Что сооружают из природных материалов приверженцы карго-культа в Меланезии. Что такое карго культ. Что такое карго-культ

От встреч с представителями цивилизованного мира туземцы, которые кое-где до сих пор живут изолированно, всегда остаются под сильным впечатлением. Неудивительно, что у аборигенов остается много вопросов и в случаях, когда их логика не работает, они подключают воображение. Во время Второй мировой войны общение жителей тихоокеанских островов с американскими солдатами привело к появлению карго-культа - новой религии для одних и интересной метафоры для других.

Словосочетание «карго-культ» можно услышать, когда речь идет о человеке, который стремится к роскоши, помешан на покупках или авиаперевозках ценностей. Но это будет ошибкой. На самом деле в том, что выражение «карго-культ» часто появляется в публицистике и пробирается в наше повседневное общение, виноваты тихоокеанские аборигены, американские военные и один гениальный физик.

Карго (от исп. cargo - нагрузка, погрузка) - грузы, которые перевозит морское судно. Во внешнеторговых операциях так называют любые грузы, у которых нет точного наименования.

Карго-культ, или культ самолетопоклонников, связан с распространенной в примитивных племенах верой в магическую сущность самолетов и грузов, которые они доставляют. Это явление возникло еще в позапрошлом веке на некоторых островах Тихого океана, причем никак между собой не связанных. Расцвет своеобразной религии пришелся на Вторую мировую войну. Японцы, а после союзники вели активные боевые действия в этом регионе, строили военные базы и буквально закидывали острова грузами, которые спускались с неба на белых парашютах и шокировали не видевших ничего подобного туземцев. Солдаты удивляли местное население зажигалками Zippo, фабричной одеждой, оружием, медикаментами, алкоголем. Само собой, у аборигенов было довольно смутное представление о современном производстве, поэтому объяснение у них было одно: контейнеры в небе - это дары богов и духов, потому что ни у одного человека, конечно, не хватит могущества создать подобные чудеса. Белые люди, по мнению дикарей, просто научились приманивать и перехватывать послания, которые на самом деле предназначались местным жителям. Делали они это с помощью специальных ритуалов: люди шли друг за другом, крича что-то непонятное, размахивали яркими флажками и зажигали фонари вдоль длинных дорог, по которым взлетали и садились металлические птицы.

Увлеченные религией подражательства, дикари практически перестали заниматься земледелием и охотой. Новый культ довел их до крайне бедственного положения

После окончания военных действий пришельцы попрощались с аборигенами и покинули острова. Вместе с этим прекратились и послания небес. Чтобы вернуть поставки удивительных вещей, туземцы стали имитировать поведение и внешность представителей цивилизованного мира: рисовать на телах знаки отличия армии США, ставить кресты на могилах, маршировать с палками на плечах, строить из веток и пальмовых листьев самолеты в натуральную величину и сажать туда соплеменников в наушниках, сделанных из половинок кокосовых орехов. Увлеченные новой религией подражательства, дикари верили, что это поможет им вернуть драгоценные грузы, и практически перестали заниматься земледелием и охотой.

Через какое-то время антропологи обнаружили, что новый культ довел туземцев до крайне бедственного положения. Ученые пытались убедить их, что такое поведение не сработает, но безуспешно. Было решено поддержать дикие племена гуманитарной помощью. Когда с неба снова начали спускаться контейнеры на парашютах, аборигены возрадовались и окончательно уверовали, что их имитации действуют, забросили повседневные дела и стали посвящать все время ритуалам с муштрой и зажиганием факелов вдоль взлетно-посадочной полосы. Антропологи покинули острова, решив, что лучше не вмешиваться; грузы больше не поставлялись. За последние 75 лет подобные религии практически полностью себя изжили, хотя отказ от поклонения необъяснимым, но осязаемым чудесам давался дикарям непросто.

Важной составляющей культа карго стала психологическая подоплека. У меланезийских аборигенов авторитет зарабатывался через обмен подарками: тот, чей подарок дороже, получал больше уважения. Если член племени не мог подобающе «отдариться», он оказывался в проигрыше. Так что солдаты, которые щедро угощали дикарей тушенкой, поднимались на самую вершину социальной иерархии аборигенов, а местным жителям нечего было подарить в ответ, и это их унижало. Все карго-культы строились вокруг личности харизматичного соплеменника или вождя, который убеждал других, что подарки с неба - это послания от духов их предков и, чтобы племя получило положенные ему ценные грузы и больше не чувствовало себя униженным, нужно максимально точно повторять все действия белых людей. Суть карго-культа - в уверенности, что внешние атрибуты работают вне зависимости от содержания.

К карго-культу можно отнести политическую ситуацию, в которой номинально существуют атрибуты определенного строя, но его принципы не работают

Термин «карго-культ» получил второе, метафорическое и в итоге более расхожее значение после выступления знаменитого американского физика и лауреата Нобелевской премии Ричарда Фейнмана перед выпускниками Калифорнийского технологического института в 1974 году. Он провел аналогию между верой примитивных цивилизаций в действенность подражательства и псевдонаучными работами, которые во всем похожи на полноценные исследования, но ничего не значат для развития науки. Карго-ученые имитируют работу, которая не приносит никакого результата. Фейнман назвал их исследования «наукой самолетопоклонников».

После этого понятие «карго-культ» стало возникать в разных сферах. Например, так называют компьютерное ПО, в котором есть ненужный, но успешно применяемый в других программах компонент. Термин можно использовать и в отношении субкультуры, когда человек с внешними символами принадлежности к группе избегает ее идейной составляющей или соответствующего образа жизни. К карго-культу относят политическую ситуацию, в которой номинально существуют атрибуты определенного строя, но его принципы не работают.

В 2010 году после поста в блоге политолога Екатерины Шульман в Рунете широко распространился термин «обратный карго-культ». Так она назвала положение, при котором в стране строятся неэффективные общественные карго-институты и в то же время активно поддерживается вера в то, что проблемы есть везде, потому что сам оригинал неэффективен. Условно, абориген с кокосовой скорлупой на голове уверен, что японские солдаты тоже используют подделку и все самолеты на самом деле сделаны из соломы, просто кто-то изображает их немного лучше, поэтому они иногда летают.

Как говорить

Неправильно: «В поездках за рубеж она накупает себе тонны одежды, для нее это просто карго-культ». Правильно: фетишизм

Правильно: «Для Федора работа в больнице - это карго-культ: он всегда в отглаженном халате, носит на шее стетоскоп, гордится статусом медика, но ничего не понимает во врачебном деле».

Правильно: «У нас в офисе сложился карго-культ активной трудовой деятельности: все сидят за компьютерами с деловым видом, перекладывают бумаги со стола на стол, но результаты от этого нулевые».

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ка́рго-культ , или культ ка́рго (от англ. cargo cult - поклонение грузу), также религия самолётопоклонников или культ Даров небесных - термин, которым называют группу религиозных движений в Меланезии . В культах карго верят, что западные товары созданы духами предков и предназначены для меланезийского народа. Считается, что белые люди нечестным путём получили контроль над этими предметами. В культах карго проводятся ритуалы, похожие на действия белых людей, чтобы этих предметов стало больше. Карго-культ является проявлением «магического мышления ».

Краткий обзор

Культы карго фиксировались с XIX века , но особенно сильно они получили распространение после Второй мировой войны . Члены культа обычно не понимают в полной мере значимость производства или коммерции . Их понятия о современном обществе, религии и экономике могут быть фрагментарными.

В наиболее известных культах карго из кокосовых пальм и соломы строятся «точные копии» взлётно-посадочных полос , аэропортов и радиовышек . Члены культа строят их, веря в то, что эти постройки привлекут транспортные самолёты (которые считаются посланниками духов), заполненные грузом. Верующие регулярно проводят строевые учения («муштру») и некое подобие военных маршей, используя ветки вместо винтовок и рисуя на теле ордена и надписи «USA» .

Классические культы карго были распространены во время Второй мировой войны и после неё. Огромное количество грузов было десантировано на острова во время Тихоокеанской кампании против Японской империи , что внесло коренные изменения в жизнь островитян. Произведённые промышленным образом одежда , консервы , палатки , оружие и другие полезные вещи в огромных количествах появились на островах в целях обеспечения армии, а также и островитян, которые были проводниками военных и гостеприимными хозяевами. В конце войны воздушные базы были заброшены, а груз («карго») больше не прибывал.

Чтобы получить товары и увидеть падающие парашюты , прилетающие самолёты или прибывающие корабли, островитяне имитировали действия солдат , моряков и лётчиков . Они делали наушники из половинок кокоса и прикладывали их к ушам , находясь в построенных из дерева контрольно-диспетчерских вышках. Они изображали сигналы посадки, находясь на построенной из дерева взлётно-посадочной полосе. Они зажигали факелы для освещения этих полос и маяков . Приверженцы культа верили, что иностранцы имели особую связь со своими предками, которые были единственными существами, кто мог производить такие богатства.

Островитяне строили из дерева в натуральную величину самолёты, взлётно-посадочные полосы для привлечения самолётов. В конце концов, поскольку это не привело к возвращению божественных самолётов с изумительным грузом, они полностью отказались от своих прежних религиозных воззрений, существовавших до войны, и стали более тщательно поклоняться аэродромам и самолётам.

За последние 75 лет большинство культов карго исчезли. Однако культ Джона Фрума до сих пор жив на острове Танна (Вануату) . На том же острове в деревне Яохнанен проживает одноименное племя, которое исповедует культ поклонения принцу Филиппу .

Термин получил широкую известность отчасти благодаря речи физика Ричарда Фейнмана , произнесённой в и озаглавленной «Наука самолётопоклонников » , которая позже вошла в книгу «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман». В своей речи Фейнман заметил, что самолётопоклонники воссоздают облик аэродрома, вплоть до наушников с «антеннами» из бамбуковых палочек, но самолёты не садятся. Фейнман утверждал, что некоторые учёные (в частности, психологи и психиатры) часто проводят исследования, имеющие все внешние атрибуты настоящей науки, но в действительности составляющие псевдонауку , не достойную ни поддержки, ни уважения.

Другие примеры культов карго

Некоторые индейцы Амазонки вырезали из дерева модели кассетных аудиоплееров , с помощью которых они разговаривали с духами.

Карго-культ в массовой культуре

  • Карго-культ подробно описан в романе Виктора Пелевина «Empire V ».
  • В фильме «Безумный Макс 3: Под куполом грома » присутствует подобие карго-культа, когда дети ждут возвращения Капитана Уокера, который должен починить их самолёт и вернуть их к цивилизации.
  • В фантастическом рассказе Роберта Шекли «Ритуал» описан космический вариант культа карго.
  • В фантастическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033 » описан культ Великого Червя, являющийся, по сути, тем же самым культом карго.
  • В фильме «Водный мир » присутствует подобие карго-культа, когда курильщики («smokers») поклоняются портрету капитана нефтяного танкера Exxon Valdez Джозефа Хазелвуда (Joseph Hazelwood), на котором они живут и пользуются остатками благ цивилизации: консервами, сигаретами, топливом.
  • В романе «Форрест Гамп » герои попадают на остров с приверженцами культа карго.
  • В фильме Дмитрия Венкова «Безумные подражатели » показано современное племя, исповедующее карго-культ.
  • В фантастическом романе Альфреда Бестера «Тигр! Тигр! » главный герой Гулливер Фойл попадает к потомкам научной экспедиции, дикарям XXIV века, исповедующим карго-культ.
  • Песня «Карго-культ» издана на музыкальном альбоме «Несусветное » российского рэп-исполнителя Влади , участника группы «Каста ».

См. также

  • Джон Фрум - пророк в одном из культов карго.

Напишите отзыв о статье "Карго-культ"

Примечания

Литература

  • Элиаде М. Космическое обновление и эсхатология.
  • Берёзкин Ю. Е.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Карго-культ

– Кааак стоишь? Где нога? Нога где? – закричал полковой командир с выражением страдания в голосе, еще человек за пять не доходя до Долохова, одетого в синеватую шинель.
Долохов медленно выпрямил согнутую ногу и прямо, своим светлым и наглым взглядом, посмотрел в лицо генерала.
– Зачем синяя шинель? Долой… Фельдфебель! Переодеть его… дря… – Он не успел договорить.
– Генерал, я обязан исполнять приказания, но не обязан переносить… – поспешно сказал Долохов.
– Во фронте не разговаривать!… Не разговаривать, не разговаривать!…
– Не обязан переносить оскорбления, – громко, звучно договорил Долохов.
Глаза генерала и солдата встретились. Генерал замолчал, сердито оттягивая книзу тугой шарф.
– Извольте переодеться, прошу вас, – сказал он, отходя.

– Едет! – закричал в это время махальный.
Полковой командир, покраснел, подбежал к лошади, дрожащими руками взялся за стремя, перекинул тело, оправился, вынул шпагу и с счастливым, решительным лицом, набок раскрыв рот, приготовился крикнуть. Полк встрепенулся, как оправляющаяся птица, и замер.
– Смир р р р на! – закричал полковой командир потрясающим душу голосом, радостным для себя, строгим в отношении к полку и приветливым в отношении к подъезжающему начальнику.
По широкой, обсаженной деревьями, большой, бесшоссейной дороге, слегка погромыхивая рессорами, шибкою рысью ехала высокая голубая венская коляска цугом. За коляской скакали свита и конвой кроатов. Подле Кутузова сидел австрийский генерал в странном, среди черных русских, белом мундире. Коляска остановилась у полка. Кутузов и австрийский генерал о чем то тихо говорили, и Кутузов слегка улыбнулся, в то время как, тяжело ступая, он опускал ногу с подножки, точно как будто и не было этих 2 000 людей, которые не дыша смотрели на него и на полкового командира.
Раздался крик команды, опять полк звеня дрогнул, сделав на караул. В мертвой тишине послышался слабый голос главнокомандующего. Полк рявкнул: «Здравья желаем, ваше го го го го ство!» И опять всё замерло. Сначала Кутузов стоял на одном месте, пока полк двигался; потом Кутузов рядом с белым генералом, пешком, сопутствуемый свитою, стал ходить по рядам.
По тому, как полковой командир салютовал главнокомандующему, впиваясь в него глазами, вытягиваясь и подбираясь, как наклоненный вперед ходил за генералами по рядам, едва удерживая подрагивающее движение, как подскакивал при каждом слове и движении главнокомандующего, – видно было, что он исполнял свои обязанности подчиненного еще с большим наслаждением, чем обязанности начальника. Полк, благодаря строгости и старательности полкового командира, был в прекрасном состоянии сравнительно с другими, приходившими в то же время к Браунау. Отсталых и больных было только 217 человек. И всё было исправно, кроме обуви.
Кутузов прошел по рядам, изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам. Поглядывая на обувь, он несколько раз грустно покачивал головой и указывал на нее австрийскому генералу с таким выражением, что как бы не упрекал в этом никого, но не мог не видеть, как это плохо. Полковой командир каждый раз при этом забегал вперед, боясь упустить слово главнокомандующего касательно полка. Сзади Кутузова, в таком расстоянии, что всякое слабо произнесенное слово могло быть услышано, шло человек 20 свиты. Господа свиты разговаривали между собой и иногда смеялись. Ближе всех за главнокомандующим шел красивый адъютант. Это был князь Болконский. Рядом с ним шел его товарищ Несвицкий, высокий штаб офицер, чрезвычайно толстый, с добрым, и улыбающимся красивым лицом и влажными глазами; Несвицкий едва удерживался от смеха, возбуждаемого черноватым гусарским офицером, шедшим подле него. Гусарский офицер, не улыбаясь, не изменяя выражения остановившихся глаз, с серьезным лицом смотрел на спину полкового командира и передразнивал каждое его движение. Каждый раз, как полковой командир вздрагивал и нагибался вперед, точно так же, точь в точь так же, вздрагивал и нагибался вперед гусарский офицер. Несвицкий смеялся и толкал других, чтобы они смотрели на забавника.
Кутузов шел медленно и вяло мимо тысячей глаз, которые выкатывались из своих орбит, следя за начальником. Поровнявшись с 3 й ротой, он вдруг остановился. Свита, не предвидя этой остановки, невольно надвинулась на него.
– А, Тимохин! – сказал главнокомандующий, узнавая капитана с красным носом, пострадавшего за синюю шинель.
Казалось, нельзя было вытягиваться больше того, как вытягивался Тимохин, в то время как полковой командир делал ему замечание. Но в эту минуту обращения к нему главнокомандующего капитан вытянулся так, что, казалось, посмотри на него главнокомандующий еще несколько времени, капитан не выдержал бы; и потому Кутузов, видимо поняв его положение и желая, напротив, всякого добра капитану, поспешно отвернулся. По пухлому, изуродованному раной лицу Кутузова пробежала чуть заметная улыбка.
– Еще измайловский товарищ, – сказал он. – Храбрый офицер! Ты доволен им? – спросил Кутузов у полкового командира.
И полковой командир, отражаясь, как в зеркале, невидимо для себя, в гусарском офицере, вздрогнул, подошел вперед и отвечал:
– Очень доволен, ваше высокопревосходительство.
– Мы все не без слабостей, – сказал Кутузов, улыбаясь и отходя от него. – У него была приверженность к Бахусу.
Полковой командир испугался, не виноват ли он в этом, и ничего не ответил. Офицер в эту минуту заметил лицо капитана с красным носом и подтянутым животом и так похоже передразнил его лицо и позу, что Несвицкий не мог удержать смеха.
Кутузов обернулся. Видно было, что офицер мог управлять своим лицом, как хотел: в ту минуту, как Кутузов обернулся, офицер успел сделать гримасу, а вслед за тем принять самое серьезное, почтительное и невинное выражение.
Третья рота была последняя, и Кутузов задумался, видимо припоминая что то. Князь Андрей выступил из свиты и по французски тихо сказал:
– Вы приказали напомнить о разжалованном Долохове в этом полку.
– Где тут Долохов? – спросил Кутузов.
Долохов, уже переодетый в солдатскую серую шинель, не дожидался, чтоб его вызвали. Стройная фигура белокурого с ясными голубыми глазами солдата выступила из фронта. Он подошел к главнокомандующему и сделал на караул.
– Претензия? – нахмурившись слегка, спросил Кутузов.
– Это Долохов, – сказал князь Андрей.
– A! – сказал Кутузов. – Надеюсь, что этот урок тебя исправит, служи хорошенько. Государь милостив. И я не забуду тебя, ежели ты заслужишь.
Голубые ясные глаза смотрели на главнокомандующего так же дерзко, как и на полкового командира, как будто своим выражением разрывая завесу условности, отделявшую так далеко главнокомандующего от солдата.
– Об одном прошу, ваше высокопревосходительство, – сказал он своим звучным, твердым, неспешащим голосом. – Прошу дать мне случай загладить мою вину и доказать мою преданность государю императору и России.
Кутузов отвернулся. На лице его промелькнула та же улыбка глаз, как и в то время, когда он отвернулся от капитана Тимохина. Он отвернулся и поморщился, как будто хотел выразить этим, что всё, что ему сказал Долохов, и всё, что он мог сказать ему, он давно, давно знает, что всё это уже прискучило ему и что всё это совсем не то, что нужно. Он отвернулся и направился к коляске.
Полк разобрался ротами и направился к назначенным квартирам невдалеке от Браунау, где надеялся обуться, одеться и отдохнуть после трудных переходов.
– Вы на меня не претендуете, Прохор Игнатьич? – сказал полковой командир, объезжая двигавшуюся к месту 3 ю роту и подъезжая к шедшему впереди ее капитану Тимохину. Лицо полкового командира выражало после счастливо отбытого смотра неудержимую радость. – Служба царская… нельзя… другой раз во фронте оборвешь… Сам извинюсь первый, вы меня знаете… Очень благодарил! – И он протянул руку ротному.
– Помилуйте, генерал, да смею ли я! – отвечал капитан, краснея носом, улыбаясь и раскрывая улыбкой недостаток двух передних зубов, выбитых прикладом под Измаилом.
– Да господину Долохову передайте, что я его не забуду, чтоб он был спокоен. Да скажите, пожалуйста, я всё хотел спросить, что он, как себя ведет? И всё…

На пожелтевшей от времени фотографии (судя по штемпелю, документ был рассекречен в начале девяностых) люди в белых халатах стоят возле стола, на котором смонтирована установка, поддерживающая жизнь в голове собаки породы колли. Собачье тело находится рядом, и, судя по всему, жизнь в нём также сохранена принудительно.

Вот такая информация сопровождает в интернете эту фотографию: 50-60-е годы в мире прошли под знаком значительных научных достижений и смелых экспериментов. Две сверхдержавы – СССР и США пребывали в подготовке к возможной войне, всячески инициируя военные разработки. Считалось, что обычные солдаты не смогут выстоять в ядерной войне, в отличие от киборгов.

В конце 50-х русский ученый Владимир Демихов удивил научный мир, трансплантировав собачью голову другой собаке. В 1958 году начался проект по созданию биоробота.

Медики, инженеры и даже лауреат Нобелевской премии В. Мануйлов в единой команде работали над реализацией проекта. В качестве биологической составляющей биоробота предлагались мыши, крысы, собаки и обезьяны. Выбор пал на собак, они более спокойны и покладисты чем приматы, тем более СССР накопил богатый опыт экспериментов над собаками. Проект получил название «Колли” и просущетвовал 10 лет, но впоследствии секретный проект был закрыт указом от 4 января 1969 года. Все данные по нему получили гриф «Строго секретно” и были государственной тайной до недавнего времени. В 1991 году все данные по проекту «КОЛЛИ» были рассекречены…»

Что это? Был ли такой эксперимент и к чему он привел? Сейчас мы постараемся это узнать …

Между тем в интернете гуляет ещё один фотодокумент: страница из книги, где был изображён «автомат сохранения жизни имени В.Р. Лебедева (АСЖЛ)» с подключённой к нему той самой собачьей головой породы колли. Многие читающие люди сразу же вспомнят о знаменитой беляевской «Голове профессора Доуэля». Но это же сенсация! Пусть даже и с собачьей головой.

Плюс к этому вот еще фото из тех же источников.

Вот так начиналась эта история …

В 1939 году в пятом номере журнала «Детская литература» Александр Беляев опубликовал статью «О моих работах». Статья эта стала ответом на критику его романа «Голова профессора Доуэля». Рецензент романа, некий товарищ Рыкалёв, считал, что ничего фантастичного в «Голове профессора Доуэля» нет, поскольку повсеместно известны успешные результаты опытов по оживлению собачьих голов, проводимые советским учёным Брюхоненко.

В своей статье Беляев пояснял, что роман об оживлении человеческой головы был написан им более пятнадцати лет назад, то есть в 1924 году, и что в это время никто из советских учёных даже не планировал подобных опытов.

Более того, подобных опытов не делали врачи, на работы которых опирался Брюхоненко. Беляев называет их фамилии: профессор И. Петров, Чечулин и Михайловский - и даже ссылается на статью И. Петрова «Проблемы оживления», напечатанную в «Известиях» в 1937 году. Кто же такой этот профессор И. Петров, и какие эксперименты он проводил? Ответ я нашёл во втором номере журнала «Наука и жизнь» за 1939 год, где профессор И. Р. Петров из военно-медицинской академии РККА имени С. М. Кирова опубликовал статью «Проблема оживления организмов» (которая, была более развёрнутым вариантом его работы, опубликованной ранее в «Известиях»).

На сайте Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова можно выяснить, что Иоаким Романович Петров в 1939 году возглавил кафедру патологической физиологии и в течение двадцати четырёх лет был её бессменным руководителем. Академик АМН ССР генерал-майор Петров внёс большой вклад в развитие отечественной реаниматологии. Наибольшую известность ему принесла разработка кровозамещающего раствора, до сих пор именуемого «жидкость Петрова«, спасшего в годы Великой Отечественной войны множество жизней.

Статья Иоакима Иванова в большей степени была посвящена проблемам реанимации.

В своей статье «Проблема оживления организмов» Иоаким Романович рассказывает об актуальности оживления человека и животных после прекращения сердцебиения и дыхания, а также приводит множество примеров опытов, которые проводились на кошках. Описания опытов, надо отметить, по нынешним гринписовским временам являются очень откровенными («…даже у животных, подвергавшихся двухкратному и трёхкратному оживлению после смертельного удушения…»).

Однако в статье не было ни слова об опытах по оживлению отдельно взятой головы животного. Зато нашлась ссылка на работы французского физиолога Броун-Секара, который в 1848 году оживлял органы и ткани, промывая их кровеносные сосуды кровью. На Броун-Секара, кстати, ссылался и в своей статье и Беляев, упоминая, что француз проводил первые несовершенные опыты по оживлению собачьей головы еще в девятнадцатом веке.

Удивительно, но выдающийся французский физиолог, член британского Королевского общества и Национальной Академии наук Франции Шарль Эдуард Броун-Секар в молодости и не планировал становиться врачом. Его стихией была литература. Однако писатель Шарль Нодье, которому он показал свои сочинения, отговорил Броун-Секара заниматься литературой. Не потому, что таланта у молодого человека не было, а потому, что писательский труд не приносил достаточного заработка.

Возможно, мир и потерял писателя, но приобрёл увлечённого своим делом физиолога. Броун-Секар зарекомендовал себя очень плодовитым (более пятисот научных трудов) и смелым учёным, которого не страшила критика коллег. В 1858 году он шокировал научное сообщество, восстановив жизненные функции головы собаки, отделённой от тела. Броун-Секар сделал это, пропуская через кровеносные сосуды головы артериальную кровь (функция перфузии).

В молодости Шарль Броун-Секар был натурой романтичной. Видимо, поэтому он свято уверовал в эффективность изобретённого им «эликсира молодости»

Но наибольшую известность Броун-Секар получил за опыты по омоложению организма путём введения сыворотки из половых желез животных (собак и кроликов). Опыты эти Броун-Секар проводил на себе. При этом так уверился в их действенности, что в возрасте семидесяти двух лет сделал специальный доклад на заседании Парижской Академии наук, уверяя коллег в том, что его самочувствие после использования «эликсира молодости» существенно улучшилось. Доклад вызвал большую шумиху. Газетчиками был введён термин «омоложение». Конечно, сейчас очевидно, что наибольшую роль в улучшении самочувствия стареющего учёного сыграло самовнушение, но в те времена его опыты считались прорывом в области продления активной жизни человека. Скорее всего, именно история «эликсира молодости» Броун-Секара вдохновила Михаила Афанасьевича Булгакова на написание повести «Собачье сердце».

Броун-Секар был одним из первых оживителей голов. Но на обсуждаемом фото мы видим коллектив советских учёных. Как мы выяснили, советский академик Иоаким Петров не занимался воскресением отделённых от тела голов. Но в статье Беляева есть ещё одна фамилия - Брюхоненко.

C именем Сергея Сергеевича Брюхоненко связана история создания первого аппарата искусственного кровообращения (АИК). Вынужденный заниматься практической хирургией сразу после окончания медицинского факультета МГУ (в то время в разгаре была Первая мировая война), Сергей Брюхоненко загорелся идеей поддержания жизнеобеспечения организма и его отдельных органов путём организации в них искусственного кровообращения.

Идея эта нашла воплощение в приборе автожекторе, который Брюхоненко с коллегами разработал и запатентовал в 1925 году.

Работы советских ученых первой половины XX века в области биологии и физиологии отличались поразительной смелостью замыслов, захватывающими экспериментами и редкой даже по сегодняшним представлениям перспективностью. Главным направлением исследований того времени была борьба со смертью и попытки оживления организма.

Научной базой явилась целая серия старых работ с изолированными органами. Биологи убедились в том, что кусочек сердца куриного зародыша может ритмически сокращаться очень продолжительное время в искусственной среде. Органы «простейших» организмов могут быть настолько неприхотливы и жизнеспособны, что, даже будучи отсеченными от целого организма, продолжают жить и развиваться. Гидра получила свое легендарное имя именно из-за этой особенности, а отрезанный луч морской звезды дает начало целой новой морской звезде. И все это в самых обычных условиях существования этих организмов.

Появились и первые ошеломляющие результаты. Блестящий хирург Владимир Демихов успешно пересаживал сердце от одной собаки к другой. Доктор Шуга из Краснодара демонстрировал собаку, у которой почка была пришита на шее и выделяла мочу (собственных почек у собаки не было). Знаменитый профессор Кулябко оживил голову рыбы, пропуская через сосуды головы раствор, содержащий соль в соотношениях крови и изолированная голова рыбы функционировала. Он же первым в мире оживил человеческое сердце в виде изолированного органа. Параллельно шли работы по оживлению целого организма.

Но самые смелые работы принадлежали Сергею Сергеевичу Брюхоненко. Проблема продления жизни волновала его еще со студенческой скамьи. Опираясь на работы предшественников, он поставил перед собой задачу - заняться опытами с изолированной головой собаки.

Главной задачей было обеспечить нормальное кровообращение, так как даже кратковременное его нарушение вызывает необратимые процессы в мозге и смерть. Тогда он собственными руками сконструировал первый аппарат искусственного кровообращения, названный автожектором. Аппарат являлся аналогом сердца теплокровных животных и осуществлял с помощью электромоторов два круга кровообращения. Роль артерий и вен в этом аппарате выполняли каучуковые трубки, соединявшиеся в большом круге с головой собаки, а в малом - с изолированными легкими животного.

В 1928 г. на третьем съезде физиологов СССР Брюхоненко продемонстрировал оживление изолированной от туловища головы собаки, жизнь которой поддерживалась при помощи аппарата искусственного кровообращения. Чтобы доказать, что голова, лежащая на столе, была живой, он показал как она реагирует на раздражители. Брюхоненко ударил по столу молотком, и голова вздрогнула. Он посветил ей в глаза, и глаза моргнули. Он даже скормил голове кусочек сыра, который тут же выскочил из пищеводной трубки на другом конце.

В своих заметках Брюхоненко писал:

Особенно интенсивные движения следовали за раздражением слизистой носа зондом, введённым в ноздрю. Такое раздражение вызывало у головы, лежавшей на тарелке, столь энергичную и продолжительную реакцию, что начиналось кровотечение из раненой поверхности и едва не были оборваны трубки, присоединённые к её сосудам. Голову при этом пришлось придерживать на тарелке руками. Казалось, что голова собака хотела освободиться от внедрённого в ноздрю зонда. Голова несколько раз широко открывала рот, и создавалось впечатление, по выражению наблюдавшего этот эксперимент профессора А. Кулябко, что она будто пытается лаять и выть.

Этот эксперимент явился началом новой эры в медицине. Стало ясно, что оживление человеческого организма после наступления клинической смерти реально так же, как проведение операций на открытом сердце, пересадка органов и создание искусственного сердца.

Результаты сенсационного эксперимента Брюхоненко были тут же представлены идеологами как безусловная победа советской науки. Именно их использовал товарищ Рыкалёв, критируя роман Александра Беляева. Но, конечно же, главная заслуга изобретения Сергея Брюхоненко заключается в том, что впервые на практике был реализован принцип искусственного поддержания жизни организма и отдельных органов, без которого немыслимы современные реаниматология и трансплантология.

Об успехах российского хирурга писали зарубежные газеты. Известный писатель Бернард Шоу в письме к одной из своих корреспонденток так отзывался о работе Сергея Брюхоненко:

Сударыня, я нахожу эксперимент Брюхоненко чрезвычайно интересным, но я не могу себе представить ничего более необдуманного, как предложение испытывать его на приговоренном к смерти преступнике.

Продлевать жизнь такого человека нежелательно. Эксперимент должен быть осуществлен над человеком науки, жизнь которого подвергается опасности по причине неизлечимого органического недуга - например, рака желудка, - который угрожает лишить человечество результатов деятельности его мозга.

Что может быть легче, чем спасти такого гения от смерти тем, что ему отрежут голову, причем освободят его мозг от рака, в то время как необходимая циркуляция крови будет поддерживаться через обрезанные артерии и вены его шеи, так что великий человек сможет продолжать читать нам лекции, обучать нас, давать нам советы, не будучи связанным недостатками своего тела.

Я испытываю прямо-таки искушение дать обрезать голову мне самому, чтоб я впредь мог диктовать пьесы и книги так, чтоб мне не мешали болезни, чтоб я не должен был одеваться и раздеваться, чтоб мне не нужно было есть, чтоб мне не приходилось делать ничего другого, как только производить драматические и литературные шедевры.

Я бы, разумеется, подождал, чтоб один или два вивисектора подвергли бы себя этому эксперименту, чтоб убедиться в том, что это практично и не опасно, но я ручаюсь, что в дальнейшем с моей стороны не будет никаких затруднений.

Я весьма Вам признателен за то, что Вы обратили мое внимание на такую радостную возможность…

В последующие годы работа заключалась в усовершенствовании метода искусственного кровообращения. Возникла необходимость создания «искусственного легкого». С.С. Брюхоненко совместно с профессором В.Д. Янковским разработал сплошную систему «искусственное сердце - легкое». С одной стороны, она обеспечивала полноценное кровообращение организма, а с другой - полный газообмен, заменяя лёгкие.

Тысяча американских ученых в Манхэттене на прошлой неделе наблюдали, как мертвых животных возвращали назад к жизни. Это был первый общественный американский показ фильма, изображающего эксперимент советских биологов. Они слили кровь из собаки. Спустя пятнадцать минут после того, как её сердце прекратило биться, они вкачали кровь обратно в её безжизненное тело с помощью аппарата, названного автожектор, служащего искусственным сердцем и легкими. Скоро собака зашевелилась, начала дышать, её сердце начало биться. Через двенадцать часов она стояла на ногах, виляла хвостом, лаяла, полностью восстановилась. (…)

У автожектора, относительно простой машины, есть судно («легкое»), в котором кровь снабжается кислородом, насос, который распространяет насыщенную кислородом кровь через артерии, другой насос, который забирает кровь из вен назад к «легкому» для большего количества кислорода. Две других собаки, на которых эксперимент был выполнен в 1939, все еще живы и здоровы. Автожектор может также держать сердце собаки бьющимся, вне её тела, поддерживать отрезанную голову собаки в течение многих часов - голова поднимала уши при шуме и облизывала пасть, когда её смазали лимонной кислотой. Но машина не способна к восстановлению целой собаки больше чем через 15 минут после её обескровливания - соматические клетки тогда начинают распадаться.

В 1942 г. в очень трудные месяцы Великой Отечественной Войны в Московском институте скорой помощи им. Склифосовского была создана лаборатория экспериментальной патологии. Первыми руководителями лаборатории были профессора С.С. Брюхоненко и B.C. Троицкий. Под руководством Брюхоненко были разработаны условия консервирования крови, позволяющие сохранять её в течение двух-трех недель, что имело чрезвычайно важное значение при оказании помощи раненым.

С 1951 года С.С. Брюхоненко участвовал в организации нового Научно-исследовательского института экспериментальной хирургической аппаратуры и инструментов, где сначала был заместителем директора по медицинской части, а потом возглавлял физиологическую лабораторию. С 1958 года С.С. Брюхоненко руководил лабораторией искусственного кровообращения института экспериментальной биологией и медицины Сибирского отделения Академии Наук СССР.

В 1960 году Сергей Сергеевич Брюхоненко скончался в возрасте 70 лет. За свою жизнь он запатентовал десятки изобретений в разных областях, чем, несомненно, внёс огромный вклад в развитие отечественной науки. За научное обоснование и разработку проблемы искусственного кровообращения доктору медицинских наук С.С. Брюхоненко в 1965 году посмертно была присуждена Ленинская премия.

Без метода искусственного кровообращения невозможно представить современную медицину. Но, к сожалению, в повседневной практике врачи пользуются не прибором Брюхоненко: как и многие российские идеи, эта была подхвачена западными учеными и доведена там до совершенных промышленных образцов.

В Москве на доме №51 по проспекту Мира висит невзрачная мемориальная доска, и почти никто из проходящих мимо людей не знает, чем же осчастливил мир великий российский ученый Сергей Брюхоненко, проживавший здесь.

Кстати, прообразом главного героя романа «Голова профессора Доуэля» фантаста Александра Беляева послужил именно С.С. Брюхоненко.

Но не ко всем «оживителям голов» судьба была столь благосклонна. Примером тому может служить судьба великого экспериментатора Владимира Петровича Демихова, которого трансплантологи всего мира заслуженно считают своим учителем.

Талант экспериментатора проявился у Владимира Демихова ещё во времена студенчества. В 1937 году, будучи студентом физиологического отделения биологического факультета МГУ, Демихов самостоятельно изготовил аппарат, который сейчас можно назвать искусственным сердцем. Свою разработку студент-физиолог проверил на собаке, которая прожила с демиховским искусственным сердцем около двух часов.

Далее была война и работа врачом-патологоанатомом. И мечта помочь умирающим людям, пересаживая им новые жизненно важные органы. В период с 1946 по 1950 год Владимир Демихов, работая в Институте экспериментальной и клинической хирургии, провёл ряд уникальных операций, впервые в мире выполнив на животных трансплантацию сердца, лёгких и печени. В 1952 году он разработал методику коронарного шунтирования, которая ныне спасает тысячи жизней.

Владимир Петрович Демихов, учёный-экспериментатор, основоположник мировой трансплантологии совершил экспериментальную пересадку собачьей головы.

Владимир Петрович Демихов родился 18 июля 1916 г. в России на хуторе Кулини (территория современной Волгоградской области) в семье крестьянина. Учился в ФЗУ на слесаря-ремонтника. В 1934 г. В.Демихов поступил в Московский государственный университет на физиологическое отделение биологического факультета и очень рано начал научную деятельность. В годы войны он выполняет обязанности врача-патологоанатома. Сразу после войны он приходит в Институт экспериментальной и клинической хирургии.

В 1946 году Демихоым впервые в мире было успешно пересажено собаке второе сердце, а вскоре он смог полностью заменить сердечно-легочный комплекс, что стало мировой сенсацией, которую в СССР даже не заметили. Через два года он начал эксперименты по пересадке печени, а еще через несколько лет впервые в мире заменил сердце собаки на донорское. Это доказывало возможность проведения подобной операции на человеке.

Внимание научной общественности привлекли эксперименты Демихова (1950) по гомопластической замене сердца и легких. Они выполнялись в четыре этапа - подготовка донорского сердца и легких к трансплантации; подготовка грудной клетки и сосудов реципиента; извлечение сердца и легких у донора и перенесение их в грудную клетку реципиента (с поддержанием искусственного дыхания в трансплантате); соединение сосудов трансплантата, выключение и удаление собственного сердца. Продолжительность жизни собак после трансплантации достигала 16 часов.

Демихов при участии своих помощников А.Фатина и В.Горяйнова предложил в 1951 г. оригинальный метод консервирования изолированных органов. Для этой цели использовался весь комплекс внутренних органов (сердце, легкие, печень, почки, желудочно-кишечный тракт) вместе с кровеносной и лимфатической системами. Для поддержания жизнедеятельности такого комплекса органов требовались только искусственная вентиляция легких и постоянная температура окружающей среды (38-39°С). Следующее важное достижение - первое в мире маммарно-коронарное шунтирование (1952 - 1953 гг.). Коронарное шунтирование – сложная хирургическая операция, позволяющая восстановить кровоток в артериях сердца путём обхода места сужения коронарного сосуда с помощью шунтов.

Немалый интерес вызвала пересадка головы собаки, которую осуществил Демихов вместе с Горяйновым в1954 г.

В 1956 г. Демихов пишет диссертацию на тему пересадки жизненно важных органов. В ней он анализирует результаты собственных опытов. Они были удивительны: собаки, составленные из двух половин, жили по несколько недель. Защита должна была состояться в Первом медицинском институте, однако защита не состоялась: автора сочли фантазером, а его работу – не заслуживающей внимания.

Демиховым был разработал способ пересадки головы вместе с передними конечностями от щенка на шею взрослой собаки. При этом дуга аорты щенка соединялась с сонной артерией собаки, а его верхняя полая вена - с яремной веной собаки. В результате в пересаженной голове полностью восстанавливалось кровообращение, она сохраняла свои функции и все присущие рефлексы.

В это же время он производил тотальную замену крови у собак, овец и свиней на человеческую трупную - с целью антигенного сближения этих животных с человеком. После чего он подключал к их кровеносной системе трупные сердца человека. По этой методике Демихову удалось оживить трупные сердца человека через 2,5 - 6 часов после смерти и поддерживать их в функционирующем состоянии на длительный период времени. Наилучшие результаты были получены при использовании свиньи в качестве промежуточного хозяина. Таким образом, Демиховым был впервые создан банк живых органов.

Можно только поражаться стойкости Владимира Петровича, продолжавшего экспериментировать, несмотря на то, что в период напряженнейших научных исследований назначались бесчисленные комиссии, целью которых было доказать ненужность экспериментов и закрыть лабораторию. Лишь только в 1963 году Демихов, причем в один день, смог защитить сразу две диссертации (кандидатскую и докторскую).

Демонстрируя отточенность и эффективность разработанных им методик, Демихов в 1954 году проводит уникальную операцию по пересадке собачьей головы на тело другой собаки. Позднее в своей лаборатории Демихов создаст более двадцати двухголовых собак, отрабатывая на них методику соединения сосудов и нервной ткани.

Однако очевидные достижения Демихова были восприняты далеко не однозначно. Работая в первом Московском медицинском институте имени И. М. Сеченова, Владимир Петрович из-за разногласий с дирекцией института так и не смог защитить диссертацию на тему «Пересадка жизненно важных органов в эксперименте». Между тем его книга с одноименным названием стала бестселлером во многих странах мира и долгое время была единственным учебником по практической трансплантологии.

В 1965 году доклад Демихова по пересадке органов (в том числе голов) у собак, сделанный им на заседании секции трансплантологов, подвергся жесточайшей критике и был назван ахинеей и чистой воды шарлатанством. До конца жизни Владимир Петрович подвергался гонениям советских «коллег» по цеху. И это при том, что Кристиан Бернард - первый хирург, выполнивший трансплантацию сердца человеку, перед своей операцией дважды посещал лабораторию Демихова и считает его своим учителем.

Лаборатория под руководством Демихова работала до 1986 г. Разрабатывались методы пересадки головы, печени, надпочечников с почкой, пищевода, конечностей. Результаты этих экспериментов были опубликованы в научных журналах. Работы Демихова получили международное признание. Ему присвоено звание почетного доктора медицины Лейпцигского университета, почетного члена Королевского научного общества Швеции, а также Ганноверского университета, американской клиники братьев Мейо. Он является обладателем почетных дипломов научных организаций разных стран мира. А в нашей стране - лишь лауреатом «ведомственной» премии имени Н.Н.Бурденко, присуждавшейся Академией медицинских наук СССР.

Умер Демихов в безвестности и бедности. Лишь незадолго до смерти он был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени. Заслугой, которая принесла это запоздалое признание, скорее всего, стала разработка аорто-коронарного шунтирования.

Именно с именем Владимира Демихова связана та самая «гонка голов», которая началась в шестидесятые между СССР и США параллельно с «космической гонкой».

В 1966 году американское правительство начало финансирование работ хирурга Кливлендской центральной больницы Роберта Уайта. В марте 1970 года Уайт успешно провёл операцию по пересадке головы одной обезьяны на тело другой.

К слову, как и в случае Демихова, работы Уайта в США подверглись суровой критике. И если Владимира Петровича советские идеологи обвиняли в попрании коммунистической морали, то на Уайта «повесили» нарушение монополии божьего промысла. До конца жизни Уайт собирал средства на операцию по пересадке головы человека. У него был даже доброволец - парализованный Крейг Ветовиц.

Ну а что же архивный документ, с которого началось моё расследование, и «автомат сохранения жизни имени В. Р. Лебедева»?

Конечно же, всё это оказалось фальсификацией. Но фальсификацией в хорошем смысле этого слова. Документы эти - результат работы, выполненной в рамках креативного проекта компьютерной графики «Колли». Считать применение «автомата сохранения жизни» для создания советского колли-киборга правдивым может только откровенный параноик.

Фейк? Однозначно. Только вот в его основе лежит судьба реальных людей. Экспериментаторов, не побоявшихся превратить беляевский фантастический сюжет в реальность.

Ну и закончим сие разоблачение на творческой ноте. В общем то вот он и сам фотошопо-проект:

Легенда креативного проекта гласит: В 2010 году научные достижения советских ученых проекта «Колли» были применены для сохранения жизни моей собаки. Осенью этого же года родители поехали на экскурсию в город Суздаль. Они взяли с собой собаку. Ее имя Чарма, но мы ее называем «Колли», потому что она никогда не станет прежней.

Студентка принесла статью, в которой очередной эзотерический гуру пишет о том, что для того, чтобы привлечь в свою жизнь много денег, нужно вести себя так, как ведут себя богатые люди. Ни в чем себя не ограничивать, и тогда деньги почувствуют, что вы - тот самый человек, который им нужен.

Это ж карго-культ, - я просто пожал плечами, считая разговор на этом оконченным.

А что такое карго-культ?! - спросила девушка.

Никогда не слышала? Честно говоря, я думал, что это очень известный психологический и культурный феномен. Хорошо, напишу как-нибудь.

Обещание выполняю.

Представьте такую картину: вы - обычный папуас (папуасска), живущий привычным, размеренным образом жизни на острове в Тихом Океане. Вы что-то слышали про людей с бледной кожей, которые иногда появляются у соседей, но никогда их не видели. А если видели, то так, мельком. Жизнь идет своим чередом, облака лениво плывут по теплому синему небосводу, иногда разражаясь молнией и дождем, солнце и зной иногда перемежаются прохладой и сильным ветром… Все как всегда, как было сто лет назад, триста, тысячу…

И вот, в один удивительный день, над вашим островом начинают кружиться железные птицы. С некоторых из них спрыгнули те самые бледные люди, и стали расчищать часть джунглей, прокладывая при помощи волшебных орудий целые просеки в густом лесу. Они построили вышки, огородили территорию железной веревкой, и на эту просеку стали прилетать эти серые птицы. Из их утробы вываливались огромные ящики, наполненные чудесными вещами, которые пригодятся в хозяйстве любому добропорядочному папуасу: еда в железных тыквах, вкусная вода, железные гвозди, топоры, пилы…Одежда, которая явно создавалась духами, потому что такую ткань нельзя получить из обычного растительного волокна… И еще много чего.

Бледные люди делятся некоторыми вещами с вами. За помощь (например, проводником) они щедро дают ящики. Жизнь стала намного легче, и ты благодаришь духов за то, что они послали вам на помощь этих белых.

Но спустя некоторое время бледные люди исчезли, забрав с собою все. И серые птицы больше не кружат над нашими островами, и больше нет этой чудной одежды, нет гвоздей, нет еды в железных тыквах…Что это было? И как это вернуть?

Что это было? Это была Вторая мировая война. Воюя с японцами на Тихом Океане, американцы создавали на многочисленных островках Меланезии и Новой Гвинеи опорные базы и взлетно-посадочные полосы для своей авиации. Для обеспечения небольших гарнизонов сбрасывались различные грузы военного и гражданского назначения, часть из которых в конечном итоге перепадала местным жителям, меланезийцам и папуасам, за некоторые услуги, или просто в качестве гуманитарной помощи. Довольно быстро появление предметов высокоразвитой цивилизации в среде архаичных племен произвело разрушительное воздействие на их культуру. Утрачивались некоторые навыки изготовления орудий, примитивное земледелие приходило в упадок, проигрывая консервам и сухим пайкам. Поэтому, когда война окончилась и американцы ушли, островные племена столкнулись с настоящим психо-культурным кризисом: золотые годы, которые воспринимались как награда предков, завершились, и теперь непонятно, как их вернуть.

Подобные психо-культурные кризисы случались и раньше, там, где первобытные племена сталкивались с намного превосходящими их в материальном развитии представителями западной цивилизации. Однако после Второй мировой войны этот феномен получил особое распространение. Удивительные люди с их грузами («карго» на английском) исчезли, а прежний быт оказался сильно нарушенным. Как вернуть то, что было? Здесь в силу вступает логика мифа. Нередко современные комментаторы (не имеющие отношения к науке, как правило), описывая то, что стали делать папуасы и меланезийцы, списывают это на примитивизм мышления, неспособность устанавливать причинно-следственную связь, на жажду халявы. Однако в произошедшем была совершенно четкая и понятная логика. Только исходные положения папуасской (мифологической) логики были совсем иными, чем у представителей постиндустриального мира.

Логика была такова. Наблюдательные островитяне заметили, что бледные люди ничего сами не изготавливали. Все, абсолютно все им привозили стальные птицы, и грузов было так много, что они доставались еще и местным. И когда белые ушли, мудрые люди задумались над тем способом, каким ушедшие заполучали себе карго. И ответ лежал на поверхности: они совершали магические обряды, вызывая предков, которые и делали волшебные предметы. Простой и великий магический принцип: соверши особый обряд, произнеси особые слова, используй особые предметы, и стихии природы (а духи предков относятся именно к ним) подчинятся. Белые знали отличные обряды, и что тогда мешает нам просто в точности повторить их?

В дело вступает еще один принцип магии: подобное притягивает подобное. Имитируй чужой обряд в точности - и тогда он станет подлинным… Все, что делали белые на открытом воздухе, теперь было наделено магическим смыслом. И островитяне начали подражать. По утрам у заново сооруженных флагштоков проводилась церемония поднятия флага. Маршировали на плацу импровизированные солдаты - в шеренгу, с макетами винтовок на плечах. Черный генерал с седой бородой и нарисованными орденскими планками устраивал смотр войск. На воссозданные смотровые вышки забирались полуголые часовые. Они смотрели в небо - совсем как те белые - и выискивали в нем летящих железных птиц с грузами от предков.

Однако они все не летели… Мифологическая логика начинает искать пути объяснения тому, что произошло, почему не работает… Первый вариант объяснения: мы недостаточно точно воспроизводим обряды. Нужно еще больше точности… И тела «солдат» разрисовываются под мундиры с надписями «U .S .A .», еще больше подробностей из обрядов белых вспоминают очевидцы. Сооружаются модели «железных птиц» из дерева и тростника. Их устанавливают на старых взлетно-посадочных полосах, и они, глядя в небо, призывали улетевших в никуда своих собратьев, умоляя вернуться. По вечерам имитировались огни, горевшие когда-то по контуру взлетно-посадочной полосы. И все смотрели и ждали - не послышится ли звук мотора, не сверкнут ли в вечернем солнце крылья.

Тщетно.Что же происходит, проверенные способы не работают!? Лучшие умы бились над этим вопросом, выдвигаются разные предположения. Для папуасов и меланезийцев той поры весь мир - это их деревня, покрытые лесом горы и прибрежная полоса. Вдали - еще острова, а затем - ничего. Самолеты прилетали не из другой, неизвестной земли. Мифологическое сознание не терпит пустоты, оно объясняет все, поэтому предположение о том, что нам что-то еще неизвестно, даже не приходит в голову.Поэтому одна из версий была такой: железные птицы-то прилетают в города набольших островах, где еще живут белые (речь идет о колониальных поселениях в Новой Гвинее, вроде Порт-Морсби). То есть обряды работают, просто бледные люди перехватывают то, что им не предназначено. И что на самом-то деле даже те карго, которые приносили птицы с надписью «U .S .A .» на родные острова много лет назад, тоже были предназначены для островитян. Белые люди - просто узурпаторы и негодяи, лжецы и подлецы.

В результате - кампании гражданского неповиновения, бунты, агрессия. Гуманитарные грузы, изредка доставлявшиеся на этот край мира, только утверждали бунтующих в своей правоте.

Были и не столь агрессивно настроенные люди. Они просто были готовы ждать, когда предки найдут возможности обойти белых. Иногда это ожидание железной птицы воплощалось в ожидании конкретного человека, аналога Спасителя, который начнет золотой век, прогонит белых и тогда предки беспрепятственно принесутзаветные грузы. Спасителя звали по-разному, самый популярным из них был некий Джон Фрум.И ждать Джона Фрума многие были готовы (и готовы сейчас) очень долго. Р.Докинз приводит такой диалог Дэвида Аттенборо (известного ученого и журналиста) с одним из приверженцев этого карго-культа:

Дэвид Аттенборо как-то сказал одному приверженцу Фрума по имени Сэм:

— Но, Сэм, прошло уже девятнадцать лет с тех пор, как Джон Фрум сказал, что «груз» придёт. Он обещал и обещал, а «груз» всё равно не приходит. Девятнадцать лет — не слишком ли долго вы ждёте?

Сэм оторвал глаза от земли и посмотрел на меня:

— Если вы можете ждать Иисус Христос две тысячи лет, а он не приходит, то я могу ждать Джон Фрум больше, чем девятнадцать лет.

Со временем распространенность карго-культов пошла на убыль. Папуасы и меланезийцы постепенно осознавали, что мир значительно больше, чем им казалось. Что железные птицы не приходят с небес, а создаются на земле. Кто-то даже бывал не в колониальных поселениях, а в крупных городах. Кто-то работал на фабриках и заводах, и понимал, откуда все-таки берутся все эти «карго». Сказка закончилась. Мир стал огромным и пугающим, а чудес в нем становилось все меньше и меньше. Но до сих пор существуют приверженцы того, что магия, предки и спаситель все-таки когда-нибудь придут на помощь. На этом пронзительном видео запечатлено это грустное ожидание чуда человечеством, чуда, которое так никогда и не произойдет... Как это по-человечески...

P.S. В настоящее время слово «карго-культ» приобрело иносказательный смысл: имитация какого-либо действия или образа жизни без наполнения этой имитации содержанием. И я думаю о том, что не зря новым идолом стал Стив Джобс - который не создавал новые карго. А просто придавал им красивую форму. И приносил их жаждущим новое карго людям. Аминь.

Приветствую обитателей Смарт-лаба.

Иногда полезно взглянуть на трейдинги трейдерское сообщество с необычного ракурса.


Похоже на то, чтовтрейдинге, как и во многих сферах жизни,действуетэффект карго.



Кто не в теме или забыл, что такое эффект или культ карго, можно напомнить суть дела. Для этого проще всегопроцитировать lurkmore.
«Культ карго - малораспространённая в настоящее время, но весьма доставляющая религия меланезийских аборигенов -папуасов.
История возникновения культа такова.
Во время второй мировой войны у светозарного Пиндостана была суровая заварушка с Японией . Поскольку разборки шли по всему Тихому океану, американские джедаи высаживались на всяких диких островах и строили там базы и аэродромы. При этом завозили кучу нужного и не очень барахла, часть которого перепадала и живущим на островах диким человекам. Причём иногда перепадало столько, что со временем туземцы переставали возделывать землю, выращивать скот и проделывать всяческие другие попытки добычи пропитания, целиком перейдя на военную пищу .

Естественно, нигры быстро узнали правду : ништяки своему верному народу посылают духи предков, а белые человеки перехватывают и присваивают их, делясь с законными адресатами лишь незначительной их частью. Доказательства сомнению не подлежали : ни один американец сам не сделал на их глазах ни одной полезной вещи. Они лишь открывали ящики и мешки с полезными грузами и вкусняшками.
Но война прошла, джедаи вломили япошкам и свалили обратно в лучезарный Пиндостан. А голодные туземцы остались. Охреневшие без привычной нямки нигры решили общаться с духами самостоятельно. Так появился культ карго .
Из кокосовых пальм и соломы построили точные копии взлётно-посадочных полос, аэропортов и радиовышек. Члены культа строят их, веря в то, что эти постройки привлекут заполненные грузом (cargo) транспортные самолёты посланников духов. Чтобы получить «манну небесную» и увидеть падающие парашюты, прилетающие самолёты или прибывающие корабли, островитяне имитируют действия солдат, моряков и лётчиков. Верующие регулярно проводят строевые учения («муштру») и некое подобие военных маршей, используя ветки вместо винтовок и рисуя на теле ордена и надписи «USA». Тела островитян разрисованы под военную форму - с яркими «погонами» и «пуговицами». Они делают наушники из дерева и прикладывают их к ушам, находясь в деревянных контрольно-диспетчерских вышках. Они изображают сигналы посадки, находясь на деревянной же взлётно-посадочной полосе. Они зажигают факелы для освещения этих полос и маяков.

В общем, приятно и весело проводят время, вот только жратвы как не было, так и нет . Хотя «Красный крест» порой присылает гуманитарную помощь, чем ещё больше усиливает веру ниггеров. Религиозный экстаз подогревают изредка падающие на острова самолёты и выбрасываемые прибоем ящики с затонувших кораблей.

В переносном смысле понятие культа карго используется, когда люди копируют внешнюю атрибутику какого-нибудь явления, совершенно не имея понятия о его внутренних движущих силах».

Похожие явления наблюдаются и в трейдинге.

Начитавшись книгпрошлого века по трейдингу, написанные гуру-джедаями, наблюдая успешных трейдеров, послушав семинары гуру, некоторые трейдеры,аки вышеупомянутые островитяне, начинаютдействовать самостоятельно в соответствии с эффектом карго.
Поэтому условно всех трейдеров и аналитиков можно разделить на трейдеров–аналитиков-джедаев и трейдеров-аналитиков-островитян.


Поскольку тема большая, ограничимсякратким рассмотрением процесса прогнозирования цены инструмента для островитян. Заметим, что простые островитяне очень любят знать, что будет завтра иликакого уровня достигнет инструмент и т.д., не понимая, что при этом возникает мертвая зона – это время между моментом выполнения прогноза и его горизонтом.

Схема такого прогнозирования приведена на рисунке.

Можно показать, чтокачество такого прогнозирования будетнизким по следующим причинам.

1. Реально учитываются не все факторы, влияющие на цену, обычно аналитик–островитянин может учесть 3 - 5 факторов, на самом деле их число значительно больше.
2. Точно определить значимость того или иного фактора головой островитянина не представляется возможным.
3. Отсутствует селекция ложных факторов.
4. Синергетика влияющих факторов не выявляется.
5. Наличие мертвой зоны, в которой не учитываются изменения рыночной ситуации от момента прогноза до его горизонта.
6. Дискретность прогноза и его статичность.

Как следствие, асимптотически вероятность правильного прогноза стремится к 0.5.

Настоящийже трейдер–аналитик–джедайпроцедуру прогнозирования выполняетследующим образом.


1. Размер зоны анализаоптимизируется по критерию максимума вероятности правильного прогнозадлятекущеготипа рынка.
2. Селектируются только значимые факторы, влияющих на цену, и учитываютсяих синергетическое действие.
3. Мертвая зона отсутствут, т.к.анализ выполняетсянепрерывно в реальном времени, причем постоянно контролируетсязона последействияфакторов, которая возникает вследствие инерционности рынка.
4. Прогноз становится динамическим, т.е. зависящим от текущего времениитекущей рыночной ситуации.


Надо понимать, что между джедаями и островитянами существует огромный барьер, преодолеть его чрезвычайно трудно. Подавляющее большинство островитян этого сделать не смогут никогда, они даже не осознают масштаб проблемы и что живут на острове. А вот наоборот – это возможно. Некоторые джедаи осуществпяют вынужденный или добровольныйдауншифтинг, рассказываяостровитянам как правильно применять наушники из дерева и ветки вместо винтовок.


Как островитянинустать джедаем – это отдельный пост.


Но предварительно укажем на два пути.
1. Классический традиционный путь, наращивая знания и опытдля реализации вышеперечисленных процедур прогнозирования (примерно, как аборигену Меланезии поступить и закончить Массачусетский технологический институт, маловероятно, но возможно).

2. Использовать новые технологии трейдинга - анализрыночной ситуации и прогнозирование с помощью готовых автоматов(это более вероятно,примерно как аборигену Меланезии, минуя все промежуточные стадии обучения, научиться включать автопилотБоинга, правда могут быть проблемы с переходом в ручной режим управления и заходом на второй круг в случае «непосадочной конфигурации» лайнера).




Но это тема уже другоготопика.

Всем удачи.