Эпифора – это украшение речи

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Общая характеристика форм речи. Сущность доказательства. Ораторское искусство. Эвристическая риторика. Логика речи. Стилистические приёмы ораторской речи. Лексические приёмы ораторской речи.

    реферат , добавлен 10.09.2007

    Ораторское красноречие как особый вид искусства. Качества, которые отличают ораторскую речь от других видов речи. Особенности построения и свойства ораторской речи. Традиции современной ораторской речи. Влияние психики на качества ораторской речи.

    презентация , добавлен 15.12.2010

    Зрительный и голосовой контакт оратора с аудиторией. Секреты ораторского выступления перед аудиторией. Культура ораторской речи. Роды и виды ораторской речи. Талантливые политические ораторы. Функциональные стили литературного языка в ораторской речи.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2008

    Оратор как мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Структура и особенности ораторской речи, ее целостность и композиция. Подготовка к публичному выступлению и его репетиция. Композиционно-стилистическое оформление ораторской речи.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Понятие ораторской речи как разновидности публичной речи, ее сущность и особенности. Элементарные принципы и приемы риторики, форма подачи речи. Применение выразительных приемов. Номинативная, коммуникативная и экспрессивная функции парламентской речи.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Формирование ораторского искусства. Роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное. Качества, которые отличают ораторскую речь от других видов речи. Особенности построения и свойства ораторской речи.

    презентация , добавлен 03.03.2014

    Понятие и сущность ораторства. Определение ораторского искусства, его история возникновения. "Секреты" ораторского выступления перед аудиторией. Особенности, роды и виды ораторской речи. Анализ функциональных стилей литературного языка в речи оратора.

    реферат , добавлен 20.12.2009

    Предмет, задачи и виды риторики, лексические и стилистические нормы речи. Назначение и особенности развлекательной, информационной и убеждающей речи. Аргументы и виды споров. Правила и приемы композиции. Мастерство оратора и понятие ораторской этики.

    Наш язык удивительный - он разнообразен и мелодичен. Он подобен величественной реке: то шумит, то тихо журчит. И для всего у языка есть способы выражения.

    Это многочисленные тропы и стилистические фигуры, которые входят в инструментарий русского языка. При правильном использовании они обогащают устную и письменную речь, позволяют насладиться её красотой и гармонией.

    Источники богатства русского языка

    Среди множества средств выразительности можно назвать эпифору, обогащающую текст значением тождества. При повторении одинакового отрезка речи на первое место выходит его лексическое значение, которое усиливается многократностью. Но вместе с тем эпифора - это не самая распространённая фигура речевой практики, так как такие повторы могут иногда производить впечатление некоторой неловкости, неуместности, искусственности.

    Эпифора - это стилистический приём (фигура), основанный на симметричном повторении звуков, слов, фраз в конце строчки в стихотворной речи или в каком-то определённом отрывке в прозе. Цель его - сделать речь красивой и более эмоциональной. Употребляется чаще с другими средствами художественной выразительности. Прием более характерен для поэзии (практически для всех её жанров).

    В качестве примера можно привести строчки стихотворения С. Городецкого, где видно, что эпифора - это очень ёмкий приём:

    Не воздух, а золото,
    Жидкое золото,
    Пролито в мир.
    Скован без молота —
    Жидкого золота
    Не движется мир.

    Яркий пример поэзии, где экспрессивную окрашенность придаёт эпифора, определение которой дано чуть выше.

    Драгоценные грани

    Русский язык, являясь языком русского народа, подобен природному алмазу. Как драгоценный камень сверкает многочисленными гранями, так и русский язык красив всеми своими проявлениями. Он нашёл своё отражение и в области литературы, и в области языка, при этом подчёркивая их значимость и неповторимость.

    А если учесть, что русский язык - это сплав строгих правил и поэзии живой разговорной речи, то остаётся только наслаждаться его богатством и выразительностью. Подобно алмазу, сияющему каждой гранью, русский язык использует все необыкновенные инструменты, передающие красоту нашей речи. Эпифора - это один из таких элементов. Продолжим разговор о ней.

    Русский язык, обладая многочисленными средствами художественной выразительности, широко показывает, как используется эпифора в литературе.

    Частный случай эпифоры знаком каждому, кто читал стихотворение. Это обыкновенная рифма. Вот, например, у И. Бунина в стихотворении "Слово" такая рифма: "дана - Письмена", "беречь - речь".

    А у М. Цветаевой находим пример настоящей эпифоры:

    Лес не тот!
    Куст не тот!
    Дрозд не тот!

    Известным примером эпифоры в прозе являются гоголевские "фестончики". Слово повторяется в одном предложении для усиления эффекта сказанного семь раз совсем рядом, буквально через запятую. Если учесть, что в предложении всего 16 слов, то можно сказать, что в этом примере наглядно представлен приём звуковой выразительности.

    Очень любил эпифору С.А. Есенин. Причём он мог видоизменять лексику эпифоры, доказывая богатство русского языка: "залегла забота" в одной строчке превращается у него в "прояснилась омуть", и оба этих словосочетания сопровождают слова "в сердце мглистом". То же самое происходит и с другим отрывком: "отчего прослыл" - "оттого прослыл" дополняют слова "я шарлатаном". Как видим, всего лишь небольшая замена слов позволяет Есенину удачно использовать приём эпифоры.

    Широко использовал эпифору Блок. В одном из его стихотворений в качестве эпифоры повторяются слова "в тихом доме".

    Усиление оттенков речи

    Если рассмотреть эпифору с точки зрения синтаксиса русского языка, то очевидно следующее обстоятельство: повторяясь в конце смежных строк, она служит для усиления оттенков звучащей речи. Возьмём того же Есенина.

    Дважды заданный в смежных строчках вопрос получает также два ответа. И эта похожесть конца строчек, проявляемая в особом ритме, то есть эпифора в русском языке, заставляет обратить на себя внимание и тем самым доносит до читателя смысл текста.

    Знак восклицания в конце цветаевских строчек выражает сожаление, и с каждой строчкой оно усиливается благодаря использованию эпифоры.

    Фигура, прибавляющая смысл

    Если говорить об эпифоре как о фигуре прибавления смыслового содержания текста, то можно выделить такие её разновидности:

    1. фонетическая;
    2. морфологическая;
    3. лексическая;
    4. синтаксическая.

    Морфологическая эпифора - это повторение одинаковых словообразовательных элементов в конце каждой смежной строки. Пример "детей - детоубийцей ... братоубийцей " в прозе Ю. Карякина.

    Третий вид представлен, например, у Н. В. Гоголя: слово "фестончики", названное уже чуть выше. То есть этот вид эпифоры предполагает повторение какого-то слова.

    Примером синтаксического вида эпифоры может служить, например, отрывок стихотворения М. Цветаевой, который тоже уже рассматривался нами чуть ранее.

    Все виды эпифоры выступают как разновидности художественных средств выразительности. Таким образом, эпифора - это такая фигура, которая украшает любой текст.

    Великая сила

    Изучение фигур и тропов, которые представляют собой рабочий инструментарий, позволит не только расширить словарный запас, но и понять всё богатство и могущество русского языка. Слова - это великая сила, которая в руках умелого человека может описать целые миры. А языковое чутьё и авторская интуиция помогут создать целое творение, способное передать все оттенки мыслей и сознания. И не последнее место в этом принадлежит эпифоре. Но при этом нужны только такие фигуры, которые обогатят мысли, а не станут откровенной безвкусицей.

    Семантическая однозначность - ясность смысла, например, "Не могли бы вы выражаться с более выраженной семантической однозначностью, а то я ни хрена не понял".

    Флуктуация - случайные отклонения физических величин от их средних значений

    Дефиниция - краткое определение какого-либо понятия.

    Толерантность - терпимость к чему-либо. Слово модное, а потому уже не умное.

    Дихотомия - деление на две части. "сейчас я произведу дихотомию этого яблока и отдам половинку тебе".

    Эмтаназия - это процедура соразмерного лишения преступника жизни по гражданскому иску. "Эмтаназия по тебе плачет!"

    Идиосинкразия - непереносимость. Термин медицинский, но употреблять можно везде и всюду. Например: "У меня к дуракам идиосинкразия!"

    Метапуризм - это когда слова, обозначающие хорошие вещи, действия и занятия, не признаются за плохие. Например "Мать твою за ногу" - это вроде как не ругательство.

    Трансцендентальный - абстрактный, отвлеченный, академический, мысленный, умозрительный, умственный, теоретический. В связи с широтой понятия рекомендуется широкое применение термина, где надо и где не надо.

    Метафизический - примерно то же самое, что трансцендентальный. Термин хорош для ответа на вопрос, суть которого Вы не поняли. Например, так - "Как Вы относитесь к схоластике?" - "В метафизическом смысле?"

    Схоластика - тип религиозной философии, стремящейся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению путем применения логических методов доказательства. Можно доставать знакомых вопросом "А вы случаем не схоластик?"

    Эзотерика - тайное учение.

    Трюизм - общеизвестное мнение или высказывание. Типичный пример трюизма - "Волга впадает в Каспийское море."

    Эвфемизм - замена грубых или резких слов и выражений более мягкими.

    Софистика - умение хитро вести прения. Жонглирование словами и понятиями. Например: "Идите Вы в жопу со своей софистикой!"

    Эклектика - соединение разнородных взглядов, идей и теорий. Эвфемизм дурновкусицы. Например: "Он так эклектично одевается!"

    Инвективы - нецензурная, площадная брань, матерщина.

    Гомогенный - однородный. Например: "Гомогенность этого йогурта не вызывает никаких сомнений."

    Гендерный - половой. Межгендерный, соответственно, - межполовой.

    Аддикция - зависимость. Например, Интернет-аддикция, нарко-аддикция.

    Декадентство - упадничество. Термин хорош для оценки любых действий любых персонажей: "Какое декадентство!"

    Конгруэнтность - очень богатое слово. Означает состояние целостности и полной искренности, когда все части личности работают вместе, преследуя одну цель. Также часто употребляется с приставкой "не".

    Гипербола - преувеличение. Например: "Не гиперболизируй, пожалуйста!"

    Волюнтаризм - учение, полагающее в основы бытия волевое начало. В наше время употребляется как оценочный термин действий человека, которые лично Вам не нравятся. Напр.: "Ваня выпил всю текилу. Это чистый волюнтаризм!"

    Убиквисты - виды растений и животных, обитающие повсеместно. "Вон убиквист
    побежал"/сказано о таракане на кухне

    Когнитивный диссонанс - новая информация, входящая в противоречие со старыми знаниями, имеющимися человеком.

    Гносеология - теория познания, основная часть философии, рассматривающая условия и пределы возможности достоверного знания.

    Эгоцентрик - самовлюблённый человек.

    Бином Ньютона - формула для представления степени суммы двух чисел. Употребляется, как правило, в качестве выражения чего-то сложного в противопоставлении несложному. Например: "Тоже мне бином Ньютона!"

    Когерентность - очень красивое слово. (от латинского cohaerens . находящийся в связи), согласованное протекание во времени нескольких колебательных или волновых процессов, проявляющееся при их сложении.

    Фрустрация - разочарование. наша жизнь - это цепь фрустраций.

    Фрикативный - (от лат. frico - тру), применяется в лингвистике, например, фрикативные согластные "ф, ш, х, с". Можно употреблять: "Какой язык у тебя фрикативный!"

    1.

    4. Любые фигуры речи, создающие возвышенность стиля.

    57. В высказывании У него стаж по специальности – 10 лет мы наблюдаем

    1. деформацию идиомы;

    2.эллипсис;

    3. аллюзию;

    58. Эпанадиплозис – это

      кольцо;

    1. гомеотелевтон;

    2.гапакс;

    4. эпанадиплозис.

    ЗАДАНИЕ N 61. Определите средство художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова: Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством:

    64. . В высказыванииИдут часы, и дни, и годы (А.Блок) мы наблюдаем

    1.эпифору;

    2. градацию;

    3. гапакс;

    4.анафору.

    65 . Гомеотелевтон – это

      вид морфемного повтора, состоящий в нагнетании слов с одинаковыми и сходными суффиксами и окончаниями;

      то же, что и анноминация;

      парафраз устойчивого выражения;

      игра слов.

    66. Парантеза– это

      грамматически и тематически не связанная с контекстом вставка в середине фразы;

    1. то же, что и персонификация;

      замена в речи нарицательного имени собственным именем.

    67.В стихотворной строке И скучно, и грустно, и некому руку подать (М.Лермонтов) используется

    1.полисиндетон

    2.парантеза

    3асиндетон

    68 В стихотворной строке Строем клянусь и полком. Боем клянусь и штыком используется

    1. симплока

    68 В стихотворной строке Ангел, три года хранивший меня, вознесся в лучах и огне (А.Ахматова) используется

      эпанадиплозис;

      анадиплозис;

    1. симплока

    69.Симплока– это

      то же самое, что и анафора;

    1. то же самое, что и эпифора;

      комбинация эпифоры и анафоры

    70. Фразеологизм рука об руку создан на основе

      анноминации

      гомеотелевтона

    1. симплоки

    71.В словосочетании схема смеха мы наблюдаем

      хиазм

      симплоку

    72Стихотворение С.Маршака Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести. Хоть с виду стал он вежливым, остался он медвежливым основано на

      бленде

    73 Фразеологизм клин клином вышибать создан на основе

      анноминации

      гомеотелевтона

    1. симплоки

    74. Бленд – это

      то же самое, что и слово-матрешка, слово-слиток;

      то же, что и гапакс;

      то же, что и хиазм;

      замена в речи нарицательного имени собственным именем.

    75. Фразеологизм честь честью создан на основе

      анноминации

      гомеотелевтона

    1. симплоки

    76. В высказывании Сенат порешил, сенату угодно, сенатом постановлено (Цицерон) мы наблюдаем

      анноминацию

      гомеотелевтон

    1. симплоку

    77. В высказывании Откуда, умная, бредешь ты голова? (И.Крылов – обращение лисы к ослу) мы наблюдаем

      антифразис

      анноминацию

      гомеотелевтон

    78. В стихотворной строке О юность красная, цвети! (Е.Баратынский)используется

    1. риторическое обращение

    2 риторическое восклицание

    3 коммуникация

    79. В высказывании Прочие тоже были люди просвещенные: кто читал Карамзина, кто Московские новости, кто даже и совсем ничего не читал (Н.В.Гоголь) мы наблюдаем

      антифразис

      анноминацию

      гомеотелевтон

    80. В высказывании Дни идут, месяцы бегут, годы летят (В.Попов) используется

    1. лестница

    3 сустентация

    эллипсис

    81. Неоправданно торжественный, напыщенный стиль – это

    1. высокий стиль;

    2. бомбаст;

    4. средний стиль

    82. Эпанадиплозис – это

      фигура речи, когда одно и то же слово повторяется на стыке двух частей одного высказывания;

      кольцо;

      деформация идиомы, особенно на синтаксическом уровне;

      замена в речи нарицательного имени собственным именем.

    1. гомеотелевтон;

    2.гапакс;

    4. эпанадиплозис.

    84. В фразе И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь (П.Антакольский) используется

    1. парцелляция

    2. гомеотелевтон;

    2.персонификация;

    4. эпанадиплозис.

    85.В высказывании Смотрите сами: чтобы получить кредит, нужно накопить 30% стоимости квартиры используется

    1коммуникация

    2риторический вопрос

      риторическое обращении е

    86. В устойчивом словосочетании попасться на удочку используется

    1 метафора

    2 метонимия

    3 сравнение

    87. В стихотворной строке Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года (А.С.Пушкин) используется

      метафора

      метонимия

      персонификация

    89. Украшения речи - это

    1. всё, что способствует выразительности речи;

    2. всё, что направлено на то, чтобы сделать аргументы оратора убедительными;

    3. индивидуальные речевые особенности оратора, используемые им для того, чтобы сделать свою речь привлекательной, интересной;

    ЧАСТЬ 1

    Прагматичный – практичный (приземленный)
    Эпатировать – поражать (ошеломлять, шокировать)
    Волонтер – доброволец
    Показать полностью..
    Коллизия – столкновение (конфликт)
    Суфражистка – феминистка
    Кайман – крокодил
    Генезис – происхождение (возникновение, зарождение.
    Утрировать – преувеличивать
    Неглиже – полуодетый
    Амбивалентный – двойственный (неоднозначный)
    Ортодоксальный – непреклонный (правоверный)
    Кредо – мировоззрение
    Профан – невежда (дилетант, непрофессионал)
    Диффамация – клевета (сплетня)
    Раритет – редкость
    Жантильный – кокетливый (жеманный)
    Интоксикация – отравление
    Епитимья – наказание
    Моногамия – единобрачие.
    Претенциозность – вычурность
    Латентный – скрытый
    Амбициозный – высокомерный (тщеславный, притязательный, честолюбивый)
    Индифферентный – безразличный (равнодушный, нейтральный)
    Нотация – нравоучение
    Экстравагантный – необычный (вызывающий, оригинальный, своеобразный)
    Респектабельный – почтенный (представительный, достойный, солидный)
    Меркантильный – расчетливый (корыстный, мелочный)
    Репрессия – кара (наказание, насилие)
    Легитимный – законный
    Корсар – пират
    Голкипер – вратарь
    Инцидент – происшествие (случай)
    Превентивный – предупреждающий
    Тактильный – осязательный
    Апогей – высшая точка (кульминация, предел)
    Скрупулёзный – дотошный (педантичный)
    Харизма – неординарность (обаятельность, притягательность)
    Почетник – поклонник, ухаживающий за девушкой (почитатель)
    Басурман – иноземец и иноверец
    Аберрация – отклонение от истины, заблуждение (искажение)
    Пердимонокль – полная ерунда, черт знает что
    Трансцендентный – непознаваемый (иррациональный, непостижимый)
    Остракизм – изгнание (травля)
    Паритет – равенство (равнозначность, равноценность, равноправие)
    Апробировать – испытывать
    Абитуриент – тот, кто претендует на поступление в учебное заведение
    Инвариантный – однозначный
    Клеврет – приспешник (пособник, сообщник)
    Деструктивный – разрушительный
    Аннексия – насильственное присоединение
    Матримониальный – брачный (супружеский)
    Тенденциозный – модный
    Проформа – формальность
    Апологет – сторонник (приверженец)
    Экзальтированный – восторженный (возбужденный, воодушевленный)
    Синопсис – обозрение

    ЧАСТЬ 2

    1. Мимикрия - подражание.
    2. Колумелла - пространство между ноздрями.
    3. Фраппировать – неприятно удивлять.
    4. Фриссон - озноб во время прослушивания музыки, которая Вам нравится.
    5. Кураж – непринужденно-развязное поведение, наигранная смелость.
    Показать полностью..
    6. Моногамия - умение любить одного единственного человека всю жизнь.
    7. Филофония – коллекционирование звукозаписей.
    8. Кредо - мировозрение, убеждения.
    9. Дефилировать - торжественно проходить, шествовать.
    10. Сантименты - чувства; проявление излишней чувствительности в словах, поступках.
    11. Превенция - предупреждение, предохранение, предотвращение.
    12. Логорея - пустословие, болтовня; длинные бессмысленные речи, произносимые ораторами.
    13. Синопсис - изложение некой темы в сильно сжатом и обобщенном виде.
    14. Медиатор - третье нейтральное, независимое лицо (посредник, примиритель), помогающее сторонам разрешить имеющийся конфликт, спор.
    15. Альтруизм - бескорыстная забота и действия, которые человек совершает во благо других, не думая о себе.
    16. Импонировать – производить положительное впечатление, внушать уважение, нравиться.
    17. Кипер - кожаная петля на ремне, которая держит свободный кончик застегнутого ремня.
    18. Фатализм - представление о неизбежности всего происходящего в природе и в жизни человека, исключающее случайность и свободу.
    19. Лабильность - способность изменяться, неустойчивость, подвижность физического или эмоциального состояния человека.
    20. Хоспис - медицинское учреждение, в котором неизлечимо больные люди получают необходимую помощь и уход.

    ЧАСТЬ 3 - 20 слов, которых, возможно, вы не знали

    1. Глабелла - это пространство между бровями. Сейчас вы смотрите на глабеллу Райана Гослинга
    2. Экивоки – двусмысленные намеки, увертки Показать полностью..
    3. Катарсис – изменение сознания через сильные переживания
    4. Депривация – ощущение недостаточности удовлетворения своих потребностей
    5. Фрустрация – период полного разочарования в жизни
    6. Гаптофобия – боязнь прикосновений других людей
    7. Фриссон – мурашки по коже
    8. Сентенция - изречение нравоучительного характера
    9. Симулякр – изображение или объяснение того, что в реальности не существует. Копия, не имеющая оригинала
    10. Сингулярность – единичность, неповторимость чего-либо
    11. Сибаризм – праздность, избалованность роскошью; сибарит – носитель этих качеств
    12. Плюрализм – многообразие или множественность, как в приземленном, так и в философском контексте. Монизм – когда наоборот – что-то одно. Дуализм признает лишь двойственность
    13. Лапидарность - краткость, сжатость, выразительность слога, стиля
    14. Амикошонство - бесцеремонное, неуместно-фамильярное обращение под видом дружеского
    15. Мезальянс - брак с лицом низшего социального положения, неравный брак
    16. Никтофилия - предпочтительная активность в ночные часы и избегание активной деятельности в дневное время суток. Иногда никтофилия является одной из разновидностей социальной фобии
    17. Оброгация - внесение частичных изменений в старый закон
    18. Обскурантизм - крайне враждебное отношение к просвещению и науке, мракобесие
    19. Эмпатия – это способность воспринимать мир глазами другого, интересоваться тем, как другой думает, живет и чувствует
    20. Криптомнезия - это вид нарушения памяти, при котором чужие идеи кажутся человеку его собственными.