Внимание человека: что это и как оно работает. Определение внимания. Развитие концентрации внимания

Ø Определение понятия «внимание» Ø Свойства внимания Ø Виды внимания Ø Расстройства внимания Ø Развитие внимания у детей Ø Формирование внимания у детей

Внимание- это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Вниманиехарактеристика любого психического процесса: восприятия, когда мы вслушиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь различить какой-либо зрительный или звуковой образ, запах; мышления, когда мы решаем какуюлибо задачу; памяти, когда мы что-то определенное вспоминаем или пытаемся запомнить; воображения, когда мы стараемся что-то отчетливо представить себе.

Сосредоточенность- это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Она обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-либо событию или факту.

Поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью концентрация Невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними интенсивность раздражителями

Это свойство характеризует длительное удержание внимания на предмете или какойнибудь деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. И. П. Павлов говорил о своей работе: » Это прежде всего упрямая сосредоточенность мысли, умение неотступно думать об избранном предмете, с ним ложиться и с ним вставать» .

Противоположностью устойчивого внимания является внимание неустойчивое, колеблющееся, которое то и дело ослабляется или отвлекается в сторону. Устойчивость внимания у разных людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения, сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой способностью в значительно меньшей мере. Но устойчивость внимания может колебаться и у одного и у того же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и ее значимости, от отношения к выполняемой работе.

Объем- это количество объектов, которые охватываются вниманием одномоментно, одновременно. Объем внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников(в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов. Человек с большим объемом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом

Для определения объема внимания пользуются прибором, который называется тахистокоп (от греч. слов «тахистос» - быстрейший и «скопео» - смотрю). Этот прибор дает возможность показать человеку несколько объектов- букв, геометрических фигур, знаков- на 0, 1 с. Сколько объектов запомнил человек- таков его объем внимания

Это свойство характеризует умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них своё внимание. Может ли внимание распределяться одновременно между двумя или несколькими разными деятельностями? Может, жизнь постоянно требует этого. Например, студент на лекции распределяет одновременно внимание между тем, что записывает, и тем, что слышит в данный момент. Умение распределять у людей различно. Говорят, что Наполеон мог одновременно выполнять семь дел.

Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно будет уделить второй работе, менее знакомой человеку. Умение распределять свое внимание развивается постепенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо распределяют внимание, у них нет опыта, автоматических умений, поэтому не следует предлагать им одновременно выполнять два дела, но способствовать развитию этого умения необходимо.

Переключение- это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. Существенной стороной внимания является его переключение, т. е. способность быстро переходить от одной деятельности к другой. Сознательное переключение внимания не надо путать с отвлекаемостью внимания.

Успех переключения зависит от особенностей предыдущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот. Если отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно, то, переключая внимание, он сознательно ставит цель заняться чем-то новым. Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности предмета к более значимому.

Обычно внимание противопоставляется рассеянности. В нашем языке рассеянность часто понимается как синоним невнимательности. Помните стихотворение С. Я. Маршака: » Рассеянный с улицы Бассейной»: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду, вместо валенок перчатки натянул себе на пятки» . Однако рассеянность и невнимательность не всегда совпадают друг с другом.

Рассеянность может быть результатом неустойчивости, слабости внимания. Человек ни на чем не может сосредоточится долгое время, его внимание непрерывно перетаскивает с одного на другое. Но рассеянность может иметь и другую причину. Человек настолько сильно сосредоточен на одном предмете, деятельности, что не способен замечать другого, поэтому и рассеян. Например, многие ученые совершенно не обращают внимание на бытовые проблемы, на окружающие их предметы. Эта рассеянность является выражением максимальной собранности и сосредоточенности на основном предмете своих мыслей.

Внешнее внимание Внутреннее внимание направлено на окружающие предметы и явления На собственные мысли, чувства и преживания

ПРОИЗВОЬНОЕ Произвольное(преднамеренное) внимание, когда человек ставит себе определенную цель и прилагает усилия, старания для ее достижения. Иными словами, у человека есть определенные намерения и он прилагает усилия (сам, по своей воле) это намерение осуществить. Сознательная цель, намерение всегда выражаются в словах. Способность произвольно направлять и поддерживать внимание развивалась у человека в процессе труда, так как без этого невозможно осуществить длительную и планомерную трудовую деятельность.

Под рассеянностью нередко понимают результат углубления в работу, в связи с чем человек не замечает окружающего, не слышит, например, обращенные к нему вопросы. Этот вид рассеянности иногда называют мнимой рассеянностью. Совсем другой вид рассеянности представляют собой те случаи, когда человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиваться, когда он постоянно переходит о одного объекта к другого, ни на чем не задерживаясь. Бороться с ней надо путём длительного воспитания всей личности ребенка, в особенности его волевых качеств.

Его уменьшенную сферу действия нередко связывают слабую распределяемость внимания. Такого рода патологические явления наблюдаются при некоторых органических заболеваниях мозга. Больной находится только в сфере наиболее близких ему впечатлений и воспоминаний, динамика и поле его внимания ограничивается только объектами, имеющими ситуативную значимость. При других заболеваниях наблюдается легкая отвлекаемость внимания, его чрезмерная подвижность, постоянный переход от одного объекта и вида деятельности к другому. При некоторых психических заболеваниях наблюдается инертность, малая подвижность внимания или патологическая фиксация.

Внимание у детей начинает проявляться довольно рано. В первые месяцы для ребенка характерно только непроизвольное внимание. При этом сначала ребенок реагирует на внешние раздражители лишь при резкой их смене: при переходе от сумрака к яркому свету, при смене температуры, при внезапных громких звуках и т. д. Начиная с третьего и пятого месяца объектами внимания становятся определенные предметы. Ребенок всё больше заинтересовывается их внешней стороной.

Он может подолгу рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот. Его интересует всё блестящее, яркое, новое. Зачатки произвольного внимания обычно возникают к концу первого или в начале второго года жизни. Произвольное внимание развивается на основе непроизвольного. Возникает это внимание, как уже указывалось, в процессе общения со взрослыми, под их влиянием и формируется в процессе воспитания. Таким образом, эти два вида внимания выступают и в качестве различных уровней его развития.

В играх ребенок сталкивается с необходимостью координировать свои движения сообразно с задачами, направлять свои действия в соответствии с определенными правилами, подчиняться требованиям группы. Игра вырабатывает способность намеренно сосредоточивать свое внимание на определённых предметах.

Значительное влияние на произвольное внимание оказывает включение ребенкадошкольника в посильную трудовую деятельность. Однако в дошкольном возрасте основное значение имеет непроизвольное внимание. Если непроизвольное внимание ребенка может быть устойчивым и интенсивным, то произвольное внимание в этом возрасте очень неустойчиво, не может долго сохраняться на одном объекте, не может быть достаточно углублённым, оно легко отвлекается. Внимание дошкольника тесно связано с его эмоциями.

Высокие требования ко всем видам и свойствам внимания ребенка предъявляет учебная деятельность. Являясь одним из основных условий успешности учебного процесса, внимание в нем и формируется. Большую роль в привлечении и поддержании внимания учащихся на уроках, а тем самым и в воспитании их внимательности как свойства личности имеет правильная организация учебного процесса. Живое, яркое, эмоциональное преподнесение содержательного, но вместе с тем интересного, доступного материала, особенно в младших классах, - важная форма управления непроизвольным вниманием, условие внимательности школьников на уроке.

Постоянная мыслительная деятельность, поддерживаемая в младших классах и у подростков многообразными практическими действиями, имеет большое значение для организации внимания. Однообразная, продолжительная, нетворческая работа ослабляет концентрацию внимания. Поэтому необходимо, особенно в младших классах, применять разнообразные виды и формы работы. При этом следует учитывать, что длительное слуховое сосредоточение представляет значительно большую трудность по сравнению со зрительным.

Определенное значение имеет поддержание оптимального темпа урока. Темп проведения урока зависит от содержания материала, трудности или легкости его усвоения, возраста учащихся. Четкая организация начала урока, подготовленность класса и учащихся к уроку, в частности организация их рабочих мест, также способствуют установлению внимания.

1) 2) 3) 4) 5) 6) Что такое внимание? В чем заключаются сущность свойств внимания? Чем отличается произвольное внимание от непроизвольного? Приведите примеры. Какие виды расстройств ты знаешь? Расскажите по подробнее о каждом из них? Что ты знаешь о развитии внимания у детей? Как и для чего воздействуют на детей игры и трудовая деятельность?

Сложная и разносторонние учебная деятельность предъявляет особые требования к вниманию школьника. Так она требует наблюдательности, длительного сосредоточения на определенном предмете, одновременного восприятия нескольких объектов и т.д. В зависимости от этих требований, а также в связи с индивидуальными особенностями человека можно выделить такие свойства внимания, как устойчивость, сосредоточенность, объем, распределение, переключение.

От вышеуказанных положительных свойств внимания следует отличать черты, которые часто объединяются под общим названием невнимательности. К ним можно отнести неустойчивость внимания, рассеянность и т.д.

Устойчивость внимания.

Важным условием эффективности любой деятельности является устойчивость внимания, которое проявляется в длительном сосредоточении ее на определенных объектах, на конкретной деятельности. Это свойство является одним из условий завершения любого дела, и наоборот, частое отвлечение внимания мешает доведению начатой работы до конца. Поэтому важно выделять и осознать те факторы, которые обуславливают устойчивость внимания. Это, прежде всего, понимание человеком важности его работы, также умение находить в своей деятельности все новые и новые стороны, проблемы, пути решения задач. Это такие качества личности, как трудолюбие, любознательность, сообразительность, настойчивость. Устойчивость внимания способствует изменению вида деятельности. Однообразие всегда быстро вызывает усталость. Мы не можем концентрировать свое внимание на неподвижном объекте, разве что рассматриваем его с разных сторон, однако мы можем долгое время концентрировать внимание на выполнении определенной деятельности.

Устойчивость внимания, будучи условием продуктивной умственной деятельности, является определенной мере и ее следствием. Осмысленное овладение учебным материалом, опирается на активную деятельность, значительно способствует активизации внимания

Устойчивость внимания обусловливается еще рядом условий, к которым можно отнести степень сложности учебного материала, отношение к нему учеников, наличие интереса к данному предмету, наконец, возрастные и индивидуальные особенности. Физиологической основой устойчивости внимания является сила и постоянство ячейки оптимального возбуждения в коре головного мозга.

Концентрация внимания

С устойчивостью внимания тесно связана его концентрация, которая заключается в глубокой сосредоточенности психологической деятельности на определенном объекте или деятельности. Такая сосредоточенность обычно способствует эффективному выполнению задания. Условия усиления концентрации такие же, как и условия повышения устойчивости внимания.

От степени концентрации внимание зависит и четкость восприятия объекта, правильность дифференциации материала. Концентрация условия помогает учащимся старших классов различать сходные предметы, явления, объекты.

Переключение внимания.

Устойчивость и концентрация внимания не означает ее недвижимости, не исключает возможности ее переключения, которое заключается в сознательном переносе внимания с одного объекта на другой. Переключение внимания обеспечивает эффективность работы при переходах от предыдущего его состояния к следующему, при изменениях форм активности человека.

Физиологической основой является скорость и легкость переноса очага оптимального возбуждения при изменении объектов внимания и изменению вида деятельности. Скорость переключения внимания находится в прямой зависимости от подвижности нервных процессов. Вот почему уставшие люди, нервные процессы которых инертны, допускают много ошибок в работе.

Быстрота и легкость переключения зависит от наличия связи между содержанием предшествующей и последующей деятельности. Если последующая деятельность более интересная, содержательная, чем предыдущая, то внимание легко и быстро переключается. Быстро происходит переключение после выполненного задания, законченного акта деятельности. Осознание необходимости и значимости работы тоже облегчает переключение.

Несмотря на то, что переключение внимания является объективной необходимостью, которая диктуется разнообразием человеческой деятельности, злоупотреблять ими не следует, так как частое перемещение внимания с объекта на объект вызывает особенно переутомление, это касается тех случаев, когда внимание очень сконцентрирована на определенном объекте.

Оно может сосредоточиться одновременно не на одном, а на нескольких объектах, если этого требуют условия деятельности. Количество компонентов определенной деятельности, одновременно охваченных вниманием, определяют его объем.

Одновременно с концентрацией внимания на определенных объектах возможно его распределение между несколькими видами деятельности. Под распределением следует понимать такую организацию психической деятельности, при которой человек одновременно выполняет несколько действий. И это свойство внимания является необходимым в учебной работе: преподаватель должен одновременно быть внимательным и к своему рассказу - его содержанию, форме, эмоциональной окраске и к ученикам младших классов - к их ответам, поведению.

Распределение внимания возможно лишь при определенных условиях, а именно, когда все виды деятельности, кроме основной, автоматизированы. Можно, например, одновременно слушать музыку и выполнять какую домашнюю работу, убирать в комнате, варить обед и т.д. Совершенно невозможно одновременно слушать лекцию и читать газету, потому что оба вида деятельности в одной степени требуют напряжения внимания.

Механизм распределения внимания заключается в том, что основная деятельность осуществляется участками мозга, которые находятся в состоянии оптимального возбуждения, а другие виды деятельности управляются мозговым центром, находится в полузаторможенном состоянии.

Отвлечение внимания - это непроизвольное ее перемещения с одного объекта на другой. Оно вызывается действием посторонних раздражителей. Особенно активно отвлекают внимание те раздражители, действующие внезапно и характеризуется значительной силой, а также те, которые связаны с эмоциями.

Рассеянность - это негативная сторона внимания, что проявляется в неспособности человека концентрироваться на определенном объекте в течение длительного времени. Можно назвать два вида рассеянности. Первый вид ее бывает при слишком большой сосредоточенности на определенной деятельности, благодаря чему человек замечает ничего вокруг себя. Она не слышит обращенных к ней вопросов, не узнает знакомых, отвечает так. Совершенно иной вид рассеянности, когда ученик не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться; внимание его все время перескакивает с одного объекта на другой.

К свойствам внимания относят его объем, который определяется количеством одновременно четко воспринятых объектов. Установлено, что при восприятии множества простым объектов в интервале времени 0,07-0,1 секунды объем внимания у взрослого человека равен в среднем элементам. Объем внимания зависит от особенностей восприятия объектов. Объем внимания младших школьников очень ограничен. С возрастом он расширяется. Основным условием увеличения объема внимания является формирование умений группировать, систематизировать, объединять по содержанию материал, который воспринимается .

Рассмотренные свойства внимания не являются постоянными для той или иной личности. Они развиваются в процессе жизни, их можно приобрести, развить и укрепить путем специальных тренировок.

Вопрос № 46 . Понятие о внимании: функции, свойства, виды. Развитие внимания.

Внимание – избирательная направленность сознания человека на определенный объект (предмет, явление), сосредоточенность на нем при одновременном отвлечении от др.

В. Вундт : внимание – субъективная сторона явлений сознания, апперцепция – их объективный результат. Внимание - процесс апперцепции, сопровождаемый чувством внутреннего усилия.

Э. Титченер: внимание – сенсорная ясность.

Джемс: внимание – пристрастное, осуществляемое посредством умственной деятельностью, обладание в ясном и четком виде одним из нескольких одновременно возможных рядов мысли (селекция). Внимание – необходимый универсальный психический процесс, оно есть везде, но его содержание и специфику выделить очень трудно. Для этого его нужно рассматривать на уровне деятельности в целом. Две основные характеристики внимания: 1) необходимость селекции материала, 2) образование прошлого опыта (для сохранения нужно удерживать его некоторое время в сознании, необходима активность субъекта). Внимание как усилие сознания, которое имеет ограниченный ресурс.

Функции внимания:

отбор значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям данной деятельности, воздействий;

игнорирование несущественных, побочных, конкурирующих воздействий;

удержание (сохранение) данной деятельности до тех пор, покане завершится познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель;

регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание может проявляться как в сенсорных, так и в мнемонических, мыслительных и двигательных процессах.

Виды внимания (по Добрынину) – в основе степень активности субъекта:

1 . Непроизвольное внимание (пассивное) – это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей (возникает и поддерживается независимо от сознания человека). Новизна, интерес, интенсивность раздражителя, эмоциональная окрашенность определяют возникновение непроизвольного внимания. Его можно разделить на 3 вида: вынужденное (мы всегда должны реагировать на стимул); эмоциональное (стимул, связанный с потребностью в зависимости от индивидуального опыта); привычное / профессиональное (определяется сугубо индивидуальным опытом).

2. Произвольное внимание (активное-волевое) – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, требует волевого усилия. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность,завыполнение которой человек несет ответственность. Существует ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточенное внимание, например, практическое действие. Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека.

3. Послепроизвольное внимание целенаправленныйхарактер, первоначально требует волевых усилий, затем человек «входит» в работу. Послепроизвольное внимание связано с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами, но почти нет волевых усилий.

Свойства внимания :

1. Устойчивость внимания – способность внимания определенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Влияет на устойчивость внимания и активная деятельность с объектом внимания.

2. Концентрация внимания - способность человека сосредотачиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего остального (степень или интенсивность сосредоточенности внимания.

3.Распределение внимания - способность человека выполнять несколько видов деятельности (возможность чел удерживать в сознании одновременно несколько разнородных объектов, выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновремененных операций). Распределение внимания зависит от того, насколько связаны друг с другом различные объекты, насколько автоматизированы действия, между которыми распределяется внимание. Чемтеснее эти связи, тем легче осуществляется распределение внимания.

4.Переключаемость внимания - сознательное и осмысленное перемещение внимание с одного объекта на другой (заключается в способности быстро выключаться из одних установок и включаться в другие, новые).

5. Объем внимания - измеряется тем кол-вом объектов, кот воспринимаются одновременно с одинаковой степенью ясности и отчетливости (7+-2). Объем внимания – изменчивая величина и зависит от того, насколько связано между собойтосодержание, на которое направлено внимание и от умения осмысленно связывать и структурировать материал (Рубинштейн).

6. Отвлекаемость внимания - непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой, возникает при действии посторонних раздражителей на человека занятого в этот момент другой деятельностью, м.б.: внешние раздражители и внутренние – возникает под влиянием сильных эмоций, переживаний.

7. Рассеянность внимания – под этим названиям обычно понимают два разных явления: 1) чрезмерный результат углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя (мнимая рассеянность); 2) когда человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться (подлинная рассеянность неустойчивость и отвлекаемость). Различные свойства внимания в значительной мере независимы друг от друга: внимание хорошее в одном отношении, м.б. плохим в другом, направлении, высокая концентрация внимания может соединяться со слабой переключаемостью (рассеянный ученый).

Внимание неразрывно связано с сознанием. Если представить наше сознание графически, то следует нарисовать два круга (большой – зона неясного сознания, малый, который в нем – зона отчетливого сознания или зона восприятия. Внимание проявляется внутри восприятия, мышления; является стороной всех познавательных процессов сознания, в которых они выступают как деятельность (Рубинштейн). Высшие формы произвольного внимания возникают у человека в процессе труда. Они продукт исторического развития. Труд направлен на удовлетворение потребностей человека. И сам по себе он может не вызывать непосредственного интереса, поэтому выполнение этой деятельности требует перехода непроизвольного внимания в произвольное внимание:

1) Внимание может быть произвольным , т.е. обладать первой чертой ВПФ.

2) Произвольное внимание имеет место там, где предмет, на который оно направляется сам по себе его не привлекает. Поэтому, произвольное внимание носит опосредованный характер. Это вторая черта ВПФ.

3) Внимание носит социальный характер, потому что произвольное Внимание «есть приспособление к условиям высшей социальной жизни» (Т. Рибо). Произвольное внимание социальное явление, которое появилось благодаря труду и обществу.

Проблема развития внимания

1) Развитие произвольного внимания тесно связано с формированием у ребенка волевых качеств. В школьном возрасте по мере расширения интересов и приучения к систематическому труду, восприятие ребенка как непроизвольное, так и произвольное продолжает развиваться.

Рубинштейн: а) в педагогическом процессе надо использовать непроизвольное внимание, б) содействовать развитию произвольного внимания. Надо использовать эмоциональный фактор (напр, яркость наглядных пособий), но заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения, трудовой деятельностью.

2) В развитии внимания ребенка существенным является его интеллектуализация: Внимание сначала опирается на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи, отсюда расширяется объем внимания. Выводы: Произвольное является одним из проявлений волевого типа деятельности; – способность к произвольному вниманию формируется в систематическом труде (Рубинштейн).

Историческое развитие восприятия пытался проследить Выготский в своей культурно-исторической концепции: История развития внимания ребенка есть история развития организованности его поведения:

1) Первые недели-месяцы жизни – появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2) Конец 1-го года возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольных функций.

3) Начало 2-го года – обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструментов взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.

4) 2-3 года – достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного восприятия.

5) 4,5-5 лет – появление способности направлять восприятие под влиянием сложной инструкции взрослого.

6) 5-6 лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства). Дошкольное развитие характеризуется преобладанием внешне опосредованного восприятия, т.е. восприятия, вызванного факторами внешней среды.

7) Школьный возраст – дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания. Характеризуется бурным развитием внутреннего внимания, т.е.внимания, опосредованного внутренними установками ребенка.

Выготский: Первоначально внимание ребенка осуществляется при помощи наследственных нервных механизмах организма по принципу доминанты. В доминантном нервном процессе. заложены органические основы внимания. У новорожденного есть только две доминанты - пищевая и связанная с переменой положения. Только потом у него появляется зрительная, слуховая и др. В основе развития внимания в этот период лежит органический процесс роста, созревания и развития нервного аппарата. Процессы развития внимания. не прекращаются. в течении. жизни и лишь происходит. некоторое. замедление темпов. В истории развития внимания. 2 линии: натуральная и культурная. Культурная начинается тоже в самом. раннем детстве при первых социальных. контактах ребенка. Состоит в том, что ребенок по мере врастания в окружающую соц. среду развивает и формирует ту основную операцию соц. поведения личности, которая. называется произвольным вниманием. Для того, чтобы проследить генетическую. историю этих высших механизмов внимания он использовал. историко-генетический метод. Ребенок стоял перед задачей овладеть процессом своего внимания посредством внешних. стимулов.

Добрынин. Внимание - направленность и сосредоточенность нашей деятельности. Внимание не является вне деятельной активности, а скорее ее добавочный феномен. Активность личности выражается и во внимании. И наше внимание (как и активность) отличается различными степенями и характерами активности: от пассивности до полной сознательности.

1. крайняя степень пассивности - вынужденное внимание из-за чрезвычайно сильных раздражений, экстенсивные влияния.

2. внимание вызывает соответствующий раздражитель нашему внутреннему состоянию, когда этот раздражитель поддерживает или противоречит. нашим желаниям.

3. нет полной активности и тогда, когда внимание. определенно целиком прошлым опытом, привычками (пассивное / непроизвольное внимание)

4. то, что связано с сознательно поставленными целями, что связано с нашей волей (то, что «надо»)

5. не совпадает ни с произвольным. ни с непроизвольным - если сначала читаем книгу из-за «надо» (произвольное внимание), а потом очень ей увлекаемся (непроизвольное)

Интересную теоретическую концепцию внимания предложил Гальперин . Основные положения этой концепции сводятся к следующему:

1. внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека;

2. по своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым;

3. в отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата;

4. внимание как самостоятельный, конкретный акт, выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время, как внимание способствует его улучшению;

5.во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения;

6.произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану;

7.все известные акты внимания являются результатом формирования новых умственных действий.

Вид внимания

Основные характеристики

Механизмы функционирования

Условия возникновения

Непроизвольное

(естественное)

Отсутствие цели и волевой регуляции

Легкость возникновения и переключения

Доминанта

Ориентировачный рефлекс

Действие сильного контрастного эмоционального насыщенного значимого раздражителя

Произвольное

(искусственное)

Направленность в соответствии цели наличие волевой регуляции сопровождается утомлением

Вторая сигнальная система (речь)

Включение в деятельность, постановка цели

Послепроизвольное (открыл Добрынин)

Целенаправленность отсутствуют волевые усилия и утомления

Доминанта, которая характеризует возникающий в процессе данной деятельности интерес

Возникновение стойкого интереса к выполняемой деятельности

Физиологические основы внимания : внимание не имеет никакого специального нервного центра. Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы. Но оно означает наличие участков с повышенной и пониженной возбудимостью, взаимосвязанных в своей деятельности по закону отрицательной индукции: когда в каком-то определенном участке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, то одновременно по индукции в других участках коры, не связанных с выполнением данной деятельности, возникает торможение, затухание или даже полное прекращение нервного процесса, в результате чего одни центры оказываются возбужденными, другие – заторможенными.

Внимание обеспечивается за счет явления доминанты: наличие в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга участка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, господствующего (доминирующего) над остальными частями коры. В результате этого и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.

Произвольное внимание формируется из непроизвольного. Но произвольное внимание может переходить в непроизвольное. Высшие формы произвольного внимания возникают у человека в процессе труда. Они продукт исторического развития. Труд направлен на удовлетворение потребностей человека. Продукт этого труда представляет поэтому непосредственный интерес. Но получение этого продукта связано с деятельностью, которая по своему содержанию и способу исполнения может не вызвать непосредственного интереса. Поэтому выполнение этой деятельности требует перехода от непроизвольного к произвольному вниманию. При этом внимание должно быть тем более сосредоточенным и длительным, чем более сложной становится трудовая деятельность человека в процессе исторического развития. Труд требует и он воспитывает высшие формы человеческого внимания.

Психологические теории внимания . Одну из наиболее известных теорий предложил Рибо. Он считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Непроизвольное внимание так же всецело зависит от аффективных состояний.

Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но так же определенными изменениями физического и физиологического состояние организма. Как чисто физиологическое состояние внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и др. реакций.

Основную роль движений Рибо обозначил следующим образом. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Для органов чувств – зрения и слуха – внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением. Усилие, которое мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая внимание в чем-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающее впоследствии отвлечение внимания связано. Как правило, с мышечным переутомлением.

Двигательный эффект внимания, по Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание.

Внимание - это способность сконцентрироваться на одном конкретном объекте для его познания или изучения. Внимание направлено на то, чтобы помочь индивиду максимально успешно ориентироваться в окружающем мире. При этом оно устроено таким образом, что когда мы сознательно концентрируемся на нужном объекте, все остальные как-бы расплываются и теряют свою яркость. Таким образом, определение внимания таково — это природой предназначенная общая опция для максимально легкого и эффективного познания чего-либо.

Также внимание является как самостоятельной единицей психических свойств человека, так и в то же время спутником других процессов мозговой деятельности. К примеру, мы вполне способны слушать с вниманием или невнимательно, с тем же успехом говорить, смотреть, выполнять любые действия.

Виды

Внимание человека бывает двух видов: произвольное и непроизвольное. Непроизвольное еще называют пассивным, а произвольное - активным.

Рассмотрим каждый из видов подробнее.

возникает само собой, и не зависит от воли человека. То есть, для того, чтобы оно случилось, никаких усилий человеку прикладывать не нужно. Этот вид внимания фиксирует в сознании те моменты, которые каким-то образом попадают в наше поле зрения, и то, что мы воспринимаем своими органами чувств, специально на этом не концентрируясь.

А вот произвольным видом внимания управляет сам человек — по своей собственной воле и желанию. Он может сконцентрировать внимание, например, на том материале, который ему необходимо освоить для учебы. Или сосредоточиться на доске, где преподаватель объясняет новую тему.

Произвольное внимание человека — это осознанная общая опция, а непроизвольное, соответственно — неосознанная. Эта характеристика внимания необходима для того, чтобы работать, учиться, применять свои знания и навыки в жизни.

Но следует заметить, что уже достаточно давно существуют техники, позволяющие помочь человеку освоить какой-то материал или приобрести определенные навыки через непроизвольное внимание. Например, когда в поле зрения человека на его рабочий стол кладется картинка или надпись с нужной информацией, человек непроизвольно, то есть не прикладывая к этому сознательных усилий, ее запоминает.

Некоторые психологи еще рекомендуют в этой классификации выделять и третий вид внимания — послепроизвольный. Этот вид имеет характеристики непроизвольного, но возникает после произвольного. Приведем пример: человек, приложив определенные усилия к «вхождению» в тему, затем углубляется в нее и работает уже практически на автомате, непроизвольно.

Свойства

Следует отметить, что эти свойства характерны для обоих видов человеческого внимания. Еще одно название — механизмы внимания, их на сегодняшний день известно пять:

    .

    Это максимальная общая продолжительность времени, которую индивид способен посвятить одному объекту.

    .

    Эта характеристика внимания имеет врожденное свойство, дается человеку генетически, это его физиологические основы. Но при помощи тренировок в течение жизни уровень доступного объема можно существенно увеличить.

    Объем внимания можно измерить, это то максимальное количество объектов или информации, на котором человека может одновременно сконцентрироваться без ущерба и ясности познания для каждого из них. Средний человек способен одинаково ярко воспринимать 4-5 объекта, максимально 7-9. То, что свыше девяти - уже не воспринимается. Поэтому для продуктивной работы многие тайм-менеджеры рекомендуют одновременно иметь в поле своего зрения не более 7-9 стикеров с напоминалками-заданиями — большее их количество уже сделает работу неэффективной.

  1. Распределяемость.

    Это то определенное количество действий, которые может одновременно осуществлять индивид без ущерба для каждого из этих действий.

    Структура внимания среднего человека построена таким образом, что одновременно мы можем совершать один-два действия без ущерба их качеству. Иногда - три-четыре, если эти действия достаточно простые. К примеру — говорить по телефону, помешивать суп на плите, грызть семечки и поглаживать ногой кошку. Это четыре одновременных действия, которые может выполнить практически любой человек. Но если эти процессы, требующие внимания, усложнить, то подобное станет невозможным, поскольку физиологические основы человека не позволяют ему выходить за рамки предусмотренных функций. Но, говорят, Цезарь был способен одинаково успешно выполнять 12 действий одновременно. Интересно, что это были за действия.

  2. Переключаемость.

    Это определение внимания отвечает за быстроту, с которой человек переходит от одного действия к другому. Если эта опция достаточно быстрая, то человек может практически моментально переключиться с выполнения рабочего задания на, скажем, прослушивание анекдота своего коллеги. Но как правило, среднему человеку требуется некоторое количество времени, чтобы отодвинуть мысленно предыдущее занятие и сконцентрироваться на новом.

    При этом, если одно из действий доведено до автоматизма, оно не потребует приложения усилий для переключения. К примеру, водитель со значительным стажем спокойно может вести машину - что довольно сложное занятие — и одновременно поддерживать беседу со своим пассажиром.

  3. Сосредоточенность.

    Сосредоточенность - это способность внимания максимально концентрироваться на каком-то одном объекте при одновременном отвлечении от остальных. Развитие внимания в онтогенезе «оснастило» человека такой вот полезным свойством. Некоторые ученые называют это свойство концентрацией.

Рассеянность

Следует иметь в виду, что ни одно действие не может протекать эффективно, а в некоторых случаях и безопасно, без достаточной доли внимания. Часто так бывает, что вроде бы все слышали и видели, но ничего не усвоили и не запомнили. Также при полной концентрации на чем то одном — своих мыслях, к примеру, человек может совершенно не замечать того, что делается у него перед носом.

Учеными-психологами давно изучается такое , как рассеянность. Вернее, это свойство считается дефектом. При наличии человек не может сконцентрироваться на чем-то одном, его постоянно «уносит» мысленно, он отвлекается.

Многие школьники, особенно в младших классах, страдают от своей рассеянности. Большинство детей со временем, натренируют процессы своего внимания и будут способны воспринимать объяснения учителя и выполнять свои задания достаточно эффективно. Но некоторые так и не смогут преодолеть это барьер рассеянности. Как правило, у детей, чье внимание рассеянно — низкая успеваемость и неважные перспективы, поскольку любая сколько-нибудь ответственная работа требует концентрации.

Но следует заметить, что иногда рассеянность включает механизмы внимания совсем другого типа. К примеру, многие гении-ученые славились своей рассеянностью. Большинство из них не замечало, что на них надето, что они едят, где живут и т.д. Они могли думать только о своих исследованиях. В этом случае люди сознательно максимально сконцентрировались на чем-то одном — а все остальное так же сознательно отпустили, чтобы не отвлекало от главного.

Зачем нам развивать внимание

Дело в том, что наличие развитого внимания в психологическом портрете человека говорит о таких его полезных качествах, как:

  • Наблюдательность. Весьма полезное определение внимания, которое может пригодиться человеку во многих сферах деятельности.
  • Способность максимально адекватно и правдиво воспринимать окружающий мир.
  • Быстрая реакция. Структура внимания в этом случае предусматривает возможность развития быстрой переключаемости.
  • Более глубокие чувства и эмоции. Это основы психо-эмоционального здоровья человека.
  • Способность к обучению. Хорошо развитое тренированное внимание может помочь человеку концентрироваться и достаточно успешно выполнять даже малоинтересную и нудную работу, что бывает очень полезно в жизни.

У некоторых людей внимание развито прекрасно, у других - слабо. Но хорошая новость в том, что внимание человека в психологии давно научились тренировать. Обычно для этого рекомендуют использовать картинки, которые встречаются во многих периодических журналах, особенно в детских. Ведь внимание представляет собой, по сути, мускул, который развивается.

Автор статьи: Сазонов Михаил

Определение внимания

Определение

Способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» да одном объекте с целью его изучения (познания).

Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) , когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени) , распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей) , возможность переключения.

Сущность процесса

Внимание – один из тех познавательных процессов, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Классификация

Внимание человека обладает пятью основными свойствами:

Устойчивость (способность в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте),

Сосредоточенность (способность сконцентрировать свое внимание на одном объекте при этом отвлечении от других),

Переключаемость (перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной),

Распределение (способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности),

Объем (размер информации которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания).

Развитие процесса

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным.

Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д.

Этапы развития

1. Первые две недели жизни – проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни – возникновение ориентировочно - исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни – зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкция взрослого.

4. Второй – третий год жизни – развитие произвольного внимания.

5. Четыре с половиной – пять лет – направление внимания на сложные инструкции взрослого.

6. Пять – шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций.

7. Школьный возраст – развитие и совершенствование произвольного внимания.