Задачи на нестандартное мышление. Какой рукой лучше размешивать чай? Флипбуки из стикеров

Главная задача курса по предпринимательству и инновациям Тины Силиг, преподавателя Стэнфорда и автора новинки «Сделай себя сам » , - показать студентам, что для любой проблемы нужно искать креативное решение.

Для этого она предлагает своим студентам несколько упражнений, которые вы можете взять на вооружение.

Упражнение 1. Лучшая из худших

Группа разбивается на небольшие команды, каждая из которых должна придумать лучшую и худшую идею для решения задачи. Закончив работу, команды записывают каждую из своих идей на отдельном листе бумаги: на одном из них написано «ЛУЧШАЯ», а на другом - «ХУДШАЯ». Затем демонстративно уничтожают листки с ЛУЧШИМИ идеями и каждая команда получает листок с ХУДШИМИ идеями другой команды. После этого им дается задание превратить эту идею в прекрасную.

Результат

Внимательно посмотрев на новые идеи, участники обычно понимают, что они не так уж и плохи. К примеру, группа, которой досталась идея о продаже бикини в Антарктике, придумала лозунг «Бикини или смерть». Их новая идея состояла в том, чтобы отправить людей, желающих привести себя в форму, в путешествие по Антарктике. К концу тяжелого путешествия они могли бы влезть в бикини меньшего размера.

Группа, которой нужно было усовершенствовать идею суши из тараканов, выдвинула предложение открытия для аудитории, склонной к гастрономическим приключениям, ресторана под названием «Кукарача», в котором подавались бы различные виды экзотических суши, приготовленных из нетрадиционных, но при этом питательных ингредиентов.

Это упражнение - отличная возможность распахнуть свой разум для решения проблем. Оно показывает, что большинство идей, которые могут поначалу показаться глупыми, часто содержат в себе интересное зерно. Оно помогает бросить вызов предположениям о том, что идеи изначально хороши или плохи, и показывает, что при правильном состоянии ума вы можете найти что-то ценное в любой идее или ситуации.

Упражнение 2. Цирк вверх тормашками

Запишите все стереотипы в отношении традиционного цирка: большой шатер, животные, недорогие билеты, зазывалы, продающие сувениры, несколько одновременно происходящих действий на арене, громкая и бодрая музыка, клоуны, попкорн, силачи, глотатели огня и т. д.

Далее представьте антипод каждого из описанных признаков. К примеру, в новом списке могут оказаться невысокая крыша, отсутствие животных, дорогие билеты, никаких зазывал, изысканная музыка, отсутствие клоунов или попкорна.

Результат

После того как вы проделаете упражнение с цирком, вам станет гораздо проще думать об изменениях в других отраслях: ресторанах быстрого обслуживания, гостиницах, авиакомпаниях, спортивных сооружениях, образовательных учреждениях и даже в судах и муниципальных учреждениях.

Когда в 1980-х годах все цирковые шоу были до ужаса предсказуемыми и вторичными, количество зрителей постоянно снижалось, идея «Цирка дю Солей» бросала вызов каждому из устоявшихся представлений о том, как должен выглядеть цирк.

Упражнение 3. Достаем бумажники

Участников просят достать бумажники. Затем они разбиваются по парам и рассказывают друг другу о своих бумажниках. Они обсуждают, что в них любят или ненавидят, или говорят о том, каким образом используют их при покупках и для хранения документов.

Результат

Большинство людей, пользующихся бумажниками, в той или иной степени раздосадовано ограничениями этого предмета. Поэтому после завершения интервью каждый из участников начинает создавать новый дизайн бумажника для своего собеседника-«клиента». В распоряжении дизайнера есть только простые предметы: бумага, клейкая лента, маркеры, ножницы, скрепки и тому подобное. Покупателям нравятся новые концепции, и они часто говорят, что если бы такой бумажник был в продаже, то они бы обязательно его приобрели.

Это упражнение позволяет получить массу уроков. Во-первых, бумажник - это символ того, что проблемы можно встретить везде, даже в вашем собственном кармане.

Во-вторых, для решения этих проблем могут потребоваться лишь незначительные усилия. Люди обычно счастливы рассказать вам о своих проблемах.

В-третьих, простые решения могут быть найдены с помощью незамысловатых экспериментов. Они не требуют ни значительного объема работы, ни ресурсов, ни времени. И даже если у вас ничего не получится, ваши издержки минимальны. И все, что вам нужно, - это просто начать сначала.

Упражнение 4. Драйв важнее конкуренции

В предпринимательской среде драйв всегда важнее конкуренции. Для того чтобы подтвердить этот тезис, Тина Силиг разработала специальное упражнение.

Шесть команд получают пять собранных пазлов по 100 кусочков в каждом. Участникам дается минута, чтобы посмотреть на готовые картинки, после чего элементы всех пазлов складываются вместе в одну огромную кучу и перемешиваются.

Затем все кусочки распределяются между шестью командами. Помимо этого каждая команда получает 20 покерных фишек, которые можно использовать в качестве валюты. Команды должны собрать пазл за один час.

Так как количество пазлов меньше, чем количество команд, участники должны решить, будут ли они конкурировать, сотрудничать или совмещать обе стратегии для сбора необходимых кусочков.

Результат

Чтобы достичь успеха, команды должны работать вместе. Так как они знают, что количество пазлов меньше количества команд, по крайней мере одна команда должна принять решение не собирать пазл, а сыграть какую-то иную роль. Иногда происходит слияние двух или трех команд. Порой команда может принимать на себя роль брокера, обменивающегося кусочками головоломки с другими командами. Иногда все команды сливались в одну и вместе работали над решением загадки. Самый худший результат возникает, когда все команды решают соревноваться одна с другой.

Это упражнение заставляет участников понять, что в среде с ограниченными ресурсами мотивация к своему и чужому успеху зачастую оказывается более производительной стратегией, чем чистая конкуренция. Люди, которым удается настроиться на такую волну, способны активнее брать на вооружение навыки и инструменты, вносимые в процесс другими, а также радоваться успехам остальных.

Больше секретов из Стэнфорда ищите в книге Тины Силиг

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

сайт знает, что творческая личность живет в каждом. Чтобы раскрыть весь потенциал, нужны лишь настойчивость и свободное время.

Эти упражнения стоит выполнять письменно. На каждое постарайтесь выделить определенное время - минут 7, например.

  • Закройте глаза. Подумайте об одном из предметов, находящемся в комнате. Не открывая глаз, перечислите как можно больше признаков этого предмета. Откройте глаза и запишите все, что запомнили, по-прежнему не глядя на предмет.
  • Выберите стихотворение, которое вам нравится. Используйте его последнюю строку в качестве первой строки вашего собственного стихотворения.
  • Куда вы идете, когда хотите немного отдохнуть? Напишите об этом месте.
  • В 400 словах опишите идеальное место, где вы хотели бы жить.
  • Напишите, что вы сказали бы незваному гостю, заглянувшему к вам в 3 часа ночи.
  • Напишите рассказ, начинающийся словами: «Однажды у меня была возможность... но я ее упустил».
  • Письмо в прошлое. Напишите письмо себе 10-летнему.
  • В 200 словах опишите свою первую игрушку.
  • Напишите о самом трудном решении, которое вы когда-либо принимали.
  • Напишите о самом легком решении, какое вы когда-либо принимали.
  • Напишите рассказ о пустом стакане.
  • Вспомните о самом скучном дне в вашей жизни. Опишите его, но помните, что ваш рассказ не должен быть таким же скучным.
  • Начните статью на 500 слов так: «Если бы я мог что-то изменить, я бы изменил...»
  • Напишите объяснительную, почему вы не занимаетесь улучшением своих письменных навыков ежедневно.
  • Напишите рассказ о синем предмете.
  • Представьте, что находитесь в комнате, полной людей, но вы в ней единственный слепой. Запишите, какими вы видите помещение и людей в своем воображении.
  • Составьте список всего, чего боитесь. Выберите один страх и напишите о нем.
  • В 200 словах опишите жаркий день.
  • Чем вы занимаетесь в ненастье? Напишите об этом рассказ в 250 слов.
  • Напишите о том, какими яствами вы угостили бы злейшего врага.
  • Подумайте о человеке, которого можно назвать слишком гордым. Опишите поведение этого человека.
  • Используя 150 слов, опишите внешность, род занятий и привычки человека по имени, скажем, Анатолий Бубликов.
  • Перечислите 50 поступков, которых вы никогда не совершите.
  • Напишите монолог от лица свежесрезанного цветка.
  • Сочините рассказ, используя ключевые слова: «инструктор-собаковод», «закон», «пляж», «булочка».
  • Напишите монолог чистого носка, по ошибке попавшего в холодильник, забитый продуктами.
  • Перечислите 15 причин выучить иностранный язык.
  • Почему учитель собирается сменить карьеру? Назовите не менее 10 причин.
  • Перечислите 7 худших фраз, которые можно сказать только что уволенному человеку.
  • Напишите короткое гневное выступление из 7 абзацев, начиная каждый из них выражением «Растет как сорная трава».
  • Напишите короткий рассказ, используя слова: «проповедник», «монета», «расческа», «лестница», «колодец».
  • Напишите короткую историю с таким сюжетом: клоны Элвиса Пресли завоевали мир.
  • Придумайте не менее 7 причин, включая самые невероятные, почему продавец антиквариата покинул свой городок.
  • Напишите монолог от лица единственного дерева, оставшегося на месте леса после того, как все другие деревья спилили.
  • Перечислите 8 заслуживающих внимания причин, оправдывающих лжеца.
  • Напишите короткий рассказ, используя слова: «священник», «кольцо», «сад», «бинокль».
  • Предложите 5 вариантов вставок к следующей просьбе: «Пожалуйста, не мните ___, потому что (иначе, а то) ___».
  • Перечислите 10 вещей, за которые вы отдали бы последние 500 рублей за неделю до зарплаты.
  • Сочините историю, используя слова: «дедушка», «фотоальбом», «почта», «спички».
  • Назовите 7 обстоятельств, из-за которых может покраснеть драматург.
  • Напишите монолог от лица ложки, попавшей в посудомоечную машину.
  • Вы возвращаетесь домой из магазина. Перечислите 10 причин, включая самые невероятные, почему входная дверь вашей квартиры распахнута.
  • Напишите инструкцию, как научить домашних тараканов отбивать чечетку.

Дневник - 100 заданий для развития креативного мышления

За основу взят список из ста креативных заданий автора Кери Смит.
Мои задания:

1. Заведите дневник. Сходите прогуляйтесь, запомните 5 лиц - 5 образов и выражений, и зарисуйте в дневнике.

2. Напишите письмо себе в будущее, запечатайте и приклейте конвертик в дневник.

3. Купите что-нибудь недорогое, что символизирует вашу потребность творить (новую ручку, чашку, крупноформатную тетрадь). Пользуйтесь купленным каждый день.

4. Нарисуйте свой завтрак.

5. Найдите стихотворение, на которое у вас все в душе отзывается, перепишите от руки и вклейте в тетрадь.

6. Приклейте к тетради конверт и кладите туда красивые дары природы, что найдете на улице за неделю.

7. Познакомьтесь с творчеством нового художника, писателя и т.д. Напишите о том, что вас трогает в его картинах, книгах или чем он там занимается.

8. Найдите фотографию очень красивого для вас человека и напишите какими качествами он может. обладать, поместите в дневник.

9. В течение дня рисуйте только красные предметы.

10. Нарисуйте натюрморт из своих любимых вещей и предметов.

11. Составьте список всего, что будете покупать на следующей неделе.

12. Начертите карту мест, где вы были за неделю.

13. Нарисуйте композицию используя линий своей ладони.

14. Обведите свою стопу, пририсуйте что угодно и раскрасьте.

15. Запишите случайно услышанный разговор - поймите и опишите, как он может быть обращен к вам.

16. Проследите и зарисуйте, как движется луна и солнце относительно вашего дома.

17. Соберите образцы своих любимых цветов и создайте коллаж.

18. Нарисуйте любимое дерево.

19. Съешьте новый экзотический фрукт.

20. Напишите хокку.

21. Постойте вверх ногами пять минут.

22. Выбросьте 10 предметов.

23. Смастерите куклу из кусочков тканей.

24. Нарисуйте в дневнике свой дом-фантазию.

25. Прочтите книгу за один день.

26. Проиллюстрируйте список продуктов, которые хотите купить.

27. Прочтите другу вслух рассказ.

28. Напишите письмо тому, кого уважаете.

29. Внимательно рассмотрите лицо человека, который вам НЕ нравится.

30. Приготовьте завтрак/обед/ужин в одной цветовой теме.

31. Соберите коллекцию Очень Маленьких Штук.

32. Перечислите, чем пахнет у вас в округе.

33. Напишите сто способов использовать жестянку от консервов.

34. Заполните целую страницу тетради мелкими кружками, а потом раскрасьте их.

35. Отдайте что-нибудь, что вы любите.

36. Выберите предмет и нарисуйте ту его сторону, которая вам не видна.

37. Перечислите все места, в которых вам довелось жить.

38. Подробно опишите свою любимую комнату.

39. Напишите о своих отношениях с каким либо предметом.

40. Нарисуйте все, что лежит у вас в сумочке.

41. Сделайте мини-книжечку на тему <светлые мысли> и заполните её.

42. Придумайте персонаж, прототипом которого будет знакомый вам человек. Опишите этот персонаж - что любит, что не любит, на что сердится, о чем думает по ночам.

43. Вспомните свою любимую детскую игру.

44. Наклейте на дверцы кухонного шкафа изнутри репродукции картин, чтобы видеть их каждый день, но при этом не перестать замечать их.

45. В течение недели каждый день рисуйте один и тот же предмет.

46. Попишите в своем журнале ручкой, чернилами, углем, восковыми мелками, маркерами и т.д.

47. Нарисуйте что-нибудь из своей любимой одежды.

48. Сделайте полезный предмет, пользуясь только бумагой и скотчем.

49. Подробно исследуйте праздник или ритуал из другой культуры.

50. Устройте временную художественную инсталляцию.

51. Начертите карту мест в городе, где вы любите бывать (можете ее сканировать и отдать другу/подруге).

52. Запишите все звуки, которые услышите в течение часа.

53. <нужно вычертить некую сетку (обычно она бывает три на три квадрата или прямоугольника, можно и другую, которая подходит под страницу своего арт-журнала) Потом вырезать из журналов кусочки фото с разными фактурами (то есть не изображениями, а какими-то однородными темами-узорами) и подвигать их, потом приклеить в эту сетку-разметку, чтобы они <заиграли>

54. На один день откажитесь от всех СМИ. Запишите, что из этого вышло.

55. Сделайте карандашный отпечаток шести разных поверхностей.

56. Нарисуйте мусор.

57. Составьте утренний коллаж. (Имеется в виду такой коллажик, который на скорую руку делается с утра, чтобы подхлестнуть творческое мышление.)

58. Перечислите десять вещей, которые для вас важнее всего (люди и животные не считаются).

59. Перечислите десять вещей, которые хотели бы делать каждый день.

60. Вклейте в тетрадь свою детскую фотографию.

61. Сделайте что-нибудь из мусора.

62. Сделайте в тетради запись БОЛЬШИМИ БУКВАМИ.

63. Соберите какие-нибудь плоские природные материалы (цветы, листья) и приклейте в тетрадь.

64. Видоизмените страницу - вырежьте дыру, пролейте чай, опалите, скомкайте и т.д.

65. Вспомните несколько цветовых комбинаций, на которые вы реагируете. Запишите, зарисуйте, укажите, где вы их видите.

66. Опишите в тетради что-нибудь <секретное>. Разрежьте лист с записью на несколько кусочков и приклейте их на страницу вперемешку.

67. Запишите определения или описания новых слов или предметов, которые вас интересуют. Воспользуйтесь энциклопедиями и словарями.

68. Нарисуйте контуры предметов не глядя на бумагу.

69. О чем вы только что думали? запишите!

70. Поничегонеделайте и нечегонедумайте, запишите время сколько получилось.

71. Запишите десять вещей, которые вы могли бы сделать. Делайте и отмечайте сделанное красной обводкой.

72. Нарисуйте что-нибудь точками.

73. Сделайте три рисунка, но рисуйте с разной скоростью.

74. Положите в левый карман (или в сумочку) что-нибудь мелкое и нарисуйте этот предмет, не глядя на него, на ощупь. (На бумагу смотреть можно и даже рекомендуется.)

75. Составьте диаграмму или график замеров чего-нибудь в своей жизни.

76. Нарисуйте солнце.

77. Составьте инструкцию по выполнению простого повседневного дела.

78. Сделайте композицию отпечатками еды (половинок фруктов и овощей и т.д.)

79. Найдите свою фотографию и порисуйте на ней.

80. Напишите письмо другу чем-нибудь необычным на чем-нибудь необычном.

81. Рисуйте один предмет в течение двадцати минут.

82. Объедините два дела, которые не объединяли прежде.

83. Опишите свой день как в энциклопедии (то есть по-предметно и по алфавиту).

84. Составьте список того, что вы делаете, когда хотите чего-то избежать или увернуться от чего-то.

85. Вырежьте из нескольких страниц журнала кусочки бумаги любой формы и сделайте из них коллаж.

86. Напишите что-нибудь шифром.

87. Нарисуйте что-нибудь тем, чем ни когда не рисовал.

88. Изготовьте бумажных ангелов и повесьте на дереве.

89. Опишите двери, которые вам встречались в важные для вас моменты жизни или нарисуйте их.

90. Сделайте открытку с добрыми и мудрыми словами и бросьте в любой почтовый ящик.

91. Сделайте в дневнике спонтанные записи - поток сознания (утром и вечером).

92. Напишите собственное определение какого-нибудь из перечисленных действий: сидеть, спать, ждать. Сам глагол использовать нельзя!

93. Запишите десять своих привычек

94. Проиллюстрируйте идею простоты.

Листочки с 95 по 100 включительно пусты.

Предполагается, что их нужно заполнить самостоятельно какими-нибудь собственными простыми и в то же время сумасбродными идеями.
http://subscribe.ru/group/formula-schastya/1587630/

Дошкольники решают эту задачу за 5-10 минут. У некоторых программистов уходит на неё до часа. Но многие люди, исписав несколько листов бумаги, сдаются.

Номер парковочного места

На решение этой задачи у шестилетнего ребенка уходит обычно не больше 20 секунд. А вот неподготовленных взрослых она часто вводит в ступор. Так какое же число скрыто под машиной?

Загадка для гения

Гений находит решение за 10 секунд. Билл Гейтс - за 20 секунд. Выпускник Гарварда (Harvard University) - за 40 секунд. Если вы нашли ответ за 2 минуты, то вы принадлежите к 15% наиболее одаренных людей. 75% людей не способны решить эту задачу.

Правитель острова

Самодержавный правитель одного острова хотел воспрепятствовать тому, чтобы на острове поселились пришельцы. Желая соблюсти видимость справедливости, он издал распоряжение, согласно которому всякий, желающий поселиться на острове должен, хорошо поразмыслив, высказать любое утверждение, причем после предварительного предупреждения, что от содержания этого утверждения зависит его жизнь. Распоряжение гласило: «Если пришелец скажет правду, его расстреляют. Если он скажет неправду, его повесят». Может ли пришелец стать жителем острова?

Утверждение проекта

Согласно договоренности, порядок утверждения нового проекта, в разработке которого участвуют учреждения А, Б, В, таков: если в утверждении принимают сначала участие А и Б, то должно подключиться к участию и учреждение В. Если утверждение происходит сначала в учреждениях Б и В, присоединяется и учреждение А. Спрашивается: возможны ли такие случаи при утверждении проекта, когда принимали бы в нем участие только учреждения А и В, между тем, как участие учреждения Б не было бы необходимо (при сохранении договоренности о порядке утверждения проектов)?

Два племени

На острове живут два племени: молодцы. Которые всегда говорят правду, и лжецы, которые всегда лгут. Путешественник встретил островитянина, спросил его, кто он такой, и когда услышал, что он из племени молодцов, нанял его в проводники. Они пошли и увидели вдали другого островитянина, и путешественник послал своего проводника спросить его, к какому племени он принадлежит. Проводник вернулся и сказал, что тот утверждает, что он из племени молодцов. Спрашивается: был проводник молодцом или лгуном?

Аборигены и пришельцы

Перед судом стоят три человека, из которых каждый может быть либо аборигеном, либо пришельцем. Судья знает, что аборигены всегда отвечают на вопросы правдиво, а пришельцы всегда лгут. Однако судья не знает, кто из них абориген, а кто - пришелец. Он спрашивает первого, но не понимает его ответа. Поэтому он спрашивает сначала второго, а потом третьего о том, что ответил первый. Второй говорит, что первый говорил, что он абориген. Третий говорит, что первый назвал себя пришельцем. Кем были второй и третий подсудимые?

Жук на ленте

Жук отправился в путешествие. Он ползет по ленте, длина которой 90 сантиметров. На другом конце ленты, в двух сантиметрах от конца, - цветок. Сколько сантиметров придется ползти жуку до цветка: 88 или 92 (при условии, что ползает он все время по одной стороне и лишь в конце может через торец ленты перебраться на другую сторону)?

Покупка

Марина долго выбирала, какой кувшинчик купить. Наконец выбрала. Продавщица уложила покупку в коробку. Что купила Марина? Сколько кувшинов продавщица поставила на полки, на каких они стояли раньше?

Турист

Турист шел к озеру. Он дошел до перекрестка, откуда вела одна дорога направо, а другая – налево; одна шла к озеру, другая – нет. На перекрестке сидели двое парней, один из них всегда говорил правду, второй всегда лгал. Оба они отвечали на любой вопрос либо «да», либо «нет». Все это было туристу известно, но он не знал, кто из них говорит правду, а кто лжет; он также не знал, какая из дорог ведет к озеру. Турист поставил лишь один вопрос одному из парней. Какой это был вопрос, раз он узнал по ответу, какая дорога ведет к озеру?

Разбитое окно

В перерыве в классе оставалось девять учеников. Один из них разбил окно. На вопрос учителя были получены следующие ответы:

Сколько треугольников? Какая команда?

Читайте внимательно и ничего не записывайте: «Торпедо» возглавляет турнирную таблицу, «Спартак» находится на пятом месте, а «Динамо» как раз посередине между ними. Если «Локомотив» опережает «Спартака», а «Зенит» занимает место сразу же за «Динамо», то какая из перечисленных команд находится на втором месте? На раздумье дается 30 секунд.

Порядок утверждения проектов

На предприятии есть три цеха – A, B, C, договорившиеся о порядке утверждения проектов, а именно: 1. Если цех B не участвует в утверждении проекта, то в этом утверждении не участвует и цех A. 2. Если цех B принимает участие в утверждении проекта, то в нем принимают участие цехи A и C. Спрашивается: обязан ли при этих условиях цех C принимать участие в утверждении проекта, когда в утверждении принимает участие цех A?

Вечерняя прогулка

Кто из этих девяти усачей отправился на «вечернюю прогулку»?

7 кнопок

Какую из 7 кнопок надо нажать. Чтобы звонок зазвонил? Рекомендуется найти путь мысленно.

Составьте таблицу

В московском полуфинале первенства Европы по баскетболу, проходившем в советское время, места распределились следующим образом: СССР – 14 очков, Италия и Чехословакия – по 12, Израиль – 11, Финляндия – 10, ГДР и Румыния – по 9 и Венгрия – 7 очков. Согласно положению. Каждая команда за выигрыш получала 2 очка, за поражение – 1 очко, за неявку – 0 очков. Ничьи не допускались. Составьте сводную таблицу результатов игр, если известно, что команда Финляндии выиграла у команды Италии и проиграла команде Румынии.

Объяснение неизбежно

Во вторник около 10 часов утра в комнату инспектора Варнике ворвался незнакомец. Он был крайне возбужден. Руки его дрожали, взъерошенные волосы торчали во все стороны. Через несколько минут, закурив сигарету и успокоившись, посетитель начал свой рассказ: - Сегодня утром я вернулся из отпуска. Всю ночь мне пришлось трястись в поезде. Я не выспался и, придя домой, решил прилечь на диван. От усталости я не сразу заметил, что из комнаты исчез рояль, а журнальный столик и кресло сдвинуты с места. На этом листе бумаги я начертил план расположения мебели в комнате до моего отъезда. - Вот что, уважаемый, - сказал инспектор Варнике, бегло взглянув на рисунок, - Прежде всего мне совершенно ясно, что рояля у Вас вообще не было. А теперь давайте выясним, зачем Вам понадобилась эта ложь. Почему инспектор Варнике усомнился в правдивости рассказа посетителя?

ЗАДАЧИ НА ЛОГИКУ

Логические задачи , так же как и математику, называют «гимнастикой ума». Но, в отличие от математики, задачи на логику - это занимательная гимнастика, которая в увлекательной форме позволяет испытывать и тренировать мыслительные процессы, иногда в неожиданном ракурсе. Для их решения нужна сообразительность, иногда интуиция, но не специальные знания. Решение задач на логику состоит в том, чтобы досконально разобрать условие задачи, распутать клубок противоречивых связей между персонажами или объектами. Логические задачи для детей - это, как правило, целые истории с популярными действующими лицами, в которые нужно просто вжиться, почувствовать ситуацию, наглядно ее представить и уловить связи.

Даже самые сложные задачи на логику не содержат чисел, векторов, функций. Но математический способ мышления здесь необходим: главное, осмыслить и понять условие логической задачи . Не всегда самое очевидное решение, лежащее на поверхности, является правильным. Но чаще всего, решение задачи на логику оказывается гораздо проще, чем кажется на первый взгляд, несмотря на путаное условие.

Интересные задачи на логику для детей по самым разным предметам — математике, физике, биологии - вызывают у них повышенный интерес к этим учебным дисциплинам и помогают в их осмысленном изучении. Логические задачи на взвешивание, переливание, задачи на нестандартное логическое мышление помогут и в повседневной жизни решать житейские проблемы нестандартным образом.

В процессе решения задач на логику вы познакомитесь с математической логикой — отдельной наукой, именуемой по-другому «математикой без формул». Логика как наука была создана Аристотелем, который был не математиком, а философом. И логика первоначально была частью философии, одним из методов рассуждений. В труде «Аналитики» Аристотель создал 20 схем рассуждений, которые назвал силлогизмами. Одним из самых известных его силлогизмов является: «Сократ - человек; все люди смертны; значит Сократ смертен». Логика (с др.-греч. Λογική — речь, рассуждение, мысль) - это наука о правильном мышлении, или, иными словами, «искусство рассуждения».

Существуют определенные приемы решения логических задач :

способ рассуждений , с помощью которого решаются самые простые логические задачи. Этот метод считается самым тривиальным. В ходе решения используются рассуждения, последовательно учитывающие все условия задачи, которые постепенно приводят к выводу и правильному ответу.

способ таблиц, применяемый при решении текстовых логических задач. Как следует из названия, решение логических задач заключается в построении таблиц, которые позволяют наглядно представить условие задачи, контролировать процесс рассуждений и помогают сделать правильные логические выводы.

способ графов состоит в переборе возможных вариантов развития событий и окончательном выборе единственно верного решения.

способ блок-схем — метод, широко используемый в программировании и решении логических задач на переливание. Он заключается в том, что сначала в виде блоков выделяются операции (команды), затем устанавливается последовательность выполнения этих команд. Это и есть блок-схема, которая по сути является программой, выполнение которой приводит к решению поставленной задачи.

способ бильярда следует из теории траекторий (один из разделов теории вероятности). Для решения задачи необходимо нарисовать бильярдный стол и интерпретировать действия движениями бильярдного шара по разным траекториям. При этом необходимо вести записи возможных результатов в отдельной таблице.

Каждый из этих методов применим к решению логических задач из разных областей. Эти, казалось бы, сложные и научные приемы вполне можно использовать в решении задач на логику для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 классов.

Представляем вам самые разнообразные логические задачи для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 класса. Мы подобрали для вас наиболее интересные задачи на логику с ответами , которые будут интересны не только детям, но и родителям.

  • подбирайте для ребенка задачи на логику в соответствии с его возрастом и развитием
  • не торопитесь открыть ответ, позвольте ребенку самому найти решение логической задачи . Пусть он сам дойдет до правильного решения и вы увидите — какое удовольствие и чувство восторга у него возникнет при совпадении его ответа с данным.
  • в процессе решения задач на логику допустимы наводящие вопросы и косвенные подсказки, указывающие направление размышления.

С помощью нашей подборки логических задач с ответами вы действительно научитесь решать логические задачи, расширите свой кругозор и значительно разовьете логическое мышление. Дерзайте!!!

Решение логических задач — первый шаг к развитию ребенка.

Э.Давыдова

Логика - это искусство приходить к непредсказуемому выводу.

Сэмюэл Джонсон

Без логики почти невозможно внесение в наш мир гениальных находок интуиции.

Кирилл Фандеев

Человек, рассуждающий логично, приятно выделяется на фоне реального мира.

Американское изречение

Логика — это нравственность мысли и речи.

Ян Лукасевич

Много лет назад, в школе, учитель загадал нам загадку на нестандартное мышление, разгадали всем классом за 30 минут. Мне такой тип загадок очень понравился, но новые, попадались очень редко. А тут наткнуля на замечательную книгу Пола Слоуна: «Головоломки с секретом на развитие нестандартного мышления» (Tricky Lateral Thinking Puzzles) на Озоне . Situation puzzles или просто данетки («yes/no» puzzles), эти загадки хорошо разгадывать коллективно.

Предлагаю вам отгадать одну из таких загадок!


Правила: ведущий описывает чатсть странной истории, а а отгадывающие должны восстановить всю ситуацию. Ведущий может отвечать только «Да», «Нет» или «Несущественно», значит и вопросы должны быть соответствующие.

Загадка:
- Мужчина ехал по шоссе на машине, включил радио, послушал немного, выключил радио, остановил машину, вышел, застрелился. Почему?

С каждым правильным вопросом, вы приближаетесь к разгадке.

Примеры вопросов:
- это произошло днём? – да,
- его преследовали? – нет

Если вы сразу знаете разгадку сразу, пожалуйста, не портите другим удовольствие!

Мой первый пост, буду рад советам, как его улучшить или куда передвинуть:).

Тут вопросы, где ответ: ДА, выношу по просьбе HOBAA:
- То, что он услышал по радио, имело отношение непосредственно к нему самому? - ДА
- Или к месту его работы? - ДА
- В текущий момент он был работником этой работы?, Он планировал работать на этой работе в будующем?, Он уже работал на этой работе? - ДА
- То что он услышал по радио должно было разрушить его жизнь навсегда? - да
- это был известный, или популярный, или состоятельный человек? - да
- Его собственная работа имела отношение к радио? - ДА!
- Это произошло в мирное время? - Да
- он работал на этой радиостанции? - ДА!
- Его уволили с радио? Нет
- он прослушал запись программы где сам выступал? - ДААА
- Он работал радиоведущим? - Да
- Он знал, что эта программа должна выйти в эфир? - Да
- Были ли внесены какие-то искажения в то, что он на самом деле собирался сказать (монтаж, например)? Ответ: какие-то искажения - да
внесены специално? - нет
- Программа была прервана со стороны сервера? - да
- результат его работы объявили по радио? - Нет
- он нарушил закон? - Да
- это был прямой эфир?- Нет
- Запись? - ДА
- он ехал один? - да
- он умышленно нарушил закон? - Да
- Радиостанция изменила свое местоположение (частота вещания, физическое расположение)? - Да
- сторона сервера перестала существовать? Нет, радиостанция вещает дальше.
- Радиостанция знала, что на записи? -> Оператор, который ставил плёнку, - знал? - Да, А «менеджер»? - Нет
- Запись была прервана по технической причине? - Да
- Плёнку ставил оператор, который её записывал? - ДА
- Если бы не было прерывания вещания, ничего бы не случилось? - да, небыло бы самоубийства
- нарушение закона заключалось в НЕ сказанных им словах? (ввиду прерыва вещания) - да
- он сам выступал в эфире, и сам монтировал звук? - Да
- Да и вообще, эта проблема связана с плёнкой? - Да
-перерыв вещания был тишиной? - нет
помехами? - да
другим радио? - нет
перерыв вещания был слышен только ему или всем, кто в данный момент слушал эту радиоволну? - Всем

Правильный ответ:
Мужчина работал на маленькой радиостанции, записал свою передачу на плёнку и поставил на проигрывание(на радиостанции, в это время он один, а передача обычно ведётся в живую). Сам поехал убивать жену. На обратном пути, на работу он решил проверить работу плёнки и услышал, что плёнку зажевало. Значит алиби у него больше небыло...

В коментах загадали (и уже отгадали) следующие загадки.