1 источники звука звуковые колебания. Источники звука. Звуковые колебания. Характеристики звука

Мир наполнен самыми разнообразными звуками: тиканье часов и гул моторов, шелест листьев и завывание ветра, пение птиц и голоса людей. О том, как рождаются звуки, и что они собой представляют, люди начали догадываться очень давно. Еще древнегреческий философ и ученый-энциклопедист Аристотель, исходя из наблюдений, верно объяснял природу звука, полагая, что звучащее тело создает попеременное сжатие и разрежение воздуха. В прошлом году автор работал над проблемой природы звука и выполнил исследовательскую работу: «В мире звуков», в которой были вычислены частоты звука музыкальной гаммы с помощью стакана с водой.

Звук характеризуется величинами: частотой, длиной волны и скоростью. А также его характеризуют амплитуда и громкость. Поэтому мы живём в разнообразном мире звуков и его многообразии оттенков.

В конце предыдущего исследования у меня возник основополагающий вопрос: существуют ли способы определения скорости звука в домашних условиях? Поэтому можно сформулировать проблему: надо найти способы или способ определения скорости звука.

Теоретические основы учения о звуке

Мир звуков

До-ре-ми-фа-соль-ля-си

Гамма звуков. Существуют ли она независимо от уха? Только ли это субъективные ощущения, и тогда мир сам по себе беззвучен, или это отражение реальной действительности в нашем сознании? Если второе, то и без нас мир будет звенеть симфонией звуков.

Еще Пифагору (582-500 гг. до н. э.) легенда приписывает открытие числовых отношений, соответствующих разным музыкальным звукам. Проходя мимо кузницы, где несколько рабочих ковали железо, Пифагор подметил, что звуки находятся в отношении квинты, кварты и октавы. Войдя в кузницу, он убедился, что молот, дававший октаву, сравнительно с наиболее тяжелым молотом имел вес, равный 1/2 последнего, молот, дававший квинту, имел вес, равный 2/3, а кварту - 3/4 тяжелого молота. По возвращении домой Пифагор повесил струны с грузами, пропорциональными 1/2: 2/3: 3/4 на концах и нашел будто бы, что струны при ударе давали те же музыкальные интервалы. Физически легенда не выдерживает критики, наковальня при ударах различными молотами издает свой собственный один и тот же тон, да и законы колебания струн не подтверждают легенды. Но, во всяком случае, легенда говорит о давности учения о гармонии. Заслуги пифагорейцев в области музыки несомненны. Им принадлежит плодотворная мысль об измерении тона звучащей струны путем измерения ее длины. Им был известен прибор «монохорд» - ящик из кедровых досок с одной натянутой струной на крышке. Если ударить по струне, она издает один определенный тон. Если разделить струну на два участка, подперев ее трехгранной колкой посередине, то она будет издавать более высокий тон. Он звучит настолько схоже с основным тоном, что при одновременном звучании они почти сливаются в один тон. Отношение двух тонов в музыке - интервал. При отношении длин струн равным 1/2: 1 интервал называется октавой. Известные Пифагору интервалы квинта и кварта получаются, если колку монохорда сдвинуть так, чтобы она отделяла соответственно 2/3 или 3/4 струны.

Что касается числа семь, то оно связано с каким-то еще более древним и таинственным представлением людей полурелигиозного, полумистического характера. Наиболее, однако, вероятно, что это связано с астрономическим делением лунного месяца на четыре семидневные недели. Это число фигурирует в течение тысячелетий в различных преданиях. Так, мы находим его в древнем папирусе, который за 2000 лет до нашей эры написал египтянин Ахмес. Этот любопытный документ озаглавлен так: «Наставление к приобретению знания всех тайных вещей». Среди прочего находим там таинственную задачу под названием «лестница». В ней говорится о лестнице чисел, представляющих собой степени числа семь: 7, 49, 343, 2401, 16 807. Под каждым числом иероглиф-картина: кошка, мышь, ячмень, мера. Папирус не дает ключа к разгадке этой задачи. Современные истолкователи папируса Ахмеса расшифровывают условие задачи так: У семи лиц есть по семь кошек, каждая кошка съедает по семи мышей, каждая мышь может съесть семь колосьев ячменя, из каждого колоса может вырасти по семь мер зерна. Сколько зерна сберегут кошки? Чем не задача с производственным содержанием, предложенная 40 веков назад?

Семь тонов насчитывает современная европейская музыкальная гамма, но не во все времена и не у всех народов была семитонная гамма. Так, например, в древнем Китае употреблялась гамма из пяти тонов. В целях единства настройки высота этого контрольного тона должна быть строго декларирована международным соглашением. В качестве такого основного тона с 1938 г. принят тон, соответствующий частоте 440 Гц (440 колебаний в секунду). Несколько тонов, звучащих одновременно, образуют музыкальный аккорд. Люди, обладающие так называемым абсолютным слухом, могут в аккорде слышать отдельно взятые тона.

Вам, конечно, известно в основном строение человеческого уха. Напомним его кратко. Ухо состоит из трех частей: 1) наружное ухо, оканчивающееся барабанной перепонкой; 2) среднее ухо, которое при помощи трех слуховых косточек: молоточка, наковальни и стремечка - подает колебания барабанной перепонки внутреннему уху; 3) внутреннее ухо, или лабиринт, состоит из полукружных каналов и улитки. Улитка является звуковоспринимающим аппаратом. Внутреннее ухо заполнено жидкостью (лимфой), приводимой в колебательное движение ударами стремечка по перепонке, затягивающей овальное окошечко в костяной коробочке лабиринта. На перегородке, делящей улитку на две части, по всей ее длине расположены поперечными рядами тончайшие нервные волокна постепенно возрастающей длины.

Мир звуков реален! Но, конечно, не следует думать, что этот мир вызывает у всех совершенно одинаковые ощущения. Спрашивать, воспринимают ли другие люди звуки совершенно так же, как вы, - это ненаучная постановка вопроса.

1. 2. Источники звука. Звуковые колебания

Разнообразен мир окружающих нас звуков - голоса людей и музыка, пение птиц и жужжание пчел, гром во время грозы и шум леса на ветру, звук проезжающих автомобилей, самолетов и т. д.

Общим для всех звуков является то, что порождающие их тела, т. е. источники звука, колеблются.

Укрепленная в тисках упругая металлическая линейка будет издавать звук, если ее свободную часть, длина которой подобрана определенным образом, привести в колебательное движение. В данном случае колебания источника звука очевидны.

Но далеко не всякое колеблющееся тело является источником звука. Например, не издает звука колеблющийся грузик, подвешенный на нити или пружине. Перестанет звучать и металлическая линейка, если переместить ее в тисках вверх и тем самым удлинить свободный конец настолько, чтобы частота его колебаний стала меньше 20 Гц.

Исследования показали, что человеческое ухо способно воспринимать как звук механические колебания тел, происходящие с частотой от 20 Гц до 20000 Гц. Поэтому колебания, частоты которых находятся в этом диапазоне, называются звуковыми.

Механические колебания, частота которых превышает 20 000 Гц, называются ультразвуковыми, а колебания с частотами менее 20 Гц - инфразвуковыми.

Следует отметить, что указанные границы звукового диапазона условны, так как зависят от возраста людей и индивидуальных особенностей их слухового аппарата. Обычно с возрастом верхняя частотная граница воспринимаемых звуков значительно понижается - некоторые пожилые люди могут слышать звуки с частотами, не превышающими 6000 Гц. Дети же, наоборот, могут воспринимать звуки, частота которых несколько больше 20000 Гц.

Колебания, частоты которых больше 20 000 Гц или меньше 20 Гц, слышат некоторые животные.

Мир наполнен самыми разнообразными звуками: тиканье часов и гул моторов, шелест листьев и завывание ветра, пение птиц и голоса людей. О том, как рождаются звуки, и что они собой представляют, люди начали догадываться очень давно. Замечали, к примеру, что звук создают вибрирующие в воздухе тела. Еще древнегреческий философ и ученый-энциклопедист Аристотель, исходя из наблюдений, верно объяснял природу звука, полагая, что звучащее тело создает попеременное сжатие и разрежение воздуха. Так, колеблющаяся струна то уплотняет, то разрежает воздух, а благодаря упругости воздуха эти чередующиеся воздействия передаются дальше в пространство - от слоя к слою, возникают упругие волны. Достигая нашего уха, они воздействуют на барабанные перепонки и вызывают ощущение звука.

На слух человек воспринимает упругие волны, имеющие частоту в пределах примерно от 16 Гц до 20 кГц (1 Гц - 1 колебание в секунду). В соответствии с этим упругие волны в любой среде, частоты которых лежат в указанных пределах, называют звуковыми волнами или просто звуком. В воздухе при температуре 0° С и нормальном давлении звук распространяется со скоростью 330 м/с.

Источником звука в газах и жидкостях могут быть не только вибрирующие тела. Например, свистят в полете пуля и стрела, завывает ветер. И рев турбореактивного самолета складывается не только из шума работающих агрегатов - вентилятора, компрессора, турбины, камеры сгорания и т. д. , но также из шума реактивной струи, вихревых, турбулентных потоков воздуха, возникающих при обтекании самолета на больших скоростях. Стремительно несущееся в воздухе или в воде тело как бы разрывает обтекающий его поток, периодически порождает в среде области разрежения и сжатия. В результате возникают звуковые волны.

Важны в учении о звуке также понятия тона и тембра звука. Всякий реальный звук, будь то голос человека или игра музыкального инструмента, - это не простое гармоническое колебание, а своеобразная смесь многих гармонических колебаний с определенным набором частот. То из них, которое имеет наиболее низкую частоту, называют основным тоном, другие - обертонами. Разное количество обертонов, присущих тому или иному звуку, придает ему особую окраску - тембр. Отличие одного тембра от другого обусловлено не только числом, но и интенсивностью обертонов, сопровождающих звучание основного тона. По тембру мы легко отличаем звуки скрипки и рояля, гитары и флейты, узнаем голоса знакомых людей.

1. 4. Высота и тембр звука

Заставим звучать две разные струны на гитаре или балалайке. Мы услышим разные звуки: один - более низкий, другой - более высокий. Звуки мужского голоса более низкие, чем звуки голоса женщины, звуки баса ниже звуков тенора, сопрано выше альта.

От чего зависит высота звука?

Можно сделать вывод, что высота звука зависит от частоты колебаний: чем больше частота колебаний источника звука, тем выше издаваемый им звук.

Чистым тоном называется звук источника, совершающего колебания одной частоты.

Звуки от других источников (например, звуки различных музыкальных инструментов, голоса людей, звук сирены и многие другие) представляют собой совокупность колебаний разных частот, т. е. совокупность чистых тонов.

Самая низкая (т. е. самая малая) частота такого сложного звука называется основной частотой, а соответствующий ей звук определенной высоты - основным тоном (иногда его называют просто тоном). Высота сложного звука определяется именно высотой его основного тона.

Все остальные тоны сложного звука называются обертонами. Обертоны определяют тембр звука, т. е. такое его качество, которое позволяет нам отличать звуки одних источников от звуков других. Например, мы легко отличаем звук рояля от звука скрипки даже в том случае, если эти звуки имеют одинаковую высоту, т. е. одну и ту же частоту основного тона. Отличие же этих звуков обусловлено разным набором обертонов.

Таким образом, высота звука определяется частотой его основного тона: чем больше частота основного тона, тем выше звук.

Тембр звука определяется совокупностью его обертонов.

1. 5. Почему существуют различные звуки?

Звуки отличаются друг от друга по громкости, высоте и тембру. Громкость звука зависит частью от удаления уха слушателя от звучащего объекта, а отчасти от амплитуды колебания последнего. Слово амплитуда означает расстояние, которое проходит тело от одной крайней точки до другой во время своих колебаний. Чем больше это расстояние, тем громче звук.

Высота звука зависит от быстроты или частоты колебаний тела. Чем больше колебаний совершает объект за одну секунду, тем выше производимый им звук.

Однако два звука, абсолютно совпадающие по громкости и высоте, могут отличаться друг от друга. Музыкальность звука зависит от числа и силы обертонов, присутствующих в нем. Если заставить струну скрипки колебаться вдоль всей длины так, чтобы при этом не возникало никаких дополнительных колебаний, то будет слышен самый низкий тон, который она только способна произвести. Этот тон называется основным. Однако, если на ней возникнут дополнительные колебания отдельных частей, то появятся дополнительные более высокие ноты. Гармонируя с основным тоном, они создадут особенное, скрипичное звучание. Эти более высокие по сравнению с основным тоном ноты и называются обертонами. Они-то и определяют тембр того или иного звука.

1. 6. Отражение и распространение возмущений.

Возмущение части натянутой резиновой трубки или пружины перемещается по ее длине. Когда возмущение достигает конца трубки, то оно отражается вне зависимости от того, закреплен конец трубки или свободен. За удерживаемый конец резко дергают вверх и затем приводят его в исходное положение. Образовавшийся на трубке гребень движется вдоль трубки до стены, где он отражается. При этом отраженная волна имеет форму впадины, т. е. находится ниже среднего положения трубки, в то время как исходная пучность находилась выше. С чем связано это различие? Представим конец резиновой трубки, закрепленный в стене. Поскольку он закреплен, он не может двигаться. Направленная вверх сила пришедшего импульса стремится заставить двигаться его вверх. Однако поскольку он не может двигаться, то должна присутствовать равная и противоположно направленная вниз сила, исходящая от опоры и приложенная к концу резиновой трубки, и поэтому отраженный импульс располагается пучностью вниз. Разность фаз отраженного и исходного импульсов равна 180°.

1. 7. Стоячие волны

Когда рука, удерживающая рези новую трубку, движется вверх и вниз и частота движения постепенно увеличивается, то достигается точка, при которой получается одиночная пучность. Дальнейшее увеличение частоты колебания руки приведет к образованию двойной пучности. Если вы пpoxpoнометрируете частоту движений руки, то вы увидите, что их частота удвоилась. Поскольку трудно двигать рукой более быстро, лучше применить механический вибратор.

Образованные волны называются стоячими или стационарными волнами. Они образуются, потому что отраженная волна накладывается на падающую.

В данном исследовании присутствуют две волны: падающая и отраженная. Они имеют одинаковые частоту, амплитуду и длину волны, но распространяются в противоположных направлениях. Это бегущие волны, но они интерферируют друг с другом и таким образом создают стоячие волны. Это имеет такие последствия: а)все частицы в каждой половине длины волны колеблются в фазе, т. е. все они движутся в одном направлении в одно время; б)каждая частица имеет амплитуду, отличную от амплитуды следующей частицы; в)разность фаз между колебаниями частиц одной полуволны и колебаниями частиц последующей полуволны равна 180°. Это попросту означает, что они либо отклонены максимально в противоположные стороны в одно время, либо, если они оказываются в среднем положении, начинают двигаться в противоположных направлениях.

Некоторые частицы не движутся(они имеют нулевую амплитуду), поскольку действующие на них силы всегда равны и противоположны. Эти точки называются узловыми или узлами, и расстояние между двумя последующими узлами составляет половину длины волны, т. е. 1\2 λ.

Максимальное движение происходит в точках и амплитуда этих точек вдвое больше амплитуды падающей волны. Эти точки называются пучностями, и расстояние между двумя последующими пучностями составляет половину длины волны. Расстояние между узлом и следующей пучностью составляет одну четвертую длины волны, т. е. 1\4λ.

Стоячая волна отличается от бегущей. В бегущей волне: а)все частицы имеют одинаковую амплитуду колебаний; б)каждая частица не находится в фазе со следующей.

1. 8. Резонансная труба.

Резонансная труба представляет собой узкую трубу, в которой создаются колебания столба воздуха. Для изменения длины столба воздуха применяются разные способы, например изменения уровня воды в трубе. Закрытый конец трубы представляет собой узел, потому что находящийся в соприкосновении с ним воздух неподвижен. Открытый конец трубы всегда является пучностью, поскольку амплитуда колебаний здесь максимальна. Присутствует один узел и одна пучность. Длина трубы составляет примерно одну четвертую длины стоячей волны.

Для того чтобы показать, что длина столба воздуха обратно пропорциональна частоте волны, нужно применить ряд камертонов. Лучше использовать маленький громкоговоритель, соединенный с откалиброванным генератором звуковой частоты, вместо камертонов фиксированной частоты. Вместо труб с водой применяется длинная труба с поршнем, поскольку это облегчает подбор длины столбов воздуха. Вблизи от конца трубы помещается постоянный источник звука, и получаются резонансные длины воздушного столба для частот 300 Гц, 350 Гц, 400 Гц, 450 Гц, 500 Гц, 550 Гц и 600 Гц.

Когда вода наливается в бутылку, образуется звук определенного тона, поскольку воздух в бутылке начинает колебаться. Высота этого тона повышается по мере уменьшения объема воздуха в бутылке. Каждая бутылка имеет определенную собственную частоту, и, когда дуешь поверх открытого горлышка бутылки, может также образоваться звук.

В начале войны 1939-1945 гг. прожектора фокусировались на самолетах при помощи оборудования, работавшего в звуковом диапазоне. Чтобы не дать им сфокусироваться, некоторые экипажи выбрасывали из самолетов пустые бутылки, когда они попадали в луч прожектора. Громкие звуки падающих бутылок воспринимались приемником, и прожектора теряли фокус

1. 9. Духовые музыкальные инструменты.

Звуки, образуемые духовыми инструментами, зависят от возникающих в трубах стоячих волн. Тон зависит от длины трубы и вида колебаний воздуха в трубе.

Например, открытая труба органа. Воздух вдувается в трубу через отверстие и ударяется об острый выступ. Это заставляет воздух в трубе колебаться. Поскольку оба конца трубы открыты, то на каждом конце всегда возникает пучность. Простейшим видом колебаний является такой, когда на каждом конце находится пучность, а один узел - в середине. Это основные колебания, и длина трубы примерно равна половине длины волны. Частота основного тона =с/2l, где с - скорость звука и l - длина трубы.

Закрытая органная труба имеет пробку на конце, т. е. конец трубы закрыт. Это означает, что на этом конце всегда находится узел. Совершенно очевидно, что: а)основная частота закрытой трубы составляет половину основной частоты открытой трубы той же длины; б)закрытой трубой могут быть образованы лишь нечетные обертоны. Таким образом, диапазон тонов открытой трубы больше, чем закрытой.

Физические условия изменяют звучание музыкальных инструментов. Повышение температуры вызывает увеличение скорости звука в воздухе и, следовательно, увеличение основной частоты. Длина трубы также несколько увеличивается, вызывая уменьшение частоты. Играя на органе, например, в церкви, исполнители просят включить обогрев, чтобы орган звучал при нормальной для него температуре. Струнные инструменты имеют регуляторы натяжения струн. Повышение температуры ведет к некоторому расширению струны и уменьшению натяжения.

Глава 2. Практическая часть

2. 1. Способ определения скорости звука при помощи резонансной трубы.

Прибор показан на рисунке. Резонансная труба представляет собой длинную узкую трубу А, соединенную с резервуаром В через резиновый патрубок. В обеих трубах находится вода. Когда В поднят, длина воздушного столба в А уменьшается, а когда В опускается, длина столба воздуха в А увеличивается. Поместите колеблющийся камертон сверху А, когда длина столба воздуха в А практически равна нулю. Вы не услышите никакого звука. По мере увеличения длины столба воздуха в А вы услышите, как звук усиливается, достигает максимума, а затем начинает затихать. Повторите эту процедуру, регулируя В таким образом, чтобы длина воздушного столба в А давала максимальный по силе звук. Затем замерьте длину l1 столба воздуха.

Громкий звук слышен потому, что собственная частота столба воздуха длиной l1 равна собственной частоте камертона, и поэтому воздушный столб колеблется в унисон с ним. Вы нашли первое положение резонанса. Фактически длина колеблющегося воздуха несколько больше столба воздуха в А.

Если вы опустите. В еще ниже, так, чтобы длина воздушного столба увеличилась, то найдете другое положение, в котором звук достигает максимальной силы. Точно определите это положение и измерьте длину l2 столба воздуха. Это - второе положение резонанса. Как и прежде, вершина находится на открытом конце трубы, а узел - на поверхности воды. Это может быть достигнуто только в случае, показанном на рисунке, при этом длина столба воздуха в трубе приблизительно составляет 3\4 длины волны (3\4 λ).

Вычитание двух замеров дает:

3\4 λ - 1\4 λ = l2 - l1 , следовательно, 1\2 λ = l2 - l1.

Итак, c = ν λ = ν 2 (l2 - l1), где ν - частота камертона. Это быстрый и достаточно точный способ определения скорости звука в воздухе.

2. 2. Эксперимент и вычисления.

Для определения скорости звуковой волны были использованы следующие инструменты и оборудование:

Штатив универсальный;

Толстостенная стеклянная трубка, запаянная с одного конца, длиной 1,2метра;

Камертон, частота которого 440 Гц, нота «ля»;

Молоточек;

Бутылка с водой;

Измерительная линейка.

Ход исследования:

1. Собрал штатив, на котором закрепил кольца на муфте.

2. Поместил стеклянную трубку в штативе.

3. Доливая воды в трубку, и возбуждая звуковые волны на камертоне, создавал стоячие волны в трубке.

4. Опытным путём добился такой высоты водяного столба, чтобы в стеклянной трубке были усиленны звуковые волны, чтобы наблюдался резонанс в трубке.

5. Замерил первую длину свободного от воды конца трубки - l2 = 58 см = 0,58 м

6. Снова долил воды в трубку. (Повторить действия пункта 3, 4, 5) – l1 = 19 см = 0,19 м

7. Выполнил вычисления по формуле: c = ν λ = ν 2 (l2 - l1),

8. с = 440 Гц * 2 (0,58 м - 0,19 м) = 880 * 0,39 = 343,2 м\с

Результат исследования – скорость звука = 343,2 м\с.

2. 3. Выводы практической части

С помощью выбранного оборудования, определи скорость звука в воздухе. Сравнили полученный результат с табличной величиной – 330 м\с. Полученная величина приблизительно равна табличной. Расхождения получились из-за погрешности измерений, вторая причина: табличная величина дана при температуре 00С, а в квартире температура воздуха = 240С.

Следовательно, предложенный метод для определения скорости звука с помощью резонансной трубы можно применять.

Заключение.

Умение вычислять и определять характеристики звука весьма полезно. Как следует из исследования, характеристики звука: громкость, амплитуда, частота, длина волны – эти значения присущи определённым звукам, по ним можно определить, какой звук мы слышим в данный момент. Мы опять сталкиваемся с математической закономерность звучания. А вот скорость звука хоть и возможно вычислить, но она зависит от температуры помещения и пространства, где происходит звучание.

Таким образом, цель исследования была выполнена.

Гипотеза исследования подтвердилась, но в дальнейшем необходимо учитывать погрешности в измерениях.

Исходя из этого, задачи исследования были выполнены:

Изучены теоретические основы этого вопроса;

Выяснены закономерности;

Выполнены необходимые замеры;

Выполнены вычисления скорости звука;

Полученные результаты вычислений были сравнены с уже имеющимися табличными данными;

Дана оценка полученных результатов.

В результате работы: o Научился определять скорость звука с помощью резонансной трубы; o Столкнулся с проблемой разной скорости звука при разной температуре, поэтому этот вопрос постараюсь исследовать в ближайшее время.

Звук , как мы помним, является упругими продольными волнами. А волны порождаются колеблющимися предметами.

Примеры источников звука : колеблющаяся линейка, один конец которой зажат, колеблющиеся струны, мембрана динамика.

Но не всегда колеблющиеся предметы порождают слышимый ухом звук – если частота их колебаний ниже 16 Гц, то они порождают инфразвук , а если больше 20кГц, то ультразвук .

Ультразвук и инфразвук – с точки зрения физики такие же упругие колебания среды, как и обычный звук, но ухо не способно их воспринять, так как эти частоты слишком далеки от резонансной частоты барабанной перепонки (перепонка просто не может колебаться с такой частотой).

Звуки высокой частоты ощущаются как более тонкие, звуки низкой частоты – как более басовитые.

Если колебательная система совершает гармонические колебания одной частоты, то её звук называется чистым тоном . Обычно источники звука издают звуки сразу нескольких частот – тогда наименьшая частота называется основным тоном , а остальные называются обертонами . Обертона определяют тембр звука – именно из-за них мы легко отличим пианино от скрипки, даже когда основная частота у них одинаковая.

Громкость звука – это субъективное ощущение, позволяющее сравнивать звуки как «более громкие» и «менее громкие». Громкость зависит от многих фактором – он частоты, от длительности, от индивидуальных особенностей слушателя. Но сильнее всего она зависит от звукового давления, которое напрямую связано с амплитудой колебаний того предмета, что издаёт звук.

Единица измерения громкости называется сон .

В практических задачах обычно используют величину, называемую уровень громкости или уровень звукового давления . Измеряется эта величина в белах [Б] или, чаще, в децибелах [дБ] .

Эта величина логарифмически зависит от звукового давления – то есть увеличение давления в 10 раз увеличивает уровень громкости на 1 дБ.

Звук листания газеты – это примерно 20 дБ, будильник – 80 дБ, звук взлетающего самолёта – это 100-120 дБ (на грани болевых ощущений).

Одно из необычных применений звука (точнее ультразвука) – это эхолокация . Можно издать звук и измерить время, через которое придёт эхо. Чем больше расстояние до препятствия, тем больше будет задержка. Обычно такой способ измерения расстояний используется под водой, но летучие мыши применяют его прямо в воздухе.

Расстояние при эхолокации определяется следующим образом:

2r = vt , где v – скорость звука в среде, t – время задержки до эха, r – расстояние до преграды.

Редактировать этот урок и/или добавить задание и получать деньги постоянно* Добавить свой урок и/или задания и получать деньги постоянно

Прежде чем понять, какие источники звука бывают, задумайтесь, что такое звук? Мы знаем, что свет это излучение. Отражаясь от предметов, это излучение попадает к нам в глаза, и мы можем его видеть. Вкус и запах это маленькие частички тел, которые воспринимают наши соответствующие рецепторы. А звук это что за зверь?

Звуки передаются по воздуху

Вы наверняка видели, как играют на гитаре. Возможно, вы и сами умеете это делать. Важно другое звук в гитаре издают струны, если их дернуть. Все верно. А вот если бы вы могли поместить гитару в вакуум и дернуть струны, то вы бы очень удивились никакого звука гитара не издала бы.

Такие опыты проводились с самыми различными телами, и всегда результат был один никакого звука в безвоздушном пространстве не было слышно. Отсюда следует логичный вывод звук передается по воздуху. Следовательно, звук это нечто, происходящее с частицами веществ воздуха и издающих звук тел.

Источники звука - колеблющиеся тела

Далее. В результате самых разнообразных многочисленных экспериментов удалось установить, что звук возникает вследствие колебания тел . Источниками звука являются тела, которые колеблются. Эти колебания передаются молекулами воздуха и наше ухо, воспринимая эти колебания, интерпретирует их в понятные нам ощущения звука.

Проверить это не сложно. Возьмите стеклянный или хрустальный бокал и поставьте его на стол. Легонько стукните по нему металлической ложечкой. Вы услышите длинный тонкий звук. Теперь дотроньтесь рукой до бокала и стукните еще раз. Звук изменится и станет намного короче.

А теперь пусть несколько человек обхватят руками бокал максимально полностью, вместе с ножкой, стараясь не оставить ни одного свободного участка, кроме совсем маленького места для удара ложечкой. Вновь ударьте по бокалу. Вы почти не услышите никакого звука, а тот, что будет - получится слабым и очень коротким. О чем это говорит?

В первом случае после удара бокал свободно колебался, его колебания передавались по воздуху и достигали наших ушей. Во втором случае большая часть колебаний поглощалась нашей рукой, и звук стал гораздо короче, так как уменьшились колебания тела. В третьем случае практически все колебания тела моментально поглотились руками всех участников и тело почти не колебалось, а следовательно, звука почти не издавало.

То же самое касается всех иных экспериментов, которые вы можете придумать и провести. Колебания тел, передаваясь молекулам воздуха, будут восприниматься нашими ушами, и интерпретироваться мозгом.

Звуковые колебания разной частоты

Итак, звук это колебания. Источники звука передают звуковые колебания по воздуху к нам. Почему же тогда мы слышим далеко не все колебания всех предметов? А потому что колебания бывают разной частоты.

Воспринимаемый человеческим ухом звук это звуковые колебания частотой примерно от 16 Гц до 20 кГц. Дети слышат звуки более высоких частот, чем взрослые, а диапазоны восприятия различных живых существ вообще различаются очень сильно.

Источники звука.

Звуковые колебания

Конспект урока.

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Наш урок имеет широкое практическое применение в повседневной практике. Поэтому ваши ответы будут зависеть от наблюдательности в жизни и от умения анализировать свои наблюдения.

2. Повторение опорных знаний.

На экране проектора высвечиваются слайды №1, 2, 3, 4, 5 (приложение 1).

Ребята, перед вами кроссворд, разгадав который вы узнаете ключевое слово урока.

1-й фрагмент: назовите физическое явление

2-й фрагмент: назовите физический процесс

3-й фрагмент: назовите физическую величину

4-й фрагмент: назовите физический прибор

Р

З

Н

В

У

К

Обратите внимание на выделенное слово. Это слово «ЗВУК», оно является ключевым словом урока. Наш урок посвящён звуку и звуковым колебаниям. Итак, тема урока «Источники звука. Звуковые колебания». На уроке вы узнаете, что является источником звука, что такое звуковые колебания их возникновение и некоторые практические применения в вашей жизни.

3. Объяснение нового материала.

Проведём опыт. Цель опыта: выяснить причины возникновения звука.

Опыт с металлической линейкой (приложение 2).

Что вы наблюдали? Какой можно сделать вывод?

Вывод: колеблющееся тело создаёт звук.

Проведём следующий опыт. Цель опыта: выяснить, всегда ли звук создаётся колеблющимся телом.

Прибор, который вы видите перед собой, называется камертон.

Опыт с камертоном и теннисным шариком, повешенным на нити (приложение 3).

Вы слышите звук, который издаёт камертон, но колебаний камертона не заметно. Чтобы убедиться в том, что камертон колеблется, осторожно пододвинем его к тенистому шарики подвешенному на нити и увидим, что колебания камертона передались шарику, который пришёл в периодическое движение.

Вывод: звук порождается любым колеблющимся телом.

Мы живём в океане звуков. Звук создаётся источниками звука. Существуют как искусственные, так и естественные источники звука. К естественным источникам звука относятся голосовые связки (приложение 1 – слайд №6).Воздух, которым мы дышим, выходит из лёгких через дыхательные пути в гортань. В гортани находятся голосовые связки. Под давлением выдыхаемого воздуха они начинают колебаться. Роль резонатора играют полости рта и носа, а также грудь. Для членораздельной речи кроме голосовых связок необходимы также язык, губы, щёки, мягкое нёбо и надгортанник.

К естественным источникам звука относятся также жужжание комара, мухи, пчелы (колеблются крылья ).

Вопрос: за счёт чего создаётся звук.

(Воздух в шарике находится под давлением в сжатом состоянии. Затем, резко расширяется и создаёт звуковую волну.)

Итак, звук создаёт не только колеблющееся, но и резко расширяющееся тело. Очевидно, что во всех случаях возникновения звука происходит перемещение слоёв воздуха, т. е. возникает звуковая волна.

Звуковая волна невидимая, её только можно услышать, а также зарегистрировать физическими приборами. Для регистрации и исследования свойств звуковой волны применим компьютер, который в настоящее время широко применяется учёными-физиками для исследований. На компьютере установлена специальная исследовательская программа, а также подключен микрофон, который улавливает звуковые колебания (приложение 4). Посмотрите на экран. На экране вы видите графическое представление звукового колебания. Что представляет собой данный график? (синусоиду)

Проведем опыт с камертоном с пером. Резиновым молоточком ударяем по камертону. Учащиеся видят колебания вилки камертона, но звука не слышат.

Вопрос: Почему колебания есть, а звук вы не слышите?

Оказывается, ребята, человеческое ухо воспринимает звуковые диапазоны в пределах от 16 Гц доГц, это слышимый звук.

Послушайте их через компьютер и уловите изменение частот диапазона (приложение 5). Обратите внимание на то, как меняется вид синусоиды при изменении частоты звуковых колебаний (период колебаний уменьшается, а следовательно частота увеличивается).

Есть неслышимые звуки для человеческого уха. Это инфразвук (диапазон колебаний меньше 16 Гц) и ультразвук (диапазон большеГц). Схему частотных диапазонов вы видите на доске, зарисуйте её в тетрадь (приложение 5). Исследуя инфра и ультразвуки учёные открыли много интересных особенностей этих звуковых волн. Об этих интересных фактах нам расскажут ваши одноклассники (приложение 6).

4. Закрепление изученного материала.

Для закрепления изученного материала на уроке предлагаю сыграть в игру ВЕРНО-НЕВЕРНО. Я зачитываю ситуацию, а вы поднимаете табличку с надписью, ВЕРНО или НЕВЕРНО, и поясняете свой ответ.

Вопросы. 1. Верно ли, что источником звука является любое колеблющееся тело? (верно).

2. Верно ли, что в зале, заполненном публикой, музыка звучит громче, чем в пустом? (неверно, т. к. пустой зал действует как резонатор колебаний).

3. Верно ли, что комар быстрее машет крыльями, чем шмель? (верно, т. к. звук, производимый комаром выше, следовательно, выше и частота колебаний крыльев).

4. Верно ли, что колебания звучащего камертона быстрее затухают, если его ножку поставить на стол? (верно, т. к. колебания камертона передаются столу).

5. Верно ли, что летучие мыши видят с помощью звука? (верно, т. к. летучие мыши излучают ультразвук, а затем слушают отражённый сигнал).

6. Верно ли, что некоторые животные «предсказывают» землетрясение с помощью инфразвука? (верно, например, слоны чувствуют землетрясение за несколько часов и при этом крайне возбуждены).

7.Верно ли, что инфразвук вызывает психические расстройства у людей? (верно, в Марселе (Франция) рядом с научным центром была построена небольшая фабрика. Вскоре после ее пуска в одной из научных лабораторий обнаружили странные явления. Пробыв в ее помещении пару часов, исследователь становился абсолютно тупым: он с трудом решал даже несложную задачу).

И в заключение предлагаю вам из разрезанных букв, путём перестановки получить ключевые слова урока.

КВЗУ – ЗВУК

РАМТНОКЕ – КАМЕРТОН

ТРЬАКЗУВЛУ – УЛЬТРАЗВУК

ФРАКВЗУНИ - ИНФРАЗВУК

ОКЛАБЕИНЯ – КОЛЕБАНИЯ

5. Подведение итогов урока и домашнее задание.

Итоги урока. На уроке мы выяснили, что:

Что любое колеблющееся тело создаёт звук;

Звук распространяется в воздухе в виде звуковых волн;

Звуки бывают слышимые и неслышимые;

Ультразвук – это неслышимый звук, частота колебаний которого выше 20кГц;

Инфразвук – это неслышимый звук с частотой колебаний ниже 16Гц;

Ультразвук широко применяется в науке и технике.

Домашнее задание:

1. §34, упр. 29 (Пёрышкин 9 кл.)

2. Продолжить рассуждение:

Я слышу звук: а)мухи; б)упавшего предмета; в)грозы, потому что ….

Я не слышу звук: а)от взлезающего голубя; б)от парящего в небе орла, потому что…

Перейдём к рассмотрению звуковых явлений.

Мир окружающих нас звуков разнообразен - голоса людей и музыка, пение птиц и жужжание пчел, гром во время грозы и шум леса на ветру, звук проезжающих автомобилей, самолётов и других объектов.

Обрати внимание!

Источниками звука являются колеблющиеся тела.

Пример:

Закрепим в тисках упругую металлическую линейку. Если её свободную часть, длина которой подобрана определённым образом, привести в колебательное движение, то линейка будет издавать звук (рис. 1).

Таким образом, колеблющаяся линейка является источником звука.

Рассмотрим изображение звучащей струны, концы которой закреплены (рис. 2). Размытые очертания этой струны и кажущееся утолщение в середине свидетельствуют о том, что струна колеблется.

Если к звучащей струне приблизить конец бумажной полоски, то полоска будет подпрыгивать от толчков струны. Пока струна колеблется, слышен звук; остановим струну, и звук прекращается.

На рисунке 3 изображён камертон - изогнутый металлический стержень на ножке, который укреплён на резонаторном ящике.

Если по камертону ударить мягким молоточком (или провести по нему смычком), то камертон зазвучит (рис. 4).

Поднесём к звучащему камертону лёгкий шарик (стеклянную бусинку), подвешенный на нитке, - шарик будет отскакивать от камертона, свидетельствуя о колебаниях его ветвей (рис. 5).

Чтобы «записать» колебания камертона с малой (порядка \(16\) Гц) собственной частотой и большой амплитудой колебаний, можно к концу одной его ветви привинтить тонкую и узкую металлическую полоску с остриём на конце. Остриё необходимо загнуть вниз и слегка коснуться им лежащей на столе закопчённой стеклянной пластинки. При быстром перемещении пластинки под колеблющимися ветвями камертона остриё оставляет на пластинке след в виде волнообразной линии (рис. 6).

Волнообразная линия, прочерченная на пластинке остриём, очень близка к синусоиде. Таким образом, можно считать, что каждая ветвь звучащего камертона совершает гармонические колебания.

Различные опыты свидетельствуют о том, что любой источник звука обязательно колеблется, даже если эти колебания незаметны для глаза. Например, звуки голосов людей и многих животных возникают в результате колебаний их голосовых связок, звучание духовых музыкальных инструментов, звук сирены, свист ветра, шелест листьев, раскаты грома обусловлены колебаниями масс воздуха.

Обрати внимание!

Не всякое колеблющееся тело является источником звука.

Например, не издаёт звука колеблющийся грузик, подвешенный на нити или пружине. Перестанет звучать и металлическая линейка, если удлинить её свободный конец настолько, чтобы частота его колебаний стала меньше \(16\) Гц.

Человеческое ухо способно воспринимать как звук механические колебания с частотой в пределах от \(16\) до \(20000\) Гц (передающиеся обычно через воздух).

Механические колебания, частота которых лежит в диапазоне от \(16\) до \(20000\) Гц называются звуковыми.

Указанные границы звукового диапазона условны, так как зависят от возраста людей и индивидуальных особенностей их слухового аппарата. Обычно с возрастом верхняя частотная граница воспринимаемых звуков значительно понижается - некоторые пожилые люди могут слышать звуки с частотами, не превышающими \(6000\) Гц. Дети же, наоборот, могут воспринимать звуки, частота которых несколько больше \(20 000\) Гц.

Механические колебания, частота которых превышает \(20 000\) Гц, называются ультразвуковыми, а колебания с частотами менее \(16\) Гц - инфразвуковыми.

Ультразвук и инфразвук распространены в природе так же широко, как и волны звукового диапазона. Их излучают и используют для своих «переговоров» дельфины, летучие мыши и некоторые другие живые существа.