Занимательная ботаника. Лаврова, Светлана. «Занимательная ботаника

«Занимательная ботаника для малышей» познакомит юных читателей с удивительным и многообразным миром растений, научит понимать его законы и бережно относиться к окружающей природе.

Мы любим природу, но порой не знаем, что такое ясень, как выглядит ольха. А грибы знаем только те, кто ярче всех окрашен: лисички, мухоморы…

В нашем «путеводителе по царству растений» – «Занимательной ботанике для малышей» мы постарались восполнить этот пробел – теперь как дети, так и их родители смогут – практически с книгой в руках! – ходить по лесу, вдыхать аромат трав и цветов, собирать ягоды и узнавать то, что было им хорошо знакомо, но практически оставалось неизвестным… И, конечно, родители, прочитав нашу книгу, смогут лучше помочь в этом своим детям.

В книге много забавных подробностей о жизни самых разных представителей флоры – от водорослей до гигантских баобабов и секвой… Природа начнёт открывать вам свои секреты, превращая вашу жизнь и жизнь ваших детей в чудесную сказку.

Картины русских и зарубежных художников, фотографии, рисунки – все есть в «Занимательной ботанике для малышей». Иллюстрации в ней играют не второстепенную, а едва ли не главную роль: смотри внимательно вокруг, сверяйся с нашим «учебником» и учись распознавать неслышный язык растений!

Картины русских художников, фотографии, рисунки – все есть в нашей книге. Иллюстрации в ней играют не второстепенную роль, а едва ли не главную – смотри внимательно вокруг, сверяйся с нашим «учебником» – и учись распознавать язык природы!

Бывает, что книг в домашней библиотеке много, а нет таких, которые помогли бы ребёнку постичь «начала» наук, тех, что ему придётся впоследствии изучать в школе. «Занимательная ботаника для малышей» – незаменима для семейного чтения, а лучше: изучения. И, конечно, это хороший повод для разговора о природе, что в наш век природных катаклизмов, происходящих по вине человека, совсем нелишне.

Автор «Ботаники для малышей», детский писатель, журналист и педиатр по образованию, посмотрела на природу, мир растений особенным взглядом – и этот удивительный мир ожил, заговорил… Оказывается, в существовании растений много такого, что похоже на жизнь людей, а потому вызывает сочувствие, симпатию, привязанность. Прочитав нашу книгу, ваш ребёнок полюбит природу, не будет ей вредить, а наоборот, станет её защитником.

«Занимательная ботаника для малышей» в рамках проекта «Моя первая книга» открывает цикл книг, которые помогут детям не только расширить кругозор, но и усвоить начальные знания по предметам, изучаемым в школе: биологии, географии, химии, физике, математике и др. Книга написана для детей 6–9 лет – дошкольников и младших школьников, а также их родителей. Не менее полезной окажется она и для учителей начальных классов, и для воспитателей детских садов: «уроки ботаники» можно будет проводить предметно и весело, поскольку автор не формально подошла к разговору о растениях.

Эта книга для детей и взрослых. Она может быть полезной учителям и воспитателям в детском саду – «уроки природы» можно проводить теперь предметно и весело, поскольку автор не формально подошёл к разговору о природе.

Об авторе. Лаврова Светлана Аркадьевна родилась 23 января 1964 года в семье служащих. В 1981 закончила среднюю школу и поступила в Свердловский государственный медицинский институт (факультет педиатрии), который закончила в 1987 году с красным дипломом. В 1986 году работала лаборантом на кафедре внутренних болезней СГМИ. В 1987 году училась в интернатуре. В 1991–93 годах работала врачом-инфекционистом в Детской городской больнице № 3. В 1995–2001годах – работала врачом функциональной диагностики в Детской городской больнице № 5. Совмещала работу в Детской городской больнице № 8 и в центре «Особый ребёнок» по той же специальности. В 2001 году перешла на работу в Онкологический центр, затем в Межрегиональный нейрохирургический центр, где и работает в настоящее время врачом-нейрофизиологом. В 2006 г защитила кандидатскую диссертацию по специальности «нервные болезни». Тема: «Электрофизиологические критерии прогноза стереотаксической хирургии эпилепсии».

Печатается с 1997 года. Вела постоянные рубрики в газете «Телемир», Екатеринбург (2002–2003), журналах «Ёжик», Екатеринбург (2000–2002), «Летучий кораблик», Екатеринбург (2003–2006). Публиковалась в газете «Уральский рабочий», Екатеринбург (2000), «Кукумбер», Москва (2001), «Костер», Санкт-Петербург (2002), «Жили-были», Санкт-Петербург (2002), «Тихая минутка», Екатеринбург (2002–2005). Постоянно сотрудничает с издательством «Белый город», Москва (пишет книги для серий «Энциклопедия тайн и загадок», «История России», «Детский исторический роман»).

В 2004 году Лаврова С. А. за книгу «Увлекательные истории о правах» (вместе с Е. Кропаневой и И. Романовой) получила специальную грамоту. В 2005 году за книгу «Требуется гувернантка для детей волшебника» получила призы «Алиса» в Москве (на фестивале фантастики «Роскон») и «Камертон» в Екатеринбурге. В 2007 году стала призёром литературной премии «Заветная мечта-2007» в номинации «За самое смешное произведение». В 2005 году снялась в документальном фильме «Пока бегут лошадки» (Свердловская киностудия).

Лаврова С. А. Занимательная ботаника / Ред. Н. Жукова; Худож. Ю. Абрамова. – М.: Белый город, 2008. – 144 с.: ил. – (Серия «Моя первая книга»).

Наконец-то мы дождались теплых деньков. Теперь можно проводить на улице целые дни. Наверняка у вас в семье есть много любимых весенне-летних занятий и развлечений. А я предлагаю вам погрузиться в увлекательный мир ботаники. Это – замечательная тема для изучения, ведь растения сопровождают нас повсюду. Мы любуемся ими и дарим друг другу на разные торжества, они активно участвуют в нашей жизни и при этом сильно зависят от нашего отношения. Они растут, видоизменяются у нас на глазах, и за этим очень интересно наблюдать. Занятия ботаникой не только расширяют кругозор и развивают наблюдательность, они воспитывают бережное и внимательное отношение к природе, знакомят с общими законами жизни на Земле.

НАБЛЮДАЕМ

Конечно же, самое простое и доступное занятие – всевозможные наблюдения за растительным миром. Причем заниматься этим можно, даже не выходя из дома. Например, будет интересно наблюдать, как изменяется комнатное растение – дает новые листочки, поворачивается к солнцу, вянет без воды, засыхает, если в комнате слишком сухой воздух.

Ранней весной можно поставить срезанные веточки в воду и каждый день смотреть, как изменяются почки. Когда зацветут одуванчики, можете собрать небольшой букетик и дома дождаться как желтый цветок опушится – это настоящее чудо для ребенка.

Наблюдайте за деревьями, травами, кустарниками во время прогулок в лесу и в парке. Можно ходить к одному и тому же растению «в гости» и наблюдать за его естественным жизненным циклом. Вот набухли почки. А через три дня уже показались первые листочки. А вот деревце зацвело ароматными розовыми цветами!

Вы можете завести блокнот, куда будут записываться и зарисовываться интересные изменения растений. А можно создать целый альбом, добавляя к предыдущему фотографии интересных растений или изменения состояний вашего любимого дерева.

В теплое время года вы можете устраивать ботанические походы, велопрогулки и пикники. Посетите разные природные зоны: лес, поле, болото, берег реки. Там вас могут ждать удивительные ботанические открытия!

Приучайте детей к бережному отношению к растениям. Наблюдая и рассматривая, не стоит ломать ветки и обрывать листья просто так. Но если это все же произошло, отнесите сорванную часть растения или дерева домой и поставьте в воду. Покажите малышу, что веточка живая, ей нужна вода, она продолжает расти.

Конечно же, человек не может прожить, не используя растений для своих нужд. Но очень печально видеть, когда дети просто так обрывают цветы и листья, а затем бросают их на асфальт засыхать.

ИЗУЧАЕМ

Обычно в процессе наблюдения у детей начинают возникать многочисленные вопросы: как и почему происходит развитие растений, чем они питаются, зачем нужны семечки и так далее. Ответы на эти вопросы вы, конечно же, можете найти в детских энциклопедиях, посвященных растительному миру.

Также для удовлетворения любопытства юных натуралистов существует множество замечательных книг по ботанике.

Самых маленьких читателей стоит сначала познакомить с внешним видом и названиями растений, плодов, цветов. Для этого прекрасно подходят книжки серий «Мои первые слова» от издательства «Клевер», например, «Фрукты », «Овощи », а также «Фрукты » и «Овощи » от редакции «Карапуз». Кроме этого, существуют всевозможные плакаты и наборы карточек с изображениями различных растений.

Для деток немного постарше подойдут книги Стефана Каста «Софи в мире деревьев » и «Софи в мире цветов » – удивительные экспедиции по лесам и полям вместе с муравьишкой Софи. В книге можно найти массу интересных фактов, например, почему кленовые листья осенью становятся разноцветными, из каких деревьев делают музыкальные инструменты, а из каких – бумагу для книг.

Еще одна очень интересная книга для дошкольников – Д. Астон «Что снится семечку? » Она рассказывает о всевозможных зернышках растений, их особенностях и жизненном цикле.

Для тех, у кого совсем нет опыта в цветоводстве и выращивании овощей и фруктов, сейчас в продаже можно найти готовые наборы для проращивания различных растений, трав и цветов. Также детям очень нравятся так называемые «Травянчики» – фигурки животных или человечков, у которых при поливе прорастают «живые» волосы или шерстка.

Подобного персонажа очень просто можно сделать и самостоятельно. Для этого вам понадобится стаканчик с землей и семена, например отлично и быстро прорастает травка для кошек.

Вот такие замечательные познавательные занятия вы можете организовать со своими детьми. В следующей статье вас ждут увлекательные ботанические игры и творческие идеи на тему растительного мира.

Вероника Никитина , педагог-психолог, монтессори-педагог, преподаватель групп детского творчества, мама двух сыновей

«Занимательная ботаника» познакомит юных читателей с удивительным и многообразным миром растений, научит понимать его законы и бережно относиться к окружающей природе. Картины русских и зарубежных художников, фотографии, рисунки – все есть в «Занимательной ботанике для малышей». Иллюстрации в ней играют не второстепенную, а едва ли не главную роль: смотри внимательно вокруг, сверяйся с нашим «учебником» и учись распознавать неслышный язык растений!

Бывает, что книг в домашней библиотеке много, а нет таких, которые помогли бы ребенку постичь «начала» наук, тех, что ему придется впоследствии изучать в школе. «Занимательная ботаника для малышей» – незаменима для семейного чтения, а лучше: изучения. И, конечно, это хороший повод для разговора о природе, что в наш век природных катаклизмов, происходящих по вине человека, совсем нелишне.

Автор «Ботаники», детский писатель, журналист и педиатр по образованию, посмотрела на природу, мир растений особенным взглядом – и этот удивительный мир ожил, заговорил… Оказывается, в существовании растений много такого, что похоже на жизнь людей, а потому вызывает сочувствие, симпатию, привязанность. Прочитав нашу книгу, ваш ребенок полюбит природу, не будет ей вредить, а наоборот, станет ее защитником.

«Занимательная ботаника» в рамках проекта «Моя первая книга» открывает цикл книг, которые помогут детям не только расширить кругозор, но и усвоить начальные знания по предметам, изучаемым в школе: биологии, географии, химии, физике, математике и др. Книга написана для детей 6–9 лет – дошкольников и младших школьников, а также их родителей. Не менее полезной окажется она и для учителей начальных классов, и для воспитателей детских садов: «уроки ботаники» можно будет проводить предметно и весело, поскольку автор не формально подошла к разговору о растениях.

Чем кошка отличается от березы? Где растет дерево с тысячей стволов? Зачем листьям форточки? Почему на клене не растут яблоки? Как растения стреляют и взрываются?

Ответы на эти и множество других вопросов маленький читатель получит в «Занимательная ботанике для малышей». Новая книжка серии «Моя первая книга» познакомит дошкольников и учеников младших классов с царством растений. Эта книжка – не просто перечисление забавных фактов и интригующих подробностей из жизни наших зеленых друзей, а действительно «начала» науки ботаники. Задачу автора по изложению материала облегчало полученное ею биологическое образованием и многолетний опыт работы в детских медицинских учреждениях. Иногда детям сложно и не нужно давать многие биологические понятия, однако, основные закономерности вполне способен освоить даже шести-семилетний ребенок. А это нужно не только для общего развития ребенка, расширения его кругозора, формирования у него логического мышления и подготовки к более сложным школьным дисциплинам в старших классах. Главное – книга помогает сформировать убеждение, что мир вокруг нас прекрасен, радостен и интересен. Его можно изучать. Им можно любоваться. Но не нужно его портить! Пусть растения планеты Земля останутся такими же чудесными для тех, кто придет за нами.

«Занимательная ботаника» познакомит юных читателей с удивительным и многообразным миром растений, научит понимать его законы и бережно относиться к окружающей природе. В книге содержатся много интересных подробностей из жизни и таких гигантов, как баобабы и секвойи, и самых маленьких представителей флоры — водорослей и мхов. «Ботаника» открывает цикл книг, которые помогут детям не только расширить кругозор, но и усвоить начальные знания по предметам, изучаемым в школе: биологии, географии, химии, физике, математике и др. Особое внимание обращает занимательная сторона книги. Эта «Ботаника» — смешная! Она полна забавных заметок, веселых сказок и ненавязчиво вводит ребенка в мир биологии.

Лаврова Светлана Аркадьевна родилась 23 января 1964 года в семье служащих.В 1981 закончила среднюю школу и поступила в Свердловский государственный медицинский институт (факультет педиатрии), который закончила в 1987 году с красным дипломом. В 1986 году работала лаборантом на кафедре внутренних болезней СГМИ.В 1987 году училась в интернатуре.В 1991–93 годах работала врачом-инфекционистом в Детской городской больнице №3.В 1995–2001годах – работала врачом функциональной диагностики в Детской городской больнице № 5. Совмещала работу в Детской городской больнице № 8 и в центре «Особый ребенок» по той же специальности.В 2001 году перешла на работу в Онкологический центр, затем в Межрегиональный нейрохирургический центр, где и работает в настоящее время врачом-нейрофизиологом.В 2006 г защитила кандидатскую диссертацию по специальности «нервные болезни». Тема: «Электрофизиологические критерии прогноза стереотаксической хирургии эпилепсии».

Печатается с 1997 года.Вела постоянные рубрики в газете «Телемир», Екатеринбург (2002–2003), журналах «Ежик», Екатеринбург (2000–2002), «Летучий кораблик», Екатеринбург (2003–2006).Публиковалась в газете «Уральский рабочий», Екатеринбург (2000), «Кукумбер», Москва (2001), «Костер», Санкт-Петербург (2002), «Жили-были», Санкт-Петербург (2002), «Тихая минутка», Екатеринбург (2002–2005).Постоянно сотрудничает с издательством «Белый город», Москва (пишет книги для серий «Энциклопедия тайн и загадок», «История России», «Детский исторический роман»).

В 2004 году Лаврова С.А. за книгу «Увлекательные истории о правах» (вместе с Е.Кропаневой и И.Романовой) получила специальную грамоту. В 2005 году за книгу «Требуется гувернантка для детей волшебника» получила призы «Алиса» в Москве (на фестивале фантастики «Роскон») и «Камертон» в Екатеринбурге.В 2007 году стала призером литературной премии «Заветная мечта-2007» в номинации «За самое смешное произведение».В 2005 году снялась в документальном фильме «Пока бегут лошадки» (Свердловская киностудия).Является соавтором монографии «Хирургическое лечение эпилепсии» и методического пособия «Использование депакина для инъекций в лечении эпилепсии».

  • «Путешествие без верблюда». Екатеринбург, БКИ, 1997.
  • «Пираты Настольного моря», Москва: «Дрофа», 2001..
  • «Сказки на краю земли», Екатеринбург, БКИ, 2001 (в сборнике «Сказки нового Екатеринбурга»).
  • «Отстаньте от людоеда», Москва: «Дрофа», 2002.
  • «Прогулки с говорящим котом», Москва: «Дрофа», 2002.
  • «Первоклассные истории о правах», Екатеринбург: «Сократ», 2003.
  • «Сказка о волшебном кольце», Москва: «Белый город», 2004.
  • «Занимательная анатомия и медицина», Москва: «Белый город», 2004.
  • «Увлекательные истории о правах», Екатеринбург: «Сократ», 2004.
  • «Требуется гувернантка для детей волшебника», Екатеринбург: «Сократ», 2004.
  • «Правдивые истории о правах и правилах», Екатеринбург: «Сократ», 2005.
  • «Япония», Москва: «Белый город», 2005.
  • «По странам и континентам», Москва: «Белый город», 2005.
  • «Истории о правах», Екатеринбург: «Сократ», 2006.
  • «Замок между мирами», Екатеринбург: «Сократ», 2006.
  • «Кошка до вторника», Екатеринбург: «Сократ», 2006.
  • «Загадки и тайны обычных вещей», Москва: «Белый город», 2006.
  • «Загадки и тайны архитектуры», Москва: «Белый город», 2006.
  • «Загадки и тайны старых картин», Москва: «Белый город», 2006.
  • «Урал», Москва: «Белый город», 2007.
  • «Компот из молодильных яблок», Москва: «Дрофа». 2007.
  • Что такое растение?
    Самое главное растение 2
    Когда деревья были богами 4
    Три имени 6
    Чем кошка отличается от берёзы? 8
    Еда — это главное 10
    Все клетчатое! 12
    Что внутри клетки? 13
    Опять о кошке и берёзе 14

    Корни, стебли и прочее
    Что есть у растения? 16
    Трудная жизнь обычного корня 17
    Волшебные корни 20
    Дорога между землёй и небом 22
    Какие бывают стебли? 24
    Стебли надевают маски 26
    Самый драгоценный стебель 27
    Одно дерево с тысячей стволов 28
    Какая бывает кора? 30
    Какая бывает древесина? 32
    Кровь дерева 34
    Зачем листьям форточки? 36
    Водопровод в зелёном листе 37
    Зелёные холодильники 38
    Лифт для воды 40
    Самое главное 41
    Какие бывают листья? 42
    Не только для красоты 46
    Что внутри цветка? 47
    Зачем цветку красота? 48
    Ромашка-обманщица 49
    Почему цветы пахнут? 52
    Добрый ветер 54
    Любимый цвет для друга 56
    Не пускайте чужих! 57
    Какие бывают цветы? 58
    Часы на клумбе 60
    Язык цветов 62
    Одно цветочное недоразумение 64
    Что возникло из цветка? 66
    Почему яблоко вкусное? 68
    Почему на клёне не растут яблоки? 70
    Колючие наездники и храбрые пловцы 72
    Растения «стреляют» и «взрываются» 74
    Какие бывают плоды? 75

    Какие бывают растения?
    Зачем делить растения на группы? 76
    Водоросли большие и маленькие 80
    Растут ли на водорослях груши? 82
    Виноград для моряков 83
    По приказу императора 84
    Самые знаменитые водоросли 86
    Что такое планктон? 87
    Лён для кукушки 88
    Чем похожи разные мхи? 89
    Мох на войне 90
    Как мох делает болото? 91
    Цветок, которого нет 92
    Папоротник и его братья 94
    Семечко голое и семечко одетое 96
    В лесу родилась ёлочка… 97
    Травянистых ёлок не бывает 98
    Какие бывают шишки? 100
    Ёлка, притворившаяся пальмой 101
    Ёлка, притворившаяся осьминогом 102
    Ёлка, притворившаяся лианой 102
    Ёлка, притворившаяся кустиком 102
    Дерево для динозавров 103
    Цари нашего времени 103
    Дети грома и чёртовы пальцы 104
    Не животные и не растения 105
    Что больше — гриб или слон? 106
    Что едят грибы? 107
    Зачем лесу грибы? 108
    Какие бывают грибы? 110
    Два в одном 112
    Какие бывают лишайники? 113

    Какого ученого называют «отцом ботаники»
    В какой природной среде началась история растений?
    Какие природные условия нужны для развития растений?
    Какое растение называют «корень жизни»? Чем он полезен?
    Для чего растению нужны корни и стебли?
    Какой формы листья бывают у растений?
    Из каких растений «добывают» сахар?
    Какие растения «стреляют», «взрываются» и «ползают»?
    Какие «природные создания» – и не животные, и не растения?
    Что больше – гриб или слон?

    Ровно 430 лет назад, 28 июля 1586 г., в Европу был впервые завезен картофель. К себе на родину ее завез англичанин Томас Хэрриот из Колумбии. Англичане считают, что именно они первыми распробовали вкус картофеля и сделали его достоянием европейской кухни.

    Сегодня без картофеля сложно представить нашу кухню, а ведь были времена картофельных бунтов! И как только ни приучали крестьян к этому овощу: и бесплатно раздавали, и сажали на государственных землях с последующей охраной урожая, чтобы повысить привлекательность продукта. Помогло:)

    По этому поводу мы решили сделать книжную тематическую подборку в жанре "нон-фикшн" по теме "Ботаника".

    Нон-фикшн для детей

    12 книг по теме "Ботаника"

    Оксана Ларина. Самые необычные растения

    Мир флоры велик и разнообразен, его представители населяют все уголки земного шара - даже суровую Антарктиду и засушливую Сахару. При взгляде на одни растения трудно скрыть отвращение, а от других невозможно отвести глаз.

    Плоды некоторых деревьев настолько редки, что по стоимости сопоставимы с ювелирными украшениями. А порой и самые привычные нам травы и кустарники оказываются на поверку необычайно интересными.

    Книга рассказывает о самых удивительных растениях мира - красивых и уродливых, полезных и опасных, вкусных и ядовитых. Издание адресовано всем, кто интересуется ботаникой и кому небезразлично будущее окружающей нас природы.


    Дмитрий Кайгородов. Из Зеленого Царства. Популярные очерки из мира растений

    Данная книга - это переиздание антикварной книги известного русского ученого, профессора петербургского Лесного института Дмитрия Никифоровича Кайгородова, изданной в 1902 году. Популярные очерки по ботанике, по замыслу автора, призваны пробудить в читателях интерес к уникальной природе средней полосы России и адресованы не только детской, но и взрослой аудитории.

    В оформлении книги использованы цветные иллюстрации из старинных ботанических атласов, уникальные акварели художника-анималиста XIX века Джона Гульда, а также репродукции картин русских и зарубежных мастеров живописи.

    Для среднего школьного возраста

    Рене Меттле. Большая книга о лесах и деревьях

    Удивительно реалистичные иллюстрации раскрывают перед вами тайны природы:

    • Всё о дереве: строение, фотосинтез, рост
    • Доисторические времена
    • Леса Северного полушария
    • Тропики
    • Саванна
    • Рекорды, связанные с деревьями
    • Гербарии и коллекции
    • Дерево в искусстве, мифах и народных традициях

    Стефан Каста. Софи в мире ягод

    Умеешь ли ты отличать дикую малину от костяники? Знаешь ли, что ягоды можно собирать круглый год, даже зимой? А из какой ягоды получается самое вкусное желе?

    В этой книге мы расскажем о том, что за ягоды встречаются в наших лесах, научим тебя различать даже такие малоизвестные ягоды, как куманика, княженика и водяника. Ты узнаешь, какие ягоды ядовиты, а какие съедобны, как их лучше собирать и что из них можно приготовить.

    И главное: ты снова встретишься с муравьишкой Софи и попадешь на большой Ягодный Пир!

    Для младшего и среднего школьного возраста

    Алена Васнецова. Грибное царство

    Оказывается, маленький лесной грибочек — лишь крошечная часть огромной грибницы, самого большого живого существа на нашей планете.

    Красивые лишайники и светящиеся гнилушки, вкусный кефир и пышный хлеб, спасительные лекарства и деликатесный сыр, — всё это щедро дарит нам Грибное царство .

    Издательство: Настя и Никита

    Иллюстратор: Ольга Громова


    Клара Линдстрем, Аннакарин Нюберг. Огород на подоконнике

    Во все времена людей восхищало все, что растет и зеленеет. Авторы этой книги не только рассказывают, как выращивать съедобные и декоративные растения, но и описывают всякие сумасшедшие эксперименты - например, как "прорастить" заячий помет или как сделать смешные прически из травы.

    Иллюстрации и пошаговые инструкции помогут детям проделать все эксперименты самостоятельно, почти без помощи взрослых. Для работы не потребуется ни дорогих материалов, ни сложных инструментов. И места надо совсем немного - для разведения этих растений достаточно подоконника, балкона или грядки на даче.

    Для младшего школьного возраста

    Сюзанна Риха. Год в саду

    В нашем саду всегда красиво, в любое время года. Весной растения пробуждаются от долгой зимней дремы, летом цветы раскрывают свои бутоны, улыбаясь теплому солнцу, осенью пахнет яблоками, а зимой сад укутывается в мягкие белые одежды, чтобы не замерзнуть.

    Книга Сюзанны Рихи "Год в саду" расскажет вашему ребенку обо всех изменениях, которые происходят с растениями и деревьями в течение года, месяц за месяцем. А еще, прочитав книгу, вы сможете вместе проводить различные опыты как дома, так и непосредственно в саду.

    Сюзанна Риха - австрийский автор и иллюстратор научно-популярных детских книг. Почти все ее книги посвящены природе, ведь Сюзанна не только художник, но и натуралист.

    Для младшего школьного возраста

    Эмиль Дебо. Среди цветов. Рассказы старого садовника

    Увлекательные рассказы по ботанике для детей младшего школьного возраста, которые были написаны более 100 лет назад французским ученым Эмилем Дебо и переведены на русский язык и обработаны детской писательницей Анной Борисовной Хвольсон.

    Детям предстоит совершить много маленьких открытий: узнать, как из семечка вырастает цветок или целое дерево, чем растения питаются и как дышат, какие диковинки произрастают на нашей планете и многое другое.

    В данном издании текст и черно-белые иллюстрации оригинала (1895 года) получили обрамление в виде цветных рисунков из старинных ботанических атласов и современных фотографий.

    Для младшего школьного возраста

    Алексей Смирнов. Зачем луку луковица?

    В книге биолога, доктора биологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Смирнова Алексея Всеволодовича "Зачем луку луковица" вас ждёт рассказ о самых любопытных растениях на свете:

    • как им удаётся расти в пустыне, совсем без воды
    • почему все эти растения объединяет число 3
    • где растут гигантские алоэ
    • зачем египтяне ели лук, когда строили пирамиды
    • кто завтракает и ужинает луковицами и о многом другом.

    Для младшего школьного возраста

    Стефани Циск. Волшебные цветы. Мой гербарий. Собираем и изучаем садовые растения

    Эта книга посвящена 16 садовым растениям - про каждое из них ребенок узнает много интересного. Точные рисунки, сделанные художником с натуры, помогут легко найти и распознать эти растения в саду и на даче.

    Советы по сбору и высушиванию растений пригодятся для создания собственного гербария. Хранить растения можно прямо в книге - каждому цветку отведена особая страничка и отдельный лист кальки, который надежно защищает от повреждения.

    А если будущий натуралист захочет не просто наклеивать цветы в гербарий, а как-то еще их использовать, можно увидеть, какие замечательные вещи можно делать из сухих цветов.

    Для дошкольного и младшего школьного возраста

    Герда Мюллер. Как растут овощи?

    Девочка Таня, героиня этой истории, поехала на каникулы в деревню к бабушке и дедушке, которые учат её сажать и выращивать овощи, обращаться с садовыми инструментами и собирать урожай.

    Таня узнаёт много интересного о тех растениях, плоды которых она прежде видела только в магазине: как рождается и растет зеленый горошек, какую роль в жизни растений играют насекомые и птицы, как вырастить вкусную редиску и сочную зелень в собственной квартире.

    Для дошкольного школьного возраста

    Дианна Астон. Что снится семечку?

    Эта книга познакомит вашего ребенка с семенами растений. Здесь собрана целая коллекция: крошечные семена секвойи и огромные кокосы, ярко-красные бобы софоры и пушистые семена одуванчика.

    Что такое семена и зачем они нужны? Как они выглядят и как их защищает растение? Как семена путешествуют в поисках места, где смогут пустить корни? Что происходит внутри семени, когда оно попадает в землю?

    На каждом развороте вас ждут интересные факты из мира ботаники и прекрасные иллюстрации.

    Для дошкольного школьного возраста

    Приятного чтения:)

    Н.М. Верзилин. Книги о растениях.

    Многие книги доступны в интернете.

    Начиная со среднего школьного возраста.

    Николай Михайлович Верзилин (1903-1984) - доктор биологических наук, профессор, член Союза писателей СССР, писатель-натуралист, педагог. С 16 лет преподавал в начальных классах сельской школы. Окончил Ленинградский сельскохозяйственный институт. Преподавал в школе, в Педагогическом институте и Институте усовершенствования учителей. В школе создавал опытные лаборатории, пришкольные участки растений, уголки живой природы. Автор работ по методике преподавания биологии, учебников ботаники и биологии. Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, профессор-консультант Ленинградского педагогического института им. А. Герцена. Зав. лабораторией методики преподавания ботаники и зоологии Ленинградского филиала Академии педагогических наук.

    "По следам Робинзона" . Детгиз, 1946; М., Детская литература, 1953; Л., Детская литература, 1956, 1964, 1974; Минск, Народная асвета, 1982; М, Просвещение, 1994, М.: Дрофа, 2004.

    Оказывается Робинзон, ставший в общественном сознании неким образцом умения выжить в дикой природе, весьма неэффективно использовал окружавшие его дары природы. "Робинзон сам признается в своем ботаническом невежестве: "Я искал кассаву, из корня которой индейцы тех широт делают муку, но не нашел... Там были и другие растения, каких я раньше никогда не видал: весьма возможно, что, знай я их свойства, я мог бы извлечь из них пользу для себя... Во время пребывания в Бразилии я так мало обращал внимания на тамошнюю флору, что не знал даже самых обыкновенных полевых растений...". Робинзон остро чувствовал неполноту своих знаний растительного мира: "Я пошел домой, раздумывая по дороге о том, как бы мне научиться распознавать свойства и доброкачественность плодов и растений, которые я найду". Но дальше размышлений на эту тему Робинзон не пошел: им не были открыты и использованы сокровища растительного мира. Ему пришлось бы очень плохо, если бы корабль разбился у какого-нибудь острова на Севере, где нет ни кокосовых орехов, ни апельсинов, ни винограда". Книга Верзилина содержит массу полезной информации и советов о выживании в природе среднерусской полосы, о том, какие растения и как можно использовать. Десятилетиями этой книгой зачитывались не только дети, но и вполне взрослые люди, которым приходится проводить много времени вдали от цивилизации. Возможно, лучшей характеристикой книги будут слова М.А. Сарбина, впервые (?) выложившего книгу в сети в 2005 г.: "Дома хранится издание 1974 года в мягкой обложке. Но счастливыми обладателями ее мы стали совсем недавно. А до этого в нашем распоряжении были только собственные рукописные копии, сделанные в детстве с единственного в городе библиотечного экземпляра, на который вечно была очередь. Кто-нибудь сейчас представляет себе, что такое переписать книгу вручную, да еще в полном объеме, потому что жалко потерять хоть одно слово?"

    "Путешествие с домашними растениями". 1949, М, Детская литература, 1951, Л., Детская литература, 1954, 1958, 1965, Педагогика-пресс, 1995, М.: ИД Мещерякова, 2008. Она же под названием «Райский сад на подоконнике» "АСТ", 2000; «Книжный клуб ХХI век», 2001.

    /В издании ИД Мещерякова оригинальный текст Н.Верзилина приведен в соответствие с современными научными требованиями/.

    "Эту книгу лучше читать поздней осенью или зимой, когда за окном снег, когда однообразная белая пелена сменила радостную зелень с пятнами цветов, и деревья, лишенные листьев, скованы морозом. В это время даже равнодушные к природе люди с грустью вспоминают лето и с нежностью смотрят на растения, стоящие на окне. Любители путешествий, внимательно рассмотрите ваши домашние растения! Ведь эти растения тоже «путешественники», прибывшие к нам из разных стран мира. Это хотя и маленькие, но настоящие растения тропических лесов Индии, Явы, Бразилии, пустынь Африки и Мексики". Растения, которые выращиваются в наших садах и огородах, на балконах и подоконниках, родом из влажных субтропиков, саванн и пустынь, так что рассказ о них превращается в заочное кругосветное путешествие. Каждая глава - рассказ об одном растении: о том, как оно живет на родине, как было "одомашнено", как выращивать его дома и какие интересные опыты можно с ним проделать. Десять лет собирал автор материалы о комнатных растениях, сам занимался разведением их, ставил разнообразные опыты, кабинет свой превратил в маленький ботанический сад, прежде чем написал эту книгу.

    "По садам и паркам мира" . Л., Детгиз, 1961, она же "Сады и парки мира" М.: Детская литература, 1964.

    Прежде чем написать эту книгу, Верзилин побывал во многих отечественных и зарубежных садах и парках. В Италии, Норвегии, Финляндии, Франции, Чехии, Японии он знакомился с местными парками и садами, дендрариями и оранжереями Материал для книги собирался несколько лет.

    "Сад, в который вы входите, - это не только место, где растут цветы, кусты и деревья. Сад -это произведение искусства, создаваемое в течение длительного времени. Все в нем - и стиль планировки, и форма дорожек, и сочетание групп различных деревьев, и композиция цветов на клумбах - все результат художественного творчества человека. Сад строится по архитектурному плану; как в музыке достигается гармония звуков, так и в саду должна быть гармония, красивое сочетание форм и окраски листвы и цветов. Сад - это картина, но постоянно меняющаяся в зависимости от времени года... Много вопросов может возникнуть у нас во время прогулки по садам и паркам. ...Войдем, читатель, в сад, сначала в самый древний. Обойдем все замечательные сады мира в разных странах, проникнем в разные эпохи"...

    Эта книга - история садово-паркового искусства в популярном изложении, построенная на огромном фактическом материале, и вместе с тем - практическое пособие по планированию и разбивке декоративного сада, выбору растений и уходу за ними.

    "Учитель ботаники, или Разговор с растениями". Л., Детская литература, 1984.

    В электронном виде есть только в Библиотеке А.Шипунова.

    Последняя книга Верзилина имеет странную и печальную судьбу. "К учёному, которому исполнился восемьдесят один год, пришёл редактор и, извиняясь, сообщил, что весь тираж книги пущен под нож. Объяснения были довольно странными: вместо Шри-Ланка автор написал Цейлон и ещё что-то в таком же духе. Ни сам Николай Михайлович, ни два его взрослых сына так и не смогли получить ни одного экземпляра. У автора осталась только рукопись. Видимо, эта печальная ситуация и ускорила смерть Верзилина: его похоронили в том же 1984 году... До 2002 года семья Верзилиных считала, что «Учителя ботаники» в печатном виде не существует. Но вот однажды мне принесли экземпляр этой легендарной книги, хранящийся в частном собрании. Куплена она была где-то на задворках бывшего Советского Союза. Я позвонила в Санкт-Петербург сыну Верзилина Никите Николаевичу. Он долго отказывался верить, что у меня в руках издание «Учителя ботаники». То самое или нет? Сходилось всё: год выхода, тираж, название типографии, куда лично и неоднократно ездили учёный, а потом и его дети. Между тем, вместо «крамольного» Цейлона везде и всюду было напечатано «правильное» Шри-Ланка. Но ещё загадочнее оказалась дата подписания книги в печать: 27 июня 1984 года, то есть через двадцать пять дней после смерти Николая Михайловича. На последней странице имя автора было обведено траурной рамкой. Наверное, мы так никогда и не узнаем, существовал ли на самом деле уничтоженный тираж? Если да, то кто и зачем выпустил второе (или первое?) издание сразу после смерти автора? Наконец, почему об этом не сообщили родным, а тираж сослали подальше от крупных городов - на север?.. Чтобы спасти книгу и самому при этом не пострадать? Или потому что текст был каким-то образом «переписан», и показать его родственникам было нельзя из-за опасений, что случится конфликт?" (цит. по http://bibliogid.ru/articles/1371)

    Для современного читателя непостижимо, чем и кому могла не угодить эта книга - автобиографический рассказ великого ученого и педагога о собственной юности - о том, как молодой учитель в течение года преподаёт в обычной школе ботанику. И как Вани, Пети, Маши, сидящие в классе, потихоньку влюбляются в традиционно считавшийся «второстепенным» предмет. Влюбляются настолько, что другие педагоги начинают сердиться: у детей не хватает времени на «важные» математику и русский.

    Книги Н.М. Верзилина о растениях (указан год первого издания): "Лечебница в лесу" (1943), "По следам Робинзона" (1946), "Путешествие с домашними растениями" (1949), "Растения в жизни человека" (1952), "Тропинка в лес" (1956), "По садам и паркам мира" (1961), "Цветы из сада" (1962), "Пылинки дальних стран" (1969), "Учитель ботаники, или Разговор с растениями" (1984). В соавторстве с В. Корсунской: "В саду Мичурина", "Лес и жизнь" (1966), "В. И. Вернадский" (1982).