Что такое целостность личности. Если душа покидает тело, то целостность человека нарушается. Дух проявлен, сильный

Цельность личности – основа доверия

Толковый словарь объясняет значение слова «цельный» (когда речь идет о личности) как «обладающий внутренним единством, отличающийся единством черт характера». Цельная личность живет согласно высоким моральным принципам. Тот, кто не обладает цельностью личности, не может быть достоин доверия.

Первая составная часть цельности личности – честность. Сама по себе честность может и не быть условием успеха, но для честного человека даже неудача будет почетной и не повредит его характеру и репутации.

Честными людьми восхищаются все, даже нечестные. Доверия достойны те, кто поступает с другими честно, кто говорит правду и придерживается договоренностей, даже если они оборачиваются себе в убыток.

Честному человеку нечего опасаться. Те, кто работает с ним, будут верны ему и в добрые, и в худые времена. Отсутствие страха – великая сила в вашей жизни. Она будет поддерживать вас и позволит отважно сражаться с трудностями, в конце концов обеспечив успех вашего дела.

Целеустремленность – прямой результат силы характера, поддерживаемой цельностью личности. У цельных людей четкие и ясные цели. Они не гадают, не движутся в темноте. В каждом из их планов есть немного того вещества, из которого и складывается их характер.

Существует четыре, и только четыре способа установить контакт с окружающим миром. Нас оценивают и классифицируют, руководствуясь тем, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы говорим.

Дейл Карнеги

У людей с цельной личностью четкие и весомые цели, которые ведут к выдающимся достижениям. Хороший пример – действия Роберто Гойзуэты, одного из руководителей «Coca Cola». Компания решила изменить рецепт напитка и создала «New Coke». Но он не нашел поддержки со стороны покупателей, которые хотели прежней кока-колы. Человек с не столь цельной личностью не отказался бы от своего решения и вложил бы дополнительные средства в рекламу, чтобы спасти собственную идею. Но Гойзуэта пожертвовал гордостью и начал выпускать старый напиток под новым названием «Classic Coke». Решение было правильным: вскоре «New Coke» исчез с прилавков, а классическая кока-кола вернулась на прежние позиции.

Еще один пример цельной личности – Джон Темплтон, основатель Фонда Темплтона (в настоящее время Фонд Франклина – Темплтона), одного из самых прибыльных инвестиционных фондов. Самые успешные люди, гласила бизнес-философия Темплтона, – это наиболее цельные личности. Такие люди, утверждал он, острее других понимают важность этики в бизнесе. А этические принципы идут из глубины разума. «Наполните свой разум добрыми, любящими и полезными мыслями, и ваши решения и поступки всегда будут этичными».

Тяжелая работа, честность и упорство – вот основа бизнес-философии Темплтона. «Те, кто научился инвестировать всего себя в свою работу, достигают успеха. Они жнут то, что посеяли. Они знают больше, чем ценность денег, – они знают свою собственную ценность».

Бизнес, не основанный на этике, учил Темплтон, обречен на поражение: «Те, кто прибегает к уловкам, приобретают плохую репутацию, и через какое-то время никто не хочет иметь с ними дела. Мы много работали, чтобы быть честными и добросовестными, ответственными перед своими инвесторами. Мы ставили на первое место их финансовое благополучие и добились выдающихся результатов».

Из книги Индивидуальное и семейное психологическое консультирование автора Алешина Юлия

Из книги Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок автора Леви Владимир Львович

Айсберги доверия Секс сексом - а вдруг грянет и в тринадцать, и в десять, а то и в шесть, в пять - любовь, самая настоящая, жестокая и безнадежная, даже если взаимна…Научить, помочь?… Дай бог не покалечить.Доверительность - лучшее, на что можно надеяться, но и в Океане Доверия

Из книги Когнитивная психотерапия расстройств личности автора Бек Аарон

Проблема доверия Как и с большинством пациентов с расстройствами личности, психотерапевтические отношения с пациентами с ИРЛ сами по себе предоставляют хорошую возможность для проверки дисфункциональных мыслей, допущений и схем. В отличие от некоторых пациентов с

Из книги Вступая в жизнь: Сборник автора Автор неизвестен

Сергей Миронович КИРОВ: «НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ И ПРОСТОТА, ПРИРОДНАЯ ЦЕЛЬНОСТЬ – ВОТ, ПО-МОЕМУ, ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА» В характеристике, выданной ему Уржумским городским училищем, говорилось: «По своим нравственным качествам, серьезному отношению к делу и успехам Костриков за

Из книги Психология личности [Культурно-историческое понимание развития человека] автора Асмолов Александр Григорьевич

Глава 13 Содействие – основа социализации личности В психологии существует немало разноречивых трактовок процесса социализации. При всей противоречивости трактовок социализации среди них чаще всего преобладает интерпретация «социального» как «внешнего» фактора,

Из книги Суицидология и кризисная психотерапия автора Старшенбаум Геннадий Владимирович

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ Телефонный разговор находится на полпути между искусством и жизнью. Это разговор не с человеком, а с образом, который складывается у тебя, когда ты его слушаешь. Андре Моруа Российская ассоциация телефонов экстренной психологической помощи РАТЭПП

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Идеализация доверия Еще одно типичное ошибочное убеждение - это чрезмерная вера в людей, идеализация (т. е. преувеличение) их честности, порядочности, обязательности. В бизнесе эта идеализация проявляется в избыточном доверии к своему деловому партнеру, когда вы на

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

Идеализация доверия

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства

Из книги Ложь. Почему говорить правду всегда лучше автора Харрис Сэм

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Раскрытие психологических механизмов воспитания невозможно без понимания источников и условий развития ребенка, становления его личности. Определяющее условие существования развития человека как существа социального,

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Цельность натуры Что значит быть цельной натурой? Это понятие включает в себя множество качеств, но в общем и целом оно предполагает отказ от поведения, в результате которого человек будет испытывать стыд или чувство вины. Тот, кому свойственна истинная цельность натуры,

Из книги Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?! автора Вологодская Ольга Павловна

Химия доверия Гормон окситоцин способен вызывать у человека чувство удовлетворения, спокойствия и безопасности. Он усиливает в нас дружелюбие по отношению к окружающим, снижает уровень страха и делает нас более склонными к доверию. Различные исследования показывают,

Из книги автора

Риски доверия Когда доверие нарушено, происходит целая цепочка событий. Передняя поясная кора, обнаружив конфликт, предупреждает миндалину об угрозе. Миндалина тут же информирует центры мозга и островковую кору, что поощрение отменятся. Одновременно через посредство

Из книги автора

Польза доверия Снижается текучесть кадров.Люди получают больше удовлетворения от своей работы и трудятся более продуктивно.Доверие активизирует центры поощрения в мозге и готовит его к действию. Когда есть доверие, эффективность и продуктивность возрастают во всех

Из книги автора

Границы доверия Если ты пользуешься доверием, не обманывай даже злодея. Хун Цзычен Как нащупать ту грань, где кончается право ребенка на независимость и начинается право взрослого контролировать его поступки? Чем больше доверия вы оказываете ребенку, тем скорее он

Знаете, какое первое слово, которое у меня ассоциируется с настоящим христианином?

Целостность. Это человек-монолит, который стабильно и твердо поступает во всех обстоятельствах.

Что такое целостная личность?

Целостная личность – это неизменность в основных принципах Божьего Слова и искренняя жизнь по ним. Человек, который везде и во всех обстоятельствах живет и поступает по Слову Божьему, по истине.

Противоположность целостной личности в психологии – это фрагментарная личность , у которой есть конфликты внутри с собственными убеждениями.

Формирование целостной личности проходит точно также, как и в детстве.

Мы принимаем истину, правильные Божьи принципы и поступаем по ним. В детстве родители говорят нам, как правильно поступать. А мы решали – делать так или нет. Когда мы позврослели, то теперь сами стали взрослыми. И теперь у нас один Отец – Господь.

И путь христианина – это не просто отказ от удовольствий мира, как представляют себе это некоторые.

Нет, путь христианина – это постепенное и добровольное преобразование своей личности под мировоззрение Бога и Его принципов.

Путь христианина – это изменения своего мировоззрения в сторону Божьего.

Пс.36:31 Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его.

Прит.10:30 Праведник во веки не поколеблется

Это Божье Слово.

Качества целостной личности

Во-первых – это устойчивое мировоззрение . Картина мира глубока и гармонична. Нет белых пятен.

Во-вторых – твердые убеждения , система ценностей

В-третьих – эмоциональная стабильность .

Целостный человек – живет по собственным убеждениям соответственно своей картины мира. Это дает ему стабильность. Например, это может быть преподаватель, который днем учит христианской этике, а вечером проводит время с родной женой и детьми.

На мой взгляд, неотъемлимая составляющая целостной личности – это картина мира, основанная на (Подробнее о них читайте в нашем разделе “ “). Не просто на чем попало или собственных придуманных идеях.

Если бы только наличие собственной картины мира было залогом целостности, то сюда можно отнести и Адольфа Гитлера. Однако он не был целостной личностью.

Во-первых , вспышки ярости и гнева – были стандартной реакцией на любое неподчинение его воле.

Во-вторых , у пяти женщин, которые имели с ним отношения были попытки суицида. У некоторых, к сожалению, успешные (у его племянницы Гели Раубаль и Евы Браун)

Гитлер был очень неуравновешенной личностью. Вспышки ярости во время публичных речей не были редкостью.

Не всегда мы ведем себя целостно

Сыны Иудины пришли в Галгал к Иисусу. И сказал ему Халев, сын Иефоннии, Кенезеянин: ты знаешь, что говорил Господь Моисею, человеку Божию, о мне и о тебе в Кадес-Варне; 7 я был сорока лет, когда Моисей, раб Господень, посылал меня из Кадес-Варни осмотреть землю, и я принес ему в ответ, что было у меня на сердце: 8 братья мои, которые ходили со мною, привели в робость сердце народа, а я в точности следовал Господу Богу моему; 9 и клялся Моисей в тот день и сказал: “земля, по которой ходила нога твоя, будет уделом тебе и детям твоим на век, ибо ты в точности последовал Господу Богу моему”; 10 итак, вот, Господь сохранил меня в живых, как Он говорил; уже сорок пять лет [прошло] от того времени, когда Господь сказал Моисею слово сие, и Израиль ходил по пустыне; теперь, вот, мне восемьдесят пять лет; 11 но и ныне я столько же крепок, как и тогда, когда посылал меня Моисей: сколько тогда было у меня силы, столько и теперь есть для того, чтобы воевать и выходить и входить; 12 итак дай мне сию гору, о которой говорил Господь в тот день; ибо ты слышал в тот день, что там [живут] сыны Енаковы, и города [у них] большие и укрепленные; может быть, Господь [будет] со мною, и я изгоню их, как говорил Господь.

Халев открыл секрет своей цельности.

«Я в точности следовал Господу Богу моему;». Он всегда доверял Богу и поступал по Слову. Он не пытался скрыть свое истинное сердце.


Путь христианина – это учиться следовать принципам Христа. Преобразовывать свое мировоззрение.

Слово Ободрения. Как стать стабильной целостной личностью?

«Я в точности следовал Господу Богу моему;» – вот принцип, которому следовал Халев.

Именно благодаря ему он смог стать целостной личностью.

Как он это делал:

  1. Размышлял над Словом (Подробнее об этом вы можете , а также )
  2. Превращал Божье Слово в часть своего мировоззрения и своих принципов жизни.
  3. Учился применять принципы Божьи стабильно, независимо от обстоятельств

Он не уклонялся ни направо, ни налево от данного Богом Слова.

Это и есть целостность, цельность. Потому что Божье Слово – это принципы, дающие жизнь.

Именно это делаю я, чтобы становиться целостным. Изучаю, размышляю над Словом Божьим и главное – применяю.

Коротко об авторе: Автор двух блогов (о текстах и ), руководитель студии текстов “Слово” . Христианин, любит жену. Убежден в важности доброго и полезного контента в интернете.

ФОТО Getty Images

Часто мы принимаем одни части своей личности и отвергаем другие. Например, принимаем доброту и отвергаем злость. Или наоборот, считаем себя деловой и целеустремленной личностью, вытесняя из сознания свою чувствительность, ранимость, нежность. Это мешает нам полностью использовать свою энергию, поскольку значительную часть ее мы тратим на изоляцию нежелательных чувств или качеств. Однако в наших силах восстановить целостность и высвободить свою энергию.

Натали Роджерс, дочь создателя гуманистической психотерапии Карла Роджерса и автор собственного метода - терапии экспрессивными искусствами, - предлагает несколько упражнений, которые помогут нам познакомиться с содержанием своего бессознательного и достичь большей целостности и осознанности.

«Чтобы мы стали целостными, полностью актуализированными и состоявшимися, наше путешествие должно включать в себя исследование бессознательного, открывающее те аспекты нашего «Я», которые были отброшены или спрятаны нами, игнорировались или подавлялись, - пишет она в своей книге. - Первый шаг - всегда осознание. Без этого у нас нет никаких возможностей. Осознание страха, стыда, вины, гнева, боли, света, чувствительности или креативности - это первое движение в направлении принятия каждого аспекта себя таким, каков он есть. Личная интеграция является частью естественного развития событий при использовании символических и экспрессивных средств. Как только мы открываем неизведанное, запускаемый затем процесс создает возможность для каждой из этих частей найти свое законное место в нашей психике» 1 .

Эти упражнения можно выполнять вместе с другом или подругой, которые разделяют ваш интерес к самопознанию и вызывают у вас доверие. Но вы можете исследовать содержание своего бессознательного и в одиночестве. Полезно заранее записать и разместить на видном месте план, которому вы сможете следовать. Выполнение всей последовательности шагов занимает 2-3 часа. Обязательно предусмотрите по окончании упражнений время для отдыха, чтобы возвращение к вашим обычным повседневным занятиям было как можно более плавным и постепенным. В идеале эти упражнения выполняются в свободный день, когда ваши рабочие или домашние обязанности сокращены до минимума. Подготовьте помещение, где вы сможете беспрепятственно двигаться и свободно звучать. Отключите средства внешней связи, чтобы вас ничто не отвлекало.

Список

Составьте список известных вам противоположностей, таких как:

любовь и ненависть;

страх и уверенность в себе;

пассивность и агрессия;

игривость и серьезность;

радость и печаль;

привлечение и отвержение…

продолжайте список самостоятельно в течение 10-15 минут.

Медитация

Посидите в тишине несколько минут, закрыв глаза. Дышите глубоко и позвольте всем этим словам плавать в сознании. Затем определите, какая пара противоположностей привлекает сейчас ваше внимание. Она станет темой дальнейшего исследования.

Изображение

Возьмите большой лист бумаги (например, можно взять бумагу для черчения формата А2: 42Х56 см). Прислушайтесь к себе: хочется ли вам изобразить каждую из пары противоположностей на одном странице или на разных? Если на разных, приготовьте второй лист. Приготовьте краски или карандаши. При выборе цветов и во время рисования используйте свою неведущую руку (левую для правшей, правую для левшей). Изобразите каждую противоположность, выражая свои чувства. Не беспокойтесь о том, как выглядит рисунок. В процессе рисования попробуйте закрыть глаза.

Предложения

Напишите на каждой части своего рисунка (или на каждом из двух рисунков) по пять предложений, которые начинаются со слова «Я».

Движение и звук

Смотрите на первый рисунок и одновременно позвольте телу двигаться в такт линиям, ритмам и цветам, которые вы видите. Позвольте себе издавать разнообразные звуки, которые выражают ваши чувства во время движения. При этом помните, что у вас есть пространство вверху и внизу, широкое и узкое пространство. Вы можете двигаться медленно или быстро. Ваши движения могут быть угловатыми или текучими. Экспериментируйте со звуками во время движения. Продолжайте до тех пор, пока не почувствуете, что полностью выразили содержание рисунка через движение и звук. Немного передохните и сделайте то же, глядя на второй рисунок.

Свободное письмо

В течение 10 минут записывайте все, что приходит вам в голову, и все, что захочет написать ваша рука. Не подвергайте себя цензуре, не останавливайтесь. Можете написать диалог между двумя полюсами противоположностей.

Изображение

Теперь быстро нарисуйте третий рисунок. Используйте обе руки одновременно. Позвольте всему случиться. Какие слова приходят вам на ум, когда вы смотрите на эту картину?

Медитация

Обдумайте то, что вы сделали. Закройте глаза, глубоко подышите. Отпустите все. Что вы чувствуете сейчас? Что вы поняли о себе и своих внутренних конфликтах?

Итогом этого упражнения становится обретение большей целостности, ощущение, что вы становитесь ближе к себе, к собственной сути. Оно может возникнуть не сразу, поэтому не беспокойтесь, если не придете к отчетливым выводам немедленно по завершении упражнения или если у вас появится вопрос: «Что мне теперь со всем этим делать?» Проживите несколько дней, наблюдая за происходящими в вас изменениями, прислушиваясь к своим чувствам. Доверьтесь своей интуиции, которая сможет подсказать вам, в каком направлении двигаться дальше.

1 Н. Роджерс «Творческая связь. Исцеляющая сила экспрессивных искусств» (Манн, Иванов и Фербер, 2015).

  • Кто он – наш герой?
  • Человеческое триединство
  • Оставаться Человеком
  • Внутренняя целостность

Одним из позитивных качеств личности считается ее целостность. Но, исследуя этот вопрос, легко заметить, что разные источники раскрывают понятие целостности личности по-разному. Вероятно, это происходит оттого, что термин охватывает целый ряд мировоззренческих инструментов - психологию, философию, религию, самопознание. Но давайте попытаемся свести воедино все эти разрозненные определения, чтобы понять - что это такое, целостность личности?

Существует несколько определений данного явления. В одном из них говорится, что целостность личности - это единство морального, физического и интеллектуального начал. Проще говоря, идеал гармоничного во всех сферах человека, реализованного в работе и умственном саморазвитии, поддерживающего свое здоровье.

Для третьих ключевой позицией данного понятия является жизненная последовательность, единство взглядов и действий - целостный человек имеет свою четкую позицию относительно каждого важного вопроса, и придерживается ее не только на словах, но и на деле.

Кроме того, не следует забывать о религии, где целостность личности равняется душевной гармонии, единству с богом и свободе от греха. К какому из мнений бы вы примкнули? Интересно то, что все эти определения справедливы. Обратившись к расширенному психологическому толкованию целостной личности, мы увидим, что все указанные аспекты - лишь разные уровни этого многогранного и глубокого понятия.

А потому давайте определим самую первую точку, от которой мы могли бы оттолкнуться в своих поисках. Что такое целостность в ее самом обычном, лингвистическом понимании? Эта категория характеризует объект как целый, монолитный, нерушимый, крепкий - тот, который при воздействии на него внешних факторов потерпит мало изменений, в отличие от своего антипода: хрупкого объекта.

Значит, в первую очередь целостность личности - это ее способность выстоять против обстоятельств, не погибнуть, не проиграть схватку, выйти из передряги с наименьшими потерями. А значит, вышеперечисленные характеристики – это даже не определения, а сослагательные единого явления, разные аспекты целостности, ее проявления и способы достижения.

Кто он – наш герой?

Когда мы встречаем твердого характером человека, который отвечает за свои слова, выполняет обещания, обладает высокой моральностью и духовным началом, мы называем его целостным. В трудные времена он не отступает от своих взглядов и принципов, готов умереть за свои идеалы, но никогда не запятнает совесть продажностью и перебежничеством. Он развит во всех аспектах, сила его духа преобладает над призывами инстинктов – потому его не сломить, ведь как можно победить дух человека, способного вытерпеть физические испытания и двигаться вперед, несмотря ни на что? Такова идеальная героическая личность, именно такие люди спасают города, закрывают своей грудью детей, жертвуют жизнью ради родных. В глубине души мы завидуем им и хотим походить на них. Именно они и являются вместилищем той целостности, о которой мы говорим.

Но что нужно делать, чтобы быть таким человеком, как достичь целостности личности – вот главные вопросы, которые мы задаем себе.

Человеческое триединство

Целостность личности развивается через совершенствование тела, духа и ума. Давайте пойдем от обратного и представим себе противоположность нашего героя. Он слаб, не умеет устоять против соблазна, увиливает от ответственности, отвирается, подставляет других под удар, чтобы спасти свою шкуру. Помани его монетой – и он твой. Напугай плетью – и он сделает все что угодно. Почему он таков?

Этот человек не развивал свое тело, потому оно слабое, хлипкое, с трудом переносит холод, физические нагрузки, боль. Уже один труд для такого человека – пытка. Он не совершенствовал свой ум, потому не привык охватывать картину целиком, осознавать последствия своих действий, глобальность каждого поступка. Ему кажется, что вот сейчас он сдрейфит, и никто этого не заметит, и судьба его не изменится в худшую сторону. Но он глубоко ошибается, не способный осознать всего этого. Он не тренировал свой дух, и потому легко изменяет своим принципам, если таковые имеются. Он не привык себя заставлять, не привык терпеть. Он уверен, что важнее сохранить комфортное состояние тела и жизнь, чем переживать лишения. Но не зря существует поговорка: «Лучше умереть как лев, чем жить как собака».

Итак, целостность личности достигается через воспитание, тренировку и совершенствование трех составляющих себя – выносливой физической оболочки, сильного духа, светлого интеллекта. Это достигается через работу, дисциплину и терпение.

Оставаться Человеком

Во времена изобилия и простой жизни легко быть положительным героем – всё вокруг предоставляет возможность поступать правильно, ведь делать сложный выбор нет никакой нужды. Но когда наступают трудные времена, человек становится волком человеку, приходится бороться за выживание и выбирать среди зол - сохранить целостность личности становится крайне сложно. Девиз нашего героя в подобных ситуациях таков: «Что бы ни случилось, всегда оставайся Человеком».

Именно потому важно заботиться о развитии своего человеческого триединства в любое время, испытывать свои качества на прочность через спорт и тяжелую работу, следовать всем выработанным принципам. Потому что, если придет война или голод, многие лишатся человеческого облика и станут хуже животных, и лишь целостные, внутренне развитые люди останутся верными себе.

Внутренняя целостность

Мы говорили об общей целостности, ее внешней составляющей, оболочке, смотрящей в мир. Но что мы увидим, заглянув внутрь человека? Как она выглядит, целостная личность, с психологической точки зрения?

Важным компонентом души нашего героя является правильное осознание и принятие себя. Только обладая здоровой самооценкой, можно относиться к себе как к собственному воспитаннику, тренировать, развивать, наставлять. Тот, у кого нет единства с собой, будет тратить всю жизнь на внутренние битвы, и, встретившись со внешним врагом, погибнет первым, сраженный даже не им, а самим собой.

Именно потому так важно принятие себя таким, какой ты есть. Не самооправдание, не саможаление, не самобичевание и обвинение – а просто объективное осознание всех своих качеств. Каждое положительное свойство всегда имеет свое отражение, никто не идеален. Ответственные люди всегда немного занудны и скучны, а творческие личности обычно расхлябанны и непостоянны. Взгляните на любое свойство человека и поймете, что у него есть продолжение. Понимание своего несовершенства и одновременно стремление к совершенству являются лучшими двигателями на пути к единству с самим собой.

Христианство, буддизм, саморазвитие?

И здесь выходит на сцену религия. Вы заметили, что большинство религий похожи между собой – не зависимо от количества богов или их отсутствия, нюансов и частностей, все они обладают одной структурой? Все религии сводятся к комплексу правил и запретов.

Конечно, вы будете со мной спорить, ведь сущность религии для каждого своя. Но я все же стану вас убеждать, что проблема целостности личности – это ее краеугольный камень. Религия вкладывает в нас базовые моральные принципы (не убей, не укради), религия дает нам стимул для их поддержания (Рай и Ад) и инструменты для их достижения через тренировку духа и тела – пост, аскеза, смирение. Что-то могло устареть, что-то переврали хитрецы, что-то искажено в пользу власть имущих…Но изначальная цель любой религии – создание целостного человека с сильным и светлым духом, способного противостоять соблазнам, помогать слабым, выполнять собственные решения и не сворачивать с выбранного пути.

Религии созданы более мудрыми людьми для тех, кто не умеет дойти своим умом до целесообразности исполнения правил самосовершенствования. Для простого понимания они облечены в оболочку сказки, легенды, но разобрав каждую из них мы увидим, что голая суть религий – саморазвитие. Они созданы как простой и понятный инструмент, нужны как шаблон, как некий накатанный алгоритм для тех, кто желает быть целостной личностью, но не знает, как ею стать.

Но не обязательно идти в храм или синагогу, чтобы обрести целостность – при достаточном уровне самосознания можно идти по пути развития самостоятельно, без помощи высших сил.

Главное – знать, к чему вы стремитесь, понимать, как это сделать, и твердо следовать принятому курсу, не поддаваясь на уговоры своей слабости.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Во все времена идеалом человека была целостная, гармонически развитая личность. Этот идеал то относили в будущее, то обнаруживали в прошлом. В отдельные периоды истории размышления о гармоническом человеке достигали пика своей злободневности, в другие -- как бы уходили в подземные воды истории. В наше же время из-за частого, назойливого повторения это словосочетание почти утратило свой высокий смысл. Впрочем, девальвации подверглась не только идея целостной личности. Предстоит, по-видимому, провести инвентаризацию всего нашего философского багажа, очистив от конъюнктурной плесени одни понятия и справедливо оценив другие.

Целостная гармонически развитая личность сочетает в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Таково расхожее у нас определение «человека будущего». Обратим внимание на словосочетание «духовное богатство». Почему именно духовное, а не разумное, интеллектуальное? Дело в том, что дух всегда рассматривался как некая целостность умственной жизни человека в сочетании (именно так!) с чувственным, нравственным компонентом. В этой целостности тайна столь загадочного сейчас для многих понятия «духовности», как, впрочем, и «душевности», которая представляет собой единство чувственно-нравственной жизни и духовной составляющей человека. Дух и душа означают слитые воедино две стороны одного процесса -- неразделимого бытия человека под главенством сердца: дух обозначает разумную, преимущественно мужскую составляющую человека, соединившуюся в сердце с чувством и желанием (а не просто разум сам по себе), а душа -- желающую, женскую составляющую человека (а не просто совокупность психических процессов). Всякая отвлеченная от этой неразделимости деятельность ума есть деятельность рассудочная, а деятельность «живота» -- хотящая, вожделенная.

Каждая историческая эпоха формирует свои ценности, которые в той или иной степени определяют поведение человека. В процессе своего самоутверждения человек опирается на те ценности, которые для него кажутся несомненными. В наше время такими несомненными ценностями являются мир, демократия, прогресс и сам человек как ценность особого рода. Указанные ценности тесным образом взаимосвязаны. Это мир в условиях демократии, служащая миру демократия, человек как высшая ценность и демократическое общество, располагающее гуманистическими социальными институтами и отношениями; демократическое общество как форма человеческого общежития, благоприятствующее решению жизненных проблем человечества.

Познание каждым человеком этих ценностей служит основанием для становления целостного человека. Отсюда образ человека предстает в единстве материального и духовного мира, когда действительно человеческой признается не одна сторона его существа, скажем разумная, духовная, в противовес телесной, биологической. Образ целостного человека основан на гуманистическом единстве духа и природы, заключенном в самом человеке.

Как духовно-душевная целостность человек по своей природе должен действовать в органичном единстве обоих аспектов. Каждое его чувство заранее должно быть одухотворено, каждый духовный порыв прочувствован. Различие между чувством одухотворенным и неодухотворенным видно из сравнения сексуального влечения с любовью. Любовь и творчество являются способами жизни в согласии с природой, в которых непосредственно соединяются истина познания, добро любви и красота искусства.

Фома Аквинский назвал человека горизонтом. Тем горизонтом, к которому каждый призван своей природой идти, чтобы стать человеком. Природа человека -- дорога, по которой должно идти, исходный пункт и условие достижения цели. Это шифр, формула кристаллизации, закон, по которому человек строит себя. Творчество и любовь -- способы превращения находящихся в окружающей среде веществ в целостное естество личности Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969--1971..

Человек есть становление идеальной природы, и жизнь дана ему для ее превращения в реальную целостность. Человек может погубить свою природу в расщепленном существовании, а может построить на ее основе прекрасное здание. Он не приходит к себе как к тому, что было от века, а создает небывалое на почве индивидуальной природы из материалов, которые находит в жизни. В полной мере гордиться как своим достижением он может именно этим построенным зданием.

Одной из важнейших характеристик гармонически развитой личности является цельность. Ее не следует путать с последовательностью. Можно очень последовательно двигаться в ложном направлении. Понятие же «цельность> не случайно является однокоренным с понятием «целостность». Цельный человек в отличие от последовательного не тот, кто всю жизнь посвящает какому-либо одному делу, а тот, кто во все поступки, имеющие общий смысл, вкладывает все силы, достигая гармоничной внутренней связанности духа, души и тела.

Для того чтобы быть истинно цельным и целостным, надо перестать быть рабом своих отвлеченно-чувственных желаний и отвлеченно-рациональных помыслов и сознательно принять ориентацию на созидание личности. Наши поступки чаще всего не санкционируются духовно-душевной целостностью, т. е. сердцем. Конечно, рассчитываем и подсчитываем, хватит ли, скажем, денег на покупку и т. п., но расчет остается чаще всего отвлеченно-рациональным, а желание -- отвлеченно-чувственным. Истинные же желания созревают в сердце, и для того чтобы они вошли в сознание, необходима усиленная работа целостного, а не отвлеченного разума.

Неосознание человеком своих истинных желаний ведет к тому, что он становится жертвой соблазнов века: власти, денег, развлечений и т. д. Эти соблазны -- плоды отвлеченной чувственности, но обратной стороной их оказывается нечто неосознаваемо истинное. Человек, добиваясь в какой-то мере своего, испытывает неудовлетворенность и смутно ощущает, что это отнюдь не то, что он поистине хотел. Произошла подмена. В ужасе останавливается он перед страданиями, виновником которых стал. В духе и в душе растет протест. «И мальчики кровавые в глазах» у Бориса Годунова появляются не потому, что он испугался людского суда (он сам себе судья) или суда Божьего, а потому, что возмутился его дух, представление об истине и справедливости, которое пребывает в тайниках бессознательной природы и светит оттуда даже помимо человеческой воли. В каждом теплится огонек природы, божественная искра, которая делает видимым грех. Вера в эту искру -- важнейшая и последняя вера.

Расщепление человека может быть преодолено при условии, если человек будет жить по своей природе. Тогда все таящиеся и развитые в нем духовные силы, объединившиеся с душевным потенциалом, он сможет использовать творчески, направив их на созидание личности, лучшего социума, облагороженной внешней природы.

Двумя атрибутами целостной личности, адекватными природе человека, являются любовь и творчество. Труд соответствует родовой части природы человека и поэтому приносит удовлетворение; но индивидуальная часть природы может быть выражена только творческим трудом, непременно с отпечатком национального и индивидуального духа и психологического склада творца. Каждый имеет в себе ключ к тайнам Бытия и открывает им свои личные тайны. Этот ключ -- творческий, годный лишь для данного человека, и с его помощью постигается индивидуальный смысл жизни и созидается личность.

Конечно, подлинно великая роль творчества в прогрессе человечества раскроется лишь тогда, когда оно из привилегии одиночек или даже отдельных социальных групп станет способом существования каждого. Такое вселенское творчество-- высшая форма трудовых усилий. Деятельность художника, который выполняет работу ради нее самой, не несет никаких человеческих издержек -- понятие, значение которого экономисты оценили совсем недавно.

Становление личности не есть выход за собственные границы. Это поднятие самого себя на более высокий уровень. Преодолевая себя творчески, человек остается самим собой и в то же время проникает в другого и в мир. Если преодоление представляет собой бесконечное творческое становление духовно-душевной природы человека, то проникновение носит характер любви к другому и понимания его.

Подлинно любовное отношение то, при котором человек обращается своим сердцем -- средоточием духовно-душевной целостности -- к сердцу другого.

Созидание себя и единение с миром предполагают деятельность, служащую выполнению поставленной цели. Деятельность направляется волей, и чем сильнее последняя, тем лучше для осуществления цели. Настоящая воля -- воля к творению себя -- может быть только у целостного (она входит в целое в качестве компонента) человека, который не только знает, чего хочет, но и созидает себя в соответствии с приобретенным знанием.

Волевые характеристики, несомненно, связаны с верой. Когда человек уверен в себе и в правоте своего дела, его воля крепнет; когда впадает в безверие и не знает, куда идти, теряет волю Отсутствие веры подтачивает волю.

Волю и веру сближает то, что они являются инструментами становления и единения личностей. Вместе они образуют ту целостность, которая дополняет до триединства разум и чувство, любовь и творчество.

Становление целостной личности -- предпосылка и результат формирования лучшего общественного устройства. Идеальное общественное устройство возможно только в том случае, если каждый член общества станет идеальным, т. е. сотворит себя по своей идеальной природе. Путь к такому обществу -- накопление в мире любви и творчества.

Так же как расщепляющая тенденция идет через расщепление общества к расщеплению индивидуума, объединяющая тенденция через становление личности способна привести к единению всех.