Дети интроверты поведение в школе. Ребенок интроверт или ребенок экстраверт психология. Вот несколько явных признаков ребенка-интроверта

Многие из нас слышали о том, что все люди разделяются на два основных типа психологии – на экстравертов и на интровертов. Кто-то является ярким примером одного типа, кто-то другого, а у кого-то в характере есть признаки обоих. Многим кажется, что это излишняя информация, что общий язык с человеком можно найти и не вдаваясь в такие подробности, не погружаясь в такие сложности и такая точка зрения имеет право на существование. Мало того, мы (родители) уже имеем много прожитых лет за спиной, имеет опыт общения с разными людьми и у каждого есть примеры того, что общий язык мы находили и без изучения психологического типа собеседника. Но разве наши дети – это очередные собеседники? Разве не хочется нам находить общий язык с ним легко и просто? Разве есть у нас возможность и время на метод проб и ошибок? Может стоит задуматься о том, что психологический тип важен и важно правильно его определить? Возможно мы, не зная этого, не думая об этом, слишком сильно давим на своё сокровище?

Определение психологического типа ребенка

Если честно, то для правильного определения типа ничего сложного делать не требуется.

Интроверт чаще всего спокоен, даже при том, что его эмоции могут быть намного сильнее, чем у экстраверта. Просто он не спешит, да и не любит их показывать. Интроверт не разбрасывается вещами, не старается окружить себя событиями, слишком частые и глобальные перемены его не привлекают. Интроверт может часами играть с одной игрушкой, тихонько бормоча себе что-то под нос и ему никогда не будет скучно дома. Если вы заметили, что большие и шумные компании слабо привлекают ваше чадо, то можете считать его интровертом. Кстати, своими друзьями он очень дорожит и менять их не любит. Такие дети очень редко шалят, чему радуются родители. Интроверты понимают все сразу, с полуслова. Если такой малыш берется за какую-то работу, то может показаться слишком медлительным, но это не так. Просто интроверт не хватается за сто дел одновременно. Своим здоровьем интроверт очень дорожит и следит за ним.

Это основные признаки двух кардинально отличающихся друг от друга психологических типа. Зная их, вы сможете максимально эффективно общаться со своим ребенком, а процесс его воспитания будет проходить безболезненно для него и для вас. Вы просто избежите множества ошибок и недопонимания, вы не будете стучаться, буквально биться головою об стену, зная о том, что её можно просто обойти. А вообще, есть ли эта стена? Может мы просто не то и не туда говорим?

Давайте представим ситуацию, что вам сегодня не понравился поступок вашего сына и/или вашей дочки. Если ребенок – интроверт, то достаточно ему просто рассказать о своих чувствах, о том, что вы испытали. Поверьте, в чем, в чем, а в чувствах он разбирается весьма хорошо. Попробуйте и с почти абсолютной уверенностью можно сказать, что он поймет вас. Нет, это не говорит о том, что интроверт исправится сразу же. Просто вы «достучитесь» до него, он четко услышит вас, без истерик, без нервов, скандалов и угроз страшными наказаниями.

С экстравертом такой фокус не пройдет. Ему лучше всего расписать все в максимально ярких красках, уделив особое внимание тому, как ужасно он выглядел в глазах окружающих. Не будет лишним добавить, что вы очень сожалеете о том, что не смогли гордиться им в этот момент. Поверьте, такой подход принесет больше пользы, чем долгие нотации, чтение морали и даже ваши истерики.

В конце хочется сказать о том, что даже правильное определение психологического типа своего чада в данный, конкретный момент не дает гарантии моментального нахождения общего языка с ним. Дети динамичны, они постоянно растут, постоянно развиваются и постоянно меняются. Нам приходится очень часто действовать «наощупь», но цель стоит любых усилий, ведь это наши дети! Не бойтесь ошибаться. Просто старайтесь делать это реже, а когда ошиблись – попросите прощения у дочки, у сына.

Больше материалов по психологии, по общению с детьми вы найдете в разделе « » нашего клуба родителей Тумми.

Экстраверт или интроверт: как определить тип ребенка? was last modified: Январь 20th, 2015 by Koskin

Публикации по теме:

    Наладить общение с ребенком, когда и мы его понимаем, и он чувствует себя комфортно в разговоре с нами, причем на...

    Взаимопонимание со своим ребенком, его желание делиться своими новостями, его доверие и вера в родителей – это те вещи, дорожить...

    Как можно понять из названия статьи, этот метод выхода из конфликтной ситуации с ребенком подразумевает более решительные действия со стороны...

    Суть этого метода заключается в том, что человеческая психика, как и организм в целом, способна самостоятельно восстанавливаться после некоторых полученных...

    Если мы слышим словосочетание «пристальное внимание», то нам сразу кажется, что речь идет о чем-то, вроде тотального контроля, о неусыпном...

В школе интровертам тяжелее, чем экстравертам - из-за повышенного уровня шума, невозможности уединиться и необходимости вступать в контакты, которые ему вовсе и не нужны. Если в начальной школе могут помочь родители, подростки-интроверты часто оказываются со своей "непохожестью" один на один. Выжить в школе помогут книги Сьюзан Кейн - "Интроверты" и "Тайная сила".

В начальной школе мы все знали друг друга, ведь были вместе с детского сада. Я догадывалась о своей робости, но со знакомыми ребятами чувствовала себя уверенно и даже однажды участвовала в школьном спектакле. Все изменилось, когда я перешла в среднюю школу. Там я оказалась новенькой среди незнакомых ребят, болтавших о чем-то своем.

В школу меня отвозила мама: я слишком нервничала, оказываясь в автобусе с другими детьми. Двери в школу отпирались только после первого звонка, и если мы приезжали раньше, приходилось ждать на парковке. Школьники разбивались на группки, кто с кем дружил. Все знали друг друга и чувствовали себя совершенно нормально. А для меня та парковка была кошмаром.

Наконец звонил звонок, и мы бежали в школу. В коридорах царила еще бoльшая суета, чем на парковке. Ребята бегали взад-вперед, уверенно шагали по коридору, явно чувствуя себя хозяевами школы. Мальчишки и девчонки обменивались новостями, хихикали. Я же выискивала в толпе знакомые лица, долго думала, не подойти ли поздороваться, а потом шла своей дорогой, так ничего и не сказав.

Но хуже всего бывало в столовой на большой перемене. По сравнению со столпотворением в ней толкотня в коридорах казалась раем! Сотни голосов отражались от стен. В зале стояли длинные узкие столы, и за каждым восседала смеющаяся, болтающая "компашка". У меня голова шла кругом - куда там улыбаться и непринужденно болтать, как другие!

Знакомая картина? Думаю, не я одна столкнулась с такой проблемой.

Вот, например, Дэвис. Задумчивый, застенчивый парень, в первый учебный день в шестом классе он оказался в такой же ситуации. Будучи одним из немногих азиатов в школе, где учились в основном дети с европейской внешностью, он чувствовал себя неуютно: ему казалось, что все считают, будто он выглядит как-то не так. И настолько нервничал, что чуть ли не забывал дышать от волнения. В переполненной столовой он, еле дыша, нашел свободное место и с облегчением выдохнул лишь на уроках, где царила тишина.

Когда в половине четвертого прозвенел звонок, Дэвис чувствовал себя выжатым как лимон. Первый день в шестом классе закончился, он выжил. Правда, в автобусе по пути домой кто-то прилепил к его волосам жвачку.

На следующее утро Дэвис пришел к выводу, что в школе все дети совершенно счастливы. Все, кроме него.

Конечно же, не все дети в школе радуются первому школьному дню, хотя кажутся веселыми. Первые дни нового учебного года, даже если ты ходишь в свою школу уже сто лет, - испытание для всех. Просто мы, интроверты, сильнее реагируем на раздражители, а значит, приспособиться к ситуации нам сложнее.

Что это значит - "сильнее реагируем на раздражители"? Большинство психологов сходятся во мнении, что ничто так не влияет на опыт общения с людьми, как склонность к интроверсии или экстраверсии. И это справедливо для всех людей в мире независимо от культуры и языка, на котором они говорят.

Нервная система у интровертов и экстравертов функционирует по-разному. Интроверт активнее реагирует на ситуации, связанные с общением, и на сенсорный опыт. У экстравертов же реакции приглушены, и для того, чтобы почувствовать себя в норме, они стремятся к внешним стимулам - яркому свету, грохочущим звукам. Им становится скучно, они не могут усидеть на месте, если их органы чувств недостаточно нагружены. Экстравертам необходимо находиться среди людей, энергия толпы их заряжает. Именно они всегда врубают музыку на полную громкость, любят приключения, щекочущие нервишки, и на уроках первыми тянут руку.

Мы же, интроверты, напротив, реагируем сильнее, а порой даже слишком сильно. Стимулирующая среда, например шумная школьная столовая, истощает нас. А расслабляемся мы и "подзаряжаем батарейки" в более спокойной обстановке - необязательно в одиночестве, но непременно среди родных либо в небольшой компании близких друзей.

На вечеринках интроверты тоже могут веселиться от души, но иногда быстрее устают и вынуждены раньше уходить домой. Время, проведенное в одиночестве, покое и тишине, восстанавливает энергию интроверта. Вот почему мы часто любим заниматься чем-то в одиночку - хоть чтением, хоть бегом, хоть скалолазанием. Не слушай тех, кто говорит, что интроверты асоциальны. Мы любим общаться, просто по-другому.

Ты можешь добиться успеха и в школе, и в любом другом обществе, если твоей нервной системе дают работать оптимально. Проблема в том, что большинство школ - неподходящая среда для чувствительной нервной системы интровертов. Но, научившись распознавать сигналы, которые посылает тебе тело, например ощущение тревоги и давления, ты сможешь управлять ситуацией.

Кстати, если тебе необходимо восстановить равновесие, необязательно возвращаться домой и запираться в комнате. Прислушайся к себе и найди в школе тихий уголок, где можно собраться с мыслями: отправляйся в библиотеку, компьютерный класс или пустой кабинет учителя, который дружески к тебе относится. Можно даже ненадолго уединиться в туалете!

Дэвис интуитивно понял это и после инцидента со жвачкой стал садиться в автобусе на первое сиденье, где его никто не трогал. Мальчик попытался не обращать внимания на оглушительные звуки, сигналы телефонов, крики и смех ребят. Вскоре он обзавелся наушниками и спокойно читал в дороге. Отгородившись от шума, он понизил уровень внешних воздействий, мешавших ему ясно мыслить.

Интровертов много - от трети до половины всего населения Земли. Интроверсия не прихоть, которую можно перерасти; это качество нужно принять, дорасти до него и даже научиться его любить. Чем чаще ты отмечаешь, насколько ценны твои особенности интроверта, и понимаешь, что лучшее в тебе, скорее всего, связано с "тихим" темпераментом, тем увереннее ты начинаешь себя чувствовать. Не нужно заниматься чем-то только потому, что так делают все, или пытаться подружиться с людьми, с которыми, как тебе кажется, ты должен дружить. Делай то, что нравится, и выбирай друзей, чьим обществом действительно дорожишь.

Всем, кто работает в системе школьного образования, нелишне понимать, какие у интровертов и экстравертов преимущества и в чем их потребности. Средние и старшие классы - самый сложный период для интровертов. Когда сотни ребят изо дня в день вынуждены толпиться в одном здании, кажется, будто единственный способ заставить уважать себя и обзавестись друзьями - стать шумным и заметным.

Но ведь есть множество других замечательных качеств характера интроверта, например, способность глубоко сосредотачиваться на том или ином предмете или действии, умение внимательно и терпеливо слушать. Это лишь две "суперспособности" интровертов. Пользуйся ими, ищи свою страсть и полностью посвящай себя ей! Тогда ты не только выживешь в школе, но и заживешь полной жизнью.

Вот несколько советов, которые помогут абстрагироваться от школьной суеты и при этом не потерять свой круг общения.

Знай свои потребности. Шумная среда, подобная школьной, часто истощает интровертов. Прими как данность, что окружающая среда не всегда будет соответствовать твоим потребностям. Но она не должна мешать тебе оставаться самим собой. Находи тихие уголки и свободные минутки, чтобы "подзарядить батарейки".

Ищи "своих" людей. Может быть, тебе интересно общаться с ровесниками-спортсменами или с теми, кто увлекается программированием. А возможно, для тебя неважно, совпадают ваши интересы или нет, главное - чтобы человек был хороший. Если для того чтобы завязалась дружба, нужно составить список тем для разговора, так и сделай.


Нью-йоркский психолог Челси Греф знает способ, как подготовиться к ситуациям начала общения, сложным для интровертов. Одна ее пациентка, умная, творчески одаренная пятиклассница, очень волновалась, общаясь с другими ребятами. Девочке хотелось иметь больше друзей. В школе у нее были две подруги, но в их отсутствие она чувствовала себя потерянной.

Доктор Греф порекомендовала проводить мозговой штурм перед каждой ситуацией, в которой Карина могла бы почувствовать себя неуютно. "Главное - составить план и провести ролевую игру, в которой ты первой начинаешь разговор", - сказала она.

Так Карина и сделала. Сначала определяла, какая из девочек наиболее приветливая и располагающая к себе. Затем ставила цель заговорить с ней один на один и спросить, не хочет ли она сесть рядом в школьной столовой или поболтать попозже. Это позволяло Карине избегать таких ситуаций, когда, например, она подходила к столу, за которым все места заняты, и не знала, что сказать.

Доктор Греф рекомендует придумать несколько фраз, которыми можно начать разговор: "Какие планы на выходные?" или "Ты тоже волнуешься перед школьным спектаклем (контрольной)?". Так ты почувствуешь себя готовым к общению и на всякий случай приобретешь запасной план действий.

Объясняй. Обязательно объясни близким друзьям, почему в школе ты иногда уходишь от всех или перестаешь участвовать в разговорах. Расскажи им об интровертах и экстравертах. Если твои друзья - экстраверты, расспроси их о том, чего им не хватает в общении с тобой.

Найди то, к чему лежит душа. Это важно для каждого независимо от типа личности, но для интровертов - особенно! Мы любим сосредотачивать все усилия на одном-двух проектах, которые нам действительно небезразличны. Кроме того, если ты робок, истинное увлечение воодушевляет и придает сил для борьбы со страхом. Страх - мощный враг, но увлечение - гораздо более сильный союзник.

Язык тела - это важно. Улыбка не только располагает к тебе окружающих - улыбаясь, ты сам чувствуешь себя счастливее и увереннее. Это биологический феномен: когда мы улыбаемся, мозг получает сигнал, что все хорошо.

Данный принцип касается не только улыбки - понаблюдай, как реагирует твое тело на те или иные эмоции. Какую позу ты инстинктивно принимаешь, когда расслаблен и чувствуешь себя уверенно и когда напряжен? Например, нервничая, мы часто скрещиваем руки на груди: такая поза сообщает окружающим, что ты хочешь отгородиться от них, и, скорее всего, именно это ты и чувствуешь. Поучись стоять и сидеть в позах, не сигнализирующих о твоей закрытости, и почувствуешь себя соответственно.

Сьюзан Кейн

Как бы мне ни хотелось, чтобы школы и учителя пересмотрели свой подход к оценке внутриклассных дискуссий, я все же считаю, что ты получишь немало плюсов, если постараешься стать активнее и научишься озвучивать собственные мысли, а не хранить их в себе. Твои идеи заслуживают того, чтобы о них узнали и оценили их!

Исследователи выяснили, что в типичной групповой среде вклад интровертов со временем начинают ценить все больше. Окружающие понимают, что хотя интроверты и редко тянут руку, они всегда озвучивают что-то продуманное, если уж решаются заговорить.

А раз ты не любишь принимать участие в дискуссиях, постарайся разобраться, почему тебе это так неприятно. Если ты поймешь причину страха, тебе будет проще выработать стратегию его преодоления. Постепенно ты научишься излагать свои мысли так, как нравится и удобно тебе.

Почему нам иногда кажется противоестественным «подавать голос»? Вот несколько распространенных причин:

Кое-что из перечисленного связано с боязнью неловких ситуаций: ты боишься сделать что-то не то и опозориться при всех. Этого страха стыдиться не нужно. Большинство людей время от времени переживают его, просто у некоторых он особенно силен.

Когда страх завладевает тобой, имей в виду: ты не один такой. Старайся преодолевать страх постепенно, маленькими шажками, например поднимай руку, если точно знаешь ответ на вопрос.

Чем чаще ты будешь так поступать, тем больше у тебя появится маленьких побед над собой. И со временем тебе станет намного легче в школе (даже если сейчас ты считаешь, что это невозможно). Если ты ежедневно испытываешь страх в присутствии большого количества людей и он мешает тебе делать то, что нравится, советую обратиться к психологу или консультанту.

Однако, чем чаще ты будешь высказываться вслух, тем отчетливее начнешь понимать, что всегда давать правильный или «идеальный» ответ и оправдывать ожидания окружающих совсем не обязательно. Некоторые причины, перечисленные выше, связаны именно со стремлением к совершенству, от которого страдают многие интроверты. Это палка о двух концах: с одной стороны, оно обеспечивает высокое качество твоей работы, а с другой - может помешать тебе высказываться публично, потому что далеко не всё, что мы говорим или делаем, идеально.

Нежелание подавать голос не всегда связано со страхом, беспокойством или перфекционизмом. Нередко интроверты попросту не хотят болтать попусту (и многие, с кем я говорила, хотели бы, чтобы все люди следовали этому правилу!). В отличие от «думающих вслух» экстравертов мы, интроверты, предпочитаем сначала подумать, а потом уже что-то говорить. Наше умение глубоко сосредоточиться на той или иной теме - настоящий дар. Но когда учитель неожиданно вызывает нас, мы буквально застываем, ведь нам некогда было подготовиться! Часто мы, интроверты, уделяем так много внимания содержанию и ясности наших ответов, что предпочитаем помалкивать, а не брякать что ни попадя. Иногда к тому времени, когда мы мысленно сформулируем нужный ответ, дискуссия уже заканчивается.

Подростки, которых я опрашивала, работая над книгой, придумывали самые разные стратегии, позволяющие им быть услышанными. Многие признавались, что чем чаще они участвуют в дискуссиях, тем проще им становится учиться.

Самое главное - создать комфортные условия для участия в обсуждении. Порой достаточно просто занять правильное место. Один из учеников, с которым мы говорили, всегда старался сесть в первом ряду. Таким образом, отвечая, он не видел лиц одноклассников и не испытывал сильного напряжения, обычно возникавшего под их взглядами.

Еще один мальчик признался, что ему нравится сидеть с друзьями, - они помогают ему поддерживать положительный настрой. Другие ребята научились во время ответа сосредотачиваться на ком-то из дружелюбно настроенных одноклассников и обращаться к ним (а не к тем, кто кажется равнодушным и высокомерным).

А кому-то помогают мысли о том, что другие люди тоже нервничают! Например, шестнадцатилетняя Лола из Квинса, штат Нью-Йорк, заметила, что ее одноклассники настолько поглощены тем, какое впечатление производят на окружающих, что им нет дела до ее волнений.

Правда в том, что любой человек чувствует себя уязвимым, когда делится с кем-либо своими мыслями. Даже люди, которые кажутся уверенными в себе, переживают, правильно ли они ответили. Так что проблемы у всех одинаковые.

Некоторым отвечать в классе проще, чем общаться со сверстниками на повседневные темы. Генри из Торонто учится в шестом классе. На уроке у него есть возможность высказаться, не участвуя в диалоге. Он отвечает, а потом учитель вызывает следующего, и мальчику не приходится стараться поддерживать разговор, как обычно бывает в дружеском общении.

Грейс, с которой мы познакомились в начале главы, научилась отвечать не сразу, а через некоторое время, когда «созреет». Такая стратегия оказалась эффективной. Но можно поступить и наоборот - подготовиться заранее и ответить первым. Когда я училась в Гарвардской школе права, мне помогало именно это.

В январе 2013 года я выступала с лекцией о книге «Интроверты» на одном мероприятии в Вашингтоне. Когда пришло время отвечать на вопросы, на сцену поднялась моя подруга Энджи. Мы с ней познакомились во время учебы в школе права и недавно снова начали общаться. Энджи заявила, что в колледже даже не подозревала, что я интроверт.

Все удивились, включая меня. Но Энджи заметила, что на занятиях я всегда первой тянула руку. Разве интроверты так поступают?

Я понимала ее растерянность. В Гарвардской школе права занятия проходят в больших аудиториях, спроектированных по типу амфитеатра, а педагоги придерживаются сократического метода в преподавании. Профессор вызывает студентов в случайном порядке, и когда тебя вызовут, ты не можешь уклониться от ответа. Это очень страшно, но, раз ты записался на курс, значит, должен отвечать.

Правила я знала, но очень не хотела, чтобы меня вызывали неожиданно. Поэтому накануне каждого занятия я готовилась по нескольким темам - в зависимости от того, что мы изучали в тот или иной момент. Потом, набравшись смелости, тянула руку первой и отвечала как можно раньше, не дожидаясь, пока дискуссия перейдет в незнакомую мне область. В результате вероятность того, что профессор вызовет меня ближе к концу занятия, а я не буду готова, становилась гораздо меньше. Я знала, что последними спрашивают тех, кто еще не отвечал.

У этой стратегии оказалось еще одно неплохое преимущество, подтвержденное социальными психологами: оказывается, мысли людей, высказывающихся первыми в группе, как правило, наиболее весомы. И действительно, в ходе обсуждения профессора не раз возвращались к моим ответам, отчего я (совершенно неожиданно) начинала ощущать себя увереннее.

Естественно, не мне одной пришла в голову эта уловка. Когда Дэвис учился в средней школе, он и помыслить не мог о том, чтобы выступить перед всем классом. И однажды получил первую в жизни четверку. Учитель английского объяснил, что участие в классных обсуждениях тоже влияет на оценку, и, поскольку Дэвис никогда не поднимает руку, он не может поставить ему пять, как бы хорошо тот ни сдал письменный экзамен.

«Выбор был не из легких, - вспоминает Дэвис. - Получай четверку или тяни руку». Дэвис гордился отличными оценками и не хотел соглашаться на более низкий балл, поэтому заставлял себя поднимать руку и читать вслух. «Поначалу было очень страшно. Я боялся запнуться, боялся, что язык начнет заплетаться. Лоб покрывался испариной. Но я все равно тянул руку», - говорит он. Решившись на такой смелый шаг, Дэвис преодолел страх и оставил его далеко позади, о чем я подробнее расскажу дальше.

Среди читающих мою книгу наверняка есть те, кому кажется, что страх перед выступлениями в классе преодолеть невозможно. Но все далеко не так! Ты сможешь победить его и поймешь, что это гораздо легче, чем кажется. Генри говорит, что со временем ему стало настолько просто отвечать в классе, что он даже полюбил, когда его вызывают к доске!

Поверь, ты сможешь сделать то же самое.

Если каждый раз, когда ты тянешь руку в классе, сердце готово выпрыгнуть из груди, знай: ты не одинок! Многие люди испытывают то же самое, но это не значит, что нужно постоянно молчать. Если у тебя не было времени прочесть предыдущую главу, вот несколько советов, которые тебе помогут.

Отвечай первым. Если тема обсуждения известна заранее, спланируй, что будешь говорить. Продумай ответ, составь собственное мнение и выскажись прежде, чем дискуссия примет неожиданный оборот.

Определи, когда и с чего лучше начать . Когда тебе комфортнее всего вступать в дискуссию? Разработай стратегию и присоединяйся к обсуждению, когда тебе легче сделать это. Не нравится отвечать первым? Ничего страшного: ты можешь дополнить или развить мысль другого ученика. А может, ты любишь задавать провокационные вопросы или играть в «адвоката дьявола» (то есть защищать точку зрения, отличную от мнения большинства)? Выбери роль, которая тебе подходит.

Пользуйся конспектами. Если ты боишься, что, открыв рот, не сможешь вымолвить ни слова, запиши свои идеи на листке бумаги и сверяйся с ним, если нужно.

Общайся с учителем. Тебе было что сказать на уроке, но ты просто не набрался смелости поднять руку? Если ты переживаешь из-за этого, после урока подойди к учителю и объясни ситуацию. На самом деле тема интересная и слушаешь ты внимательно, но тебе трудно быстро влиться в обсуждение, поэтому ты нервничаешь и молчишь.

Наблюдай за одноклассниками. Отмечай, когда другие несут бессмыслицу или неправильно отвечают, никто не обращает на это внимания. Все люди ошибаются, и их ошибки можно понять и простить! Поняв это, ты станешь спокойнее относиться и к собственным промахам. Поймешь, что, если ответишь неправильно или твой голос немного задрожит, ничего страшного не случится. «Если ты ответишь неправильно, учитель просто спросит кого-то еще», - замечает одна весьма проницательная девушка по имени Энни.

Найди мотивацию. Лучший способ выжить в школе - увлечься чем-то. Это не значит, что все застенчивые и тихие ребята должны стать лидерами среди сверстников и баллотироваться в президенты класса - ничего подобного! Подумай о том, что важно именно для тебя. Если тема обсуждения тебе небезразлична, ты сможешь высказываться по ней свободно.

Вы уже не раз замечали, что семейные праздники, походы в гости или на новогодние утренники часто заканчиваются для вашего ребенка невесело: маленький он устраивал истерики, когда уставал от шума и общения, а теперь может вдруг нагрубить, замкнуться и удалиться от гостей - или запроситься домой. Именно так ведут себя дети-интроверты, когда им не удается вовремя побыть одним. Поймите с помощью теста, экстраверт или интроверт ваш ребенок, узнайте правила обращения с интровертом - и наступающие праздники не будут испорчены.

Школьный автобус остановился на углу, выпустив детей. Я открыла дверь и стала ждать, когда в нее влетят двое моих отпрысков. Джош - старший и более быстрый - появился на пороге первым. Оставив за собой распахнутую дверь, он бросил на пол, крикнул мне: "А я сегодня узнал, что такое генетика!" - и исчез в гостиной, где по телевизору началось его любимое шоу.

Вслед за ним появилась Кристина. Она долго копалась в своей школьной сумке, наконец вытащила оттуда какие-то бумаги и радостно помахала мне ими. "А я сегодня залезала на крышу!" - торжественно объявила она, следуя за мной на кухню.

"Сегодня у нас в школе был день открытий, - продолжала тараторить Кристина. - Я сначала записалась в театральную мастерскую, но потом передумала, и мы с подружками, втроем, пошли на занятия к Дагу, нашему технику. Мы поднялись на крышу и увидели в котельной огромный котел, который Даг должен проверять каждый день. И по субботам, и по воскресеньям тоже, и даже если он болен, иначе вся школа может взорваться - б-у-у-ум!"

Не переводя дыхание, она сунула мне под нос свои бумаги. "Вот, нам тут задали кучу задач по математике, и еще мне нужно почитать тебе вслух мою книжку. Слушай, мам, я хочу почитать тебе книжку прямо сейчас. И еще я хочу пойти поиграть с Келлен. Я скажу Келлен, что вечером приду к ней в гости, хорошо? Мам, а чем можно перекусить?"

Уже через 15 минут я знала обо всем, что произошло у нее в школе за день, в том числе о том, какое настроение сегодня было у их учительницы, о чем они говорили с подружками и каковы были ее планы на завтра.

Я на минутку оставила Кристину, чтобы узнать, как дела у Джоша.

И что же ты узнал о генетике?

Пока немного, - пробормотал он, не отрываясь от экрана.

Ты мне расскажешь об этом сейчас или потом?

Потом, мам, - ответил он, позволив поцеловать себя в щеку, и вновь сосредоточился на телешоу. И все. Больше ни слова о том, что произошло за день. Такие вот у меня непохожие дети. С разными характерами и способами восстановления энергии в конце напряженного дня.

Кристина - экстраверт. Она не просто болтает. Она впитывает в себя мою энергию. Дочь предпочитает взаимодействовать с миром вокруг себя, разговаривая с людьми, делясь с ними своими впечатлениями, мыслями и эмоциями. Если у меня нет времени поговорить с ней, она становится капризной и требовательной, потому что у нее садится батарейка. Если я позволяю девочке подзарядиться от меня, она снова становится активной и довольной.

Джошуа - интроверт. Он вовсе не замкнутый и не стеснительный. Просто он предпочитает взаимодействовать с миром внутри себя, тщательно обдумывать свои мысли и переживания, прежде чем делиться ими с людьми во "внешнем" мире. Он восстанавливает силы, проводя время в одиночестве. Если у него есть возможность побыть наедине с самим собой, он нормально играет с другими детьми и мил со мной. Если же он не получает такого тайм-аута, он становится мрачным и раздражительным.

Концепции интроверсии и экстраверсии впервые были описаны более 70 лет назад знаменитым швейцарским психиатром Карлом Юнгом. Юнг предположил, что человеческое поведение можно классифицировать в соответствии с двумя доминирующими психологическими функциями.

Сегодня в дополнение к психологической теории у нас имеется такой научный инструмент, как магнитно-резонансная томография, который позволяет увидеть различия между интровертами и экстравертами на физиологическом уровне. Как показывают долгосрочные исследования, интроверсия или экстраверсия - наиболее стабильные психологические характеристики человека на протяжении всей его жизни.

Родителям важно знать, к какому типу относится их ребенок, поскольку интроверты и экстраверты по-разному восстанавливают свою энергию.

Интроверты же возвращают себе энергию тогда, когда могут побыть в одиночестве и тишине. Прежде чем делиться проблемой с другими людьми, они предпочитают тщательно ее обдумать.

Знание того, к какому типу личности относится ваш ребенок, позволит вам понять, каким образом у него происходит подзарядка, и научить сына или дочь восстанавливать энергию, прежде чем их батарейка иссякнет.

Маленькие интроверты быстро утомляются на семейных праздниках. Когда в гости приходят бабушка и дедушка, они готовы поиграть с ними какое-то время, после чего стараются выставить их за дверь. В собственный день рождения они могут "исчезнуть" в своей комнате, оставив школьных друзей праздновать без виновника торжества.

После целого дня в школе с его высокими уровнями активности и стимуляции они могут чувствовать себя выжатыми как лимон. Им нужен перерыв, возможность побыть в уединении и покое, чтобы восстановить энергию. Дети-интроверты прекрасно чувствуют себя в собственной компании и могут играть в одиночку, игнорируя своих братьев и сестер.

Интроверты могут быть довольно коммуникабельными, но взаимодействие с людьми, особенно с малознакомыми, серьезно истощает их запасы энергии. После интенсивного общения они хотят только одного - прийти домой и остаться наедине с собой. Окружающие люди должны понимать эту потребность и оставлять их в покое.

Вам повезло, если ваше чадо готово рассказать вам о важных событиях дня уже к вечеру или назавтра. Некоторым, чтобы "созреть", требуются дни и даже недели. Вам придется задавать вопросы, чтобы разговорить ребенка и вытянуть из него информацию. Он будет сдержанно делиться своими заботами и проблемами - да и то не всеми. Вы должны внимательно слушать - или же ничего не узнаете.

Экстраверт - это человек, который...

Все младенчество маленькие экстраверты проводят на руках у родителей, потому что они хотят все видеть и со всеми "общаться". Они постоянно что-то лепечут. Вернувшись из школы, такие дети за 15 минут выложат вам все, что произошло у них за день, а также свои планы на завтра и послезавтра. Им нужно немедленно делиться с вами своими идеями и переживаниями, хотя сами еще едва успели их "переварить". Они ходят за вами по дому, требуют вашего внимания и подзаряжаются от вас энергией. Кажется, они могут болтать бесконечно. К счастью для вас, у них много друзей, с которыми они всегда готовы пообщаться и поиграть.

Как только маленькие экстраверты с непростым характером просыпаются, они готовы к активным действиям и разговорам и с легкостью превращают мать и отца в "выжатые лимоны". И поскольку они забирают у родителей все время и силы, их братья и сестры могут чувствовать себя нелюбимыми и покинутыми.

Ваш ребенок экстраверт или интроверт? Тест

Чтобы узнать это, достаточно внимательно понаблюдать за своим ребенком и послушать его. Изучите приведенные ниже утверждения и отметьте те из них, с которыми вы согласны. Каких больше?

Ваш ребенок может обладать отдельными чертами экстраверта и интроверта, но вам следует определить, к какому полюсу он склоняется.

Если ваш ребенок экстраверт, то он:

  • Любит находиться среди людей. Общение заряжает его энергией, а не истощает, поэтому он любит шумные, многолюдные компании.
  • Стремится как можно быстрее рассказать вам обо всем, что случилось с ним за день.
  • Любит думать вслух. Например, в поисках своего портфеля может ходить по дому и говорить: "Интересно, где мой портфель? Надо вспомнить, куда я положил свой портфель".
  • Больше говорит, чем слушает.
  • Часто прерывает собеседника.
  • Ненавидит, когда его отправляют в свою комнату "посидеть и подумать".
  • Не понимает, почему вы бы хотели побыть в одиночестве, и всегда присоединяется к вам, чтобы вы "не скучали".
  • Открыто рассказывает вам о том, что он думает и чувствует.
  • Очень нуждается в одобрении. Все время спрашивает у вас, правильно ли он сделал то или это, что иногда может восприниматься как отсутствие уверенности в себе.


Если ваш ребенок интроверт, то он:

  • Предпочитает смотреть или слушать, прежде чем действовать самому.
  • Любит заниматься чем-то в одиночку или же с одним-двумя близкими друзьями или членами семьи.
  • Когда долго находится в компании малознакомых людей или в шумной многолюдной обстановке, становится вялым и раздражительным.
  • Никогда не рассказывает о событиях дня немедленно. Чтобы "созреть", ему нужно несколько часов, а то и дней.
  • Трепетно относится к личному пространству. Не любит, когда люди садятся к нему слишком близко или заходят в его комнату. Часто стоит чуть в стороне от группы.
  • Чувствует себя комфортно, когда находится один в своей комнате.
  • Не сразу отвечает на заданные вопросы.
  • Недоволен, когда приходят гости.
  • Разговорчив с членами семьи и близкими друзьями, но в незнакомой компании обычно молчалив.

Если вы не уверены в своих ответах, отложите это задание и в течение следующих нескольких недель внимательно понаблюдайте за своим ребенком. Вспомните, как он вел себя в прошлом: можно ли выделить какие-то типичные модели поведения?

Оценивая сына или дочь с точки зрения приведенных выше утверждений, вы можете обнаружить, что ваш ребенок является ярко выраженным экстравертом или интровертом или же демонстрирует лишь небольшую склонность к тому или иному типу. Это нормально. Каждый из нас способен вести себя как экстраверт или интроверт, просто мы сознательно или бессознательно предпочитаем одно поведение другому.

Очень часто интровертами ошибочно называют стеснительных и замкнутых людей, испытывающих проблемы с общением. Однако термины "экстраверсия" и "интроверсия" описывают психологические типы личности и не имеют никакого отношения к социальным навыкам. Они объясняют, как мы получаем энергию для подзарядки.

И интроверты, и экстраверты могут обладать превосходными коммуникативными навыками и с удовольствием общаться с людьми. Разница между ними состоит лишь в том, что интроверт периодически устает от общения и с таким же удовольствием предается спокойным, уединенным занятиям, тогда как экстраверт только заряжается энергией и стремится к еще более активным действиям.

Комментировать статью "Почему ребенок устает в школе, в гостях? Просто он интроверт"

Почему ребенок устает в школе, в гостях? Экстраверт и интроверт по Юнгу. С тех пор как Юнг лихо разделил людей на два типа, исследователи и теоретики настаивали, что существует больше чем два типа личности.

Мода на интровертов. -- посиделки. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с Как раньше было принято сообщать, что человек сова, поэтому он не может рано вставать, так теперь, что человек интроверт, поэтому...

Аутист - клиент врача, а интроверт - " Человек, психический склад которого характеризуется сосредоточенностью на своем внутреннем мире, замкнутостью, созерцательностью, тот, кто не склонен к общению и с трудом устанавливает контакты с окружающим миром" (из словаря).

Как развить общительность?. Проблема. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе В школе с одноклассниками отношения ровные, приятельские, НО: дружбы нет ни с кем, ни с девочками, ни с мальчиками.

про общение. Проблема. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены Была близкая подруга -поссорились по инициативе «подруги» Сейчас есть только приятельница в школе.

Просто ребенок выставляется дома, в гостях, на олимпиадах и прочих выходах в свет. и зачем орать? просто ребенок видит свое место. Если здесь на конфах все мы такие озабоченные, то почему родители в классе не являются движущей силой своих детей?

Дети - интроверты - это ПОДАРОК. Это я сама как болтушка говорю. Почему я так думаю? Потому что у меня сын рассказывает все, делится, изливает. мой интроверт раскрывается только когда вынужденно остается со мной один на один в замкнутом пространстве.

Почему ребенок устает в школе, в гостях? Просто он интроверт. Экстраверты и интроверты отличаются источниками энергии Интроверт - это человек, который... Прежде всего - кто такие интроверты. Это люди, которые быстро устают от общения и нуждаются в нем нечасто.

Прежде всего - кто такие интроверты. Это люди, которые быстро устают от общения и нуждаются в нем нечасто. Если интроверт - не дурак, то в школе его обычно называют ботаником. Он склонен избегать конфликтов и неприятностей, имеет тягу к уединению.

"Непопулярный" ребенок. Друзья, одноклассники. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный Просто один в один. Но проблемы начались не вчера, а в раннем детстве. Под вопросом Синдром Аспергера, возможно, атипичный аутизм...

мне знакомы люди, которые в порыве непрекращающейся по жизни самопрезентации, утверждают, что они интроверты;) Это не к Вам, а просто к слову. И я им тоже не верю:) 12.05.2010 17:00:43, Фламинго.

Интроверты сдержанны, педантичны, пунктуальны, немногословны. Это категория людей, которые прежде чем сказать, все тщательно обдумывают, и только потом может быть решаются имхо, интроверт - это тот, кто предпочитает реальным объектам вымышленные.

Экстраверт- ребенок в семье интровертов. Детско -родительские отношения. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение А в школе уставал еще сильнее, птоому что перепрыгнул через класс и общение с детьми на год старше в теч целого дня требует больше...

легкий аутист = выраженный интроверт?. Серьезный вопрос. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами.

интрАверт или интрОверт???. Серьезный вопрос. О своем, о девичьем. Когда интроверт выбирает себе партнера, он стремится удовлетворить две потребности. Муж у меня тоже интраверт, что не мешает ему общаться с людьми ни разу.

Интроверты и экстроверты. Задумалась тут недавно над наследственностью и темпераментом. Вот интересно, интроверт человек или экстроверт (или есть еще полно всяких классификацый по холерикам-флегматикам-меланхоликам-...) - это врожденное или приобретенное?

Раздел: Серьезный вопрос (кто успешнее в жизни интроверт или екстраверт). Есть такая зависимость? Сугубо специфические специальности, на которых человек "обречен" на интровертизм или экстравертизм, не будем рассматривать.

Почему -то жутко напрягают гости. Если интроверт - не дурак, то в школе его обычно называют ботаником. интраверт очень удобен в общении, ИМХО. Вы быстро устраете от общения в гостях или принимая гостей? Приношу свои извинения за невежливость, но мне...

Интроверты. ...затрудняюсь выбрать раздел. Ребенок от 7 до 10. И вот во что это выросло: к 35 годам у человека нет друзей, все как-то потихонечку отъехали, т.к. на дни рождения он не ходил -шумно, к себе не приглашал -лучше книжку почитать.А Вам лично хотелось бы иметь...

Самостоятельный интроверт. Детские возрастные кризисы. Детская психология. Был ребенок, просто интроверт, теперь стал - самостоятельный интроверт. А, когда я пытаюсь сделать так, что бы дама из школы приходила на 5 минут раньше, то становлюсь похожа на...

Не секрет, что многие родители вольно или невольно пытаются вылепить из ребенка подобие самих себя. Если вы – общительный человек, любящий застолья, шумные компания и массовые мероприятия, то, конечно, вас будет удивлять и даже огорчать то, что ребенок стремится побольше времени провести наедине с собой. Если малыш любит часами играть в одиночестве, у него мало друзей и он настолько закрыт, что даже с родителями не всегда хочет обсуждать, как прошел его день, возможно, бить тревогу рано. Может, он просто интроверт , требующий особого внимания .

Ваш ребенок – интроверт?

Это нелегко – быть интровертом в мире экстравертов, особенно, если ты – ребенок. И еще сложнее, если ни один взрослый в жизни ребенка не распознал этого. Так происходит не только, когда родители являются экстравертами, но и когда родители - интроверты , которые не поняли своей интровертной природы. Многие ошибочно понимают то, что в действительности значит быть интровертом. Это не значит, быть застенчивым, социально тревожным или социально отсталым, или антиобщественным, хотя какие-то из этих характеристик могут возникнуть, если на интровертов давить, и он вынужден вести себя как экстраверт.

Все очень просто: интроверсия является объяснением того, где человек черпает свою энергию – от одиночества или от компании других людей. Те, кто перезаряжает свои батареи через одиночество – интроверты. Те, кому для подзарядки необходимы люди – экстраверты. Эти различия жестко заложены в нас и влияют на все: на то, как работают наши воспоминания; на то, как мы обрабатываем информацию; на то, на чем мы концентрируем внимание, на то, как мы общаемся; на то, как мы используем наше тело. Интроверты , по словам Карла Юнга, заинтересованные во «внутренней жизни ума». Юнг (интроверт ) верил, что мы рождаемся с конкретными преимуществами, которые, по большей части, не меняются с возрастом.

Опыты показывают, что интроверты составляют лишь 20-30% населения, так что, вероятно, нет ничего удивительного в том, что их неправильно понимают. Еще труднее родителям, так как дети не могут сказать, что они – интроверты, они лишь верят, что мама и папа поймут их. Не удивительно, что много вундеркиндов – тоже интроверты. Чтобы быть одержимым чем-то, надо иметь сильную, устойчивую и глубокую заинтересованность, а это часто – черта интровертов.


Признаки того, что ваш ребенок – интроверт:

Он очень, очень хорошо развлекает себя на протяжении длительного времени.
Кажется истощенным после празднований или общественных мероприятий. Требует отдыха.
Он имеет одного или двух близких друзей и не испытывает необходимости в большем количестве.
Вы должны вытягивать из него информацию о том, как прошел день, или хорошо он провел время с друзьями.
У него очень высоко развито чувство личного пространства, его беспокоит, когда границы нарушаются.
Ваш ребенок очень индивидуален.
Он не любит принимать участие в групповых обсуждениях или если его вызывают для ответа.

Ненавидит ошибаться в общественных местах.
Любит свою собственную компанию.
Не понимает необходимости вести светскую беседу.
Быстро устает в больших группах или толпах.
Отказывается от посещения крупных общественных мероприятий.

Обратите внимание: многие интроверты могут на самом деле достаточно хорошо чувствовать себя в больших компаниях или справляться с общением. Интроверсия является спектром в диапазоне от тех, кто отдал явное предпочтение одиночеству, к тем, кому нужно уединение только для подзарядки, прежде чем рискнуть еще раз ринуться в толпу. Признаки интроверсии могут появиться в самом начале жизни, часто в первый год. Младенцы-интроверты могут не захотеть пойти на чужие руки, их нервирует чрезмерное внимание в магазине или в парке, они суетятся, когда их личное пространство нарушается.

У родителей детей-интровертов существует три важные задачи:

1) Они должны понять и принять потребность детей в одиночестве,
2) Они должны помочь ребенку понять свои потребности,
3) Они должны выступать в качестве адвоката для своего ребенка в отношениях с другими взрослыми или в других ситуациях, пока ребенок не развил навыки, чтобы делать это самостоятельно.

Интроверты много рассуждают и рефлексируют, подзаряжают свои батарейки одиночеством и покоем. Если они не получают достаточной дозы зарядки, их поведение, производительность и внутреннее состояние будут страдать. У них не будет необходимой энергии, чтобы постигать новое, принимать риски, исследовать, развиваться и процветать. Вдобавок ко времени, интровертам необходимо физическое пространство, какое-то место, где они могут спрятаться и где никто их не прервет, не будет предъявлять требования к ним, пока они перезаряжаются. Это может быть своя комната, а если это невозможно – уединенные области в совместном комнате, особый уютный уголок в доме, где-то, где ребенок чувствует себя в безопасности.

Иногда интровертным детям так необходимо иметь свое пространство, а взрослые так мало помогают в этом, что они могут в итоге начать физически защищать это пространство, пинать и бить других детей. Несведущим взрослым может показаться, что драка ни о чем, но на самом деле вопрос собственного пространства - это суть конфликта. Важно помнить, что это очень реальные эмоциональные потребности. Если они не довольны – ребенок теряет способность эффективно развиться. Но можете не сомневаться – у интровертов много плюсов! Они самостоятельные, рефлексивные, глубоко интеллектуальные, тихо добиваются успеха, и прекрасно общаются с людьми один на один. Из интровертов получаются отличные художники, ученые, психологи, консультанты, поэты, писатели, архитекторы, математики, историки, инженеры, программисты, преподаватели и дизайнеры.

Некоторые советы, как помочь ребенку-интроверту:

* Дайте ему достаточно времени быть наедине с собой.
* Уважайте его желание молчать.
* Убедитесь, что у него есть личное место, куда он может спрятаться при необходимости.
* Научите его братьев и сестер и других родственников понимать и уважать его потребность в одиночестве.
* Дайте ему время, он должен привыкнуть к новым людям и ситуациям.
* Защитите его от мира, который он может не принимать, цените его интровертные черты, и помогите ему увидеть их как силу.