3 тысячелетие до нашей эры какой год. IV тысячелетие до н. э

Памятник Тысячелетию Государства Российского … Википедия

Тысячелетие: Тысячелетие единица измерения времени, равная 1000 годам. «Тысячелетие» американский мистический сериал от создателей «Секретных материалов». «Тысячелетие» (англ. Millennium) фантастический кинофильм о путешествиях во… … Википедия

Тысячелетие - ист. период, обозначаемый либо арабскими цифрами с наращением падежного окончания в изданиях для подготовленного читателя (2 е тысячелетие до н. э.), либо словами в массовых изданиях (второе тысячелетие до нашей эры), либо арабскими цифрами с… … Издательский словарь-справочник

ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ, тысячелетия, ср. 1. Период времени в 1000 лет, десять веков. 2. чего. Годовщина события, случившегося 1000 лет тому назад. В 1862 г. праздновалось тысячелетие основания русского государства. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова

Тысячелетие Millennium Жанр Драма, хоррор Автор идеи Крис Картер В главных ролях Лэнс Хенриксен Терри О Куин Меган Галлахер Клеа Скотт Brittany Tiplady Страна … Википедия

ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ, я, ср. 1. Срок в тысячу лет. 2. чего. Годовщина события, бывшего тысячу лет тому назад. Т. города (тысяча лет со дня основания). | прил. тысячелетний, яя, ее. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Сущ., кол во синонимов: 1 годовщина (35) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

- (1000 летие) … Орфографический словарь-справочник

У этого термина существуют и другие значения, см. Тысячелетие (значения). Тысячелетие (также миллениум) единица измерения времени, равная 1000 годам. Содержание 1 Летосчисление 1.1 Порядковый … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Тысячелетие (значения). Тысячелетие Millennium … Википедия

Книги

  • Тысячелетие древнейших монет России. Сводный каталог русских монет X-XI веков , М. П. Сотникова, И. Г. Спасский. Книга, посвященная тысячелетию русской национальной монетной чеканки, состоит из двух основных частей - исследования и сводного каталога монет первоначального русского чекана - и приложения.…
  • Тысячелетие русской истории , Н. А. Шефов. Книга богато оформлена огромным количеством иллюстраций, наглядно показывающих яркую многовековую палитру тысячелетней истории России. Эта книга - словно лента небывалого кинофильма; то…

Эра Ноя: 5,2-4,2 тыс. лет до н. э.

История преподобного Ноя – один из наиболее популярных библейских сюжетов. До сих пор энтузиасты, свято веруя в ее абсолютную правдивость, вычисляют, насколько многочисленна была колония переселенцев, и ищут на склонах Арарата следы легендарного ковчега. Нисколько не принижая значимость такого рода анализа, мы предлагаем взглянуть на миф о Ное несколько шире. Информация, содержащаяся в Книге Бытия, позволяет определить направление миграции рода Ноя и ее приблизительное время. Это два рациональных момента мифа, про которые можно говорить достаточно определенно. Все остальное следует отнести к области беллетристики.

Начнем с того, что корректировка библейской хронологии вынудила создателей Книги Бытия связать судьбу Ноя со вселенской катастрофой XI тыс. до н. э. События, происходившие в эру Еноса, были искусственно перенесены ближе к нашему времени. Миграция в V тыс. до н. э. части индоевропейцев («компании Ноя») с территории Русской равнины действительно была морской. Они переплыли то, что мы определили ранее как Евразийский океан (или то, что от него осталось к тому времени). Это была акватория, охватывающая Черное, Азовское и Каспийское моря. Библия трактует это переселение как вынужденное, инициированное приближающимся Вселенским потопом. Но он случился задолго до этого. Реальная же причина миграции, думается, была из разряда тех, что вдохновляла первые кругосветные экспедиции и движет «Человеком любопытствующим»: индоевропейцы открывали для себя дальние уголки планеты.

Ной отправился в плавание, будучи шестисот лет от роду. Следовательно, морскую миграцию выходцев с Русской равнины в Переднюю Азию следует относить ко времени 4,6 тыс. лет до н. э. Оно примерно соответствует периоду возникновения первых земледельческих поселений в Двуречье. Библия фиксирует этот факт коротко, но весомо: «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник» (Бытие 9, 20). В Двуречье пришли люди, освоившие земледелие и владевшие культурой садоводства. Более того, пьяная история в семействе Ноя указывает на существование в то время виноделия. В общем, переселенцы-северяне умели не только трудиться, но и привольно отдыхать.

Данные археологов свидетельствуют, что шумеры были этнически и лингвистически чужды семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию несколько позднее. Традиционно их (правда, с высокой степенью неуверенности) относят к средиземноморской расе. И этому есть объяснение. Как уже говорилось, ранние индоевропейцы уже на рубеже XI и X тыс. до н. э. проникли в Средиземноморье и Малую Азию. На протяжении следующих тысячелетий они жили среди местных племен, контактировали и, как это водится, при вживлении в инородную среду смешивались с ними. Новая волна индоевропейской миграции относится к середине V тыс. до н. э. В Библии она изображена как спасение семейства Ноя от надвигающейся катастрофы. Морская экспедиция, каким бы ни был огромным «ковчег», не могла быть достаточно широкомасштабной. Ной проторял маршрут, по которому позже двигались его соотечественники. В результате в Двуречье со временем собрались малоазийско-средиземноморские, индоевропейские и семитские племена.

Главным божеством шумерской мифологии был бог Ан, что по-шумерски значит «небо». Его имя пишется знаком, обозначающим понятие «бог» и ставящимся как детерминатив перед именами других богов. В списках богов он неизменно открывает список. Его постоянный титул – «отец богов». Но в безглассовом написании имена Ан и Ной тождественны. Русские до сих пор поминают своего верховного бога словом «Он» и соотносят его с небом. Русский «Он» стал шумерским Аном, а в Библии хранитель культа бога неба и предводитель выходцев с Русской равнины назван Ноем. По-еврейски это имя означает «покой», «успокоение». Самое точное определение для бога вечного приюта человеческих душ! Удивительно, насколько органично уживаются в одном образе элементы русской, шумерской и еврейской традиций.

В эпосе шумеров упоминается их родина, которую они считали прародиной всего человечества, – остров Дильмун (Тильмун), счастливый, блаженный остров. На Дильмуне восходит солнце, это первозданная страна, где не было змей, скорпионов, львов, диких собак и волков. Дильмун – «чистая», «непорочная», «светлая» страна, «страна живых», не знающая ни болезней, ни смерти. Дильмун предстает, скорее, божественным, чем человеческим, раем, местом обитания богов. Корень в названии этого шумерского Эдема напоминает нам о Туле – «острове блаженных» древних кельтов. Академические ученые, похоже, даже не допускают мысли о северном происхождении шумеров. Вот и Дильмун они соотносят с Бахрейном – «жемчужиной» Персидского залива. О том же, что название заповедной страны на все сто индоевропейское, говорить не принято. Можно прослыть за европофила!

Название Дильмун мы предлагаем соотнести с понятием «дольмен», сооружением из мегалитов. Обычно оно представляет «домик» из каменных плит с круглым (полукруглым) окошком (входом) в одной из них. Дольмены выступали в виде святилищ, об их назначении спорят. На наш взгляд, дольмен олицетворяет женское начало, это алтарь Великой Богини: вход в виде круга говорит сам за себя. (На символическом уровне это то же, что и избушка на курьих ножках, которая может стать к лесу задом, а к герою передом.) Бог солнца – супруг Богини – входит в ее дом солнечным лучом. Дильмун – это страна дольменов. В Краснодарском крае и на Северном Кавказе дольмены присутствуют в изобилии, и резонно предположить, что дольменная (и шире – мегалитическая) культура распространялась с Кавказа на юг, а не наоборот.

Вавилонские жрецы делили историю своей страны на два периода: «до потопа» и «после потопа». Один из них – Берос (350 г. до н. э. – 280 г. до н. э.) – в своем историческом труде приводит список 10 царей, правивших «до потопа». Их имена: Аларос, Алапарос, Амелон, Амменон, Мегаларос, Даонос, Еудорахус, Аменпсинос, Отиартес, Ксисутрос. Это вавилонский аналог списка десяти древнейших библейских патриархов. Он составлялся позднее библейского, и потому значение вавилонских имен вряд ли имеет глубинный смысл, характеризующий содержание их эпохи (да и времена их правления запредельно велики). Но имена четырех правителей оканчиваются на «рос» – слово, обозначающее арийского жреца. Сегодня мы можем подправить Бероса: с Русской равнины ушла та часть индоевропейцев, которые не называли себя ариями, последние появились в Шумере несколько позже. Но список Бероса служит явным указанием на северное происхождение допотопных царей!

Библия говорит, что во времена Ноя «на всей земле был один язык и одно наречие» (Бытие 11, 1). И даже потомки Ноя, построившие Вавилон, все еще продолжали говорить на едином языке. «И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык» (Бытие 11, 5-6). Каким был этот язык? Наш ответ – индоевропейским. Потомки Ноя, в конце концов, смешались с местными народами, но происходило это на протяжении тысячелетий. Все сыновья плыли в ковчеге, а значит, были стопроцентными европейцами. Все нынешние увлечения ностратическим и бореальным языком не более чем дань либеральной традиции. Индоевропейцы, уходя с Русской равнины, несли свой язык другим народам. В их диалогах рождались те смешанные формы, которые филологи окрестили бореальными и ностратическими.

Эра Ноя приходится на время распада индоевропейской общности. В это время европеоиды начинают свой победный марш по планете. Если раньше их миграции с территории Русской равнины носили локальный характер, то теперь их в полном смысле можно назвать глобальными. Ареал распространения европейцев совпадает с зоной культур крашеной керамики. Тут следует выделить два вектора движения – «азиатско-африканский» (в Библии миграция Ноя) и «европейский» – трипольская археологическая культура (территория Украины и Молдавии) и культуры Винча и Старчево на севере Балканского полуострова. Миграции осуществляли племена иеневцев-бутовцев.

Книга Бытия дает понять, что отнюдь не все «сыны человеческие» двинулись вслед за Ноем. В прежних пределах остались жить потомки Каина. Вот для чего создатели Библии вставили в текст параллельные родословные! Расхождения между ними начинаются с Ламеха. В родословной от Сифа патриарх Ламех родит Ноя, которому суждено покинуть родину. Родословная же от Каина рисует иную картину.

«И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла]. Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату было Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа» (Бытие 4, 19-22). У «отца» всех земледельцев в потомстве Ламеха появляются не только скотоводы, но также кузнецы и музыканты. Последнее обстоятельство крайне существенно, поскольку родиной металлообработки Библия объявляет Восточную Европу. Неожиданно?

Приведем отрывок из уже упоминавшейся книги М. Гимбутас: «Первые изделия из меди появляются в Восточной и Центральной Европе после 5500 г. до н. э. В целом ряде поселений были найдены шилья, бусины и прочие мелочи, изготовленные путем нагрева и ковки. <…> В начале V тыс. до н. э. разработка медных залежей принимает систематический характер; к середине этого же тысячелетия ее объем значительно возрастает. Примерно тогда же на сцену выходит золото, разрабатывается технология плавки и появляются крупные медные инструменты. <…> В Карпатских, Трансильванских и Родопских горах имелось немало залежей меди. Старейшая из известных нам разработок находится в Рудна-Главе, в 140 км к югу от Белграда, и датируется не позднее 5000 г. до н. э. <…> В 1971 г. Е.Н. Черных открыл, а в 1972 г. провел раскопки шахт Ай-Бунара в 8 км от города Стара-Загора (Центральная Болгария). Там было найдено 11 шахт общей длиной в 500 м, причем некоторые из них имели до 110 м в длину и до 20 м в ширину. Такие шахты могли давать не одну тонну медной руды. Разработки на Ай-Бунаре датируются серединой V тыс. до н. э. В шахтах были обнаружены медные инструменты, включая такие приспособления для горных работ, как топоры-тесла и киркомотыги. Анализ меди из Ай-Буна-ра и из расположенных поблизости мастерских, захоронений и хранилищ показал, что ею снабжалась вся восточная часть Балканского региона, Молдавия, Западная Украина и Южная Россия, а на западе – Словакия и Северо-Восточная Венгрия». Поражает тот факт, что наша хронологическая шкала идеально подтверждается археологическими открытиями.

Начало металлообработки приходится в точности на эру сыновей Ламехов. Библия в очередной раз демонстрирует свой глубинный историзм и необыкновенную основательность в изложении событий мировой истории.

Библейская энциклопедия учит, что имя Иавал означает «поток», «ручей», а имя Иувал – «протяжный звук», «рог», «труба». Наверное, уже не надо говорить, что изначальное содержание этих имен лежит в слое индоевропейской лексики. До сих пор в русском языке живет слово «увал» – «возвышенность». Имена сыновей Ады по-разному воспроизводят его. И что исключительно важно, хранят свое северное происхождение. На современный лад их сегодня величали бы Горами (Егорами, Игорями).

Имя сына Циллы – Тувалкаин – сплошная загадка для филологов. Но оно обретает содержательное значение, если предположить, что первая буковка прилепилась к нему позднее, а «каин» – греческое «новый» – прозвище. Тогда (Т)Увал-каин следует переводить как «Увал новый», то есть Увал, рожденный Циллой, второй женой Ламеха, вслед за Увалами, рожденными Адой. Все сыновья Ламеха в нашей интерпретации носят одинаковые имена, и все они своим именем связаны с Русской равниной. И как память об этих патриархах северной цивилизации стоят на ней Северные Увалы.

Часть. 4. Русь в VI — I тысячелетиях до нашей эры.

«Слову РУСЬ - более 250 тысяч лет».
Публикация И.Ядыкина «О РУСЬ, ВЗМАХНИ ВЕКАМИ!»,
газета «Красная звезда», 30 Мая 2007 года

Как было сказано ранее, в 5508 году до нашей эры русов возвратились в Приазовье и Северное Причерноморье.

Рис. 18. Территория русов в 5508 году до н.э.

В 500 — 1500 годах (в V тысячелетии до нашей эры) происходит ещё один раскол носителей гаплогруппы R1a1а1, населявшей причерноморские степи. Мощная волна носителей гаплогруппы R1a1а1b с Днестро-Донского региона движется на север и к Волге. По Русской равнине активно расселяются потомки русов — арии и скифы (по данным американской компании Family Tree DNA арии и скифы также принадлежат к гаплогруппе R1a1а1, её юго-восточной (евроазиатской) ветви). В 4700 годах (в VIII веке до нашей эры) , скифы мигрируют с Русской равнины на юго-восток вытесняя киммерийцев.


Рис. 19. Миграция ариев и скифов (гаплогруппа R1a1).

В 1500 — 3500 годах (в IV — III тысячелетиях до нашей эры) человек впервые знакомится с медью . Это знакомство произошло через самородки, которые принимали за камни и пытались обычным образом обработать, ударяя по ним другими камнями. От самородков куски не откалывались, но деформировались и им можно было придать необходимую форму (холодная ковка). Сплавлять медь с другими металлами для получения бронзы тогда ещё не умели. В некоторых культурах для увеличения пластичности самородки после ковки прогревали, что приводило к отжигу дефектов, образованных в результате холодной деформации. Низкое распространение меди связано, в первую очередь, с недостаточным количеством самородков, а не с мягкостью металла — в регионах, где меди было много, она быстро стала вытеснять камень. Несмотря на свою мягкость, медь имела важное преимущество — медное орудие можно было починить, а каменное приходилось делать заново. С IV тысячелетия до нашей эры медные и бронзовые орудия труда начали вытеснять каменные. На территории между Днепром и Доном возникают центры обработки медной руды, а на Донбассе — центры добычи медной руды . Наступает период консолидации, общественной организации племён, развития патриархата, формирования крупных, общественных объединений.

Около 1500 года (IV тысячелетия до нашей эры) русы одомашнили лошадь . «Недавние исследования зубов останков лошади (жеребец из Дереивки, Украина, около 4000 лет до н.э.) показали, что удила применялись по современному их назначению. Этнологические параллели показали, что освоение верховой езды должно было сопровождаться ростом демографического состояния и повышением мобильности». [Источник: Д.Энтони, Д.Я.Телегин, Д.Браун, «Зарождение верховой езды» // «В мире науки», 1992. № 2 стр. 36 - 42 ].

Одновременно изобретается колёсный транспорт . [Источник: Сафронов В.А., «Индоевропейские прародины». Горький, 1989 г. ].

Также в 1500 годах (в IV-м тысячелетии до нашей эры) на Руси появляются киммерийцы .


Рис. 20. Миграция киммерийцев (гаплогруппа R1a1).

В «Книги Велеса» (дощечка 6е), пишется о родстве русов с киммерийцами . Они названы под именем кимры: «Были Кимры , также отцы наши , а они-то Ромеев трясли и Греков разметали, как поросят напуганных».

Греки столкнувшись с народом степной части Северного Причерноморья называют их — киммерийцами . [Исторический трактат «История» древнегреческого историка Геродота Галикарнасского ].

Киммерийцы принадлежали к общности русов — носителей R1a1. [Источник: Ахматнуров С.С. «Гунны, руническое письмо, гаплотип R1a1» ].

Киммерийцы носили кожаные куртки, штаны, сапоги и островерхие шапки. На киммерийских вещах чаще всего встречается фигура в виде ромбовидного значка с вогнутыми сторонами и кружочком в середине . Почти всегда такой значок вписывается в круг, в результате чего образуется простая четырехлепестковая розетка. Значками такого рода обычно оформлялись круглые бронзовые бляхи с отверстиями для перекрещивающихся ремней у уздечки. Значку могло придаваться и значение оберегов. Также встречаются круглые бляшки с вписанным прямым равноконечным крестом .

Мигрировав с территории Южного Приуралья и Среднего Поволжья, киммерийцы обосновались в Причерноморье, а затем начали расселяться и предпринимать походы далее на запад. Одновременно походами киммерийцев в Центральной Европе распространяется похоронный обряд — трупосожжение , прежде покойников хоронили в земле. Киммерийцами часто именуются археологические культуры Северного Причерноморья, относящиеся к раннему железному веку, соответственно, это время носит название «Киммерийской эпохи» (XI—VII века до нашей эры).

В Причерноморье киммерийская эпоха знаменовалась расцветом культуры и хозяйства. Ширилось скотоводство и пахотное земледелие в Приазовье. Была очень развита металлургия железа и бронзы . Следы разработки их рудников и металлургического производства со шлаками и остатками плавки найдены в Донбассе вблизи города Артемовска. Изготовлялось первоклассное оружие — длинные стальные мечи , наконечники стрел, копий. Но наряду со сталью использовались и бронзовые наконечники, и боевые топоры . Основным родом войск была конница . Они уже использовали уздечки, трензеля, что позволяло хорошо маневрировать лошадьми.

В 1700 — 2200 годах (в 3800 — 3300 годах до нашей эры) на территории Руси развивается среднестоговская (или скелянская, новоданиловская) культура, которая формируется на основе традиций нижнедонской и сурской культур в междуречье Кальмиуса и Нижнего Дона.

К среднестоговской культуре относят 4 захоронения вблизи Мариупольского могильника (стены могил укреплялись каменными плитами, булавы с почковидным навершием, подвески из зубов сурка, клыков кабана, медные бусины, браслеты, пояс из перламутровых нитей, сверху могила засыпалась камнями). При контакте скелянской и азово-днепровской культур сформировалась следующая энеолитическая культура — квитянская (конец IV — I половина III тысячелетия до нашей эры), положившая начало возникновению курганов («могил») в Северном Приазовье («утробное» положение умершего, ориентировка головой на восток, растительная подстилка, охра как элемент погребения, наличие кромлеха — каменной кольцевой наброски).

К этому времени относят также археологические памятники Приазовья :

Нижнемихайловской культуры (3000 — 2600 лет до нашей эры: курганы в Ильичёвском районе Мариуполя, на месте электростанции комбината имени Ильича) — характеризовалась созданием своеобразных культовых комплексов — стел и алтарей, захоронениями с чернолощёнными горшочками с напутственной пищей;
. животиловско-волчанской культуры (середины III тыс. до нашей эры: погребения у пгт.Сартана) — присутствовали кроме горшочков и своего рода игральные фишки в виде костей коленных чашечек, астрагалов и метаподиев овец;
. ямной культуры (середина III тыс. до нашей эры: множественные курганы в районе Волонтёровки и Новосёловки, у сёл Кременёвка, Огородное, Чермалык и др.) — ориентация умершего на восход Солнца и Луны, наличие горизонтальных площадок сверху кургана для погребальных ритуалов. Именно этой культуре принадлежит около 80% всех курганов Северного Причерноморья. В курганах «Каменных могил» да и в самом городе (курган на пересечении проспекта Строителей и улицы Урицкого города Мариуполя, в народе — «Зеленая горка», на старинных картах — «Дед») были найдены следы эпохи меди-бронзы.

В 1993 году при строительстве водопровода, проходившего по окраине кургана «Зеленая горка» (Мариуполь), были найдены кости, обнаружены три погребения, относящиеся к бронзовому веку, не исключено, что в кургане находятся и погребения скифо-сарматского периода. Отдельные курганы имеют объём грунта более 2000 м³, а вес более 2400 тонн. Найденные скелеты довольно высокого роста (мужчины — 173 см, женщины — 160 см). Уникальной признана находка Мариупольской археологической экспедиции в 1984 года. Вблизи Мариуполя были обнаружены остатки деревянных четырёхколёсных повозок со сплошными деревянными дисковидными колёсами . Учёными эта находка датирована XXVII веком до нашей эры . Таким образом, найденные в Приазовье повозки являются на сегодня одним из древнейших видов колёсного транспорта в мире (раньше таковым считался транспорт Месопотамии XXVI века до нашей эры) .
Наиболее характерными культурами на территории Руси в то время были трипольская и ямная культуры.


Рис. 21. Территория распространения трипольской и ямной культур.

Трипольская культура.
Трипольская культура — энеолитическая археологическая культура, распространённая в VI — III тысячелетиях до нашей эры в Дунайско-Днепровском междуречье, наибольший её расцвет пришёлся на период между 5500 и 2750 годах до нашей эры . Это одна из ранних земледельческих культур на территории Восточной Европы. Трипольцы выращивали несколько сортов пшеницы, ячмень и просо. Кроме того, они занимались скотоводством. В их хозяйствах были коровы, свиньи, козы, овцы. Они также знали металлообработку меди, умели прясть и ткать. Наиболее яркий признак культуры — расписная керамика, причем самым «популярным» мотивом был спиральный.
Трипольцы жили в поселениях, некоторые из них можно назвать протогородами — их размеры достигали порой 450 гектаров. Как правило, планировка поселений была правильной, жилища располагались параллельными рядами, группами или концентрическими кругами. Дома трипольцев были глинобитными, некоторые двухэтажными. Однако из-за того, что плодородие обрабатываемой земли быстро уменьшалось, трипольцы были вынуждены каждые 50 — 70 лет переселяться на новое место. Орудия труда и оружие изготавливались из костей животных, кремня, камня и меди.
Племенами управляли вожди, существовали также и верховные вожди союзов племён. Религией являлись аграрные культы, почитание Великой Богини, священным животным была собака.
С приходом русов (носителей гаплогруппы R1a1а1) часть трипольцев влилась в их генофонд .

О миграции родов князя Словена с побережья Чёрного моря на север пишет и В.Н.Татищев в «Истории Российской»:

«Князь Славен , оставив во Фракии и Иллирии около моря по Дунаю сына Бастарна , пошел к полуночи и град великий создал , во свое имя Славенск нарек. (...)». [

ОСНОВЫ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ

Барнаул, 2005

Разработано Л.Г.Апенышевой, ст. преподавателем кафедры философии

Курс: Культурология

Пособие содержит материал по историческим эпохам культуры, начиная с первобытных времен и включительно по XIX в.

Разработано с целью ориентации в хронологических датах культурных эпох, даны понятия терминов, встречающихся в процессе изучения предмета культурологии, а также приведены в систему памятники культуры, что значительно облегчит студентам запоминание материала в процессе подготовки к экзаменам и зачетам.

При разработке методического указания использовалась литература:

1. Культурология. История мировой культуры. Под ред. проф. Марковой А.Н.: Культура и спорт; ЮНИТИ, 1995.

2. Культурология: Учебное пособие для вузов. Под ред. проф. А.А.Радугина, М., 1997.

КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ

Основные хронологические даты:

Первобытное общество 40 тыс. л до н.э - 4 тыс. лет до н.э.

Древнекаменный век (палеолит) 40 тыс. л до н.э.- 12 тыс. лет до н.э.

Среднекаменный век (мезолит) 12 тыс. л до н.э. - 7 тыс. лет до н.э.

Новокаменный век (неолит) 7 тыс. л до н.э. - 4 тыс. лет до н.э.

Термины и понятия Памятники материальной культуры
Синкретизм (пер. с греч. - соедине- ние) - сочетание разно- родных воззрений. Архетип (от греч. - начало, образ) - прообраз, первичная форма. Анимизм (от лат. - дух, душа) - вера в то, что душа существует самостоятельно от тела. Магия (от греч. - волшебство) способ воздействия на природу и лю- дей, характерный для перво- бытного общества, предпо- лагающий воздействие на вещь или изображение с целью воздействия на изображаемое по принципу связи всего во всем. Фетишизм (от франц. - идол, талис- ман) - вера в сверхъестествен- ные свойства материальных вещей. Ориньякская эпоха - культура периода позднего палеолита, названа из-за пещеры Ориньяк (Франция). Мезинское искусство - название получило из-за Мезинской стоянки (Украина). Майкопская культура - названа из-за знаменитого памятника Май-копского кургана. Турбинский могильник (на Каме) ПОСЕЛЕНИЯ: Къекенмеддинги (пер. с датского "кухонные кучи") Римские террамары (от лат. - земля) - укрепленные поселения на сваях Городище Крепость Стоянка Селище ПОГРЕБЕНИЯ Дольмены (от брет. стол и камень) Менгиры (от берт. Камень длинный) - отдельные каменные столбы Кромлех (от брет. круглый камень) - камни расположены в виде круга Гробницы Курганы


Вопросы для самопроверки:

1. Что такое архетип?

2. Расскажите об изобразительных формах первобытного искусства.

3. Назовите виды поселений первобытной эпохи.

4. Какие вы запомнили погребения в период первобытности?

ЛИТЕРАТУРА

· Краткая философская энциклопедия. - М.: Прогресс, 1994.

· Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры, - Тверь, 1993

· Першиц А.И. и др. История первобытного общества. - М.: Высшая школа, 1974

· История древнего мира в художественно-исторических образах. - М.: Просвещение, 1968.

· Культурология. Под ред. Кефели И.Ф.-С.-Пб.: Спецлитература, 1996.

Культура Древнего Египта (4-3 тыс. лет до н.э. - рубеж н.э.).

Древний Египет - первое государство на земле, претендовавшее на мировое господство. Важнейшая черта культуры Древнего Египта - протест против смерти, приведший к возникновению искусства изготовления мумий, строительству пирамид. Изобразительному искусству присуще плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным узором, строгая линейность композиции. Застойный характер древнеегипетского общества определил, в общем, единообразный тип древнеегипетского искусства и культуры.

Вопросы для самопроверки:

1. Расскажите об особенностях религии Древнего Египта.

2. Как египтяне относились к смерти?

3. Что является важнейшей чертой культуры Древнего Египта?

4. Расскажите о наиболее важных видах архитектуры Древнего Египта.

ЛИТЕРАТУРА

· Всемирная история. В 10 т. - М.: Госполитиздат, 1956. Т.1 - П.

· Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. - верь, 1993

· Древний Восток. Под ред. В.В.Струве. - М., 1953.

· История Древнего мира в художественно-исторических образах. - М.: Просвещение, 1968

· Радугин А.А. Культурология. М.: Центр, 1997

· Культурология. Под ред. Кефели И.Ф.-С.-Пб.: Спецлитература, 1996

· История мировой культуры. Под ред. Чернокозова А.И. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

Культура Древней Мессопотамии (Двуречья)

4 тыс. лет до н.э. - рубеж нашей эры

Культура Двуречья (долина рек Тигр и Ефрат) - один из древнейших очагов человеческой цивилизации. В Двуречье стремительно сменяли друг друга различные государственные образования:

Шумер и Аккад- 1У- Ш тыс.л.до н.э.

Вавилония- П тыс. до н.- наследница шумероаккадской цивилизации, при царе Хаммурапи город Вавилон объединил все области Шумера и Аккарда, появился знаменитый Свод законов.

Ассирия- 1 тыс.до н.э. исполнено пафосом силы, прославляло мощь и победы завоевателей, ослабление религиозных взглядов привело к изображению жестоких сцен в искусстве.

Иранская империя- У1 в. до н.э. характеризуется светским искусством, более спокойное, в нем нет той жесткости, какая прослеживается в искусстве ассирийцев.

Термины и понятия Боги Памятники культуры
Культ воды- источник доброй воли,приносящий урожай и жизнь Культ небесных светил-в их движении вавилоняне видели проявление божественной воли Шестидесятирич- ная система - существует в исчислении времени в минутах, секундах Шумерская клинопись - древнейшая письменность шумеров, основанная на знаках из групп клинообразных знаков Зиккурат - высокая многоступенчатая башня из кирпича Зороастризм - государственная религия в Иране. Названа так по имени пророка Зороастра Основные принципы: Противопоставле- Ние двух начал - добра и зла; вера в победу добра Главную роль в ритуале играет огонь Шамаш-богиня Солнца Син - бог Луны Адад - бог непогоды Иштар - богиня любви Нергал - бог смерти Ирра - бог войны Вильги - бог огня Зороастризм: Ахурамадзе - бог добра Азриман - носитель злого начала Сенмурва - символ плодородия Анахиту - богиня любви Шумерские клинописные таблички Поэма "Золотой век" Цикл сказаний о Гильгамеше Библиотека Ашшурбанипала Свод законов Хаммурапи Вавилонская башня Висячие сады Семирамиды (ассирийской царицы IX в. до н.э.) Сасанидское искусство

Вопросы для самопроверки:

1. Как объяснить жестокость нравов ассирийского искусства?

2. Назовите достижения в науке у жителей Двуречья?

3. Что характерно для вавилонского изобразительного искусства?

Литература:

Всемирная история. В 13-ти томах. -М.: Госполитиздат, 1957. Т.3.

Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. 2-е изд., 1987.

Можейко И. В. 7 из 37 чудес. - М.: Наука, 1983

Грибунина Н. Г. История мировой художественной культуры. - Тверь, 1993.

Радунин А. А. Культурология.- М.: Центр, 1997.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 3 тыс. л. до н.э. - рубеж н.э.

Индия - один из древнейших очагов человеческой цивилизации с высоким очагом культуры. Материальная, духовная и художественная культура Древней Индии заняла достойное и почетное место в сокровищнице мировой цивилизации. В XI в. до н.э. идеологией становится буддизм, который стал одной из великих мировых религий. Велико его влияние на литературу и искусство.

Термины и понятия Боги и герои Памятники
литературы архитектуры
Пиктограф - рисунок, отображающий содержание чего-либо Веды (дословно с санскрита "священное знание") - древнейшие памятники древнеиндийской литературы III - II в. до н.э. содержали сведения об агрокультуре, обработке металлов, медицине, геометрии, изобретении шахмат Санскрит - обработанный язык поздневедической литературы, широко распространен-ный как важное средство общения Сутры - руководства по жертвенным ритуалам Варна-кастовый строй: Касты (по профессиональной деятельности) Варны (по сословиям): 1.брахманы (представители жреческого рода) 2.кшатрии(военная знать) 3.вайшьи 4. шудры - трудовое население Неприкасаемые - социальная группа низшего сословия, находившаяся вне каст, состоящая из бывших рабов и представителей презираемых профессий Нирвана - состояние без всяких земных желаний Сансара - учение о перевоплощении души Карма - закон воздаяния Будда - "осененный истиной" Брахма - создатель Вселенной Вишну - ее сохраняющий Шива - ее разрушающий Бхарата Кришна Рама Веды состоят: 1. Ригведа - гимны мифологического содержания 2. Самаведа - песнопения 3. Яджурведа - описание ведических ритуалов 4. Атхарваведа - магические заклинания 5. "Махабха-рата" "Рамаяна" Дворец царя Ашоки Ступа - культовое сооружение Торана - ворота в круговой ограде ступа Стамбха - монолитные столбы Статуя Шивы в Гудималламе

Вопросы для самопроверки:

1. Объясните суть варно-кастового строя.

2. Религиозные течения религий древнеиндийского общества.

3. Охарактеризуйте культуру Древней Индии.

Литература:

Большая советская энциклопедия. 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1991.

Гнедич П. П. Всемирная история искусств. - М.: Современик, 2000.

Гринцер Г. Ф. Религия Древней Индии. - М., 1959.

Можейко И. В. 7 их 37 чудес света. 2-е изд.- М.: Наука, 1983.

Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. - М.: Советская энциклопедия, 1987, Т. 1.

Популярная художественная энциклопедия. В 2-х т. - М.: Советская энциклопедия, 1986.

Культурология. Под ред. Кефели И. Ф. - С.-Пб.: Спецлитература,1986

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ (2 тыс. л. до н. э. - рубеж н. э.)

Китай - самая обособленная из известных цивилизаций. Китайцы верили, что жизнь - это творение божественной, сверхъестественной силы, все в мире находится в движении в результате столкновения Света и Тьмы. Свойственен культ природы, культ предков, обожествление царской власти. В середине 1 тыс. до н. э. оформляются три идеологических направления (далее философско-религиозные системы): даосизм, учения Конфуция, буддизм. Китайская культура очень самобытна: регламентация быта была строгой, даже самые знатные люди не были хозяевами своей судьбы. Сферы культуры были подвластны государству.

Термины и понятия Боги Памятники культуры
литературы архитектуры Изобрете-ния
Даосизм - учение, согласно которому весь мир подчинен единому закону - "Дао", основатель Лао-Цзы (IX - рубеж Ш в. до н. э.) Дао (путь, закон)- источник всего существующего Конфуцианство - религиозно-мировоззренческая система возникла XI - X в. до н. э. Это, прежде всего свод правил, моральных устоев, в основе которого лежал культ послушания старших Пагода - здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, имеющей поднятые вверх края и четко обозначенный карниз Владыка Земли Умершие предки императора Боги солнца, луны, грома, дождя, ветра Боги войны, огня Конфуций 188 правителей прошлого Местные духи "Книга песен" "Книга перемен" "Исторические записки" Трактат "математика в 9 главах" Великая китайская стена Большая пагода диких гусей Храмовый ансамбль "Храм неба" в Пекине Водяная мельница Магнитный прибор (прародитель компаса) Насос Сейсмограф Фарфор Глобус

Вопросы для самопроверки:

1. Расскажите об основных религиозно-философских системах Китая.

2. Назовите технические изобретения древних китайцев.

3. В чем заключалась регламентация быта Древнего Китая?

Литература:

Всемирная история. В 13-ти томах. - М.: Госполитиздат, 1956. Т.1., П.

Гнедич П. П. Всемирная история искусств. - М.: современник, 2000.

Популярная художественная энциклопедия. В 2-х т. - М.: Советская энциклопедия, 1986.

Можейко И. В. 7 из 37 чудес. 2-е изд. - М.: Наука, 1976.

История и культура Китая. - М.: Наука, 1976.

Радугин А. А. Культурология. - М.: Центр, 1997.

Культурология. Под ред. Кефели И. Ф. - С. - Пб.: Спецлитература, 1996.

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Понятие "античность" появилось в эпоху Возрождения, когда этот термин (от лат.- древний) ввели для определения греко-римской культуры. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на культуру всех народов Европы.

1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (3 тыс. до н. э.- X в. н.э.)

1. Эпоха крито-микенской культуры 2 тыс. л. до н. э. - XI в. н. э.

Древнейшая цивилизация на территории Греции носит названия крито-микенской, центры ее - остров Крит и город Микены. Вся жизнь на Крите сосредоточивалась вокруг дворцов, особого внимания заслуживает настенная живопись. Огромную роль играла религия. Здесь была особая форма царской власти - теократия, при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу.

2. Гомеровский период IX - YIII вв. до н. э.

Этот период называют гомеровским - по имени великого Гомера, он отличается бедной материальной культурой. Для него характерна простая грубая керамика, отсутствие монументальности, незатейливая форма произведений декоративного искусства.

3. Архаический период Y - IY вв. до н. э.

Он характеризуется окончательным разложением родовой общины и формированием античного полиса - города-государства. В это время походила великая колонизация - освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. Для греческой религии характерен политеизм. Возникла первая философская система античности - натурфилософия.

4. Классический период Y - IY вв. до н. э.

Характеризуется расцветом греческой культуры, центром которой стали Афины. Основная задача искусства классического периода это правдивое изображение человека - сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил.

5. Эпоха эллинизма IY - I вв. до н. э.

Это эпоха распространения греческой культуры на всей территории Александра Македонского. Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему математики, механики, астрономии, географии, а также распространению греческой системы образования. Эллинистические мастера проявляют повышенный интерес к личности, характерные черты скульптуры - динамичность, выразительность.

Термины и понятия Боги и герои Памятники культуры
литература архитектура скульптура
Толос-вид царской усыпальницы (купольная гробница) Полис-город-государство, гражданской общине которого принадлежала окружающая город с.-х. Территория Олимпийские игры- спортивные состязания,- посвященные Зевсу Пифийский игры- спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона Истмийские игры- состязания в честь Посейдона Курос- скульптура обнаженного юноши Кора- скульптура, изображающая женщину в задрапированном одеянии Идиллия- особый вид поэзия Мимы- короткие драматические сценки Эклектизм-стремление сочетать элементы различных школ Булевтерии- здания городских советов Хаос Гея (земля) Тартар (подземный мир) Уран (небо) Титаны- дети Геи и Урана Кронос (время) Зевс-громо-Вержец Гера-владычица неба Посейдон-властелин моря Аид- властелин подземного царства Аполлон- бог Света и поэзии 9 муз- покровительницы искусств и наук Афродита - богиня красоты Гефест- бог огня Арест- бог войны Афина- богиня мудрости Деметра- покровительница земледелия Афина- покровительница ткачества Дионис- покровитель Виноделия Гермес- покровитель торговли "Иллиада" и "Одиссея" Гомера; "Теогиния"; Трагедия Эсхила "Прометей прикованный"; Трагедии Софокла о царе Эдипе Родосский Колосс- одно из 7 чудес света, высота 35 м Шахматные гробницы в Микенах Фаросский маяк в Александр-ии-одно из 7 чудес света Богиня ветров в Афинах Храм Зевса в Олимпии Ансам-бль Афинского Акрополя Мавзолей В Галикарнасе-одно из 7 чудес света Театр в Эпидавре Фидий: "Афина Воительница" "Афина-Парфенос" "Зевс"(одно из 7 чудес света "Дискобол" Мирона "Гера", "Раненая амозонка" Поликлета "Афродита Книдская" Праксителя "Венера Милосская" "Ника Самофракинская" "Фарнезский бык" "Афродита Книдскя" "Лаокоон"

2. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА (УШ в.до н.э.-У в.н.э.)

Во П- 1 в. до н.э. эллинские государства были завоеваны Римом. С этого времени центром античной культуры становится Италия.

Этрусская культура (1 тыс. л. до н.э.- У в. до н.э.)

Древнейшая на территории Апеннинского полуострова, предшествовавшая

Римской и оказавшая на нее большое влияние. Для изобразительного искусства этрусков характерен реализм.

Культура Рима в царский период (УШ-У1 вв.до н.э.)

В этот время Рим сложился как город-государство греческого типа.

Период ранней республики (У1-Ш вв. до н.э.)

Этот период характеризуется приобщением римлян к более высокой греческой культуре, с образованием республиканского строя связано возникновение ораторского искусства. Характерной чертой мышления римлян был практицизм.

Римская империя- с 31 г. до н.э. -У в. н.э. огромное государство древнего мира, включающее Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы. Отмечаются достижения в естественных науках, Одно из достижений римской культуры- литература ранней империи, особое распространение получила портретная скульптура. В конце П в.н.э. начинается кризис, характерным признаком которого явился низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм.

В 395 г. империя распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе. История культуры позднего античного периода проходит в борьбе с разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими принципами.

476 г. считается концом Древнего мира, античности, началом Средневековья.

Термины и понятия Боги Памятники культуры
литература скульптура архитектура
Тога-римское одеяние Атрий- внутренний дворник Базилики- здания, где совершались торговые сделки и вершился суд Амфитеатры Здания, где устраивались гладиаторские бои, а также проводились публичные действия Цирки- здания, где происходили соревнования колесниц Термы- сложный комплекс банных помещений, любимое место провождения знатных римлян где помимо бань располагались закусочные, библиотеки, малые сценические площадки Тогатус-тип статуи, изображающей оратора в тоге Мессия- в христианстве: Ниспосланный свыше божественный спаситель человечества Юпитер-отождествляется с Зевсом громовержцем Нептун-бог моря Плутон-бог подземного царства Марс-бог войны Юнона-владычица неба Минерва - богиня мудрости Цирера- покровительница земледелия Венера- богиня красоты Вулкан-бог огня Меркурий- покровитель торговли Диана- богиня охоты, покровительница животных Янус-божество входа и выхода, имел 2 лица Домашние боги: Лары, гении, пенаты Богиня Рома- покровительница Римской империи Иисус Христос "Записки о Галльской войне Цезаря "Естейственная история" Плиния Младшего Поэзия Вергилия, Горация, Овидия Роман "Метаморфозы" Апулея "Брут" "Оратор" Бюсты Цицерона, Цезаря Колизей-самый большой амфитеатр античного мира Пантеон- храм во имя всех богов Храм Юпитера на Капитолийском холме Триумфальная арка-новый тип монументального сооружения, способствовавший возведению акведуков, мостов

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите выдающихся деятелей античной культуры.

2. Какие эпохи можно выделить в истории Древней Греции и Древнего Рима?

3. Какое влияние греческая культура оказала на римскую?

4. Расскажите о науке в античных государствах.

Литература:

Боннар А. Греческая цивилизация. - М.: Искусство, 1992.

Боннар А. Культура Древнего Рима. - М.: Наука. 1985. Т.1.

Гнедич П.П. Всемирная история искусств. - М.: Современник, 2000.

Куманецкий К. История Культуры Древней Греции и Рима. - М.: Высшая школа, 1990.

Древнии цивилизации. - М.: Мысль, 1989.

Популярная художественная энциклопедия. В 2-х т. -М.: Советская энциклопедия, 1986.

Кун Н.А, Легенды и мифы Древней Греции. Алма-Ата,1985.

Кочановский В.В, История культуры Западной Европы. М.: ИП

Экоперспектива, 1998

Культурология. Под ред. Кефели И. Ф. - С. -ПБ.: Спецлитература, 1996.

История мировой культуры. Под ред. Чернокозова А. И. Ростов-на-Дону:

1. КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН (У- 1Х вв.)

Древние славяне были людьми ведической культуры. Основными памятниками славянской древности являются священные песни,мифы,

сказания.

К моменту принятия христианства славянская религия не успела выработать

строгих форм культа.

При воцарении в Киеве Владимира Красное Солнышко (1015г.) была проведена языческая реформа. Славяне помимо греческой имели свою оригинальную систему письма- узелковую письменность. Память о древнем

узелковом письме осталась в языке и фольклоре.

2. КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ (1Х-ХП вв.)

Начало эпохи Киевской Руси принято относить к летописному рассказу о

Призвание на княжение в Новгород в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса, Трувора, либо определять временем киевского похода вещего Олега в 882 г.

Завершают период княжением в Киеве Ярослава Мудрого (1919 -1054 гг.),

либо доводят до времени Владимира Мономаха (1113 - 1125 гг.) .

Важнейшим событием культурной жизни этого периода является принятие Русью христианства. Этот выбор был сделан в 998 г. князем Владимиром. Фактором, подготовившим принятие христианства Русью,стало создание братьями Кириллом и Мефодием о 1Х в. славянской письменности. Русская литература родилась в Х1 в. и была элитарной. Ведущую роль в литературном процессе играла церковь. Среди жанров древнерусской литературы летопись занимает центральное место.. Другой распространенный жанр - житие. Под большим воздействием церкви находился другой вид древнерусского искусства- архитектура. С приходом на Русь христианства широко начинается строительство церквей и монастырей. Началось каменное строительство.

Киевская Русь домонгольского периода превратилась в страну высокоразвитой культуры, задан тип культурно-исторического развития русского народа, в котором тесно переплеталось христианство и язычество.

Термины и понятия Боги и святые Памятники культуры
Литературы Архитектуры
Фольклор (от англ. - народное творчество) - совокупность народных обрядовых действий Космогония (от греч. "космос" - мир, Вселенная + "гонеа" - рождение) - комплекс мифов о происхождении мира Теогония - комплекс мифов о происхождении богов Антрогония - комплекс мифов о происхождении людей Коляда (от лат. - первый день нового месяца) - празднование рождения нового солнца в конце декабря Капище - место жертвоприноше-ния Чары - особые сосуды, изображающие 12 рисунков, составляющих круг - символ 12-ти месяцев Май - символ весны, представляющий собой маленькую елку, украшенную лентами Волхвы - служители древней религии Хамартиология - учение о грехе и спасение, составляющее основное содержание христианской религии Летопись - жанр в древнерусской литературе, представляющий собой последовательное описание исторических событий Древнерусская книга - рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый кожей Житие - жанр в древнерусской литературе, жизнеописание знаменитых монахов, епископов и др. Поучение - жанр древнерусской литературы; речь дидактического содержания, преследующая цель назидания Зернь - техника исполнения в ювелирном и прикладном искусстве Древней Руси, при которой на изделие напаивался узор, состоящий из шариков Скань - ювелирное узорчатое изделие из тонкой крученой проволоки, напаянной на металлическую поверхность, перегородки которой заполнялись разноцветной эмалью Сварог Перун Велес (Волос, позже Свентовит0 Чернобог Марена Ярило Купала Кострома Даждьбог Стрибог Семаргл Мокоша Хорс Первые русские святые Борис и Глеб "Повесть временных лет" Остромирово Евангелие Мстиславово Евангелие Сказание о Борисе и Глебе Житие Феодосия Печерского "Слово о законе и благодати" Лаврентьевская летопись Ипатьевская летопись Поучение Владимира Мономаха Киево-Печерский монастырь Ильинский подземный монастырь Собор Киевской Софии Золотые Ворота Софийский Собор в Новгороде

Вопросы для самопроверки:

1. Расскажите об основных духовных составляющих мировоззрения древних славян по Велесовой книге.

2. Что повлияло на принятие Русью христианства?

3. Перечислите жанры древнерусской культуры.

4. Назовите основные памятники культуры славянской древности.

Литература:

Гнедич П. П. Всемирная история искусств. - м.6 Современник, 2000

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. - М.: Наука, 1981.

Любимов Л. Искусство Древней Руси. - М.: Просвещение, 1974.

Хрестоматия по истории России в 4-х т. Т. 1. - М.: МИРОС, 1994.

Радугин А. А. Культурология. М.: Центр, 1997.

История мировой культуры. Под ред. Чернокозова А. И. Ростов-на Дону: Феникс, 1996

Введение в культурологию. Учебн. пособ. для вузов.- М.: Владос, 1996

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIY - XYII веков

Вторая половина XIY в. обусловливается подъемом русской культуры в результате успехов хозяйственного развития и победой в Куликовской битве (1380). Борьба русских людей с иноземными завоевателями - основная тема литературных произведений. Широкое распространение получило зодчество, иконопись, фреска. Стенную живопись на Руси этого времени относят к "золотому веку".

Конец XY - XYI вв. был переполненным для историко-культурного развития русских земель. Страна окончательно освободилась от татаро-монгольского ига, продолжалось образование единого русского государства. В русской культуре усиливаются светские элементы. Большую роль сыграло книгопечатание. Архитектура отразила возрастание международной роли русского государства. В живописи проявляется растущий интерес к реальным историческим лицам и событиям.

Русская культура XYII в. - в это время окончательно сформировалось крепостное право, этот период можно назвать Средневековьем Руси. Резкое обострение классовой борьбы определило название этого века - "бунташный".

Начинается формирование русской нации. Происходит становление и развитие реалистической направленности, появляется интерес к человеческой

личности.

Термины и понятия Памятники культуры
Литература Изобразительное искусство Архитектура, монастыри
Терракота - керамические изделия из необожженной глины, красно-коричневого и кремового цветов Уния - объединение православной и католической церквей признание главенства римского папы Часослов - церковно-богослужебная книга, содержащая псалмы, молитвы Псалтырь - сборник псалмов, входящих в Ветхий Завет "Обмирщение" культуры (секуляризация) - процесс в русской культуре XYII в., связанный с отходом от церковных традиций, приданием ей светскости Парсунная живопись - русская портретная живопись (изображение персон) возникла в XYII в. "Дивное узорочье" - стилевое направление в древнерусском зодчестве XYII в., отражающие пристрастие и обилию декоративных мотивов Житие Александра Невского "Сказание о граде Китеже" "Задонщина" Псалтырь "Апостол" Часослов Домострой Букварь Василия Бурцева Грамматика М.Смотрицкого "Считание удобное" Творчество Ф. Грека Творчество А. Рублева: "Троица", фрески "страшны суд" Творчество С. Ушакова: 2Спас Нерукотворный2 Литейное искусство: Царь-пушка Царь-колокол Ансамбль московского Кремля Собор Василия Блаженного Китай-город Белый город Церковь Вознесения в Коломенском Успенский собор Архангельский собор Церковь покрова в Ффилях Монастыри: Новодевичий Троице-Сергиев Соловецкий

Вопросы для самопроверки:

1. В каких памятниках литературы нашла свое отражение борьба русского народа против татаро-монгольского ига?

2. Какие черты присущи русскому зодчеству и живописи периода XIY-XY вв.

3. Как отразилась секуляризация в российской культуре XYIIв.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА ХУШ в.

Преодоление отстаивания России от Западной Европы связано с реформами Петра 1 (1672-1725 гг.). В России утверждается самодержавная власть -абсолютная монархия. Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъему государства. Намного продвигается просвещение, что оказывает большое влияние на дальнейшее развитие культуры. Открывались общие и специальные школы. Широкая книгоиздательская деятельность ускорила развитие литературы. Вносятся новшества в архитектуру, обусловленные требованиям правительства: выразить в ней мощь и величие российской империи. Итоги историко-культурного развития России в ХУШ в. весьма значительны. Укрепление связей с зарубежными странами способствовало проникновению западного влияния на русскую культуру. Укрепление могущества Русского государства способствовало формированию русской нации. Произошло "обмирщение" культуры, что способствовало появлению новых ее видов - художественной литературы, театра, светской музыки.

Термины и понятия Памятники культуры
Литература Архитектура Скульпту ра Живопись Музыка
Московское барокко- стиль русского зодчества П пол. ХУП в., отличающийся Яркой декоративностью, симметричностью деталей, резьбой по белому камню, подчеркнутой устремленностью здания вверх Русское барокко- стиль русского зодчества, вобравшего в себя и западную, и русскую традиции "Российская грамматика М.В. Ломоносова Сатирические журналы Новикова Н.И. Творчество Д. Фонвизина ("Недоросль") Баженов В.П.: Дворцово-парковый ансамбль в Царицыно Михайловский замок в Петербурге Казаков М.Ф.: Сенат Московского Кремля Петровский дворец (Москва) Дворянское собрание - Колонный зал (Москва) Трезини: Собор Петро-павловской крепости России: Дворцовая площадь Ансамбль Александринского театра Растрелли-младший: Смольный монастырь Зимний Дворец Большой Дворец в Петергофе Екатерининский Дворец в Царском селе Б.Растрелли: Бронзовый бюст Петра "Императрица Анна Иоановна с арапчонком" Скульптурные портреты Ф. Шубина Никитин И. "Петр 1 на смертном ложе" Антропов А.П., Рокотов Ф.Р., Левицкий Д.Т, Боровиковский В.Л. (портреты современников) Козлоский О.А. Русские романсы Фомин Е,И, опера "Орфей" и др.

Вопросы для самопроверки:

1.Какие новые сферы появились в русской культуре ХУШ в.

2.Что способствовало вхождению России в мировой историко-культурный процесс.

4. Как повлияли петровские реформы на образование?

Литература:

Бенуа А. Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа. 2-е изд.- М.: Изобразительное искусство, 1997.

Всемирная история, В 13 т. М., 1955-1983.

Гнедич П.П. Всемирная история искусств. - М.: Современник, 2000.

Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. - Тверь, 1983.

Зезина М.Р., Кошман Л.В. и др. История русской культуры для студентов вузов.- М.: Высшая школа, 1990.

Жегалова С. К. Русская народная живопись.- М.: Просвещение, 1975.

Георгиева Т.С. Русская культура и современность. Учебн. пособ.- М.: Юрайт,

1999. Радугин А.А. Культурология. М.: Центр. 1997.

Культурология. Под ред. Кефели И. Ф. - С.-Пб.: Спецлитература, 1996.

История мировой культуры. Под ред. Чернокозова А. И. Ростов-на Дону: Феникс, 1996.

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ (У в. н.э.- серед. ХУП.)

Вся культурная жизнь европейского общества этого периода определялась христианством. На Вселенском сборе принимается Символ веры. Основой христианского учения была вера в воскресение Христа, в воскресение мертвых, в Божественную Троицу. Ко времени раннего Средневековья относится возникновение ересей. Одним из орудий борьбы с ними была инквизиция. Огромную роль играло монашество. Монастыри превратились в богатые центры,которые являлись и центрами образования и культуры.

В 1Х-Х вв. отмечен подъемом в области естественнонаучных знаний. Наряду с точными науками широкое распространение получили оккультные: алхимия, астрология, магия. Для литературы характерны героический эпос и рыцарские романы. Городская культура явилась новым явлением в культурной жизни западноевропейского общества.

Сильная роль церкви проявлялась в архитектуре, скульптуре, живописи.

К ХП в. относится появление нового архитектурного стиля- готики. С развитием готической архитектуры меняются скульптура и живопись. Все отчетливее сказывается наследие античности.

ХШ-Х1У вв. непосредственные предшественники культуры Возрождения.

Термины и понятия Памятники культуры
Литература Архитектура Униреситеты
Инквизиция (от лат. - розыск)- церковный орган, предназначенный для борьбы с ересью (религиозным течением, не признававшим официальной церковной доктрины), с ХШ в. действовала как официальный верховный суд Индульгенция (от лат.- милость)- грамота об отпущении грехов Скриптории- мастерскии при церквах и монастырях, в которых переписывались рукописи Схоластики (от греч.- школьный, ученый)- школьная наука Миннезингеры- певцы высокой любви в Германии Ваганты (от лат. - бродячие)- бродячие поэты Рыцарский роман- эпический жанр средневековой литературы, в центре образ героя рыцаря, его подвиги Готика- архитектурный стиль, возникший в Западной Европе в ХП в., характерная черта- устремление здания ввысь, огромные окна, украшенные витражами "Пламенеющая готика"- вид готики, при которой здания украшали тончайшей резьбой по камню- каменным кружевом Моралите- назидательная драма гланным в котором было изображение борьбы доброго и злого начал за душу человека "Сага об Эрике Рыжем" "Песнь о Роланде" Роман Готфрида Страсбурского "Тристан и Изольда" Баллады о Робин Гуде Храм Святой Софии в Константинополе Собор Нотр-Дам в Париже Соборы в Оксфорде, Винчестере (Англия) Вестминстерское аббатство в Лондоне Собор в Любеке (Германия) Первый университет (Испания, Болонья) Университеты в Оксфорде, Кембридже

Вопросы для самопроверки:

1. Какое влияние оказывала церковь на культуру Средневековья?

2. Расскажите об особенностях архитектуры Средневековой Европы?

3. Какова особенность средневековой литературы?

Литература:

Всемирная история в 13 т т - М., 1957. Т. Ш.

Гнедич П.П. Всемирная история искусств. - М.: Современник, 2000.

Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры.- Тверь, 1993.

Из истории культуры Средних Веков и Возрождения. - М.,1972.

Краткий энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия,1989.

Популярная художественная энциклопедия. В 2-хт. - М.: Советская энциклопедия,1996.

Христианство. Энциклопедический словарь. - В 2-х тт.- М.: Большая Российская энциклопедия,1993.

Кочановский В.В. История культуры Западной Европы. М.: ИП

Экоперспектива,1998.

Радугин А.А. Культурология. М.: Центр. 1997.

КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Х1У- ХУ1 вв.

Раннее Возрождение Х1У- ХУ вв.

Высокое Возрождение ХУ- ХУ1 вв.

Позднее Возрождение 40-е г. ХУ1 в.- пер. годы ХУП в.

В конце Х1У в. - нач. ХУ в. в Европе, а именно в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая названия культуры Возрождения (Ренессанс). Термин "Возрождение" указывал на связь новой культуры с античностью. Эта эпоха характеризовалась очень значительными переменами в умонастроении людей. Усиливаются светские мотивы в европейской культуре. Независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества - искусство, философия, литература, образование наука. В центре внимания деятелей эпохи Возрождения был человек, поэтому их мировоззрение обозначают термином "гуманистическое" (от лат. - человеческий). Гуманисты Возрождения считали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом, Наслаждение земным бытием - это непременная часть культуры Возрождения. Гуманистическое движение было общеевропейским явлением, но каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения.

Термины и понятия Памятники культуры
литература живопись архитектура скульптура
Реформация- штрокое антифеодальное и антикатолическое движение в Европе в первой пол. ХУ1 в., положившее начало новой разновидности христианства- протестантизму "Божественная комедия" Данте; "Декамерон" Боккаччо; Сонеты Петрарки; Дж. Бруно " О Бесконеч-ности, Все-ленной и ми-рах"; Твор-чество Виль-яма Шекспи-ра; Роман Сервантеса "Дон Кихот" Лопе де Вега "Собака на сене" Творчество Боттичелли Леонардо да Винчи ("Тайная вечеря", "Джоконда") Рафаэль Санти ("Сикстинская мадонна") Джорджоне ("Юдифь", "Спящая Венера") Творчество А.Дюдера, Д. Веласкеса, Эль Греко Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции; Собор Санта Мария делла Грацие в Милане; Собор Святого Петра в Риме; Дворец Ватикана Творчество Микеланджело (статуя Давида, скульптуры"Утро", "Вечер", "День", "Ночь)

Вопросы для самопроверки:

1. Какова характерная черта культуры и искусства эпохи Возрождения?

2. Охарактеризуйте основные достижения в литературе эпохи возрождения.

3. Кого Вы можете назвать из художников титанами Возрождения?

Литература

Гнедич П.П. Всемирная история искусств. - М.: Современник, 2000

Из истории культуры Средних Веков и Возрождения. М., 1972.

Культура Эпохи Возрождения и Реформации. - Л., 1981.

Популярная художественная энциклопедия. В 2-х т. - М.: Советская энциклопедия, 1986.

Кочановский В.В. История культуры Западной Европы. М.: Экоперспектива, 1998.

Радугин А.А. Культурология. М.: Центр. 1997.

КУЛЬТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (1689-1789 гг.)

Просвещение - идейное и общественное движение в странах Европы и Африки, связанное с переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Условно исторические рамки эпохи Просвещения ограничены 1689-1789 гг. 1688 г. - совершилась "славная революция" в Англии, 1789 г. французская революция.

Просвещение оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусстве, политике. Деятели Просвещения боролись за установление "царства разума", основой которого должно быть "естественное равенство", а отсюда - политическая свобода и гражданское равенство. Цели и идеалы Просвещения - благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и вольдумство. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе науки, создающем условия для экономического и социального благоденствия - вот пафос эпохи Просвещения. Просветители убеждали, что просвещением масс воспитанные монархи приведут к уничтожению бесправия, Просветители происходили из разных классов. В каждой стране просветительское движение носило отпечаток национальной самобытности. Основной литературный жанр эпохи Просвещения - роман. В конце ХУП - ХУШ в. Начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа. Изобразительному искусству свойственен анализ тончайших переживаний человека. Ценнейшим наследием ХУШ в. явились заложенные в нем основы эстетики и искусствознания как научной дисциплины.

Термины и понятия Памятники культуры
Литература Живопись Музыка
Рококо - ведущее нап-равление во француз-ском искусстве ХУШ в., для которого характерен уход от жизни в мир фантазий, игры; скуль-птура и живопись изящ-ны, декоративно-поверх-ностны по содержанию Трагедия И.В.Гете "Фауст" Трактат А.Ф.Бестужева "О воспитании" Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н.Радищева Сатирические журналы Н.И.Новикова "Путешествие Гулливера" Дж. Свифта Портьеры Гейнсборо Творчество Ф.Буше ("Туалет Венеры", "Венера с Амуром" и др.) Творчество У.Хогарта Творчество Рокотова Ф.С. Левицкого Д.Г. Творчество И.С.Баха; Творчество Г.Ф.Генделя; Творчество И.Гайдна; Творчество В.А.Моцарта (50 симфоний, оперы "Дон Жуан", "Свадьба Фигаро" "Реквием"); Творчество Л.В.Бетховена (32 сонаты, в т.ч. "Лунная соната", "Девятая симфония", "Торжественная месса")

Вопросы для самопроверки:

1. В чем состоит историческая обусловленность эпохи Просвещения?

2. В чем заключалась самобытность Русского Просвещения?

3. В чем заключалось историческое предназначение эпохи Просвещения?

Литература

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство.- М.: Высшая школа, 1993.

Гнедич П.П. Всемирная история искусств.- М.: Высшая школа, 2000.

Энциклопедический словарь юного художника.- М.: Педагогика, 1983.

Кочановский В.В. История культуры Западной Европы. М.: ИП Экоперспектива, 1998

Радугин А.А. Культурология. М.: Центр, 1997.

ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА Х1Х ВЕКА

Промышленная революция, охватившая европейские страны, явилась важным этапом в утверждении капиталистического способа производства и была тесно связана с развитием науки. Х1Х в. - это расцвет классического естествознания. Великие сдвиги, происходившие в развитии науки и техники, оказали огромное влияние на развитие литературы и искусства. Эпоха становления капитализма - это и новая эпоха в развитии европейской художественной культуры. Именно в эту эпоху сформировались классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм.

Термины и понятия Памятники культуры
Литерату-ра живопись скульптура архитектура музыка
КЛАССИЦИЗМ (от лат.- образ-цовый) был свя-зан с буржуаз-ным просвеще-нием. Этот стиль основывается на идеях рациона-лизма; для него характерно выра-жение возвышен-ных идеалов. Вместе с тем ему присущи черты утопизма, отвлеченности Трагедия Гете "Фауст" Трагедии Шиллера "Дон Карлос", "Мария Стюарт" Ж.Л.Давид "Клятва Горациев", "Смерть Марата"; Офорты "Каприччос Ф.Гойи; Ф.А.Бруни "Смерть Камиллы, сестры Горация" А.Канова "Амур и Психея"; Памятник Минину и Пожарско-му И.П. Мартоса; Клодт П.К. "Укротители коней" на Аничковом мосту и др. Здание Сената в Кремле М.Ф.Каза-кова; Ми-хайловский дворец (Русский музей" в Санкт-Пе-тербурге К.России; Ансамбли в Павловс-ке и Петергофе А.Н.Воронихина
РОМАНТИЗМ (от франц.-роман) идейнохудожест-венное направле-ние в европейс-кой культуре, сложившееся под влиянием Вели-кой французской революции. В творчестве его представителей нашло отражение разочарование капиталистичес-кого действитель-ностью.Появлял-ся интерес к на-циональному прошлому, тради-циям фольклора Баллады В.А.Дуковского "Светлана "Людмила "Бабочки "Крейслериана", "Карна-вал"Р.Шумана; "Троян-цы", Рек-вием Г. Берлиоза; Поэмы, рапсодии Ф.Листа; Опера "Руслан и Людмила М.И.Глинка;Оперы "Русалка"Каменный гость" А.С.Даргомыжского
РЕАЛИЗМ (от лат. действи-тельность) нап-равление в лите-ратуре и искус-стве, стремяще-еся дать правди-вое отражение действительности специфическими средствами присущими, тому или иному виду творчества. "Человеческая коме-дия" О.Ба-льзака; "Собор Парижской богоматери "Отверженные"В.Гю-го; "Госпо-жа Бовари" "Воспита-ние чувств" Г.Флобера; "Большие ожидания" Ч.Диккенса "Ярмарка тщеславия" У.Теккерея "Сага о Форсайтах" Д.Голсуор-си; "Чело-век- неви-димка", "Машина времени", "Война ми-ров" Г.Уэл-лса;"Голод "Мистерии Г.Гамсуна Русская литератураТворчество А.С.Пушкина,М.Ю.Лермонтова, Н.В.ГоголяЛ.Н.Толстого,Ф.М.Достоевского, И.С.Тургенева, М.Е.Салтыкова-Щедрина, А.П.Чехова Творчество Дж. Милле, И.Н.Крамского Оперы: М.П.Мусорского "Борис Годунов"; А.П.Бородина "Князь Игорь"; Н.А.Римского-Кор-сакого "Снегурочка", "Царская невеста";Дж.Верди "Сицилийская вече-рня", "Аи-да", "Дон-Карлос" др.;Ж.Би-зе "Кар-мен","Ис-катели жемчуга; Балеты: П.И.Чайковского "Лебединое озеро" "Спящая красавица"Щелкун-чик; А.К.Глазунова"Рай-монда"
НАТУРАЛИЗМ (от лат.- природа) направление в ев-роп. и амер. Ли-тературе пос-ледней трети Х1Х в. Основные его представите-ли стремились к объективному воспроизведению реальности и че-ловека, обуслов-ленному его при-родой и средой, понимаемой как непосредствен-ное бытовое и материальное ок-ружение, но не исключающей социально-исторических факторов. Эмиль Золя (20-ти томная серия романов)
СИМВОЛИЗМ направление в искусстве конца Х1Х нач. ХХ в, сосредоточено на выражении пос-редством симво-ла, интуитивно постигаемых су-щностей и идей, случайных чувств и видений. Творчест-во К.Баль-монта, Д.Мереж-ковского, Ф.Сологуба, А.Бе-лова, В.Брюсова А.Блока
ИМПРЕССИ-ОНИЗМ(от фран впечатление) направление в искусстве посл. трети Х1Х - нач. ХХ вв. И утвер-ждает красоту повседневной действительности добивается жи-вой достовернос-ти изображения. Произведения И. отличаются чув-ственной кра-сотой мира, для них характерно схватить в увиденном неповторимое. Творчество К.Моне, О.Ренуара, Э.Дега, К.Писсаро, Б.Моризо Железная башня А.Эйфеля (Париж)
ПОСТИМПРЕС-СИОНИЗМ - общее название течений в живо-писи конча Х1Х нач. ХХ вв. воз-никших во Фран-ции как реакция на импрессио-низм. Восприняв от испрессиониз-ма чистоту и звучность цвета П. противопоста-вил ему поиск постоянных начал бытия, по-высил интерес к философским и символическим аспектам. Творчество Поль Сезанна, Поль Гогена, В.Ван Гога

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите и охарактеризуйте основные художественные стили Х1Х в.

2. Перечислите русских представителей различных стилей в искусстве Х1Х в.

3. В каком направлении нашел свое отражение импрессионизм?

Литература:

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. - М.: Высшая школа, 1993.

Всемирная история в 13 тт. -М.: 1953-1985.

Популярная художественная энциклопедия. В 2-х т.- М.: Советская энциклопедия, 1986

Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. - Тверь, 1993.

Радугин А.А. Культурология. М.: Центр, 1997.

Культурология. Под ред. Кефели И.Ф. - С.-Пб.: Спецлитература, 1996.

История мировой культуры. Под ред. Чернокозова А.И. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.