Евтушенко известные. Я разный (поэзия евгения евтушенко)

Евгений Евтушенко - поэт, прозаик. Родился на станции Зима в Красноярской области, в семье геолога. Когда семья переехала в Москву, Евтушенко совмещал учебу в школе с занятиями в поэтической студии Дворца пионеров Дзержинского района. Посещал лит-консультации издательства «Молодая гвардия». Регулярно начал печататься с шестнадцати лет. После школы поступил в Литературный институт им. А.М. Горького. Первый сборник стихов вышел, когда он ещё учился в институте - «Разведчики грядущего» (1952). Автор многих книг стихов.
Поэзия Евтушенко (в том числе в авторском исполнении, собиравшем многотысячные
Преподаёт в американских университетах русскую поэзию по собственному учебнику («Антология русской поэзии»).

Евгений ЕВТУШЕНКО

ИЗБРАННОЕ

И все-таки я с тобою,
и все-таки ты со мной,
зажатые шумной толпою,
придавленные тишиной.

И все-таки мы родные,
а это нельзя не сберечь,
и все-таки мы иные,
чем были до наших встреч.

У памяти столько заначек,
что хватит их нам наперед,
и кто-то из нас заплачет,
когда из нас кто-то умрет.

Все выживаю, выживаю,
а не живу,
и сам себя я выжигаю,
как зной траву.

Что впереди? Лишь бездну вижу.
Она лежит
между двуличным словом — выжить,
и безграничным — жить.

Форма — это тоже содержание.
Пламенная форма у огня.
Вложено встревоженное ржание
В форму совершенную коня.

Облако набухшее набито
Темным содержанием грозы,
И такое содержанье скрыто
В форме человеческой слезы!

М. Бернесу

Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
над ширью пашен и полей
и у берез и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
что под березами лежат,
и вам ответят их сыны,
хотят ли русские войны.
Не только за свою страну
солдаты гибли в ту войну,
а чтобы люди всей земли
спокойно видеть сны могли.
Под шелест листьев и афиш
ты спишь, Нью-Йорк, ты спишь, Париж.
Пусть вам ответят ваши сны,
хотят ли русские войны.
Да, мы умеем воевать,
но не хотим, чтобы опять
солдаты падали в бою
на землю грустную свою.
Спросите вы у матерей.
Спросите у жены моей.
И вы тогда понять должны,
хотят ли русские войны.

Б. Ахмадулиной

Со мною вот что происходит:
ко мне мой старый друг не ходит,
а ходят в праздной суете
разнообразные не те.
И он
не с теми ходит где-то
и тоже понимает это,
и наш раздор необъясним,
мы оба мучаемся с ним.
Со мною вот что происходит:
совсем не та ко мне приходит,
мне руки на плечи кладет
и у другой меня крадет.
А той —
скажите, бога ради,
кому на плечи руки класть?
Та,
у которой я украден,
в отместку тоже станет красть.
Не сразу этим же ответит,
а будет жить с собой в борьбе
и неосознанно наметит
кого-то дальнего себе.
О, сколько
нервных
и недужных,
ненужных связей,
дружб ненужных!
Во мне уже осатанённость!
О, кто-нибудь,
приди,
нарушь
чужих людей соединенность
и разобщенность
близких душ!

МЕТАМОРФОЗЫ

Детство — это село Краснощеково,
Несмышленово, Всеизлазово,
Скок-Поскоково, чуть Жестоково,
но Беззлобнино, но Чистоглазово.

Юность — это село Надеждино,
Нараспашкино, Обольщаньино,
ну а если немножко Невеждино,
все равно оно Обещаньино.

Зрелость — это село Разделово:
либо Схваткино, либо Пряткино,
либо Трусово, либо Смелово,
либо Кривдино, либо Правдино.

Старость — это село Усталово,
Понимаево, Неупреково,
Забывалово, Зарасталово
и — не дай нам бог — Одиноково.

Бессердечность к себе —
это тоже увечность.
Не пора ли тебе отдохнуть?
Прояви наконец сам к себе человечность —
сам с собою побудь.
Успокойся.
В хорошие книжки заройся.
Не стремись никому ничего доказать.
А того, что тебя позабудут,
не бойся.
Все немедля сказать —
как себя наказать.
Успокойся на том,
чтобы мудрая тень Карадага,
пережившая столькие времена,
твои долгие ночи с тобой коротала
и Волошина мягкую тень привела.
Если рваться куда-то всю жизнь,
можно стать полоумным.
Ты позволь тишине
провести не спеша по твоим волосам.
Пусть предстанут в простом освещении лунном
революции,
войны,
искусство,
ты сам.
И прекрасна усталость,
похожая на умиранье, —
потому что от подлинной смерти она далека,
и прекрасно пустое бумагомаранье —
потому что еще не застыла навеки рука.
Горе тоже прекрасно,
когда не последнее горе,
и прекрасно, что ты
не для пошлого счастья рожден,
и прекрасно
какое-то полусоленое море,
разбавленное дождем...
Есть в желаньях опасность
смертельного пережеланья.
Хорошо ничего не желать,
хоть на время спешить отложив.
И тоска хороша —
это все-таки переживанье.
Одиночество — чудо.
Оно означает — ты жив.

СПАСИБО

Ю. Любимову

Ты скажи слезам своим "спасибо",
их не поспешая утереть.
Лучше плакать, но родиться — ибо
не родиться — это умереть.

Быть живым — пусть биту или гнуту, —
но в потемках плазмы не пропасть,
как зеленохвостую минуту
с воза мироздания украсть.

Вхрупывайся в радость, как в редиску,
смейся, перехватывая нож.
Страшно то, что мог ты не родиться,
даже если страшно, что живешь,

Кто родился — тот уже везучий.
Жизнь — очко с беззубою каргой.
Вытянутым быть — нахальный случай,
будто бы к семнадцати король,

В качке от черемушного чада,
пьяный от всего и ничего,
не моги очухаться от чуда,
чуда появленья своего.

В небесах не ожидая рая,
землю ты попреком не обидь,
ибо не наступит жизнь вторая,
а могла и первая не быть,

Доверяй не тлению, а вспышкам.
Падай в молочай и ковыли
и, не уговаривая слишком,
на спину вселенную вали.

В горе озорным не быть зазорно.
Даже на развалинах души,
грязный и разодранный, как Зорба,
празднуя позорище, пляши.

И спасибо самым черным кошкам,
на которых покосился ты,
и спасибо всем арбузным коркам,
на которых поскользнулся ты.

И спасибо самой сильной боли,
ибо что-то все-таки дала,
и спасибо самой сирой доле,
ибо доля все-таки была.

18.7.1933

Страна: Россия

ЕВТУШЕНКО, ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1933), русский поэт, прозаик, киносценарист, кинорежиссер. Родился 18 июля 1933 на ст. Зима Иркутской области в семье геологов, мать впоследствии стала певицей. Рос в Москве, где с 1949 начал печатать стихи. В 1951–1957 учился в Литературном институте им. А.М.Горького (исключен за поддержку романа В.Д.Дудинцева Не хлебом единым), в 1952 стал самым молодым членом Союза писателей СССР.
Начав с подражания пафосно-политизированной поэзии В.В.Маяковского (сборники Разведчики грядущего, 1952; Третий снег, 1955), в дальнейшем выработал собственный оригинальный поэтический стиль, сочетающий ораторскую публицистичность с органичностью бытовой лексики, патетику и лиризм, медитацию и сюжетность, ритмическую гибкость и высокое мастерство версификатора, уверенно чувствующего себя в любом стиховом «поле» – от верлибра до ямба, глубину размышлений о вечном и острую злободневность, интимную камерность и пафос гражданственности (сборники Шоссе энтузиастов, 1956; Обещание, 1957; Яблоко, 1960; Взмах руки, Нежность, оба 1962; Катер связи, 1966; Идут белые снеги, 1969; Дорога номер один, Поющая дамба, оба 1972; Интимная лирика, 1973; Отцовский слух, 1975; Утренний народ, 1978; Две пары лыж, 1982; Граждане, послушайте меня, 1989).
Едва ли не самый яркий и, безусловно, самый читаемый русский поэт 20 в., Евтушенко, в сплетении традиций русской лирики «золотого» и «серебряного» веков с достижениями русского «авангарда», стал своеобразным поэтическим камертоном времени, отражая настроения и перемены в сознании своего поколения и всего общества. Один из вождей литераторов-«шестидесятников», собиравший наряду с А.А.Вознесенским, А.А.Ахмадулиной, Р.И.Рождественским и др. толпы на чтение своих стихов в Политехническом музее, Евтушенко сразу проявил себя как сын периода «оттепели», эпохи первого бескомпромиссного обличения культа личности Сталина (стихотворения И другие, 1956; Лучшим из поколения, 1957; Наследники Сталина, 1962), в противостоянии которым он, однако, не доходил до отрицания ценностей российского революционного движения, леворадикального сознания и комсомольского энтузиазма современных ему «строителей коммунизма» (поэмы Братская ГЭС, 1965; Казанский университет, 1970). В своем многоаспектном и многожанровом творчестве Евтушенко, всегда умело балансирующий на грани лояльности и оппозиционности, наряду с расхожими официозными (и тем не менее облагороженными силой художественного выражения) темами борьбы за мир (поэмы Мама и нейтронная бомба, 1982, Государственная премия СССР, 1984; Фуку, 1985) и мирового коммунистического движения (поэма в прозе Я – Куба, 1963, на основе которой по сценарию Евтушенко создан советско-кубинский кинофильм, 1964, реж. М.Калатозов и С.Урусевский; «кубинский» цикл – Интернационал, Разговор с МАЗ`ом, Три минуты правды, Архивы кубинской кинохроники, и др.; повесть в стихах Голубь в Сантьяго, 1978) свежо и сильно звучат темы повседневной жизни рядового труженика, народных воспоминаний о недавних боях с фашистами, собственного военного детства и «малой родины», бережного отношения к природе, исторического прошлого России (поэмы Станция «Зима», 1956; Ивановские ситцы, 1976; Северная надбавка, 1977; «Непрядва, 1980; стихотворения Свадьбы, Фронтовик, оба 1955; Баллада о браконьерстве, 1963, и др.). Особый пласт – протестная лирика Евтушенко, идущая в одном русле с его смелыми, особенно для в целом весьма благополучного во все советские времена литератора, гражданскими поступками (выступления в защиту «диссидентов» – А.Д.Синявского, Ю.М. Даниэля, А.И.Солженицына, И.А.Бродского, В.Н.Войновича и др., неприятие агрессии в Венгрии, Чехословакии, Афганистане и т.п., возмущение преследованиями творческого «инакомыслия» (стихотворения Танки идут по Праге, 1968; Афганский муравей, 1983; Баллада о стихотворении Лермонтова «На смерть поэта» и о шефе жандармов, 1963). Гуманистическая позиция Евтушенко, неизменно ориентирующая на взаимопонимание людей всех национальностей и рас, породила в его творчестве мотив «гражданина мира», отождествляющего себя с каждым сыном Земли, страдания которого будят его совесть («Я мыслю: я сегодня иудей...» – стих. Бабий Яр, 1961; «...глазами чеха или венгра взглянуть на русские штыки» – стих. Возрождение, 1971), постоянно сопоставляющего судьбу своего народа с судьбами Планеты, на всех континентах приветствующего освобождение от догм и предрассудков априорной отвагой творческого дара (поэма Снег в Токио, 1974), решительно при этом отвергая кровь и насилие (поэмы Коррида, 1967; Под кожей статуи Свободы, 1970). Поэтическая речь Евтушенко легко переходит от эпического повествования к диалогу, от насмешки к нежности, от самобичевания к исповедальности. Многие афористические строки Евтушенко стали хрестоматийными («Поэт в России – больше, чем поэт...», «Несчастье иностранным быть не может»). Психологическая тонкость и житейская мудрость проявляются и в многочисленных стихах Евтушенко о разных и всегда для него прекрасных женщинах – застенчивых влюбленных («...И говорила шопотом: / А что потом? А что потом?»), самоотверженных матерях («Роняют много женщины в волненье – / Но не роняют никогда детей...»), упрямых и стойких труженицах («Одеть, обуть, быть умной, хохотать...»); о друзьях – настоящих и мнимых, об одиночестве «больной» души (стих. Смеялись люди за стеной...). Один из провозвестников и трибунов «перестройки», во второй половины 1980-х годов Евтушенко много выступал с публицистическими статьями (в т.ч. ст. Притерпелость, призывающая к освобождению от порока терпеливого повиновения) и стихами (Пик позора, Страх гласности, Так дальше жить нельзя). В последующем усиление в его творчестве мотивов скепсиса и иронии объясняются естественным разочарованием в результатах перестроечных процессов, далеких от создания подлинно демократического общества (кн. Поздние слезы, 1995; поэма Тринадцать, 1996). Как прозаик, ориентированный на мемуарно-библиографическую документальность и интерес к сложным и спорным моментам современной истории, проявил себя в повести Перл-Харбор (1967), проецирующейся на события Второй мировой войны, и особенно в романе Ягодные места (1982), связанном с процессом «раскулачивания» в Сибири 1930-х годов, а также в многоплановом романе Не умирай прежде смерти (Русская сказка) (1993), включающим цикл Стихи из последней книги и сконцентрированном на драматических коллизиях периода «перестройки». В аналогичном контексте прочитываются осужденная партийными литераторами за «клевету» на советский строй Автобиография (1963, франц. изд.) и кн. воспоминаний Волчий паспорт (1998). Автор фантастической повести Ардабиола, нескольких рассказов, ряда очерково-публицистических книг. Многие стихотворные тексты Евтушенко стали основой музыкальных произведений, в т.ч. популярных песен Хотят ли русские войны, Вальс о вальсе, Бежит река, в тумане тает... Шаржи, эпиграммы и пародии поэта вошли в литературный обиход второй половины 20 в., Евтушенко осуществил также многочисленные переводы из поэзии разных народов (сб. Лук и лира. Стихи о Грузии. Переводы грузинских поэтов, 1959, и др.). Постоянные размышления Евтушенко о проблемах творчества, внимание к развитию отечественной стиховой культуры выразились в создании им антологии русской поэзии 20 в. Строфы века (на англ. яз. в США, 1993; на рус. яз. – 1995), в составлении, авторстве и редактировании многих сборников поэзии, поэтических теле- и радиопередач, в написании книги статей Талант есть чудо неслучайное (1980), в поэме Пушкинский перевал (1966) и т.д. Широко известный во всем мире современный русский поэт (переведен более чем на 70 языков мира, почетный член Американской академии искусств, действительный член Европейской академии искусств и наук), претендующий – при всех неумолкающих спорах вокруг его имени - на право быть одним из выразителей умонастроений своего народа и своей эпохи, Евтушенко, с той или иной степенью успеха, выступал как чтец (собственных стихов, а также А.А.Блока, Н.С.Гумилева, В.В.Маяковского и др.), актер, режиссер и сценарист (главная роль – К.Э.Циолковского в кинофильме С.Я.Кулиша Взлет, 1979; кинофильмы Детский сад, 1983; и Похороны Сталина, 1990; в обоих сценарий и режиссура Евтушенко), а также как фотохудожник (персональная выставка «Невидимые нити»); проявил себя и в качестве темпераментного общественного деятеля (один из сопредседателей, наряду с А.Д.Сахаровым, А.М.Адамовичем и Ю.И.Афанасьевым, первого массового движения российских демократов – общества «Мемориал»; народный депутат СССР последнего созыва).

Евгений Евтушенко скончался на 85-м году жизни. О смерти поэта сообщил писатель Михаил Моргулис. Это известие стало большой трагедией для многих поклонников творчества Евтушенко. Он оставил в наследство потомкам замечательные работы. «СтарХит» собрал отрывки из самых знаменитых произведений поэта.

Ты большая в любви.

Ты смелая.

Я - робею на каждом шагу.

Я плохого тебе не сделаю,

а хорошее вряд ли смогу.

Всегда найдется женская рука, чтобы она, прохладна и легка, жалея и немножечко любя, как брата, успокоила тебя.

А снег идет, а снег идет, и все мерцает и плывет. За то, что ты в моей судьбе, спасибо, снег, тебе.

Мне снится старый друг. Он, как и я, дурак. Кто прав, кто виноват,я выяснять не стану. Что новые друзья? Уж лучше старый враг. Враг может новым быть, а друг - он только старый.

Спасать любовь пора уже в самом начале от пылких «никогда!», от детских «навсегда!». «Не надо обещать!» - нам поезда кричали. «Не надо обещать!» - мычали провода.

И под бесшумным белым снегопадом, объединявшим тайною своей, Америка со мной садилась рядом на место для потерянных детей.

Я хотел бы родиться во всех странах, быть беспаспортным, к панике бедного МИДа, всеми рыбами быть во всех океанах и собаками всеми на улицах мира.

Когда мужчине сорок лет, или распад, или расцвет – мужчина сам решает. Себя от смерти не спасти, но, кроме смерти, расцвести ничто не помешает.

Почему иду я по руинам самых моих близких, дорогих, я, так больно и легко ранимый и так просто ранящий других?

Ты пригрозила, вскинув ступку: «Бесстыжий, зыркать не моги!», и, сделав мне в душе зарубку, легко перешагнула юбку, и трусики, и сапоги, став нежным ангелом тайги.

В материале использованы отрывки из произведений Евгения Евтушенко: «Ты большая в любви» (1953), «Всегда найдется женская рука» (1961), «А снег идет» (1961), «А снег повалится, повалится» (1966), «Я разлюбил тебя... Банальная развязка» (1966), «Нью-Йорская элегия» (1967), «Я хотел бы» (1970), «Старый друг» (1973), «Был я столько раз так больно ранен» (1973), «Пролог» (1955), «Дай Бог!» (1959), «Первая женщина» (2005).

Евгений Александрович Евтушенко – советский поэт и прозаик, режиссер, сценарист, актер, общественный деятель, номинант Нобелевской премии по литературе 1963 года. Автор десятков сборников стихов, поэмы «Бабий яр», романа «Не умирай позже смерти».

Ранние годы

Евгений Евтушенко родился 18 июля 1932 года в Сибири. По данным паспорта, год рождения 1933. В крови Евтушенко течет кровь как прибалтийская, так и немецкая по линии отца геолога, поэта-любителя Александра Рудольфовича Гангнуса. Мать Зинаида Ермолаевна Евтушенко поэт, геолог, заслуженный деятель культуры РСФСР. После рождения Евгения Зинаида Ермолаевна специально заменила фамилию мужа на свою в девичестве. Также поменяла год рождения сына, так как в 12 лет нужно было получать пропуск.


С детства Евтушенко был привязан к книгам. Родители помогали познать мир с помощью книг, регулярного общения. Евтушенко вспоминает: «Отец часами мог рассказывать мне, еще несмышленому ребенку и о падении Вавилона, и об испанской инквизиции, и о войне Алой и Белой роз, и о Вильгельме Оранском... Благодаря отцу я уже в 6 лет научился читать и писать, залпом читал без разбора Дюма, Флобера, Боккаччо, Сервантеса и Уэллса. В моей голове был невообразимый винегрет. Я жил в иллюзорном мире, не замечал никого и ничего вокруг...».

В дальнейшем отец оставляет мать и Евгения, уходит к другой женщине. С ней он образовывает свою семью. Несмотря на это, Александр Рудольфович продолжает заниматься воспитанием сына. Он брал Евгения на вечер поэзии в МГУ. Ходили на вечера Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Михаила Светлова, Александра Твардовского, Павла Антокольского. Мать разрешала видеться отцу с сыном. Она понимала, что их общение идет только на пользу Евгению. Зинаида Ермолаевна часто посылала Александру Рудольфовичу письма, в которых были стихи, написанные сыном.


Она сохраняла все рукописи Евгения. Даже была тетрадь, содержащая девять тысяч рифм. Но сохранить ее не удалось. Мать также прививала Евгению любовь к искусству. Зинаида Ермолаевна являлась солисткой театра имени Станиславского. Она имела и музыкальное образование. Ее частыми гостями были артисты, которые в будущем стали знаменитыми на эстрадной сцене. Зинаида Ермолаевна постоянно гастролировала по стране. В военные годы она даже болела тифом, будучи на гастролях.

Евгений Евтушенко на видео

Естественно, с такими родителями Евгений умственно развивался стремительно. Он рос эрудированным, грамотным ребенком. Многие сверстники ему завидовали. Зинаида Ермолаевна только радовалась, что их дом посещают такие прекрасные поэты, как: Владимир Соколов, Евгений Винокуров, Григорий Поженян, Белла Ахмадулина, Михаил Рощин и многие другие. Евтушенко жил, учился, работал в Москве. Был постоянным гостем Дома пионеров. Он учился в Литературном институте имени Горького, вскоре был исключен за «неправильные» высказывания.

Творчество Евтушенко

Первой книгой, написанной Евгением Евтушенко, была «Разведчики грядущего». В ней содержится лозунговая, пафосная поэзия 50х годов. В год выпуска книги, Евтушенко выпускает еще свои стихи: «Вагон» и «Перед встречей». Это положило начало его будущей серьезной творческой работе. В 1952 году Евтушенко входит в состав Союза писателей СССР, причем он являлся самым молодым в этом сообществе.

Будущую известность Евгению Евтушенко приносят сборники стихов, которые он пишет далее: «Третий снег», «Шоссе энтузиастов», «Обещание», «Стихи разных лет», «Яблоко».


Евтушенко принимает участие в поэтических вечерах, которые проходили в Политехническом музее. Его партнерами стали, известные нам и горячо любимые: Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава.

Евтушенко понимал, что он, благодаря своим произведениям, становился поэтом следующего поколения. Их тогда называли «шестидесятники». Он посвящает новому поколению стихотворение «Лучшим из поколения».

Евгений Евтушенко о патриотизме

Евтушенко начинает выступать со своими стихами со сцен, донося глубину своих мыслей зрителю. Впервые он выступает на большой сцене в Харькове в центральном лектории. Пригласил Евгения тогда поклонник его творчества, и затейник этого мероприятия Лившиц Л.Я. Публика была покорена его творчеством. Каждое произведение Евтушенко наполнено своей жизнью, они разнообразны по-своему. То он пишет про интимную лирику, что прослеживается в стихотворении «Бывало, спит у ног собака», то провозглашает оду к пиву в произведении «Северная Надбавка», то затрагивает политическую тему в поэмах: «Под кожей Статуи Свободы», «Коррида», «Итальянский цикл», «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба», «Дальняя родственница», «В полный рост» и другие.

Многие критики не понимали и не принимали произведения поэта. Он всегда был во главе каких-то скандалов, провокаций. К числу скандальных стихов относили: «Наследники Сталина», «Правда», «Братская ГЭС», «Баллада о браконьерстве», «Взмах руки», «Утренний народ», «Отцовский слух» и не только.

В публицистике также замечены его работы: «Примечания к автобиографии», «Талант есть чудо неслучайное», «Завтрашний ветер», «Политика - привилегия всех».

Евгений пишет легко, рифма к рифме идет сама собой, он играет словами, звуками.

Евтушенко продолжает свой творческий путь, читая свои стихи со сцены. На его вечера приходят полные залы слушателей. Он пользуется огромным успехом. Евгений выпускает книги, диски, где он исполняет свои произведения. Из них: «Ягодные места», «Голубь в Сантьяго» и многие другие.

Хорошо известны мемуары Евгения Евтушенко: «Волчий паспорт», «Шести-десятник: мемуарная проза», «Я пришел к тебе: Бабий Яр».

Известен он и как прекрасный режиссер-постановщик, автор-сценарист. Так, Евтушенко является режиссером и сценаристом военной драмы «Детский сад» и мелодрамы «Похороны Сталина»


С музыкальными группами работы Евтушенко также имеются: Рок-опера «Идут белые снеги…», в «Казнь Степана Разина» присутствуют его стихи.

На стихи Евтушенко накладывали музыку, получались прекрасные песни: «А снег идёт», «Родина», «Со мною вот что происходит», «Когда звонят колокола», «Под скрипучей, плакучей ивой», но это всего лишь малая часть.

Евтушенко был назначен секретарем Союза писателей. Позже он становится секретарем Содружества писательских союзов. Он также председатель писательской ассоциации «Апрель». Стал членом общества «Мемориал».

В Харькове проходили выборы в Народные депутаты СССР. Так вот, Евтушенко выиграл, обойдя других кандидатов, уйдя в огромный, недосягаемый отрыв. Там он проработал до развала СССР.

В 1991 году Евтушенко подписывает контракт преподавать в одном университете в США. Собственно, Евгений забирает свою семью и уезжает на постоянное место жительство в Америку, где проживал вплоть до смерти.

Личная жизнь Евгения Евтушенко

Евгений Евтушенко был в официальном браке четыре раза. Первая супруга – известная поэтесса Белла Ахмадулина, с которой в юности он состоял в творческом союзе. Евгений Евтушенко и Мария Новикова, 1986 год

Награды

«Знак Почета», «Орден Трудового Красного знамени», «Орден Дружбы народов», медаль «Защитник свободной России», почетный член «Российской академии художеств» лишь малый перечень наград поэта. Евтушенко даже был кандидатом на Нобелевскую премию по литературе за поэму «Бабий Яр». В 1978 году в крымской астрофизической обсерватории была открыта малая планета Солнечной системы, которую назвали именем знаменитого поэта.

Смерть Евгения Евтушенко

1 апреля 2017 года в прессе появились сообщения о госпитализации 84-летнего Евгения Евтушенко в тяжелом состоянии, но в полном сознании. Тем же днем он скончался во сне от остановки сердца, спокойно и безболезненно, окруженный близкими людьми. Позже его сын Евгений пояснил, что отец страдал от рака почки, вернувшегося после шести лет ремиссии.

Согласно завещанию Евтушенко, его похоронят в писательском поселке Переделкино, рядом с Борисом Пастернаком.

Тема поэта и поэзии волновала еще Рылеева, Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Как правило, стихотворения этой тематики провозглашали целью поэтического творчества свободу, гласность. Хрестоматийными стали строки из «Пророка» Пушкина, «Поэта и гражданина» Некрасова. Кто-то может заметить: «Когда это было! Тогда боролись против царя, против помещиков. А теперь народ свободен». Но, на мой взгляд, интересно задуматься, в чем же сегодня видят свое призвание поэты?

Главное слово в поэзии Евгения Евтушенко - слово гражданина, главные раздумья - о совести, долге, любви. Какими качествами должен обладать поэт? Этот вопрос волнует многих лириков. Евтушенко отвечает так: «Первое: надо, чтобы у тебя была совесть, но этого мало, чтобы стать поэтом. Второе: надо, чтобы у тебя был ум, но этого мало, чтобы стать поэтом. Третье: надо, чтобы у тебя была смелость, но этого мало, чтобы стать поэтом. Четвертое: надо любить не только свои стихи, но и чужие, однако и этого мало, чтобы стать поэтом. Пятое: надо хорошо писать стихи, но если у тебя не будет предшествующих качеств, этого тоже мало, чтобы стать поэтом, ибо

Поэта вне народа нет,
Как сына нет без отчей тени».

Получается, что главное для поэта не умение подыскивать рифмы, а нравственные качества. Ведь без этого его стихи не будут делать людей духовно богаче, красивее, не будут пробуждать их «чувства добрые». Не каждому поэту дается «сомнительное право» волновать своими стихами,

Крошить налево и направо

Талант, как неумелый мел.

Евтушенко в стихотворении «Непонятным поэтам» клеймит тех поэтов, которые пишут «блаженные непонятницы», уходят от современных проблем. Автор говорит, что в стихах этих «формалистов» сплошные «абракадабры» и «тарабарщины». Свои «дыр... бул...щир...» они не создали, нет, они их «отчубучили». Тем самым Евтушенко с издевкой показал, что такие произведения не представляют никакой ценности. Он пишет, что в молодости обожал таких поэтов. Именно в молодости, когда он еще не совсем понял великое назначение поэзии. Теперь, когда Евтушенко стал зрелым поэтом, его не устраивает то, что его «поймут когда-нибудь», или вообще не поймут. Ему нужно, чтобы его обязательно поняли, ведь его стихи - это крик о помощи. В его стихах боль за свою Родину; любовь к ней, гнев против всех «дураков и мерзавцев», которые довели страну до такого состояния. Евтушенко выступает в своих стихах против нравственного упадка, он клеймит вещизм, жестокость, трусость, приспособленчество, подлость. Разве нравственность руководит тем молодым человеком, который может любому нахамить, но не может сказать слов благодарности своей матери, вырастившей его? Ему стыдно! Стыдно и за тех, кто ставит «вещь превыше духа».

Нравственную тему поэт продолжает в стихотворении «Прелестный сон». Автору приснилось общество, в котором торжествует продажность, «совесть - смертный грех», «в лагеря запрятана свобода». Нарисована страшная картина. Но твердостью и решительностью проникнуты последние строки:

Все сделаю. В любом бою не рухну,
Чтоб этот сон «прелестный» был не в руку.

Как Лермонтов в стихотворении «Поэт», Евтушенко выступает против «трусливой озлобленности», которая подменила «гражданскую злость», и лозунга скопцов: «А на кой?» («Бесконечное дело»). На этот вопрос он отвечает: «Чтобы переделать грядущего страшный сюжет». Поэт не боится, что ему «ребра в драке изрядно помнут» или «в спину пырнут». Он боится отступить от своей гражданской позиции, стать таким же трусом, которых обличает:

Но лишь бы с течением дней
Не жить бы стыдней и стыдней.
Но лишь бы с течением лет
Двуликим не стать, как валет.
И лишь бы с течением веков
Не знать на могиле плевков.

В стихотворении «Вандея» Евтушенко отстаивает свободу творчества. Стихотворение направлено против толпы, которая ничего не смыслит в литературном творчестве, но всегда готова на погром поэта, высказывающего свои мысли. Автор сравнивает толпу со свиньей, сующей «свое рыло не в свое дело». И настоящий талант может погибнуть в этой трясине, может уступить ей и стать «непонятным». Эта «литературная Вандея» в свое время травила Пушкина, отвергала Есенина, подвергала гонениям Высоцкого. Наверное, Евтушенко не раз вступал в столкновения с этой невежественной толпой, но его поэзия продолжала служить прогрессивным идеям. О чем бы он ни писал - о человеческой глубине, о талантливости, о доброте и злости, о вражде и дружбе, о простоте, о правде, о совершенстве - он оставался верен своей цели:

Связать всех людей своей кровью, как ниткой,
Чтоб стал человек человеку действительно брат.

В каждом человеке много недостатков, и поэзия играет не последнюю роль в их искоренении. Ведь она «глаголом жжет сердца людей», заставляет лишний раз задуматься: «А все ли у нас хорошо?» В любые времена поэт, если только он настоящий поэт, будет обличать пороки общества, будет «чувства добрые пробуждать», будет звать всех честных людей на борьбу против зла.