Духовный лидер исмаилитов. Большой принц маленькой империи. Одна из самых богатых королевских особ

ДУШАНБЕ, 11 июл - Sputnik. Духовный лидер исмаилитов мира принц Ага-Хан IV 11 июля отмечает алмазный юбилей - 60-ю годовщину в качестве 49-го наследного имама (духовного лидера) мусульман шиитов исмаилитов всего мира, сообщает пресс-служба Организации Ага Хана по развитию (АКДН).

В 1957 году после смерти Ага-Хана III принц Карим был провозглашен Ага-Ханом IV, унаследовав титул имама исмаилитов-низаритов. В том же году королева Великобритании Елизавета II присвоила ему титулование - Высочество, а в 1959 году шахиншах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви - Королевское высочество.

В честь этого события состоится мероприятие для Ага Хана и лидеров исмаилитского сообщества. Исмаилиты всего мира проведут церемонию, приуроченную к этой дате.

"Это празднование объединит исмаилитское сообщество и партнеров Организации Ага Хана по развитию (АКДН) во всём мире, а также руководителей правительств и религиозных сообществ в более чем 25 странах мира", - говорится в пресс-релизе АКДН.

Принц Карим Ага-Хан IV родился 13 декабря 1936 года в Швейцарии. Имам мусульманской общины исмаилитов-низаритов, он имеет около 15 миллионов последователей в более чем 25-ти странах.

Члены семьи Ага-Хана считаются прямыми потомками пророка Мухаммеда. Один из предков семьи был персидский король Фетх Али-Шах, от которого они и унаследовали титул принцев и принцесс.

В школьные годы будущий глава исмаилитов учился в Institut Le Rosey в Швейцарии. Затем он поступил в Гарвардский университет , который с отличием закончил в 1959 году по специальности «История ислама».

Принц Ага Хан IV является наследным имамом общины исмаилитов. Исмаилизм - совокупность религиозных движений в шиитской ветви ислама, восходящих к концу VIII века. Каждое движение имеет свою иерархию имамов. Титул главы самой крупной и известной общины исмаилитов - Ага-хан - передается по наследству.

Обязанности принца Ага-Хана IV как имама включают не только толкование вопросов веры исмаилитской общины, члены которой проживают в индустриально развивающихся странах, но и взаимоувязывание веры с современными реалиями.

Организация Ага Хана IV по развитию, штаб-квартира которой находится в Париже, была основана Имаматом Исмаилитов в 1967 году. В настоящее время ее филиалы расположены в Канаде, Великобритании, Швейцарии, Пакистане и Таджикистане.

По инициативе Ага-Хана в различных странах были открыты школы, университеты, учреждены различные гранты, в том числе знаменитая премия по архитектуре.

В Таджикистане Фонд Ага Хана владеет контрольным пакетом акций компаний Pamir Energy и Tcell и гостиницей в Душанбе. На средства фонда реализуется строительство школ, больниц и университета в Хороге.

Во время гражданской войны в Таджикистане организация Ага Хана бесплатно снабжала Горно-Бадахшанскую автономную область и другие районы республики продовольствием. В 1993 году, когда военные действия достигли Дарвазского района ГБАО, Ага Хан призвал Совет сил самообороны Памира сложить оружие. В 2000 году Организация открыла в Хороге Университет Центральной Азии.

Принц является создателем и спонсором благотворительных проектов во многих странах, в том числе в Центральной Азии. Под его руководством действует организация Aga Khan Development Network, в рамках которой функционирует ряд социально-экономических, образовательных и культурных учреждений.

В апреле Ага-Хан IV посетил Москву. Духовный лидер общины исмаилитов-низаритов принц Карим Ага-Хан IV в ходе встречи с главой МИД России Сергеем Лавровым заявил, что сотрудничество с Москвой является ключевым для Центральной Азии.

"Этот визит в Москву важен для меня, сотрудничество с Россией является критически важным не только для моего сообщества, но и для всей Центральной Азии, где мы сейчас создаем совместные институты, которые будут иметь большое значение для региона", - подчеркнул Карим Ага-Хан.

Духовный лидер мусульман шиитов исмаилитов Ага Хан призвал западные страны не игнорировать многогранность, которая присуща современному Исламу, и начать строить диалог с представителями, как суннитов, так и шиитов, сообщает TheIsmaili.org .

«Не замечать эту реальность сродни тому, чтобы игнорировать различия между католиками и протестантами на протяжении веков, или же пытаться разрешить гражданскую войну в Северной Ирландии без привлечения обеих христианских общин», - отметил в своем историческом обращении к объединенному собранию парламента Канады по приглашению премьер-министра страны Стивена Харпера.

Лидер исмаилитов подчеркнул, что отсутствие понимания концепции разнообразия в Исламе и внешнее вмешательство усиливает религиозный конфликт в некоторых частях мира.

«В последнее время, эта напряженность заметно возросла по своим масштабам и интенсивности, и была еще больше обострена внешним вмешательством. В Пакистане и Малайзии, в Ираке и Сирии, в Ливане и Бахрейне, в Йемене, Сомали и Афганистане это оборачивается бедой. Поэтому для не мусульман, которые имеют дело с Уммой, очень важно вступать в диалог, как с суннитами, так и с шиитами», - сказал он.

В своем обращении Ага Хана с печалью отметил тенденцию к росту экстремизма и нетерпимости в некоторых частях мира. «На самом деле, суровая реальность состоит в том, что религиозная враждебность и нетерпимость, кажется, усиливается во многих странах - от Центральноафриканской Республики до Южного Судана, Нигерии, Мьянмы, Филиппин и других стран - как между главными религиозными группами, так и внутри них», сказал он.

Его Высочество Ага Хан - это первый религиозный лидер, которому была предоставлена редкая привилегия обратиться с речью к объединенному собранию палат парламента Канады. В своей речи он описал веру как «силу, которая должна усилить наше беспокойство о мирской жизнедеятельности, охватить сопутствующие ей проблемы, и улучшить качество человеческой жизни». Говоря о взаимоотношениях между западным и исламским обществом, он назвал эти отношения «ключевыми в формировании глобальных отношений в наше время». Он утверждает, что столкновения цивилизаций, очень популярного сегодня выражения, просто не существует.

Глава исмаилитов высоко оценил усилия Канады по уменьшению нестабильности во всем мире, и подчеркнул значение сильного гражданского общества, образования и надлежащего государственного управления в усилении процесса развития обществ и смягчении конфликтных ситуаций

«Подытоживая, я верю, что гражданское общество является одной из самых влиятельных сил нашего времени, силой, которая будет иметь все большее всемирное влияние, охватывая все большее количество стран, влияя, изменяя, а иногда даже заменяя неэффективные режимы, - сказал он. - Я также верю, что гражданское общество во всем мире должно активно поощряться, и находиться под мудрой опекой тех, кто делает его работу наиболее успешной - Канада первая среди всех».

Премьер-министр Канады приветствовал Его Высочество Ага Хана как «большого друга и партнера Канады», добавив, что «когда Вы находитесь в Канаде, Вы находитесь у себя дома». В мае 2010 года Его Высочество Ага Хан был удостоен звания почетного гражданина Канады за свою роль в качестве «лидера в области международного развития, плюрализма и толерантности во всем мире».

Позже, духовный лидер исмаилитов и премьер-министр Канады подписали Протокол о взаимопонимании, который дает ясную структуру и стратегическое направление для многогранных и крепких отношений Канады с исмаилитским Имаматом. Протокол дает начало официальному процессу диалога, который позволит развиваться страновому сотрудничеству и всестороннему обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес, а также будет укреплять важное партнерство, которое Канада налаживало с Ага Ханом и его учреждениями в течение многих лет.

Помимо усилий по развитию, Его Высочество открыл несколько новых учреждений в Канаде, что берет начало в его восхищении успехами Канады в продвижении плюрализма, а также его желанием содействовать большему пониманию как внутри мусульманских сообществ, так и между этими сообществами и другими культурами. К этим новым учреждениям относятся Глобальный центр по плюрализму - совместная инициатива канадского правительства и исмаилитского имамата, и Делегация исмаилитского имамата в Оттаве.

В мае 2010 года премьер-министр Харпер и Его Высочество Ага Хан участвовали в церемонии основания Исмаилитского центра в Торонто и Музея Ага Хана - первого музея в Северной Америке, посвященного исключительно Исламскому искусству и культуре.

"Spiegel": Ваше высочество, в своем из вестном выступлении папа Бенедикт процитировал императора Мануила, сказавшего:" Покажи мне, что нового принес Мухаммад и ты увидишь только злое и бесчеловечное...", что, как известно вызвало бурную реакцию в мусульманском мире. Какова Ваша реакция на нее?

Ага Хан: Я очень встревожен этим случаем, ибо он принес изрядную сумятицу в мусульманский мир. У нас сегодня и без того хватает недопонимания между религиями, происходит деградация межрелигиозных взаимоотношений. Я полагаю, что нам не следует подкидывать еще больше дров в костер и без того непростой ситуации.

Но Бенедикт XVI явно дистанциировал себя самого от процитированных слов средневекового императора. Позиция лично папы - поддержание диалога между религиями и посему он несколько раз высказывал свое почтение мировым религиям, исламу в том числе.

- Так что же произошло- досадная ошибка, либо понтифик был неправильно понят?

Я не могу и не хочу выносить подобие вердикта по этому вопросу. Это будет неразумно для меня утверждать, что я знаю, что папа имел в виду. Но средневековье, насколько мне известно - это период острых богословских споров между исламом и христианской Византией. знаменательное время, и слова императора нельзя выхватывать из контекста этого времени. Хотя тема выступления папы была совершенно другая - соотношение между верой и разумом, гармоничное сочетание которых, по мнению понтифика, означает исключение всякой связи между религиями.

- Вы согласны с этим утверждением?

- Если делать акцент на том, что папское выступление было посвящено вере и разуму, то я думаю, что ее обсуждение в этом контексте будет очень конструктивным как для исламского, так и неисламского мира. Я могу даже сказать о своей двойственной реакции на это выступление - да, с одной стороны, я вижу деградацию межрелигиозных взаимоотношений, но с другой я вижу шанс. Шанс поговорить о важном и серьезном вопросе - взаимосвязи между логикой и верой.

Если папа пригласит Вас и других религиозных лидеров к диалогу по проблеме веры, разума и насилия, Вы примете такое приглашение?

Да, разумеется. Я должен однако заметить. что экуменическая дискуссия в определенный момент сталкивается с известными ограничениями. Вот почему я предпочел бы разговор на основе некоего общего космополитического этического базиса, увязываемого со всеми великими религиями мира.

- В исламе есть проблемы с рациональным мышлением?

Вовсе нет. Мало того, я скажу, что среди всех авраамических религий ислам, пожалуй, единственная, уделяющая такое внимание знанию. Целью является понимание Божественного плана творения и таким образом эта религия преисполнена логики. Ислам - это религия разума.

- Каковы, по Вашему, корни современного терроризма?

Нерешенные политические конфликты, общий застой и прежде всего, культурное невежество Терроризм никоим образом не имеет богословского обоснования.

- О каких конфликтах Вы говорите?

Например, о ближневосточном и кашмирском. Они вот уже десятилетиями так и остаются неразрешенными.Их последствия продолжают разрастаться словно раковая опухоль. А это заболевание, как вы знаете. если не излечено на ранней стадии, может оказаться неизлечимым. Так и затягивание разрешения конфликтов создает питательную среду для террора.

Возникает вопрос также о распространении религии мечом.. Все религии мира на протяжении своей истории обращались к насилию с целью либо защитить, либо распространить самих себя через посредство военных действий. Но ислам никогда не призывал к этому, наша религия - религия мира.

- "Запад должен выступить против остального мира," - пишет профессор Хантингтон в своей книге о столкновении цивилизаций. Возможен ли такой конфликт?

- Если и говорить о конфликте, это будет конфликт невежеств. Конфликт опасный и разрушительный.

- И какая из сторон за него в ответе?

Обе. Но в первую очередь западный мир. Вы полагаете, что современник 21 века должен много знать об исламе. Но вы помотрите на систему образования на Западе -полноценные знания об исламской цивилизации в ней отсутствуют. Что было известно о шиизме до иранской революции? Что бьло известно о ваххабизме до Талибана? Ничего. Мы должны преодолеть подобное положение вещей. Чем стрелять друг в друга, лучше научиться друг друга слушать. И это будет величайшим достижением нашей цивилизации.

Среди наименее демократических и наиболее отсталых стран мира преобладают страны с преимущественно мусульманским населением. Неужели демократия и ислам, как многие утверждают несовместимы?

Давайте, прежде всего, честно посмотрим на вещи. Многим политическим лидерам достались в наследство проблемы, напрямую не имеющие отношения к религии. Принятие инновационных управленческих решений требует времени. И уже сейчас заметно, что среди стран с наибольшим экономическим ростом есть и мусульманские страны. Но вот, что касается роста демократии... Мои личные демократические убеждения основываются отнюдь не на греческих или римских философах, но на том, что произошло 1400 лет назад. Это принципы, лежащие в основе моей религии. При жизни Пророка (мир ему) процесс политических консультаций шел непрерывно. И первый имам шиитов, кузен и зять пророка Али подчеркивал:" Нет большей чести чем знание, нет большей силы чем терпение, и не более надежной основы, чем совещание (шура)."

"SPIEGEL" (Перевод )


Ага-Хан IV. sport-media49.rhcloud.com

Москва, 20 апреля. Глава МИД РФ Сергей Лавров встретился с лидером общины исмаилитов принцем Каримом Ага-Ханом IV. Переговоры проходят в Москве, сообщает "Политика сегодня" .

В начале встречи Лавров отметил, что 11 июля исполняется 60 лет с начала миссии принца Карима Ага-Хана в качестве духовного лидера, имама мусульманской общины исмаилитов-низаритов.

Лавров отметил оценки Ага-Хана по многим проблемам современности и заявил, что его взгляд очень важен для России.

Принц Карим Ага-Хан IV родился 13 декабря 1936 года в Швейцарии. Имам мусульманской общины исмаилитов-низаритов, он имеет около 15 миллионов последователей в более чем 25 странах, пишет "Спутник - Таджикистан" .

Большинство исмаилитов проживает в странах Азии и Африки, в том числе Пакистане, Афганистане, Таджикистане и Иране. Большие общины есть также в США, Канаде и Великобритании. Наиболее крупная община исмаилитов находится в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) Таджикистана.

Члены семьи Ага-Хана считаются прямыми потомками пророка Мухаммеда. Один из предков семьи был персидский шах Фетх Али-Шах, от которого они и унаследовали титул принцев и принцесс.

Отец Ага-Хана — принц Али Соломон Хан — был сыном Ага-Хана III. Его мать — принцесса Таджуддаула Али Хан — дочь 3-го барона Чёрстона.

Ага-Хан был дважды женат и затем разведен на Бегум Салиме Ага-хан и Бегум Инааре Ага Хан. В семье Ага-Хана четверо детей: принц Рахим Ага Хан, принц Хуссейн Ага Хан, принц Али Мухаммед Ага Хан и принцесса Захра Ага Хан.

В школьные годы будущий глава исмаилитов учился в Institut Le Rosey в Швейцарии. Затем он поступил в Гарвардский университет, который с отличием закончил в 1959 году по специальности "История ислама".

Титул Ага-Хана он получил в 1957 году. Мультимиллионер, основатель курорта Порто-Черво.

В 1957 году после смерти Ага-Хана III принц Карим был провозглашен Ага-Ханом IV, унаследовав титул имама исмаилитов-низаритов. В том же году королева Великобритании Елизавета II присвоила ему титулование Высочества, а в 1959 году Шахиншах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви — Королевского высочества.

Каждый год последователи веры традиционно преподносят Ага-Хану добровольные пожертвования в виде золотых слитков в количестве, соответствующем весу принца. Кроме этого, мусульмане платят своеобразный налог — ушр — в размере 10% от их доходов в пользу общины. Именно эти средства затем идут на финансирование большинство программ Фонда Ага-Хана.

Американский журнал Forbes ежегодно включает Ага-Хана в список самых богатых королевских особ в мире, его состояние оценивается в 800 миллионов долларов. Другие источники называют еще большую цифру — около трех миллиардов долларов.

Одним из основных источников дохода Ага-Хана является разведение породистых лошадей и конные скачки. Он владеет фермами по выращиванию лошадей во Франции и Ирландии. Кроме того, принц владеет группой эксклюзивных гостиниц и фешенебельным курортом "Коста Смеральда" на итальянском острове Сардиния.

Поскольку семья Ага-Хана считается мультимиллионером, глава исмаилитов ежегодно участвует в большом количестве благотворительных проектов по всему миру.

Организация Aga Khan Development Network и отдельное подразделение Фонд Ага-Хана, созданный в 1967 году, занимаются финансированием проектов по строительству школ, больниц и других объектов в странах, где проживают общины исмаилитов. В 1977 году был основан институт по исследованию учения исмаилитов, а в 1983 году Университет Ага-хана в Пакистане. В 2000 году в Хороге был открыт Университет Центральной Азии с филиалами в Кыргызстане и Казахстане.

Принц Ага-Хан увлекается горнолыжным спортом и даже в 1964 году принимал участие в зимних Олимпийских играх в Инсбруке, однако не добился громких результатов.

Ага-Хан трижды посещал Таджикистан — в 1995-м, 1998-м и 2011 годах.

В 2002 году принц Ага-Хан встретился с президентом России Владимиром Путиным.



Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.

Вчера, 13 декабря, исмаилитская община в Таджикистане отпраздновала 80-летие своего духовного лидера – принца Шох Карима ал Хусайни, Ага-Хана IV.

Ага-Хан IV — духовный лидер исмаилитов Таджикистана; фото:Фейсбук

В Исмаилитском центре в Душанбе на этой неделе проходят праздничные представления, организованные общинами районов Душанбе и пригородов. Мероприятия будут длиться до 25 декабря.

День рождения Имама отмечают и в ГБАО (Горно-Бадахшанская автономная область), где живут исмаилиты, – там празднования начались 7 и продлятся до 20 декабря. Проходят выставки народных ремесленников, художников, спортивные состязания, научно-культурные конференции, игры для детей и подростков.

В рамках религиозных мероприятий проводятся встречи с богословами и вечера «Маддосарои» (оды о Всевышнем).

Члены общины, проживающие в Москве, тоже празднуют. 11 декабря в концертном зале «Россия» прошел концерт с участием таджикских исполнителей.

Празднуют и в других городах России – в исмаилитских общинах Санкт-Петербурга, Тольятти, Иванова, Самары, Екатеринбурга и Твери.

Почему памирцы почитают Ага-Хана IV

Ага-Хан IV считается прямым потомком пророка Мухаммеда и 49-м Имамом (духовным лидером) одной из ветвей шиитского мазхаба (религиозное течение) – исмаилизма. Он возглавил общину в 1957 году в 21-летнем возрасте. Титул перешел ему от деда Султон Мухаммад Шаха Ага-Хана III.

Исмаилитская община сегодня насчитывает более 20 млн человек по всему миру. Более 200 тысяч из них живут в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана – их там чаще называют памирцами.


Праздник в каждом доме

Для исмаилитской общины день рождения Имама – не просто официальное торжество, это праздник, который отмечается в каждом доме.

С самого утра женщины на улицах начинают отбивать ритмы на дойрах (разновидность барабана).

Дойра на Памире считается символом радости, барабанный бой оповещает о всеобщем торжестве. В этот день принято поздравлять и благословлять друг друга, накрывать богатый стол, делать добрые дела.

Транспорт на Памире в день рождения Имама – бесплатный. Частники, которые занимаются извозом, в этот день ставят на своих машинах таблички «Бесплатно».


В день рождения Имама на Памире общественный транспорт — бесплатный, о чем гласит табличка; фото: Фейсбук

Спаситель памирцев

Жители Памира очень трепетно относятся к своему духовному лидеру.

В течение года исмаилиты отмечают три праздника, связанные с их духовным лидером. Это праздник «Дидор» («Встреча») – 24 и 25 мая.

В эти дни в 1995 году состоялась первая встреча Ага-Хана с таджикскими мюридами в Душанбе и ГБАО; 11 июля – день восхождения нынешнего духовного лидера на трон Имама и день его рождения – 13 декабря.

Исмаилизм на Памир пришел в XI веке, но до 90-х годов прошлого века памирцы не видели ни одного из духовных лидеров своего мазхаба. Многие столетия имамы-исмаилиты скрывались в Иране и Индии.

В советский период власти препятствовали связи памирцев с духовными лидерами под страхом ареста и расстрела.

Ага-Хан IV – первый Имам, которого памирские исмаилиты увидели воочию. Он появился в их жизни в 90-х, когда в Таджикистане шла Гражданская война и Горно-Бадахшанская автономная область оказалась в блокаде.
Именно тогда Ага-Хан IV направил в регион гуманитарную помощь. Впервые он посетил Таджикистан в 1995 году.

Ага-Хан и его институты развития

Ага-Хан помогал и другим регионам Таджикистана. В стране были открыты институты Ага-Хана, в частности Фонд Ага-Хана по развитию, деятельность которого направлена на развитие социальной и экономической сферы – медицины, образования, сельского хозяйства.

За минувшие 20 лет Фонд Ага-Хана оказал финансовую поддержку Таджикистану на сотни миллионов долларов.

Институтом Ага-Хана по экономическому развитию в ГБАО была полностью реконструирована и запущена ГЭС «Памир-1», которая позволяет обеспечивать электричеством большую часть области. Построена сеть гостиниц «Серена».

Сейчас Фонд Ага-Хана в Хороге строит один из кампусов Университета Центральной Азии, завершение которого запланировано на лето 2017-го. Аналогичный кампус, построенный в Нарыне (Кыргызстан), начал свою работу в этом году, а в Текели (Казахстан) также идет строительство, которое планируется завершить в 2019 году.