Две основы русских глаголов и правила их выделения

Глагол.

1. Глагол как часть речи.

2. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола.

3. Инфинитив.

4. Основы глагола.

5. Классы глагола.

Глагол – это часть речи, обозначающая действие и выражающая это значение в формах вида, залога, наклонения, времени, лица и числа (у некоторых глаголов есть формы рода). Чаще всего глаголы выступают в роли простого глагольного сказуемого.

Действие предполагает широкое понимание. Это не только механическое движение: идет, летит, плавает , но и состояния: нездоровится, смеется, спит , это речь и различные звуковые явления: шепчет, шумит, гудит, это проявление и изменение признака: теплеет, увядает, белеет , восприятия, отношения.

Любое действие протекает во времени и совершается каким-либо лицом, поэтому значение времени является характерным признаком любого глагола: поет – н.в., рисовал – п.в., напишет – б.в. и этим глагол отличается от любого имени существительного, обозначающего действие: пение, рисование, чтение, бег, ходьба, полет. Действие, выраженное именем существительным не приписывается в нашем сознании никакому субъекту и осмысляется безотносительно ко времени. Его называют «опредмеченное действие». В этих случаях говорят, что значение действия не выражено в грамматических категориях.

В глаголе значение действия выражается в категориях времени, лица, наклонения, залога и вида. По сравнению с другими частями речи глагол имеет самую богатую систему словоформ, так как обладает самым большим набором грамматических категорий – 7. Сравните: у существительных – 3 ГК, у числительных – 1 ГК, у местоимений – 4 ГК,

Многие глагольные формы могут выражать до 6 грамматических значений. Например: Студент пишет лекцию. Глагол пишет выражает:

1) значение несовершенного вида,

2) значение действительного залога,

3) значение изъявительного наклонения,

4) настоящего времени,

Грамматические формы глагола делятся на спрягаемые и неспрягаемые.

Спрягаемые формы выражают значение вида, залога, наклонения, времени, лица и числа. Формы прошедшего времени и сослагательного наклонения обладают значением рода, а не лица. Спрягаемые формы называют также личными, потому что выражают значение лица, и предикативными, так как выполняют функцию ПГС.



К неспрягаемым формам относят инфинитив, причастие и деепричастие. Они имеют только часть глагольных категорий, а именно категории вида, залога, а у причастий – времени. Наряду с общими морфологическими признаками у спрягаемых и неспрягаемых форм можно отметить также

1) семантическую общность люблю – любить, любя, любящий , так как все эти формы называют одно и то же действие ‘отношение говорящего к кому-либо или чему-либо’;

2) синтаксическую общность получаю нагоняй, получать нагоняй, получающий нагоняй, получая нагоняй, все эти формы обладают одинаковой способностью управления.

Итак, на основе общности категориального значения, некоторых морфологических признаков и синтаксических свойств неспрягаемые формы относят к глагольным формам, хотя они могут сочетать в себе признаки прилагательного и наречия.

Инфинитив (неопределенная форма глагола) – это неспрягаемая форма глагола, которая обозначает действие, не указывая на лицо, выполняющее это действие, и безотносительно ко времени. Идея действия выражена в инфинитиве в самом общем виде. Поэтому когда надо просто назвать действие, используют инфинитив.

Исторически инфинитив – это форма Д.п. существительного, перешедшая в систему глагольных форм.

Обобщенное значение действия делает инфинитив начальной формой. Инфинитив обладает только категориями вида и залога.

Показателем инфинитива является грамматический формант – ть, ти, чь . Наиболее распространен формообразующий суффикс –ть , неологизмы оформляются с его помощью: дистанцировать, компьютеризировать, сникерснуть. В небольшой группе инфинитив оформлен при помощи непродуктивного суффикса –ти: трясти, нести, везти, вести, цвести, идти, ползти, грести, брести, расти, пасти, плести, мести. Этот суффикс всегда находится под ударением. Исключения составляют формы с приставкой вы-: выползти, вынести, вывезти.

Инфинитив на –чь встречается в некоторых глаголах: беречь, стеречь, лечь, печь, течь, волочь, настичь . Конечный «ч» включает в себя элементы корня и суффикса. В других формах конечный Ч чередуется с Г или К: беречь/берегу, печь/пеку.

В предложении инфинитив может выполнять функцию любого члена предложения:

1) подлежащего и сказуемого Жить – Родине служить.

2) обстоятельства Я приехал отдохнуть.

3) дополнения Командир приказал нам отступать .

4) определения Приказ отступать пришел в 14 00 .

В отличие от прилагательных и существительных, имеющих одну основу, глагол имеет две формообразующие основы – инфинитива и настоящего времени . От этих основ образуются разные глагольные формы.

Основы настоящего времени выделяются из формы 3 л. мн.ч.: бегут → бег-, рисуют → рисуj-, пишут → пиш-, любят → люб- .

Основы инфинитива получают путем усечения формообразующего суффикса: бежа-ть, рас-ти, писа-ть . Основы настоящего времени и инфинитива не всегда совпадают.

Если инфинитив оканчивается на -чь , то основа инфинитива оканчивается на <г>, <к>, ее лучше выделять из формы прошедшего времени путем отсечения окончания и формообразующего суффикса л -: сберег-ла . Если инфинитив оканчивается на -сти, то в других формах он может чередоваться с [д] и [т]: брести//бредет, плести//плетет .

По соотношению основ инфинитива и настоящего времени глаголы делятся на несколько классов. Класс – это группа глаголов, имеющих одинаковые основы инфинитива и настоящего времени. Понятие класса связано с особенностями глагольного формообразования. Классы бывают продуктивными и непродуктивными. Выделяют 5 продуктивных классов:

Класс Основа инфинитива Основа н.в. Примеры
1 класс -АJ Броса-ть – бросаj-ут, реша-ть – решаj-ут, чита-ть – читаj-ут, мечта-ть – мечтаj-ут.
2 класс -ЕJ Желтее-ть – желтеj-ут, красне-ть – краснеj-ут, спе-ть – спеj-ут, зре-ть - зреj-ут.
3 класс -ОВА/ЕВА -УJ Ночева-ть – ночуj-ут, механизирова-ть – механизируj-ут, приветствова-ть – приветствуj-ут.
4 класс -НУ Толкун-ть – толкн-ут, двину-ть – двин-ут, мигну-ть – мигн-ут.
5 класс Броси-ть – брос’-ят, люби-ть – люб’-ят, вороши-ть – ворош-ат.

У глаголов 5 класса в форме 1 л. ед.ч. наблюдаются различные исторические чередования: носить/ношу, возить/вожу, ловить/ловлю .

Непродуктивных классов насчитывается до 17.

К ним относится не большая часть глаголов (примерно 400 непроизвольных гл и их образования) Выноградов выделяет 17 непродуктивных классов

1. писать, вязать

4. мокнуть

8. умереть

11. колоть

14. давать

17. живописать

Класс Основа инфинитива Основа н.в. Примеры
До 160 глаголов А/Я На мягкий согласный или шипящий Писа-ть – пиш-ут, иска-ть – ищ-ут, реза-ть – реж-ут. Возможны исторические чередования.
До 35 глаголов А/Я Слыша-ть – слыш-ат, крича-ть – крич-ат, ворча-ть – вроч-ат
До 45 глаголов Е Отсутствие этого суффикса в основе Виде-ть – вид-ят, сиде-ть – сид-ят, лете-ть – лет-ят
До 60 глаголов -НУ Мерзну-ть – мрезн-ут, мокну-ть – мокн-ут. Отличаются от 4 продуктивного класса образованием формы п.в. У непродуктивных глаголов форма п.в. образуется без –ну: мок, сох, мерз.
7 глаголов Суффиксы ть/ти следуют за корнем на З/С Вести, везти, нести, ползти, лезть, трясти, пасти
На –чь Стеречь, печь, мочь, сечь, лечь
-ВА -J Дава-ть – даj-ут, встава-ть – встаj-ут
5 глаголов Бить, вить, лить, шить, пить.

В отличие от других частей речи, глаголы образуют формы не от одной основы в начальной форме, а от двух глагольных основ. Образование форм происходит путем прибавления определенных суффиксов, окончаний к основе.

Выделяются:

1) основа инфинитива – выделяется после отбрасывания окончания или суф. инфинитива –ть, -ти, о: говори -ть, нес -ти, жечь -о.

2) основа наст. или пр. буд вр. – выделяется путем отбрасывания личных окончаний: говор, -ат, читаj-ут, скаж-ут, прочитаj-ут.

Спряжение глагола

В широком понимании спряжение – изменение по наклонениям, временам, лицам, числам, родам. В узком изменение по лицам и числам . Именно так рассматривается спряжение в школе и в вузовских учебниках. Глаголы изменяются по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Эти формы глагола называются личными, а окончания таких глаголов – личными окончаниями (т.к. они передают значение лица и числа).

По характеру личных окончаний большинство глаголов в русском языке относятся к глаголам 1 или 2 спряжения. Эти типы спряжения отличаются друг от друга гласными в окончании 2, 3 лица ед. и мн.ч. и 1 лица мн.ч. Глаголы 1 л. ед.ч. в обоих спряжениях имеют одинаковое окончание (у/ю).

I спряжение II спряжение

ешь, ет, ем, ете, ут, ют ишь, ит, им, ите, ат, ят

Ко II спряжению относятся:

1. Глаголы с ударным личным окончанием, где ударными являются гласные и или а/я в 3 лице мн.числа: спишь, спит, спим, спите, спят .

2. Глаголы с безударными личными окончаниями, у которых основа инфинитива заканчивается на –ить (кроме брить, стелить ): говоришь – говорить , на –ить .

3. Исключение: 7 глаголов на –еть , 4 глагола на –ать :

Слышать, видеть и обидеть,

гнать, держать и ненавидеть,

и смотреть, дышать, вертеть,

и зависеть, и терпеть.

Все остальные глаголы относятся к I спряжению (их больше):

1. Глаголы с ударным личным окончанием с е или ув 3 лице мн.числа: рвешь, рвет, рвем. рвете, рвут .

2. Глаголы с безударными личными окончаниями, основа инфинитива которых оканчивается не на –ить (кроме 11 глаголов-искл.): борются – бороться, на –оть, не на –ить.

3. Исключение: брить, стелить.

Примечание : глаголы, образованные с помощью приставок и/или постфикса -ся, относятся к тому же типу спряжения, что и бесприставочные глаголы.

Не входят в эти типы спряжения:

1. Глаголы хотеть, бежать и производные от них (выбежать, захотеть и т.п.). Это разноспрягаемые глаголы, т.к. имеют личные окончания как I, так и спряжения.

Глагол бежать спрягается во всех формах по II спряжению (бежишь, бежит, бежим, бежите), но в 3 л. мн.ч. – по I спряжению (бегут).

Глагол хотеть в ед.ч. спрягается по I спряжения (хочешь, хочет), во мн.ч. – по типу II спряжения (хотим, хотите, хотят). Множество речевых ошибок связано с неправильным спряжением этих глаголов (к примеру, «хочем, хочете, бежат» , унифицируют под I спр.).

2. Глаголы есть, дать, создать, надоесть и приставочные производные от них. Это глаголы архаичного (устаревшего) спряжения.

У этих глаголов своеобразные личные окончания в ед.числе:

дам , дашь , даст , ем . ешь , ест .

Во мн.ч. они спрягаются по типу II спряжения.

Отдельные глаголы считаются избыточными глаголами, потому что у них есть в системе спряжения вариантные формы: машет, махает (разг.); чтут, чтят; каплет, капает. Некоторые глаголы являются недостаточными , т.к. у них наблюдаются отсутствие ряда личных форм наст./буд. времени.

В зависимости от этого выделяют глаголы несов.вида и глаголы сов.вида.

Глаголы несов.в. обозначают действие, не ограниченное внутренним пределом, отвечают на вопрос что делать? Например, петь, делать, говорить, говаривать .

Глаголы сов.в. обозначают действие, ограниченное внутренним пределом, отвечают на вопрос что сделать? Например, сказать, запеть, прыгнуть.

Практически глаголы сов. и несов.в. узнают по вопросу: что делать? что сделать?

Глаголы сов.в. и несов.в. четко разграничиваются не только по своей семантике, но и по грам. свойствам:

1. У Г несов.в. и сов.в. разное количество форм времени: у Г НВ – 3, у Г СВ – 2. Г несов.в. имеют формы наст.вр. гл. сов.в. – нет, что связано с их грам. значением.

Из всех указанных обстоятельств проистекает важ­ное следствие, состоящее в том, что, зная основу, на­ходящуюся перед окончанием типа -а, нельзя быть уве­ренным, что знаешь основу того же глагола перед окон­чанием типа -/; и наоборот, знание основы перед оконча­нием типа -I не означает знания основы перед оконча­нием типа -а. Основу перед окончанием типа -а принято называть основой настоящего времени, а основу перед окончанием типа - основой инфинитива или основой прошедшего времени. Разумеется, названия эти обу­словлены тем, что обычным представителем «-оконча­ния являются окончания настоящего времени, а обыч­ными представителями I- окончания - окончания про­шедшего времени и инфинитива.

Различие в основах настоящего времени и инфини­тива потребовало введения в русскую (и шире - сла­вянскую) грамматику понятия класс глагола. Под классом глагола принято понимать определен­ный тип соответствия между двумя осно­вами. Если говорят, что некий глагол принадлежит к классу х, то это означает, что известно, как оканчи­вается основа инфинитива и основа настоящего време­ни. Если дана любая из двух основ глагола и указан его класс, тем самым сообщена и другая основа. Если же дана любая из двух основ, а класс глагола не указан, то вторая основа остается практически неизвестной.

Если основа инфинитива оканчивается на гласный, тогда в основе настоящего времени может быть либо усечение этого гласного, либо наращение какого-то согласного. Если основа инфинитива оканчивается на согласный, то основа настоящего времени, видимо, «устроена» так же. Однако совсем не обязательно, чтобы конечные согласные основ инфинитива и настоя­щего времени совпадали: вести - веду, мести - мету. Особо сложным случаем является тот, когда инфинитив оканчивается на -чь: мочь - могу, печь - пеку. Если даже известна основа настоящего времени, которая может оканчиваться только на согласный, то основа инфинитива абсолютно неясна. Ведь она может пред­ставлять собой и усеченную основу настоящего вре­мени: жив-у и жи-ть, и ту же основу с наращением: люб-ит и люби-ть. Таким образом, можно сделать вы­вод, что основа инфинитива более информативна, чем основа настоящего времени, которая никак не прогно­зирует инфинитивную основу. Основа инфинитива на согласный, кроме случаев типа мести, печь, однозначно определяет основу настоящего времени: нести - несу, везти - везу. Основа инфинитива на гласный оставляет вопрос об основе настоящего времени неясным.



Строго говоря, существуют и такие глагольные лек­семы, у которых выделяются более чем две разные осно­вы - настоящего времени и инфинитива. Например, глаголы исчезнуть, меркнуть, сохнуть в прошедшем вре­мени могут иметь основу, отличную от основы инфинити­ва: исчез, исчезла; мерк, меркла; сох, сохла. Часто встре­чающимися являются различия между основой настоя­щего времени в 1-м лице и других лицах: кошу - косят, люблю - любят, вожу - возят, кручу - крутят, бере­гу - бережёт.

§ 86. КЛАССЫ ГЛАГОЛОВ

Согласно классификации А. А. Зализняка ", русские глаголы за малым исключением (напомним, что и здесь имеется в виду письменная форма языка) можно под­разделить на 16 основных классов (табл. 32).

Таблица 32

Окончание
Клас­сы гла­го­лов инфинитива 1-го и 3-го лица настоя­щего вре­мени (несов. вид) или будуще­го времени (сов. вид) Примеры
I -ать -ять -еть -аю, -ает -яю, -яет -ею, -еет делать - делаю, делает терять - теряю, теряет жалеть - жалею, жалеет
II -овать -евать -ую, -ует -ую, -ует -юю, -юёт рисовать - рисую, рисует тушевать - тушую, тушует клевать - клюю, клюёт
III -путь -ну, -нёт гнуть - гну, гнёт
IV -ить -у/-ю, -ит строить - строю, строит множить - множу, множит

Продолжение табл. 32

Клас­сы гла­го­лов Окончание Примеры
инфинитива 1-го и 3-го лица настоя­щего вре­мени (иесов. вид) или будуще­го времени (сов. вид)
V -ать -ять -еть -у/-ю, -ит слышать - слышу, слышит выстоять - выстою, выстоит видеть - вижу, видит
VI -ать -у/-ю, -ет скакать - скачу, скачет сеять - сею, сеет
VII -зти/-зть -сти/сть -зу, -зёт -су, -сёт, -ду, -дёт -ту, -тёт -сту, -стёт -бу, -бёт грызть - грызу, грызёт пасти - пасу, пасёт вести - веду, ведёт мести - мету, метёт расти - расту, растёт грести - гребу, гребёт
VIII -чь -гу, -жёт -ку, -чёт беречь - берегу, бережёт течь - теку, течёт
IX -ереть -ру, -рёт тереть - тру, трёт
X -олоть -ороть -олю, -олет -орю, -орет колоть - колю, колет пороть - порю, порет
XI -ить -ью. -ьёт шить - шью, шьёт
XII -ыть -уть -ить -ою, -оет -ую, -ует -ию, -иёт ныть - ною, ноет дуть - дую, дует гнить - гнию, гниёт
ХШ -овать -аю, -аёт продавать - продаю, продаёт
XIV -ать!-ять -ну, -нет -му, -мёт -иму, -имет жать - жну, жнёт жать - жму, жмёт отнять - отниму, отнимет
XV -ть -ну -нет одеть - одену, оденет
XVI -ть -еу, -вёт жить - живу, живёт


Существенно обратить внимание на то обстоятельст­во, что во всех 16 классах (в «Словаре» они называются типами спряжения) реализован описанный выше принцип - необходимость завершить основу настояще­го времени согласным. В III - VI, IX и X классах это осуществляется за счет «отбрасывания» конечного глас­ного основы инфинитива, в I, II, VIII, XI - XIV клас­сах - за счет прибавления к основе согласных /, задне­нёбных, носовых или в. При этом в основе настоящего времени также может происходить замена конечного согласного основы инфинитива (IV - VI классы) или неконечных гласных (XI, XII, XIV классы).

Глаголы, имеющие в 3-м лице единственного числа настоящего-будущего времени окончание -ет, принадле­жат к I спряжению; глаголы, имеющие в той же форме окончание -иг, - ко II спряжению. В процессе препода­вания русского языка основное внимание обращается на разграничение глаголов I и II спряжений с безудар­ными окончаниями: правильное определение типа спря­жения глагола необходимо для обучения правописанию глагольных форм. Однако для тех, кто изучает русский язык как неродной, недостаточно деления на два типа спряжения, так как учащийся, зная инфинитив, совсем не обязательно знает, как выглядит форма настоящего времени. Иными словами, неизвестно не только правило написания безударного окончания, но самый характер преобразования основы инфинитива («отбрасывание» конечного гласного либо наращение конечного соглас­ного и какого именно; отсутствие или наличие чередо­вания и какого именно). Поэтому знакомство с клас­сами глаголов совершенно необходимо при изучении русского языка как неродного.

§ 87. ОСНОВНЫЕ СХЕМЫ УДАРЕНИЯ

А. А. Зализняк показал, что в качестве основных схем ударения в глаголе выступают три для форм настоящего времени и образованных от основы настоя­щего времени форм повелительного наклонения и три - для форм прошедшего времени, т. е. для форм, основа которых обычно совпадает с основой инфинитива. В этих схемах ударение обозначается не с точностью до места в словоформе, а характеризуется как падающее либо на основу, либо на окончание. При этом считается, что ударение инфинитива известно. Если сказано, что ударение падает на основу, то это значит, что оно падает на тот же слог, что и в инфинитиве. Если число слогов в рассматриваемой словоформе меньше, чем в инфини­тиве, то ударение падает на последний слог основы: ри­совать, рисовал, но рисую, рисуй, рисует; получить, получил, но получит, получим, хотя и получу, получй.

Если по схеме ударение должно падать на оконча­ние, а оно является нулевым или не содержит гласного, ударение падает на последний слог основы: стою, стойшь, но стой, стойте. В двусложных ударных оконча­ниях ударение - на первом слоге: стойте.

У форм настоящего времени ударение может быть: 1) постоянно на основе: верю, веришь, верим, верите, верят, верь, верьте; 2) постоянно на окончании: беру, берёшь, берёт, берём, берёте, берут, берй, берйте; 3)на окончании в формах 1-го лица единственного числа и повелительного наклонения, на основе - во всех ос­тальных формах: пишу, пйшешь, пйшет, пйшем, пишете, пйшут, пишй, пишйте.

У форм прошедшего времени выделяются те же три основные схемы: 1) постоянное ударение на основе: делать, делал, делала, делало, делали; 2) постоянное ударение на окончании: нестй, нёс, несла, несло, несли; 3) ударение на окончании в форме женского рода, в остальных формах - на основе: быть, был, была, было, были. Большинство русских глаголов в формах прошед­шего времени имеют постоянное ударение на основе. Однако практически встречаются все типы комбинаций схем ударения словоформ настоящего времени и схем ударения словоформ прошедшего времени: боюсь, бойшься, бойтся, бойся, бойтесь (в настоящем времени постоянное ударение на окончании) - боялся, боялась, боялось, боялись (в прошедшем времени постоянное ударение на основе); берегу, бережёшь, береги, берегй- те (в настоящем времени постоянное ударение на окон­чании) - берёг, берегла, берегло, береглй (в прошед­шем времени постоянное ударение на окончании); получу, получишь, получй (в настоящем времени ударе­ние подвижное) - получить, получил, получила, по­лучило, получили (в прошедшем времени постоянное ударение на основе).

§ 88. ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ

Допустим, что нам известен инфинитив глагола, его класс, а также то, какую схему ударения имеет этот гла­гол в формах настоящего и прошедшего времени. При этих условиях мы можем образовать любую форму, вхо­
дящую в парадигму данного глагола. (Не следует за­бывать, что число форм не во всех глагольных парадиг­мах одинаково. Как уже отмечалось, оно обычно зави­сит от видовой характеристики глагола, а также от воз­можности иметь залоговое противопоставление внутри парадигмы.) Знание класса глагола позволяет образо­вать от основы инфинитива основу настоящего времени. Знание схемы ударения позволяет определить место ударения в этой основе. Все иные глагольные формы образуются по следующим основным правилам от од­ной из двух указанных акцентуированных основ.

Образование глагольных форм

Основы глагола

Слово именной части речи в парадигме чаще всего имеет одну основу: лисий лись [j]-его, лись [j] и т.д. (лисий лись [j]- чистая основа). Некоторые слова русского языка именных частей речи имеют две или более основы: друг (ед. ч.) – друг-a, друг-у и т.д.: друзь [j]-я, друзей и т.д. (мн. ч.); (кот) котенок (ед. ч.) – котят-а (мн. ч.) и др.

Глагол, как правило, имеет две основы, которые материально различаются: а) суффиксами (мена суффиксов, отсутствие суффикса и т.п.); 6) чередованием в корне. Только как исключения основы глагола могут совпадать.

В глаголах выделяют основы инфинитива (прошедшего времени ), основы настоящего (будущего) времени, чита-тъ (чита-л _ )чита [j ]-ю, диктова-ть (диктова-л _ )дикту [j ] и т.д. Если глагол оканчивается на -чь- (увлечь), то суффикс -чь в инфинитиве наполовину входит в основу, так как исторически восходит к звуковым сочетаниям [кт ], [гт ], в результате чего в корневой морфеме происходит чередование увлечь – увлек-у, увлеч-ет, увлеч-ем (ч//к) и т.д. Некоторые исследователи выделяют основу таких глаголов по женскому роду прошедшего времени – печь – пек-л-а, ср.: пек^_ (мужской род, прошедшее время – нулевой суффикс (ч//к)).

Основа настоящего (будущего) времени выделяется путем отсечения личных окончаний глагола: полюби-ть – полюбл-ю, продиктова-ть – продикту [j ]-ю, отвеча-ть отвеча [j ]; замира-ть – замира [j ]-ю, замере-ть – замр-у; крича-ть – крич-у, крикну-ть крикн-у и т.д.

Основы глагола служат для образования определенных глагольных форм. От основы инфинитива образуются спрягаемые и неспрягаемые формы прошедшего времени (чита-ть чита-л – читавшая читавший) и сослагательного наклонения (чита-л бы ). От основы настоящего времени образуются:

  • – личные формы глагола (настоящего и будущего времени, путем присоединения окончаний: -чита [j ]-ю, чита [j ]-ешь, чuma [j ]-eт и т.д.);
  • – причастия настоящего времени (чита-ющ-ий, чита [j ]- ем-ый );
  • – деепричастия несовершенного вида (чита [j ]-я);
  • – формы повелительного наклонения (читай).

С основами глагола тесно связано образование глагольных форм . Основы инфинитива и настоящего времени различаются аффиксами или фонетическим (звуковым) составом (чита-ть чита [j ]-ю).

Классы глагола

По соотношению основ инфинитива (прошедшего времени) и настоящего (будущего простого) времени определяются классы глагола – большие или меньшие группы глаголов, характеризующиеся определенным соотношением основ и особенностями формообразования: чита-ть чита [j ]-ю, писа-ть – пиш-у (с//ш) и др.

В русском языке различают продуктивные и непродуктивные классы.

Продуктивные классы – это относительно большие группы глаголов, по модели которых образуются новые глаголы. Непродуктивные классы – это группы, в которые входит ограниченное количество слов (глаголов) и новые глаголы по данной модели не образуются. Традиционно выделяют пять продуктивных классов и разное количество (в зависимости от точек зрения исследователей) непродуктивных классов (от восьми до 17) .

Соотношение основ продуктивных классов глагола:

I класс

Большинство русских глаголов относится к I классу

-а- в инфинитиве

-а[j]- в настоящем времени

прыг а -ть

прыг а[j]

чит а -тъ

чит а[j]

дел а -ть

дел а[j] наращение [j]

II класс

худ е -ть

худе [j]

бол е -ть

боле [j] -ю – наращение [j]

III класс

Многочисленная

_______ -ова- , _______ -ева- -ирова-

дикт ова -ть

дикт у[j]

зим ова -ть

зим у[j]

цит ирова -ть – цитир у[j] -ю – усечение [а ] + чередование -ов/у [j ] + наращение [j ]

ср.: согласовыва-тъ – согласовывали) – I класс

IV класс

_________-ну-

_________-н-

крик ну -ть

крик н -ет

прыг ну -тъ

прыг н -ет

вздох ну -ть

вздох н -ет – усечение [y ]

V класс

_________ -и-

нет -и-

люб и -ть

любл-ю

нос и -ть

нош-у – усечение [и] +

чередование б//бл , -с-//-ш-

чин и -тъ

чин-ю – усечение [и]

Пятый продуктивный класс характеризуется тем, что в первом лице единственного числа наблюдаются исторические чередования: води-тъ – вож-у (и //Ø – в суффиксальной морфеме, д//ж в корневой морфеме), губи-тъ – губл-ю (и //Ø, б//бл).

Глаголы с иным соотношением основ считаются непродуктивными : жа-ть – жп-ут, вы-тъ во [j]-ют, тере-ть тр-ут, плес-ти плет-ут, стеречь стерег-у и др.

К непродуктивным классам относятся глаголы с суффиксами инфинитива -ти- (нес-ти ), глаголы на -чь-(печь); на -ере(ть)- (запере-ть , стереть); на -оло(ть)- (коло-ть , поло-ть); на -ва- (дава-тъ , узнава-ть). Среди непродуктивных глаголов большое количество высокоупотребительных слов: би-ть, жи-ть, писа-ть, ли-ть и т.д.

У глаголов на -ти- основа инфинитива равна основе настоящего времени (имеют одну основу): нес- ти (нес^ _) – нес-у и т.п.

Непродуктивные глаголы – это разнородная группа, их словоизменение нужно специально запомнить. К непродуктивным классам относится около 400 глаголов, издавна существующих в языке и часто употребляющихся, большинство же русских глаголов относится к продуктивным классам. В разных грамматиках могут встречаться различные обозначения непродуктивных классов глаголов. Их классификационные объединения по признаку соотношения основ неравноценны по количественному составу: в одни группы входят десятки глаголов, в другие – ограниченное число. Кроме того, около 50 глаголов имеют индивидуальное соотношение основ, по этой причине в русистике до настоящего времени нет единого мнения о количестве непродуктивных классов и их объеме.

Отметим некоторые непродуктивные классы глаголов с учетом их словообразовательных показателей.

  • 1. Глаголы I спряжения с основой инфинитива на , в основе настоящего времени утрачивается: дрем а -ть – дремл-ют, зв а -ть зов-ут, пис а -ть пиш-ут и т.п. (160 глаголов).
  • 2. Глаголы II спряжения с основой инфинитива на -а, в основе настоящего времени отсутствует: пищ а -ть – пищ-am, крич а -ть – крич-ат и др. (35 глаголов).
  • 3. Глаголы II спряжения с основой инфинитива на -е, в основе настоящего времени утрачивается: лет е -ть лет-ят, гор е -ть гор-ят и т.д. (48 глаголов).
  • 4. Глаголы I спряжения с основой инфинитива на -ну, в основе настоящего времени – . В отличие от глаголов четвертого продуктивного класса в глаголах непродуктивного класса в основе прошедшего времени -ну выпадает: мок ну -ть мок н -ут, мок мок-л-и ; кис ну -тъ кис н -ут, кис – кис-л-и и т.д. (60 глаголов).
  • 5. Глаголы I спряжения , в которых обе основы (инфинитива и настоящего времени) оканчивается на -з, -с, -т, -д, -б. В форме инфинитива у этих глаголов перед звуком [т ] в суффиксе инфинитива в результате диссимиляции на месте -т, -д, -б появляется -с: пле с -ти – пле т -ут, не с -ти не с -ут, па с -ти па с -ут, па с -ть па д -ут, скре с -ти скре б -ут и пр.
  • 6. Глаголы I спряжения на -чь с основой прошедшего и основой настоящего времени на заднеязычный -к, -г: бере чь – бере г -л-и, бере г -ут; стере чь – стере г -л-и, стере г -ут и др.

Другие непродуктивные классы немногочисленны по количеству входящих в них глаголов. Например:

  • гласную, к которой в основе настоящего времени добавляются согласные -в, -н, -j (9 глаголов): ж и -ть – жи в -ут, од е -ть оде н -ут, д у -ть ду-ют/ ду [j ]-ют;
  • – глаголы с полногласием -ере-, -оло- и с основой настоящего времени на -р, -л (9 глаголов): зап ере -ть зап р -ут, п оло- ть – пол-ют ;
  • – глаголы с основой инфинитива на и с основой настоящего времени на [-oj ] (5 глаголов): кр ы -ть кро-ют/кро [j ]-[у]т, м ы -ть – мо-ют/мо [j ]-[у]т;
  • – глаголы с основой инфинитива на -ва, который выпадает в настоящем времени (3 глагола): доста ва -ть – доста-ют/ доста [j ]-[y]m, да ва -ть – да-ют/да [j ]-[y]m, узна ва -ть – узна-ют/ узна [j ]-[у]т.

В русском языке наблюдается переход непродуктивных классов в продуктивные. Например: двиг а-ть – движ -ут (непрод., устар.); в настоящее время распространена форма двига -ют/ двига [j ]-[y]т (новая форма, I прод. класс). Глаголы двига-ть и движ-ут в современном русском языке употребляются с некоторыми оттенками лексического значения: формы с <ж> – дви ж -ут, дви ж -ет употребляются в значении "руководить" – Мною движет сила разума и совершенства; формы с <г> – дви г а-ет, дви г а-ют в значении "перемещать с места на место" – Двигают стол (мебель).

В других случаях продуктивные и непродуктивные образования различаются функционально-стилистическими характеристиками: кап а -ть капл-ют (непрод.) – капа-ют/капа [j ]- [у ]т (I класс); мурлык а -ть мурлыч-ат (непрод.) мурлыка-ют/мурлыка [j ]- [y ] т (I класс). Продуктивные формы преимущественно употребляются в разговорной речи. Глаголы, которые имеют две основы настоящего времени (старую и новую), называются изобилующими.

Каждый из классов имеет свои формообразовательные способности. Глаголы определенных классов характеризуются одинаковым словообразованием : они имеют одинаковое соотношение основ , относятся к одному спряжению-, в случае наличия чередований характеризуются одинаковой системой чередований. Ср.: руб и -ть рубл-ю (и //Ø, б//бл) (V класс), ли-ть ль [j ] (непрод.).

К классам глагола непосредственное отношение имеет спряжение.

  • Ср.: Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. С. 356- 359 (автор выделяет пять продуктивных классов (причем в зависимости от количественного состава слов глаголы с соотношением основ -ну-, -ану-/-н- относятся к пятому классу, а с соотношением -и -/О – к четвертому) и 17 непродуктивных); Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык. Ч. 1: Фонетика. Морфология. М., 1967 (12 непродуктивных классов); Тихонов А. Н. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология. М., 2002. С. 310-314 (пять продуктивных классов (аналогично классификации В. В. Виноградова) и 16 непродуктивных). Также см.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. М., 1977 (4-е изд. – 2003; 5-е изд. – 2008); Панова Г. И. Морфология русского языка: эн цикл, словарь-справочник. С. 239-244.

Все глагольные формы, за исключением будущего сложного и сослагательного наклонения, образуются посредством формообразующих суффиксов и окончаний, присоединяемых к основе. По образованию глагольные формы распадаются на две группы в зависимости от образующей основы, которая может выступать в двух вариантах: как основа неопределенной формы и как основа настоящего времени. Основа неопределенной формы определяется путем устранения аффиксов -ть (-ти): собира -ть . Основа настоящего (или будущего простого) выделяется из формы третьего лица мн. ч. настоящего или будущего простого: пиш -ут, напиш -ут.

От основы неопределенной формы образуются: прошедшее время причастие прошедшего времени (действительное и страдательное) и деепричастие совершенного вида: возненавиде-ть, воз-ненавиде-л, возненавиде-вший, возненавиде-нный, возненавиде-в .

Аффикс -ну(ть) в глаголах несовершенного вида, например сохнуть, мокнуть , омонимичен аффиксу -ну(ть) в глаголах совершенного вида со значением моментальности или однократности действия, например: шагнуть, моргнуть . Первый аффикс обычно утрачивается при образовании форм от основы неопределенной формы (сохнуть - сох, сохший ), второй аффикс сохраняется (шагнуть, - шагнул, шагнувший ).

От основы настоящего времени образуются формы настоящего или будущего простого, повелительного наклонения, причастия настоящего времени (действительное и страдательное) и деепричастия несовершенного вида: называj-ут (называют), называй, называj-ущий (называющий), называj-емый (называемый), называj-а (называя) .

Основы неопределенной формы и настоящего времени, как правило, различаются аффиксами или звуковым составом: чита-ть - читаj-ут (читают), зва-ть - зов-ут . Соотношение основы неопределенной формы и основы настоящего времени определяет деление глаголов на классы.

Классы глаголов, характеризующиеся соотношением данных основ, которое свойственно и вновь образуемым глаголам, называются продуктивными, например глаголы типа садятся - садиться (ср. приземлиться, прилуниться ). Те же глаголы, по образцу которых новые глаголы не создаются, принадлежат к непродуктивным классам, например глаголы типа колют - колоть, полют - полоть и др.

Продуктивных глагольных классов пять:

1-й класс объединяет глаголы с основой неопределенной формы на -а(ть) и с основой настоящего времени на -aj: читать - читаj-ут (читают).

2-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -е(ть) и с основой настоящего времени на -ej: жале-тъ - жалеj-ут (жалеют) .

3-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ова (-ева) (ть) и с основой настоящего времени на -yj: советовать - советуj-ут (советуют), горева-ть - горюj-ут (горюют) .

4-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ну(ть) и с основой настоящего (будущего простого) времени на -н-: прыгнуть - прыгн-ут .

5-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -и(ть) и с окончанием третьего лица мн. ч. настоящего времени -ат, -ят: мо-ли-ть - мол-ят .

Непродуктивные классы обычно объединяют небольшое количество глаголов. Классификация их затрудняется наличием мелких особенностей в небольших группах глаголов, а иногда и в отдельных глаголах (например, есть, ехать ). Число непродуктивных классов постепенно сокращается, так как они подвергаются воздействию классов продуктивных (например, входят в употребление формы мяукают вместо мяучут, мурлыкают вместо мурлычут, полоскают вместо полощут, махают вместо машут по аналогии с глаголами 1-го продуктивного класса). В печати можно встретить параллельное употребление обеих форм, хотя многие из новых форм находятся еще за пределами кодифицированного литературного языка.

Иногда формы различаются оттенками значений: поезд двигается (приходит в движение) и поезд движется (находится в движении).