Цели, принципы и инструменты бизнес-коучинга. Как на самом деле работает коучинг. Что такое коучинг

Сегодня мы узнаем что такое коучинг и в чем секрет его эффективности. Коучинг нельзя назвать обычным консультированием или тренингом. Да, этот метод много взял из психологического консультирования и позаимствовал элементы тренинга, но у него есть свои отличительные особенности, выраженные в этой технике.

Определение значения

Что такое couching?

Прежде всего, стоит разобраться, что заложено в понятие коучинга. С английского слово «coach» переводится как «тренировать», «наставлять», «воодушевлять» . Почему именно такое название получил метод? Дело в том, что его истоки лежат в области спорта. А методологические принципы и техники были позаимствованы из организационной, позитивной, когнитивной психологии.

Коучинг – это метод, объединяющий принципы консультирования и тренинга, но не в классическом виде . Прежде всего, отличие заключается в том, в коучинге основное место отводится не наставлениям, а мотивированию клиента к изменениям.

Профессиональный коуч (тренер в коучинге) никогда не будет давать каких-либо жестких рекомендаций . Он вместе со своим клиентом ищет ответы на вопросы, которые возникают в процессе консалтинга. Именно поэтому главный инструмент коуча – это искусство задавать вопросы, позволяющие постепенно подвести клиента к верному выходу. В процессе своеобразного интервью он помогает человеку раскрыть свой потенциал и максимально развить его.

В коучинге признается, что никто не знает так о личных проблемах, как сам человек, поэтому именно он должен отыскать верное решение. А коуч в этом процессе исполняет роль проводника. Обучиться коучингу в России возможно в нескольких организациях, например обучение предлагает Национальный институт профессионального коучинга , они дают хорошее образование и расположены в Москве.

В коучинге вся работа построена на четырех этапах, каждый из которых нужно пройти для достижения устойчивого результата :

  1. Постановка цели.
  2. Проверка на то, является ли поставленная цель реальной.
  3. Разработка плана реализации цели, в который следует включить пути достижения.
  4. Непосредственно реализация цели – этап воли.

Коучинг – это система взаимодействия, направленная на быстрое достижение позитивных результатов . В режиме «здесь и сейчас» коуч совместно с клиентом ищет пути достижения четко поставленной цели, например, в сфере работы, личной жизни или саморазвития. Но, к сожалению, коучинг не сможет помочь тому человеку, который не хочет никаких изменений. Это выражается в том, что он желает получить результат, но при этом не готов предпринимать никаких действий, ища оправдания своей пассивности.

Ключевые понятия коучинга

С самим понятием мы разобрались. Есть еще и другие понятия, существующие в рамках метода:

  • Клиент. В качестве клиента может выступать как индивидуальное лицо, так и организация. То есть, это человек, пользующийся услугами коуча и ожидающий позитивных результатов. Британские тренеры еще могут называть клиента игроком.
  • Сессия – процесс беседы коуча с клиентом, происходящий по определенно выстроенной структуре.
  • Формат коучинга – это, непосредственно, само взаимодействие или средство взаимодействия тренера и клиента.

Кстати, в коучинге для эффективного расслабления, способствующего открытости сознания к поиску верных решений и позитивным изменениям, могут использоваться элементы йоги, дыхательные упражнения и даже НЛП.

Кто основал метод

Появлению коучинга мы обязаны Тимоти Голви. В своей книге «Внутренняя игра в теннис», изданной в 1974 году, он сформулировал концепцию этого метода. Основная идея заключается в том, что главный соперник спортсмена – это не другой человек или какие-то обстоятельства. Препятствием на пути к достижению цели становится так называемый «противник в голове» . Именно он мешает реализации целей.

Коуч выступает в качестве наставника, который, однако, ничего не навязывает своему клиенту. Он учит игрока самостоятельно искать пути достижения заявленных целей путем преодоления внутренних препятствий. Когда человек этому научится, ему больше не нужен будет тренер.

В 1992 году Джон Уитмор продолжил развивать идеи коучинга, применив их к менеджменту и бизнесу. Свои размышления он воплотил в книге «Коучинг высокой эффективности».

Нельзя не упомянуть и о Томасе Дж. Леонард. Он стал основателем Университета коучей и еще ряда организаций, обучающих и объединяющих тренеров, практикующих метод коучинга.

Самые популярные разновидности

Сегодня известны разные виды коучинга, которые разрабатывались по мере развития этого метода, исходя из необходимости адаптации его к определенным условиям или сфере применения. Его можно классифицировать по нескольким параметрам:

  1. По количеству участников:
  • Индивидуальный коучинг.
  • Групповой (или корпоративный).
  1. По области применения:
  • Бизнес-коучинг. Его предназначение – отыскать эффективные пути реализации целей компании. Коуч обязательно должен работать как с руководителями организации, так и с группами сотрудников.
  • Карьерный коучинг. Его цель может заключаться в сопровождении клиента в поиске им работы, в оценке профессиональных возможностей и компетенций, в выборе наиболее действенного пути развития и пр.
  • Лайф-коучинг. Предполагает индивидуальную работу с клиентом. Человек может обратиться к коуч-тренеру с разными проблемами: в работе, личных взаимоотношениях, самооценке, здоровье. Вместе с коучем клиент ищет пути позитивных свершений в проблемных аспектах жизни.

Современные технологии раскрывают широкие возможности как для клиента, так и для самого тренера. Если ранее был доступный только очный формат коучинга (личная встреча), то теперь успешно внедряется и заочный формат. Например, все популярнее становится телефонный коучинг и через интернет с использованием социальных сетей, программ.

С этой статьей читают:

В жизни бывают моменты, когда мы ищем человека, способного помочь справиться с трудной ситуацией, определить цель и подсказать верный способ ее достижения. Как правило, мы рассчитываем на поддержку близких и друзей, но сегодня в нашем распоряжении навыки и опыт профессиональных коучей. Они помогают людям обустраивать жизнь, разрешать конфликты в семье и на работе, добиваться профессионального успеха - словом, жить полной жизнью.

Интерес к коучингу в России быстро растет: этот вид услуг предлагают тренинговые и консалтинговые компании, психологические центры едва ли не во всех крупных городах. «Захотел - поставил цель - добился» - такая формула не только подкупает своей прямотой, но и вызывает закономерный вопрос: неужели все так просто?

«Терапия для здоровых»

Английское слово coach переводится буквально как «тренер», «наставник» - тот, кто ведет к результату, к победе. Многие годы идеи коучинга развивались в мире спортивных достижений. Именно здесь были сформулированы его принципы: концентрация на своих возможностях, а не на прошлых ошибках, раскрытие потенциала человека для достижения им наилучших результатов.

К коучу обращаются, когда субъективно переживают ощущение «потолка», остановки, потерю жизненного запала

В конце прошлого века коучинг как практический метод пришел в бизнес. «Основным направлением работы коучей стало развитие лидерских качеств, которые позволяют в бизнесе рождать идеи и вдохновлять ими других людей», - рассказывает директор и ведущий тренер Центра обучения персонала «Класс» Леонид Кроль. И вот теперь коучинг пришел в сферу индивидуальной помощи, началось развитие «жизненного», «персонального» направления - lifecoaching.

«К коучу обращаются, когда субъективно переживают ощущение «потолка», остановки, потерю жизненного запала, - продолжает Леонид Кроль. - Обращаются те, кому важно развиваться дальше». И «жизненный» коучинг обещает им помощь. «Этот метод подходит для очень разных людей, - говорит Светлана Чумакова, российский представитель Международной федерации коучинга (ICF). - Именно отсюда возникает его парадоксальное определение - «терапия для здоровых».

Кому подойдет коучинг

Метод жизненного коучинга помогает тем, кто решает конкретную жизненную задачу, стремится взять определенную планку: сдать экзамены, уладить конфликт. Коуч - не эксперт по жизни, а внимательный и квалифицированный собеседник, который помогает уточнить цель, принять верное для данных обстоятельств решение, выработать эффективную и гибкую стратегию поведения для подобных ситуаций в будущем.

Ориентация на результат

С точки зрения клиента, самая сильная сторона коучинга состоит в ориентации на быстрый и ощутимый результат. Однако в этом же заключена и главная причина уязвимости этого подхода: хорошо известно, что даже локальные сложности - например, неспособность поменять жилье или работу - зачастую скрывают под собой глубинные проблемы, корнями уходящие в прошлое человека.

«Жизненный коучинг не работает с прошлым (как это делает психотерапия), он сосредоточен на моделировании будущего, - продолжает Светлана Чумакова. - Главная задача формулируется так: «Что сделать, чтобы добиться поставленной цели?», а не «Почему я не могу достичь желаемого?».

Коучи не предлагают игнорировать прошлое, для них оно - своего рода исходная позиция: как я - такой, каким меня сделали моя природа и мой уникальный жизненный опыт, - могу жить и действовать дальше в данных обстоятельствах?

«Психотерапия позволяет лучше узнать себя, однако глубинные изменения не всегда предполагают внешние перемены в поведении или образе жизни человека, - считает психотерапевт Маргарита Жамкочьян. - Жизненный коучинг, напротив, нацелен на быструю коррекцию поведения, но не воздействует специально на глубинные травмы, мешающие двигаться вперед. Это два разных, взаимодополняющих подхода».

Иногда новый метод сравнивают с краткосрочными видами психотерапии: транзактным анализом, гештальт-терапией, психологическим консультированием. Однако они принципиально отличны. «Вместо психотерапевтической задачи «помогите разобраться», вместо исследования проблемы, ее причин и механизмов, жизненный коучинг решает задачу «помогите достичь», позволяет человеку с учетом его трудностей добиться нужного результата», - говорит Светлана Чумакова.

«Коучинг существует на стыке тренинга, психологического и бизнес-консультирования, - поясняет Леонид Кроль. - И это не просто «три в одном», а сплав особой ценности, позволяющий одновременно достигать одухотворенности и практичности, в нужной пропорции затрагивая соответствующие струны человеческой психики».

Подводные камни коучинга

Несмотря на растущий спрос на услуги коучей, их работа подвергается критике с самых разных сторон. Основная претензия состоит в том, что жизненный коучинг - не имеющая четкого определения и никем не контролируемая дисциплина. «Увлечение этим методом привело к появлению наспех обученных «специалистов», которые не оправдывают ожиданий клиентов», - считает британский бизнес-консультант, один из создателей метода в бизнесе Джон Уитмор.

«Сам термин «коуч» оставляет неопределенным уровень образования и подготовки специалиста, которому мы доверяем свою жизнь, работу, карьеру, отношения с другими, - поддерживает его Андрей Россохин, психоаналитик и коуч французской школы бизнеса INSEAD. - Высок риск того, что, работая с коучем, мы услышим советы человека, сделанные лишь на основе его собственного жизненного опыта».

Чтобы получить право называться коучем, человек должен пройти серьезную подготовку и получить соответствующие дипломы

«Жизненный коучинг действительно рекрутирует специалистов из тех, кто «сам себя сделал», сумел достичь своих жизненных целей, понял, как он это сделал, и теперь готов помочь другим найти собственный способ изменения жизни», - говорит Маргарита Жамкочьян. Но, чтобы получить право называться коучем, человек должен пройти серьезную подготовку и получить соответствующие дипломы, сертификаты, свидетельства, подтверждающие его образование. Как правило, базовое образование жизненных коучей - психология, педагогика, медицина. Среди них много практикующих психотерапевтов.

«На Западе профессиональное сообщество более развито, и клиенты обладают возможностью проверить репутацию специалиста, - продолжает Светлана Чумакова. - У нас сообщество только складывается, и среди консультантов встречаются люди непрофессиональные. Международная федерация коучинга приняла этический кодекс, где четко сказано, что может и чего не может делать коуч. Но в каждом случае все остается на совести конкретного человека».

Как же не ошибиться? «Смотреть, спрашивать, интересоваться рекомендациями окружающих, - советует Леонид Кроль. - Прислушиваться к себе, своей интуиции, субъективным первым реакциям. Быть готовым поменять коуча и уйти пусть и с небольшим, но позитивным опытом».

Этапы работы

Коучинг проходит в несколько этапов. На первой встрече клиент рассказывает о том, чего он хочет достичь. Коуч помогает уточнить цель (иногда оказывается, что истинная цель совсем иная). Устанавливаются правила взаимодействия и продолжительность курса. При следующих встречах анализируются препятствия на пути к цели, ресурсы, формулируются стратегия достижения и конкретные шаги.

Клиент самостоятельно реализует намеченное и время от времени обращается к коучу за поддержкой. Продолжительность работы зависит от запроса клиента: от одной встречи до нескольких месяцев, при общении раз в неделю или раз в три месяца. Первая встреча всегда очная, а затем общение может идти по телефону, интернету.

Психотерапия или коучинг - что выбрать?

Для многих в России психотерапия остается чем-то недостаточно понятным, а потому не вызывает доверия. Более того, сформировавшееся в советское время представление о том, что психически здоровый человек не нуждается в услугах психотерапевта, зачастую не позволяет нам прибегнуть к помощи профессионала даже тогда, когда мы ощущаем в этом необходимость. Возможно, именно эти особенности национальной ментальности стимулируют интерес к жизненному коучингу - методу, главные свойства которого энергичный прагматический подход и отсутствие медицинских ассоциаций. Однако возможности коучинга не стоит переоценивать - заменить психотерапию ему не под силу.

«Коучинг не прорабатывает психологические проблемы как таковые, - предупреждает Маргарита Жамкочьян. - Психотерапевт тонко подстраивается к клиенту, улавливая малейшие движения его души, а коуч ставит акцент на осуществлении задуманного и не вдается в подробности, которые во многих случаях неключевые».

По мнению Андрея Россохина, метод коучинга полезен главным образом в профессиональной сфере: он помогает топ-менеджерам лучше понимать себя, мотивировать и поддерживать своих подчиненных. Полезен он и тем, кто находится в начале карьерного пути и хочет развить в себе качества, которые позволят максимально эффективно проявить себя.

И, конечно, коучинг не должен подменять уже существующие профессиональные направления помощи человеку, в частности психологическое консультирование. Главное - убедиться, что перед вами опытный профессионал, имеющий специальные знания и способный помочь именно вам.

Как правильно поставить цель?

Осознать и ясно сформулировать цель помогает метод, разработанный американским коучем Робертом Дилтсом. Если итоговая формулировка цели позитивна («быть хорошим оратором» вместо «не быть занудой»), если она развивает способности и сочетается с другими жизненными ориентирами, то это та цель, к которой можно смело начать движение.

Другие названия метода: "Развивающее консультирование".

Назначение метода

Применяется для решения широкого круга задач и проблем в различных областях жизни и деятельности теми, кто уже многого достиг и хочет достичь большего. Коучинг - один из инструментов развития творческого мышления.

Цель метода

Максимальное повышение результативности личности в ее персональной и профессиональной деятельности.

Суть метода

Коучинг (coaching) - это инструмент, предназначенный для раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности в персональной и профессиональной деятельности.

Коучинг - это набор техник, заимствованных из различных профессий, дополненный целым рядом специфических приемов и направленный на быстрое достижение результата.

План действий

Основная процедура коучинга - диалог, задавание эффективных вопросов и внимательное выслушивание ответов. Во время этого диалога происходит полное раскрытие потенциала клиента, повышается его мотивация и он самостоятельно приходит к важному для себя решению и реализует намеченное.

Коучинг проходит в несколько этапов.

  1. Определение целей коучинга. Установление правил взаимодействия между коучем и клиентом.
  2. Анализ текущей ситуации.
  3. Уточнение целей, постановка задач, определение путей достижения.
  4. Составление плана действий.
  5. Контроль и поддержка в процессе реализации плана.

Особенности метода

В коучинге переплелись вековая мудрость древних и современные бизнес-технологии.

По одной из версий, коучинг зародился в 80-х годах прошлого столетия. Ключевыми фигурами этого процесса стали: Томас Леонард - основатель персонального коучинга, Тимоти Голлвей - идеологический предтеча коучинга и Джон Уитмор - основатель корпоративного бизнес-направления и менеджмента в коучинге.

Для обозначения той работы, которую Т. Леонард проводил со своими клиентами, он использовал спортивный термин "коучинг". "Коучинг" - это транслитерация английского "coaching". Это просто переписанное русскими буквами английское coaching, что можно перевести как "тренировка, репетиторство, подготовка". Так получилось, что слово "коучинг" не отражает сути самого понятия. На самом деле это понятие включает в себя нечто большее. Коучинг возник на стыке психологии, менеджмента, философии, логики и жизненного опыта. Это процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни и деятельности. Одним из эквивалентов, выражающим идею коучинга, является "совместное достижение" или "развивающее консультирование".

По другой версии, разделяемой многими учеными-практиками, коучинг, в известном смысле, возник из "ниоткуда". Такой поход к планированию и осуществлению положительных изменений не был абсолютно новым. Многие из тех, кто знакомится с коучингом и его возможностями фактически использовали его в той или иной степени в своей жизни.

Справедливо будет отметить, что идеи коучинга в большинстве своем провозглашал еще Сократ, но его философия не нашла должного понимания в обществе. "Я не могу никого ничему научить, я только могу заставить думать". Сократ (470-399 г. до н.э.), древнегреческий философ.

Заслуга Голлвея, Леонарда и Уитмора в том, что осознав необходимость личностной поддержки профессиональной деятельности, идеи коучинга обрели более совершенную форму.

По определению, коучинг - это технология для раскрытия потенциала человека. Однако это больше, чем технология, это способ мышления. Основная задача коучинга - не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания. В коучинге, в том числе в рамках целей организации, клиент сам формулирует свои цели и критерии достижения, стратегии и шаги, сопоставляя их с целями организации.

Дополнительная информация:

  1. Оценка эффективности коучинга проводится самим клиентом по своим критериям путем сопоставления достигнутых результатов с заявленными в начале работы с коучем.
  2. Коучинг - это кропотливый и тяжелый труд, долгая и кропотливая совместная работа коуча и клиента.
  3. Человек развивается только тогда, когда сам прикладывает максимум усилий к формулированию и практическому решению своих задач.
  4. Только действия и следующие за ними достижения могут привести к устойчивым изменениям в сознании человека.
  5. По данным компании Fortune 500 коучинг позволяет более чем в 5 раз окупать затраты на вложенный капитал.
  6. Нередко под привлекательной маркой коучинга клиенту предлагаются различные, достаточно далекие от него услуги.

Достоинства метода

  • Коучинг способствует четкой постановке целей и их успешной реализации.
  • Коучинг применяется как на индивидуальном, так и на групповом уровне.

Недостатки метода

Психологическое сопротивление личности, так как реализация идей коучинга предполагает разрушение многих стереотипов в сознании и формирование новых привычек.

Ожидаемый результат

Существенное (в разы) повышение эффективности деятельности личности.

Самой простой иллюстрацией решения рядовой производственной задачи может служить такой диалог между руководителем и подчинённым:

— Иван Дмитриевич! У нас в этом месяце не получится, видимо, выполнить план по продажам доп. оборудования…

— А что вы уже предприняли?

— Ну, мы все клиентам, кто покупал у нас станки, предлагали наше доп. оборудование. Купили только 35% из них. А до плана нужно, чтобы ещё столько же купили…

— А как думаешь, что можно сделать, чтобы больше клиентов покупали доп. оборудования к станкам, и план был выполнен?

— Хм… Может акцию запустить со скидкой? Некоторые клиенты говорили, что у конкурентов дешевле…

— Так. Что ещё?

— Ну, может сразу ставить доп. оборудование пакетами — несколько запчастей сразу — и этот пакет будет стоить процентов на 10-15 дешевле, чем по отдельности… Или ещё: на самые востребованные станки сразу ставить дополнительное оборудование и продавать с этим допом…

— Так, вот это уже другое дело… С чего начнёшь?

— Определю, какое оборудование самое ходовое и что можно скомплектовать, потом посчитаю размер скидки, чтобы получать ту же маржу…

— Ещё проверь, может, менеджеры мало продают, потому что не знают выгод клиента от покупки доп. оборудования? Или надо поменять способ премирования с продаж доп. оборудования? А может, нужно пересмотреть условия работы с поставщиками? Это уже на будущее, чтобы план выполнялся и в дальнейшем. С этими проработанными вариантами жду тебя во вторник, договорились?

Таким образом, руководитель побуждает сотрудника искать решения, а не бежать за советом. В следующий раз тот придёт с предложениями, а не с вопросами. Так и время руководителя экономится, и эффективность работы не страдает, а своевременно корректируется в соответствии со сложившимися обстоятельствами.

В пору сокращения бюджетов на обучение компании ищут новые способы поддерживать созданную, взращённую культуру обучения и развития сотрудников. И всё чаще они приходят к выводу о том, что нужно воспитывать собственных тренеров, наставников и учителей.

И это хороший вариант! Потому что позволит на собственных ресурсах выстроить и отладить систему внутреннего обучения персонала компании, которая в итоге может перерасти в самообучающуюся организацию.

Коучинг как новый метод обучения и управления персоналом в последнее время очень популярен на Западе. Этот метод позволяет сотрудникам учиться и развиваться прямо на рабочем месте. Коуч (тренер-наставник) не даёт советов и конкретных способов решения задач и проблем. Он стимулирует человека к самостоятельным действиям, помогает ему самому добиться определённых результатов. В процессе диалога с "клиентом" коуч побуждает его к более глубокому осознанию своих целей, возможностей и ограничений и, таким образом, раскрывает, развивает его потенциал, помогает ему справиться с внутренними барьерами. Основными принципами коучинга являются осознанность и ответственность. Именно осознание человеком своих желаний и стремлений, определение пути достижения выбранной цели и осуществление плана действий по продвижению к конкретному результату дают свободу.

Выделяют внутренний и внешний коучинг:

  1. Внешний коучинг проводит привлечённый извне специалист, внутренний коучинг выполняется штатным коучем. И тот и другой вариант имеют свои плюсы и минусы. Так, внешний коуч независим от организации, а значит, его работа может быть более результативной. Но его деятельность обычно очень высоко оплачивается и для широкого использования не всем по карману, поэтому чаще применяется при работе с первыми лицами компании.
  2. Внутренний коуч в иерархии организации работает не выше уровня своего начальника и "сидит на зарплате". У него есть свой план, задачи и отчётность. Но даже если он декларирует полную конфиденциальность коуч — сессий с сотрудниками, в случае давления со стороны руководства: "Расскажите, о чем шла речь у Вас с Петровым на сессии?", перед ним встаёт дилемма: быть лояльным руководству (и если не прослыть "стукачом", то рисковать доверием сотрудников, результативностью сессий и желанием сотрудников их посещать) или принципам профессии (соблюдение конфиденциальности встреч, неразглашение информации даже непосредственному руководителю, что может вызвать недовольство последнего).

И тот и другой вид коучинга для многих компаний в настоящее время, будет, пожалуй, не выгоден, так как потребует внушительных финансовых (услуги профессионального коуча дороги), и временных (на подбор или обучение коучингу одного из сотрудников может уйти до полугода… а то и больше) затрат.

Возможно, поэтому самым оптимальным вариантом является применение коуч-технологий, то есть отдельных инструментов и техник коучинга, руководителями различного уровня. Причём создавать для этого "особые" условия (организация обучающих сессий, встреч) не обязательно. В повседневном деловом общении с подчинённым — во время совещаний, переговоров, текущего контроля и т.д. — руководители могут задавать побуждающие вопросы, стимулируя и направляя инициативу, помогая сотруднику самому сформулировать задачи и найти лучшие способы их решения.

Такой стиль управления имеет массу преимуществ. Руководитель, осознавая себя в роли коуча, чётче излагает свои мысли, шире делегирует полномочия и более терпим к ошибкам подчинённых. В ответ на улучшение качества коммуникаций с руководителем у сотрудников возрастает ответственность и мотивация. Следовательно, повышается эффективность бизнес-процессов. Происходит обучение и развитие сотрудников без отрыва от работы на актуальных для бизнеса рабочих примерах. Коуч — технологии осознанно или спонтанно наследуются вниз по иерархии из-за своей практичности и эффективности. И в результате проявляются таланты, инициатива и лидерство на всех уровнях организации.

Некоторые руководители (возможно, среди ваших знакомых такие есть) задают побуждающие вопросы интуитивно, не осознавая, что используют коуч-технологии. Тем проще им будет сделать этот процесс целенаправленным.

А тем, кто впервые задумался о коучинге как способе развития сотрудников, я уверена, будет полезен совет основоположника бизнес-направления в коучинге — сэра Джона Уитмора:

"Подумайте, что лежит за поведением того человека, который вам нравится. Возможно, в вашем детстве был такой человек, чей приход вас всегда радовал. Это могла быть бабушка, друг родителей или кто-то ещё. Вспомните, что делал этот человек? Каково было его поведение по отношению к вам? Опрос людей во всем мире обнаруживает схожесть ответов. Этот человек:

  • Относился ко мне как к равному;
  • Выслушивал моё мнение;
  • Верил в меня, что я смогу;
  • Бросал мне вызов;
  • Доставлял удовольствие, пробуждал энтузиазм;
  • Давал безопасность, заботу, поддержку;
  • Проявлял доверие, уважение;
  • Уделял мне время и своё полное внимание.

Это тот фундамент, без которого нельзя стать хорошим коучем. Ваши бабушки или те люди, которые проявляли себя таким образом, конечно, не учились коучингу, они были "природными" коучами, но у них есть, чему поучиться. Вспоминайте их чаще" .

Как эффективно управлять свободными людьми: Коучинг Шекшня Станислав Владимирович

Цели, принципы и инструменты бизнес-коучинга

В своем первоначальном смысле английское слово coaching означает транспортировать кого-то, перемещать из одного места в другое. Этот перевод хорошо передает основную суть бизнес-коучинга – достижение заданных изменений в человеке. Это могут быть изменения в уровне развития какого-то конкретного навыка, повышение мотивации, изменение личной бизнес-парадигмы и т. д. Как мы видели в предыдущем разделе, цели коучинга достаточно многообразны, однако их объединяет элемент трансформации, изменений в человеке. То же самое можно сказать о формате бизнес-коучинга, который может основываться на различной методологии и принимать разнообразные формы, однако в основе которого всегда лежит разговор . За последние десятилетия сложилось разделяемое всеми практиками коучинга представление о том, каким должен быть этот разговор и на его основе были сформулированы так называемые принципы коучинга,

Коучи способен к совершенствованию. Это основополагающий принцип коучинга – коуч начинает работать со своим подопечным только тогда, когда они оба верят в возможность прогресса – повышения результативности, развития навыков, изменения мотивации. Если в ходе работы коуч изменяет свою оценку (например, ему казалось, что совместными усилиями они смогут преодолеть разрушительную тенденцию своего подопечного – генерального директора принимать решения за своих подчиненных, однако через несколько сессий коуч увидел, что эта цель недостижима, поскольку подопечный не воспринимает обратную связь, нервничает при разговоре о своем стиле управления, отказывается экспериментировать с новыми для него формами поведения на рабочем месте), ему следует прекратить занятия. Как мы уже говорили, коучинг – это прежде всего отношения, и если одна из сторон теряет веру в положительный результат, отношения становятся фальшивыми. Продолжающий работу, но не верящий в успех, коуч лишается важнейшей составляющей результативности всяких отношений – честности по отношению к партнеру. Коучи рано или поздно почувствует это, каким бы опытным и технически вооруженным не был его наставник.

Эффективный коуч очень серьезно подходит к оценке способностей будущего подопечного к развитию и постановке целей программы. Если он понимает, что цели не могут быть достигнуты, то предлагает скорректировать их, а в случае невозможности прерывает коучинговый контракт. К сожалению, не у всех хватает решительности всегда следовать этому принципу, мне приходилось видеть, как не верящие в успех коучи работали с не верящими в успех клиентами. Вне зависимости от того, что лежало в основе решения продолжить контракт – алчность, стратегические соображения высшего порядка или нежелание обидеть клиента, – зрелище было жалким, не говоря уже о результатах.

Вышесказанное полностью относится и к коучи – если он не верит в свою способность измениться, ему не следует начинать коучинговую программу. Я вспоминаю одного молодого способного менеджера, которого часто упрекали в доминировании и авторитарности и которому предложили поработать с персональным бизнес-коучем. По окончании трехмесячной программы руководитель с гордостью сообщил, что, как он и предполагал, она провалилась, хотя он добросовестно посещал все сессии и соблюдал договоренности. Этот человек не был готов к коучингу, поэтому даже хорошо организованная работа оказалась бесполезной. В этой связи хочется сформулировать второй принцип коучинга.

Коучи несет ответственность за результат коучинга и выбор конкретных действий, а коуч – за процесс. Целью коучинга является определенная трансформация человека, достижение изменений в его поведении, мышлении, мотивации. Естественно, ответственность за такую трансформацию может лежать только на нем, внешние контрагенты (коуч, руководитель, директор по персоналу, коллеги) могут способствовать изменениям, но не могут принять на себя ответственность за их результаты. Вместе с тем коуч, являющийся носителем профессиональной экспертизы, несет ответственность перед возникающим «партнерством по изменению коучи» за то, чтобы построить коучинговый процесс таким образом, чтобы он оказался результативным для данного конкретного клиента.

Принцип ответственности коучи за результаты очень важен, поскольку ответственность предполагает возможность влияния, контроля и изменения, она делает его хозяином положения. Так получается, только когда коучи сознательно принимает цели программы, «пропускает их через себя» – производя объективную оценку своих навыков, приоритетов, возможностей, желаний. Коуч должен сделать так, чтобы эта оценка действительно имела место, поскольку реальная ответственность приходит только в результате такого самоанализа. При этом коуч должен научить своего подопечного разделять готовность принимать на себя вину за неудачу («я не справился», «из-за моей несобранности мы не добились результата»), которая является одним из механизмов психологической защиты от неприятных событий, и реальную ответственность («я добьюсь результата несмотря на сегодняшнюю неудачу»), которая обеспечивает положительный итог программы.

Принимая на себя ответственность за результаты, коучи более серьезно и основательно подходит к выбору методов развития, который в конечном счете остается за ним. Коуч помогает своему клиенту найти ведущие к совершенствованию пути с помощью вопросов, обратной связи, примеров и других инструментов, проанализировать сопутствующие им риски, оценить вероятность успеха, однако окончательный выбор клиент делает сам. Эффективный коуч умеет управлять естественным для человека желанием найти «совершенное решение» и в отличие от стратегического консультанта получает истинное удовлетворение не тогда, когда клиент в восторге восклицает: «Вы нашли прекрасный ответ!», а когда он может сказать клиенту: «Вы нашли прекрасное решение!». Бизнес-коуч – не мудрец, который делится своим опытом и раздает правильные советы нуждающимся в них менее зрелым менеджерам, а процессный консультант, который обладает навыками выстраивания отношений, позволяющих клиенту самому находить решения.

Коучинг концентрируется на одном человеке – коучи. Хотя коучинг – это разговор двух равноправных партнеров, их роли асимметричны. Предметом разговора является коучи – его мысли, чувства, проблемы, его рабочая среда, подчиненные, руководители, коллеги. Коуч добровольно принимает на себя роль инструмента, который помогает клиенту лучше узнать себя, свою среду, своих контрагентов, сформулировать цели развития, найти инструменты для их достижения. Эффективный коуч присутствует в диалоге ровно настолько, насколько это необходимо для коучи.

Такая предельно простая в описании структура отношений требует значительных усилий со стороны коуча. Он должен постоянно управлять собственным эго, воздерживаться от естественного для каждого человека желания привнести в диалог собственные мысли и чувства, поговорить о себе, своих проблемах и переживаниях. При этом коучинг предоставляет множество возможностей для смещения фокуса – коучи имеют тенденцию задавать прямые вопросы: «А вы были в подобной ситуации?», «А что вы чувствовали, когда вам приходилось увольнять людей?», «А что бы вы сделали на моем месте?». Опытные коучи находят баланс между сохранением фокуса на коучи и поддержанием человеческого, а не механического разговора, они демонстрируют свою эмоциональную включенность («я живой человек»), но при этом не позволяют собственному «я» затмевать личность клиента. На последний из приведенных выше вопросов-ловушек они отвечают: «Я бы тоже испытывал высокое напряжение и постарался бы прежде всего успокоиться, чтобы не принимать решения в возбужденном состоянии. Затем я бы подумал о действительных причинах, которые подталкивают меня к продаже этого актива, и попытался бы оценить, насколько они совпадают с моей стратегией. Так что давайте успокоимся, вы не против?» вместо «Я бы согласился с предложением продать этот актив, но потребовал бы изменения графика платежей».

Коуч искренне поддерживает своего клиента на протяжении всей программы, и когда он внутренне одобряет его действия, и тогда, когда ему кажется, что коучи поступает не совсем так, как надо. В функции коуча не входит оценка действий или мыслей коучи, вынесение суждений о моральных или профессиональных достоинствах клиента, его цель – помощь в развитии. Однако если в результате совместной работы коуч перестает доверять клиенту, их отношения становятся малопродуктивными, поскольку нарушается еще один принцип коучинга – взаимное доверие.

Доверие. Коучинг – достаточно интимное упражнение, эффективность которого во многом зависит от того, насколько коучи откровенен сам с собой в оценке своей среды, своих навыков, проблем, мотивации, возможностей меняться и развиваться. Поскольку разговор коучи с самим собой происходит в присутствии второго лица (главная роль которого как раз и состоит в повышении эффективности разговора), он может быть откровенным только при условии доверия.

Безусловно, на доверие клиента к коучу влияет профессиональная репутация последнего, складывавшаяся в течение определенного времени, однако она является только начальным условием, позволяет сделать только первый шаг на пути к установлению доверия. Дальнейшее зависит от реального поведения коуча, от того, насколько он соблюдает конфиденциальность, насколько искренне следует принципу концентрации на клиенте и насколько профессионально организует процесс. По моим наблюдениям, эти три элемента, вместе взятые, позволяют достаточно быстро создать атмосферу рабочего доверия, в которой коучи открыто говорит о себе, однако отсутствие хотя бы одного из них мешает возникновению продуктивных отношений.

Поскольку коучинг – это разговор, его основные «инструменты» достаточно хорошо известны всем нам. Коуч наблюдает за поведением клиента в рабочей обстановке (так называемый on-site коучинг) или же только в личном общении (off-site коучинг), слушает то, что ему рассказывают, задает вопросы, приводит примеры в виде историй, мини-кейсов, анекдотов и предоставляет обратную связь , т. е. делится результатами своих наблюдений и размышлений в виде гипотез о действиях коучи и их результатах. Помимо содержательной части коуч создает продуктивную и безопасную для клиента среду, в которой можно открыто говорить о себе, других людях и бизнесе, обсуждать пути совершенствования и экспериментировать с новыми навыками и поведениями. Для поддержания такой среды коуч в дополнение к названным выше инструментам пользуется также юмором, эмпатией, определенным образом организует пространство, в котором проходят «занятия». В последующих главах мы более подробно поговорим о том, как руководители могут использовать коучинговые инструменты для развития своих подчиненных.

Из книги Социальный контроль масс автора Луков Валерий Андреевич

5.4. Цели, принципы и модели культурной политики При всей самоценности культуры как особого общественного явления речь не может идти о единой культурной политике, пригодной для всех времен и народов. В каждом конкретном случае ее разработка и определение опираются на

Из книги Гостиничный бизнес. Как достичь безупречного сервиса автора Балашова Екатерина Андреевна

Аттестация: цели, задачи, принципы, функции, процедуры и методы Аттестация – это процедура систематической формализованной оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы на данном рабочем месте в данной должности. Оценка, даваемая

Из книги Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

Миссия, цели, философия, принципы в области управления персоналом. кадровая политика Смысл существования организации, ее «призвание», устанавливается путем выработки миссии и постановки базовых целей, а также определения средств их достижения. В солидной компании, как

Из книги Выставочный менеджмент: стратегии управления и маркетинговые коммуникации автора Филоненко Игорь

9.1. Цели, задачи, инструменты общественных связей на выставочном поле В широком смысле паблик рилейшнз (далее - PR) определяют как «планируемые и осуществляемые усилия, направленные на установление и поддержание доброжелательных отношений между организацией и ее

Из книги Организация времени. От личной эффективности к развитию фирмы автора Архангельский Глеб

Приложение III Основные инструменты бизнес-ТРИЗ ВведениеЗадача этой заметки - познакомить читателя с технологией, позволяющей принимать сильные, красивые, нетривиальные решения. Освоение предлагаемого инструментария поможет находить нестандартные выходы из

Из книги Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление автора Репин Владимир Владимирович

4.1. Цели описания бизнес-процессов организации В этой главе я использую термины «описание» и «моделирование» процессов в качестве синонимов, а также часто употребляю слово «нотация». Как правило, нотация – это система условных обозначений, принятая в какой-либо

Из книги План маркетинга. Служба маркетинга автора Мельников Илья

Принципы, цели и задачи службы маркетинга Состояние и качество маркетинга предприятия зависит от того, как организована и насколько эффективно работает служба (отдел, группа) маркетинга, осуществляющая маркетинговое управление. Прежде чем выйти на рынок со своей

Из книги Интернет-технологии в маркетинге автора Мельников Илья

Цели, задачи и принципы интернет-мерчендайзинга По своим целям интернет–мерчендайзинг не отличается от обычного. Все его мероприятия также направлены на повышение конкурентоспособности магазина (марки), формирование лояльности, управление процессом продажи товаров,

Из книги Как загубить собственный бизнес. Вредные советы российским предпринимателям автора

Цели построения системы бизнеса: принципы профессионального собственника Принцип первый. Собственники полностью исключены из текущего управления своей компанией. Это означает, что владелец не должен быть главным трудоголиком в своей компании. И тем более не должен

Из книги Бизнес-тренинг: как это делается автора Григорьев Дмитрий А.

5.1. Определение цели и задач бизнес-тренинга Бизнес-тренинг – инструмент решения бизнес-задач. А следовательно, проектируя его на первом этапе, прежде всего надо определить эти задачи.Цель и задачи тренинга имеют вполне определенную логическую структуру: цель и

Из книги Как загубить собственный бизнес. Вредные советы предпринимателям автора Бакшт Константин Александрович

6.4. Инструменты оценки бизнес-тренинга Прежде всего сделаем общий обзор инструментов, которые могут быть использованы для сбора информации, ее дальнейшего анализа и выявления причин недостаточной эффективности тренинга. Затем более детально разберем распространенные

Из книги Как эффективно управлять свободными людьми: Коучинг автора Шекшня Станислав Владимирович

Цели построения системы бизнеса: принципы профессионального собственника Принцип первый. Собственники полностью исключены из текущего управления своей Компанией. Это означает, что владелец не должен быть главным трудоголиком в своей Компании. И тем более не должен

Из книги Двухшаговые продажи [Практические рекомендации] автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Процесс бизнес-коучинга Несмотря на то, что существуют заметные различия в методологиях коучинга, можно выделить несколько стадий, которые присущи каждой программе

Из книги Руководство по улучшению бизнес-процессов автора Коллектив авторов

Глава 6 Касания. Их условия, цели и принципы Но давайте вернемся к нашей воронке продаж. Многие забывают об одной вещи. Допустим, у вас налажен процесс доведения типового клиента до первой продажи: звонок, встреча, демонстрация продукта, обсуждение договора и т. д. Так вот,

Из книги Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом автора Уитмор Джон