Что означает слово лирика в литературе. Что такое лирика в литературе? Примеры употребления слова лирика в литературе

Кратко:

Лирика (от гр. lyricos - исполняемый в сопровождении лиры) - один из трех родов литературы, изображающий чувства, эмоции, переживания, размышления, навеянные жизненными впечатлениями и обстоятельствами.

Выразительность поэтической речи определяется эмоциональным содержанием лирики. В зависимости от характера переживаний, изображаемых в произведении, среди лирических жанров различают: оду, послание, сатиру, стансы, эклогу (стихотворение на тему сельской жизни), элегию, а из малых форм лирики - эпиграмму, мадригал (шуточное или любовное стихотворение), эпитафию (надпись на надгробии) и проч.

Как и другие литературные роды, лирика появилась еще в античности, приблизительно около VII в. до н. э. А самым древним видом лирики является народная песня.

Многие из перечисленных лирических жанров с течением времени становились неактуальными. Поэтому в современном литературоведении выделяют политическую, гражданскую, философскую, любовную, пейзажную лирику и проч. Например, послание А. Пушкина «В Сибирь» традиционно относят к вольнолюбивой лирике поэта, а стихотворение «Пророк» - к философской.

Лирика не всегда облекается в стихотворную форму, возможны и прозаические лирические тексты. Чаще всего их называют стихотворениями в прозе. Например, «Русский язык», «Деревня», «Черепа», «Порог» - стихотворения в прозе И. Тургенева.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Лирикой называют один из литературных родов наряду с эпосом и драмой. Но уместнее смотреть на нее как на особый тип мировосприятия, выражавшийся в разные века в разных литературных формах (в том числе в эпических и драматических). В основе лирического взгляда на мир — «переживания и страсти сердца и духа» (Гегель), «излияние восторженного сердца» (Державин), «излияние томно-горестного сердца» (Карамзин). Лирическая поэзия — «по преимуществу поэзия субъективная, внутренняя, выражение самого поэта» (Белинский). Но «в оде поэт не ничтожным событиям собственной жизни радуется... он вещает правду и суд Промысла, торжествует о величии родимого края, мечет перуны в сопостатов» (Кюхельбекер). А в романтической лирике «лучшие стихи» — «те, которыми выражены чувства простые, общие по существу своему, но личные по впечатлениям, действовавшим на поэта» (Вяземский).

Романтизм в конце XVIII — начале XIX в. вообще принес новое понимание и слова «лирика», и идеи самовыражения. Романтики утвердили главным достоинством лирики субъективное переживание мира. Впрочем, личное переживание для романтиков сверхлично: поэт есть «вселенная в малом преломлении» (Новалис). Лирическая «единственность» вмещает такой смысл, что в подлинно лирическом тексте читатель «узнает» собственное переживание.

Лирическая точка зрения выражается по преимуществу в формах стихотворных, но проникает и в прозу, особенно там, где к этому стремится сам автор (повести Тургенева, притчи Кафки, проза Паустовского. Солоухина). Лирика обнаруживается и в произведениях, обыкновенно считающихся чисто эпическими или драматическими (трагедии Расина, пьесы Чехова). Своеобразные «индикаторы» лирического подхода к миру — любовь и природа. Понятно, не всякий пейзаж и не всякое «я люблю вас» или «я вас любил» — уже лирика, это лишь знаки лирического голоса, сигналы о возможности появления лирического самовыражения.

«Эпическое» для автора может быть «лиричным» для героя, и правомерно говорить о лирическом голосе как автора, так и персонажа (особенно это характерно для романа и романных жанров). Голос этот появляется при введении чужих лирических фрагментов (пение героями песен, чтение стихов — например, цитирование Пушкина, Лермонтова, Шиллера героями Достоевского), с помощью лирических произведений, сочиненных самими героями (стихи и песни в романах Гёте о Вильгельме Мейстере). По законам лирики могут быть оформлены письма героев, их любовные признания, их монологи о своих переживаниях.

Лирическая точка зрения появляется, когда автор (исполнитель, читатель, зритель, слушатель) испытывает особое чувствование мира, воспринимаемого сквозь призму лирически оформляемого текста. И при исполнении песни, и при сочинении стихотворения, и при заучивании чужого лирического фрагмента срабатывает механизм субъективного, данного «только мне» переживания. Потому можно говорить о лирике как о способности человека конденсировать сокровенные переживания не только в искусстве, но и в ежедневной жизни. И стихи поэта, адресованные возлюбленной, в той же мере факт его быта, что и творчества. Конечно, не всякое «моё слово» о «моём переживании» — лирика. Помимо передачи почувствованного и помысленного «только мной» — «только моими» словами необходимо соответствующее эстетическое оформление этих слов — ритмом, лексикой, стихотворным метром, рифмой, смысловыми повторами и паузами, «авторским» синтаксисом и т. д. Лирике свойственна тяга к усилению смысловой значимости каждого микроэлемента лирического сюжета; ей требуются слова, способные как можно более полноценно воссоздать его душевное состояние. Лирические высказывания стремятся стать афоризмами, заучиваются наизусть, цитируются подобно пословицам — применительно «к случаю», к определённому душевному состоянию человека. Впрочем, афористичность лирики — мнимая, потому что, как говорил Мцыри у Лермонтова, «душу можно ль рассказать?». Лирический афоризм лишь словесный знак душевного движения.

Характерны сомнения романтиков в возможностях выразить переживаемое словом: «Невыразимое подвластно ль выраженью? » (Жуковский). Потому лирические произведения, сколь бы ни были внутренне завершены, в авторском и читательском сознании существуют в каком-либо контексте, как бы пересказывая уже сказанное, переназывая названное прежде. «Очередное» лирическое выражение переживаний любви включается в контекст уже существующих лирических выражений любви; оно апеллирует не только к жизненному опыту читателя, но и к его литературной памяти. И прочтение каждого конкретного лирического фрагмента обусловлено богатством лирического «фонда», которым располагает читающий. Роль такого «фонда» велика для аудитории лирика, для него самого, отчего лирические произведения и насыщены сознательными или невольными реминисценциями. Лирика вообще чревата повторением пройденного. Опыт литературных учителей, мотивы прошлых столетий оживают в ней.

Поэтому существуют «вечные» темы, позволяющие литературоведам тематически классифицировать лирику: любовная, гражданская, философская, пейзажная... Тематическое деление заведомо условно и не способно оценить многообразия оттенков лирического подхода к миру, выработанных историей литературы. Каждая культурно-историческая среда создаёт свой вариант лирики.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

лирика

лирики, мн. нет, ж. (греч. lyrike).

    Вид поэзии, преимущ. выражающий личные настроения и переживания поэта.

    Совокупность произведений этого рода поэзии. Русская лирика. Лирика 19-го века. Лирика Пушкина.

    перен. Эмоции, преобладание эмоционального элемента над рассудочным (разг.). Оставьте лирику, перейдите к делу. Отец ударился в лирику. Чехов.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

лирика

    Род литературных про-изведений, преимущ. поэтических, выражающих чувства и переживания. Русская классическая л.

    Совокупность произведений этого рода поэзии. Л. Пушкина.

    перен. То же, что лиризм (во 2 знач.).

    прил. лирический, -ая, -ое. Лирическая поэзия. Лирическое отступление (в эпическом или лиро-эпическом произведении: проникнутое лиризмом отступление, окрашенное интимной обращенностью автора к читателю). Лирическое настроение.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

лирика

    1. Один из трех основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора, обычно в стихотворной форме.

      Совокупность произведений такого рода поэзии.

      Эмоциональные элементы в произведении, в творчестве какого-л. писателя.

  1. Род музыки с преобладанием эмоционально-субъективных элементов.

    разг. Состояние, настроение, при котором эмоциональные элементы преобладают над рассудочными; лиризм (2).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

лирика

ЛИРИКА (от греч. lyrikos - произносимый под звуки лиры) род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого - содержание внутренней жизни, собственное "я" поэта, а речевая форма - внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество стихотворных жанров, напр.: элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение. Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако "самовыражение" поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Высокие образцы лирической поэзии создали Анакреонт, Катулл, арабские поэты 6-8 вв., Ли Бо, Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; в России - А. С. Пушкин, А. А. Блок.

Лирика

(от греч. lýга ≈ музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т.д.), один из трёх родов художеств. литературы (наряду с эпосом и драмой), в пределах которого мироотношение автора (или персонажа) раскрывается как непосредственное выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр. В лирическом образе через крупицу живого чувства (мысли, переживания) поэта выражает себя всё извечное бытие, глубинные социально-политические и духовно-исторические конфликты, напряжённые философские и гражданские искания. Это, в частности, находит отражение и в тематическом выделении таких видов Л., как философская («Бог» Г. Р. Державина, «Невыразимое» В. А. Жуковского, «Дар напрасный, дар случайный» А. С. Пушкина, «Истина» Е. А. Баратынского, «Фонтан» Ф. И. Тютчева), гражданская («К Чаадаеву» Пушкина, «Прощай, немытая Россия» М. Ю. Лермонтова, «Завещание» Т. Г. Шевченко, «Размышление у парадного подъезда» Н. А. Некрасова, «Читатели газет» М. Цветаевой, «Полночь в Москве» О. Мандельштама, «Россия» А. А. Блока, «Стихи о советском паспорте» В. В. Маяковского, «Дробится рваный цоколь монумента» А. Т. Твардовского), любовная, пейзажная и др.

«Великий поэт, ≈ писал В. Г. Белинский, ≈ говоря о себе самом, о своем я, говорит об общем ≈ о человечестве, ибо в его натуре лежит всё, чем живет человечество» (Полн. собр. соч., т. 4, 1954, с. 521). Но в Л. объективный мир обнаруживается через отношение к нему поэта, и его художественным эквивалентом выступает эмоциональное восприятие мира, преображенное в переживание субъекта. Событийность, действенный результат переживаний и стремлений, сфера поступков героя обычно остаются за пределами лирического произведения. И даже тогда, когда автор вводит в лирические произведения приметы внешнего мира ≈ пейзажные, бытовые, портретные и пр., они утрачивают независимость от субъекта, изобразительные элементы приобретают, как правило, выразительные функции и становятся проводниками лирического переживания: либо его «зеркальными» отражениями («Сентябрьская роза» А. А. Фета), либо эмоциональными «сигналами» («Я на правую руку надела перчатку с левой руки» у А. Ахматовой), либо его символами («Парус» Лермонтова), либо, наконец, контрастным противовесом субъективному состоянию духа («Весна» Тютчева). Родовая сущность Л. с максимальной наглядностью проявляется в произведениях, самый предмет которых составляет «сама душа, субъективность как таковая» (Гегель); здесь «... чувство довлеет самому себе, служит себе объектом...» (Веселовский А. Н., Историческая поэтика, 1940, с. 286).

Лирические произведения, передающее переливы и оттенки внутренней жизни, отдельные мгновения душевного движения, может достигать предельной краткости, и тогда в Л. особенно явно проступает внешне-структурное отличие от эпоса, тяготеющего к развернутости во времени и пространстве, к монументальности. Лирическое произведение остаётся законченным, художественно-целостным созданием, даже если оно состоит всего из двух строк:

Я ненавижу ее и люблю. «Почему же?» ≈ ты спросишь.

Сам я не знаю, но так чувствую я ≈ и томлюсь (Катулл).

Претворяя неповторимое духовное состояние в художественный образ, Л. придаёт ему широко обобщённое значение; лирическое произведение как бы предлагает читателям, переживающим аналогичное состояние, готовые формы его выражения; отсюда ≈ заучивание и цитирование лирических стихотворений, как явление «быта» (предельный случай такой «анонимной» всеобщности лирического чувства ≈ песня, например «Землянка» А. А. Суркова, «Жди меня» К. М. Симонова, «Летят перелётные птицы...» М. В. Исаковского). Вместе с тем любое умонастроение оформляется в Л. как конкретно принадлежащее личности, как её внутренний монолог. В лирической композиции обычно главенствует созерцающее, воспринимающее, мыслящее «я», хотя в определенных типах Л., например в пейзажной, философской, «я» иногда только подразумевается, не присутствуя композиционно.

Если прототипом лирического «я» выступает сам автор, т. е. его подлинные настроения, «живьём схваченные и мгновенно превращенные в лирические эмоции» (Овсянико-Куликовский Д. Н., Собр. соч., т. 4, СПБ, 1912, с. 99), ≈ в таких случаях обычно говорят о «субъективной», «личной» Л. Однако субъективность и личностная подлинность лирического чувства не означают здесь буквального совпадения с биографическим опытом автора. Лирик, типизируя (или «объективируя») свои жизненные переживания, «отодвигает их от себя как объект» (Фет), творчески домысливает и преображает их, благодаря чему факт личной биографии перерастает в произведение искусства, а «самовыражение» поэта ≈ в выражение дум и чаяний его современников. Показательна естественность, с какой «я» сменяется «мы» в «Думе» Лермонтова.

В Л. «объективной» (или «ролевой») автор воспроизводит чужие мысли и чувства, так что несовпадение между «я» лирического персонажа и биографическим обликом автора становится очевидным (например, «Сумасшедший» А. Н. Апухтина, «Я убит подо Ржевом» А. Т. Твардовского). Однако намеченное различие двух видов Л., важное для изучения психологии творчества, в читательском восприятии отчасти «стирается» эмоциональностью лирического произведения, которая выражается в нём всегда открыто, как непосредственно авторская.

Своеобразие проблемы образа автора в Л. акцентируется принятым в советской критике понятием «лирический герой». Термин «лирический герой» (впервые введённый Ю. Тыняновым применительно к лирике Блока) указывает как раз на то, что между реальной биографической личностью поэта-лирика и её отражением в искусстве может существовать некое единство, близость, но не тождество. Причём в связи с обсуждением границ содержания термина вопрос о степени этой близости стал в 1950≈1960-е гг. предметом полемики. В одних случаях под «лирическим героем» подразумевалось предельно обобщённое «я», очищенное от эмпирики, биографических фактов и без остатка совпадающее с «мы» поколения, социальной группы, народа, в других ≈ термин понимался как стыдливое прикрытие идеи субъективного «самовыражения» в Л. Очевидно, понятие «лирический герой» наполняется строго определённым содержанием главным образом при анализе творчества таких лириков, в поэзии которых лирическое «я» присутствует не просто как знак единства отношения к миру, как призма авторского сознания (например, у Тютчева), а облекается устойчивыми чертами ≈ биографическими, психологическими, даже сюжетными, выступает как фигура (например, у Блока, отчасти у С. Есенина), наделённая цельной характеристикой. Эта особая форма выявления авторского сознания рождается вместе с Л. романтизма; открытие лирического героя в этом специфическом смысле принадлежит в русской поэзии Лермонтову. По-видимому, психологически-характерная фигура лирического героя занимает промежуточное положение между авторским «я» в лирическом дневнике, письме, послании и близких к ним формах (например, «Я вас любил...» Пушкина), с одной стороны, и персонажем в «ролевой» Л. ≈ с другой; лирический герой ≈ это своего рода «роль», но не утратившая связи с идейно-психологическим обликом её прототипа ≈ автора произведения.

Классификация жанров Л. исторически изменчива, и нет ещё классификации, сколько-нибудь адекватной реальной сложности и многообразию лирических жанров. В народном творчестве, например, жанры классифицируются по практическому назначению и условиям исполнения (обрядовые, игровые, плясовые, семейные песни и т.д.), в античной литературе ≈ по формам исполнения (речитативно-декламационная Л.: элегия, ямб; сольная, хоровая); в европейской литературе эпохи Возрождения и классицизма ≈ по эстетической тональности и социальной функции (ода, элегия, послание, песня и др.); в 19 в. ≈ в основном по тематическому признаку (философская, гражданская, любовная, пейзажная и др.). В 19≈20 вв. намечается также членение на медитативную Л. (эмоциональная рефлексия, взволнованное раздумье о «вечных темах»: «И скушно, и грустно» Лермонтова, «Осенний вечер» Тютчева, «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина) и суггестивную («внушающую» Л., очаровывающую «пленительной неясностью» ≈ «Певица» Фета, «Зимняя ночь» Б. Пастернака). Ощутимо выступает иное видовое членение (в т. ч. песня, лирическое стихотворение, монументальная Л., например «Про это» Маяковского).

Образно-выразительные возможности, необходимые для творческого претворения и типизации внутренней жизни, Л. открывает в самой природе слова ≈ в фонетическом облике и звуковой сочетаемости слов, во внутренней форме слова, в синонимии языка, в синтаксически-интонационной организации речи. Здесь лирик находит ту «неожиданность выразительности слов», которая заменяет собой всякий способ описания событий (Н. Асеев). Эти возможности и реализуются в Л.: слово «уплотняется» ≈ обретает значимость каждый звуковой, интонационный, ритмический элемент, оттенок ударения, паузы, слога; речь насыщается аллитерациями и ассонансами, сравнениями, тропами, различного рода параллелизмами, синтаксическими фигурами. Повышению эмоциональности сильно способствует ритмическая организация речи. Поэтому Л. тяготеет к стихотворной речи, а на определенных этапах развития (в творчестве трубадуров, менестрелей, мейстерзингеров) она срастается с музыкой.

Истоки Л. теряются в далёкой древности. Уже самые ранние обрядовые и ритуальные народные песни ≈ высокие образцы Л. Вечно живыми остаются лирические произведения крупнейших поэтов античности (Сапфо, Анакреонт ≈ Греция; Катулл ≈ Рим); арабского Востока 6≈7 вв. (в первую очередь Имру-уль-Кайса); прованских трубадуров; средневекового Китая (Ли Бо, Ду Фу), Ирана (Хафиз) и др. стран. На переломе двух грандиозных эпох ≈ Средневековья и Возрождения ≈ прозвучала лирика Данте, а сонеты Петрарки знаменовали начало нового времени. В 19 в. в Европе Л. переживает подъём в переломные эпохи начала и конца века: Дж. Байрон, П. Б. Шелли, У. Вордсворт (Англия), А. Мюссе, П. Верлен (Франция), И. В. Гёте, Ф. Шиллер, Г. Гейне (Германия), Леопарди (Италия), А. Мицкевич (Польша), Э. М. Рильке (Австрия); потрясения 20 в. отразились в лирике Паоло Неруды (Чили), Гарсиа Лорки (Испания), Назыма Хикмета (Турция). В России всё богатство лирических жанров представлено в поэзии Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова, Фета, Блока, И. Анненского. Высокие образцы Л. создали советские поэты: Маяковский, Есенин, Э. Багрицкий, Пастернак, Н. Заболоцкий, Твардовский. Для советской Л. характерны развитие монументальных и песенных жанров, тяга к драматизированным формам поэтической речи, а в тематическом плане ≈ богатство и многообразие видов гражданской Л., проникнутой пафосом единства личности поэта и народа и наиболее типичной для поэзии социалистического реализма.

Лит.: Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 3, М., 1971; Белинский В. Г., Разделение поэзии на роды и виды, Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954; Овсянико-Куликовский Д. Н., Лирика как особый вид творчества, в кн.: Вопросы теории и психологии творчества, т. 2, в. 2, СПБ, 1910; Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, П., 1921; Эйхенбаум Б. М., Мелодика русского лирического стиха, П., 1922; Ларин Б., О лирике как разновидности художественной речи, в кн.: Русская речь, сб. 1, Л., 1927; Гинзбург Л. Я., О лирике, М. ≈ Л., 1964; Сквозников В. Д., Лирика, в кн.: Теория литературы, [кн. 2], М., 1964; Гачев Г. Д., Содержательность художественных форм, М., 1968; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, 4 изд., М., 1971.

В. А. Богданов, И. Б. Роднянская (о лирическом герое).

Википедия

Лирика

Ли́рика, лири́ческая поэ́зия (от - «исполняемый под звуки лиры, чувствительный, лирный») - род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство или настроение автора (ЭСБЕ). По словарю Ожегова, лиризм означает чувствительность в переживаниях, в настроениях, мягкость и тонкость эмоционального начала; словарь Ефремовой отмечает характеризующие его эмоциональность, поэтическую взволнованность, задушевность. По словарю Л. П. Крысина, лирическая поэзия - это поэзия, выражающая чувства и переживания поэта. В лирику входят стихотворение , романс , послание , элегия .

Истоки лирики лежат в умении певца передать настроение, эмоцию вокалом, интонацией, словом и рифмой.

Древнейшие дошедшие до нас произведения искусственной лирики - Псалмы царя Давида и Песнь Песней. Псалмы впоследствии легли в основу религиозной христианской лирики и были переведены на все европейские языки. Песнь Песней, приписываемую царю Соломону, можно назвать лирико-драматической поэмой; содержание её вызвало много разнообразных толкований.

Лирика (театр)

«Ли́рика» или «Лири́ческий» - название театра в разных городах мира:

Лирика (театр, Бродвей)

«Ли́рика» или «Лири́ческий» - бродвейский театр, расположенный в западной части 43-й улицы в театральном квартале Манхэттена, Нью-Йорк, США. Управляется театральной компанией « Ambassador Theatre Group ».

Лирика (группа)

«Лирика» - поэтическое объединение, возникшее в России в 1913 году. Организатором и идейным лидером группы был Сергей Бобров, среди участников были Николай Асеев, Борис Пастернак, Юлиан Анисимов, Вера Станевич, Сергей Дурылин, Семён Рубанович, Константин Локс. Группа стремилась проложить срединный путь между символизмом и футуризмом.

В том же году вышел одноимённый альманах группы; второй выпуск был запланирован, но так и не появился. Под тем же названием функционировало и издательство, в котором были опубликованы первые сборники Асеева, а также сборник переводов Анисимова из Райнера Марии Рильке. Однако уже в начале 1914 года Бобров, Асеев и Пастернак сочли, что остальные участники группы недостаточно радикальны и художественно состоятельны, и заявили о своём выходе из неё, образовав более радикальное объединение « Центрифуга ». После этого деятельность «Лирики» фактически прекратилась.

Лирика (альбом)

«Лирика» - магнитоальбом московской рок-группы « ДК », записанный в 1983 году и выпущенный самиздатом в 1985 году.

Сборник лучших ранних вещей, составленный из первых двух «номерных» альбомов - «Увезу тебя я в тундру» (1983) и «Их нравы» (1983) с наложением в том же году клавишей А. Белоносова на часть исходного материала. Название было предложено физиком Кириллом Боярчуком, работавшим тогда вместе с С. Жариковым и Г. Ляховым (автор нескольких текстов для « ДК ») в ИОФАН. Был переиздан в 1995 году в США тиражом 900 экз.

Альбом «Лирика» упоминается в книге Александра Кушнира « 100 магнитоальбомов советского рока », где он датирован 1983 годом.

Примеры употребления слова лирика в литературе.

В одах для Горация основополагающее значение имели древнегреческие лирики Архилох, Алкей, Сапфо, Анакреонт, Пиндар.

Музыка Галынина напряженна по мысли, явное тяготение к эпичности, картинности высказывания оттеняется в ней сочным юмором и мягкой сдержанной лирикой .

Гвидо Гвиницелли, Кавальканти, Чино да Пистойя и всего того круга молодых тосканских поэтов, которые в изысканных словах и утонченных формах философской лирики славят великие очарования вдохновенной, приобщенной к идеальным сферам любви и воспевают волнения возвышенных и сладостных чувств.

Лирика лирикой, а режиссер Говорухин с самого начала настоял на том, чтобы актеры прошли хотя бы в сокращенном варианте курс альпинистской подготовки.

Филлипс стал пописывать для бульварных журнальчиков, а, кроме того, обрабатывал целые горы почти безнадежно графоманской прозы и лирики , присылавшейся ему писателями-дилетантами, надеявшимися, что волшебное перо Филлипса поможет им увидеть свои произведения в печати, -- все это позволяло ему вести довольно-таки независимый образ жизни.

Неповторимая сюрреалистическая лирика Армена Григоряна, скрашенная черным юмором и сдобренная изрядной долей иронии, популярна и любима уже несколькими поколениями слушателей.

В Македонии жил когда-то Меланипид, дифирамбический поэт с острова Мелоса, лучший лирик своего времени.

Но корпоративная солидарность со времен учебы еще оставалась в силе между бывшими гардемаринами, и потому Житецкий преподал Панафидину краткий урок о том, как правильнее вести себя с Рейценштейном: -- Поменьше лирики .

Прирожденный лирик , Канчели поднимается через объективную уравновешенность эпоса к трагедии, не утрачивая искренности, непосредственности лирической интонации.

Заслуга Кублановского, прежде всего, в его замечательной способности совмещения лирики и дидактики, в знаке равенства, постоянно проставляемом его строчками между двумя этими началами.

Если справедливо предание, то французский лирик Малерб обязан опечатке одним из лучших стихов своих.

Бреславец Поэзия Мацуо Басе М, Наука, 1981, 129 Поэт утверждает: внутренняя красота овоща может быть так же очевидна и прекрасна, как воспетые в японской лирике цветы хризантем.

Этот лирик и позитивист страстно мечтал о счастье, о любви и страдал, думая, что он не может внушить любовь.

За их пределами остались внеклассические направления, с которыми, однако, творчество Расина почти не соприкасалось и не перекрещивалось, - такие как бурлескная литература, бытовой роман, прециозная лирика .

Надо еще помянуть, непременно надо: Бывшего французского короля Десвитского, Бывшего варшавского коменданта Левицкого И полковника Хвитского, Американца Монрое, Виконта Дарленкура и его Ипсибое И всех спасшихся от потопа при Ное, Музыкального Бетговена, И таможенного Овена, Александра Михайловича Гедеонова, Всех членов старшего и младшего дома Бурбонова, И супруга Берийского неизвестного, оного, Камер-юнкера Загряжского, Уездного заседателя города Ряжского, И отцов наших, державшихся вина фряжского, Славного лирика Ломоносова, Московского статистика Андросова И Петра Андреевича, князя Вяземского курносого, Оленина Стереотипа И Вигеля, Филиппова сына Филиппа, Бывшего камергера Приклонского, Господина Шафонского, Карманный грош князя Григория Волконского И уж Александра Македонского, Этого не обойдешь, не объедешь, надо Помянуть.

  • Ли́рика, лири́ческая поэ́зия (от греч. λυρικός - «исполняемый под звуки лиры, чувствительный, лирный») - род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора (ЭСБЕ). По словарю Ожегова, лиризм означает чувствительность в переживаниях, в настроениях, мягкость и тонкость эмоционального начала; словарь Ефремовой отмечает характеризующие его эмоциональность, поэтическую взволнованность, задушевность. По словарю Л. П. Крысина, лирическая поэзия - это поэзия, выражающая чувства и переживания поэта.

    «Лирическая манера повествования» предполагает такой тип построения художественного образа, который основан на эмоциональном переживании. Если в эпосе и драме в основе образа лежит многостороннее изображение человека в его деятельности, в сложных взаимоотношениях с людьми в жизненном процессе, лирический образ - это образ-переживание. Но переживание общественно-значимое, в котором индивидуальный духовный мир поэта, не теряя своей автобиографичности, получает обобщенное выражение, тем самым выходя за рамки его личности. Лирический образ - это эстетически значимое переживание, автобиографическое начало в нем присутствует как бы в снятом виде, и для нас важно, что поэт испытал данное переживание и что оно вообще могло быть испытано в данных обстоятельствах. Если нам известно, что лирическое переживание не автобиографично, оно все равно сохраняет свое художественное значение, поскольку могло быть испытано. Существует традиция рассматривать лирику как сосредоточенность поэта на своей индивидуальной внутренней жизни. Таким образом, лирику трактуют как «исповедальное творчество», как «самовыражение» и «самораскрытие».

    В отличие от эпоса и драмы, лирика не связана с сюжетностью, как конструктивным признаком, хотя и не исключает простейшей сюжетной организации. Как заметил А. Потебня, в отличие от эпоса, где доминирует прошедшее время, лирическое произведение пишется в настоящем времени. Если по поводу эпических и драматических произведений мы вправе спросить «чем оно кончилось» или сжато изложить его событийную основу, то в отношении лирических произведений этот вопрос лишен смысла.

    Лирическое стихотворение в наиболее сосредоточенной его форме - это мгновение внутренней человеческой жизни. Мы оказываемся как бы в эпицентре переживания, которым охвачен поэт и которое целостно. В отличие от эпоса и драмы, лирика не обладает возможностями широкого описания явлений действительности, основным средством в лирическом произведении является слово, отвечающее своей организацией тому переживанию, которое находит в нем свое выражение. В лирическом произведении слово отличается своей уплотнённостью, значимостью каждого звукового, интонационного, ритмического элемента, оттенком ударения, паузы. Заметен каждый элемент речи, каждый нюанс и оттенок.

    В лирику входят стихотворение, романс, послание, элегия.

    Истоки лирики лежат в умении певца (чтеца) передать настроение, эмоцию вокалом, интонацией, словом и рифмой.

    Древнейшие дошедшие до нас произведения искусственной лирики - Псалмы царя Давида и Песнь Песней. Псалмы впоследствии легли в основу религиозной христианской лирики и были переведены на все европейские языки. Песнь Песней, приписываемую царю Соломону, можно назвать лирико-драматической поэмой; содержание её вызвало много разнообразных толкований.

ЛИРИКА - род литературы, создающий у читателя (слушателя) художественную иллюзию переживания событий и состояний изнутри. По содержанию лирика тяготеет к прямому, реже косвенному воспроизведению не бытия, а сознания, по форме - не столько к изображению, сколько к выражению того, о чем говорится в произведении (см.: Образ художественный). Это самый субъективный и вместе с тем самый обобщенный род. Как правило, в нем очень мало конкретных деталей, портретных черт, почти не бывает имен, географических и хронологических уточнений и т.д., лирическое переживание (включая сюда и сферу мысли) стремится стать доступным практически любому человеку и увлечь его, каждый воспринимающий лирическое стихотворение становится на точку зрения того, кто его написал, но вместе с тем отнюдь не “сливается” с автором-творцом. Фразу “Чувства поэта становятся одновременно и нашими чувствами” нельзя понимать буквально. Это не просто чувства, это чувства эстетические, образ чувств. Прочитав “К***” (“Я помню чудное мгновенье...”), мы вовсе не должны полюбить Анну Петровну Керн, да и заточенный в Михайловском Пушкин, радовавшийся почти любому обществу, любил ее скорее поэтически, чем реально. А.А. Ахматова, чье художественное сознание в XX в. наиболее близко к пушкинскому, говорила об отличии поэта-лирика от прозаика-повествователя, чья личность отражается на всем, что он пишет: “А в лирике нет. Лирические стихи лучшая броня, лучшее прикрытие. Там себя не выдашь”. Конечно, те или иные поэты в разной степени склонны “саморазоблачаться”. Ho чистое самовыражение, по словам В.Ф. Ходасевича (статья “Рассветы”, 1937), - это “человеческий документ”, а не подлинно художественное произведение, что не значит, будто поэт элементарно скрытничает и тем более говорит неправду. Он претворяет свою частную жизненную правду в правду художественную, эстетическую, общезначимую2.

Лирика, за довольно редкими исключениями, создается в стихах как интенсивной выразительной форме, но существуют так называемые стихотворения в прозе (название оксюморонное, подразумеваются лирические миниатюры именно в прозе), в основном лирические рассказы типа “Антоновских яблок” или “Первой любви” Бунина, лирические отступления в эпических произведениях, например в “Мертвых душах”. В “Реквиеме” Ахматовой в общем лирическую роль играет прозаическая сцена “Вместо предисловия”, в повести В.П. Астафьева “Пастухи пастушка” - обрамление сюжета (аналог пролога и эпилога).

Лирические произведения очень невелики по сравнению с эпическими и драматическими. Правда, оды XVIII в. явно затянуты ради пущей торжественности, но фактически это их недостаток, а не достоинство. Бывают и сверхкраткие миниатюры. У Тютчева “впервые в русской литературе появляются однострофные стихотворения, являющиеся не эпиграммой или надписью, а самостоятельным лирическим произведением” . Встречаются даже моностихи - стихотворения в одну строчку (у сентименталиста Н.М. Карамзина, символистов В.Я. Брюсова и К.Д. Бальмонта, эгофутуриста Василиска Гнедова и др., немало в конце XX - начале XXI в.). Ho в романтической лиро-эпической поэме, например у Лермонтова (“Мцыри”), повествовательная часть могла занимать меньше текста, чем лирическая. Во второй половине XIX в. у Н.А. Некрасова появились и первые чисто лирические поэмы (“Тишина”, 1857, “Рыцарь на час”, 1862). В первой трети XX в. классики лирической поэмы - В.В. Маяковский (например, “Люблю”) и М.И. Цветаева.

Ода была основным лирическим жанром классицизма. Для юного Пушкина его “Вольность” (1817) - продолжение традиции XVIII в., а именно радищевской, хотя одноименная ода А.Н. Радищева, писавшаяся в 1783-1790 гг., была политически гораздо более радикальной; стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” (1836) восходит к традиции гораздо более древней, античной (это вольная вариация на тему оды Горация “К Мельпомене”), когда ода была практически синонимом лирики вообще. В пушкинские времена оды, как и характерные для романтизма элегии, противопоставлялись “мелким стихотворениям”. Элегии писал основоположник русского романтизма Жуковский (“Вечер”, 1806, “Море”, 1822). Пушкин отдал им щедрую дань в период южной ссылки, начиная со стихотворения “Погасло дневное светило...” (1820). В античной литературе это был жанр преимущественно любовной тематики, в новой европейской поэзии - преимущественно философской, выражающий серьезные, часто печальные размышления и переживания. Зрелый Пушкин к грустной любовной элегии относился скептически, пародировал ее в “Евгении Онегине” (стихи Ленского), но высоко ценил элегический дар Е.А. Баратынского и продолжал писать произведения, соответствующие этому жанру в более широком смысле (“Элегия”, 1830). Некрасовская “Элегия” 1874 г. (“Пускай нам говорит изменчивая мода...”) осознанно архаична по жанру и стилю: по контрасту подчеркивается, что “тема старая - страдания народа”, - к сожалению, не стареет.

Романтизм породил и своеобразный жанр “отрывка” (“Невыразимое”, 1819, Жуковского), имитирующий неоконченность поэтического текста или намекающий на неисчерпанность затронутой темы. Зрелый Пушкин назвал отрывком большое стихотворение “Осень” (1833), завершающееся словами “Куда ж нам плыть?..” и строками точек. По сути, отрывком является и “...Вновь я посетил...” (1835): значительная часть написанного действительно не вошла в окончательный текст, и так пространный для стольлаконичного поэта. Послание (стихотворное письмо) было жанром классицизма и соответственно появилось еще в Античности, которой классицизм подражал. Романтики его трансформировали, придали ему форму непринужденной беседы с друзьями (дружеское послание), тяжелые двустишия 6-стопного ямба - александрийский стих - сменились вольным или 4-стопным с вольной рифмовкой, но при высокой тематике и стиль становился более возвышенным (“К Чаадаеву”, “Во глубине сибирских руд...” Пушкина. Особенно высоко поставив с 1825 г. тему дружбы, поэт написал 4- и 5-стопным ямбом пять стихотворений, включавших в заглавие дату открытия Царскосельского лицея - “19 октября”, - и шесть стихотворений под названием “Друзьям”, первое из которых создано еще в 1816 г.). К середине XIX в. жанр традиционного послания отмирает.

Стихотворением первоначально назывались сама стихотворная форма и писание стихов вообще (трактат В. К. Тредиаковского “О древнем, среднем и новом стихотворении российском”, 1755), потом - любое стихотворное произведение: третья часть (томик) “Стихотворений Александра Пушкина” (1832) включала среди лирических и небольших лиро-эпических произволений маленькую трагедию “Моцарт и Сальери”, “Сказку о царе Салтане...”, а четвертая часть (1835) - еще три сказки; книжка “Стихотворения М. Лермонтова” (1840) среди 26 стихотворений - поэмы “Песня про царя Ивана Васильевича...” (на первом месте в сборнике) и “Мцыри” (на одном из последних мест). Однако Лермонтов фактически размывает в лирике все жанровые границы. Слово “стихотворение” постепенно становится универсальным обозначением в основном лирических произведений, хотя и такое сутубо эпическое по теме и по духу произведение, как “Бородино”, определяется тем же словом.

“На развалинах старой жанровой системы Некрасов создал новые жанровые образования: элегию на общественные темы, пародийный романс, пародийную оду; воскресил сатиру и послание... Во многих случаях по-новому сочетаются особенности нескольких традиционных жанров. Так, в “Железной дороге” есть нечто и от элегии, и от баллады, и от сатиры, “Блажен незлобивый поэт...” - отчасти сатира, отчасти элегия, отчасти ода в каких-то своих подробностях”. Ho именно вследствие такого смешения жанровых признаков стихотворения Некрасова и даже его лирические поэмы обычно называются просто стихотворениями. В дальнейшем жанровая определенность становится чем-то нарочито подчеркнутым, например “Ода революции” Маяковского. В конце XIX и особенно в XX в. широко распространяется циклизация стихотворений. Так, хотя каждое стихотворение Блока может восприниматься отдельно от других, оно что-то теряет для читателя вне контекста всей “трилогии вочеловечения”, тома, раздела и цикла. Распространяется новый вид циклизации - озаглавленная книга стихов: “Вечер”, “Четки” Ахматовой и т.д.

Лирика бывает и сюжетной, и описательной (прежде всего пейзажной). Так, минимальный сюжет мы видим в лермонтовском “Утесе”. Ho фактически это иносказание, а не элемент эпоса, не повествование как таковое. И пейзаж в лирике - не чистое описание, а обычно психологический пейзаж.

греч. lirikos – произносимый под звуки лиры) – род литературы (наряду с эпосом и драмой), изображение внутренней жизни, отдельных состояний человека, его переживаний, чувств, мыслей, вызванных окружающей его жизненной обстановкой; охватывает множество стихотворных жанров, способных выразить в форме субъективных переживаний полноту сложнейших проблем бытия.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЛИРИКИ

I. У греков.

Под именем лирической поэзии в обширном смысле мы понимаем всякого рода поэтическое произведение, не принадлежащее ни к эпосу, ни к драме, относя, следовательно, сюда же элегии, ямбическую поэзию и т. п.; в более же узком смысле, - а так понимали ее и сами греки, - она означает только такого рода поэзию, которая тесно связана с музыкой и орхестикой, так называемую мелическую и хорическую; первая преимущественно свойственна была эолийцам, а вторая выработана дорянами, вследствие чего первая называется также эолическою поэзиею, а вторая дорическою. В то время как ионийцы, вследствие особенной впечатлительности и восприимчивости к явлениям внешнего мира, создали эпос и элегию, опередив в этом все остальные племена, и заботились об их развитии, эолийцы, воспринимая так же живо и легко впечатления извне, но отличаясь большею силою и глубиною чувства, пошли далее в развитии задачи поэзии и создали новый род художественного произведения - мелическую поэзию, в которой поэт выражал непосредственно свои внутренние, индивидуальные мысли и чувства, вызванные тем или другим обстоятельством, свой гнев и ненависть, любовь и дружбу, радость и горе. Выражению подобного рода чувств уже не соответствовала та спокойность и равномерность, которые составляют отличительную черту элегий и рапсодий; необходимо было пение и быстрый, менее спокойный метр. За напряжением и возбуждением чувства естественно следует ослабление и остановка, отсюда появилась мелическая строфа, состоящая из нескольких коротких повторяющихся стихов, за которыми следует один или два заключительных стиха с несколько иным метром (сапфическая, алкейская строфа и т. д.). Пение сопровождалось игрою на струнном инструменте. Начало и последующее развитие этой эолической поэзии относится к концу 7 и 1-й половине 6 в. до Р. X., т.е. ко времени политической борьбы, когда в каждой отдельной личности является большее сознание самостоятельности и когда чувство и страсть высказываются с большею силой. Страна, где явилась и по преимуществу развивалась мелическая поэзия, был остров Лесбос. Эолийцы, жившие на этом острове, достигли высшего развития духовной жизни, чем те из них, которые жили в других местах; музыка пользовалась у них особенной заботой. Представителями этого рода поэзии были: Алкей из Митилены (ок. 612 г. до Р. X.), известный своим страстным участием во внутренних усобицах отечества и жизнью, полною беспрерывных треволнений; его современница и землячка Сапфо вместе сo своей ученицею Еринною. Как на отдельную отрасль эолической поэзии следует смотреть на поэзию ионийца Анакреонта. Различный характер сравнительно с мелическою поэзиею имела лирика хорическая или дорическая, в которой лирическая поэзия вообще достигла самой высокой ступени своего развития. В ней выражалось уже не субъективное чувство отдельной личности - поэта, но чувство и душа целого народа. Эти песни исполнялись на празднествах в честь богов танцующим хором под аккомпанемент музыкального инструмента. Для такого рода представлений не подходили уже небольшие, легкие эолические строфы; хорические строфы, соответствующая ей по метру антистрофа, за нею различная от обеих эпода; во время антистрофы хор возвращался на первоначальное место, исполняя в обратном направлении те же движения, что и в строфе, и затем, стоя, пел эподу. Песни по своему назначению и содержанию носили различные названия. Так, ????? был связан с культом Аполлона. Уже у Гомера находим мы его в виде умилостивительной песни при жертвоприношении Аполлону (Ноm. Il. 1, 472) или же в виде победной песни (Il. 22, 331). Из пеана первого рода, особенно в культе пифийского Аполлона, развилась под дорическим влиянием хвалебная и благодарственная песнь или же песнь, взывающая о помощи в беде и относящаяся не только к богам-спасителям - Аполлону и Артемиде, но и к другим божествам-покровителям; пеан, исполнявшийся во время пиршеств, во время???????? и?????????, носил особый характер. Из победного пеана, в особенности под влиянием критян, развилась боевая песнь, исполнявшаяся при нападении на врагов и после победы. Противоположна пеану была песнь в честь Аполлона, называвшаяся?????????, веселого и шутливого характера, причем пение хора сопровождалось жестами и танцами. ´????? была хвалебная песнь в честь богов, которую пел хор под аккомпанемент кифары, стоя перед алтарем; как на самых древних основателей этих хорических гимнов следует смотреть на Аполлоновых певцов Олена, Филаммона и др.; гимны Гомера (см. Homerus, Гомер , 9), как не предназначавшиеся для публичного чествования богов, подобно позднейшим гимнам Каллимаха, Месомеда, орфических поэтов, следует совершенно отличать от гимнов, посвященных известному культу. О?????????? см. слово????????, Просодия (видоизменение гимнов, или пеана), назывались песни, которые пел хор под аккомпанемент флейты в то время, когда он в торжественном шествии направлялся к храму; несколько иной характер имели????????, названные так потому, что исполнялись хором молодых девиц. ???????? была хвалебная песнь для прославления как отдельных личностей, царей и замечательных мужей, так и особенных каких-либо событий. Родственного с предыдущею песнью характера была хвалебная песнь в честь победителя при состязаниях - ??????????, см. Pindaros, Пиндар . Сюда же принадлежат????????, застольные песни, - из них так называемые??o??? имели особенный характер, - и свадебные песни, ????????? и???????????, последние пелись перед дверьми свадебной комнаты, а первые во время торжественного шествия невесты хором юношей и девиц. Обычай провожать домой новобрачных в сопровождении хора из юношей и девиц с танцами и песнями и петь шутливые песни за свадебным пиром и перед спальней новобрачных был очень древним. Ноm. Il. 18, 492 слл. Hesiod. scut. Here. 274 слл. Веселым свадебным песням составляли противоположность???????, печальные песни под аккомпанемент флейты во время похорон и поминок. ср. об этих различных периодах мелической поэзии Bernhardy, Grundr. der griech. Litteratur II, 2, стр. 624 слл. , 3-е изд. Хорическая поэзия имела свои начатки в древнейшее, еще догомеровское время и в особенности развивалась под влиянием глубоко религиозного племени дорян, главным образом на острове Крите и в Спарте. Но художественное развитие получила она после большого усовершенствования в музыке, ок. 30 ол. (660 г. до Р. X.), благодаря поэтам, которые происходили частью из недорических государств, каковы были Алкман из Лидии (ок. 650 г. до Р. X.), Стесихор из Гимеры (635-560 гг.) и Арион из Мефимны (628-585 гг.). Хотя эти поэты в общем придерживались нравственно-религиозного характера хорической поэзии дорян, тем не менее они относились к своему предмету с большею свободой и самостоятельностью поэтического творческтва, чем это было до них. Под влиянием только что названных поэтов хорическая поэзия сделалась общим достояним всех греков; самого же высшего процветания достигла она в конце 6 и в 1-й половине 5 в. до Р. X., т. е. незадолго до Персидских войны и во время их благодаря следующим поэтам: Ивику из Регия (ок. 530 г. до Р. X.), Симониду из Кеоса (556-469 гг.) и Пиндару из Фив (521-441 гг.); к ним примыкает также Бакхилид, племянник Симонида (ок. 473 г.). У них хор служит только средством для выражения свободного вдохновения поэта. Но, кроме того, следует указать на 3-х женщин - Коринну из Танагры, Телесиллу из Аргоса (ок. 500 г. до Р. X.) и Праксиллу из Сикиона (ок. 450 г.), затем Тимокреонта с острова Родоса (жившего во время Персидских войн), замечательного своею пылкостью и язвительным остроумием. Диагора из Мелоса (ок. 470 г. до Р. X.), Керкида из Мегалополя (ок. 350 г. до Р. X.); наконец известны дифирамбами следующие поэты: Филоксен с острова Киферы (ок. 400 г. до Р. X.), Тимофей из Милета (умер в 357 г. до Р. X.), Полиид и Телест из Селинунта (ок. 350 г. до Р. X.). Чем разнообразнее и величественнее были мелические произведения греков, тем сильнее следует пожалеть о том, что за исключением энкомий Пиндара до нас не дошло ни одного полного стихотворения. Собрание фрагментов греческих лириков (включая и элегиков) находится у Th. Bergk: Poetae lyrici Graeci (4-е изд., 1878-1882); избран. в изд. Mehlhorn (1827), Schneidewin (1839), Stoll. (4-е изд., 1862-1874), Buchholz (2-е изд., 1873-1875, I т. изд. 1880). Bergk (2-е изд., 1868).

II. У римлян лирическая поэзия была приноровлена к их культу. Художественного развития достигла она в эпиграмме, ямбе и особенно в элегии. К концу Республики, когда знакомство с греческой литературой сделалось всеобщим, нашел себе место и греческий мелос. Катулл был первым лириком этого рода; но мастером в этой поэзии, и по приговору древних, считается Гораций, который действительно мог хвалиться тем, что princeps Aeolium carmen ad Italos deduxit modos (Od. 3, 30, 13 сл.). Множество лириков следовало за ним в первые века христианства, даже некоторые из христиан (Пруденций и др.) делали попытки в этом роде. Здесь можно назвать: Цезия Басса, Салея Басса, Вестриция Спуринну, Стация и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓