Зарождение демократии в афинах кратко. Зарождение демократии в афинах план-конспект урока по истории на тему. Организационный блок. Подготовить класс к работе в группах

Урок 41. Зарождение демократии в Афинах

Цели урока:

Обучающие:

    рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах.

    обеспечить усвоение понятий «демократия», «реформы»;

Развивающие:

    подвести учащихся к пониманию причин и значению проведения реформ Солона;

    продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам;

Воспитательные:

    стимулировать становление ценностного отношения к демократической системе управления;

    воспитывать интерес к истории как науке; к пониманию связи сегодняшних политических процессов с далёким прошлым человечества.

Форма урока: комбинированный с элементами лабораторной работы.

Построение понятия демократия через ролевую игру (процедура субъективации).

Работа включает в себя не просто формальное усвоение через репродуктивное восприятие, но и специально организованные процедуры осмысления и рефлексии.

Образовательная деятельность только тогда приобретает смысл, когда происходит выстраивание связи между индивидуальными нормами (представления о чем–либо, личным опытом) участников деятельности, возникших в проблемной ситуации, в единое целое, в систему. Это возможно только в процессе обсуждения и совместной деятельности. Такая работа носит рефлексивный характер.

Основные понятия и термины: демос,конфликт,демократия, народное собрание, архонт, ареопаг, реформа, граждане.

Оборудование: схема государственного устройства Афинского общества, рабочая тетрадь на печатной основе, раздаточный материал «Реформы Солона» - для трех групп, следы (много)

Ход урока.

1. Организационный момент эмоциональный настрой детей

Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление в 356 г. до н.э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.

Вопрос:

1. В каком значении использовано слово «след»?

2. А как еще можно прославиться? (совершая хорошие поступки ).

Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории урока, моей учительской истории.

Чтобы увидеть, кто оставил более значительный след, за каждый ответ вы будете получать свои следы, а в конце урока мы увидим, чей след оказался самым значительным.

( За правильные ответы даю ребятам жетоны – “следы ног”)

2. Опрос:

1. Составьте схему государственного устройства Афинского государства (составляет схему без комментариев )

2. «Мой компьютер» - дайте определение понятию демос, архонт, ареопаг. При правильном ответе на нашем классном «мониторе» появиться определение. Если нет, зазвенит колокольчик. (3 следа )

3. Используя слова: Средняя Греция, демос, Аттика, ареопаг, Афины, архонты, полис составьте краткий рассказ о политическом развитии Аттики. (4 следа )

4. Расположите в правильной последовательности: Долговое рабство, долговой камень, плохой участок, неурожай, примитивные орудия труда. К чему вело такое положение? (3 следа )

5. Кому принадлежала власть в Афинском государстве? (1 след )

6. Откуда произошло выражение «драконтовские законы»? (5 следов )

7. Что означает крылатое выражение «драконтовские законы»?

Ход урока:

1. Изучение нового материала.

Сегодняшний урок я хочу начать со слов великого историка Плутарха:

«Весь простой народ был в долгу у богатых: одни обрабатывали землю, получая 1\6 части урожая, другие брали у богатых в долг деньги под залог тела; их заимодавцы имели право обратить в рабство; при этом одни оставались рабами на родине, других продавали на чужбину. Многие были вынуждены продавать даже собственных детей, никакой закон не воспрещал этого…»

«Огромное большинство и к тому же люди большой физической силы собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбирать себе одного вожака, надежного человека и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй».

Налицо конфликт.

Вопрос:

1. Что такое, по-вашему, конфликт?

Конфликт – это столкновение, серьезные разногласия, спор.

В подтверждение наших слов заглянем-ка в Афины и послушаем разговор двух греков пришедших на центральную площадь.

Торговец.

Аристократ.

А вот в теньке беседки, которая в Греции называется портиком, сидит человек. По его одежде мы видим, что этот человек не богатый и вид у него грустный. Подойдем, спросим, может случилось чего? Отчего ты такой печальный?

Свободный земледелец.

Вопрос:

1. Между какими группами населения мог возникнуть конфликт? (демос и знать)

2. Из кого состоял демос? (свободные земледельцы, горожане)

3. Какую еще большую группу населения мы не назвали? (рабы)

Чтобы разобраться в причинах конфликта и способах выхода из него я предлагаю всем учащимся разделиться на 4 группы: рабы, свободные земледельцы, богатые горожане, знать.

(учащиеся работают в группах и пытаются ответить на поставленные вопросы)

    Чего вы хотите?

Рабы: хотят получить небольшой участок земли, чтобы вырастить на нем урожай, продать его и выкупить своих детей. А еще хоть капельку свободы.

Свободные земледельцы: хотят, чтобы никто не отбирал землю и не брал их в рабство. И земли побольше.

Горожане: деньги у нас есть, мы стремимся к власти. Мы хотим попасть в ареопаг, чтобы править издавать законы.

Знать: хотим подавить восстание. Хотим больше власти, больше богатства и не хотим ни с кем делиться.

Итак, вы готовы отстаивать свои интересы.

Вопросы:

1. Какие существуют два способа решения конфликта? (мирный и военный )

    Что вы потеряете в случаи поражения?

Рабы: нам терять нечего.

Свободные земледельцы: мы теряем урожай на своих землях, нас ожидает голод. В результате поражения мы теряем землю и свободу.

Горожане: мы боимся, что беспорядки помешают нашей торговле. Мы и так потеряли много покупателей.

Знать: нас немного в городе и нас могут убить.

Борьбу вело мелкое крестьянство, перед которым была угроза лишиться своей земли и стать арендаторами на собственных землях, а то и попасть в рабство. У знати и другой противник – довольно большой слой незнатных горожан, разбогатевших благодаря торговле и ремеслу и желающих получить привилегии знати. В результате этого в стране вспыхивает восстание.

    Что требовали восставшие?

Против знати сплотились все остальные группы населения. Что же каждая группа населения требовала?

Задание: к/т № 18 стр. 14

Военное решение конфликта ни к чему не привело. Обстановка накалялась. Тогда попробовали решить конфликт мирным путем.

В 594 г. до н.э. архонтом избран Солон – богатый горожанин; именно ему принадлежит главная заслуга в организации переговоров между враждующими сторонами и внедрение в жизнь афинян реформ (изменений) . Солон заявил, что цель его реформ - примирение враждующих сторон. Он прославился и как государственный деятель и как поэт. Говорят, что когда Солон стал выборным главой города то, не имея сил убедить горожан в своей правоте простыми словами, он начал читать им стихи, призывая к единству. Покоренные красотой и силой стихов афиняне согласились с ним. Сократ понимал, что больше всего Афинам вредят внутренние распри, возникающие между богатыми и бедными. Он издал законы, которые были записаны на деревянных таблицах и установлены на главной площади Афин. Благодаря этим законам установился мир и порядок. За это Солона причислили к числу 7 греческим мудрецам. Его имя стало нарицательным. Так стали называть государственных деятелей, которые ввели в своей стране мудрые законы или просто разумно правили.

(распределение второй группы)

Ребята, все вы будете работать с одним учебным текстом стр137 читаем пункты 2 и 3 , но получите разные задания. Каждая группа работает над своим фрагментом урока. У каждого своя задача. Работа проводится в течение 5 минут, после которой мы с вами совместно восстановим законы Солона.

1 группа

С полей Аттики убирались … ________________________________________

Если должник не сумел отдать долг, то его запрещалось … ________________________________________

Рабы-должники, оказавшиеся на чужбине…

2 группа

Архонтом мог стать … ________________________________________

Для решения важных государственных дел стали созывать … _______________________

В нем участвовали … ____________________

3 группа

Судьи выбирались из … _________________

независимо от … _________ и _____________

по … ___________________________________

Солон о своих законах писал так:

«Власть даровал я народу в той мере, в какой он нуждался

Чести его не лишил, но и не дал лишних прав.

Также о тех позаботился я, кто богатством и силой

Всех превзошел, - чтобы их не опозорил никто.

Встал я меж тех и других, простерев мощный щит мой над ними.

И запретил побеждать несправедливо других».

Прекратив междоусобные войны, Солон потребовал, от сограждан клятвы в течение 10 лет его законы не будут изменяться, а сам покинул Родину. Существуют две версии, почему Солон уехал из Афин. По первой – он уехал по торговым делам, по второй – Солон вынужден был бежать, т.к. его законами оказались недовольные.

Вопрос:

    Кто и почему были недовольны законами Солона?

    Какое значение имели законы Солона для Греции?

Только горожане были довольны произошедшими изменениями, ведь они получили возможность участвовать в управлении государством, т.е. народ получил власть.

В переводе с греческого языка демос – народ, кратос – власть. Сложите эти два слова, и вы получите основное понятие, над которым мы работали весь урок, и вместе с греками через борьбу, через столкновения и согласования различных интересов пришли к той форме правления, которая и сейчас существует. (Демократия )

2,5 тыс. лет назад греки о главе с Солоном придумали систему управления основы которой сохранились и сегодня. Особенно много внимания Солон уделял тому, чтобы не одна группа населения не получила решающего преобладания, чтобы между всеми поддерживалось равновесие.

Вот что по этому поводу писал Плутарх: «Солон составил совет ареопага из ежегодно сменяемых архонтов; он и сам был членом его, как бывший архонт. Но видя в народе дерзкие замыслы и заносчивость, порожденные уничтожением долгов, он учредил второй совет, выбрав в него по 100 человек от каждого из 4 районов. Им он поручил предварительно раньше народа, обсуждать дела и не допускать внесение ни одного дела в народное собрание без предварительного обсуждения. А ареопагу он предоставил надзор за всем и охрану законов: он рассчитывал, что государство, стоящее на двух советах, как на якорях, меньше подвержено качке и доставит больше спокойствие народу». Как мы видим многие принципы демократии, разработанные 25 веков назад, продолжают действовать и в наше время.

3. Закрепление пройденного материала.

Игра «Верно-неверно» (поднятие руки)

Верно ли, что установленный Солоном порядок управления государством назывался демократией?

Верно ли, что демократия зародилась в Афинах в 6 веке до н.э.?

Верно ли, что «отцом» демократии считается Солон?

Верно ли, что Солон жил в 776 г. до н.э.?

Верно ли, что Солон отменил рабство вообще?

Итог урока. Итак, ребята, близится к концу наш урок. Каждый из вас сегодня постарался прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставлять как можно больше следов в истории.

Абрамов Егор

Васильев Борис

Горбов Александр

Байбородин Федор

Болдарева Дарья

Иваненко Сергей

Молчанов Андрей

Новиков Дмитрий

Петрова Полина

Плетнева Дарья

Королев Василий

Королев Даниил

Рыбин Иван

Шестирикова Анна

Торговец. Я богатый торговец. Посмотри, вот грузятся мои корабли. Носильщики заполняют их амфорами с маслом и вином, расписными сосудами. Взгляни, прямо перед нами склад с товарами. Он мой. У меня красивый дом в Афинах, рабы. Я тоже хочу управлять Афинами! Почему только вы, аристократы, судите. Избираете из своей среды девять правителей, заседаете в совете старейшин? Я тоже хочу быть правителем и не хуже вас справлюсь с этими обязанностями.

Аристократ. Ты богаче, это верно, но что с того! Богатым можно стать, а знатным нужно родиться! Ты забыл, кто был твой дед? Я напомню: он был простым мужиком. Поденщиком и гнул спину на моего деда. А уж кто был твой прадед, ты, верно, и сам того не знаешь. Мои же предки известны всей Аттике. Мои деды, и прадеды, и прапрадеды – все заседали в совете старейшин. А ведем мы род от самих богов. Не смей равняться с нами! Ты простой человек, и твои предки были простыми людьми. А все мои предки были знаменитыми людьми. Вот этим я отличаюсь от тебя.

Свободный земледелец. А как мне не печалиться. Мне принадлежит маленький земельный участок на склоне гор. Ведь хорошие земли в долинах принадлежат знати. Каждый кусок хлеба дается мне тяжелым трудом. Этот год выдался особенно неурожайным, стояла сильная жара и чтобы прокормить свою семью я вынужден был взять в долг зерно у знатного и богатого соседа. Так на моем участке появился долговой камень. После этого я лишился покоя и сна. Не отдам я в срок долг – отберут у меня участок. Тогда конец моей свободной жизни я превращусь в раба. Рабами станут мои жена и дети. Не справедливы законы Афин.

Средняя Греция

демос

Аттика

ареопаг

Афины

архонты

Архонтом мог стать … _____________________

__________________________________________

Для решения важных государственных дел стали созывать … _________________________

В нем участвовали … ______________________

Конспект урока по истории Древнего мира в 5-м классе

Тема: Зарождение демократии в Афинах.

Цель:

  • дать представление о зарождении демократии в Афинах
  • реконструировать социальный конфликт между демосом и аристократией в Афинах в VI в до н.э.
  • ознакомить с реформами Солона в управлении Афинами
  • развить умение работать с картой, первоисточниками, умение рассуждать, сравнивать, сопоставлять факты и события
  • воспитать чувства сопереживания к судьбам простого народа, умение различать добро и зло, стремление совершать хорошие поступки.

Оборудование:

  • карта “Древняя Греция”,
  • меловая схема “Население Аттики” VII в. до н.э,
  • таблица “Законы солона 594 г. до н.э.,
  • индивидуальные задания-карточки,
  • жетоны- “следы ног”.

Организационный момент. (Эмоциональный настрой детей)

Актуальные знания учащихся.

Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление в 356г. до н.э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.

А как еще можно прославиться?

Совершая хорошие поступки.

Кто хочет прославиться, совершая добрые дела? Совершая зло?

Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории.

Чтобы увидеть, кто оставил более значительный след, за каждый ответ вы будете получать свои следы, а в конце урока мы увидим, чей след оказался самым значительным.

(За правильные ответы даю ребятам жетоны – “следы ног”)

Проверка домашнего задания.

Индивидуальные задания трем учащимся.

  1. Что означало для земледельцев гибель олив? (Полисы Греции часто воевали друг с другом, противники, пытаясь навредить друг другу вырубали оливковые деревья. Земледелец горевал по загубленным оливковым деревьям больше чем по вытоптанному полю ячменя, оливковое дерево приносит первые плоды на 18 год, долго дожидаться урожая).
  2. Кого погубило пьянство? (Людоеда-циклопа Полифема из поэмы Гомера “Одиссея”).
  3. В VII в. до н.э. В Афинах были изданы Драконовские законы. В чьих интересах проводились это законы? Объясните двойственное значение выражения “Драконовские законы”. Почему считали, что “законы написаны не чернилами, кровью”?
  4. Работа 1 ученика у доски. Объяснить значения слов:
    - полис, ареопаг,
    - архонт, долговое рабство.
  5. Ответ 1 ученика у доски. В какой области Греции возникло Афинское государство? (Аттика) .
    - Покажите эту область на карте.
    - Покажи главный город Афинского государства. Далеко ли от берега моря был расположен этот город?
  6. Расскажите миф о том, как богиня Афина стала покровительницей одного из самых знаменитых в Греции городов. (Индивидуальное задание, данное на предшествующем уроке ученику) .

Изучение нового материала.

Тема нашего сегодняшнего урока “Зарождение демократии в Афинах”.

План изучения нового материала:

  • Афинский демос и его требования.
  • Демос восстает против знати.
  • Законы Солона. Отмена долгового рабства.
  • Перемены в управлении Афинами.
  • Солон покидает Афины.

Работа по меловой схеме.

Всё население Аттики в VII в. до н.э. можно разделить на свободных и рабов.

  • Какими путями жители Аттики становились рабами?
  • Должники.
  • Однако в Аттике были не только рабы должники, но и такие невольники, которые какими-то другими путями потеряли свободу.
  • Как рабы-чужеземцы могли оказаться в Афинах?
  • Чужеземцы проданные в рабство за серебро. Люди, захваченные пиратами из заморских стран.
    (делается запись:
    чужеземцы )
  • Кому в Аттике принадлежали земли и власть?
    (делается запись:
    знатные )

Знатных людей называли - аристократы в переводе с греческого благородные, лучшие, знатные люди, господа.

  • Как назывались остальные свободное население Аттики?
    делается запись:
    демос (земледельцы, ремесленники, купцы).

Большую часть демоса составляли бедняки. Немногие из них могли разбогатеть. Например, сын бедняка с детства любил рисовать. Отец отдал его к владельцу гончарной мастерской. Мальчик научился расписывать глиняные вазы, стал опытным рисовальщиком, накопил денег, открыл свою мастерскую, купил 2 рабов для черной работы, стал знаменитым художником. Но по-прежнему он принадлежал к демосу, а не к знати. Почему? Он принадлежал к демосу потому, что его отец был из демоса.

(Знаменитые роды (аристократы) вели свое происхождение от богов, героев и древних царей. Знатные роды считали, что от рождения по крови, по породе им дано особое благородство тела и души).

Богатым мог становиться и ремесленник, занимающийся морской торговлей, которому повезло, морская торговля принесла ему большую прибыль, он стал богачом. Но этот богач не мог причислить себя к знати. Почему?

  • Что означают слова: “Богатым можно стать, а знатным нужно родиться”?
  • Чем гордились знатные люди?
  • Афинский демос был недоволен тем, что правителей (аристократов) выбирали из знатных, судьями тоже были знатные люди, которые судили не по писаным законам, а по обычаям, которые можно было толковать по-разному.

Демос начал борьбу за то, чтобы отнять власть у знатных людей и самим управлять Афинами. Демос требовал отменить долговое рабство, поделить землю, т.е. отобрать часть земли у знатных и раздать ее бедным.

Солон в V в. до н.э. был избран архонтом (правителем Афин). Он желал примирить между собой знатных и демос. Поступить так, чтобы те и другие остались довольны. Но всем угодить очень трудно. В результате Солон не угодил никому и навлек на себя ненависть большинства афинян. Что же он сделал?

Работа по учебнику.

Громкое чтение § 30 п.1. со слов “В 554 г. до н.э. знать и демос…”

Составление таблицы.

Законы Солона 594 г. до н.э.

Суть закона

Основное содержание

Прощение долгов

Людей, имевших на себе долг, освобождали от его уплат, заложенные земледельцами участки снова стали их собственностью

Запретить обращать в рабство за долги

Все рабы-должники были освобождены, а проданных за море следовало разыскать и вернуть за счет государственной казны

Выборность судей

Из всех афинян независимо от их знатности и богатства

Регулярный созыв народного собрания (экклесия).

В работе народного собрания принимали участие все афинские граждане.

Значения законов

Заложены основы демократии

Законы можно разделить на 2 части:

  1. Отмена долгов, долгового рабства.
  2. Изменения в управлении государством.

Рассматривание рисунка, посвященного отмене Солоном долгов стр. 138.

Солон приказал выкинуть с полей ненавистные земледельцам камни.

Опишите рисунок. Почему ликуют одни афиняне и негодуют другие. Кто эти люди?

Все старые долги были отменены. Однако, если кто-нибудь вновь возьмет в долг зерно или серебро, придется отдавать. Если должник не сможет этого сделать в условленный срок, то у него, как и прежде отберут его имущество. В этом случае, если имущества не хватит для уплаты долга, то самого неоплатного должника уже не сделают рабом.

Он повелел выкупить за государственные деньги всех рабов- должников, даже тех, которых продали в заморские страны.

Разбор отрывка из стихов Солона, в которых описаны его законы. (стр.139)

Вычеркните из схемы то слово, которое стало лишним после законов Солона. (слово “должники”)

Означает ли, что законы Солона полностью уничтожили рабство в Афинах? (Рабы- чужеземцы остались)

Почему Солон не отобрал землю у знати и не разделил ее между бедняками? (Знать не отдаст земли и начнется кровавая вооруженная борьба. Отказавшись от передела земли, Солон вызывал недовольство бедняков, т.е. никому он не угодил).

Главная перемена состояла в том, что знатные люди перестали пользоваться преимуществами в управлении государством. Правителей стали избирать из богатых, а судьями по жребию становились все свободные афиняне независимо от их имущества. Большинство суровых законов Драконта было отменено. Со временем Солона вновь регулярно стали созывать Народное собрание, в котором участвовали все свободные афиняне – граждане.

Работа с 5 пунктом плана “Солон покидает Афины” – краткий рассказ учителя.

  • о причинах всеобщего недовольства Солоном,
  • отъезд за границу,
  • странствие по странам и возвращение на родину.

Законы Солона заложили в Афинах основы “демократии” - по-гречески означает “власть народа”.

Закрепление пройденного материала.

Работа в рабочих тетрадях по истории Древнего Мира с.15.

Задание . Выпишите недостающие слова. Главное в законах Солона _________________

(Учащиеся вписывают в текст недостающие слова).

Прочитайте выполненные задание.

Итог урока.

Итак, ребята, близится к концу наш урок. Каждый из вас сегодня постарался прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставлять как можно больше следов в истории.

  • А кто больше всех наследил? (Ребята поднимает свои “следы ног”)
  • У кого больше всех следов?

Оценивание (по количеству).

  • На дом: 30 в рабочих тетрадях с.15, задание 21.
  • Из законов Солона (отрывки с.139). Подумайте и постарайтесь ответить на поставленные вопросы.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Зарождение демократии в Афинах»

ФИО (полностью)

Гущина Ирина Васильевна

Место работы

МБОУ «СОШ №7 г. Йошкар-Олы»

Должность

учителя истории и обществознания

Предмет

история

Класс

Тема и номер урока в теме

Зарождение демократии в Афинах

Базовый учебник

А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая

«История Древнего мира», Просвещение, 2014

Цель урока: сформировать у учащихся понимание причин и значение проведения реформ Солона.

Планируемые результаты:

Предметные: знать понятия «демократия», «реформа», «Народное собрание», «гражданин», основные положения и итоги реформ Солона.

Метапредметные: уметь работать с документальными источниками, развивать умение отбирать самостоятельно нужные факты, события, делать

выводы, формулировать вопросы; уметь вести диалог на основе

равноправных отношений и взаимного уважения;

Личностные: уметь высказать и отстаивать свою точку зрения по основной

проблеме урока.

Тип урока – урок усвоения новых знаний

Формы работы учащихся – интерактивное занятие

Основные понятия темы: «демократия», «реформа», «гражданин», «Народное собрание»

Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал с текстом документа и вопросами к нему, жетоны (красного, желтого цвета)

Идея занятия: Данный урок по теме «Зарождение демократии в Афинах»проводится в 5 классе по учебнику «История Древнего мира» Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. и разработан в соответствии с требованиями ФГОС. У чебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.

ХОД УРОКА

  1. Организационный блок. Подготовить класс к работе в группах.

  2. Мотивационный блок.

Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление в 356г. до н.э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.

А как еще можно прославиться?

Совершая хорошие поступки (ответы детей)

Кто хочет прославиться, совершая добрые дела? Совершая зло?

Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории.

Чтобы увидеть, кто оставил более значительный след, за каждый ответ вы будете получать свои следы, а в конце урока мы увидим, чей след оказался самым значительным.

( За правильные ответы даю ребятам жетоны – “следы ног”)

А теперь улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте успехов и себе и своим товарищам.

3. Актуализация знаний учащихся.

Блиц-опрос.

Вопросы зачитывает учитель (слайды)

1. Вспомните, на каком полуострове находилась Древняя Греция?

2. Назовите древнейшие полисы Древней Греции.

3. Как с греческого языка переводится слово «полис»?

4. Как называлась область, в которой располагался город Афины?

5. Скажите, пожалуйста, а кто живет в Афинах? На какие группы мы можем поделить население Аттики?

6. Как назывался в Афинах совет знати?

7. Как в Афинах называли правителей, избиравшихся каждый год из знатных людей?

8. Как по-гречески назывался простой народ?

9. Что устанавливали на поле крестьянина, когда он брал что-нибудь в долг у богатого соседа?

10. Чем отличалось положение должника в Афинах от положения должника в Междуречье по законам Хаммурапи?

11 .Как звали архонта, который прославился своими суровыми законами?

12. Какое наказание ждало человека, укравшего хотя бы кусок хлеба или луковицу, согласно законам Драконта?

Проблемное задание

- Ребята, я хочу, чтобы вы послушали басню. О чем эта басня? (Ученик)

Отрывок из басни:

Вот, что однажды сказал Соловью пестрогласному Ястреб,
Когти, вонзивши в него и неся его в тучах высоких.
Жалко пищал Соловей, пронзенный кривыми когтями,
Тот же властительно с речью такою к нему обратился:
«Что ты, несчастный пищишь? Ведь намного тебя я сильнее!
Как ты не пой, а тебя унесу я куда мне угодно.
И пообедать тобой я могу, и пустить на свободу.
Разума тот не имеет, кто меряться хочет с сильнейшим:
Не победит он его,- к униженью лишь горе прибавит!»
Вот, что стремительный Ястреб сказал, длиннокрылая птица.

- Как вы думаете, случайно ли здесь прозывучала эта басня?

- Кто является главными героями басни?

- С какими слоями населения Древней Греции можно соотнести данных героев? (для этого вывести на экран слайд со схемой основных слоев населения)

Ответы учащихся.

(Ребята определяют: Ястреб – это аристократ, Соловей – демос)

Ребята,а сейчас мы с вами перенесемся в афинский порт Пирей. И послушаем спор двух афинян. Почему они спорят?

Сценка (слайд гавани)

В афинской гавани встретились двое: богатый торговец и аристократ. Между ними завязался спор.

- Я богаче тебя, - говорит торговец, - посмотри, вот грузятся мои корабли. Носильщики заполняют их амфорами с маслом и вином, расписными сосудами. Взгляни, прямо перед нами склад с товарами. Он мой. У меня красивый дом в Афинах, рабы. Я тоже хочу управлять Афинами! – раздражённо продолжает он. – Почему только вы, аристократы, судите, избираете из своей среды девять правителей, заседаете в совете старейшин? Я тоже хочу быть правителем и не хуже вас справлюсь с этими обязанностями.

Презрительная улыбка чуть тронула губы аристократа:

- Ты богаче, это верно, но что с того?! Богатым можно стать, а знатным нужно родиться! Ты забыл, кто был твой дед? Я напомню: он был простым мужиком, подёнщиком и гнул спину на моего деда. А уж кто был твой прадед, ты, верно, и сам того не знаешь. Ха-ха! Мои же предки известны всей Аттике. Мои деды и прадеды, и прапрадеды – все заседали в совете старейшин. А ведём мы род от самих богов. Не смей равняться с нами!- добавил аристократ с чувством превосходства. – Ты простой человек, и твои предки были простыми людьми. А все мои предки были знаменитыми людьми. Вот чем я отличаюсь от тебя.

-Что означают слова: “Богатым можно стать, а знатным нужно родиться”?

-Чем гордились знатные люди?

(Знаменитые роды (аристократы) вели свое происхождение от богов, героев и древних царей. Знатные роды считали, что от рождения по крови, по породе им дано особое благородство тела и души).

- Почему этот богач не мог причислить себя к знати?

К какой группе населения мы можем отнести этого богача?(схема)

- Чем был недоволен этот богач? Чего он требовал?

(Афинский демос был недоволен тем, что правителей (аристократов) выбирали из знатных, судьями тоже были знатные люди, которые судили не по писаным законам, а по обычаям, которые можно было толковать по-разному )

- Считаете ли вы данное общество справедливым ? Что нужно сделать, чтобы улучшить положение демоса? Ответы учащихся (ребята определяют, что необходимы изменения в обществе)

Учитель вводит понятие «реформа», а учащиеся записывают определение в тетрадь (слайд)

- Кто-либо из вас был знаком с данным понятием? У нас в стране проводятся реформы?

В начале VI в. до н.э. вражда между демосом и аристократами усилилась. Дело дошло даже до вооруженных столкновений между ними. Эта междоусобица ослабляла Афинское государство и наносила ущерб всем его гражданам. Тогда противники обратились с просьбой примирить их к самому уважаемому в Афинах человеку – Солону. И именно Солон будет проводить изменения (реформы) в Афинах, которые приведут к зарождению демократии.

- Итак, тема нашего урока «Зарождение демократии в Афинах ».( запись в тетради)

Предположите, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

Да! Мы познакомимся с реформами Солона. И в конце урока мы должны с вами ответить на вопрос: всегда ли реформы дают положительный результат? (проблемный вопрос)

4. Информационный блок.

4.1. Выступление учащегося

Выступает ученик с подготовленным сообщением о Солоне () хрестоматия(я)

Вопрос учащимся : Как вы думаете, почему и демос, и аристократы уважали Солона?

(Ребята говорят о том, что аристократов привлекали знатное происхождение Солона, его образованность, демос же привлекали деловые качества Солона – сумел разбогатеть, занимаясь торговлей, но не кичился богатством, не презирал бедняков, был честным).

Давайте сделаем запись в тетради

(594 г. до н.э реформы Солона в Афинах)

4.2 . Какие же реформы провел Солон? Мы узнаем, выполнив задания по учебнику. Вы должны будете выполнить задания, которые будут даны каждой группе. Каждой группе будет предоставлено слово. Затем классу будут заданы вопросы. В ходе ответов вы должны сделать записи в тетради - Какие же реформы были проведены в Афинах?

(Работа с учебником 5 кл.)

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника Вигасина

( п. 2 - 3 на с.137-139) (144-146)

Учитель раздает группам раздаточный материал (приложение 1- 4)

группы работают

1. Задание: Прочитайте п. 2 на стр. 137-138 (144-145). Рассмотрите и опишите рисунок на стр. 138 (144.)

-Что изображено на рисунке?

-Почему ликуют одни афиняне и негодуют другие?. Кто эти люди?

-

-Кого отпустили на волю?

(Рассматривание рисунка, посвященного отмене Солоном долгов стр. 144.

Солон приказал выкинуть с полей ненавистные земледельцам камни.

Опишите рисунок. Почему ликуют одни афиняне и негодуют другие. Кто эти люди?

Все старые долги были отменены. Однако, если кто-нибудь вновь возьмет в долг зерно или серебро, придется отдавать. Если должник не сможет этого сделать в условленный срок, то у него, как и прежде отберут его имущество. В этом случае, если имущества не хватит для уплаты долга, то самого неоплатного должника уже не сделают рабом.

Он повелел выкупить за государственные деньги всех рабов- должников, даже тех, которых продали в заморские страны.)

2.Задание. Прочитайте п. 2 на стр.137-138 (144-145.) Прочитайте отрывок из стихотворения на стр 139(145)

О чем это стихотворение?

-Означает ли, что законы Солона полностью уничтожили рабство в Афинах? Кто мог стать рабом в Афинском государстве?

-Почему Солон не отобрал землю у знати и не разделил ее между бедняками

(Разбор отрывка из стихов Солона, в которых описаны его законы. (стр.139)

Вычеркните из схемы то слово, которое стало лишним после законов Солона. (слово “должники”)

Означает ли, что законы Солона полностью уничтожили рабство в Афинах? (Рабы- чужеземцы остались)

Почему Солон не отобрал землю у знати и не разделил ее между бедняками? (Знать не отдаст земли и начнется кровавая вооруженная борьба. Отказавшись от передела земли, Солон вызывал недовольство бедняков, т.е. никому он не угодил).

!!!Задание всему классу. Вычеркните из схемы то слово, которое стало лишним после законов Солона.

3 .Задание: Прочитайте п. 3 на стр.138 (145)

Кто мог участвовать в работе Народного собрания?

Кто мог стать архонтом?

(1. Возрастает роль Народного собрания. В нем теперь могли участвовать все взрослые афинские граждане.

2. На собрании решались самые важные государственные дела и принимались новые законы.

3. Главные должности теперь могли занимать не только аристократы, но и богатые люди из демоса.)

4 .Задание: Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника Вигасина ( п. 3 на с. 144-142 (со второго абзаца).

Составьте рассказ, как изменился суд при Солоне.

Кто мог стать судьей?

Подумайте, почему в реальной жизни бедняки отказывались от своего права стать судьей?

Ответы:

а) Судьями могли быть выбраны любые граждане государства независимо от их состояния, не моложе 30 лет и не замеченные в дурных поступках.

б) На судебном заседании мог присутствовать любой афинянин.

в) Решение суда определялось большинством голосов судей.

г) З а исполнение должностных обязанностей в Афинах не платил.(Бедняки должны были работать, чтобы кормить свои семьи)

Какие же реформы провел Солон? Что вы записали в тетради7

Законы можно разделить на 2 части: (запись в тетради)

  1. Отмена долгов, долгового рабства.

2. Изменения в управлении государством .

4.3 Какое значение имели эти изменения? (установилась демократия)

Высшим органом, выражавшим волю народа, стало Народное собрание, т.е. власть стала принадлежать народу. Народ по-гречески- демос, власть- кратос, следовательно народная власть или власть народа – демократия. (установилась демократия)

Докажите, что благодаря реформам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия

5 . Аналитический блок

Ребята, у вас есть уникальная возможность услышать голос великого реформатора Древней Греции Солона.

Солон - Приветствую вас, юные граждане! Я Солон- первый архонт Афинского полиса! Хочу продекламировать вам свое стихотворение о проведенных мною реформах, после которого я дам вам задание. (текст стихотворения появляется на экране)

«Какой же я из тех задач не выполнил,
Во имя коих я тогда сплотил народ?
О том всех лучше перед Времени судом
Сказать могла б из олимпийцев высшая –
Мать черная Земля, с которой снял тогда
Столбов поставленных я много долговых,
Рабыня прежде, ныне же свободная.
На родину, в Афины, богоданный град,
В рабство проданных вернул я многих...
Всех освободил. Я этого достиг
Закона властью, силу с правдой сочетав.
И так исполнил все я, как и обещал,
Со знатными простых в законах уравнял
Для каждого прямую правду указав...
Затем-то, на борьбу все мужество собрав,
Я точно волк, вертелся среди стаи псов»

- Теперь скажите, какие реформы в Афинском государстве провел Солон? (вопрос появляется на экране)

Называются реформы:

Освобождение должников от рабства;
- сняты долговые камни; заложенные участки вернули их владельцам;
- возвращение в Афины проданных в рабство за долги;
- равенство всех перед законом.

Обсуждение услышанного.

Вопрос учащимся:

- Означает ли мои реформы - полное уничтожение рабства в Афинах?

(Нет, остались привозные рабы-чужеземцы).

- Что имел в виду Солон, говоря «я точно волк, вертелся среди стаи псов»? Кто и почему был недоволен его реформами (Аристократы были недовольны отменой долгового рабства, демос – не произвел передел земли, а чужеземцы – не имели прав и для них сохранялось рабство)

Главной целью реформ Солон считал не удовлетворение требований какой-либо из сторон за счет других, а предоставление всем равных прав перед законом, прекращение усобиц, ослаблявших государство.

- Какое значение имели эти изменения?

- (установилась демократия)

-Всегда ли реформы дают положительный результат?

Заполняем кластер (ученики выбирают нужные карточки с клеевой основой и приклеивают их лист бумаги)

    уважение прав меньшинства

    выборы,

    свобода личности

    справедливый суд

    уважение прав граждан

    выборность власти

    неограниченность власти

- Какие реформы проводятся у нас в стране? (ответы учащихся)

Можно ли назвать наше государство демократичным? А почему?

Вывод урока:

Реформы Солона заложили в Афинах основы демократии, то есть власти демоса.
- Государство защищало своих граждан, охраняло их права. Главной ценностью была свобода гражданина. Даже последний бедняк отныне мог не бояться долгового рабства.
- Граждане должны были активно участвовать в жизни своего государства, не быть безучастными к его проблемам.

6. Оценочный блок

7. Рефлексивный блок

Ребята, закончите предложения:

Урок был для нас полезным, потому что……

Оказывается, что демократия…

Оказывается, что реформа…

Оказывается, Солон…

Как мы можем использовать полученные знания?

Домашнее задание: § 30, вопросы в конце параграфа;

термины «демократия», «реформа», «Народное собрание», «гражданин»;

подготовить сочинение-рассуждение «Последствия солоновских реформ»;

для любознательных: прочитайте рассказ Ге­ родота «Солон и лидийский царь Крез» и ответьте на вопрос: «Почему царь Лидийского царства Крез назвал Солона совер­ шенно глупым человеком?»

Приложение

1. Задание: Прочитайте п. 2 на стр. 137-138 .Рассмотрите и опишите рисунок на стр. 138

-Что изображено на рисунке?

-Почему ликуют одни афиняне и негодуют другие. Кто эти люди?

- Как по закону Солона человек отвечал за долги?

-Кого отпустили на волю?

-Кого выкупали за деньги государства?

2 . Задание : Прочитайте п. 2 на стр.137-138. Прочитайте отрывок из стихотворения на стр 139

О чем это стихотворение?

-Означает ли, что законы Солона полностью уничтожили рабство в Афинах?

-Кто мог стать рабом в Афинском государстве?

-Почему Солон не отобрал землю у знати и не разделил ее между бедняками?

3 . Задание : Прочитайте п. 3 на стр.138

Составьте рассказ, как изменилось управление при Солоне.

-Какой орган власти решал все важные государственные дела?

-Кто мог участвовать в работе Народного собрания?

-Кто мог стать архонтом?

4 . . Задание : Прочитайте п. 3 на стр 139 (со второго абзаца).

Составьте рассказ, как изменился суд при Солоне.

-Кто мог стать судьей?

-Кто мог присутствовать на заседании суда?

-Как выносилось решение суда?

-Подумайте, почему в реальной жизни бедняки отказывались от

своего права стать судьей?

4.2 Заполняем кластер (ученики выбирают нужные карточки с клеевой основой и приклеивают их лист бумаги)

    принятие решений народом, т.е. большинством,

    уважение прав меньшинства

    выборы,

    свобода личности

    беспрекословное подчинение людей власти

    безусловная преданность вождю

    участие народа в управлении государством

    справедливый суд

    уважение прав граждан

    выборность власти

    неограниченность власти

    граждане не могут контролировать власть

    принятие властью законов по своему усмотрению

    строгая дисциплина и преданность вождю.

Территория Афинского полиса охватывала область Аттику. В VII в. до н. э. знать захватила все лучшие земли в Аттике. Простые земледельцы обрабатывали малоплодородные участки по склонам гор. Часто они не могли прокормить себя, брали у знатных в долг зерно или серебро. Неоплатных должников знать превращала в рабов. Кто из бедняков мог, уходил в город и становился ремесленником. Демос требовал отменить рабство за долги; отобрать у знатных часть земель и раздать неимущим; допустить демос к управлению государством. Обострение конфликта между знатью и демосом привело к смуте. Государство оказалось на краю гибели. Тогда самые благоразумные уговорили остальных начать мирные переговоры. Так в истории был сделан первый шаг к народному правлению - по-гречески, демократии, - новой форме политического управления, о которой вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Предыстория

В древности в Греции власть принадлежала аристократам - знатным и богатым людям. Со временем стали появляться незнатные люди, по богатству соперничавшие с аристократами. Это были торговцы, ремесленники из демоса (народа). Самые влиятельные и отважные представители демоса вступали в конфликты и кровавые схватки с аристократами, так как хотели получить их власть.

Из-за постоянных столкновений демоса и аристократии жизнь была неспокойной. Греки хотели обеспечить себе мирное существование, поэтому старались найти посредника, которому будут доверять обе стороны.

События

VII в до н.э. - начало взаимного недовольства демоса и аристократии.

594 г. до н.э. - становится первым архонтом Афин.

Первого архонта (главного правителя полиса) в Древней Греции избирали каждый год. Солон был из знатного рода, но предки его обеднели, поэтому ему приходилось заниматься морской торговлей. Он обладал высоким авторитетом и среди знати, и среди демоса.

Солон провёл много важных реформ:

  • отменил законы Драконта,
  • отменил все долги,
  • отменил долговое рабство: греки больше не могли стать рабами, рабами могли быть только чужеземцы,
  • давал гражданство приезжим ремесленникам и торговцам,
  • ввёл деление граждан на категории не по знатности рода, а по богатству: то есть теперь не обязательно было быть знатным, чтобы попасть в высшую категорию граждан и участвовать в управлении полисом,
  • ввёл народный суд,
  • ввёл выборы архонта на народном собрании - теперь главного чиновника избирал народ.

Аристократы совсем не хотели делиться своей властью с народом. И демос тоже был недоволен, так как хотел отобрать все богатства и землю у знатных. В результате реформами Солона остались недовольными почти все граждане Афин. Солон на много лет уехал из города странствовать.

560 г. до н.э. - власть захватил Писистрат, ставший тираном Афин. Тиран - властитель, силой заставляющий всех выполнять свою волю.

Участники

Афинский архонт, заложил основы демократии.

Рис. 1. Население Аттики в VII в. до н. э. ()

В 594-м году до н. э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона (рис. 2). Его наделили большой властью с тем, чтобы он положил конец кровавым раздорам и спас отечество. Солона уважали все жители Аттики. Происходил он из знатного рода, нужды не знал, но и богатым не был. С молодых лет Солон вёл морскую торговлю, которая в Греции считалась почётным занятием. О новом правителе говорили немало хорошего: был он исключительно честен, одарён умом, писал стихи.

Солон приступил к управлению Афинами и установил новые законы. Они были записаны на деревянных досках в рост человека и выставлены для всеобщего ознакомления на городской площади. Основное в законах Солона: прощение долгов. Люди, имевшие на себе долг, освобождались от его уплаты; заложенные земледельцами участки снова стали их собственностью. Был введен запрет обращать в рабство за долги: все рабы-должники были освобождены, а проданных за море следовало разыскать и выкупить за счет государственной казны. Солон отменил самые жестокие из законов Драконта и учредил выборный суд. Судьи должны были ежегодно выбираться по жребию из числа всех граждан, независимо от знатности и богатства. В Афинах сложился такой порядок. Ежегодно составлялся список судей, в него по жребию попадали афиняне не моложе 30 лет, не замеченные в дурных поступках.

При Солоне для решения государственных дел стали регулярно созывать Народное собрание, в котором участвовали все афинские граждане (рис. 3). Законы Солона в Афинах создали основы демократии.

Рис. 3. Народное собрание

Судьба Солона была типична для многих реформаторов. Его законами оказались недовольны все: знатные, которых он лишил даровых рабочих рук и данного ими в долг имущества; бедняки, поскольку он не произвел передела земли, на который они надеялись. Чувствуя неприязнь афинян, Солон уехал за границу будто бы по торговым делам. Много лет он странствовал, после чего вернулся на родину, где прожил до глубокой старости.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. Avataram.ru ()
  2. Archivarium.ru ()
  3. Bibliotekar.ru ()

Домашнее задание

  1. Чего добился афинский демос в начале VI века до н. э.?
  2. Кого в Афинском полисе избирали на должность судей?
  3. Какой орган власти в Афинах принимал законы?
  4. Почему реформы Солона вызвали недовольства и у знати, и у демоса?

Город Афины был одним из самых крупных и высокоразвитых населенных пунктов в Древней Греции. И до знаменитых реформ Солона, в этом полисе, как и во многих других, господствующее место занимала знать, которая захватывала плодородные земли, в то время как крестьян приходилось мириться с небольшими участками земли в горах, которые не могли давать достаточное количество урожая.

Крестьяне зависели от знати, им приходилось отдавать часть урожая, который они собирали. Это вызывало конфликты между этими сословиями, подобное положение могло закончиться вооруженной борьбой. Тогда в 594 году до н.э. было решено обратиться к уважаемом и образованному представителю знати - Солону. Он принял ряд кардинальных реформ, которые и поспособствовали зарождению и становлению демократии в Афинах.

Реформы Солона

В первую очередь он уничтожил все долговые обязательства крестьян перед знатью и приказал убрать долговые камни с их участков. Таким образом, крестьяне перестали зависеть от высшего сословия. Солон освободил всех, кто находился в долгом рабстве, и даже попытался освободить тех афинян, которые были перенаправлены на другие территории.

С тех пор было запрещено брать кого-то в рабство за долг.

Также Солон провел ряд реформ, касающихся назначения должностей серди афинян. Высшие должности, как и прежде, оставались более богатым и знатным людям, но отныне все остальные тоже имели возможность занимать какую-то должность – соответственно количеству продуктов, которые гражданин получал со своей земли, афиняне делились на четыре ранга. Представитель каждого разряда мог служить для государства, и занимать определенную для его разряда должность.

Важным изменением стала нововведенная система народного собрания, на заседаниях которого стали приниматься законы и решаться государственные дела. В собрании мог принять участие каждый афинянин. Также нельзя не отметить важность возникновения народного суда, определяющим условием которого было то, что афиняне всех разрядов были равны перед законом.

Именно реформы Солона заложили основы демократического строя в Афинах, ведь основой демократии, в первую очередь, является власть народа.

Но реформами были недовольны и крестьяне, и знать, конфликты между ними продолжали усиливаться. После отъезда Солона борьба между ними возобновилась, и впоследствии Афинам пришлось пережить ужесточенную тиранию Писистрата. Однако, он не отменил реформ Солона, но во время его правления на государственные должности избирались только его сторонники. После него власть над Афинами была в руках его сыновей, которые оказались жестокими и несправедливыми правителями.

Реформы Клисфена

К власти пришел глава сторонников демократии – Клисфен, и с 509 – 500 года до н.э. провел ряд демократических реформ. Значительные изменения принес «суд черепов», на котором афиняне обсуждали тех, кто угрожал демократии в полисе. Проводилось справедливое голосование, и каждый гражданин писал на выданном ему черепке имя того, кого считал угрозой демократическому строю. Человек, который получал большее количество голосов, изгонялся из полиса Афины на целых 10 лет.