Человеческое поведение зависит. Что такое поведение: понятие, виды. Правила поведения. Нормы поведения человека в обществе. Психология поведения. Психология как наука о поведении

Психология поведения человека и ее изучение - это очень сложный, но интересный процесс. Почему с одним человеком приятно и легко общаться, а с другим - тяжело и напряженно? Возникает желание скорее закончить разговор и уйти, несмотря на то, что он хороший знакомый, который всегда обходителен и вежлив.

Мы на интуитивном уровне понимаем, когда человек искренен, а когда лукавит. Именно поэтому и испытываем противоречивые чувства: с одной стороны человек ничего плохого не сделал, а с другой - есть внутреннее ощущение, которое подсказывает, что от него надо держаться подальше.

Описанная ситуация межличностных отношений объясняется в психологии.

Определение понятия

Психология поведения - это сфера знаний, которая объясняет невербальные телодвижения (мимика, жесты, интонации) человека и делает выводы о том, насколько он искренен, правдив, уверен и открыт.

Очень часто такую оценку мы делаем несознательно, когда чувствуем себя некомфортно при общении со знакомым человеком или даже избегаем его. Но на самом деле мы оцениваем его поведенческие проявления, которые и говорят нам о том, что он о нас думает, как относится, несмотря на то, что его слова могут быть доброжелательными или нейтральными.

Есть ряд приемов, позволяющих определить истинные замыслы человека, его эмоции, уровень самооценки. Его движения, мимика и другие особенности выдают его внутренние страхи, установки, комплексы, которые мы улавливаем подсознательно или оцениваем сознательно, если имеем определенные знания и опыт.

Процесс общения мы воспринимаем как общую картину, иногда во время разговора мы не замечаем, во что одет, что он говорит, но обращаем внимание, как он это делает, какие фразы и слова употребляет, как сидит и что держит в руках. Иногда какая-нибудь мелочь привлекает внимание и запоминается надолго: запах, дефект речи, акцент, оговорки, неправильные ударения, неуместный смешок и так далее.

Научной дисциплиной, которая помогает объяснить и расшифровать неосознанные нюансы в поведении людей, которые выдают их истинные намерения, является психология поведения.

1. Что говорят нам жесты и мимика?

Огромную роль в разговоре имеют жесты и мимика. Но, несмотря на простоту расшифровок тех или иных поз и жестов человека, они могут нести совершенно другой смысл.

Например, в психологии лжи есть основные признаки обмана: человек не смотрит в глаза, трогает свой рот, нос, шею. Но собеседник может трогать нос только потому, что он чешется.

Скрещенные ноги или руки - эти жесты в психологии поведения человека трактуется как недоверие, зажатость, замкнутость, но собеседнику может быть просто холодно.

Советы по расшифровке манер и жестов часто могут завести в тупик или поставить человека в неловкое положение. Например, увидев у собеседника открытую позу, уверенный и спокойный голос, приятный искренний взгляд, мы принимаем его за честного человека, а на самом деле у него мошеннические намерения. Или пикаперы, сколько у них обаяния, остроумия, искренности, воспитанности, - и это все для того, чтобы самоутвердиться.

2. Что говорит нам речь и интонация?

Скорость речи, ритм, громкость, интонация сильно влияют на общение и способны рассказать о человеке много дополнительной информации, как считает психология поведения. Наука помогает понять эмоциональное состояние человека:

  • Спокойный, рассудительный, уравновешенный человек говорит ритмично, медленно, со средней степенью громкости.
  • Импульсивность характера выдает быстрая и оживленная речь.
  • Те, кто не уверен в себе или замкнут, говорят тихо, неуверенно.

3. Часто слова не так важны, как интонация.

Но следует понимать, что если человек находится в незнакомой обстановке, он может повести себя не так, как в привычном окружении.

Психология поведения позволит определить скрытые факторы, влияющие на человека на самом деле. Но для того, чтобы их видеть и понимать, необходимо быть «подкованными» знаниями и внимательными к людям.

Девиантное поведение и психология

Феномен такого поведения настолько сложен и распространен, что для его изучения существует отдельная наука - девиантология, которая возникла на пересечении криминологии, социологии, психологии и психиатрии.

1. Понятие об "отклоняющемся" и социальном поведении в психологии

«Девиация» с латинского языка - «отклонение». В психологии - отклоняющееся поведение от норм, принятых в обществе, называют девиантным или асоциальным. То есть это устойчивое поведение человека, которое причиняет реальный ущерб людям и обществу. Оно вредно как для окружающих, так и для самого девианта.

В психологии девиантного поведения изучаются такие формы отклонений, как суицид, преступление, проституция, наркомания, бродяжничество, фанатизм, алкоголизм, вандализм.

Такое поведение сопряжено со злобой, насилием, агрессией, уничтожением, поэтому обществом условно или законодательно введены меры наказания нарушителя общественных норм, его изолируют, лечат, исправляют или наказывают.

2. Личность девианта, его психология, особенности поведения

Наука не изучает, как и где совершил человек проступок, ее интересуют общие закономерности и характеристика личности.

Причины и источники асоциального поведения:

  • Физиологические: генетическая предрасположенность к агрессии; заболевания эндокринной системы; хромосомные отклонения.
  • Общественные: несовершенное законодательство; социальное неравенство; пропаганда СМИ асоциального образа жизни; навешивание «ярлыков»; негативные оценки, которые дают родные люди.
  • Психологические причины: внутренние конфликты между совестью и желаниями; особый склад характера; отклонения в психике; неблагополучные семейные отношения; слишком консервативное, строгое, жестокое воспитание в детстве.

В характере девиантов часто встречаются такие черты, как конфликтность, негативизм, зависимость, тревожность, агрессивность, враждебность. Они часто обманывают и делают это с удовольствием, любят перекладывать ответственность и вину на других.

Девиантное поведение человека приводит к социальной дезадаптации его, то есть он не приспосабливается к условиям социума и, в итоге, идет против него.

Поведение ребенка не может быть асоциальным, так как самоконтроль у малышей до 5 лет еще не развит и процесс адаптации в обществе только начался.

Самый опасный период в плане возможности развития девиации в возрасте от 12 до 20 лет.

3. Как справиться с проблемой в поведении?

Чаще всего люди с таким поведением попадают к психологу уже в местах лишения свободы, в детских колониях, в центрах лечения зависимостей. Общество занимается профилактикой девиаций в больницах, школах, через СМИ, но проблема в том, что нет индивидуального подхода, а самостоятельно человек с этим справиться не может. Но он может осознать необходимость изменения своего образа жизни и обратиться за помощью к специалистам.

Психология зависимого поведения

Зависимостью называют в психологии, как науке о поведении человека, привязанность к кому-либо или чему-либо. Она недопустима с точки зрения моральных или общественных норм, угрожает здоровью и причиняет страдания самому человеку.

Зависимость наносит вред обществу и человеку, она ограничивает его развитие и приводит к всевозможным психическим заболеваниям.

Из-за зависимостей погибает больше людей, чем из-за преступлений и войн вместе взятых. Она проявляется в виде бегства от проблем в иллюзорно-идеальный мир. Постепенно человек перестает контролировать свое поведение, эмоции, мысли. Все его существование сводится к объекту зависимости, что постепенно полностью разрушает его как личность.

В последнее время распространение употребления наркотиков и алкоголя среди молодежи приобретает характер национального бедствия. Поэтому к этой проблеме привлечено внимание психологов, психиатров, социологов, наркологов, юристов.

Зависимое поведение еще называют аддиктивным - это разновидность девиантного поведения, то есть это стремление уйти от реальности с помощью изменения своего психического сознания. Психология поведения рассматривает это как деструктивное отношение к себе и обществу.

Аддиктивное поведение - это алкоголизм, наркотическая зависимость, курение, гиперсексуальность, азартные игры, компьютерная зависимость, пристрастие к обильной еде, шопинг.

Зависимость имеет различную степень выраженности: от нормального состояния до тяжелой формы.

Почему у некоторых людей формируется эта сильная и непреодолимая привязанность, чем объясняется импульсивность и ненасыщаемость влечения? Ответы на эти вопросы имеют огромное значение для общества и для каждого отдельного человека.

Психология жестов и выражения лица

Психология поведения, жестов и мимики - это ключ к тайнам человека, которые он хочет скрыть. Человек в результате эволюции научился передавать мысли и чувства при помощи слов. Но вместе с этим умением он овладел искусством прятать свои истинные замыслы и намерения, устремления. Нужно уметь «читать» своего собеседника по его телодвижениям. Только таким образом можно понять, что у него на уме и чего от него можно ожидать.

Американский психолог Мейерабиан Альберт считает, что при общении мы передаем 7% объема информации вербально, 38 % - интонацией и тоном голоса, 55 % - невербальными сигналами.

Главное правило психологии жестов и мимики говорит, что нет в мире человека, который полностью может управлять телодвижениями в процессе разговора, даже если он хочет намеренно ввести собеседника в заблуждение.

Человек на подсознательном уровне практически одинаково реагирует на определенные ситуации. Непроизвольные мимика и жесты незнакомого человека позволяют услышать и увидеть скрытое за ширмой слов.

  • Защита. В опасных или дискомфортных ситуациях, когда есть желание отгородиться от собеседника - люди отклоняются назад, закрываются книгой, папкой или другим предметом, закидывают ногу на ногу, скрещивают руки на груди, сжимают кулаки. Глаза их следят неотрывно за тем, от кого они ждут подвоха. Таким поведением выдается настороженность и напряжение, а так же не готовность к конструктивному диалогу.
  • Открытость. Тело наклонено к собеседнику, открытые ладони, благодушная улыбка - эти сигналы говорят о предрасположенности к общению.
  • Заинтересованность. Отсутствие жестов, говорят об увлеченности, человек весь во внимании, он наклонен вперед и старается не двигаться, чтобы не упустить ни слова.
  • Скука. Потухший взгляд, ритмичное покачивание ногой, что-то теребит в руках, рисует, зевает. На языке жестов в психологии общения это значит, что у слушающего нет интереса к теме беседы.
  • Скептичность. Человек соглашается с собеседником, но дает понять, что не доверяет ему такими жестами, как потирание шеи, почесывание уха, щеки, лба, ухмылка, подпирание подбородка ладонью.

Психология по поведению человека учит нас понимать премудрости невербальной символики и верному взаимопониманию друг друга.

Что может рассказать о человеке невербальная речь

Большинство людей недооценивают роль мимики и жестов в общении. Но именно с помощью невербальных сигналов создается первое впечатление о человеке. И оно же запоминается надолго. Жесты помогают или отвлекают слушателей от разговора, даже отсутствие их несет информацию о говорящем человеке.

Итак, что значат те или иные жесты:

  • вялое рукопожатие говорит о застенчивости и неуверенности человека, и наоборот сильное - о желании навязать свое мнение;
  • если поправляет прическу женщина, это значит, она прихорашивается;
  • если человек жестикулирует только одной рукой - это говорит о его неестественности;
  • прикосновение ко лбу, рту, носу расценивается как обман;
  • скрещивание рук, говорит о скептичности собеседника и недоверии к тому, кто говорит;
  • сутулость, сгорбленность говорят о низкой самооценке человека и неуверенности.

Необходимо развивать в себе наблюдательность, она помогает собрать дополнительную информацию о людях, с которыми приходится общаться.

Главное в психологии по поведению человека - умение слушать и видеть. Ведь огромное значение имеет звучание голоса и его интонация, жесты и мимика собеседника.

О чем нам говорит поведение мужчины

Психология сильной половины человечества всегда связана с выполнением определенных действий: завоевать, раздобыть, победить. Поэтому и в их играх с детских лет присутствует всегда дух соревнования по выносливости, твердости характера, силы.

Все их действия направлены на конечный результат. Самооценка их с детского возраста опирается на способностях и достижениях.

Слова и поступки мужчин и женщин различны. Поэтому в разговоре с ними нужно обращать внимание на общую манеру поведения. Если в ходе беседы он скрещивает ноги или руки, садится вполоборота - значит, он не слушает, он как бы отгораживается от информации. Если смотрит в глаза и периодически посматривает на губы - значит он увлечен разговором.

Если мужчина поправляет галстук, часто меняет позу, у него высоко подняты брови и широко раскрыты глаза - он заинтересован женщиной, с которой разговаривает.

Если он избегает взгляда, теребит пуговицы или другие мелкие детали одежды, прикрывает рот рукой, поправляет ворот рубашки - это значит, собеседник пытается что-то утаить.

Следует помнить, что все эти невербальные сигналы - среднестатистические. Психология сильного пола намного сложнее и зависит от человека и его эмоциональной наполненности.

Что нам говорят дети своими выходками?

Психология поведения ребенка основывается на трех основных принципах:

  • чувство принадлежности к семейной системе;
  • эмоциональная связь с родителями;
  • собственная значимость.

Когда основные потребности ребенка удовлетворены (сон, еда, вода), у него возникает желание в удовлетворении эмоциональных. Ему необходимо, чтобы у него были какие-то обязанности, закрепленные только за ним. То есть то, что зависит только от него. Это повышает его самооценку. Он должен чувствовать, что вносит вклад в жизнь семьи, знать, что с его мнением считаются, что он тоже управляет событиями.

Как же помочь ребенку и удовлетворить его потребность в значимости и причастности?

Прежде всего, необходимо сформировать тесную эмоциональную связь с мамой, папой и другими родственниками. И привлекать ребенка к обсуждению семейных проблем, принятию решений.

Если возникает конфликт с ребенком, поговорить с ним, возможно, ему не хватает родительского внимания. Необходимо дать ему понять, что он очень важен и нужен.

Проводить время с ребенком хоть 20 минут в день, но оно должно быть посвящено только ему. Детям очень нравится дурачиться и играть с родителями, именно так устанавливается самая прочная эмоциональная связь. Не учить его как надо играть с теми или иными игрушками, лучше остаться безоценочными. У него должна быть сфера жизни, в которой только он один должен принимать решения. Постараться превратиться в друга, а не воспитателя.

Психология женщин

Психология прекрасной половины человечества основана на нескольких обстоятельствах:

  1. Склад характера. Большинство женщин - сангвиники. Они активны, им свойственны перемены настроения, умеют управлять чувствами, подчиняют обстоятельства под свои желания.
  2. Воспитание - то, что родители заложили в маленькую девочку, определяет ее поступки и поведение.
  3. Опыт - если она всю свою жизнь сталкивалась с негативом, она перестает доверять людям, и становится одинокой. Ее поведение отличается от стандартного.

Психология поведения дамы определена ее отношением к мужчине. Психологи считают, что женщины обладают природной смекалкой, которая помогает им в жизни. Но свою смекалку они, прежде всего, направляют на взаимоотношения с мужчинами. Например, они стараются казаться сильными и независимыми, у них всегда есть какие-то увлечения и хобби, часто распланированное личное время и так далее.

Формы поведения людей

На основе соционики и теории психоформ Деллингера были выделены формы поведения людей:

  1. Доминантная - это поведение лидеров, реалистов, практиков.
  2. Творческая - характерна людям с абстрактно-образным мышлением. Они больше полагаются на интуицию, обладают смекалкой, предчувствием, фантазией, полностью оторваны от реальности.
  3. Гармонизирующая форма поведения свойственна людям, которые наделены сочувствием, этикой, тонкой дипломатией.
  4. Нормирующая - это поведение людей логиков, способных к анализу фактов.

Обычно у людей сочетаются два типа поведения, один из которых выражен более ярко.

В заключение

Душа и тело человека находятся в тесной и неразрывной связи. Невозможно внешние проявления отделить от характера. Психология человека по поведению, мимике и жестам дает возможность с легкостью определить тип характера. Это очень важное и нужное умение в наше непростое время.

За последнее время психологи, социологи и нейрофизиологи получили много новых данных о человеческом поведении. Иногда, конечно, результаты исследований не удивляют, но теперь они подтверждены экспериментально.

Представляем выводы ряда исследований, в скобках – статьи, где описываются сами эксперименты. Конечно, не все люди себя ведут именно так. Однако при взаимодействии с другими, общие тенденции стоит учитывать.

Мораль

Люди склонны совершать аморальные поступки или не выполнять чью-то просьбу о помощи, если для этого не надо прикладывать усилий или не придется отказывать человеку впрямую.

Однако, больше людей ведут себя «как положено», если они должны принять моральное решение на виду у кого-то. В прямой просьбе о помощи, о пожертвовании или о сборе подписей отказывают реже. ("Why do people behave badly?”)

В половине случаев люди обманывают, чтобы получить какой-то ресурс – от чего-то материального до внимания, уважения или более высокого статуса.

Ложь требует больших ментальных усилий. Человеку одновременно приходится удерживать в голове ложь – чтобы ее говорить, и правду – чтобы ее скрывать. В результате он произносит более простые предложения и хуже справляется с задачами на сообразительность. ("The evolution and psychology of self-deception”)

Когда за людьми наблюдают, они ведут себя лучше. Причем иллюзия наблюдения работает тоже. Достаточно было повесить фотографии глаз в столовой самообслуживания, чтобы большее число людей стало убирать за собой посуду. ("How the illusion of being observed can make you a better person”)

При этом поведение влияет на мораль (да-да). Люди, солгавшие, обманувшие кого-то или совершившие другой аморальный поступок, после этого по-другому оценивают, что есть хорошо и что плохо. ("The science of why we cheat”)

Желание казаться моральными часто приводит не к моральному поведению, а к более изощренным способам оправдания аморальных поступков. ("I read Playboy for the articles: Justifying and rationalizing questionable preferences”)

Моральные, благородные поступки (даже такие, как сознательная покупка товаров, сделанных без ущерба для природы) нередко действуют как индульгенция. После этого в конфликтных ситуациях люди поступают менее морально – как будто уже выполнили на этот день свою долю добрых дел. ("Behind the (leafy) curtain”)

Восприятие людей

Черты личности незнакомого человека могут достаточно точно определяться по фотографии. Особенно, если на фотографии человек в естественной позе и обстановке. При этом проще и точнее определяют черты личности мужчин. Внешность женщин более подвержена социальным стандартам. ("Personalities traits could be accurately judged by photo”)

Привлекательная честная внешность может легко ввести в заблуждение. Люди склонны более доверять внешности, чем искренности. Даже профессионалы считали честными лгущих людей с искренними манерами в 86% случаев. ("Looks can kill – you better judgement”)

Внешность играет огромную роль даже в голосовании и выборе политиков. Избиратели делают вывод о компетентности политиков по зрелости лица и физической привлекательности. Разумеется, неосознанно. ("On the faceofit, voting’s superficial”)

При этом, черты личности оказывают влияние на восприятие внешней привлекательности. После того, как люди узнавали негативную информацию о тех, кого посчитали красивыми, их мнение менялось. ("Personality traits influence perceived attractiveness”)

Иерархия настолько важна для человека, что ее понимание заложено с младенчества. Младенцы понимают, что более сильные особи побеждают более слабых, и выражают удивление, когда видят обратное. ("Babies understand that bigger beasts usually top the pecking order”)

Более успешных и богатых считают более умными, мудрыми и т.д., и наоборот. И зачастую люди склонны думать, что те, кто добился успеха, и те, на чью долю выпали страдания, заслуживали это. («Несовершенная случайность», Млодинов)

Отношения с другими

Люди стремятся унизить других, когда не уверены в себе. Испытуемые, которым сказали, что они плохо прошли тест на IQ, высказывали больше национальных и религиозных предубеждений, чем те, кому сообщили о высоких результатах.

При этом люди искренне уверены, что их негативное мнение о других искренно и не имеет никакой связи с их понизившимся мнением о себе. Унижение других помогает восстановлению самооценки. ("The evolution and psychology of self-deception”)

Не исключено, что помощь другим людям связана с опосредованным личным интересом. Ученые называют это «непрямой взаимностью». Люди склонны помогать тем, кто сам считается «хорошим» человеком, помогающим другим. Поэтому репутация хорошего человека – залог будущей поддержки. ("Using mathematic stoidentify good guys”)

Счастливее не тот, у кого денег много, а тот, у кого больше, чем у соседа. Частично на этом основывается и неудовлетворенность большими деньгами. Люди постоянно сравнивают себя с соседями. Разбогатев, они начинают вращаться в новых кругах, где у людей денег еще больше, и возвышаться над окружающими нелегко. («В плену наивной корысти»)

Гнев и агрессия

Люди с высоким уровнем тестостерона получают наслаждение от гнева других. ("Hight estosterone people feel rewarded by others’ anger”)

Гнев усиливает в людях желание обладания. Люди прилагают больше усилий к получению объекта, который ассоциируется у них с сердитыми лицами. Раньше это считалось только свойством положительных эмоций. ("Anger makes people want things more”)

Сердитые женщины воспринимаются как мужчины. Очень сильны подсознательные ассоциации гнева с мужчинами и счастья с женщинами. Настолько сильны, что могут повлиять на определение пола человека – конечно, только при быстром взгляде. ("Are angry women more like men?”)

Ложка сахара снижает агрессию. Для подавления агрессивных импульсов требуется самоконтроль, а самоконтроль требует энергии. Глюкоза поставляет эту энергию в мозг. Люди, которые пили лимонад с сахаром, через несколько минут менее агрессивно реагировали на беспокойного незнакомца, чем люди, которые пили лимонад с заменителем сахара. ("A spoonful of sugar helps the rage go down”)

Сбор информации и принятие решений

Обычно люди ищут желаемую информацию и пропускают нежеланную. Конечно, невозможно точно предсказать, где что встретишь. При этом, можно выбрать источник, в котором скорее появится информация, которую человек готов воспринять - те или иные газеты, авторов и т.д. ("Thehappinesshypothesis” byJonathanHeidt).

Однако, люди могут воспринимать и нежеланную информацию, если чувствуют себя уверенно и спокойно. ("The evolution and psychology of self-deception”).

Чем сложнее решение, которое необходимо принять, тем более люди склонны оставлять все, как есть. ("Exploring status quobiasin human brain”).

Если в магазине слишком большой выбор и люди не могут сходу определить, какой из товаров лучше - они уйдут без покупки. ("Consumers stop buying as number of options increases”).

Когда люди чувствуют, что не контролируют происходящее, они склонны видеть несуществующие закономерности в несвязанных между собой картинках и верить в теории заговора.

Исходя из этого, процент верующих людей в стране достоверно предсказывается по уровню безопасности существования (здравоохранение, жизнеобеспечение, возможность заработать на жизнь и т.д.) ("The evolution and psychology of self-deception”).

Люди сожалеют о быстро принятых решениях, даже если результаты их устраивают. При этом важно не фактическое время, отведенное на решение. Важно, чувствует ли человек, что времени было достаточно. ("Quick decisions createre gret”).

Зато мытье рук существенно снижает сомнения по поводу правильности принятого решения. ("Washing Away Postdecisional Dissonance”).

Странности нашего мозга

На поведение людей влияют телесные ощущения. Например, есть стойкая ассоциация между ощущением тяжести и «важностью», «серьезностью», «весомостью». Люди оценивали человека как более серьезного и стабильного, если его резюме подавалось в тяжелой папке, и наоборот.

Точно так же, ощущение жесткости и твердости делает людей негибкими. Сидящие на жестких стульях были более неуступчивы в переговорах.

Ощущение шероховатой поверхности вызывает в людях ощущение сложности в отношениях между людьми, а холод тесно связан с чувством одиночества. (Incidental haptic sensations influence social judgments and decisions).


Допустим, вы не знаете, что подарить своей девушке. При этом хотите сделать ей приятно. Что же делать, чтобы не прогадать с подарком? Выход есть – психология поведения людей! Скажите, что уже купили подарок, но попросите угадать, что это.

А знали ли вы, что люди с карими глазами могут любить одновременно двух? При этом голубоглазые девушки и мужчины способны влюбляться всего за несколько минут.

Согласно статистике, в спорте судьи чаще наказывают спортсменов, которые одеты в чёрную форму. Интересно?

В таком случае предлагаем ознакомиться с 40 фактами, которые обязательно пригодятся вам. Знание психологии упрощает жизнь и улучшает взаимопонимание. Не волнуйтесь, что забудете их, ведь человеческий мозг способен запомнить за жизнь около 300 000 воспоминаний!


Психология поведения - 40 интересных фактов


Для начала давайте рассмотрим отличия в психологии мужчин и женщин, и начнём с представительниц «слабого пола». Это интересно:

  1. Девушкам достаточно всего 45 секунд, чтобы оценить незнакомца;
  2. Будучи в магазине женщины обращают внимание вначале на полки потом на вешалки. Подсознательно им кажется, что в любом беспорядке есть что-то интересное;
  3. С парковой авто женщины справляются лучше мужчин;
  4. Статистика указывает, что в среднем у женщин 4 половых партнёра за всю жизнь;
  5. Женщины не чешут затылок, так как не любят показывать свою растерянность;
  6. Оказать эффект на девушку проще, если она испытывает несколько эмоций одновременно. К примеру, громким «стой» вы испугаете ее, а потом спокойным голосом подскажите, что она выронила что-то…
  7. Девушкам чаще снятся в страшных сновидениях гусеницы, пауки и червяки. Они их боятся, даже красивых гусениц;
  8. Во время полового акта любая девушка беспокоиться о том, как выглядит;
  9. Уважение и признание девушкам нужно не меньше, чем мужчинам;
  10. Когда женщине плохо, достаточно просто выслушать. Затем она успокоится, словно волна и наступит штиль. Подсказками и фразами: «ты переживаешь из-за ерунды», можно угодить в торнадо!


  1. 49% мужчин ошибочно полагают, что их девушки никогда не притворяются во время полового акта;
  2. Полуодетая девушка возбуждает парня больше, чем обнаженная;
  3. Есть стереотип, что мужчины обращают внимание на девушек, которые избалованы вниманием. На самом деле это касается только тех парней, у которых нет собственного мнения;
  4. Парням сложнее делать несколько дел одновременно. Поэтому мала вероятность, что мужчина будет встречаться с несколькими девушками одновременно;
  5. Всех парней пугает фраза «нам нужно поговорить»;
  6. Если бы для девушек не был важен внешний вид, большинство бы до конца жизни ходили в одной одежде или вовсе без неё;
  7. Не многие парни понимают прозрачные намеки типа: «уходи», когда в реальности нужно подойти и извиниться;
  8. Если на первом свидании мужчина получил желаемое, вероятность отношений сводится к минимуму;
  9. С мужчиной нельзя расставаться, пытаясь задеть достоинство. Это будем нами рассматриваться, как вызов. Лучше предложить жениться. Как «ветром сдует».
  10. После очередной ссоры, просто расскажите, что беспокоит. Мы не умеем читать мысли, поэтому обиду никак не воспримем.



Порой, очень не хватает знаний и понимания жестов, мимики и движений. Отсюда и ошибки, обман, манипуляции:

  1. Если человек прячет глаза, протирает нос – вероятно, он лжёт;
  2. Если вам человек смотрит в глаза и долго пытается что-то вспомнить – он пытается солгать;
  3. Если человек неуверенно произносит утверждение, после чего резко смотрит в глаза – проверяет реакцию;
  4. Уверенный голос и правильная подача не значат, что вам говорят правду. Следите за движениями рук. Когда человек говорит правду, он не трогает лицо;
  5. Более привлекательные люди реже идут на преступления. Между внешностью и поведением наблюдается взаимосвязь;
  6. Если кто-то протирает ухо, когда вы говорите, значит, ему не интересно или неприятно вас слушать;
  7. Если человек почесывает руки, гладит ноги, рассматривает свой свитер, глядя на вас, значит, ему есть, что сказать, но не решается;
  8. Когда человек пытается обмануть возникает внутренний конфликт. Это ярко отражается на мимике лица. Вы обязательно заметите. Но иногда возникают ошибки из-за слишком пристального взгляда. Помните, что ваш собеседник может почувствовать недоверие. В таком случае на его жесты уже можно не смотреть;
  9. В среднем люди врут за 10 минут разговора 3 раза;
  10. Актёров учат врать. Они могут лгать, выпрямляя ладони, глядя в пол, не подавая никаких признаков лжи. Даже обманывать детектор!

ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

предмет исследований современной психологии, включающий человека к деятельности в материальной, интеллектуальной и социальной сферах жизни. Поведение человека развивается на протяжении всей его жизни. Так же как подвержено непрерывным изменениям от младенчества до старости, никогда не достигает стадии, на которой прекращается. Причем поведенческое и телесное развитие тесно связаны друг с другом, и этапы того и другого в значительной степени совпадают. Наиболее распространена , согласно которой на поведение комбинированно влияют природные и средовые факторы: генетически предрасположен к определенным поведенческим проявлениям, которые в большей или меньшей степени формируются под воздействием среды. Большой вклад в поведения человека от рождения до юности внес швейц. психолог Жан Пиаже, который связал умственное развитие с физическим взрослением. Сенсомоторная умственного развития охватывает первые два года жизни ребенка и включает в себя постепенное усовершенствование изначально рефректорного поведения. Несмотря на то что младенец с момента рождения обладает зрением, способность фиксировать взгляд на определенном объекте развивается на протяжении первых месяцев жизни по мере овладения умением классифицировать различные визуальные стимулы. Развитие слуха происходит сходным образом. Двигательное развитие новорожденного соответствует стадиям созревания нервно-мускульной системы. Младенец умеет кричать с момента рождения, а к двухмесячному возрасту осваивает гуление и лепет, постепенно становящиеся основой осмысленной речи. Развитие детей в дошкольном и младшем школьном возрасте (дооперациональная стадия, по Пиаже) проявляется в познавательной, мотивационной и нравственной сфере и происходит в основном во взаимодействии ребенка с семьей. Интеллектуальное развитие ребенка приводит к тому, что он начинает применять символы, что является уже признаком абстрактного мышления: от собственных наименований предметов и их свойств он переходит к формированию понятий, т.е. к абстрагированию и классификации по признаку общности широкого спектра символов и представлений. Формирование у ребенка начального понимания закономерностей отражает его воспринимать взаимоотношения между различными сторонами явления. По мере освоения речи, начинающегося на втором году жизни, увеличивающиеся в объеме и дифференцирующиеся представления ребенка получают названия и могут использоваться в возрастающих взаимодействиях со взрослыми. Рост словарного запаса сопровождается овладением построением фраз, от простейших, состоящих из двух слов, к более сложным, грамматически правильным предложениям, построенным самостоятельно. В решении встающих перед ребенком задач играют роль , память и развитие новых представлений и закономерностей. Сильны стремления избежать одиночества или опасности, ведущих к возникновению тревоги. Еще более интенсивна ребенка к обретению любви, защиты и заботы со стороны окружающих взрослых, особенно матери. Удовлетворение этих осн. потребностей является предпосылкой роста интереса к окружающему миру и стремления к деятельсности, особенно к использованию игрушек. Быстро развивается в младшем и среднем школьном возрасте нравственная ребенка. Амер. психолог Лоуренс Колберг исследовал прохождение ребенком нескольких стадий развития нравственности, характеризующихся, ориентацией на , поощрение и, наконец, формирование личной позиции. Родители оказывают решающее влияние на развитие нравственных представлений детей в первые шесть лет жизни. Юность приходит с началом созревания репродуктивной системы. На этой стадии, согласно Пиаже, обретает упорядоченность и и индивид учится оперировать абстрактными идеями. Психологическими характеристиками этого периода являются , половая идентификация, профессиональное . Группа сверстников приобретает очень большое , обеспечивая подростка возможностью самовыражения, самооценки, самоопределения, одобряя или порицая его поведение. Из характера изменений, происходящих в поведении взрослого человека, следует отметить тот динамичный , при котором собственная оценивается с точки зрения верности принципам, достижения цели и социального вклада. Подобным же образом поведение человека в пожилом возрасте, тесно связанное с телесными изменениями, окрашивается чувством цельности и полноты (или отсутствия таковых) применительно к предшествующим этапам.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .


Смотреть что такое "ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА" в других словарях:

    Поведение активность живого организма, направленная на взаимодействие с окружающей средой. Обычно под поведением понимают внешне проявляемое поведение, то есть действия, которые могут быть замечены наблюдателем (крупные движения, типа ходьбы;… … Википедия

    ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА - предмет исследований современной психологии, включающий способность человека к деятельности в материальной, интеллектуальной и социальной сферах жизни. Поведение человека развивается на протяжении всей его жизни. Развитие детей в дошкольном и… … Профессиональное образование. Словарь

    поведение человека - ▲ поведение горазд, ый на что (# на выдумки). ↓ ВНИМАНИЕ, МАНЕРА ПОВЕДЕНИЯ, уверенность ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, ТЕАТР … Идеографический словарь русского языка

    Поведение человека - имеющее природные предпосылки, но по своему содержанию социально обусловленное, опосредствованное языком взаимодействие с окружающей средой, реализуемое в форме деятельности и общения … Психология человека: словарь терминов

    Поведение человека гигиеническое - Гигиеническое поведение обобщенное понятие, подразумевающее деятельность человека, направленную на созидание своего здоровья: выполнение правил личной гигиены, поддержание гигиенических условий быта, соблюдение режима сна и бодрствования, режима… … Официальная терминология

    Поведение человека вынужденное - Вынужденное поведение форма поведения, детерминированная ситуацией отсутствия выбора вариантов действий, формирующейся в определенных социальных, социокультурных, социально психологических, физических и прочих условиях... Источник: МР 2.1.10.0033 … Официальная терминология

    КОМПЛИМЕНТАРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА - такое поведение человека, при котором его действия, включая жесты, мимику, а также паралингвистические компоненты речи, соответствуют тем словам, которые он в это время произносит, высказывая комплименты в адрес другого человека или выслушивая… … Словарь терминов по психологическому консультированию

    Серьезное и несерьезное поведение человека - Имена существительные разг. ЗАДИ/РА, разг. забия/ка, разг., шутл. пету/х. Тот, кто постоянно затевает ссоры, драки. разг., неодобр. КРИВЛЯ/КА, неодобр. позёр, разг. лома/ка. Тот, кто ведёт себя неестественно, стараясь произвести… …

    Честное и нечестное поведение человека - Имена существительные ЛИЦЕМЕ/Р, ханжа/, книжн. иезуи/т, книжн. тартю/ф, книжн. фарисе/й. Тот, кто притворяется добродетельным, высоконравственным, чистосердечным, осуждает пороки, недостатки людей, прикрывая этим свои подлинные мысли,… … Словарь синонимов русского языка

    Голод и его ужасающие последствия были призраком, пугавшим человечество в течение тысячелетий. Целый ряд нарушений поведения м. б. вызван отклонениями в питании. Существует два осн. типа недостаточности питания: а) общий дефицит потребляемой… … Психологическая энциклопедия

Книги

  • Рождение коллективного разума. О новых законах сетевого социума и сетевой экономики и об их влиянии на поведение человека. Великая трансформация третьего тысячелетия , Славин Б.Б.. Настоящий сборник посвящен проблемам коллективного интеллекта, как они выглядят с философской и экономической точек зрения, как их воспринимают социологи и моделируют математики. Коллективный…
  • Социальная эволюция и поведение человека. Диалектика естественного и социального, сохранения и развития , Н. Д. Субботина. В монографии используются два взаимосвязанных и частично пересекающихся ракурса: рассмотрение поведения человека с точки зрения соотношения в нем естественногои социального и с точки зрения…

Человек разумный является одним из видов царства Животные. Для него как для биологического вида характерны все потребности животных: в кислороде, пище, воде, размножении и др. Вместе с тем, как вы уже знаете, человек имеет ряд черт, отличающих его от животных. Данные отличия породили и новые потребности человека, не характерные для животных.

Иерархическую систему потребностей человека хорошо иллюстрирует пирамида потребностей, предложенная американским психологом Абрахамом Маслоу (от вершины к основанию):

  • Потребность в саморазвитии . Духовный рост, самосовершествование и т.д.
  • Потребность в уважении . Самоуважение, общественное положение и т.д.
  • Социальные потребности . Дружба, любовь, взаимопонимание и т.д.
  • Потребность в безопасности . Защита от преступности, болезней и т.д.
  • Физиологические потребности . Пища, вода, жилье, одежда, воспроизводство рода и т.д.

По мере удовлетворения потребностей человека, лежащих в основании пирамиды, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня. Чаще всего последовательность удовлетворения потребностей соответствует их иерархии в пирамиде.

Однако именно для человека характерны случаи, когда потребности более высокого ранга удовлетворяются на фоне неудовлетворения насущных физиологических потребностей. Это можно проиллюстрировать на примере жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Ленинградцы голодали, однако сохранили уникальную коллекцию семян различных сортов культурных растений. Или в концентрационных фашистских лагерях люди находили в себе силы вести подпольную антифашистскую борьбу. Данные примеры являются свидетельством того, что даже в критические минуты жизни у человека есть возможность к самореализации в обществе.

Человек в социальной среде. Нормы поведения

Социальная среда — конкретные общественные отношения, традиции, нравственные и правовые установки, при которых живет человек. Таким образом, социальная среда — это люди, объединенные в различные группы, с которыми каждый человек находится в специфических отношениях и общении. Социальная среда воздействует на человека, подчиняет общественному мнению, увлекает, а также принуждает к определенной направленности социального поведения.

Научные знания, жизненный опыт, мотивы различных поступков, которые человек черпает из социальной среды, являются ведущими в формировании личности человека. На основании личностных качеств (уровень образования, целеустремленность, организаторские способности и др.) каждому человеку принадлежит в обществе определенное место. Кроме социальной среды в широком смысле слова, которая подразумевает все общество, выделяют и малые социальные среды. К ним относят семью, класс, трудовой коллектив, членом которого является данный человек.

В качестве социальной среды человека можно рассматривать и неформальные группы людей. Неформальная группа — это спонтанно возникшая группа людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели. Причины объединения людей различны: чувство причастности, помощь, защита, общение. Например, по инициативе Беларуси при ООН была создана неформальная Группа друзей по борьбе с торговлей людьми. В нее вошли 22 государства, представляющих все регионы мира. Данная группа — это открытое, неформальное и добровольное объединение людей, созданное для активизации международной деятельности по борьбе с торговлей людьми. В нашей стране можно также выделить социально активные неформальные группы с позитивно направленной деятельностью: группы экологической защиты, охраны памятников и др.

За время развития человеческой цивилизации были выработаны определенные нормы поведения людей в различных общественных группах. Они основываются на национальных традициях, обычаях, социальном и сословном делении людей, нормах морали, вероисповедании и др. Неукоснительное соблюдение всех норм поведения и законов обеспечивает гармоничное развитие общества.

Суррогатное общение

В последние годы в жизнь человека все больше входят компьютерные технологии. Специалисты озабочены тем, что компьютеры заменяют реальное словесное и духовное общение между людьми. Суррогатное общение — новый вид общения и получения информации посредством компьютерной техники. Основная доля суррогатного общения осуществляется через сеть Интернет и виртуальный мир компьютерных игр. Ученые считают, что общение через Интернет не способствует расширению межличностных контактов и кругозора. Кроме того, снижается возможность к самореализации личности человека в обществе.

Ученые предостерегают от излишнего увлечения развлекательными интернет-сайтами и компьютерными играми. Считается, что это может негативно влиять как на физическое здоровье, так и на психику человека. У подростков порой отмечается агрессия к окружающим людям. Чрезмерное увлечение компьютерными играми также может нарушить работу сердечно-сосудистой системы и даже привести к слабоумию.

Серьезной проблемой современности стала зависимость человека от мобильных телефонов — номофобия . Ученые Великобритании показали, что более 50 % англичан преследует панический страх остаться в одиночестве. А источником данного страха является молчащий мобильный телефон. В приступах номофобии люди отмечают у себя панические атаки, тошноту, недостаток кислорода, жгучую боль в груди.

Антиобщественное поведение

К сожалению, в обществе нередки случаи антиобщественного поведения — поступков личности или групп людей, нарушающих официально установленные в обществе правовые нормы. Например, в настоящее время получили распространение неформальные группы болельщиков — фан-клубы. К сожалению, порой это не просто болельщики, а пропагандисты экстремизма, насилия и межнациональной розни.

Крайне негативной формой антиобщественного поведения является наркомания, приводящая к деградации не только отдельного человека, но и общества в целом. Наркотики разрушают здоровье человека. Наркоманы подвержены очень опасным заболеваниям: СПИДу, гепатитам, сепсису (заражению крови) и др. Они погибают молодыми. Чтобы заполучить наркотики, наркоманы пытаются раздобыть деньги путем краж и грабежей, что вызывает рост преступности. Данное явление категорически недопустимо в человеческом обществе.

В случае нарушения правил общественного поведения и законодательных актов вступают в силу меры воздействия: от порицания до суровой уголовной ответственности.

Поведение человека и природная среда

Поведение человека в природной среде сегодня в наибольшей степени определяется законами и моралью общественных отношений. В современном мире зависимость человека от природы практически минимальна. Так, почти все современные жилища имеют необходимые системы жизнеобеспечения. Человек использует одежду, соответствующую сезону, пользуется своевременным медицинским и информационным обслуживанием. Научные достижения позволили человеку заселить практически всю пригодную для жизни территорию планеты. Человек научился успешно противостоять болезням и освоил космическое пространство. Люди значительно расширили спектр употребляемых продуктов питания. В их рационе теперь не только пища природного происхождения, но и ряд продуктов сельскохозяйственного и промышленного производства.

Обратной стороной научно-технического прогресса является подчинение природной среды исключительно интересам человека. В результате поведение человека в природной среде часто наносит ей огромный вред. Поэтому человеческому обществу в ближайшее время необходим срочный переход от дальнейшего овладения природой к гармоничным взаимоотношениям с ней. Ведущая роль в этом процессе должна принадлежать человеческому разуму — самой могучей силе на планете Земля.

Поведение человека в обществе определяется исторически сложившимися нормами поведения. Неукоснительное соблюдение всех правовых норм и законов обеспечивает гармоничное развитие общества и взаимоотношений человека с природой. Ведущая роль в этом процессе должна принадлежать человеческому разуму — самой могучей силе на планете Земля.