Аэродром сухая речка нападение американской авиации. Нападение американцев на аэродром сухая речка. Непосредственные участники атаки

Мало кто знает, что на самом деле в те годы заокеанские самолеты все же нанесли безнаказанный удар по советской территории. Случилось это на Дальнем Востоке в октябре 1950 года…

8 октября 1950 г. в 16.17 по местному времени два истребителя ВВС США Локхид F-80C «Шутинг Стар» («Метеор») нарушили государственную границу СССР и, углубившись почти на 100 км, атаковали советский военный полевой аэродром Сухая Речка в 165 км от Владивостока, в Хасанском районе. В результате обстрела самолетами ВВС США на стоянке были повреждены семь самолетов советской эскадрильи, один сгорел полностью.

Той осенью уже вовсю громыхала война на Корейском полуострове. Залпы грохотали совсем рядом от нашей общей с корейцами государственной границы. К тому же американцы и их союзники не слишком-то церемонились с соблюдением международного права. Боевые самолеты вероятного противника совершали систематические полеты вблизи советских городов и военных баз. Хотя СССР официально в войне не участвовал, доходило дело и до вооруженных столкновений.

В ночь на 26 июня 1950 года в международных водах южнокорейские боевые корабли обстреляли кабельное судно «Пластун», входившее в состав 5-го ВМФ СССР (нынче - Тихоокеанский флот),в результате чего погиб командир судна капитан-лейтенант Колесников. Часть членов экипажа была ранена. Противник отошел только после того, как был открыт ответный огонь.

4 сентября того же года для наблюдения за действиями неопознанного эсминца, подошедшего на дистанцию 26 километров к порту Дальний (бывший Порт-Артур), по тревоге подняли в воздух экипаж советского самолета-разведчика А-20Ж «Бостон» старшего лейтенанта Константина Корпаева. Сопровождали его два наших истребителя. На подходе к цели советские самолеты были атакованы сразу 11-ю американскими истребителями. В итоге короткого воздушного боя «Бостон» загорелся и упал в океан. Все три члена его экипажа погибли.

Таков был военно-политический фон в то время на Дальнем Востоке. Неудивительно, что части и соединения советских Вооруженных сил в тех краях находились в постоянном напряжении. Тревоги, приказы о немедленном рассредоточении следовали один за другим. 7 октября 1950 года именно такой пришел в 821-й истребительный авиаполк 190-й истребительной авиадивизии, вооруженный старыми американскими поршневыми «Кингкобрами», полученными еще по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны. Летчикам предстояло срочно перелететь на полевой аэродром Тихоокеанского флота Сухая Речка в Хасанском районе Приморского края в 100 километрах от советско-корейской границы. К утру 8 октября все три эскадрильи полка уже стояли на новом месте. Дальше началось нечто почти невероятное.

В воскресенье в 16 часов 17 минут по местному времени над Сухой Речкой внезапно появились два реактивных самолета. На бреющем полете они прошли над аэродромом, потом развернулись и открыли огонь. Никто ничего и понять не успел, как шесть советских самолетов оказались повреждены, а один сгорел. О том, были ли в составе 821-го авиаполка убитые и раненные, в архивных документах нет ни слова. Но об этом – ниже.

Выяснилось, что штурмовали Сухую Речку американские истребители F-80 «Щутинг стар». Преследовать реактивные F-80 летчики 821-го авиаполка и не пытались. Да это было бы и невозможно на их поршневых «Кингкобрах».

9 октября СССР представил в ООН официальную ноту протеста. Правительство Советского Союза было сильно обеспокоено. Не могли понять – или это начало третей мировой войны, или ошибка пилотов.

20 октября президент США Гарри Трумэн, выступая в ООН, признал вину США и выразил сожаление, что американские вооруженные силы оказались замешенными в инциденте с нарушением границы СССР и нанесении ущерба советской собственности. Он заявил, что командир полка уволен, а летчики переданы суду военного трибунала, что нападение на территорию Советского Союза стало «результатом навигационной ошибки и плохого расчета» пилотов. А еще – что командир авиационного соединения, в которое входили F-80, смещен с должности, дисциплинарные взыскания наложены и на летчиков.

Несмотря на то, что инцидент казался исчерпанным, немедленно была перебазирована из Подмосковья на Дальний Восток 303-я авиационная дивизия, имевшая в своем составе реактивные «МИГ-15». В войсках ввели боевое дежурство. Обстановка в частях была тревожная.

Американцы продолжали отстаивать версию об ошибке пилотов вплоть до 1990г.

«Шла война в Корее. Советские метеорологические данные были засекречены, что лишило нас сведений о погоде в Сибири и на Дальнем Востоке, — вспоминал Квонбек, бывший сотрудник ЦРУ и сенатского комитета по разведке,а еще – бывший пилот одного из двух американских истребителей, штурмовавших аэродром Сухая Речка в 1950 году. — Опознавательных знаков на земле не было видно, радионавигации не существовало…На высоте 3 тыс. метров в облаках я нашел прореху, мы ринулись в нее и обнаружили себя над широкой речной долиной… Я не знал точно, где мы… По пыльной дороге на запад шел грузовик».

Американцы решили догнать грузовик и, преследуя машину, вышли на аэродром. Это было похоже на аэродром Чхонджин, который пилоты видели на крупномасштабной карте.

«Советские радары, должно быть, запеленговали нас на расстоянии около 100 миль от границы. Следив за нашим снижением, они, вероятно, потеряли нас в складках местности, когда мы спустились в долину реки. Была объявлена общая боевая тревога, но у русских не было самолетов или ракет, готовых отразить атаку.Это было в воскресенье после обеда. На аэродроме стояло много самолетов — мечта любого военного летчика. В два ряда были выстроены около 20 самолетов типа Р-39 и Р-63… На темно-зеленых фюзеляжах были большие красные звезды с белым ободком. Времени на принятие решений почти не было, топливо тоже было на исходе… Я зашел слева, выпустил несколько очередей, мой напарник Аллен Дифендорф делал как я».

Удостоверившись, что цель поражена, «Метеоры» развернулись и улетели. На отходе от цели американцы взяли курс к базе и неожиданно увидели остров рядом с побережьем. «Ничего себе, — подумал я, — вспоминал Квонбек. — Рядом с Чхонджином нет острова…». Вернувшись, летчики доложили, что разбомбили аэродром с самолетами. Специалисты проверили запись камеры самолета, и оказалось, что самолеты на аэродроме были американскими «Кингкобрами», поставлявшимися американцами русским по лендлизу. Камера показала, что самолеты на земле не вспыхнули — вероятно, не было топлива, значит, это точно был не военный аэродром северокорейцев и пилоты ошиблись.

По мнению командовавшего в ту пору 64-м авиационным корпусом, ныне покойного, генерал-лейтенанта Георгия Лобова и бывшего летчика 821-го авиационного полка В. Забелина, никакой ошибки быть не могло. Американцы должны были прекрасно видеть, куда летят, и что бомбят. Это была явная провокация. По словам Забелина, «американцы прекрасно видели, куда летят. Пролетели 100 километров от нашей границы с Кореей. Они все прекрасно знали. Это придумали, что молодые летчики заблудились».Внушает сомнение в ошибке и дальнейший послужной список Олтона Квонбека. Он весьма успешен. Скорее всего, бомбардировка была проведена целенаправленно, и инцидент был чистой провокацией со стороны США.

Однако в любом случае это не единственная тайна тех событий. В архивных документах Министерства обороны и Министерства иностранных дел СССР говорится лишь о разбитых и поврежденных в результате внезапной штурмовки советских самолетах. И ни слова – о человеческих потерях.

Конечно, семь самолетов для сверхдержавы не великая потеря. Жертв же не было. Если верить официальному заявлению. Однако были, видимо, и они. По крайней мере, в списке памятников Хасанского района Приморского края под номером 106 значится «братская безымянная могила летчиков, погибших при отражении американских бомбардировщиков в 1950 году». Там же указано, что могила находится у села Перевозное, бывшей территории военного городка Сухая Речка.

Странно, конечно, что могила безымянная. Странно, что про нее молчат военные архивы.

У нас и в Великую Отечественную павших закапывали где и как попало, не заботясь об отметке на карте. Вот седьмой десяток лет и бродят по местам боев поисковые отряды. И долго еще бродить будут…

Аэродром в Приморье, атакованный американцами, порос травой и легендами May 16th, 2017

Обострение ситуации вокруг Кореи вызывает в памяти воздушную атаку США на «Сухую Речку»

Тревожный информационный фон, окутавший Корейский полуостров – ракетные испытания КНДР, агрессивная риторика дипломатов, бороздящий Японское море американский авианосец «Карл Винсон», – невольно отсылает к временам «холодной войны». РИА «Восток-Медиа» вспоминает, как в 1950 году американцы нанесли удар по Приморью, едва не превратив холодную войну в горячую.

25 июня 1950 года началась трёхлетняя война в Корее между просоветским Севером и проамериканским Югом. Сначала северяне заняли почти весь полуостров, кроме «пусанского пятачка», но уже в октябре силы ООН (прежде всего американо-южнокорейские войска) отбросили их далеко на север. Война приблизилась вплотную к советской и китайской границам. В этот период и произошёл инцидент, о котором идёт речь.

Железнодорожная ветка Барановский - Хасан. Фото: Василий Авченко

Полевой аэродром «Сухая Речка», числившийся за Тихоокеанским флотом, располагался в Хасанском районе Приморского края между селом Перевозным и железнодорожной станцией Кедровой. В ясную погоду из бухты Перевозной прекрасно виден Владивосток, до которого по прямой через Амурский залив – каких-то 30 км.

Взлётно-посадочная полоса на аэродроме была грунтовой, усиленной металлическими перфорированными плитами, которые США во время Великой Отечественной войны поставляли по ленд-лизу (сейчас эти пластины можно увидеть в любой приморской деревне вместо заборов). В начале октября 1950 года на «Сухую Речку» временно перебросили 821-й авиаполк 190-й истребительной авиадивизии. Полк вооружился американскими «Кингкобрами» (истребитель-бомбардировщик Bell P-63) – тоже ленд-лизовскими и на тот момент уже порядком устаревшими физически и морально.

В воскресенье, 8 октября, в 16:17 в небе показались два самолёта. Это были американские реактивные истребители-бомбардировщики Lockheed F-80 Shooting Star, которыми управляли Олтон Квонбек (Alton H. Quanbeck) и Ален Дифендорф (Alien J. Diefendorf). Снизившись над аэродромом, они открыли пулемётный огонь. Советские лётчики отдыхали. В готовности находилось только дежурное звено, но команду на взлёт не дали: то ли по растерянности, то ли для того, чтобы не обрекать пилотов на сбитие при взлёте. Да и догнать американцев на поршневых машинах всё равно не получилось бы. Обошлось без жертв, но в результате двух заходов «Шутинг Старов» было повреждено семь машин. Одна из «Кингкобр» сгорела полностью, другие удалось отремонтировать (порой мелькают и другие данные – например, о том, что пришлось списать 10 машин, а всего американцы повредили до 20 самолётов).

Lockheed F-80 Shooting Star. Фото: сеть Интернет

Главный пожар пришлось тушить не аэродромной команде, а дипломатам. Призрак третьей мировой войны между США, СССР и сателлитами обеих империй был реален как никогда. 19 октября правительство США признало вину в нарушении границы и атаке на советский аэродром, объяснив инцидент «аэронавигационной ошибкой». США заверили, что командир авиасоединения смещён с должности, а лётчиков накажут, и предложили возместить материальный ущерб. Третьей мировой не случилось. Обеим сторонам было отчего замалчивать эту историю: американцы не могли разобраться, куда они летят и стреляют, а русские проморгали самолёты, вторгшиеся на 100 километров вглубь советской территории, и не дали отпор.

Споры о том, была ли это ошибка пилотов или провокация, идут до сих пор. Сторонники первой версии указывают: война в Корее началась недавно, местность американцы знали плохо, аппаратура несовершенная. «Шутинг Стары» буквально за считаные дни до инцидента перелетели из Японии в южнокорейскую авиабазу Тэгу.

Позже, 4 марта 1990 года, сам Квонбек опубликовал в газете «Вашингтон пост» статью «Моя короткая война с Россией», в которой писал: «Снизившись до 3 тысяч метров, через просвет в облаках я увидел, что мы находимся над рекой в долине, окруженной горами… По пыльной дороге… шёл грузовик. Мы решили догнать его и вышли на аэродром. Это было похоже на аэродром Чхонджин, который мы видели на крупномасштабной карте… Фотографий и детальных карт объектов не было. На аэродроме стояло много самолётов – мечта любого военного лётчика… На тёмно-зелёных фюзеляжах были большие красные звёзды с белым ободком… Я зашёл слева, выпустил несколько очередей, мой напарник Аллен Дифендорф делал, как я». (Хорошо, хоть Владивосток не приняли за Пхеньян.)

Есть сторонники и у версии о провокации. Так, лётчик Владимир Забелин, служивший в то время в 821-м ИАП, не раз заявлял: погода стояла ясная, контуры берега у Перевозной не похожи на Чхонджин.

Наказали ли в действительности американских лётчиков – вопрос. Квонбек после 22 лет службы в авиации работал в ЦРУ и в комитете Сената по разведке. Его напарник Дифендорф отслужил 33 года, скончался в 1996-м. А вот наших наказали точно: командира полка, его заместителя и начальника штаба судили и понизили в должности за «слабое воспитание личного состава». Были и другие следствия происшествия 8 октября: ввели боевое дежурство в авиаполках, ускорили переучивание лётчиков на срочно переброшенные из Подмосковья реактивные «МиГ-15», усилили противовоздушную оборону. Уже в декабре 1950-го на юге Приморья сбит американский четырёхмоторный разведчик RB-29, вторгшийся в воздушное пространство СССР.

МиГи-15 в Чхонджине

25 октября 1950 года в боевые действия на стороне КНДР включились «китайские добровольцы» маршала Пэн Дэхуая. В ноябре того же года после просьб правительств КНДР и КНР в Корейскую войну вступил советский 64-й истребительный авиакорпус. Он выполнял функции ПВО – прикрывал города, военные, промышленные и транспортные объекты от атак с воздуха. Одной из дивизий корпуса командовал Иван Кожедуб – прославленный ас, трижды Герой Советского Союза. Но для русских та война стала «незнаменитой».

Участие советских ВВС в воздушных боях с американцами держали в тайне, пусть это и был «секрет Полишинеля». Наших авиаторов маскировали под китайцев и корейцев (отчего и возникли анекдоты про «китайского лётчика Ли Си Цына»). Однако господству американцев в воздухе сразу пришёл конец. Вскоре фронт стабилизировался на 38-й параллели. Позиционная война продолжалась до лета 1953 года, закончившись перемирием и окончательным размежеванием коммунистического Севера и капиталистического Юга.

МиГ-15, на котором летал китайский ас Ван Хай. Музей армии Китая в Пекине. Фото: Юрий Мальцев

Советские лётчики оказались в небе Кореи спустя буквально несколько недель после атаки на «Сухую Речку». Конечно, причиной участия реактивной авиации СССР в Корейской войне стал не случай у Перевозной. Но нельзя исключать того, что инцидент ускорил принятие решения о переброске «ограниченного контингента» на китайские аэродромы. Наши «МиГи» здесь защищали не только объекты КНДР и КНР, но и границы СССР – от новых провокаций или недоразумений.

Считается, что при атаке на «Сухую Речку» никто не пострадал. Порой появляются сообщения о якобы засекреченных жертвах налёта (будто бы погибло до 27 человек, включая офицерских подружек из соседней Славянки), но они ничем не подтверждаются. Кроме одного обстоятельства: в списке памятников Хасанского района под № 106 значится «Братская безымянная могила лётчиков, погибших при отражении американских бомбардировщиков в 1950 году». Здесь смущают и стилистическая корявость, и отсутствие точной даты, а главное – фамилий погибших. Да и в советской ноте правительству США говорилось лишь об ущербе «аэродромному имуществу».

Но памятник, как бы то ни было, сохранился – небольшая металлическая пирамидка на обочине грунтовой дороги, ведущей к бывшему лётному полю. Правда ли это могила или же символический обелиск – остаётся только гадать. Оригинальная табличка утрачена, укреплённый недавно новодел малоинформативен: «Советским лётчикам, тихоокеанским соколам, погибшим при исполнении священного долга по защите Родины в 50-е годы ХХ века».

загадочный памятник у Сухой Речки. Фото: Василий Авченко

Аэродром законсервировали ещё в конце 50-х. На смену поршневым машинам приходили реактивные (уже в небе Кореи воевали «МиГ-15» и «МиГ-15бис» – стреловидные, серебряного цвета, отличавшиеся от винтовых трудяг Великой Отечественной, как крейсер «Варяг» от ботика Петра Первого), им были нужны другие аэродромы. Но вплоть до 1990-х площадка время от времени использовалась военными вертолётчиками. Теперь поле заросло высоким бурьяном и кустами. Об аэродроме напоминают несколько руинированных сооружений и сама идеальная ровность площадки. Металлические дырчатые пластины местные жители давно растащили на ограды. В стороне – речка (действительно суховатая), станция Кедровая, неэлектрифицированный железнодорожный путь. По нему время от времени, пыхтя соляровым выхлопом, проходят в сторону недалёкой границы товарняки. Над Сухой Речкой – безоблачное небо.

65 лет назад американцы "по ошибке" разбомбили советский аэродром в Приморье. Первое испытание ядерного оружия в СССР произошло менее чем за год до этого - 29 августа 1949 года. Тогда как американцы уже в 45 году сбросили бомбу на Японию.

Сухая Речка (Приморский край)

Сухая Речка - село в Хасанском районе Приморского края, входит в Безверховское сельское поселение.

Сухая Речка расположена на одноимённой реке, в 2 км от её впадения в бухту Перевозную Амурского залива. Село связано автомобильной дорогой длиной 26 км с трассой А189 Раздольное - Хасан. Расстояние до райцентра, посёлка Славянка, по дороге составляет 54 км, до Владивостока - около 154 км. Ближайшая железнодорожная станция Кедровая расположена в 1 км к югу.

по официальным данным жертв после этого нападения не было, но вот что пишут в сети:

Согласно советской версии человеческих жертв при налете в полку не было, что подтверждает и В. Н. Забелин. Однако, в списке памятников Хасанского района Приморского края под номером 106 значится "братская безымянная могила летчиков, погибших при отражении американских бомбардировщиков в 1950 году". Там же указано, что могила находится у села Перевозное, бывшей территории военного городка Сухая Речка. Неравнодушные жители Владивостока нашли этот памятник:

«Правда, от памятника остался один железный остов, табличка с датой пропала, по всей вероятности, уже давно, в списках памятников Приморского края он числится, но нигде не было ни одной фотографии с точным указанием места его расположения» - сообщает нашедший его человек. Могли ли перепутать его с еще тремя памятниками, установленными над другими захоронениями, находящимися в этом же районе, сказать трудно.
Сам аэродром был заброшен с конца 1950-х. На 1 января 2005 года население составляло 19 человек.

теперь, история. Что же собственно там произошло:

Нападение американцев на аэродром Сухая речка

Восьмого октября 1950 года в 16.17 по местному времени два американских истребителя F-80C «Шутинг Стар» из состава 49 FBG вторглись в советское воздушное пространство и, углубившись почти на сто километров, атаковали советский военный полевой аэродром «Сухая речка ».

Непосредственные участники атаки

Олтон Квонбек - 22 года службы в ВВС, затем до выхода на пенсию работал и в ЦРУ и комитете Сената по разведке (United States Senate Select Committee on Intelligence)
Аллен Дифендорф - отслужил 33 года в ВВС, умер в 1996.

Мало кто знает, что на самом деле в те годы заокеанские самолеты все же нанесли безнаказанный удар по советской территории. Случилось это на Дальнем Востоке в октябре 1950 года…

8 октября 1950 г. в 16.17 по местному времени два истребителя ВВС США Локхид F-80C "Шутинг Стар" ("Метеор") нарушили государственную границу СССР и, углубившись почти на 100 км, атаковали советский военный полевой аэродром Сухая Речка в 165 км от Владивостока, в Хасанском районе. В результате обстрела самолетами ВВС США на стоянке были повреждены семь самолетов советской эскадрильи, один сгорел полностью.
Той осенью уже вовсю громыхала война на Корейском полуострове. Залпы грохотали совсем рядом от нашей общей с корейцами государственной границы. К тому же американцы и их союзники не слишком-то церемонились с соблюдением международного права. Боевые самолеты вероятного противника совершали систематические полеты вблизи советских городов и военных баз. Хотя СССР официально в войне не участвовал, доходило дело и до вооруженных столкновений.
В ночь на 26 июня 1950 года в международных водах южнокорейские боевые корабли обстреляли кабельное судно «Пластун», входившее в состав 5-го ВМФ СССР (нынче - Тихоокеанский флот),в результате чего погиб командир судна капитан-лейтенант Колесников. Часть членов экипажа была ранена. Противник отошел только после того, как был открыт ответный огонь.
4 сентября того же года для наблюдения за действиями неопознанного эсминца, подошедшего на дистанцию 26 километров к порту Дальний (бывший Порт-Артур), по тревоге подняли в воздух экипаж советского самолета-разведчика А-20Ж «Бостон» старшего лейтенанта Константина Корпаева. Сопровождали его два наших истребителя. На подходе к цели советские самолеты были атакованы сразу 11-ю американскими истребителями. В итоге короткого воздушного боя «Бостон» загорелся и упал в океан. Все три члена его экипажа погибли.
Таков был военно-политический фон в то время на Дальнем Востоке. Неудивительно, что части и соединения советских Вооруженных сил в тех краях находились в постоянном напряжении. Тревоги, приказы о немедленном рассредоточении следовали один за другим. 7 октября 1950 года именно такой пришел в 821-й истребительный авиаполк 190-й истребительной авиадивизии, вооруженный старыми американскими поршневыми «Кингкобрами», полученными еще по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны. Летчикам предстояло срочно перелететь на полевой аэродром Тихоокеанского флота Сухая Речка в Хасанском районе Приморского края в 100 километрах от советско-корейской границы. К утру 8 октября все три эскадрильи полка уже стояли на новом месте. Дальше началось нечто почти невероятное.

В воскресенье в 16 часов 17 минут по местному времени над Сухой Речкой внезапно появились два реактивных самолета. На бреющем полете они прошли над аэродромом, потом развернулись и открыли огонь. Никто ничего и понять не успел, как шесть советских самолетов оказались повреждены, а один сгорел. О том, были ли в составе 821-го авиаполка убитые и раненные, в архивных документах нет ни слова. Но об этом – ниже.

Выяснилось, что штурмовали Сухую Речку американские истребители F-80 «Shooting Star». Преследовать реактивные F-80 летчики 821-го авиаполка и не пытались. Да это было бы и невозможно на их поршневых «Кингкобрах».
9 октября СССР представил в ООН официальную ноту протеста. Правительство Советского Союза было сильно обеспокоено. Не могли понять – или это начало третей мировой войны, или ошибка пилотов.

20 октября президент США Гарри Трумэн, выступая в ООН, признал вину США и выразил сожаление, что американские вооруженные силы оказались замешанными в инциденте с нарушением границы СССР и нанесении ущерба советской собственности. Он заявил, что командир полка уволен, а летчики переданы суду военного трибунала, что нападение на территорию Советского Союза стало «результатом навигационной ошибки и плохого расчета» пилотов. А еще – что командир авиационного соединения, в которое входили F-80, смещен с должности, дисциплинарные взыскания наложены и на летчиков.
Несмотря на то, что инцидент казался исчерпанным, немедленно была перебазирована из Подмосковья на Дальний Восток 303-я авиационная дивизия, имевшая в своем составе реактивные «МИГ-15». В войсках ввели боевое дежурство. Обстановка в частях была тревожная.

Американцы продолжали отстаивать версию об ошибке пилотов вплоть до 1990г.

"Шла война в Корее. Советские метеорологические данные были засекречены, что лишило нас сведений о погоде в Сибири и на Дальнем Востоке, - вспоминал Квонбек, бывший сотрудник ЦРУ и сенатского комитета по разведке,а еще – бывший пилот одного из двух американских истребителей, штурмовавших аэродром Сухая Речка в 1950 году. - Опознавательных знаков на земле не было видно, радионавигации не существовало...На высоте 3 тыс. метров в облаках я нашел прореху, мы ринулись в нее и обнаружили себя над широкой речной долиной... Я не знал точно, где мы... По пыльной дороге на запад шел грузовик".
Американцы решили догнать грузовик и, преследуя машину, вышли на аэродром. Это было похоже на аэродром Чхонджин, который пилоты видели на крупномасштабной карте.
"Советские радары, должно быть, запеленговали нас на расстоянии около 100 миль от границы. Следив за нашим снижением, они, вероятно, потеряли нас в складках местности, когда мы спустились в долину реки. Была объявлена общая боевая тревога, но у русских не было самолетов или ракет, готовых отразить атаку.Это было в воскресенье после обеда. На аэродроме стояло много самолетов - мечта любого военного летчика. В два ряда были выстроены около 20 самолетов типа Р-39 и Р-63... На темно-зеленых фюзеляжах были большие красные звезды с белым ободком. Времени на принятие решений почти не было, топливо тоже было на исходе... Я зашел слева, выпустил несколько очередей, мой напарник Аллен Дифендорф делал как я".
Удостоверившись, что цель поражена, "Метеоры" развернулись и улетели. На отходе от цели американцы взяли курс к базе и неожиданно увидели остров рядом с побережьем. "Ничего себе, - подумал я, - вспоминал Квонбек. - Рядом с Чхонджином нет острова...". Вернувшись, летчики доложили, что разбомбили аэродром с самолетами. Специалисты проверили запись камеры самолета, и оказалось, что самолеты на аэродроме были американскими "Кингкобрами", поставлявшимися американцами русским по лендлизу. Камера показала, что самолеты на земле не вспыхнули - вероятно, не было топлива, значит, это точно был не военный аэродром северокорейцев и пилоты ошиблись.

По мнению командовавшего в ту пору 64-м авиационным корпусом, ныне покойного, генерал-лейтенанта Георгия Лобова и бывшего летчика 821-го авиационного полка В. Забелина, никакой ошибки быть не могло. Американцы должны были прекрасно видеть, куда летят, и что бомбят. Это была явная провокация. По словам Забелина, «американцы прекрасно видели, куда летят. Пролетели 100 километров от нашей границы с Кореей. Они все прекрасно знали. Это придумали, что молодые летчики заблудились».Внушает сомнение в ошибке и дальнейший послужной список Олтона Квонбека. Он весьма успешен. Скорее всего, бомбардировка была проведена целенаправленно, и инцидент был чистой провокацией со стороны США.

Однако в любом случае это не единственная тайна тех событий. В архивных документах Министерства обороны и Министерства иностранных дел СССР говорится лишь о разбитых и поврежденных в результате внезапной штурмовки советских самолетах. И ни слова – о человеческих потерях.
Конечно, семь самолетов для сверхдержавы не великая потеря. Жертв же не было. Если верить официальному заявлению. Однако были, видимо, и они. По крайней мере, в списке памятников Хасанского района Приморского края под номером 106 значится «братская безымянная могила летчиков, погибших при отражении американских бомбардировщиков в 1950 году». Там же указано, что могила находится у села Перевозное, бывшей территории военного городка Сухая Речка.

Странно, конечно, что могила безымянная. Странно, что про нее молчат военные архивы.
У нас и в Великую Отечественную павших закапывали где и как попало, не заботясь об отметке на карте. Вот седьмой десяток лет и бродят по местам боев поисковые отряды. И долго еще бродить будут...

Восьмого октября 1950 года в 16.17 по местному времени два американских истребителя F-80C «Шутинг Стар» из состава 49 FBG вторглись в советское воздушное пространство и, углубившись почти на сто километров, атаковали советский военный полевой аэродром «Сухая речка».


На снимке: Локхид F-80 Шутинг Стар из числа воевавших в Корее. 1950 г.

Атаковали американцы аэродром авиации Тихоокеанского флота, куда, на время учений перебазировались 821-й ИАП 190-й ИАД. Под удар американских истребителей попала 1-ая авиаэскадрилья 821-ого полка, находившаяся в тот момент на боевом дежурстве.
По официальным данным были повреждены 7 самолетов эскадрильи, один из них - Р-63 был полностью уничтожен, остальные получили повреждения разной степени тяжести.


Белл P-63 «Кингкобра» — американский истребитель-бомбардировщик. США поставило в СССР по ленд-лизу примерно 2400 самолетов этой модели.

Американские самолеты совершили два захода с обстрелом аэродрома, после чего удалились в сторону государственной границы.


В момент атаки на аэродром командир полка полковник Савельев В.И. находился в наземных войсках с начштаба авиакорпуса, организуя взаимодействие на период учений. Вместо него за командира полка на аэродроме оставался зам. командира полка подполковник Виноградов Н.С., который вместо того, чтобы дать сигнал на вылет дежурной АЭ, высадил лётчиков из самолётов. Позволило ли именно это нанести американцам урон и остаться безнаказанными? Но могли ли Кингкобры противостоять F-80?


На фото: Советские авиатехники ремонтируют двигатель истребителя Р-39 «Аэрокобра», также поставлявшегося в СССР из США по программе ленд-лиза, в полевых условиях. Необычность компоновочной схемы данного истребителя заключалась в размещении двигателя за кабиной летчика вблизи центра масс

Полковник Савельев и подполковник Виноградов были отданы под трибунал и судом офицерской чести были понижены в должности, за «слабое воспитание личного состава полка». Из Подмосковья на Дальний Восток 303-я авиационная дивизия, имевшая в своем составе реактивные "МИГ-15".


Снимок подписан: 821-й ИАП. Забелин на крыле «Кобры». Конец 1950 г.

По воспоминаниям В. Н. Забелина, бывшего начальника службы безопасности полетов 76 Воздушной Армии и служившего в 821-й ИАП, американцы уничтожили более 20 самолетов. Нападение он считал провокацией. Очертания тихоокеанского побережья на подходе к цели были прекрасно различимы с воздуха и совсем не похожи на те, что вблизи корейского аэродрома Чхонджин. К тому же в день налета была ясная и солнечная погода, что исключала потерю ориентировки американскими пилотами.
Позднее американские лётчики объясняли свои действия ошибкой в навигации (радионавигации тогда не было); красные звезды с белым ободком на фюзеляжах самолётов лётчики приняли за опознавательные знаки северокорейцев.


Истребители Р-63 «Кингкобра» на аэродроме Буффало, перед отправкой в СССР.

На следующий день после налёта представитель СССР выступил с официальным протестом в ООН. Через 11 дней президент США Гарри Трумэн выступил с обращением, в котором признал вину США, предложил «…предоставить средства для возмещения любого ущерба, нанесенного советской собственности» и сообщил о том, что командир полка ВВС США на Дальнем Востоке освобожден от должности, а лётчики отданы под трибунал.


На фото: Гарри Трумэн (в центре) посещает штаб-квартиру ООН. Снимок сделан 3 июля 1953 года.

Непосредственные участники атаки Олтон Квонбек и Аллен Дифендорф прослужили в ВВС 22 и 33 года. Олтон Квонбек затем работал в ЦРУ и комитете Сената по разведке. В 1990 году в «Вашингтон пост» он написал статью «Моя короткая война с Россией», в которой снова отстаивал версию о навигационной ошибке, которая, будто бы, привела к серьезнейшему международному инциденту, улаживать который пришлось даже ООН. Он писал: «Я не знал, где мы находимся. Через просвет в облаках я увидел, что мы находимся над рекой в долине, окруженной горами… По пыльной дороге на запад шел грузовик».

Для того, чтобы вы могли оценить крюк, который сделали американские летчики посмотрите на следующую карту:


Расстояние по прямой между аэропортом Чхонджин и Сухой речкой примерно 200 км.

Квонбек же, по его словам, решил догнать автомашину. Она и привела к аэродрому. Ему показалось, будто это северокорейский военный аэродром Чхонджин. «На аэродроме стояло много самолетов - мечта любого летчика, - продолжает он. - На темно-зеленых фюзеляжах были большие красные звезды с белым ободком. Время на принятие решения почти не было, топливо тоже было на исходе… Я зашел слева, выпустил несколько очередей, мой напарник Аллен Дифендорф делал, как я».
«Для русских это было, как Перл-Харбор,» - писал Квонбек.
Многим специалистам сама идея о том, что два пилота не знали, где они находятся, не знали места расположения Советской границы, и были не способны понять, что за аэродром они атакуют, кажется невероятной.


На снимке советские военные после окончания академии - 12.1957-05.1958, зам.командира полка, подполковник ВВС ТОФ аэродром Сухая Речка г. Ворошилов-Уссурийск. Это единственный обнаруженный мной в Сети снимок, который относится к аэродрому Сухая Речка и людям, служившим на нем.

Согласно советской версии человеческих жертв при налете в полку не было, что подтверждает и В. Н. Забелин. Однако, в списке памятников Хасанского района Приморского края под номером 106 значится "братская безымянная могила летчиков, погибших при отражении американских бомбардировщиков в 1950 году". Там же указано, что могила находится у села Перевозное, бывшей территории военного городка Сухая Речка. Неравнодушные жители Владивостока нашли этот памятник:

«Правда, от памятника остался один железный остов, табличка с датой пропала, по всей вероятности, уже давно, в списках памятников Приморского края он числится, но нигде не было ни одной фотографии с точным указанием места его расположения» - сообщает нашедший его человек. Могли ли перепутать его с еще тремя памятниками, установленными над другими захоронениями, находящимися в этом же районе, сказать трудно.
Сам аэродром был заброшен с конца 1950-х. На 1 января 2005 года население составляло 19 человек.

А по вашему мнению, это была провокация или ошибка?