Водные богатства нашего края. Составьте список водных объектов вашего края. Универсальные учебные действия

Величайшая держава Россия по водным богатствам уступает только Бразилии. В связи с этим на нашу страну накладывается важная и особая ответственность в том, что касается охраны, бережного отношения и пользования водными ресурсами.

Немного о проблемах

В достаточном ли количестве для жизнедеятельности водное богатство нашего края?

Во всем мире растет дефицит чистой воды. Статистика утверждает, что на сегодня каждому четвертому жителю Земли не хватает одного стакана воды. Примерно более полумиллиона людей ощущают нехватку воды.

Большие просторы территории России имеют богатые природные ресурсы. Водные богатства нашего края могут вызвать еще больший мировой интерес к нашим ресурсам.

Проблемы, связанные с обеспечением водой, затрагивают и Россию, так как распределение подземных и поверхностных вод по всей территории страны неравномерно. Густонаселенные (составляют 80 % общего населения страны) - Центральный, Приволжский и Южный регионы - имеют всего лишь 10 % водных ресурсов от всех объемов. Поэтому сейчас имеет огромное значение рациональное использование и регулирование водных ресурсов.

Как и везде в мире, основными потребителями вод являются предприятия энергетической промышленности. Однако проблема не в этом, а в том, что воду нашу в больших объемах захватывает иностранный капитал. Сегодня огромные мощности водных ресурсов принадлежат иностранным компаниям (70 % и более). Это связано с тем, что российские руководители и инженеры наших предприятий заменяются иностранцами.

Водные богатства нашего края: статистика

Россия - первая на планете по запасам поверхностных и подземных Это составляет более 20 % ресурсов всего мира. Объёмы речного стока в среднем в год по России около 4270 км³, что составляет примерно 30 тысяч м³ в год на одного человека нашей страны.

Всего водное богатство нашего края насчитывает более 2,5 млн. рек (127 тыс. используются); 2 млн озёр; около 30 тыс. водохранилищ; 37 систем (самых крупных) перераспределения стока между бассейнами; почти 5 тыс. месторождений с подземными водами. Запасы всех разведанных месторождений вмещают около 33 км³ в год.

Основные источники воды размещены на территории (в Сибири и на Дальнем Востоке). В этих районах проживает всего лишь 1/5 часть населения России и, соответственно, сконцентрирована меньшая часть сельскохозяйственного и промышленного потенциала страны.

В количественном отношении российские водные ресурсы складываются из статических (вековых) и вновь возобновляемых запасов.

Доля рек России составляет 22 % от мирового уровня, озер - 30 %, болот - больше 1/4, ледников - меньше 1 %, а подземных вод - более 5 %.

Всего в объемных значениях суммарные природные ресурсы пресных вод нашей страны составляют примерно более 10100 км з /год. Причем основной объем составляют воды речного стока (более 41 %) и почвенные воды (примерно 34 %).

Размещение ресурсов по территории России. Водное богатство нашего края, его качество

Водные ресурсы России достаточно велики. И все же многие регионы России уже имеют и будут иметь серьезные проблемы с водообеспечением экономики и населения. Причина в основном в неравномерном распределении водных ресурсов по всей территории, которые не везде соответствуют потребностям, и высокой степени загрязнения вод.

Водное богатство нашего края в основном размещается на крупнейших реках: Обь (Сибирь); Енисей (Сибирь); Лена (Сибирь); Амур (Россия, Китай, Монголия); Волга (Россия, Казахстан); Колыма (Якутия); Дон - одна из древнейших (Тульская область); Хатанга (Красноярский край); Индигирка (впадает в Северный Ледовитый океан); Северная Двина (Вологодская область); Кама - самый большой приток р. Волга (европейская часть России).

У России богатые ресурсы водные. Объект нашего края - река Обь - имеет самую большую протяженность среди всех рек России - 5410 км.

Качество воды многих водных объектов сейчас неудовлетворительно. На сегодня классифицируются как “загрязненные” следующие крупные реки: Волга, Кубань, Енисей, Печора, Дон, Урал, К классу “грязных” относятся: Обь, Миасс, Терек и ряд других. Их загрязнение ухудшает качество воды для питья.

Ресурсы Сибири, Красноярский край

Водные богатства находятся в бассейне Северного Ледовитого океана. Основные притоки главной реки края Енисея: правые — Туба, Кан, Мана, Большой Пит, Курейка, Ангара, Подкаменная Тунгуска и Нижняя Тунгуска, Хантайка; левые — Большая Хета, Абакан, Елогуй, Сым, Турухан.

Здесь также протекают и Кеть (среднее и верхнее течения), которые относятся к бассейну р. Обь. На севере Красноярского края расположены крупные реки — Хатанга (Северо-запад Восточной Сибири), Таймыра, Пясина.

Питаются все реки за счет таяния снега в горах весной и летом, также и за счет дождей. Многие из рек пригодны для сплава и судоходства в связи с их полноводностью. Многие реки обладают гидроэнергетическими ресурсами.

Также на территории края есть большие озера, расположенные на Северо-Сибирской низменности. Это и Пясино. Несколько озер находится на Среднесибирском плоскогорье (Лама, Кета, Глубокое, Хантайское и пр.). На реках Ядун и Курейка имеются самые крупные

Богатейшие водные ресурсы нашей страны отличаются величиной и разнообразием, неравномерностью размещения по территории (наибольшая концентрация в малообжитых районах с неблагоприятными климатическими условиями, и в то же время истощение запасов в уже хорошо обжитых районах).

Части реки

Исток - начало реки

Русло - углубление по которому течет река.

Устье - место, где река впадает в другую реку, в озеро или море

Приток - мелкие рек, и впадающие в главную реку.

На вершинах гор снег и ледники начинают таять с приходом весны. В это время температура значительно повышается. Так образуются водные потоки, которые стекают вниз по склонам. Немного ниже маленькие ручьи объединяются. Объединившись, мелкие ручейки набирают силу и текут быстрее, увлекая за собой частицы земли и обломки скал. Возникает горный поток. Достигнув долины, то есть более ровной местности, а потом и пологой равнины, поток замедляет ход. Он превращается в реку.

Водные богатства вашего края

Водные богатства Московской области
Территория области входит в водосборные бассейны Волги и Оки. Регион отличается густой речной сетью и обилием озер - насчитывается более 2 тыс. рек общей протяженностью почти 10 тыс. км.
На севере области реки Лама, Яхрома, Дубна, Сестра относятся к притокам реки Волги. Важнейшими водными артериями являются: река Ока с притоками - Протва, Нара, Лопасня, Цна, Осетр; река Москва с притоками Руза, Истра, Яуза, Пахра и р.Клязьма с притоками - Воря, Шерна. На реке Москве и канале построены водохранилища - Можайское, Рузское, Озернинское, Истринское, Клязьминское, Учинское и др. Более 350 крупных озер. Важнейшими из них являются: Тростенское, Нерское, Круглое - на Московской возвышенности и Черное, Великое, Святое, Дубовое - расположены среди верховых и переходных болот Мещерской низменности.
Северо-западные и западные районы области богаты подземными водами. Наибольшую водоресурсную роль играют Рузско-Звенигородское и Сестринско-Истринское месторождения вод. За счет подземных источников обеспечивается 85% потребности районов в воде.

Водные богатства Хабаровского края
Хабаровский край с востока омывается водами Охотского и Японского морей. Наш край относится к числу регионов, хорошо обеспеченных ресурсами поверхностных вод. На территории Хабаровского края есть реки и озёра. В крае насчитывается более 200 тыс. рек общей протяженностью более 550 тыс. км и около 58 тыс. озер. Основная водная артерия края – река Амур – входит в десятку крупнейших рек мира и является одной из наиболее значительных рек Российской Федерации, занимая среди них третье место по длине и четвёртое по площади бассейна. Основные притоки реки Амур на территории края – река Бурея, река Уссури, река Амгунь, река Гур, река Горин, река Силинка, река Березовая.

Водные богатства Челябинской области
Область расположена на водоразделе трёх бассейнов рек - Волги, Урала, Тобола, которые и являются основными источниками водоснабжения народного хозяйства. Реки в большинстве маловодны. Из 3602 рек, протекающих по территории области, общей протяженностью 17926 км, 90% рек относятся к очень малым, длиной менее 10км. Здесь протекают реки бассейна Волги: Уфа, Ай, Юрюзань, Сим со своими притоками.Одним из источников пополнения водных ресурсов являются водохранилища. Особо крупные водохранилища - Аргазинское, Шершневское, Верхнеуральское, Магнитогорское, Нязепетровское. Территория области богата озёрами, их насчитывается около 1300. Наиболее крупные из них - Тургояк, Чебаркуль, Иртяш, Аракуль, Сугомак, Иткуль, Синара, Сунгуль, Киреты, Большие Касли, Большая Акуля, Зюраткуль. В ряде районов обнаружены минеральные источники. В Чебаркульском, Каслинском и некоторых других районах имеются радоновые источники, в Нязепетровском районе найдены железистые источники, а в районе Пласта известны выходы мышьяковых вод.

Водные богатства Тульской области
К наиболее крупным и широко известным рекам области относятся Ока, Упа, Дон, Красивая Меча и Непрядва. Ока - крупнейшая река области. Это второй по величине приток Волги и седьмая река по длине и обширности бассейна в Восточной Европе.
Озер в Тульской области немного. Большинство озер карстовые. Они возникли в результате растворения гипса и известняков и заполнения провалов грунтовыми и межпластовыми водами.
На территории области больше распространены искусственные водоемы: пруды и водохранилища. Пруды в Тульском крае сооружались издавна. Крупные пруды - водохранилища в XVII - XVIII вв. возводились при металлургических заводах. Из сохранившихся до наших дней - Дубенский пруд, которому более 250 лет. Пруды были непременным атрибутом ландшафта помещичьих усадеб. Некоторые из них выделялись размерами и красотой, были окружены парками. Образцом может служить Большой пруд в Богородицке в имении графа Бобринского. В настоящее время в Тульской области имеются 652 пруда.
Наиболее крупными водоемами в области являются водохранилища, которые созданы, в основном, для водоснабжения промышленных предприятий. Любовское водохранилище, Пронское водохранилище, Черепетское водохранилище, Шатское водохранилище, Щекинское водохранилище.
Территория Тульской области исключительно богата минеральными водами. Широкой известностью пользуются краинские сульфат кальциевые и сульфидные воды и лечебные грязи, на базе которых функционирует курорт "Краинка" Суворовского района. Основные лечебные факторы курорта это минеральные воды и торфяная грязь.

Водные богатства Самарской области
Водные богатства Самарской области представлены рекой Волгой и ее притоками. В пределах области река представлена Куйбышевским и Саратовским водохранилищами. Протяженность реки Волги в пределах Самарской области - 364 км. Насчитывается более 220 рек и малых водотоков, общей протяженностью более 6,5 тыс. км, более 1000 водохранилищ и прудов.
Наиболее крупные реки: Самара, Сок, Чапаевка, Большой Кинель, Уса, Чагра, Большой Иргиз. Почти все реки области питаются в основном за счет атмосферных осадков.

Водные богатства Пермского края
Водные ресурсы Пермского края весьма значительны. По количеству естественных и искусственных водоемов, по водным и гидроэнергетическим ресурсам Пермский край занимает первое место на Урале. Реки относятся к бассейну одной реки - Камы, крупнейшего левого притока Волги. По длине Кама (1805 км) - шестая река в Европе. Самые протяженные и многоводные реки Пермского края: Чусовая, Сылва, Вишера, Колва, Яйва. Основной источник питания рек Западного Урала - талые воды. В регионе крупные водоемы - водохранилища, созданные в связи со строительством ГЭС: Камское и Воткинское на Каме, Широковское на Косьве. По количеству озер Прикамье уступает другим уральским регионам. Самые большие озера находятся на севере Пермского края: Чусовское, Большой Кумикуш, Новожилово. Болота в Пермском крае распространены широко, как верховые, так и низинные.

Водные богатства Свердловской области
Водные богатства представлены бассейнам семи основных рек, пересекающих границу области: Тавда, Тура, Пышма, Исеть, Чусовая, Уфа, Сылва. В питании рек преимущественное значение имеют талые снеговые воды, доля которых составляет 65-75%. Крупнейшими водохранилищами в Свердловской области являются - Белоярское водохранилищеи Рефтинское. Всего в области насчитывается 18 414 рек общей протяженностью 68 тыс. км, 135 водохранилищ, более 1200 прудов, 2500 озер. Область обладает достаточно большими потенциальными ресурсами подземных вод. Крупнейшие бассейны подземных вод области (Тагильский, Ивдельско-Тошемский, Сосьвинский и др.)

Водные богатства Кировской области
Кировская область обладает значительными водными богатствами. В области насчитывается 19753 реки общей протяженностью 66,6 тыс. км. Основная водная артерия области – р. Вятка общей протяженностью 1314 км. Наиболее крупные притоки Вятки: справа - Белая, Кобра, Летка, Великая, Молома, Пижма, Шошма; слева - Чепца, Быстрица, Воя, Кильмезь. Крупными реками протекающими в пределах области являются также Луза, Юг, Ветлуга, Большая Кокшага, Немда, Ярань и др. Озёр на территории области - 4,5 тыс. Самые крупные озёра: Акшубень, Орловское, Мусерское. Самый глубокий водоём области Лежнинское озеро – 36,6 м глубиной. В Уржумском районе расположено уникальное озеро Шайтан.
На территории области расположены 3 крупных водохранилища: Белохолуницкое, Омутнинское, Большое Кирсинское.

1. С помощью карты края и краеведческой литературы составьте список рек, озер и других водных объектов вашего края.

Ответ. В пределах области берут начало многочисленные реки, принадлежащие к бассейнам Камы, Тобола и Урала. Так как здесь, в основном, их верховья, поэтому они маловодны. Самые крупные - Миасс, Уй, Урал, Ай, Уфа, Увелька, Гумбейка - имеют в пределах области длину более 200 км.

Река Миасс берет свое начало на восточном склоне хребта Нурали на территории Учалинского района Башкортостана, течет сначала между гор на север, а затем, повернув на восток у Карабаша, пересекает лесостепную зону и впадает в Исеть за границами области. Ее длина в пределах области составляет 384 км (из 658 общей длины)

В Челябинской области насчитывается свыше 3748 озёр. Из них 53 является крупными, площадью более 10 км². Самыми крупными озерами являются Увильды, Кисегач, Тургояк и Еловое.

2. По своим наблюдениям, а также с помощью карты и краеведческой литературы составьте описание реки, озера, моря (в зависимости от того, что есть в вашем крае).

Озеро Малый Кисегач находится на границе Аргаяшского и Сосновского районов Челябинской области слева от трассы Челябинск-Аргаяш. Расстояние от Челябинска около 40 километров. Озеро равнинное - небольшое и неглубокое. По своему происхождению озеро Малый Кисегач группе озер возникших в результате тектонической деятельности в этом районе. Берега пологие, заболочены, причем часть берега в зарослях тростника и камыша. Отдельные участки берега озера окружены естественным лесом и искусственными лесопосадками.

Озеро Малый Кисегач имеет неправильную форму размерами примерно 2,5 на 1,5 километра. Глубина озера около 2 метров. Толщина льда в зимний период составляет 0,5 метров.

В озере водятся карась, окунь, чебак, гольян, ротан, рыбалка возможна как с лодки, так и с берега.

Озеро Еловое - это пресноводное озеро, которое находится в Чебаркульском районе, в Челябинской области Российской Федерации. Является гидрологическим памятником природы. Озеро расположилось в 90 километрах западнее Челябинска и в 1,5 километров от Чебаркуля. Высота его над уровнем моря - 322,5 метров.

Длина озера составляет 2,2 километра, ширина - 1,9. Площадь водного зеркала - 3,12 километров квадратных, длина побережья - 9,8 километров, глубина доходит до 13,5 метров.

Озеро Еловое имеет округлую форму. Дно отличается неровностью. Несмотря на небольшой размер озера, здесь имеется три острова.

Берега часто обрывистые. С западной стороны в озеро впадает река Гудковка, а с южной из озера вытекает река Еловка. Озеро достаточно хорошо прогревается солнцем благодаря укрытости от ветра и своему небольшому размеру.

Описание реки

2) Река Миасс берет свое начало на восточном склоне хребта Нурали на территории Учалинского района Башкортостана

3) Течение реки в горной части быстрое, на равнине медленное.

4) Основные притоки: Атлян, Большой Киалим, Бишкиль, Зюзелга, Биргильда.

5) Впадает в реку Исеть в 20 км к северу от поселка Каргаполье.

6) уровень воды в реке изменяется в разные сезоны. Наибольший в период таяния снега – вторая половина весны, июнь. Меньше всего в, августе, сентябре.

7) Растения реки – кувшинки, кубышки, ряска, тростник, стрелолист, ряска, камыш, ива.

Животные реки – прудовик, беззубка, щука, судак, налим, чебак, лещ, окунь, карп, карась.

8)На реке имеется 2 водохранилища, резерв воды для Челябинска. Человек использует реку для добычи полезных ископаемых – песок, глина, галька, гравий, золото. Также воду берут для полива огородов.

9) Люди очень сильно загрязнили реку промышленными отходами.

10) Для охраны воды строятся очистные сооружения, контролируется сброс воды предприятиями.

Водоемы нашего края

С. 147 Проверь себя

1. Расскажи о значении водных богатств в жизни людей.

Ответ. На планете много мест, где моря и океаны расположены очень близко, но не смотря на это пресная вода там почти на вес золота, потому что почти вся вода на Земле соленая. Пресной воды, которую можно пить, совсем мало. Человеческий организм больше чем наполовину состоит из воды, поэтому он не может без нее прожить более трех суток. Она также нужна животным и птицам, деревьям и грибам, бактериям. Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для тех растений и животных, которые живут в водоемах, это единственный дом.

Также чистая вода – залог здоровья растений. Они дают нам кислород, древесину, свои плоды. От чистой воды зависит благополучие животных. Все вместе составляет природные сообщества.

2. Как взрослые и школьники должны охранять реки, озера, моря? Делают ли это в вашем крае?

Ответ. Все граждане России должны охранять водные ресурсы. С давних времен люди располагались в тех местах, где можно было выжить. Все большие города находятся вблизи источников воды. Поэтому водоемы, из которых берут воду для населенных пунктов, должны хорошо охраняться. К сожалению, недостаточно делается для того, чтобы их не загрязняли заводы, фабрики, фермы. Но в загрязнении виноваты не только они, но и мы с вами. Очень часто люди бросают в озера мусор, не понимая, что совершают большое зло! Под водой оказываются разбитые бутылки, консервные банки с острыми краями и другой мусор. Нельзя мыть машины на берегах рек, оставлять мусор после себя, нельзя бросать отходы в водоёмы. Ограничить вылов рыбы запрещёнными средствами. Школьники могут оказать серьезную помощь взрослым в охране водоемов: следить за чистотой воды; расчищать родники и ручьи, оберегать растения и животных.

В нашем крае школьники участвуют в охране водоемов – проводят экологические субботники, организуют «Голубые патрули», которые помогают выявлять источники загрязнения водоемов.

3. Почему при купании нужно сохранять осторожность?

Ответ. Необходимо перед купанием обследовать водоем. Место, выбранное для купания, должно находиться на песчаном берегу и иметь удобный спуск к воде.

Нужно убедиться в том, что в месте, выбранном для купания, отсутствуют коряги, нет топляка, дно имеет постепенный уклон без ям и уступов, нет водорослей, острых камней и других опасных предметов бытового и технического мусора

Следует присмотреться к воде. Если она неспокойна, свивается в длинные жгуты - это означает, что тут могут оказаться подводные ямы, ключи, густые водоросли.

Входить в воду нужно постепенно, осторожно, т. к. даже в знакомое место купания ночью течение могло принести различные предметы, которые могут создать серьезные проблемы. Неизвестный рельеф дна, на дне может находиться мусор.

Задания для домашней работы

2. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Бутылочная почта». Всегда ли ты бережно относишься к водным богатствам своего края.

Ответ. я стараюсь всегда бережно относится к природе нашего края. Я никогда не оставляю после себя мусор на берегах водоема, по возможности уношу то, что оставили другие. В походах объясняю другим ребятам, что нельзя загрязнять водоемы. Полностью согласен с автором: «А может быть, всё-таки брошенная в речку бутылка - это и сейчас «бутылочная почта»? В ней нет никакой записки, она сама - послание. Послание другим людям, которые живут сейчас, и тем, кто будет жить на Земле после нас. Послание, которое рассказывает о том, как плохо многие из нас относятся к окружающему миру, как мало его любят и совсем не хотят беречь. Может быть, эта брошенная бутылка - рассказ о них самих, об их не очень хороших качествах, о том, что они ещё не научились ценить чистоту и красоту мира?»

3. Если ученики твоей школы участвуют в охране водных богатств, узнай подробнее об их работе. Постарайся принять в ней участие.

Ответ. В нашей школе эта работа занимает особое место и включает в себя: природоохранные рейды, направленные на выявление нарушений; сбор и распространение экологической информации о близлежащих водоемах

Постепенно накапливается материал, который необходим, так как это знания о крае, в котором родились и жили наши предки, где растёт и живёт наше поколение и будет расти и жить следующее поколение.

«Клад» на дне реки. Однажды учёные исследовали дно реки. На участке дна длиной 5 километров они обнаружили: 14 крупных железобетонных плит, 16 больших труб, 34 куска рельсов, 9 мотков колючей проволоки, 27 изогнутых железных листов, 43 огнетушителя, 18 пил, 31 топор, 112 санок, 108 котелков, чайников и кастрюль, 36 сковородок, 27 утюгов, 2486 разбитых бутылок, 814 разбитых стеклянных банок, 2214 консервных банок и много другого мусора. Выводы из этого сделай самостоятельно. Выводы из этого исследования сделай самостоятельно.

Ответ. Выводы исследования. Человек сознательно загрязняет водоемы. Ему кажется, что вода скроет его безрассудство. Человек осознает свою безнаказанность за поступок. Но не осознает того, что расплата все равно наступит. Вода в реке становится непригодной для питья, купания, рыбалки. Исчезают растения и животные. Чтобы восстановиться реке нужны будут сотни лет, и то при условии, что загрязнения прекратятся.

Поэтому необходимо срочно очищать все реки в России, вести активную пропаганду разумного поведения в природе и наказывать тех, кто не хочет соблюдать экологические законы.

Вспомни, что такое полезные ископаемые? Какие полезные ископаемые ты знаешь? Какие полезные ископаемые добывают в вашем крае?

Ответ. Полезные ископаемые - минеральные и органические образования земной коры, которые использует человек. Горючие полезные ископаемые - нефть, природный газ, торф, уголь.

Руды - чёрных, цветных и благородных металлов.

Нерудные полезные ископаемые - строительные материалы (известняк, песок, глина и другие, строительные камни, такие как гранит.

В нашем крае полезные ископаемые: железная руда, магнезит, графит, бурый уголь, огнеупорные глины.

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Работать в группе: составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по плану в учебнике; составлять план описания другого водного водоȅма (например, озера, пруда). Моделировать значение водных богатств в жизни людей, выявлять источники загрязнений, обсуждать рассказ «Бутылочная почва» из книги «Великан на поляне», участвовать в водоохранных мероприятиях в городе. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные

Знать понятия «река», «озеро», правила поведения на воде.

Уметь показывать на карте, глобусе реки, различать объекты природы и изделия, объекты живой и неживой природы.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Р. - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

К. - формулировать своȅ мнение и позицию, использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения

Основные понятия и определения

«река», «озеро», правила поведения на воде.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем подробнее о водных богатствах родно-го края, об их значении в жизни человека, об их охране. Будем учиться описывать водные объекты своего края по предложенному или со-ставленному.

Вспомни, какие моря, озёра, реки есть в Рос-сии. Что ты уже знаешь о водных богатствах своего края?

самостоятельно плану.

Изучение нового материала

Водные богатства нашего КРАЯ

1.С помощью карты края и краеведческой литературы составьте список рек, озёр и других водных объектов вашего края.

2.По своим наблюдениям, а также с помо-щью карты и краеведческой литературы составь-те описание реки, озера, моря (в зависимости от того, что есть в вашем крае).

В качестве ориентира можете использовать план описания реки, приведённый в учебнике. Если будете готовить описание другого природ-ного объекта, составьте план самостоятельно.

План описания реки

1.Название.

2.Где находится исток реки.

3.Какое течение: быстрое или медленное.

4.Притоки.

5.Куда впадает река.

6.Как река изменяется в разные времена года.

7.Растения и животные реки.

8.Использование реки человеком.

9.Как люди влияют на реку.

10. Что люди делают для охраны реки.

3.Результаты работы обсудите в классе. Если потребуется, внесите поправки и дополнения в составленные вами список и описание.

ЗНАЧЕНИЕ ВОДНЫХ БОГАТСТВ И ИХ ОХРАНА

Велико значение рек, озёр, морей в жизни человека. Они украшают Землю, радуют нас своей красотой. Люди отдыхают на их берегах. По воде на судах путешествуют и перевозят грузы. Из рек и озёр люди берут воду, без ко-торой невозможно обойтись ни в быту, ни на производстве.

Осмысление и понимание полученных знаний

Река Вятка с высоты 300м

Река Вятка Исток

Река Пижма Тужинский район .

Рекама Молома

1. Выполните задания для групповой работы.

1) Составьте список водных объектов вашего края.

Реки : Москва, Яуза, Клязьма, Сетунь, Сходня, Химка.
Озера : Белое, Черное, Святое Канал имени Москвы.

2) Заполните таблицы.

2. С помощью учебника составь схему.

  • Используя схему, расскажи о значении водных богатств.

3. Подумайте, какие экологические проблемы выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.

  • Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.

4. Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха просят тебя написать письмо своим сверстникам из других городов и сёл, призывающее бережно относиться к водным богатствам. В письме постарайся доказать, что водные богатства в любом уголке страны нуждаются в охране.

Дорогие ребята!

Реки, озера, пруды, моря, каналы, океаны - любые водные ресурсы это самое главное богатство нашей планеты. Чистая питьевая вода необходима для жизни людей, животных и растений. В воде обитает множество рыб и других животных, которые участвуют в разнообразных пищевых цепях. Кроме того, человек научился использовать водные ресурсы в своей хозяйственной деятельности.

Берегите воду! Защищайте водные ресурсы от загрязнения и будущие поколения будут вам благодарны!