Действующие императоры. Титул «император» и понятие «империя» в России в первой четверти XVIII века

Правители больших и маленьких стран, наделенные недоступной простому народу властью, всегда были этому самому народу интересны. Причем не только современные, но и давно ставшие частью истории. Почему одним достаются власть и привилегии, а другим, образно выражаясь, лачуга и беспросветность? Как могущественные цари и императоры приходили к власти, чем прославились на ответственном посту, что сделали для жителей своей страны? Эти и другие подобные вопросы частенько волнуют умы не только историков, но и простых обывателей. Так кто же такие царь и император? Каковы отличия этих титулов и есть ли у них сходства?

Царь и император: определения терминов

правитель единой страны с одной либо несколькими нациями и единым государственным языком. Чаще всего так именовали монарха в славянских странах. Если наций в государстве несколько, одна из них должна занимать главенствующую позицию либо иметь значительное численное превосходство.

Император – глава империи , объединяющей несколько ранее независимых стран, которые были завоеваны.

Так есть ли разница между данными титулами и в чем она состоит?

Царь управляет единым государством, которое заселено представителями одного преобладающего народа. Такое суверенное государство именуется царством . На территории царства возможно сосуществование нескольких народов, если один из них занимает главенствующую позицию, а остальные численно ему уступают (национальные меньшинства). Все (или абсолютное большинство) жителей царства говорят на одном языке, который признан государственным. Царь также знает этот язык в совершенстве.

Империя имеет более сложную структуру. Обычно такое государство состоит из нескольких ранее независимых стран, которые завоевал император или его предок. Причем территориально части такой страны могут быть на значительном удалении друг от друга. Огромный размер империи и ее сложная структура, а также тот факт, что ее территорию населяют множество отдельных народов , делает возможным равноправное сосуществование нескольких языков, многие из которых могут быть незнакомы императору.

Одному человеку, как бы одарен он ни был, сложно уследить за громадной территорией такого государства, как империя. Поэтому император назначает своих доверенных вассалов на должности правителей отдельных частей государства (провинций, королевств и так далее). Такие правители могут именоваться наместниками, прокураторами, королями, князьями… И другими подобными титулами. Название здесь не отражает сути полномочий «первого лица» части империи. Будучи царями и королями, такие правители остаются вассалами императора. Особенно ответственным, способным и достойным доверия подчиненным император доверяет управление окраинными территориями своего огромного государства.

Титул царя – наследственный . Что это значит? Все достаточно просто: после смерти действующего монарха титул переходит его ближайшему родственнику. Чаще всего это старший сын (или дочь, если это предусмотрено законами царства). Если сына или дочери нет, титулом может завладеть брат, племянник или дядя почившего государя. И так далее по «цепочке» родственных связей.

Стать императором может практически каждый. Это даже не совсем шутка. Чтобы заиметь права на такой титул, необходимо «всего лишь» захватить власть (пусть даже путем обмана и – или военного переворота и через некоторое время завоевать пару – тройку соседних государств). Один из ярчайших исторических примеров – Наполеон Бонапарт, сын… лекаря. Не имея не то, чтобы прав на престол, а даже и намека на них, этот талантливый политик смог захватить власть и превратить небольшое королевство в огромную империю. И после этого – очевидно – именовать себя императором.

Традиционно титул «император» носили главы государств Западной Европы. Скорее всего, именно поэтому , знаменитый российский царь, а позже – первый император, решил сменить свой титул. Делалось это главным образом для того, чтобы подчеркнуть стремление России интегрироваться в Европу, познать ее тайны и перенять традиции, стать ее частью. Превращение Петра Первого из царя в императора также было призвано подчеркнуть возросший вес Российского государства на мировой арене.

Первым царем на Руси был . До того, как стал первым российским императором, Петр Великий был последним русским царем. Все правители России после Петра Первого именовали себя императорами. Последним русским императором стал печально известный Николай Второй.

Термин «царь» исконно славянский. Употреблялся он также преимущественно в славянских странах. Царями именовали даже императоров Рима и Византии. Сегодня для ушей носителей русского языка привычно слово «царь» как обозначение монарха, правителя страны вне зависимости от ее размеров и структуры. Например, царями принято называть героев библейских сказаний, правителей древности Соломона и Давида.

Итоги

Царь – титул правителя, обычный для славянских государств. На Руси так официально именовали монархов до середины 18 века. Титул императора более привычен для жителей Западной Европы. Так именовали правителя нескольких объединенных путем завоевания земель или государств. Земли, которые император либо его предки захватили силой и сделали частью своей страны, назывались колониями.

Государство, которым руководит царь, называют царством. Страну, во главе которой стоит император, соответственно, именуют империей. Титул царя в большинстве случаев передавался по линии кровных родичей. Императором мог провозгласить себя любой человек, сумевший прийти к власти и завоевать соседние земли (Наполеон, Гитлер).

Помните, как в 1721 году царь Петр I провозгласил себя императором, а вместо Русского царства на мировой карте появилась Российская империя? В чем же разница между титулами «царь» и «император», и почему бы ему, например, не назвать себя «королем»?

В начале первого тысячелетия нашей эры у многих германских, славянских и балтийских народностей главам общин/поселений стали даваться титулы, где которых отчетливо прослеживался общий корень «kn»: konung (скандинаский регион), king (на Британских островах), князь (у славян). Вторжение в 4 веке н.э. гуннов на Европейский континент, а так же общее похолодание климата вынудило сотни племен сняться с оседлого образа жизни и кочевать на запад, вторгаясь в пределы Западной Римской империи, что, в итоге, привело к её падению. Постепенно племена оседали на новых землях сегодняшней Франции, Германии, Англии, Испании, где брали под контроль определенную территорию с поселениями. Глава племени всё так же продолжал называться king/konung/князь, но он имел уже гораздо больше власти, нежели обычный глава поселения. Когда набравшая силу церковь стала короновать правителей и благословлять их на управление подконтрольной им территорией, данные титулы стали синонимом суверенной власти.

Исторически сложилось, что в русском языке именно слово «король» стало означать верховную власть в странах Европы. Изначально же слово «король» произошло от имени франкского короля Карла Великого (именно поэтому титул «король» ассоциируется у нас в основном с католическими правителями).

Иначе обстоит дело с титулом «император». Когда Римская Республика захватила весь Средиземноморский бассейн, включив в своей состав множество народов, Октавиан Август присвоил себе титул «император», а Римская республика стала Римской империей.

Октавиан Август — первый император Рима

До этого момента слово «империй» означало выражение «полнота власти», но с появлением Римской империи его значение было переосмыслено, и стало обозначать государство, включающее в свой состав множество других народов, управляющееся из единого центра и имеющее сложную вертикаль власти. Долгое время в мире был один император — изначально этот титул принадлежал правителю единой Римской империи, затем — правителю Восточной римской империи. Но постепенно западные короли стали тоже называть себя императорами. Одни — из-за расширившейся территории своих владений, другие — из-за вновь входящего в моду государственного строя Римской империи. Между прочим, правители Руси так же присваивали себе титул «император», но только на русский манер. В Римской империи правителя могли назвать не только «императором», но ещё и «цезарем», отражая таким образом преемственность императорской власти от Гая Юлия Цезаря.

Это интересно: откуда именно в роду Юлиев появился когномен «Цезарь» (Caesar), точно неизвестно. Однако сам титул «цезарь» римляне, вероятно, взяли у живших неподалеку варварских племен, которые называли своего вождя «kaisar». Этим титулам ромеи называли первых правителей своего города — изначально Римом правили семь царей.

Русское слово «царь» и есть титул «цезарь», то есть «император» но названное на славянский манер. Поэтому можно сказать, что принявший в 1547 году царский титул Иван Грозный провозгласил себя императором.

Что же побудило Петра I присвоить себе титул «император», а Русское царство сделать Российской Империй? Вероятно, здесь имели место два фактора. Во-первых, устоявшееся мнение, что государство, включающее в своем составе множество народов (а Русское царство к тому времени провело масштабные завоевания и соответствовало этому условию) должно именоваться империей. А, во-вторых, тяга Петра к европейской культуре, где использование титула «император» давно стало привычным.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Император

Император - это прямая противоположность-дополнение Императрицы, а вместе эти карты суть реализация базовой психологической диады «Мать - Отец». Однако надо понять, что речь идет не столько о личных родителях, сколько о первопринципах, которые на этих родителей проецируются. Карл Густав Юнг сказал одну фразу, которая могла бы стать эпиграфом к Императору: «Противоположность любви - не ненависть, а власть». Он подчеркивал, что в нашей психике действуют две базовые инстинктивные силы: воля к слиянию и воля к разделению. Любовь и вражда по Гераклиту. Или Либидо и Воля-к-Власти. Императрица и Император.

Самый известный конфликт в психоаналитическом мире был связан именно с желанием понять, что первично, что является определяющим для формирования личности. Либидо, то есть сексуальность (сексуальность в учении Фрейда выходила за границы собственно полового акта и определялась как любое стремление к соединению; подробнее тема сексуальности будет обсуждаться в главе посвященной аркану 11)? Или «комплекс власти-неполноценности», идею которого выдвинул бывший ученик Фрейда, пошедший своей дорогой, - Альфред Адлер? Несколькими десятилетиями ранее подобный спор разрушил дружбу Ницше и Вагнера, первый из которых утверждал примат Воли-к-Власти, а второй - Эроса. На это не существует единого ответа. Каждый дает ответ, исходя из своей природы. Но природа у всех разная.

Думаю, вы уже понимаете, к чему я веду. Император есть архетипическое выражение Воли-к-Власти в ее самом чистом и незамутненном виде. Он - противоположность Императрицы во всем (но не в том смысле, в каком ее противоположностью является Жрица), и достаточно бегло взглянуть на эти две карты (в особенности в Таро Кроули, ведь Кроули всегда был очень чуток к таким тонкостям), чтобы это заметить. Пастельные цвета Императрицы - и яркие красно-желтые тона Императора. Императрица развернута влево, Император - вправо. Образы Императора - солнечные диски, Императрицы - лунные серпы (хотя, как мы говорили, Императрица соответствует Венере, а не Луне). На щите Императора изображен красный орел, на щите Императрицы - белый пеликан. Скипетр власти в руках Императора противопоставлен лилии мира в руках Императрицы. Щит Императора как будто отражает щит Императрицы, находясь на противоположной стороне карты.

И все же есть одна деталь, в которой Император и Императрица удивительно схожи. Их одеяния украшены изображениями пчел! Поэтому при всей полярности результат действия этих архетипов часто оказывается схож - примат родового над личным, коллективного над индивидуальным. Как Император, так и Императрица связаны с идеей идеального общественного устройства - улья, в котором полностью отсутствуют границы между субъектами и все подчинены единой функции власти. Различна сила, посредством которой они утверждают единство всех во всем. Сила инстинкта и сила власти.

Чтобы понять Императора, необходимо понять феномен власти. Анатомию власти. Для этого необходимо уйти от примитивного понимания власти как слепого доминирования. Примитивный человек рассматривает власть как монолит, направленный лично на его подавление, в то время как на самом деле система власти - это сложная система равновесий.

Воля-к-Власти - это тот миг, когда ребенок в первый раз встает на ноги, преодолевая силу тяготения. Момент контроля над собой - уже проявление Воли-к-Власти. Это первичный импульс к очерчиванию границы. Я, мне, мое. Принадлежность. Стремление привести хаос в порядок, организовать мир по своему желанию. Хаос пугает своей неопределенностью. Из страха перед этой неопределенностью рождается желание вырвать из хаоса формы и заставить их быть такими, как я желаю. Кристаллизовать хаос. Император превращает груду камней - в здание, буйную растительность дикого поля - в окультуренные посевы. Выстроить город. Поставить границы. Таможню. Тюрьму. Все, что ставит границы. Постановка границ начинается уже в речи, что признают современные философы, говоря о «патриархальности» классического дискурса. Но парадокс в том, что без этой патриархальности - дискурса не существует вовсе. Вот почему Кроули связывает аркан Император с алхимической «красной серой», то есть чистой алхимической динамикой.

Опора и метод власти - разделение, и об этом прекрасно знали еще древнейшие императоры. В алхимии это соответствует операции сепарации: «Отдели тонкое от плотного, живое от мертвого, небесное от земного». Так действует второй Бог - разделяя, он утверждает свое господство. Император - тот, кто ставит границу, проводит черту, рассекает реальность на части.

Свой - чужой. Можно - нельзя. Открыто - закрыто. Если это разделение прошло безупречно, власть Императора будет незыблема. Как только мы признаем врагов системы врагами, разделяем общую тревогу, - мы во власти Императора. Страх перед наказанием вторичен, первичен же страх перед тотальным врагом, перед пожиранием со стороны чужой силы. Поверив в то, что у вас есть враги, вы становитесь объектом управления со стороны того, кто обещает защиту. Поэтому, как только вы отказываетесь видеть в назначенном групповом «козле отпущения» тень и опасность, - вы неуязвимы для зла власти. В этом колоссальная опасность глубинной психологии для любой властной вертикали: осознающий себя человек едва ли будет уязвим для манипулирования и способен видеть «бандеровцев» за каждым углом.

В начале книги мы сказали, что каждый архетип имеет бинарную природу. Сейчас мы можем рассмотреть природу этой внутриарканной и межарканной бинарности.

Бинер Мага - это «я и другие», бинер Жрицы - «дух и плоть», бинер Императрицы - «жизнь и смерть». Бинер Императора - это «друг и враг», «союзник и противник» «партнер и конкурент». Предыдущие бинеры связаны в основном с внутренним пространством, бинер же Императора всецело проигрывается во внешнем мире. Власть - это умение вовремя найти врага и сконцентрировать на нем коллективную тень, поддерживать дистанцию, выстраивать отношения военного или торгового союза.

Секрет Императора в том, что, как и любой бинер, бинер «друг - враг», «союзник - противник» может меняться. Вчерашний враг в результате изменения расстановки сил становится союзником, а потом и другом. Вчерашний друг - противником, а потом и врагом. Императору совершенно чужды сантименты, он существует в реальности чистой прагматики, в противном случае он будет просто разорван неуравновешенными силами. Природа власти такова, что она не может существовать без образа врага. Это может показаться абсурдным, но правда в том, что пока нет врага - власть неустойчива. Ни один самый пассионарный альфа-доминант не сможет доминировать над множеством организованных групп, способных выставить свое коллективное «я» против индивидуального «я» правителя.

Поэтому любая власть нуждается во враге, угрозе, опасности. Признав «опасность с севера» (запада, юга, востока - нужное подчеркнуть), объект власти признает над собой власть суверена, противостоящего этой опасности. Власть начинается с перста указующего: вот враг. Граница. Грань. Стена.

Миф власти - это всегда миф борьбы добра со злом. Правила игры известны заранее - кто победил, тот и добро. И все доступные вам источники информации будут излучать ненависть к врагу. Это и есть обработка сознания, «зомбирование по Императору». К сожалению, историю пишут победители, а это всегда несколько односторонний взгляд. Вообразите, какие учебники по истории мы бы имели, если бы, к примеру, Катилина победил Цицерона. Именно поэтому мы говорим, что любое развитие - это растворение бинеров через их соединение. Это очень важно понять. Миф о борьбе добра со злом - это те нити, посредством которых люди и народы управляются властью.

Миф власти - это всегда битва с драконом, кощеем, чудовищем. Власть создает дракона, против которого консолидирует подвластные ей элементы. Бунтовщик видит дракона в самом носителе власти. Отсюда старый афоризм: убивающий дракона сам становится драконом. Ему просто ничего не остается. Убивающий дракона с самого начала желает стать драконом, желает владеть тем, чем владеет дракон. Это ловушка «дневного режима воображения» (Жильбер Дюран, выдающийся социолог и друг Юнга, выдвинул идею «трех режимов воображения» - мистического ночного , связанного с идеей растворения и материнскими образами (Императрица, Повешенный), драматического ночного , связанного с эротическими образами (Вожделение, Звезда) и дневного , связанного с идеей войны, противостояния бессознательному (Император, Башня). - Прим. автора.) , веры в то, что ты способен победить зло, очистить реальность огнем и мечом.

Очень часто в понимании природы власти смешиваются два различных явления. Власть как влияние - и власть как доминирование. Поскольку Император включает в себя всю палитру идей, связанных с властью, эти два разных явления также присутствуют в нем. В малых же арканах власть-доминирование и власть-влияние четко разведены: первой соответствует Десятка Жезлов, а второй - Двойка Жезлов.

Власть-доминирование - это самая низкая октава Воли-к-Власти, октава, которую человек наследует у животного мира и в этом отношении ничем от животных не отличается. Власть-доминирование - это стремление подчинять, принуждать и порабощать. Это власть примитивного деспота, вожака стаи, главной задачей которого является регулярно «опускать» других, постоянно подчеркивая свое превосходство.

Роберт Антон Уилсон (Основывавшийся на идеях Тимоти Лири.) выводил власть-доминирование из дочеловеческого эволюционного контура, который он называл «анально-территориальным». Это стоит рассмотреть подробнее. Согласно Фрейду, впервые интроекция властных отношений происходит ребенком в момент приучения к туалету, когда четко устанавливается, что можно и нужно делать, а что ни под каким видом нельзя. Фиксация на анальной стадии развития формирует тип «мускулотоника» - человека, захваченного идеей постоянного силового соперничества. Уилсон очень метко указывает на то, что анальная тематика неизбежно присутствует в речи подобного субъекта, для которого смыслом жизни является «обгадить противника», то есть проявить примитивное доминирование.

Власть-влияние имеет совсем иной уровень реализации. Для власти-влияния вопрос силового доминирования не столь принципиален (иногда бывает важен в качестве инструмента, но никогда не является самоцелью). Главное здесь - тот масштаб изменений, которые вы сможете совершить в реальности, изменив реальность в соответствии со своей Волей. Можно сказать, что власть-влияние - это своего рода пассионарность духа.

Прояснить различие между «властью-доминированием» и «властью-влиянием» можно на очень простом примере. Известная пословица утверждает, что «лучше быть первым в провинции, чем вторым в Риме», но так ли это на самом деле? С точки зрения власти-доминирования, первый в провинции, безусловно, ничем не ограничен в проявлениях своей власти над подданными, в то время как второму приходится лавировать между Цезарем и различными «группами интересов». С другой стороны, реальная власть-влияние у «второго в Риме» неизмеримо сильнее, чем «у первого в провинции», настолько сильнее, что зачастую он может решать судьбу сразу нескольких провинций.

Образ власти для человека западной цивилизации связан с отцовским образом. Отсюда фрейдистские фантазии об эдиповом комплексе, бессознательном желании смерти отцу и страхе кастрации. Однако здесь все не так просто. Фрейд утверждает, что эти комплексы обоснованы биологически. Но если бы это было так, исключений не было бы вовсе, ибо все мы, люди, принадлежим к одному биологическому виду.

Однако исключения есть. Это общества матрилокальной структуры, в которой с раннего детства для мальчика инстанцией власти является не отец, а дядя по материнской линии - брат матери. Выдающийся антрополог Бронислав Малиновский, исследуя одно такое племя, обнаружил, что мальчики испытывали двойственные «эдиповы» чувства не к отцам, которые в этом племени были кем-то вроде старших братьев, а к дядьям по материнской линии. В этих племенах дядя по материнской линии неизменно вызывал сознательное восхищение и подражание, но также бессознательное соперничество и желание устранить, убить, о чем свидетельствовали племенные шутки и фольклор.

Это наблюдение Малиновского полностью опровергло фрейдовскую идею о том, что первичное соперничество имеет сексуальную этиологию: для дяди его сестра так же запретна, как и для сына его мать. «Эдипово» соперничество имеет иную природу, природу выстраивания отношений с «коллективным духом», который может казаться слишком требовательным для инфантильного сознания и слишком ограниченным для героического. Отец - или, для юных меланезийцев, дядя по материнской линии - это проявление Императора. Это тот, кто сообщает первое «нельзя» и тем самым устанавливает границы личности.

Буква Цадди , соответствующая в Таро Кроули аркану Император, всегда была связана с той или иной формой власти. Цадик у иудеев, цезарь у древних римлян, царь в России. Даже слово отец содержит эту букву, что утверждает отца как носителя коллективного авторитета. Отец в сновидениях, пишет Юнг, - это всегда выразитель коллективного сознания, требований, мнений, законов и ограничений, с которыми мы находимся в тех или иных отношениях.

Итак, карта Император представляет власть, а значит, первичным бинером этой карты является «власть - подчинение». С одной стороны, Император может выражать вашу личную Волю-к-Власти, готовность встать после падения, утвердить себя в заведомо проигрышных условиях, а с другой - вашу склонность подчиняться значимому авторитету.

Рассмотрим несколько принципиально важных символов этого аркана. Начиная с самых ранних колод Таро, на картине аркана Император фигурирует символ орла . Так, в колоде Висконти он украшает головной убор Императора, а в Марсельском Таро, как и в Таро Кроули, - его щит.

Символ орла во все времена был эмблемой власти, неким аналогом имперского Всевидящего Ока. Самый наглядный пример - орел Зевса, который ежедневно терзал печень мятежника Прометея.

Крайне показательно, что символ орла применялся практически во всех крупных империях, на сколь бы враждебных друг другу принципах они ни были основаны. Российская, американская и немецкая империи единодушны только в одном - в использовании орла как базового символа.



Гербы Российской империи, США и Германского рейха

Выдающийся исследователь Таро режиссер Алехандро Ходоровски отмечает, что в некоторых колодах Марсельского Таро под хвостом орла изображается снесенное им яйцо. Строго говоря, это означает, что Император выступает не просто как земной правитель, но как одна из возможных персонификаций Бога- Творца, чей дух более точно символизирует орел, а не голубь, в то время как мир представляет собой снесенное им космическое яйцо.

Разгадка в том, что, что Император - это богообраз прошлого Эона, Эона Овна, связанного с ветхозаветным образом гневного и карающего Бога-Отца, неистового в своей ярости. Порядковый номер аркана, 4, напоминает нам о Тетраграмматоне - Божественном Имени Йод -Хе -Вау -Хе . Каббалисты приложили огромные усилия, чтобы переосмыслить это имя из устрашающего в своей буквальности богообраза в некую «формулу бытия».

Доктрина Эонов будет отдельно разобрана в главе об аркане 20, связанном с идеей Времени и Нового Начала, но сейчас просто обратим внимание на интересную деталь: ветхозаветный Бог связан с символикой Овна, а Эра Овна закончилась как раз во время рождения Иисуса, то есть когда Солнечная система перешла из созвездия Овна в созвездие Рыб.

С точки зрения психоистории это значит, что суровый, основанный на слепом повиновении богообраз две тысячи лет назад должен был смениться образом любящим и всепрощающим. Первый Эон - это закон, второй - любовь, третий (который начинается только сейчас) - свобода. К сожалению, даже сейчас мы видим, что абсолютное большинство людей не доросли даже до христианского понимания Бога и все еще находятся в ветхозаветном Эоне Овна, в котором отцовское начало, «имя отца», оказывается на бессознательном уровне неотъемлемо от образа Бога.

Еще один важный символ отцовской власти - гора . Этот символ представлен на карте Император в Таро Уэйта, где фон картины - гористая местность (что тоже по-своему подчеркивает его оппозиционность Императрице с ее природной равниной).

Гора в мировой мифологии всегда была сосредоточием власти. На горах жили боги, и оттуда боги спускали свои законы. Так, монотеистический Яхве, согласно легенде, передал Моисею свои заповеди на горе Синай. Внутри аркана Император представления о Боге не сильно отличаются от представлений об отце или царе. Мессианические культы, которые возникали вокруг фигур погибших царей, фантазии о Боге как подателе закона (что лишено смысла с высшей позиции Deus Ludens, поскольку там Бог есть и закон, и беззаконие одновременно) - прямое подтверждение символической связи.

В психологии гора - это всегда символ притязаний. Обладаем ли мы достаточной Волей-к-Власти, чтобы взять то, что желаем? Готовы ли мы бросить вызов внешним отцам, утверждая господство героя? И наконец, какое место мы занимаем в бинере «власть - подчинение»? С одной стороны - покорный и смиренный агнец, держащий чужое знамя и готовый за это знамя умереть. С другой стороны - огненный баран, ведущий стадо в нужном направлении. Обратите внимание, как в религиях прошлых эпох популярна эта метафора пастыря, пастуха.

Именно против этого восстает религия нового Эона - Телема. Значение Императора в Новом Эоне существенно ослабляется, и об этом свидетельствует одна интересная эзотерическая идея. В важнейшем документе Телемы, «Книге Закона », сказано, что все старые соответствия верны, однако Цадди - не звезда. За годы размышлений Кроули пришел к выводу, что Цадди - это и есть Император как буква власти.

Однако эта перестановка букв влечет другое, не вполне осмысленное последствие - перестановку путей на Древе Жизни. Путь Хе , который раньше соотносился с Императором, как и прежде, находится между сфирами Хокма и Тифарет и выражает отношения связи отца и сына. Но теперь этому пути соответствует аркан Звезда, который утверждает связь на принципах любви, а не власти. Сам же Император переместился существенно ниже - между двумя «женскими» сфирами Нецах и Йесод, выступая как стабилизирующий и уравновешивающий элемент.

Можно предположить, что эволюция человечества движется в сторону минимализации принципа власти. В «Текстах пирамид », прославляющих фараона, он определяется как «тот, кто пожирает богов и кто правит Ра». Уже в Римской империи такое сравнение показалось бы кощунственным - император мог быть причислен к сонму богов наравне с остальными, но никак не поставлен превыше Юпитера. А в христианскую эпоху у императора отняли и его божественную природу. Сейчас происходит последний виток эволюции, когда сама идея императора как единственного держателя власти подвергается переоценке и все больше стран и культур склоняются к либеральной модели, которая и есть признак Нового Эона. Подобные процессы происходят и в западной религиозности - прогрессивное человечество все больше эволюционирует от идеи «власти Бога» к идее «игры Бога», а это и есть то, что Кроули определял как смену циклов - переход от эры отца к эре сына.

. Императри́ца - как правило, супруга правящего императора, иногда - правительница империи в своем праве.

Со времени римского императора Августа (27 г. до н. э. - 14 г. н. э.) титул императора начал приобретать монархический характер. Последним императором в Римском государстве, не являвшимся правителем Рима, был Квинт Юний Блез , при принцепсе Тиберии (начало I века) . В европейской традиции титул «император» всегда являлся претензией на лидирующее положение государства и связывался исторически именно с Римом. После падения Римской империи на Западе императорские инсигнии были отосланы на Восток, императору Флавию Зенону , и до 800 года император в Европе был только один - в Константинополе . В 800 году в Риме императором был провозглашен король франков Карл Великий , однако Византийская империя долгое время не признавала этого титула за франкскими королями. В результате распада империи Карла Великого титул императора формально не исчез, но императоры практически не обладали каким-либо заметным могуществом. Ситуация изменилась с приходом к власти в Германии Оттона I , который был коронован в 962 году как император и стал, таким образом, основателем Священной Римской империи . Четвертый крестовый поход , приведший к распаду Византии , стал причиной образования нескольких государств, правители которых считали себя наследниками титула византийских императоров: Латинской империи , Никейской империи и Трапезундской империи . После восстановления Византии в 1261 году Никейская и Латинская империи перестали существовать (войдя в Византию) и, таким образом, с этого момента существовало три империи (Священная Римская , Византийская и Трапезундская). Давление турок-османов привело к падению сначала Византийской империи (1453), а немногим позже и Трапезундской (1461). Захватив Константинополь, османские султаны включили в свой титул словосочетание «император ромеев», претендуя таким образом на преемственность от Рима и Византии, однако турки, выпадавшие из европейской историко-культурной парадигмы, не воспринимались таковыми в Европе и правители Османской империи именовались там преимущественно на восточный манер - «султанами ».

Таким образом, до начала XVIII века в Европе существовала лишь одна империя - Священная Римская, правитель которой обладал большим авторитетом среди европейских монархов. Однако Петр I , на тот момент - царь Русского царства , желая утвердить возросший престиж своей страны после победы в Северной войне , объявил себя в 1721 году императором. Этот титул за русскими монархами был признан не сразу, но к середине XVIII века окончательно утвердился.

Наибольшее количество империй появилось в Европе в XIX веке. Так, во Франции в 1804 году (с целью восстановления империи Карла Великого с французским императором во главе) императорский титул был присвоен Наполеону Бонапарту (Наполеон I), который в 1804 году стал «императором французов» (I Империя - 1804-1814). В том же 1804 году его примеру последовал император Священной Римской империи Франц II , объявивший себя императором Австрии , а в 1806 году он отказался от титула императора Священной Римской империи и та прекратила своё существование. Первая Империя во Франции перестала существовать в 1814 году, после поражения и первого отречения Наполеона. В 1852 году, после переворота, произведенного президентом Республики Луи-Наполеоном (племянником Наполеона Бонапарта), была основана Вторая Империя во Франции , а Луи-Наполеон был объявлен императором под именем Наполеона III . Империя пала в 1870 году, после поражения Франции в войне с Пруссией . В то же время Пруссия , усилившаяся после этой войны, объединила вокруг себя германские государства и стала ядром провозглашенной в 1871 году Германской империи .

Императорами, в европейской традиции, провозглашали себя правители некоторых латиноамериканских государств, получивших независимость в XIX веке. Гаитянская империя была провозглашена в 1804 году, после отделения колонии от Франции и в подражание Наполеону. Она просуществовала всего два года, до 1806. Императором также провозгласил себя правитель Гаити Фостен I (1849-1859). Империя была провозглашена также в Бразилии после получения страной независимости. Кроме того, на два коротких периода (1822-1823 и 1863-1867 гг.) империя провозглашалась в Мексике .

В 1876 году английская королева Виктория была объявлена императрицей Индии ; в 1936 году, после начала захватнической войны итальянского фашистского правительства против Абиссинии (Эфиопии) король Италии Виктор Эммануил III был провозглашён императором Эфиопии (явно в подражание английским королям - императорам Индии).

Термин «империя» также используется для обозначения правителей ряда восточных монархий (Китай , Корея , Монголия , Эфиопия , Япония , доколумбовы государства Америки , доколонизационные государства Африки и Океании), при том что название титула на государственных языках этих стран не происходит от лат. imperātor .

В начале XX века, в результате Первой мировой войны и вызванной ею революций, пали крупнейшие европейские империи: Российская - в 1917 году, Германская и Австро-Венгерская - в 1918. Процесс распада

Императорская власть имеет довольно долгую историю. Зародилась она в Древнем Риме со времени правления Августа. Императоры мира имели неограниченную власть, причем эта власть в некоторые моменты способствовала небывалому росту государства и господству его правителя, а в некоторых случаях приводила к тяжелым экономическим, социальным и политическим последствиям. Как бы то ни было, императоры сыграли огромную роль в процессе развития истории человечества.

Значение термина «император»

Первой империей в мире стала Римская, причем изначально она не являлась таковой. В годы существования республиканского строя словом «император» обозначались все высшие чины, наделенные гражданской, военной или судебной властью. К ним относились преторы, консулы, магистраты и др. Впоследствии этот титул стал использоваться по отношению к одному лицу - правителю государства - и обозначал он неограниченную, всеобъемлющую власть. Действительно, император - это единоличный правитель, его слово и есть закон, все ему подчинены и ему все подвластно. Ни одно значимое решение в империи на принимается без его личного согласия или повеления.

Военная власть

Права императора были практически неограниченными. Власть, сосредоточенная в руках правителя, условно делилась на три большие категории: гражданская, военная и судебная. Вкратце остановимся на каждом пункте отдельно.

Император обладал высшей военной властью. Именно он являлся и ему все солдаты приносили присягу либо лично, либо перед его изображением.

Римские императоры распределяли все командные должности в армии по личному усмотрению. Численность и количественный состав родов войск также зависели от желания венценосной особы. Император имел право на объявление войны и заключение мира.

Гражданская власть

Первый император Октавиан Август и следующие за ним пользовались исключительным правом сбора налогов и назначения его размера по личному усмотрению. Сюда же входило огромное количество податей, так называемых подарков, преподносимых практически всеми гражданами империи, в особенности же теми, кто имел в своих руках хотя бы какую-то власть.

По сути, император - это собственник абсолютно всего, что находилось на территории государства. Таким образом, он мог конфисковать имущество любого человека для «нужд империи». Сам же мог тратить любые суммы из казны бесконтрольно.

Половина провинций империи была в полном подчинении у императора, вторая половина находилась во власти Сената, однако на деле получалось так, что и в сенатских провинциях государь являлся полным хозяином, управляющим отдельными регионами через своих лиц.

Император имел право дарования кому угодно римского гражданства. Вместе с тем он выступал в рол верховного цензора над нравами и частной жизнью римлян. Т. е. он мог вторгаться в личную жизнь любого гражданина, и каждый пользовался тем положением в обществе, которым наделил ему правитель.

Религиозная власть

В Римской империи император - это верховный понтифик. Огромное количество верований, распространенных на огромной территории империи, находилось в полной власти правителя, в том числе и в самом Риме. Как известно, изначально империя была языческой, но с течением времени - христианство - была объявлена государственной. Император распоряжался всеми религиозными актами, помимо этого, он был наделен исключительным правом надзора над многочисленным классом жрецов.

Судебная власть

Император являлся верховным судьей во всей огромной империи. Суд его являлся высшей инстанцией, если можно так выразиться. На решения, вынесенные правителем, не могло последовать апелляции.

Помимо этого, он был наделен законодательной властью, хотя эта привилегия воплощалась в жизнь только после одобрения Сената. Однако император мог издавать эдикты или указы, имеющие силу закона для всего общества.

В провинциях правитель передавал свою судебную власть наместникам - легатам, которые действовали от его имени и исключительно в его интересах.

Титул Август, или Богоизбранность императора

Отдельно нужно упомянуть о богоизбранности императоров. Официально этот титул был присвоен только Октавиану, но Августами именовались и все последующие правители империи. Что же значил этот титул?

Август - это не просто человек, наделенный властью, это священное существо. Император - это посланник Божий, по идеологии, он был ниспослан Богом управлять подданными. Титул императора означал могущество Август обозначал его святость. Таким образом, император обладал еще и божественной властью. Подданные должны были относиться к императору, как к богу, именно поэтому подчинение императорским эдиктам и другим актам было беспрекословным, если брать во внимание факт глубокой веры практически у всего населения империи.

Краткая история

Выше было сказано, что императорская власть возникла в Римской империи, и первым императором стал Октавиан, получивший титул Август. В 395 году н. э. Римская империя разделилась на Западную и Восточную. В свою очередь, Западная пала в 476 году. Однако Восточная Римская империя просуществовала еще почти 1000 лет, причем она стала преемницей императорской власти. То есть Восточной частью, названной впоследствии Византийской, правили императоры.

Правление императоров на Западе же возродилось в 800 г., когда сей титул получил Карл Великий, а затем и Оттон I (в 962 г.). Позже титул императора возлагался на правителей некоторых других государств, в числе которых Франция со знаменитым Наполеоном, Австро-Венгрия, Германия, Бразилия, Мексика и др. Английская королева Виктория в 1876 году была объявлена императрицей Индии.

Нужно сказать, что императорская власть существовала не только в европейской культуре, но и в азиатской и африканской. В литературе можно прочесть, что правителей Китая, Сиама, Эфиопии, Турции, Японии и Марокко именовали не иначе, как императорами.

Цари в России

Слово царь в русский язык пришло из греческого, т. е. из при этом сохранив свое значение. Изначальный его вариант - «цезарь», «цесарь» - постепенно был заменен на привычный нам термин «царь».

Первым правителем, венчанным на царство в России, был Иоанн IV, которого европейские историки назвали Грозным за якобы нечеловеческие зверства. Царем он стал в 1547 году, а государство тогда именовалось Российским царством и просуществовало под таким названием вплоть до 1721 года.

Романовы, восшедшие на престол в 1613 году, также являлись царями, но не все, а только Михаил, Алексей, Федор, Иоанн V, Софья и Петр I до 1721 года.

Цари и императоры России были наделены неограниченной, абсолютной властью, поэтому период их правления принято называть эпохой абсолютизма.

За титулом русских царей также был закреплен сакральный смысл, они тоже были и действовали как бы от имени Бога. Именно поэтому цари, а впоследствии императоры неразрывно были связаны православной верой, и неслучайно Советы, свергнувшие власть императоров, объявили войну православию - они осознавали ту опасность, которую таила в себе религия, и понимали, какова роль в ней законного правителя России.

Последним русским царем и первым императором стал Петр I. Именно на него в 1721 году был возложен титул императора Российского государства. Его власть была неограниченной и распространялась на все сферы державы и общества. Он являлся верховным главнокомандующим и был наделен высшей гражданской, законодательной и исполнительной властью.

Правление императоров на Российском престоле представлено династией Романовых, которая находилась у власти более 300 лет - с 1613 по 1917. За это время государство добилось таких успехов, что стало лидером в экономическом развитии. Российская империя была единственной сверхдержавой на тот момент. Существуют мнения серьезных, уважаемых историков о том, что Россию погубило ее развитие, угрожающее другим государствам-лидерам, в особенности Великобритании и США. Императоры России действительно были патриотами своей страны и своего народа, делающими все для того, чтобы государство процветало, а у подданных повышался уровень жизни. Последним российским императором де-факто являлся Николай II, де-юре - Михаил Александрович, его брат.

Эпоха императорского правления еще не окончена. В настоящее время единственным императором в мире является Акихито - правитель Японии. Он был коронован 12 ноября 1990 года и по сей день 82-летний 125-й император выполняет свои функции.