Архетип - примеры архетипов по Юнгу и как найти свой архетип

Каждый человек скрывает под гладью сознания обратную, тёмную сторону своего «Я» - К. Г. Юнг назвал её Тенью. Подобно другим архетипам психики, сознание человека может быть невольно подчинено влиянию Тени: большинство людей не отдаёт себе отчёта в том, что происходящее в их жизни - не случайное стечение обстоятельств, а лишь проекция бессознательного.


Юнг считал этот архетип животным наследием человека - собранием аморальных, неистовых, страстных желаний, мыслей и поступков, которые абсолютно неприемлемы для социума или идут вразрез с идеалами самого человека. В процессе становления личности мы учимся понимать не только что есть хорошо, а что плохо - но и создаём определённый образ (Персону по Юнгу), которая наиболее успешно впишется в общество. Сформированная личность довольно часто отождествляет себя с Персоной - скажем, с образом успешного, порядочного и толерантного человека. И при этом всё внутреннее содержание, которое может разрушить этот образ, старательно игнорируется.

Эта теневая сторона личности вытесняется и подавляется до такой степени, что человек чаще всего даже не замечает свои негативные характеристики. А тем временем в его бессознательном сгущаются тучи, которые рано или поздно разразятся громом и могут лишить человека самоконтроля.

Однако, называя эту часть бессознательного Тенью, Юнг не собирался таким образом подчеркнуть лишь негативный характер архетипа. Поскольку «нет добра без зла» и нет «света без тени», эта часть личности служит противовесом для сознания - а, значит, и толчком внутреннего развития. Без Тени исчезло бы внутреннее противоречие, которое не позволяет Персоне превратится в застывшую . Это подводит нас к тому, что без Тени человек не может быть целостным.

Как рождается Тень?

На заре человеческой цивилизации людьми правили естественные инстинкты, импульсы и законы и природы - они присущи и современному человеку. Однако мораль, этикет и прочие атрибуты развитого общества накладывают на большинство из них жёсткие ограничения. Конечно, мы можем с этим справиться - для этого и нужна Тень.

Она начинает активно формироваться в детстве, когда мнительные взрослые демонстрируют ребёнку азы неравенства и несправедливости этого мира. Например, если родитель поступает явно несправедливо по отношению к ребёнку, тот проявляет возмущение и . Но вместо того, чтобы попросить прощения и по-человечески поговорить, взрослый может унизить, накричать, ударить или наказать ребёнка другим способом, посоветовав «закрыть рот» и «уважать старших».

Через некоторое время урок будет усвоен: ребёнок перестает выражать агрессию, хотя она всё равно возникает! Негативные переживания вытесняются в область бессознательно и формирует второе «Я». Сюда же будут отправлены на хранение все нереализованные желания и идеи, не получившие активного развития по тем или иным причинам («брось это - у тебя ничего не получится», «то, что я делаю, никто не оценит» и т. п.)

Как ведёт себя Тень?

Тень терпеливо ждёт своего часа - и когда мы раздражены, обижены или находимся под действием алкоголя, она подталкивает нас к действиям, которые в обычном состоянии никогда себе не позволим. Можно начать махать кулаками, жестоко обидеть близких, наговорить невероятных вещей, изменить своим принципам или второй половине, стащить шоколадку с прилавка или дать пинка попавшейся под ноги кошке. Потом становится очень стыдно, мы раскаиваемся и объясняем произошедшее тем, что «на нас нечто нашло».

И даже при том, что за некоторые поступки стоило бы стоять в углу три-четыре пожизненных срока, нельзя сказать что вся вина лежит на нас самих - ведь мы действовали словно полусне, когда Тень «подмяла» под себя рассудок и вырвалась из темницы подсознания. И пусть ненадолго - но делов уже успела натворить… Как писал Юнг, Тени присуще свойство навязчивости, властного овладения, упорное противодействие моральному контролю. Так что не совсем понятно, кому предъявлять претензии: ослабевшему сознанию, обнаглевшему бессознательному или, может, сказать спасибо всем, кто в своё время плохо обращался с ребёнком?

Тень постоянно напоминает нам о собственном бессилии и беспомощности перед кем-то или чем-то, заставляя сомневаться в себе. С одной стороны, это просто повторение сценария нашего детства, а с другой стороны - так Тени проще бороться за власть. Как Анимус или Анима, Тень тоже проецируется на окружающий мир и людей. Поэтому когда мы кого-то ненавидим, вполне может быть, что на самом деле нас раздражают наши собственные качества в других людях. Эти качества могут действительно в них присутствовать или того хуже - незаслуженно им приписываться. Но порой очень трудно убедить человека, что проблема не в окружающих - а в том, что он сам «отбрасывает длинную тень».

Но что же мы всё о плохом? Тень - это не только обратное отражение Эго, но и источник творчества. Уходя корнями в коллективное бессознательное, Тень может дать человеку доступ к информации или образам, которые не может получить его Эго и уж тем более Персона.

Сильная и слабая тень

Иногда Тень и Персона спокойно сосуществуют человеке, мирно разделив территорию и не особенно мешая друг другу. Но Тень коварна! Поначалу человек просто разрешает себе иметь недостатки - ну нравится ему есть тортики в три часа ночи или лень держать данное кому-то слово… Но от этого воля ослабевает - а Тень только того и ждёт. Поэтому Юнг писал, что «человек, которым владеет Тень, всегда стоит у себя на пути. Бросая тень отрицания на все свое существование, он производит на других неблагоприятное впечатление, и сам отвергает свои реальные жизненные перспективы. Удача проходит мимо него, заставляя его жить ниже уровня своих возможностей, в вечном недовольстве и борьбе за жизнь».

Однако «чем светлее свет, тем темнее тень», - продолжает психоаналитик. Чем сильнее мы подавляем тень, тем больше места она занимает в нашем бессознательном («в тихом омуте черти водятся»). Поэтому самое главное «не перекармливать и не морить голодом» свою Тень, а найти способ мирного существования - прежде всего, осознать её присутствие. «Тень с нами всю жизнь, и, чтобы иметь с ней дело, нужно постоянно вглядываться в себя и честно сознавать, что мы там видим», - советует Юнг.

Для начала выясним, что же такое архетип. Архетип – это изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок. Набор архетипов ограничен. Существует несколько основных архетипов души по К. Г. Юнгу. Это такие архетипы: Маска (Персона), Тень, Анима и Анимус, Самость. Рассмотрим подробнее архетип Тени.

Архетип Тени – это всё то плохое, бессознательное, что существует в нас и легко может владеть нами, этот архетип не в силах побороть до конца даже воспитание, каким бы хорошим оно не было. Особенно же ярко этот архетип проявляется в детском возрасте, выражаясь в некоторой импульсивности. Данным архетипом могут являться все наши внутренние желания, но именно те, которые противоречат каким-либо общественным стандартам, устоям. Это та сущность, которая живёт в каждом из нас, хотим мы этого или нет, и хочет делать то, что мы себе не позволяем. Человек может отрицать или не признавать в себе какие-то плохие качества, но они всё равно будут преследовать его. Эти плохие качества также входят в сферу архетипа Тени, составляют его часть. Но, как ни парадоксально, у архетипа Тени существуют и положительные черты. Тень как бы уравновешивает то лучшее, что есть в людях и является толчком, опорой для человеческого развития и самосовершенствования.

К. Г. Юнг пришёл к выводу, что Тень нельзя пытаться подавлять в себе, её невозможно уничтожить. Разумный путь состоит в другом: необходимо научиться жить в гармонии со своей Тенью, извлекая из неё пользу. То есть, смысл нашей жизни заключается в постоянной борьбе, а человек, у которого не было бы Тени, не смог бы ни бороться, ни совершенствоваться. Таким образом, он не смог бы ничего делать и строить будущее.

Архетип Тени в мифологии. Элементом архетипа в мифологии может считаться лес, как проявление хаоса, беспорядочности в противовес различным поселениям и т.д. Также в пример можно привести мифологического дракона, змея, гидру или ящера. Но, конечно, самый яркий пример архетипа Тени – образ Дьявола. К тому же, К. Г. Юнг приводит в пример образ обманщика – трикстера, показывающим окружающим свои самые ужасные качества. Трикстер живёт на границе игры и реальности, трикстер – это любая непредвиденность, случайность, которая происходит в противовес логике вещей, предсказуемости ситуаций.

Примеры архетипа Тени в современности. Киноискусство. Архетип Тени можно заметить в основанном на реальных событиях фильме Рона Ховарда «Игры разума». Несмотря на свой огромный талант в области математики, главный герой фильма (Джон Нэш) страдает шизофренией и на протяжении всей жизни борется с самим собой, то есть борется с различными галлюцинациями (например, много лет видит человека, несуществующего в реальности, которого долгое время считал своим другом). Эти галлюцинации и являются тем самым звеном бессознательности, неподвластности глубинных проявлений мозга, именно с этими галлюцинациями, являющимися Тенью главного героя, иной стороной его личности, он смог ужиться и не сойти с ума.


Просматривала я недавно онлайн-галерею колоды ассоциативных карт «Архетипы и тени». Увидела я ее случайно и очень заинтересовалась — в ней автор изобразил основные наши роли, которые мы так или иначе отыгрываем в жизни. Или, если хотите, то, что может влиять на нас из коллективного бессознательного.

Первое, что мне бросилось в глаза — четкое разделение колоды на архетипы, и, как ни странно, тени. «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха…»

У «теней» серая рамка, так что сразу возникает ассоциация, что там нарисовано что-то плохое. А разделение на «плохое» и «хорошее», особенно у консультанта и практика, попахивает дуализмом мышления и личной точкой зрения, которую тащить в кабинет, и, тем более, в массы, не всегда стоит.

Например, лично я не согласна, что Пуэр Вечный Юноша, не способный взять на себя ответственность — это хорошо, а та же Ведьма — плохо. Как по мне, так все наоборот, и это зависит исключительно от моих ценностей, а не мифической истины в последней инстанции.

Теневые проявления тоже часто ресурсные — изображенный автором «Вампир», к примеру, живет припеваючи, так как питается чужой кровью (энергией). И, вытащенная в качестве совета, карта вполне может посоветовать «подпитаться» — пожаловаться подруге, сходить в людное место или на концерт и так далее. Главное, не превращать это в стиль жизни. А в реальности — сегодня мы вампирим, завтра нас. Мы же так выживаем.

Или «Боец» («Competitor») который идет по головам… Морализм морализмом, но иногда это единственно правильная (хоть и вынужденная) стратегия выживания. И до чего прекрасен «Лентяй» =) Можно подумать, лениться плохо всегда. А как же пляж? Как же ?

Не люблю, в общем, когда делят на «плохое» и «хорошее» в отрыве от ситуации. Но статья не о том. Когда я пролистывала галерею, зацепилась взглядом за карту «Раненый целитель»

Тут, конечно, кто о чем, а вшивый о бане. Мы видим человека, который пытается оказать помощь, имея при этом не залеченную дыру в груди. Это для меня очень перекликается в последнее время.

В моем кабинете часто стали появляться на консультацию разного толка эзотерики. Биоэнергетики с огромным количеством физических болячек. Целители, страдающие от неустроенности личной жизни (вариант — ждущие того-самого-непонятно-чего). Экстрасенсы на грани нервного срыва («а у моего мужа кто-то есть?»). То есть люди, страдающие от временного физического и/или психического нездоровья и продолжающие оказывать услуги клиентам.

Ведь дело даже не в наличии или отсутствии денег, здоровья и личной жизни. Просто даже не практику невооруженным глазом видно, что человеку очень плохо. Ему ой как некомфорто с тем, что он имеет и это — результат не сиюминутного помутнения, а стиля жизни, мышления и карты мира.

Сможет ли такой практик помочь — вопрос. Скорее, поделится с Вами тараканчиками. Когда-то мы с Олей писали : если практик на вас срывается, обесценивает, разговаривает в тоне «так, а теперь слушай. пошел, сделал это, потом то. все понял? позвоню, узнаю», а тем более транслирует о том, что «все отношения должны быть тяжелые», «а откуда у тебя вообще могут быть деньги, ты же не простил избивающую тебя и пьющую мать», «пока не простишь — ничего не будет» или любой текст, который слишком похож на чужую картину мира — бегите. Не нужны Вам чужие тараканы.

Нормальный консультант всегда даст Вам право жить так, как Вам удобно в тех ситуациях, в которых Вам удобно, И личное мнение выдаст после слов «а теперь мое личное мнение, которое может быть не ваше». Он оставит Вам Вас.

А это сложно сделать, пока раны недолеченные. То, что беспокоит, всегда транслируется наружу.

Может, этот жесткий текст появился тоже от недолеченной обиды на такого целителя, кто знает=) не зря же ко мне приходят те, кто приходят — вполне возможно, что для этого осознания. Тем более, если со стороны послушать меня, высказывающую мнение о женских тренингах, очистке карме и прочих сомнительных практиках… Что-то в этом есть=)

Так что тем, кто работает с людьми, приходится в первую очередь много работать над собой, чтобы эти раны как минимум осознавать и не делиться болью с тем, кому сейчас и так не очень. Это, кстати, часть за . Самое опасное — когда человек решает, что он уже просветлился настолько, что в этом не нуждается. Это как раз первая проблема, которую нужно решать.

А колода хорошая, надо брать;)

Карл Густав Юнг является основоположником аналитической психологии. Интересно, что развивая свои теории и идеи, он часто обращался к мировым религиям, оккультизму, Священному Писанию, посещал «места силы». Именно Карл Юнг ввел в современную психологию такие понятия, как «коллективное бессознательное», «анимус/анима» и «тень».

Многие утверждают, что аналитическая психология открыла широким массам преисподнюю человеческой души. Сначала Зигмунд Фрейд описал бессознательное, в котором обитают комплексы, страхи, тайные желания и сексуальные патологии. А Юнг рассказал о «тени» – оплоте демонической энергии человека.

В первую очередь Юнг отметил, что психика индивида состоит из нескольких частей. Ее центром является сознание. Можно представить, что это целая галактика с «планетами» – архетипами и «солнцем» – сознанием по центру.

Когда мы говорим о человеке, мы подразумеваем целостную личность, но в реальности имеем дело с несколькими субличностями.

В своих исследованиях Карл Юнг подробно описал эти части человеческого «Я». В первую очередь – это комплекс Эго . Среди менее значимых можно наблюдать отцовский или материнский комплекс, множество констелляций и архетипичных образов. Если рассмотреть человека поближе – он состоит из разнонаправленных установок, которые вступают в противоречие друг с другом, создают основу для внутреннего конфликта. Наиболее значимые субличности – это и Тень .

Архетипы по Юнгу

Архетипы, согласно трудам Карла Густава Юнга, это некая библиотека образов, которая расположена в сфере коллективного бессознательного. Ее содержимое передается из поколения в поколение. Данные образы порождают шаблонные реакции на стандартные ситуации.

Все архетипы произошли от инстинктов. Поэтому их главная задача – выживание. К примеру, архетип «врага» помогает ребенку в дикой природе распознать хищника и совершать верные действия – затаиться, спрятаться, убежать и т.д.

Бывает, мы встречаемся с людьми, которые нам неприятны без веских на то причин. Мы испытываем рядом с ними дискомфорт и хотим убежать. Возможно, этот человек соответствует нашему архетипу «врага», и этим обусловлена реакция.

Юнг выделил три сферы в структуре личности:

  • личное бессознательное;
  • коллективное бессознательное;
  • сознание.

Личное бессознательное – все, что раннее осознавалось, но перешло на уровень бессознательного. Коллективное бессознательное передается по наследству, словно пакет документов с готовыми образами и примерами реакций.

Развитие личности основывается на взаимодействии между собой пяти основных архетипичных фигур: самость, персона, тень, анимус и анима, эго.

  • Самость – объединение сознания и бессознательного в человеке. Самость формируется в процессе индивидуализации, когда некоторые аспекты личности должны интегрироваться. Часто Юнг изображал самость в виде мандалы, круга или квадрата.
  • Тень опирается на инстинкт размножения и жажду жизни, свободы. Существует тень как невидимая часть бессознательного, состоит из подавляемых идей, желаний, действий, недостатков и инстинктов человека.

Юнг писал, что тень может приходить в сновидения и принимать самые разнообразные формы – в виде чудовища, змеи, монстра, бабы Яги, дракона и т.д.

  • – бессознательная женская сторона личности, а анимус – мужская. Это истинное «Я» – служит главным источником связи с коллективным бессознательным. Сочетание этих архетипов называют «божественной парой» или сизигией. Данные образы воплощают целостность, гармонию и совершенство.
  • – наше идеальное представление о себе и внешний облик перед миром. В латинском языке слово персона означает «маска». Архетип Персоны – это набор социальных масок, которыми мы пользуемся в разных житейских ситуациях.

Задача Персоны заключается в том, чтобы уберечь Эго от проявления своей негативной стороны. Юнг считал, что персона тоже может проявлять себя в сновидениях, воплощаясь в положительные образы.

Карл Юнг утверждал, что в реальности архетипов больше пяти основных. Некоторые из них способны перекрываться друг другом или сочетаться между собой. Дополнительно Юнг описал следующие архетипы:

  • Мать – утешение, спокойствие;
  • Отец – мощь, сила, авторитет, власть;
  • Ребенок – невинность, тоска по детству и беззаботности, спасение, возрождение;
  • Мудрец – знания, мудрость, опыт;
  • Герой – спасатель, защитник, опора;
  • Враг – опасность, тревога.

Что такое Тень?

Тень Юнг считал архетипом, который перешел человеку от животного мира. Это собрание страстных желаний и поступков, аморальных и неистовых инстинктов, которые осуждаются социумом и часто не соответствуют идеалам самого человека.

В период становления личности, ребенок учится понимать, что такое «хорошо» и «плохо». Со временем мы создаем определенный идеальный образ, согласно Юнгу – он называется Персона. Этот «идеальный человек» хорошо вписывается в нормы и стандарты общественной жизни: он толерантен, успешен, красноречив, имеет выдержку и терпение, порядочный и ответственный. При этом внутреннее содержание, способное разрушить Персону, тщательно игнорируется.

Чаще всего теневая сторона личности подавляется и вытесняется до такой степени, что человек просто не замечает свои негативные стороны. В то же время в бессознательном назревает буря, которая рано или поздно накроет и лишит человека самоконтроля.

Согласно работам Юнга, не Тень считается оплотом зла в человеке. Скорее виновато то, что ее создает: завышенные ожидания, отрицание собственного «Я», абстрактные идеалы, проживание «чужой жизни», отсутствие любви и уважения к себе.

Архетип Тень – это совокупность любых атрибутов личности, которые мы отрицаем и подавляем, искренне ненавидим в себе.

Взаимодействие Тени и Эго

Эго каждого человека отбрасывает Тень . Это нормально. В период адаптации к миру, Тень вбирает в себя эмоции и желания, которые приводят к моральным конфликтам. Без контроля Эго эти процессы спрятаны во мраке сознания. Работа Тени сравнима с деятельностью шпионской разведки, когда глава государства ничего не знает о грязной и аморальной работе шпионов. В то же время наслаждается результатами их деятельности, проживая в безопасной стране.

Аналитическая работа с Эго может раскрыть теневые процессы и помогает их осознать, но защитные механизмы Эго работают эффективно, и лишь единицам удается их преодолеть.

Тень никогда не попадает под контроль Эго, она является бессознательным фактором. Наше Эго порой не подозревает, что отбрасывает Тень. Описывая этот архетип, Юнг стремился указать на шокирующую несознательность, которую демонстрирует большинство людей.

Если вникнуть в корень человеческих намерений, желаний и выборов, окажемся в темной области. Мы увидим, что наше Эго в темной части самоуверенное, бесчувственное, эгоистичное, склонное к манипуляциям и извращенным желаниям. Перед нами предстает стопроцентный эгоист, который любой ценой стремится достичь удовольствия и власти над другими. Этот негатив внутри Эго и есть воплощение мирового зла в сказках, мифах и классической литературе. Например, персонаж Яго в шекспировском «Отелло» является ярким представителем Тени.

Самое интересное, что Эго никак не переживает свою Тень. Она проецируется на других людей, будучи неосознанной. Например, если вас раздражает отъявленный эгоист – это на него проецируется неосознанное содержание вашей тени. Несомненно, другие люди предоставляют «крючки» для проекции тени. Ведь в сильных эмоциональных реакциях присутствуют реальное восприятие и проекция.

Дефензивное Эго всегда настаивает на своей правоте, часто выступает в роли жертвы или наблюдателя. В то время как свое Эго делает человека «святым», другой человек превращается в «монстра». При психологической работе с собственным Эго можно научиться распознавать проекции и не создавать «козлов отпущения» .

Как зарождается Тень?

В начале цивилизации люди жили, следуя собственным инстинктам, импульсам, законам природы. Сегодня эмоции и желания контролируют нормы поведения в обществе, мораль, этикет. На человека возложено множество категоричных ограничений и запретов. Со всем этим помогает жить Тень.

Тень начинает формироваться в раннем детстве, когда взрослые старательно манипулируют детьми, демонстрируя все несовершенство и односторонность взрослого мира. К примеру, если родители подавляют ребенка или проявляют к нему несправедливость, ребенок реагирует возмущением и здоровой, естественной агрессией. Но вместо того чтобы извиниться и принять свою неправоту, взрослый еще больше унижает, кричит на ребенка, наказывает либо бьет. Ведь нужно «уважать старших» и «закрыть рот».

Спустя некоторое время малыш усвоит урок. Он перестанет демонстрировать агрессию, хотя она по-прежнему будет возникать. Ребенок начнет подавлять ее. Все негативные переживания вытеснятся в бессознательное, что станет началом формирования второго «Я». Туда же отправятся на хранение нереализованные мечты и желания: «это денег не принесет», «мужики не танцуют», «займись нормальным делом», «этим на жизнь не заработаешь» и т.д.

Тень принимает в себя те черты характера, которые несовместимы с Персоной и Эго-сознанием личности. И Тень, и Персона на самом деле чужды сознанию. Согласно Юнгу, Персона – это «публичная личность», которая помогает человеку формировать психосоциальную идентичность. Персона, как и Тень – незаметны для Эго. Но Эго более лояльно принимает Персону, так как она не противоречит моральным нормам поведения в обществе.

Как проявляет себя Тень?

Тень терпеливо ждет момента, когда мы будем раздражены, обессилены либо под действием алкоголя/наркотиков и т.д. Именно она подталкивает нас к действиям, которые в трезвом состоянии мы никогда себе не позволим осуществить.

Человек под действием Тени обижает близких, машет кулаками, изменяет своим принципам, грубо разговаривает, затевает драку или что-то ворует. После произошедшего ему становится очень стыдно, и это состояние описывается как «что-то нашло», «муха укусила», «как подменили».

Несмотря на то, что за некоторые поступки нужно стоять в углу 3-4 жизни, нельзя во всем обвинять сознание человека. Ведь он на самом деле действует, словно во сне, когда Тень затмевает разум и вырывается из «темницы» бессознательного.

Юнг описывал, что Тени свойственно властно овладевать чем-то, вести себя навязчиво, упорно противодействовать моральным нормам. Так что в этом случае виноватых несколько – ослабевшее сознание, люди, которые плохо обращались с ребенком в детстве, вырвавшееся наружу бессознательное.

Именно Тень заставляет человека сомневаться в своих силах, напоминает о беспомощности, неуклюжести и т.д. С одной стороны – срабатывает сценарий детства, а с другой – в таких условиях Тени легче бороться за власть.

Следуя примеру Анимуса и Анимы, Тень проецирует себя на окружающих людей. Поэтому наша ненависть и злость к кому-то – это непринятие этих качеств в себе.

Архетип Тени в литературе и кино

Самый яркий пример Тени – это Мефистофель в «Фаусте» Гёте. Согласно сюжету, Фауст стал скучным и чрезмерно образованным человеком. Он прочел много книг, изучил все, что его интересовало, и утратил интерес к жизни. Фауст задумался о самоубийстве, и в этот день ему перешел дорогу черный пудель, который превратился в Мефистофеля.

Затем Мефистофель соблазняет Фауста бросить науку и отправиться с ним, чтобы открыть другой мир, полный плотских утех и наслаждений. Он знакомит интеллектуала с его чувствами, страстью и трепетом спящей сексуальности.

В романе случилось то, что Юнг называл энантиодромией. Это переход личности в противоположный для нее тип. Фауст принял Тень и временно жил, питаясь ее качествами и энергией. В итоге душа Фауста спаслась от дьявола и ада только благодаря милости Бога.

Часто можно увидеть архетипы Тени и Персоны в кино:

Часто в художественных произведениях показывают символическую встречу с Тенью, как отражение себя в зеркале.

Всем доброго времени суток! Хочу вкратце рассказать об архетипах Юнга, к которым появился интерес в сообществе на фоне "архетипов по цветотипу". Слово "архетип" ввел в науку К.Г.Юнг, поэтому начнем с него:

Карл Густав Юнг (1875-1961) — швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии.

Карл Густав Юнг закончил медицинский факультет университета в Базеле. С 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе в качестве ассистента известного психиатра Э. Блейлера. В 1907—1912 годах сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, играл ведущую роль в психоаналитическом движении. Несмотря на это, в 1911 году Юнг вышел из Международной психоаналитической ассоциации и отказался от техники психоанализа в своей практике. Он разработал собственную теорию и терапию, названную им «аналитической психологией». Своими идеями он оказал значительное влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, культурологию, сравнительную историю религии, педагогику, литературу.

В своих трудах Юнг охватил широкий спектр философско-психологической проблематики: от традиционных для психоанализа вопросов терапии нервно-психических расстройств до глобальных проблем существования человека в обществе, которые рассматривались им сквозь призму собственных представлений об индивидуальной и коллективной психике и учения об архетипах.
Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, “в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума”. Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождения между Юнгом и Фрейдом.
Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, “первичных моделей”). Архетип - стереотип, штамп в человеческом мышлении, освященный культурно-исторической традицией, устойчивое, часто образное, символическое, представление о чем-либо. В юнгианской философии А. понимаются как присущие коллективному сознанию каждого народа, этноса своеобразные представления о явлениях жизни, напр., А. воды, А. старика и т. д. Это своего рода "подпорки" сознания, находящиеся у индивидуумов в сфере бессознательного, в наследственном генетическом материале, доставшемся от предков. А. участвуют в формировании фундаментальных представлений о мире. Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе, религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, которую он считал воплощениями единства и целостности “Я”:


К архетипам можно отнести устойчивые представления людей о "домашнем очаге", "мужчине - добытчике и воине", "женщине - матери". Еще к А. относят мифологические и легендарно-сказочные сюжеты и образы, характерные для каждой из национальных культур, с учетом влияния наследия Древней Греции и Рима: мифы о Елене Прекрасной, Прометее, Геракле, русские Иванушка-дурачок, Емеля или Илья Муромец и др. Таких А. культурного сознания великое множество. Это Дон Кихот у испанцев, Мальчик-с-пальчик или Кот-в-сапогах у французов, легенды о короле Артуре у англичан. Художественная литература часто возрождает и переосмысливает А. в новых исторических условиях, новых образах.
В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.
Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Могу сказать что архетипов у Юнга действительно много, например Младенец и Дева, Мать и Возрождение, Дух и Трикстер и т.д., их характеристики представляют собой очень глубокие философские и психологические аспекты, поэтому они будут больше интересны и понятны сугубо специалистам, изучающим Юнга.

Особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости как основным архетипах в жизни каждого человека:

Персона

Персона (от латинского слова “persona”, обозначающего “маска”) — это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает большое значение, то человек может стать не глубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

Тень

В противоположность той роли, которую играет в нашем приспособлении к окружающему миру персона, архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные стороны. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция этого состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в тоже время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

Анима и Анимус

В архетипах анимы и анимуса проявляется врожденная андрогинная природа людей. Анима представляет собой внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону; в то время как анимус — внутренний образ мужчины в женщине, её бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчины и женщины, вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, до некоторой степени, “феминизировались” в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же, как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.

Самость


Самость — наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованны все другие элементы.
Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости — это главная цель человеческой жизни. Основным символом архетипа самости является мандала и её многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, целостность и единство “Я”, символически выраженные в завершенности фигур, вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте. Юнг полагал, что религия является великой силой, содействующей стремлению человека к целостности и полноте. В то же время, гармонизация всех частей души — сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип Самости не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души, сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого “Я” требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.

Помимо перечисленных архетипов, Юнг в своих работах уделял большое внимание архетипу Матери. Архетип матери имеет множество проявлений. Это может быть мать, бабушка или мать в переносном смысле слова - богиня. По Юнгу, символ матери, так же, присутствует в вещах, «выражающих цель страстного стремления к спасению: рай, царство божье». Вещи, вызывающие у человека «благоговение»: церковь, университет, страна, небо, земля, леса, моря, луна. Архетип матери символизирует, так же изобилие и плодородие. «Он может быть связан со скалой, пещерой, деревом, весной, родником». Благодаря своей защитной функции символом матери может являться мандала. «С ним ассоциируются полые предметы», сосуды, некоторые животные: «корова, заяц, полезные животные в целом».

Архетип матери, как и многие другие, характеризуется двойственностью проявлений. «Злыми символами являются ведьма, змея, могила, саркофаг, глубокие воды, смерть, привидения, домовые и другие».

Положительное проявление архетипа: «забота, сочувствие, магическая власть женщины; мудрость и духовное возвышение, превосходящее пределы разума; любой полезный инстинкт или порыв; все, что отличается добротой, заботливостью или поддержкой или способствует росту и плодородию». Архетип матери связан с воскрешением и магическими превращениями. В отрицательном смысле может означать «нечто тайное, загадочное, темное: бездну, мир мертвых, все поглощающее, искушающее, т.е. то, что вселяет ужас и что неизбежно как судьба».

Также Юнг считал что каждая женщина проходит в своем развитии архетип Девы. Буквально Дева, Кора,— это Персефона из греческой мифологии, дочь Деметры, насильственно выданная замуж за Гадеса. Женщина-ребенок. Мать и девушка. Ее чистота, непорочность, гибкость, зависимость, податливость остается в каждой из нас на протяжении всей жизни. Архетип Девы воплощает в себе женскую покорность.

Существет также огромное число архетипов, которые используются в НЛП-методиках, именно их описание часто-густо встречается в Сети. В таких архетипах идея Юнга взята за основу, пререработана, переосмысленна,упрощена для более широкого круга людей(что тоже хорошо), они более развернуто описывают психотипы и характеры реальных людей. Они могут перекликаться с юнгианскими, но часть исследователей такие архетипы не считают проявлениями коллективного безсознательного, а скорее результатом приобретенного опыта.