также стихотворении о природных пейзажах.

Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря (по новому стилю) 1803 года в старинной дворянской семье. Детство его прошло в родовом имении - Овстуг Орловской губернии, юношеские годы - в Москве. Его воспитателем и первым учителем был поэт и переводчик С.Е. Раич. В Москве Тютчев знакомится с будущими любомудрами (Д. Веневитиновым, В. Одоевскими, братьями Киреевскими, А.Н. Муравьевым, М. Погодиным, С.П. Шевыревым), поэтами, которых объединило увлеченное занятие немецкой философией.

В 1818 году Тютчев поступает в Московский университет и оканчивает его ранее положенного срока - в день 18-летия, в 1821 году.

В годы обучения в университете Тютчев публикует ряд своих стихотворений - в «Трудах» Общества любителей русской словесности и в «Речах и отчетах» Московского университета. После окончания университета Тютчев переезжает в Петербург, где поступает на службу в Коллегию иностранных дел. Вскоре он получает назначение в русское посольство в Баварии и с 1822 года живет вне России - сначала в Мюнхене, потом в Сардинском королевстве, в Турине, затем, оставив на время дипломатическую службу, опять в Мюнхене. За границей Тютчев переводит немецких поэтов - Шиллера, Гейне, ряд отрывков из «Фауста» Гете, пишет оригинальные стихотворения, часть из которых, горячо одобренная Пушкиным, была опубликована в «Современнике» при жизни великого поэта в 1836 году. В этом же журнале стихотворения Тютчева публиковались и позднее, до 1840 года.

В Россию Тютчев вместе с семьей возвращается только в 1844 году. Его дипломатическая карьера не сложилась особенно удачно. Ни чинов, ни денег служба ему не принесла, возможно, потому, что воззрения поэта на судьбу России и ее роль в европейской жизни не совпадали со взглядами тогдашнего министра иностранных дел графа Карла Нессельроде. Кроме того, Тютчев, блестяще образованный дипломат, замечательный публицист, вероятно, не обладал особенным честолюбием, заставившим бы следить за продвижением по служебной лестнице.

Но, характерно, что и к судьбе своих поэтических произведений, как отмечали и современники Тютчева, и исследователи его творчества, он также проявлял редкое безучастие. «Вирши», «пустозвонное безделье», «ничтожные стихи» - так он называл свои стихотворения; себя же именовал «рифмотворцем». По свидетельству А. Фета, Тютчев «тщательно избегал <...> даже намеков на его стихотворную деятельность». Для Тютчева, как пишет один из современных исследователей, «был важен сам акт творчества», но он испытывал «прямое отвращение к поэтической славе». Это утверждение прямо подтверждается тем фактом, что стихотворения Тютчева публиковались достаточно долгое время, до 1854 года, под инициалами Ф.Т.

По этим причинам Тютчев, уже будучи автором таких стихотворений, как «Люблю грозу в начале мая», «О чем ты воешь, ветр ночной», оставался в России почти неизвестным поэтом. Когда несколько лет спустя Н.А. Некрасов пишет о Тютчеве статью «Русские второстепенные поэты», уточняя, что «второстепенный» относится не к качеству поэзии, а к степени ее известности, то, в сущности, он выступает как первооткрыватель поэта.

Только в 1854 г. был издан сборник стихотворений Тютчева как приложение к журналу «Современник», редактором которого был Н.А. Некрасов, затем - по инициативе и под редакцией И.С. Тургенева выходит отдельное издание стихотворений поэта. Творчество Тютчева становится достоянием широкого круга читателей, а его имя обретает известность.

С этими годами связан расцвет творчества Тютчева, поэт переживает высокий творческий подъем. В 1850-х гг. создан целый ряд стихотворений, посвященных Е.А. Денисьевой, так называемый «денисьевский цикл» - вершина лирики Тютчева.

1860-1870-е гг. были омрачены тяжелыми утратами: в 1864 г. умерла Е.А. Денисьева, в 1865 - сын и дочь, в начале 70-х гг. - старший сын Дмитрий и дочь Мария. После смерти Е.А. Денисьевой Тютчев, по его словам, «перестал принадлежать к числу живых». Навсегда утраченная жизнь - вот один из лейтмотивов его писем конца 1860 - начала 70-х гг. и его немногочисленных лирических произведений. В эти годы поэт пишет в основном стихотворения «на случай» и политические стихотворения.

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ ТЮТЧЕВА

Исследователи единодушно пишут об особенном месте Тютчева в поэзии XIX века. Младший современник Пушкина, во многом испытавший влияние тех настроений и идей, которые волновали и великого поэта, он создает свой неповторимый поэтический мир, открывший его современникам совершенно новое видение человека и мира. Исследователи творчества Ф. Тютчева справедливо отмечают то сильнейшее воздействие, которое оказал первый сборник поэта 1854 г. и на поэзию второй половины XIX - начала ХХ вв., на творчество Н.А. Некрасова, А. Майкова, А. Толстого, А. Фета, Вл. Соловьева, А. Блока, Вяч. Иванова, А. Ахматовой, и на развитие центрального для русской литературы жанра - романа.

Обращаясь к традиционным поэтическим темам - жизнь и смерть, смысл человеческого существования, любовь, природа, назначение поэта, Тютчев сумел придать им неповторимое звучание, утвердить свое понимание этих вечных проблем.

Тютчев Фёдор Иванович - известный русский поэт, консервативный публицист, дипломат, член-корреспондент Петербургской Академии Наук.


Детство

Отец Тютчева, Иван Николаевич, был поручик гвардии. Мать, Екатерина Львовна Толстая, принадлежала старинному дворянскому роду. У него был старший брат Николай, который стал полковником Генерального штаба, и младшая сестрёнка Дарья, которая после замужества стала Сушковой.

Образование

Родители дали будущему поэту прекрасное домашнее образование: к 13 годам Фёдор превосходно переводил оды Горация, изумительно знал латынь и древнегреческий язык. Домашним образованием маленького поэта руководил молодой поэт-переводчик С. Е. Раич.

В 1817 году, едва ему исполнилось 14 лет, Тютчев становится вольнослушателем историко-филологического факультета в Московском университете. Через год он был зачислен студентом, а в 1919 году избран в почётные члены Общества любителей российской словесности.

Государственная служба

После окончания университета, в 1821 году, Тютчев попадает на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Вскоре молодого и способного юношу отправляют внештатным атташе в составе Российской дипломатической миссии в Мюнхен.

Фёдор Иванович, занимаясь литературным творчеством, печатаясь во многих изданиях, отлично несёт государственную службу: в качестве курьера он выполняет дипломатические поручения на Ионических островах. За границей же Тютчев получает звание камергера, статского советника и назначается старшим секретарём посольства в Турине. Но в 1838 году, после кораблекрушения, жена Тютчева умирает, и Тютчев оставляет государственную службу, поселившись за границей.

Он возвращается на Родину только в 1844 году, где вновь возобновляет свою службу в Министерстве иностранных дел. В 1848 году его назначают на должность старшего цензора. В 1858 году Тютчев в звании действительного статского советника был назначен на должность Председателя комитета иностранной цензуры. Тонкий, дипломатичный, мудрый поэт имел массу столкновений с начальством на этом посту, но сохранил его за собой. В 1865 году его произвели в тайные советники.

Творчество

В творчестве Тютчева можно выделить три основных периода:

1) 1810-1820: Тютчев создаёт свои первые юношеские стихи, которые отличаются некоторой архаичностью и очень близки по своему стилю поэзии XVIII века.

2) Вторая половина 1820-1840: в творчестве Тютчева уже намечены черты оригинальной поэтики. В стихах этого периода много от традиций европейского романтизма и русской одической поэзии XVIII века.

Начиная с 1840 года, Тютчев ничего не пишет: перерыв в творчестве длился целое десятилетие.

3) 1850-1870: Тютчев создаёт большое количество политических стихотворений и «денисьевский цикл», ставший пиком его любовных чувств.

Личная жизнь

В Мюнхене Тютчев знакомится с прекрасной немкой, Элеонорой Петерсон, урождённой графиней Ботмер. Вскоре они играют свадьбу, и в браке у них рождается три прелестные девочки, но счастье было недолгим. В 1837 году пароход, на котором семья Тютчева перебиралась из Петербурга в Турин, терпит крушение в Балтийском море. Своим спасением жена и дети Тютчева обязаны плывшему на том же пароходе Тургеневу. Элеонора через год умирает. За одну ночь, проведённую у гроба своей покойной жены, Тютчев поседел.

Однако многие считают, что поседел он вовсе не от потери любимой женщины, а от раскаяния в своих тяжких грехах перед ней. Дело в том, что в 1833 году Тютчев всерьёз увлёкся баронессой Эрнестиной Дернберг. Об их бурном романе вскоре узнало всё общество, в том числе и жена Тютчева. После её смерти Тютчев женился на Эрнестине.

Но и на этом любовные увлечения влюбчивого поэта не закончились: вскоре у него завязался ещё один роман, с Еленой Александровной Денисьевой, которую общество осудило за эту страсть. У них было трое совместных детей.

Смерть

В декабре 1872 года Тютчев был частично парализован: осталась без движения левая рука, резко упало зрение. С этих пор сильнейшие головные боли не оставляют поэта. 1 января 1873 года на прогулке его хватил удар, в результате - паралич всей левой половины тела. 15 июля 1873 года поэта не стало.

Основные достижения Тютчева

  • Тютчев сумел объединить в своей поэзии черты русской оды XVIII века и европейского романтизма.
  • Фёдор Иванович и по сей день остаётся мастером лирического пейзажа: только его стихи не просто изображают природу, но и дают её глубокое философское осмысление.
  • Всё, что Тютчев пережил за свою жизнь, он сумел отразить в своих стихах: они настолько точно передают всё палитру любовного чувства, что остаются актуальными до сих пор.

Фильмы о жизни Тютчева



Важные даты биографии Тютчева

  • 1803 год - рождение
  • 1817 год - вольный слушатель историко-филологического факультета в Московском университете
  • 1818 год - зачислен студентом в Московский университет
  • 1819 год - становится членом Общества любителей российской словесности
  • 1821 год - окончание университета, начало службы в Коллегии иностранных дел, дипломатическая миссия в Мюнхен
  • 1826 год - свадьба с Элеонорой Петерсон-Ботмер
  • 1833 год - дипломатическое поручение на Ионические острова
  • 1837 год - звание камергера и статского советника, старший секретарь посольства в Турине
  • 1838 год - смерть жены
  • 1839 год - оставляет государственную службу, уезжает жить за границу, свадьба с Эрнестиной Дернберг
  • 1844 год - возвращение в Россию
  • 1845 год - возобновление службы в Министерстве иностранных дел
  • 1848 год - назначение на должность старшего цензора
  • 1854 год - вышла в свет первая книга Тютчева
  • 1858 год - должность Председателя комитета иностранной цензуры
  • 1864 год - смерть Денисьевой
  • 1865 год - произведён в тайные советники
  • 1873 год - смерть
  • Домашний учитель Тютчева, Раич, после того, как отправил учиться юного Фёдора в Москву, стал учителем маленького Лермонтова.
  • В Мюнхене, ещё до отношений со своей первой женой, у него был роман с молодой красавицей графиней Амалией Крюденер, которая отказывала в чувствах Пушкину, Гейне и даже Баварскому королю Людвигу. А вот в Тютчева влюбилась. И если бы не строгая мамаша, отношения закончились бы свадьбой.
  • Первая жена поэта, Элеонора Петерсон, была на 4 года его старше, и взял он её с четырьмя детьми.
  • После того, как Элеонора узнала о романе своего мужа с Эрнестиной Дернберг, она пыталась покончить жизнь самоубийством, нанеся себе в грудь несколько серьёзных ранений кинжалом.
  • Елена Денисьева была младше поэта на 23 года.
  • 1964 год для Тютчева стал поистине зловещим: его жизнь настигает целая череда смертей. За короткий период времени у него умирают двое детей, мать, затем ещё один, самый старший сын, брат, а затем любимая дочка Машенька.

Русский поэт, член-корреспондент петербургской Академии Наук (1857). Духовно напряженная философская поэзия Тютчева передает трагическое ощущение космических противоречий бытия. символический параллелизм в стихах о жизни природы, космические мотивы. Любовная лирика (в т. ч. стихи «Денисьевского цикла»). В публицистических статьях тяготел к панславизму.

Тютчев родился 23 ноября (5 декабря н.с.) в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские - связаны с Москвой.

Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с творениями поэтов и поощрявший его первые стихотворные опыты. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил Горация.

В 1819 поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Окончив университет в 1821 со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Через несколько месяцев был назначен чиновником при Русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается.

На чужбине Тютчев провел двадцать два года, из них двадцать - в Мюнхене. Здесь он женился, здесь познакомился с философом Шеллингом и подружился с Г. Гейне, став первым переводчиком его стихов на русский язык.

В 1829 - 1830 в журнале Раича «Галатея» были опубликованы стихотворения Тютчева, свидетельствовавшие о зрелости его поэтического таланта («Летний вечер», «Видение», «Бессонница», «Сны»), но не принесшие известности автору.

Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836, когда в пушкинском «Современнике» появились его 16 стихотворений.

В 1837 Тютчев был назначен первым секретарем Русской миссии в Турине, где пережил первую тяжелую утрату: умерла жена. В 1839 он вступил в новый брак. Служебный проступок Тютчева (самовольный отъезд в Швейцарию для венчания с Э. Дернберг) положил конец его дипломатической службе. Подал в отставку и поселился в Мюнхене, где провел еще пять лет, не имея никакого официального положения. Настойчиво искал пути возвращения на службу.

В 1844 переехал с семьей в Россию, а через полгода вновь был принят на службу в Министерство иностранных дел.

В 1843 - 1850 выступил с политическими статьями «Россия и Германия», «Россия и Революция», «Папство и римский вопрос», делая вывод о неизбежности столкновения между Россией и Западом и конечного торжества «России будущего», которая представлялась ему «всеславянской» империей.

В 1848 - 1849, захваченный событиями политической жизни, он создал такие прекрасные стихотворения, как «Неохотно и несмело…», «Когда в кругу убийственных забот…», «Русской женщине» и др., но не стремился напечатать их.

Началом поэтической известности Тютчева и толчком к его активному творчеству стала статья Некрасова «Русские второстепенные поэты» в журнале «Современник», в которой говорилось о таланте этого поэта, не замеченного критикой, и публикация 24 стихотворений Тютчева. К поэту пришло настоящее признание.

В 1854 вышел первый сборник стихотворений, в этом же году был напечатан цикл стихов о любви, посвященных Елене Денисьевой. «Беззаконные» в глазах света отношения немолодого поэта с ровесницей его дочери продолжались в течение четырнадцати лет и были очень драматичны (Тютчев был женат).

В 1858 он был назначен председателем Комитета иностранной цензуры, не раз выступая заступником преследуемых изданий.

С 1864 Тютчев несет одну потерю за другой: умирает от чахотки Денисьева, через год - двое их детей, его мать.

В творчестве Тютчева 1860? преобладают политические стихотворения и мелкие. - «на случаи» («Когда дряхлеющие силы…», 1866, «Славянам», 1867, и др.).

Последние годы жизни тоже омрачены тяжелыми утратами: умирают его старший сын, брат, дочь Мария. Жизнь поэта угасает. 15 июля (27 н.с.) 1873 в Царском Селе Тютчев скончался.

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать:

В Россию можно только верить.

Каков же смысл знаменитого “умом Россию не понять ”? Прежде всего тот, что “ум не есть высшая в нас способность” (Н.В.Гоголь). Чтобы ориентироваться в многослойном русском пространстве-времени, нужна вера, надежда и любовь. Если трактовать веру как “обличение вещей невидимых”, то Россия в некотором отношении не всем видна. Подобно граду Китежу, при приближении чужих для неё духовных энергий Русь уходит на глубину.

Выдающийся русский поэт Федор Иванович Тютчев был также и политическим мыслителем, дипломатом.

Приметы внешней биографии Федора Ивановича Тютчева известны достаточно хорошо. Потомственный аристократ духа и крови, учился в Московском Университете, и с 1822 года посвятил себя служению Отечеству – прежде всего на поприще дипломатии. Более 20 лет в общей сложности провел он в Германии и Италии, где успешно защищал государственные интересы России. Одновременно он представлял свою Родину в высших интеллектуальных кругах Европы, в частности, был лично знаком с Шеллингом и Гейне. В 1836 году первая подборка стихотворений поэта была опубликована в пушкинском “Современнике”, причем сам Пушкин пришел от них в восторг. В 1844 году Тютчев возвращается в Россию, где получает придворное звание камергера, и с 1858 года по высочайшему повелению становится председателем Комитета иностранной цензуры. Нет нужды специально подчеркивать, какова была идейно-социальная значимость этой высокой должности.

В 1856 году министром иностранных дел был назначен А.М. Горчаков. Вскоре Тютчев был произведен в действительные статские советники, то есть генеральское звание, и назначен председателем Комитета цензуры иностранной. У него была прямая связь с Горчаковым, возможность влиять на русскую политику. Тютчев играл заметную роль в формировании русской внешней политики 1860-х годов. Он использовал все свои связи при дворе (две его дочери были фрейлинами), среди литераторов и журналистов, чтобы добиться реализации своих идей. Тютчев считал, что «единственная естественная политика России по отношению к западным державам — это не союз с той или иной из этих держав, а разъединение, разделение их. Ибо они, только когда разъединены между собой, перестают быть нам враждебными — по бессилию…» Во многом Тютчев оказался прав — только тогда, когда разразилась война между Францией и Германией, Россия смогла сбросить с себя унизительные путы, навязанные ей после поражения в Крымской войне.

Ранним утром 15 июля 1873 года Федор Иванович Тютчев скончался в Царском Селе. 18 июля его похоронили на Новодевичьем кладбище в Петербурге.

Как аналитик, он во многом опередил свое время. Его политическая оценка событий, пророчества будущего России и Запада как двух отдельных организмов, существующих и живущих разной и порой внутренне противоположной жизнью, сохраняют свою актуальность и по сей день.

Тютчев писал свои статьи и незавершенный трактат как до, так и после революций, всколыхнувших Европу — во Франции, Германии, Австро-Венгрии. Всего им было написано 4 статьи: «Россия и Германия» (1844), «Россия и революция» (1848-49гг.), «Папство и римский вопрос» (1850), «О цензуре в России» (1857) и незавершенный трактат «Россия и Запад» (1848-49гг.). В них он оценивает ситуацию, сложившуюся в Европе до и после отмеченных событий. Во-вторых, он вводит много новых терминов, обогативших позднее как русскую политическую мысль, так и западную. Среди них такие термины как «русофобия», «панславизм». Ярко была выражена идея империи. В одной из своих статей он говорит прямо: «Не община, но Империя».

Наиболее важными вопросами, затронутыми Тютчевым в своих статьях стали проблемы «русофобии» и будущей «империи», до сих пор не утратившие актуальности. Прежде всего, нужно сказать о таком явлении в нашей жизни как «русофобия».

Русофобия - болезненная неприязнь или даже патологическая ненависть к русскому народу, ко всему созданному им. Один из видов ксенофобии. В зависимости от мировоззрения толкователя термина или от контекста его употребления под русофобией может также пониматься не только ненависть собственно к русским, но и ненависть к России как к стране или государству.

Впервые обратил внимание на проблему русофобии А.Пушкин. С его точки зрения, нельзя прощать “клеветников России”, особенно ту категорию людей, которая в ответ на “русскую ласку” способна “клеветать на русский характер, мазать грязью связанные страницы наших летописей, поносить лучших сограждан и, не довольствуясь современниками, издеваться над гробами праотцев”. Нападки на праотцев Пушкин воспринимал как оскорбление народа и нравственного достоинства нации, составляющие главную и составную особенность патриотизма. Поэт признавал самобытность русской истории и считал, что её объяснение требует “другой формулы”, чем история христианского Запада.

Сама по себе эта проблема всегда волновала Россию на протяжении всей ее трагической истории. Но Тютчев впервые в своих статьях вводит в оборот этот термин.

Эта тема у нас была слабо разработана. Само упоминание этого слова долгое время отсутствует в словарях. Изменения произошли лишь в эпоху Генералиссимуса И.В. Сталина. В середине 30-х годов вплоть до середины 50-х годов этот термин впервые вошел в различные словари русского языка. Можно отметить несколько словарей: Толковый словарь русского языка (под ред. Ушакова, М; 1935-41гг.), Толковый словарь (под ред. С. Ожегова, М; 1949) и Словарь современного русского лит. Языка (М; Академия наук СССР, 1950-1965гг.). После этого вплоть до последнего времени этот термин отсутствует во многих словарях и энциклопедиях.

Тютчев употребляет этот термин в связи с конкретной ситуацией — революционными событиями в Европе 1848-49 годов. И само это понятие возникло у Тютчева не случайно. В это время на Западе усилились настроения, направленные против России и русских. Тютчев исследовал причины такого положения. Они виделись ему в стремлении европейских стран вытеснить Россию из Европы если не силой оружия, то презрением. Он долгое время работал дипломатом в Европе (Мюнхен, Турин) с 1822 по 1844 годы, а позднее цензором Министерства иностранных дел (1844-67) и знал то, о чем говорил, не понаслышке..

Бедная Россия! Весь мир против нее! На самом деле, нет.

У Тютчева в связи с этим вызрел замысел трактата «Россия и Запад», оставшегося незавершенным. Направление этого сочинения историософское, а метод изложения — сравнительно-исторический, делающий акцент на сопоставлении исторического опыта России, Германии, Франции, Италии и Австрии.. Западные страхи по поводу России, показывает Тютчев, проистекают в том числе и от незнания, поскольку ученые и философы Запада «в своих исторических воззрениях» упускают целую половину европейского мира. Известно, что Россия вынуждена была, охраняя свои интересы и интересы европейской безопасности, подавить революцию в Австрии, Германии и заметно повлиять на ситуацию во Франции.

В противовес русофобии Тютчев выдвинул идею панславизма. Неоднократно в публицистике и в стихах Тютчев излагал ИДЕЮ возвращения Константинополя, образование православной империи и соединения двух церквей — восточной и западной.

Нынешний владелец сайта эту статью не писал и со всем этим «русофобским» жалостливым комплексом неполноценности не согласен, но я решил не удалять — пусть будет как мнение. Вот если это правда про Тютчева, то он прямо упал в моих глазах. Не знал, что Тютчев был таким фашистом. Никакое «исторически оправданное возвращение земель» и «русофобия» (выдуманная она или нет) не может быть оправданием для агрессии в сторону другого государства. Именно такие идеи были у небезызвестного Муссолини, который хотел «возвратить», читай захватить земли, принадлежащие ранее Священной Римской империи. Такие дела.

Для Тютчева революция на Западе началась не в 1789 году и не во времена Лютера, а гораздо раньше — источники ее связаны с папством. Сама реформация вышла из папства, из него же происходит многовековая революционная традиция. И в то же самое время на Западе тоже существует идея Империи. «Идея Империи, — писал Тютчев, всегда была душою Запада», но сразу же оговаривал: «но Империя на Западе никогда не была ничем иным как похищением власти, ее узурпацией». Это как бы жалкая подделка истинной Империи — ее жалкое подобие.

Империя Запада для Тютчева является насильственным и противоестественным фактором. И поэтому империя на Западе неосуществима, все попытки ее устроить «срываются в неудачу». История Запада вся сжимается в «римский вопрос» и в нем сосредоточены все противоречия и все «невозможности западной жизни». Само папство сделало попытку организовать «царство Христа как мирское Царство», и Западная церковь превратилась в «учреждение», стало «государством в государстве», как бы римской колонией в завоеванной земле. Этот поединок завершился двойным крушением: Церковь отвергается в Реформации, во имя человеческого «Я» и государство отрицается в революции. Однако сила традиции становится столь глубокой, что сама революция стремится организоваться в империю — как бы повторить Карла Великого.

Ох уж этот злобный запад, аж смешно читать. Ребята этот мир построен на конкуренции и каждый преследует свои интересы — это факт. И, чем меньше главы и граждане государств будут мерятся своими, простите, пиписьками с другими, а чем больше заботиться о процветании своей страны — тем лучше будет всем.

Главным русским делом Тютчев считал хранение и передачу во времени и пространстве великой христианской святыни – вселенской монархии. “Вселенская монархия – это империя. Империя же существовала всегда. Она только переходила из рук в руки… 4 империи: Ассирия, Персия, Македония, Рим. С Константина начинается 5-я империя, окончательная, империя христианская”. Историософия Тютчева, очевидно, восходит здесь к видению пророка Даниила, и к истолкованию им сна царя Навуходоносора, увидевшего великана с золотой головой, грудью из серебра, медными бедрами и глиняными ногами. Тютчев дает православно-русскую его интерпретацию: “Россия гораздо более православная, нежели славянская. И, как православная, она является залогохранительницей империи… Империя не умирает. Только в качестве императора Востока царь является императором России. Империя Востока: это Россия в окончательном виде”. Отцы Церкви в свое время писали о христианском царстве – но они ещё не ведали о великой северной стране будущего.

Щас бы еще православное государство построить, вообще будет «здорово». Надеюсь, вы помните уроки истории и понимаете, что единственно правильный путь развития — это светской государство.

Быть может, наиболее глубокое духовно-политическое произведение Тютчева – это “Русская география”. Поэт рисует в нем очертания искомого “белого царства” — разумеется, скорее мистические, чем физические, хотя дух и тело в определенном плане неразделимы. Что готовит нам будущее, знает только Бог, но совершенно ясно, что Святая Русь в своей таинственной судьбе уже реализовала многое из того, о чем думал и на что надеялся гениальный поэт-провидец в середине XIX столетия:

У меня сейчас от пафоса слезы чуть не потекли. Канализацию надо бы везде провести сначала, а потому уж Святую Русь строить.

Москва, и град Петров, и Константинов град –

Вот царства русского заветные столицы… TokaDoka copyright 2013-2019

Вся информация представлена в ознакомительных целях, вы используете информацию с сайта на свой страх и риск, сайт не несет ответственности в случае предоставление неточной или не правдивой информации, хотя и старается избежать подобного. Всегда дополнительно консультируйтесь в официальных источниках.