Тридцатилетняя война и вестфальский мир кратко. Тридцатилетняя война, перевернувшая мир. Вестфальский мирный договор

ТРИДЦАТИЛЕТНЯЯ ВОЙНА (1618–1648) - война габсбургского блока (австрийские и испанские Габсбурги, католические князья Германии, папство) с антигабсбургской коалицией (протестанские князья Германии, Дания, Швеция, Голландия и Франция). Один из первых общеевропейских военных конфликтов, затронувший в той или иной степени практически все европейские страны (в том числе и Россию), за исключением Швейцарии. Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германии, но затем переросла в борьбу против гегемонии Габсбургов в Европе.

Предпосылки:

Великодержавная политика Габсбургов (Со времени Карла V ведущая роль в Европе принадлежала Австрийскому дому - династии Габсбургов).

Стремление папства и католических кругов реставрировать власть Римской церкви в той части Германии, где в первой половине XVI в. победила Реформация

Существование в Европе спорных регионов

1. Священная Римская империя германской нации: противоречия между императором и немецкими князьями, религиозный раскол.

2. Балтийское море (борьба между протестантской Швецией и католической Польшей за терриорию)

3. Раздробленная Италия, которую пытались поделить Франция и Испания.

Причины:

Неустойчивое равновесие, установившееся после Аугсбургского религиозного мира 1555, зафиксировавшего раскол Германии по религиозному принципу, в 1580-х оказалось под угрозой.

В самом конце XVI – начале XVII в. давление католиков на протестантов усилилось: в 1596 эрцгерцог Фердинанд Габсбург, правитель Штирии, Каринтии и Крайны, запретил своим подданным исповедовать лютеранство и разрушил все лютеранские храмы; в 1606 герцог Максимилиан Баварский занял протестантский город Донауверт и превратил его церкви в католические. Это заставило протестантских князей Германии создать в 1608 для «защиты религиозного мира» Евангелическую унию во главе с курфюрстом Фридрихом IV Пфальцским; их поддержал французский король http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/GENRIH_IV.htmlГенрих IV. В ответ в 1609 Максимилиан Баварский образовал Католическую лигу, вступив в союз с главными духовными князьями Империи.

В 1609 Габсбурги, воспользовавшись спором двух протестантских князей за наследование герцогств Юлих, Клеве и Берг, попытались установить контроль над этими стратегически важными землями на северо-западе Германии. В конфликт вмешались Голландия, Франция и Испания. Однако убийство в 1610 Генриха IV предотвратило войну. Конфликт был урегулирован Ксантенским соглашением 1614 о разделе Юлих-Клевского наследства.

Весной 1618 в Богемии вспыхнуло восстание против власти Габсбургов, вызванное уничтожением нескольких протестантских церквей и нарушением местных вольностей; 23 мая 1618 горожане http://www.krugosvet.ru/enc/Earth_sciences/geografiya/PRAGA.htmlПраги выбросили трех представителей императора Матвея (1611–1619) из окон Пражского града (Дефенестрация). К восставшей Богемии примкнули Моравия, Силезия и Лузация. Это событие положило начало Тридцатилетней войне.

Стороны:

На стороне Габсбургов: Австрия, большинство католических княжеств Германии, Испания, объединённая с Португалией, Папский престол, Польша (традиционные консервативные силы). Габсбургский блок являлся более монолитным, австрийские и испанские дома поддерживали связь друг с другом, нередко ведя совместные боевые действия. Более богатая Испания оказывала императору финансовую поддержку.

На стороне антигабсбургской коалиции: Франция, Швеция, Дания, протестантские княжества Германии, Чехия, Трансильвания, Венеция, Савойя, Республика Соединённых провинций, оказывали поддержку Англия, Шотландия и Россия (крепнущие национальные государства). Между ними существовали крупные противоречия, но все они отступили на задний план перед угрозой общего врага.

Периодизация:

(Вне Германии было несколько отдельных конфликтов: Война Испании с Голландией, Война за мантуанское наследство, Русско-польская война, Польско-шведская война и др.)

1. Чешский период (1618-1625)

Император Матвей Габсбург (1612–1619) попытался достичь мирного соглашения с чехами, но переговоры были прерваны после его смерти в марте 1619 и избрания на германский престол непримиримого врага протестантов эрцгерцога Фердинанда Штирийского (Фердинанда II). Чехи заключили союз с трансильванским князем Бетленом Габором; его отряды вторглись в австрийскую Венгрию. В мае 1619 чешские войска под командованием графа Матвея Турна вступили в Австрию и осадили Вену, резиденцию Фердинанада II, но были вскоре из-за вторжению в Богемию имперского генерала Букуа. На Генеральном ландтаге в Праге в августе 1619 представители восставших областей отказались признать Фердинанда II своим королем и избрали на его место главу Унии курфюрста Фридриха V Пфальцского. Однако к концу 1619 ситуация стала складываться в пользу императора, который получил крупные субсидии от папы и военную помощь от Филиппа III Испанского. В октябре 1619 он заключил соглашение о совместных действиях против чехов с главой Католической лиги Максимилианом Баварским, а в марте 1620 – с курфюрстом Иоганном-Георгом Саксонским, крупнейшим протестантским князем Германии. Саксонцы оккупировали Силезию и Лузацию, испанские войска вторглись в Верхний Пфальц. Воспользовавшись разногласиями внутри Унии, Габсбурги добились от нее обязательства не оказывать помощи чехам.

Под командованием генерала Тилли армия Католической Лиги усмирила верхнюю Австрию, пока Имперские войска наводили порядок в нижней Австрии. Затем, объединившись, они двинулись в Чехию, обходя армию Фридриха V, пытавшегося дать оборонительное сражение на дальних рубежах. Сражение произошло около Праги (Битва на Белой Горе) 8 ноября 1620 года. Армия протестантов потерпела сокрушительное поражение. В результате Чехия осталась во власти Габсбургов ещё на 300 лет. Первая фаза войны в восточной Европе окончательно завершилась, когда Габор Бетлен подписал мир с императором в январе 1622, получив себе обширные территории в восточной Венгрии.

Итоги: победа Габсбургов

1. Распад Евангелической Унии и потеря Фридрихом V всех его владений и титула. Фридрих V был изгнан из Священной Римской империи.

2. Чехия пала, Бавария получила Верхний Пфальц, а Испания захватила Пфальц, обеспечив себе плацдарм для очередной войны с Нидерландами.

3. Толчок к более тесному сплочению антигабсбургской коалиции. 10 июня 1624 Франция и Голландия заключили Компьенский договор. К нему присоединились Англия (15 июня), Швеция и Дания (9 июля), Савойя и Венеция (11 июля).

2. Датский период (1625-1629)

Попытка Габсбургов утвердиться в Вестфалии и Нижней Саксонии и провести там католическую реставрацию угрожала интересам протестантских государств Северной Европы – Дании и Швеции. Весной 1625 Кристиан IV Датский, поддержанный Англией и Голландией, начал военные действия против императора. Вместе с войсками Мансфельда и Кристиана Брауншвейгского датчане предприняли наступление в бассейне Эльбы.

Для его отражения Фердинанд II предоставил чрезвычайные полномочия новому главнокомандующему чешскому дворянину-католику Альбрехту Валленштейну. Тот собрал огромную наемную армию и 25 апреля 1626 разбил Мансфельда под Дессау. 27 августа Тилли нанес поражение датчанам при Луттере. В 1627 имперцы и лигисты захватили Мекленбург и все материковые владения Дании (Гольштейн, Шлезвиг и Ютландию).

Но планы по созданию флота для захвата островной части Дании и нападения на Голландию сорвались из-за противодействия Ганзейского союза. Летом 1628 Валленштейн, стремясь оказать нажим на Ганзу, осадил крупнейший померанский порт Штральзунд, но потерпел неудачу. В мае 1629 Фердинанд II заключил Любекский мир с Кристианом IV, возвратив Дании отнятые у нее владения в обмен на ее обязательство не вмешиваться в германские дела.

Католическая Лига стремилась вернуть потерянные по Аугсбургскому миру католические владения. Под её давлением император издал Эдикт о Реституции (1629). Нежелание Валленштейна проводить эдикт в жизнь и жалобы католических князей на его самоуправство заставили императора отправить полководца в отставку.

Итоги:

1. Любекский мир Империи с Данией

2. Начало проведения политики реставрации католицизма в Германии (Эдикт о Реституции). Осложнение отношений между императором и Валленштейном.

3. Шведский период (1630-1635)

Швеция была последним крупным государством, способным изменить расклад сил. Густав II Адольф, король Швеции, стремился остановить католическую экспансию, а также установить свой контроль над балтийским побережьем северной Германии. До этого Швецию от войны удерживала война с Польшей в борьбе за Балтийское побережье. К 1630 году Швеция закончила войну и заручилась поддержкой России (Смоленская война). Шведская армия имела на вооружении передовое стрелковое оружие и артиллерию. В ней не было наёмников, и поначалу она не грабила население. Этот факт возымел положительный эффект.

Фердинанд II зависел от Католической Лиги с тех пор, как распустил армию Валленштейна. В битве при Брейтенфельде (1631) Густав Адольф нанёс поражение Католической лиге под командованием Тилли. Через год они снова встретились, и снова шведы победили, причём генерал Тилли погиб (1632). Со смертью Тилли Фердинанд II снова обратил внимание на Валленштейна. Валленштейн и Густав Адольф сошлись в ожесточённой битве при Лютцене (1632), где шведы с трудом победили, но Густав Адольф погиб.

В марте 1633 Швеция и немецкие протестантские княжества образовали Гейльброннскую лигу; вся полнота военной и политической власти в Германии перешла к выборному совету во главе со шведским канцлером. Но в войсках протестантов стало сказываться отсутствие единого авторитетного военачальника, и в 1634 непобедимые до того шведы потерпели серьёзное поражение в битве при Нердлингене (1634).

По подозрению в измене Валленштейн был отстранён от командования, а затем убит солдатами собственной охраны в замке Эгер.

Итоги: Пражский мир (1635).

Аннулирование «Эдикта о Реституции» и возвращение владений к рамкам Аугсбургского мира.

Объединение армии императора и армий германских государств в одну армию «Священной Римской империи».

Запрет на образование коалиций между князьями.

Легализация кальвинизма.

Этот мир, однако, не мог устроить Францию, так как Габсбурги, в результате, становились сильн

4. Франко-шведский период (1635-1648)

Исчерпав все дипломатические резервы, Франция вступила в войну сама. С её вмешательством конфликт окончательно потерял религиозную окраску, так как французы были католиками. Франция вовлекла в конфликт своих союзников в Италии. Ей удалось предотвратить новую войну между Швецией и Республикой обоих народов (Польшей), которые заключили Штумсдорфское перемирие, что позволило Швеции перебросить значительные подкрепления из-за Вислы в Германию. Французы атаковали Ломбардию и Испанские Нидерланды. В ответ в 1636 испано-баварская армия под командованием принца Фердинанда испанского перешла реку Сомму и вошла в Компьень, а имперский генерал Матиас Галас попытался захватить Бургундию.

Летом 1636 саксонцы и другие государства, подписавшие Пражский мир, повернули свои войска против шведов. Вместе с имперскими силами они оттеснили шведского командующего Банера на север, однако были разбиты в битве у Виттштока. В 1638 в Восточной Германии испанские войска напали на превосходящие силы шведской армии. Избежав разгрома, шведы провели тяжёлую зиму в Померании.

Последний период войны протекал в условиях истощения обоих противоборствующих лагерей, вызванного колоссальным напряжением и перерасходом финансовых ресурсов. Преобладали маневренные действия и небольшие сражения.

В 1642 кардинал Ришелье умер, а через год умер и король Франции Людовик XIII. Королём стал пятилетний Людовик XIV. Его регент, кардинал Мазарини, начал мирные переговоры. В 1643 французы окончательно остановили вторжение испанцев в битве при Рокруа. В 1645 шведский маршал Леннарт Торстенсон разбил имперцев в Битве под Янковом возле Праги, и Принц Конде разбил Баварскую армию в Битве при Нердлингене. Последний выдающийся католический военачальник, граф Франц фон Мерси, погиб в этом сражении.

В 1648 шведы (маршал Карл Густав Врангель) и французы (Тюренн и Конде) разбили имперско-баварскую армию в битве при Цусмаргаузене и при Лансе. Только имперские территории и собственно Австрия оставались в руках Габсбургов.

Итоги : Летом 1648 шведы осадили Прагу, но в разгар осады пришло известие о подписании 24 октября 1648 Вестфальского мира, положившего конец Тридцатилетней войне.

Вестфальский мир.

Вестфальский мир обозначает два мирных соглашения на латыни - Оснабрюкское и Мюнстерское, подписанные 1648 г. и являлся результатом первого современного дипломатического конгресса и положил начало новому порядку в Европе, основанному на концепции государственного суверенитета. Соглашения затронули Священную Римскую империю, Испанию, Францию, Швецию, Нидерланды и их союзников в лице князей Священной Римской империи. До 1806 года нормы Оснабрюкского и Мюнстерского договоров являлись частью конституционного закона Священной Римской империи.

Цели участников:

Франция - разорвать окружение испанских и австрийских Габсбургов

Швеция - добиться гегемонии на Балтике

Священная Римская империя и Испания - добиться меньших территориальных уступок

Условия

1. Терриория: Франция получила Южный Эльзас и лотарингские епископства Мец, Туль и Верден, Швеция – Западную Померанию и герцогство Бремен, Саксония – Лузацию, Бавария – Верхний Пфальц, Бранденбург – Восточную Померанию, архиепископство Магдебург и епископство Минден

2. Была признана независимость Голландии.

Война между Францией и Испанией продолжалась еще одиннадцать лет и закончилась Пиренейским миром 1659.

Значение : Вестфальский мир разрешил те противоречия, которые и привели к Тридцатилетней войне

1. уравнял в правах католиков и протестантов, узаконил конфискацию церковных земель, отменил ранее действовавший принцип «чья власть - того и вера», вместо которого провозглашался принцип веротерпимости, что в дальнейшем снизило значение конфессионального фактора в отношениях между государствами;

2. положил конец стремлению Габсбургов расширить свои владения за счёт территорий государств и народов Западной Европы и подорвал авторитет Священной Римской империи: с этого времени старый иерархический порядок международных отношений, в котором германский император считался старшим по рангу среди монархов, был разрушен и главы независимых государств Европы, имевшие титул королей, были уравнены в правах с императором;

3. согласно нормам, установленным Вестфальским миром, главная роль в международных отношениях, ранее принадлежавшая монархам, перешла к суверенным государствам.

Последствия

1. Тридцатилетняя война была первой войной, затронувшей все слои населения. В западной истории она осталась одним из самых тяжёлых европейских конфликтов в ряду предшественников Мировых войн XX века.

2. Немедленным результатом войны явилось то, что свыше 300 мелких германских государств получили полный суверенитет при номинальном членстве в Священной Римской империи. Эта ситуация сохранялась вплоть до конца существования первой империи в 1806 году.

3. Война не привела к автоматическому краху Габсбургов, но изменила расстановку сил в Европе. Гегемония перешла к Франции. Упадок Испании стал очевиден. Кроме того, Швеция стала великой державой, значительно укрепив свои позиции на Балтике.

4. Главным итогом Тридцатилетней войны стало резкое ослабление влияния религиозных факторов на жизнь государств Европы. Их внешняя политика стала основываться на экономических, династических и геополитических интересах.

5. С Вестфальского мира принято вести отсчёт современной эпохи в международных отношениях.

400 лет назад, в мае 1618 года, возмущенные чехи выбросили из окна крепостной башни Пражского Града двух имперских наместников и их секретаря (все они выжили). Этот, казалось бы, незначительный инцидент, позже названный Второй Пражской дефенестрацией, стал началом Тридцатилетней войны - самого кровопролитного, жестокого и опустошительного военного конфликта в Европе вплоть до мировых войн XX века.

Как во мраке кровавых событий XVII века рождались современная Европа и нынешний миропорядок? На чьей стороне была Россия и кого она тогда кормила? Породила ли Тридцатилетняя война агрессивный германский милитаризм? Есть ли типологическое сходство между ней и нынешними непрерывными конфликтами в Африке и на Ближнем Востоке? На все эти вопросы «Ленте.ру» ответила кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Арина Лазарева.

Самая первая мировая

«Лента.ру»: Некоторые историки, изучающие XVIII век, первым настоящим мировым конфликтом считают Семилетнюю войну. Можно ли так сказать и про Тридцатилетнюю войну XVII века?

Арина Лазарева: Эпитет «мировая» для Семилетней войны связан с тем, что она проходила на нескольких континентах - как известно, она шла не только на европейском, но и на американском театре военных действий. Но мне представляется, что «первой мировой» скорее можно считать именно Тридцатилетнюю войну.

Почему?

Миф о Тридцатилетней войне как о «первой мировой» связан с вовлеченностью в нее практически всех европейских государств. Но в раннее Новое время мир был европоцентричен, и понятие «мир» охватывало прежде всего государства Европы. В Тридцатилетнею войну они разделились на два противоборствующих блока - испанских и австрийских Габсбургов и противостоящую им коалицию. Ту или иную сторону в этом всеобщем конфликте первой половины XVII века пришлось занять почти каждой европейской стране.

Почему Тридцатилетняя война стала для Европы настолько колоссальным потрясением, что ее последствия ощущаются до сих пор?

Что касается колоссального потрясения и травмы, нанесенной Тридцатилетней войной Германии или даже всей Европе, то здесь мы отчасти имеем дело с мифотворчеством немецких историков XIX века. Пытаясь объяснить отсутствие национального германского государства, они стали апеллировать к «катастрофе» Тридцатилетней войны, которая, по их представлениям, разрушила естественное развитие немецких земель и нанесла непоправимую «травму», преодолевать которую немцы начали только в XIX веке. Потом этот миф подхватили немецкая историография XX века и особенно нацистская пропаганда, которой было очень выгодно его эксплуатировать.


Картина Карла Свободы «Дефенестрация»

Изображение: Wikipedia

Если говорить о последствиях войны, ощущающихся до сих пор, то Тридцатилетнюю войну скорее надо рассматривать в позитивном плане. Самое главное ее наследие, сохраняемое до сегодняшнего дня, - это структурные изменения международных отношений, которые приобрели системность. Ведь именно после Тридцатилетней войны в Европе появилась первая система международных отношений - Вестфальская, ставшая своеобразным прообразом для европейского сотрудничества и фундаментом современного миропорядка.

Главным театром военных действий Тридцатилетней войны стала Германия?

Да, уже современники стали называть Тридцатилетнюю войну «немецкой», или «войной немцев», потому что основные боевые действия развернулись в немецких княжествах. Северо-восточные земли, центральная часть Германии, запад и юг - все эти области на протяжении 30 лет находились в беспрестанном военном хаосе.

Очень интересно отзывались о состоянии немецких княжеств в середине 30-х годов XVII века проезжавшие через них англичане. Они писали: «Земля абсолютно безлюдна. Мы видели покинутые и разоренные деревни, которые в течение двух лет предположительно подвергались нападению 18 раз. Ни здесь, ни во всей округе не было ни одного человека». Статистические исследования немецкого историка Гюнтера Франца показывают, что некоторые области (например, Гессен и Бавария) потеряли до половины населения.

Апокалипсис германской нации

Именно поэтому в Германии Тридцатилетнюю войну часто называют «апокалипсисом немецкой истории»?

Это была самая опустошительная война на тот момент в истории Европы. Восприятие войны как апокалипсиса довершила эпидемия чумы, начавшаяся в 1630-е годы, и тяжелейший голод, во время которого, по свидетельству современников, были даже случаи людоедства. Все это очень красочно запечатлено в публицистике - встречаются совершенно жуткие рассказы, как в Баварии во время голода с трупов людей срезали мясо. Для представлений людей XVII века война, чума и голод были воплощением всадников Апокалипсиса. Многие писатели времен Тридцатилетней войны активно цитировали «Откровение Иоанна Богослова», поскольку его язык вполне подходил для описания тогдашнего состояния Центральной Европы.

Тридцатилетняя война считалась немецкой еще и потому, что она решала внутренние дела Священной Римской империи германской нации. Конфликт между императором и Фридрихом Пфальцским был не только религиозным конфликтом - это была борьба за власть, где решался вопрос о месте императора, его прерогативах и взаимоотношениях с чинами империи. Речь шла о так называемой «имперской конституции», то есть внутреннем порядке империи.


Картина Себастьяна Вранкса «Мародерствующие солдаты»


Картина из мастерской Себастьяна Вранкса «Сцена периода Тридцатилетней войны около небольшого городка»

Неудивительно, что Тридцатилетняя война стала для современников подлинным потрясением как в мировоззренческом, так и в политическом плане.

Это была первая тотальная война в современном ее понимании?

Мне кажется, что Тридцатилетнюю войну вполне можно назвать тотальной, потому что она затронула все государственные и общественные институты того времени. Равнодушных вообще не осталось. Это как раз обусловлено причинами войны, которые тоже следует рассматривать достаточно широко.

Как именно?

Традиционно отечественная историография трактовала Тридцатилетнюю войну как войну религиозную. И на первый взгляд кажется, что главной причиной войны был вопрос об установлении конфессионального паритета в Священной Римской империи германской нации между католиками и протестантами. Но если речь идет о религиозном урегулировании в империи, то как же тогда объяснить общеевропейский характер войны? И вот эта вовлеченность практически всех европейских государств в военное противостояние дает ключ к более широкому пониманию причин войны.

Эти причины связаны с центральной темой раннего Нового времени -становлением так называемых «модерных» государств, то есть государств современного типа. Не будем забывать, что в XVII веке государства Европы еще находились на пути к идее суверенитета и ее практическому воплощению. Поэтому Тридцатилетняя война не была конфликтом равновеликих государств (как это стало потом), а скорее являлась противостоянием между различными иерархиями, порядками, организациями, которые находились на перепутье от Средних веков к Новому времени.

И из множества этих противоборств рождался новый миропорядок, рождались государства Нового времени. Поэтому в сегодняшней историографии уже более или менее четко утвердилась точка зрения, что Тридцатилетняя война - это государствообразующая война. То есть это была война, в центре которой стояли вопросы появления нового типа государства.

Магдебургское бесправие

То есть, образно говоря, в муках Тридцатилетней войны рождалась вся современная система международных отношений?

Да. Важнейшей предпосылкой Тридцатилетней войны был «всеобщий кризис» XVII века. На самом деле это явление уходило корнями в предшествующее столетие. Этот кризис проявился во всех сферах - от экономической до духовной - и стал порождением многих процессов, начавшихся в XVI веке. Церковная Реформация подорвала или существенно изменила духовные основы общества, а ближе к концу века началось похолодание - так называемый Малый ледниковый период. Затем к этому добавился европейский династический кризис, вызванный неспособностью тогдашних политических институтов и элит противостоять вызовам времени.

Русский «бунташный» XVII век, начавшийся Смутой, продолжившийся Великим расколом и завершившийся реформами Петра I, тоже был частью этого «всеобщего кризиса» Европы?

Безусловно. Россия всегда была частью европейского мира, хоть и весьма своеобразной.

В чем была причина всеобщего ожесточения, порой доходящего до одичания, и массового насилия по отношению к мирному населению? Насколько достоверны многочисленные свидетельства об ужасах и зверствах той войны?

Если говорить об ужасах войны, то я не думаю, что здесь есть преувеличения. Войны всегда велись крайне ожесточенно, представления о ценности человеческой жизни как таковой были очень размытыми. У нас есть огромное количество страшных свидетельств, описывающих пытки, грабежи и прочие мерзости Тридцатилетней войны. Интересно, что современники персонифицировали даже саму войну.


Гравюра Жака Калло «Ужасы войны. Повешенные»


Гравюра «Аллегория войны» из сочинения Георга Филиппа Харсдёрфера «Женские диалоги»

Они изображали ее в виде страшного чудовища с волчьей пастью, львиным туловищем, лошадиными ногами, крысиным хвостом (были разные варианты). Но, как писали современники, «у этого чудовища руки человека». Даже в сочинениях тех современников, кто не ставил целью непосредственно сообщать о военных ужасах, есть очень красочные и действительно чудовищные картины военной действительности. Взять, например, классическое произведение той эпохи - роман Ганса Якоба Гриммельсгаузена «Симплициссимус».

Широкую известность получила история резни в Магдебурге, учиненной после его взятия в 1631 году. Террор в отношении жителей города, устроенный победителями, был беспрецедентным по меркам того времени?

Нет, зверства при взятии Магдебурга мало чем отличались от насилия над местным населением при взятии Мюнхена войсками шведского короля Густава II Адольфа. Просто печальная участь жителей Магдебурга имела более широкую огласку, особенно в протестантских странах.

«Огонь, чума и смерть, и сердце стынет в теле»

Каков был масштаб гуманитарной катастрофы? Говорят, погибло от четырех до десяти миллионов человек, около трети территории Германии была заброшенной.

Наиболее сильно пострадали территории Германии, расположенные по линии с юго-запада на северо-восток. Однако были и области, не затронутые войной. Например, северные немецкие города - в частности, Гамбург - наоборот, только разбогатели от военных поставок.

Трудно достоверно сказать, сколько на самом деле человек погибло во время Тридцатилетней войны. Об этом есть лишь одна статистическая работа упоминавшегося мной Гюнтера Франца, написанная в 30-е годы ХХ века.

При Гитлере?

Да, поэтому некоторые данные у него весьма тенденциозны. Франц хотел показать, насколько немцы пострадали от агрессии соседей. И в этой своей работе он действительно приводит цифры о 50 процентах погибшего населения Германии.


Картина Эдуарда Штайнбрюка «Магдебургские девушки»

Но здесь следует помнить следующее: люди гибли не столько в ходе боевых действий, сколько от эпидемий, голода и прочих лишений, вызванных Тридцатилетней войной. Все это обрушилось на немецкие земли вслед за армиями, как три библейских всадника Апокалипсиса. Классик немецкой литературы XVII века, современник Тридцатилетней войны поэт Андреас Грифиус писал: «Огонь, чума и смерть, и сердце стынет в теле. О, скорбный край, где кровь потоками течет...»

Современный немецкий политолог Герфрид Мюнклер считает важным результатом Тридцатилетней войны появление германского милитаризма. Насколько можно его понять, стремление немцев не допустить на своей земле повторения ее ужасов в длительной перспективе привело к росту их агрессивности. Результатом стала Семилетняя война, вспыхнувшая из-за амбиций Пруссии, и обе мировые войны XX века, развязанные Германией. Как вам такой подход?

С высоты сегодняшнего времени Тридцатилетнюю войну можно обвинить, конечно, в чем угодно. Живучесть мифа XIX века иногда просто поражает. Ее порождением скорее стал не милитаризм, больше связанный с возвышением Пруссии в XVIII веке, а германский национализм. В годы Тридцатилетней войны как никогда обострилось немецкое национальное чувство. В представлении немцев того времени весь окружающий мир был наполнен врагами. Причем это проявлялось не по конфессиональному признаку (католики или протестанты), а на основе национальной принадлежности: враги-испанцы, враги-шведы и, конечно же, враги-французы.

Во время Тридцатилетней войны появились некоторые шаблонные высказывания и мнения, превратившиеся позже в стереотипы. Вот, например, о врагах-испанцах: «настоящие коварные убийцы, которые хитрят с помощью своих зверских козней и интриг». Вот эта склонность к интригам, приписываемая испанцам, согласитесь, до сих пор есть в нашем сознании: если «тайны», то обязательно «мадридского двора». Но самыми ненавистными врагами стали французы. Как писали немецкие писатели того времени, с приходом французов «из всех разверстых врат к нам хлынули порок, распутство и разврат».

В кольце врагов

Концепция немецкого «особого пути» (пресловутого Deutscher Sonderweg), позаимствованная в XIX веке российскими славянофилами, тоже стала результатом переосмысления опыта Тридцатилетней войны?

Да, это все идет оттуда. Тогда же появился миф о богоизбранности немецкого народа и представление, что Священная Римская империя германской нации - это последнее из четырех библейских царств, после падения которого наступит Царство Божие. Безусловно, у всех этих образов есть свои конкретные исторические объяснения, но сейчас речь не об этом. Важно, что национальный компонент за годы Тридцатилетней войны поднялся на новый уровень. Политическую немощь после завершения войны стали все активнее затушевывать претензиями на «прошлое величие», обладание «особыми моральными ценностями» и тому подобными атрибутами.

Правда ли, что именно по результатам Тридцатилетней войны в Священной Римской империи германской нации усилился Бранденбург - ядро будущей Пруссии?

Я бы так не сказала. Бранденбург усилился благодаря дальновидной политике великого курфюрста Фридриха Вильгельма I, проводившего очень грамотную политику, в том числе веротерпимости. Возвышению Прусского королевства больше способствовал Фридрих Великий, закрепивший успехи своих предков, но это случилось уже во второй половине XVIII века.

Почему Тридцатилетняя война длилась так долго?

Чтобы понять продолжительность войны, нужно осознать ее европейский характер. Не стоит, например, думать, что в основе вступления Франции в Тридцатилетнюю войну лежит только франко-немецкое противостояние. Ведь официально Людовик XIII начал войну не с императором Священной Римской империи, а с Испанией. И случилось это после захвата в плен испанскими войсками курфюрста Трира, официально находившегося с 1632 года под французской защитой. То есть для Франции война против императора была лишь побочным театром военных действий в войне против Испании. У Франции не было конкретных стратегических целей по отношению к Габсбургам, она искала долгосрочную программу безопасности.

Франция пыталась противостоять гегемонии Габсбургов, владениями которых она почти со всех сторон была окружена?

Да, именно в этом и была стратегия кардинала Ришелье, руководившего внешней политикой Франции.


Картина Себастьяна Вранкса «Солдаты грабят ферму во время Тридцатилетней войны»

Но длительность войны во многом была обусловлена вовлечением в нее под разными предлогами все новых европейских акторов. Между европейскими государствами регулярно возникали и обострялись постоянные противоречия, при этом расстановка политических сил в Европе никогда не была однозначной. Например, тот же Ришелье еще во времена шведского вторжения в немецкие княжества, видя усиление Швеции, размышлял о заключении союза с Габсбургами против Стокгольма. Но это совершенно уникальный факт!

Почему?

Потому что франко-габсбургский антагонизм был главным конфликтом Европы еще с конца XV века. Но на такие мысли Ришелье натолкнуло то, что усиление Швеции было Франции совершенно невыгодно. Однако из-за гибели Густава II Адольфа в битве у Лютцена в 1632 году дальнейшее укрепление сил, противостоящих императору, снова стало считаться насущной необходимостью. Поэтому Франция в 1633 году вступила в Гейльбронский союз с протестантскими сословиями Священной Римской империи германской нации.

Русский хлеб для шведских побед

Это сложный вопрос...

Францию?

В некоторой степени ее авторитет на международной арене заметно укрепился, особенно по сравнению с Испанией. Но там еще продолжалась Фронда, сильно ослаблявшая страну изнутри, и пика своего могущества Франция достигла лишь в зрелые годы Людовика XIV.

Швецию?

Если расценивать победителя с точки зрения международного авторитета и претензий на гегемонию, то для Швеции война оказалась крайне удачной. После этого великодержавный период шведской истории достиг своей кульминации, а Балтийское море вплоть до Северной войны с Россией по сути действительно превратилось в «Шведское озеро».

Но некоторые историки - например, Хайнц Духхард - считают, что победила Европа, потому что благодаря Тридцатилетней войне укрепился европейский центр. Ведь никто из участников войны не хотел уничтожения Священной Римской империи германской нации - она всем была нужна как сдерживающий фактор. К тому же после войны в Европе появились новые представления о международных отношениях, стали все слышнее голоса, ратовавшие за общую систему европейской безопасности.

А что стало со Священной Римской империей германской нации? Получается, именно она стала проигравшей стороной?

Нельзя однозначно сказать, что Тридцатилетняя война поставила жирную точку в ее развитии и жизнеспособности. Наоборот, Священная Римская империя германской нации была необходима Европе как важный политический организм. То, что после Тридцатилетней войны ее потенциал явно сохранился, доказывает политика императора Леопольда I в конце XVII века.

Война началась в 1618 году, когда в России завершалась 15-летняя Смута. Принимало ли Московское государство какое-либо участие в событиях Тридцатилетней войны?

Есть множество научных работ, посвященных этой проблеме. Классической стала книга историка Бориса Поршнева, рассматривающего внешнюю политику Михаила Романова в контексте общеевропейских международных отношений эпохи Тридцатилетней войны. Поршнев считал, что Смоленская война 1632-1634 годов была русским театром военных действий Тридцатилетней войны. Мне кажется, в этом утверждении есть своя логика.

Действительно, разделившись на два враждующих блока, европейские государства были просто вынуждены принимать ту или иную сторону. Для России противостояние с Польшей обернулось косвенной борьбой с Габсбургами, поскольку императора Священной Римской империи германской нации всецело поддерживали польские короли - сначала Сигизмунд III, а потом его сын Владислав IV.

Тем более незадолго до этого они оба «отметились» у нас во время Смуты.

Да, как и многие их подданные. Именно исходя из этого Москва фактически помогала Швеции. Поставки дешевого русского хлеба обеспечили успешный марш-бросок Густава Адольфа по немецким землям. При этом Россия, несмотря на просьбы императора Фердинанда II, категорически отказывалась продавать хлеб Священной Римской империи.

Однако однозначно говорить об участии России в Тридцатилетней войне я бы не стала. Все же наша страна, разоренная Смутой, тогда находилась на периферии европейской политики. Хотя и Михаил Федорович, и Алексей Михайлович, судя по донесениям послов и первой русской рукописной газете «Вести-Куранты», очень внимательно следили за европейскими событиями. После окончания Тридцатилетней войны для Алексея Михайловича очень быстро перевели документы Вестфальского мира. Кстати, в них русский царь тоже упоминался.

Вестфальский фундамент современного мира

Сейчас некоторые исследователи, и не только упоминавшийся выше Герфрид Мюнклер, сравнивают Тридцатилетнюю войну с нынешними затяжными конфликтами в Африке или на Ближнем и Среднем Востоке. Они находят между ними много общего: сочетание религиозной нетерпимости и борьбы за власть, безжалостный террор по отношению к мирному населению, перманентная вражда всех со всеми. Как вы считаете, уместны ли такие аналогии?

Да, сейчас на Западе, особенно в Германии, очень популярны эти сравнения. Не так давно Ангела Меркель говорила «об уроках Тридцатилетней войны» в контексте ближневосточных конфликтов. Еще сейчас часто говорят о размывании Вестфальской системы. Но мне бы не хотелось углубляться в современную международную политологию.

Если очень хотеть найти аналогии в истории, это всегда можно сделать. Мир все-таки меняется: причины, может быть, и остаются схожими, но методы решения вопросов сегодня намного сложнее и, конечно же, жестче. При желании конфликты на Ближнем Востоке можно сравнивать и с длительными войнами европейских государств (прежде всего Священной Римской империи) с османской Турцией, носившими цивилизационный характер.

Все же почему Вестфальский мир, закончивший Тридцатилетнюю войну, принято считать основой европейской политической системы и всего современного миропорядка?

Вестфальский мир стал первым мирным договором, регулирующим общую расстановку сил в Европе. Еще во время подписания мира итальянский дипломат Канторини назвал Вестфальский мир «эпохальным для мира событием». И он оказался прав: уникальность Вестфальского мира заключается в его универсальности и всеохватности. Мюнстерский договор содержит в предпоследнем параграфе приглашение всем европейским суверенам присоединиться к подписанию мира, исходя из предложений одной из двух заключающих мир партий.


В сознании современников и потомков мир считался христианским, универсальным и вечным - «pax sit christiana, universalis, perpetua». И это была не просто формула речи, а попытка придать ему моральное обоснование. На основании этого тезиса, например, прошла всеобщая амнистия, объявлялось о всепрощении, благодаря которому можно было создать базу для христианского взаимодействия государств в будущем.

Содержащиеся в Вестфальском мире установки представляли собой своего рода партнерство по безопасности для всего европейского общества, некий эрзац европейской системы безопасности. Его принципы - взаимное признание государствами национального государственного суверенитета, их равноправие и принцип нерушимости границ - стали фундаментом нынешнего глобального миропорядка.

Какие уроки современный мир может извлечь из самого длительного и кровопролитного европейского конфликта XVII века?

Вероятно, вот этому партнерству ради безопасности и нужно всем нам сегодня учиться. Искать взаимные компромиссы, чтобы избежать войны, которая рискует стать глобальной катастрофой для всего мира. Наши предки в XVII веке смогли этого достичь. Образно говоря, всеобщее ожесточение и ужас, грязь и кровавый хаос Тридцатилетней войны утянули Европу на самое дно. Но она все-таки нашла силы от него оттолкнуться, родиться заново и выйти на новый уровень развития.

Беседовал Андрей Мозжухин


Тридцатилетняя война в Германии, начавшаяся в Богемии и продлившаяся в Европе целое поколение, имела одну специфическую черту по сравнению с другими войнами. «Первой скрипкой» в этой войне (спустя пару лет после ее начала) были не немцы, хотя и они, конечно, принимали в ней участие. Самые густонаселенные провинции Римской империи стали полем боя для армий Испании, Дании, Швеции и Франции. Как и по какой причине немцам довелось пережить это?
1618 год — наследником трона Габсбургов был Фердинанд Штирийский (1578-1637). Фердинанд был убежденный католик, воспитанный иезуитами. Он был настроен крайне радикально по отношению к протестантам среди своих слуг. Фактически этот человек мог бы стать таким могущественным императором Римской империи, какого не было со времен Карла V. Однако протестантские правители к этому не стремились.
Он даже смог бы превзойти великого Карла как император. В австрийских и богемских землях, которые управлялись напрямую Габсбургами, у Фердинанда была реальная власть. Как только он стал королем Богемии в 1617 году, он отменил условия религиозной терпимости и толерантности, которые даровал протестантам его кузен Рудольф II в 1609 году. Жители Богемии были в том же положении, что и голландцы в 1560-х гг., — чуждые своему королю по языку, обычаям и религии.
Как и в Нидерландах, в Богемии вспыхнуло восстание. 1617 год, 23 мая — сотни вооруженных представителей знати Богемии буквально загнали в угол двух самых ненавистных им католических советников Фердинанда в одной из комнат замка Градшин в Праге и сбросили их из окна вниз с более чем 50-ти метровой высоты. Жертвы выжили: возможно (по католической точке зрения), их спасли ангелы или (как считали протестанты) они попросту упали на солому. В результате произошедшего восставшие предстали перед судом. Они объявили своей целью сохранение бывших привилегий Богемии и спасение Фердинанда от иезуитов. Но они в действительности нарушили законы Габсбургов.
Кризис быстрыми темпами распространялся из Богемии к краям империи. Пожилой император Маттиас, умерший в 1619 году, дал немецким правителям-протестантам шанс присоединиться к восстанию против власти Габсбургов. Семь выборщиков имели эксклюзивное право выбрать наследника Маттиаса: три католических архиепископа — Майнца, Трира и Кельна, три протестантских правителя — Саксонии, Бранденбурга и Пфальца — и король Богемии.
Если бы протестанты лишили Фердинанда права на голосование, они могли бы отменить его кандидатуру как императора Римской империи. Но лишь Фредерик V из Пфальца (1596-1632) выразил свое желание на это, но был вынужден уступить. 1619 год, 28 августа — во Франкфурте все голоса, кроме одного, были отданы за императора Фердинанда II. Через несколько часов после выборов Фердинанд узнал, что в результате бунта в Праге его низвергли с трона, а на его место стал Фредерик из Пфальца!
Фредерик получил корону Богемии. Война была теперь неминуемой. Император Фердинанд готовился сокрушить восставших и покарать германского выскочку, который осмелился претендовать на земли Габсбургов.
Восстание в Богемии поначалу было очень слабое. У восставших не было героя-лидера, такого как Джон Хасс (ок. 1369-1415), который возглавил восстание в Богемии двумя столетиями раньше. Члены знати Богемии не доверяли друг другу. Правительство Богемии колебалось в принятии решения о введении специального налога или создании армии.
Не имея своего кандидата, чтобы заменить Фердинанда, восставшие обратились к немецкому выборщику из Пфальца. Но Фредерик был не лучший выбор. Неискушенный молодой человек 23-х лет, он не имел ни малейшего представления о той религии, которую собирался защищать, а также не мог собрать достаточно денег и людей. Чтобы разгромить Габсбургов, жители Богемии обратились к другим князьям, которые могли бы помочь Фредерику. Однако только немногие пошли им навстречу, друзья Фредерика, к примеру его отчим, король Англии Яков I, также остались нейтральными.
Основная надежда восставших основывалась на слабости Фердинанда II. У императора не было своей армии, и маловероятно, что он мог бы ее создать. Австрийские земли Габсбургов и в большинстве своем знать и горожане поддерживали восставших. Но Фердинанд был в состоянии купить войско у трех союзников. Максимилиан (1573-1651), герцог Баварии и самый влиятельный из католических правителей, прислал свою армию в Богемию в ответ на обещание, что император дарует ему выборное право Фредерика и часть земель Пфальца.
Король Испании Филипп III тоже отправил армию в помощь кузену в обмен на земли Пфальца. Более удивительно то, что лютеранский курфюрст Саксонии также помог завоевать Богемию, его целью была габсбургская Лужица. Итогом этих приготовлений стала молниеносная военная кампания (1620-1622), в ходе которой восставшие были повержены.
Армия Баварии легко смогла победить Богемию в битве у Белой горы в 1620 году. От Альп до Одера восставшие капитулировали и сдались на милость Фердинанда. Баварская и испанская армии далее завоевали Пфальц. Глупый Фредерик был прозван «королем одной зимы»: к 1622 году он потерял не только корону Богемии, но и все свои германские земли.
Эта война не закончилась в 1622 году, потому как не все вопросы удалось решить. Одной из причин продолжения конфликта было появление свободных армий, управляемых ландскнехтами. Среди их предводителей Эрнст фон Мансфельд (1580-1626) был самым запоминающимся. С рождения будучи католиком, Мансфельд сражался против Испании еще до обращения в кальвинизм, и, отдав свою армию Фредерику и Богемии, он позднее часто переходил от одной стороны к другой.
После того как Мансфельд полностью снабдил свою армию всем необходимым, грабя территории, по которым проходил, он решил перебраться на новые земли. После поражения Фредерика в 1622 году Мансфельд направил свою армию в Северо-Западную Германию, где встретился с войсками Максимилиана Баварского. Его солдаты не подчинялись капитану и безжалостно грабили население Германии. Максимилиан извлек выгоду из войны: он получил значительную часть земель Фредерика и его место в электорате; к тому же он получил неплохую денежную сумму от императора.

Так что Максимилиан не слишком стремился к миру. Некоторые протестантские правители, сохранявшие нейтралитет в 1618-1619 гг., теперь начали вторжение в имперские границы. В 1625 году король Дании Кристиан IV, чьи земли Хольстена входили в империю, вступил в войну как защитник протестантов в Северной Германии. Кристиан страстно желал предотвратить католический захват империи, но он также надеялся получить свою выгоду, как и Максимилиан. У него была неплохая армия, но он не мог найти себе союзников. Протестантские правители Саксонии и Бранденбурга не хотели войны, и они решили примкнуть к протестантам. В 1626 году войска Максимилиана разбили Кристиана и отбросили его армию обратно в Данию.
Итак, император Фердинанд II больше всех выиграл от войны. Капитуляция восставших в Богемии дала ему шанс задавить протестантизм и перестроить схему управления страной. Получив титул курфюрста Пфальца, Фердинанд обрел реальную власть. К 1626 году он сделал то, что оказалось недостижимым в 1618 году, — создал суверенное католическое государство Габсбургов.
В целом военные цели Фердинанда не совпадали полностью с чаяниями его союзника Максимилиана. Императору необходим был более гибкий инструмент, чем баварская армия, хотя он был должником Максимилиана и не мог самостоятельно содержать армию. Эта ситуация объяснила его удивительную расположенность к Альбрехту фон Валленштейну (1583-1634). Богемский протестант с рождения, Валленштейн присоединился к Габсбургам во время революции в Богемии и смог удержаться на плаву.
Из всех кто принимал участие в Тридцатилетней войны Валленштейн был самым загадочным. Высокая, угрожающая фигура, он олицетворял собой все самые неприятные человеческие черты, которые только возможно себе представить. Он был жадным, злым, мелочным и суеверным. Добиваясь высшего признания, Валленштейн не ставил предела своим амбициям. Недруги его боялись и не доверяли ему; для современных ученых сложно представить, кем же был в действительности этот человек.
1625 год — он присоединился к императорской армии. Валленштейн быстро сошелся с баварским генералом, но все таки он предпочитал вести кампанию самостоятельно. Он выгнал Мансфельда за пределы империи и захватил большую часть Дании и германского балтийского побережья. К 1628 году он командовал уже 125 000 солдат. Император сделал его герцогом Мекленбургским, даровав ему одну из новых завоеванных балтийских земель. Правители, сохранявшие нейтралитет, к примеру курфюрст Бранденбурга, были слишком слабы, чтобы остановить Валленштейна от захвата их территорий. Даже Максимилиан молил Фердинанда защитить его владения.
1629 год — император почувствовал, что настало время подписать свой Реституционный эдикт, может быть самое полное выражение автократической власти. Эдикт Фердинанда объявлял кальвинизм вне закона на территории Священной Римской империи и принуждал приверженцев лютеранства вернуть все церковное имущество, которое они конфисковали с 1552 г. 16 епископств, 28 городов и около 150 монастырей на территории Центральной и Серверной Германии были обращены в римскую религию.
Фердинанд действовал самостоятельно, без обращения к имперскому парламенту. Католические князья были так же запуганы эдиктом, как и протестантские, потому как император попирал и их конституционные свободы и устанавливал свою неограниченную власть. Солдаты Валленштейна в скором времени захватили Магдебург, Хальберштадт, Бремен и Аугсбург, которые в течении многих лет считались истинно протестантскими, и силой утвердил там католицизм. Казалось, не было никакого препятствия тому, чтобы при помощи армии Валленштейна Фердинанд отменил полностью Аугсбургскую формулу 1555 года и установил на своей территории империи католицизм.
Переломный момент настал в 1630 году, когда Густав-Адольф пришел со своей армией в Германию. Он объявил, что пришел защитить немецкий протестантизм и свободу народа от Фердинанда, но в действительности, как многие, старался извлечь из этого максимальный доход. Шведский король столкнулся с теми же преградами, что и предыдущий лидер протестантского движения, король Дании Кристиан: он был чужаком без немецкой поддержки.
К счастью для Густава-Адольфа, Фердинанд сыграл ему на руку. Чувствуя себя защищенным и имея власть над Германией, Фердинанд созвал парламент в 1630 году, чтобы объявить своего сына преемником на троне и помочь испанским Габсбургам выступить против Голландии и Франции. Планы императора были амбициозными, и он недооценил враждебность германских князей. Князья отказались от обоих его предложений даже после того, как он постарался угодить им.
Сняв Валленштейна с должности главнокомандующего армией, Фердинанд делал все возможное, чтобы укрепить свою власть. Густав-Адольф, однако, имел еще один козырь. Французский парламент, возглавляемый кардиналом Ришелье, согласился спонсировать его вмешательство в дела Германии. По сути, у кардинала Франции не было резона помогать Густаву-Адольфу. И все же он согласился выплачивать Швеции миллион лир в год, чтобы содержать 36-ти тысячную армию в Германии, потому как хотел сокрушить Габсбургов, парализовать империю и озвучить французские претензии на территорию вдоль Рейна. Все, что надо было Густаву-Адольфу, — это поддержка со стороны немцев, которая позволила бы ему стать почти национальным героем. Это было нелегким делом, но в результате он уговорил курфюрстов Бранденбурга и Саксонии присоединиться к Швеции. Теперь он мог действовать.
1631 год — Густав-Адольф разбил имперскую армию при Брейтенфельде. Это была одна из крупнейших битв Тридцатилетней войны, поскольку она уничтожила достижения католиков 1618-1629 гг. В течении следующего года Густав-Адольф систематически занимал ранее нетронутые католические регионы в Центральной Германии. Кампания в Баварии была продумана особо тщательно. Король Швеции готовился обезглавить Австрию Габсбургов и действовал все активней, стремясь занять место Фердинанда на троне Священной империи.

Вмешательство Густава-Адольфа было мощным, потому как он сохранил протестантизм в Германии и сломил имперский стержень Габсбургов, но его личные победы были не столь яркими. 1632 год — Валленштейн вернулся из своей отставки. Император Фердинанд уже обращался к генералу с просьбой снова принять на себя командование императорскими войсками, и Валленштейн в конце концов дал свое согласие.
Его армия более чем когда-то стала его личным инструментом. Темным, туманным ноябрьским днем в 1632 года двое главнокомандующих встретились под Лютценом в Саксонии. Армии столкнулись в яростной битве. Густав-Адольф пустил свою лошадь в галоп в тумане, будучи во главе кавалерии. И в скором времени его лошадь возвратилась обратно раненая и без всадника. Шведские войска, решив, что они потеряли своего короля, погнали войско Валленштейна прочь с поля битвы. В темноте они в конце концов нашли тело Густава-Адольфа на земле, буквально усеянное пулями. «О, — воскликнул один из его солдат, — если бы Бог подарил мне еще раз такого командира, чтобы вновь выиграть эту славную битву! Этот спор стар как мир!»
Старые разногласия в действительности к 1632 году привели к безвыходному положению. Ни одна армия не была достаточно сильной, чтобы победить, и слабой настолько, чтобы сдаться. Валленштейн, который как и прежде был самой устрашающей фигурой в Германии, получил шанс решить все вопросы мирным путем компромиссов. Не обремененный страстными религиозными убеждениями или лояльностью по отношению к династии Габсбургов, он был готов пойти на сделку с каждым, кто заплатит за его услуги.
1633 год — он мало служил императору, периодически обращаясь к врагам Фердинанда: немецким протестантам, восставшим в Богемии, шведам и французам. Но теперь Валленштейн был слишком слаб для решительной и опасной игры. 1634 год, февраль — Фердинанд снял его с поста главнокомандующего и отдал приказ новому генералу схватить Валленштейна живым или мертвым. Зиму Валленштейн провел в Пилзнере, в Богемии. Он надеялся, что его солдаты пойдут за ним, а не за императором, но они предали его. В скором времени после его бегства из Богемии Валленштейн был загнан в угол. Финальная сцена была ужасной: ирландский наемник распахнул дверь в спальню Валленштейна, пронзил безоружного командира, протащил истекающее кровью тело по ковру и скинули его с лестницы.
К тому моменту Фердинанд II убедился в том, что ему недостает военного таланта Валленштейна. 1634 год — император заключил мир с германскими союзниками шведов — Саксонией и Бранденбургом. Но конец войны был все еще далеко. 1635 год — Франция, находившаяся под властью Ришелье, прислала в Германию новых людей и немалую денежную сумму. Чтобы восполнить пробел вследствие шведского поражения, воюющими сторонами теперь становились Швеция и Германия против Испании и императора.
Война переросла в столкновение двух династий — Габсбургов и Бурбонов, в основе которого лежали религиозные, этнические и политические причины. Только немного германцев согласились продолжить войну после 1635 года, большая часть предпочла остаться в стороне. Тем не менее их земли продолжали оставаться полями сражений.
Завершающая часть войны с 1635 по 1648 г. была самая разрушительная. Франко-шведская армия в конце концов взяла верх, но их целью было, казалось, поддержание войны, а не решительный удар по их противнику. Отмечено, что французы и шведы редко вторгались в Австрию и никогда не разоряли земель императора так, как они разграбили Баварию и территорию Центральной Германии. Такая война требовала больших талантов в мародерстве, чем в сражении.
Каждую армию сопровождали «сочувствующие» — в лагере жили женщины и дети, в обязанности которых входило сделать быт армии наиболее комфортным, чтобы у солдат не исчезало стремление к победе. Если не брать в расчет частенько свирепствовавшие в военных лагерях эпидемии чумы, то жизнь военных в середине XVII века была намного более спокойной и удобной, чем горожан. Многие города Германии стали в ту эпоху военными мишенями: Марбург был захвачен 11 раз, Магдебург осаждался 10 раз. Впрочем, горожане имели возможность спрятаться за стенами или перекупить нападающих.
С другой стороны, крестьяне не имели другой возможности, кроме как убежать прочь, потому они страдали от войны больше всех. Общие потери в численности населения были ошеломляющие, даже если не брать во внимание преднамеренное преувеличение этих цифр современниками, которые сообщали об убытках или требовали освобождения от налогов. Города Германии потеряли больше одной трети населения, в течение войны крестьянство уменьшилось на две пятых. По сравнению с 1618 годом в империи в 1648 году проживало на 7 или 8 миллионов населения меньше. До начала XX века ни один европейский конфликт не приводил к таким людским потерям.
Мирные переговоры начались в 1644 году, но понадобилось 4 года, чтобы дипломаты, собравшиеся в Вестфалии, наконец пришли к согласию. После всех споров Вестфальский мирный договор 1644 года стал фактическим подтверждением Аугсбургского мира. Священная Римская империя вновь становилась политически раздробленной, разделенной на три сотни автономных, суверенных княжеств, большинство которых были малы и слабы.
Император — теперь это был сын Фердинанда II Фердинанд III (правил в 1637-1657 гг.) — имел ограниченную власть в своих землях. Имперский парламент, в котором были представлены все суверенные князья, продолжал существование де-юре. Так надежда Габсбургов на объединение империи в единую страну с абсолютной властью монарха потерпела крах, на этот раз окончательный.
Мирный договор также повторно подтвердил положения Аугсбургского договора касательно церквей. Каждый князь имел право устанавливать католицизм, лютеранство или кальвинизм на территории своего княжества. По сравнению с договором 1555 года серьезные успехи были достигнуты в плане гарантий личной свободы вероисповедания для католиков, проживающих в протестантских странах, и наоборот, хотя в реальности германцы продолжали исповедовать религию своего правителя.
Анабаптисты и члены иных сект были исключены из положений Вестфальского договора и продолжали страдать от гонений и преследований. Тысячи их последователей в XVIII веке эмигрировали в Америку, в особенности в Пенсильванию. После 1648 года северная часть империи была почти полностью лютеранской, а южная — католической с прослойкой кальвинистов, расположившихся вдоль Рейна. Ни в какой другой части Европы протестанты и католики не достигли такого баланса.
Практически все основные участники Тридцатилетней войны получили по Вестфальскому договору часть земель. Франции досталась часть Эльзаса и Лотарингии, Швеции — Западная Померания на балтийском побережье. Бавария сохранила часть земель Пфальца и свое место в курфюрстате. Саксония получила Лужицу. Бран-денбург, учитывая его пассивную роль в войне, присоединил к себе Восточную Померанию и Магдебург.
Даже сын Фредерика V, будущий король Богемии, не был забыт: ему был возвращен Пфальц (хотя, урезанный в размерах) и презентовано восемь мест в коллегии электората. Швейцарская Конфедерация и Голландская республика были признаны независимыми от Священной империи. Ни Испания, ни Австрия Габсбургов не получили территорий в 1648 году, но испанским Габсбургам и так принадлежал самый большой блок земель.
И Фердинанду III пришлось более жестко, чем его отцу перед восстанием в Богемии, контролировать политическую и религиозную ситуацию в Австрии и Богемии. Навряд ли можно было сказать, что каждый получил по договору достаточно за 30 лет войны. Но государство в 1648 году казалось необычно стабильным и прочным; политические границы Германии были практически неизменными до прихода Наполеона. Религиозные границы сохранились и до XX века.
Вестфальский мирный договор положил конец Религиозным войнам в Центральной Европе. Даже после 1648 года Тридцатилетняя война в произведениях XVII и XVIII вв. считалась примером того, как не надо вести войн. По мнению авторов тех времен, Тридцатилетняя война продемонстрировала опасность религиозных волнений и армий, возглавляемых наемниками. Философы и правители, презирая религиозные варварские войны XVII века, пришли к иному способу ведения войны с армией, профессиональной настолько, чтобы избежать мародерств, и введенной в такие рамки, чтобы максимально избегать кровопролитий.
Для исследователей XIX века Тридцатилетняя война казалась гибельной для нации по многим причинам, в том числе потому, что она на долгие столетия затормозила национальное объединение Германии. Ученые XX веке, возможно, и не были столь одержимы идеей объединения Германии, но они яростно критиковали Тридцатилетнюю войну за абсолютно не рациональное использование людских ресурсов.
Один из историков так сформулировал свои мысли: «Духовно бесчеловечный, экономически и социально разрушительный, беспорядочный в своих причинах и запутанный в своих действиях, безрезультатный в итоге — это выдающийся в европейской истории образец бессмысленного конфликта». Это высказывание подчеркивает самые негативные аспекты войны. Сложно найти в этом конфликте плюсы.
Современные критики проводят не совсем приятные для нас параллели между идеологическими позициями и жестокостью середины XVII века и нашим современным стилем постоянной войны. Потому Бертольт Брехт выбрал Тридцатилетнюю войну в качестве периода для своей антивоенной пьесы «Мамаша Кураж и ее дети», написанной после окончания Второй мировой войны. Но безусловно, аналогии между Второй мировой и Тридцатилетней войной натянуты: когда в итоге все устали от войны, дипломаты в Вестфалии смогли прийти к заключению мира.
Данн Ричард

В начале XVII века Европа подвергалась болезненному «переформатированию». Переход от Средневековья к Новому времени не мог осуществиться легко и гладко — любая ломка традиционных устоев сопровождается социальной бурей. В Европе этому сопутствовали и религиозные волнения: Реформация и Контрреформация. Началась религиозная Тридцатилетняя война, в которую оказались втянутыми почти все страны региона.

Европа входила в XVII век, неся за собой из предыдущего столетия бремя неразрешенных религиозных споров, обострявших и политические противоречия. Взаимные претензии и обиды вылились в войну, длившуюся с 1618 по 1648 год и получившую название «Тридцатилетняя война ». Ее принято считать последней европейской религиозной войной, после которой международные отношения приняли светский характер.

Причины начала Тридцатилетней войны

  • Контрреформация: попытка католической церкви отвоевать у протестантизма утерянные в ходе Реформации позиции
  • Стремление Габсбургов, правивших Священной Римской империей германской нации и Испанией, к гегемонии в Европе
  • Опасения Франции, видевшей в политике Габсбургов ущемление своих национальных интересов
  • Желание Дании и Швеции монопольно контролировать морские торговые пути Балтики
  • Эгоистические устремления многочисленных мелких европейских монархов, надеявшихся во всеобщей свалке урвать что-то для себя

Затянувшийся конфликт католиков и протестантов, развал феодальной системы и зарождение концепции национального государства совпали по времени с небывалым усилением имперской династии Габсбургов.

Австрийский правящий дом в XVI веке распространил свое влияние на Испанию, Португалию, итальянские государства, Богемию, Хорватию, Венгрию; если прибавить к этому обширные испанские и португальские колонии, Габсбурги могли претендовать на роль абсолютных лидеров тогдашнего «цивилизованного мира». Это не могло не вызывать недовольства «соседей по Европе».

Ко всему добавлялись религиозные проблемы. Дело в том, что Аугсбургский мир 1555 года решил вопрос вероисповедания простым постулатом: «Чья власть, того и вера». Габсбурги были ревностными католиками, а между тем их владения распространялись и на «протестантские» территории. Конфликт был неотвратим. Имя ему — Тридцатилетняя война 1618—1648 годов .

Этапы Тридцатилетней войны

Итоги Тридцатилетней войны

  • Вестфальский мир установил границы европейских государств, став исходным документом для всех договоров вплоть до конца ХVIII века
  • Немецкие князья получили право вести независимую от Вены политику
  • Швеция добилась преобладания на Балтике и Северном море
  • Франция получила Эльзас и епископства Мец, Туль, Верден
  • Голландия признана самостоятельным государством
  • Швейцария получила независимость от Империи
  • С Вестфальского мира принято вести отсчёт современной эпохи в международных отношениях

Нет возможности пересказать здесь ее ход; достаточно напомнить, что в нее так или иначе оказались втянуты все ведущие европейские державы — Австрия, Испания, Польша, Швеция, Франция, Англия и ряд мелких монархий, ныне образующих Германию и Италию. Мясорубка, унесшая более восьми миллионов жизней, закончилась Вестфальским миром — событием поистине эпохальным.

Главное — была разрушена старая иерархия, сложившаяся под диктовку Священной Римской империи. Отныне главы независимых государств Европы уравнялись в правах с императором, а значит — международные отношения вышли на качественно новый уровень.

Вестфальская система признала в качестве главного принцип государственного суверенитета; в основу внешней политики легла идея баланса сил, не позволяющая какому-то одному государству усиливаться за счет (или против) других. Наконец, формально подтвердив Аугсбургский мир, стороны дали гарантии свободы вероисповедания тем, чья религия отличалась от официальной.

Чешское восстание в 1618 году переросло в войну, которая получила название Тридцатилетняя война . Она продолжалась с 1618 по 1648 год. В Тридцатилетней войне участвовали почти все государства Европы, таким образом она являлась первой общеевропейской войной. Поэтому нередко этот период времени называют «Борьба за господство в Европе ».

Причины Тридцатилетней войны

В начале XVII века отношения между европейскими государствами по-прежнему обостряли династические, торгово-экономические и ре-лигиозные конфликты.

В 1630 году армия Густава-Адольфа высадилась в Германии. В ряде сражений Густав-Адольф по частям разгромил войска имперцев и «Католической лиги», превосходившие его армию численностью. Военные действия были перенесены на тер-риторию католического лагеря — на юг Германии. Император срочно вернул к командованию армией Валленштейна, однако это не смогло остановить шведов. Даже после смерти в одном из сражений Густава-Адольфа они продолжали успешно громить противостоящие им войска.

Завершение Тридцатилетней войны: франко-шведский период (1635-1648 годы)

Положение Габсбургов стало критическим после того, как в 1635 году в войну на стороне протестантских государств вступила католическая Франция . С этого момента Тридцатилетняя война окончательно утра-чивает свой религиозный характер. Французские армии, успешно сражаясь против испанских и австрийских Габсбургов, защищали ин-тересы французской монархии и связанных с нею торгово-промыш-ленных кругов. Германия превратилась в огромное поле битвы, где прав был тот, у кого была сила. Все армии приняли к исполнению прин-цип «война кормит войну». Отряды наемников превратились в орды насильников и мародеров (грабителей). В конце концов, после того как у обездоленных людей было взято все, что возможно, и грабить стало нечего, война подошла к своему концу.

Вестфальский мир (1648 год)

Конец Тридцатилетней войны был положен подписанием Вестфальского мира в 1648 году.

Вопросы по этому материалу: