Этапы урока закрепления по фгос. Основные этапы урока по фгос. Этапы урока в начальной школе

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

3) Актуализация знаний.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

4) Актуализация знаний.

§ с целью подготовки к контрольному уроку

§ с целью подготовки к изучению новой темы

6) Обобщение и систематизация знаний

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

§ в знакомой ситуации (типовые)

§ в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Самоанализ урока по ФГОС

Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.

Самоанализ урока дает возможность:

- правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;

- развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

- формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

- формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя

План самоанализа урока

1. Характеристика класса:

- межличностные отношения;

- недостатки биологического и психического развития;

- недостатки подготовленности класса.

2. Место урока в изучаемой теме:

- характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.

3. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

4. Характеристика плана урока:

- содержание учебного материала;

- методы обучения;

- приёмы обучения;

- формы организации познавательной деятельности.

5. Как был построен урок в соответствии с планом:

- разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.

6. Структурный аспект самоанализа урока:

- анализ каждого элемента урока;

- его вклад в достижение результата;

- доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

7. Функциональный аспект:

- насколько структура урока соответствовала общей цели;

- соответствие возможностям класса;

- анализ стиля отношений учителя и учащихся;

- влияние на конечный результат урока.

8. Аспект оценки конечного результата урока:

- формирование универсальных учебных действий на уроке;

- определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;

- причины разрыва;

- выводы и самооценка.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКА

I. Краткая общая характеристика класса

1. Общая подготовленность класса:

- умение детей работать в парах;

- умение детей работать в малых группах;

- умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

- умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.

2. Общая характеристика общения.

3. Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.

4. Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.

5. Общая характеристика освоения программы к этому времени.

II. Анализ эффективности проекта урока

1. Реальность цели урока.

2. Каким образом организовать работу на уроке?

3. Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?

4. Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?

5. Что знают ученики об изучаемом понятии?

6. Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.

7. Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?

8. Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу?

9. Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?

10. Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?

11. Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?

12. Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.

III. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла?

1. Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?

2. Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?

3. Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?

4. При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход ее решения?

5. Была ли принята учебная задача учащимися?

6. Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?

7. Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?

8. Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?

9. Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?

10. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?

IV. Оценка целостности урока

1. Насколько содержание урока соответствовало требованиям ФГОС?

2. На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?

3. Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.

4. Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.

Типы современного урока.

Типология уроков – важная дидактическая проблема. Она должна способствовать приведению данных об уроке в порядок, систему для широкого круга целей, так как представляет основу для сравнительного анализа уроков, для суждения о сходном и различном в уроках. Отсутствие точной и обоснованной типологии уроков препятствует повышению эффективности практической деятельности.

Тип урока отражает особенности построения ведущей методической задачи.

Типы урока

Тип урока

Целевое назначение

Результативность обучения

Урок первичного предъявления новых знаний

Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

Урок применения метапредметных и предметных знаний

Применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

Урок обобщения и систематизации предметных знаний

Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач)

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД

Урок повторения предметных знаний

Закрепление предметных знаний, формирование УУД

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Контрольный урок

Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи

Результаты контрольной или самостоятельной работы

Коррекционный урок

Индивидуальная работа над допущенными ошибками

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

Интегрированный урок

Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных

Углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных знаний

Комбинированный урок

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока

Запланированный результат

Нетрадиционные уроки (учебная экскурсия, учебный поход, лабораторный практикум, урок в библиотеке, музее,

компьютерном классе, предметном кабинете)

Применение УУД при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов; умение использовать лабораторное оборудование; умение пользоваться дополнительными информационными источниками

Урок решения практических, проектных задач

Практическая направленность изучения теоретических положений

Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира

Технологическая карта.

Тема урока

Тип урока

Дата урока

Образовательные ресурсы

План урока

Цели урока

Формы и методы обучения

Основные термины и понятия

Планируемые образовательные результаты:

Научатся:

Получат возможность научиться:

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

УУД

Организационный момент

Актуализация знаний

Изучение нового материала

Первичное осмысление и закрепление

Итоги урока.

Рефлексия

Домашнее задание


Рассмотрим, какие цели и задачи решает новая структура урока по ФГОС в основной школе в зависимости от типа урока. В статье приводим структуру занятия в начальных классах и пример структуры уроков по английскому и русскому языкам.

После принятия ФГОС, который в своей основе ставит развитие личности ребенка, традиционные педагогические техники и подходы к урокам были пересмотрены. Федеральным государственным образовательным стандартом была предложена новая структура урока по ФГОС - план-схема урочного занятия, реализация которой способствует достижению ключевых задач образовательного процесса:

  • повышению интереса учащихся к учебно-познавательной, поисковой и исследовательской деятельности;
  • развитию способностей школьников к самостоятельному поиску знаний, формированию у них универсальных учебных действий;
  • разработке качественно новой образовательной среды, которая способствует непрерывному саморазвитию подростков.

Структура урока по ФГОС в основной школе

Ранее было принято, чтобы урок состоял из стандартных содержательных блоков, количество и последовательность которых могла меняться в зависимости от типа занятия. После организационного момента, на который отводилась пара минут, учитель проверял и оценивал выполнение домашнего задания, излагал и закреплял новую тему урока. В конце занятия оглашались оценки. Педагог, по сути, передавал свои знания, выступал в роли “оценщика”, неся персональную ответственность за успешность образовательных результатов. Безусловно, такая структура урока не позволяет решать задачи, актуальные для современного процесса обучения по ФГОС в основной и начальной школе. Назрела необходимость создания новых условий, при которых сами учащиеся ответственны за поиск и качество усвоения знаний. Новые подходы к учебному процессу призваны повысить уровень детского самосознания, научить школьников быть уверенными, мыслить творчески, экспериментировать, искать новые решения.

Структура современного урока по ФГОС

Структура современного урока по ФГОС в основной школе выстраивается таким образом, чтобы обеспечить:

  • воспитательно-образовательный процесс, ориентированный на личность;
  • приоритет самостоятельной работы учащихся над деятельностью педагога;
  • преобладание практики над теорией, утверждение деятельностного характера обучения;
  • развитие и совершенствование универсальных учебных действий, способности к саморазвитию и самооцениванию;
  • выстраивание доверительного общения между учителем и коллективом детей, педагог становится наставником.

Типы уроков по ФГОС и их структура

На данный момент для основной школы выделены семь типов уроков. Типология учебных занятий остается на стадии разработки, поскольку педагогические поиски по этому направлению продолжаются. Однако хорошо известны общие показатели, отличающие структуру современного урока по ФГОС:

  • четкая формулировка педагогических целей и способов их достижения, учитель может выступать в роли наставника и сотрудника;
  • обеспечение развивающего, проблемного характера образования, что содействует поиску и новым открытиям, склонности к экспериментированию;
  • позитивное начало и окончание занятия, благодаря которым формируется положительная мотивация, обретение у детей уверенности в собственных силах, готовности преодолевать сложности для достижения успешного учебного опыта;
  • учет возможностей, способностей учеников, их эмоционального настроя, который гарантирует обратную связь и возможность оперативного реагирования на проблему.

Разберем подробнее каждый из типов уроков по ФГОС в основной школе и их структуру.

1. Урок открытия нового знания.

Деятельностная цель урока заключается в формировании умений реализации полученных знаний на практике. Содержательная цель сводится к расширению понятийной базы учащихся за счет включения новых элементов.

Урок открытия нового знания по ФГОС имеет следующую структуру:

  • Мотивационный этап (этап самоопределения) к учебной деятельности (“надо”-“хочу”-“могу”). Длительность - 1-2 минуты.
  • Актуализация пройденного материала, самостоятельное выполнение пробной задачи, фиксирование затруднений. Длительность - 5-6 минут.
  • Проработка проблемных моментов: мест и причин; подготовка к преодолению затруднений. Выделяется 2-3 минуты.
  • Конструирование проекта выхода из затруднения (решения проблемы). Длительность - 5-6 минут.
  • Реализация проекта (5-6 минут)
  • Первичное закрепление учебного опыта, действия проговариваются вслух. Длительность - 4-5 минут
  • Самостоятельная работа с последующей самопроверкой - 4-5 минут
  • Рефлексия учебной деятельности - 2-3 минуты.

2.Урок комплексного применения знаний и умений по ФГОС (урок закрепления информации).

Деятельностная цель урока: научить школьников фиксировать собственные трудности, выявлять причины затруднения и способы их преодоления. Содержательная цель: повторение, закрепление и при необходимости коррекция изученных алгоритмов, правил, понятий и т.д.

  • Организационный этап.
  • Проверка домашнего задания; опорные знания учащихся воспроизводятся, корректируются и актуализируются.
  • Постановка главной цели и задач урока; на этом этапе учащихся нужно мотивировать к учебной деятельности.
  • Первичное закрепление знаний. Решаются типовые задачи (в знакомой ситуации) и конструктивные (в измененной ситуации).
  • Получение знаний в новой ситуации (проблемные задания); творческое применение полученных навыков.
  • Выдача домашнего задания с инструктажем по его выполнению.
  • Подведение итогов урока (рефлексия).

3. Структура урока актуализации знаний и умений по ФГОС (урок повторения)

  • Организационный этап
  • Проверка домашнего задания, навыки и умения учащихся, нужные для творческого решения учебных задач, повторяются и корректируются.
  • Обозначение цели и задач урока. Мотивирование учащихся к учебной деятельности.
  • Актуализация имеющихся знаний с целью подготовки к контрольному уроку (или изучению новой темы).
  • Обобщение и систематизация знаний.
  • Школьников проверяют на предмет усвоения знаний, допущенные ошибки обсуждают и корректируют.

4. Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельных способностей и навыков структурирования и систематизации предметного содержания. Содержательная цель: построение распространенных деятельностных норм и выявление теоретических аспектов развития содержательно-методических линий курсов.

Структура данного типа урока по ФГОС:

  • Организационный этап
  • Актуализация имеющихся знаний.
  • Обобщение и систематизация знаний для подготовки учеников к обобщенной деятельности/воспроизведению на новом уровне (вопросы формулируют по другому).
  • Знания и умения применяются на практике в новой ситуации.
  • Учащихся проверяют на предмет усвоения знаний, допущенные ошибки обсуждают и корректируют.
  • Подводятся итоги занятия (рефлексия). Формируются выводы по изученному материалу.

5. Структура урока по ФГОС коррекции знаний, умений и навыков

  • Организационный этап
  • Обозначение цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности школьников.
  • Подведение итогов диагностики навыков, знаний и умений. Определяются типичные ошибки и пробелы в знаниях, задаются пути их устранения и совершенствования. По результатам диагностики педагог планирует индивидуальные, групповые, коллективные способы обучения.
  • Выдается домашнее задание с порядком действий по его выполнению.
  • Подводятся итоги урока (рефлексия).

6. Структура урока развивающего контроля по ФГОС:

  • Организационный этап.
  • Обозначение цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности школьников.
  • Выявляются навыки, знания и умения, оценивается уровень владения общеучебными знаниями. Задания должны соответствовать школьной программе. Быть посильными для каждого ребенка.
  • Контроль может быть в письменной форме, а может сочетать устную форму с письменной. Исходя из типа контроля, формируется его структура.
  • Подводятся итоги занятия (рефлексия).

Урок контроля знаний имеет деятельностную цель: формирование у школьников способностей к контролю. Содержательная цель сводится к контролю и самоконтролю освоенных понятий и алгоритмов. Уроки развивающего контроля длятся два часа, проводятся после изучения внушительного блока материалов, поэтому чаще используются для преподавания русского языка, физики, математики.

7. Комбинированный урок

Совмещает различные методы обучения: повторение изученного материала, освоение новых знаний с последующим закреплением, промежуточный контроль.

Структура комбинированного урока по ФГОС:

  • Мотивационный этап (организационный момент).
  • Проверка домашнего задания, актуализация пройденного материала.
  • Создание проблемной ситуации, первичное усвоение знаний.
  • Проверка понимания (учащиеся выполняют стандартные задания по алгоритму, уровень сложности постепенно повышается).
  • Первичное закрепление, самостоятельная работа в парах или группах.
  • Выявление допущенных ошибок и их коррекция.
  • Обсуждение домашнего задания, рефлексия.

Структура урока по ФГОС в начальной школе

Уроки нового образца для младших школьников должны в полной мере отражать принципы ФГОС и соответствовать новым тенденциям образовательной практики. Структура урока по ФГОС в начальной школе должна быть реализована в пяти последовательных этапах, которые отражают процесс усвоения детьми учебного материала.

    Восприятие - отражение в сознании ребенка свойств отдельных предметов, процессов и явлений. Новая информация лучше воспринимается детьми, если выделять главные тезисы, предоставлять данные в рамках смысловых блоков.

    Осмысление - понимание учебного материала. На данном этапе школьники анализируют отдельные смысловые блоки, строят логические цепочки и алгоритмы, формулируют признаки или характеристики изучаемого объекта (явления), тренируются сравнивать, обдумывать, выделять ключевую информацию.

    Запоминание - сохранение знаний в памяти, выделение наиболее значимых элементов, запечатление нужного материала различными способами.

    Применение - использование усвоенных знаний на практике. Выполнение практикумов, тренировочных упражнений с возрастающим уровнем сложности, выявление ошибок и их коррекция.

    Обобщение и систематизация - сведение информации в единую систему.

Важно, чтобы педагог проводил самоанализ урока по ФГОС в зависимости от его типа и структуры. Это позволит скорректировать недочеты и сделать учебный процесс более эффективными. Предлагаем скачать карту самоанализа занятий и образец вопросов, которые следует задать для оценки каждого из этапов урока по ФГОС.

Цель: знакомство с требованиями у современному уроку в рамках ФГОС.

Задачи : проанализировать и сравнить современный урок с уроком традиционной школы.

Предполагаемый результат : смогут

  • Отличить современный урок по ФГОС от традиционного урока - базовый уровень
  • Составлять технологическую карту к совр.уроку - повышенный уровень.

Ход педсовета

1. Орг.момент.

Эмоциональный настрой - слайды (методы, приемы, типы урока, формы обучения...)

2. Актуализация опорных знаний

Что объединяет все эти слова? Тема нашего педсовета “Современные требования к уроку по ФГОС”

Задание (групповая работа) таблица “ЗХУ”. Высказывания представителей от групп + дополнение от остальных групп.

3. Постановка проблемы

Вопрос, на который мы с вами должны найти ответ “Современный урок по ФГОС, его особенности”

Предполагаемый результат: что мы узнаем?

4. Открытие “новых знаний”

Вступительное слово. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способны к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Поэтому учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

5. Работа по новой теме

ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

  • возраста ребенка;
  • специфики учебного предмета;
  • меры сформированности УУД учащихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

  • предъявить противоречивые факты, теории;
  • обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
  • использовать приемы “яркое пятно”, “актуальность”.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными, познавательные и коммуникативные компетенции.

Учебная ситуация - одно из новшеств современного урока. В чем же еще новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Рассмотрим более подробно по следующим позициям:

  • Место в образовательном процессе. Урок утратил роль главной и единственной организационной формы образования. Его конкуренты: информационное, домашнее и дополнительное образование.
  • Структура.

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

3) Актуализация знаний.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

  • с целью подготовки к контрольному уроку
  • с целью подготовки к изучению новой темы

6) Обобщение и систематизация знаний

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

  • Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
  • Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Нетрадиционные формы урока

Организационные формы (индивидуальные, групповые, дифференцированно-групповые, фронтальные; академические, досуговые, интерактивные)

Методика (проблемное, исследовательское, проектное обучение; развивающее, личностно-ориентированное, рефлексивное обучение, продуктивные технологии)

Средства

Какие требования предъявляются к современному уроку:

  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • времясбережение и здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока - дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.

Самостоятельная работа с проверкой + контроль и самооценка

Самостоятельное заполнение технологической карты урока (групповая работа) с проверкой

Рефлексия

  • Таблица “ЗХУ”,
  • Предполагаемый результат
  • Прием “Незаконченных фраз”

8. Завершение педсовета

(слайд 1)

Школу делает школой учитель!

При всём разнообразии предметов в школе, учителей, их творческих подходов и др. одна и та же структура урока при её постоянном повторении надоест любому, даже самому сознательному, самому любящему учиться школьнику.

(слайд 2)

Учителя разные – ведь они вырастают из учеников

(слайд 3)

  1. Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст.
  2. Музыкант учится этюдам.
  3. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи.

Настоящий учитель смешивает и краски, и этюды, и приемы.

(слайд 4)

Учитель – мастер, виртуоз. Как по нотам играет он свой урок.

И только другой учитель знает, сколько труда ушло на освоение гамм и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока. Чёткое следование замыслу плана урока и одновременная готовность (и умение) гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, умение переходить к реализации запасных методических вариантов – это и есть мастерство.

(слайд 5)

Мастерство – это ремесло с печатью совершенства.

Мастеров не так много. Но есть немало настоящих профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости, приемы.

Сильных педагогических приемов тоже не так много – часто хороший профессионал активно пользуется всего двумя – тремя «секретами». Об одном из таких секретов мы и поговорим.

(слайд 6)

Структура современного урока

(слайд 7)

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
Скаткин М.

Причиной структурного однообразия уроков в школе является слабое знание (или незнание) учителями типологии уроков и оснований, исходя из которых, выбирается структура урока.

(слайд 8)

Поэтому, рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего учитель хочет добиться; затем установления средства – что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа – как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Урок, с точки зрения логики процесса обучения, приводит нас к понятию «структура урока».

(слайд 9)

Структура урока– это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

(слайд 10)

При составлении структуры урока следует учитывать закономерность, согласно которой постоянными этапами на каждом уроке являются организационный инструктаж и инструктаж по домашнему заданию.

Ученик, которому не объяснили, как нужно делать домашнее задание, скорее всего не выполнит его или, в лучшем случае, спишет у товарища. Таким образом, возможность домашнего осмысления и усвоения учебного материала теряется, что снижает общую эффективность изучения темы.

Остальные этапы:изучение нового материала, проверка и анализ домашнего задания, закрепление изученного материала, расширение и углубление знаний могут варьироваться учителем в зависимости от этапа изучения темы и образовательных задач урока.

(слайд 11)

В настоящее время существует множество классификаций урока, но ряд теоретиков – дидактиков считают весьма перспективной структуру урока, разработанную М.И. Махмутовым,который предлагает классифицировать уроки по цели организации. В соответствие с этим подходом выделяются следующие типы уроков:

  1. Урок изучения нового материала
  2. Урок совершенствования ЗУН
  3. Урок обобщения и систематизации
  4. Комбинированный урок
  5. Урок контроля и коррекции ЗУН
  6. Нетрадиционный урок

Запомним: цель урока → тип урока → структура урока → расход времени на различных этапах урока. Поскольку цели уроков разнообразны, разнообразны будут их типы и, соответственно, структуры. Рассмотрим их:

(слайд 12)

Структура урока изучения нового материала

(слайд 13)

Структура урока совершенствования знаний, умений и навыков

1. Организационный момент 1 мин.
2. Сообщение темы и цели урока 2 мин.
3. Проверка домашнего задания 3 мин.
4. Актуализация опорных знаний и умений учащихся 5 мин.
5. Определение границ возможностей применения этих знаний. 3 мин.
6. Пробное применение знаний. 15 мин.
7. Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний. 5 мин.
8. Упражнения с переносом знаний в новые условия. 7 мин.
9. Сообщение домашнего задания и инструктаж 4 мин.

(слайд 14)

Структура урока обобщения и систематизации знаний

1. Организационный момент 1-2 мин.
2. Сообщение темы, цели урока 1 мин.
3. Проверка домашнего задания 3 мин.
4. Выполнение учащимися различного рода заданийобобщающего и систематизирующего характера. 10 мин.
5. Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости) 15 мин.
6. Формулирование выводов по изученному материалу 5 мин.
7. Оценка результатов урока 3 мин.
8. Подведение итогов урока 3 мин.
9. Сообщение домашнего задания 4 мин.

(слайд 15)

Структура комбинированного урок

1. Организационный момент 1 мин.
2. Проверка домашнего задания 2 мин.
3. Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности школьников 1 мин.
4. Всесторонняя проверка знаний. 5 мин.
5. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала. 5 мин.
6. Усвоение новых знаний. 10 мин.
7. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым. 15 мин.
8. Подведение итогов урока 2 мин.
9. Сообщение домашнего задания и инструктаж. 4 мин.

(слайд 16)

Структура урока контроля ЗУН

(слайд 17)

Структура урока коррекции ЗУН

(слайд 18)

Перечисленные типы уроков в «чистом» виде встречаются редко в практике работы учителя. Так или иначе, функции одного типа урока часто вплетаются в структуру другого типа.

Итак, цель урока определяет тип урока, тип определяет его составные части, то есть структуру, а структура – расход времени на различных этапах, что позволяет обеспечить его оптимальный расход. Всё это в совокупности обеспечивает успешное решение поставленных перед уроком задач, и, что не менее важно, избавит детей от изнуряющего однообразия структур уроков по всем предметам в течение одиннадцати лет обучения в школе.

(слайд 19)

Каждый из нас талантлив в чём – то, а вместе мы гениальны!

ЖЕЛАЕМ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

10 шагов к успеху

Шаг 1 . Любить и уважать себя.

Шаг 2. Быть лично заинтересованным в успехе ребенка, его продвижении в предмете.

Шаг 3 . Быть мотивированным на положительный результат.

Шаг 4. Эмпатия к учению.

Шаг 5. Я – профессионал в областях: теория предмета, педагогика, дидактика.

Шаг 6. Я – творец: творю себя ежедневно, творю ученика, творю новое в уроке.

Шаг 7 . Процесс обучения взаимный, и я помню об этом.

Шаг 8. Отрицательный результат – это тоже результат – пища для размышления.

Шаг 9. Мои эмоции вне урока не влияют на его качество.

Шаг 10. Я помню, что несу ответственность за каждое свое слово и действие.

Список литературы:

  1. М.М. Поташник, «Требования к Современному уроку» (образование XXI века), методическое пособие, центр педагогического образования, – Москва: 2007.
  2. С.Г. Манвелов, «Конструирование современного урока математики», – М.: Просвещение, 2005.
  3. Ю.К. Бабанский, «Оптимизация учебно-воспитательного процесса», – М.: Просвещение, 1982.
  4. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов, «Педагогика», – М.: издат. центр «Академия», 2002.
  5. А.В. Хуторской, «Современная дидактика», – Санкт-Петербург: издат. дом «Питер», 2001.
  6. Е.С. Полат, «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», – М.: издат. центр «Академия», 2009.

Структура различных типов уроков в условиях реализации ФГОС

Выполнила:

Сушкина Ольга Александровна

Содержание

Введение

Заключение

Введение

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования полностью меняют взгляд на современное образование в целом. Образование должно носить деятельностный характер, направленный на формирование универсальных учебных действий учащихся и развитие их личностных качеств. Универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) являются одной из самых важных частей Федерального государственного образовательного стандарта. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию освоения, то есть умения учиться.

Традиционно результатами обучения должно было стать овладение учащимися конкретными знаниями, умениями и навыками. В современном образовании результатами обучения должны стать сформированные личностные, метапредметные и предметные результаты, полученные при выполнении конкретных видов деятельности.

В результате перехода к новому системно – деятельностному образованию деятельность учителя, реализующего новые образовательные стандарты, подвергается принципиальным изменениям.

Изменились требования и к основной методической единице –уроку. Современный урок – это:

    хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

    урок, на котором учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

    урок, на всём протяжении которого учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

    урок, при завершении которого вывод делают сами учащиеся;

    урок, содержащий минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

    урок, во время которого соблюдаются нормы времясбережения и здоровьесбережения;

    урок, на котором в центре внимания - дети;

    урок, на котором постоянно идёт учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

    урок демонстрации методического искусства учителя;

    урок, который невозможен без осуществления обратной связи;

    урок – доброты.

На современном этапе развития методической науки принято выделят такие типы уроков в условиях реализации ФГОС:

1. Какова структура урока усвоения новых знаний

Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом. Для этого школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентации.

Наиболее применимы такие уроки в работе со школьниками среднего и старшего возраста, так как именно в средних и старших классах изучается довольно объемный и сложный материал, применяется блочный способ его изучения.

Формы такого изучения могут быть самыми разнообразными: лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником, другими источниками, постановка и проведение экспериментов, опытов.

Отсюда и виды уроков, применяемые в рамках этого типа уроков, являются весьма разнообразными: урок-лекция, урок-семинар, киноурок, урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа), урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке).

Общим для всех этих видов уроков является то, что время урока отводится на работу учащихся с новым материалом, во время которой применяются всевозможные приемы активизации познавательной деятельности школьников: придание изложению нового материала проблемного характера, использование учителем ярких примеров, фактов, подключение учащихся к обсуждению их, подкреплению тех или иных теоретических положений собственными примерами и фактами, использование наглядно-образного материала и технических средств обучения. Вся работа нацелена на содержательное и глубокое разъяснение нового материала учителем и умение поддерживать внимание и мыслительную активность учащихся при работе с ним. Кроме этого, общим является и то, что на уроке, в ходе изучения нового материала, идет и работа по упорядочиванию и закреплению ранее усвоенного. Невозможно изучать новый материал, не вспоминая, не анализируя, не опираясь на уже пройденный материал, не применяя его при выводах каких-то новых положений.

Для учителя крайне важно, понимая объективную многоплановость процессов на уроке, не довольствоваться их стихийным ходом, а постоянно искать и находить оптимальные варианты взаимодействия элементов урока, взаимодействия с учеником, взаимодействия учеников друг с другом.

Структура урока усвоения новых знаний предполагает следующие этапы урока :

1) Организационный этап.

3) Актуализация знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рассмотрим содержание этапов более подробно.

1) Организационный этап.

Основной целью данного этапа является организация учащихся на начальном этапе урока. Проверка присутствующих, их готовности к началу урока.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

После решения организационных вопросов следует нацелить учеников на понимание и формулирование темы, целей и вытекающих отсюда основных задач урока. На первых уроках подобного типа ученики могут воспользоваться помощью учителя, по прошествии определённого времени, особенно в старших классах, всё бо′льшее число учеников могут выполнять этот вид работы самостоятельно.

Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:

    создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность;

    актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

    установить тематические рамки учебной деятельности.

3) Актуализация знаний.

Основной целью этапа актуализации является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

    воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

    активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

4) Первичное усвоение новых знаний.

Основной целью этапа является построение учащимися нового способа действий формирование умений его применять как при решении новой задачи, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Для реализации этой цели учащиеся должны:

    на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;

    при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;

    применить новый способ действий для решения новой задачи;

    зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи.

5) Первичная проверка понимания.

Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интерпретация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.

Для этого необходимо:

    организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

    организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

    создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

    для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

6) Первичное закрепление.

Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

    решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;

    при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Основной целью данного этапа является выдача учителем домашнего задания с комментарием и проговариванием основных этапов его выполнения, определение ожидаемого результата, что является для учеников целью самостоятельной работы дома.

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Для реализации этой цели:

    организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;

    учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

    намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

2. Какова примерная структура комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Главное определить место данного урока в системе уроков. Темы могут быть изучены через комбинированные уроки или крупными блоками. Формулировка целей должна быть продумана для учащихся, т.е. необходимо определить, что ученик должен знать, уметь и т.д. и для учителя: с чем ученик должен выйти с каждого урока.

Постановка целей желательна к структурным элементам урока, через приобретение знаний и умений учащегося.

Необходима дифференциация постановки цели:

    базовые знания (основная цель) – для всех;

    цель для хорошо успевающих;

    цель для недостаточно подготовленных учащихся.

Дифференциация может осуществляться:

    за счет содержания;

    за счет объёма;

    через ожидаемые результаты;

    через уровни усвоения;

    через время, затраченное на ту или иную группу;

    за счет наличия обязательных заданий (углубление или расширение темы);

    за счет роли учащегося в образовательном процессе (ассистент, лидергруппы и т.д.).

Цель урока формируется диагностично, она должна быть реальной и достижимой и должна быть конструктивной. Основная дидактическая цель: формирование определённых умений.

Инвариантные структурные элементы для каждого урока (обязательные):

    пробуждение интереса учащегося и показ перспектив предстоящей деятельности через обозначение заданий и цели;

    актуализация опорных знаний и умений, необходимых на данном уроке;

    организация стимулирования, контроль и коррекция деятельности учащихся на каждом этапе урока в зависимости от достижения поставленных целей;

    обсуждение итогов работы, степени успеваемости и усвоения материала урока, перспектив дальнейшей работы. Показать преимущества активной деятельности учащихся.

Форма проведения уроков:

    лекционно-семинарские занятия.

    уроки с элементами моделирования ситуаций.

    учебно-деловые игры.

    уроки с элементами дидактических игр.

    уроки – практикумы.

    уроки смотра знаний.

    нетрадиционные формы урока: диалоги, суды, презентации, путешествия и т.д.

Структура урока комплексного применения знаний и умений предполагает следующие этапы урока :

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

    в знакомой ситуации (типовые)

    в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3. Составьте примерный план (структуру) урока коррекции знаний, умений и навыков

Уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников и привнесения в технологию обучения тех или иных изменений, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей.

Основная дидактическая цель уроков данного типа выявление уровня овладения учащихся комплексом знаний и умений и на этой основе принятие определенного решения по совершенствованию учебного процесса.

При определении структуры урока коррекции, целесообразно исходить из принципа постепенного нарастания уровня знаний и умений, т.е. от уровня осознания до репродуктивного и продуктивного (конструктивного) уровней.

При работе на уроке данного типа важно последовательно в соответствии с уровнем обученности ученика переходить от менее сложного уровня к более сложному уровню усвоения:

1уровень - понимание и узнавание (иметь представление).
2уровень - воспроизведение и выполнение по образцу.
3 уровень - применение в стандартной ситуации.

2 и 3 уровни – это уровни образовательного стандарта (знать, уметь).

4 уровень - воспроизведение или применение переноса знаний.

5 уровень - усвоения творческого задания, применение в нестандартных ситуациях.

Видами урока контроля и коррекции могут быть:

    устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой);

    письменный опрос, диктанты, изложения, решения задач и примеров и т.д.; зачет; зачетная практическая (лабораторная) работа;

    практикумы;

    контрольная самостоятельная работа;

    зачётная работа…

Все эти и другие виды уроков проводятся после изучения целых разделов, крупных тем изучаемого предмета. На уроках коррекции наиболее ярко проявляется степень готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в познавательно-практической деятельности в различных ситуациях обучения, корректировать их в случае необходимости;вносится необходимая коррекция и в деятельность учащихся, и в деятельность учителя.

Методическая подструктура уроков коррекции обычно выглядит так;

    вводная объяснительная часть - инструктаж учителя и психологическая подготовка учеников к выполнению предстоящей работы: решению задач, написанию сочинения, диктанта, творческой работы и т.п.;

    основная часть - самостоятельная работа учеников, оперативный контроль, консультации учителя для поддержания у учеников спокойствия и уверенности в своих силах и в том, что они делают;

    заключительная часть - ориентация учеников в предстоящем изучении нового раздела, темы курса .

Структура урока коррекции знаний, умений и навыков включает в себя следующие этапы:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Заключение

Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».

От нынешнего ученика требуется умение на рефлексивной основе управлять своей образовательной деятельностью, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки. Компетентность ученика дополняется знаниями методологического характера и навыками организационной, конструктивной, коммуникативной деятельности. Становится понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием.