Бежин луг анализ рассказа. Анализ «Бежин луг» Тургенев. Темы и проблемы

Иван Тургенев - подлинный мастер слова, который в своих произведениях умело смешивал слова литературного языка и диалектизмы Орловской губернии. Рассмотрим роль описания природы в рассказе «Бежин луг», входящем в замечательный цикл «Записки охотника», знакомство с которым происходит в средней школе.

Особенности пейзажа

Природа занимает в небольшом рассказе Тургенева особое место, словно становится еще одним его действующим лицом. Будучи настоящим патриотом, писатель настолько проникновенно и точно описывает место действия, что у читателя перед глазами оживают подлинно прекрасные картины. Посмотрим, как описание природы в рассказе «Бежин луг» помогает воплотить в жизнь авторский замысел.

Сначала писатель подробно описывает место действия. Его герой направляется на охоту в Тульской губернии, при этом время действия также указывается - «прекрасный июльский день». Какая же картина встает перед глазами читателей, знакомящихся с рассказом?

  • Раннее ясное утро. Интересно, что, будучи настоящим знатоком народных примет, Тургенев обозначает, что такая погода, как правило, устанавливается ненадолго.
  • Утренняя заря заливается кротким румянцем, будто робкая стыдливая девушка.
  • Солнце - приветливое, лучезарное, доброжелательное, сам образ дарит хорошее настроение.
  • Описывая небо, Тургенев активно использует уменьшительно-ласкательную лексику: «облачка», «змейкой», сравнивает облака с разбросанными по бескрайней морской глади островами.

Картина действительно восхитительная, при этом каждое слово описания природы в рассказе «Бежин луг» дышит искренней авторской любовью и не может оставить равнодушными вдумчивых читателей, вызывает отклик в их душах.

Композиция

Несмотря на то что произведение небольшое по объему, в нем можно выделить несколько смысловых частей:

  • Описание прекрасного утра, которое переходит в погожий день, будто идеально созданный для охоты.
  • Охотник заблудился, вокруг него сгущается тьма.
  • Встреча с мальчиками, мир вновь обретает свои прекрасные краски.
  • Ночь становится торжественной и величавой.
  • Наступает утро.

Краткое описание природы в рассказе «Бежин луг» можно встретить в каждой из этих смысловых частей. Причем везде пейзаж будет живым, психологичным, не просто фоном, но действующим лицом.

Природа и настроение героя

Итак, сначала Тургенев рисует нам картину раннего утра, именно тогда и началась охота его героя на тетеревов. Сама природа словно выражает приподнятое настроение персонажа. Он настрелял много добычи, насладился удивительными пейзажными видами, подышал чистейшим воздухом.

Далее описание природы в рассказе «Бежин луг» становится еще более важным - окружающий мир начинает выражать настроение героя. Он понял, что заблудился. И природа меняется вместе со сменой его настроения. Трава становится высокой и густой, ходить по ней «жутко», появляются отнюдь не приятные человеку обитатели леса - летучие мыши, ястреб. Сам пейзаж словно сопереживает заплутавшему охотнику.

Картина ночи

Наступает ночь, охотник понимает, что он совершенно заблудился, устал и не знает, как выйти к дому. И природа становится соответствующей:

  • Ночь приближается, «словно грозовая туча».
  • Темнота «льется».
  • «Все кругом чернело».
  • Появляется образ пугливой птицы, которая, случайно задев человека, поспешно скрылась в кустах.
  • Мрак становится угрюмым.
  • Жалобно пищит испуганный зверек.

Все эти образы полны психологизма, помогая Тургеневу передать внутреннее состояние своего героя. Заметим, что напрямую очень мало говорится о том, что охотник испуган, устал, начинает испытывать досаду. Все его внутреннее состояние автор выражает через описание природы в рассказе «Бежин луг». И мастерство его поражает.

Поэтому пейзаж становится не просто местом действия, но и способом выразить мысли и переживания героя.

Встреча с мальчиками

В анализе описания природы в рассказе «Бежин луг» отрывок, повествующий о встрече героя с деревенскими мальчишками, имеет особое значение. Заметив в отдалении огоньки, уставший охотник решает выйти к людям, чтобы переждать ночь. Именно так он и встречает простых и бесхитростных мальчиков, которые заслуживают его симпатию и восхищение своей близостью природе, полной искренностью. После разговора с ними меняется и авторское восприятие окружающего пейзажа, исчезает его мрачность, унылость и черные краски. Процитируем: «Картина была чудесная». Казалось бы, ничего не изменилось, все та же ночь, так же герой далек от дома, но его настроение улучшилось, описание природы в рассказе «Бежин луг» становится совсем иным:

  • Небо стало торжественным и таинственным.
  • Окружают персонажей животные, которые издавна считались друзьями и помощниками людей - лошади и собаки. При этом очень важны звуки - если раньше охотник слышал жалобный писк, то теперь воспринимает, как лошади «бодро жуют» траву.

Посторонние пугающие шумы не тревожат героя, рядом с деревенскими ребятами он нашел покой. Поэтому описание природы в рассказе «Бежин луг» помогает не просто воссоздать место действия, но и выразить чувства и переживания героя.

Способы художественного рисования

Для создания картин окружающего охотника пейзажа писатель использует цветовые и звуковые образы, а также запахи. Именно поэтому описание природы в рассказе «Бежин луг» Тургенева получается живым и ярким.

Приведем примеры. Чтобы воссоздать прекрасные картины, открывающиеся взору героя, прозаик использует огромное число эпитетов:

  • «Круглое красноватое отражение».
  • «Длинные тени».

Имеется и большое количество олицетворений, ведь описание природы в рассказе «Бежин луг» показывает ее живым действующим лицом:

  • пыль несется;
  • тени добегают;
  • мрак борется со светом.

Есть в изображении окружающего мира и звуки: собаки «злобно лают», «детские звонкие голоса», звонкий хохот мальчиков, лошади жуют траву и фыркают, рыба негромко плещется. Присутствует также и запах - «запах русской летней ночи».

В небольшом отрывке Тургенев использует огромное число изобразительно-выразительных приемов, которые помогают ему нарисовать подлинно великолепную, наполненную жизнью картину окружающего мира. Именно поэтому можно сказать, что роль описания природы в рассказе «Бежин луг» велика. Зарисовки помогают автору передать настроение героя, который близок по духу самому Тургеневу.

Главные герои рассказа «Бежин луг» из сборника «Записки охотника» — крестьянские дети, которые выехали в ночное и стерегут лошадей на лугу. К ним из леса выходит охотник, от лица которого ведется рассказ. Весь день он стрелял тетеревов, а под вечер сбился с пути и заблудился. Уже в полной темноте он случайно наткнулся на костер, который развели ребята, чтобы сварить картошки.

Пристроившись у костра, охотник не стал докучать детям и сделал вид, что уснул. Ребята, сначала примолкшие при виде чужого взрослого человека, через какое то время возобновили разговор. Оказалось, что они по очереди рассказывали разного рода страшные мистические истории, которые слышали в деревне от взрослых. В этих историях упоминались лешие, русалки, утопленники и такое необычное для крестьян природное явление, как солнечное затмение, наделавшее в свое время много шума в деревне и послужившее причиной массовой паники среди крестьян.

Истории-страшилки звучали у костра до самого утра. Временами повествование прерывалось таинственными звуками, доносящими от реки и из леса. Один раз собаки, которые вместе с ребятами стерегли лошадей, с громким лаем вскочили и убежали в темноту. Один из мальчиков по имени Павлуша бесстрашно отправился вслед за ними и привел собак обратно к костру.

Ранним утром охотник покинул спящих ребят и Бежин луг, на котором услышал множество занимательных и жутковатых историй, характерных для крестьянского быта того времени. Таково краткое содержание рассказа.

Главный смысл рассказа «Бежин луг» состоит в стремлении автора показать истинную красоту русской природы. В рассказе подробно описываются живописные места Тульской губернии тех времен. С большой любовью к природе Тургенев рассказывает нам о рассвете в начале рассказа и не менее красочно пишет о закате. Главная интрига рассказа сосредоточена в элементах мистицизма, которые передаются через беседу у костра крестьянских детей, сторожащих лошадей в ночном. Детские страшилки из деревенской жизни, которые ребята по очереди рассказывают друг другу, создают атмосферу таинственности и тревожности. Автор усиливает мистическую составляющую рассказа в самом его конце, сообщив читателю, что мальчик Павлуша, ходивший ночью к реке за водой и услышавший голос утопленника, в том же году трагически погиб, упав с лошади. Рассказ учит не придавать слишком большого значения различного рода суевериям и рассказам мистического толка, поскольку это может породить неуверенность человека в своих действиях и привести к неприятным для него последствиям.

В рассказе Тургенева мне понравился охотник. Встретив ночью крестьянских детей на Бежином лугу, он не стал навязывать им свое общество, а скромно переночевал возле их костра, не мешая беседе детей.

Какие пословицы подходят к рассказу «Бежин луг»?

Охота – природа человека.
Не поминай лихо, пока оно тихо.
Если тебе интересен мир, то все вокруг тебя становится источником открытий.

Анализ рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг».

…мрак боролся со светом…

За окном зима, а нам предстоит окунуться в магию летней ночи, встретить яркое летнее утро. Ребята, вы прочитали рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг» из книги «Записки охотника». Сегодня мы будем работать над анализом данного художественного произведения, постигать его своеобразие.

Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадлежал к старинному дворянскому роду – имена его предков встречались в описаниях исторических событий со времен Ивана Грозного. Мать писателя – богатая помещица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской губернии. Будущего писателя занимала природа, охота, рыбная ловля. До конца жизни Тургенев сохранял «барские» повадки коренного русского дворянина. Сам внешний облик выдавал его происхождение обитателям европейских курортов, несмотря на безукоризненное владение иностранными языками. Но в то же время он стал рано замечать несправедливое отношение к крепостным крестьянам. И русский дворянин, барин, дал себе клятву, бороться с крепостничеством до конца.

И вот 1852 году в свет выходит книга, принесшая Тургеневу всемирную известность. Это книга «Записки охотника». Охотник побывал во многих местах Орловской, Калужской губерний, встречался с людьми разных сословий и делится с читателем личными впечатлениями от увиденного.

В «З.о.» Тургенев выступает против крепостного права. За эту книгу Тургенев был выслан в собственное имение Спасское-Лутовиново Орловской губернии, 1852 год, без права появления в Москве и Петербурге в течение двух лет. Он не только выказывает сочувствие лишенным свободы крестьянам, а показывает, как много интересных, талантливых, душевных людей среди них.

В 1864 году Тургенев был приглашен на официальный обед в честь третьей годовщины освобождения крестьян от крепостного права. В речи сановника Н. Милютина было сказано: «Государь лично объявил, что чтению «Записок охотника» Тургенева он обязан в сильной степени своей решимостью отменить крепостное право».

    Текстуальный анализ.

    Почему ходить в ночное – это большой праздник для крестьянских ребятишек? Для многих крестьянских ребятишек игры заканчивались очень рано, и они начинали трудиться наравне со взрослыми, потому что большие семьи нуждались в помощи даже таких маленьких, но уже рабочих рук. На протяжении всего дня ребята помогали в работе родителям. Не было времени на разговоры, праздные прогулки. Поэтому выход в ночное, где есть возможность покататься на лошади, прилечь отдохнуть и просто пообщаться со сверстниками – это праздник для крестьянских детей.

В рассказе Тургенева Ильюша рассказывает о том, что работает. Где работает Ильюша вместе со своим братом? «Мы в лисовщиках состоим». Как к этому отнеслись другие ребята? Мы видим реакцию Павлуши, который говорит с уважением: «Вишь, ты – фабричные!»

    Начнем с характеристики мальчиков. Ориентируемся на данные вам вопросы. О чем говорит внешность мальчика, на какие портретные детали обращает внимание автор. Как характеризует героя его манера рассказывать. Каково авторское отношение к герою, в чем оно выражается. Кто из мальчиков вам понравился больше всего и почему?

Федя. Единственный из ребят, кто выехал в поле не по нужде, а для забавы, потому что принадлежит к богатой семье. Это видно по одежде. Пестрая ситцевая рубаха, новый армячок, сапоги его …были точно его сапоги, не отцовские. Внешне красив и статен, кроме того, он старший, сознает сове превосходство и значимость, ведет себя соответственно, об этом нам говорят авторские замечания. Федя деловито управляет разговором – «сам же он говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство », «с покровительствующим видом сказал Федя».

Костя: мальчик лет десяти, возбуждал моё любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, ….Автор обращает особое внимание на глаза Кости: «странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, по крайней мере, - не было слов». Почему автор обращает особое внимание на глаза Кости? Взгляд характеризует мальчика как очень интересного человека, в его глазах скрыта какая-то тайна.

Ильюша внешне непримечателен. «Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно». Но Ильюша самый талантливый рассказчик, «лучше других знал все сельские поверья».

Ваня обращает внимание на красоту ночного неба, а до этого так долго молчит:

«-Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, …гляньте на божьи звездочки, - что пчелки роятся!». «Он выставил свой свежее личико из-под рогожи, оперся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза». Самый маленький мальчик острее всех чувствует красоту природы. Ваня добрый мальчик: отказывается от предложенного Федей гостинца для сестренки, ценит, что она добрая.

Павлуша : «Садясь на землю, уронил он руку на мохнатый затылок одной из собак, и долго не поворачивало головы обрадованное животное, с признательной гордостью посматривая сбоку на Павлушу». Дальше автор называет мальчика Павлом, что говорит о его уважении к мальчику. И ТОЛЬКО О ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУДЬБЕ сообщает Тургенев.

В Павле есть рискованное начало.

«Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью». Русское слово храбрость не равнозначно слову героизм. Это удаль, а удаль – это храбрость в широком движении. Добрый человек в русском представлении удалой, а не просто смелый или отважный, т.е. не расчетливо идущий на смелый поступок, а тот, кто личным выбором решается на рискованный шаг. Тургенев обращает внимание на то, что Павел – удалой наездник, найдите в тексте слова, которые подтверждают эту мысль: «Внезапно раздался топот скачущей лошади; круто остановилась она у самого костра и, уцепившись за гриву, проворно спрыгнул с неё Павлуша».

Павел действительно смелый мальчик: «Ну, ничего, пущай! – произнес Павел решительно и сел опять, - своей судьбы не минуешь». Он один не испугался поехать за собаками, которые подняли лай. «Я думал, волк, - прибавил он равнодушным голосом, проворно дыша всей грудью ».

Манера рассказывать мальчиков.

Говорят больше всего Илюша (очень эмоционально):

Варнавицы?.. Ещё бы! ещё какое нечистое! Там не раз, говорят, старого барина видали….. «с уверенностью подхватил Ильюша, который, сколько я мог заметить, лучше других знал все сельские поверья…», «с жаром подхватил Ильюша».

Костя, который действительно верит в то, что рассказывает. Костя очень выразительно рассказывает о горе Феоктисты, у которой сын утонул, сочувствует её горю: «уж как же она его любила, Васю-то!».

Павел немногословен, делает наблюдения, что происходит за пределами узкого круга ребят, изредка интересуясь предметом разговора «Вишь как! …Чего же он [домовой] раскашлялся?». Павел деловит. В то время, как Илья с жаром рассказывает про Тришку, несколько раз повторяя одно и то же: «такой удивительный человек», Павел: «продолжал своим неторопливым голосом».

    Проанализируем пейзажные зарисовки. Посмотрите, какие картины природы вдохновляли Тургенева. Это места его родовой усадьбы Спасское-Лутовиново. Наша задача – понять, какую роль играют описания природы в рассказе. Для этого нам нужно знать функции пейзажа в художественном произведении. Давайте их вспомним.

психологическая

Ункции пейзажа в художественном произведении.

2 Второй ряд выписывает слова и словосочетания, характеризующие цветовую гамму утра в конце рассказа.

3 Третий ряд работает с описанием ночи. Выписываете цветовую гамму ночи, ночные образы и звуки.

Цветовая гамма утра:

Нежно-розовый, золотистый, блеск кованого серебра, серебристо-янтарный.

Цветовая гамма другого утра:

Алые, красные , золотые потоки молодого горячего света, лучистыми алмазами, по зазеленевшим холмам. Мерно всплывает (солнце) и «свет лился потоком».

Чем отличается цветовая гамма первого утра от цветовой гаммы второго утра? Краски первого утра приглушенные, спокойные, слабо мерцающие, краски второго утра яркие, насыщенные, наполнены энергией и жизненной силой. Какой цвет, в первую очередь, говорит об этом? красно-алый цвет вызывает у человека состояние активности, смелости; является воплощением радости, пульсирующей энергии, жара. Это самый яркий цвет, цвет мужества, волевой, жизнеутверждающий.

6. Почему автор, описывая утро в начале и в конце рассказа, рисует контрастную картину? Первый пейзаж мы видим до встречи охотника с мальчиками, а второй – после встречи, которая о многом заставила задуматься и охотника, и читателя. Второй пейзаж – жизнеутверждающий, поэтому в нем так много живого, яркого света, он побеждает ночной мрак.

С каким героем вы бы ассоциировали красный цвет? С Павлушей. Какому герою больше подходит серебристый мерцающий звездный свет? Ване, который восхищается красотой звезд.

7. Ночь приближалась и росла, как грозовая туча , отовсюду лилась темнота . Всё кругом быстро чернело и утихало. С каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак , небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи . Нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука.

Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах – запах русской летней ночи. Какими запахами наполнена русская летняя ночь?

Каково душевное состояние охотника с наступлением темноты?

«Вошел, точно в погреб», «жуть», «чувство таинства», «угрюмый мрак», «отчаянно устремился», «немо», «уныло висело небо», «пискнул жалостно». Охотник очутился над бездной.

Как меняется описание ночи, когда охотник присаживается к костру крестьянских мальчишек? Почему?

Детский костер является теплым, живым островком в необъятном мраке ночи. «Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение; тонкий язык света лизнет голые сучья лозняка и разом исчезнет; острые, длинные тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь добегали до самых огоньков: мрак боролся со светом ».

«торжественно и царственно сияла ночь; бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…»

Мы видим красоту и величие природы, которые доступны любому человеку, независимо от сословия, над нами всеми огромное небо с бесчисленными звездами.

8. Давайте сделаем вывод и определим функции пейзажа в рассказе «Бежин луг».

      Эстетическая. Тургенев показывает красоту природы, используя выразительные средства языка. Например, много эпитетов: чудесный, золотой, томительный запах, кротким румянцем.

      Функция контраста. По контрасту строится описание первого утра и второго. И в целом описание пейзажа – день и ночь, мрак и свет.

      Функция психологическая, когда мы видим душевное состояние охотника с наступлением ночи.

      Культурологическая. Автор продолжает пушкинские традиции в описании русского самобытного пейзажа, показывая его бинарность, двойственность – кротость и буйство (приглушенность красок и их яркий разлив в утреннем небе), печаль и просветленность (угнетенное состояние с наступлением ночи и победу света в финале рассказа).

      Философская функция.

Обращаем внимание на эпиграф к уроку. Мрак боролся со светом. Объясните, пожалуйста, прямой и переносный смысл противопоставлений в тексте – день и ночь, мрак и свет. В прямом смысле – свет огня и свет утра борются с мраком ночи. В переносном смысле огонь – одна из стихий, символ защиты. В рассказе будто звучит голос духа природы. Происходит борьба добра и зла, побеждают добрые силы, мы видим это по жизнеутверждающему финалу рассказа.

В рассказе Бежин луг все движется от мрака к свету, от тьмы к солнцу. Источником этого движения является природа. В жизни есть темная сторона и светлая сторона. Любовь и ненависть. Забота о ближнем и жестокость, крепостное право. Жизнь и смерть. В конце рассказа автор сообщает нам о гибели Павлуши.

9. В жизни крестьянских ребятишек, о которых рассказывает Тургенев есть и печали, и радости. Какие это радости и какие печали?

Печали

    Тяжелая работа

    Частые болезни

    Недоедание

    Отсутствие возможности учиться

Радости:

    Возможность выходить в ночное, общаться со сверстниками, с природой.

    богатоевоображение

    поэтическая сторона жизни

    ребята проходят настоящую школу жизни, учатся быть добрыми, сильными, не бояться трудностей.

    10. О чем вас заставил задуматься рассказ Тургенева?

Домашнее задание. Составить кинокадр по одному из эпизодов рассказа.

Часто понять значение художественного произведения помогает отзыв. «Бежин луг» - это произведение, которое входит в знаменитый цикл "Записок охотника", который начал выходить в свет с 1847 года. Этот сборник пользовался большой популярностью и любовью читателей за колоритные описания русской природы, тонкий анализ душевных переживаний героев и интересный сюжет.

Мнения о пейзажных зарисовках

Подготовить школьный урок по рассматриваемому произведению поможет отзыв. «Бежин луг» - это повесть, проникнутая теплым чувством любви к родному краю. Все читатели отмечают великолепное описание июльского дня, когда главный герой, охотник, бродит по лесу. Пользователи в один голос указывают на поэтическое и тонкое описание красот окружающей среды. По их мнению, автору особенно хорошо удалось передать цветовую гамму уходящего дня. Светлые праздничные тона постепенно сменяются темными и мрачными оттенками, которые показывают изменение настроения рассказчика. Любовь современных читателей к рассматриваемому произведению доказывает отзыв.

«Бежин луг» - это рассказ, в котором нашли отражение основные принципы творчества И. С. Тургенева. Он через состояние природы умел передавать душевный настрой. По мере наступления ночи и сгущения красок рассказчик чувствует тревогу и волнение. Он теряется в лесу и случайно выходит на незнакомую поляну, где встречается с деревенскими мальчиками.

Герои

Обратить внимание учащихся на основные идеи книги поможет отзыв. «Бежин луг» - это удивительно проникновенное произведение, в котором поэтичное описание природы органично соединяется с тонким психологическим анализом действующих лиц.

Охотник пристраивается на ночлег у костра и наблюдает за мальчиками, каждый из которых привлекает его внимание своей внешностью и характером. По словам читателей, создание образов мальчиков - несомненная удача писателя. Повесть «Бежин луг», главные герои которой - простые деревенские жители, привлекает любителей творчества писателя своей душевностью и непосредственностью.

Безусловное лидерство в компании принадлежит старшему Федору. Он одет хорошо, так как, очевидно, принадлежит к богатой семье. Павлуша - сильный смелый мальчик, хотя на вид несколько неловок. Илюша несколько замкнут и не очень разговорчив. Костя все время задумчив и печален, чем резко выделяется среди товарищей. Самый младший Ваня спит и не принимает участия в разговоре.

Рассказы

Одним из самых известных является сборник рассказов «Записки охотника». «Бежин луг» - это повесть, которая входит в школьную программу и изучается в среднем звене. По словам читателей, самой драматичной и мрачной частью повествования является сцена, где мальчики рассказывают друг другу страшные выдумки, в которых отразились многие языческие верования. В этом месте описание природы делается еще более зловещим. Ночные шумы, крики, лай собак - все страшит мальчиков, и без того напуганных собственными рассказами.

По отзывам пользователей наиболее запоминающимся является эпизод, когда один Павлуша бросился вслед за убежавшими собаками, почувствовавшими присутствие волка. Повествователь делится с читателями своим восхищением храбростью и отвагой мальчика. После этого инцидента ребята продолжают пугать друг друга страшными фантазиями и засыпают только к утру.

Образ охотника

Почти никто из читателей не обошел вниманием личность самого рассказчика. По их наблюдениям, это очень добрый и отзывчивый человек, который тонко чувствует красоту природы и по своему миросозерцанию приближен к простому народу, несмотря на принадлежность к дворянскому сословию. Он с интересом наблюдает за простыми деревенскими мальчишками, а в финале с горечью сообщает о гибели Павлуши, прибавляя, что это был славный парнишка.

Урок литературы 7 класс

Тема урока: «Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг».

Цели урока: продолжить анализ содержательной и художественной канвы рассказа для целостного видения образной картины художественного мира произведения;

побудить обучающихся к кропотливой работе с художественным текстом,

развивать наблюдательность и лингвистическое чутьё к слову;

активизировать мыслительную деятельность учащихся в условиях урока.

Задача: на основе вдумчивого чтения, пересказа текста и озвученных ответов учащихся сформулировать проблему умение видеть и слышать окружающий мир; помочь учащимся лучше ориентироваться в сложном тексте литературного произведения; задуматься над умением понимать природу, разбираться в тайнах окружающего мира; разбудить в обучающихся желание работать со словом, понимать красоту звучащего слова.

Форма проведения: «Следствие ведут знатоки».

Подготовительная работа.

На перемене раздать группе «Искатели» карточки с лингвистическими терминами.

Подготовить слайдовую презентацию.

Картины по теме «Русалка» и музыку.

Задания группам.

I. Вступительное слово учителя.

Наш сегодняшний урок мы вновь посвящаем рассказу «Бежин луг» удивительного русского писателя XIX века И.С.Тургенева (1818-1883гг).

СЛАЙД 1.

Рассказывая о жизни крепостных детей, о красоте русской природы, писатель знакомит нас с героем-повествователем, охотником. СЛАЙД 2.

Наше путешествие с этим интересным человеком уже началось, и сегодня мы вместе с ним отправимся на речку Сн е жеть, СЛАЙД 2-1 которая и сегодня течёт Брянской области России, левый приток Десны. Название происходит от белопесчаных, словно заснеженных, берегов этой реки .

Здесь бывал И.С.Тургенев. Здесь побываем и мы:

СЛАЙД 3

посидим у ночного костра, послушаем предания, легенды, попробуем ответить на вопрос, верят ли крестьянские дети в свои «былички», если да, то почему; вместе с героями рассказа последим за пейзажем, увидим утреннее пробуждение природы.

И всё это будет нам подвластно, потому что мы знатоки рассказа «Бежин луг».

Итак, следствие ведут знатоки. СЛАЙД 4

Но прежде проверим, хорошо ли уложен наш багаж, не забыли ли мы то, что нам просто необходимо.

II. Актуализация знаний обучающихся. ………………………………………….
1. На перемене группа «Искатели» получила карточки, содержащие литературоведческий термин и его определение. Нашли ли искатели свои пары? «Искатели», вам слово!

1) художественное изображение природы (П ейзаж)

2) небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека (Р ассказ)

3) необычный порядок слов (И нверсия)

4) Р оль пейзажа в произведении:

  1. обозначение места действия;
  2. создание определённого настроения;
  3. способ выражения авторской позиции
  1. перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы (О лицетворение)

6)разговор двух или нескольких действующих лиц в литературном произведении (Д иалог)

7) вид звукописи: повторение в стихотворной речи (реже - в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления её выразительности (А ллитерация).

2. Прошу остаться тех, у кого цветные буквы. А вам, уважаемые друзья, я предлагаю составить из этих букв ключевое слово и отгадать пароль, который позволит нам начать наше путешествие.

ПРИРОДА (прикрепить его на доску).

А, как вы думаете, почему я загадала именно это слово?

Пожалуй, с описания летнего утра мы и начнём.

3. Наизусть отрывки из рассказа.

МУЗЫКА П.И. Чайковский «Времена года. Июль.»

Пожалуйста, кто учил первый отрывок? СЛАЙДЫ 5-7

Второй? СЛАЙДЫ 8-10

Третий? СЛАЙДЫ 11-13

И что же случилось в такой замечательный день с нашим вожатым?

(Наизусть четвёртый отрывок – Гриша Харламов) СЛАЙД 14

Как подействовало на вас словесное описание пейзажа? Какова здесь его функция?

Осталось вспомнить имена героев рассказа. Обратимся к таблице, которую мы заполняли на прошлом уроке.

СЛАЙД

Имя

героя

Возраст

Портрет

Поступки /действия

Федя

Стройный, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, узенькими плечиками, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами, полурассянной улыбкой.

Принадлежал по всем приметам к богатой семье: на нём пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку; не голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские.

Выехал в поле не по нужде, а для забавы.

Павлуша

Волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная - с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее.

Малый был неказистый.

Одежда состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов.

Он понравился повествователю: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила.

Ильюша

Лицо довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. На нём новые лапти и онучи, толстая верёвка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку.

Он словно всё щурился от огня. Обеими руками то и дело надвигал себе на уши шапочку.

Костя

Лицо невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно различить; большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.

Маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно.

Возбуждал любопытство своим задумчивым и печальным взором. Глаза его, казалось, хотели что-то высказать, для чего на его языке не было слов.

Ваня

Русая кудрявая голова.

Свежее личико, большие тихие глаза.

Лежал на земле, смирёхонько прикорнув под угловатую рогожку, и только изредка выставлял из-под неё голову.

Гляньте на Божьи звёздочки, - что пчёлки роятся!

Итак, герои произведения – деревенские ребята, старшему из которых - Феде - 14 лет, младшему – Ване – 7 лет, двум мальчикам – Павлуше и Ильюше - по 12 лет и Косте -10. Какие это дети?

Любознательные, смекалистые, знающие природу, в чём-то невежды, внешне бедные, но богатые душой.

III. Работа по теме урока.

СЛАЙД

  1. Слово учителя. СЛАЙЖД 14

Тихая росистая летняя ночь, неподалёку река, (Слайд 15) горит костёр, (слайд 16) чуть поодаль щиплют траву кони (СЛАЙд 17). Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая интересные истории. Со вре мен ные ис сле до ва те ли на зы ва ют их бы лич ка ми – это рас ска зы о фак ти че ских со бы ти ях, уча ст ни ком или сви де те лем ко то рых был рас сказ чик. В рас ска зе 11 бы ли чек. Мы остановимся на нескольких из них. После прослушивания «быличек» мы будем выполнять задания. Будьте внимательны. В тетрадях у вас есть таблица, которую по ходу урока мы будем заполнять. Пожалуйста, ребята.

Задание группе «Творцы» (Синявин Кирилл, Никитина Настя)

(Карточка с заданием. НОУТБУК

Используя подготовленные иллюстрации и музыку, создайте слайдовую презентацию на тему «История про русалку». При показе прокомментируйте своё творчество.)

  1. Пе ре сказ.

«Илю ша о до мо вом» - Руслан.

История о белом барашке - Женя.

«Кос тя о ру сал ке» - Артём .

3. Слово группе «Творцы». Презентация «История о русалке».

  1. А теперь давайте обратимся к слову Тургенева.

Чтение по ролям стр. 331 (Кучер Саша и Саша Гуммер) - о сол неч ном за тмении.

Как известно, одной из характеристик героев является их речь. Исследовать речь одного из них мы попросим сейчас н аших учёных - лингвистов (Попова Ольга и Катя Деркач).

(Карточка

Как характеризует Павлушу его речь? Проведите эксперимент: замените в последней на стр. 331 реплике Павлуши просторечные слова литературными. Сравните оба варианта. Какой лучше? Почему?)

(Вариант Тургенева. Картина получилась правдоподобнее, ближе, естественнее )

Нам предстоит провести собственное расследование.

5. Работа в группах.

Я приглашаю на рабочее место группу экспертов . (Селюкова Вика, Вика Келлер, Анжела Мамонова) . Приступайте к своей работе.

(Карточка с заданием.

1. Изучите предложенную литературу и дайте своё заключение-ответ на вопрос: «Почему ребята верят в домового, лешего, русалку?»

2. Как вы можете объяснить историю Павлуши о предвиденье небесном (стр. 331)?)

Группа журналистов (Зайцева Алёна, Полосина Алёна, Баталина Юлия).

Мы приветствуем наших журналистов. Они тоже рвутся в бой и готовы провести своё расследование. Пожалуйста, приступайте к работе.

(Карточка с заданием.

Расследуйте, какое мнение о домовом, лешем «живёт» в современном обществе. Проведите анкетирование наших гостей, подведите итоги, сделайте заключение, ответив на вопрос «Удивлены ли вы тому, что крестьянские дети 19 века верили в домового, лешего, русалок?»)

Группа «Лирики»

(Карточка с заданием.

Подготовить выразительное чтение стихотворений.

М. ЛЕРМОНТОВ. А. Пушкин. О домовом

РУСАЛКА

Русалка плыла по волне голубой,
Озаряема полной луной;
И хотела она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
И шумя, и крутясь, колебала река
Отражённые в ней облака;
И пела русалка - и звук её слов
Долетал до крутых берегов.

Все остальные ребята заполняют в тетрадях таблицу.

Имя героя

Возраст

(лет)

«Былички» ребят

о ком?

реакция слушателей

Федя

Павлуша

О предвиденье небесном (стр. 331)

О Тришке (стр 331-332)

О душе утопленника (стр 333)

Ильюша

О домовом

9стр. 325-236)

Мы все так ворохом и свалились, друг под дружку полезли… Уж как же мы напужались о ту пору!

Костя

О русалке

(стр. 326-327)

О белом барашке на могиле утопленника.

(Стр. 328-329)

История о бабе Ульяне.(стр. 330-331)

О Тришке

(стр. 331-332)

О лешем (стр. 333-334)

Да как же это может этакая лесная нечисть хрестиянскую душу спортить…

Защекотать она его хотела… Это ихнее дело, этих русалок-то.

Мальчики переглянулись, вздрогнули…

С нами крестная сила!

Внимательно слушают.

Принимают участие, верят.

Ваня

Верят ли мальчики тому, о чём рассказывают?

Как эти рас ска зы ха рак те ри зу ют са мих маль чи ков?

(Маль чи ки суе вер ны, бо ят ся не по нят но го, но та ин ст вен ное при тя ги ва ет их, жи вой ум и бо га тое во об ра же ние ста ра ют ся всё объ яс нить. Они эмо цио наль ные рас сказ чи ки, ве рят в свои рас ска зы. Па вел от но сит ся иро нич но.)

Тогда почему они верят?

Слово Экспертам, лирикам. СЛАЙД 23

Что скажут наши журналисты?

Можно ли не поверить во все эти чудеса, если взрослые творческие личности верили и верят в это безоговорочно?!.

III. Каков же финал рассказа? - О чём он говорит?

Не всё так глад ко, бла го по луч но в жиз ни. Горь ко ав то ру. Но жизнь про дол жа ет ся, и мы возвращаемся к ключевому слову нашего урока. Природа.

И.С.Тургенев был необыкновенным мастером пейзажа. СЛАЙД 31. Посмотрите, что по этому повод сказал известный писатель 19 века, «батенька-художник» Л.Н.Толстой: СЛАЙД 31.1«Одно, в чём он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, - это природа. Две-три черты, и пахнет».

Я приглашаю вас быть сегодня читателями-творцами, читателями-соавторами. Откройте свои души, дайте волю своим мыслям и чувствам.

IV. Создание эмоционального настроя.
1. Обратимся к картине утреннего пробуждения природы.

Чтение описания утра учителем. (На фоне музыки Э.Грига «Утро» из Первой сюиты к драме «Пер Гюнт»).СЛАЙД33.

Я думаю, описание утра не оставило вас равнодушными. Кому-то стало немного грустно, а кто-то ощутил радость, кто-то вообще растерялся от избытка чувств…

Вы слышали и музыку норвежского композитора Эдварда Грига. Это «Утро» из Первой сюиты к драме Ибсена Генрика «Пер Гюнт» . Это одно из самых красивых изображений восхода солнца в музыке. Можете ли вы сказать о впечатлениях композитора от утреннего пробуждения природы?

Это мастерство композитора. А в чём же мастерство И.С.Тургенева? Почему же «его картины всегда верны, вы всегда узнаёте в них… родную русскую природу…»? Чтобы ответить на этот вопрос, я приглашаю вас прочитать описание утра (стр. 336-337), вдуматься, вслушаться, пропустить через себя. А результаты работы оформить в таблице.

Таким образом, мы убедились в том, что И.С.Тургенев, стремясь передать полноту своих ощущений, воздействует на различные органы чувств: слух, обоняние, зрение. Это придаёт картинам природы особую выразительность, а также вполне отвечает жизненной правде. Когда вы идёте по лесу, вы видите деревья, траву, небо, но и…? ..

(Слышим пение птиц, чувствуем запахи, нам жарко или прохладно.)

V. Домашнее задание: оформить таблицу, последнее задание на стр. 339 – сочинение-размышление «Человек и природа».