Утопленница краткое. Майская ночь, или утопленница

В рамках проекта "Гоголь. 200 лет" РИА Новости представляет краткое содержание произведения "Майская ночь, или Утопленница" Николая Васильевича Гоголя - третьей повести цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Тихим и ясным вечером, когда девушки и парубки собираются в кружок и поют песни, молодой козак Левко, сын сельского головы, подойдя к одной из хат, песнею вызывает ясноокую Ганну. Но не сразу выходит робкая Ганна, боится она и зависти девушек, и дерзости парубков, и материнской строгости, и еще чего-то неясного. Нечем Левке утешить красавицу: отец его снова притворялся глухим, когда заговаривал он о женитьбе.

Сидя на пороге хаты, спрашивает Ганна о доме с забитыми ставнями, что отражается в темной воде пруда. Левко рассказывает, как живший там сотник с дочкой, «ясною панночкой», женился, но невзлюбила мачеха панночку, изводила ее, мучила и заставила сотника выгнать дочь из дому. Бросилась панночка с высокого берега в воду, стала главною над утопленницами и однажды утащила мачеху-ведьму в воду, но та сама обратилась в утопленницу и тем избегла наказания. А на месте того дома собираются строить Винницу, для чего и приехал нынче винокур. Тут Левко распрощался с Ганною, услышав возвращавшихся парубков.

После известного описания украинской ночи в повествование врывается изрядно подгулявший Каленик и, кроя на чем свет стоит сельского голову, «косвенными шагами», не без помощи лукавых дивчин, ищет свою хату. Левко же, распрощавшись с товарищами, возвращается и видит Ганну, говорящую о нем, Левке, с кем-то неразличимым в темноте. Незнакомец бранит Левка, предлагая Ганне свою, более серьезную любовь. Неожиданное появление проказливых парубков и ясной луны открывает разгневанному Левке, что незнакомец сей — отец его. Спугнув голову, он подговаривает парубков проучить его. Сам же голова (о коем известно, что некогда он сопровождал царицу Екатерину в Крым, о чем любит при случае поминать, ныне крив, суров, важен и вдов, живет несколько под каблуком своей свояченицы) уже беседует в хате с винокуром, когда ввалившийся Каленик, беспрестанно браня голову, засыпает на лавке.

Питая все возрастающий гнев хозяина, в хату, разбив стекло, влетает камень, и винокур уместным рассказом о теще своей останавливает проклятия, закипающие на устах головы. Но оскорбительные слова песни за окном вынуждают голову к действиям.
Пойман и брошен в темную комору зачинщик в черном вывороченном тулупе, а голова с винокуром и десятским отправляются к писарю, дабы, изловив буянов, сей же час «резолюцию им всем учинить». Однако писарь сам уж изловил такого же сорванца и водворил его в сарай. Оспаривая друг у друга честь этой поимки, писарь и голова прежде в коморе, а затем и в сарае находят свояченицу, которую хотят уже и сжечь, сочтя чертом. Когда новый пленник в вывороченном тулупе оказывается Калеником, голова впадает в бешенство, снаряжает оробевших десятских непременно изловить зачинщика, суля немилосердную расправу за нерадение.

Об эту пору Левко в черном своем тулупе и с измазанным сажею лицом, подойдя к старому дому у пруда, борется с овладевающей им дремотой. Глядя на отражение господского дома, замечает он, что окно в нем отворилось, и мрачных ставней вовсе нет. Он запел песню, и затворившееся было окно вновь открылось, и показалась в нем ясная панночка. Плача, жалуется она на укрывшуюся мачеху и сулит Левку награду, если он сыщет ведьму среди утопленниц. Левко глядит на водящих хороводы девушек, все они бледны и прозрачны, но затевают они игру в ворона, и та, что вызвалась быть вороном, кажется ему не такой светлой, как прочие. А когда она хватает жертву и в глазах ее мелькает злоба, «Ведьма!» — говорит Левко, и панночка, смеясь, подает ему записку для головы.

Тут проснувшегося Левку, что держит-таки в руке клочок бумаги и клянет свою неграмотность, хватают десятские с головою. Левко подает записку, что оказывается писаною «комиссаром, отставным поручиком Козьмой Дергачом-Дришпановским» и содержит среди возбранений голове приказ женить Левка Макогоненка на Ганне Петрыченковой, «а также починить мосты по столбовой дороге» и другие важные поручения. На вопросы обомлевшего головы Левко придумывает историю встречи с комиссаром, посулившим якобы заехать к голове на обед. Ободренный такою честью голова сулит Левке помимо нагайки назавтра и свадьбу, заводит свои вечные рассказы про царицу Екатерину, а Левко убегает к известной хате и, перекрестив в окошке спящую Ганну, возвращается домой, в отличие от пьяного Каленика, что все еще ищет и не может найти своей хаты.

Материал предоставлен интернет-порталом briefly.ru, составитель Е. В. Харитонова

Повесть «Майская ночь, или Утопленница» Гоголя Николая Васильевича стала частью русской классики. Она одновременно и смешная, и страшная, как и все произведения Николая Васильевича. Несмотря на это, повесть "Майская ночь, или Утопленница" считается одним из лучших произведений всего цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки".

О повести

Повесть «Майская ночь» написана в 1830 году. «Майская ночь, или Утопленница» является одним из произведений из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки», которое на сегодняшний день считается шедевром русской классики.

Творчество Николая Гоголя всегда отличалось тем, что автор использовал в нем множество украинских и российских мифов и легенд, и «Майская ночь, или Утопленница» не стала исключением.

Если говорить о кратком содержании «Майской ночи, или Утопленницы», то слишком кратко рассказать о лирической истории, полной трагических событий, не получится. Рекомендуется прочитать произведение полностью, потому как в кратком содержании читатель не найдет всех тех авторских «изюминок», которые он в нее вложил.

Главные герои

Главных героев в «Майской ночи, или Утопленнице» всего несколько, несмотря на большое количество действующих лиц.

Однако не стоит перечислять всех, кто встречается в произведении. Выделить стоит лишь самых основных, о которых и будет написано краткое содержание «Майская ночь, или Утопленница».

Левко - главный герой, молодой парень, влюбленный в девушку, на которой долгое время не мог жениться. Все события разворачиваются вокруг него, именно благодаря ему и появилась повесть об утопленницах.

Ганна - возлюбленная Левко, которая так же сильно любит своего друга. Именно благодаря своей любви к Ганне, Левко решается на смелый поступок.

Отец Левка, как и сын, влюблен в Ганну. Именно он бранит и ругает его перед возлюбленной, предлагая ей более серьезные отношения, чем может дать Ганне его сын. Отец Левка очень долгое время не давал согласия на брак сына с Ганной, не объясняя причины, которой стала его собственная любовь к девушке.

Панночка - молодая и красивая девушка, которая по легенде стала утопленницей и долгое время не могла найти упокоения из-за своей мачехи, которая выжила ее из дома.

Мачеха панночки - злобная и жестокая женщина, которая манипулировала ее отцом, чтобы избавиться от красивой и юной девушки.

Краткое содержание «Майская ночь, или Утопленница»

Произведение Николая Васильевича полюбилось не только российским читателям. Краткое содержание "Майской ночи, или Утопленницы" ищут и за рубежом, а многие ищут и полную версию книги в интернете.

События разворачиваются в украинской деревне, тихим и теплым вечером. С момента, как день в деревне оканчивается, все рабочие, и девушки, и мужчины, решают отдохнуть. Девушки и парни гуляют, поют песни. В центре сюжета сын сельского головы - молодой и полный жизни парень по имени Левко. С наступлением темноты, он навещает свою возлюбленную - Ганну. Он долго поет под ее окном песни, однако любимая все никак не выходит. Ганна боится рассердить свою мать, которая очень разозлится, если узнает, что у дочери любовь с местным парнем. В конце концов, Ганна выходит и просит быть Левко осторожнее. Парень ничем не может обрадовать свою возлюбленную, потому как отец по-прежнему никак не реагирует на просьбы сына позволить ему жениться на Ганне.

Сельская легенда

Тут Левко рассказывает девушке одну легенду, которая уже много лет слышится от всех казаков. Он говорит об одной панночке, которая жила с отцом. Она была очень добрая, красивая и совсем молодая. Однажды отец женится на другой женщине, которая сразу невзлюбила панночку. Сначала она всячески издевалась над девушкой, заставляла делать всю самую тяжелую работу, а в итоге заставляет мужа выгнать свою дочь из дома.

Околдованный чарами подлой и жестокой женщины, отец выгоняет свою дочь. Девушка, отчаявшаяся найти свое счастье в родном краю, отвергнутая самым близким человеком, идет к реке, где сбрасывается с крутого обрыва. Девушка становится утопленницей и берет вверх над другими девушками, которые, так же, как и она, когда-то прыгнули с этого обрыва.

Время шло, а девушка мечтала отомстить своей мачехе. И однажды, когда мачеха пришла к реке, панночка заманила ее в воду. Вот только утонула злая женщина и стала одной из утопленниц, избежав, таким образом, наказания.

Разочарование

Рассказав историю Ганне, Левко прощается с нею и уходит. Спустя некоторое время он проходит мимо ее дома и видит возлюбленную с каким-то мужчиной. Левко пытается присмотреться, но в темноте совсем не видно лица парубка. Тогда парень решает подкрасться поближе и подслушать разговор Ганны и неизвестного гостя.

Когда Левко добирается до ближайших кустов и слышит разговор, он понимает, что мужчина, пришедший к его возлюбленной, - это его отец. В ужасе слушает главный герой тот разговор, который ведется между его любимой и его отцом. Сельский голова ругает своего сына, говорит, что он еще не созрел для женитьбы на такой прекрасной девушке.

Отец Левка признается Ганне в любви и обещает ей те серьезные отношения, которые его сын никогда не сможет дать девушке. Однако Ганна говорит, что любит Левко и замуж пойдет только за него.

Завершение прекрасной повести

Недолго думая, Левко решает отомстить своему отцу. Избавившись от сельского головы, он подговаривает местных казаков, чтобы те ему помогли. Тем самым он отвлекает местного писаря и голову. Сам Левко направляется к той реке, где не находят себе покоя утопленницы, чтобы просить у них помощи.

Придя к обрыву, он видит дом, в котором жила та самая девушка. Он начинает петь, звать ее и совсем скоро из окна выглядывает прекрасная молодая девушка. Левко просит ее о помощи. Взамен девушка просит освободить ее, чтобы она могла, наконец, отомстить своей злой мачехе. Левко нужно всего лишь найти именно ту женщину, которая и была мачехой.

Все утопленницы встают в один ряд, и Левко удается сразу угадать нужную ему девушку - она отличается от других более темным цветом кожи. Главная из утопленниц смеется, благодарит Левко и протягивает ему бумагу, на которой написано несколько приказов. Один из них гласил, что сельский голова обязан дать согласие на свадьбу Левко и Ганны. Там были и еще несколько приказов на небольшие сельские дела, например, восстановить старый мост.

Именно так и заканчивается повесть Николая Гоголя "Майская ночь, или Утопленница".

Николай Васильевич Гоголь

«Майская ночь, или Утопленница»

Тихим и ясным вечером, когда девушки и парубки собираются в кружок и поют песни, молодой козак Левко, сын сельского головы, подойдя к одной из хат, песнею вызывает ясноокую Ганну. Но не сразу выходит робкая Ганна, боится она и зависти девушек, и дерзости парубков, и материнской строгости, и ещё чего-то неясного. Нечем Лёвке утешить красавицу: отец его снова притворялся глухим, когда заговаривал он о женитьбе. Сидя на пороге хаты, спрашивает Ганна о доме с забитыми ставнями, что отражается в тёмной воде пруда. Левко рассказывает, как живший там сотник с дочкой, «ясною панночкой», женился, но невзлюбила мачеха панночку, изводила ее, мучила и заставила сотника выгнать дочь из дому. Бросилась панночка с высокого берега в воду, стала главною над утопленницами и однажды утащила мачеху-ведьму в воду, но та сама обратилась в утопленницу и тем избегла наказания. А на месте того дома собираются строить Винницу, для чего и приехал нынче винокур. Тут Левко распрощался с Ганною, услышав возвращавшихся парубков.

После известного описания украинской ночи в повествование врывается изрядно подгулявший Каленик и, кроя на чем свет стоит сельского голову, «косвенными шагами», не без помощи лукавых дивчин, ищет свою хату. Левко же, распрощавшись с товарищами, возвращается и видит Ганну, говорящую о нем, Лёвке, с кем-то неразличимым в темноте. Незнакомец бранит Лёвка, предлагая Ганне свою, более серьёзную любовь. Неожиданное появление проказливых парубков и ясной луны открывает разгневанному Лёвке, что незнакомец сей — отец его. Спугнув голову, он подговаривает парубков проучить его. Сам же голова (о коем известно, что некогда он сопровождал царицу Екатерину в Крым, о чем любит при случае поминать, ныне крив, суров, важен и вдов, живёт несколько под каблуком своей свояченицы) уже беседует в хате с винокуром, когда ввалившийся Каленик, беспрестанно браня голову, засыпает на лавке. Питая все возрастающий гнев хозяина, в хату, разбив стекло, влетает камень, и винокур уместным рассказом о тёще своей останавливает проклятия, закипающие на устах головы. Но оскорбительные слова песни за окном вынуждают голову к действиям.

Пойман и брошен в тёмную комору зачинщик в чёрном вывороченном тулупе, а голова с винокуром и десятским отправляются к писарю, дабы, изловив буянов, сей же час «резолюцию им всем учинить». Однако писарь сам уж изловил такого же сорванца и водворил его в сарай. Оспаривая друг у друга честь этой поимки, писарь и голова прежде в коморе, а затем и в сарае находят свояченицу, которую хотят уже и сжечь, сочтя чёртом. Когда новый пленник в вывороченном тулупе оказывается Калеником, голова впадает в бешенство, снаряжает оробевших десятских непременно изловить зачинщика, суля немилосердную расправу за нерадение.

Об эту пору Левко в чёрном своём тулупе и с измазанным сажею лицом, подойдя к старому дому у пруда, борется с овладевающей им дремотой. Глядя на отражение господского дома, замечает он, что окно в нем отворилось, и мрачных ставней вовсе нет. Он запел песню, и затворившееся было окно вновь открылось, и показалась в нем ясная панночка. Плача, жалуется она на укрывшуюся мачеху и сулит Лёвку награду, если он сыщет ведьму среди утопленниц. Левко глядит на водящих хороводы девушек, все они бледны и прозрачны, но затевают они игру в ворона, и та, что вызвалась быть вороном, кажется ему не такой светлой, как прочие. А когда она хватает жертву и в глазах ее мелькает злоба, «Ведьма!» — говорит Левко, и панночка, смеясь, подаёт ему записку для головы. Тут проснувшегося Лёвку, что держит-таки в руке клочок бумаги и клянёт свою неграмотность, хватают десятские с головою. Левко подаёт записку, что оказывается писаною «комиссаром, отставным поручиком Козьмой Дергачом-Дришпановским» и содержит среди возбранений голове приказ женить Лёвка Макогоненка на Ганне Петрыченковой, «а также починить мосты по столбовой дороге» и другие важные поручения. На вопросы обомлевшего головы Левко придумывает историю встречи с комиссаром, посулившим якобы заехать к голове на обед. Ободрённый такою честью голова сулит Лёвке помимо нагайки назавтра и свадьбу, заводит свои вечные рассказы про царицу Екатерину, а Левко убегает к известной хате и, перекрестив в окошке спящую Ганну, возвращается домой, в отличие от пьяного Каленика, что все ещё ищет и не может найти своей хаты.

Когда на землю украинскую спускается тихий вечер, тогда девушки и парубки собираются в кружок и поют песни. Молодой казак Левко песней вызывает Ганну выйти на крыльцо. Ганна - робкая и застенчивая девушка, которая боится укоров строгой матери, завистливых взглядов своих подружек, дерзких парубков или чего-то сладкого и манящего так, что аж дух захватывает.

Левко, сын сельского головы. Как только он заводит разговор о женитьбе, то отец становится сразу глухим. Ганна выходит на порог своей хаты и садится на крылечке. Она несмело расспрашивает у Левко о доме с закрытыми ставнями, отражение которого видно в пруду, хотя вода очень мутная. Левко рассказывает о том, как когда-то здесь проживал один сотник со своей единственной дочкой. Рано овдовев, он решил жениться, но мачеха невзлюбила красивую панночку, изводила её со свету, а потом и выгнала из дому. Бедная девушка бросилась с высокого берега в воду и утонула. Там вокруг были такие же утопленницы, как и панночка. Однажды она, заманив мачеху сладкими песнями, затащила её в воду. На этом месте хотят построить Винницу. Услышав голоса возвращавшихся парубков, Левко попрощался с Ганной.

Вдруг появляется крепко навеселе Каленник, который, браня сельского голову, ищет свою хату. Левко, поговорив с друзьями, замечает в сторонке свою Ганну и чью-то тень. Они говорят о Левко. Неизвестный ругает Левко, а взамен предлагает свою любовь, ещё краше. Внезапно на небе появилась ясная луна. В незнакомце Левко узнаёт своего отца и, рассердившись, думает проучить его. Пан голова суровый и важный беседует в хате с винокуром, но кто-то, кинув камень в окно, разбивает стекло. Разгневанный голова с винокуром и десятским направляются к писарю, чтобы поймать зачинщиков. Но в тёмном подвале уже сидит один, его поймал писарь. Пленником оказался Каленник.

Левко пытается бороться со сном, смотрит в окно и видит в нём ясную панночку, которая со слезами просит его найти среди утопленниц мачеху. В хороводе утопленниц Левко находит ведьму, а панночка смеётся и подаёт ему записку для головы.

Левко просыпается, его хватает десятский, обнаружив в руке записку, написанную самим комиссаром, где приказано немедленно женить Левко на Ганне, исправить мост и другие поручения. Тут Левко ловко придумывает историю встречи комиссара, который обещает заехать к голове. Обрадовавшись такой новости, голова обещал свадьбу отгулять на следующий день.

Майская ночь или утопленница

В украинском селе — прекрасная пора цветения и тепла. Парубки и девушки никак не могут заснуть... Вот и сын сельского головы — Лев-ко — вызвал на свидание юную красавицу Ганну. Голубит он ее, целует, обнимает. Вместе смотрят они на небо, беседуют об ангелах и Боге. А еще — о будущей свадьбе. Только отец хлопца притворился глухим — на вопрос о благословении на брак не дал ответа, лишь начал браниться, что сын гуляет по ночам.

Ганна расспрашивает парня о старом заброшенном доме над прудом. С ним связана какая-то мрачная история. Какая?

Жил в этом доме некогда сотник с молодой дочкой. Жена у него давно умерла, после долгого вдовства сотник женился на красивой молодой женщине. Оказалась она ведьмой. Невзлюбила ведьма падчерицу, обернулась черной кошкой, пришла ночью в девичью комнатку и кинулась девушке На шею, чтобы задушить ее своими железными когтями. В отчаянии девушка сорвала отцовскую саблю, висевшую на ковре, и рубанула кошку по лапе...

Утром мачеха вышла с перевязанной рукой. Падчерица догадалась, что за кошка приходила к ней ночью. Сотник по наущению мачехи велел дочке работать, как простой мужичке, и не показывать носа в панские покои. А потом и вовсе прогнал из дому. Панночка с горя утопилась в том самом пруду — и стала главной среди русалок. Однажды она подстерегла мачеху на берегу и с криком утащила ее в воду. Но ведьма мигом обернулась на одну из русалок — и никак не узнать, которая из них злодейка.

Простился Левко со своею Ганною. А ночь все длилась...

«Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Вглядитесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раскинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудесный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь!.. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посереди неба...»

Распрощавшись с веселой ватагой хлопцев, Левко решил еще раз пройти мимо хаты любимой девушки. Оказывается, Ганна не спит — некто объясняется ей в любви. Девушка отвечает, что любит Левка, а голос отвечает, что Левко — молокосос. Странно знаком парню этот голос. Ишь ты, грозится выдрать его за чуб! Левко собрался было как следует отколотить нахала — «и остолбенел: перед ним стоял отец его».

Тогда Левко сзывает хлопцев, чтобы «хорошенько побесить голову».

«Гей, хлопцы! Гей, гуляй!»

Голова беседует с гостем об устройстве в селе винокурни. К ним вваливается сельский пьяница Каленик: заплутал он и над ним подшутили девчата, вместо его хаты указали жилище головы. Много хлопот этой майской ночью у головы. Не успел примириться с тем, что пьяница в его хате распоряжается, как в своей, а тут еще большая неприятность: в окно влетел камень и хлопцы заорали оскорбительную песню про кривого голову, который волочится за девчатами. Да, голова крив на один глаз, стар и любит притворяться глухим, когда не хочет слышать того, что ему говорят. Эта особенность даже вошла в поговорку: «Глух, как гоголевский голова».

Бесчинствуют хлопцы — особенно один, в вывороченном тулупе и с рожею, перемазанной сажей. Голова думает, что схватил его и впихнул в комору (кладовку), глядь а там его свояченица, та, что после смерти жены ведет хозяйство. И еще несколько раз приспешники головы ловят «черта в вывороченном тулупе» — и всякий раз это оказывается то та же свояченица, которая уже костерит голову на чем свет стоит, то пьяный Каленик, что всем попадается под руку.

А Левко, который затеял всю эту кутерьму, брел себе в черном тулупе к старому пруду. Он устал, глаза смежались. Запах цветущих яблонь кружил голову.

Внимание парня привлекло отражение старого господского дома в пруду: странно, но вместо ставен были нарядные окна и двери, поблескивала позолота. В окне показалась русоволосая панночка. Левко перевел взгляд с отражения на самый дом: диво! Дом был новый, краски свежие. А в окне — та же самая панночка. Слезы катились по бледному лицу ее: «Парубок! Найди мне мою мачеху!»

Девушки-русалки, легкие, как прозрачные тени, играли при свете месяца в «ворона» — «ворон» должен был поймать «цыплят» . Одна девушка сама вызвалась на роль ворона — и так хищно кидалась на своих товарок, что Левко сразу распознал в ней мачеху и с криком «Ведьма!» указал на нее пальцем. Русалки увели ее, а панночка протянула парубку записку: «Отдай ее своему отцу — и ты сможешь жениться на Ганне».

Тут Левка схватили. Отец со своими прислужниками жаждал выпороть сына, но тот протянул ему записку.

«Комисарова рука!»

Сам комиссар велел голове немедленно женить сына на Ганне. На вопрос, откуда записка, Левко сказал, что встретил комиссара, вылезавшего из брички. Важный начальник передал записку и сказал, что на обратном пути заедет к голове пообедать. Голова раздулся от гордости: «Сам комиссар заедет к нему обедать!» — и дал обещание завтра же обвенчать Левка и Ганну.

Только любимой своей Ганне решил парубок рассказать о случившемся чуде: «Ты одна только поверишь мне и вместе со мною помолишься за упокой души несчастной утопленницы!»

Майская ночь еще длилась, а на селе все уже погрузилось в сон. Молчание изредка только «прерывалось лаем собак, и долго еще пьяный Каленик шатался по уснувшим улицам, отыскивая свою хату».

«Майская ночь, или Утопленница» – третья повесть первой книги «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя .

Тихим майским вечером, во время гуляний парубков и девушек, молодой козак Лёвко, сын деревенского головы, подходит с бандурой к хате своей любимой Ганны. Ганна выходит к нему. Они говорят о своей любви, но на вопрос Ганны о том, согласился ли отец Лёвко на их свадьбу, козак отвечает, что «старый хрен» в разговоре об этом «притворился глухим».

Лёвко и Ганна любуются сельским прудом. На берегу пруда стоит заброшенный, поросший мохом дом. Лёвко рассказывает Ганне легенду о том, что некогда в этом доме жил сотник с красавицей-дочерью. Сотник долго вдовствовал, а потом взял себе молодую, но злобную жену. В первую же ночь после свадьбы залезла в комнату юной панночки чёрная кошка с железными когтями и стала душить её. Дочь сотника схватила отцовскую саблю и отрубила кошке лапу. На следующий день её мачеха не выходила из комнаты, а потом вышла с перевязанной рукой – оказалась она ведьмой. Вскоре сотник выгнал дочь босой на улицу, не дав и куска хлеба. С горя панночка утопилась в пруду и стала главной надо всеми жившими там утопленницами. Увидев раз ночью возле пруда злую мачеху, она бросилась на неё и утащила под воду. Но ведьма обернулась там в одну из утопленниц, и дочь сотника до сих пор не может отличить её от своих подруг, чтобы бить тростниковой плёткой.

Майская ночь, или Утопленница. Художественный фильм по произведению Н. В. Гоголя (1952)

Ганна уходит в хату, а Лёвко возвращается догуливать майскую ночь с парубками. Навеселившись, Лёвко вновь проходит мимо дома Ганны и вдруг видит: она опять стоит на пороге, а какой-то мужчина объясняется ей в любви. Новый поклонник говорит Ганне, что Лёвко – молокосос, которого он может легко избить. Лёвко подходит дать тумака обидчику, но вокруг пробегает компания парней. Ганна скрывается в хате. Тот, кто говорил ей о любви, поворачивается – и Лёвко узнаёт в нём собственного отца, сельского голову. Голова уходит, не заметив сына. Раздосадованный Лёвко собирает парней и подговаривает их в продолжение майской ночной гулянки побесить отца.

Вернувшись домой, голова ужинает с местными винокуром и десятским. Вдруг окно в хате разбивает увесистый камень, брошенный гуляющими парубками. С улицы доносится громкая песня про седого, похотливого голову, который «жмётся к девкам», хотя ему уже пора в гроб. Голова с десятским выбегают на улицу и хватают одного буяна в чёрном тулупе. Даже не разглядывая в темноте лица пленника, хотя тот и голосит женским голосом, голова заталкивает его в тёмную комору и запирает там.

Отправившись дальше по селу, голова встречает сельского писаря с ещё двумя десятскими. Тот сообщает, что хлопцы целыми кучами поют срамные песни про голову, но он успел схватить главного зачинщика, одетого в чёрный тулуп. Голова возражает, что этот зачинщик уже сидит у него в коморе. Они идут к коморе и, открыв её, обнаруживают, что туда была посажена схваченная по ошибке свояченица головы. Та ругает своего родственника последними словами. Компания блюстителей порядка отправляется посмотреть, кого же поймал писарь. Отперев хату, куда тот засадил злоумышленника, они вновь видят перед собой ту же свояченицу. Перепуганный голова собирается поджечь эту присутствующую сразу в двух местах «ведьму». Свояченица насилу успевает объяснить, что едва освободившись из коморы, попала в руки шаловливых парубков, которые перенесли её к писарю, заодно освободив другого сидевшего там узника.

Возглавлявший парней во время всех этих шалостей Лёвко подходит в чёрном тулупе к сельскому пруду и, наслаждаясь красотами майской ночи , впадает в странную полудремоту. Глядя на отражение в пруду заброшенного дома сотника, он с удивлением видит: в нём появились двери и стеклянные окна. Одно из окон вдруг растворяется, и там появляется прекрасная головка панночки-утопленницы. Маня Лёвко рукой, она просит, чтобы он нашёл среди её подруг коварную ведьму-мачеху. Лёвко видит, как из пруда на берег выходят другие утопленницы и начинают, играя, представлять, как ворон ловит цыплят. Козак замечает, что одна из утопленниц, изображая ворона, загорается злобной радостью. «Ведьма!», – указывает он на неё. Обрадованная дочь сотника даёт ему записку и говорит, что если Лёвко передаст её отцу, то это поможет ему жениться на Ганне.

Гоголь. Майская ночь, или Утопленница. Аудиокнига

Лёвко испытывает нечто вроде пробуждения. Всё происшедшее у пруда кажется ему сном, однако полученная от утопленницы записка по-прежнему лежит в руке. К одетому в чёрный тулуп Лёвко с криками подбегают его отец-голова, писарь, десятские и хватают его. Голова изумляется, узнав, что главный нарушитель спокойствия села – его собственный сын. Лёвко подаёт отцу записку. Развернувший её писарь узнаёт почерк их общего начальника – комиссара. В гневных словах недовольный головой комиссар предписывает ему женить сына, Лёвко Макагоненка, на казачке Ганне Петрыченковой и кроме того починить мосты на столбовой дороге. За неисполнение приказа комиссар грозить потребовать голову к ответу.

Лёвко тут же сочиняет выдуманную историю о том, что он якобы прошлым вечером ездил в город, встретил там комиссара, вылезавшего из брички, и получил от него записку. Отец обещает завтра же справить его свадьбу с Ганной, а Лёвко мысленно благодарит добрую панночку-утопленницу.